Библейские чтения

 

                                                                                                                                                                      

Сопоставление двух законов

Два заветаfont-size:11.0pt;mso-bidi-font-size:12.0pt;font-family:Arial'>Противопоставление каких двух заветов мы находим в Библии?

"Говоря "новый", показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению" (Евр. 8:13).

Как иначе в Священном Писании названы эти два завета?

"Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому" (Евр. 8:7).

Ветхий, или первый, завет

Когда был заключен первый завет?

"Не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда я взял их за руку, чтобы вывесть их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь" (Евр. 8:9; см. также Исх. 19:3-8).

Что по повелению Бога Моисей напомнил Израильскому народу, прежде возвещения закона?

"Возвести сынам Израилевым: вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе" (Исх. 19:3, 4).

Что Бог пообещал Израилю, если тот будет послушен Его заповедям?

"Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов: ибо Моя вся земля; а вы будете у Меня царством священников и народом святым" (Исх. 19:5, б).

Как откликнулся народ на это предложение?

"И весь народ отвечал единогласно, говоря: все, что сказал Господь, исполним" (Исх. 19:8).

На каком условии Бог заключил завет с Израилем?

"Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой" (Исх. 19:5).

На чем был основан этот завет Бога с людьми?

"И объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десятисловие, и написал его на двух каменных скрижалях" (Втор. 4:13).

Примечание. Как первый завет, так и новый основаны на Десяти Заповедях. Предлагая Израилю Свой завет, Бог сказал: "Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой" (Исх. /9;5см.также Исх. 24:8). "Послушание Десяти Заповедям было условием исполнения Божьих обетовании. Аналогично послушание этим же самым повелениям лежит в основе Нового Завета, ибо Сам Господь провозглашает: "Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердце их, и буду их Богом, а они будут моим народом" (Евр. 8:10). Таким образом. Закон Божий является одной из частей завета милости Божией" (Стюарт М. Робсон, статья в газете "The Presbylerian", 28 июля 1932 г., с. 10). В полной мере Новый Завет - Евангелие Иисуса Христа - можно постичь, лишь зная и понимая принципы Божьего нравственного закона и следуя им в чистоте сердца.

Что повторил народ после того, как Закон Божий был провозглашен с горы Синай?

"И отвечал весь народ в один голос, и сказали: все. что сказал Господь, сделаем" (Исх. 24:3).

Что предпринял Моисей, чтобы избежать неверного понимания народом положенного между ними и Богом завета?

"И написал Моисей все слова Господни... И взял книгу завета, и прочитал вслух народу" (Исх. 24:4, 7).

Что люди еще раз пообещали исполнять?

"И сказали они: все, что сказал Господь, сделаем, и будем послушны" (Исх. 24:7).

Как затем был утвержден и освящен этот завет?

"И послал [Моисей] юношей из сынов Израилевых, и принесли они всесожжения, и заклали тельцов в мирную жертву Господу. Моисей, взяв половину крови, влил в чаши. а другою половинок? окропил жертвенник. И взял книгу завета, и прочитал вслух народу, и сказали они: все, что сказал Господь, сделаем, и будем послушны. И взял Моисей крови, и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих" (Исх. 24:5-8).

Как апостол Павел описывает утверждение этого завета?

"Ибо Моисей, произнесши вес заповеди по закону пред всем народом, взял кровь тельцов и козлов с подою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ, говоря: " то кровь завета, который заповедал .вам Бог"" (Евр.9:!9,20).

Примечание. В приведенных выше текстах описано заключение и утверждение первого завета, который принято называть "ветхим". Господь обещал Израилю сделать его особым народом, "царством священников", при условии, что они будут исполнять Его заповеди. И вновь они пообещали быть послушными Его чакону. После этого завет между Богом и Его народом был утвержден кровью.

Что потребовал Израильский народ от Аарона через месяц после заключения завета, видя, что Моисей долго не сходит с горы?

"Встань, и сделанном бога, который бы шел перед нами; ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось" (Исх. 32:1).

Что увидел Моисей, спускаясь с горы Синай?

"Увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом, и бросил из рук своих скрижали, и разбил их под горою" (Исх. 32:19).

