Что Библия говорит служителю |
|
|
|
|
|
|
ГЛАВА 10 КАКИМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВАШИ, КАК СЛУЖИТЕЛЯ, ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ
А. ВЫ И ВАША СЕМЬЯ 1. Вы и ваша жена должны
ходить в духе повиновения и вза- имной любви. «Жены, повинуйтесь своим
мужьям, как Господу, По- тому что муж есть глава
жены, как и Христос глава Церк- ви, и Он же Спаситель
тела... Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил
Церковь и предал Себя за нее, Что- бы освятить ее, очистив
банею водною, посредством сло- ва; Чтобы представить ее
Себе славною Церковью, не имею- щею пятна, или порока,
или чего-либо подобного, но дабы она была свята и
непорочна» (Ефес. 5:22-23, 25-27). Мысль. Вы, как служитель,
и ваша жена, прежде всего, обязаны ходить в духе
повиновения и взаимной любви. Во-первых, ваша жена
должна ходить в духе повинове- ния. Тому есть три
причины. а) Повиноваться — значит
исполнять волю Бога. Фак- тически, это заповедь
Божия. По этому поводу не должно быть ни сомнений,
ни споров, ни даже во- просов: «Жены,
повинуйтесь своим мужьям». Бог есть Бог и на этом
основании Он имеет пра- во потребовать от вас
всё, что угодно. Однако об- ратите внимание на слова
«как Господу». Когда мы, верующие, делаем что-либо,
мы должны делать это как Господу.
Почему? Потому что мы любим Его. Господь возлюбил нас
и пожертвовал Собой ради нашего спасения. Он
любит нас, и поэтому мы любим Его. Вот главная
причина, по которой мы должны повиноваться Ему.
Мы любим Его и по- тому всё, что Он велит
нам сделать, делаем как для Него
— чтобы угодить Ему. Давайте спросим себя: «В
каком духе долж- на пребывать христианская
жена, когда повинует- ся Богу? — В духе рабства или
любви? — В духе недовольства или
любви? — В духе возмущения или
любви? — В духе противодействия
или любви?» Ответ очевиден: она
действует, руководству- ясь любовью. Она любит
Господа и поэтому по- винуется, желая угодить
Ему. Смысл сказанно- го таков: Бог наставляет
жён ходит в духе пови- новения своим мужьям. Поэтому
христианские жёны повинуются Господу
без недовольства, но из любви, потому что
любят Господа и своих му- жей. Следовательно,
главным в жизни вашей же- ны должно быть стремление
угодить Господу и вам, её мужу. Она
исполняет повеление Госпо- да, потому что любит Его
и больше всего хочет угодить Ему. б) Бог приказывает семье
жить в духе повиновения (Ефес. 5:22). В семье
должны быть партнёрство и
порядок. Это основа семьи и общества. Нет орга- низации, которая могла бы
существовать, если в ней нет духа партнёрства
и порядка. Обратите вни- мание на три важных
обстоятельства. — Муж есть глава жены.
Слово «глава» в Писа- нии указывает на власть,
а не на существо. Мужчина не лучше женщины,
как и женщина не лучше мужчины. В
глазах Бога мужчины и женщины равны. Между ними
существует ос- новополагающее
партнёрство и взаимозависи- мость. Каждый из них
происходит от другого, и эта связь определена
Богом. «Впрочем, ни муж без
жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо, как
жена от мужа, так и муж чрез жену
[рождается]; все же — от Бо- га» (1 Кор. 11:11-12). В глазах Бога нет ни
женского пола, ни мужского. Мужчины и женщины для
Него — одно целое, части которого одинаково важны. «Нет уже Иудея, ни
язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского
пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе
Иисусе» (Гал. 3:28). Бог, называя мужчину
главой женщины, говорит не о дарованиях или
достоинствах, не о способностях, блестящем преимуществе
или ценности. Бог говорит о функционировании
организации и порядке в ней. У ка- ждой организации должен
быть руководитель, что по- зволит ей действовать
эффективно и упорядоченно. Нет более великих
организаций, чем вселенная Бога, Его Церковь и Его
христианская семья. Элементом Божия порядка вещей является
партнёрство, но у каждой партнёрской связи есть
глава, и Бог определил мужчине быть главой партнёрства. Для женщины великим
примером для подражания является Христос и
Церковь. Христос — Глава Церк- ви, то есть обладает
властью над Церковью. До тех пор, пока Церковь живёт по
этому правилу, она пребывает в любви, радости и мире и
способна выполнять свою миссию на земле. Так и
муж: он является главой, выс- шей властью в семье. Жена
должна повиноваться этой власти, подобно тому, как
Церковь повинуется власти Христа. До тех пор, пока
она и другие члены семьи жи- вут по этому правилу, в
семье царят любовь, радость и мир, то есть порядок, и
семья соответствует своему земному предназначению.
