Библейские чтения

 

                                                                                                                                                                      

Величайшее пророчество нашего Господа

Разрушение Иерусалима

Какие чувства у Иисуса Христа вызвал нераскаявшийся Иерусалим?

"И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! но это сокрыто ныне от глаз твоих" (Лк. 19:41,42).

Что предсказывал Христос о грядущем разрушении Иерусалима?

"Ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя. и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего" (Лк. 19.43, 44).

Какие слова, полные сострадания и жалости, произнес Христос, обращаясь к Иерусалиму?

"Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!" (Мф. 23:37).

Что произнес Иисус, покидая Иерусалимский храм?

"Се, оставляется вам дом ваш пуст" (Мф. 23:38).

Примечание. Отвергнув и распяв Христа, обетованного Мессию, а затем преследуя Его первых последователей, иудеи тем самым переполнили чашу своих беззаконий. (См. Мф. 23:29-35; Ин. 19:15; Деян. 4-8 главы.)

О чем ученики спросили Христа, услышав это?

"Скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?" (Мф. 24:3).

Примечание. Ниспровержение Иерусалима и иудейской нации символизирует день Второго пришествия Xpucтa, когда будут разрушены все города мира и уничтожены все, кто противился воле Божией. Как видно, описания этих двух событий имеют между собой много общего. Пророческие слова Иисуса Христа подразумевали не только разрушение Иерусалима, но и полное опустошение земли в день Его Второго пришествия, они были обращены не только к Его первым ученикам, но и к тем, кому предстояло жить в заключительное время человеческой истории. Христос указал на особые признаки как разрушения Иерусалима, так и Своего Второго пришествия.

От чего предостерегал Христос Своих последователей?

"Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас; ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: "я Христос", и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь; ибо надлежит всему тому быть. Но это еще не конец" (Мф. 24:4-6).

Что сказал Иисус о предшествующих этим событиям войнах, голоде, морах и землетрясениях?

"Все же это начало болезней" (Мф. 24:8).

Примечание. Согласно пророчеству, предшествующие этим двум событиям бедствия достигнут своей наивысшей точки дважды - при разрушении Иерусалима и в конце мировой истории, перед Вторым пришествием Иисуса Христа, поскольку, как мы уже отмечали, это пророчество имеет двойное применение -.в начале по отношению к Иерусалиму, а потом ко всему миру. Разрушение Иерусалима зато, что иудеи отвергли Иисуса Христа при Его Первом пришествии, символизировало разрушение и опустошение всей земли в конце мировой истории за то. что люди отвергли Христа, отказавшись прислушиваться к последней вести предостережения, посланной им Богом для приготовления ко Второму пришествию Иисуса Христа.

Что предстоит пережить народу Божию?

"Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое. И тогда соблазнятся многие; и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, по многих охладеет любовь" (Мф. 24:9-12).

Кто будет спасен?

"Претерпевший же до конца спасется" (Мф. 24:13).

Когда, согласно пророчеству Иисуса Христа, наступит конец?

проповедано будет cue Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам, и тогда придет конец" (Мф. 24:14).

Примечание. Перед самым падением Иерусалима апостол Павел проповедовал Благую весть о спасении в Риме - тогдашней столице мира. В своем Послании к Филиппинцам он упоминает о святых из "кесарева дома" (Флп.4:22), а в другом своем послании он говорит о том, что Евангелие было "возвещено всей твари поднебесной" (Кол. 1:23).

Таким образом, возвещение Евангелия ко времени падения Иерусалима всем народам Римской империи означало конец иудейского государства. То же будет и в последние дни человеческой истории. Когда Евангелие, или Благая весть, о грядущем Царстве Христа, будет проповедана всему миру - "во свидетельство во всем народам", тогда наступит конец. И подобно тому, как конец иудейской нации ознаменовался полным разрушением Иерусалима, так и при Втором пришествии Иисуса Христа земля будет опустошена и все будет разрушено. (См. главу "Книга с семью печатями".)

На какое знамение скорого падения Иерусалима указал Христос?

"Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его" (Лк. 21:20).

Как предложил Христос поступить Своим последователям, когда Иерусалим будет окружен войсками?

"Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную чрез пророка Даниила, стоящую на святом месте, - читающий да разумеет,- тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы"(Мф.24:15.16).

Примечание. В 66 году н. э. римский полководец Цест осадил город, но вдруг, по необъяснимым причинам, осада была снята. Иерусалимские христиане увидели в этом знамение, предсказанное Иисусом Христом, и спаслись бегством (Евсевий. "Церковная история" , кн. 3, гл. 5). тогда как около 1 миллиона 100 тыс. жителей Иерусалима погибли во время осады и разрушения Иерусалима армией Тита в 70 году н. э. Для нас это наглядный урок того, как важно изучать пророчества Библии и обращать внимание на знамения времени. Те, кто верил словам Иисуса Христа и распознал знамение, предсказанное Им, были спасены, а все, не поверившие Ему, погибли. Так будет и в конце человеческой истории. Спасенными окажутся те, кто будет верить в Иисуса Христа как своего Спасителя, и в происходящих на земле событиях увидят знамения приближающегося конца. Неверующие же и скептики навеки погибнут из-за своего неверия и равнодушия к тому, что сказал Сам Христос. (Читайте Мф. 24:36- 44: Лк.2):34-36; 1 Фес. 5:1- 6).

Что следовало делать христианам при появлении знамения?