Примечание. Здесь открывается великая цель и тайна первого завета. Люди не осознавали слабость и греховность своих сердец, не осознавали потребность в Божественной благодати и помощи, без которых невозможно соблюдать Закон Божий. Поэтому они с готовностью поклялись быть послушными Богу, но прошло совсем немного времени, и они вернулись к идолопоклонству, нарушив тем самым Божий Закон и условие, на котором Бог заключил с ними Свой завет. Сами по себе условия, на которых этот завет был заключен, были хорошие, но лишь своими собственными силами люди не в состоянии их исполнить. Цель этого завета, как и закона Десяти Заповедей, на основании которого он был заключен, - восстановить с будущим народом Божиим новый вечный завет-завет милости Божьей и привести людей ко Христу. Только во Христе человек получает прощение грехов и силу не грешить.

Новый, или второй, завет

Чем Новый Завет отличается от прежнего?

"Но сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях" (Евр. 8:6).

Какое дал Бог обетование на период Нового Завета?

"Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом... Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более" (Иер. 31:33. 34; см. Евр.8:8-12).

Примечание. Господь напишет в сердцах людей те же заповеди, какие Он написал на каменных скрижалях. Пророк Иезекииль так говорит об этом: "Вложу внутрь вас дух Мой... будете соблюдать и выполнять" (Иез. 36:27). Об этом же говорил и Христос, обращаясь к Никодиму: "Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин. 3:5).

В этом суть всего Евангелия. Это новый завет между Богом и духовным Израилем, включающий в себя как прощение грехов, так и послушание от чистого сердца Десяти Заповедям благодаря силе Святого Духа, живущего в сердце христианина.

"Нравственный закон Десяти Заповедей, к исполнению которого неустанно призывали пророки Ветхого Завета... незыблем, ибо "он является верным свидетелем перед небом". Нравственный закон, в отличие от церемониального, или обрядового, основан на совершенно иной платформе. Церемониальный закон имел временный характер. Он был дан с целью обуздать непокорный и жестокий народ, тогда как нравственный закон существовал от начала мира, и, пока существует человеческий род, он пишется не на каменных скрижалях. а на сердцах сыновей и дочерей человеческих, когда они, по воле Творца, рождаются в наш мир" (John Wesley. Upon Our Lords Sermon on the Mount",Discourse 5, Works, vol. 5 (1829 ed.), p. 311).

Какое обетование о грядущем Мессии было дано человеку сразу после того, как грех вошел в мир?

"И сказал Господь Бог змею; вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его и пяту" (Быт. 3:14. 15).

Примечание. Запет милости Божией, в основе которого лежит прощение грехов, искупление и мир. берет начало от сотворения мири.

Кому впоследствии было дано обетование завета?

"И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою... будет имя ей:

Сарра ...именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным, и потомству его после него". "Умножу потомство твое, как звезды небесные... благословятся в семени твоем все народы земные" (Быт. 17:15.19; 26:4).

Кто стал этим обетованным семенем?

"Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано "и потомкам", как бы о многих, но как об одном: "и семени твоему", которое есть Христос" (Гал.3:16).

Примечание. Несомненно, Исаак являлся этим обетованным семенем, но Дух Святой прояснил Павлу, что это обетование полностью исполнилось лишь в Иисусе Христе.

Как мы узнаем, что новый, или второй, завет есть тот же завет, что был заключен с Авраамом?

"Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники" (Гал. 3:29).

Примечание. Никого не должны смущать термины первый завет и второй завет. Завет, заключенный Богом со Своим народом на Синае, никоим образом не является первым заветом между Богом и человеком. Много веков до этого Он заключил завет с Авраамом, еще раньше с Ноем, с Адамом. Не следует также считать, что первый, или, как его принято называть, ветхий завет на протяжении какого-то времени был единственным заветом Бога с человеком и что он должен исполниться полностью и утратить свое значение, а уж потом на людей изольются обещанные благословения второго, или нового, завета. Если это так, то получается, что на протяжении всего того времени никто не получил прощения.

Однако все обстоит совершенно иначе. То, что называется новым, или вторым, заветом, в самом деле существовало до завета, заключенного на Синае, ибо завет Бога с Авраамом был подтвержден во Христе (см. Гал. 3:17), и только благодаря Иисусу Христу второй, или новый, завет имеет такое значение и ценность. Ни одного благословения нельзя получить благодаря только новому завету, о котором Бог не говорил Аврааму, заключая с ним Свой завет. Во всех своих основных чертах второй завет, кроме его утверждения, существовал задолго до первого, от дней Адама. Он назван вторым лишь потому, что утвержден после того, как на Синае был заключен первый завет.

Что должно быть там, где есть завет?

"Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, потому что завещание действительно после умерших; оно не имеет силы, когда завещатель жив" (Евр.9:16,17).

Чьей кровью был освящен новый завет?

"Также [Христос взял] и чашу после вечери, говоря: сия чаща есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается" (Лк. 22:20).

