Что Библия говорит служителю |
|
|
|
|
|
|
Б. ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К ИНЫМ
ЕВАНГЕЛИЯМ. 1. Ваш долг — не искажать
благовествование Христово и не проповедовать другие
евангелия. «Удивляюсь, что вы от
призвавшего вас благодатию Христовою, так скоро
переходите к иному благовествова- нию, Которое впрочем не
иное, а только есть люди, сму- щающие вас и желающие
превратить благовествование Хри- стово. Но если бы даже
мы, или Ангел с неба стал благове- ствовать вам не то, что
мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы
сказали, так и теперь еще гово- рю: кто благовествует вам
не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал. 1:6-9). «Ибо я знаю, что по
отшествии моем войдут к вам лю- тые волки, не щадящие
стада; И из вас самих восстанут лю- ди, которые будут
говорить превратно, дабы увлечь учени- ков за собою» (Деян.
20:29-30). Мысль. Вы, как призванный
Богом служитель, обязаны не искажать благовествование
Христово и не проповедовать другие евангелия. Это
абсолютно необходимо — ведь речь идёт о человеческих
душах. Павел сурово предостерегает нас, но у него не было
иного выхода. Павлу пришлось быть суровым, потому что, как
учил Христос, человеческая ду- ша дороже всех богатств
мира. «Ибо какая польза
человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей
повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Марк.
8:36-37). Строго и властно Павел
предупреждает нас — всех слу- жителей: есть только одно
послание Божие — благовество- вание Христово.
Проповедовать, учить и внимать следует Еван- гелию Божию и только ему.
Даны три предостережения. а) Вы не должны проповедовать
«иное благовество- вание». Слово «иное» (гр.
— хетерон) подразуме- вает отличие в значении
или духе (A. T. Robertson. Word Pictures in the New Testament, Vol. 4. Nashville, TN: Broadman Press, 1931, p. 276). Это
означает иное евангелие, которое
преподносит... — иного Христа, — иную благодать, — иной путь к спасению, — иного Бога, — иную картину Божией
любви. Однако обратите внимание
на то, что заявляет Пи- сание: нет иного
благовествования. Другого Еванге- лия нет, есть только одно
истинное благовествование, через которое люди могут
стать угодными Богу, и это благовествование Самого
Бога, явленное в смерти Его Сына, есть «благодать
Христова» (Гал. 1:6). Ваш долг — никогда не
проповедовать иное благо- вествование. Есть только
одно истинное благовество- вание, Евангелие Господа
нашего Иисуса Христа. «Ибо так возлюбил Бог
мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы
всякий, верующий в Не- го, не погиб, но имел
жизнь вечную» (Иоан. 3:16). «Симон Петр отвечал Ему:
Господи! к кому нам идти? Ты имеешь
глаголы вечной жизни» (Иоан. 6:68). «Потому Я и сказал
вам, что вы умрете во гре- хах ваших: ибо, если не
уверуете, что это Я, то ум- рете во грехах ваших»
(Иоан. 8:24). «Ибо нет другого имени
под небом, данного человекам, которым надлежало
бы нам спастись» (Деян. 4:12). «Ибо я рассудил быть у
вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и
притом распятого» (1 Кор. 2:2). «Ибо никто не может
положить другого осно- вания, кроме положенного,
которое есть Иисус Хри- стос» (1 Кор. 3:11). б) Вы не должны
превращать благовествование Хри- стово. Слово «превращать»
(гр. — метастрепай) оз- начает «поворачивать;
полностью изменять; иска- жать». Вы не должны
изменять Евангелие Божи- ей любви, явленной в Его
Сыне, Иисусе Христе. Во дни Павла лжеучителя
называли себя христиана- ми, последователями
Христа. Они даже разделяли веру Павла в то, что... — Бог возлюбил мир и
послал Своего Сына в мир; — Иисус Христос был Сыном
Божиим, действи- тельно пришедшим на
землю; — Иисус Христос умер и
воскрес из мёртвых. Однако лжеучителя
дополняли благовество- вание и отнимали от него;
они искажали смысл бла- говествования, превращая
его в нечто, совершен- но отличное от того, что
проповедовал Павел. Они искажали евангелие,
говоря, что... 1) Бог действительно явил
Свою любовь к миру, послав Своего Сына, но
послал Его для рели- гиозного человека (для
иудея и фарисея). Они утверждали, что Бог любит
мир, но особо лю- бит тех, кто ведёт
религиозную жизнь (обра- тите внимание на то, как
приписывается Богу лицеприятие и пристрастность,
как открыва- ется дверь для кастовых
систем и предубеж- дений); 2) Иисус Христос
действительно пришёл на зем- лю, но не для того, чтобы
дать людям гаран- тию совершенной
праведности, а чтобы пока- зать пример жизни,
угодной Богу и достойной Его одобрения; 3) Иисус Христос
действительно умер за людей, но Он не умер за грехи
человеческие. Он умер, чтобы явить людям пример
смерти, которой следует желать во имя
дела Божия; 4) Смерть Иисуса Христа
не самодостаточна. Смерти Христа
недостаточно, чтобы сделать человека угодным Богу.
Для этого нужно нечто большее, чем чистая
любовь Бога и це- ломудренная благодать
Христа; 5) Человек спасён, если
прошёл ритуал, который столетиями оставался
главным для верующих: обрезание (приём в члены
церкви, крещение, конфирмация и т.п.); 6) Человек должен хранить
закон Божий и опре- делённые церковные
ритуалы, правила и уста- новления. Обратите внимание на
разрушительную силу лже- учения: верующие
испытывали затруднение, то есть были обеспокоены, сбиты с
толку, озадачены, смущены. Они от- ворачивались не только от
благовестия, но от Самого Бога и от славной благодати
Христовой (Гал. 1:6). Обратите внимание на
поразительное обстоятельство: как похоже лжеучение на
истину! Немного добавить, не- много отнять — и чистота
благовествования искажена! Вы должны остерегаться
дополнять благовествование Божие вашими идеями. Ваш долг —
не извращать и не искажать благовествование Божие. «Но тщетно чтут Меня, уча
учениям, заповедям человеческим» (Матф.
15:9). «Ибо я знаю, что по
отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие
стада; И из вас самих вос- станут люди, которые
будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою»
(Деян. 20:29-30). «Ибо мы не повреждаем
слова Божия, как мно- гие...» (2 Кор. 2:17). в) Вы будете преданы
анафеме, если станете пропо- ведовать лжеевангелие.
Независимо от того, кто вы, какое положение
занимаете, какие заявления делаете, вас ждёт
анафема, если вы держитесь лжеевангелия. Это суровое
предостережение, но вместе с тем предельно
ясное. Без Евангелия нет спасения — никто не может
быть угодным Богу, не может унаследовать
жизнь вечную. Писание яс- но предупреждает об этом
всех служителей и вас в том числе. Заметьте, как
чётко высказывается Пи- сание. 1) Писание величием превосходит
апостола Пав- ла. Это утверждение тем
более удивительно, что нам известно, кем был
Павел: вероятно, он был наиболее преданным
из всех служите- лей Бога. Он
первопроходцем отправился в земли язычников, чтобы
донести до людей Евангелие Христа, благую
весть о том, что лю- ди могут быть избавлены
от греха и смерти и жить вечно. Он так
возлюбил галатов, что ра- ди них рисковал самим
собой. Для некоторых Павел был гигантом,
многим он был дорог. Но вот что говорит Павел:
если он, вернувшись, станет благовествовать
иное, то подлежит ана- феме. Галаты не должны
принимать его, как бы он ни был дорог им;
они должны отверг- нуть его.
Благовествование, во всей своей про- стоте и чистоте, величием
превосходит Павла. 2) Благовествование
величием превосходит Анге- лов с небес. Если бы
Ангел сошёл с небес и стал благовествовать
иное, его надлежало бы отвергнуть и предать
анафеме. Славное Еван- гельское послание гораздо
важнее, чем Анге- лы с небес. 3) Благовествование
величием превосходит лю- бого человека (Матф. 15:9).
Всякий человек, который станет благовествовать
иное, подле- жит отлучению. Евангелие
важнее любого человека. 4) Проповедник
лжеевангелия понесёт двойное проклятие. Слово
«анафема» (гр. — анатема) означает именно это:
проклятие, осуждение на погибель, предание
вечной муке, гневу Бо- жию. Здесь передана мысль
о вечной смерти. Это ясно следует из того,
как Павел приме- няет указанное слово по
отношению к само- му себе: «Я желал бы сам
быть отлученным от Христа за братьев
моих...» (Рим. 9:3). Па- вел был иудеем; он
говорил, что любит сво- их собратьев-иудеев так
сильно, что с радо- стью принял бы вечную
муку ради их спасе- ния (такую же любовь ко
всем людям явил Христос). Это одно из самых суровых
предостережений во всём Писании. Обратите
внимание на то, кому оно пред- назначено: вам и всем
служителям. Леман Штраус подчёркивает, что всякий
человек, который не любит Господа Иисуса Христа,
подлежит анафеме. Лжеучите- ля ждёт вечный гнев Божий
(Lehman Strauss. Devotional Studies in Galatians and Ephesians. Neptune, NJ: loizeaux Brothers, 1957, p. 21). «Берегитесь лжепророков,
которые приходят к вам в овечьей одежде, а
внутри суть волки хищ- ные: По плодам их узнаете
их. Собирают ли с тер- новника виноград или с
репейника смоквы?... Вся- кое дерево, не приносящее
плода доброго, срубают и бросают в огонь» (Матф.
7:15-16, 19). «Многие скажут Мне в тот
день: «Господи! Гос- поди! не от Твоего ли
имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем
бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?»
И тогда объ- явлю им: «Я никогда не
знал вас; отойдите от Ме- ня, делающие беззаконие»
(Матф. 7:22-23). «Змии, порождения
ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?»
(Матф. 23:33). 2. Ваш долг — не вводить
в церковь пагубные ереси, которые отвергают Господа и Его
смерть за человека. «Были и лжепророки в
народе, как и у вас будут лжеучители, которые
введут [тихо, тайно] пагубные ереси и, отвергаясь искупившего
их [Своею смертью] Господа, навлекут сами на себя
скорую погибель» (2 Петр. 2:1). Мысль. Вы, как служитель,
обязаны не вводить в церковь пагубные ереси,
отвергающие Господа и Его смерть за чело- века. Внимательно
прочитайте Писание: вы не имеете пра- ва тайно учить
пагубным ересям, тайно вносить разруши- тельное учение. Куда
вносить? В церковь, в среду верую- щих. Лжеучителя не в
мире, они — в церкви. Они присое- динились к церкви и
долгое время занимали в ней замет- ное положение, что
впоследствии позволило им стать учите- лями и проповедниками.
Они занимают лидирующие пози- ции, с которых могут
учить своим пагубным ересям. Обра- тите внимание на то, что
слово «ереси» (гр. — айресейс) употреблено во
множественном числе. Какие же это ере- си? К ним относится
всякое учение, противоречащее Писа- нию, то есть Слову Божию.
Сомнений быть не может, по- тому что нам дано
наставление: «Обращайтесь к пророчес- кому слову, к Писанию»
(ср. 2 Петр. 1:19-21). «И притом мы имеем
вернейшее пророческое сло- во [Писание]; и вы хорошо
делаете, что обращаетесь к нему,... Ибо никогда
пророчество не было произноси- мо по воле человеческой,
но изрекали его святые Бо- жии человеки, будучи
движимы Духом Святым» (2 Петр. 1:19, 21). Смысл сказанного таков:
всякое учение, отличное от Слова Божия, является
пагубной ересью. Оно пагубно влия- ет на церковь, тем самым
препятствуя ей выполнить опре- делённое Богом
предназначение. Учения, отличные от Сло- ва Божия, пагубны, и
отвернуться от этого факта невоз- можно. Каким бы
обаятельным и привлекательным ни ка- зался человек, он губит
церковь и человеческие жизни, ес- ли проповедует
разрушительные ереси. Вильям Баркли справедливо замечает: «Еретик — это человек,
который произвольно вы- бирает предмет веры,
вместо того, чтобы уверовать в истину Божию, которой он
обязан верить. Что же происходило с
чадами Павла? Среди них оказались люди,
называвшие себя пророками, кото- рые вкрадчиво убеждали
людей уверовать в предло- женные ими истины, а не в
то, что Бог открыл как истину. Они называли себя
не оппонентами христиан- ства, а лучшими
представителями христианской мысли. Они
вкрадчиво, постепенно и так тонко, что люди ничего не замечали,
соблазном уводили их от истины Божией к частным
мнениям людей (курсив наш), которые и есть ересь» (The
Letters of James and Peter.
«The Daily Study Bible. «Philadelphia, PA: The Westminster Press, 1958, p. 374). а) Наиболее трагическая
ересь — это отрицание Гос- пода, искупившего нас.
Иисус Христос искупил нас и заплатил за это самую
высокую цену. Он отдал всё, даже Свою жизнь,
чтобы искупить нас от на- ших грехов и смерти.
Своей жизнью мы обязаны Ему; мы обязаны Ему всем.
Мы — Его рабы, наш разум и чувства наполнены
им, мы благодарны Ему за то, что Он возложил на
нас обязанности и при- звал на служение.
Следовательно, отрицать Его значит отрицать нашего
Господа и Владыку. Нам известно, что раба,
отвергающего своего Господа и Владыку, ждёт скорая
погибель. Если вы отвер- гаете вашего Владыку, то
навлекаете на себя ско- рую погибель, независимо
от того, кто вы, какое положение занимаете,
каким влиянием обладаете. Что значит отвергать
Христа? — Это значит отрицать,
что Иисус Христос есть Сын Божий: что Он покинул
небеса и пришёл на землю как Человек
(Богочеловек), чтобы явить великую любовь Бога
к человеку. — Это значит отрицать,
что Иисус Христос есть Спаситель мира: что Он
жил совершенной и безгрешной жизнью и
предоставил человеку совершенную праведность. — Это значит отрицать,
что Иисус Христос умер ради
человека: что Он принял на Себя грех человека и понёс
осуждение и наказание за человека. — Это значит отрицать,
что Иисус Христос воскрес из мёртвых и попрал
смерть ради человека. — Это значит отрицать,
что Иисус Христос сидит одесную Бога, и Ему
принадлежит всё покло- нение, всё восхваление и
вся слава Вселенной. Перечень можно
продолжить, включив в него всё учение Писания о Христе.
Отрицать любую часть Биб- лейского учения о Христе
значит отрицать Христа. Именно поэтому Писание
призывает: «Обращайтесь к Писанию»,... — потому что Писание дано
Самим Богом, а сре- ди нас есть лжеучителя (2
Петр. 1:21). Помните: лжеучителя
находятся в Церкви. Это про- поведники и учителя,
которые исповедуют Христа и го- ворят, что следуют за
Христом и созидают Его Цер- ковь. Однако их проповедь
и учение — это пагубное для Церкви полное отрицание
Христа. «А кто отречется от Меня
пред людьми, отре- кусь от того и Я пред
Отцем Моим Небесным» (Матф. 10:33). «Ибо, кто постыдится Меня
и Моих слов в ро- де сем прелюбодейном и
грешном, того постыдит- ся и Сын Человеческий,
когда приидет в славе От- ца Своего со святыми
Ангелами» (Марк. 8:38). «Кто лжец, если не тот,
кто отвергает, что Ии- сус есть Христос? Это —
антихрист, отвергающий Отца и Сына» (1 Иоан.
2:22). б) Лжеучителя скоро
погибнут. Заметьте: они сами навлекают на себя
погибель. Они несут ответст- венность за свои
действия. Они не обязаны учить лжеучению; они сами
приняли решение учить это- му. Они могли бы учить
истине (Святому Писа- нию), однако осознанно
решили учить иному, от- личному от того, что
сказал Бог. Следовательно, они навлекают на себя
скорую погибель. Скорую — значит быструю и
неизбежную. Когда придёт время суда, никаких
дискуссий не будет, как не бу- дет сомнений,
снисхождения, милосердия, любви. Будет только
справедливость, только то, что они заслуживают — не больше и
не меньше, — и пра- восудие будет быстрым,
осуждение — немедлен- ным, а вслед за этим —
погибель. — Слово «погибель» (гр.
— аполейан) означает «прекращение
существования; разрушение; опустошение; гибель;
проклятие». Вы не должны допустить,
чтобы это произошло с вами. Вы ни при каких
обстоятельствах не должны от- ворачиваться от Христа и
начинать проповедь пагубных ересей. Вы не должны
отрицать Господа и Его смерть ради человека. «Верующий в Сына имеет
жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит
жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Иоан.
3:36). «То сколь тягчайшему,
думаете, наказанию повинен будет тот, кто
попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь
завета, которою ос- вящен, и Духа благодати
оскорбляет?» (Евр. 10:29). 3. Вы не должны
проповедовать другого Иисуса, отличного от Того, Которого
проповедуют Писание и истинные слу- жители. «Ибо, если бы кто,
пришед, начал проповедывать дру- гого Иисуса, которого мы
не проповедывали, или если бы вы получили иного Духа,
которого не получили, или иное благовестие, которого не
принимали, — то вы были бы очень снисходительны к
тому... Ибо таковые лжеапосто- лы, лукавые делатели,
принимают вид Апостолов Христо- вых. И не удивительно:
потому что сам сатана принимает вид Ангела света, А
потому не великое дело, если и слу- жители его принимают вид
служителей правды; но конец их будет по делам их» (2
Кор. 11:4, 13-15). Мысль. Как служитель, вы
обязаны остерегаться пропо- веди другого Иисуса.
Такая опасность всегда подстерегает служителя. Обратите
внимание на пять ключевых идей в приведённом отрывке. а) Лжеслужители
проповедуют другого Иисуса. Они проповедуют не другого
Христа (Мессию), а дру- гого Иисуса. То есть они
не видят разницы между тем, кем был плотник
Иисус, и тем, Кем есть Ии- сус Сын Божий. Их
приводит в замешательство человеческое естество
Иисуса. Они поучают, что... — Иисус был всего лишь
добрым человеком и вёл примерную жизнь; — Иисус был всего лишь
великим учителем, поучавшим людей, как надо
жить; — Иисус был только
удивительным мучеником и показал людям пример
смерти. Они говорят о
человеческом естестве Иисуса и за- малчивают или отвергают
Его Божественность. Обратите внимание на
сказанное в Писании: люди могут получить иного
духа, отличного от Духа Божия, и могут получить иное
благовестие, отличное от Еван- гелия Господа Иисуса
Христа (2 Кор. 11:4). Есть другие духи и благовестия,
которые ищут верных людей; сле- довательно, вы и церковь
должны остерегаться пропо- веди другого Иисуса. б) Лжеучителя принимают
вид служителей Христо- вых, хотя являются
лукавыми делателями. — Они являются
религиозными деятелями, ра- ботают в области религии, — Они являются
лжеслужителями: называют се- бя служителями Христа, не
будучи таковыми. — Они принимают вид (гр.
— метасхематизоме- ной) служителей
Христовых, то есть изменя- ют внешность. Их
внешность благородна, но этим благородство
исчерпывается (A. T. Robertson. Word Pictures in the New Testament, Vol. 4, p. 259). Они —
лжеслужители. — Они являются
религиозными деятелями, ко- торые обманывают и уводят
людей от Христа... — к ложным верованиям и
лжеучениям; — к новым идеям; — к ритуалу и церемонии; — в организации и
программы, — к личностям и
служителям. в) Лжеслужители
маскируются так, как сатана, при- нимая вид служителей
света. Зачастую, особенно в индустриально развитые общества,
сатана прихо- дит в облике ангела, или
посланца, света. Он гово- рит, что следует истине,
идёт путём разума, зна- ний и просвещения.
Создаётся впечатление, что ид- ти следует его дорогой,
привлекательным и за- манчивым путём... — прогресса, — уверенности, — самореализации, — образования. Сатана никогда не
называет себя сатаной, также как грех он никогда не
называет грехом (Tasker. The
Second Epistle of Paul to the Corinthians. «Tyndale Bible Commentaries », ed. by RVG Tasker. Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1958, p. 153).
Сатана всегда появляется под видом высшего разума,
который знает, что хорошо для человека, и который
предлагает ему настоящее удо- вольствие, наслаждение и
возможность самореализа- ции. Когда сатана
заманивает человека на свой путь, то делает это посредством
мирских соблазнов. Путь са- таны всегда
представляется путём света, то есть разу- ма или наслаждения. г) Лжеслужители приходят
от сатаны, принимая вид служителей праведности.
Они поступают так, по- тому что сатана принимает
вид ангела, или послан- ца, света. Создаётся
впечатление, что они — слу- жители праведности, и
учат они тому, что человек спасён через
праведность... — нравственности, — добродетели, — справедливости, — образования, — развития, — служения, — жертвования, — услужения, — помощи. Они уделяют особое
внимание жизни и учению Ии- суса, всем добрым
качествам, которые должны быть присущи людям. Они
призывают людей брать пример с жизни Иисуса,
сосредоточиться на её добрых качест- вах. Именно это сделает
людей угодными Богу. Одна- ко они допускают
непоправимую ошибку: они игнори- руют и отвергают... — праведность Иисуса
Христа, которую Он дол- жен был оставить людям,
для чего жил иде- альной, совершенной,
безгрешной жизнью; — смерть Иисуса Христа,
которую Он должен был принять, чтобы
понести осуждение и на- казание за грех человека; — воскресение Иисуса
Христа, которое Он дол- жен был испытать, чтобы
победить смерь и дать человеку новую
жизнь. Как однозначно учит
Писание, ни один человек, ка- ким бы нравственным и добрым
он ни был, не угоден Богу без Иисуса Христа.
За то, что Иисус Христос за- платил высшую цену,
умерев за наши грехи, Бог лю- бит Иисуса Христа высшей
любовью. Следовательно, Богу будет угоден только
человек, который прослав- ляет Его Сына. По-иному нельзя
быть угодным Богу. Даже проповедь
нравственности и праведности недос- таточна для того, чтобы
Бог счёл человека угодным. Бог хочет, чтобы люди
были нравственными и добры- ми, но главное, чего Он
требует от них, — это любви и поклонения Его Сыну, Иисусу
Христу. Чтобы быть угодными Богу, мы прежде
всего должны выполнить Его главное требование:
мы должны любить Его Сына Иисуса Христа. Затем мы
должны посвятить себя де- лу служения миру, который
терпит нужду и гибнет без общения с Богом. Смысл сказанного таков:
цель сатаны — отвратить людей от истины, от
Христа. Он заставляет служите- лей проповедовать
истинную праведность, но также за- ставляет их забыть об
истине высшей любви Бога, смер- ти Иисуса Христа за грехи
людей и об абсолютном тре- бовании Бога — о том, что
люди должны следовать примеру Иисуса Христа, полностью
посвятить себя служению тем, кто терпит
нужду. Служители сатаны — это
служители праведности, но не служители Божией
праведности, которая в Ии- сусе
Христе. Их голоса звучат по всему миру, однако они — служители мирской
праведности. Они не явля- ются служителями Божией
праведности и смерти и вос- кресения Господа Иисуса
Христа. «А заповедь Его та, чтобы
мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и
любили [служили, от- дали всё, как Христос]
друг друга, как Он запове- дал нам» (1 Иоан. 3:23). д) Лжеслужителей надлежит
судить по их делам. «Ибо, говорю вам, если
праведность ваша не превзойдет праведности
книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство
Небесное» (Матф. 5:20). «Многие скажут Мне в тот
день: «Господи! Гос- поди! не от Твоего ли
имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем
бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса
творили?» И тогда объ- явлю им: «Я никогда не
знал вас; отойдите от Ме- ня, делающие беззаконие»
(Матф. 7:22-23). «[Бог] воздаст каждому по
делам его... Ибо нет лицеприятия у Бога»
(Рим. 2:6, 11). «Но если бы даже мы, или
Ангел с неба стал благовествовать вам не
то, что мы благовествова- ли вам, да будет анафема.
Как прежде мы сказа- ли, так и теперь
еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы
приняли, да будет анафема» (Гал. 1:8-9). В. ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К
ЛЖЕУЧЕНИЮ. 1. Вы не должны выдавать
традиции, идеи и человеческие за- поведи за учение. «...таким образом вы устранили
заповедь Божию пре- данием вашим. Лицемеры!
хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: «Приближаются ко Мне люди
сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их
далеко отстоит от Меня; Но тщетно чтут Меня, уча
учениям, заповедям человеческим» (Матф. 15:6-9). «Не внимая Иудейским
басням и постановлениям лю- дей, отвращающихся от
истины» (Тит. 1:14). Мысль. Как служитель
Христа, вы не должны выдавать за учение традиции, идеи и
человеческие заповеди. Христос говорил о реальной опасности,
которой вы, как служитель, обязаны остерегаться. а) Вы не должны оставлять
Слово Божие ради тра- диций. Религиозные
традиции существуют в орга- низационном и личном
аспектах. — Организационный аспект
— это ритуалы, пра- вила, установления,
расписания, формы, служ- бы, последовательность,
организация, словом, всё, что создаёт у
участников ощущение по- рядка и надёжности. — Личный аспект — это
церковное поклонение, ритуалы, молитвы, обычаи,
церемонии и пред- меты, которые помогают
человеку сохранять религиозность. Христос критиковал
склонность некоторых служителей отдавать
предпочтение традициям пе- ред Словом Божиим. Многие
придерживались тра- диций, при этом отвергая
Слово Божие. Вы долж- ны остерегаться этой
опасности. «Устраняя слово Божие
преданием вашим, которое вы установили; и
делаете многое сему подобное» (Марк. 7:13). б) Вы не должны
лицемерить: вы не должны служить на словах, в то время,
как ваше сердце отстоит да- леко от Бога. Слишком
много людей стали жерт- вами религиозного
обмана (ср. Фарисеи и Книж- ники). Они познают,
свидетельствуют, заботятся, помогают нуждающимся и
следуют правилам. Они борются за сохранение
религиозных традиций, и всё же Христос называет
их лицемерами. Почему? Потому что их сердце не
принадлежит Богу. Они отказались лично уверовать
в Иисуса Христа, Сы- на Божия, мессию и
Спасителя мира. Они просто не познали Бога лично,
всем своим сердцем (Иоан. 14:6). Как служитель, вы обязаны
остерегаться этой опасности. Ваш долг —
всегда быть с Господом. «И сказал Господь: так
как этот народ при- ближается ко Мне устами
своими, и языком своим чтит Меня, сердце
же его далеко отсто- ит от Меня, и
благоговение их предо Мною есть изучение заповедей
человеческих» (Ис. 29:13). в) Вы должны остерегаться
равнодушного поклоне- ния. Христос учил,... — что истинное поклонение
должно совершать- ся «в духе и истине». «Бог есть дух, и
поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе
и истине» (Иоан. 4:24); — что человек,
отвергающий Христа или Слово Божие, не может истинно
поклоняться Богу. «Иисус сказал ему: Я есмь
путь и истина и жизнь; никто не приходит
к Отцу, как только чрез Меня» (Иоан. 14:6). «Освяти их истиною твоею:
слово Твое есть истина» (Иоан.
17:17); — что человек способен
поклоняться, но его по- клонение может быть
пустым, бесполезным и неугодным. Во дни Христа
религиозники на словах исповедовали
преданность Богу, но сердцем отвергали Христа,
Сына Божия (ср. ст. 17-20). «А заповедь Его та, чтобы
мы веровали во имя Сына Его Иисуса
Христа и любили друг друга, как Он заповедал
нам» (1 Иоан. 3:23). г) Вы не должны выдавать
традиции за заповеди Бо- жии. Традиция — это
человеческое представле- ние о том,
что следует делать, а чего не следует. Некоторые традиции
полезны, некоторые — нет. Однако даже хорошие
традиции нельзя преподно- сить как заповеди Божии.
Как бы ни важны были определённые традиции,
они не сопоставимы со Словом Божиим. «Посему и мы непрестанно
благодарим Бога, что, принявши от нас
слышанное слово Божие, вы приняли не как слово
человеческое, но как слово Божие, — каково оно есть
по истине, — которое и действует в вас верующих»
(1 Фес. 2:13). «Все Писание
богодухновенно и полезно для научения, для обличения,
для исправления, для на- ставления в праведности»
(2 Тим. 3:16). 2. Вы не должны
увлекаться различными учениями. Вы не должны проповедовать
басни, мифы, умозаключения, идеи и человеческие лжеучения. «Учениями различными и
чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатию
укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили
пользы занимающиеся ими» (Евр. 13:9). «...я просил... увещавать
некоторых, чтобы они не учили иному И не
занимались баснями и родословиями бес- конечными, которые
производят больше споры, нежели Бо- жие назидание в вере» (1
Тим. 1:3-4). «Ибо будет время, когда
здравого учения принимать не будут, но по своим
прихотям будут избирать себе учите- лей, которые льстили бы
слуху; И от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2
Тим. 4:3-4). «Дабы мы не были более
младенцами, колеблющи- мися и увлекающимися
всяким ветром учения, по лу- кавству человеков, по
хитрому искусству обольщения» (Ефес. 4:14). Мысль. Как служитель
Бога, вы не должны увлекаться раз- личными учениями. Вы не
должны проповедовать и учить различным басням, мифам,
умозаключениям и человечес- ким лжеучениям. Ваш долг
— проповедовать Слово Божие и только его. Обратите внимание на
приведённые 1 Тим. 1:3-4. Сло- во «просил» (гр. — парангелло)
несёт особую смысловую нагрузку. Это слово из
военного лексикона, оно означает приказ командира своим
подчинённым. Писание налагает на вас, как на служителя,
три запрета. Вам приказано не делать следующее: а) Вы не должны учить
иному учению, кроме Слова Божия. — Вы не должны дополнять
учение Слова Божия. — Вы не должны отнимать
от учения Слова Бо- жия. — Вы не должны
формулировать новое учение для церкви. Вы не должны допускать
мысли о том, что в Слове Божием есть
неточности, требующие исправ- ления. Вы не имеете права
изменять Слово Божие даже на самую малость.
Как ясно сказано в Писа- нии, вы не должны учить
иному (1 Тим. 1:3). б) Вы не должны обращать
внимание не басни (лжеучения) и родословия
людей. Почему? Пото- му что они служат почвой
для разногласий, а не для назидания в вере. Слово «басни» (гр. — муфойс)
относится ко всем ви- дам ложных и
вымышленных учений. Оно подразумева- ет ложные
представления и умозаключения людей о Бо- ге и Христе, а также об
учении Слова Божия. Учения чело- веческие — это всего лишь
умозаключения, басни, рас- сказы, истории, выдумки и
ложь (A. T. Robertson. Word Pictures in the New Testament, Vol. 4, p. 561). «Негодных же и бабьих
басней отвращайся, а упражняй себя в
благочестии» (1 Тим. 4:7). «И от истины отвратят
слух и обратятся к бас- ням» (2 Тим. 4:4). «Не внимая Иудейским
басням и постановлени- ям людей, отвращающихся
от истины» (Тит. 1:14). Как вы,
служитель, обязаны относиться к лжеучению 181 «Ибо мы возвестили вам
силу и пришествие Гос- пода нашего Иисуса
Христа, не хитросплетенным басням последуя, но бывши
очевидцами Его ве- личия» (2 Петр. 1:16). Слово «родословия»
заставляет вспомнить о тех, кто находил успокоение в
наследии благочестия и тра- дициях. Для иудеев это
было особенно характерно. Они, испытывая великую
гордость за своих благочестивых предков, полагали, что
это благочестие перешло на них. Чем выше была праведность
праотцев, тем более их потомки угодны Богу и
людям. Обратите внимание на фразу «родословия
бесконечные». Очевидно, были лю- ди, которые всё своё
время отдавали только упоря- дочению и обсуждению
наследия былой праведности. Вероятно, это увлечение
проникло в Церковь. Среди членов Церкви были те,
кто... — отдавал предпочтение
наследию и традициям перед Христом; — для спасения уповал на
наследие благочестия, вместо того, чтобы
уверовать во Христа; — отдавал время
родословиям вместо назидания в вере и созидания праведности
Церкви; — уделял больше времени
теоретическим спо- рам, нежели созданию
среди верующих атмо- сферы благочестия. Некоторые находят
удовлетворение в своём бла- гочестивом наследии. Они
всерьёз полагают, что Бог никогда не отвергнет их,
потому что... — у них благочестивые
жёны, мужья, дети, ро- дители; — они принадлежат к
традиционной церкви с бла- гочестивым родословием и
репутацией; — их пастор или близкий
друг благочестивы. «Сотворите же достойные
плоды покаяния, и не думайте говорить в
себе: «отец у нас Авра- ам»; ибо говорю вам, что
Бог может из камней сих воздвигнуть детей
Аврааму» (Лук. 3:8). «Они же укорили его и
сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы
ученики» (Иоан. 9:28). Как служитель Христа, вы
не должны учить басням и человеческому наследию
праведности. Ваш долг — учить Слову Божию и
только ему. 3. Вы должны уклоняться
от пустословия и споров лжеимен- ного знания. «О Тимофей! храни
преданное тебе, отвращаясь негод- ного пустословия
[разговоров] и прекословий лжеименно- го знания, Которому
предавшись, некоторые уклонились от веры...» (1 Тим.
6:20-21). Мысль. Это последний
приказ, последнее слово Павла, об- ращённое к служителю
Тимофею. Приказ жизненно важен. Вы, как служитель Христа,
должны уклоняться от пус- тословия и споров лжеименного
знания. Вам приказано де- лать следующее. Во-первых, ваш долг —
сохранить то, что вам вверено. Что вверено вам? Что
отдано в ваши руки? Служителю Богу
доверены... — вера, великая
христианская вера; — славная истина Божия,
истина, которую Он явил людям в Своём Слове
и в Господе Иисусе Христе; — чудесное Евангелие
Божие, Евангелие, явлен- ное в том, что Сын Божий
был послан на зем- лю, чтобы спасти людей. Слово «доверие»
подразумевает честного и стара- тельного банкира, который
заботится о деньгах, вве- ренных ему. Вы, служитель
Божий, должны оберегать, хранить и заботиться о
вере и истине Божией — вере и истине Его Сына, Его
Слова, Его откровения и Его Еван- гелия. Вы обязаны всегда
помнить о том, что Бог дове- рил вам истину Божию,
фактически отдал её в ваши руки. Вам поручено
Евангелие Божие, славное посла- ние Его Сына, Господа
Иисуса Христа. Здесь уместно
процитировать комментарии Виль- яма Баркли: «Если христианской вере и
предстоит подверг- нуться искажениям в наши
дни, то ущерб от этого понесём не только мы. У
будущих поколений бу- дет украдено то, чему нет
цены. Мы не только об- ладаем верой, но и несём
ответственность за неё. Принятое нами мы должны
передать дальше» (The Letters to Timothy, Titus, and Philemon, p. 161). «Но, как Бог удостоил нас
того, чтобы вверить нам благовестие,
так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу,
испытующему сердца наши» (1 Фес. 2:4). «Посему и мы непрестанно
благодарим Бога, что, принявши от нас
слышанное слово Божие, вы приняли не как слово
человеческое, но как слово Божие, — каково оно есть
по истине, — которое и действует в вас верующих»
(1 Фес. 2:13). «По славному благовестию
блаженного Бога, которое мне вверено.
Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса Господа
нашего, что Он признал ме- ня верным, определив на
служение» (1 Тим. 1:11-12). «А в свое время [Бог]
явил Свое слово в про- поведи, вверенной мне по
повелению Спасителя на- шего, Бога» (Тит. 1:3). Во-вторых, вы должны
уклоняться от лжеучения. Мы располагаем наглядным
описанием лжеучения. а) Лжеучение названо
негодным пустословием. — Слово «негодный» (гр.
— бебелос) относится к пошлой, непочтительной и
нечестивой болтовне; — Слово «пустословие»
означает «бессодержа- тельный разговор»
(Kenneth Wuest. The
Pastoral Epistles, Vol. 2, p. 103). Итак, вам приказано
отвращаться всякого пусто- словия, никоим
образом не участвовать в пошлой, не- почтительной, нечестивой
болтовне, кто бы ни был её инициатором. Разумеется,
темами такой болтовни мо- гут быть... — ложные притязания на
обладание истиной, — все формы лжеучения, — мирская философия, — новые религиозные идеи, — проклятия, — сплетни, — критика, — непристойные шутки, — двусмысленности. б) Лжеучение описано как
«знание», но «лжеимен- ное». — Слово «знание» (гр.
— гносеос) означает лож- ное познание мира,
полученное в поисках гу- манистической истины. — Слово «прекословие» (гр.
— антитесис) оз- начает «противоречие», то
есть возражение против какого-либо
положения, истины или факта. Осуждено
человеческое ложное зна- ние, человеческое учение,
отличное от Божия славного откровения во
Христе и в Слове Бо- жием. Служитель, да и
всякий человек, совер- шает глупость, если
восстаёт против истины и фактов, от Бога ли они
или от истинной науки. Приказ суров, очень
суров: отвращайтесь людей и учений, которые восстают
против Христа и учения Сло- ва Божия. Не занимайтесь
лженаукой или человечес- ким ложным знанием.
Человеческие лжеучения могут иметь отношение к
философии, психологии, образова- нию, социологии, религии
— любой сфере научного зна- ния, но вы отвращайтесь
от таких учений, потому что они ложные. Как можно
распознать лжеучение? С по- мощью Слова Божия,
откровения и повествования о Христе и истине Божией.
Если наука, или знание, про- тиворечит Слову Божию,
таковой отвращайтесь. Это лженаука, что можно
доказать с помощью более глу- боких исследований,
разумных и честных. Обратите внимание:
некоторые люди примкнули к лжеучению. О том,
насколько серьёзна эта ситуация, мы можем судить, прочитав
заключительные слова По- слания к Тимофею. Последнее
наставление Павла: «от- вращайся лжеучения». Это
предупреждение относится к вам и ко всем
служителям Божиим! «А упадшее на камень, это
те, которые, когда услышат слово, с радостью
принимают, но кото- рые не имеют корня, и
временем веруют, а во вре- мя искушения отпадают»
(Лук. 8:13). «Но Иисус сказал ему:
никто, возложивший ру- ку свою на плуг и
озирающийся назад, не благона- дежен для Царствия Божия»
(Лук. 9:62). «Но имею против тебя то,
что ты оставил пер- вую любовь свою» (Откр.
2:4). 4. Вы должны остерегаться
религиозного и государственно- го лжеучений. «А Он заповедал им,
говоря: смотрите, берегитесь за- кваски фарисейской
[учения религиозников] и закваски Иродовой
[государственного учения]» (Марк. 8:15). Мысль. Что подразумевал Иисус
под закваской фарисей- ской и иродовой, или
мирской? (Матфей вместо иродиан упо- минает саддукеев.
Большинство иродиан, сторонников Иро- да, были саддукеями. См.
Матф. 22:16; Деян. 23:8.) а) Закваска фарисейская —
это учение фарисеев (ре- лигиозников) и их
лицемерие, лживость и притвор- ство (Лук. 12:1). Фарисеи
привносили свою заква- ску во
всякого человека, с которым общались. Фарисеи признавали личное
познание Бога, ве- рили в Писание, однако
прибавляли к Слову Бо- жию правила,
установления, ритуалы и обряды, ко- торые неоправданно
ограничивали человеческое поведение. Следствием
этого были три тяжких ошибки. — Люди приходили к мнению
о том, что стано- вятся угодными Богу
благодаря хорошему по- ведению и следованию
религиозным обрядам и ритуалам. Для
праведности следовало при- держиваться религии
добрых дел. — Следствием этого была
религия общественной респектабельности,
внешняя религия. Если человек был почитаем в
обществе и совершал правильные поступки,
тогда его считали угод- ным Богу. — Следствием этого было
самодовольство, кото- рое проявлялось в мыслях
и поступках. Чело- век, соблюдавший правила
и установления, ра- зумеется, считал себя
праведником и иногда го- ворил об этом во
всеуслышание. Складывалась зависимость праведности
от самого человека и от соблюдения правил. б) В те дни саддукеи, или
иродиане, считались воль- нодумцами. Их лжеучение,
или закваска, имело две стороны. — Они отрицали всё
Писание, кроме Пятикнижия, первых пяти книг Ветхого
Завета. — Им было свойственно
свободное, рациональное, светское и
материалистическое мышление. По этой причине они были
готовы сотрудничать с римлянами для того,
чтобы, покончив с иудей- ской культурой, насадить
греко-римскую. В свя- зи с этим Рим назначал
саддукейских лидеров на руководящие посты (в
синедрион) и обес- печивал их
благосостояние. Их мирская, свет- ская философия и
либеральное богословие все- гда представляли угрозу
для людей (см. «Биб- лия проповедника», прим.
— Матф. 16:1-12). Обратите внимание на
двойное предупреждение Ии- суса: «Смотрите,
берегитесь». Этим подчёркнута осо- бая важность
предостережения против закваски фари- сеев и светских вождей.
Вам, как служителю Христа, отданы два приказания. а) Вы должны «смотреть»,
остерегаться лжеучения религии и государства.
Словом «смотрите» выра- жен призыв смотреть,
видеть, распознавать, учить- ся наблюдать и
приобретать практический опыт. Для того, чтобы
«смотреть», от вас требуется сле- дующее: живая мысль и
проницательный разум. Необходимо уметь
наблюдать, тщательно обдумы- вать и распознавать. В
данном предложении при- каз выражен глаголом
настоящего времени, упот- реблённом
в повелительном наклонении. Ученик должен «смотреть» за
закваской сейчас и занимать- ся этим всегда,
распознавая лжеучения. б) Вы должны остерегаться
лжеучения религии и госу- дарства. Словом
«берегитесь» выражен призыв ви- деть, постигать, понять и
познать, чтобы уберечь се- бя от чего-либо;
направить мысли на объект и не упус- кать его из виду; беречь
и защищать от чего-либо. Вновь приказ выражен
посредством повелительно- го наклонения глагола. Вы
должны приступить к делу немедленно и продолжать
наблюдение, всегда остере- гаться опасности
лжеучения религии и государства. 5. Вы не должны учить
людей пустым размышлениям и про- поведовать спорные мысли.
Ваш долг — проповедовать лю- бовь, веру и добрую
совесть. «Цель же увещания есть
любовь от чистого сердца и доброй совести и
нелицемерной веры, От чего отступивши, некоторые уклонились в
пустословие [пустые размышле- ния и споры], Желая быть
законоучителями, но не разу- мея ни того, о чем
говорят, ни того, что утверждают» (1 Тим. 1:5-7). Мысль. Как служитель
Христа, вы не должны учить лю- дей пустым размышлениям и
проповедовать спорные мыс- ли. Ваш долг —
проповедовать любовь, веру и добрую со- весть. Внимательно
прочитайте приведённую выдержку из Писания. В нём высказаны
два важных наставления слу- жителю Христа. а) Вы не должны ставить
пустые размышления и спо- ры выше любви. Цель Божия
увещания есть лю- бовь (агапе, Божия
любовь). Следовательно, глав- ными для вас и для всех
служителей Божиих должны быть возрастание в
любви и проповедь любви. Великое призвание
верующего заключает- ся в том, чтобы... — познать любовь Божию и
любить Бога; — возлюбить своего
ближнего как брата в Гос- поде; — возлюбить заблудший мир
так, чтобы пойти и благовествовать ему. Обратите внимание на
источник такой любви. Её источник следует искать
вне человека; не во всяком человеческом сердце берёт
она своё начало. У любви, которую мы должны познать
и которой должны обла- дать, есть три источника: — любовь исходит от
чистого сердца: сердца, про- щённого Богом и
очищенного от всякой нечисто- ты; от сердца, которое не
отягощено эгоизмом, мир- скими желаниями,
завистью, алчностью и блудом; — любовь исходит от
доброй совести: от совести, ко- торую ничто не отделяет
от Бога и от человека; от совести, которая знает,
что хранила верность Сло- ву Божию и не допускала
заблуждений; — любовь исходит от
нелицемерной, или чистой, ве- ры: веры, средоточием
которой есть Бог и Его Сло- во; которая держится
Слова Божия, а также упо- вает и учит Слову Божию и
только ему. Цель Божия увещевания —
всего, что Бог когда- либо говорил человеку, —
это любовь. Следователь- но, как служитель, вы
обязаны сделать познание и про- поведь любви Божией главным
и единственным делом своей жизни. Но для этого
вы должны... — иметь сердце, чистое
пред Богом, — иметь совесть, добрую
(чистую) пред Богом, — следовать вере,
то есть учению Слова Божия. Однако некоторые люди
этими свойствами не об- ладают. Это лжеучителя.
Обратите внимание на ска- занное в Писании:
некоторые отступили и уклонились в пустословие.
Пустословие — это то, чем в действи- тельности является
лжеучение, а именно: пререкания и споры. Этим понятием
обозначены бессодержатель- ные дискуссии, споры и
размышления — человечес- кие представления о Боге,
Христе и Слове Божием. Однако помните: вы,
истинный служитель Бога, при- званы Христом
проповедовать любовь Божию, явлен- ную в смерти Его Сына и
возвещённую в Его Слове, Святом Писании. «Дух же ясно говорит, что
в последние време- на отступят некоторые от
веры, внимая духам обольстителям и учениям
бесовским, Чрез лице- мерие лжесловесников,
сожженных в совести сво- ей» (1 Тим. 4:1-2). «Ибо есть много и
непокорных, пустословов и обманщиков, особенно
среди обрезанных [религи- озников]» (Тит. 1:10). «Начало слов из уст его —
глупость, а конец речи из уст его —
безумие» (Екк. 10:13). б) Вы не должны ставить
личные цели и мысли вы- ше истины. Честолюбивый
человек отличается тем, что... — хочет получить
признание как подлинный учитель или проповедник, — хочет получить
признание как творческая личность, — хочет получить
признание как создатель новой теории или учения, — хочет получить
признание как основополож- ник нового учения. Честолюбец хочет иметь
представление о модных течениях и для этого
пренебрегает истиной или отвер- гает её. Он пренебрегает
истиной, чтобы быть приня- тым в круг себе подобных.
Честолюбие лжеучителя вы- тесняет его знание об
истине. Вильям Баркли говорит,
что честолюбивый лжеучитель нередко... — демонстрирует
высокомерие вместо смирения, — поучает других, вместо
того чтобы учиться са- мому, — свысока смотрит на
бесхитростных людей, — считает невежественными
глупцами тех, кто не согласен с его мнением
(The Letters to Timothy, Titus, and Philemon, p. 37). Как служитель Христа, вы
не имеете права ставить личные цели и мысли выше
истины. «Но тщетно чтут Меня, уча
учениям, запове- дям человеческим» (Матф.
15:9). «Иисус сказал им в ответ:
заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы
Божией» (Матф. 22:29). «Кто учит иному и не
следует здравым словам Господа нашего Иисуса
Христа и учению о благочес- тии, Тот горд, ничего не
знает, но заражен стра- стью к
состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть,
распри, злоречия, лукавые по- дозрения» (1 Тим. 6:3-5).
|