"И кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои" (Мф. 24:17, 18).

В каких словах Христа видна Его забота и переживание о Своих последователях?

"Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу" (Мф. 24:20).

Примечание. Побег зимою повлек бы за собой неимоверные трудности, а попытка бежать в субботу несомненно принесла бы христианам дополнительные нравственные переживания.

Молитвы последователей Христа были услышаны. Бог устроил все так, что ни один иудей или римлянин не помешал их бегству. Когда армия Цеста отступила, иудеи бросились преследовать врагов, и у христиан появилась прекрасная возможность покинуть город. Страна была очищена от врагов, поскольку в это время все иудеи собрались в Иерусалиме на праздник кущей. Таким образом, иудейские христиане смогли беспрепятственно покинуть город, тем более что осень была наилучшим временем для побега.

О каком тяжелом испытании предупредил Христос Своих первых последователей?

"Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет" (Мф. 24:21).

Примечание. Осада Иерусалима была буквальным исполнением пророчества, данного Моисею (Втпр.2К:53): "И ты будешь есть плод чрева твоего, плоть сынов твоих и дочерей твоих- в осаде и в стеснении, в котором стеснит тебя враг твой". См. также: Иосиф Флавий, "Иудейская война", книга 6. глава 3, параграф 4.

Вслед за разрушением Иерусалима в Риме начались гонения против христиан, продолжавшиеся с разной интенсивностью на протяжении первых трех веков христианской эры. После временного затишья на смену этим гонениям пришло время жесточайших преследований истинных христиан со стороны папства, о чем было предсказано в Книге пророки Даниила (Дин. 7:25) и в Откровении Иоанна (Откр. 12:6). Источником и первопричиной всех бедствий и скорбей, постигших христиан, был вначале языческий, а потом папский Рим.

Ради кого было сокращено это время?

"И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни" (Мф. 24:22).

Примечание. Благодаря начавшейся в XVI веке Реформации и возникшему благодаря ей протестантскому движению в христианстве сила и влияние папства, стремившегося уничтожить всех, кого оно считало еретиками, стали постепенно уменьшаться, пока к концу XVIII столетия, перед окончанием пророческого периода 1260 дней, гонения не прекратились совсем.

От какого обмана Христос предостерегает нас?

"Тогда, если кто скажет вам: "вот здесь Христос", или "там", - не верьте; ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных" (Мф. 24:23, 24).

Знамения на солнце, луне и звездах

Какие знамения люди увидят на небе?

будут знамения в солнце и луне и звездах" (Лк. 21:25).

Когда должны были появиться первые знамения?

"И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба и силы небесные поколеблются" (Мф. 24:29).

"Но в те дни, после скорби той. солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются" (Мк. 13:24. 25. Сравни Иоил. 2:30, 31; 3:15 Ис. 13:10; Ам.5:9).

Примечание. Знамения на небе стали появляться после того, как в конце периода в 1260 лет (примерно и середине XV11I столетия) прекратились гонения.

1. Необычное затмение солнца и лупы. О темном дне 19 мая 1780 года профессор Гарвардского университета Самуил Уильяме рассказывает, что затмение надвигалось с юго-запада, откуда "между 10 и 11 часами утра двигались темные облака; оно продолжалось до полуночи, отличаясь в разных районах страны по степени продолжительности. Кое-где люди несколько часов не могли при естественном освещении читать печатный шрифт, но так было не везде". "В домах люди зажигали свечи, птицы, спев свои вечерние песни, исчезли и умолкли, куры уселись на свои насесты, повсюду, как на исходе дня, пели петухи, предметы можно было различать лишь вблизи, и все выглядело темным и мрачным, как ночью" (см. Memoirs of the American Academy of Arts and Sciences [1783],vol. 1, p. 234, 6235).

Луна в минувшую ночь была полной, а днем находилась на противоположной стороне планеты, где не наблюдалось солнечного затмения, поэтому лунное затмение и восточном полушарии было не столь продолжительным, а потому не таким заметным. Исходя из этого, безосновательно полагать, что затмение, сколь значительным оно бы ни было, должно было обязательно охватить всю поверхность планеты.

"Вечером того дня было так темно, как, наверное, еще не бывало с тех пор, как Бог повелел солнцу и луне освещать землю. И если бы эта тьма была еще и осязаемой, как когда-то во времена Моисея в Египте (Исх. 10:2!), то это было бы уж совсем экстраординарным и поразительным явлением... Если все светящееся на земле можно было бы закутать в непроницаемые тени или сделать совсем невидимым, то тьма от этого не стала бы еще темнее. Лист белой бумаги на расстоянии вытянутой руки ничем не отличался от черного бархата" (Samuel Tenney, Letter [1785], Collections of the Massachusetts Historical Society, part 1, vol. 1 [1792 ed.], pp. 97. 98).

Тимоти Дуайт, президент Йельского университета, вспоминал, что "среди людей стал быстро распространяться слух. о том, что скоро наступит день суда Божьего. Палата представителей законодательного собрания штата Коннектикут, будучи не в состоянии выполнять свои обязанности, закрыла свое заседание и депутаты разошлись по домам, однако сенаторы, в отличие от конгрессменов штата, зажгли свечи, предпочитая, как позже говорил один из них, оставаться на своих рабочих местах на случай того, если суд небесный псе же начнется" (См. John W. Barber, Connecticut Historical Collections [2 d ed., 1876], p. 403).