Какой силой обладает кровь этого завета?

"Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного. Господа нашего Иисуса (Христа), да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его" (Евр. 13:20, 21).

Каким только заветом даруется прощение грехов?

"То кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному! И потому Он есть Ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений. сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное" (Евр. 9:14, 15).

Примечание. Тот факт, что Христос, будучи посредником нового завета, умер на кресте ради прощения грехов и преступлений, совершенных во времена первого завета, является доказательством того, что первый завет не давал прощения грехов.

Сравнение двух заветов

Что обещали люди Богу во времена первого завета?

"И отвечал весь народ: все, что сказал Господь, сделаем" (Исх. 24:3).

Что обещает сделать Бог, заключив со Своим народом новый завет?

"Вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их" (Евр. 8:10).

Примечание. Цель нового завета - привести человек;) в гармонию с Божественной волей и поднять его на такой духовный и нравственный уровень, когда он сможет, исполнившись силой Божией, следовать Его воле. Упразднение первого завета и заключение нового никоим образом не отменяет десятисловный закон.

Где во времена первого завета был написан Божий Закон?

"И сделал я [Моисей] ковчег из дерева ситтим, и вытесал две каменные скрижали... И написал Он (Бог) на скрижалях, как написано было прежде, те десять слов" (Втор. 10:3,4).

Где написан Божий Закон в новозаветное время?

"Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его" (Иер. 31:33).

Что послужило причиной заключения нового завета?

"Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому. Но пророк, укоряя их [за грехи], говорит: "вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу... новый завет"" (Евр.8:7,8).

Примечание. Главным недостатком первого завета была человеческая греховность, по причине которой люди не могли своими собственными силами исполнить свое обязательство перед Богом. Что в новозаветное время объединяет всех верующих?

"Вы, некогда язычники по плоти... были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире; а теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою" (Еф. 2:11-13).

Сходство между двумя заветами:

1. Оба названы заветами.

2. Оба были утверждены кровию.

3. Оба были заключены на основании Божьего Закона.

4. Оба завета Бог заключил со Своим народом.

5. Оба завета были основаны на обетованиях.

Различия между заветами:

Ветхий завет

Новый завет

Назван Ветхим Заветом.

Назван Новым Заветом.

Назван первым заветом

Назван другим заветом

Временный договор

Вечный завет

Освящен кровью животных

Утвержден кровью Иисуса

Имел недостатки

Лучший завет

Основывался на обещании

Основан на обетованиях людей Божиих

Не имел посредник

Имеет Посредника

Не говорил о прощении грехов

Говорит о прощении грехов

Во время старого завета закон был написан на каменных скрижалях

Во время нового завета закон написан в сердце

Что упразднил Христос?

Пророческое предсказание о жертвоприношениях

Какие последствия для ветхозаветной системы жертвоприношений принесла Голгофа?

"И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос... И утвердит завет многих одна седмина, а в половине седьмины прекратится жертва и приношение" (Дан. 9:26,27).

Завершение системы жертвоприношений

Что своей смертью на кресте упразднил Христос?

"Истребив учением бывшее о нас рукописание [постановление, буквально: указ], которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту" (Кол. 2:14). "Упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей [буквально: закон заповедей постановления] учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем" (Еф. 2:15, 16).

Примечание. "Очевидно, что под "рукописанием указов" апостол Павел подразумевает церемониальный чакон" (Adam Clarke, Commentary).

"Иисус не принес с собой новый нравственный кодекс, Он не был вторым законодателем, подобно Моисею. Он был намного больше, и Его нравственное учение находится намного выше законов, данных Богом Израилю и записанных Моисеем. Он не столько стремился заложить в основание нравственной жизни людей какие-то скрупулезные правила и предписания, сколько донести до сердца каждого вечные принципы, следуя которым человек мог бы жить в гармонии с Божьей волей. Поэтому Христос так много проповедовал о мотивах и намерениях, которыми нам следует руководствоваться в своих повседневных поступках.

Иисус не объявил новые нравственные принципы и не сказал, что нравственное учение Ветхого Завета временно утратило свою силу. Церемониальный закон о жертвоприношениях в храме со смертью Христа потерял сдой смысл и стал ненужным. Что же касается нравственного закона - Десяти Заповедей, то их соблюдение до конца человеческой истории будет обязательным для всех христиан" (J. Philip Hyatt, "Gods Decrees for Moral Living", The Teacher [журнал христиан-баптистов], октябрь 1943г,).

