Что Библия говорит служителю

 

 

 

 

                                                                                                                                                                      

 ГЛАВА 10

 

КАКИМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВАШИ, КАК СЛУЖИТЕЛЯ, ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ

 

 

А. ВЫ И ВАША СЕМЬЯ

1. Вы и ваша жена должны ходить в духе повиновения и вза-

имной любви.

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, По-

тому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церк-

ви, и Он же Спаситель тела... Мужья, любите своих жен,

как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, Что-

бы освятить ее, очистив банею водною, посредством сло-

ва; Чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имею-

щею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы

она была свята и непорочна» (Ефес. 5:22-23, 25-27).

Мысль. Вы, как служитель, и ваша жена, прежде всего,

обязаны ходить в духе повиновения и взаимной любви.

Во-первых, ваша жена должна ходить в духе повинове-

ния. Тому есть три причины.

а) Повиноваться — значит исполнять волю Бога. Фак-

тически, это заповедь Божия. По этому поводу не

должно быть ни сомнений, ни споров, ни даже во-

просов: «Жены, повинуйтесь своим мужьям».

Бог есть Бог и на этом основании Он имеет пра-

во потребовать от вас всё, что угодно. Однако об-

ратите внимание на слова «как Господу». Когда мы,

верующие, делаем что-либо, мы должны делать

это как Господу. Почему? Потому что мы любим

Его. Господь возлюбил нас и пожертвовал Собой

ради нашего спасения. Он любит нас, и поэтому мы

любим Его. Вот главная причина, по которой мы

должны повиноваться Ему. Мы любим Его и по-

тому всё, что Он велит нам сделать, делаем как

для Него — чтобы угодить Ему.

 

Давайте спросим себя: «В каком духе долж-

на пребывать христианская жена, когда повинует-

ся Богу?

— В духе рабства или любви?

— В духе недовольства или любви?

— В духе возмущения или любви?

— В духе противодействия или любви?»

Ответ очевиден: она действует, руководству-

ясь любовью. Она любит Господа и поэтому по-

винуется, желая угодить Ему. Смысл сказанно-

го таков: Бог наставляет жён ходит в духе пови-

новения своим мужьям. Поэтому христианские

жёны повинуются Господу без недовольства, но

из любви, потому что любят Господа и своих му-

жей. Следовательно, главным в жизни вашей же-

ны должно быть стремление угодить Господу и

вам, её мужу. Она исполняет повеление Госпо-

да, потому что любит Его и больше всего хочет

угодить Ему.

б) Бог приказывает семье жить в духе повиновения

(Ефес. 5:22). В семье должны быть партнёрство

и порядок. Это основа семьи и общества. Нет орга-

низации, которая могла бы существовать, если в

ней нет духа партнёрства и порядка. Обратите вни-

мание на три важных обстоятельства.

— Муж есть глава жены. Слово «глава» в Писа-

нии указывает на власть, а не на существо.

Мужчина не лучше женщины, как и женщина

не лучше мужчины. В глазах Бога мужчины и

женщины равны. Между ними существует ос-

новополагающее партнёрство и взаимозависи-

мость. Каждый из них происходит от другого,

и эта связь определена Богом.

«Впрочем, ни муж без жены, ни жена без

мужа, в Господе. Ибо, как жена от мужа, так и

муж чрез жену [рождается]; все же — от Бо-

га» (1 Кор. 11:11-12).

В глазах Бога нет ни женского пола, ни мужского.

Мужчины и женщины для Него — одно целое, части

которого одинаково важны.

 

«Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни

свободного; нет мужеского пола, ни женского:

ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28).

Бог, называя мужчину главой женщины, говорит

не о дарованиях или достоинствах, не о способностях,

блестящем преимуществе или ценности. Бог говорит о

функционировании организации и порядке в ней. У ка-

ждой организации должен быть руководитель, что по-

зволит ей действовать эффективно и упорядоченно. Нет

более великих организаций, чем вселенная Бога, Его

Церковь и Его христианская семья. Элементом Божия

порядка вещей является партнёрство, но у каждой

партнёрской связи есть глава, и Бог определил мужчине

быть главой партнёрства.

