Библейские чтения |
|
|
|
|
|
|
Важность
размышления и молитвы
Божьи обетовани/o:p>Посредством
чего псалмопевец обращается к Богу?
"Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая
плоть" (Пс. 64:3). Кому,
согласно Библии, воздает Бог?
"Ищущим
Его воздает" (Евр. 11:6). Насколько
благосклонно Бог выслушивает молитвы и отвечает на них?
"Итак,
если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более
Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него" (Мф. 7:11). Что
больше всего свидетельствует о Божьей готовности помочь нам?
"Тот,
Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не
дарует нам и всего?" (Рим. 8:32). Первый
шаг в молитве
При
каком условии мы можем получить обещанные благословения?
"Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите,
и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему
отворят" (Мф. 7:7, 8). Примечание. "В молитве человек открывает свое сердце Богу
как своему Другу" (Е. Г. Уайт. "Путь ко Христу", с. 93).
Молитва не изменяет Бога, но изменяет нас и наши отношения с Ним. Она дарует
нам благословения и такое духовное состояние, когда Бог может последовательно
и благополучно исполнить наши просьбы. "Как
нам следует молиться, чтобы нас услышали и к нам пришла помощь? Во-первых, мы
должны по-настоящему желать того, чего мы просим. Сами слова не имеют в
молитве решающего значения: мы должны чего-то хотеть и сознавать в этом свою
зависимость от Бога" (Дж, Р. Миллер). От
Кого приходят все добрые и совершенные дары?
"Всякое
даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов,
у Которого нет изменения и ни тени перемены" (Иак. 1:17). Что
должен делать человек, у которого недостает мудрости?
"Если
же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем
просто и без упреков, - и дастся ему" (Иак. 1: 5). Три
условия для получения ответа на молитву
Как
должен человек просить у Бога, чтобы получить от Него ответ?
"Но
да просит с верою, ни мало не сомневаясь, потому что сомневающийся
подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой; да не думает такой
человек получить что-нибудь от Господа" (Иак. 1: 6, 7; см. также Мк.
11:24). Когда,
по словам псалмопевца, Бог не услышит молитву?
".Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не
услышал бы меня Господь" (Пс. 65:18; см. также Ис. 59:1, 2;
Иак. 4:3). Чья
молитва, по словам Соломона, является мерзостью?
"Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и
молитва - мерзость" (Притч. 28:9). Примечание. Разлад и несогласие угашают дух молитвы (см. 1 Петр.
3:1-7). Многие огорчают Духа и изгоняют Христа из своих жилищ, проявляя
нетерпимость и давая место страстям, Ангелы Божьи покидают такие дома, где
произносятся недобрые слова, где царят разногласия и ссоры. За
кого Христос учил нас молиться?
"А
Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас,
благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих
вас" (Мф. 5:44). Примечание. Мы не можем ненавидеть тех, за которых мы искренне
молимся. Что
мы должны делать, когда молимся, чтобы Отец Небесный простил нас?
"И
когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и
Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши" (Мк. 11:25). Время,
место и содержание молитвы
Что
говорил Христос о тайной молитве?
"Ты
же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись
Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе
явно" (Мф. 6:6). Какие
места выбирал Иисус для тайной молитвы?
"И
отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине, и вечером
оставался там один" (Мф. 14:23). Что
следует добавлять к нашим молитвам?
"Не
заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением
открывайте свои желания пред Богом" (Флп.4:6). Как
часто нам следует молиться?
"Всякою
молитвою и прошением молитесь во всякое время духом" (Еф. 6:18). ".Непрестанно молитесь" (1 Фес.5:17). "Всякий день буду благословлять Тебя и
восхвалять имя Твое во веки и веки" (Пс. 144:2). Как
часто, по словам псалмиста, он хотел бы молиться?
"Вечером и утром и в полдень буду умолять и
вопиять, и Он услышит голос мой" (Пс. 54:18; см. также Дан.
6:10). Во
имя Кого Христос учил нас молиться?
"И
если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю" (Ян. 14.13).
Почему
неправедный судья ответил на просьбу вдовы?
"Хотя
я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но как эта вдова не дает мне покоя,
защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне" (Лк. 18:4, 5).
Примечание. Суть притчи состоит в том, что "должно всегда
молиться и не унывать" (Лк. 18:1). Если эта женщина благодаря
своей настойчивости сумела получить ответ на свою просьбу от такого человека;
то тем более справедливый Бог ответит на искренние настойчивые молитвы Своих
людей, хотя ответ может прийти с большим запозданием. Темы
для размышления
В
чем Павел наставлял Тимофея?
"О
сем заботься, в сем пребывай" (1 Тим. 4:15). Примечание. Размышление для души есть то же самое, что пища
для тела. Человек принимает и усваивает то, что он видит, слышит и читает.
Размышляя над этим, он делает для себя практические выводы и обогащает свой
внутренний мир. Когда, по словам псалмиста, он восхвалял Бога радостными
устами? "Когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о
Тебе в ночные стражи" (Пс. 62:7). Каким
будет это размышление для того, кто любит Бога?
"Сладостно будет мое размышление о Нем" (Пс. 103:34 -
англ пер.). О
чем, по словам псалмиста, размышляет блаженный муж?
"Но
в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и
ночь!" (Пс. 1:2). Искушение и размышление С
каким врагом мы должны постоянно бороться?
"Трезвитесь,
бодрствуйте, потому что противник, ваш диавол ходит, как рыкающий лев,
ища кого поглотить" (1 Петр. 5:8). Каким
образом человек подвергается искушению?
"Но
каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью" (Иак.
1:14). Что
мы должны делать, чтобы враг не возобладал над нами?
"Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух
бодр, плоть же немощна" (Мф. 26:41). Необходимость
в постоянной молитве
Как
часто мы должны молиться?
"Непрестанно молитесь" (1 Фес. 5:17). "Будьте... в молитве постоянны" (Рим. 12:12). Примечание. Это не значит, что мы только и должны делать, что
преклоняться перед Богом в молитве, отнюдь. Но нам не следует и пренебрегать
молитвой. Нам необходимо всегда сохранять молитвенный дух, когда мы исполняем
свои жизненные обязанности, чтобы быть готовыми направить наши просьбы к небу
и получить помощь во время нужды. Приготовление
к возвращению Христа
Какое
наставление дал нам Христос, чтобы мы могли приготовиться к Его пришествию?
"Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не
знаете, когда наступит это время... А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте" (Мк. 13:33-37, см. также Лк. 21:36).
Почему
в последнее время особенно необходимо бодрствовать и молиться?
"Горе
живущим на земле и на море, потому что к вам сошел диавол в сильной ярости,
зная, что не много ему остается времени!" (Откр. 12:12). Бодрствование
в молитве
Наказ
бодрствовать
Как
мы призываемся бодрствовать?
"Впрочем
близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в
молитвах" (1 Петр. 4:7). Кому
Христос адресовал Свой наказ бодрствовать?
