Винс Л.И. "Ветхозаветные женщины"

1 | 2 | 3

АВИГЕЯ МУДРАЯ

«Но мудрость, сходящая свыше, во-первых чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак. 3:17). «Начало мудрости — страх Господень» (Прит.1:7).

1. Давид, помазанный царь — изгнанник, скитлец, преследуемый Саулом. (1 Цар. 16:1, 11-13,; 18:6-9, 12-15; 18:28-30; 19:18; 24:2-8).
Всеми отверженный, скитался по горам и пещерам, скрываясь от руки Саула. вблизи имения Навала, где паслись его стада.

2. Авигея — жена Навала, проявившая свою мудрость. (1Цар.25:2-42).

3. Авигея была женой:

а) жестокого, злого человека (1 Цар. 25:3),
б) грубого (1 Цар. 25:10,14) и неблагодарного (1 Цар. 25:11,15,16).
Навал принимал как должное, что кто-то берег его стада. В своей заносчивости, он считал, что мир существует для его удобства, все обязаны обслуживать его и его семью, а его стада, его богатство — это дело «его рук, его ума».
Не так ли бывает и в нашей жизни? Есть ли среди нас такие, которые считают, что все должны о них думать, заботиться, обслуживать, почитать их, уважать, а они все это принимают, как должное? Это способствует утверждению в таких сердцах неблагодарности, бесчувственности. в) предавшегося пьянству и чревоугодию (1 Цар. 25:36).
Мы видим Навала пьяным на пиру с друзьями. А где же Авигея? Ее нет с ним. Она умела поставить себя так, чтобы не принимать участия в непотребстве, быть в стороне от нечестия, в котором жил ее муж Навал.
г) конец Навала — смерть (1 Цар. 25:38).

4. А какова же сама Авигея? а) умна и красива (1 Цар. 25:3).
Согласитесь, это довольно редкое сочетание — ум и красота.
б) рассмотрим, в чем проявляется разумность Авигеи (Притчи 8:5,11,34—36; 14:1-27; 15:10,33). Страх Господень научает мудрости.
в) не разделяла нечестие и неблагодарность мужа (1 Цар. 25:14,17).
Очевидно, слуга хорошо знал характер Авигеи, раз посмел подойти к ней и рассказать о поступке мужа. Если бы она была как Навал, то слуга не подошел бы к ней.
Так ли мы поступаем, когда семья, в которой мы живем, живет нечестивой жизнью? Бывает, что матери, дочери, жены становятся соучастниками нечестия ( покупка папирос, алкогольных напитков, ложь ради покоя в семье и т. д.) Не бываем ли мы грубы с родителями, детьми, родственниками, соседями? Не отвечаем ли мы так же, как ответил Навал: «А кто такой Давид, сын Иесеев?» Не бываем ли мы неблагодарны по отношению к семье, к друзьям? Быть благодарным — это значит немедленно отвечать добром на сделанное нам добро (Рим. 14:10) «В почтительности друг друга предупреждайте».
Что значит «предупреждать»? Это значит, что прежде чем ждать почтительности к себе, спешите сами оказать почтительность другому. Таковы ли мы? «Как хотите, чтобы поступали с вами люди, так и вы поступайте с ними» — в семье, с соседями, на работе, в общине.
г) не жестока.
Она заботилась о людях, вверенных ей в доме (1 Цар. 25:17-22). Навалу было все равно, погибнет ли его дом, его жена, его слуги, лишь бы было так, как он сказал. Не так ли часто ты, сестра, думаешь только о том, чтобы было по-твоему, хоть бы при этом и было хуже твоим детям, родным, мужу?
ж) воздержанна, разумна
(Прит. 19:18, 1 Цар. 25:36). «И не сказала ему ни слова, ни большого, ни малого, до утра». О, кто способен быть сдержанным даже в справедливом гневе? Видя пир Навала, его непотребство, видя его пьяным, Авигея молча удалилась. Так ли мы поступаем, когда грешат и обижают нас мужья, дети, родные? Не спешим ли мы сказать ядовитые слова? Возможно, мы удаляемся, но при этом сначала скажем язвительные слова, пронзающие человека и воспламеняющие огнем сердце? Авигея была разумна и воздержанна.
з) почему Навал сделался как камень, когда Авигея утром все рассказала ему? Потому, что слово Авигеи не было пустой болтовней, он знал, что жена говорит всегда разумно, взвешенно, правдиво.
Так ли у нас в семье, в церкви и везде, где мы вращаемся? Взвесьте и ответьте себе и Господу. От этого зависит ваша победа над нечестием.
и) мужественная, смелая (1 Цар. 25:18-22).
Много ли было женщин, которые среди ночи, одни, смело выходили навстречу мстителю? Авигея одна ночью вышла навстречу разгневанному и оскорбленному Давиду и его 400 воинам. Одна против четырехсот и ночью... Какое мужественное и самоотверженное сердце!
Не может быть сомнения, что душа ее возносилась к Богу Всевышнему в горячей, непрестанной мольбе. Такие ли мы мужественные? Готовы ли мы, черпая силу у Бога, пойти навстречу опасности?
Авигея ничего не сказала нечестивому мужу. А теперь часто жены ссылаются на мужей, когда надо принимать срочные, неотложные меры к спасению погибающей в грехах семьи — детей, родных. Идут за нечестивыми мужьями и, слыша приближающиеся грозные шаги Божии, бездействуют. Погибают семьи, погибают родные, погибают церкви...
Авигея смело пошла навстречу.

5. Авигея грех Навала взяла на себя. Почему? (1 Цар. 25:24-28).
«Прости вину рабы твоей». О, прекрасная Авигея, красота твоего сердца превышает красоту лица! Она не была виновна, не была соучастницей его грубости, жестокости и неблагодарности, но она говорит: «Прости вину рабы твоей».
Авигея хорошо помнила, что по Писанию она сотворена быть помощницей (Быт. 2:24). Она и Навал — «Одна плоть».
Дорогая сестра, когда выбираешь мужа, то знай, что его грехи будут твоими грехами, его дурные привычки будут твоими привычками, а его поступки будут твоими поступками. Захочешь ли вступить в союз с человеком, не отдавшим все свое сердце Богу и Спасителю Иисусу Христу? Если ты имеешь неверующих родных — мужа или детей, братьев или сестер, то молишь ли ты Господа, подобно Авигее: «на мне грех», «прости вину рабы Твоей»?

6. Раба. (1 Цар. 25:23-28).
Авигея — богатая, красивая женщина, а Давид — изгнанник, но она не считает унижением назвать себя рабою. Так поступала и Руфь и имела благословение в жизни. Не нужно бояться мнимого унижения, ибо угодно Богу кроткое и покорное сердце (Матф. 5:5).
Пала на лице свое Авигея и поклонилась до земли. А ведь она не была виновна! Часто женщины не только не поклонятся, а даже шеи не согнут, чтобы сказать: «прости вину рабы твоей». Говорите ли вы, сестры, так своим мужьям, братьям, отцам? Или употребляете тысячи слов, чтобы доказать, что вина чья угодно, только не ваша? Есть жены, которые всю жизнь во всем правы в своих глазах, всегда у них виновен кто-то другой. Грех Евы — «змей обольстил меня». Так же было в древние времена с Иезавелью.
Бог даровал нам древние образы истинных жен, таких, как Авигея, Руфь, Анна, Девора и др., чтобы мы, живущие в последнее время, изучали их и чаще смотрели на себя. Ибо по мере умножения беззакония, растет влияние диавола на женщин, а через них — на семьи верующих. Результат ложного самоуважения и непокорности несет распри, ссоры, горечь и препятствие в молитвах. Дух Святой оставляет семью, ангелы света оставляют дома, а ангелы духа злобы наполняют их.

7. Какие последствия имело унижение Авигеи? (1 Цар. 25:32-35). «Почтил лице твое» и «послушался голоса твоего».
О, дорогая сестра, когда ты кротостью и покорностью утишишь гнев мужа или брата, или отца, то они не заметят, что ты низко склонилась, развала себя рабою и пала на лице свое, а увидят его в великолепии разума и послушают твоего совета. Таков результат мудрости (Прит.31:10,26).