Для женщины великим примером для подражания

является Христос и Церковь. Христос — Глава Церк-

ви, то есть обладает властью над Церковью. До тех пор,

пока Церковь живёт по этому правилу, она пребывает

в любви, радости и мире и способна выполнять свою

миссию на земле. Так и муж: он является главой, выс-

шей властью в семье. Жена должна повиноваться этой

власти, подобно тому, как Церковь повинуется власти

Христа. До тех пор, пока она и другие члены семьи жи-

вут по этому правилу, в семье царят любовь, радость и

мир, то есть порядок, и семья соответствует своему

земному предназначению. Разумеется, это предполагает

выполнение мужем своего долга перед семьёй. Ведь для

упорядочения функционирования организации необхо-

димо, чтобы каждый её член внёс свой вклад в работу.

— Муж есть спаситель тела, как и Христос есть Спа-

ситель Церкви. Христос — Великий Защитник и

Утешитель Церкви. Так и муж должен быть защит-

ником и утешителем для своей жены. По природе

своей, то есть по физическим данным, муж силь-

нее жены. Следовательно, в соответствии с Божи-

им порядком вещей он должен быть главным за-

щитником и утешителем жены. Эти две функции

одновременно суть два блага, которые получает

жена от любящего мужа, верного Господу.

 

Во-вторых, вы должны любить свою жену. Любовь,

которую вы, как муж, испытываете к жене, — это любовь

Самого Бога (любовь-агапе). Агапе — это самоотвержен-

ная и бескорыстная любовь, любовь дающая и жертвен-

ная. Это любовь не только сердца, но также воли и разума.

Такая любовь — не только импульсивное чувство, но и акт

воли и посвящение. Это любовь, которая желает посвятить

себя человеку. Это любовь, производящая высшее благо

для человека, на которого она направлена:

— она любит даже человека, который этого не заслужи-

вает;

— она любит даже человека, который этого не достоин.

Только подумайте, что происходило бы в большинстве

семей, если бы мужья любили своих жён именно так — ...

— самоотверженно и бескорыстно,

— дающей и жертвенной любовью,

— любовью, которая в равной степени является актом во-

ли и движением сердца,

— любовью, которая в равной степени является импуль-

сивным чувством и посвящением?

А происходило бы вот что: жёны, смягчившись, с го-

товностью признали бы главенство мужей и повиновались

их власти.

Обратите внимание на то, что примером для мужа слу-

жит любовь Христа к Церкви. Любовь Христа к Церкви

можно выразить одной краткой фразой: Христос отдал Се-

бя за Церковь. Христос любил Церковь так, что отдал Се-

бя — полностью пожертвовал Собой — ради неё.

Жертвенная любовь невозможна без трёх состав-

ляющих. Помните, что всё, сказанное о Христе и Церк-

ви, в равной степени относится к взаимоотношениям же-

ны и мужа.

а) Любовь мужа предполагает отделение и очищение.

Слово «освятить» означает «отделить». Когда моло-

дой человек просит девушку стать его женой, то отде-

ляется для неё и только для неё. Точно так же и она

отделяется, побуждаемая его словом, его поступком,

его обещанием жениться. После того, как молодой

человек произносит обещание жениться, он и его не-

веста отделены и очищены друг для друга.

Нельзя даже помыслить о нечистом женихе или

нечистой невесте, об осквернённом браке. Жертвенная

любовь мужа — вот что прежде всего освящает и

очищает брак. Если муж любит свою жену так, что

приносит себя в жертву, то такая любовь будет защи-

той не только ему, но чистоте и святости его жены.

б) Любовь мужа должна быть свободна от пятна или по-

рока, или чего-либо подобного. Пятна — это ошибки,

которые бросают тень на жизнь или брак. Они настоль-

ко серьёзны, что от них нельзя освободить ни тело, ни

разум. К их числу относятся такие явления, как...

— плохое обращение и оскорбление,

— распущенность и безнравственное поведение,

— отказ и уклонение.

Пороки означают явления, которые приводят к раз-

ногласиям и столкновениям, и которые необходимо

обуздывать. К их числу относятся...

— раздражительность и противодействие,

— нарушение обещаний и нерадивость,

— эгоизм и неприятие.

в) Любовь мужа предполагает святость и непорочность.

Слово «святой» (гр. — агиа) означает «непричастный

злу, не тронутый злом». Любовь, если она подлинна,

побуждает мужа быть святым и непорочным, и благо-

даря ей жена долгое время также будет пребывать в

святости и непорочности.

Эта мысль поражает: становится очевидной зави-

симость брака от любви мужа. Немногие жёны спо-

собны отвергнуть такую любовь; немногие жёны от-

кажутся идти рука об руку с мужьями, если мужья

любят жертвенно и бескорыстно.