"А
что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте" (Мк. 13:37). Искушение
и бодрствование
Каково
одно из прошений молитвы Господней?
"Не
введи нас в искушение" (Мф. 6:13). Посредством
чего мы можем избежать искушения?
"Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух
бодр, плоть же немощна" (Мф.26:41). Примечание. Бодрствовать в молитве - значит общаться с Богом
посредством молитвы, сохраняя дух бдительности. Какими другими словами
выражен этот долг? "Будьте
постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением" (Кол.
4:2). Насколько
верны мы должны быть этому призыву?
"Всякою
молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем
самом со всяким постоянством и молением..." (Еф. 6:18). Примеры
неустанного бодрствования
В
каком случае Израиль одолевал своего неприятеля?
"И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал
Израиль; а когда опускал руки свои, одолевал Амалик" (Исх.
17:11). Что
случилось в доме, когда хозяин потерял бдительность?
"Но
это вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал
бы и не дал бы подкопать дома своего" (Мф. 24:43). Что
происходит с теми, которые надеются на Господа?
"А
надеющиеся на Господа обновятся в силе; поднимут крылья, как орлы,
потекут, и не устанут, пойдут, и не утомятся" (Ис. 40:31). Для
чего, по словам Аввакума, он бодрствовал?
"На
стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтоб узнать, что скажет Он
во мне" (Авв. 2:1). Примечание. Некоторые страстно желают, чтобы Бог услышал их во
время молитвы, но они проявляют полное безразличие к тому, что Он говорит в
ответ. Успех
или неудача
Как
мы можем избежать бедствий, приходящих в мир?
"Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да
сподобитесь избежать всех сил будущих бедствий и предстать пред Сына
Человеческого" (Лк. 21:36). Примечание. Бдительность необходима так же, как и молитва,
если мы хотим избежать зла, обмана и бедствий последнего времени. Что
произойдет, если человек утратит бдительность?
"Если
же раб тот скажет в сердце своем: "не скоро придет господин мой", и
начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, то придет господин
раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и
рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными" (Лк. 12:45,
46). Какими
должны быть слуги Христа, когда Он придет?
"Да
будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи; и вы будете подобны людям,
ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и
постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, пришед,
найдет бодрствующими" (Лк. 12: 35-37). Ответы
на молитву
Безграничные
возможности Бога
Как
Бог предвидит нужды Своих детей?
"И
будет, прежде нежели они воззовут, - Я отвечу; они еще будут говорить,
и Я уже услышу" (Ис. 65:24). Есть
ли какой-либо предел для Божьей способности оказывать помощь?
"А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать не
сравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем" (Еф. 3:20). Насколько
обильно Бог обещал восполнить наши нужды?
"Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по
богатству Своему в славе, Христом Иисусом" (Флп.4:19). Ограниченное
понимание человека
Всегда
ли мы знаем, о чем надо молиться?
"Также
и Дух подкрепляет (нас) в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться,
как должно" (Рим. 8:26). Всегда
ли Бог считает нужным удовлетворить наши просьбы?
"Трижды
молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня, но Господь сказал
мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в
немощи"" (2 Кор. 12:8, 9). Примечание. Недугом Павла, как считают некоторые, было слабое
зрение (см. Деян. 9:8, 9. 18;22:11-13). Этот недостаток должен был
постоянно напоминать ему о его обращении, и поэтому он являлся для него в
определенном смысле благословением. Терпение
и настойчивость
Что
мы должны делать, если ответ на молитву не приходит сразу же?
"Покорись
Господу и надейся на Него" (Пс. 36:7). Какова
цель притчи о докучливой вдове?
"Сказал также им притчу о том, что должно всегда
молиться и не унывать" (Лк. 18:1). Примечание. Докучливая вдова добилась исполнения своей просьбы
благодаря проявленному ею упорству. Бог хочет, чтобы мы искали Его во время
молитвы, и искали серьезно. Он воздает тем, кто усердно ищет Его (см. Евр.
1!:6). Как
молился Илия, прежде чем получить ответ на свою просьбу?
"Илия
был человек подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и
не было дождя на землю три года и шесть месяцев; и опять помолился: и небо
дало дождь, и земля произрастила плодовой" (Иак.5:17,18; см.
также Откр. 11:3-6). Два
главных условия
При
каком условии, по словам Христа, мы получим то, чего просим?
"Потому
говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, -
и будет вам" (Мк. 11:24). Ответит
ли Бог на молитву без веры?
"Но да просит с верою, ни мало не сомневаясь, потому
что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой: да
не думает такой человек получить что-нибудь от Господа" (Иак. 1:6, 7).
О
каких молитвах мы можем определенно сказать, что они будут услышаны Богом?
"И
вот, какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего поводе Его,
Он слушает нас; а когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни
просили, - знаем и то, что получаем просимое от Него" (1 Ин.5:14,
15). Примечание. Божья воля выражена в Его законе. Его обетованиях
и Его Слове (см. Пс. 39:9: Рим. 2:17,18: 1 Петр. !:4). Примеры
ответов на л молитву
Когда
Даниилу и его товарищам угрожала казнь из-за того, что вавилонские мудрецы не
могли открыть Навуходоносору его сон, как Бог ответил на их совместные
молитвы?
"И
тогда открыта была тайна Даниилу в ночном видении, и Даниил благословил
Бога Небесного" " (Дан. 2:79). Примечание. В 1839 году турецкий султан издал указ,
предписывающий христианам покинуть империю. Узнав об этом, американский
миссионер в Турции д-р Уильям Гудел приехал домой к своему другу д-ру Сайрусу
Хэмлину, первому президенту колледжа Роберта в Константинополе, с печальными
новостями: "Все обернулось против нас. Мы должны уезжать. Американский
консул и британский посол говорят, что нам не стоит враждовать с этим невыдержанным
и мстительным монархом". Д-р Хэмлин ответил на это: "Султан
вселенной в ответ на молитву может изменить указ султана Турции". Они
помолились. На следующий день султан умер, и указ так и не вступил в силу
(см. Дан. 4:17,24, 25). Что
делала церковь, когда Петр был заключен в темницу и ему угрожала смертная
казнь от Ирода?
"Итак
Петра стерегли в темнице; между тем церковь прилежно молилась о нем
Богу" (Деян. 12:5). Каков
был ответ на эти молитвы?
"И
вот, Ангел Господень предстал [пред Петром]... Потом говорит ему: надень
одежду твою и иди за мною... они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела
не стало с ним" (Деян. 12:7-10). Поскольку
Соломон просил мудрости, но не долгой жизни и богатства, что сверх мудрости
дал ему Бог?
"И
то. чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу" (3 Цар.
3:11-13). Примечание. Следующие места Писания напомнят нам, о чем мы
должны молиться: 1) о хлебе насущном, Мф. 6:11; 2) о прощении грехов, 2
Пар. 7:14; Пс.3!:5,6; 1 Ин. 1:9:5:16: 3) о Святом Духе, Лк. 11:13;
Зах. 10:1; Ин. 14:16; 4) об избавлении в час искушений и опасностей, Мф.