8. Чем занималась Авигея, будучи богатой и красивой женщиной?
а) следила за хозяйством. (1 Цар. 25:2). Муж поехал на стрижку овец, и она тоже. Зачем? (25:18). Авигея была хозяйственной, знала чего и сколько нужно было брать для каждого дела и было ли все необходимое у нее в доме. Она лично присутствовала при стрижке овец (Прит. 31:25-31).
Давайте вспомним, каковой была Иезавель? Она нарумянилась и выглядывала в окно, она научала мужа своего Ахава всякому нечестию. О, она ни перед кем не унижалась, но помните ее конец? Псы растерзали ее труп.
б) изучала Божьи законы, обетования и повеления. (1Цар.25:28-31). «Ибо войны Господа ведет господин мой».
Она знала, что Давид угоден Господу, что он гоним, что не было зла в его жизни. «Душа господина моего завязана в узле жизни у Господа Бога» (25:29).
в) имела глубокую веру (25:28). «Господь непременно устроит господину моему дом твердый!»

9. Совет, который Авигея дает Давиду. (1Цар.25:30-31).
Называя себя рабой, пав на лице свое, Авигея все же дерзает дать совет Давиду. Какой же это совет? — Удержать себя от мщения. Так ли мы поступаем в нашей жизни? Если кто вредит, то не даем ли мы совет дать ему отпор, выступить, противостать?

10. Результат разумного поведения Авигеи:
спасена жизнь, спасен дом, а потом — стала женой Давида, оценившего ее мудрость и красоту (1Цар.25:40).

11. Как отнеслась Авигея к предложению Давида быть его женой? (1 Цар. 25:41).
Она проявила кротость и послушание воле Божией, готовность быть служанкою слуг Давида. Волю Божию усмотрела она в том, что Навал был поражен рукою Божией.
А как вы, сестры, смотрите на свой брак? Многие вступают в брак, чтобы муж был ей слугою, чтобы, как принято это сейчас в мире, пожить «в свое удовольствие». Авигея, богатая, умная, красивая женщина, не искала в браке для себя благ, а искала радости, благополучия не только для своего мужа, но даже для его слуг. Она хочет всем служить, не ищет своего. Так ли ты отдаешь свое сердце своему небесному жениху — Иисусу Христу? Ищешь ли ты в церкви, чтобы тебе служили, или готова на всякую работу, даже на самую простую, незаметную? Возьми себе примером любовь Авигеи, ее готовность служить.

12. На какую жизнь решилась Авигея, согласившись быть женою Давида?
Богатое имение Саул должен был забрать, а она пошла скитаться с гонимым Давидом по пещерам и горам. Оставила все, что имела. Вмещается ли в наше сердце и ум и величие души Авигеи? В дальнейшем мы видим результат ее влияния на душу Давида: Давид мог убить Саула копьем, но не сделал этого. Влияние жен на мужей несомненно. Авигея жила в древние времена, чтила Бога и поклонялась Ему, справедливому и живому Богу. А мы живем в дни, когда спасение ближе к душе нашей, чем во дни Авигеи.

13. Авигея — прообраз Церкви.
а) Если Ревекка — прообраз Церкви в том, что она пошла, доверившись Богу, к тому, которого не видела, не зная, куда и к кому идет, то Авигея оставила все земное богатство и пошла за гонимым, отверженным Помазанником Божиим. Так и истинная возрожденная душа идет за Христом теперь, когда Он отвержен и гоним, не считаясь с жертвами (Матф.19:29; Евр.11:38).
б) Не только идет сама, но и кормит, и становится слугою гонимых воинов — слуг Помазанника Божия.
Она навьючила ослов и пошла навстречу Давиду и воинам его. Она готово была омывать ноги им. Так ли мы, женщины, поступаем с усталыми тружениками Христовыми? Сыты ли они и присмотрены? Верим ли мы, что они ведут войны Господни? Укрепляем ли мы дух их своею верою и вселяем ли мы покой в их сердца, когда они, уставшие, возвращаются домой?
Если не так, то упадем на лицо свое пред Богом и скажем, как Авигея: «грех на рабе Твоей!» (Плач Иер. 3:38-50; Прит. 10:24; Откр. 22:7).

ЕСФИРЬ

«И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.» (Матф. 19:29)
«Просите, и дано будет вам; ищите и найдете.» (Матф. 7:7).
«Господи, веди Твоих героев.» (Иоиль 3:11).

1. Пленение народа Израильского и причина Иер. 22:24 – 30. Отступление царей.
Цари, они же и вожди народа Божьего, впадали в грехи и нечестие (4 Цар. 24:6 – 16). Они избирали себе пути по сердцу своему, испорченному с детства. Описывая жизнь их, Дух Святой отмечает главное в их жизни. «Восемнадцати лет был Иехония, когда воцарился и три месяца царствовал в Иерусалиме – имя его матери Нехушта… и делал он неугодное в очах Господних во всем так, как делал отец его.» (4 Цар. 24:8 – 20).
«И пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к городу, когда рабы его осаждали его. И переселил он Иехонию в Вавилон: и мать царя и жен царя и евнухов его и сильных земли отвел на поселение из Иерусалима в Вавилон (4 Цар. 24:14 – 15).
Это повторялось неоднократно, и вожди народа Израильского знали, что возмездие придет, как приходило отцам их, но по упорству сердца своего многие из них были отступниками от Господа и Его закона. Удивительное упорство. Им известны были летописи, устно они передавались, лично они наблюдали жизнь отцов и возмездие Божие, но, как бы ведомые на заклание, шли путем нечестия. Мать указана. Женщина, воспитавшая дитя свое – она дала путь и наставление для него с детства его. Почему же такое упорство? Долготерпение Божие усыпляет вождей. Впадая в грех, они повторяют его, ибо деть отмщения наступает не тот час. И говорящие: «где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же.» (2 Пет. 3:4).
«Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится.» (Отк. 22:11).
Величайшая в мире свобода, свобода избрания, данная Богом каждому человеку, когда он избирает путь для себя – путь к погибели или путь к спасению. Бог долготерпит и долготерпением Божиим люди злоупотребляют. Вожди народов, вы поставлены Всевышним давать направление не только своей жизни, но многим тысячам, даже миллионам жизней. Ответственнейшая обязанность – пред Богом и людьми. Кто возрастил вас? Какая мать? Какая женщина? Какие наставления дала она вам? Если вложила в ваше сердце доброе и самоотверженное служение народу – приступайте к нему с трепетом. Вожди народа Божия, кого вопрошаете вы, управляя народом Божиим: Господа ли, Который дал в ваше управление паству Свою, или идете по путям испорченного сердца Вашего? Есть Книга книг и в ней законы для управления вашего. Чем руководствуетесь в управлении вашем? Кого приблизили вы к управлению: пророков ли Ваала, как Ахав при Иезавели; Или пророка Илию, обличающего вас, или Михея – всегда говорящего о вас худое; или Иеремию, смело возвещающего вам слово правды; или своекорыстных льстецов, усыпляющих Вас не словами Господа, а словами сердца своего? (Иер. 23:9 – 24).