«Мужья, любите своих жен, как и Христос воз-

любил Церковь и предал Себя за нее» (Ефес. 5:25).

«Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно

с жёнами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им

честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не

было вам препятствия в молитвах» (1 Петр. 3:7).

2. Вы должны быть мужем одной жены.

«...епископ должен быть непорочен, одной жены

муж...» (1 Тим. 3:2; ср. Тит. 2:6. Об отношении Христа к

браку и разводу см. «Библию проповедника», прим. —

Матф. 5:31-32; 19:1-12).

Мысль. Как служитель, вы должны быть «одной жены

муж». С первых дней истории Церкви это требование трак-

товали по-разному. Некоторые полагали, что...

— служитель должен состоять в браке; в противном

случае он не мог быть служителем;

— служитель не должен иметь больше одной жены; да-

же в случае смерти жены он не должен вступать в по-

вторный брак. Это предполагает полный запрет повтор-

ных браков;

— служитель не должен иметь больше одной жены сразу

(помните: многобрачие, то есть полигамия, было

обычным явлением в обществе, где зародилась Цер-

ковь);

— служитель должен вести высоконравственную жизнь;

он «должен быть верным мужем и хранить брак неза-

пятнанным» (William Barclay, The Letters to Timothy,

Titus, and Philemon, p. 87).

Как служитель, вы должны ходить пред Господом и

искать смысл этого требования применительно к вам. Но

вы обязаны быть честным, открыть своё сердце Господу и

затем молить Его о смелости и дисциплинированности, в

которых вы нуждаетесь для выполнения Его воли. Это аб-

солютно необходимо всем верующим, поскольку нет ничего

печальнее, чем смерть супруга (супруги) или развод. И ес-

ли наш долг — протянуть руку братьям и сёстрам и слу-

жить им, то исполнить его мы можем в те дни, когда они

переживают потери.

Итак, все рассуждения сводятся к вопросу: следует ли

допускать вас к служению, если вы женаты более одного

раза вследствие смерти супруги или развода? Один из англо-

язычных источников (Pulpit Commentary) содержит превос-

ходный комментарий по этому поводу:

 

«Если рассматривать брак в контексте преобладав-

ших тогда среди иудеев и римлян распущенности и

склонности к разводам, то окажется, что для мужчины

обычным было обладание более чем одной женщиной

сразу в качестве жены. Это явное нарушение древнего

закона (Быт. 2:24), строго говоря, могло препятство-

вать «епископству». Нигде в Писании не говорится о

том, что второй брак делает человека негодным к свя-

щенному служению. В ранней Церкви это мнение не яв-

лялось всеобщим, а для тех, кто воспринимал данный

отрывок, как абсолютное запрещение повторных бра-

ков для епископов, такая практика была частью аске-

тизма того времени» (Vol. 21, p. 51).

А. Робертсон предлагает очень простую формули-

ровку: «Одной жены» (гр. — миас гунайкос) — одной

сразу, разумеется» (Word Pictures in the New Testament,

Vol. 4, p. 572).

Вильям Баркли говорит: «Учитывая контекст, мы

можем утверждать: это означает, что христианский ру-

ководитель обязан быть верным мужем и хранить брак

незапятнанным» (The Letters to Timothy, Titus, and

Philemon, p. 87).

В одном из перечней тем (Thompson Chain Reference

Bible) говорится просто: «Многобрачие запрещено».

Писание и Сам Господь Иисус Христос говорят:

«Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Со-

творивший в начале мужчину и женщину сотворил их?

И сказал: посему оставит человек отца и мать и приле-

пится к жене своей, и будут два одной плотью, Так-что

они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал,

того человек да не разлучает» (Матф. 19:4-6).

«Но Я говорю вам: кто разведется с женою своею

не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелю-

бодействует; и женившийся на разведённой прелюбо-

действует» (Матф. 19:9).

«Но епископ должен быть непорочен, одной жены

муж, трезв, целомудрен, благочинен (честен), стран-

нолюбив, учителен» (1 Тим. 3:2).

 

«Если кто непорочен, муж одной жены...» (Тит.

1:6).

«И чтобы не умножал себе жен, дабы не разврати-

лось сердце его...» (Втор. 17:17).

3. Вы должны хорошо управлять своей семьёй.

«Хорошо управляющий домом своим, детей содержа-

щий в послушании со всякою честностью; Ибо, кто не уме-

ет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о

Церкви Божией?» (1 Тим. 3:4-5).

