Библейские чтения |
|
|
|
|
|
|
Пророческие
символы восьмой главы Книги Даниила
Видение
Даниила
Где
находился Даниил, когда ему было дано видение?
"И
видел я в видении, и когда видел, я был в Сузах, престольном городе в области
Еламской, - и видел я в видении, как бы я был у реки Улая" (Дан.
8:2). Что
увидел пророк вначале?
"Поднял
я глаза мои и увидел: йот, один овен стоит у реки; у него два рога" (Дан.
8:3). Что
затем увидел пророк в видении?
"Я
внимательно смотрел на это, и вот, с запада шел козел по лицу всей земли, не
касаясь земли; у этого козла был видный рог между его глазами. Он пошел на
того овна, имеющего рога, которого я видел стоящим у реки, и бросился на него
в сильной ярости своей. И я видел, как он, приблизившись к овну, рассвирепел
на него и поразил овна, и сломил у него оба рога, и не достало силы у овна
устоять против него, и он поверг его на землю и растоптал его, и не было
никого, кто бы мог спасти овна от него. Тогда козел чрезвычайно
возвеличился" (Дан. 8:5-8). Что
произошло после того, как сломался видный рог?
"Но
когда он усилился, то сломился большой рог, и на место его вышли четыре,
обращенные на четыре ветра небесных" (Дан. 8:8). Что
образовалось на месте одного из этих рогов?
"От
одного из них вышел небольшой рог, который чрезвычайно разросся к югу и к
востоку и к прекрасной стране. И вознесся до воинства небесного, и низринул
на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их" (Дан. 8:9, 10).
Архангел
Гавриил объясняет это видение
Какое
повеление дано было ангелу, стоявшему рядом?
"И
услышал я от средины Улая голос человеческий, который воззвал и сказал:
"Гавриил! объясни ему это видение!"" (Дан. 8:16). Что
в первую очередь ангел сказал пророку?
"Знай,
сын человеческий, что видение относится к концу времени" (Дан.8:17).
Примечание. Слова ангела "видение относится к концу
времени" нельзя относить к тому периоду времени, по окончании которого
появятся овен и козел. Ангел ясно сказал, что овен с двумя рогами
символизирует собой Мидо-Персидскую империю, а козел - Грецию (см. стихи20,21).
Видение это Даниилу было дано в третий год царствования Валтасара, как раз за
три года до завоевания Вавилона Мидо-Персией. Однако это пророчество
охватывает более длительный период времени, и ангел известил пророка о том,
что события, показанные в видении, должны произойти в конце очень продолжительного
периода времени, который простирается намного дольше той эпохи, в которую жил
Даниил, вплоть до конца человеческой истории, когда совершится главное
событие всей человеческой истории - Второе пришествие Иисуса Христа. Найдутся
также люди, которые попытаются убедить нас в том, что впечатляющие
пророчества и великие истины Книги Даниила недоступны для понимания, и
поэтому изучать их - напрасная трата времени. Но тогда как сам Даниил
говорит, что он был изумлен этим видением и "не понимал его", мы
видим, что ангел сказал ему, объяснив смысл этого видения, что эти
пророчества надлежит запечатать "до последнего времени", ибо они
"относятся к отдаленным временам". "А
ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени;
многие прочитают ее и умножится ведение". "И отвечал он: "иди,
Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени. Многие
очистятся, убедятся и переплавлены будут в искушении; нечестивые же будут
поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые
уразумеют"" (Дан. 12:4,9, !0). Хотя
некоторые из этих пророчеств были запечатаны до последнего времени, отдельные
их части необходимо было узнать людям во время земного служения Иисуса
Христа. Христос,
разъясняя ученикам признаки Своего Второго пришествия, записанные в 24
главе Евангелия от Матфея, ссылается на пророчество Даниила, добавляя при
этом: "читающий да разумеет". Таким
образом, мы можем с уверенностью сказать, что пророчества Книги Даниила доступны
для человеческого понимания и даны нам для нашего же блага. В этих чудесных