Разумеется, это предполагает выполнение мужем своего
долга перед семьёй. Ведь для упорядочения функционирования
организации необхо- димо, чтобы каждый её
член внёс свой вклад в работу. — Муж есть спаситель
тела, как и Христос есть Спа- ситель Церкви. Христос —
Великий Защитник и Утешитель Церкви. Так и
муж должен быть защит- ником и
утешителем для своей жены. По природе своей, то есть по
физическим данным, муж силь- нее жены. Следовательно,
в соответствии с Божи- им порядком вещей он
должен быть главным за- щитником и утешителем
жены. Эти две функции одновременно суть два
блага, которые получает жена от любящего мужа,
верного Господу. Во-вторых, вы должны
любить свою жену. Любовь, которую вы, как муж,
испытываете к жене, — это любовь Самого Бога
(любовь-агапе). Агапе — это самоотвержен- ная и бескорыстная
любовь, любовь дающая и жертвен- ная. Это любовь не только
сердца, но также воли и разума. Такая любовь — не только
импульсивное чувство, но и акт воли и
посвящение. Это любовь, которая желает посвятить себя человеку. Это
любовь, производящая высшее благо для человека, на которого
она направлена: — она любит даже
человека, который этого не заслужи- вает; — она любит даже
человека, который этого не достоин. Только подумайте, что
происходило бы в большинстве семей, если бы мужья
любили своих жён именно так — ... — самоотверженно и
бескорыстно, — дающей и жертвенной
любовью, — любовью, которая в
равной степени является актом во- ли и движением сердца, — любовью, которая в
равной степени является импуль- сивным чувством и
посвящением? А происходило бы вот что:
жёны, смягчившись, с го- товностью признали бы
главенство мужей и повиновались их власти. Обратите внимание на то,
что примером для мужа слу- жит любовь Христа к
Церкви. Любовь Христа к Церкви можно выразить одной
краткой фразой: Христос отдал Се- бя за
Церковь. Христос любил Церковь так, что отдал Се- бя — полностью
пожертвовал Собой — ради неё. Жертвенная любовь
невозможна без трёх состав- ляющих. Помните, что всё,
сказанное о Христе и Церк- ви, в равной степени
относится к взаимоотношениям же- ны и мужа. а) Любовь мужа
предполагает отделение и очищение. Слово «освятить» означает
«отделить». Когда моло- дой человек просит
девушку стать его женой, то отде- ляется для неё и только
для неё. Точно так же и она отделяется, побуждаемая
его словом, его поступком, его обещанием жениться.
После того, как молодой человек произносит
обещание жениться, он и его не- веста отделены и очищены
друг для друга. Нельзя даже помыслить о
нечистом женихе или нечистой невесте, об
осквернённом браке. Жертвенная любовь мужа — вот что
прежде всего освящает и очищает брак. Если муж
любит свою жену так, что приносит себя в жертву,
то такая любовь будет защи- той не только ему, но
чистоте и святости его жены. б) Любовь мужа должна
быть свободна от пятна или по- рока, или чего-либо
подобного. Пятна — это ошибки, которые бросают тень на
жизнь или брак. Они настоль- ко серьёзны, что от них
нельзя освободить ни тело, ни разум. К их числу
относятся такие явления, как... — плохое обращение и
оскорбление, — распущенность и
безнравственное поведение, — отказ и уклонение. Пороки означают явления,
которые приводят к раз- ногласиям и
столкновениям, и которые необходимо обуздывать. К их числу
относятся... — раздражительность и
противодействие, — нарушение обещаний и
нерадивость, — эгоизм и неприятие. в) Любовь мужа
предполагает святость и непорочность. Слово «святой» (гр. — агиа)
означает «непричастный злу, не тронутый злом».
Любовь, если она подлинна, побуждает мужа быть
святым и непорочным, и благо- даря ей жена долгое время
также будет пребывать в святости и непорочности. Эта мысль поражает:
становится очевидной зави- симость брака от любви
мужа. Немногие жёны спо- собны отвергнуть такую
любовь; немногие жёны от- кажутся идти рука об руку
с мужьями, если мужья любят жертвенно и
бескорыстно. «Мужья, любите своих жен,
как и Христос воз- любил Церковь и предал
Себя за нее» (Ефес. 5:25). «Также и вы,
мужья, обращайтесь благоразумно с жёнами, как с
немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам
благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах»
(1 Петр. 3:7). 2. Вы должны быть мужем
одной жены. «...епископ должен быть
непорочен, одной жены муж...» (1 Тим. 3:2; ср.