«Если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет

верных, не укоряемых в распутстве или непокорности» (Тит.

1:6).

«И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспиты-

вайте их в учении и наставлении Господнем» (Ефес. 6:4).

Мысль. Как служитель, вы должны соответствовать важ-

ному требованию в области семейной жизни: вы должны

управлять своим домом и делать это хорошо. Дом — это

церковь в миниатюре, испытательное поле для церковного

руководителя. Муж — глава дома. Это не означает, что в

доме он является диктатором, тираном или пугалом. Это

означает, что он руководит женой и детьми. Он руководит...

— ими в созидании дома, где царят радость, любовь и мир;

— ими с тем, чтобы они выполнили своё призвание и зем-

ное предназначение.

Это значит, что вы не позволяете жене командовать

вами; вы не позволяете детям неповиновение или дерзость;

вы руководите семьёй во имя Христа и Его Царствия.

Обратите внимание на слово «честность» (гр. —

семнотес). Оно означает «достоинство». Служитель дол-

жен руководить домом с достоинством, уважением и лю-

бовью. Как гласит один из англоязычных переводов Библии

(The Amplified New Testament): «С истинным достоинством,

требуя от них всякого уважения и оказывая уважение им».

В Писании сказано: «Ибо, кто не умеет управлять соб-

ственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?»

(1 Тим. 3:5).

 

Прочитайте Тит. 1:6. Как служитель, вы должны иметь

верных детей. Верный тот, кто верит в Господа Иисуса Хри-

ста и держится этой веры. Ваши дети должны быть безу-

пречными; они не должны быть «распущенными, непокор-

ными и бесчинствующими» (Amplified New Testament).

Прочитайте Ефес. 6:4. Вы, как служитель, (и ваша же-

на) обязаны не раздражать своих детей. Четыре обстоятель-

ства раздражают ребёнка.

а) Ваше неумение принять перемены. Времена меняют-

ся, и на смену одному поколению приходит другое. Это

не означает, что ребёнку следует позволять делать всё,

что делают его сверстники. Однако это также не пред-

полагает настороженного отношения родителей к раз-

личиям между поколениями. Вместо того, чтобы за-

ставлять ребёнка приспосабливаться к вашему поко-

лению, позвольте ему быть частью своего. Время, ко-

гда родители были детьми, уже прошло и больше не

повторится.

б) Избыточный контроль. Это понятие охватывает раз-

личные формы отношений: от строгих ограничений и

суровой дисциплины до оскорбления. Сверхстрогая

дисциплина и избыточные ограничения могут либо по-

давить развитие личности ребёнка, либо спровоциро-

вать сопротивление и бунт против родителей.

в) Недостаточный контроль. Следует заметить, что это од-

на из наиболее острых проблем развитого общества.

Люди с достатком, обеспеченные, склонны баловать

своих детей, полагая, что это идёт им на благо. Если

вы с пренебрежением относитесь к воспитанию ребёнка,

он чувствует себя покинутым, ненужным и вырастает

озлобленным.

г) Непоследовательность родителей. Родитель, который

учит ребёнка одному, а сам поступает по-другому, —

лицемер, а его исповедание ложно. И всё же как это

распространено! Сколько детей в своих поступках под-

ражают родителям. Родительская непоследователь-

ность может раздражать ребёнка.

Помните наставление Писания: вы должны воспиты-

вать ребёнка в повиновении Господу, в учении и наставле-

нии Господнем.

— Слово «учение» (гр. — пайдейа) означает «комплекс

воспитания и образования ребёнка, включающий...

умственное и нравственное развитие..., приказы и

увещевания..., порицание и наказания..., исправле-

ние ошибок и обуздание страстей..., возрастание в

добродетели» (Thayers Greek-English Lexicon).

— Слово «наставление» (гр. — нуфесиа) означает «со-

вет, увещевание, исправление».

Помните: родитель не должен воспитывать ребёнка со-

образно своим представлениям о том, что для ребёнка бла-

го, но в учении и наставлении Господнем. Для христиан-

ских родителей Слово Божие должно быть руководством

в деле воспитания детей.

Б. ВЫ И ДРУГИЕ СЛУЖИТЕЛИ

1. Вы обязаны понимать, что вместе с другими служителями

суть одно, что все вы равны в глазах Бога, что все служи-

тели являются соработниками у Бога.

«Насаждающий же и поливающий суть одно; но каж-

дый получит свою награду по своему труду. Ибо мы сора-

ботники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение» (1 Кор.

3:8-9. Для обсуждения см. «Библию проповедника», прим.

— 1 Кор. 3:5-9).

Мысль. Вы и другие служители суть одно равны — в

глазах Бога. Церковь и верующие должны видеть вас еди-

ными, равными пред Богом.

а) Писание настойчиво привлекает внимание к равенст-

ву сеятеля и наставника, насаждающего и поливающе-

го. Все служители призваны...

— одним Господом,

— к одному служению,

— к одной работе: служить Церкви Божией,

— держать ответ перед Богом и только перед

Ним.

 

Служители пребывают в духовном единстве. Работа

насаждающего невозможна без работы поливающего. Вы

не соперники — вы насаждаете и поливаете жизни для Бо-

га. Именно Бог призвал и определил вас на служение, и Он

использует вас так, как считает нужным. Если церковь и

верующие превозносят вас перед другими служителями, то

их действия идут вразрез с замыслом Бога относительно

Евангелия и Церкви.

б) Вы несёте личную ответственность перед Богом. Вы

получите награду за свои действия, а не за поступки

других служителей. Вы должны использовать дары,

данные вам, а не кому-либо другому. Бог дал вам осо-

бые дары, чтобы вы, пребывая на земле, могли выпол-

нить конкретные задачи. Следовательно, для того что-

бы употребить эти дары так, как того желает Бог, вы

должны усердно трудиться. Фактически, награда, ко-

торая вас ждёт, соответствует тому, как вы распоря-

дились полученными дарами. Ваша задача заключает-

ся не в подражании и уподоблении другим служителям,

а в том, чтобы соответствовать призванию Божию и

применять дары, данные Богом.

Помните: вас ждёт награда по вашему труду, а не по

тому, что люди называют успехом.

«Подошел также и получивший два таланта и ска-

зал: «господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два

таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему:

«хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен,

над многим тебя поставлю; войди в радость господина

твоего» (Матф. 25:22-23).

«Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит

ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем

прославлялся Бог чрез Иисуса Христа, Которому сла-

ва и держава во веки веков» (1 Петр. 4:11).

в) Служителя — это соработники, споспешники Бога. Вы

трудитесь для Бога, исполняя Его волю. Вас не забо-

тят желания и мнения людей. Ваша миссия — неустан-

но трудиться на стороне Самого Бога.

 

«Тогда говорит ученикам Своим: жатвы мно-

го, а делателей мало; Итак молите Господина жат-

вы, чтобы выслал делателей на жатву Свою»

(Матф. 9:37-38).

«...возведите очи ваши и посмотрите на нивы,

как они побелели и поспели к жатве. Жнущий по-

лучает награду и собирает плод в жизнь вечную,

так-что и сеющий и жнущий вместе радоваться бу-

дут» (Иоан. 4:35-36).

«Но я ни на что не взираю и не дорожу своею

жизнью, только бы с радостью совершить попри-

ще мое и служение, которое я принял от Господа

Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией»

(Деян. 20:24).

«Мы же, как споспешники, умоляем вас, что-

бы благодать Божия не тщетно была принята ва-

ми» (2 Кор. 6:1).

2. Вы должны оставить Богу осуждение других служителей.

«Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуж-

дению, а некоторых открываются впоследствии. Равным

образом и добрые дела явны; а если и не таковы, скрыться

не могут» (1 Тим. 5:24-25).

«Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Гос-

подом стоит он или падает; и будет восставлен, ибо силен

Бог восставить его» (Рим. 14:4).

Мысль. Ваша, как служителя, обязанность — общаться с

людьми и соприкасаться с их грехами. Фактически, вы на-

ходитесь в постоянном общении с людьми и видите их сла-

бые и сильные стороны, грехи и добродетели. Вследствие

этого вы иногда испытываете искушение осудить людей; вы

испытываете соблазн признать одних слабыми и недостой-

ными, а других — сильными и решительными. Это правда,

особенно если речь идёт о вашем отношении к другим слу-

жителям. Однако приведённый фрагмент Писания всё рас-

ставляет по местам. Осуждение надлежит оставить Богу,

поскольку одному Богу известна вся правда о человеке.

Только Богу известно всё о...

— наследственности, наследии и детстве человека, кото-

рые так много значат для формирования личности,

— каждой минуте, каждом часе и дне, месяце и годе жиз-

ни человека, обо всём пережитом,

— о соблазнах и искушениях, через которые прошёл чело-

век,

— о мыслях, желаниях и надеждах человека.

Только Богу известно всё многообразие человеческих

проявлений, и, значит, только Бог может судить. Однако

вы испытываете искушение произвести суд, когда видите,

что одни человек совершает явный грех, а другой творит

добро. Это искушение усиливается, если один из людей —

служитель. И всё же вы не должны судить, поскольку од-

ному Богу известно о человеке всё. Обратите внимание на

ясность слов Писания.

— Для нас грехи людей не явны — во всяком случае, не

всегда явны. Некоторые люди грешат открыто и не пы-

таются скрыть это. Они подлежат осуждению: их гре-

хи прямо ведут к этому. Однако некоторые люди под-

вержены тайным грехам: они прячут их в сердцах и

умах, за закрытой дверью, в темноте. Их грехи и осу-

ждение откроются позже — в страшный день суда.

— То же справедливо и в отношении добрых дел: некото-

рые из них явны, а некоторые — скрыты.

Смысл сказанного таков: вы не можете знать о том, что

у человека на сердце, какова его жизнь, каковые его повсе-

дневные мысли и поступки. Вы не знаете всё даже о своих

детях, родителях, супруге. Ваших знаний недостаточно, что-

бы судить людей. Осуждение надлежит оставить Богу, а не

людям. Даже вы, служитель, не имеете права судить. При-

каз ясен и однозначен: оставьте осуждение Богу.

Как решительно звучит увещевание в Рим. 14:4:

«Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим

Господом стоит он или падает; и будет восставлен, ибо

силен Бог восставить его»!

— Ни вам, ни другим верующим — служителям или

рядовым членам церкви — не дано право судить

раба Господнего. Только Господь вправе судить Сво-

его раба. Вы не должны играть роль Бога, прини-

Что говорит Библия служителю

264

маясь судить Его раба. Христос и только Христос

решает, стоит или падаёт раб, будет принят или от-

вергнут.

— Фактически, Бог восставит Своего дорогого слу-

гу, и это не вызывает сомнений. Почему мы в этом

уверены? Потому что Бог обещает и способен это

сделать. Бог силён восставить Своего раба.

«Будучи уверен в том, что начавший в вас доб-

рое дело будет совершать (его) даже до дня Иисуса

Христа» (Филип. 1:6).

«Силою Божиею чрез веру соблюдаемых ко

спасению, готовому открыться в последнее время»

(1 Петр. 1:5).

«Могущему же соблюсти вас [всех других слу-

жителей и верующих] от падения и поставить пред

славою Своею непорочными в радости. Единому

премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса

Христа, Господа нашего, слава и величие, сила и

власть прежде всех веков, ныне и во все веки.

Аминь» (Иуд. 24-25).

3. Ваш долг — принимать и поддерживать странствующих слу-

жителей: евангелистов, учителей, миссионеров и других

проповедников.

«...ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как долж-

но ради Бога, Ибо они ради имени Его пошли, не взявши

ничего от язычников. Итак мы должны принимать таковых,

чтобы сделаться споспешниками истине» (3 Иоан. 6-8).

Мысль. Как служитель, вы должны предоставить свой дом

странствующим служителям и поддерживать их. Вы долж-

ны иметь сильное свидетельство в служении страннопри-

имства.

Вы должны постоянно принимать и поддерживать

странствующих служителей. Это благочестивое дело, то

есть именно так поступал бы сам Бог. Поэтому и вы долж-

ны поступать так. Тому есть две веских причины.

а) Странствующих служителей следует принимать и под-

держивать, потому что они пошли ради Христа. Они

посвятили свою жизнь служению Христу через пропо-

ведь заблудшим людям и тем, кто возрастает в вере, и

Церковь нуждается в их служении. Кроме того, мно-

гие из них, движимые верой, путешествуют во имя Хри-

ста по разным странам и не получают за это постоян-

ного вознаграждения.

б) Вы должны принимать и поддерживать странствующих

служителей, чтобы стать споспешниками истине. Нет

сомнений в том, что они трудятся ради истины. Путе-

шествующие евангелисты, миссионеры, пророки и

учителя несут Благую весть по всему миру. Есть толь-

ко один вопрос: намерены ли вы, служитель помест-

ной церкви, быть их соработником? Иоанн говорит, что

это хороший поступок. Поэтому вы, оставаясь в поме-

стной церкви, должны трудиться вместе с теми, кто

идёт путями истины Иисуса Христа и Слова Божия. Ваш

долг — быть соработником тем, кого Бог избрал нести

Слово истины, Слово Его возлюбленного Сына, Гос-

пода Иисуса Христа.

«Но епископ [служитель] должен быть непо-

рочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, бла-

гочинен, (честен,) страннолюбив, учителен»

(1 Тим. 3:2).

«Будьте страннолюбивы друг ко другу без ро-

пота» (1 Петр. 4:9).

4. Вы не должны проявлять поспешность в деле рукополо-

жения, а также обязаны восставлять согрешивших служи-

телей.

«Рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся учас-

тником в чужих грехах; храни себя чистым» (1 Тим. 5:22).

Мысль. Как служитель, вы должны ответственно отно-

ситься к рукоположению и остерегаться поспешности в

этом деле. В приведённом стихе речь идёт о рукоположе-

нии людей на служение Господу Иисусу Христу или о вос-

ставлении служителей, ранее согрешивших и наказанных

за это (ср. п. 5 ниже, 1 Тим. 5:19-20). Рукоположение на

служение Христу — дело чрезвычайной важности.

а) Обратите внимание на слово «поспешно». Вы не должны

рукополагать людей необдуманно. Причина очевидна.

«Неуместная поспешность в деле христианских на-

значений... привела к тому, что недостойные люди на-

носят ущерб делу Христа» (Donald Guthrie. The Pastoral

Epistles. «Tyndale New Testament Commentaries», p.

107).

«Павел предостерегает Тимофея от необдуманных,

поспешных рукоположений в дьяконы, пресвитеры, а

также молодых верующих — в проповедники. Пусть

сначала докажут свою пригодность. Не торопитесь ру-

кополагать их в собрании: весьма вероятно, что по про-

шествии нескольких месяцев или года они впадут в грех

и навлекут позор на церковь» (Oliver Green. The Epistlts

of Paul the Apostle to Timothy and Titus. Greenville, SC:

The Gospel Hour, 1964, p. 205).

б) Приведённый отрывок может существенно подбодрить

служителя, впавшего в грех (1 Тим. 5:19-22). Согласно

учению, согрешивший служитель может быть восста-

новлен в служении. Это служение будет столь же эф-

фективным, как и прежде, а может быть, и более эф-

фективным благодаря восхвалению Христа, Который

прославляется через милосердие Божие. Именно

вечная милость Божия и вечная благодать направлены

на согрешившего служителя и спасают его. Когда это

происходит, Божия милость и благодать явлены чудес-

но и славно, сверх всякого воображения. Богу слава и

благодарение. Однако помните Писание: «Рук ни на ко-

го не возлагай поспешно».

Согрешившего служителя не следует заново руко-

полагать сразу же после покаяния. Дайте ему время

доказать, что...

— его покаяние было искренним,

— его обновлённое посвящение и решение следовать

за Христом тверды,

— он последовательно, изо дня в день преображается

в образ Иисуса Христа,

— он предан служению Христу и Его Церкви, актив-

но участвует в приведении людей ко Христу и в слу-

жении терпящим нужду.

Однако примите во внимание чрезвычайно важное

обстоятельство: это не означает, что вы не принимаете

своего возлюбленного брата, уклоняетесь от общения

с ним, относитесь к нему с недоверием и подозрением.

Напротив, вы раскрываете ему свои объятия, относи-

тесь к нему с любовью и заботой, питаете и учите его.

Фактически, вы делаете всё это немедленно после то-

го, как узнаете о его грехе. Вы немедленно проявляете

особую заботу по отношению к нему, потому что, сра-

жаясь с миром за эту драгоценность, должны выиграть

битву.

«Братия, если и впадет человек в какое согреше-

ние, вы духовные исправляйте такового в духе крото-

сти, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть иску-

шенным» (Гал. 6:1).

«Пусть тот знает, что обративший грешника от

ложного пути его спасет душу от смерти и покроет мно-

жество грехов» (Иак. 5:20).

«Более же всего имейте усердную любовь друг ко

другу, потому что любовь покрывает множество гре-

хов» (1 Петр. 4:8).

«Я обложу тебя пластырем и исцелю тебя от ран

твоих, говорит Господь. Тебя называли отверженным,

говоря: «вот Сион, о котором никто не спрашивает»

(Иер. 30:17).

в) Помните, что, являясь служителем, вы несёте ответ-

ственность за тех, кого рукополагаете. Служитель, воз-

ложивший руки на недостойного человека, принимает

на себя ответственность за его грехи. В глазах Бога вы

разделяете вину этого человека за его грехи. В этом и

заключается смысл наставления: рукополагая челове-

ка, «не делайся участником в чужих грехах; храни се-

бя чистым».

Следовательно, вы, как служитель, должны ответ-

ственно относиться к рукоположению и остерегаться

поспешности.

5. Прежде чем обличать служителя, вы должны быть абсо-

лютно уверены в истинности выдвинутых против него об-

винений.

 

«Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при

двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай пред все-

ми, чтоб и прочие страх имели» (1 Тим. 5:19-20).

«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и об-

личи его между тобою и им одним: если послушает тебя,

то приобрел ты брата твоего; Если же не послушает, возь-

ми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или

трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не

послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послуша-

ет, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Матф.

18:15-17).

Мысль. Вы должны всегда следовать Библейским настав-

лениям в том, что касается обличения служителя.

Во-первых, для обвинения служителя необходимы

два, а лучше три, свидетеля, которые были очевидцами

его греха (Тим. 5:19-20). Они должны прийти к вам, пись-

менно изложить обвинение или высказать его в присутст-

вии обвиняемого.

Во-вторых, вы, как служитель Христа, должны пойти

к служителю и изложить ему смысл обвинения. Если он

услышит и покается, тогда он восстановлен. Если он отри-

цает обвинение либо слышит и не раскаивается, тогда, взяв

с собой одного или двух человек, вы должны ещё раз об-

личить его. Если он упорно отрицает свою вину или не же-

лает покаяться, тогда следует сделать третий шаг.

В-третьих, его следует поставить «пред всеми» и по-

вторить обвинение. Слова «пред всеми» означают, скорее

всего, «перед всеми пресвитерами или служителями», а не

перед всей церковью (A. T. Robertson, Word Pictures in the

New Testament, Vol. 4, p. 589). Последнее лишь подольёт мас-

ла в огонь и возбудит нездоровое любопытство у незрелых

и плотских верующих, а для внешнего мира может оказать-

ся своего рода зрелищем. Разумеется, всё это отрицатель-

но скажется на свидетельстве церкви, даже в случае по-

пытки уравновесить причинённый ущерб мерами дисцип-

линарного воздействия. Помните, что назначение дисцип-

лины заключается во вразумлении согрешившего служи-

теля и в удержании от греха других служителей: чтобы они

боялись быть уличёнными и стеснёнными.

 

Вильяму Баркли принадлежит прекрасное толкование

этого стиха, которое заслуживает того, чтобы его прочита-

ли все служители.

«Тех, кто упорствует в грехе, следует обличать

прилюдно. Прилюдное обличение имеет два дос-

тоинства. Оно отрезвляет грешника, заставляет его

задуматься о содеянном и пробуждает в нём чув-

ство стыда. Других же оно побуждает принять ме-

ры, чтобы и им не подвергнуться подобному уни-

жению. В угрозе прилюдного обличения нет ничего

плохого, если она удерживает человека на правиль-

ном пути, пусть даже ценой страха. Мудрому руко-

водителю известно время сохранять покой и вре-

мя для прилюдного обличения. Однако что бы ни

происходило, Церковь не должна давать миру по-

вод думать, что она мирится с грехом» (The Letters

to Timothy, Titus, and Philemon, p. 135).

Оливер Грин является автором толкования, сердечно-

го и полезного с практической точки зрения.

«Даже благочестивый, отделённый, Богом при-

званный пресвитер может согрешить... Даже слу-

житель, полностью отдавший своё сердце Богу, мо-

жет быть застигнут врасплох и совершить грех, ко-

торый навлечёт позор на церковь. Но не следует

обвинять пресвитера, не имея показаний двух или

более свидетелей совершившегося факта грехопа-

дения. Мы ни в коем случае не должны разглашать

в церкви то, что услышали о служителе, дьяконе,

добровольном помощнике, пресвитере, учителе

Воскресной школы. Узнав о грехопадении, мы

должны провести честное расследование, призвав

для этого достойных людей. Разумеется, не сле-

дует обсуждать сложившуюся ситуацию с неверую-

щими. Стих 19 однозначно указывает на то, что

нельзя принимать обвинение на пресвитера, если

нет по меньшей мере двух или трёх свидетелей, спо-

собных доказать его истинность» (The Epistles of

Paul the Apostle to Timothy and Titus, p. 202).

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz