Что Библия говорит служителю

 

 

 

 

                                                                                                                                                                      

ГЛАВА 5

 

ЧТО ПОРУЧЕНО ВАМ КАК СЛУЖИТЕЛЮ

 

1. Ваша обязанность — призывать и приводить людей к поклоне-

нию Господу, единственному Богу Живому и Истинному, в ду-

хе и истине.

«Но настанет время, и настало уже, когда истинные по-

клонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо та-

ких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть дух, и покло-

няющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан.

4:23-24).

«Воздайте ГОСПОДУ славу имени Его. Возьмите дар,

идите пред лице Его, поклонитесь ГОСПОДУ в благолепии

святыни Его» (1 Пар. 16:29).

«Приидите, поклонимся, и припадем, преклоним коле-

на пред лицем ГОСПОДА, Творца нашего» (Пс. 94:6).

«Поклонитесь ГОСПОДУ во благолепии святыни. Тре-

пещи пред лицем Его, вся земля!» (Пс. 95:9).

«Входите во врата Его со славословием, во дворы Его

— с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его! Ибо

благ ГОСПОДЬ: милость Его вовек, и истина Его в род и

род» (Пс. 99:4-5).

«Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви

и добрым делам; Не будем оставлять собрания своего, как

есть у некоторых обычай; но будем увещавать друг друга, и

тем более, чем более усматриваете приближение дня оно-

го» (Евр. 10:24-25).

«Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо

написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному

служи» (Матф. 4:10).

Мысль. Как служитель, вы обязаны призывать и приво-

дить людей к поклонению Богу. Однако заметьте: Бог ждёт

особого поклонения. Бог с точностью предписывает, как

находить путь к Нему и как Ему поклоняться: в духе и ис-

тине. «...поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе

и истине» (Иоан. 4:24). Вот как вы обязаны призывать и вес-

ти людей к поклонению Богу: они должны обратиться к

Богу и поклоняться Богу «в духе и истине». Обратите вни-

мание на три важные особенности Иоан. 4:23-24.

Во-первых, поклонение изменилось: «Настанет время,

и настало уже...». Христос изменил поклонение. До Христа

люди поклонялись в специальных местах, например, в хра-

мах, перед алтарями. Со времени Христа место поклоне-

ния не имеет значения. Христос открыл дверь в само при-

сутствие Божие, и теперь человек может поклоняться Бо-

гу в любой точке вселенной.

Во-вторых, чётко определена сущность поклонения —

как надлежит поклоняться. Человек должен поклоняться

Богу в духе и истине.

а) Поклоняться Богу в духе значит поклоняться Бо-

гу...

— со всей энергией духа и всеми силами души,

стремясь к наиболее тесному общению и друж-

бе с Богом;

— всем своим духовным естеством, уповая и по-

лагаясь на благосклонность, любовь и заботу

Божию.

б) Поклоняться Богу в истине значит...

— обратиться к Богу правильным путём, или ис-

тинно. Есть только один путь: через Его Сына

Иисуса Христа;

— поклоняться Богу искренно и верно, с желани-

ем, без колебаний и лени.

В-третьих, чётко названа причина поклонения: Отец

ищет поклоняющихся Ему. Бог желает поклонения и друж-

бы, для чего создал человека. Следовательно, Бог ищет

людей, которые станут поклоняться Ему в духе и истине.

Однако обратимся к приведённому Евр. 10:25. Уже в

раннецерковный период были случаи отступничества — яв-

ления, свойственного каждому времени. Необходимо де-

лать то, о чём сказано в стихе: наставлять друг друга, и

тем усерднее, чем ближе день. Какой день? День пришест-

вия Господа. Его пришествие для нас — дело ближайшего

будущего. Следовательно, мы обязаны наставлять отступ-

ников, чтобы они не утратили спасение Его пришествия и

не обрекли себя на осуждение.

Те, чья вера истинна, испытывают потребность в обще-

нии с себе подобными — в дружбе, поддержке, любви и

заботе друг о друге. Всё это верующие получают, собрав-

шись для поклонения, причём получают особым, неповто-

римым способом. Поэтому вы, как служитель Божий, обя-

заны призывать и вести людей к тому, чтобы...

— воздать Господу славу имени Его;

— взять дар и идти пред лице Его;

— поклониться Господу в благолепии Святыни Его

(1 Кор. 16:29).

2. Ваша обязанность — служить и трудиться так, как служил и

трудился Христос.

«Но между вами да не будет так: а кто хочет между

вами быть большим, да будет вам слугою; И кто хочет ме-

жду вами быть первым, да будет вам рабом; Так-как Сын

Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили,

но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления

многих» (Матф. 20:26-28).

«Носите бремена друг друга, и таким образом испол-

ните закон Христов» (Гал. 6:2).

«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благо-

вествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных

сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым

прозрение, отпустить измученных на свободу, Проповеды-

вать лето Господне благоприятное» (Лук. 4:18-19).

Мысль. Как служитель, вы обязаны исполнить закон Хри-

стов. Закон Христов — это закон служения и любви.

Прочтите приведённые стихи, в которых он изложен со всей

очевидностью.

Для того, чтобы люди обратились к Нему, Христос

принёс Себя в высшую жертву: Он принял смерть за грехи

человечества. Разумеется, вы не способны понести грехи

мира, но можете нести бремена людей. Вы можете...

— сострадать,

— ободрять,

— молиться,

— прощать,

— быть добрым и заботливым,

— свидетельствовать об обетованиях Божиих,

— сочувствовать и сопереживать,

— удовлетворять нужды,

— посещать, ободрять и укреплять,

— свидетельствовать о надежде вечной жизни,

— исцелять сокрушённых сердцем,

— возвращать зрение слепым,

— освобождать измученных,

— благовествовать, в особенности нищим.

Обратите внимание на слово «служитель» (Матф.

20:26-28). Речь идёт о рабстве, о повиновении Господу ка-

ждую минуту жизни. Здесь заключена мысль не о

случайной услуге, а о постоянном служении. Вы обяза-

ны служить постоянно, независимо от времени, от то-

го, каково ваше призвание или трудности, с которыми вы

столкнулись. Будучи служителем, вы являетесь рабом

Христа, вы служите Ему ежечасно и ежедневно, удовле-

творяя нужды людей, и должны служить так, как слу-

жил Христос.

3. Вы должны находить и спасать погибшее так, как находил и

спасал Христос (см. «Вы должны быть свидетелем Христу»,

стр. 30-38).

«Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти по-

гибшее» (Лук. 19:10).

«Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал

Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Иоан. 20:21).

Мысль. Ваша миссия, как служителя Христова, тесно свя-

зана с миссией Христа. Ваша миссия — это и есть миссия

Христа. Вот что сказано в Иоан. 20:21:

— Бог послал Христа с особой миссией.

— Христос посылает вас с этой же миссией.

Какова эта миссия?

«...Сын Человеческий пришел взыскать и спа-

сти погибшее» (Лук. 19:10).

 

Человек — «погибшее»: он отделён от Бога и блужда-

ет без Бога; отрезан от Бога и погибает; обречён на смерть

и утрату вечной жизни.

Вы, служитель, посланы находить и спасать погибших,

искать заблудших и свидетельствовать им о спасении Бо-

жием. Вы — пророк и свидетель Господа Живого.

— Христос есть Путь; вы указываете заблудшим

Путь.

— Христос есть Истина; вы проповедуете заблудшим

Истину.

— Христос есть Жизнь; вы говорите заблудшим о

Жизни.

Ваша задача, как служителя Божия, — идти вперёд так,

как шёл Христос: в округе и во всём мире искать заблуд-

ших и спасать их.

4. Вы обязаны работать и трудиться для Бога сейчас: пришло вре-

мя жатвы, и медлить нельзя.

«Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и насту-

пит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмот-

рите на нивы, как они побелели и поспели к жатве» (Иоан.

4:35).