6:13; Ин. 17:11, 15; Притч. 3:26; Пс.90; Мф. 24:20; 5) о мудрости
и разуме, Иак. 1:5;3 Цар.3:9; Дан. 2:17-19; 6) о тихой и мирной жизни,
1 Тим. 2:1,2; 7) об исцелении больных, Иак. 5:14, 15: 4 Цap.
20:1-11; и) об успехе служителей Бora и Евангелия. Еф. 6:18, 19;
Кол. 4:3; 2 Фес. 3:1; 9) о страдающих за истину, Евр. 13:3; Деян.12:5;
10) o царях, правителях и всех началъствующих, 1Тим.2:1,2; Ездр.6:10;
11) об успехе в нецерковных делах, 2 Кор. 9:10; Иак.. 5:17,18; 12) о
наших врагах, Мф. 5:44; 13) о пришествии Христа и установлении Божьего
Царства. Mф. 6:10; Откр. 22:20. Общественное
богослужение
Дух
истинного поклонения
В
каком духе следует поклоняться Богу?
"Бог
есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и
истине" (Ин. 4:24). Как
нам следует поклоняться Богу? "Воздайте
Господу славу имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище
Его" (Пс. 28:2). Какая
поза верующих во время поклонения свидетельствует об их смирении и истинном
благоговении перед Богом?
"Приидите,
поклонимся, и припадем, преклоним колена пред лицем Господа, Творца
нашего" (Пс. 94:6). Является
ли пение частью богослужения?
"Входите
во врата Его со славословием, во дворы Его - с хвалою". "Идите пред
лице Его с восклицанием." (Пс. 99:4, 2). Одобряет
ли Библия использование музыкальных инструментов для прославления Бога?
"Хвалите
Его со звуком трубным, хвалите его на псалтири и гуслях.
Хвалите Его с тимпаном и ликами [буквально: "со
свирелью"], хвалите Его на струнах и органе. Хвалите Его
на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных"
(Пс. 150:3-5: см. также Пс. 91:1-4). Какое
чудесное обетование дано тем, кто надеется на Господа?
"А
надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы,
потекут, и не устанут, пойдут, и не утомятся" (Ис. 40:31). Присутствует
ли Христос только в больших собраниях?
"Где
двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф.
18:20). Ценность
и радость общественного богослужения
Какие
чувства испытывал псалмист, стремясь прославить Бога среди народа?
"Возрадовался, когда сказали мне: "пойдем
в дом Господень"". "Истомилась душа моя, желая
во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу
живому". "Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю
лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия"
(Пс. 121:1;83:3, 11). Какое
наставление дает Павел относительно посещения общественных богослужений?
"Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но
будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете
приближение дня оного" (Евр. 10:25). Ведет
ли Бог учет того, как происходит общение в Его народе?
"Но
боящиеся Бога говорят друг другу: "внимает Господь и слышит это,
и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя
Его". И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в
тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына
своего, служащего ему" (Мал. 3:16, 17). Какое
предупреждение дано относительно поведения в доме Божьем?
"Наблюдай
за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к слушанию,
нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо делают" (Еккл.
4:17; см. также 1 Тим. 3:15). Являются
ли дары и приношения неотъемлемой частью богослужения?
"Воздайте
Господу славу имени Его, несите дары, и идите во дворы Его".
"Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему; все, которые вокруг
Него, да принесут дары Страшному" (Пс.95:8; 75:72). Время,
назначенное Богом
Какой
день Бог специально назначил для общественного богослужения?
"В седьмый день суббота покоя, священное
собрание" (Лев. 23:3). Как
Бог повелел нам соблюдать этот день?
"Помни
день субботний, чтобы святить его... не делай в оный никакого
дела" (Исх. 20:8-10). Будут
ли совершаться общественные богослужения на новой земле?
"Ибо
как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем
Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в
месяц, и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на
поклонение, говорит Господь" (Ис. 66:22, 23). Правила,
существующие в церкви:
1.
Приходите в церковь пораньше. Будьте пунктуальными и приходите на свое место
за несколько минут до начала служения. 2.
Идя в церковь, сохраняйте дух благоговения. По пути не забывайте, куда вы
идете. Не будьте легкомысленными и избегайте разговоров на мирские темы. 3.
Перед тем как войти в храм и входя в него, совершите безмолвную молитву,
чтобы пребывать под влиянием Святого Духа. 4.
Прежде чем занять свое место, склоните в благоговении голову и помолитесь за
себя и за тех, кто входит во святилище. 5.
Твердо решите, что вы не будете думать, смотреть и говорить о том, что может
отвлечь вас от святых целей, ради которых вы пришли сюда. 6.
Когда служитель взойдет на кафедру, искренне помолитесь за него. 7.
Пока происходит служение, принимайте в нем активное участие как слушатель и
поклоняющийся. 8В конце служения, после того как будет совершена молитва,
радостно и доброхотно поприветствуйте всех, с кем вы повстречаетесь, помня,
что христианское общение является частью христианского богослужения (епископ
Винсент). Примечание. При входе во многие церкви расклеены объявления, в
которых содержится прекрасный совет: "Всякий раз. когда вы приходите в
эту церковь, вспоминайте, что это дом Божий. Будьте почтительны,
немногословны и внимательны. Уходя из церкви, молите Бога о себе, о тех, кто
служит здесь, и о тех, кто здесь поклоняется". Почтительное
отношение к дому Божьему
Почему
Бог дал Своему народу указание построить святилище?
"И
устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их" (Исх. 25:8).
Как
Господь приказал людям относиться к месту Своего обитания?
"Субботы
Мои храните, и святилище мое чтите. Я Господь" (Лев. 19:30).
Что
говорит Господь о предметах, посвященных на Его служение?
"Вся
заклятое есть великая святыня Господня" (Лев. 27:28). Когда
Бог встретил Моисея у горящего куста, почему Он повелел ему снять обувь?
"И
сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на
котором ты стоишь, есть земля святая" (Исх. 3:5; см. также Ис.
Нав. 5:15). Примечание. Присутствие Бога делает место святым. Где бы Бог
ни встречался со Своим народом, это место становится святым. Что
произошло, когда древняя скиния была сооружена?
"И
покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию-"
(Исх. 40:34; см. также 2 Пар. 5:13, 14). Почему
нужно уважительно относиться к дому молитвы?
"А Господь - во святом храме Своем: да молчит вся земля
пред лицем Его!" (Авв. 2:20). Примечание. Нe отдавая себе отчета в том. что в доме молитвы,
где присутствует Сам Бог, многие относятся к нему без должного уважения.
Ничто не является более уместным на богослужении, чем чувство благоговения и
безмолвия, царящих на месте поклонения, и лишь слова молитвы, хвала и
благодарение Богу должны раздаваться в этих стенах. Прежде чем войти в дом
Божий, и перед тем как покинуть его, каждому верующему весьма уместно будет
преклонить голову и совершить короткую безмолвную молитву. Бог
не одобряет непочтительное отношение
Как
Христос восстановил поруганную святость дома Божьего?
"Пришли
в Иерусалим. Иисус, вошед в храм, начал выгонять продающих и покупающих в
храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не
позволял, чтобы кто пронес чрез храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: не
написано ли: "дом Мой домом молитвы наречется для всех народов"? а
вы сделали его вертепом разбойников" (Мк. 11:15-17). Примечание. Очищение храма произошло незадолго до того, как
Христос завершил Свое публичное служение. Подобным же образом он очистил храм
в начале Своего служения (см. Ин.2:13-17). Какое
наказание от Бога постигло Надава и Авиуда за то, что они принесли чуждый
огонь во время служения в скинии?
"Надав
и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня,
и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он
не велел им. И вышел огонь от Господа, и сжег их, и умерли они пред лицем
Господним" (Лев. 10:1, 2). Примечание. Этот случай, как и очищение храма, совершенное
Христом в начале и в конце Его служения (см. Ин. 2:13-17; Мф. 21:11-16),
показывает, что Бог особым образом относится к поклонению и поведению
верующих в Его доме. Если какое-либо действие или обряд во время богослужения
в церкви совершается без должного благоговения к Богу и святым вещам, то это
нужно решительно пресекать. Место, посвященное для служения Богу, не следует
отводить для мирских развлечений, увеселений, пиршеств и оживленных встреч. Благоговение
и страх Божий
Для
чего мы призываемся хранить благодать?
"Итак
мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем
служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш
есть огонь поядающий" (Евр. 12:28, 29). В
каком духе, по словам псалмиста, он хотел поклоняться?
"А
я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму
Твоему в страхе Твоем" (Пс. 5:8). Какое
наставление, касающееся нашего поведения в доме Божьем, дает Соломон?
"Наблюдай
за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к слушанию,
нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо делают" (Еккл.
4:17). Кто
присутствует во всех собраниях, где люди объединяются во имя Христа?
"Ибо,
где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" .(Мф.
18:20). Христианское
причастие
Постановления
ветхозаветных времен
Что
имело отношение к поклонению Богу до Первого пришествия Христа?
"И
первый завет имел постановление о Богослужении и святилище
земное" (Евр. 9:1). На
Кого указывали жертвоприношения?
"И
живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в
приношение в жертву Богу, в благоухание приятное" (Еф.5.2). Примечание. Благодаря положениям закона о жертвоприношениях
кающийся грешник проявлял свою веру в грядущего Искупителя, Который должен
был пролить Свою кровь за грехи человечества. Эти жертвоприношения указывали
на работу Христа и прообразно изображали ее. После распятия постановления
христианской церкви указывают на прошедшие события, на жертву Христа, и
служат для того, чтобы верующие могли проявить свою веру в дело Христа,
которое уже совершилось. Новозаветные
постановления
Что
Господь желает запечатлеть в нашей памяти?
"Если
преподанное удерживаете ток, как я благовествовал вам- что Христос умер за
грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был и что воскрес
в третий день, по Писанию" (1 Кор. 15:2-4). Какой
обряд символизирует собой погребение и воскресение Христа?
"Бывши
погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога,
Который воскресил Его из мертвых" (Кол. 2:12). С
какой целью была установлена вечеря Господня?
"Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и
возблагодарив преломил и сказал: "приимите, ядите, cue есть Тело Мое,
за вас ломимое; cue творите в Мое воспоминание"" (1 Кор. 11:23, 24). Что
символизирует собой вино?
"Также
и чашу после вечери, и сказал: "сия чаша есть новый завет в Моей
Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание" (1
Кор. 11:25). Что
знаменуют собой хлеб и вино?
"Ибо
всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню
возвещаете, доколе Он придет" (1 Кор. 11:26). Какое
предостережение дано тем, которые недостойно ведут себя во время вечери?
"Кто
будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет
против Тела и Крови Господней... Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест
и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем" (1 Кор.
11: 27-29). Примечание. Последнее выражение поясняет, что означает есть
и пить недостойно. Это делает не тот, кто глубоко убежден в своей
греховности и считает себя недостойным Божьей милости и благодати, но тот,
кто не понимает, что Христос умер за его грехи, и кто не раскаялся в них. Как
необходимо готовиться к этому служению?
"Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть
ест от хлеба сего и пьет из чаши сей" (1 Кор. 11: 28).
Преимущество
и сущность общения
Какова
сущность христианского общения и очищения от греха?
"Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то
имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от
всякого греха" (1 Ин. 1:7). Каким
высшим умиротворяющим общением наслаждаются христиане?
"А наше общение - с Отцом и Сыном его Иисусом
Христом" (1 Ин.1:3). Хвала
и благодарение
Всегда
и во всем
В
какое время, по словам Давида, он имел желание благословлять Господа?
"Благословлю
Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих".
"Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твое во
веки и веки" (Пс. 33:1; 144:2). За
что мы должны благодарить?
"За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во
Христе Иисусе" (1 Фес. 5:18). Когда
и за что мы должны благодарить?
"Благодаря
всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа" (Еф.
5:20). В
каком состоянии оказались древние люди, которые не прославили и не
возблагодарили Бога?
"Но как они, познавши Бога, не прославили Ее о,
как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и
омрачилось несмысленное их сердце" (Рим. 1:21). Какой
элемент следует внести в наше поклонение?
"Не
заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением
открывайте свои желания пред Богом" (Флп. 4:6; см. также Кол.
4:2) Прославление
Божьего имени
Что
делали те, кто приносит в жертву хвалу?
"
Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня" (Пс. 49:23). К
чему призывает всех псалмист?
"Величайте
Господа со мною, и превознесем имя Его вместе" (Пс. 33:4).
Где,
по его словам, он желал прославить Бога?
"О
Тебе хвала моя в собрании великом; воздам обеты мои пред боящимися
Его" (Пс.21:26). Личное свидетельство Каким
личным опытом, по словам псалмиста, он хотел поделиться со всеми, боящимися
Бога?
"Прийдите,
послушайте, все боящиеся Бога, и я возвещу вам, что сотворил Он для души
моей" (Пс. 65:16). Какое
влияние оказывает такое свидетельство на кротких?
"Господом
Закон Божий в Новом Завете
Иисус
и Закон Божий
Что
Христос говорил о Своем отношении к закону?
"Не
думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел
Я, но исполнить" (Мф. 5:17). Примечание. "Закон" включает в себя пять книг,
написанных Моисеем, а "пророками" называются пророческие книги.
Христос пришел не для того, чтобы отменить "закон" и
"пророков", а чтобы исполнить. Придя на нашу землю, чтобы принести
Себя в жертву за грех. Он стал великой жертвой, принесенной ради спасения
всего рода человеческого, исполнив тем самым обрядовый закон символов и
прообразов. Своим послушанием воле Божией Христос исполнил нравственный
чакон, являющийся сердцевиной Моисеевых писаний. Он пришел на нашу землю как
Обетованный Мессия, Пророк, Великий Учитель и Спаситель, этим исполнив все
ветхозаветные пророчества о грядущем Мессии. Чему
учил Христос, говоря о неизменности Закона Божьего?