Тит. 2:6. Об отношении Христа к браку и разводу см.
«Библию проповедника», прим. — Матф. 5:31-32; 19:1-12). Мысль. Как служитель, вы
должны быть «одной жены муж». С первых дней
истории Церкви это требование трак- товали по-разному.
Некоторые полагали, что... — служитель должен
состоять в браке; в противном случае он не мог быть
служителем; — служитель не должен
иметь больше одной жены; да- же в случае смерти жены
он не должен вступать в по- вторный брак. Это
предполагает полный запрет повтор- ных браков; — служитель не должен
иметь больше одной жены сразу (помните: многобрачие, то
есть полигамия, было обычным явлением в
обществе, где зародилась Цер- ковь); — служитель должен вести
высоконравственную жизнь; он «должен быть верным
мужем и хранить брак неза- пятнанным» (William Barclay, The Letters to Timothy, Titus, and Philemon, p. 87). Как служитель, вы должны
ходить пред Господом и искать смысл этого
требования применительно к вам. Но вы обязаны быть честным,
открыть своё сердце Господу и затем молить Его о
смелости и дисциплинированности, в которых вы нуждаетесь для
выполнения Его воли. Это аб- солютно необходимо всем
верующим, поскольку нет ничего печальнее, чем смерть
супруга (супруги) или развод. И ес- ли наш долг — протянуть
руку братьям и сёстрам и слу- жить им, то исполнить его
мы можем в те дни, когда они переживают потери. Итак, все рассуждения
сводятся к вопросу: следует ли допускать вас к служению,
если вы женаты более одного раза вследствие смерти
супруги или развода? Один из англо- язычных источников
(Pulpit Commentary) содержит превос- ходный комментарий по
этому поводу: «Если рассматривать брак
в контексте преобладав- ших тогда среди иудеев и
римлян распущенности и склонности к разводам, то
окажется, что для мужчины обычным было обладание
более чем одной женщиной сразу в качестве жены.
Это явное нарушение древнего закона (Быт. 2:24),
строго говоря, могло препятство- вать «епископству». Нигде
в Писании не говорится о том, что второй брак
делает человека негодным к свя- щенному служению. В
ранней Церкви это мнение не яв- лялось всеобщим, а для
тех, кто воспринимал данный отрывок, как абсолютное
запрещение повторных бра- ков для епископов, такая
практика была частью аске- тизма того времени» (Vol.
21, p. 51). А. Робертсон предлагает
очень простую формули- ровку: «Одной жены» (гр.
— миас гунайкос) — одной сразу, разумеется» (Word Pictures in the New Testament, Vol. 4, p. 572). Вильям Баркли говорит:
«Учитывая контекст, мы можем утверждать: это
означает, что христианский ру- ководитель обязан быть
верным мужем и хранить брак незапятнанным» (The Letters to Timothy, Titus, and Philemon,
p. 87). В одном из перечней тем
(Thompson Chain Reference Bible) говорится просто:
«Многобрачие запрещено». Писание и Сам Господь
Иисус Христос говорят: «Он сказал им в ответ: не
читали ли вы, что Со- творивший в начале
мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит
человек отца и мать и приле- пится к жене своей, и
будут два одной плотью, Так-что они уже не двое, но одна
плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не
разлучает» (Матф. 19:4-6). «Но Я говорю вам: кто
разведется с женою своею не за прелюбодеяние и
женится на другой, тот прелю- бодействует; и женившийся
на разведённой прелюбо- действует» (Матф. 19:9). «Но епископ должен быть
непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен,
благочинен (честен), стран- нолюбив, учителен» (1
Тим. 3:2). «Если кто непорочен, муж
одной жены...» (Тит. 1:6). «И чтобы не умножал себе
жен, дабы не разврати- лось сердце его...»
(Втор. 17:17). 3. Вы должны хорошо
управлять своей семьёй. «Хорошо управляющий домом
своим, детей содержа- щий в послушании со всякою
честностью; Ибо, кто не уме- ет управлять собственным
домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (1 Тим.