Мысль. Главная забота Иисуса — жатва душ. Мысли лю-

дей заняты мирской жатвой: севом и созреванием колоса,

вложением денег и получением прибыли. Но в сердце Ии-

суса — люди, распространение Благой вести и жатва душ

во имя Божие.

К вам, служителю Господнему, обращено повеление

Иисуса: «Возведите очи ваши и посмотрите на нивы». Не

смотрите на землю, на мирские дела, но откройте глаза и

взгляните на обширные людские поля.

а) Поля душ побелели и поспели: пора собирать уро-

жай. С пришествием Христа на землю Бог послал

Святого Духа в мир, следствием чего стало сверхъ-

естественное усиление...

— жажды Бога,

— чувства греха, неумения справиться со своим

долгом,

— чувства одиночества и опустошённости,

— ощущения бесцельности,

— понимания того, что Иисус Христос пришёл на

землю как Спаситель мира и единородный Сын

Божий.

Совершенно необходимо, чтобы вы открыли глаза и по-

смотрели сейчас. Если же это не произойдёт, то урожай,

поспевший на полях душ и тел,...

— останется на земле,

переспеет (утратит вкус или станет бесполез-

ным),

— сгниёт и будет потерян навсегда,

— осыплется и пропадёт.

б) Для того, чтобы увидеть, вы должны открыть гла-

за. Не открыв глаза, вы не можете ни смотреть

вперёд, ни оглянуться вокруг. Земное видится

странно расплывчатым, до тех пор пока вы не от-

кроете глаза и не посмотрите.

в) Вы обязаны осмотреть то место, где находитесь.

Вы должны своими глазами увидеть окружающую

вас реальность. Урожай душ, поспевший вокруг вас,

— вот на что должен быть обращён ваш внима-

тельный взгляд.

Заметьте: призывая людей «возвести очи», вы мо-

жете охватить взглядом поля в других странах. Обрати-

те внимание на ещё одно обстоятельство: соседство лю-

дей в мире становится всё более тесным, расстояние ут-

ратило своё значение. Каждый верующий становится всё

более ответствен за людей, живущих в других странах.

Фактически, человек, кем бы он ни был, нигде не ощу-

щает себя чужим.

«Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; а

сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая

добро, да не унываем; ибо в свое время пожнем, если

не ослабеем» (Гал. 6:8-9).

«Когда же созреет плод, немедленно посылает серп,

потому что настала жатва» (Марк. 4:29).

 

«И сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак

молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на

жатву Свою» (Лук. 10:2).

«...идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами чело-

веков» (Лук. 10:2).

«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил

вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод

ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя

Мое, Он дал вам» (Иоан. 15:16).

«Пусть тот знает, что обративший грешника от

ложного пути его спасет душу от смерти и покроет мно-

жество грехов» (Иак. 5:20).

«Сеявшие со слезами будут пожинать с радостию.

С плачем несущий семена возвратится с радостию, не-

ся снопы свои» (Пс. 125:5-6).

5. Вы должны проповедовать Слово Божие, указывая людям на

их ошибки, обличая и увещевая (см. Гл. 6 «Каким должно быть

послание служителя?», стр. 93).

«Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом (нашим)

Иисусом Христом, Который будет судить живых и мерт-

вых в явление Его и царствие Его: Проповедуй слово, на-

стой во время и не во время, обличай, запрещай, увещавай

со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4:1-2).

Мысль. Как служитель, вы обязаны проповедовать Слово

Божие. Именно для этого Господь призвал вас. В жизни слу-

жителя должна быть одна, всепоглощающая страсть — бла-

говествование. Обратите внимание на силу, с которой эта

мысль выражена в приведённом стихе:

— «проповедуй слово», Писание, Святую Библию;

— «настой во время и не во время»: проникнись чув-

ством безотлагательности, используй любую воз-

можность, создавай возможность для проповеди;

— «обличай», проповедуя;

— «запрещай», проповедуя;

— «увещавай со всяким долготерпением и назидани-

ем», проповедуя.

 

Во-первых, проповедуйте Слово. Служитель должен

быть одержим желанием проповедовать. Ваша душа долж-

на гореть стремлением проповедовать неисследимое богат-

ство Христово. Почему?

— Потому что проповедь — это избранный Богом спо-

соб спасения людей.

«Ибо слово о кресте для погибающих юродст-

во есть, а для нас спасаемых — сила Божия. Ибо,

когда мир своею мудростью не познал Бога в пре-

мудрости Божией, то благоугодно было Богу юрод-

ством проповеди спасти верующих» (1 Кор. 1:18, 21).

— Потому что на служителя возложена обязанность

проповедовать.

«Ибо, если я благовествую, то нечем мне хва-

литься, потому что это необходимая обязанность

моя, и горе мне, если не благовествую!» (1 Кор. 9:16).

Значение проповеди невозможно переоценить. Такова

главная мысль приведённого отрывка. Задумайтесь над тор-

жественным поручением и предупреждением, заключённы-

ми в упомянутом стихе:

— Бог и Христос смотрят на служителя: проповедует

ли он.

— Господь Иисус Христос будет судить служителя со-

образно тому, как он проповедовал Слово.

— Когда Христос вернётся в славе как Господь Побе-

ждающий, служитель предстанет пред Ним и даст

отчёт о том, как он проповедовал.

— Место и положение служителя в Царстве Господ-

нем будут определены в зависимости от того, на-

сколько верен он был, проповедуя Слово.

Следовательно, дан приказ проповедовать Слово. Об-

ратите внимание на два важных обстоятельства.

а) Услышав слово «проповедовать» (гр. — керуссо),

мы представляем служителя, стоящего перед

людьми со всем достоинством и властью Самого

Бога. Это слово применялось по отношению к по-

слу, которому царь поручал огласить своё посла-

ние, для чего облекал его в царское достоинство и

наделял соответствующими полномочиями.

 

«Вот пример для современного проповедника.

Он должен проповедовать [с достоинством]... дос-

тоинством, основанном на том обстоятельстве, что

он является официальным глашатаем Царя царей.

Должна ощущаться власть, которая требует от слу-

шателей уважения, глубокого внимания и соответ-

ствующей реакции» (Kenneth Wuest. The Pastoral

Epistles. «Wuest’s World Studies, «Vol. 2. Grand Rapids,

MI: Eerdmans, 1952, p. 154).

б) Служитель должен проповедовать «Слово». Что

означает «Слово»?

— «Все Писание» — всё богодухновенное Писа-

ние (2 Тим. 3:16).

Слово означает Писание, Слово Самого Бога. Это

«свод истин откровения» (Kenneth Wuest. The Pastoral

Epistles, Vol. 2, p. 154). Это собрание планов Бога, кото-

рое люди называют Святой Библией. Служитель обя-

зан проповедовать Слово, Святое Писание, Слово Са-

мого Бога. Он не должен проповедовать...

— свои идеи,

— идеи других людей,

— философию,

— психологию,

— самолюбование,

— самодовольство,

— социологию,

— науку,

— образование,

— личные достижения,

— эгоцентризм,

— религию, сотворённую человеком.

Кеннет Уест (Kenneth Wuest), большой знаток

греческого языка, предлагает одно из самых интерес-

ных толкований слова «проповедовать»:

«Слово [«проповедовать»] — это команда, ко-

торой следует повиноваться немедленно. Это су-

ровый приказ, подобный военному... Проповедник

обязан излагать не материалы книжных обозрений,

не экономические теории, не текущие события, не

философию, основанную на отрицании Библии и

на непроверенных научных теориях, но Слово. Про-

поведник, подобно глашатаю, не выбирает весть.

Владыка вручает ему послание, подлежащее огла-

шению. И если он не делает то, что ему приказано,

тогда пусть сложит свои высокие полномочия»

(Kenneth Wuest. The Pastoral Epistles, Vol. 2, p. 154).