Отступление пророков.
«И в пророках Самарии Я видел безумие: они пророчествовали именем Ваала – и ввели в заблуждение народ Мой, Израиля. Но в пророках Иерусалима вижу ужасное: они прелюбодействуют и ходят во лжи, поддерживают руки злодеев, чтобы никто не обращался от своего нечестия… Ибо от пророков Иерусалимских нечестие распространилось на всю землю… они постоянно говорят пренебрегающим Меня: «Господь сказал: мир будет у вас» и всякому, поступающему по упорству своего сердца, говорят: «не придет на вас беда.» «Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали. Если бы они стояли в Моем совете, то объявили бы народу Моему слова Мои и отводили бы их от злого пути их и от злых дел их.» (Иер. 23:17, 21, 22).
Такими пророками и советниками окружали себя многие цари Израильского народа. Они ввели в заблуждение народ Божий. При Ахаве только 7000 израильтян не преклонили колена пред Ваалом. «Вот бог твой, Израиль» – Ваал, мертвый, бесчувственный, жалкий вымысел человеческого ума и рук человеческих. Так было с народом издревле, так и теперь. Чему учат тебя пророки Иезавели? Куда идут твои средства, где твои дети? О чем мыслят они, каковы их наклонности, стремления, каков их характер? Знают ли они Господа, или ты отдал их Ваалу с его дикими низменными развлечениями? Куда уходят твои вечера и твой выходной день? Не сидишь ли ты в собрании развратителей и утешаешься плясками? Не находятся ли и твои дети тут же с тобою? Чему научил ты их? Знают ли они закон Господень вполне и достает ли у тебя на это времени? Ему дадим отчет.
Есть еще другая категория пророков, которых не посылал Господь. Иер. 23:31. «Вот Я – на пророков, говорит Господь, которые действуют своим языком, а говорят: «Он сказал.» Эти пророки говорят: «Мир будет у вас» и «не придет на вас беда.» (Иер. 23:17). Вы гарантированы от гонений и наказаний. «Идите по пути нечестия, ведите детей – все будет хорошо с вами.» Так возглашали в древнее время, так и теперь. Сладкие речи усыпляют бдительность совести. Спит совесть, но: «Вот идет буря Господня с яростью, буря грозная, и падет на голову нечестивых. Гнев Господа не отвратится, доколе Он не совершит и доколе не выполнит намерений сердца Своего; в последующие дни вы ясно уразумеете это.» (Иер. 23:19 – 20). В первую очередь Господь говорит пророкам.

Отступление народа (Иер. 25:1- 11; 26:1 – 15).
«Господь посылал к вам всех рабов Своих, пророков, с раннего утра посылал, - и вы не слушали, не приклоняли уха своего, чтобы слушать… Но вы не слушали Меня, говорит Господь, прогневляя Меня делами рук своих, на зло себе.» (Иер. 25:4, 7).
Народ упорствовал. И когда Иеремия сказал все, что Господь повелел ему сказать всему народу, тогда схватили его священники и лжепророки и весь народ – и сказали: «смертный приговор – этому человеку.» (Иер. 26:11).
Так относился народ к истинным словам Господа. Смертный приговор за призыв исправить свои дела и слушаться голоса Божьего! Не то же ли и теперь? За что вожди народа Божьего и служители преследуют рабов Господа, призывающих их к покаянию, к отделению от Иезавели и Ваала? Туда же обращается и народ Божий. Позорнейшее явление – свидетели на судах против искренних детей Божиих – отступники-служители. И таким отступникам народ в доме Господнем говорит «аминь». Под их руки, наполненные насилием, наклоняют головы свои для благословений. «Посему так говорит Господь: за то, что вы не слушали слов Моих, вот Я пошлю и возьму все племена северные, говорит Господь, и пошлю к Навуходоносору, царю Вавилонскому, рабу Моему, и приведу их на землю сию и на жителей ее и на все окрестные народы и совершенно истреблю их и сделаю их ужасом и посмеянием и вечным запустением.» (Иер. 25:8 – 9). Таков приговор Божий за отступление царей народа Божия, пророков и народа – пленение и ужас, и запустение. Все это совершилось в дни Навуходоносора. Иехония, царь Иудейский, и мать его и вся семья, и народ отведены в плен в Вавилон. Навуходоносора сменил Артаксеркс – повелитель 127 областей. Могущество и богатство его описаны в первой главе книги Есфирь.
Народ Божий был пленником. Но из среды пленного народа Своего Господь воздвиг свои светильники, которые не преклонились пред нечестием. Таковыми были: Даниил, Седрах, Мисах, Авденаго, Мардохей и др.

2. Состояние народа и злой Аман.
Израильтяне рассеяны были за отступление свое от истинного живого Бога. Они лишены были возможности свободно служить Ему. Полное порабощение. Артаксеркс возвысил Амана выше всех князей своих. «Все служащие при царе, которые были у ворот царских, кланялись и падали ниц пред Аманом, ибо так приказал царь», а Мардохей «не кланялся и не падал ниц.» (Есф. 3:2). «И когда увидел Аман, что Мардохей не кланяется и не падает ниц пред ним, то исполнился гнева Аман. И показалось ему ничтожным наложить руку на одного Мардохея; но так как сказали ему, из какого народа Мардохей, то задумал Аман истребить всех Иудеев, которые были во всем царстве Артаксеркса, как народ Мардохеев.» (Есф. 3:5, 6). Стоило Мардохею пасть ниц пред Аманом, и он избежал бы страданий. Но Мардохей знал написанное, как знал Иисус Христос: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.» (Матф. 4:10). Злобный Аман жестоко мстил за независимость Мардохея. Диавол ополчил все свои силы и возможности, чтобы сделать Голгофский путь неповторимым в страданиях. То же и сегодня. Злобные аманы, предстоящие пред правителями мира сего, требуют поклонения себе. «Все это дам Тебе, если падши поклонишься мне»: спокойную жизнь, работу, свободу – только исполняй мои уставы, но не уставы Господа. Чти меня, но не Господа. Мардохей был непреклонен и неизменен в своей воле чтить царя Артаксеркса, но поклоняться только одному Богу, истинному и живому. «И вышел Аман в тот день веселый и благодушный, но когда увидел Аман Мардохея у ворот царских, и тот не встал и с места не тронулся пред ним, тогда исполнился Аман гневом на Мардохея.» (Есф. 5:9).

3. План Божий избавления народа Своего
«Он создал сердца их и вникает во все дела их» (Пс. 32:15).

Господь наказал упорный в грехах народ Свой, но милости Своей не отнял от него. Наказал и милует. «В смятении моем я думал: «отвержен я от очей Твоих»; но Ты услышал голос молитвы моей, когда я воззвал к Тебе» (Пс. 30:23).
Полное разорение, господство над ним Амана, приговор уничтожения – вот в каком состоянии оказался народ, предназначенный быть носителем славы Всевышнего (Есф. 3:8 – 11). Назначен день уничтожения. Но Всеведующий приготовил спасение Свое, спасение не кратковременное, а полное избавление Своего народа от позора, насилия и умерщвления. Так же, как при Ассирийском царе Господь действовал через Девору, женщину-судью и пророчицу, так и во времена персидских царей, через избранный сосуд Свой – Есфирь. Кем была Есфирь? (Есф. 2:5 – 7).

Сирота.
Красива станом и лицом. Очень часто красота женщин становится поводом к пустоте сердца, извращению характера, поводом к гордости, заносчивости, легкомыслию и падению. Красивый ребенок с детства приобретает привилегии, часто влекущие за собою пагубные наклонности.

Есфирь красива.
Она была сиротой и имела все основания быть баловницей Мардохея. Однако Господь, очи Которого испытывают все сердца, из всего многочисленного народа именно ее избрал своим сосудом. Имя Есфири до сего времени произносится с восхищением среди евреев. Почему Господь среди других девиц выделил Есфирь? (2:8, 9).

Скромна и послушна, и не болтлива (Есф. 2:10).
Так отмечает Слово Божие: «Потому что Мардохей дал ей приказание.» «Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов.» (1 Цар. 15:22). «При том же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно.» (1 Тим. 5:13). Есфирь обратила на себя внимание послушанием и скромностью (Есф. 2:15).

Довольна тем, что имела.
Она не пожелала ничего, кроме положенного ей. Так ли с вами, девицы и молодые жены? Довольны ли вы тем, что имеете, или предела нет вашим желаниям в земной жизни? Есфирь ничего не пожелала. В этом красивом теле была воспитана благородная душа и был высокий дух, чтущий живого Бога. Так ли воспитываете вы своих детей? Какие интересы у вас и вашей семьи? Вечное небесное или земное – цель вашей жизни? Есфирь имела право требовать все, что хотела, но этого не сделала. Так ли бы вы поступили? Сколько несчастных есть мужей, которые, возвращаясь с труда, вынуждены выслушивать бесконечный ропот и укоры от жен за скромную жизнь. Не так ли с тобою? Радостное общение семьи в псалмопении, хвале Господу заменяется грустными вздохами и огорчением.