Современники и очевидцы произошедшего события не пришли к единому мнению о причинах этого не имеющего себе равных по силе затмения, но все были едины в том, что это явление уникально. И никакие объяснения его причин с научной точки зрения, какими бы логичными и глубокими они ни были. не могут ни на йоту преуменьшить значение этого события. За шестнадцать с половиной веков до этого Спаситель предсказал, что это произойдет. Говоря о знамениях Своего Второго пришествия. Он совершенно недвусмысленно сказал, что "в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего" (Мк. !3:24). Эти события произошли в точности, как было предсказано, ч именно в то время, о котором говорил Христос. Главным для нас является то, что это произошло, а не причины этого события. Когда Господь открыл Своему народу путь через Чермное море. Он "гнал... море сильным восточным ветром" (Исх. 14:21). Разве из-за этого чудо перестало быть чудом? Когда горькие воды стали сладкими, было ли это Божественное вмешательство менее реальным из-за того, что при этом были использованы конкретные природные материалы, в которых волею Божией было нечто, благодаря чему вода в Мерре сделалась пригодной для питья? (Исх. 15:23-25). Так и в этом случае. Хоть наука и не может дать исчерпывающее объяснение того, что произошло 19 мая 1780 года, нам не нужно пытаться понять причины этого события, а отнестись к нему как к милостивому знамению приближающегося конца времени, отпущенного нам Богом.

2. Захватывающая дух карты "звездного дождя" (см. главу "Книга с семью печатями").

Как свидетельствует очевидец, астроном Йельского университета, "утро 13 ноября 1833 года вошло в историю из-за захватывающего явления - падения звезд. Ни до того дня, ни после никто на земле не видел более впечатляющего и величественного зрелища, чем в то ноябрьское утро 1833 года. Возможно, со времен первых поселенцев никакое другое небесное явление одни американцы не наблюдали с таким интересом, вниманием и изумлением, а другие - с таким удивлением и страхом" (QentsonOimst.ed,] American Journal of Science and Arts, vol. 25 [18341, pp. 363, 364).

На всей территории от Мексиканского залива до Галифакса, пока не взошло солнце и уже нельзя было разглядеть расчерченное падающими метеориты небо, это явление представляло собой восхитительное зрелище. Следы "падающих звезд" образовывали на небосклоне замысловатый, постоянно меняющийся узор, и вся земля освещалась отблесками от падающих и сгорающих небесных тел. По некоторым оценкам, над Бостоном в тот день метеоры падали с частотой лишь в два раза меньшей, чем число снежинок во время обычной метели... Проследив за их полетом, можно было заметить, что все их траектории неизменно берут начало из одной точки, находящейся в созвездии Льва" (Agnes M. Clerke, A Popular History of Astronomy [1885 ed.], pp 369. 370).

Фредерик Дуглас, вспоминая о своих юношеских годах, проведенных в рабстве, говорил: "Я наблюдал этот великолепный спектакль, и меня охватил благоговейный страх. Казалось, что воздух наполнился яркими небесными вестниками, спускавшимися на землю... Я допускал мысль в тот момент, что происходившее перед моими глазами было не чем иным, как предвестником пришествия Сыпи Человеческого. Насколько я себя помню, тогда я готов был приветствовать Его как своего Друга и Избавителя. Я уже прочитал к тому времени о том, что "звезды спадут с неба", и теперь они падали на моих глазах" (Life and Times of Frederick Dougiass [1941 ed.], p. 117).

Состояние мира и приготовление ко Второму пришествию Христа

Какие знамения на земле будут свидетельствовать о скором пришествии Иисуса Христа?

"И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную" (Лк. 21:25, 26).

Примечание. О состоянии мира перед Вторым пришествием Иисуса Христа см. в следующей главе.

Кого увидят живущие на земле после произошедших знамений?

"И тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою" (Лк. 1:27, см. Мф. 24:30).

Что нам следует делать, когда все это начнет сбываться?

"Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше" (Лк. 21:28).

Что мы знаем, видя распускающиеся на деревьях листья?

"От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето" (Мф. 24:32).

О чем нам нужно знать, наблюдая за происходящими на небе и на земле знамениями?

"Так, когда вы увидите нее сие, знайте, что близко, при дверях" (Мф. 24:33). "Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие" (Лк. 21:3f).

Что Христос сказал о неизменности этого пророчества?

"Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет: небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут" (Мф. 24:34. 35).

Примечание. Все, что предсказал Христос о разрушении Иерусалима, исполнилось, вплоть до мельчайших деталей. Зная об этом, мы можем быть абсолютно уверены в том, что все скачанное Им о конце мира будет исполнено с такой же точностью.

Кто только знает день и час пришествия Христа?

"О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один." (Мф. 24:36).

Каким будет нравственное состояние человеческого общества в канун Второго пришествия Иисуса Христа?

"Но как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, - так будет и пришествие Сына Человеческого" (Мф. 24:37- 39).

Какой важный совет дал нам Христос?

"Потому и вы будьте готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий" (Мф. 24:44).

Что будет с теми, кто говорит в сердце своем, что Господь вернется не скоро?

"Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: "не скоро придет господин мой", и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами. - то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами: там будет плач и скрежет -зубов" (Мф. 24:48-51).

Умножение знаний

Расширение знаний о пророчествах Библии

Когда, по пророчеству, в мире будет отмечен повышенный интерес к знаниям?

