Библейские чтения

 

                                                                                                                                                                      

Сторонники закона о воскресном дне

Находим ли мы в истории Соединенных Штатов Америки свидетельства того, что различные религиозные организации неоднократно пытались регулировать религиозную жизнь при помощи гражданских законов?

На протяжении целого ряда лет такие организации в США, как Национальная ассоциация реформ, Международная федерация реформ, Национальный союз за День Господень и Нью-Йоркский комитет субботнего дня, совместно работали над тем, чтобы узаконить повсеместное празднование воскресного дня, неоднократно при этом обращаясь к различным гражданским органам и должностным лицам. Что является целью Национальной ассоциации реформ, согласно ее заявлению?

"Добиться такой поправки к Конституции Соединенных Штатов, которая... будет зримым свидетельством того, что мы являемся христианским государством, и поставить все христианские законы, учреждения и государственную систему на совершенный законный фундамент Основного Закона страны" (David McAllister, The National Reform Movement... a Manual of Christian Civil Government [1898 ed.<sup>1</sup> "Article II of Constitution", pp. 15, 16).

Примечание. Руководитель Национальной ассоциации реформ, являющийся одновременно и редактором журнала "Христианин - политик", однажды предложил такое изменение к первой поправке Конституции Соединенных Штатов: "Как забрать самое опасное оружие у безбожников? Необходимо добавить к федеральной Конституции - наивысшему закону нашего общества - такую поправку, которая провозглашала бы волю Господа для всех народов и была бы главным правилом государственного и общественного устройства, а также мерилом и путеводителем к решению всех проблем - внутренних и внешних, национальных и международных. Существующую ныне Конституцию неверующий человек может цитировать везде, провозглашая, что в ней нет ничего такого, на что могут опираться христианские обычаи и традиции.

Исходя из этого, христиане не могут во всеуслышание требовать, чтобы вся религиозная жизнь, все христианские принципы, традиции и обычаи, как современные, так и существующие уже многие века, стали гармоничны с Основным Законом государства. Мы можем дать лишь один ответ на подобные заявления: никогда! Вместо этого мы предлагаем так изменить принятый ранее документ, что он станет совершенно гармоничен с принципами Евангелия, и, таким образом, образуется единственная возможность для законной христианской основы в государственном устройстве и общественной жизни и еще для многого другого, в чем нуждается наше общество сейчас и что предстоит создать" (Christian Stateman. August, 1921. р. 25).

На первый взгляд, подобного рода утверждения заслуживают одобрения и даже поддержки. Однако при более пристальном рассмотрении можно обнаружить поразительное сходство таких утверждений с доводами руководителей католической церкви средних веков, преследовавших всех, чьи взгляды не соответствовали их вероучению. И если государственные законы могут регулировать вопросы духовкой сферы, то народ такой страны можно заставить посещать церковь, принять крещение или вносить плату на содержание духовенства.

Что эта ассоциация говорила в этом отношении католической церкви?

"Мы с радостью признаем тот факт, что в странах Южной и Центральной Америки, во Франции и в других европейских государствах католическая церковь является всеми признанным сторонником того, чтобы христианство стало государственной религией, и отвергает все попытки ограничить влияние религии на жизнь общества... Когда бы они ни пожелали сотрудничать с нами в борьбе с набирающим силу политическим атеизмом, мы с радостью протянем им руки и окажем максимальную поддержку на Всемирной конференции за установление христианства государственной религией; это объединение усилий должно уже в скором времени произойти, и тогда многие страны могли бы быть представлены на этой конференции лишь римско-католической церковью" (редакционная статья в Christian Stateman [official organ of the National Reform Association], Dec11, 1884, p. 2).

Что предложил папа римский предпринять всем католикам по отношению к правительству?

"Первый и наиважнейший долг всех истинных католиков, достойных называться этим именем и желающих, чтобы о них знали как о самых любимых детях Церкви... состоит в том, чтобы прилагать все усилия к тому, чтобы устроить общество согласно тому образцу и форме, который мы выше описали" (The Great Encyclical Letters of Leo XIII, "Encyclical Letter Immortale Dei, Nov. 1, 1885",p. 132).

Примечание. 7 ноября 1947 года папа Пий XII заявил, что "время размышлений и планов прошло" как в религиозной, так и в нравственной сферах, и "настало время действий". Он сказал, что "религиозная и духовная борьба всегда велась вокруг пяти основных вопросов: религиозной культуры, освящения первого дня недели, спасения всех христиан, социальной справедливости, а также вокруг такого вопроса, как взаимоотношения с людьми" (Evening Star [Washington, D.Q], Sept. 8, 1947).

2! сентября 1961 года, во время встречи папы Иоанна с членами профсоюза, был задан вопрос о том, правильно ли поступает церковь, соблюдая первый день недели как день покоя. Отвечая на это, папа сказал: "Это предполагает изменение общественного мнения и вмешательство государственной власти в вопросы религии".

Какую цель ставит перед собой Международная федерация реформ?

"Комитет реформ (в настоящее время он называется "Федерация") является первым христианским лобби в нашей столице, его цель - обращаться к правительству от имени всех христианских вероучений" (History of the International Reform Bureau [19111, p. 2).

Что является целью Национального союза за День Господень ?

"Эта организация всячески стремится к тому, чтобы сохранить соблюдение первого дня недели как гражданского установления. Безопасность нашего народа требует активной поддержки всех добропорядочных граждан, желающих соблюдать нашу американскую субботу. Необходимо принять закон о воскресном дне и перестроить согласно этому закону жизнь всего нашего общества" (The Lords Day Alliance, Twenty-fifth Annual Report [1913], p. 6).

Федеральный совет американских церквей Христа был непосредственным предшественником Национального совета церквей Христа Соединенных Штатов Америки.

Какую далеко идущую цель поставил перед собой этот совет?

"Необходимо публично, через газеты и различные национальные ассоциации и союзы в поддержку Дня Господнего, давать самый решительный отпор всем попыткам посягательства на святость Дня Господнего. Лишь таким образом, при помощи общественной и законодательной систем нашего общества, возможно надежно защитить и сохранить этот оплот американского христианства" (Biennial Report of the Federal Council of the Churches of Christ in America [ 1908], p. 103).

Примечание. Таким образом, нетрудно заметить, что все эти организации объединяет общее стремление всячески содействовать принятию конгрессом закона о принудительном соблюдении. воскресного дня с целью "христианизации" всей нации. Однако немногие замечают, что эти и другие подобные им организации, настаивая на принятии закона о воскресном дне, тем самым отрекаются от принципов протестантского христианства, заложенных более 200 лет назад в основание Соединенных Штатов Америки, и играют на руку религиозной власти папства, которая узаконила изменение субботы на воскресенье.

Какие аргументы выдвигаются в поддержку закона о воскресном дне?

"Чтобы этот день был всецело посвящен Богу и никто и ничто не мешало бы человеку проводить этот день в покое". "Чтобы все верные Христу смогли в этот день освободиться от всех забот и беспокойств и посвятить весь день общению с Богом" (Augustus Neander, General History of the Christian Religion and Church [3 d American ed.J, vol. 2, p. 301).

Примечание. В четвертом и пятом веках различного рода представления и увеселения - театры, концерты, гуляния - проводились главным образом по воскресеньям, и поэтому многие христиане сетовали, что это мешает проводить этот день наедине с Богом, так как многие предпочитают посещать эти увеселительные мероприятия вместо богослужений. Поэтому церковь настаивала на том, чтобы государство вмешалось и установило своей властью повсеместное соблюдение воскресного дня, издав об этом специальный закон.

"Таким образом, - говорит Неандр, - церковь получила ощутимую поддержку от государства, что помогло ей в достижении своих целей". Этот союз церкви с государством стал первым шагом на пути к установлению особой религиозно-политической власти, названной впоследствии папством. И то, что происходит сейчас в религиозном мире, принесет аналогичные результаты.

"Под предлогом освящения субботнего дня и прославления Бога было сделано совершенно безосновательное утверждение о том, что седьмой день, отделенный и сотворенный Самим Богом как день покоя, о чем определенно свидетельствует и Евангелие, был каким-то образом заменен первым днем. Сторонники такого изменения прибегали к самым различным уловкам, в том числе и законодательным, чтобы оправдать и узаконить такое изменение. Они даже пытаются исказить смысл Священного Писания и представить его людям в ложном свете, полагаясь на их невежество и непосвященность. чтобы достичь своей цели. У таких стремлений, вне вся кого со мнения, нет и не может быть благородных устремлений.

Причины этого отступничества кроются в чудовищном союзе церкви и государства, а в наши дни это заблуждение является последствием той религиозной системы, которая на протяжении многих веков угнетала дух и волю простых людей... Непрекращающиеся и по сей день попытки узаконить так называемое празднование субботнего дня не имеют ничего общего с самим библейским установлением о субботе; они преследуют совершенно иную цель - узаконить изменение празднования седьмого дня недели на первый, упразднив Божью заповедь о субботе человеческим установлением. Именно к такому итогу привели попытки церкви узаконить Божественный закон при помощи 1осу дарственной власти. В основе этого узаконивания лежит порочное по своей сути учение о том, что церковь своей властью и силой вправе изменять и дополнять нравственный Божий Закон. В настоящее время тысячи и десятки тысяч людей полагают, что Божья заповедь о субботе утратила свою силу и значимость, потому что государство совместно с церковью узаконило своей властью так называемое празднование субботнего дня. Однако этим и церковь, и государство принизило авторитет Творца" (J.J. Taylor [Baptist], The Sabbatic Question [New York: Fleming H. Revell, 1914], pp. 51, 52, 58).

Ранний и современный законы о воскресном дне

Кто несет ответственность за то, что в некоторых штатах США в настоящее время существуют законы о воскресном дне?

"На протяжении почти всей американской истории различные церкви оказывали влияние на Конгресс и законодательные собрания штатов в принятии и усовершенствовании так называемых законов о соблюдении субботы" (W.F. Crafts, in Christian Stateman, July 3. 1890, p. 5).

Примечание. Эти законы о воскресном дне являются пережитком того времени, когда церковь находилась в тесном союзе с государством. Это было в то время, когда на территории нынешних Соединенных Штатов европейцы основали первые колонии. "Такие законы (как, например, закон о воскресном дне, принятый в штате Мэриленд в 1723 году) были пережитками той системы религиозной нетерпимости, которая существовала во многих колониях". (Решение апелляционного суда федерального округа Колумбия от 21 января 1908 года, цитируется в Washington Law Reporter, Feb. 14, 1908, p. 103.)

Первый на американском континенте закон о воскресном дне, принятый в 1610 году в колонии на территории нынешнего штата Вирджиния, обязывал все население этой колонии посещать церковь по воскресеньям и предусматривал смертельную казнь за три нарушения этого закона. (См. Peter Force, Tracts Relating to the Colonies in North America [ 1844 ed. ], vol. 3, no 2. p. 11). k

Чем объясняют сторонники закона о воскресном дне свои требования?

"Узаконить празднование воскресного дня в общенациональном масштабе необходимо для того, чтобы сделать все государственные законы полными и действенными", - говорят сторонники закона о воскресном дне.

Примечание. Законы отдельных штатов о принудительном соблюдении первого дня недели являются в настоящее время пережитками колониальных времен, когда церковь и государство находились в тесном союзе. Однако вся страна, ввиду того, что ее основополагающие принципы гражданской и религиозной свободы, очень точно представленные символически в виде двух рогов, "подобных агнчим", которые еще не действуют "со всей властию первого зверя" и не требуют, чтобы все граждане поклонились "первому зверю, чья смертельная рана исцелена", до тех пор, пока государство и церковь не объединятся в один союз, чтобы навязать всем гражданам страны религиозные предписания, ущемляющие их свободу, создает, таким образом, "образ" или подобие "первого зверя".

Символ папской власти

Что, согласно пророчеству, эта вторая религиозно-политическая власть попытается навязать всем людям?

"И он сделает то, что всем - малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам - положено будет начертание на правую руку их или на чело их" (Откр. 13:16).

Примечание. Это начертание, названное в стихе 17 "начертанием-, зверя", противопоставляется печати Божией, о которой говорится в Откровении 14:9, К).

Что эта религиозно-политическая власть предпримет для того, чтобы заставить всех принять это начертание?

"И что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его" (Откр. 13:17).

Примечание. Это означает, что все, кто откажется принять это начертание, будут лишены не только всех прав и привилегий в деловой сфере, но и простой возможности обеспечить себе прожиточный минимум. Что папство считает знаком своей власти?

Отмену Божьего повеления о праздновании седьмого дня недели как памяти о творении, что записано в четвертой заповеди, и замену властью католической церкви празднования седьмого дня недели на первый.

Примечание. "Вопрос: Как вы можете доказать, что римско-католическая церковь имеет власть устанавливать выходные и праздничные дни?

Ответ: Самим фактом изменения празднования субботы на празднование воскресенья. Против этого не возражают и протестанты, хотя этим они сами себе противоречат, ибо, строго соблюдая воскресенье, они не признают все остальные праздники, установленные католической церковью" (Henry Tubervitle, An Abridgement of the Christian Doctrine, reprint, 1833, p. 58).

Таким образом, начертанием, или символом папской власти - зверя - является празднование ложной субботы вместо истинной, установленной самим Богом.

Поскольку празднование первого дня недели установлено папским Римом, кому поклоняются люди, зная о том, что соблюдение первого дня недели вместо седьмого противоречит Священному Писанию?

"Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь" [Рим. 6:16).

Примечание. "То, что протестанты соблюдают первый день недели, является их невольным признанием авторитета и могущества католической, церкви" (Louis Segur, Plain Talk About the Protestantism of 7Wa&gt;[l868ed.1,p.2l3).

Искреннее соблюдение воскресенья вместо субботы теми, кто до настоящего времени полагал, что празднуемый ныне всеми первый день недели и есть та самая библейская суббота, без всякого сомнения, Бог принимает как соблюдение четвертой заповеди и не вменяет это в грех. Грех вменяется лишь тогда, когда люди знают о четвертой заповеди, но сознательно пренебрегают ею(Читайте об этом: Ин.9:41\ 15:22; Деян. 17:30.)

Что сказал Христос о нашей обязанности по отношению к государству?

"Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" (Мф. 22:2!).

Примечание. Суббота принадлежит Богу, и поэтому необходимо отдавать ее соблюдение лишь Тому, Кто сотворил ее.

К какому чуду прибегнет дьявол, чтобы обмануть людей и заставить поклоняться себе?

"И творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю пред людьми" (Откр. 13:13).

Примечание. Когда во времена пророка Илии происходил спор о том, кто является истинным Богом - Ваал или Господь, истинным должен был стать тот Бог, кто "даст ответ посредством огня" (см 3 Цар. 18:24). Сейчас, когда история человечества приближается к концу, дьявол добьется того, что огонь будет низводиться с неба на землю, чтобы люди убедились и последовали ложному учению.

К чему будут стремиться исполняющие волю дьявола в своих попытках заставить всех людей поклоняться образу зверя?

"И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтоб убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя" (Откр. 13:15).

Избавление народа Божьего

Что ожидает народ Божий в конце этой борьбы?

"И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божий" (Откр. 15:2).

Какую песнь они будут петь?

"И поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца" (Откр. 15:3).

Что за песнь воспел Господу Моисей?

Песнь хвалы за избавление от угнетения и рабства (см. Исх. 15).

Пророческая история церкви

Весть книги Откровение

Как названа последняя книга Библии?

"Откровение Иисуса Христа" (Откр. 1:1).

Кому принадлежит открытое?

"Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое нам и сынам нашим до века" (Втор. 29:29).

Для чего Бог через Иисуса Христа дал нам Откровение?

"Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, нему надлежит быть вскоре" (Откр. 1:1).

О каком приближающемся событии говорит эта книга?

"Се [Христос), грядет с облаками, и узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные" (Откр. 1:7).

Примечание. Эта книга не только начинается и заканчивается темой о Втором пришествии Иисуса Христа. В ней содержатся самые различные пророчества, которые в различных формах возвещают о Втором пришествии Христа как о кульминационной точке истории всего мира.

Как называет Иисус Христос исследующих эту книгу?

"Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем: ибо время близко" (Откр. 1:3).

Семь церквей

Кому Христос в первую очередь адресовал эту книгу?

"Семи церквам, находящимся в Асии" (Откр. 1:4).

В каких городах находились эти церкви?

"То, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес и в Смирну, и в Пергам и в Фиатиру, и в Сардис и н Филадельфию и в Лаодикию" (Откр. 1:11).

Примечание. Послания Иоанна семи церквам, находящимся в Асии, были адресованы христианским общинам семи городов, находившихся в Малой Асии и входивших тогда на правах провинций в состав Римской империи. В этих посланиях Иоанн описал тогдашнее внутреннее состояние этих церквей и дал каждой церкви конкретные советы с целью помочь им решить возникшие проблемы. Однако ввиду того, что в это время церквей существовало намного больше, чем эти семь у поминаемых, и что число семь неоднократно встречается в книге Откровение в символическом смысле, эти семь отдельно взятых церквей следует понимать не иначе, как разные периоды в истории христианской церкви, а вести, адресованные этим церквам, - как вести, обращенные к каждому из этих семи периодов - от Первого пришествия Иисуса Христа до Второго.

Во всем Священном Писании число семь, если оно используется символически, указывает на полноту и законченность. Если изучать эти семь периодов с точки зрения истории церкви, то видно, что каждое из этих посланий к каждой из семи церквей созвучно определенному периоду, которые следуют один за другим и охватывают всю историю христианской церкви.

Томас Ньютон, хотя сам и не придерживался этого взгляда, пишет, что "многие утверждают, в том числе и такие ученые мужи, как Мор и Витринга, что семь посланий из книги Откровение являются пророческими, поскольку они представляют семь последовательных периодов истории христианской церкви и ее внутреннее состояние от начала и до самого конца" (Dissertationa of the Prophecies [1804 ed.], vol. 2, p. 167).

В посланиях указаны достоинства и недостатки каждой из этих церквей, советы, увещевания и предостережения, имеющие под собой ясную историческую подоплеку. Он и также созвучны и нашей христианской жизни, так как мы живем в последний из этих периодов.

Какое имя дано первому периоду истории христианской церкви?

"Ангелу Ефесской церкви напиши" (Откр. 1:1).

Примечание. Ефесская церковь наиболее полно соответствует состоянию и духовной атмосфере, царившей в церкви в первом веке. когда первые христиане получили учение Иисуса Христа в чистоте и нетронутости и в полной мере наслаждались теми благословениями и дарами Святого Духа, которыми Христос наделил своих верных последователей. Это послание охватывает период времени до смерти апостолов. (См. Uriah Smith, The Prophecies of Daniel and the Revelation[rev.ed.],pp.361--368).

Похвалив эту церковь за ее добрые дела, что все же Христос не одобряет?

"Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела" (Откр. 2:4-5).

Примечание. "Первая любовь" - это стремление к истине Божией и горячее желание рассказать другим об Иисусе Христе и Его любви к людям. Результатом этой любви являются "прежние дела", о которых говорится в этом послании.

Какое имя дано второму периоду истории христианской церкви?

"И Ангелу Смирнской церкви напиши" (Откр.2:8).

Примечание. Некоторые считают, что имя Смирна означает "мирра" или "благовонный фимиам". Однако если сопоставить содержание послания к Смирнской церкви с историческими данными, то мы узнаем, что это послание обращено к периоду от второго до начала четвертого века, когда многие христиане подвергались жестоким преследованиям и мучениям со стороны языческого Рима

Как в послании к Смирнской церкви описано время скорби, которое ей предстоит пережить?

"Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтоб искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни" (Откр. 2:f0).

Примечание. Наиболее жестокие гонения церковь переживала во время правления императора Диоклетиана в период с 303 по 313 год после Р.Хр.

Каким именем назван третий период истории христианской церкви?

"И Ангелу Пергамской церкви напиши" (Откр. 2:12).

Примечание. Пергам, построенный на высоком холме, в полной мере соответствует периоду истории церкви, который берет начало от обращения императора Константина к христианству до установления папской власти, центром которой стал город Рим, бывший прежде столицей Римской империи. Во время этого периода церковь, которая прежде "не имела, где преклонить голову, превратилась в самостоятельную государственную силу, соединила учение Христа с языческими преданиями и верованиями, стала богатой и могущественной". Однако в то же самое время в церковь "вошло очень много инородного материала из мира и из язычества" (Philip SchatT, History of the Christian Church, vol. 3, [Scribners. 1902 ed.j, p. 5).

Среди прочих обычаев, которые христианская церковь позаимствовала у язычников, был и языческий праздник - День солнца, который был впоследствии с согласия руководителей церкви утвержден императором Константином, как общегосударственный церковный праздник. Это привело к тому, что вместо библейской субботы церковь стала праздновать первый день недели.

Что говорит Христос о верности этой церкви Своему Господу?

"Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое. и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа" (Откр. 2:13).

Примечание. Есть все основания полагать, что слово "Антипа" относится к определенному классу людей, а не к отдельной личности, поскольку в настоящее время историки не располагают никакими достоверными данными о такой личности.

Каким именем назван четвертый период истории христианской церкви?

"И Ангелу Фиатирской церкви напиши" (Откр. 2:18).

Примечание. Фиатира символизирует состояние народа Божьего во время длительного мрачного периода папского господства и гонений, продолжавшихся, согласно пророчеству, 1260 лет. В течение этого времени миллионы избранных Божиих были замучены до смерти наиболее жестокими способами, какие только могли придумать безнравственные люди в союзе с темными силами. Еще находясь на нашей земле. Христос предупреждал Своих учеников о том тяжелом времени, когда истинных Его последователей будут гнать и убивать. Эти пророческие слова записаны в 24 главе Евангелия от Матфея:

"Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет, И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть: но ради избранных сократятся те дни" (стихи21.22). Так и произошло: во второй половине 1260-летнего периода гонений и преследований на смену времени великой скорби пришла Реформация.

Какое обетование Бог дал христианам на период гонения?

"Только то, что имеете, держите, пока приду. Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего" (Откр. 2:25-27).

Как назван в послании пятый период истории христианской церкви?

"И Ангелу Сардисской церкви напиши" (Откр. 3:!).

Примечание. В этом послании Христос советует Сардисской. церкви "бодрствовать и утверждать прочее* (стих 2). Во время великой скорби народу Божьему угрожала неминуемая гибель, и только благодаря Реформации в XVI-XVII веках народ Божий смог выжить. (См. Мф. 24:21, 22). Таким образом, Сардисская церковь символизирует собой церковь, возникшую в период европейской Реформации в XVI веке, когда началось освобождение истины Божией от мрачных оков средневекового заблуждения и отступничества.

Каким именем, исполненным любви, называет Христос шестую церковь?

"И Ангелу Филадельфийской церкви напиши" (Откр. 3:7).

Примечание. Слово "филадельфия" в переводе с греческого означает "братская любовь". Весть, обращенная к этому периоду истории церкви, начиная с конца XVIII пека и вплоть до 1К44 года, когда наступил "час суда", соответствует духовному пробуждению, когда началась проповедь о скором пришествии Иисуса Христа.

Какие слова, обращенные к этой церкви, говорят о скором пришествии Иисуса Христа?

"Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего" (Откр. 3:11).

С какой вестью Христос обращается к последней церкви?

"И ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия; знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч... Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды". Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться... Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся" (Откр. 3:14-19).

Примечание. Некоторые считают, что слово "лаодикия" означает "судящая людей" или "справедливый народ". Эта церковь символически характеризует состояние церкви во время следственного суда на небе и провозглашения последних предостережений миру в преддверии Второго пришествия Иисуса Христа. Мы переживаем время, когда множество людей на словах исповедуют Христа и Его учение, а делами своими не признают Его, О таких людях, живущих в последнее время, апостол Павел писал: "Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся" (2 Тим. 3:5).

Приглашение Спасителя

Какое заверение Иисуса Христа побуждает нас внимательно прислушаться к этой вести?

"Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною" (Откр. 3:20).

Примечание. Эти послания к семи церквам подчеркивают основные стороны жизни христианской церкви в разные периоды ее истории. Касаясь наиболее важных и животрепещущих духовных проблем, они содержат в себе советы, замечания и предостережения, имеющие огромную важность для христиан всех поколений. В этом пророческом описании мы встречаем семь обетовании для тех, кто победит все трудности и искушения. (Читайте об этом: Откр.2:7.11, 17. 26-28: 3:5. !2, 2/.) Все они объединены вместе в едином последнем Божьем обетовании победителю и записаны в книге Откровение 21:7.

При чтении этой книги пред нашим мысленным взором предстают целые созвездия драгоценных Божиих обетовании, в которых мы можем найти для себя утешение, поддержку и вдохновение в своей христианской жизни. В этом непреходящая ценность этой книги.

Книга за семью печатями

Запечатанная книга

Что увидел Иоанн в правой руке Сидящего на престоле?

"И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отеле, запечатанную семью печатями" (Откр. 5:1).

Что сделал Агнец с этой книгой?

"И Он [Агнец] пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле" (Откр.5:7).

Почему только Христос достоин снять печати с этой книги?

"Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати; ибо Ты был заклан, и кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени" (Откр. 5:9).

Снятие печатей

Что увидел Иоанн, когда была снята первая печать?

"И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей... конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить" (Откр. 6:1, 2).

Примечание. Семь печатей символически изображают внешние обстоятельства, через которые предстояло пройти церкви от начала христианской эры вплоть до Второго пришествия Иисуса Христа. Белый конь и всадник "как победоносный, чтобы победить" символически изображают раннюю христианскую церковь, чистоту ее учения. Эта церковь с огромной радостью и желанием несла всем окружавшим ее народам Благую весть о спасении и искуплении; поэтому образ "победоносного всадника" наиболее точно символизирует победоносную церковь первого века христианской эры.

Что открылось при снятии второй печати?

"И когда Он снял вторую печать... вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч" (Откр. 6:3-4).

Примечание. Подобно тому, как белый конь символизировал чистоту Евангелия, проповедуемого церковью, представленной в виде всадника, цвет второго коня символически показывает, что в церковь в это время постепенно стали вкрадываться заблуждения и языческие предания. После того как один за другим умерли все апостолы Иисуса Христа, церковь постепенно стала утрачивать чистоту Его вероучения. Вот что писал Джеймс Уорей о втором веке христианской эры: "Христианство стало примерять языческие наряды. В это время пустили корни семена многих ошибок и заблуждений, из которых потом выросли различные лжеучения и отступничество римской церкви, исказившие чистоту учения Иисуса Христа и лишившие его прежней славы и величия" (J. Wharey, Sketches of Church History [1804 ed.], p. 39),

"Могущественная католическая церковь представляла собой, по сути дела, все ту же Римскую империю, но, в отличие от прежней, новая империя была крещена водой. Христианство стремилось не только обратить Римскую империю, но и преобразовать ее нравственно... Однако христианство не могло вырасти и окрепнуть в римской античной языческой культуре, не испытав, в свою очередь, на себе влияния языческих обрядов, ритуалов и празднеств.

Не только христианство победило Рим, но и Рим также покорил христианство. И поэтому не стоит особенно удивляться тому, что в период с первого по четвертый века в вероучении церкви произошло много изменений" (А.С. Flick, The Rise of the Mediaeval CAurt--/i[Putnams 1909ed.],pp. 148, 149).

Какого цвета был третий конь?

"И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороный и на нем всадник, имеющий меру в руке своей" (Откр. 6:5).

Примечание. Вороный конь символизирует духовную тьму и упадок, отличавшие церковь со времени императора Константина до установления власти папства в 53Я году н. э. Вот что свидетельствует Филипп Шаф о духовном состоянии церкви в четвертом веке: "Возвышение христианства до уровня государственной религии имело негативные стороны для христианского вероучения, поскольку появилась опасность духовного упадка церкви... Население Римской империи, обращенное в христианство, крестили лишь водой, а не Духом и огнем, как было принято у первых христиан. Как следствие, языческие обряды и верования проявились в христианстве под новым именем" (Philip Schaff, Histоry of the Christian Church, vol. 3 [Scribners. 1902 ed.], p. 93).

Какого цвета был четвертый конь и что он символизировал?

"И когда Он снял четвертую печать... и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад [греческое слово "гадес" означает "могила"] следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли - умерщвлять мечем и голодом, и мором и зверями земными" (Откр. 6:7, 8).

Примечание. В греческом оригинале слово, переведенное на русский язык как "бледный", означает "желтоватый" - цвет изъеденного тлей увядающего растения. В природе лошадей такого цвета не бывает. Здесь, очевидно, речь идет о папских гонениях и преследованиях христиан в средние века, когда многие тысячи тех, кто отстаивал чистоту христианского вероучения, были казнены. Это продолжалось примерно с 53S года. когда была установлена власть папства, до времени Реформации в XVI веке.

Что Иоанн увидел под жертвенником, после того как была снята пятая печать?

"И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели" (Откр. 6:9).

Примечание. Здесь речь идет о жертвах папских гонений, преданных смерти за свидетельство Иисуса Христа в период с XV! века до 179S года, когда папская власть была низложена.

Что говорится об этих мучениках?

возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?" [Откр. 6:10).

Примечание. Бесчеловечные пытки и издевательства над истинными христианами подобно крови Авеля "вопияли от земли" к Богу (Быт. 4:10). Они были не на небесах, а под жертвенником, где их убивали. Об этом Адам Кларк сказал так: "Этот жертвенник находится не на небе, а на земле" (см. следующее примечание).

Что получили эти мученики?

даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число" (Откр. 6:11).

Примечание. Здесь речь идет о тех, кто был замучен папством на протяжении столетий, охватываемых предыдущей печатью. Те, кто предавал и убивал их, уже давно умерли. И если они со смертью получили возмездие за свои преступления, как полагают некоторые, почему же тогда убитые "за Слово Божие" просят Бога наказать своих убийц? Здесь, как и в некоторых других местах Священного Писания, используется метод одушевления, когда неодушевленные предметы наделяются свойствами одушевленных и говорят, как живые, утрачивая при этом часть своих прежних свойств. (См. Суд. 9:5-15).

Эти мученики были покрыты бесчестием и позором и казнены как еретики и отступники в период мрачного средневековья, символически обозначенного в этом пророчестве четвертой печатью. Теперь же, в свете Реформации, их истинный характер становится явным, и все могут убедиться в их праведности, поэтому каждому из них "даны белые одежды", "виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых" (Откр. 19:8). Они наделяются праведностью и теперь символически представлены лежащими под жертвенником, пока другие верные и истинные христиане не дополнят их числа. И тогда все, насильственно умершие за веру во Христа, будут воскрешены Им Самим к вечной жизни.

Однако следует заметить, что первые шесть или семь печатей изображают события, происходящие на земле, а не на небе. Жертвенник, под которым лежат "души убиенных за Слово Божись, является тем самым жертвенником, на котором их души были принесены в жертву за свою веру. Следует упомянуть, что они были убиты на земле, а не на небе, и что на небе нет жертвенника.

Что вначале увидел Иоанн, после того как была снята шестая печать?

"И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и пот, произошло великое землетрясение" (Откр. 6:12).

Примечание. Сразу вслед за событиями, представленными в пятой печати, и непосредственно перед всеми остальными событиями шестой печати произошло великое землетрясение, известное и истории как Лиссабонское землетрясение.

"Лиссабонское землетрясение, которое произошло I ноября 1755 года. является наиболее значительным из всех землетрясений, происшедших за всю человеческую историю" (Nelson\ч New Loose-leaf Encyclopedia [Book Production Industries, inc.], art. "Earthguake" ).

Сэр Чарльз Лайел так описывает это событие: "Толчок огромной силы уничтожил большую часть города! Ужасная катастрофа, продолжавшаяся около шести минут, унесла жизни более 60 тысяч человек. Море вначале отступило, осушив прибрежную отмель, а потом вновь обрушилось на берег, остановившись на уровне 50 футов выше прежнего уровня.,. Территория, на которой бушевала вырвавшаяся на волю стихия, хранит много свидетельств происшедшей тогда катастрофы" (Principles of Geology [11th ed., 18720], vol. 2, pp. 147, 148).

Британская Энциклопедия, изданная в 1945 году, приводит меньшее число жертв этого землетрясения, однако утверждает, что сила толчков ощущалась на огромной территории - от Шотландии до Малой Азии и что отличительной чертой Лиссабонского землетрясения было образование подземных озер и источников в весьма удаленных от эпицентра землетрясения районах - в Италии, Швейцарии, Великобритании, Швеции и Норвегии.

Что должно было последовать за великим землетрясением?

солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь" (Откр. 6:12).

Примечание. 19 мая 1780 года в истории значится как "самый темный день". Затмение солнца и луны в большей или меньшей степени охватило всю территорию от Новой Англии до Нью-Йорка. По утверждению различных газет, дымчатая мгла, образовавшаяся в результате не прекращавшихся длительное время лесных пожаров, которую можно было наблюдать на протяжении последних дней, соединилась с темными тучами, окутавшими 19 мая все небо, в результате чего наступила кромешная темнота, продолжавшаяся от 11 часов утра до полуночи, когда на небе вновь появились луна и звезды. "Среди белого дня вдруг наступила полночь, продолжавшаяся до самого вечера; хоть луна в те дни уменьшилась, но она никогда не была еще такой темной с тех пор, как "сыны Израилевы вышли из Египта". Кроме этого, луна в тот вечер была красной. Ученые не пришли к единому мнению относительно причин явлений, произошедших в природе в тот день, поскольку нельзя было объяснить такую тьму лишь лесными пожарами. И по сей день остается неясным, почему кромешная тьма окутала в тот день все Западное полушарие.

Что еще должно было произойти после снятия этой печати?

"И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои" (Откр. 6:13).

Примечание. Когда в Библии говорится о падении с неба звезд, то, по всей видимости, речь идет о явлении, которое астрономы называют "звездным дождем" или метеоритным. На протяжении более полувека после наиболее значительного солнечного и лунного затмения в разных частях мира несколько раз можно было наблюдать явление, известное в астрономии как "звездный дождь". Однако наиболее впечатляющим был метеорный дождь, который жители Северной Америки могли наблюдать в ночь с 12 на 13 октября 1833 года (Charles A. Young, Manual of Astronomy [1902 ed,], sec. 521), когда "над землей разразилась настоящая буря из падающих звезд". Северная Америка приняла на себя главный удар этих звездных потоков" (Agness МClerke, Л Popular History Astronomy in the Nineteenth Century [1885 ed.], p. 369).

Вот что говорит очевидец этого звездопада: "Язык этого пророчества всегда воспринимался людьми как язык образов и метафор. Но вчера оно исполнилось буквально... хотя никто до вчерашнего дня не задумывался над тем, что это пророчество может исполниться буквально- Где бы я ни искал подходящего сравнения в природе, я не смог найти ничего, что описывало бы состояние неба в тот день точнее, чем пророческие слова апостола Иоанна. В пророчестве говорится о явлении, известном во всем мире как "звездопад". Звезды падали не с нескольких потрясаемых ветром деревьев, а с одного - появившегося в северной части, появившиеся в восточной части - в восточной, появившиеся с запада - в той стороне, откуда они появились, с юга - в южной части. В это время я как раз вышел погулять в парк, находившийся рядом с моим домом в южной части города. Я увидел, что они падали, как незрелые плоды, оторванные со своих веток и брошенные ветром. Казалось, что они вовсю сопротивлялись ветру, но он все же оторвал их от ветвей и бросил на землю, и теперь они плавно опускаются именно на то место, над которым сверху находятся те ветви, на которых они висели. Некоторые звезды, падая, пересекали путь другим, и качалось. что их бросили с большей или меньшей силой, чем остальные" (рассказ очевидца в New York Journal of Commerce, vol. 8, NQ 534, Saturday, Nov. 16. 1833).

О чем еще говорится в этом пророчестве?

небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих" (Откр. 6:14).

Примечание. Это пророчество еще не исполнилось, поскольку оно относится ко времени Второго пришествия Иисуса Христа. Нас ожидают два события - последнее знамение на небе и разделение небесного свода, когда все, что находится на земле, сдвинется со своих мест. Великие знамения, означающие приближение Второго пришествия Иисуса Христа и конец всей земной истории, уже в прошлом, и теперь мир живет в ожидании звука последней трубы, которая возвестит начало заключительного события земной истории.

Что произойдет с нераскаявшимися жителями земли, когда наступит это грандиозное событие?

"И цари земные и вельможи, и богатые и тысяченачальники и сильные, и всякий раб и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор. и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?" (Откр. 6:15-17).

После того как при снятии шестой печати были запечатлены все искупленные, что произошло, когда Агнец снял седьмую печать?

"И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса" (Откр. 8:1).

Примечание. События, происходящие при снятии шестой печати, являются как бы прологом к событиям, связанным со Вторым пришествием Иисуса Христа. Седьмая же печать имеет непосредственное отношение к этому событию или к отдельным явлениям, сопровождающим его. Христос явится на землю с сонмом святых ангелов (см. Мф. 25:31); и во время их отсутствия на небе будет царить безмолвие и тишина. Пророческие пол часа соответствую т примерно семи дням. Таким образом, пророчество о седьмой печати указывает нам на Второе пришествие Иисуса Христа.

Семь последних язв

Божье предостережение и гнев без милости

Что говорит Бог, предостерегая людей от поклонения зверю и образу его?

"Кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией. вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем" (Откр. 14:9, 10).

Примечание. На протяжении всего времени человеческой истории проявление гнева Божьего по отношению к людям неотделимо от Его милости. Так, пророк Аввакум, обращаясь к Богу в молитве, говорит: "Во гневе вспомни о милости" (Авв.3:2). Гнев Божий без милости наступает лишь тогда, когда милость Божья сделала все. что могла, но зло переполнило чашу беззакония и уже не поддается "исправлению". (См. Быт. 6:3; /J.-/6; 19:12, 13; 2Пар. 36:16: Мф. 23:37, ЗЯ; Лк. 19:42-44: 2 Петр. 2:6; Иуд. 7).

Как проявится гнев Божий?

"И увидел я иное знамение на небе, великое и чудное - семь Ангелов, имеющих семь последних язв, которыми оканчивалась[дословно: была исполнена, была совершена] ярость Божия" (Откр. 15:1).

Как описывает пророк Иоиль день Господень?

"О, какой день! Ибо день Господень близок: как опустошение от Всемогущего придет он". "Ибо велик день Господень и весьма страшен; и кто выдержит его?" (Поил. 1:15,2: II).

Что Даниил сказал об этом времени?

"И наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего осе, которые найдены будут записанными в книге" (Дан. 12:3 см. Иез. 7:15-19).

Примечание. Семь последних язв станут самыми ужасными бедствиями, когда-либо посещавшими людской род. Подобно тому, как царь Ахав обвинил Илию во всех стихийных бедствиях, постигших Израиля (см. 3 Цар. 18:17,18) так и во "время тяжкое" нечестивые и отвернувшиеся от Бога рассвирепеют на праведных и обвинят их во всех язвах, постигших землю, и попытаются погубить их, подобно тому, как Аман хотел уничтожить всех евреев (см. Есф. 3:8-14).

Однако Бог чудесным образом спасет Свой народ, как Он уже неоднократно спасал его прежде.

Что возвестит Бог людям, прежде чем излить на землю семь последних язв?

".Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его". "Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный, доколе не пришло определение - день пролетит как мякина - доколе не пришел на вас пламенный гнев Господень, доколе не наступил для вас день ярости Господней" (Откр. 22:11-12, Соф. 2:1,2).

Примечание. В Откровении !5:8 мы читаем, что никто не сможет войти в небесное святилище во время излития семи последних язв. Иисус уже не будет тогда совершать посредническое служение за грехи людей. В Откровении /б: 7 / сказано, что после того, как окончится время благодати и на землю будут излиты семь последних язв, люди уже не смогут раскаяться в своих грехах. Излитие семи последних язв является не чем иным, как началом суда Божьего над нечестивыми (см. 18:7,8; 16:5,6). При излитии этих язв Бог уже не будет проявлять милость к нечестивым. В Откровении Н:Ю об этом говорится как о "вине цельном", то есть вине ярости Божией, не смешанном с Его милостью. Эти язвы являются проявлением Божией справедливости по отношению к нераскаявшимся грешникам (см. Откр. !6:5-7).

Излитие семи язв

Какой будет первая язва и на кого она будет излита?

"Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю; и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его" (Откр. 16:2).

Что произойдет после излития второй язвы?

"Вторый Ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и все одушевленное умерло в море" (Откр. 16:3).

Что принесет с собой третья язва?

"Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась кровь" (Откр. 16:4).

Примечание. Вторая язва коснется моря и морских животных, но ее влияние непосредственно на людей будет невелико. Что же касается излития третьей язвы, то ее последствия ощутят все жители земли, так как будут заражены все земные запасы питьевой воды.

Почему Бог даст людям пить кровь при излитии этих трех язв?

"Зато, что они пролили кровь святых и пророков. Ты дал им пить кровь: они достойны того" (Откр. 16:6).

Примечание. В этом тексте очень наглядно показано, какое отвращение и негодование вызывали гонения и преследования истинных христиан в глазах Божиих. Язвы - это возмездие Божие за чудовищные преступления нечестивых против народа Божьего.

Что произойдет при излитии четвертой язвы?

"Четвертый Ангел вылил чашу спою на солнце: и дано ему было жечь людей огнем" (Откр. 16:8; см. также Иоил. 1:16-20).

Примечание. Поклонение солнцу является очень древней и широко распространенной формой идолопоклонства. Изливая эту язву. Бог показывает всем. какой гнев вызывает у Него идолопоклонство во всех его формах. То, чему люди поклонялись, как богу, становится язвой, которая будет их мучить, сжигая огнем. Нечто подобное было, когда Бог посылал язвы на Египет во дни Моисея. То, чему поклонялись египтяне, принесло им мучения, а не благословение и благоденствие.

Приведет ли людей это ужасное возмездие к покаянию?

"И жег людей сильный зной: и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу" (Откр. 16:9).

Что произойдет при излитии пятой язвы?

"Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания" (Откр. 16:10).

Примечание. Эта язва нацелена против престола величайшего отступничества последнего времени - против папства. Ее проявление будет похоже на воздействие язвы, посланной Богом во времена Моисея на Египет. Это будет "осязаемая тьма" (Исх. 10:21-23).

Когда будет излита на землю эта язва, тогда нечестивая, высокомерная, надменная отступническая и деспотическая сила, возвеличившая себя и утверждающая, что лишь она одна обладает всей истиной, покроется кромешной полуночной тьмой.

Что произойдет на земле после того, как будет излита шестая язва?

"Шестый Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла а ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного" (Откр. 16:12).

Кто соберет народы земли на последнюю битву с Богом?

"И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: это - бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя... И он собрал их на место, называемое по-Еврейски Армагеддон" (Откр. 16:13-16).

Примечание. В этих стихах мы отчетливо видим, что именно сатана и его духи толкают людей на войну против Бога. Дракон символизирует язычество, зверь - папскую религиозно-политическую власть, лжепророк - протестантские церкви, отступившие от Закона Божьего. Эти три пророческих символа представляют три наиболее значительных религиозных вида богоотступничества со времени Всемирного потопа.

Что произойдет вслед за излитием этих язв?

"Се. иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его" (Откр. 16:15).

Что произойдет при излитии на землю седьмой язвы?

"Седьмый Ангел вылил чашу свою на воздух... И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Так великое! И город великий распался на три части, и города языческие пали." (Откр. 16:17-19).

Что произойдет вслед за землетрясением?

град, величиною в талант, пал с неба на людей; и хулили люди Бога за язвы от града, потому что язва от него была весьма тяжкая" (Откр. 16:2]; см. Иов 38:22,23).

Кем станет Бог в это время для Своего народа?

"И возгремит Господь с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима; содрогнутся небо и земля; но Господь будет защитою для народа Своего и обороною для сынов Израилевых" (Иоил. 3:16). В другом переводе: "надеждой для народа Своего и силой для сынов Израилевых" (см. Иер. 25:30, 31, Агг. 2:2]; Евр. 12:26; Пс. 90:5-10).

Примечание. Подобно тому, как Господь предостерегал мир о грядущем потопе во времена Ноя, так и сегодня Бог посылает весть предупреждения каждому народу, колену, языку и племени, чтобы подготовить Свой народ и всех живущих на земле к этим ужасным событиям, (см. Откр. 14:6-10).

С каким призывом Бог обратился к Своему народу, находящемуся в Вавилоне, перед началом излития семи последних язв?

"И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее; ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее" (Откр. 18:4, 5; см. Быт. 19:12-17; Иер. 51:6, а также главу "Падение духовного Вавилона").

Каким образом все язвы обрушатся на современный Вавилон?

"За то в один день придут на нее [на современный Вавилон] казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог судящий ее, Ибо в один час пришел суд твой" (Откр. 18:8-10).

Особенный голод в конце истории

Какой голод наступит в это время на земле для тех, кто отверг весть Божьей милости?

"Вот, наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, - не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его" (Амос 8:11; см. Лк. 13:25; Притч. 1:24-26; Евр. 12:)5-!7).

Что провозгласил Ангел во время излития седьмой язвы?

"Седьмый Ангел вылил чашу свою на воздух: и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось!" (Откр. 16:17).

Примечание. Бог сотворил человека, чтобы благословлять его (см. Быт. 1:28). Но когда человек пренебрегает Его благословениями, Бог прекращает проявлять к нему Свою милость, чтобы грешный человек понял, от Кого эти благословения исходят и как их надлежит правильно использовать, (См. Агг. !:7-И). Божьи суды посылаются людям, чтобы они "научились правде" (Ис. 26:9). Во время излития последних язв люди не раскаются в своих грехах, и это не станет свидетельством того. что Бог перестал быть милостивым и прощающим. Это только откроет всей вселенной выбор, который люди сами сделали, предопределив тем самым свою судьбу, и даже более суровые суды Божий не приведут нечестивых и нераскаявшихся безбожников к покаянию.

Какие псалмы станут особым утешением и ободрением для народа Божия во время излития семи последних язв?

Пс. 45 и 90. (См. также Ис. 33:13-17.)

7. Приближающиеся события и знамения времени

 

 

 

Hosted by uCoz