Библейские беседы для сестер
«Все это происходило с ними, как образы, а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1 Кор.10:11).
Мы будем публиковать серию бесед для сестер, которые когда-то проводила ныне ушедшая в вечность Лидия Михайловна Винс. Эти беседы пользовались в свое время большой популярностью, и распространялись в братстве на «синьке» (гектографе) под названием «Ветхозаветные женщины» и «Новозаветные женщины». К сожалению, редакция располагает только частью этих бесед, а именно, «Ветхозаветными». Просим откликнуться тех, кто мог бы поделиться для общего блага и остальными. Ныне мы публикуем перепечатку конспектов этих бесед в том виде, в каком они сохранились за годы гонений. Надеемся, что они снова принесут много благословений для наших семей, как это было и раньше.
(Журнал «Слово Истины»)
ЕВА
Цель сотворения женщины и назначение ее:
«И сотворил Бог человека по образу Своему; по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27).
1. Что такое человек?
Образ Божий и подобие Божие на земле. Совершенство. Венец творения.
«И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31).
Эдемский сад благоухал ароматом цветов и наполнялся пением птиц. Господь осмотрел его и увидел, что это хорошо. Но когда Он сотворил человека, то сказал: «весьма хорошо». Венец творения — человек: прекрасный, свободный, разумный, святой.
2. Назначение человека при сотворении.
а) Владычествовать и обладать землею (Быт. 1:28, 26, 31).
Подобно приведенной Иисусом Христом в Его жизни притче о виноградарях — земля отдана была Адаму и Еве в полное владение: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими и над птицами небесными и над скотом и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле».
«Господь образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей (Быт. 2:19). «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма».
б) Возделывать и хранить сад (Быт. 2:15).
«И взял Господь Бог человека и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать и хранить его».
Понятие, что Адам и Ева праздно проводили время, — неверно. Господь дал счастливый благословенный труд, дающий прекрасный результат. Человек трудился легко и свободно. Как в притче о сеятеле: семя, упавшее в добрую почву, приносило плод во сто крат.
в) Прославлять Бога послушанием и доверием Ему через добровольный отказ не есть плодов от дерева посреди рая — дерева познания добра и зла.
В молитве Господней Иисусом Христом произнесены слова: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе». Последствия грехопадения заставили Господа сказать эти слова. Вначале воля Божия была по истине «и на земле как на небе». Послушный Адам исполнял приказание Бога не есть плодов из дерева познания добра и зла. Небесное воинство и падший ангел с его мрачными херувимами имели возможность наблюдать и иметь доказательство, что человек создан со свободной волей.
3. Назначение женщины при сотворении.
(Быт. 2:18).
а) Помощница. «И сказал Бог: не хорошо быть человеку одному: сотворим ему помощника, соответственно ему».
4. Что такое помощница?
(Быт. 2:21—25)
«И навел Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотью. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Поэтому оставит человек отца своего и мать свою... и будут одна плоть».
а) Создана равной — из ребра. Не из ног и не из головы, а из части тела, близкой к сердцу.
б) Соответственная ему — со свободной волей.
Ева создана подобной Адаму, подобной образу Божию со свободной волей. Все физические и душевные ее свойства были дополнением к нему: его силе — ее нежность, его мужеству — ее обаяние, его выносливости — ее терпение, его решительности — ее осторожность, его инициативе — ее услужливость. Оба эти существа, вместе взятые, были тем, что Бог назвал великим словом: человек.
в) С совершенным разумом. Разум Божий, данный Адаму. Разум, способный творить, созидать. Разум, способный понимать Бога, с чистой и свободной от греха душою.
5. Образ жизни в раю.
а) Питались травною пищей и плодами дерев, без труда «в поте лица». Бог создал человека; Он же и приготовил все для него (Быт. 1:29—31).
б) В прохладе дня — отдых и прямое общение с Богом (Быт. 3:8, 9).
Таковой была жизнь в раю первых людей. Женщина Ева была равной мужу своему, необходимым дополнением его качеств. Ева не знала страданий. Ева имела все для питания своего тела, имела с мужем посильный труд, какой она хотела. Ева имела время отдыха наравне с мужем своим, и это время употребляла на мудрые беседы с Творцом, для питания своей души. Ева имела свободную волю — избирать кому служить — добру или злу!
Покой, мир, согласие царили в жизни первого человека.
6. Кто такой диавол и что делал он в это время.
«Ты был помазанным херувимом» (Иезек. 28:14).
«Как упал ты с неба, денница, сын зари?» «А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой... буду подобен Всевышнему» (Исаия 14:11—15).
Падший херувим. Стремление быть равным Богу, быть выше своего Творца погубили его. Удаленный с небес, лишенный славы Божией, жалкий гордец блуждал в тоске, в безысходной злобе против своего Бога.
«И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана и сказал: я ходил по земле и обошел ее» (Иов. 1:7).