Замечательное высказывание принадлежит Метью

Генри (Matthew Henry):

«Их задача — проповедовать не собственные

представления и фантазии, но чистое Слово Божие;

и они не имеют права искажать его» (Matthey

Henry’s Commentary, Vol. 5. Old Tappan, NJ: Fleming

H. Revell, p. 848).

«Ходя же проповедуйте, что приблизилось

Царство Небесное... Что говорю вам в темноте, го-

ворите при свете; и что на ухо слышите, пропове-

дуйте на кровлях» (Матф. 10:7, 27).

«И сказал им: идите по всему миру и пропове-

дуйте Евангелие всей твари» (Марк. 16:15).

«Идите и, ставши во храме, говорите народу

все сии слова жизни» (Деян. 5:20).

«Проповедуй слово, настой во время и не во

время, обличай, запрещай, увещавай со всяким

долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4:2).

Во-вторых, «настой во время и не во время». Слово «на-

стой» (гр. — эпистефи) означает «стой на своём, проповедуй

в любых обстоятельствах, благоприятных или сложных».

Кеннет Уест говорит:

«Проповедник должен провозглашать Слово во

время благоприятное, удобное, а также тогда, ко-

гда обстоятельства этому не способствуют. Под-

ходящие моменты так нечасты, что проповедник

обязан использовать любую возможность для про-

поведи Слова. В деле проповедания нет «мёртвого

сезона» (Kennet Wuest. The Pastoral Epistles, Vol. 2,

p. 155).

 

Мэтью Генри говорит:

«Делайте эту работу со всем рвением духа.

Призывайте тех, за кого ответственны, остерегать-

ся греха, исполнять свой долг; призывайте их по-

каяться и уверовать, и жить святой жизнью. Де-

лайте это во время и не во время...

«Мы обязаны делать это во время, то есть не

упускать возможность, и не во время, то есть не

уклоняться от исполнения своего долга под пред-

логом неблагоприятных обстоятельств» (Matthey

Henry’s Commentary, Vol. 5, p. 848).

Уильям Баркли говорит:

«Христианский учитель должен быть на-

стойчивым. Весть, которую он приносит людям, —

это действительно вопрос жизни и смерти. Люди

слышат только тех проповедников и учителей, в го-

лосах которых звучат искренность и убеждён-

ность... Христианский учитель должен быть стой-

ким. Он обязан проповедовать слово Христово «во

время и не во время — как говорится, использо-

вать возможность или создать её» (The Letters to

Timothy, Titus, and Philemon. «The Daily Study Bible.

«Philadelphia, PA: The Westminister Press, 1956, p.

234f).

Один из английских переводов говорит:

«Будьте настойчивыми (будьте наготове, при

любой возможности, благоприятной или неблаго-

приятной; когда это удобно или неудобно, привет-

ствуется или не приветствуется, — вы, как пропо-

ведник Слова, обязаны указывать людям на то, что

в их жизни неправильно)».

В-третьих, «обличай» (гр. — эленксон). Слово означает

«указать человеку на его грех, привести человека к ощу-

щению вины за грех; сделать так, чтобы человек осознал

свою греховность и покаялся».

«Проповедник должен говорить о грехе как в жиз-

ни необращённых слушателей, так и в жизни тех свя-

тых, которым он служит, и обязан делать это со всей

прямотой. Сегодня уже недостаточно произнести в про-

поведи слово «грех» (Kenneth Wuest. The Pastoral

Epistles). Vol. 2, p. 155).

В-четвёртых, «запрещай» (гр. — эпитимесон). Это весь-

ма эмоциональное слово, означающее резкий, суровый за-

прет, и содержащее идею о неизбежности осуждения того,

кто не раскается.

«Слово предостережения и запрета способно спа-

сти брата от многих грехов и от их гибельных послед-

ствий. Однако, произнося его, нельзя забывать о том,

что «брат наставляет брата». Мы должны разделить с

братом чувство вины. Не нам судить ближнего, но, ес-

ли есть необходимость, мы обязаны произнести слово

предостережения» (William Barclay. The Letters to Timothy,

Titus, and Philemon, p. 236f).

«Согрешающих обличай пред всеми, чтоб и прочие

страх имели» (1 Тим. 5:20).

«Держащийся истинного слова, согласного с учени-

ем, чтоб он был силен и наставлять в здравом учении и

противящихся обличать» (Тит. 1:9).

«Сие говори, увещавай и обличай со всякою вла-

стью, чтобы никто не пренебрегал тебя» (Тит. 2:15).

В-пятых, «увещавай со всяким долготерпением и на-

зиданием». Слово «увещавай» означает «умоляй, ободряй,

успокаивай и помогай». Недостаточно обличать и запрещать.

Долг служителя — ободрять и успокаивать, помогать чело-

веку и приводить его ко Христу. Обратите внимание, на-

сколько важна эта мысль.

а) Служитель должен увещевать «со всяким долго-

терпением» (гр. — макрофумиа). Здесь заключена

мысль о терпеливом и упорном увещевании в лю-

бых обстоятельствах. Он продолжает увещевать и

ободрять, Он долготерпит вместе с людьми,...

— терпеливо разделяя их немощи и неудачи,

— терпеливо разделяя зло и несправедливости,

творимые по отношению к ним.

Служитель долготерпит без негодования и гнева, ни-

когда не сдаётся, потому что знает: Христос Своей силой

преображает человеческую жизнь.

б) Служитель увещевает «со всяким... назиданием».

Он не излагает отрывки Слова Божия, не сосредо-

точивается на темах, которые...

— популярны,

— удобны,

— возбуждают любопытство,

— следует, по его мнению, обсудить.

Он сосредоточивается на учении Божием в целом

— на плане Бога в целом.

«Но наставляйте друг друга каждый день, до-

коле можно говорить «ныне», чтобы кто из вас не

ожесточился, обольстившись грехом» (Евр. 3:13).

Как служитель, вы обязаны проповедовать Слово Бо-

жие со всей властью Самого Бога.

6. Вы обязаны учить. Ваш долг: учить людей — основательно —

Слову Божию и благовествовать об Иисусе Христе.

«И Он поставил одних Апостолами, других пророка-

ми, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, К

совершению святых, на дело служения, для созидания те-

ла Христова» (Ефес. 4:11-12).

«Проповедуй сие и учи» (1 Тим. 4:11).

«И что слышал от меня при многих свидетелях, то пе-

редай верным людям, которые были бы способны и других

научить» (2 Тим. 2:2).

«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя От-

ца и Сына и Святого Духа, Уча соблюдать все, что Я пове-

лел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века...»

(Матф. 28:19-20).

«И всякий день в храме и по домам не переставали

учить и благовествовать об Иисусе Христе» (Деян. 5:42).

«И он оставался там год и шесть месяцев, поучая их

слову Божию» (Деян. 18:11).

«Для которого я поставлен проповедником и Апосто-

лом — истину говорю во Христе, не лгу, — учителем

язычников в вере и истине» (1 Тим. 2:7).

«Открывшийся же ныне явлением Спасителя нашего

Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и

нетление чрез благовестие, Для которого я поставлен про-

поведником и Апостолом и учителем язычников» (2 Тим.

1:10-11).

Мысль. Ваш долг, как служителя, — учить Слову Божию.

Учительство — это высокое призвание, одно из величайших.

Духовный дар учительства по своему значению следует сра-

зу же за дарами апостольства и пророчества. Каждый апо-

стол, пророк и пастырь обладают даром учительства, но не

всякий учитель является апостолом, пророком или пасты-

рем. На обладателя дара учительства Бог возлагает величай-

шую ответственность, а значит, потребует от него строжай-

шего отчёта в том, как он распорядился этим даром.

Духовный дар учительства — это дар понимать и изла-

гать Слово Божие, а также назидать верующих в истинах

Слова Божия. Это предполагает понимание, толкование и

упорядоченное изложение Слова Божия. Верующий, посвя-

тивший свою жизнь Слову Божию и проповеди Его слав-

ных истин народу Божию, наделён даром учительства.