О каких устоях церемониальной системы, указывавшей на грядущего Мессию, и, следовательно, прекратившейся со смертью Христа, говорит апостол Павел?

"Итак никто не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело - во Христе" (Кол. 2:16, 17).

Примечание. То, за что апостол Павел призывает не осуждать христиан, является лишь "тенью будущего". Однако нужно понимать, что еженедельные субботы, данные человеку в Едемском саду, были не тенью чего-то в будущем, а вечным Божьим памятником Его творческой силы. Что же касается иудейских теневых суббот, о которых идет речь в этих текстах, о них вы можете прочитать в книге Левит 23:4-44.

На что указывали жертвы животных в церемониальной системе?

"Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними" (Евр. 10:1).

Какие события, в момент смерти Иисуса Христа на кресте, означали окончание системы жертвоприношений?

"Завеса в храме раздралась надвое,cвеpxy до низу; и земля потряслась" (Мф. 27:51).

Примечание. Этими сверхъестественными явлениями Бог провозгласил, что отныне человек может обращаться к Самому Богу, не прибегая к посреднической системе храмового служения.

Как об этом говорит апостол Павел?

"Сказав прежде, что ни жертвы, ни приношения, ни всесожжении, ни жертвы за грех, - которые приносятся по закону, - Ты не восхотел и не благоизволил, потом прибавил: "вот, иду исполнить волю Твою, Боже". Отменяет первое, чтобы постановить второе" (Евр. 10:8, 9).

Примечание. Слово "первое" относится к символическому жертвоприношению, отмененному Христом, так как Его кровь - совершенная жертва - стала истинной и единственной жертвой, достаточной для искупления грехов людей. Продолжать приносить в жертву животных после Голгофской смерти Христа означало не признать жертву Агнца Божьего, на Которого указывали приносимые в жертву животные.

Как Иисус дал понять самарянке у колодца Иакова, что системе жертвоприношений наступает конец?

"Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу" (Ин:4:21).

Примечание. Центром иудейской обрядовой системы был храм "в Иерусалиме", самаряне же, в противоположность иудеям, поклонялись Богу на горе Геризим. Таким образом Иисус дал понять, что наступает время, когда вся прежняя религиозная система будет упразднена.

Церемониальный закон и Евангелие Иисуса Христа

Как апостолы успокоили христиан, обращенных из язычников?

"Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись" (Деян. 15:1).

"Некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали" (Деян. 15:24).

К какому решению пришли апостолы?

"Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите, соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы" (Деян. 15:28, 29).

Примечание. Вопрос, который рассматривался апостолами на совете в Иерусалиме, имел непосредственное отношение к "законам Моисеевым". Все христиане, как обращенные из язычников, так и из иудеев соблюдали седьмой день - субботу - и исполняли все остальные заповеди Божьего Закона. Об этом совершенно конкретно говорит апостол Иаков: "Кто соблюдает весь закон, но согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным но всем" (Иак. 2:JO).

В чем иудеи обвиняли Стефана, ссылаясь на Моисеев закон?

"И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место cue и на закон; ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычай, которые передал нам Моисей" (Деян. 6:13, 14).

Какое аналогичное обвинение было выдвинуто и против апостола Павла?

"Он учит людей чтить Бога не по закону" (Деян. 18:13).

Что сам Павел сказал о своей вере?

"Но в том признаюсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я действительно служу Богу отцов моих, веруя всему написанному в законе и пророках" (Деян. 24:14).

Примечание. Обвинения против Стефана и Павла основывались не на нарушении нравственного закона, а на устоях обрядового закона, и слова Павла об обвинении его в том, что "они называют ересью", лишь подтверждают, что его взгляды о необходимости и впредь соблюдать нравственный закон расходились со взглядами иудейских раввинов. Тот факт, что против учителей Евангелия выдвигались такие обвинения, свидетельствует нам, что апостолы не сомневались в том, что церемониальный закон был упразднен со смертью Христа.

Иисус и закон

Для чего нужен нравственный закон?

"Законом познается грех" (Рим. 3:20).

Примечание. Если бы нравственный закон был упразднен, то не было бы и греха. Но Христос во время Своего земного служения ни разу не нарушил ни одной из заповедей, утвердив свой закон навечно" (см. Рим. 3:31,8:1-3).

Как об этом же сказано в другом месте Священного Писания?

"Потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего" (Рим. 10:4).

Примечание. В Другом переводе, сделанном с сирийского языка, этот текст звучит так: "Ибо Мессия является целью закона к праведности всякого верующего". Указывая на грех. Закон Божий приводит грешника ко Христу. И тогда человек, взирая и принимая жертву, принесенную на Голгофе ради его спасения, очищается от всякого греха и нечестия (Рим. 7:7).

В каком месте Священного Писания слово "конец" употреблено с тем же значением, что и в Послании к Римлянам 10:4?

"Достигая наконец [буквально: конец] верою вашею спасения душ". (1 Петр. 1:9, см. также 1 Тим. 1:5; Иак. 5:11).

Примечание. Церемониальный закон имел лишь "тень будущих благ", символически представляя посредническое служение Иисуса Христа, нашего Великого Первосвященника. Нравственный закон, открывая человеку его грех, осуждает грешника и указывает на Христа как на источник прощения и очищения от греха. Земное служение Иисуса Христа и Его крестная смерть положили конец церемониальному закону, возвысив в то же время нравственный закон.

Что сказал Христос о своем отношении к закону и пророкам?

"Не думайте, что Я пришел нарушить закон ил и пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить" (Мф.5:17).

Примечание. "Обрядовый или церемониальный Моисеев закон, содержавший все предписания и постановления о жертвоприношениях и о служении в храме в ветхозаветное время, переданный сынам Израилевым через Моисея, имел временный характер, и с приходом Христа был упразднен... Но нравственный закон, содержавшийся в Десяти Заповедях, к исполнению которого неустанно призывали пророки Ветхого Завета, остался неизменным". Открыто или тайно "судящие закон" и говорящие, что он-де устарел, являются злейшими врагами Евангелия Иисуса Христа, ибо они учат людей нарушать... все Божьи заповеди и самоуверенно заявляют:

"Что сделал наш Господь с законом? Он отменил его. И нам теперь нужно только верить, потому что все заповеди утратили свое былое значение-" Что можно на это сказать?! "Отче! прости им, ибо не знают, что делают"" (John Wesley, "Upon Our Lords Sermon on the Mount, Discourse 5, Works, vol. 5 [1829ed.], pp. 311,317).

Закон Божий и Евангелие

Цель закона

Для чего был дан закон?

"Потому что делами закона не оправдывается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех" (Рим. 3:20).

Что говорит апостол Иаков о необходимости соблюдать Божий десятисловный закон?

"Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем" (Иак. 2:10).

Спасение человека и возвеличивание закона

Чем является Евангелие, или Благая весть, Иисуса Христа?

"Я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему" (Рим. 1:16).

Что означает имя Иисус?

"Наречешь Ему имя; Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их" (Мф. 1:21).

В ком открылась сила, способная спасти людей от их грехов?

"Мы проповедуем... Христа [являющем Собой] Божию силу и Божию премудрость" (1 Кор. 1:23, 24).

Что предсказывает псалмопевец об отношении Христа к закону Божию во время Своего земного служения?

"В свитке книжном написано о мне: я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце" (Пс.39:8,9).

Какой завет Христос пообещал заключить со Своим народом?

"Но Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета". "Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их и напишу их w сердцах их" (Евр. 8:6,10).

Когда Христос посылает людям Свои благословения и спасительную благодать?

"Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению" (Рим. 10:10).

К чему стремился апостол Павел, посвятив свою жизнь Богу?

"Все почитаю тщетою... чтобы приобресть Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая чрез веру во Христа, с праведностью от Бога по вере" (Флп.3,-8.9).

Упраздняет ли вера, оправдывающая кающегося грешника, нравственный Божий Закон?

"Итак мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем" (Рим. 3:31).

Примечание. Благодаря Божественной силе Евангелия Христова закон, первоначально написанный в сердце Христа, записывается на сердце верующего, в котором обитает Христос. Таким образом исполняется обетование нового завета. Именно об этой праведности - праведности от Бога по вере - свидетельствует Закон Божий, который силой благодати Христа открывается всякому приходящему к Нему и день ото дня преобразует его жизнь, приводя ее в гармонию с нравственным законом вселенной. Такая вера не упраздняет закон, а утверждает его в сердце верующего.

"Закон требует послушания, но сам он не может сделать нас послушными. Он свят, но не может нас сделать святыми; он открывает нам наши грехи, но не может от них избавить; он показывает нам наши болезни, но не в силах исцелить нас, тогда как Евангелие Христа силой Его благодати и спасает, и освящает нас (см. Рим. 3:19- 22:4:15:5:20.21; 7:7-13; 2 Кор. 3:7-9: Гал.3:21-24; 1 Тим.1:8-11).

В то время как закон по своей природе вызывает противодействие в самонадеянном разуме и в своенравном сердце человека, Евангелие Христа обращено к двум наиболее сильным чувствам, облагораживающим сердца мужчин и женщин, - благодарности и любви (ср. Рим. 7:5,7-11 с 6:1- 15; 2 Кор. 5:14, 15).

Евангелие, открывая нам Спасителя, в котором мы так нуждаемся, возвещает о том, что Он, исполнив Своей безгрешной жизнью все заповеди нравственного Закона Божьего, является нашим Искупителем, принявшим на Себя грехи всего мира и умершим ради нас на кресте (2 Кор. 5:21)... Его служение ради спасения человечества от грехов намного ярче открыло всей сотворенной Богом Вселенной бесконечную справедливость, праведность и милость ее Создателя, чем это сделало бы послушание или страдание всего человеческого рода!

Цель Закона Божьего и Евангелия - побудить человека повиноваться Его заповедям. Закон вменяет нам это в обязанность, а Евангелие представляет исполнение Божиих повелений как особую привилегию, открывая их красоту и привлекательность. Закон рассматривает послушание как средство спасения и ставит все Божьи благословения в зависимость от его исполнения. Евангелие же показывает, что послушание Божьим заповедям является следствием искупления человека и откликом его сердца на Божьи благословения" (William С. Procter, Moody Bible Institute Monthly, ноябрь 1933г., с. 107, 108).

Что взял на Себя Христос?

"Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Ин. 1:29).

Что разрушил Христос?

"Иисуса Христа, разрушившего смерть "явившего жизнь и нетление чрез благовестие" (2 Тим. 1:10).

Примечание. "Человеку нужно... торжественно напомнить, о том, что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил его от закона греха и смерти, но не от Божьего Закона" (G. Campbell Morgan, The Ten Commandments, p. 12),

Какие изменения происходят с человеком благодаря Евангелию?

"Мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа" (2 Кор. 3:18).

Примечание. Часто приходится слышать, что Христос изменил, уничтожил, упразднил нравственный закон, заменив его Евангелием, однако такое представление о служении Иисуса Христа неверно. Взирая на славу Божию, открывающуюся в Христовом Евангелии, верующий преображается силою Духа Божия. наполняющего его (см. 2 Кор. 4:4; Ин. 1:14). Смерть Христа уничтожила проклятие смерти, довлевшее над человеческим родом. Наш Великий Искупитель взял на себя все грехи мира, но закон Десяти Заповедей остается незыблемым, поскольку он является основанием Его престола.

Как Христос изъяснил суть шестой и седьмой заповедей?

"Вы слышали, что сказано древним: "не убивай; кто же убьет, подлежит суду". А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему; "рака", подлежит синедриону; а кто скажет "безумный", подлежит геенне огненной". "Вы слышали, что сказано древним: "не прелюбодействуй". А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем" (Мф. 5:21, 22; 27, 28).

Исполнением какого пророчества было это учение?

"Господу угодно было ради правды Своей возвеличить и прославить закон" (Ис. 42:21).

Примечание. Христос не только раскрыл суть нравственного закона, не только Сам исполнял его, но Своей смертью на кресте Он покачал его святость и непреложность, отдав за то, что его нарушают люди, Свою безгрешную жизнь. Таким образом, Он прежде всего возвеличил этот закон.

Благодать и Закон

Что возвестил Бог Аврааму?

"И Писание... предвозвестило Аврааму: "в тебе благословятся все народы"" (Гал. 3:8).

За что Авраам был признан праведным?

"Ибо что говорит Писание? "поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность"". (Рим. 4:3).

Возможно ли оправдаться своими добрыми делами?

"Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех" (Рим. 3:20).

Как получают оправдание все верующие во Христа?

"Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе" (Рим. 3:24).

Будет ли человек, уверовавший во Христа, грешить после этого?

"Что же скажем? оставаться ли нам во грехе, чтобы умножилась благодать? Никак. Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?" (Рим. 6:1,2).

Как Сам Христос относился к закону?

"Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить" (Мф.5:17). "Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви" (Ин. 15:10).

Какой текст Священного Писания свидетельствует о том, что остаток народа Божия будет верно понимать взаимоотношение между Евангелием и законом десяти заповедей?

"Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божий и веру в Иисуса" (Откр. 14:12).

Примечание. "Бог не оставил человека запутавшимся в своем непослушании, - Он дал людям возможность начать новую жизнь. Для этого Он не умалил небесные принципы до уровня нашей греховности и слабости. Он поднял человека до уровня Своей святости, преобразуя его греховную природу в соответствии с вечными принципами своего нравственного закона, побуждая его добровольно повиноваться Своим повелениям...

Искупление всех людей смертью Иисуса Христа свидетельствует о вечном единстве Бога со Своим нравственным законом, законом, который "свят, праведен и добр"... Верующий во Христа избавляется от наказания за нарушение закона, ему даруется новое сердце, которое наполнено любовью к Богу и послушанием Его принципам. Таким образом, мы видим, что между Законом Божиим и Евангелием существует великолепная гармония, являющаяся источником обильных благословений для тех, кто обращается от своей прежней жизни к святости Божией.

Это является одной из величайших целей Евангелия, провозглашаемого во всем мире" (О. С. S. Wallace, What Baptists Believe, pp. 83, 84),

9. Суббота

Установление субботы

Возникновение субботнего покоя

Кто и когда сотворил субботу?

"Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Боек седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал" (Быт. 2:1, 2).

Почему нужно святить день субботний?

"Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его" (Исх. 20:11).

Примечание. Суббота является памятником творения. По замыслу Бога, человек, соблюдая субботу, никогда не забудет о живом и истинном Боге, создавшем Вселенную и человека.

Вот что сказал Джон Уэсли о незыблемости субботнего дня: "Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый - суббота Господу Богу твоему". Этот день принадлежит не тебе, а Богу, об этом Он нам ясно говорит в Своем Слове, и постоянно напоминает об этом человеку на протяжении всей человеческой истории. "В шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его". Он освятил его, то есть Он сделал этот день святым. Он выделил этот день для особой цели, Бог определил, что пока существуют солнце, луна, небеса и земля, сыны человеческие должны проводить этот день в поклонении Тому, Кто даст "всему жизнь и дыхание и все" (John Wesley, "A Word to a Sabbath-Breaker". in Works,vol 11 [1830ed.], pp. 164-166).

Имел ли Иисус Христос какое-то отношение к сотворению нашего мира и установлению субботнего покоя?

"Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть. что начало быть". (Ин. 1:3; см. Еф. 3:9; Кол. 1:1б; Евр. 1 ;2).

Примечание. Христос принимал непосредственное участие в творении. Бог в седьмой день покоился от Своих дел, говорит Священное Писание. Из этого следует, что и Христос покоился в седьмой день вместе с Отцом. Поэтому мы со всей уверенностью можем сказать, что суббота является днем покоя для всех трех личностей Божества.

Что сделал Бог, успокоившись в седьмой день?

"И благословил Бое седьмый день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал" (Быт. 2:3).

Примечание. Итак, мы видим, что Бог совершил три действия, создавая субботу. Он покоился в этот день. Он благословил его; Он освятил его. "Освятить" означает "сделать святым или священным", "посвятить", "отделить как священный".

Человек и суббота

Для кого была сотворена суббота?

"Суббота для человека, а не человек для субботы" (Мк. 2:27).

Примечание. Слово "человек" в этом тексте подразумевает весь человеческий род. Бог установил субботу для того, чтобы она была источником радости и благословений для всех людей.

"Иисус говорит; "Суббота для человека". Из этого необходимо сделать вывод, что человеку еще от сотворения мира было известно о том, для чего Бог сотворил субботу, и все соблюдающие ее получали те благословения, которые несло с собой соблюдение субботнего дня...

Еще до того, как Бог дал на Синае свой нравственный закон, люди осознавали необходимость соблюдение седьмого дня в святости" (J.J. Taylor. The Sabbatic Question [ 1914 ув.], pp. 20-24).

Вот что писал доктор Муди о незыблемости Божией заповеди о субботе: "Я искренне верю, что сегодня эта заповедь имеет для людей такое же значение, что и прежде. Мне приходилось разговаривать с людьми, утверждавшими, что она уже упразднена, но ни один из них не смог мне указать ни одного места в Священном Писании, где бы говорилось о том, что Бог отменил эту заповедь.

Когда Христос находился на земле. Он ничего не предпринял для ее упразднения. Он только освободил ее от уз, которыми книжники и фарисеи опутали субботний покой, и открыл людям ее истинное значение и внутренний духовный смысл. "Суббота для человека, а не человек для субботы". Именно сейчас, как никогда прежде, эта заповедь имеет для человека огромное значение. Ее искреннее соблюдение сейчас, в наш напряженный и стремительный век, важно, как никогда прежде.

Суббота была установлена в Едеме, и с тех пор эта заповедь никогда не утрачивала своей силы. Она начинается со слова "помни", что говорит о ее существовании задолго до того, как Бог написал Свой закон на каменных скрижалях и дал народу Израильскому на Синае. Как могут люди утверждать, что эта заповедь потеряла свое значение, тогда как остальные девять остались неизменными" (D.L. Moody, Weighed and Wanting [ 1898 ed.], pp. 46,47).

Когда Бог благословил и освятил седьмой день?

"И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмый день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал" (Быт. 2:2,3).

Примечание. "Если бы все Священное Писание состояло только из двух текстов Бытия 2:2, 3, то тогда людям было бы совсем несложно понять заповедь о субботе как об особом святом времени, которое всем, для кого Он создал землю, необходимо посвятить Богу. Первые люди, должно быть, знали об этом. Другими словами, выражение "(Он) освятил его" не может иметь какого-то другого значения. Если бы эти слова не относились к кому-то, кому необходимо соблюдать и святить седьмой день, то их не было бы в Священном Писании вообще" (John Peter Lange, A Commentary on the Holy Scriptures, vol. t,p. 197).

Суббота - испытание народа Израильского

Что повелевает заповедь о субботе?

"Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делан всякие дела твои; а день седьмый -суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела тли ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих" (Исх. 20:8-11).

Примечание. Размышляя о том, как Господь насыщал манной Свой народ в пустыне (Исх. 16:4,29-30), Лютер говорит: "Из этого становится очевидным, что установление о субботе существовало задолго до провозглашения на Синае закона Десяти Заповедей. Несомненно, оно берет свое начало еще от сотворения мира. В этот день все благочестивые люди, боящиеся Бога и хранившие истинную веру, собирались вместе и призывали имя Божие" ("Auslegutigdes Alien Tastaments, Sammtliche Schriften vol 3, col. 950).

Как Бог испытывал народ Израильский в пустыне?

"Я одождю вам хлеб с неба; и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет" (Исх. 16:4).

По каким дням люди собирали двойное количество манны?

"В шестый же день собрали хлеба вдвое, по два гомора на каждого" (Исх. 16:22).

Что сказал Моисей в шестой день недели начальникам общества израильского?

"Вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня" (Исх. 16:23).

Примечание. "Суббота имеет жизненно важное значение для человека, поскольку она содействует максимальному удовлетворению его потребностей в физической, интеллектуальной, социальной и духовной сферах и открывает перед ним вечность. Ее соблюдение неразрывно связано с исполнением самых возвышенных Божиих обетовании, а нарушение влечет за собой самое суровое наказание. (См. Исх. 23:!2; 31:12- 18: Неем. 13:15-22; Ис. 56:2-7; 58:13,14; Иер. 17:21-27; Иез. 20: 12,13: 22:26-31.) Господь особым образом подчеркнул святость субботы, давая Своему народу манну в пустыне. (См. Исх. 16:22-30).

Существовавший от сотворения мира закон о субботе был обновлен на Синае, где заповедь о субботе была провозглашена ключевым принципом нравственного закона Десяти Заповедей, данного Богом Израилю через Моисея". (См. Исх. 20:8-11 и Amos Binney, Daniel Steele. Binneys Theological Compend Improved [1902 ed.], p. 170).

Что некоторые израильтяне делали в седьмой день?

"Но некоторые из народа вышли в седьмый день собирать, и не нашли" (Исх. 16:27).

Что сказал Бог Моисею, упрекая этих людей в непослушании?

"И сказал Господь Моисею: долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих?" (Исх. 16:28).

Почему в шестой день люди собирали вдвое больше манны?

"Смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестый день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя, никто не выходи от места своего в седьмый день" (Исх. 16:29).

Каким образом Бог испытывал Свой народ соблюдением субботы?

Примечание. Таким образом, мы видим, что Божья заповедь о субботе была составной частью нравственного Закона Божьего еще задолго до того. как этот закон был дан народу Израильскому с горы Синай, поскольку Господь дал им манну прежде, чем они подошли к Синаю.

"Как явствует из Священного Писания, суббота не является плодом фантазии основоположника какой-то религии. Ее соблюдение первоначально не входило ни в какую религиозную систему, будучи совершенно независимым установлением. В книге Бытие суббота определенно представлена как первое установление, которое Сам Творец Вселенной дал людям. Оно было свободно от каких бы то ни было религиозных предрассудков и охватывало всю нравственную и духовную сферу человеческой жизни. Это установление не содержало никаких обрядовых предписаний и ритуального подтекста. Оно не нуждалось в священниках, для него не нужна была литургия. Бог дал человеку субботу как дар Своему творению, управителю и другу" (W.O.Carver, Sabbath Observance, p. 41).

 

 

 

Hosted by uCozght -->