Есфирь выделялась среди восточных языческих девиц своей скромностью, благородством. Взрослая, уже ставшая царицей половины мира, она, как дитя, была послушна Мардохею! Есфирь все еще не сказывала о родстве своем ио народе своем, как приказал ей Мардохей, а слово Мардохея Есфирь выполняла и теперь так же, как и тогда, когда была у него на воспитании.» (Есф. 2:20). Так поступала и Руфь, когда безоговорочно слушалась своей свекрови Ноемини. Как часто именно в таком послушании нуждаются не только дети, но и молодежь, вставшая на свои ноги, имеющая самостоятельную семью. Один пожилой человек у гроба своей матери со слезами сказал: «Я не принимал ни одного решения в своей жизни, не посоветовавшись прежде с нею, до последнего ее вздоха.» Он избежал многих ошибок в жизни, он имел правильное направление, потому что мать его имела высокий дух, дух Христов, и направляла его путь к небесному. Есфирь не была болтлива. Болтливому человеку невозможно доверить ни одного серьезного дела. Особенность этого недостатка, осужденного апостолом Петром, присуща женщинам. Нужно бороться с этим с виду не значительным недостатком, но много горя приносящим детям Божиим.

Преданная, благодарная. (Есф. 4:3 – 4).
Есфирь очень встревожилась, когда Мардохей оделся во вретище. Она начала действовать – достала одежды для него и послала ему. Чуткое сердце! Так ли мы относимся к тем, кто воспитывал нас? Может быть, только одними словами сочувствуем, а иногда, если нам не понятны их горести, то совсем проходим мимо? Есфирь не знала, почему Мардохей одел вретище и был в плаче и посте, но она немедленно приняла в нем участие.
Причины для нее были второстепенны, важен был факт, что близкий ее человек, ее названный отец, в горе и страдает. Какая чуткость! Иногда у нас не остается ни времени, ни теплых слов для тех, кто в наших глазах уже отжил свое. Один проповедник, говоря о корнях, питающих верующих сказал: «В пустыне мы видим низкие кустарники, которые глубоко ушли корнями своими в песок и там, где никогда не бывает дождя, они достают влагу и оживляют пустыню. Так часто наши старики и старушки живут, как ненужные, среди своих семей, столько переносят, что молодой сказал бы: «Я бы не вытерпел, бросил все и ушел.» А они живут и там, глубоко пуская корни и оживляя эту духовную пустыню.
Царица Есфирь была предана и благодарна своему воспитателю, хотя, достигши такой высоты, уже не имела нужды в нем. Такое ли благодарное сердце у нас? Помним ли мы сделанное все для нас или забываем тот час, как более не можем получать услуг от них? Проверим свое сердце. Решительная. (Есф. 4:15 – 16). «И если погибнуть – погибну.» Это был наивысший момент испытания Есфири. Выйти навстречу смерти за дом отца, за свой народ! Разве не достаточно было ей находиться под покровом дворца, чтобы рисковать жизнью? Пусть истребляют иудеев, никто во дворце не знает ни родства ее, ни народа. Такой могла быть логика мышления Есфири. Но воспитанная в законе Бога своего, она знала, что не минует ее наказание Божие, рано или поздно откроется тайна ее родства к народу Божию и она погибнет бесславно.
Есфирь не пожелала жалкого существования, постоянного страха ожидания неминуемой гибели. Она решительно встала на защиту своего народа. Смелое решение: «Если погибнуть – погибну.» Есфирь приняла это решение, когда была молода, прекрасна, достигла редко кому выпадающей высоты положения.
А ты? Какое ты приняла решение, когда народ Божий обречен на заклание, уничтожение и истребление? Когда преданных детей Божиих отправляют в ссылки, тюрьмы, когда детей отнимают у родителей за христианское воспитание? Может быть, тебе в твоей семье неплохо, ты сыта, одета, в тишине и спокойствии идут дни твои и ты даже имеешь возможность пользоваться благами и привилегиями?
Но знай, будет момент, когда принадлежность твоя к народу Божьему будет открыта и станет нестерпимой, ты позорно будешь отвергнута там, где ты достигла желаемого положения и высоты. Есфирь, зная, что ее ждет смерть, сказала: «И если погибнуть – погибну.»
Можете ли вы, матери, жены, девицы, сказать то же? Судьба народа Божьего – твоя судьба? Ты не отделим от него, если ты хочешь иметь вечное общение, быть в Церкви, где глава Иисус Христос. Стоять в стороне могут только посторонние зрители или враги. «Господи, веди героев Твоих.» В первые века христианства так и было. Тысячи героев-мучеников шли умирать за исповедание имени Спасителя своего Господа Иисуса Христа. Каждый христианин, принимая веру в Иисуса Христа как в личного Спасителя, посредством Духа Святого, одновременно решал вопрос о страдании до смерти. Века идут. В Откровении 2 гл. характерно указывается об учении Иезавели и Валаама, проникшем в среду Церкви. Быть в Церкви Христовой для многих теперь не значит нести бремя Его и идти по кровавым следам Христа. Состояние это описано в 3 книге Царств. Хромание на оба колена, служение и Ваалу, и Господу. В таком состоянии мы не способны сказать, так как сказала Есфирь.
Почему Есфирь была в состоянии стать орудием в Божьих руках в спасении народа Божьего? Любовь к народу Божьему. «И продолжала Есфирь говорить пред царем и пала к ногам его и плакала и умоляла его отвратить злобу Амана и замысел его… «ибо как я могу видеть бедствие, которое постигнет народ мой, и как я могу видеть погибель родных моих?» (Есф. 8:3, 6). В 7 гл. книги Есфирь описано, как Господь избавил народ Божий от его врага Амана. Аман не существует, Мардохей «вошел пред лицо царя.» Есфирь не останавливается на середине. Благоприятная перемена к ней царя, его милось и расположение еще не было окончательным избавлением народа Божьего. Там, за их спинами, разосланные по всей стране в прошлом, лежат как бы забытые списки и указ на уничтожение народа Божьего. Солнце сияет, радость и ликование, а Есфирь плачет. Странное явление! Разве мало тебе, Есфирь, этой перемены? Но она знает, что наступит день и час, когда вступит в силу указ об истреблении. Любовь к народу своему лишила радости Есфирь. «Ибо как я могу видеть бедствие, которое постигает народ мой?» Так ли ты? Ты радуешься, что получила возможность иметь молодежное собрание в твоей церкви, право проповедовать, приводить детей. А где томящиеся узники, которые стали жертвою ради свободы Церкви? Молишься ли ты о них и ходатайствуешь ли об освобождении их из оков? Есфирь не дала покоя душе своей, пока не доведено было дело спасения ее народа до конца. В чем секрет победы Есфири? (Есф. 4:16). Пост и молитва – вот с чего начала Есфирь дело спасения народа Божьего: «Владыко владык, Царь царей, прибежище и защита Своего народа!» Пост трое суток! Ты так же поступаешь, когда молишь Господа о спасении? Готов ли ты смирять себя вполне перед Небесным Владыкой, вполне почувствовать, что ты прах пред Ним, ничего сам по себе сделать не можешь? Плоть и душа повержены во прах пред Господом, все великолепие земного превосходства Есфирь сочла ничтожным. Тогда только она решилась встать в защиту себя и своего народа пред правителем. В этом заключается секрет победы, в этом была сила ее. А как ты? Может быть, ты не считаешь нужным иметь пост с молитвой? А может быть, ты совершаешь пост и молитву, но предстать пред правителем считаешь не твоим делом? Господь требует и этого. Есфирь плакала и умоляла и не хотела утешиться, пока народ Божий не был избавлен от злого Амана и истребления.
Возопием вместе с псалмопевцем Давидом: «За Тебя умерщвляют нас всякий день, считают за овец, обреченных на заклание.» (Пс. 43:23).
«Встань на помощь нам, и избавь нас ради милости Твоей» (Пс. 43:27).
«Господь сил с нами, заступник наш Бог Иакова» (Пс. 45:12).

Выводы.
(Иов 37:23; Есф. 8:8 – 11).

День истребления стал днем спасения и ликования. «А у Иудеев было тогда освещение и радость, и веселье, и торжество.» (Есф. 8:15).
Так, Аман бросал жребий, назначал месяц истребления народа Божия, приготовлял дерево для повешения Мардохея, но суд Божий совершился над ним, над делами и планами его. Церковь Христова будет жить до Второго пришествия Господа Иисуса Христа на землю, пока Он не возьмет ее от земли Сам. «Врата ада не одолеют ее.» (Матф. 16:18). «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем!» (Рим. 8:38 – 39). «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.» (Иоан. 15:13; 3:16). «Господи, веди Твоих героев.» (Иоиль 3:11).
Аминь.

ВДОВА ИЗ САРЕПТЫ

«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его и это все приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем; довольно для каждого дня своей заботы» (Матф. 6:33-34).

Читать: 3 Цар. 17:1-3, 7-24.

1. Сарепта Сидонская — город, где был оказан приют гонимому Илии (3 Цар. 17:9).
Сидон — родина Иезавели, гонительницы Илии, жены царя - отступника Ахава. По вине их земля Израильская лишена была дождя и росы. Илия у иссыхающего потока Хорафа. Поток высох, но прежде, чем ввести Илию в безвыходное положение, Господь готовит ему место убежища. Не так ли и с нами поступает Господь? Сарепта Сидонская — место убежища Илии. Иезавель ищет его через Ахава по всему царству Израильскому, и по всем городам, а Господь мудро предусмотрел убежище Илии на родине Иезавели, где она меньше всего могла предполагать его местонахождение. «Встань, и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там; Я повелел там женщине вдове кормить тебя» (3 Цар. 17:9).

2. Господь дает повеление женщине прежде, чем она узнала об этом.
Как это может быть? Вдова из Сарепты, отправившись собирать дрова, чтобы испечь последнюю горсть муки, еще не знала, что встретится с Илией, как же Господь еще прежде этой встречи говорит: «Я повелел там женщине вдове кормить тебя»?
Это значит, что когда поток Харафа начал иссыхать, Господь обозрел Своими очами всю землю, чтобы найти место для гонимого Илии. Чудная забота Божия о нас! Господь Иисус Христос в земной жизни своей особенное внимание уделяет нашей полной надежде на Него. В Евангелии от Матфея 6:25-34 Он учит нас доверять вполне Отцу Небесному все наши нужды и не заботиться о завтрашнем дне.
Прежде чем Илия пришел в Сарепту по повелению Бога, Господь нашел там женщину-вдову, чтобы питать его. Пути Его неисследимы!
Что могла дать Илии вдова, имеющая последнюю горсть муки? Но Господь сказал: «Я повелел там женщине вдове кормить тебя». Разве не нашлось более обеспеченных, более богатых семей? Были, по всей вероятности. Но Бог совсем другой мерой оценивает человеческие качества. Он взвешивает сердца человеческие. Бедная вдова, положившая в сокровищницу храма две последние лепты имела сердце, более открытое для Бога, чем богачи (Лук. 21:1-4). «Я повелел» — означает, что Господь избрал вдову из Сарепты, чтобы она была источником благословений и могущества Божия.

3. Каким образом Господь повелел вдове кормить Илию? (3 Цар. 17:10).
Он направил путь ее навстречу Илии. Многие из нас в восторге говорят порой, что они «случайно» встретились с кем-то и добавляют, что если бы не эта случайность, то все повернулось бы для них очень плохо, что они были бы в крайнем затруднении, не будь этой случайности. Какая слепота! Прежде чем ты вышел из дома или предпринял что-либо, Господь повелел другому лицу, вложил в него мысль пойти навстречу тебе. Даже когда ты бежишь от Господа, Он посылает навстречу тебе слуг Своих. Если ты уклоняешься от исполнения воли Божией, Он посылает тебе навстречу слуг Своих с предупреждением.
Илия встретил вдову у ворот Сарепты. Не назвал Господь имени вдовы, не указал улицы города, а только сказал: «Пойди в Сарепту Сидонскую»... Илия не расспрашивает, как он найдет вдову, какова она. «И встал он и пошел в Сарепту»... Какая забота Божия! Илие не пришлось ходить по всему городу, в поисках той, которая ему была нужна. В воротах города она встречает ее. Так ли с тобою происходит в твоей жизни? Когда Господь говорит тебе: «Встань и иди», советуешься ли ты прежде со своею плотью, обсуждаешь ли повеления Божии или решительно следуешь туда, куда Он посылает?
«Итак, иду, не зная и не желая знать, что будет,
Желая лишь путь Господу предать.
С Ним сладко и во тьме шагать,
Жить без Него — как в сумерках блуждать»

4. Что это была за вдова?
а) Послушная (3 Цар. 17:10-11). «И позвал он ее и сказал: дай мне немного воды в сосуде, чтобы напиться. И пошла она, чтобы взять».
В каком горьком состоянии была эта женщина, когда искала два полена дров, чтобы испечь для себя и сына последнюю горсть муки! «Съедим это и умрем». Этой вдове с истощенными силами, ослабевшей от голода, Илия дает поручение — принести ему воды. «И пошла она, чтобы взять». Она могла отказать ему в этой услуге, чужаку, пришельцу, сославшись на свое бедственное положение, но она молча пошла, чтобы взять воды и принести ее усталому путнику.
Так ли поступаешь ты, когда Господь дает тебе поручение? Не отвечаешь ли, что сама устала, что не имеешь для этого времени? Одна сестра ответила в подобной ситуации: «Для меня достаточно, что я хожу 2 раза в неделю на собрания». Но ведь это для себя. А для других? Для Господа? Есть гимн:
«Что делаешь для Иисуса в жизни сей земной?
Что делаешь для Иисуса в сей час твой?»
Вдова тотчас пошла исполнить просьбу Илии. Господь не ошибся, когда остановил на ней Свой выбор и поручил ей кормить Илию — она была послушна.
б) Не болтливая — страдала молча и не показывала своего страдания другим (3 Цар. 17:11-12). Услышав просьбу Илии, она перестала искать дрова, а молча пошла к дому. Только после того, как Илия попросил у нее хлеба, она все рассказала ему.
Есть сестры, которые, невзирая на свои немощи и болезни, всегда служат другим. Есть и такие, которым все всегда должны служить. Предмет их разговоров с любым человеком — их бесконечные болезни. Они как бы выставляют их напоказ.
Голодная вдова из Сарепты, не имевшая в доме ни полена дров, ничего не сказала Илии, а тотчас же отправилась, чтобы послужить ему. Какой прекрасный образ! Какова ты, дорогая сестра? Чьи немощи становятся предметом твоего внимания? Проверь свою жизнь, как много ты думаешь о других и их тяжелых обстоятельствах, и как много о своих?
«Сокрой свое горе от взоров чужих,
Слез много уж в мире без вздохов твоих.
Пойди и подумай ночною порой,
Иисусу Христу свое горе открой».

5. Как отнеслась вдова из Сарепты к просьбе Илии дать сначала ему поесть, а потом приготовить пищу себе и сыну? (3 Цар. 17:13)
«Пойди сначала сделай для меня, а потом себе», — сказал вдове Илия. Через Илию Господь испытывал вдову из Сарепты. Что может быть тяжелее для матери, чем отдать последний кусок хлеба постороннему человеку, а не своему умирающему от голода ребенку! Такие испытания достаточно редки, но еще более редка готовность матери поступить так. Знаете ли вы подобные примеры? Как поступала ты, сестра, в подобных случаях жизни? Ты можешь сказать, что подобного в твоей жизни не было. Тогда скажи, как поступила бы ты, если бы Господь потребовал этого от тебя? Тебе, возможно, трудно представить, в чем это может выразиться в твоей жизни. Послушай Самого Иисуса Христа: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матф. 6:33). Что ты думаешь об этом? Возможно, что ты скажешь: «Искать Царства Божия и не заботиться о завтрашнем дне — а что же будет с детьми нашими? А с правдой особенно тяжело, она плохо приемлема в этой земной жизни. А научить ей детей в наше время еще труднее». Царство Божие изгоняется с земли. Одно официальное лицо заявило верующей матери: «Ну и летите к своим архангелам, а здесь вам нет места». Но Господь сказал: «Небеса и земля прейдут, а Слово Мое не прейдет». Как во времена пророка Илии, в минувшие века, в прошедшие годы и десятилетия, так и сегодня Божие обетование нам гласит: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его».
Есть гимн:
«Хотя бы в жизни погибло все, хотя бы звезды погасли в небе — обетования все стоят».
Веришь ли ты этому, дорогая сестра и мать? Вдова из Сарепты поступила так (3 Цар. 17:15): «И пошла она, и сделала так, как сказал Илия».

6. Почему вдова Сарептская поступила так? (3Цар.17:14)
Потому что она вполне поверила словам Илии, сказанным от имени Господа. Хотя Илия был ей незнаком. Хотя слышала она это обещание от Илии впервые. Хотя это обещание звучало так противоестественно...
«О, женщина, велика вера твоя»! (Матф. 15:28)
Обратим взгляд на себя. Сколько раз ты слышала слова Иисуса Христа: «Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Матф.19:29). Веришь ли ты сему, как поверила вдова из Сарепты с первого слова Илии? Может ли сказать Господь о тебе: «О, женщина, велика вера твоя»? Веришь ли в воздаяние во сто крат еще в этой жизни? Вдова из Сарепты вместо одной, но последней горсти муки, получила во сто крат: «Мука в кадке не истощалась и масло в кувшине не убывало по слову Господа, которое Он изрек через Илию» (3Цар.17:16).

7. Какими мерами получила вдова во сто крат?
Ежедневными порциями. Когда она выбирала последнюю горсть, появлялась новая. Для чего? Почему бы не наполнить сразу всю кадку мукой и кувшин маслом?
В Притчах Соломона (30:8) сказано:
«Богатства не давай мне,
питай меня насущным хлебом,
дабы пресытившись, я не отрекся Тебя
и не сказал: кто Господь?»
«Хочет Он, чтоб мы нуждались и пришли к Нему просить» — поем в псалме.
«Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день».
Если бы вдова из Сарепты искала последовательности естественных законов, то умерла бы от голода. Но вера ее была проста: она исполнила все, что сказал ей Илия. Так ли с тобою, сестра? Полагаешь ли ты ежедневно надежду твою на Господа или ждешь, когда кадка будет полна до краев? Господь говорит: «Не оставлю тебя и не покину тебя» ( Евр. 31:15).
«Не бойся» —сказал Илия вдове из Сарепты.
Не бойся и ты, когда отдаешь все, что имеешь ради Имени Его, мука в кадке не истощится и масло в кувшине не убудет. Так в физической жизни. Не так ли и в духовной? Только после того, как ты употребишь последнюю горсть, прибудет новая.

8. Что нужно, чтобы прибывала новая горсть муки и масло в кувшине?
Употреблять взятую муку. Что пользы было бы, если бы взяв ее, вдова из Сарепты смотрела бы на нее, как на великое чудо, а не стала бы печь лепешки? Она оставалась бы голодной и мука не стала бы прибывать взамен взятой.
Как часто мы наспех прочитываем чудные слова Божии, неисследимое Его богатство, восторгаемся и удивляемся им, но за заботами житейскими вскоре забываем их. Что пользы нам в таком чтении? Каждое утро мы должны приходить к источнику жизни, хлебу жизни - Слову Божию и взять горсть, сколько потребно нам. Маслом - Духом Святым - растворить ее и применить к своей жизни. Так мы не истощимся, а Господь приготовит нам следующую горсть.
Так ли ты поступаешь? Не находишься ли ты в состоянии истощения? Вот признаки истощения: сонливость, вялость в труде, унылое состояние духа, отсутствие радости, безразличие к другим. Такое состояние переходит в смерть.
Если ты это испытываешь в духовной жизни - скорее возьми “горсть муки” из Божьей сокровищницы! Моли Господа о масле - ниспослании Духа Святого - и исцелишься. Избыток сил ощутишь в себе, радость спасения наполнит сердце твое, исчезнет безразличие к другим, появится желание трудиться. Апостол Павел говорил: “Кто изнемогает, с кем бы я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?” (2Кор.11:29). Если это делать время от времени, а не ежедневно, то и тело и душа твоя не будут здоровы. Не будет силы, побеждающей козни врага душ наших, который “ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить” (1Пет.5:8). Будет жалкое духовное существование. Не потому ли мы так часто льем слезы раскаяния о бессилии и поражении в духовной жизни? А причина того - нет победной жизни во Христе Иисусе. Не знаем, где сил почерпнуть. Вот перед тобою Хлеб Жизни, зачем тебе истощаться и умирать? Для каждого есть ежедневная горсть муки и масла.
Однажды корабль после бури оказался в неизвестных водах. Люди умирали от жажды, запасы пресной воды на корабле были давно исчерпаны. В эфир дали сигнал: “Умираем, дайте воды”. В ответ - “Зачерпни и пей.” Так повторялось трижды. Ничего не понимавшие люди решились опустить за борт ведро и достать воды. Вода оказалась пресной. Корабль находился в месте, где сильное течение реки на много километров врезалось в море.
Находясь у источника жизни - Слова Божия, мы часто гибнем от духовного голода и жажды. “Зачерпни и пей”. Так просто. Не ищи чего-то особенного, каких-то необычных путей для пополнения силы и победной жизни. Зачерпни и пей ежедневно из Библии, которая у тебя на столе или в книжном шкафу.
Вдова и сын, по Слову Господа, которое Он изрек через Илию, были спасены от голодной смерти. Отступил призрак смерти с последней горстью муки. Была явлена Божья милость над домом вдовы. Но вот внезапно новое испытание - тяжкая болезнь и смерть единственного, горячо любимого сына. Мать брала на руки бездыханное тело его, прижимала к своей груди - все бесполезно, он мертв. Невозможно передать, не поддается описанию это чувство отчаянного протеста, когда мать теряет свое единственное, нежно любимое дитя.
Помните, Симеон, благословляя новорожденного младенца Иисуса, сказал Марии: “ И тебе самой оружие пройдет душу”. Это свершилось на Голгофе, у креста распятого Сына Человеческого. Оружие отчаяния пронзило сердце вдовы из Сарепты, когда в руках она держала мертвого сына.

9. Почему Господь допустил такое испытание? (3 Цар. 7:19).
“И сказала она Илии: что мне и тебе, человек Божий? Ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего”.
Что мне и тебе? Ничего уже не нужно. В эти горькие минуты вдова просмотрела всю свою жизнь и нашла причину смерти. “ Грехи мои” - вот причина смерти сына. Вспомнила она нераскаянные грехи прошлого и проступки, забытые ею. Несовместимы они оказались с присутствием человека Божия.
Когда мы видим Божью руку над своим домом, где мы ищем причину? Осматриваем ли себя? Не остался ли в душе затаенный любимый грех? Мертвые духовно дети - не наша ли вина? Вдова из Сарепты с горечью увидела это в себе самой. Но Господь, подавший ей руку помощи через Илию и спасший ее и сына от смерти, не желал так жестоко наказать ее. Он хотел достичь полного очищения ее внутреннего человека. Так поступает Он и с нами.

10. Результат осознания своего состояния.
“И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил.” (3 Цар. 17:22).
И сказала та женщина Илии: “Теперь-то я узнала, что ты человек Божий, и что Слово Господне в устах твоих истинно.” (3Цар. 17:24).
Когда вдова черпала ежедневно чудесную горсть муки и лила масло из кувшина, разве она не видела, что Слово Господне истинно в устах человека Божия? Видела, конечно, ведь она сама называла его человеком Божиим. Но она пользовалась дарованной ей милостью Божией и Его благословением и радовалась благополучию в своей семье. Присутствие человека Божия в доме не привело ее к осознанию своего собственного состояния. Господь должен был встряхнуть ее, ударив по самому дорогому, чтобы напомнить ей о покаянии и очищении. Только пройдя это огненное испытание, вдова оказалась способна сказать: “Теперь-то я узнала, что Слово Божие истинно в устах твоих”.
Так и мы часто благодушествуем, окруженные попечением Господним, считая, что так будет всегда. Но апостол Петр говорит: “...забыл об очищении прежних грехов своих” (2 Пет.1:9). Итак, сотвори достойный плод покаяния. Останься наедине со своим Спасителем и проверь сердце свое, свое хождение перед Ним, не ожидая Его строгого вмешательства в твою жизнь, когда ты вынужден будешь сказать: “Слово Твое истинно”.
Вдова из Сарепты - пример послушания, образец доверия Господу. Она правильно оценила Божий урок - искать причину в себе самой.
“А это были образы для нас, достигших последних веков” (1 Кор. 10:11).
“Велики и чудны дела Твои, Господи, Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои!” (Откр. 15:3).
Аминь.

СОНАМИТЯНКА – ДОБРОДЕТЕЛЬНАЯ ЖЕНА

«Одна богатая женщина…» (4 Цар. 4:8).

В характере богатой женщины – сонамитянки отмечено восемь особенностей, заслуживающих нашего внимания:
Она была женщина состоятельная. В доме ее не чувствовалось нужды. Один проповедник верно заметил, что некоторые люди так заняты тем, чтобы отгонять голодного волка от ворот своего дома, что им некогда заботиться о том, чтобы туда впустить Ангелов. В жизни тысяч людей идет ожесточенная борьба, и постоянная, с голодным волком. Такая угнетающая нищета может заглушить лучшие инстинкты природы и, однако, она менее опасна, нежели большое богатство. Богатые погибают от своего богатства еще чаще, чем бедные от своей нищеты. Я слышал слова одного опытного старика, утверждающего, что ему приходилось видеть, что верующие люди могли безнаказанно разбогатеть; но никогда не замечал он, чтобы хоть одного из них умножение его богатства сделало более духовным, тогда как ему нередко приходилось видеть, что бедные люди делались более духовными. Их нищета заставляла их взирать на Бога для получения необходимого. В доме женщины – сонамитянки, по-видимому, не было нищеты, ни пресыщения, - там царил достаток, напоминающий нам слова Агура в Прит. 30:8 – 9. «Нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы пресытившись, я не отрекся от Тебя и не сказал: «Кто Господь?», и чтоб, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе.» Умеренный достаток создает среду наиболее благоприятную для счастья и развития человека.
Она была женщина трудолюбивая.
Муж и сын ее занимались полевыми работами, жена же, как мы это читаем между строками, выполняла домашние работы. Все, за что она не бралась, она делала хорошо.
Она имела влияние на окружающих.
Относительно ее мужа нам известно, что он был уверен, что она ему советовала хорошее. Этой женщине он мог вполне довериться. Он, очевидно, был убежден в ее благоразумии и доброте. Слуги также доброхотно слушались ее, и пророк Елисей рад был исполнить ее просьбу. Она оказывала на всех влияние, потому что готова была служить каждому. Окружающие рады были исполнять ее волю, потому что они знали, что сама она готова была служить им. Мы знакомимся с ней в то время, когда она упрашивает пророка зайти к ней поесть хлеба; и он встретил у нее такое гостеприимство, что часто с тех пор возвращался к ней.
Муж ее в точности исполнил ее желание, выстроив над стеною небольшую горницу и поставив туда постель, стол, стул и светильник, чтобы там всегда мог отдыхать человек Божий. Живя в полусвете откровения Господня, эта женщина проникнута была духом истинного величия, выраженным в словах Господа: «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою.» (Матф. 20:26). Она обращала других в своих слуг, потому что сама добровольно делалась слугою каждого.
Она была женщина религиозная.
Это доказывается тем, что она с радостью принимала у себя пророка, которого она называла святым, «человеком Божиим». Она готова была жертвовать деньгами, чтобы дать под своим кровом приют человеку Божию. Она, несомненно, находила отраду в духовных разговорах с ним и ценила его горячие молитвы. Приходится опасаться, что многие христианские дома уже не так широко раскрыты для служителей Божиих, как это было прежде. В прежние времена люди охотно отдавали свои лучшие помещения для чтения Библии и молитвы.
Семейный жертвенник разрушен. Вместо рассуждения о Слове и деле Божием слышатся толки о театрах и последних новостях дня. Мы не можем надеяться, что Церковь окажет на детей влияние, если дома их окружает светская жизнь, в которой нет места Богу. Если ребенка окружают неверие и критическое отношение к духовным вопросам, нельзя рассчитывать, что проповедуемое ему Слово окажет на него спасительное действие. Церковь дома – вот насущная нужда нашего времени. И это не значит, что лица должны быть мрачны и вытянуты. Вера в Господа Иисуса Христа – свет с неба; она может всякий дом наполнить светом и радостью.
Она была всем довольна.
Елисей чувствовал, что ему отрадно будет отплатить женщине чем-либо за ее щедрое гостеприимство, и он спросил ее, не нужно ли поговорить с царем, чтобы его расположить к ней и к ее мужу. Представлялся удобный случай для того, чтобы ее мужу занять важное общественное положение, - таким путем можно было получить высшее положение в государстве. С какой жадностью ухватилась бы иная тщеславная женщина за представляющуюся ей возможность воспользоваться царским расположением!
Ответ этой женщины следовало бы написать золотыми буквами: «Нет, среди своего народа я живу». У нее не было желания вырваться из среды, которая рукой провидения Божия дала ей круг друзей и сферу полезной деятельности. Она ценила любовь и спокойствие больше общественного положения. Она лучше хотела оставаться с теми, кому она могла оказывать услуги, нежели идти к тем, через которых она могла сама возвыситься. В ответе ее звучит не только любовь к родине, - в нем чувствуется полная удовлетворенность своею участью и то большое значение, которое она придавала своим друзьям и соседям. Хорошо выполнять свое служение лучше, чем искать возвышения. «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным» (1 Тим. 6:6). Она была женщина уравновешенная.
То была женщина очень энергичная
и это выразилось в данном ею слуге ее приказания: «Веди (ослицу) и иди. Не останавливайся, доколе не скажу тебе.» И, однако, в минуту самого трудного испытания она обнаружила спокойное равновесие духа, что производит умилительное впечатление.
У этой женщины была сила воли.
Но она не была упрямая. Когда она подошла к пророку, он послал слугу своего Гиезия узнать в чем дело, и тот спросил ее: «Здорова ли ты? Здоров ли муж твой? Здоров ли ребенок? И она ответила: «Все хорошо», хотя сердце ее разрывалось на части, хотя она знала, что также разрывалось на части и сердце ее мужа, стоявшего над их мертвым ребенком.
Этот ответ показывает, что она была женщина верующая.
Хотя она всего и не понимала, она тем не менее верила, что Бог не ошибся. Она не могла роптать. Она знала, что Гиезий не мог понять тайну ее скорби, и она нашла в себе силу, чтобы скрыть печаль своего разбитого сердца от человека, в котором не нашлось бы сочувствия к ее горю. Она смотрела всегда на вещи со светлой их стороны. Хотя и видя перед собою тучу, она все-таки верила, что за тучей солнце продолжало сиять. Ночь была мрачна, но и «среди ночи звезды издают свой свет для тех, которые верят в Бога мудрости и любви. Она не была в равнодушном настроении духа: в присутствии пророка она излила свою скорбь и ухватилась за ноги его. Но она была также и покорна воле Божией. Такое упование, рожденное верой в Бога, не может быть мрачным, утренний рассвет был уже не далек.
Она была любящая мать.
Когда сын ее занемог в поле, когда его, очевидно, поразил солнечный удар, отец сказал слуге: «Отнеси его к матери его.» Эти слова рисуют нам семейные условия жизни. Отец знал, что больному ребенку нужна мать. Ничего нет нежнее прикосновения руки матери, нежнее ее голоса и ее материнских забот. Грустно бывает видеть одного отца с больным ребенком на руках. Трогательная картина рисуется далее словами: «И он сидел на коленях у нее до полудня, и умер.» Мать никогда не устанет держать в своих объятиях и успокаивать своего любимого ребенка. И для нее сын всегда остается малым ребенком. Но несмотря на всю силу материнской любви, смерть пришла. Сын умер на руках женщины. Посредством деятельной материнской любви сила воскресения вошла, однако, через пророка в ее дом и ее мальчик вернулся к жизни. Сколько духовно мертвых сыновей возвратились к жизни, благодаря заступническим молитвам их матерей! Как радостно было теперь в маленьком домике в Сонаме, – пророк отдыхал в своей небольшой горнице, сын был снова здоров, и родители его снова радовались им.
Аминь.

ЖЕНА ИЕЗЕКИИЛЯ ИЛИ УТЕХА ОЧЕЙ
«Благо человеку, когда он несет иго от юности своей,.. подставляет ланиту свою бьющему его, пресыщается поношением» (Пл. Иер. 3:27 – 30).
«Они победили его (диавола) кровью Агнца и словом свидетельства своего и не возлюбили души своей даже до смерти» (Отк. 12:11).
Среди безымянных, безмолвных, но преданных Богу людей далекого прошлого, людей Ветхого Завета, следует отметить жену пророка Иезекииля. Повествование о ней записано кратко и трагически в 24 главе книги Иезекииль.

Кто такой Иезекииль? (Иез.1:2, 3).
Иезекииль – священник Бога Всевышнего, переселенец Израильский, отведенный в плен вместе с народом Израильским в землю Халдейскую Навуходоносором, царем Вавилонским, при Израильском царе-отступнике Иоакиме.

Причина пленения.
Причина пленения очень подробно указана при разборе книги Есфирь. Это было полное отступление царей, пророков и всего народа. Пророк Иеремия умолял о покаянии, но встретил в Иуде и в Израиле жестоковыйный народ, который в ответ ему сказал: «Ты должен умереть.» (Иер. 26:8). Иезекииль описывает это состояние (Иез. 22:26 – 31).
Иеремия испытал темницу, был погружен в глубокую яму, наполненную грязью, но уста его говорили только правду. Урия, пророк был убит царем Иоакимом (Иер. 26:20 – 23).
Господь Иисус Христос в своей земной жизни сказал: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Матф. 23:37).

Как поступил Господь с народом Своим? (Иез. 22:25).
Суд Божий совершился (Иер. 39:8, 9) – народ стал рабом в земле Халдейской, рабом язычников, но и там отступление его продолжалось (Наум 1:2 – 7).
Жестоковыйный народ! Но Господь милующий говорит: «Любовью вечною Я возлюбил тебя.» (Иер. 31:3), и потому «Господь посылал к вам всех рабов Своих пророков, с раннего утра посылал.» (Иер. 25:4).
В плену, в рассеянии они продолжали упорствовать в своем отступлении (Иез. 2:3 – 7; 22:26 – 30; 36:2 – 5, 17 –20).

Пророк Иезекииль – муж страданий. Иезекииль отличался от прочих пророков тем, что Господь чрез него говорил образно. Этот сосуд Божий поистине не имел личной жизни – он беспрекословно отдал тело свое, душу и дух в Господне распоряжение.
Иезекииль исполняет, что ему повелено (Иез. 4:4 – 6). Приходили и смотрели на лежащего пророка Божия отступники Израильтяне, а он нес это тяжкое бремя кротко. После этого последовали следующие распоряжения Божии (Иез. 21:6).

Чем был Иезекииль для отступившего народа?
Притчей и забавной песнью (Иез. 21:6; 33:30 – 32).

Жена Иезекииля.
Пленница вместе с ним, ибо она находилась с ним, когда Господу было угодно дать народу Своему сильнейший урок через ее смерть. Это видим из 24 главы Иезекииля.
Спутница его горькой участи.
Среди позора пленения, презрения от жестоковыйного народа – утеха очей его (24:16). Каким образом?
Иезекииль – «забавный певец». Когда сходился народ послушать его, то он видел, что все слова его не проникают в их сознание. Они была глухи сердцем и равнодушны. Жена Иезекииля разделяла с ним участь презрения, непонимание, жестоковыйность и ожесточение народа и позор пленения терпеливо жила с немым человеком (Иез. 3:26).
Была радостью для очей его.
Возможно ли быть утехой очей в тех условиях, в каких находилась жена Иезекииля? 390 дней он лежал на одном боку и 40 дней на другом – это 1 год и 2 месяца, затем он переносил одно унижение за другим. Представьте себе своего мужа лежащим в таком положении, бреющим свою голову на глазах народа, затем ударяющим себя по бедрам. Не отвернулись ли бы вы от него, а ведь взор безмолвного пророка находил в ней опору и радость. Исключительная женщина! Она в состоянии была стать выше толпы и человеческих понятий – так говорит Господь.
Преданная.
Избрана Богом достойной умереть, чтобы вразумить и предотвратить народ Божий от гибели (Иез. 38:11).
Смерть жены Иезекииля не имела другой причины, как то, что апостол Павел пишет: «Восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых» (Кол. 1:24).
Этому беспечному и жестоковыйному народу слова были бесполезны. Когда умерла жена Иезекииля во исполнение слов Господних, то народ, удивленный его поведением, вынужден был сказать: «Не скажешь ли нам, какое для нас значение в том, что ты делаешь?» (Иез. 24:19). Вот этого хотел Господь. «Остановитесь на путях ваших и рассмотрите и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим.» (Иер. 6:16).
В 400 году по Р.Х. один христианин-старец решил положить конец играм в Колизее, хотя бы ценой своей жизни. Что значила его жизнь в сравнении с этим жестоким и массовым убийством? Самое имя этого подвижника осталось неизвестным… Весь Рим стекался в Колизей, туда пошел и старик, исполненный самого непреклонного решения. Нужна была жертва, чтобы прекратить бессмысленные зрелища с пролитием крови. Став между двух сражающихся на потеху толпе гладиаторов, он был убит; но эта смерть послужила поводом к запрещению гладиаторских боев на сцене цирков. Так в планах Всемогущего Бога не было иной возможности, как только через смерть жены Иезекииля сделать еще одну попытку остановить Свой народ на опасном гибельном пути отступления. Жена Иезекииля умерла в тот же день. Утеха его глаз, радость его жизни.

Что хотел Господь сказать смертью жены Иезекииля? (24:21)
Святилище Божие, опора силы их, утеха очей и отрада души – отдана на поругание, дочери и сыновья, оставленные ими падут от меча. С человеческой точки зрения смерть жены Иезекииля не понятна. Так и теперь в глазах отступников и равнодушных узы и мученичество верных Господу душ кажется неразумным и ненужным. «Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых» (1 Кор. 1:27). Ты избрал человеческие постановления, которым следуешь, но знай, что не напрасно Господь отнял жизнь у жены Иезекииля. «Скажи дому Израилеву: так говорит Господь Бог: вот, Я отдам на поругание святилище Мое, опору силы вашей,.. а сыновья ваши и дочери ваши, которых вы оставили, падут от меча.» (Иез. 24:21).
В каком состоянии Церковь, где ты находишься, – святилище Божие, утеха твоих глаз и отрада души твоей? Не отдана ли на поругание человеческих постановлений? Сыновья и дочери оставлены…

Образы.
Бог попустил народ Свой идти своими путями, избирать человеческие постановления (Иез. 20:25), чтобы не быть живыми.
Но Он и теперь дает образы (Н. Хмара и др.) мучеников, узников, дабы обратить к Себе народ Свой.

© 2003
Библиотека Церкви ЕХБ
г.Дзержинский, М.О.
web-master:
asterix16@narod.ru

t>