"А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение" (Дан. 12:4).

Примечание. Ангел не говорит, что Книга пророка Даниила должна быть запечатана до конца человеческой истории, поскольку в таком случае не осталось бы времени для усвоения и применения полученных знаний. Он сказал: "до последнего времени", то есть до того периода, который непосредственно предшествует концу мира. Этот период истории отмечен резким увеличением знаний о пророчествах Книги пророка Даниила.

До какого времени предстояло страдать избранным Божиим от гонений языческого и папского Рима?

"Пострадают некоторые и из разумных для испытания их, очищения и для убеления к последнему времени, ибо есть еще время до срока" (Дан. 11:35).

Примечание. Окончание периода гонений, о котором идет речь в этом стихе, знаменует начало "последнего времени".

На протяжении какого времени они будут находиться под властью малого рога - папского Рима?

"И против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего... и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени" (Дан. 7-25).

Примечание. Этот и предыдущий стихи показывают, что, согласно Божьему плану, "последнее время" должно начаться в конце "времени и времен и полувремени", или после 1260 лет безраздельного правления малого рога. Таким образом, исходя из этого, мы можем сказать, что "последнее время" началось в 1798 году. (См. главу "Царство антихриста и его сила.)

После окончания периода 1260-летнего безраздельного религиозного господства малого рога отмечалось пробуждение интереса к изучению библейских пророчеств в общем, но наибольший интерес вызывали пророчества Книги Даниила.

К этому следует добавить, что в это время началось невиданное ранее распространение Слова Божия во всех даже самых отдаленных уголках земли.

В 1799 году в Лондоне было основано книгоиздательское религиозное общество, в 1804 году - Британское и зарубежное библейские общества, в 1816 - Американское библейское общество, в 1824 - Американское книгоиздательское религиозное общество. Библия была переведена более чем на 1000 языков и диалектов. Во асе части земного шара разошлись сотни и тысячи экземпляров Священного Писания и бесчисленное число брошюр, трактатов, памфлетов и христианских газет, распространявших весть об истине Божией и о спасении от грехов. Именно в это время протестантские церкви начали качественно новый период в христианстве - проповедь Евангелия почти во всех странах мира, куда отправились миссионеры, чтобы донести до всех народов свет Божьего Слова. Таким образом, мы видим, что в это "последнее время" "Евангелие Царствия" начали проповедоваться "всякому племени и колену и языку и народу".

Рост научных знаний

В какой мере рост научных знаний соответствовал распространению среди людей знаний о пророчествах Книги Даниила?

"За период с 1800 по 1919 год человеческое общество в техническом отношении изменилось значительнее, чем за предыдущие 2000 лет, можно даже сказать - за 3000 лет" (Lucien Price, "Between Two Wans", chap. 2, Religion in the Post-War World, vol. 2, p. 22).

Примечание. "За очень короткое время, благодаря использованию пара и электричества, за период, равный продолжительности жизни лишь двух поколений, в технике произошло изменений больше, нежели за все предыдущие тысячелетия человеческой истории, вместе взятые. Колеса и шестерни механизмов стали вращаться так быстро, что человек смог за один день покрывать такое расстояние, на которое раньше ему понадобилась бы вся жизнь" (Norman Cousins, Modern Man Is Obsolete [ 1945 ed.1, pp. 15, 16),

В 1798 году паровой механизм стал одной из последних технических новинок, годом раньше были изобретены освещение при помощи светильных газов и формы для отливки железных плугов. В это же время начали проводиться интересные лабораторные эксперименты с электричеством. Ниже приводится перечень некоторых принципиально новых изобретений и научных открытий, начиная с 1798 года (относительно некоторых приведенных в этом списке дат у ученых существуют разные мнения):

Новые изобретения и научные открытия

год

Изобретение Фултоном первого парохода

1803

Паровой печатный пресс

1811

Паровая железная дорога

1825

Сенокосилка и жатка

1831

Электрический телеграф

1836

Вулканизация резины

1839

Фотография

1839

Анестезия

1846

Сеялка

1846

Бессемеровский способ разливки стали

1856

Автоматическое оружие

1861

Военный броненосец

1862

Печатная машинка

1864

Теория Пастера о происхождении и развитии микробов

1864

Телефон

1876

Граммофон

1877

Электрическая железная дорога

1879

Электрическая лампа накаливания

1879

Топливный двигатель

1883

Паровая турбина

1884

Линотип

1885

Автомобиль

1892

Киносъемка

1893

Рентгеновские лучи

1895

Беспроволочный телеграф

1895

Радий

1898

Беспроволочный телефон

1902

Первый пилотируемый аэроплан

1903

Радиовещание

1920

Инсулин

1922

Телевещание

1936

Реактивная турбина

1937

Пенициллин

1938

Корабельный радар

1938

Теория радиоактивного распада урана

1939

Ядерное оружие

1945

Вакцина от полиомиелита

1953

Искусственный спутник Земли

1957

Фотоснимки лунной поверхности

1959

Выход человека в космическое пространство

1961

Высадка человека на Луну

1969

Какие еще признаки говорят о том, что мы живем в "последнее время"?

Не имеющая аналогов в истории политическая, религиозная и интеллектуальная свобода, возможность для самых широких слоев общества получить образование, миграция населения, расставание с устаревшими идеями и взглядами.

Примечание. К 1798 году на Западе уже началась полоса революций, "продолжавшаяся весь девятнадцатый век и не прекратившаяся и в двадцатом веке, которая смела прежний общественный строй и положила начало новой эре в истории человечества. Великая Французская революция, повлиявшая на весь мир и на ход человеческой истории, а также на революции в странах Северной и Латинской Америки, предшествовала и в значительной мере способствовала установлению нового политического устройства мира. Во многих странах на смену монархическим режимам пришли республики, стремившиеся к демократии, а где сохранились монархии, там под давлением трудящихся масс в состав правительств и исполнительных органов входило все больше народных представителей... Промышленная революция положила начало эре машин. Увеличилась численность населения. Города стремительно увеличивались, прямо на глазах... Все больше восточных товаров появлялось на прилавках магазинов и лавок в самых разных странах мира" (Kenneth Scott Latourette, The Christian Out!oor[1948], pp. 55, 56).

Чему прокладывают путь эти достижения?

проповедано будет cue Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам, и тогда придет конец" (Мф. 24:14).

Примечание. "Сейчас, как никогда прежде, существует прекрасная возможность рассказать людям во всем мире о Евангелии, о спасении и о вечной жизни. Многие средства связи, такие как радио, телевидение, самолеты и вертолеты, дополнив арсенал уже имеющихся средств - печатные станки, железные дороги, пароходы и автомобили, - сделали осуществимым стремление донести весть Евангелия даже тем людям, которые живут в самых отдаленных уголках земного шара" (там же, с. 200. 201).

Конфликт между трудом и капиталом

Божья весть к имеющим богатство

Какие грехи характеризуют современный высокоразвитый век?

"Люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны... недружелюбны" (2 Тим. 3:2).

К какому времени, согласно пророчеству, люди накопили свои сокровища?

"Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих (на вас). Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни" (Иак. 5:1-3).

Примечание. Нашему веку, веку величайших интеллектуальных и экономических достижений, как это ни парадоксально, присущи погоня за деньгами и накопление огромных богатств, резко бросающихся в глаза на фоне нищеты и бедности целых слоев населения и даже целых народов. Поэтому время, в которое мы живем, больше всего соответствует этому пророчеству.

Почему Христос в Своей притче о талантах обличил человека, сокрывшего свой талант и не извлекшего из него пользу ни для себя и ни для своего господина?

"Лукавый раб и ленивый... надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я пришед получил бы мое с прибылью" (Мф. 25:26, 27).

Что Христос посоветовал богатому юноше?

"Продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною" (Мф. 19:21).

Что в притче Бог говорит богатому человеку, задумавшему построить большие хранилища для своего добра?

"Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя: кому же достанется то, что ты заготовил?" (Лк. 12:20).

Кто дает человеку силы приобретать богатство?

"Но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство" (Втор. 8:]8).

Что пишет апостол Иаков, осуждая богатых за жадность?

"Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания. Вы осудили, убили праведника; он не противился вам" (Иак. 5:5, б).

Примечание. Иаков осуждает роскошествующих богачей, живущих ради своих удовольствий, равнодушных к нуждам своих ближних и к своему нравственному долгу перед Богом.

Бессердечная жадность ни во что не ставит права, благосостояние и даже жизнь тех, от кого зависит осуществление их эгоистичных и безжалостных устремлений и интриг. Однако праведные не отвечают силой на такое несправедливое обращение, а в покорности переносят все тяготы жизни.

Как богатые обманывали своих работников?

"Плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа" (Иак. 5:4).

К чему прибегают многие трудящиеся, стремясь восстановить справедливое вознаграждение за свой труд?

Объединяются в профсоюзы, организовывают забастовки, бойкоты и т. п.

Примечание. Эти и другие меры могут улучшить условия их труда и жизни, но лишь на время. Они не могут искоренить само зло, пустившее глубокие корни в человеческом обществе, зло, которое овладело сердцами людей. Ничто, кроме обращения человека к Богу, не может искоренить из его сердца грех эгоизма и алчности, мешающий всем людям "любить ближнего своего, как самого себя"

Пока в мире существует грех и порождаемый им эгоизм и эгоцентризм, борьба между трудом и капиталом неизбежна. И чем ближе конец, тем напряженнее эта борьба, поскольку грех все больше изобличает себя.

Промышленность, благодаря переходу к массовому производству, приобрела качественно новый уровень, в связи с чем конфликт между трудом и капиталом принял новые формы.

Божья весть к трудящимся

К чему Бог призывает сейчас Свой народ?

"Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний: долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается" (Иак. 5:7,8).

Атомный век. Что дальше?

Знамения времени

В чем обличал Христос фарисеев и саддукеев?

"Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете?" (Мф. !6:3).

Какие ветхозаветные пророчества о Мессии исполнились в Иисусе Христе во время Его Первого пришествия?

Вот лишь некоторые из них: "Итак Сам Господь даст вам знамение: ее. Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил" (Ис. 7:14. Об исполнении этого пророчества сказано в Мф. 1:22, 23).

"И ты, Вифлеем - Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней печных" (Мих. 5:2). Исполнение этого пророчества записано в (Мф. 2:1).

"Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной" (Зах. 9:9). Исполнение этого пророчества записано ъМф.21:4.5.

Что спросили ученики у Христа о Его Втором пришествии?

"Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?" (Мф. 24:3).

Какие знамения должны произойти на земле перед Вторым пришествием Христа?

"И будут знамения... а на земле уныние народов и недоумение: и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются" (Лк. 2:.25.26).

Уныние, недоумение, страх

Какие чувства будут преобладать среди людей?

"Уныние народов и недоумение" (Лк. 21:25).

Примечание. "Давайте ненадолго остановимся и подумаем о происходящем сегодня в мире, взглянем на народы и государства нашего мира. Все переживают уныние и разочарование. Даже страны - победители во второй мировой войне теряются в догадках о том, как противостоять кризису, поразившему все сферы человеческого общества. И "хотим ли мы того или нет, призрак атомной бомбы незримо присутствует в парламентах и правящих кругах всех государств, и его отблески высвечивают все остальные проблемы современных международных отношений в новом свете, открывая их суть" Генри Л. Стимсон, бывший государственный секретарь США, в журнале "Harpers Magazine", март 1946 г., с, 204).

Джеймс С. Стюарт говорит о нашем времени, как о "чрезвычайно тяжелом и драматичном, когда миллионы человеческих сердец охвачены злобой и недоумением, когда исчезли все прежние духовные идеалы и ценности, потерпели крушение все надежды и гарантии и уже нет возврата привычному укладу жизни, привычкам, планам, привязанностям и предвзятостям"" ("Herald God", р. 12).

Что говорит Христос о внутреннем состоянии людей "последнего времени"?

"Люди будут издыхать от страха" (Лк. 21:26).

Примечание. Помимо уже привычных страхов из-за угрозы войны, гибели, голода, экономических трудностей и социальных потрясений над человечеством в настоящее время нависла угроза, таящаяся в силе атома. Мы часто встречаем сообщения о том, что "угроза для самой цивилизации заключается в том, что страх все больше овладевает сознанием мыслящих людей, парализуя их волю и рассудок. Этот страх не несет в себе решения проблем, но давит на разум человека, подавляя его волю". (Latourette. The Christian Outbook, 1948, p. 200.)

"Отчаяние овладевает нами" (редакционная статья в газете "Christian Century" от 19 ноября 1947 года). "Время замешательства и глубоко укоренившегося в сердцах людей беспокойства, какого еще не было за ест человеческую историю!", и "почти психопатическая зацикленность на идее безопасности" (Virgil Jordan, Manifesto for the Atomic Age [1946 ed.], p. 15).

"Сегодняшний мир болен... страхом, равного которому еще не было в человеческой истории", - такой вывод сделал редактор одного научного журнала в первый год атомного века. Этот страх, овладевший нашим обществом, имеет разные стороны: ветераны обеспокоены тем, что на их соотечественников упадет атомная бомба до того, как будут усовершенствованы оборонные средства, а от ядерной бомбы уберечься вообще невозможно. Дипломаты опасаются, что если кто-нибудь выведает секреты атомной бомбы, то их страна потеряет свое нынешнее превосходство и влияние на международной арене. Однако никакого секрета атомной бомбы нет. Промышленники беспокоятся о том, нарушит ли этот качественно новый источник энергии экономическую структуру общества и их собственные планы. По своей значимости и грандиозности это открытие можно сравнить лишь с постижением людьми тайны получения огня. Но разве можно заранее предугадать, как люди распорядятся новым источником энергии?.. Ученые- больше всего боятся, что ввиду тех или иных причин их лишат свободы в выборе направления и целей научных исследований, что приведет к застою в науке и ее упадку... Смерть науки означает смерть нашей великой цивилизации, в основании которой лежит научное знание и единая цель - свобода для всех" (Эллен М. Дэвис, редакционная статья в журнале "Chemistry", ноябрь 1945 года).

"Когда ученый становится пророком, предрекающим нашу неминуемую гибель, если мы не изменим свой неисправимый сам по себе образ жизни, когда редакторы газет и журналов становятся Иеремиями, может ли человек, читающий то, что они пишут, пускаться в погоню за долларами, играть в бридж или думать о том, чтобы сделать что-нибудь приятное для своих детей или близких, не переживая о своем будущем? Человек живет надеждой, будучи по натуре оптимистом" (Гаррисон Смит, редакционная статья в еженедельнике "The Saturday Review of Literature" от 21 августа 194Я г., с. 20).

Один известный ученый-атомщик по имени Гарольд К. Юрей говорил: "Я сам очень напуган. И. как мне известно, все ученые чего-то боятся - боятся за свои жизни и боятся за вашу жизнь" ("Я напуган", статья в еженедельнике "The Saturday Review of Literature" от 7 августа 1948 года).

Что довлеет над людьми?

"Люди будут издыхать от... ожидания бедствий, грядущих на вселенную" (Лк. 21:26).

Примечание. Это пророчество говорит о том, что люди будут обеспокоены своим будущим. "Разрушение и опустошение, которые повлечет за собой ядерная война, слишком ужасны, и поэтому человеку трудно, даже невозможно осознать все возможные последствия такой войны. Если мы даже на мгновение представим себе, что такая война началась, нас ошеломит сама мысль об этом. Но если наметившаяся в настоящее время тенденция к ядерному противостоянию будет продолжаться, то вопрос останется лишь в том, когда эта война начнется". "Времени осталось очень немного. Глядя на разрушения, которые несут с собой войны и военные конфликты, на растущий повсеместно материализм и атеизм, на ожесточение и обеспокоенность людей во всем мире, на колоссальную разрушительную мощь современных видов оружия, реалистично мыслящий человек может заключить, что многие из наших современников увидят начало той войны, которая отбросит человечество на тысячелетия назад" (Чарльз А. Линдберг, Readers Digest, сентябрь 1948 г., с. 134, 138).

Редактор журнала "Christian Century" писал: "Страх овладевает всеми нами, по крайней мере, большинством из нас. Почти все звезды обетовании померкли на нашем небосводе. Мы оказались на дороге, ведущей к гибели, которая неотвратимо приближается" (19 ноября 1947 г., с. 1391).

Какие слова пророка Иеремии о планах и предсказаниях мудрецов его времени отражают положение дел в современном мире?

"Посрамились мудрецы, смутились и запутались в сеть; вот, они отвергли слово Господне; в чем же мудрость их?" (Иер.8:9).

Примечание. "Наше поколение, пережившее крах прежних иллюзий, теперь знает, что теория непроизвольной эволюции не имеет под собой прочного основания... В самом деле, расщепление ядра атома, являющееся наиболее глубоким проникновением современной физики в тайны материи, также опровергает последние представления XIX столетия о грядущем тысячелетнем царствии на земле" (Fortune, октябрь 1948 года, с. 112).

"Вавилонская башня. - говорит Джеме Стюарт, - рухнула, и ее обломки наполнили мир разочарованием и отчаянием" ("Heralds of God", с. 12).

"Еще в 1933 году Пол Хатчинсон говорил об "окончательной утрате иллюзии неизбежной эволюции, за которую держался Герберт Спенсер и эволюционисты второй половины XIX века, пытаясь увязать ее с военным западным либерализмом" ("The Forum; апрель 1933, с. 226). Уже в послевоенное время, размышляя над теорией непроизвольной эволюции, Раймонд Б. Фосдик признал эту гипотезу "любопытной, но нереальной" в свете человеческой истории последних десятилетий, показавшей, что "человек гораздо больше склонен к варварству, чем мы доверчиво полагали прежде" ("The New York Times Magazine", 30 декабря 1945 года. с. 5].

О какой грядущей опасности говорит Библия?

"В последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержаны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся" (2 Тим. 3:1-5).

Примечание. Человек сам является причиной всех своих бед. "Ни в ком нет столько взрывоопасного вещества, сколько в самом человеке, и если он пожелает воспользоваться им, то может создать реальную опасность для всего человечества", - продолжал Р. Фосдик (там же, с29). "Появление в руках человека атомной бомбы требует качественно нового уровня его культурных и нравственных стандартов, причем это должно произойти в максимально короткие сроки и в намного больших масштабах, чем человеческая цивилизация в состоянии сейчас достичь своими усилиями".

Редакционная статья в журнале "Fortune" за январь 1946 г., с. 97,98, указывает, что "расщепление атомного ядра создало духовную проблему, путь к решению которой лежит через умы людей и их сердца".

"Сами ученые во всеуслышание утверждают, что наука в настоящее время достигла такого этапа в своем развитии, когда появилась настоятельная необходимость каким-то образом изменить человеческое мышление. Говоря об этом, они предрекают наступление дня страшного суда над людьми, если их предостережение не найдет отклика...

Говоря о природе человека, мы основываемся на том, что говорит о ней христианство. Здесь христианство и наука сталкиваются лицом к лицу. В один голос они заявляют, что человеческая природа неустойчива и противоречива. И виной этому сам человек.

Христианство указывает на то, что человеческая природа, проявлений которой так сильно опасаются современные ученые, может стать причиной гибели человечества и уничтожения всего живого на земле. Сейчас христианство и наука имеют единый взгляд на природу человека, но у науки нет точного и емкого определения ее порочности, а у христианства есть - испорченность грехом...

Грех, утверждает христианство, человек унаследовал от своих прародителей. Если не уничтожить в человеческом сердце силу греха, над его существованием будет все время довлеть угроза неминуемого уничтожения" (Чарльз Клейтон Моррисон, "Christian Century", 13 марта 1946 г., с. 330-332).

О чем все это свидетельствует?

О приближении больших перемен и даже о возможном приближении конца.

Примечание. В начале Второй мировой войны Пьер ван Паассен заявил, что цивилизация подошла к своему концу ("Дни наших лет", 1940 г., с. 557), а профессор Гарвардского университета Питирим А. Сорокин видел в этой войне повторную точку мировой истории ("Кризис нашего века", 1941 г., с. 22).

В день капитуляции Японии генерал Дуглас Мак Артур произнес следующие тревожные слова: "Наступает новая эпоха... У нас есть последний шанс. Если мы не создадим более справедливое общество и новую систему ценностей, нас ждет Армагеддон" ("New York Times", 2 сентября 1945 г., с. 3).

Шестого марта 1946 года, выступая с речью на заседании Федерального совета церквей Христа Соединенных Штатов Америки, проходившем в городе Колумбус, штат Огайо, президент США Гарри Труман сказал: "Если человечество желает выжить, нужно, чтобы гигантская сила, полученная благодаря использованию энергии расщепленного атома, была дополнена духовной силой более высокого порядка. Все человечество стоит сейчас перед выбором: погибнуть или войти в новую эру своей истории". (Двухгодичный отчет. 1946 г., с. 108, 109).

Андовер Ньютон, преподаватель в одной из богословских семинарий, после ряда дискуссий о будущем населения Земли, в том числе и о возможной "глобальной катастрофе и гибели человечества", в своей статье "Атомный Апокалипсис" писал: "Возможно, после следующих нескольких лет наступят годы благоприятные. Однако никто не может сказать об этом с уверенностью. Людям необходимо исследовать Священное Писание и в его свете оценивать имеющиеся научные факты, события мировой политики, экономическое, нравственное и социальное состояние общества и народов, которые определенно указывают на конец человеческой истории, который рано или поздно наступит" (Уэнснер Фоллау, "Christian Century", 25 сентября 1946 г.).

Какие слова из Священного Писания, не замечаемые раньше, с новой силой звучат сегодня во всем мире?

"Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят... воспламенные небеса разрушатся" (2 Петр. 3:10,11; см. Ис. 13:6-II).

Примечание. "На страницах Нового Завета, - говорит Уинтроп С. Гудзон, - люди обнаружили слова, на которые раньше они не обращали внимание, но которые неожиданно стали созвучны с настроением и духом нашего времени. Эти слова, непонятные доселе, теперь засияли смыслом и ясностью. Речь идет о заключительных строках Второго послания Петра 3:10-13. Еще год назад эти строки были совершенно чужды нашему сознанию, но давайте прислушаемся к ним сегодня!" ("Christian Century", 9 января 1946 г., с. 46).

Сэр Ричард Грегори на одном из собраний Британской ассоциации за прогресс науки в своем выступлении процитировал эти же строки из Священного Писания... В Британии также есть ряд ученых атомщиков, считающих, что теоретически уничтожение всего живого на нашей планете в результате неуправляемой цепной ядерной реакции вполне возможно...

"Доверяющий Божественному провидению, однако, не видит в этом ничего принципиально нового. Еще первые христиане верили, что конец человеческой истории не далек, и нынешние христиане также верят, что придет всему конец... Отличительная особенность нашего времени не в том, когда и как будет жить последнее поколение, а в том и это должно отрезвить всех нас, - что мы можем быть этим последним поколением!" (Эрнст Фремонт Тайтл, "Christian Century", 1 мая 1946 г.).

"Сейчас мы находимся на пути к устранению последнего барьера, удерживающего человека от того, чтобы превратить нашу планету в огромный крематорий" (Норман Казинс, редакционная статья в еженедельнике "The Saturday Review of Literature", 7 августа 1948 года, с. 7, 8).

Авторы этой книги не придерживаются мнения, что полученная человеком в результате расщепления атомного ядра энергия даст начало неуправляемой ядерной реакции, которая приведет к гибели человечества и уничтожению нашей планеты. Атомная энергия, способная уничтожить население на огромных территориях, никогда не станет средством решения мировых конфликтов. Библия определенно говорит, что Бог, а не человек уничтожит землю и что Он сделает это без участия человека.

Гибель нашего мира, который, как мы знаем из Священного Писания, очень скоро придет к своему концу, неминуема, и все не родившиеся свыше и не принявшие христианские принципы правилом своей жизни погибнут в огне. В прошлом люди часто насмехались над словами Священного Писания о приближении "кончины века", но наступит день, когда Господь придет в "славе Своей", чтобы "погубить губивших землю".

Что эти советы и предостережения значат для нас с вами?

"Если так же все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают?" (2 Петр. 3:11, 12).

Явление чего мы ожидаем после того, как Бог уничтожит этот мир?

"Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире" (2 Петр. 3:13, 14).

Примечание. И все искупленные узрят "новое небо и новую землю". Когда история нашего мира подойдет к своему концу, тогда все бывшее прежде обновится, а все нынешнее исчезнет. Как это произойдет, никто не знает, кроме Бога.

"Эсхатология (учение о "кончине века") является неотъемлемой частью христианства, но на протяжении многих веков это учение было почти забыто христианами. Однако 6 августа 1945 года, когда над Хиросимой взорвалась атомная бомба, христиане вспомнили о том, что говорил Христос перед своим вознесением на небо. В настоящее время многие верующие могут растеряться, глядя на то. какой страх охватил неверующих. Ядерный взрыв над Хиросимой напомнил всем знающим Христа, что нужно жить не только праведно и благочестиво, не только созерцать Божественное величие и святость, размышляя о вечном, но ожидать приближающейся конец истории земли" ("Christian Century", 25 сентября 1946 года).

Чего с нетерпением ожидают многие христиане в наш атомный век?

Пришествия Иисуса Христа.

Примечание. Наблюдая за тем, как в наш бурный век народы умышленно сохраняют незначительный суверенитет, мы видим все усиливающуюся напряженность, страх и духовное растление в обществе, вызванные приближением конца, который все больше и больше давит на сознание людей... И даже тот, кто не считает себя верующим, тоже воскликнет: "Гряди, Господи Иисусе!" (Там же, с. 1147).

"За три послевоенных года, наблюдая за развитием событий в экономике и политике, большое число людей во всем мире пришло к мысли о неизбежности конца мира... К угрозе ядерной и биологической войны добавились и звучащие, как погребальный звон, предсказания о надвигающемся на планету голоде" (Гаррисон Смит. "Saturday Review of Literature", 21 августа 1948 года, с. 20.)

В этой главе, как и во многих других, авторы попытались раскрыть одну исключительно важную тему, а именно: состояние современного мира в свете исполнения библейских пророчеств о признаках Второго пришествия Иисуса Христа. Их исполнение свидетельствует о близости Его "пришествия и кончины века", века недоумения и страха, на смену которому придет блаженство вечной жизни с Богом в Его Царстве..

 

 

 

Hosted by uCoz