Являясь служителем, вы обязаны учить. Вы призва-

ны учить. Научение людей представляет собой большую

часть вашего служения. Поэтому вы обязаны быть силь-

ным учителем. Обратите внимание на то, что делает силь-

ный учитель:

«И что слышал от меня при многих свидетелях, то

передай верным людям, которые были бы способны и

других научить» (2 Тим. 2:2).

В приведённом стихе названы две основные особенно-

сти, присущие сильному учителю.

а) Сильный учитель приобретает истину. Ваши дела

не должны расходиться с вашими словами, вы

должны верить в то, что говорите, на своём опыте

знать то, чему учите. Как сказано в Матф. 28:19-

20, вы обязаны приобретать истину и внимать ей,

когда другой служитель или учитель учит тому,

что повелел Христос. Вы, как никогда ранее, долж-

ны жить сообразно истине. Ваш долг — являть со-

бой яркий пример для последователей истины Хри-

стовой. Вот первая особенность сильного учителя.

«От домостроителей же требуется, чтобы ка-

ждый оказался верным» (1 Кор. 4:2).

«За сим, братия, просим и умоляем вас Хри-

стом Иисусом, чтобы вы, принявши от нас, как

должно вам поступать и угождать Богу, более в

том преуспевали» (1 Фес. 4:1).

б) Сильный учитель готовит свою смену. Вы — свя-

зующее звено между двумя поколениями. Вы слы-

шали истину и уверовали в неё. Ваш долг теперь

— передать истину дальше, другим людям. Для

чего? Для того, чтобы они, в свою очередь, пере-

дали её следующим поколениям. Такова вторая

особенность сильного учителя.

Обратите внимание на одно важное обстоятельство:

сильный учитель вверяет истину истинно верующим. Ис-

тинно верующий — это человек, ...

— верующий во Христа и в Слово Божие,

— заслуживающий доверия, преданный, надёжный,

стойкий.

Разумеется, нельзя считать заслуживающим доверия

человека, который не верит в Бога или Слову Божию. Он

неверный и ненадёжный. Бог не может ему доверять или

полагаться на него.

Главное заключается в следующем: сильный учитель

не отдаст истину в руки неверного человека. Сильный

учитель будет искать верных людей и поручит истину им.

7. Ваш долг — назидать и созидать верующих и вооружать их для

дела служения.

«И Он поставил одних Апостолами, других пророка-

ми, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, К

совершению святых, на дело служения, для созидания те-

ла Христова, Доколе все придем в единство веры и позна-

ния Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного

возраста Христова» (Ефес. 4:11-13).

«А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание,

увещание и утешение» (1 Кор. 14:3).

«Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждо-

го из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть от-

кровение, есть истолкование, — все сие да будет к назида-

нию» (1 Кор. 14:26).

«Не думаете ли еще, что мы только оправдываемся

перед вами? Мы говорим пред Богом, во Христе, и все это,

возлюбленные, к вашему назиданию» (2 Кор. 12:19).

«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а

только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло

благодать слушающим» (Ефес. 4:29).

«Проповедуй слово, настой во время и не во время, об-

личай, запрещай, увещавай со всяким долготерпением и на-

зиданием» (2 Тим. 4:2).

«Держащийся истинного слова, согласного с учением,

чтоб он был силен и наставлять в здравом учении и проти-

вящихся обличать» (Тит. 1:9).

«Сие говори, увещавай и обличай со всякою властью,

чтобы никто не пренебрегал тебя» (Тит. 2:15).

Мысль. Ваша задача, как служителя, вооружать верую-

щих для дела служения. Слово «совершить (усовершен-

ствовать)» (гр. — катартизо) означает «вооружить для слу-

жения». Важно понять, что вы, служитель, не должны

трудиться в одиночку. Фактически, ваша главная задача

заключается в том, чтобы делать учеников, готовить дру-

гих к служению Христу. Примите во внимание ещё одну,

чрезвычайно важную мысль: цель подготовки рядового

члена церкви к служению — созидание Тела Христова,

Церкви. Это важно, потому что Церковь не может быть

созидаема без того, чтобы члены её выполняли дело слу-

жения. В каждой церкви все её члены должны быть во-

влечены в служение.

Такова ваша задача, как служителя Божия: назидать

верующих и вооружать для служения нуждающимся и за-

блудшим.

Заметьте, как чётко изложены ваши обязанности:

а) Ваш долг — вести народ Божий к совершенному

единству. Служитель Божий призван...

— нести церкви мир и примирение;

— вести людей к совершенной гармонии и духов-

ному единству;

— оберегать людей от разделения, роптания,

борьбы за власть и от всех других грехов, на-

рушающих совершенное единство.

«Умоляю вас, братия, именем Господа нашего

Иисуса Христа, чтобы все вы говорил одно, и не бы-

ло между вами разделений, но чтобы вы соединены

были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1:10).

«Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь,

утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, — и

Бог любви и мира будет с вами» (2 Кор. 13:11).

«Наконец (будьте) все единомысленны, состра-

дательны, братолюбивы, милосерды, дружелюб-

ны, смиренномудры» (1 Петр. 3:8).

б) Ваш долг — трудиться, чтобы люди познали Сына

Божия.

«Тогда сказал Иисус уверовавшим в Него Иу-

деям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно

Мои ученики, И познаете истину, и истина сделает

вас свободными» (Иоан. 8:31-32).

«Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, еди-

ного истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса

Христа» (Иоан. 17:3).

«Чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и

участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его»

(Филип. 3:10).

«Чтобы поступали достойно Бога, во всем уго-

ждая Ему, принося плод во всяком деле благом и

возрастая в познании Бога» (Кол. 1:10).

в) Ваш долг — трудиться, чтобы прийти в мужа со-

вершенного, в меру полного возраста Христова.

«Когда я был младенцем, то по-младенчески

говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчес-

ки рассуждал; а как стал мужем, то оставил мла-

денческое» (1 Кор. 13:11).

«Твердая же пища свойственна совершенным,

у которых чувства навыком приучены к раз-

личению добра и зла» (Евр. 5:14).

«Посему, оставивши начатки учения Христо-

ва, поспешим к совершенству; и не станем снова

полагать основание обращению от мертвых дел и

вере в Бога» (Евр. 6:1).

8. Ваш долг — пасти верующих.

«Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли

ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его:

«любишь ли Меня?», и сказал Ему: «Господи! Ты все зна-

ешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему:

паси овец Моих» (Иоан. 21:17).

«Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Свя-

тый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и

Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян.

20:28).

«Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не

принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной ко-

рысти [не ради выгоды], но из усердия, И не господствуя

над наследием Божиим, но подавая пример стаду...» (1 Петр.

5:2-3).

«И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут

пасти вас со знанием и благоразумием» (Иер. 3:15; ср. Иер.

23:4; Иез. 34:23).

Мысль. Это — наставление вам, служителю, и звучит оно

предельно ясно и мощно: «Пасите Божие стадо». Прочитай-

те приведённые 1 Петр. 5:2-3. Слово «пасите» (гр. —

попиманате) объемлет все обязанности служителя. Оно

означает не только проповедь и научение Слову Божию,

но и заботу о стаде, то есть всё, что входит в обязанности

пастыря. Исполнять их — значит...

— пасти овец, даже если для этого необходимо на ру-

ках отнести их на пастбище;

— направлять овец, уводя от опасных мест и пропас-

тей;

— находить и спасать заблудших овец;

— защищать овец. Преданный пастырь с готовностью

отдаст свою жизнь за овец;

— возвращать в стадо овец, которые сбились с пути;

— вознаграждать овец за повиновение и верность;

— отделить овец от козлов.

Обратите внимание на важное обстоятельство: стадо,

о котором говорится, — это стадо Божие, а не служителя.

Служители — всего лишь «подпаски» Бога. Но для этого

они и призваны: оберегать стадо Божие, заботиться о нём.

Бог — Пастыреначальник, однако это не означает, что вы

можете переложить на Него обязанности по уходу за ста-

дом. Бог осуществляет заботу о стаде через избранных Им

подпасков. Вот так Он печётся о стаде. Следовательно, вам

поручено важное задание: пасти и оберегать Божие стадо.

И Писание не оставляет в этом никаких сомнений, давая

вам точные наставления о том, как надлежит пасти стадо.

а) Ваш долг служителя — пасти стадо с бдительным

вниманием, не по принуждению, но добровольно.

Это не означает утрату ощущения того, что вас ко

служению понуждает Бог и Его любовь. Фактичес-

ки все служители должны понимать, что ко слу-

жению их понуждает Бог. Павел заявляет:

«...это необходимая обязанность моя, и горе

мне, если не благовествую!» (1 Кор. 9:16).

«Ибо любовь Христова объемлет нас...»

(2 Кор. 5:14).

Но главное заключается в том, что вы не должны

служить по принуждению. Вам надлежит доброволь-

но пасти Божие стадо. Вы должны с готовностью ис-

полнять волю Божию. Не следует приступать к служе-

нию народу Божию по принуждению.

По-настоящему трагическим представляется то об-

стоятельство, что многие, будучи призваны Богом ко

служению, призваны пасти Его стадо, отказались по-

следовать этому призыву. Почему?

— Некоторые посчитали себя недостойными.

— Некоторые посчитали, что за повиновение призы-

ву им придётся заплатить непомерную цену.

— Некоторые посчитали, что им придётся пожертво-

вать слишком многим.

— Некоторые не пожелали принять поношение за своё

служение.

— Некоторые посчитали, что требования, предъявляе-

мые к ним, слишком высоки, а обязанности —

слишком тяжелы.

Этот перечень можно продолжить, но в Писании

сказано ясно: если Бог призвал вас ко служению, вы не

имеете права отказаться. Вы не должны быть принуж-

даемы к исполнению Божией воли, но обязаны служить

с желанием и пасти Божие стадо.

«Иисус говорит им: Моя пища есть творить во-

лю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Иоан.

4:34).

«Так мы, из усердия к вам, восхотели передать

вам не только благовестие Божие, но и души на-

ши, потому что вы стали нам любезны» (1 Фес.

2:8).

б) Будучи служителем, вы не имеете права об ерегать

Божие стадо ради личной выгоды, но должны де-

лать это с готовностью и рвением. В греческом ори-

гинале сказано, что никто не должен приступать

ко служению ради «гнусной корысти» (гр. —

медеайсхро-кердос), то есть ради низкой выгоды,

грязного преимущества. Никому не дано право при-

ступать ко служению, ...

— как к профессиональной деятельности,

— как к способу заработать на жизнь,

— как к способу услужить человечеству,

— потому что люди считают его одарённым для

этого,

— потому что люди полагают, что из него по-

лучится хороший служитель,

— поддавшись на уговоры семьи и друзей.

Все эти соображения сопутствуют вступлению на по-

прище служителя. Но они никогда не должны становить-

ся причинами, по которым человек приступает к слу-

жению и печётся о народе Божием. Служение — это зов

Божий, и никому не позволено служить, не будучи при-

званным. Однако запомните: Если призыв раздался,

человек должен с готовностью последовать ему. Ему

надлежит служить народу Божию, пасти Божие стадо.

«И начал Петр говорить Ему: вот, мы остави-

ли все и последовали за Тобою» (Марк. 10:28).

«Так всякий из вас, кто не отрешится от всего,

что имеет, не может быть Моим учеником» (Лук.

14:33).

«Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от ко-

го не пожелал» (Деян. 20:33).

«Никто не ищи своего, но каждый пользы дру-

гого» (1 Кор. 10:24).

в) Будучи служителем, вы обязаны надзирать за ста-

дом не как господин, но подавая пример стаду. Обра-

тите внимание на то, что Божие стадо названо «на-

следием» (гр. — клерон). Мы находим это слово в

Ветхом Завете применительно к Израилю. Оно оз-

начает, что евреи были особым народом, который Бог

взял Себе в удел и о котором заботится. Так и слу-

житель относится к Божию стаду. Бог дал вам осо-

бое наследие, или удел; вам поручено пасти наследие

Божие, стадо, принадлежащее Самому Богу.

Теперь обратите внимание на то, как вам надлежит

управлять Божиим стадом. Вы должны не господство-

вать, но служить примером.

— Вы должны быть не диктатором, но являть при-

мер;

— Bаши слова не должны расходиться с вашими де-

лами.

Вы должны вести людей, подавая им пример жиз-

ни во Христе. Вы должны проповедовать и учить о Хри-

сте, но первейшая ваша обязанность — жить в чистоте

и праведности, подобно Христу. Ваше слово не должно

расходиться с делом. Вы обязаны быть примером упо-

добления Христу, примером того, каким Бог хочет ви-

деть Свой народ.

«Ибо Я дал вам пример, чтоб и вы делали то

же, что Я сделал вам» (Иоан. 13:15).

«Во всем показывай в себе образец добрых дел,

в учительстве чистоту, степенность, неповрежден-

ность» (Тит. 2:7).

9. Ваш долг — охранять и вразумлять верующих.

«Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны,

ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные

дать отчет; чтоб они делали это с радостью, а не воздыхая,

ибо это для вас не полезно» (Евр. 13:17).

«На стенах твоих, Иерусалим, я поставил сторожей, ко-

торые не будут умолкать ни днем, ни ночью. О, вы, напо-

минающие о ГОСПОДЕ! не умолкайте» (Ис. 62:6).

«Сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Из-

раилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих и будешь

вразумлять их от Меня» (Иез. 3:17; ср. Иер. 6:17).

«Если же страж видел идущий меч и не затрубил в

трубу, и народ не был предостережен, то, когда придет

меч и отнимет у кого из них жизнь, сей схвачен будет за

грех свой, но кровь его взыщу от руки стража. И тебя,

сын человеческий, Я поставил стражем дому Израиле-

ву, и ты будешь слышать из уст Моих слово и вразум-

лять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: «безза-

конник! ты смертью умрешь», а ты не будешь ничего го-

ворить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его,

то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взы-

щу от руки твоей. Если же ты остерегал беззаконника от

пути его, чтоб он обратился от него, но он от пути своего

не обратился, то он умирает за грех свой, а ты спас душу

твою» (Иез. 33:6-9).

Мысль. Вы, как служитель, являетесь Божиим стражем.

Это Ветхозаветный образ. Стражами были воины, постав-

ленные царём или военачальником...

— охранять штаб и войско,

— охранять город и его граждан.

Страж стоял на городской стене или, если была такая

возможность, на вершине холма: это улучшало обзор. Он

был обязан наблюдать, охранять, защищать и при необхо-

димости подавать сигнал тревоги.

Вы, служитель, являетесь Божиим стражем. Ваши обя-

занности чётко изложены в приведённых стихах.

а) Являясь стражем Божиим, вы обязаны охранять

души чад Божиих (Евр. 13:17). Вы должны обере-

гать их...

— благополучие,

— рост,

— святость,

— любовь,

— мир,

— радость,

— чистоту,

— знание,

— веру.

Ваш долг — защитить их от всех скорбей и иску-

шений. Вы должны укреплять их дух, так чтобы у них

хватило сил противостоять всем немощам, болезням,

несчастьям и страданиям.

б) Являясь стражем Божиим, вы не должны умол-

кать ни днём, ни ночью (Ис. 62:6).

— Ваш долг — непрестанно рассказывать о Гос-

поде, постоянно напоминать о Нём.

— Ваш долг — непрестанно взывать к Господу от

имени народа Божия.

— Ваш долг — непрестанно взывать к Богу в мо-

литве, вспоминая при этом обетования, данные

Богом Своему народу. Ваша молитва не долж-

на замолкать: вы — страж молитвы пред Бо-

гом.