Диавол наблюдал и изучал жизнь Адама и Евы и исполнялся зависти при виде совершенного творения, славящего Бога, в то время как он, низверженный, непокорный, был лишен всякого поклонения чистых существ. После тщательного изучения им был составлен коварный план искушения человека.
7. Почему диавол подошел к жене?
а) Знала ли Ева о запрете Божием? — Знала (Быт. 3:1—6).
Запрет о дереве познания добра и зла был дан Адаму. Адам передал это Еве. А диавол изучил их обоих и видел привязанность Адама к Еве. — «Кость от кости моей, плоть от плоти моей». Он знал об умении Евы подойти к сердцу Адама. Диавол видел главную опасность со стороны жены. Если бы Ева была на высоте положения, то, как верная помощница, стоящая на страже Божьих повелений, сказала бы ему: «Нет, Адам, не делай этого: Бог запретил нам».
Вот почему диавол подошел к Еве — его план убрать опору Адама. Неизвестно, сколько времени он изучал жизнь Адама и Евы, —исчисления времени не указано, но он знал, что когда он соблазнит Еву, то Адам, ослепленный любовью к ней, забудет предостережение Божие.
Грехопадение совершилось!
8. Причина грехопадения.
а) Отошла от Адама. Она была одна при разговоре со змеем.
б) Забыла, что создана помощницей мужу — решила вопрос самостоятельно.
в) Адам любил Еву и дал ей власть управлять им (Быт. 3:6). «И дала мужу и он ел».
Совершен грех
9. В чем был грех Адама и Евы?
а) В непослушании Богу.
б) В недоверии Богу.
в) В диавольской гордости. Нежелание раскаяться и желание обвинить другого: «Жена, которую Ты дал». «Змей обольстил меня».
Диавол отличается, во—первых, полным отсутствием раскаяния. Зная, что приготовлено ему озеро, горящее огнем и серою, он не только не спешит раскаяться, но даже к концу времени рассвирепеет более прежнего, зная, что близок его конец.
Ева, услышав голос Бога, не пришла к Богу с раскаянием, но спряталась; равно и Адам. Господь задал прямо вопрос: «Не ел ли ты с дерева, с которого Я запретил тебе есть?» Они не взяли вину на себя. Так до сего дня самое тяжелое для человека — сказать «прости» и взять вину на себя. а спасение и прощение приходят только этим путем и никаким иным.
10. Последствия грехопадения.
а) Разлука с Богом.
«Что общего у света со тьмою?» у святости с грехом (2 Кор. 6:14).
Встречи и беседы с Богом прекратились.
Питание души человека прекратилось.
Божии откровения прекратились.
Сколько затрат и усилий требуется человеку, чтобы познавать каплю за каплей из чаши Божией премудрости!
Каждое новое открытие уже существующих Божьих законов, с великою потугой, ценою трудов целых поколений, дается ему. Человек перестал быть владыкою земли. Он — раб ее, ее стихий, ее терний, ее загадок. Ум и душа его не просвещаются общением с Богом. Душа его темна, как могила, и мрачна как падший херувим.
Прекрасный Едем уже не прельщает Еву и Адама — они прятались в деревах. Страх вошел в их жизнь. Страх встречи с Богом. «Голос Твой я услышал и убоялся... и скрылся» (Быт. 3:8—10).
Так до сего дня. Все усилия человечества направлены к установлению райской жизни на земле. Труд, воздающий во сто крат, мир, покой и согласие народов, изобилие, равенство, братство, свобода, счастье, — все, что утеряно в раю непослушанием Богу. Но человек, подобно Еве и Адаму, не падает в раскаянии перед Творцом, а своею силою, своей гордыней стремится не создать, нет, а только вернуть потерянное. Жалкая попытка гордыни! Внутри себя самого очаг греха, очаг зла, очаг вражды, очаг разорения!
Силою искупителя соверши победу в самом себе! Тогда воссоздан будет рай и вокруг тебя.
б) Семейная ссора.
В присутствии Божием Адам обвиняет Еву, что она дала вкусить ему запрещенный плод. Ева не находит в нем защиты. «Жена, которую Ты дал» — упрек Богу в несовершенстве Его творения! О, Ева, где твой любящий муж, который с такою любовью произнес: «кость от костей моих, плоть от плоти моей!» Грех вошел в семью.
в) Потеря любви мужа.
Вместо любви — семейные обязанности (Быт. 3:11—13).
Поистине проблема семейной жизни стоит перед человечеством до сего дня. Какое отсутствие слияния душ, гармонии взаимоотношений! Более удачные и весьма редкие браки зачастую зависят от умения одного супруга лавировать, обходить более острые углы характера другого супруга. И тогда радости нет, а только потеря высокого положения помощника.
г) Положение рабы.
«Он (т.е. муж) будет господствовать над тобою» (Быт. 3:16).
Приниженное состояние.
11. Коренная перемена жизни.
(Быт. 3:24).
а) Изгнание из рая и жалкое существование.
Мы всегда испытываем чувство растерянности и даже отчаяния, когда вынуждены оторваться от привычной нам жизни. Куда идти, как жить?
Что же испытывала Ева, когда нужно было уйти из рая? Зло объяло всю землю. Нужно было без крова, среди хищных зверей начинать новую, суровую жизнь. Ева узнала скорбь.
б) В поте лица добывать пищу.
Упорный труд. Труд превратился в проклятие для человека. Он отнял все его время и все силы и так мало давал взамен.
в) Тернии и волчцы произрастила земля.
г) Смерть животных — пролитие первой крови (Быт. 3:21).
Господь дал им кожаные одежды с убитых животных. Ужас Евы при виде кожаных одежд.
д) Смерть Авеля.
«И тебе самой оружие пройдет душу» (Луки 2:35).
Смерть сына! Сколько ночей бессонных провела Ева, чтобы взрастить кроткого Авеля. Оберегала его от зверей, от болезней. Возможно, что в долгие темные вечера говорила ему о потерянной райской жизни и обетовании Бога послать Искупителя и восстановить утраченное. Кроткие глаза Авеля возносились в небу, и жертва его была благоугодна Господу. И вот Авель мертв. Каин, убийца брата своего, изгнан, чтобы скитаться по земле. Обетование Спасителя через «семя жены» стало далеким.
12. Диавол стал князем мира.
Когда в Едемском саду Ева протянула руку, чтобы сорвать плод с дерева познания добра и зла, грех был так приятен и малозначителен. Каковы были результаты грехопадения для Адама и Евы, мы знаем. Князем земли стал диавол, низверженный ангел, противник Бога, противник добра. Грех развивался и умножался! Изобретательность духа зла стала совершенствоваться. Немного столетий прошло, как земля растлилась, и Бог пожалел, что сотворил человека, о котором сказал в день сотворения «хорошо весьма» (Быт. 1:31, 6:5—6).
«Но земля растлилась пред лицем Божиим и наполнилась земля злодеяниями...» (Быт. 6:11).
13. Милость Божия и план спасения человечества. Обетование пришествия Спасителя через семя жены.
Но Бог по великой милости Своей не оставил человека в мраке безнадежности. Семя жены должно было дать Спасителя и возвратить потерянный рай. План спасения человечества — через Иисуса Христа, взявшего на себя бремя греха падшего человека. Этой надеждой объясняется особое стремление ветхозаветных женщин иметь детей. Каждая из них при виде рожденного ребенка не говорила: «Не Он ли?»
Но прошло много столетий и, когда исполнилась полнота времен, господь Иисус Христос «пришел в мир спасти грешников».
ВЫВОДЫ
1. Сотворены мужчина и женщина и названы — человек.
2. Грехопадение — результат своеволия и непослушания Господу в первую очередь от того, что Ева забыла, что она помощница — и поступила, как глава (ела сама и дала мужу). Она сама избрала и решила основной вопрос семейной жизни, т.е. нарушить послушание Господу.
Дерево познания добра и зла в нравственном и духовном смысле до сего дня среди нас. Оно стоит, как и прежде, в середине рая, — в центре нашей жизни — семейной и общественной: добро или зло? Когда ты еще молод, когда ты вступаешь в жизнь, ты избираешь добро или зло. Избранное зло кажется вожделенно, потому что дает знание. но это знание «глубин сатанинских» с горькими последствиями. Когда ты имеешь мужа, ты также можешь отойти от него и протянуть руку, чтобы вкусить плодов зла. Ты свободна решить сама этот вопрос.
«Быть равной Богу! Зачем тебе быть помощницей?» — так шепчет падший херувим, который находится в удалении от Бога в мрачном отчаянии потерянного величия и славы. Он доведет тебя до состояния Иезавели, о которой мы будем говорить дальше, к погибели твоей вечной души.
Избери ныне, кому служить: или полное послушание Господу или диаволу?
3. Положение женщины до сегодня.
Ева, как женщина, в физическом отношении слабая, но сильная обольщать. Ева чувствовала привязанность Адама к себе. не так ли и теперь? В семейном ли кругу или с друзьями женщина стремится подчинить себе, в первую очередь, мягкостью и обольщением, а затем она диктует. Кто может передать, какие многочисленные средства имеет женщина, чтобы покорить мужа и, вопреки воле Божией, стать главою семьи?
А как у тебя в семье? Куда направляешь ты семью? Если муж твой горит пламенем любви к Господу, послушен Его воле, не становишься ли ты препятствием? Являешься ли ты помощницей ему в стремлении сохранить себя и свою семью в чистоте и непорочности? Или протягиваешь руку сама к плодам непослушания и нарушения воли Божией и вынуждаешь его делать то же?
Женщина рабыня и женщина глава — оба положения ненормальны и есть результат грехопадения.
Проверь скорее себя, сестра! Кто ты в семье, в церкви, в обществе? Глава ты или раба или та, кем должна быть?
Смерть и воскресение Иисуса Христа соделали тебя сонаследницей Ему. Как высоко он вознес тебя жертвою Своею!
Не только восстановил положение разумной, святой, совершенной помощницы, но дал тебе право быть равной как сонаследнице. Ибо во Христе Иисусе нет ни мужского, ни женского пола (Гал. 3:28).
Такова ли ты там, где Он поставил тебя?
Святая ли ты опора или препятствие, соблазн и преткновение тем, кто так нуждается в твоей поддержке? Помни, что до сего дня диавол ищет прежде всего женщину, как некогда Еву, чтобы через нее достигнуть желаемых результатов. Не отходи от Иисуса Христа. Душою своею будь с утра до вечера с Ним в общении, и диавол не посмеет приблизиться к тебе.
Пусть это напоминание давно прошедших образов научит нас быть на страже в исполнении Божьих повелений.
Слово Божие говорит: «А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое». 1 Кор. 10:6.
Аминь.
Годы Евы и Адама как блаженный сон текли,
И Эдем был вместо храма для Создателя земли.
Змей лукавый речью странной Евы слух остановил,
Запрещенный плод нежданно взять ее он убедил.
Отчего свой грех свершила Ева быстро и легко?
Божью речь она забыла и ходила далеко.
Сестры, чтоб стопой опасной не пришел лукавый к нам,
Будем помнить ежечасно, что Господь сказал сердцам.
Будем Господа держаться всей душой и верой всей,
И не будем удаляться от Его святых путей.
ПОСЛЕДСТВИЯ ГРЕХОПАДЕНИЯ В ЖИЗНИ РАЗМНОЖАЮЩЕГОСЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ПО ЛИНИИ ЖЕНЩИН
«И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле и восскорбел в сердце Своем» (Быт. 6:3—6).
Человечество, бывшее до Ноя, уничтожено потопом. Во всем многочисленном человечестве оказалось только 8 членов семьи Ноя, достойных имени ЧЕЛОВЕК. Но грех, вошедший в плоть и кровь его, унаследованный от Адама и Евы, скрывал свое жало и при дальнейшем разложении вновь открылся.
Отсюда гордый замысел — достигнуть Бога, сделать себе имя, построив башню до небес. Жалкая попытка падшего ангела через людей проникнуть в небеса. Земля, произращавшая после грехопадения терны и волчцы, потом давала пищу человеку, «ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак. 5:11).
Безумная мысль — в трудностях существования проникнуть в небеса, — еще более усложнила жизнь. Камней уже не хватало, нужно было делать кирпичи из глины и обжигать их. Все время уходило на эту работу. Их гордыня — сделать себе имя, покорив небеса, ничего не давала им, кроме изнурительного труда и отказа себе даже в самых примитивных потребностях. Тысячи людей трудились день и ночь, чтобы создать себе имя покорителей небес. Бог вмешался в эту затею бесплодную, ничего не дающую человечеству — смешением языка. Люди перестали понимать друг друга. Тогда только они прекратили безумную затею строительства «башни до небес».
Но обетование Божие о пришествии Спасителя жило в сознании человечества.
Око Божие обозревало землю и видело преданные Ему души. Ими были Авраам, Исаак, Иаков и другие.
САРРА
1. Сарра — жена Авраама.
«Аврам и Нахор взяли себе жен; имя жены Аврамовой — Сара» (Быт. 11:29).
Сара жила после вавилонского разделения языков. Она была женою Аврама. Это был муж, которому Господь сказал: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе» (Быт. 12:1).
«И пошел Аврам, как сказал ему Господь» (Быт. 12:4).
В дни, когда человечество стремилось в великой гордыне создать себе имя, Аврам был послушен Господу. Сказал ему Господь «пойди», — и он пошел.
«И взял Аврам с собою Сару — жену свою» (Быт. 12:5).
Какое прекрасное согласие! Пошел Аврам в неизвестную для него землю и жена пошла с ним. Благословенная помощница! Она верила в Божие обетование, что обещанная земля Ханаанская, куда они идут, благодатная, потому что Бог указал ее.
Дорогая сестра, так ли в твоей жизни? Избранный путь твоим другом жизни, путь, указанный Богом в Небесный Ханаан, твой ли путь? Идешь ли ты вместе рядом с ним или отошла, как Ева, подошла к дереву познания добра и зла и слушаешь, что скажет тебе враг души, ангел злобы и гордыни! Он скажет тебе: путь неизвестен, труден... Он скажет, что лучше жить так, как живешь, скудною духовною жизнью.
Ты свободна избрать путь, но что ты изберешь? Жалкое ли существование или полноту духовного изобилия, Божье благословение или избыток Духа Его? Изберешь ли полное согласие и единство души с другом твоей жизни или захочешь остаться в Харране, предоставив ему одному идти в Ханаан?
Молодые сестры, избирайте себе другом жизни мужа, который бы, подобно Авраму, встал и пошел в землю обетованную Богом. Сара пошла с Аврамом.
«И пришли в землю Ханаанскую» (Быт. 12:5).
Очень кратко сказано, а между тем путь был труден. Встречались препятствия. Нужно было окружить Аврама и всех людей, шедших с ними, вниманием, лаской, поддержкой. Нужно было идти через реки и пустыни. Нужно было приготовить пищу и одежду, приготовить ночлег. Как обременительная дорога путешествий, мы знаем: мы устаем в пути даже в современных комфортабельных условиях поездки. Сара могла остановиться в пути и отговорить Аврама двигаться в неизвестность.
Таков и наш путь в Небесный Ханаан.
А как ты, сестра? Однажды вышедши в путь к нему, не останавливаешь ли твоего друга жизни и не говоришь ли ему: «Уже довольно натерпелись, хватит с нас, лучше на этом остановиться и потихоньку жить». Пить из водоемов греха, подражать миру, отдать Друга души — Иисуса на посмеяние врагов Его — не так ли? Как Аврам стремился в Ханаан, так и Сара, жена его, верная помощница, бодро шла с ним вместе рядом.
Да благословит Бог тебя, дорогая душа, идти, не останавливаясь, до конца, чтобы в день, когда отзовет тебя Господь или когда явится за Церковью Своей, Своей Женой, сказать: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4:7).
2. Бесплодность и обетование.
«Сара была бесплодна и бездетна» (Быт. 11:30).
Величайшее испытание Сары — отсутствие детей. Для чего жить? Для чего стремиться в лучшую страну? Господь видел это и в день, когда Он сказал Авраму идти в Ханаан, Он дал ему обетование произвести от него великий и многочисленный народ «и Я произведу от тебя великий народ» (Быт. 12:2).
Саре было 65 лет, когда Господь дал обетование о рождении сына: (Сара была на 10 лет моложе Аврама, см. Быт. 17:7).
«Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, и сделаю потомство твое, как песок земный, если кто может сосчитать песок земный, то и потомство твое сочтено будет» (Быт. 13:15—16).
Велика радость для Сары: будет снято поношение ее в такой мере, что не приходило ей на ум. Сара и Аврам ликуют, но годы шли, а детей все не было.
3. Повторение обетования через 24 года.
Прошло 24 года. Долгое ожидание, и опять Господь посещает Аврама и повторяет обетование: «Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; Я благословлю ее и дам от нея сына; благословлю ее и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее» (Быт. 17:15—16).
Теперь, когда Сарре 89 лет, когда прошли лучшие годы и настала старость, как исполнится обетование? «Мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение?» (Быт. 18:12).
Как уныло это звучит! Но Господь ободряет ее: «Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду у тебя в следующем году, и будет у Сарры сын» (Быт.18:14).
И исполнилось. Не так ли и с тобою? Ты получила обетование Божье в день обращения. И твой дух, душа и тело сохранятся без порока до пришествия Господа Иисуса Христа — «Верен Обещавший, Который и совершит сие» (Евр. 10:23). «Кто уверует в Меня, у того, как написано, из чрева потекут реки воды живой» (Иоан. 7:38).
Так вступила ты на путь следования за Христом. Веришь ли ты обетованиям Его? Реки воды живой текут ли для жаждущих душ, окружающих тебя? Велико ли потомство родившихся духовно через твое исповедание? Вся ли твоя семья, твои дети, твой муж — дети Божии? Если нет, то проверь: сохранены ли без порока твой дух и душа, и тело? Может быть, ты свернула с пути в Ханаан и стоишь в толпе строящих Вавилонскую башню? Может быть, ты пьешь из водоемов мира полною чашею? Где ты? Но если все это так, не думай, что все погибло, что годы ушли и не вернуть свою свежесть, свою способность быть вновь рекою живою, напояющей все вокруг.
Господь говорит тебе, как некогда сказал унылой Сарре: «Есть ли что трудное для Господа?» Тогда, когда в тебе исчезнут все надежды на самую себя, Он протянет к тебе Свою руку, и ты испытаешь на себе самой верность слов пророка Исаии 40:29—31: «Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость. Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе; поднимут крылья, как орлы, потекут, и не устанут, пойдут и не утомятся».
Разве много нужно, чтобы напиться живительной воды? Нужно только доверие к Нему. протяни руку веры и возьми Его дары и ты обретешь силу, и даст Он тебе, что твоя семья и ты в едином согласии будете Его народом, а Он будет вам Богом.
4. Исполнение обетований через 25 лет.
«И презрел Господь на Сарру, как сказал, и сделал Господь Сарре, как говорил... и родила Аврааму сына в старости его... и сказала: кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью? Ибо в старости его я родила сына. Дитя выросло и отнято от груди». «И Авраам сделал большой пир в этот день» (Быт. 21:1—8).
Пир в доме Сарры: она имеет дитя, сына обетований, кроткого Исаака. Могла ли Сарра ждать такого финала в жизни своей, когда по естественным законам не было никакой надежды на исполнение заветного желания? Но Господь лучше знает время, назначенное им. Год за годом Он вел Авраама и Сарру путем испытания веры. Но как написано: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут». Не останется у Бога ни одно слово не исполненным. Так и в отношении тебя и меня, сестра. Скорбь твоей души или о детях, или о муже твоем, — Господь видел, Он слышал молитвы твои и даст тебе желаемое в Свой час.
5. Последствия грехопадения Евы в Сарре.
А. Недоверие Богу через 10 лет обетования (Быт. 16:1—6, 15, 16).
Сарра ожидала исполнения обещания Бога дать ей сына в течение 10 лет. Затем она решила вмешаться в планы Божии и самой принять меры. Она проявила недоверие Господу, как некогда Ева в Едемском саду.
От Агари родился сын Аврааму. Враг души обещал ей через рождение Измаила дать ей наследника и утеху старости. Приятное обещание, как некогда плод на дереве познания добра и зла! Но как только Сарра проявила недоверие Богу, все изменилось в ее жизни и в жизни ее семьи. Мир и согласие нарушились, а вместо них: беспорядки, ссоры, горе в семье (Быт. 16:4). Служанка Агарь стала презирать ее. Мало было для Сарры горького сознания, что Господь оставил ее, лишив сына обетования, но нужно было еще ежеминутно испытывать презрение служанки. Таков результат нетерпения Сарры и недоверия Господу.
Б. Разлад в семье (Быт. 16:5).
Сарра кроткая становится строптивой. Не имея сил выносить создавшееся положение в семье, она, вместо раскаяния, говорит Аврааму: «В обиде моей ты виновен;.. пусть Господь будет судьей между мною и тобою».
Обычный прием жен — обвинять мужа в результате своих грехов. Она сложила свою вину на мужа. Пламя греха разгорается от непослушания и недоверия в огонь глубоких огорчений, разлада и невыносимой жизни.
Если Господь посылает тебе испытание, то Он дает и обетование по нужде каждого из нас. Открой каждое утро Книгу Его обетований и найди их для себя, чтобы иметь силу для наступающего дня и не потерять доверия к Богу, что в Свой день и в свой час Он исполнит обещанное.
Призови Его нести вместе с тобою твое бремя, чтобы тебе не совершить ошибки Сарры, помогая самой себе. Горькие последствия этого мы видим в Сарре. Не сказано ли: «кто сбережет душу свою — тот потеряет ее». Это слова Господа Иисуса Христа. Отдай жизнь свою на сбережение Господу, сестра. Тогда не будет у тебя причин для ссор, упреков и недовольства в твоей семье.
В. Насмешки Измаила над Исааком (Быт. 21:9—11).
Сарра стремилась в Измаиле найти утеху для себя и Авраама. Но не предвидела она, что ее кроткий сын Исаак будет нести иго от издевательств и насмешек Измаила. Если мы сами устрояем свой дом, свою семью, то сами же, своею рукою, навлекаем горе не только на себя, но и на наших детей. они несут последствия наших греховных поступков, которые мы совершили даже до рождения их. Часто жизнь детей полна борьбы с греховными наклонностями, часто они страдают от Измаила — плохих привычек, которые втягивают их совершить то или иное скверное дело, а потом плакать, бороться, молиться и каяться в соделанном. Это в лучшем случае, а в худшем — стать такими, как Измаил — бесчувственными и жестокими.
Когда ты, молодая сестра, совершаешь проступок против воли Божией, когда ты развиваешь плохие привычки в себе — зная, все это отразится на твоем будущем сыне или дочери. Они покажут себя позже, в свое время. Так, Измаилу было 14 лет, когда родился Исаак. Измаил — плоть наша с ее греховными наклонностями — старше внутреннего Исаака, кроткого духа послушания Господу. Мы знаем, как трудно посеять добро и добрые привычки в детях и как без всякого усилия с нашей стороны входит в них злое и ширится, и растет, и приносит плоды — тернии и волчцы.
Такой результат нетерпения и недоверия Сарры.
Г. Почему Исаак не родился у Сарры в молодости?
а) Господь испытывал доверие Сарры 25 лет и у нее не хватило долготерпения. Она вмешалась в планы Божии, и в результате — одно горе.
б) Потому, чтобы проявить Свою силу и славу при полной неспособности человека (невозможное человеку — возможно Богу), дабы чрез это научить Авраама и Сарру и будущее поколение доверять Богу вполне и во всем.
Когда Сарра имела надежду на свою плоть, она не имела веры; но когда была потеряна всякая надежда на себя, то надеждой ее стал всесильный господь. Она поверила Ему и получила обещанное.
Когда бессильная плоть, то проявляется сила Божия. Испытывая нашу преданность, Бог дает помощь тогда, когда нет никакой надежды ни на что земное. Так в нашей личной жизни телесной и духовной. Так же Он ведет и Церковь Свою не видением, а верою (2 Кор.5:7).
В глазах человеческих люди, преданные Господу вполне и всегда, ничтожны и не умны. Они, признающие силу естественных законов, не в состоянии понять силу Божию, Творца всех законов. Часто они в смущении вынуждены признать факты превосходящей разумение Божью силу и премудрость. Видя это, падут ли они в смирении пред Господом, или ожесточатся — это свободная воля их.
А мы прежде чем обвинять Сарру, сможем ли сказать, что терпеливо и без ропота в состоянии ожидать исполнения обетований Божьих в нашей личной жизни, как нужно было ожидать Сарре в течение 25 лет?
Ответим на этот вопрос на коленях пред Господом.
6. Исаак — кроткое, послушное дитя.
Даже женитьбу вручил в руки отца. какое благословенное дитя обетований! Как не похож был Измаил на него. Также и мы, имея детей обетования, будем иметь в них благословения и радость, и утеху. «Исаак сказал им: для чего вы пришли ко мне, когда вы возненавидели меня и выслали меня от себя! Они сказали: мы ясно увидели, что Господь с тобою» (Быт. 26:27—28).
Благословение Господне будет видно и всем окружающим для спасения и обличения их, как увидели в Исааке жители земли Геррарской.
Хотите ли вы иметь таких детей, как Исаак? Пусть каждое ваше дитя будет благословляемо Господом и вами. Задолго до его рождения. Да не будет у вас детей, которых вы ожидаете, как тягость для себя. Скажем, как Ева: «приобрела я человека от господа». Как величественно это звучит!
7. Смерть Сарры (Быт. 23:1—2).
Умерла 127 лет. 38 лет имела утеху от сына своего, дарованного Богом по обетованию. Умерла в покойной старости, не оставленной и не забытой Господом. Видела дитя свое и мужа своего непорочными и преданными Богу.
Аминь.
Без особенного дара Авраамова жена,
Богом избранная Сарра, верою была полна.
После мига колебаний, твердо верила она,
Что Иеговы обещанье скоро сбудется сполна.
Соблюла она в смиреньи Богом данный ей закон:
Образец повиновенья ею дан для верных жен.
Сестры, будьте Саррой в жизни, повинуйтеся мужьям,
Чтоб примера укоризны не давать своим детям.
Верьте Божьим обещаньям, и тогда Его тропой
Вы пойдете к испытаньям с светлой радостной душой.
Есть ли что ценней и чище, чем любовь и мир семьи?
Радостно в таком жилище, мы проводим дни свои.
АГАРЬ
«Откуда вышла и куда идешь?» (Быт. 16:8)
«Ты Бог, видящий меня» (Быт. 16:13).
Агарь была египтянкою. Краткое повествование о ней описано в 16 и 21 главах книги Бытия. Жизнь ее тесно связана с семьей Авраама и Сарры. Она была служанка.
Бог не создал для Евы рабынь или служанок. Часто, упрекая Бога, люди указывают на разделение в положении людей. В чем же причина? — Грех разделил людей, когда они облегчали себе сами наказание Бога в поте лица своего добывать себе хлеб и создали рабство.
В доме Авраама Агарь имела кров, одежду, пропитание.
1. Заносчивость (Быт. 16:4).
«Она стала презирать госпожу свою». Сарра была бездетна. Агарь ожидала дитя. Это дитя было по воле Сарры, а между тем дало повод к презрению ее... Это был поворотный момент в жизни Агари. Она должна была избрать или кротость и с нею спокойную жизнь, или гордость и бури. Она избрала гордость, а с нею потерю покоя.
Не приходилось ли вам наблюдать, как человек забытый, заброшенный, не имеющий крова и пищи, в слезах и горе получает помощь, приют, поддержку из рук сострадательного человека, но затем, когда горе проходит и он становится на собственные ноги, он забывает все соделанное добро и, мало того, гордо возносится над всеми и прежде всего над тем, кто протянул ему руку помощи. В этом отношении можно было бы привести много примеров, да и каждый из нас не раз видел это. Иногда, глядя на гордую, непокорную женщину невольно восклицаешь: «Неужели это та, которая испытала в юности скитание без угла и крова и была так несчастна?!»
Господь Иисус Христос рассказывает в притче о человеке, который имел большой долг, но прощен был; когда же он своего товарища, который был ему должен гораздо меньше, начал душить и отдал в темницу, когда тот не смог оплатить ему долга (Матф. 18:23—35).
Так и в духовной жизни. Ты был жалок и нищ, в слезах раскаяния падал ниц пред Христом, моля о прощении, и получил его, как ты относишься теперь к дому Отца твоего Небесного, к Церкви Его? С кротостью или заносчиво с презрительностью? Может быть ты, как Агарь, занята тем, чтобы выискивать недостатки других и не видишь, кем была ты и Кто извлек тебя из рва погибели и поставил ноги твои на скале Иисуса Христа? Нет ли в тебе заносчивости Агари?
2. Бегство (Быт. 16:6—7).
Такое поведение получает должный ответ. Агарь вынуждена была бежать. Бежать в пустыню, чтобы погибнуть. Куда ты бежишь, Агарь, что ищешь на чужбине? Все горе и безысходность она увидела, когда остановилась у источника, чтобы напиться. Там нашел ее Ангел Господень.
Куда легче было раскаяться перед Саррою, нежели бежать в палящую пустыню, подвергая себя опасностям.
Агарь запуталась в своих собственных поступках и непримиримой гордости. Здесь у источника она увидела себя в недолжном состоянии. «И сказал ей (Ангел): откуда ты пришла и куда идешь? (Быт. 16:8). Агарь рассказала все и воскликнула: "Ты Бог, видящий меня."
Не так ли и с нами? Может быть, Господу нужно сказать тебе: куда идешь? В пустыню греховную, где неправда, гнетущий обман? Давид говорит в псалме 138:7—8: «Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу?» Только сознание нашей полной зависимости, сознание, что Он видит нас на всяком месте, приведет нас к благоразумному решению вернуться домой.
Агарь послушалась Божьего указания — вернулась в дом Авраама, где родился сын ее Измаил.
3. Изгнание (Быт. 21:9—20).
При разборе образа Сарры было отмечено об Измаиле, сыне Агари. Она воспитала его в презрении к кроткому Исааку. Авраам вынужден был удалить Агарь из своего дома.
«Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет. Сеющий в плоть свою, от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6:7—8).
4. Сила материнской любви в молитве (Быт. 21:15—16).
«И не стало воды в мехе и она оставила отрока под одним кустом. И пошла, села вдали... Ибо она сказала: не хочу видеть смерти отрока. И она села против и подняла вопль и плакала».
Сколько блуждала Агарь в пустыне — неизвестно. Стала истощаться вода в мехе, силы уходили. Когда Измаил был оставлен под кустом, он был близок к смерти. Агарь не оставалась равнодушной, она подняла вопль и плакала. Вся сила материнской любви вылилась в слезах и вопле к Богу Живому и Истинному, Единственному прибежищу в день скорби.
Не гибнут ли твои дети в пустыне греха без живой воды Слова Божия? Что делаешь ты, когда видишь дитя свое, близкое к вечной смерти? Агарь не искала ни в ком помощи, она подняла вопль к Богу. Вопиешь ли ты, или спокойно смотришь, как твой ребенок в пустыне греха лишен воды спасительных Божьих слов? Один брат воскликнул: «О, неужели мы родили детей наших для ада?!»
Когда физическая жизнь наша в опасности — весь мир перестает существовать для нас, сами мы перестаем существовать для себя — все существо наше напряжено одной всепоглощающей мыслью — спасти дитя. Но как иногда мы лениво равнодушны, когда оно гибнет духовной смертью. Агарь подняла вопль и плакала.
5. Милующий Господь (Быт. 21:17—20).
«Встань, подними отрока и возьми его за руку; ибо Я произведу от него великий народ. И Бог открыл глаза ее и она увидела колодец с водою, и пошла, наполнила мех водою, и напоила отрока. И Бог был с отроком, и он вырос».
«По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось» — Иер. 3:22.
Милующий Господь следил зорко за Агарью. Он услышал голос отрока и, сжалившись над отроком и Агарью, открыл ее глаза на источник жизни.
О, Источник вечной любви! Разве забыл Ты все, соделанное Агарью? Любовь Отца Небесного превыше разумения человеческого. Перед Ним была погибающая жизнь отрока и матери. Там, в Эдеме при грехопадении Евы, Он назначил в жертву Своего Единородного Сына, чтобы спасти погибающее человечество. Он видел умирающего сына Агари и слышал Его вопль.
Пророк Иеремия восклицает: «По милости Его мы не исчезли».
«Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости» (Тит. 3:5).
Воздадим Ему вечную хвалу и поклонение.
Аминь.
Выводы
Когда впервые Агарь была изгнана, она не приняла урока Божьего и не смирилась в кротости, а воспитала своего сына Измаила в ненависти к кроткому Исааку. Так и мы часто страдаем, не желая покорить себя ближнему и Господу.
В пустыне, солнцем опаленной, Агарь повергнута без сил;
А близко стонет истомленный от жажды отрок Измаил.
Ей сына жаль, она взывает, чтоб Бог его от смерти спас;
И Милосердный отвечает на стон ее души тот час.
Господь глаза ей открывает, и вот колодезь перед ней,
И сын Агари оживает на радость матери своей.
О, сестры, если ваши дети опалены огнем страстей,
И близки к гибели на свете, взывайте к Господу смелей.
И Он откроет сердца зренье, и вы увидите тот час
Колодец силы для спасенья детей, столь ценных душ для вас.
Как воду жизни, принесите вы им Господние слова,
И дух поборет немощь плоти, и станет их душа жива.
И если дети глухи ныне, о, продолжайте умолять,
И Бог услышит вас в пустыне, и даст вам вскоре ликовать.