"Ибо
истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта
не прейдет из закона, пока не исполнится все" (Мф. 5:18). Примечание. "Нам. необходимо понимать, что закон Десяти
Заповедей имеет для нас, христиан, такое же значение, как и для народа
Израильского в древности... Нравственный
Закон Божий является естественным законом Божьего правления во Вселенной... Подобно
тому как нарушение естественных законов природы в нашем мире вызывает
неизбежные последствия, нарушение нравственного закона неизменно отражается
на духовной и интеллектуальной жизни человека. Господь Иисус прекрасно знал
об этом. Он знал это лучше, чем кто-либо другой из людей. И поэтому в основу
Евангелия, которое Он оставил людям. Он заложил неизменные принципы
нравственного закона, зная, что такое основание будет незыблемо и вечно... Учение
Иисуса Христа простирается намного дальше Десяти Заповедей, не только не
умаляя при этом их непреходящего значения и силы, а, наоборот, подчеркивая
авторитет Десяти Заповедей" (The Episcopal Church Sunday School
Magazine, июнь-июль 1942 г., т. 105, No6, с. 183, 184, урок воскресной
школы за 28 июня). "Основополагающие
законы нравственности, в особенности Десять Заповедей, до конца останутся
нравственным и духовным основанием, на котором построено христианство" ("The
Snowden - Douglais Sunday School Lessons" за 1946 год, с. 279). Что
говорил Христос, подчеркивая важность соблюдения закона?
"Итак,
кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим
наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется
в Царстве Небесном" (Мф. 5:19). Примечание. "Наш Царь пришел не для того, чтобы отменить
закон, а чтобы утвердить его и возвысить. Его заповеди - вечны, и если
кто-нибудь, нарушая закон, будет намеренно или по заблуждению учить, что его
малейшая заповедь отменена и потеряла силу, тот утратит Небесное Царство.
Только послушные Его закону станут гражданами Его царства" (Charles H.
Spurgeon, The Gospel of the Kingdom, [1833], p. 48). Что
Христос сказал богатому юноше о том, как войти в жизнь вечную?
"Если
же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди" (Мф. 19:17).
Что
Христос ответил на вопрос о том, какие заповеди нужно соблюдать?
"Иисус
же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;
почитай отца и мать: и: люби ближнего твоего, как самого себя" (Мф.
19:18,19). Примечание. Не процитировав все Десять Заповедей. Христос, тем
не менее, выразил основополагающий принцип нравственного закона. Сказав:
"люби ближнего твоего, как самого себя", Христос указал людям на
важность и непреложную ценность заповедей, записанных на второй скрижали Его
нравственного закона, суть которых заключена в словах "люби ближнего
твоего", чего не хватало богатому юноше. Грех
и Десятисловие
Что
апостол Иаков говорит о неделимости и цельности всего закона?
"Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот
становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал:
"не прелюбодействуй", сказал и: "не убей", посему, если
ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона. Так
говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы" (Иак.2:10-12).
Как
в Священном Писании назван грех?
"Всякий,
делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие"
(1 Ин. 3:4). Упраздняет
ли вера закон?
"Итак
мы уничтожаем закон верою? Никак: но закон утверждаем" (Рим. 3:31).
Человек
и исполнение закона
Что
стоит на первом месте в жизни христианина?
"Обрезание
ничто и необрезание ничто, но все - в соблюдении заповедей
Божиих" (1 Кор. 7:19). Какие
помышления чужды Божьему Закону?
"Плотские помышления суть вражда против Бога; ибо
закону Божию не покоряются, да и не могут" (Рим. 8:7). Что
является исполнением закона?
"Не
оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий
другого исполнил закон. Ибо заповеди: "не
прелюбодействуй"" "не убивай", "не кради",
"не лжесвидетельствуй", "не пожелай чужого", и все другие
заключаются в сем слове: "люби ближнего твоего, как самого себя".
Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона"
(Рим. 13:8-10). Как
мы можем узнать, что любим детей Божиих?
"Что
мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди
Его" (1 Ин.5:2). В
чем проявляется любовь к Богу?
"Ибо
ото есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди
Его не тяжки" (1 Ин.5:3). Что
сказано в Священном Писании о церкви Божией последнего времени?
"И
рассвирепел дракон на жену и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от
семени ее, сохраняющими заповеди Божий и имеющими свидетельство Иисуса
Христа" (Откр. 12:17). "Здесь
терпение святых, соблюдающих заповеди Божий и веру в Иисуса" (Откр.
14:12). Нравственный
и церемониальный законы
Закон
царский
Как
назван в Евангелии Закон Божий?
"Если
вы исполняете закон царский, по Писанию: "возлюби ближнего
твоего, как себя самого" (Иак. 2:8), Почему
законом познается грех?
"Я
не иначе узнал грех, как посредством закона, ибо я не понимал бы и пожелания,
если бы закон не говорил: "не пожелай" (Рим. 7:7). Примечание. Речь идет о Десяти Заповедях. По
какому закону будут судимы все люди в последний день?
"Выслушаем
сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом
все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное,
хорошо ли оно, или худо" (Еккл. 11:13.14). "Так говорите и
так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы" (Иак.
2.-/2). Примечание. "Закон свободы, который говорит: "не
прелюбодействуй" и "не убей" (стих 11) и названный
"законом царским" (стих 8), то есть законом Царя, является
тем самым законом, по которому будут судимы все люди". Церемониальный
закон и обрядовая система
Какие
обряды существовали в религиозной жизни человека после грехопадения?
Система
жертвоприношения, в которой жертвоприношения и обряды указывали на Иисуса
Христа. С
какого времени известна система жертвоприношений?
"Верою
Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин" (Евр. 11:4;
см. Быт. 4:3-5; 8-20). Примечание. Патриарх Иов также приносил жертвы Богу (см. Иов.
1:4, 5). Нравственный
и церемониальный законы в сравнении
Кто
провозгласил Десятисловный закон?
"И
говорил Господь к вам из среды огня; глас слов Его вы слышали,
но образа не видели, а только глас. И объявил Он вам завет Свой, который
повелел вам исполнять, десятисловие, к написал его на двух каменных
скрижалях" (Втор.4:12, 13). Как
народ Израильский узнал о церемониальном законе?
"И
воззвал Господь к Моисею... говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им:
когда кто из вас хочет принести жертву Господу..." (Лев. 1:1, 2).
"Вот закон о всесожжении, о приношении хлебном, о жертве за грех,
о жертве повинности, о жертве посвящения и о жертве мирной, который
дал Господь Моисею на горе Синае, когда повелел сынам Израилевым, в пустыне
Синайской, приносить Господу приношения их" (Лев. 7:37, 38). Примечание. "III. Кроме этого закона, обычно называемого
нравственным. Бог дал Израильскому народу, являвшемуся в то время Его
Церковью, церемониальные, или, как их еще называют, обрядовые законы. Эти
законы содержали описание прообразных служений в скинии откровения, частично
указывали на грядущего Мессию - на Его характер, служение, страдания, смерть
и благословения, которые Он принесет, и частично развивали и углубляли
нравственные принципы, данные в Десятисловном законе. Весь церемониальный
закон со смертью Иисуса Христа утратил свой смысл и назначение. Он
также дал им как нации ряд национальных законов, которые принято называть
иудейскими, утративших силу и смысл после потери евреями своей национальной
государственности. Эти законы были даны только Израильскому народу, чтобы
отделить их от окружающих безнравственных народов" ("Westminster
Confession of Faith, Philip Schaff, The Creeds of Christendom, vol. 3
p. 640, 641). На
чем Бог начертал Десять Заповедей?
"И
объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десятисловие, и написал
его на двух каменных скрижалях" (Втор. 4:13). Где
были записаны законы о жертвоприношениях?
"И
распределили назначенное для всесожжения, чтобы раздать... для принесения
Господу, как написано в книге Моисеевой" (2 Пар. 35:12). Куда
Моисей положил Десять Заповедей?
"И
положил откровение в ковчег" (Исх. 40:20). Где
Моисей повелел положить книгу закона?
"Тогда
Моисей повелел... сказав: возьмите сию книгу закона, и положите ее одесную
ковчега завета Господа" [Втор. 31:25,26). Какова
природа Божьих наставлений?
"Мы
знаем, что закон духовен" (Рим. 7:14). Примечание. "Закон Божий является откровением Его воли.
Этот закон дан нам Самим Богом, он свят и совершен. Те, кто придирчиво
относится к нему или умаляет его значение, те не понимают его замысла и,
следовательно, не могут верно о нем судить. Павел говорит: "Закон
духовен, а я плотян, продан греху". Всегда, когда мы говорим кому-нибудь
об оправдании верой, нам никогда не следует умалять мнение о законе у тех, к
кому мы обращаемся, ибо Закон Божий является одним из самых грандиозных и самых
величественных Божиих творений. В нем нет ни одной лишней заповеди и ни одной
недостающей, но они настолько несравнимы одна с другой, настолько совершенны
и гармоничны, что невозможно сомневаться в их Божественности" (С.Н.
Spurgeon, Sermons p.280). Могут
ли дары и приношения сделать совесть верующего совершенной?
"Дары
и жертвы, не могущие сделатъ в совести совершенным приносящего" (Евр.
9:9). До
какого времени был установлен церемониальный закон?
"С
яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до
плоти, установлены были только до времени исправления" (Евр. 9:10).
Когда
наступило это время?
"Но
Христос. Первосвященник будущих благ, пришед с большею и
совершеннейшею скиниею, нерукотворенною... приобрел вечное искупление
[нас]" (Евр. 9:11. 12). Какие
последствия имела для церемониального закона смерть Иисуса Христа?
"Упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением,
дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир"
(Еф. 2:15). Что
указало на завершение системы жертвоприношений?
"Иисус
же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И пот, завеса в храме
раздралась надвое, сверху до низу" (Мф. 27:50,51). Что
говорится в Книге Даниила об окончании иудейской системы жертвоприношений?
"И
утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмицы прекратится
жертва и приношение-" (Дан. 9:27). Почему
был упразднен церемониальный закон?
"Отменение
же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо
закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством
которой мы приближаемся к Богу" (Евр. 7:18.19). Закон
Божий в различных протестантских вероучениях
<h4>Лютеранская
церковь</h4>
Формула
согласия, статья шесть: "Хотя истинно верующие во Христа и искренне
преданные Богу освобождены Христом от проклятия и давления закона, они, тем
не менее, не освободились от его соблюдения, поскольку Сын Божий искупил их
ради того, чтобы они могли день и ночь размышлять над Божьим Законом и,
соблюдая его, постоянно совершенствоваться и возрастать в вере" (с.
131). <h4>Реформатская
церковь</h4>
Второе
швейцарское вероисповедование, глава 12: "Мы учим, что в Своем законе
Десяти Заповедей Бог выразил Свою волю о нас, показывая, что Он бы хотел,
чтобы мы делали, а что нет; что такое добро и праведность, а чти есть зло и
нечестие. Поэтому мы верим, что "закон свят" (Рим. 7:12) и
был написан перстом Божиим в сердцах людей (см. Рим. 2:15). Этот
закон, начертанный на двух каменных скрижалях и разъясненный более подробно в
книгах Моисеевых, является естественным законом всей созданной Богом
Вселенной (Исх. 20:1-17. Втор. 5:22). Мы
учим, что этот закон не был дан людям, чтобы они освящались, соблюдая его
повеления, но для того, чтобы мы, размышляя в его свете над своей жизнью,
могли увидеть и признать свою испорченность, греховность и, разуверившись и
отчаявшись в своих силах, обратились бы с верой ко Христу" (с. 855). <h4>Англиканская
епископальная церковь</h4>
39
пунктов вероучения, статья 7: "Между Ветхим и Новым Заветами нет
противоречий, ибо в них обоих речь идет о вечной жизни, которую Бог
предлагает людям чрез Иисуса Христа, являющегося единственным
Посредником между Богом и человеком, будучи одновременно и Богом, и
человеком. Ошибаются те, кто утверждает, что патриархи - Авраам, Исаак и Иаков
- ожидали осуществления лишь временных обетовании, повинуясь Его голосу и
исполняя вес Его повеления. Церемониальный закон, данный Богом Моисею,
касается обрядов, церемоний и ритуалов, а также гражданских предписаний, и
поэтому христианам содружества не следует придерживаться этих законов, что же
касается нравственного закона, то соблюдение его является священной
обязанностью для всех христиан" (с. 491, 492). <h4>Методистская
церковь</h4>
Основы
пунктов вероучения, статья 6 слово в слово повторяет изложенную выше статью 7
из 39 пунктов вероучения Англиканской епископальной церкви" (с. 808). <h4>Пресвитерианская
церковь</h4>
Вестминстерское
вероисповедование, глава XIX. "V. Закон Божий касается всех, как
освященных, так и нет, обязывая всех христиан повиноваться его повелениям и
исполнять не только то, что в нем записано, но и почитать авторитет и власть
Бога Творца, давшего нам этот закон. Христос, находясь на земле, не умалил,
а, наоборот, возвысил этот закон, повелев Своим последователям твердо держаться
его заповедей... VII.
Ни одно из упомянутых выше повелений закона не противоречит благодати
Евангелия, но исполняется ее силой. Дух Христа, овладевая волей человека,
дает ему силы и желание добровольно и с радостью исполнять то, что угодно
воле Божией. выраженной в законе" (с. 641-643). Глава
XX: "I. Свобода, которую Христос приобрел для верующих в Него и в
Евангелие, состоит в их освобождении от вины греха, карающего Божьего гнева и
проклятия нравственного закона... Все нравственные принципы и ориентиры,
бывшие до Христа, остались неизменными и в новозаветное время, но теперь
верующие обрели большую свободу, освободившись от ига церемониального закона,
которое довлело над иудеями" (с. 643. 644). <h4>Церковь
конгрегационалистов</h4>
В
Савойской Декларации записано то же самое, что и в процитированных выше
пунктах вероучения пресвитерианской церкви (с. 718). <h4>Церковь
христиан-баптистов</h4>
Нью-Гемпширское
вероучение, Основные положения. Статья 12: "Мы верим, что Закон Божий
является вечным и неизменным нравственным принципом Его правления. Он свят,
справедлив и благ. Неспособность человека исполнить его повеления, о чем
говорится в Священном Писании, является следствием привязанности человека ко
греху. И одна из главных целей Евангелия состоит в том, чтобы избавить
человека от этой привязанности и благодаря Иисусу Христу вернуть грешнику
стремление в чистоте сердца повиноваться Его священному закону. В этом также
выражено стремление нашего Господа иметь на земле Свою Церковь" (с.
746). Сопоставление
двух законов
Два
завета
Противопоставление
каких двух заветов мы находим в Библии?
"Говоря
"новый", показал ветхость первого; а ветшающее и
стареющее близко к уничтожению" (Евр. 8:13). Как
иначе в Священном Писании названы эти два завета?
"Ибо,
если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать
места другому" (Евр. 8:7). Ветхий,
или первый, завет
Когда
был заключен первый завет?
"Не
такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда я взял их за
руку, чтобы вывесть их из земли Египетской, потому что они не пребыли в
том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь" (Евр. 8:9; см.
также Исх. 19:3-8). Что
по повелению Бога Моисей напомнил Израильскому народу, прежде возвещения
закона?
"Возвести
сынам Израилевым: вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас как бы
на орлиных крыльях, и принес вас к Себе" (Исх. 19:3, 4). Что
Бог пообещал Израилю, если тот будет послушен Его заповедям?
"Итак,
если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим
уделом из всех народов: ибо Моя вся земля; а вы будете у Меня царством
священников и народом святым" (Исх. 19:5, б). Как
откликнулся народ на это предложение?
"И
весь народ отвечал единогласно, говоря: все, что сказал Господь,
исполним" (Исх. 19:8). На
каком условии Бог заключил завет с Израилем?
"Итак,
если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой" (Исх.
19:5). На
чем был основан этот завет Бога с людьми?
"И
объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десятисловие, и
написал его на двух каменных скрижалях" (Втор. 4:13). Примечание. Как первый завет, так и новый основаны на Десяти
Заповедях. Предлагая Израилю Свой завет, Бог сказал: "Если вы будете
слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой" (Исх. /9;5см.также Исх.
24:8). "Послушание Десяти Заповедям было условием исполнения Божьих
обетовании. Аналогично послушание этим же самым повелениям лежит в основе
Нового Завета, ибо Сам Господь провозглашает: "Вот завет, который
завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в
мысли их и напишу их на сердце их, и буду их Богом, а они будут моим
народом" (Евр. 8:10). Таким образом. Закон Божий является одной
из частей завета милости Божией" (Стюарт М. Робсон, статья в газете "The
Presbylerian", 28 июля 1932 г., с. 10). В полной мере Новый Завет -
Евангелие Иисуса Христа - можно постичь, лишь зная и понимая принципы Божьего
нравственного закона и следуя им в чистоте сердца. Что
повторил народ после того, как Закон Божий был провозглашен с горы Синай?
"И
отвечал весь народ в один голос, и сказали: все. что сказал Господь,
сделаем" (Исх. 24:3). Что
предпринял Моисей, чтобы избежать неверного понимания народом положенного
между ними и Богом завета?
"И
написал Моисей все слова Господни... И взял книгу завета, и прочитал вслух
народу" (Исх. 24:4, 7). Что
люди еще раз пообещали исполнять?
"И
сказали они: все, что сказал Господь, сделаем, и будем послушны"
(Исх. 24:7). Как
затем был утвержден и освящен этот завет?
"И
послал [Моисей] юношей из сынов Израилевых, и принесли они всесожжения, и
заклали тельцов в мирную жертву Господу. Моисей, взяв половину крови, влил в
чаши. а другою половинок? окропил жертвенник. И взял книгу завета, и
прочитал вслух народу, и сказали они: все, что сказал Господь, сделаем, и
будем послушны. И взял Моисей крови, и окропил народ, говоря: вот кровь
завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих" (Исх. 24:5-8).
Как
апостол Павел описывает утверждение этого завета?
"Ибо
Моисей, произнесши вес заповеди по закону пред всем народом, взял кровь
тельцов и козлов с подою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как
самую книгу, так и весь народ, говоря: " то кровь завета, который
заповедал .вам Бог"" (Евр.9:!9,20). Примечание. В приведенных выше текстах описано заключение и
утверждение первого завета, который принято называть "ветхим".
Господь обещал Израилю сделать его особым народом, "царством
священников", при условии, что они будут исполнять Его заповеди. И вновь
они пообещали быть послушными Его чакону. После этого завет между Богом и Его
народом был утвержден кровью. Что
потребовал Израильский народ от Аарона через месяц после заключения завета,
видя, что Моисей долго не сходит с горы?
"Встань, и сделанном бога, который бы шел перед нами; ибо
с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем,
что сделалось" (Исх. 32:1). Что
увидел Моисей, спускаясь с горы Синай?
"Увидел
тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом, и бросил из рук своих
скрижали, и разбил их под горою" (Исх. 32:19). Примечание. Здесь открывается великая цель и тайна первого
завета. Люди не осознавали слабость и греховность своих сердец, не осознавали
потребность в Божественной благодати и помощи, без которых невозможно
соблюдать Закон Божий. Поэтому они с готовностью поклялись быть послушными
Богу, но прошло совсем немного времени, и они вернулись к идолопоклонству,
нарушив тем самым Божий Закон и условие, на котором Бог заключил с ними Свой
завет. Сами по себе условия, на которых этот завет был заключен, были
хорошие, но лишь своими собственными силами люди не в состоянии их исполнить.
Цель этого завета, как и закона Десяти Заповедей, на основании которого он
был заключен, - восстановить с будущим народом Божиим новый вечный завет-завет
милости Божьей и привести людей ко Христу. Только во Христе человек получает
прощение грехов и силу не грешить. Новый,
или второй, завет
Чем
Новый Завет отличается от прежнего?
"Но
сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего
Он ходатай завета, который утвержден на лучших
обетованиях" (Евр. 8:6). Какое
дал Бог обетование на период Нового Завета?
"Но
вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит
Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и
буду им Богом, а они будут Моим народом... Я прощу беззакония их и грехов их
уже не воспомяну более" (Иер. 31:33. 34; см. Евр.8:8-12). Примечание. Господь напишет в сердцах людей те же заповеди,
какие Он написал на каменных скрижалях. Пророк Иезекииль так говорит об этом:
"Вложу внутрь вас дух Мой... будете соблюдать и выполнять" (Иез.
36:27). Об этом же говорил и Христос, обращаясь к Никодиму: "Если
кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин.
3:5). В этом суть всего Евангелия. Это новый завет между Богом и духовным
Израилем, включающий в себя как прощение грехов, так и послушание от чистого
сердца Десяти Заповедям благодаря силе Святого Духа, живущего в сердце
христианина. "Нравственный
закон Десяти Заповедей, к исполнению которого неустанно призывали пророки
Ветхого Завета... незыблем, ибо "он является верным свидетелем перед
небом". Нравственный закон, в отличие от церемониального, или
обрядового, основан на совершенно иной платформе. Церемониальный закон имел
временный характер. Он был дан с целью обуздать непокорный и жестокий народ,
тогда как нравственный закон существовал от начала мира, и, пока существует
человеческий род, он пишется не на каменных скрижалях. а на сердцах сыновей и
дочерей человеческих, когда они, по воле Творца, рождаются в наш мир"
(John Wesley. Upon Our Lords Sermon on
the Mount",Discourse 5, Works, vol. 5 (1829 ed.), p. 311). Какое
обетование о грядущем Мессии было дано человеку сразу после того, как грех
вошел в мир?
"И
сказал Господь Бог змею; вражду положу между тобою и между женою, и между
семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты
будешь жалить его и пяту" (Быт. 3:14. 15). Примечание. Запет милости Божией, в основе которого лежит
прощение грехов, искупление и мир. берет начало от сотворения мири. Кому
впоследствии было дано обетование завета?
"И
сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою... будет имя ей: Сарра
...именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и
поставлю завет Мой с ним заветом вечным, и потомству его после
него". "Умножу потомство твое, как звезды небесные... благословятся
в семени твоем все народы земные" (Быт. 17:15.19; 26:4). Кто
стал этим обетованным семенем?
"Но
Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано "и потомкам",
как бы о многих, но как об одном: "и семени твоему", которое
есть Христос" (Гал.3:16). Примечание. Несомненно, Исаак являлся этим обетованным
семенем, но Дух Святой прояснил Павлу, что это обетование полностью
исполнилось лишь в Иисусе Христе. Как
мы узнаем, что новый, или второй, завет есть тот же завет, что был заключен с
Авраамом?
"Если
же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники" (Гал.
3:29). Примечание. Никого не должны смущать термины первый завет и
второй завет. Завет, заключенный Богом со Своим народом на Синае, никоим
образом не является первым заветом между Богом и человеком. Много веков до
этого Он заключил завет с Авраамом, еще раньше с Ноем, с Адамом. Не следует
также считать, что первый, или, как его принято называть, ветхий завет на
протяжении какого-то времени был единственным заветом Бога с человеком и что
он должен исполниться полностью и утратить свое значение, а уж потом на людей
изольются обещанные благословения второго, или нового, завета. Если это так,
то получается, что на протяжении всего того времени никто не получил
прощения. Однако
все обстоит совершенно иначе. То, что называется новым, или вторым, заветом,
в самом деле существовало до завета, заключенного на Синае, ибо завет Бога с
Авраамом был подтвержден во Христе (см. Гал. 3:17), и только благодаря
Иисусу Христу второй, или новый, завет имеет такое значение и ценность. Ни
одного благословения нельзя получить благодаря только новому завету, о
котором Бог не говорил Аврааму, заключая с ним Свой завет. Во всех своих
основных чертах второй завет, кроме его утверждения, существовал задолго до
первого, от дней Адама. Он назван вторым лишь потому, что утвержден после
того, как на Синае был заключен первый завет. Что
должно быть там, где есть завет?
"Ибо,
где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя,
потому что завещание действительно после умерших; оно не имеет силы, когда
завещатель жив" (Евр.9:16,17). Чьей
кровью был освящен новый завет?
"Также
[Христос взял] и чашу после вечери, говоря: сия чаща есть новый завет в Моей
Крови, которая за вас проливается" (Лк. 22:20). Какой
силой обладает кровь этого завета?
"Бог
же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного.
Господа нашего Иисуса (Христа), да усовершит вас во всяком добром деле,
к исполнению воли Его" (Евр. 13:20, 21). Каким
только заветом даруется прощение грехов?
"То
кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу,
очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному! И
потому Он есть Ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его,
бывшей для искупления от преступлений. сделанных в первом завете, призванные
к вечному наследию получили обетованное" (Евр. 9:14, 15). Примечание. Тот факт, что Христос, будучи посредником нового
завета, умер на кресте ради прощения грехов и преступлений, совершенных во
времена первого завета, является доказательством того, что первый завет не
давал прощения грехов. Сравнение
двух заветов
Что
обещали люди Богу во времена первого завета?
"И
отвечал весь народ: все, что сказал Господь, сделаем" (Исх. 24:3).
Что
обещает сделать Бог, заключив со Своим народом новый завет?
"Вложу
законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их" (Евр. 8:10). Примечание. Цель нового завета - привести человек;) в гармонию
с Божественной волей и поднять его на такой духовный и нравственный уровень,
когда он сможет, исполнившись силой Божией, следовать Его воле. Упразднение
первого завета и заключение нового никоим образом не отменяет десятисловный
закон. Где
во времена первого завета был написан Божий Закон?
"И
сделал я [Моисей] ковчег из дерева ситтим, и вытесал две каменные скрижали...
И написал Он (Бог) на скрижалях, как написано было прежде, те
десять слов" (Втор. 10:3,4). Где
написан Божий Закон в новозаветное время?
"Но
вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит
Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его" (Иер.
31:33). Что
послужило причиной заключения нового завета?
"Ибо,
если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать
места другому. Но пророк, укоряя их [за грехи], говорит: "вот,
наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу... новый завет"" (Евр.8:7,8).
Примечание. Главным недостатком первого завета была
человеческая греховность, по причине которой люди не могли своими
собственными силами исполнить свое обязательство перед Богом. Что в
новозаветное время объединяет всех верующих? "Вы,
некогда язычники по плоти... были в то время без Христа, отчуждены от
общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были
безбожники в мире; а теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко,
стали близки Кровию Христовою" (Еф. 2:11-13). Сходство
между двумя заветами:
1.
Оба названы заветами. 2.
Оба были утверждены кровию. 3.
Оба были заключены на основании Божьего Закона. 4.
Оба завета Бог заключил со Своим народом. 5.
Оба завета были основаны на обетованиях. Различия
между заветами:
Ветхий
завет Новый
завет Назван
Ветхим Заветом. Назван
Новым Заветом. Назван
первым заветом Назван
другим заветом Временный
договор Вечный
завет Освящен
кровью животных Утвержден
кровью Иисуса Имел
недостатки Лучший
завет Основывался
на обещании Основан
на обетованиях людей Божиих Не
имел посредник Имеет
Посредника Не
говорил о прощении грехов Говорит
о прощении грехов Во
время старого завета закон был написан на каменных скрижалях Во
время нового завета закон написан в сердце |