в) Вы — страж дома Божия, Церкви, возлюбленных

чад Божиих (Иез. 3:17). На вас, стража дома Бо-

жия, возложены две обязанности:

— слышать Слово Божие, идущее из сердца и уст

Божиих;

— предупреждать людей о предстоящих сражени-

ях и о грядущем осуждении.

г) Вы, как страж Божий, обязаны подавать сигнал тре-

воги. Ваш долг — предупреждать людей об иду-

щем мече...

— искушений,

— скорбей,

— смерти,

— осуждения,

— погибели.

Вот что происходит, когда вы предупреждаете людей:

— Бог считает вас верным и избавляет вашу душу от

смерти, от ответственности;

— грешники получают возможность спасения и избав-

ления от смерти.

А вот что будет в том случае, если вы не предосте-

режёте людей:

— грешники умрут в грехах;

— на вас ляжет ответственность за смерть грешни-

ков. Прочитайте Иез. 33:6-9. Здесь высказана

мысль о том, что вы сами будете осуждены на

смерть.

Главная идея такова: вы — страж Божий. Вы должны

бодрствовать и возвещать Слово Божие; предостерегать о

грядущих искушениях, скорбях, смерти, осуждении и по-

гибели. Бог призвал вас именно для этого: быть Его стра-

жем и предупреждать людей.

10. Ваш долг — вести людей к чистому и непорочному благочес-

тию.

«Чистое и непорочное благочестие пред Богом и От-

цем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и

хранить себя неоскверненным от мира» (Иак. 1:27).

Мысль. Как служитель Божий, вы должны вести людей к

чистому и непорочному благочестию. Что есть чистое бла-

гочестие? Его сущность складывается из двух особенностей.

а) Человек обязан посещать сирот и вдов в их скорби.

Разумеется, исполнение этой обязанности распро-

страняется на всех людей в той местности, где вы

живёте, испытывающих нужду:

— сирот,

— вдов,

— узников,

— лежачих больных,

— вновь прибывших,

— заблудших или неспасённых,

— одиноких,

— скорбящих.

Бог надеется, что вы посетите всех нуждаю-

щихся. Он надеется, что вы окажете помощь всем

в округе, и задача эта не так уж тяжела, во всяком

случае, в той стране, где в каждом сообществе есть

церковь. Представьте себе церковь, окружённую

домами. Вы и члены церкви без особых трудностей

сможете посетить все дома, если, начиная в на-

значенное время, в течение нескольких часов бу-

дете обходить дом за домом. Всё, что вы должны

при этом делать, — это говорить о том, что при-

шли во имя Христа и Церкви. Будет хорошо, если

люди узнают, что вы искренне заботитесь о них и

всегда готовы прийти на помощь. Тогда в трудные

дни многие из этих людей обратятся к членам ва-

шей церкви. А то, что трудных дней не миновать,

известно всем. Кроме того, было бы хорошо, что-

бы в каждой церкви существовала группа истинно

верующих, способных поведать заблудшим о Хри-

сте. Теперь прочитайте следующее:

«Тогда скажет Царь тем, которые по пра-

вую сторону Его: «приидите, благословенные

Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное

вам от создания мира: Ибо алкал Я, и вы дали

Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был

странником, и вы приняли Меня; Был наг, и вы

одели Меня; был болен, и вы посетили Меня;

в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Матф.

25:34-36).

«Мы, сильные, должны сносить немощи

бессильных и не себе угождать» (Рим. 15:1).

«Носите бремена друг друга и таким обра-

зом исполните закон Христов» (Гал. 6:2).

«Помните узников, как бы и вы с ними бы-

ли в узах, и страждущих, как и сами находи-

тесь в теле» (Евр. 13:3).

б) Чистое благочестие хранит вас от скверны мира.

Ложные верования или ложная религия неспособ-

ны запятнать его. Оно основано на чистоте Еванге-

лия и чистоте Слова Божия. Чистое благочестие

не сосредоточено на форме, ритуале и церемонии.

Оно сосредоточено на силе Бога, навеки изменяю-

щей жизни, и идёт к людям, чтобы их жизни изме-

нились.

Чистое благочестие не подвержено морально-

му разложению, отстраняется от мирских дел и на-

слаждений. Истинное благочестие побуждает лю-

дей отделиться от мирских дел, от всего, что слу-

жит источником плотских желаний. Истинное бла-

гочестие побуждает людей хранить себя неоск-

вернёнными от похоти очей, похоти плоти, гордо-

сти житейской, — всего, что в мире. Если человек

решил преодолеть искушения и грехи мира, то уп-

ражнение в благочестии необходимо.

«И потому выйдите из среды их и отдели-

тесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к

нечистому, и Я приму вас; И буду вам Отцем,

и вы будете Моими сынами и дщерями, гово-

рит Господь Вседержитель» (2 Кор. 6:17-18).

«Не любите мира, ни того, что в мире: кто

любит мир, в том нет любви Отчей; Ибо все,

что в мире: похоть плоти, похоть очей и гор-

дость житейская, не есть от Отца, но от мира

(сего)» (1 Иоан. 2:15-16).

«И не участвуйте в бесплодных делах

тьмы, но и обличайте» (Ефес. 5:11).

11. Ваш долг — совершать дело благовестника (см. выше п. 3 «Вы

обязаны находить и спасать погибшее», стр. 58).

«И Он поставил одних Апостолами, других пророка-

ми, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями»

(Ефес. 4:11).

«Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совер-

шай дело благовестника, исполняй служение твое» (2 Тим.

4:5).

Мысль. Как служитель, вы обязаны совершать дело бла-

говестника. Это означает не то, что вы должны стать путе-

шествующим или профессиональным благовестником, а то,

что ваш труд должен быть благовестническим: вы долж-

ны находить и спасать души, занимаясь любым делом. Ваш

долг — возвещать любовь Божию в каждой проповеди, в

каждом наставлении, во всяком деле. Главная цель вашего

служения — примирить людей с Богом, возвестить о див-

ной любви Божией: о том, что Бог спасает людей через Сво-

его Сына, Господа Иисуса Христа.

12. Вы обязаны заботиться об устройстве церкви, упорядочить её

структуру и дела.

«Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил

недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как

я тебе приказывал» (Тит. 1:5).

«Тогда двенадцать Апостолов, созвавши множество

учеников, сказали: не хорошо нам, оставивши слово Божие,

пещись о столах; Итак, братия, выберите из среды себя семь

человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудро-

сти: их поставим на эту службу; А мы постоянно пребудем

в молитве и служении слова» (Деян. 6:2-4).

«Только каждый поступай так, как Бог ему определил

[даровал], и каждый, как Господь призвал, так я повеле-

ваю по всем церквам» (1 Кор. 7:17).

«Прочее устрою, когда приду» (1 Кор. 11:34).

«Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не

принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной ко-

рысти, но из усердия (1 Петр. 5:2).

Мысль. Как служитель, вы обязаны заботиться об устрой-

стве церкви, упорядочить её структуру и дела. Прочитайте

приведённый стих из Тит. 1:5. На служителя (Тита) возло-

жены две административные обязанности.

Во-первых, вы обязаны исправлять неудачи и доводить

до конца незавершённые дела. В каждой церкви есть об-

стоятельства, которые требуют дополнительного внимания.

Каждая церковь должна пройти долгий путь, прежде чем

придёт в меру полного возраста, как и надлежит быть пред

Господом. Однако печально то, что слишком много церк-

вей страдают от двух пороков: они недостаточно организо-

ваны для служения и допускают в свою среду лжеучения.