3:4-5). «Если кто непорочен, муж
одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в
распутстве или непокорности» (Тит. 1:6). «И вы, отцы, не
раздражайте детей ваших, но воспиты- вайте их в учении и
наставлении Господнем» (Ефес. 6:4). Мысль. Как служитель, вы
должны соответствовать важ- ному требованию в области
семейной жизни: вы должны управлять своим домом и
делать это хорошо. Дом — это церковь в миниатюре,
испытательное поле для церковного руководителя. Муж — глава
дома. Это не означает, что в доме он является
диктатором, тираном или пугалом. Это означает, что он
руководит женой и детьми. Он руководит... — ими в созидании дома,
где царят радость, любовь и мир; — ими с тем, чтобы они
выполнили своё призвание и зем- ное предназначение. Это значит, что вы не
позволяете жене командовать вами; вы не позволяете
детям неповиновение или дерзость; вы руководите семьёй во
имя Христа и Его Царствия. Обратите внимание на
слово «честность» (гр. — семнотес). Оно означает
«достоинство». Служитель дол- жен руководить домом с
достоинством, уважением и лю- бовью. Как гласит один из
англоязычных переводов Библии (The Amplified New Testament): «С истинным достоинством, требуя от них всякого
уважения и оказывая уважение им». В Писании сказано: «Ибо,
кто не умеет управлять соб- ственным домом, тот будет
ли пещись о Церкви Божией?» (1 Тим. 3:5). Прочитайте Тит. 1:6. Как
служитель, вы должны иметь верных детей. Верный тот,
кто верит в Господа Иисуса Хри- ста и держится этой веры.
Ваши дети должны быть безу- пречными; они не должны
быть «распущенными, непокор- ными и бесчинствующими»
(Amplified New Testament). Прочитайте Ефес. 6:4. Вы,
как служитель, (и ваша же- на) обязаны не раздражать
своих детей. Четыре обстоятель- ства раздражают ребёнка. а) Ваше неумение принять
перемены. Времена меняют- ся, и на смену одному
поколению приходит другое. Это не означает, что ребёнку
следует позволять делать всё, что делают его
сверстники. Однако это также не пред- полагает настороженного
отношения родителей к раз- личиям между поколениями.
Вместо того, чтобы за- ставлять ребёнка
приспосабливаться к вашему поко- лению, позвольте ему быть
частью своего. Время, ко- гда родители были детьми,
уже прошло и больше не повторится. б) Избыточный контроль.
Это понятие охватывает раз- личные формы отношений:
от строгих ограничений и суровой дисциплины до
оскорбления. Сверхстрогая дисциплина и избыточные
ограничения могут либо по- давить развитие личности
ребёнка, либо спровоциро- вать сопротивление и бунт
против родителей. в) Недостаточный
контроль. Следует заметить, что это од- на из наиболее острых
проблем развитого общества. Люди с достатком,
обеспеченные, склонны баловать своих детей, полагая, что
это идёт им на благо. Если вы с пренебрежением
относитесь к воспитанию ребёнка, он чувствует себя
покинутым, ненужным и вырастает озлобленным. г) Непоследовательность
родителей. Родитель, который учит ребёнка одному, а
сам поступает по-другому, — лицемер, а его
исповедание ложно. И всё же как это распространено! Сколько
детей в своих поступках под- ражают родителям.
Родительская непоследователь- ность может раздражать
ребёнка. Помните наставление
Писания: вы должны воспиты- вать ребёнка в
повиновении Господу, в учении и наставле- нии Господнем. — Слово «учение» (гр.
— пайдейа) означает «комплекс воспитания и образования
ребёнка, включающий... умственное и нравственное
развитие..., приказы и увещевания..., порицание
и наказания..., исправле- ние ошибок и обуздание
страстей..., возрастание в добродетели» (Thayers Greek-English Lexicon). — Слово «наставление» (гр.
— нуфесиа) означает «со- вет, увещевание,
исправление». Помните: родитель не
должен воспитывать ребёнка со- образно своим
представлениям о том, что для ребёнка бла- го, но в учении и
наставлении Господнем. Для христиан- ских родителей Слово
Божие должно быть руководством в деле воспитания детей. Б. ВЫ И ДРУГИЕ СЛУЖИТЕЛИ 1. Вы обязаны понимать,
что вместе с другими служителями суть одно, что все вы
равны в глазах Бога, что все служи- тели являются
соработниками у Бога. «Насаждающий же и
поливающий суть одно; но каж- дый получит свою награду
по своему труду. Ибо мы сора- ботники у Бога, а вы
Божия нива, Божие строение» (1 Кор. 3:8-9. Для обсуждения см.
«Библию проповедника», прим. — 1 Кор. 3:5-9). Мысль. Вы и другие
служители суть одно — равны — в глазах Бога. Церковь и
верующие должны видеть вас еди- ными, равными пред Богом. а) Писание настойчиво
привлекает внимание к равенст- ву сеятеля
и наставника, насаждающего и поливающе- го. Все служители
призваны... — одним Господом, — к одному служению, — к одной работе: служить
Церкви Божией, — держать ответ перед
Богом и только перед Ним. Служители пребывают в
духовном единстве. Работа насаждающего невозможна
без работы поливающего. Вы не соперники — вы
насаждаете и поливаете жизни для Бо- га. Именно Бог призвал и
определил вас на служение, и Он использует вас так, как
считает нужным. Если церковь и верующие превозносят вас
перед другими служителями, то их действия идут вразрез
с замыслом Бога относительно Евангелия и Церкви. б) Вы несёте личную
ответственность перед Богом. Вы получите награду за свои
действия, а не за поступки других служителей. Вы
должны использовать дары, данные вам, а не
кому-либо другому. Бог дал вам осо- бые дары, чтобы вы,
пребывая на земле, могли выпол- нить конкретные задачи.
Следовательно, для того что- бы употребить эти дары
так, как того желает Бог, вы должны усердно трудиться.
Фактически, награда, ко- торая вас ждёт,
соответствует тому, как вы распоря- дились полученными
дарами. Ваша задача заключает- ся не в подражании и
уподоблении другим служителям, а в том, чтобы
соответствовать призванию Божию и применять дары, данные
Богом. Помните: вас ждёт награда
по вашему труду, а не по тому, что люди называют успехом. «Подошел также и
получивший два таланта и ска- зал: «господин! два
таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на
них. Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный
раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю;
войди в радость господина твоего» (Матф. 25:22-23). «Говорит ли кто, говори
как слова Божии; служит ли кто, служи по
силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог чрез
Иисуса Христа, Которому сла- ва и держава во веки
веков» (1 Петр. 4:11). в) Служителя — это
соработники, споспешники Бога. Вы трудитесь для Бога,
исполняя Его волю. Вас не забо- тят желания и мнения
людей. Ваша миссия — неустан- но трудиться на стороне
Самого Бога. «Тогда говорит ученикам
Своим: жатвы мно- го, а делателей мало;
Итак молите Господина жат- вы, чтобы выслал
делателей на жатву Свою» (Матф. 9:37-38). «...возведите очи ваши и
посмотрите на нивы, как они побелели и поспели
к жатве. Жнущий по- лучает награду и собирает
плод в жизнь вечную, так-что и сеющий и жнущий
вместе радоваться бу- дут» (Иоан. 4:35-36). «Но я ни на что не взираю
и не дорожу своею жизнью, только бы с
радостью совершить попри- ще мое и служение,
которое я принял от Господа Иисуса, проповедать
Евангелие благодати Божией» (Деян. 20:24). «Мы же, как споспешники,
умоляем вас, что- бы благодать Божия не
тщетно была принята ва- ми» (2 Кор. 6:1). 2. Вы должны оставить
Богу осуждение других служителей. «Грехи некоторых людей
явны и прямо ведут к осуж- дению, а некоторых открываются
впоследствии. Равным образом и добрые дела
явны; а если и не таковы, скрыться не могут» (1 Тим.
5:24-25). «Кто ты, осуждающий
чужого раба? Пред своим Гос- подом стоит он или
падает; и будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим.
14:4). Мысль. Ваша, как
служителя, обязанность — общаться с людьми и соприкасаться с
их грехами. Фактически, вы на- ходитесь в постоянном
общении с людьми и видите их сла- бые и сильные стороны,
грехи и добродетели. Вследствие этого вы иногда
испытываете искушение осудить людей; вы испытываете соблазн
признать одних слабыми и недостой- ными, а других — сильными
и решительными. Это правда, особенно если речь идёт о
вашем отношении к другим слу- жителям. Однако
приведённый фрагмент Писания всё рас- ставляет по местам.
Осуждение надлежит оставить Богу, поскольку одному Богу
известна вся правда о человеке. Только Богу известно всё
о... — наследственности,
наследии и детстве человека, кото- рые так много значат для
формирования личности, — каждой минуте, каждом
часе и дне, месяце и годе жиз- ни человека, обо всём
пережитом, — о соблазнах и
искушениях, через которые прошёл чело- век, — о мыслях, желаниях и
надеждах человека. Только Богу известно всё
многообразие человеческих проявлений, и, значит,
только Бог может судить. Однако вы испытываете искушение
произвести суд, когда видите, что одни человек
совершает явный грех, а другой творит добро. Это искушение
усиливается, если один из людей — служитель. И всё же вы не
должны судить, поскольку од- ному Богу известно о
человеке всё. Обратите внимание на ясность слов Писания. — Для нас грехи людей не
явны — во всяком случае, не всегда явны. Некоторые
люди грешат открыто и не пы- таются скрыть это. Они
подлежат осуждению: их гре- хи прямо ведут к этому.
Однако некоторые люди под- вержены тайным грехам:
они прячут их в сердцах и умах, за закрытой дверью,
в темноте. Их грехи и осу- ждение откроются позже —
в страшный день суда. — То же справедливо и в
отношении добрых дел: некото- рые из них явны, а
некоторые — скрыты. Смысл сказанного таков:
вы не можете знать о том, что у человека на сердце,
какова его жизнь, каковые его повсе- дневные мысли и поступки.
Вы не знаете всё даже о своих детях, родителях,
супруге. Ваших знаний недостаточно, что- бы судить людей.
Осуждение надлежит оставить Богу, а не людям. Даже вы,
служитель, не имеете права судить. При- каз ясен и однозначен:
оставьте осуждение Богу. Как решительно звучит
увещевание в Рим. 14:4: «Кто ты, осуждающий
чужого раба? Пред своим Господом стоит он или
падает; и будет восставлен, ибо силен Бог восставить
его»! — Ни вам, ни другим
верующим — служителям или рядовым членам церкви —
не дано право судить раба Господнего. Только
Господь вправе судить Сво- его раба. Вы не должны
играть роль Бога, прини- Что
говорит Библия служителю 264 маясь судить Его раба.
Христос и только Христос решает, стоит или падаёт
раб, будет принят или от- вергнут. — Фактически, Бог
восставит Своего дорогого слу- гу, и это не вызывает
сомнений. Почему мы в этом уверены? Потому что Бог
обещает и способен это сделать. Бог силён
восставить Своего раба. «Будучи уверен в том, что
начавший в вас доб- рое дело будет совершать
(его) даже до дня Иисуса Христа» (Филип. 1:6). «Силою Божиею чрез веру
соблюдаемых ко спасению, готовому
открыться в последнее время» (1 Петр. 1:5). «Могущему же соблюсти вас
[всех других слу- жителей и верующих] от
падения и поставить пред славою Своею непорочными
в радости. Единому премудрому Богу,
Спасителю нашему чрез Иисуса Христа, Господа нашего,
слава и величие, сила и власть прежде всех веков,
ныне и во все веки. Аминь» (Иуд. 24-25). 3. Ваш долг — принимать и
поддерживать странствующих слу- жителей: евангелистов,
учителей, миссионеров и других проповедников. «...ты хорошо поступишь,
если отпустишь их, как долж- но ради Бога, Ибо они
ради имени Его пошли, не взявши ничего от язычников. Итак
мы должны принимать таковых, чтобы сделаться
споспешниками истине» (3 Иоан. 6-8). Мысль. Как служитель, вы
должны предоставить свой дом странствующим служителям
и поддерживать их. Вы долж- ны иметь сильное
свидетельство в служении страннопри- имства. Вы должны постоянно
принимать и поддерживать странствующих служителей.
Это благочестивое дело, то есть именно так поступал
бы сам Бог. Поэтому и вы долж- ны поступать так. Тому
есть две веских причины. а) Странствующих
служителей следует принимать и под- держивать, потому что они
пошли ради Христа. Они посвятили свою жизнь
служению Христу через пропо- ведь заблудшим людям и
тем, кто возрастает в вере, и Церковь нуждается в их
служении. Кроме того, мно- гие из них, движимые
верой, путешествуют во имя Хри- ста по разным странам и
не получают за это постоян- ного вознаграждения. б) Вы должны принимать и
поддерживать странствующих служителей, чтобы стать
споспешниками истине. Нет сомнений в том, что они
трудятся ради истины. Путе- шествующие евангелисты,
миссионеры, пророки и учителя несут Благую
весть по всему миру. Есть толь- ко один вопрос: намерены
ли вы, служитель помест- ной церкви, быть их
соработником? Иоанн говорит, что это хороший поступок.
Поэтому вы, оставаясь в поме- стной церкви, должны
трудиться вместе с теми, кто идёт путями истины Иисуса
Христа и Слова Божия. Ваш долг — быть соработником
тем, кого Бог избрал нести Слово истины, Слово Его
возлюбленного Сына, Гос- пода Иисуса Христа. «Но епископ [служитель]
должен быть непо- рочен, одной жены муж,
трезв, целомудрен, бла- гочинен, (честен,)
страннолюбив, учителен» (1 Тим. 3:2). «Будьте страннолюбивы
друг ко другу без ро- пота» (1 Петр. 4:9). 4. Вы не должны проявлять
поспешность в деле рукополо- жения, а также обязаны
восставлять согрешивших служи- телей. «Рук ни на кого не
возлагай поспешно и не делайся учас- тником в чужих грехах;
храни себя чистым» (1 Тим. 5:22). Мысль. Как служитель, вы
должны ответственно отно- ситься к рукоположению и
остерегаться поспешности в этом деле. В приведённом
стихе речь идёт о рукоположе- нии людей на служение
Господу Иисусу Христу или о вос- ставлении служителей,
ранее согрешивших и наказанных за это (ср. п. 5 ниже, 1
Тим. 5:19-20). Рукоположение на служение Христу — дело
чрезвычайной важности. а) Обратите внимание на
слово «поспешно». Вы не должны рукополагать людей
необдуманно. Причина очевидна. «Неуместная поспешность в
деле христианских на- значений... привела к
тому, что недостойные люди на- носят ущерб делу Христа»
(Donald Guthrie. The
Pastoral Epistles. «Tyndale New Testament Commentaries», p. 107). «Павел предостерегает
Тимофея от необдуманных, поспешных рукоположений в
дьяконы, пресвитеры, а также молодых верующих —
в проповедники. Пусть сначала докажут свою
пригодность. Не торопитесь ру- кополагать их в собрании:
весьма вероятно, что по про- шествии нескольких
месяцев или года они впадут в грех и навлекут позор на
церковь» (Oliver Green. The
Epistlts of Paul the Apostle to Timothy and Titus. Greenville, SC: The Gospel Hour, 1964, p. 205). б) Приведённый отрывок
может существенно подбодрить служителя, впавшего в
грех (1 Тим. 5:19-22). Согласно учению, согрешивший
служитель может быть восста- новлен в служении. Это
служение будет столь же эф- фективным, как и прежде,
а может быть, и более эф- фективным благодаря
восхвалению Христа, Который прославляется через
милосердие Божие. Именно вечная милость Божия и
вечная благодать направлены на согрешившего служителя
и спасают его. Когда это происходит, Божия милость
и благодать явлены чудес- но и славно, сверх
всякого воображения. Богу слава и благодарение. Однако
помните Писание: «Рук ни на ко- го не возлагай поспешно». Согрешившего служителя не
следует заново руко- полагать сразу же после
покаяния. Дайте ему время доказать, что... — его покаяние было
искренним, — его обновлённое
посвящение и решение следовать за Христом тверды, — он последовательно, изо
дня в день преображается в образ Иисуса Христа, — он предан служению
Христу и Его Церкви, актив- но участвует в приведении
людей ко Христу и в слу- жении терпящим нужду. Однако примите во
внимание чрезвычайно важное обстоятельство: это не
означает, что вы не принимаете своего возлюбленного
брата, уклоняетесь от общения с ним, относитесь к нему
с недоверием и подозрением. Напротив, вы раскрываете
ему свои объятия, относи- тесь к нему с любовью и
заботой, питаете и учите его. Фактически, вы делаете
всё это немедленно после то- го, как узнаете о его
грехе. Вы немедленно проявляете особую заботу по
отношению к нему, потому что, сра- жаясь с миром за эту драгоценность,
должны выиграть битву. «Братия, если и впадет
человек в какое согреше- ние, вы духовные
исправляйте такового в духе крото- сти, наблюдая каждый за
собою, чтобы не быть иску- шенным» (Гал. 6:1). «Пусть тот знает, что
обративший грешника от ложного пути его спасет
душу от смерти и покроет мно- жество грехов» (Иак.
5:20). «Более же всего имейте
усердную любовь друг ко другу, потому что любовь
покрывает множество гре- хов» (1 Петр. 4:8). «Я обложу тебя пластырем
и исцелю тебя от ран твоих, говорит Господь.
Тебя называли отверженным, говоря: «вот Сион, о
котором никто не спрашивает» (Иер. 30:17). в) Помните, что, являясь
служителем, вы несёте ответ- ственность за тех, кого
рукополагаете. Служитель, воз- ложивший руки на
недостойного человека, принимает на себя ответственность
за его грехи. В глазах Бога вы разделяете вину этого
человека за его грехи. В этом и заключается смысл
наставления: рукополагая челове- ка, «не делайся
участником в чужих грехах; храни се- бя чистым». Следовательно, вы, как
служитель, должны ответ- ственно относиться к
рукоположению и остерегаться поспешности. 5. Прежде чем обличать
служителя, вы должны быть абсо- лютно уверены в
истинности выдвинутых против него об- винений. «Обвинение на пресвитера
не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях.
Согрешающих обличай пред все- ми, чтоб и прочие страх
имели» (1 Тим. 5:19-20). «Если же согрешит против
тебя брат твой, пойди и об- личи его между тобою и им
одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата
твоего; Если же не послушает, возь- ми с собою еще одного или
двух, дабы устами двух или трех свидетелей
подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи
церкви; а если и церкви не послуша- ет, то да будет он тебе,
как язычник и мытарь» (Матф. 18:15-17). Мысль. Вы должны всегда
следовать Библейским настав- лениям в том, что
касается обличения служителя. Во-первых, для обвинения
служителя необходимы два, а лучше три,
свидетеля, которые были очевидцами его греха (Тим. 5:19-20).
Они должны прийти к вам, пись- менно изложить обвинение
или высказать его в присутст- вии обвиняемого. Во-вторых, вы, как
служитель Христа, должны пойти к служителю и изложить
ему смысл обвинения. Если он услышит и покается, тогда
он восстановлен. Если он отри- цает обвинение либо
слышит и не раскаивается, тогда, взяв с собой одного или двух
человек, вы должны ещё раз об- личить его. Если он
упорно отрицает свою вину или не же- лает покаяться, тогда
следует сделать третий шаг. В-третьих, его следует
поставить «пред всеми» и по- вторить обвинение. Слова
«пред всеми» означают, скорее всего, «перед всеми
пресвитерами или служителями», а не перед всей церковью (A. T. Robertson, Word Pictures in the New Testament, Vol. 4, p. 589). Последнее лишь подольёт
мас- ла в огонь и возбудит
нездоровое любопытство у незрелых и плотских верующих, а
для внешнего мира может оказать- ся своего рода зрелищем.
Разумеется, всё это отрицатель- но скажется на
свидетельстве церкви, даже в случае по- пытки уравновесить
причинённый ущерб мерами дисцип- линарного воздействия.
Помните, что назначение дисцип- лины заключается во
вразумлении согрешившего служи- теля и в удержании от
греха других служителей: чтобы они боялись быть уличёнными и
стеснёнными. Вильяму Баркли
принадлежит прекрасное толкование этого стиха, которое
заслуживает того, чтобы его прочита- ли все служители. «Тех, кто упорствует в
грехе, следует обличать прилюдно. Прилюдное
обличение имеет два дос- тоинства. Оно отрезвляет
грешника, заставляет его задуматься о содеянном и
пробуждает в нём чув- ство стыда. Других же оно
побуждает принять ме- ры, чтобы и им не
подвергнуться подобному уни- жению. В угрозе
прилюдного обличения нет ничего плохого, если она
удерживает человека на правиль- ном пути, пусть даже
ценой страха. Мудрому руко- водителю известно время
сохранять покой и вре- мя для прилюдного
обличения. Однако что бы ни происходило, Церковь не
должна давать миру по- вод думать, что она
мирится с грехом» (The Letters to Timothy, Titus, and Philemon, p. 135). Оливер Грин является
автором толкования, сердечно- го и полезного с
практической точки зрения. «Даже благочестивый,
отделённый, Богом при- званный пресвитер может
согрешить... Даже слу- житель, полностью
отдавший своё сердце Богу, мо- жет быть застигнут
врасплох и совершить грех, ко- торый навлечёт позор на
церковь. Но не следует обвинять пресвитера, не
имея показаний двух или более свидетелей
совершившегося факта грехопа- дения. Мы ни в коем
случае не должны разглашать в церкви то, что услышали
о служителе, дьяконе, добровольном помощнике,
пресвитере, учителе Воскресной школы. Узнав о
грехопадении, мы должны провести честное
расследование, призвав для этого достойных
людей. Разумеется, не сле- дует обсуждать
сложившуюся ситуацию с неверую- щими. Стих 19 однозначно
указывает на то, что нельзя принимать
обвинение на пресвитера, если нет по меньшей мере двух
или трёх свидетелей, спо- собных доказать его
истинность» (The Epistles of Paul the Apostle to Timothy and Titus, p. 202).
|