предсказаниях мы можем найти для себя утешение и надежду, покой и
уверенность, ибо все, о чем в них говорится, в точности исполнилось, а те
величественные события, которым еще надлежит исполниться в будущем,
несомненно исполнятся, ибо так говорит пророчество. Пророчество
Даниила всего лишь в нескольких словах описывает то, о чем впоследствии будут
написаны тысячи томов исторических исследований. В сжатом виде в нескольких
главах представлена вся история человечества, записанная наперед, которая,
как это явствует из самого пророчества, охватывает период времени более чем в
двадцать три столетия. Если бы Даниилу не были бы даны живые картины грядущих
исторических событий, о которых нам сейчас известно по истории, он не смог бы
понять все, что Бог через видения и слова небесного вестника открыл ему. Что
касалось современных ему событий, он, конечно, хорошо понимал, однако глубина
грядущих событий, те кульминационные точки человеческой истории, которые были
показаны ему будто с высоты птичьего полета, были настолько удалены от той
эпохи, в которую он жил, что, конечно же, было выше его разумения. Ангелу
было сказано: "объясни ему это видение", и тогда он стал разъяснять
пророку значение увиденных им в видении символов. И теперь, глядя на это
пророчество спустя более двух тысячелетий. мы можем видеть, насколько точно
Божественный разум рукой пророка изобразил мировые события истории, которые
происходили на протяжении многих веков, вплоть до наших дней. С
чего ангел начал разъяснять Даниилу смысл этого видения?
"Овен,
которого ты видел с двумя рогами, это цари Мидийский и Персидский. А козел
косматый - царь Греции" (Дан. 8:20,21). Примечание. Мы уже читали слова пророчества, описывающие
ярость, с которой козел набросился на овна. ""С
запада шел козел по лицу всей земли". Это означает, что Греция
находилась к западу от Персии и, следовательно, с запада напала на своего
противника. Греческая армия, наступая, сметала все с лица земли. "Шел
козел... не касаясь земли". Здесь говорится о необычайной быстроте
продвижения греческой армии, которая, казалось, не шла, а летела со скоростью
ветра, покоряя одно государство за другим. Это же самое символизируют и
четыре крыла у леопарда, изображающие Грецию в видении Даниила, записанном в
седьмой главе. "Александр
- видный рог". Видный рог между глазами овна - это, как говорится в
21 стихе, первый царь Македонской империи. Его звали Александр Великий. В
шестом и седьмом стихах мы находим выразительное описание
захвата Мидо-Персидской империи армией Александра Великого. По историческим
данным, битва между греками и персами была исключительно ожесточенной.
Некоторые из эпизодов этого сражения, описанные в исторических
повествованиях, живо напоминают пророческую картину этого события - овен,
стоящий у реки, и козел, бросающийся на него "в сильной ярости
своей". Сначала Александр Великий одолел полководцев Дария в битве на
реке Гранин во Фригии. Затем он разбил войска самого Дария и обратил их в
бегство в битве у города Исса в Киликии, а потом нанес им поражение в долинах
Арбелы в Сирии. Это сражение произошло в 331 году до Р. Хр. и ознаменовало
собой падение Персидской империи. Одержав победу в этом сражении, Александр
стал властелином огромной державы. О шестом стихе - "и пошел
(козел) на того овна, имеющего рога, которого я видел стоящим у реки, и
бросился на него в сильной ярости своей" - Томас Ньютон пишет:
"Едва ли можно читать эти слова, не имея перед собой живых образных
картин того, как армия царя Дария, стоящая на одном берегу реки Граник,
пытается противостоять Александру и его армии, стоящей на другом берегу,
солдаты которой бросаются в воду, переправляются через реку со всей своей
мощью и яростию, которые лишь можно вообразить" (Uriah Smith, The
Prophecies of Daniel and the Revelation, pp. 152, 153). Что
символизируют собой четыре рога, вышедшие на месте сломанного "видного
рога"?
"Он
сломился, и вместо него вышли другие четыре: это четыре царства восстанут из
этого народа, но не с его силою" (Дан. 8:22). Примечание. Овен, как мы уже выяснили, символизирует
Персидскую империю, козел - Греко-Македонскую империю. Большой рог, который
сломался, символизирует ее первого царя - Александра Великого. Александр умер
от болезни в расцвете сил, покорив себе весь тогдашний цивилизованный мир, в
возрасте всего лишь тридцати трех лет. Говорят, что в пьяной оргии он
заразился тропической лихорадкой и спустя одиннадцать дней, 13 июня 323 года
до Р. Хр., умер. Таким образом исполнилось пророчество о том, что большой рог
сломается. "Вместо него вышли другие четыре". Как точно исполнилось
это пророчество! Как точно оно соответствует историческим фактам. Прочитаем,
что говорят исторические исследования о распаде империи Александра
Македонского. "История
о его преемниках по традиции является историей о борьбе за власть между его
наиболее видными военачальниками. Эта борьба продолжалась почти без перерывов
с 321 по 301 год до Р. Хр. и, если не считать короткого периода регентства
Антипатера, проходила между сатрапами (правителями отдельных территорий),
представлявшими центробежные силы империи и центральную власть, стремившуюся
объединить всю империю воедино. Эта борьба проходила в два этапа. На первом
из них центральную власть представлял царь, но после 316 года непосредственным
преемником императора Александра провозгласил себя Антигон, Действующие лица
сменились, но положение дел осталось прежним, и, в конце концов,
территориальные правители потерпели полное поражение" (The Cambridge
Ancient History (1928-39 eel.), vol. 6, p. 462). Смерть
Юмснеса дала возможность Антигону взять в свои руки у правление фактически
всей азиатской частью империи. Он поставил перед собой цель овладеть всей
территорией империи, не считаясь с тем, что существовали законные преемники
царского престола из царской семьи... Своему захвату власти он попытался
придать видимость законности и объявил, что выступает от имени сына
Александра Македонского. Вслед за этим войска Антигона провозгласили его
регентом над якобы будущим царем. Старая центральная власть была
парализована, и теперь на ее место пришла другая - намного более энергичная,
амбициозная и практичная, с сильной личностью во главе... Однако Селевк, один
из бывших полководцев Александра Македонского, убедил Птоломея, Лисимака и
Кассандра в том, что амбиции Антигона представляют угрозу собственному их
существованию, и эти три правителя сформировали против него союз. Кассандр
владел Македонией, Птоломей - Египтом, Лисимак - проливами Босфор и
Дарданелы. История последующих четырех лет, с 315 по 312, - это история о
первой войне между Антигоном и этой коалицией" (там же, с. 482, 483). "Птоломей
после победы над Антигоном в 305 году также провозгласил себя царем. За ним
последовали Кассандр, Лисимак и Селевк. Их царские титулы свидетельствовали о
том, что они единолично правят своими территориями, Антигон же, конечно, не
признал их". "Четыре царя обновили свой союз, заключенный в 315
году, но уже не для того, чтобы обуздать Антигона, а чтобы уничтожить
его" (там же, с. 502). "Весной
301 года... В Ипсусе возле Синнады две огромные армии встретились лицом к
лицу в сражении, вошедшем в историю как "битва царей"... В этом
сражении армия Антигона была разбита, а он сам убит... Борьба между
центральной властью и местными правителями закончилась, со смертью Антигона
распад Греко-Македонского мира стал неизбежен. Деметрий укрылся в Ефесе, в то
время как Лисимак и Селевк разделили царство Антигона, а Кассандр был признан
царем области Македония" (там же, с. 504). Что символизирует
"небольшой рог", о котором говорится в девятом стихе ? "Под
конец же царства их, когда отступники исполнят меру беззаконий своих,
восстанет царь наглый и искусный в коварстве" (Дан. 8:23). Примечание. "Небольшой рог" вышел от одного из
четырех рогов козла, символизирующего Грецию. Вы можете спросить, как же этот
рог может иметь отношение к Риму? Мы встречаемся в библейских пророчествах с
земными властями только в связи с народом Божиим. "Пути
Римского государства и Иудеи как pap в то время пересеклись благодаря
заключенному в 161 году до Р.Хр. акту, известному как "Иудейский
союз". Однако важно отметить, что та семь лет до этого события, то есть
в 168 году, Рим завоевал Македонию и присоединил ее к своей империи. Таким
образом, Рим представлен в этом пророчестве как сила, повергнувшая один из
четырех рогов, представлявших Македонию, стремящаяся к завоеванию других
территорий, лежащих в Восточном Средиземноморье и Азии. Все это пророку было
явлено в образе малого рога, вышедшего на месте одного из четырех рогов"
(Uriah Smith, The Prophecies of Darnel and the Revelation, p. 158). "С
самого начала этого исторического периода развитие римской цивилизации
испытывало огромное влияние других культур, в частности этрусской и
греческой. И если влияние этрусков фактически закончилось с изгнанием их
царей с территории Римской империи, то влияние греков продолжалось на
протяжении всей истории Римского государства. Было вполне естественно и
неизбежно, что более древняя и развитая эллинистическая цивилизация наложила
неизгладимый отпечаток на более молодую и не столь высокоразвитую римскую
культуру. И фактически вряд ли найдется хотя бы одна важная сфера римской
культуры и государственности, где бы мы не смогли увидеть признаки греческой
культуры, откуда они перешли или были позаимствованы римлянами. Римский
поэт Гораций имел все основания воскликнуть: "Плененная Греция пленила своего грубого завоевателя" (A.E.R. Boak, Albert Hyma, and Preston
Slosson, The Growth of European Civilization, vol. I, p.
84). Близкое
соприкосновение с греческой культурой привело Рим к тому, что в империи стало
появляться все больше греческих божеств, и, что важнее всего, эти божества
стали занимать в пантеоне место, равное римским богам. В результате этого
греческая мифология и изобразительное искусство были полностью заимствованы
римской культурой" (там же, с93). Как
явствует из этих исторических свидетельств, языческую Римскую империю можно с
полным основанием считать продолжательницей Греческой империи. Однако, как вы
увидите из следующего вопроса и ответа на него, малый рог символизирует не
только языческий Рим. Что,
согласно пророчеству, "небольшой рог" сделал с Божией святыней?
"И
даже вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у Него ежедневная жертва,
и поругано было место святыни Его" (Дан. 8:1!). Примечание. Как мы уже объяснили, малый рог, о котором
говорится в 8 главе Книги пророка Даниила, первоначально
символизировал собой Римскую империю. Именно языческий Рим в 70 году после Р.
Хр. разрушил Иерусалимский храм, положив тем самым конец ежедневному служению
иудейских священников. Об этом убедительно сказано пророческим языком в стихах
с 9 по 13. Пророческий
период, о "котором говорится в 14 стихе, должен был продлиться
более чем на I8 столетий после 70 года н. э. Этот факт указывает на то, что
малый рог нужно рассматривать не только как языческий Рим. но также и как
папский Рим - его преемника. Эта взаимосвязь между языческим и папским Римом
четко прослеживается в пророчестве 7 главы Книги Даниила. Кроме
того, этот факт указывает на то, что слово "святилище" в 11 и
14 стихах не следует понимать как относящееся исключительно к
Иерусалимскому храму. С
70 года после Р. Хр. земное святилище больше несуществовало, и поэтому это
слово имеет отношение к небесному святилищу, "скинии истинной, которую
воздвиг Господь, а не человек", а земное святилище было лишь
"тенью" небесного (Евр. 8:2,5). Видя
гонения и преследования святых Божиих "небольшим рогом", какое
событие, положившее конец гонениям, увидел пророк Даниил в своем видении?
"Затем
воссядут судьи, и отнимут у него власть губить и истреблять до конца" (Дан.
7:26). Примечание. В пророчестве седьмой главы Книги Даниила
символически представлена история взлета и падения сменявших одна другую,
четырех великих империй, разделение четвертой, символически представленное
десятью рогами, и установление папской власти, которую символизирует
"небольшой рог" и которая установится после падения первых трех
мировых империй. В то время, когда пророку были показаны преследования и
гонения святых Божиих этой властью, он увидел, как воссел Ветхий днями и
начался суд, по окончании которого царство будет передано "народу святых
Всевышнего" (Дам. 7:27). Восьмая глава Книги Даниила дает нам краткий обзор истории
мировых империй, повествуете преследованиях и гонениях избранных Божиих
языческим Римом и открывает впечатляющую истину о небесном святилище. Очищение
святилища
Когда,
согласно пророчеству, должно произойти очищение святилища?
"И
сказал мне: на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище
очистится" (Дан. 8:14). Примечание. В Иудейском религиозном календаре десятым днем
седьмого месяца был особый праздник - День примирения, когда происходило
очищение святилища. Для иудеев День примирения был днем суда, и фактически он
символизировал собой следственный суд на небе. Период 2300 вечеров и утр (или
дней), в котором каждый день символизирует год, указывает на время начала
очищения небесного святилища или начала следственного суда на небе. Изучение
символов и пророческого периода, о которых говорится в этой главе, их
толкование и разъяснение в этой и девятой главах дает ясное понимание
времени и событий, оговоренных в этом пророчестве. Что
произошло с Даниилом после того, как он увидел гонения и преследования
избранных Божиих, последовавшие вслед за опустошением и разрушением
священного города и святилища?
"И
я, Даниил, изнемог и болел несколько дней; потом встал и начал
заниматься царскими делами" (Дан. 8:27). Время
Божьего суда
Пророческий
период в 2300 дней, из 8 и 9 глав Книги Даниила
Какое
ошеломляющее для жителей земли известие содержится в вести первого ангела из
книги Откровение?
"Убойтесь
Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его: и поклонитесь
Сотворившему небо и землю, и море и источники под" (Откр. 14:7). Когда
должен наступить час суда Божия, согласно пророчеству, данному Даниилу?
"И
сказал мне: на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище
очистится" (Дан.8:!4). Примечание. Изучая эту и следующую главы этой книги, вы
увидите, что очищение земного святилища в День примирения подразумевало суд
Божий. Так понимали это иудеи. Период 2300 вечеров и утр, символизирующих
2300 буквальных лет, указывает на время начала очищения небесного святилища
или, другими словами, на время, когда на небе начнется следственный суд, как
это описано в Книге Даниила 7:9, 10. Почему
ангел при своем первом явлении Даниилу не полностью объяснил видение о 2300
вечерах и утрах?
"И
я, Даниил, изнемог и болел несколько дней; потом встал и начал
заниматься царскими делами; я изумлен был видением сим и не понимал его"
(Дан. 8:27). Примечание. Пророку дано было видение о великих нациях.
господствовавших над миром как в его время, так и в последующие эпохи, а
также о преследованиях народа Божия. которые стихли и конце пророческого
периода 2300 вечеров и утр, окончание которого указывало на начало очищения
небесного святилища. Однако престарелый Даниил "изнемог и болел
несколько дней". И поэтому ангел не стал изъяснять ему полностью
значение пророчества до тех пор, пока пророк не выздоровел. Видение и его
частичные разъяснения были даны Даниилу в третий год правления царя
Валтасара, правившего вместе со своим отцом Набонидом; а объяснение
пророческого периода 2300 вечеров и утр было дано ему в первый год
царствования Дария. На
что Даниил обратил внимание спустя некоторое время после своего
выздоровления?
"В
первый год Дария... я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было
слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над
опустошением Иерусалима" (Дан. 9:1, 2). Примечание. Навуходоносор осадил Иерусалим в третий год
правления иудейского царя Иоакима (см. Дан. 1:1), а на четвертом году
его правления Иеремия возвестил народу весть о том, что народ будет
находиться в плену 70 лет (см. Мер. 25:], 12). Это значит, что первая
депортация иудеев в Вавилон, когда Даниил вместе со своими друзьями оказались
в вавилонском плену, произошла именно в это время. Семьдесят пророческих лет,
о которых провозглашал Иеремия, истекли в 536 году до Р. Хр. Поскольку история
Персидской империи берет свое начало в 538 году до Р. Хр., видно, что
восстановительный период длился всего около двух лет. К какому поступку
подтолкнула Даниила эта открывшаяся ему близость времени восстановления? "И
обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в
посте и вретище и пепле" (Дан. 9:3). Что
особенно беспокоило пророка?
"И
ныне услыши, Боже наш, молитву раба Твоего и моление его, и воззри светлым
лицем Твоим на опустошенное святилище Твое, ради Тебя, Господи" (Дан.
9:17). Ангел
вновь является Даниилу
Кто
явился Даниилу, в то время как он молился об опустошенном святилище?
"Когда
я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в
видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы" (Дан.
9:21). Примечание. Согласно Божьему плану, ангел Гавриил должен был
вернуться к Даниилу для того, чтобы разъяснить ему ту часть пророчества,
которая записана в восьмой главе Книги Даниила, что еще не было
разъяснено, а именно: период 2300 вечеров и утр. И теперь, когда Даниил в
сокрушении сердца молился об опустошенном святилище в Иерусалиме, ангел не
только рассказал ему о темном святилище и о том, что его ждет в будущем, но и
раскрыл перед ним картину служения в небесном святилище, чтобы об этом смогли
узнать люди, живущие во время конца человеческой истории. О
чем ангел попросил Даниила?
"И
вразумлял меня, говорил со мною и сказал: "Даниил! теперь я исшел, чтобы
научить тебя разумению, ...итак вникни в слово и уразумей
видение..."" (Дан. 9:22, 23). Примечание. Мы видим, что ангел начал разъяснение как раз с
того места, на котором он вынужден был прерваться в первый раз, о чем мы
читали в восьмой главе Книги Даниила, ибо он не добавляет
дополнительного толкования и не дает Даниилу нового видения. "Уразумей
видение" - в древнееврейском тексте перед словом видение употреблен
определенный артикль, что указывает на то, что речь идет об уже упоминавшемся
видении. И очевидно, что это то самое видение, о котором мы читали в восьмой
главе Книги Даниила. Поскольку период 2300 вечеров и утр был лишь частью
того видения, которое еще не разъяснил ангел, ему, естественно, нужно было
начать с того места, на котором он остановился в первый раз. Какая
часть видения о периоде 2300 вечеров и утр имеет непосредственное отношение к
иудейской нации?
"Семьдесят седмин [или недель] определены для народа
твоего и святого города твоего" (Дан. 9:24). Примечание. Слово, переведенное здесь как седмина или неделя,
в древнееврейской литературе обозначает период в семь дней, или семь лет.
Иудейские и христианские исследователи вместе пришли к заключению, что в этом
тексте речь идет о годах. "Семьдесят седмин", или семьдесят
пророческих недель по семь лет в каждой, составляют 490 лет. Во
времена, когда уже закончилось формирование канона Священного Писания, слово,
переведенное в этом стихе как "определены", на древнееврейском
языке означало "отрезать", "резать",
"определять", "издавать указ". Учитывая, что семьдесят
седмин, о которых говорится к девятой г лаве Книги Даниила, являются
частью пророческого периода 2300 вечеров и утр, и были отделены от него, и
касались непосредственно иудейской нации, из всех значений этого слова лучше
всего подходят "отрезать", "отрезаны". Таким
образом, семьдесят седмин были "определены" или
"отрезаны". Теперь перед нами два периода времени. Первый - 2300
вечеров и утр, второй - семьдесят седмин. Оба эти периода имеют отношение к
освобождению иудейской нации и восстановлению земного святилища, так как
иудеи находились в плену, а святилище было разрушено. Таким образом, эти два
периода должны были начаться в одно и то же время освобождением иудейской
нации и началом восстановления святилища. Полное возрождение иудейских
законов и национальной государственности произошло, как мы позже узнаем, в
457 году до Р. Хр. В этой связи следует отметить, что "семьдесят
седмин" были частью периода 2300 вечеров и утр и что они были
"отрезаны" от него как особый период, имеющий отношение только к
иудейской нации и служению иудейских первосвященников в земном святилище- Что
должно было произойти во время или перед завершением периода "семьдесят
седмин"?
"Чтобы
покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и
чтобы приведена была правда вечная и запечатаны были видение и пророк, и
помазан был Святый святых" (Дан. 9:24). Примечание. "Покрыто было преступление". Это
пророчество говорит о том. что придет время, когда иудеи переполнят меру
своих беззаконий, отвергнув и распяв обетованного Мессию. После того как это
произойдет, они уже не будут особым, избранным народом Божиим. (Читайте Мф.21
:38-43, 23:23- 38; 27:25). "Запечатаны... гpexu" - лучше всего это
пророчество объясняется в Послании к Евреям 9:26: "Он же однажды,
к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею". И в Послании
к Римлянам 8:3: "Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог
послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех
во плоти" "Приведена...правда вечная". Эти
слова относятся к праведности Иисуса Христа - той самой праведности, которой
Он искупил наши грехи и которая через веру может быть вменена каждому, кто в
раскаянии сердца принимает Христа. "Помазан... Святый святых". Еврейское слово,
переведенное здесь как "Святый святых", в древнееврейском языке
всегда употреблялось применительно ко святилищу, а не к человеку. Слова о
помазании Святого святых" в таком случае должны относиться к помазанию
небесного святилища, где Христос станет "Священнодействователь святилища
и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек" (Евр.
8:2), когда закончится период 2300 вечеров и утр. Начало
пророческого периода "семьдесят седмин"
Когда
должен был начаться пророческий период "семьдесят седмин"?
"Итак
знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении
Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и
возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена" (Дан.
9:25). Примечание. "Семьдесят седмин" означают 490
буквальных лет. Шестьдесят
девять (семь седмин и шестьдесят две седмины) из семидесяти седмин должны
были закончиться приходом "Христа Владыки". Христос, в переводе с
греческого, или Мессия в переводе с еврейского, означает "Помазанник
Божий". Как был помазан Иисус? "Бог
Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета" (Деян. 10:38). Когда
именно Христос был помазан Духом Святым?
"И
Иисус крестившись молился, - отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в
телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный"
No. 3:27,22). Какое
ветхозаветное пророчество процитировал о Себе Иисус вскоре после описанного
выше события?
"Дух
Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим" (Лк.
4:18; см. Мк 1:15.). Примечание. Очевидно, что шестьдесят девять седмин (4S3 года)
указывали на время крещения Иисуса Христа, обетованного Мессии, "Христа
Владыки", и истекли, .когда Он был помазан Духом Святым. Иоанн
Креститель начал свое служение в пятнадцатый год правления цезаря Тиберия
(см. Лк. 3:S-3), и, если вести отсчет от этого года, мы увидим, что
помазание Иисуса на служение произошло в 27 году новой эры, сразу после того,
как Он был крещен Иоанном. Когда
был издан указ о восстановлении и строительстве Иерусалима?
"Сей
Ездра вышел из Вавилона... С ним пошли в Иерусалим и некоторые из сынов
Израилевых, и из священников, и левитов, и певцов, и привратников, и Нефинееп
в седьмый год царя Артаксеркса. И пришел он в Иерусалим в пятый месяц, - в
седьмый же год царя" (Езд. 7:6-8). Примечание. Персидские цари издали три указа о возвращении
иудейского народа на свою родину. Все эти три указа записаны в книге Ездры:
"И построили и окончили, по воле Бога Израилева и по воле Кира и Дария и
Артаксеркса, царей Персидских" (Езд. 6:14). Указ
царя Кира гласил о начале восстановления Иерусалимского храма; указ Дария
Гистаспа способствовал продолжению восстановления храма, так как этому
стремился помешать Смердис, а третий указ - царя Артаксеркса - возвращал
иудейскому народу их национальную государственность. Таким образом, год
издания этого последнего указа является исходной точкой пророчества о
семидесяти седминах. Письмо
Артаксеркса к Ездре, наделяющее его властью и полномочиями для осуществления
этой грандиозной работы, приводится в книге Ездры 7:11-26. Последний
указ был издан в седьмой год царствования Артаксеркса и, согласно древним
методам летоисчисления, вступил в силу осенью 457 года до Р. Хр. Отсчитав 483
полных года от первого дня 457 года до Р. Хр., мы окажемся в последнем дне 26
года новой эры. Это явствует из того факта, что для того, чтобы получилось
483 полных года, необходимо учесть все дни за 26 лет новой эры и все дни за
457 лет до Р. Хр. Если
указ о полном восстановлении Иерусалима не вступил в силу по прибытии Ездры в
Иерусалим, то есть до тех пор, пока не истекла половина 457 года до Р. Хр. (Езд.
7:8), и не наступила осень, тогда всю первую половину того года, не
включенную в этот период, необходимо присоединить к последнему дню 26 года после
Р. Хр., и мы окажемся во второй половине 27 года после Р. Хр., когда Иисус
крестился в Иордане. Таким образом "распечатывается", или
разъясняется, это пророчество, и благодаря этому мы можем полагаться на его
подлинность и точность. В
27 году после Р. Хр. минуло 483 года от начала периода семьдесят седмин и
оставалась еще одна седмина, или семь лет до его завершения. Что
должно было произойти в середине этой седмины?
"И
утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится
жертва и приношение" (Дан. 9:27). Примечание. Поскольку шестьдесят девять седмин истекли осенью
27 года после Р. Хр., то половина последней седмины, или три с половиной
года, окончилась весной 31 года. Как раз в это время Христос был распят, и
Его смерть на кресте положила конец жертвоприношениям в земном святилище.
Следующие три с половиной года (вторая половина семидесятой седмины) истекли
осенью 34 года после Р. Хр., когда окончились 490 пророческих лет, которые
были "отрезаны" от периода 2300 вечеров и утр, и до окончания этого
периода оставалось еще 1810 лет. Если прибавить к 34 годам эти 1810 лет, то
мы окажемся в 1844 году, когда должно было исполниться это удивительное
пророчество о начале суда на небе. Начало
следственного суда в 1844 году н. э.
Что
ангел сказал Даниилу о том, что произойдет по окончании 2300 вечеров и утр?
"И
сказал мне: на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище
очистится" (Дан. 8:14). Примечание. Другими словами, грандиозное заключительное
служение Христа по спасению человечества - следственный суд - должен был
начаться в это время. В ветхозаветный период День искупления у иудеев
проходил в течение одного дня. Это свидетельствовало о том, что и небесный
суд займет сравнительно непродолжительное время. Он уже начался и продолжается
на протяжении более чем ста лет, и вскоре должен завершиться. Какая
библейская иллюстрация подчеркивает особую важность вести о том, что наступил
час суда?
"И
увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное
Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену,
и языку и народу; и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и
воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его" (Откр. 14:6, 7). Примечание. Картина "летящего по средине неба"
ангела здесь приводится, чтобы все народы узнали весть о начале следственного
суда. Поскольку ангелы возвещают небесные вести через особых посредников из
числа людей, мы можем понять, что образ ангела, "летящего по средине
неба", представляет великое религиозное пробуждение, возвещающее всем
людям в мире весть о Божьем суде. К
чему призывает нас ангел, провозглашая весть о суде на небе?
"Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо
наступил час суда Его; и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и
источники вод" (Откр. 14:7). Какой
важный совет дает нам апостол Павел?
"Итак,
оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду
покаяться; ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную,
посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив
Его из мертвых" (Деян. 17:30,31). |