Во-вторых, вы обязаны разработать и установить лю-

бую структуру, обеспечивающую служение церкви (см. вы-

ше Деян. 6:2-4). Если вы сами не в состоянии уделить вни-

мание каждому члену церкви, тогда вам необходимо сде-

лать следующее:

а) вы и члены церкви должны позаботиться о том,

чтобы церковь получала больше помощи. Вы обя-

заны находить людей, которые любят Господа и на-

род Божий, ощущают водительство Бога и Его при-

зыв к служению Божию стаду;

б) вы и члены церкви не должны предъявлять к себе

завышенные требования. Вы и церковь обязаны

принимать служение других людей, также призван-

ных служить Божию стаду;

в) вы не должны отказываться от решения проблем

на общем собрании членов церкви, путём демокра-

тического сотрудничества. Ведь именно так посту-

пали апостолы. Коль скоро они строили Церковь

на демократической основе, то не надлежит ли вам

и другим служителям Божиим руководствоваться

принципом демократии в вопросах церковной ор-

ганизации? Вспомните: апостолы, собравшись, со-

звали множество учеников и обсудили с ними на-

сущную проблему. В Деян. 6:2-4 просматривают-

ся элементы церковной организации:

— собрание апостолов,

— диаконы (ср. с Тим. 3:8-13),

— церковь, собрание верующих.

Вы обязаны понимать, почему церковь должна быть

хорошо организована, действовать чётко и эффективно: для

того, чтобы вы могли посвятить себя молитвенному слу-

жению и служению Слова. Прежде всего вы призваны для

того, чтобы:

— молитвами очистить себя, свой народ и всемирную

Церковь;

— непрестанно преподавать людям Слово Божие, утешая,

ободряя, призывая, созидая и приводя их к спасению.

Ваша церковь должна быть хорошо организована, что

даст возможность вашему служению не остаться без успе-

ха и плода.

13. Ваш долг — созидать церковь прежде всего в домах, как учил

Христос.

«И послал их проповедывать Царствие Божие и исце-

лять больных... И в какой дом войдете, там оставайтесь и

оттуда отправляйтесь в путь» (Лук. 9:2, 4).

«Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота»

(1 Петр. 4:9).

Мысль. Вы, как служитель, обязаны созидать церковь пре-

жде всего в домах верующих. Церковь не может и не долж-

на быть сосредоточена в том, что мы называем церковны-

ми сооружениями. Почему? Ответ можно разделить на

шесть частей.

Во-первых, метод, избранный Христом для обращения

к миру, — это метод домашней проповеди. Прочитайте Лук.

9:2-4. Ученик должен был тщательно искать семью, или

дом, которая бы восприняла его. Центром своего служе-

ния он должен был сделать дом. Этому методу присущи

несколько особенностей.

а) На особом месте, в центре служения — семья.

б) Подчёркивается прочность, надёжность и ус-

тойчивость. На земле нет ничего более надёжного

и устойчивого, чем семья. Имея центром служе-

ния дом, Царство Божие надёжно и прочно.

в) Проповедь и служение сосредоточены в сообщест-

ве, там, где люди проводят свою жизнь. Вследст-

вие этого присутствие Христа в жизни людей ста-

новится более очевидным.

г) Семья — это центр, из которого весть расходится

во всех направлениях, распространяясь от семьи к

семье.

Во-вторых, ранняя Церковь сосредоточивалась в домах

верующих. Фактически в течение двухсот лет после Христа

церковных зданий не существовало. Обратите внимание на не-

которые случаи упоминания в Писании домашних церквей.

 

«И всякий день в храме и по домам не переставали

учить и благовествовать об Иисусе Христе» (Деян. 5:42).

«Как я не пропустил ничего полезного, о чем вам

не проповедывал бы и чему не учил бы вас всенародно

и по домам» (Деян. 20:20).

«Приветствуйте... домашнюю их церковь. Привет-

ствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть

начаток Ахаии для Христа» (Рим. 16:3-5).

«Приветствуют вас церкви Асийские; приветству-

ют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домаш-

нею их церковью» (1 Кор. 16:19).

«Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и

домашнюю церковь его» (Кол. 4:15).

«И Апфии, (сестре) возлюбленной, и Архиппу,

сподвижнику нашему, и домашней твоей церкви»

(Филим. 2; ср. Деян. 12:12; 16:40).

В-третьих, члены ранней Церкви должны были госте-

приимно открывать двери своих домов друг другу, в про-

тивном случае существование церкви было бы сопряжено

с дополнительными трудностями. Причины этого таковы:

— верующие, вынужденные, вследствие гонений, бе-

жать в другие города, не имели крова над головой

(ср. Деян. 8:1-4);

— странствующие миссионеры и евангелисты, зачас-

тую бедные люди, нуждались в приюте. Гостини-

цы были рассадниками грязи и распутства, поэто-

му кров и стол служители находили в домах ве-

рующих;

— гостиницы были неподходящим местом, чтобы там

останавливались христиане, которые отправились

в путь для совершения служения.

Гостеприимство было абсолютно необходимо для ран-

ней Церкви, таким оно остаётся и в наши дни. Почему? Ра-

ди любви, заботы, служения и общения. Если верующие не

общаются в домах друг друга, то практически невозможно

поддерживать в церкви атмосферу любви и заботы, её энер-

гичное служение. Фактически, Христос учил нас сделать

наши дома средоточием христианской любви, дружбы и об-

щения. Многие не знают об этом обстоятельстве, а некото-

рые им пренебрегают (см. «Библию проповедника», прим.

— Лук. 9:4; 10:5-6).

Помните: мы должны быть гостеприимными без ропо-

та, то есть без недовольства и жалоб (1 Петр. 4:9). Мы обя-

заны сердечно и с готовностью открывать двери своих до-

мов, с радостью ожидая великие дела Божии.

Что будет, если в любом сообществе вы начнёте возво-

дить дом Христа, дом, который станет средоточием люб-

ви, дружбы, поклонения и общения? Мы просим Бога о том,

чтобы Он прикоснулся к сердцам многих служителей и чле-

нов церкви, и они восприняли этот метод, Основоположни-

ком которого был Сам Христос (см. «Библию проповедни-

ка», план и прим. — Лук. 9:4; 10:5-6).

— Епископ, или служитель, должен быть странно-

любив.

«Но епископ должен быть непорочен, одной же-

ны муж, трезв, целомудрен, благочинен, (честен),

страннолюбив, учителен» (1 Тим. 3:2).

«Но страннолюбив, любящий добро, целомуд-

рен, справедлив, благочестив, воздержен» (Тит. 1:8).

— Все верующие должны быть гостеприимными, да-

же по отношению к незнакомцам.

«Страннолюбия не забывайте; ибо чрез него не-

которые, не зная, оказали гостеприимство Анге-

лам» (Евр. 13:2).

— Все верующие должны видеть в гостеприимстве

орудие служения и проявлять это качество без ро-

пота.

«Ревнуйте о странноприимстве» (Рим. 12:13).

«Будьте страннолюбивы друг ко другу без ро-

пота» (1 Петр. 4:9).

— Вдовы, усердные в служении, должны отличаться

особым гостеприимством.

«Известная по добрым делам, если она воспи-

тала детей, принимала странников, умывала ноги

святым, помогала бедствующим и была усердна ко

всякому доброму делу» (1 Тим. 5:13).

В-четвёртых, домашняя церковь — это единственный

способ непрестанно возвещать миру о Христе. Политичес-

кие перемены и изменения законодательства нередко приво-

дят к гонениям на церковь и конфискации церковного иму-

щества. Эти перемены и гонения, которые наносят ущерб цер-

ковному имуществу, будут продолжаться столько, сколько

будет стоять мир, — даже в условиях демократии.

Смысл заключается в следующем: домашняя церковь

меньше подвержена негативному влиянию перемен в стра-

не или правительстве, нежели церковь, сосредоточенная во-

круг специального здания.

В-пятых, для строительства и содержания храма, при-

обретения церковного имущества всегда требуются огром-

ные средства. Почему? Потому что церковь должна пола-

гаться на свои силы и не зависеть от государства и прави-

тельства. Церковь не должна быть вовлечена в правитель-

ственные и светские институты, поскольку последние мо-

гут потребовать ограничения проповеди Евангелия.

В-шестых, деньги, которые в неоправданно больших ко-

личествах идут на строительство и содержание храмов, при-

обретение церковного имущества, следует употребить на то,

чтобы Благая весть звучала во всём мире. Многие верую-

щие, особенно в высокоразвитых странах, могут не согла-

ситься с этим утверждением. Однако в Судный день, когда

вы и я, призванные возвестить всему миру о Христе, пред-

станем пред Богом, Он напомнит нам о том, что церковь

возводила роскошные здания, в то время как великое мно-

жество людей испытывало нужду и так никогда и не услы-

шало чётко изложенного Евангелия. Многих из нас, слу-

жителей и руководителей, ждёт ужасный Божий приговор.

Мы уподобимся молодому богачу, если не сумеем полно-

стью посвятить себя и отдать без остатка всё, чем владеем,

бедным и нуждающимся. Да поможет нам Бог во имя Хри-

ста и Его дела находить и спасать погибшее, служить всем

тем, кто терпит нужду.

14. Ваш долг — созидать церковь, подобно мудрому строителю.

«Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строи-

тель, положил основание, а другой строит на нем; но каж-

дый смотри, как строит. Ибо никто не может положить дру-

гого основания, кроме положенного, которое есть Иисус

Христос» (1 Кор. 3:10-11).

Мысль. Слово «строитель» (гр. — архтектон) означает «ру-

ководитель, или архитектор строительства». Павел гово-

рит, что планировал Коринфскую церковь. От был тем, кто

положил основание, начал создание церкви и руководил им.

Обратите внимание на пять особенностей приведённого

фрагмента.

а) Вы, служитель, являетесь строителем по данной

вам от Бога благодати, а не благодаря вашим спо-

собностям и заслугам. Слово «благодать» означает

нечто большее, нежели призыв ко служению. Оно

означает способности, силу и готовность к труду.

Силу Божию, дары Божии, способности Божии —

вот что получил Павел для того, чтобы выполнить

работу, на которую призвал его Бог. Павел был

только инструментом, посредством которого Бог

строил Церковь. То же происходит и с вами.

Теперь обратите внимание на чрезвычайно важ-

ное обстоятельство: Павел не говорил о здании, он

говорил о людях. Церковь — это не здание, а груп-

па людей, объединённых истинной верой в Иисуса

Христа. Бог даёт Своим служителям благодать —

силу, власть, способность — возвещать людям об

Иисусе Христе и собирать их в единое Тело для по-

клонения Богу и прославления Его Сына, Иисуса

Христа. Не имеет значения, где собирается церковь.

Верующие могут собираться в доме, хижине, пе-

щере, поле, во дворе, в общественном или церков-

ном здании. Главное то, что они едины в...

— уповании на Господа,

— вере и поклонении Богу,

— предназначении и миссии: возвестить ближним

и всему миру послание великой любви Бога.

б) Как служитель, вы являетесь «мудрым строите-

лем». Слово «мудрый» означает «искусный». Вы

не должны приступать к выполнению задачи и соз-

данию церкви, не обдумав предварительно всё до

мелочей. Вы должны сосредоточить на этом деле

все свои помыслы. Вы не должны позволить мир-

ским наслаждениям отвлечь вас. Вы не должны

допустить, чтобы устремления плоти, подчас

утомлённой тяжким трудом, препятствовали ва-

шей работе. Павел знал, для чего Бог призвал его:

для того, чтобы планировать и создавать церкви

по всему миру. Порученное дело он выполнял, как

«мудрый» архитектор и руководитель-строитель.

Вам, как служителю Христа, надлежит быть «муд-

рым строителем».

в) Работа Павла в Коринфе позволила другим про-

должить созидательный труд. Когда Павел оста-

вил Коринф, Бог призвал других, чтобы продол-

жилось созидание церкви. Среди них были...

— служители,

— руководители,

— верующие, осуществлявшие церковное служе-

ние, на основе чего и была создана церковь. Речь

идёт обо всех членах церкви, потому что они

все без исключения своим свидетельством и

служением Господу участвуют в строительст-

ве церкви. Каждый член церкви либо строит,

либо разрушает свидетельство и силу церкви.

Подумайте: ведь у каждой церкви есть мудрый

строитель, человек, который задумал и основал эту

церковь! Кто-то посвятил себя работе во имя Бо-

жие, посвятил себя Богу, чтобы стать строителем,

архитектором, первопроходцем, созидателем церк-

вей Божиих.

Возникает вопрос: «Где сегодня люди, готовые

посвятить свою жизнь Богу? Где мудрые строите-

ли? Кто пойдёт строить церкви во имя Бога?» По-

требность в этом огромна: люди нуждаются в бла-

говествовании и в том, чтобы любовь и миссия Хри-

ста объединила их.

«Он говорит им: а вы за кого почитаете Ме-

ня? Симон же Петр отвечая сказал: Ты — Хри-

стос, Сын Бога Живого. Тогда Иисус сказал ему

в ответ: блажен ты Симон, сын Ионин, потому

что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец

Мой, сущий на небесах; И Я говорю тебе: ты —

Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и

врата ада не одолеют ее» (Матф. 16:15-18).

Второй важный вопрос таков: «Многие ли слу-

жители созидают — по-настоящему созидают —

церковь? Многие ли мудро, в том числе вы и я, и

умело строят на основании, положенном другими?

Многие ли служители мудро и умело строят на ос-

новании, которое есть Иисус Христос?»

г) Обратите внимание на чёткое наставление: пусть

каждый служитель смотрит, как он строит на ос-

новании. Основание положено, и оно крепко. Оно

непоколебимо. Оно готово к тому, чтобы на нём

возвести стены, но каждый верующий — служи-

тель и рядовой член церкви — обязан смотреть,

как строит.

д) Вы, как служитель, можете построить истинную

церковь на единственном основании, которое есть

Сам Иисус Христос. Все прочие основания суть зы-

бучий песок, который не выдержит натиска житей-

ских бурь. Ни один служитель, кем бы он ни был,

не может положить иное прочное основание. Все

другие основания рухнут и не будут восстановле-

ны. Что означает фраза «Христос — единственное

основание»?

— Это значит, что Сам Христос, Его Личность яв-

ляется единственным основанием, на котором

люди могут созидать свою жизнь.

«Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и

жизнь; никто не приходит к Отцу, как только

чрез Меня» (Иоан. 14:6).

«Ибо нет другого имени под небом, данно-

го человекам, которым надлежало бы нам спа-

стись» (Деян. 4:12).

— Это значит, что учение Христа является един-

ственным основанием, на котором люди могут

созидать свою жизнь.

«Итак всякого, кто слушает слова Мои сии

и исполняет их, уподоблю мужу благоразум-

ному, который построил дом свой на камне»

(Матф. 7:24).

«Симон Петр отвечал Ему: Господи! к ко-

му нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жиз-

ни» (Иоан. 6:68).

«Истинно, истинно говорю вам: кто соблю-

дет слово Мое, тот не увидит смерти вовек»

(Иоан. 8:51).

— Это означает, что Иисус Христос — единствен-

ное основание, на котором люди могут постро-

ить истинную церковь.

«Он говорит им: а вы за кого почитаете Ме-

ня? Симон же Петр отвечая сказал: Ты — Хри-

стос, Сын Бога Живого. Тогда Иисус сказал

ему в ответ: блажен ты Симон, сын Ионин, по-

тому что не плоть и кровь открыли тебе это,

но Отец Мой, сущий на небесах; И Я говорю

тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Цер-

ковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф.

16:15-18).

«Он есть камень, пренебреженный вами зи-

ждущими, но сделавшийся главою угла, и нет

ни в ком ином спасения; Ибо нет другого име-

ни под небом, данного человекам, которым

надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:11-12).

«Бывши утверждены на основании Апосто-

лов и пророков, имея Самого Иисуса Христа

краеугольным камнем, На котором все здание,

слагаясь стройно, возрастает в святой храм в

Господе» (Ефес. 2:20-21).

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz