Что Библия говорит служителю |
|
|
|
|
|
|
ГЛАВА 5 ЧТО
ПОРУЧЕНО ВАМ КАК СЛУЖИТЕЛЮ
1. Ваша обязанность —
призывать и приводить людей к поклоне- нию Господу,
единственному Богу Живому и Истинному, в ду- хе и истине. «Но настанет время, и
настало уже, когда истинные по- клонники будут
поклоняться Отцу в духе и истине, ибо та- ких поклонников Отец ищет
Себе: Бог есть дух, и покло- няющиеся Ему должны
поклоняться в духе и истине» (Иоан. 4:23-24). «Воздайте ГОСПОДУ славу
имени Его. Возьмите дар, идите пред лице Его,
поклонитесь ГОСПОДУ в благолепии святыни Его» (1 Пар.
16:29). «Приидите, поклонимся, и
припадем, преклоним коле- на пред лицем ГОСПОДА,
Творца нашего» (Пс. 94:6). «Поклонитесь ГОСПОДУ во
благолепии святыни. Тре- пещи пред лицем Его, вся
земля!» (Пс. 95:9). «Входите во врата Его со
славословием, во дворы Его — с хвалою. Славьте Его,
благословляйте имя Его! Ибо благ ГОСПОДЬ: милость Его
вовек, и истина Его в род и род» (Пс. 99:4-5). «Будем внимательны друг
ко другу, поощряя к любви и добрым делам; Не будем
оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай;
но будем увещавать друг друга, и тем более, чем более
усматриваете приближение дня оно- го» (Евр. 10:24-25). «Тогда Иисус говорит ему:
отойди от Меня, сатана; ибо написано: «Господу Богу
твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Матф. 4:10). Мысль. Как служитель, вы
обязаны призывать и приво- дить людей к поклонению
Богу. Однако заметьте: Бог ждёт особого поклонения. Бог с
точностью предписывает, как находить путь к Нему и
как Ему поклоняться: в духе и ис- тине. «...поклоняющиеся
Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан. 4:24).
Вот как вы обязаны призывать и вес- ти людей к поклонению
Богу: они должны обратиться к Богу и поклоняться Богу
«в духе и истине». Обратите вни- мание на три важные
особенности Иоан. 4:23-24. Во-первых, поклонение
изменилось: «Настанет время, и настало уже...».
Христос изменил поклонение. До Христа люди поклонялись в
специальных местах, например, в хра- мах, перед алтарями. Со
времени Христа место поклоне- ния не имеет значения.
Христос открыл дверь в само при- сутствие Божие, и теперь
человек может поклоняться Бо- гу в любой точке
вселенной. Во-вторых, чётко
определена сущность поклонения — как надлежит поклоняться.
Человек должен поклоняться Богу в духе и истине. а) Поклоняться Богу в
духе значит поклоняться Бо- гу... — со всей энергией духа и
всеми силами души, стремясь к наиболее
тесному общению и друж- бе с Богом; — всем своим духовным
естеством, уповая и по- лагаясь на
благосклонность, любовь и заботу Божию. б) Поклоняться Богу в истине
значит... — обратиться к Богу
правильным путём, или ис- тинно. Есть только один
путь: через Его Сына Иисуса Христа; — поклоняться Богу
искренно и верно, с желани- ем, без колебаний и лени. В-третьих, чётко названа
причина поклонения: Отец ищет поклоняющихся Ему.
Бог желает поклонения и друж- бы, для чего создал
человека. Следовательно, Бог ищет людей, которые станут
поклоняться Ему в духе и истине. Однако обратимся к
приведённому Евр. 10:25. Уже в раннецерковный период
были случаи отступничества — яв- ления, свойственного
каждому времени. Необходимо де- лать то, о чём сказано в
стихе: наставлять друг друга, и тем усерднее, чем ближе
день. Какой день? День пришест- вия Господа. Его
пришествие для нас — дело ближайшего будущего. Следовательно,
мы обязаны наставлять отступ- ников, чтобы они не
утратили спасение Его пришествия и не обрекли себя на
осуждение. Те, чья вера истинна,
испытывают потребность в обще- нии с себе подобными — в
дружбе, поддержке, любви и заботе друг о друге. Всё
это верующие получают, собрав- шись для поклонения,
причём получают особым, неповто- римым способом. Поэтому
вы, как служитель Божий, обя- заны призывать и вести
людей к тому, чтобы... — воздать Господу славу
имени Его; — взять дар и идти пред
лице Его; — поклониться Господу в
благолепии Святыни Его (1 Кор. 16:29). 2. Ваша обязанность —
служить и трудиться так, как служил и трудился Христос. «Но между вами да не
будет так: а кто хочет между вами быть большим, да
будет вам слугою; И кто хочет ме- жду вами быть первым, да будет
вам рабом; Так-как Сын Человеческий не для
того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и
отдать душу Свою для искупления многих» (Матф. 20:26-28). «Носите бремена друг
друга, и таким образом испол- ните закон Христов» (Гал.
6:2). «Дух Господень на Мне;
ибо Он помазал Меня благо- вествовать нищим и послал
Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать
пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить
измученных на свободу, Проповеды- вать лето Господне
благоприятное» (Лук. 4:18-19). Мысль. Как служитель, вы
обязаны исполнить закон Хри- стов. Закон Христов — это
закон служения и любви. Прочтите приведённые
стихи, в которых он изложен со всей очевидностью. Для того, чтобы люди
обратились к Нему, Христос принёс Себя в высшую
жертву: Он принял смерть за грехи человечества. Разумеется,
вы не способны понести грехи мира, но можете нести
бремена людей. Вы можете... — сострадать, — ободрять, — молиться, — прощать, — быть добрым и
заботливым, — свидетельствовать об
обетованиях Божиих, — сочувствовать и сопереживать, — удовлетворять нужды, — посещать, ободрять и
укреплять, — свидетельствовать о
надежде вечной жизни, — исцелять сокрушённых
сердцем, — возвращать зрение
слепым, — освобождать измученных, — благовествовать, в
особенности нищим. Обратите внимание на
слово «служитель» (Матф. 20:26-28). Речь идёт о
рабстве, о повиновении Господу ка- ждую минуту жизни. Здесь
заключена мысль не о случайной
услуге, а о постоянном служении. Вы обяза- ны служить постоянно,
независимо от времени, от то- го, каково ваше призвание
или трудности, с которыми вы столкнулись. Будучи
служителем, вы являетесь рабом Христа, вы служите Ему
ежечасно и ежедневно, удовле- творяя нужды людей, и
должны служить так, как слу- жил Христос. 3. Вы должны находить и
спасать погибшее так, как находил и спасал Христос (см. «Вы
должны быть свидетелем Христу», стр. 30-38). «Ибо Сын Человеческий
пришел взыскать и спасти по- гибшее» (Лук. 19:10). «Иисус же сказал им
вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я
посылаю вас» (Иоан. 20:21). Мысль. Ваша миссия, как
служителя Христова, тесно свя- зана с миссией Христа.
Ваша миссия — это и есть миссия Христа. Вот что сказано в
Иоан. 20:21: — Бог послал Христа с
особой миссией. — Христос посылает вас с
этой же миссией. Какова эта миссия? «...Сын Человеческий
пришел взыскать и спа- сти погибшее» (Лук.
19:10). Человек — «погибшее»: он
отделён от Бога и блужда- ет без Бога; отрезан от
Бога и погибает; обречён на смерть и утрату вечной жизни. Вы, служитель, посланы
находить и спасать погибших, искать заблудших и
свидетельствовать им о спасении Бо- жием. Вы — пророк и
свидетель Господа Живого. — Христос есть Путь; вы
указываете заблудшим Путь. — Христос есть Истина; вы
проповедуете заблудшим Истину. — Христос есть Жизнь; вы
говорите заблудшим о Жизни. Ваша задача, как
служителя Божия, — идти вперёд так, как шёл Христос: в округе
и во всём мире искать заблуд- ших и спасать их. 4. Вы обязаны работать и
трудиться для Бога сейчас: пришло вре- мя жатвы, и медлить
нельзя. «Не говорите ли вы, что
еще четыре месяца, и насту- пит жатва? А Я говорю
вам: возведите очи ваши и посмот- рите на нивы, как они
побелели и поспели к жатве» (Иоан. 4:35). Мысль. Главная забота
Иисуса — жатва душ. Мысли лю- дей заняты мирской
жатвой: севом и созреванием колоса, вложением денег и
получением прибыли. Но в сердце Ии- суса — люди,
распространение Благой вести и жатва душ во имя Божие. К вам, служителю
Господнему, обращено повеление Иисуса: «Возведите очи
ваши и посмотрите на нивы». Не смотрите на землю, на
мирские дела, но откройте глаза и взгляните на обширные
людские поля. а) Поля душ побелели и поспели:
пора собирать уро- жай. С пришествием Христа
на землю Бог послал Святого Духа в мир,
следствием чего стало сверхъ- естественное усиление... — жажды Бога, — чувства греха, неумения
справиться со своим долгом, — чувства одиночества и
опустошённости, — ощущения бесцельности, — понимания того, что
Иисус Христос пришёл на землю как Спаситель мира
и единородный Сын Божий. Совершенно необходимо,
чтобы вы открыли глаза и по- смотрели сейчас.
Если же это не произойдёт, то урожай, поспевший на полях душ и
тел,... — останется на земле, — переспеет (утратит
вкус или станет бесполез- ным), — сгниёт и будет потерян
навсегда, — осыплется и пропадёт. б) Для того, чтобы
увидеть, вы должны открыть гла- за. Не открыв глаза, вы
не можете ни смотреть вперёд, ни оглянуться
вокруг. Земное видится странно расплывчатым,
до тех пор пока вы не от- кроете глаза и не
посмотрите. в) Вы обязаны осмотреть
то место, где находитесь. Вы должны своими глазами
увидеть окружающую вас реальность. Урожай
душ, поспевший вокруг вас, — вот на что должен быть
обращён ваш внима- тельный взгляд. Заметьте: призывая людей
«возвести очи», вы мо- жете охватить взглядом
поля в других странах. Обрати- те внимание на ещё одно
обстоятельство: соседство лю- дей в мире становится всё
более тесным, расстояние ут- ратило своё значение.
Каждый верующий становится всё более ответствен за
людей, живущих в других странах. Фактически, человек, кем
бы он ни был, нигде не ощу- щает себя чужим. «Сеющий в плоть свою от
плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа
пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем; ибо
в свое время пожнем, если не ослабеем» (Гал.
6:8-9). «Когда же созреет плод,
немедленно посылает серп, потому что настала жатва»
(Марк. 4:29). «И сказал им: жатвы
много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы,
чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Лук. 10:2). «...идите за Мною, и Я
сделаю вас ловцами чело- веков» (Лук. 10:2). «Не вы Меня избрали, а Я вас
избрал и поставил вас, чтобы вы шли и
приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего
ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» (Иоан.
15:16). «Пусть тот знает, что
обративший грешника от ложного пути его спасет
душу от смерти и покроет мно- жество грехов» (Иак.
5:20). «Сеявшие со слезами будут
пожинать с радостию. С плачем несущий семена
возвратится с радостию, не- ся снопы свои» (Пс.
125:5-6). 5. Вы должны
проповедовать Слово Божие, указывая людям на их ошибки, обличая и
увещевая (см. Гл. 6 «Каким должно быть послание служителя?»,
стр. 93). «Итак заклинаю тебя пред
Богом и Господом (нашим) Иисусом Христом, Который
будет судить живых и мерт- вых в явление Его и
царствие Его: Проповедуй слово, на- стой во время и не во
время, обличай, запрещай, увещавай со всяким долготерпением
и назиданием» (2 Тим. 4:1-2). Мысль. Как служитель, вы
обязаны проповедовать Слово Божие. Именно для этого
Господь призвал вас. В жизни слу- жителя должна быть одна,
всепоглощающая страсть — бла- говествование. Обратите внимание
на силу, с которой эта мысль выражена в
приведённом стихе: — «проповедуй слово»,
Писание, Святую Библию; — «настой во время и не
во время»: проникнись чув- ством безотлагательности,
используй любую воз- можность, создавай
возможность для проповеди; — «обличай», проповедуя; — «запрещай», проповедуя; — «увещавай со всяким
долготерпением и назидани- ем», проповедуя. Во-первых, проповедуйте
Слово. Служитель должен быть одержим желанием
проповедовать. Ваша душа долж- на гореть стремлением проповедовать
неисследимое богат- ство Христово. Почему? — Потому что проповедь —
это избранный Богом спо- соб спасения людей. «Ибо слово о кресте для
погибающих юродст- во есть, а для нас
спасаемых — сила Божия. Ибо, когда мир своею мудростью
не познал Бога в пре- мудрости Божией, то
благоугодно было Богу юрод- ством проповеди спасти
верующих» (1 Кор. 1:18, 21). — Потому что на служителя
возложена обязанность проповедовать. «Ибо, если я
благовествую, то нечем мне хва- литься, потому что это
необходимая обязанность моя, и горе мне, если не
благовествую!» (1 Кор. 9:16). Значение проповеди
невозможно переоценить. Такова главная мысль
приведённого отрывка. Задумайтесь над тор- жественным поручением и
предупреждением, заключённы- ми в упомянутом стихе: — Бог и Христос смотрят
на служителя: проповедует ли он. — Господь Иисус Христос
будет судить служителя со- образно тому, как он
проповедовал Слово. — Когда Христос вернётся
в славе как Господь Побе- ждающий, служитель
предстанет пред Ним и даст отчёт о том, как он
проповедовал. — Место и положение
служителя в Царстве Господ- нем будут определены в
зависимости от того, на- сколько верен он был,
проповедуя Слово. Следовательно, дан приказ
проповедовать Слово. Об- ратите внимание на два
важных обстоятельства. а) Услышав слово
«проповедовать» (гр. — керуссо), мы представляем
служителя, стоящего перед людьми со всем
достоинством и властью Самого Бога. Это слово
применялось по отношению к по- слу, которому царь
поручал огласить своё посла- ние, для чего облекал его
в царское достоинство и наделял соответствующими
полномочиями. «Вот пример для
современного проповедника. Он должен проповедовать
[с достоинством]... дос- тоинством, основанном на
том обстоятельстве, что он является официальным
глашатаем Царя царей. Должна ощущаться власть,
которая требует от слу- шателей уважения,
глубокого внимания и соответ- ствующей реакции»
(Kenneth Wuest. The
Pastoral Epistles. «Wuest’s World Studies, «Vol. 2. Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1952, p. 154). б) Служитель должен
проповедовать «Слово». Что означает «Слово»? — «Все Писание» — всё
богодухновенное Писа- ние (2 Тим. 3:16). Слово означает Писание,
Слово Самого Бога. Это «свод истин откровения»
(Kenneth Wuest. The
Pastoral Epistles, Vol. 2, p. 154). Это собрание планов Бога,
кото- рое люди называют Святой
Библией. Служитель обя- зан проповедовать Слово,
Святое Писание, Слово Са- мого Бога. Он не должен
проповедовать... — свои идеи, — идеи других людей, — философию, — психологию, — самолюбование, — самодовольство, — социологию, — науку, — образование, — личные достижения, — эгоцентризм, — религию, сотворённую
человеком. Кеннет Уест (Kenneth
Wuest), большой знаток греческого языка,
предлагает одно из самых интерес- ных толкований слова
«проповедовать»: «Слово [«проповедовать»]
— это команда, ко- торой следует
повиноваться немедленно. Это су- ровый приказ, подобный
военному... Проповедник обязан излагать не
материалы книжных обозрений, не экономические теории,
не текущие события, не философию, основанную на
отрицании Библии и на непроверенных научных
теориях, но Слово. Про- поведник, подобно
глашатаю, не выбирает весть. Владыка вручает ему
послание, подлежащее огла- шению. И если он не
делает то, что ему приказано, тогда пусть сложит свои
высокие полномочия» (Kenneth Wuest. The Pastoral Epistles, Vol.
2, p. 154). Замечательное
высказывание принадлежит Метью Генри (Matthew Henry): «Их задача —
проповедовать не собственные представления и фантазии,
но чистое Слово Божие; и они не имеют права
искажать его» (Matthey Henry’s Commentary, Vol. 5. Old Tappan, NJ: Fleming H. Revell, p. 848). «Ходя же проповедуйте,
что приблизилось Царство Небесное... Что
говорю вам в темноте, го- ворите при свете; и что
на ухо слышите, пропове- дуйте на кровлях» (Матф.
10:7, 27). «И сказал им: идите по
всему миру и пропове- дуйте Евангелие всей
твари» (Марк. 16:15). «Идите и, ставши во
храме, говорите народу все сии слова жизни»
(Деян. 5:20). «Проповедуй слово, настой
во время и не во время, обличай, запрещай,
увещавай со всяким долготерпением и назиданием»
(2 Тим. 4:2). Во-вторых, «настой во
время и не во время». Слово «на- стой» (гр. — эпистефи)
означает «стой на своём, проповедуй в любых обстоятельствах,
благоприятных или сложных». Кеннет Уест говорит: «Проповедник должен
провозглашать Слово во время благоприятное,
удобное, а также тогда, ко- гда обстоятельства этому
не способствуют. Под- ходящие моменты так
нечасты, что проповедник обязан использовать любую
возможность для про- поведи Слова. В деле
проповедания нет «мёртвого сезона» (Kennet Wuest. The Pastoral Epistles,
Vol. 2, p. 155). Мэтью Генри говорит: «Делайте эту работу со
всем рвением духа. Призывайте тех, за кого
ответственны, остерегать- ся греха, исполнять свой
долг; призывайте их по- каяться и уверовать, и
жить святой жизнью. Де- лайте это во время и не
во время... «Мы обязаны делать это во
время, то есть не упускать возможность, и
не во время, то есть не уклоняться от исполнения
своего долга под пред- логом неблагоприятных
обстоятельств» (Matthey Henry’s Commentary, Vol. 5, p. 848). Уильям Баркли говорит: «Христианский учитель
должен быть на- стойчивым. Весть, которую
он приносит людям, — это действительно вопрос
жизни и смерти. Люди слышат только тех
проповедников и учителей, в го- лосах которых звучат
искренность и убеждён- ность... Христианский
учитель должен быть стой- ким. Он обязан
проповедовать слово Христово «во время и не во время — как
говорится, использо- вать возможность или
создать её» (The Letters to Timothy, Titus, and Philemon. «The Daily Study Bible. «Philadelphia, PA: The Westminister Press, 1956, p. 234f). Один из английских
переводов говорит: «Будьте настойчивыми
(будьте наготове, при любой возможности,
благоприятной или неблаго- приятной; когда это
удобно или неудобно, привет- ствуется или не приветствуется,
— вы, как пропо- ведник Слова, обязаны
указывать людям на то, что в их жизни неправильно)». В-третьих, «обличай» (гр.
— эленксон). Слово означает «указать человеку на его
грех, привести человека к ощу- щению вины за грех;
сделать так, чтобы человек осознал свою греховность и
покаялся». «Проповедник должен
говорить о грехе как в жиз- ни необращённых
слушателей, так и в жизни тех свя- тых, которым он служит, и
обязан делать это со всей прямотой. Сегодня уже
недостаточно произнести в про- поведи слово «грех»
(Kenneth Wuest. The
Pastoral Epistles). Vol. 2, p. 155). В-четвёртых, «запрещай» (гр.
— эпитимесон). Это весь- ма эмоциональное слово,
означающее резкий, суровый за- прет, и содержащее идею о
неизбежности осуждения того, кто не раскается. «Слово предостережения и
запрета способно спа- сти брата от многих
грехов и от их гибельных послед- ствий. Однако, произнося
его, нельзя забывать о том, что «брат наставляет
брата». Мы должны разделить с братом чувство вины. Не
нам судить ближнего, но, ес- ли есть необходимость, мы
обязаны произнести слово предостережения» (William
Barclay. The Letters to Timothy, Titus, and Philemon, p. 236f). «Согрешающих обличай пред
всеми, чтоб и прочие страх имели» (1 Тим.
5:20). «Держащийся истинного слова,
согласного с учени- ем, чтоб он был силен и
наставлять в здравом учении и противящихся обличать»
(Тит. 1:9). «Сие говори, увещавай и
обличай со всякою вла- стью, чтобы никто не
пренебрегал тебя» (Тит. 2:15). В-пятых, «увещавай со
всяким долготерпением и на- зиданием». Слово
«увещавай» означает «умоляй, ободряй, успокаивай и помогай».
Недостаточно обличать и запрещать. Долг служителя — ободрять
и успокаивать, помогать чело- веку и приводить его ко
Христу. Обратите внимание, на- сколько важна эта мысль. а) Служитель должен
увещевать «со всяким долго- терпением» (гр. — макрофумиа).
Здесь заключена мысль о терпеливом и
упорном увещевании в лю- бых обстоятельствах. Он
продолжает увещевать и ободрять, Он долготерпит
вместе с людьми,... — терпеливо разделяя их
немощи и неудачи, — терпеливо разделяя зло
и несправедливости, творимые по отношению к
ним. Служитель долготерпит без
негодования и гнева, ни- когда не сдаётся, потому
что знает: Христос Своей силой преображает человеческую
жизнь. б) Служитель увещевает
«со всяким... назиданием». Он не излагает отрывки
Слова Божия, не сосредо- точивается на темах,
которые... — популярны, — удобны, — возбуждают любопытство, — следует, по его мнению,
обсудить. Он сосредоточивается на
учении Божием в целом — на плане Бога в целом. «Но наставляйте друг
друга каждый день, до- коле можно говорить
«ныне», чтобы кто из вас не ожесточился,
обольстившись грехом» (Евр. 3:13). Как служитель, вы обязаны
проповедовать Слово Бо- жие со всей властью
Самого Бога. 6. Вы обязаны учить. Ваш
долг: учить людей — основательно — Слову Божию и
благовествовать об Иисусе Христе. «И Он поставил одних
Апостолами, других пророка- ми, иных Евангелистами,
иных пастырями и учителями, К совершению святых, на
дело служения, для созидания те- ла Христова» (Ефес.
4:11-12). «Проповедуй сие и учи» (1
Тим. 4:11). «И что слышал от меня при
многих свидетелях, то пе- редай верным людям,
которые были бы способны и других научить» (2 Тим. 2:2). «Итак идите, научите все
народы, крестя их во имя От- ца и Сына и Святого Духа,
Уча соблюдать все, что Я пове- лел вам; и се, Я с вами
во все дни до скончания века...» (Матф. 28:19-20). «И всякий день в храме и
по домам не переставали учить и благовествовать
об Иисусе Христе» (Деян. 5:42). «И он оставался там год
и шесть месяцев, поучая их слову Божию» (Деян.
18:11). «Для которого я поставлен
проповедником и Апосто- лом — истину говорю во
Христе, не лгу, — учителем язычников в вере и
истине» (1 Тим. 2:7). «Открывшийся же ныне
явлением Спасителя нашего Иисуса Христа,
разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление чрез
благовестие, Для которого я поставлен про- поведником и Апостолом и
учителем язычников» (2 Тим. 1:10-11). Мысль. Ваш долг, как
служителя, — учить Слову Божию. Учительство — это высокое
призвание, одно из величайших. Духовный дар учительства
по своему значению следует сра- зу же за дарами
апостольства и пророчества. Каждый апо- стол, пророк и пастырь
обладают даром учительства, но не всякий учитель является
апостолом, пророком или пасты- рем. На обладателя дара
учительства Бог возлагает величай- шую ответственность, а
значит, потребует от него строжай- шего отчёта в том, как он
распорядился этим даром. Духовный дар учительства
— это дар понимать и изла- гать Слово Божие, а также
назидать верующих в истинах Слова Божия. Это
предполагает понимание, толкование и упорядоченное изложение
Слова Божия. Верующий, посвя- тивший свою жизнь Слову
Божию и проповеди Его слав- ных истин народу Божию,
наделён даром учительства. Являясь служителем, вы
обязаны учить. Вы призва- ны учить. Научение людей
представляет собой большую часть вашего служения.
Поэтому вы обязаны быть силь- ным учителем. Обратите
внимание на то, что делает силь- ный учитель: «И что слышал от меня при
многих свидетелях, то передай верным людям,
которые были бы способны и других научить» (2 Тим.
2:2). В приведённом стихе
названы две основные особенно- сти, присущие сильному
учителю. а) Сильный учитель
приобретает истину. Ваши дела не должны расходиться с
вашими словами, вы должны верить в то, что
говорите, на своём опыте знать то, чему учите. Как
сказано в Матф. 28:19- 20, вы обязаны
приобретать истину и внимать ей, когда другой служитель
или учитель учит тому, что повелел Христос. Вы,
как никогда ранее, долж- ны жить сообразно истине.
Ваш долг — являть со- бой яркий пример для
последователей истины Хри- стовой. Вот первая
особенность сильного учителя. «От домостроителей же
требуется, чтобы ка- ждый оказался верным» (1
Кор. 4:2). «За сим, братия, просим и
умоляем вас Хри- стом Иисусом, чтобы вы,
принявши от нас, как должно вам поступать и
угождать Богу, более в том преуспевали» (1 Фес.
4:1). б) Сильный учитель
готовит свою смену. Вы — свя- зующее звено между двумя
поколениями. Вы слы- шали истину и уверовали в
неё. Ваш долг теперь — передать истину дальше,
другим людям. Для чего? Для того, чтобы
они, в свою очередь, пере- дали её следующим
поколениям. Такова вторая особенность сильного
учителя. Обратите внимание на одно
важное обстоятельство: сильный учитель вверяет
истину истинно верующим. Ис- тинно верующий — это
человек, ... — верующий во Христа и в
Слово Божие, — заслуживающий доверия,
преданный, надёжный, стойкий. Разумеется, нельзя
считать заслуживающим доверия человека, который не
верит в Бога или Слову Божию. Он неверный и ненадёжный.
Бог не может ему доверять или полагаться на него. Главное заключается в
следующем: сильный учитель не отдаст истину в руки
неверного человека. Сильный учитель будет искать
верных людей и поручит истину им. 7. Ваш долг — назидать и
созидать верующих и вооружать их для дела служения. «И Он поставил одних
Апостолами, других пророка- ми, иных Евангелистами,
иных пастырями и учителями, К совершению святых, на
дело служения, для созидания те- ла Христова, Доколе все
придем в единство веры и позна- ния Сына Божия, в мужа
совершенного, в меру полного возраста Христова» (Ефес.
4:11-13). «А кто пророчествует, тот
говорит людям в назидание, увещание и утешение» (1
Кор. 14:3). «Итак что же, братия?
Когда вы сходитесь, и у каждо- го из вас есть псалом,
есть поучение, есть язык, есть от- кровение, есть
истолкование, — все сие да будет к назида- нию» (1 Кор. 14:26). «Не думаете ли еще, что
мы только оправдываемся перед вами? Мы говорим
пред Богом, во Христе, и все это, возлюбленные, к вашему
назиданию» (2 Кор. 12:19). «Никакое гнилое слово да
не исходит из уст ваших, а только доброе для
назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим»
(Ефес. 4:29). «Проповедуй слово, настой
во время и не во время, об- личай, запрещай, увещавай
со всяким долготерпением и на- зиданием» (2 Тим. 4:2). «Держащийся истинного
слова, согласного с учением, чтоб он был силен и
наставлять в здравом учении и проти- вящихся обличать» (Тит.
1:9). «Сие говори, увещавай и
обличай со всякою властью, чтобы никто не
пренебрегал тебя» (Тит. 2:15). Мысль. Ваша задача, как
служителя, вооружать верую- щих для дела служения.
Слово «совершить (усовершен- ствовать)» (гр. — катартизо)
означает «вооружить для слу- жения». Важно понять, что
вы, служитель, не должны трудиться в одиночку. Фактически,
ваша главная задача заключается в том, чтобы
делать учеников, готовить дру- гих к служению Христу.
Примите во внимание ещё одну, чрезвычайно важную мысль:
цель подготовки рядового члена церкви к служению —
созидание Тела Христова, Церкви. Это важно, потому
что Церковь не может быть созидаема без того, чтобы
члены её выполняли дело слу- жения. В каждой церкви
все её члены должны быть во- влечены в служение. Такова ваша задача, как
служителя Божия: назидать верующих и вооружать для
служения нуждающимся и за- блудшим. Заметьте, как чётко
изложены ваши обязанности: а) Ваш долг — вести народ
Божий к совершенному единству. Служитель Божий
призван... — нести церкви мир и
примирение; — вести людей к
совершенной гармонии и духов- ному единству; — оберегать людей от
разделения, роптания, борьбы за власть и от
всех других грехов, на- рушающих совершенное
единство. «Умоляю вас, братия,
именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все
вы говорил одно, и не бы- ло между вами разделений,
но чтобы вы соединены были в одном духе и в
одних мыслях» (1 Кор. 1:10). «Впрочем, братия,
радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте
единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с
вами» (2 Кор. 13:11). «Наконец (будьте) все
единомысленны, состра- дательны, братолюбивы, милосерды,
дружелюб- ны, смиренномудры» (1
Петр. 3:8). б) Ваш долг — трудиться,
чтобы люди познали Сына Божия. «Тогда сказал Иисус
уверовавшим в Него Иу- деям: если пребудете в
слове Моем, то вы истинно Мои ученики, И познаете
истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан.
8:31-32). «Сия же есть жизнь
вечная, да знают Тебя, еди- ного истинного Бога, и
посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоан. 17:3). «Чтобы познать Его, и
силу воскресения Его, и участие в страданиях Его,
сообразуясь смерти Его» (Филип. 3:10). «Чтобы поступали достойно
Бога, во всем уго- ждая Ему, принося
плод во всяком деле благом и возрастая в познании
Бога» (Кол. 1:10). в) Ваш долг — трудиться,
чтобы прийти в мужа со- вершенного, в меру
полного возраста Христова. «Когда я был младенцем,
то по-младенчески говорил, по-младенчески
мыслил, по-младенчес- ки рассуждал; а как стал
мужем, то оставил мла- денческое» (1 Кор.
13:11). «Твердая же пища
свойственна совершенным, у которых чувства навыком
приучены к раз- личению добра и зла»
(Евр. 5:14). «Посему, оставивши
начатки учения Христо- ва, поспешим к
совершенству; и не станем снова полагать основание
обращению от мертвых дел и вере в Бога» (Евр. 6:1). 8. Ваш долг — пасти
верующих. «Говорит ему в третий
раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился,
что в третий раз спросил его: «любишь ли Меня?», и
сказал Ему: «Господи! Ты все зна- ешь; Ты знаешь, что я
люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих» (Иоан.
21:17). «Итак внимайте себе и
всему стаду, в котором Дух Свя- тый поставил вас блюстителями,
пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел
Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28). «Пасите Божие стадо,
какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и
богоугодно, не для гнусной ко- рысти [не ради выгоды],
но из усердия, И не господствуя над наследием Божиим,
но подавая пример стаду...» (1 Петр. 5:2-3). «И дам вам пастырей по
сердцу Моему, которые будут пасти вас со знанием и
благоразумием» (Иер. 3:15; ср. Иер. 23:4; Иез. 34:23). Мысль. Это — наставление
вам, служителю, и звучит оно предельно ясно и мощно:
«Пасите Божие стадо». Прочитай- те приведённые 1 Петр.
5:2-3. Слово «пасите» (гр. — попиманате) объемлет все
обязанности служителя. Оно означает не только
проповедь и научение Слову Божию, но и заботу о стаде, то
есть всё, что входит в обязанности пастыря. Исполнять их —
значит... — пасти овец, даже если
для этого необходимо на ру- ках отнести их на
пастбище; — направлять овец, уводя
от опасных мест и пропас- тей; — находить и спасать
заблудших овец; — защищать овец.
Преданный пастырь с готовностью отдаст свою жизнь за
овец; — возвращать в стадо
овец, которые сбились с пути; — вознаграждать овец за
повиновение и верность; — отделить овец от
козлов. Обратите внимание на
важное обстоятельство: стадо, о котором говорится, —
это стадо Божие, а не служителя. Служители — всего лишь
«подпаски» Бога. Но для этого они и призваны: оберегать
стадо Божие, заботиться о нём. Бог — Пастыреначальник,
однако это не означает, что вы можете переложить на Него
обязанности по уходу за ста- дом. Бог осуществляет
заботу о стаде через избранных Им подпасков. Вот так Он
печётся о стаде. Следовательно, вам поручено важное задание:
пасти и оберегать Божие стадо. И Писание не оставляет в
этом никаких сомнений, давая вам точные наставления о
том, как надлежит пасти стадо. а) Ваш долг служителя —
пасти стадо с бдительным вниманием, не по
принуждению, но добровольно. Это не означает утрату
ощущения того, что вас ко служению понуждает Бог и
Его любовь. Фактичес- ки все служители должны
понимать, что ко слу- жению их понуждает Бог.
Павел заявляет: «...это необходимая обязанность
моя, и горе мне, если не
благовествую!» (1 Кор. 9:16). «Ибо любовь Христова
объемлет нас...» (2 Кор. 5:14). Но главное заключается в
том, что вы не должны служить по принуждению.
Вам надлежит доброволь- но пасти Божие стадо. Вы
должны с готовностью ис- полнять волю Божию. Не
следует приступать к служе- нию народу Божию по
принуждению. По-настоящему трагическим
представляется то об- стоятельство, что многие,
будучи призваны Богом ко служению, призваны пасти
Его стадо, отказались по- следовать этому призыву.
Почему? — Некоторые посчитали
себя недостойными. — Некоторые посчитали,
что за повиновение призы- ву им придётся заплатить
непомерную цену. — Некоторые посчитали,
что им придётся пожертво- вать слишком многим. — Некоторые не пожелали
принять поношение за своё служение. — Некоторые посчитали,
что требования, предъявляе- мые к ним, слишком
высоки, а обязанности — слишком тяжелы. Этот перечень можно
продолжить, но в Писании сказано ясно: если Бог
призвал вас ко служению, вы не имеете права отказаться.
Вы не должны быть принуж- даемы к исполнению Божией
воли, но обязаны служить с желанием и пасти Божие
стадо. «Иисус говорит им: Моя
пища есть творить во- лю Пославшего Меня и совершить
дело Его» (Иоан. 4:34). «Так мы, из усердия к
вам, восхотели передать вам не только благовестие
Божие, но и души на- ши, потому что вы стали
нам любезны» (1 Фес. 2:8). б) Будучи служителем, вы
не имеете права об ерегать Божие стадо ради личной
выгоды, но должны де- лать это с готовностью и
рвением. В греческом ори- гинале сказано, что никто
не должен приступать ко служению ради «гнусной
корысти» (гр. — медеайсхро-кердос), то
есть ради низкой выгоды, грязного преимущества.
Никому не дано право при- ступать ко служению, ... — как к профессиональной
деятельности, — как к способу
заработать на жизнь, — как к способу услужить
человечеству, — потому что люди считают
его одарённым для этого, — потому что люди
полагают, что из него по- лучится хороший служитель, — поддавшись на уговоры
семьи и друзей. Все эти соображения
сопутствуют вступлению на по- прище служителя. Но они
никогда не должны становить- ся причинами, по
которым человек приступает к слу- жению и печётся о народе
Божием. Служение — это зов Божий, и никому не
позволено служить, не будучи при- званным. Однако
запомните: Если призыв раздался, человек должен с
готовностью последовать ему. Ему надлежит служить народу
Божию, пасти Божие стадо. «И начал Петр говорить
Ему: вот, мы остави- ли все и последовали за
Тобою» (Марк. 10:28). «Так всякий из вас, кто
не отрешится от всего, что имеет, не может быть
Моим учеником» (Лук. 14:33). «Ни серебра, ни золота,
ни одежды я ни от ко- го не пожелал» (Деян.
20:33). «Никто не ищи своего, но
каждый пользы дру- гого» (1 Кор. 10:24). в) Будучи служителем, вы
обязаны надзирать за ста- дом не как господин, но
подавая пример стаду. Обра- тите внимание на то, что
Божие стадо названо «на- следием» (гр. — клерон).
Мы находим это слово в Ветхом Завете
применительно к Израилю. Оно оз- начает, что евреи были
особым народом, который Бог взял Себе в удел и о
котором заботится. Так и слу- житель относится к Божию
стаду. Бог дал вам осо- бое наследие, или удел;
вам поручено пасти наследие Божие, стадо,
принадлежащее Самому Богу. Теперь обратите внимание
на то, как вам надлежит управлять Божиим стадом.
Вы должны не господство- вать, но служить
примером. — Вы должны быть не
диктатором, но являть при- мер; — Bаши слова не должны
расходиться с вашими де- лами. Вы должны вести людей,
подавая им пример жиз- ни во Христе. Вы должны
проповедовать и учить о Хри- сте, но первейшая ваша
обязанность — жить в чистоте и праведности, подобно
Христу. Ваше слово не должно расходиться с делом. Вы
обязаны быть примером упо- добления Христу, примером
того, каким Бог хочет ви- деть Свой народ. «Ибо Я дал вам пример,
чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам»
(Иоан. 13:15). «Во всем показывай в себе
образец добрых дел, в учительстве чистоту,
степенность, неповрежден- ность» (Тит. 2:7). 9. Ваш долг — охранять и
вразумлять верующих. «Повинуйтесь наставникам
вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся
о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтоб они
делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас не
полезно» (Евр. 13:17). «На стенах твоих,
Иерусалим, я поставил сторожей, ко- торые не будут
умолкать ни днем, ни ночью. О, вы, напо- минающие о ГОСПОДЕ! не
умолкайте» (Ис. 62:6). «Сын человеческий! Я
поставил тебя стражем дому Из- раилеву, и ты будешь
слушать слово из уст Моих и будешь вразумлять их от Меня»
(Иез. 3:17; ср. Иер. 6:17). «Если же страж видел
идущий меч и не затрубил в трубу, и народ не был
предостережен, то, когда придет меч и отнимет у кого из
них жизнь, сей схвачен будет за грех свой, но кровь его взыщу
от руки стража. И тебя, сын человеческий, Я
поставил стражем дому Израиле- ву, и ты будешь слышать
из уст Моих слово и вразум- лять их от Меня. Когда Я
скажу беззаконнику: «безза- конник! ты смертью
умрешь», а ты не будешь ничего го- ворить, чтобы предостеречь
беззаконника от пути его, то беззаконник тот умрет
за грех свой, но кровь его взы- щу от руки твоей. Если же
ты остерегал беззаконника от пути его, чтоб он
обратился от него, но он от пути своего не обратился, то он
умирает за грех свой, а ты спас душу твою» (Иез. 33:6-9). Мысль. Вы, как служитель,
являетесь Божиим стражем. Это Ветхозаветный образ.
Стражами были воины, постав- ленные царём или
военачальником... — охранять штаб и войско, — охранять город и его
граждан. Страж стоял на городской
стене или, если была такая возможность, на вершине
холма: это улучшало обзор. Он был обязан наблюдать,
охранять, защищать и при необхо- димости подавать сигнал
тревоги. Вы, служитель, являетесь
Божиим стражем. Ваши обя- занности чётко изложены в
приведённых стихах. а) Являясь стражем
Божиим, вы обязаны охранять души чад Божиих (Евр.
13:17). Вы должны обере- гать их... — благополучие, — рост, — святость, — любовь, — мир, — радость, — чистоту, — знание, — веру. Ваш долг — защитить их от
всех скорбей и иску- шений. Вы должны
укреплять их дух, так чтобы у них хватило сил противостоять
всем немощам, болезням, несчастьям и страданиям. б) Являясь стражем
Божиим, вы не должны умол- кать ни днём, ни ночью
(Ис. 62:6). — Ваш долг — непрестанно
рассказывать о Гос- поде, постоянно
напоминать о Нём. — Ваш долг — непрестанно
взывать к Господу от имени народа Божия. — Ваш долг — непрестанно
взывать к Богу в мо- литве, вспоминая при этом
обетования, данные Богом Своему народу. Ваша
молитва не долж- на замолкать: вы — страж
молитвы пред Бо- гом. в) Вы — страж дома Божия,
Церкви, возлюбленных чад Божиих (Иез. 3:17).
На вас, стража дома Бо- жия, возложены две
обязанности: — слышать Слово Божие,
идущее из сердца и уст Божиих; — предупреждать людей о
предстоящих сражени- ях и о грядущем
осуждении. г) Вы, как страж Божий,
обязаны подавать сигнал тре- воги. Ваш долг —
предупреждать людей об иду- щем мече... — искушений, — скорбей, — смерти, — осуждения, — погибели. Вот что происходит, когда
вы предупреждаете людей: — Бог считает вас верным
и избавляет вашу душу от смерти, от
ответственности; — грешники получают
возможность спасения и избав- ления от смерти. А вот что будет в том
случае, если вы не предосте- режёте людей: — грешники умрут в
грехах; — на вас ляжет ответственность
за смерть грешни- ков. Прочитайте Иез.
33:6-9. Здесь высказана мысль о том, что вы сами
будете осуждены на смерть. Главная идея такова: вы —
страж Божий. Вы должны бодрствовать и возвещать
Слово Божие; предостерегать о грядущих искушениях, скорбях,
смерти, осуждении и по- гибели. Бог призвал вас
именно для этого: быть Его стра- жем и предупреждать
людей. 10. Ваш долг — вести
людей к чистому и непорочному благочес- тию. «Чистое и непорочное
благочестие пред Богом и От- цем есть то, чтобы
призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя
неоскверненным от мира» (Иак. 1:27). Мысль. Как служитель
Божий, вы должны вести людей к чистому и непорочному
благочестию. Что есть чистое бла- гочестие? Его сущность
складывается из двух особенностей. а) Человек обязан
посещать сирот и вдов в их скорби. Разумеется, исполнение
этой обязанности распро- страняется на всех людей
в той местности, где вы живёте, испытывающих
нужду: — сирот, — вдов, — узников, — лежачих больных, — вновь прибывших, — заблудших или
неспасённых, — одиноких, — скорбящих. Бог надеется, что вы
посетите всех нуждаю- щихся. Он надеется, что
вы окажете помощь всем в округе, и задача эта не
так уж тяжела, во всяком случае, в той стране, где
в каждом сообществе есть церковь. Представьте себе
церковь, окружённую домами. Вы и члены церкви
без особых трудностей сможете посетить все
дома, если, начиная в на- значенное время, в
течение нескольких часов бу- дете обходить дом за
домом. Всё, что вы должны при этом делать, — это
говорить о том, что при- шли во имя Христа и
Церкви. Будет хорошо, если люди узнают, что вы
искренне заботитесь о них и всегда готовы прийти на
помощь. Тогда в трудные дни многие из этих людей
обратятся к членам ва- шей церкви. А то, что
трудных дней не миновать, известно всем. Кроме
того, было бы хорошо, что- бы в каждой церкви
существовала группа истинно верующих, способных
поведать заблудшим о Хри- сте. Теперь прочитайте
следующее: «Тогда скажет Царь тем,
которые по пра- вую сторону Его:
«приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте
Царство, уготованное вам от создания мира: Ибо
алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы
напоили Меня; был странником, и вы приняли
Меня; Был наг, и вы одели Меня; был болен, и
вы посетили Меня; в темнице был, и вы
пришли ко Мне» (Матф. 25:34-36). «Мы, сильные, должны
сносить немощи бессильных и не себе
угождать» (Рим. 15:1). «Носите бремена друг
друга и таким обра- зом исполните закон
Христов» (Гал. 6:2). «Помните узников, как бы
и вы с ними бы- ли в узах, и страждущих,
как и сами находи- тесь в теле» (Евр. 13:3). б) Чистое благочестие
хранит вас от скверны мира. Ложные верования или
ложная религия неспособ- ны запятнать его. Оно
основано на чистоте Еванге- лия и чистоте Слова
Божия. Чистое благочестие не сосредоточено на
форме, ритуале и церемонии. Оно сосредоточено на силе
Бога, навеки изменяю- щей жизни, и идёт к
людям, чтобы их жизни изме- нились. Чистое благочестие не
подвержено морально- му разложению,
отстраняется от мирских дел и на- слаждений. Истинное благочестие
побуждает лю- дей отделиться от мирских
дел, от всего, что слу- жит источником плотских
желаний. Истинное бла- гочестие побуждает людей
хранить себя неоск- вернёнными от похоти
очей, похоти плоти, гордо- сти житейской, — всего,
что в мире. Если человек решил преодолеть
искушения и грехи мира, то уп- ражнение в благочестии
необходимо. «И потому выйдите из
среды их и отдели- тесь, говорит Господь, и
не прикасайтесь к нечистому, и Я приму вас;
И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами
и дщерями, гово- рит Господь Вседержитель»
(2 Кор. 6:17-18). «Не любите мира, ни того,
что в мире: кто любит мир, в том нет
любви Отчей; Ибо все, что в мире: похоть плоти,
похоть очей и гор- дость житейская, не есть
от Отца, но от мира (сего)» (1 Иоан.
2:15-16). «И не участвуйте в
бесплодных делах тьмы, но и обличайте»
(Ефес. 5:11). 11. Ваш долг — совершать
дело благовестника (см. выше п. 3 «Вы обязаны находить и
спасать погибшее», стр. 58). «И Он поставил одних
Апостолами, других пророка- ми, иных Евангелистами,
иных пастырями и учителями» (Ефес. 4:11). «Но ты будь бдителен во
всем, переноси скорби, совер- шай дело благовестника,
исполняй служение твое» (2 Тим. 4:5). Мысль. Как служитель, вы
обязаны совершать дело бла- говестника. Это означает
не то, что вы должны стать путе- шествующим или
профессиональным благовестником, а то, что ваш труд должен быть
благовестническим: вы долж- ны находить и спасать
души, занимаясь любым делом. Ваш долг — возвещать любовь
Божию в каждой проповеди, в каждом наставлении, во
всяком деле. Главная цель вашего служения — примирить
людей с Богом, возвестить о див- ной любви Божией: о том,
что Бог спасает людей через Сво- его Сына, Господа Иисуса
Христа. 12. Вы обязаны заботиться
об устройстве церкви, упорядочить её структуру и дела. «Для того я оставил тебя
в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил
по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» (Тит.
1:5). «Тогда двенадцать Апостолов,
созвавши множество учеников, сказали: не хорошо
нам, оставивши слово Божие, пещись о столах; Итак,
братия, выберите из среды себя семь человек изведанных,
исполненных Святого Духа и мудро- сти: их поставим на эту
службу; А мы постоянно пребудем в молитве и служении
слова» (Деян. 6:2-4). «Только каждый поступай
так, как Бог ему определил [даровал], и каждый,
как Господь призвал, так я повеле- ваю по всем церквам» (1
Кор. 7:17). «Прочее устрою, когда
приду» (1 Кор. 11:34). «Пасите Божие стадо,
какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и
богоугодно, не для гнусной ко- рысти, но из усердия (1
Петр. 5:2). Мысль. Как служитель, вы
обязаны заботиться об устрой- стве церкви, упорядочить
её структуру и дела. Прочитайте приведённый стих из Тит.
1:5. На служителя (Тита) возло- жены две административные
обязанности. Во-первых, вы обязаны
исправлять неудачи и доводить до конца незавершённые
дела. В каждой церкви есть об- стоятельства, которые
требуют дополнительного внимания. Каждая церковь должна
пройти долгий путь, прежде чем придёт в меру полного
возраста, как и надлежит быть пред Господом. Однако печально
то, что слишком много церк- вей страдают от двух
пороков: они недостаточно организо- ваны для служения и
допускают в свою среду лжеучения. Во-вторых, вы обязаны
разработать и установить лю- бую структуру,
обеспечивающую служение церкви (см. вы- ше Деян. 6:2-4). Если вы
сами не в состоянии уделить вни- мание каждому члену
церкви, тогда вам необходимо сде- лать следующее: а) вы и члены церкви
должны позаботиться о том, чтобы церковь получала
больше помощи. Вы обя- заны находить людей,
которые любят Господа и на- род Божий, ощущают
водительство Бога и Его при- зыв к служению Божию
стаду; б) вы и члены церкви не
должны предъявлять к себе завышенные требования. Вы
и церковь обязаны принимать служение других
людей, также призван- ных служить Божию стаду; в) вы не должны
отказываться от решения проблем на общем собрании членов
церкви, путём демокра- тического сотрудничества.
Ведь именно так посту- пали апостолы. Коль скоро
они строили Церковь на демократической
основе, то не надлежит ли вам и другим служителям
Божиим руководствоваться принципом демократии в
вопросах церковной ор- ганизации? Вспомните:
апостолы, собравшись, со- звали множество учеников
и обсудили с ними на- сущную проблему. В Деян.
6:2-4 просматривают- ся элементы церковной
организации: — собрание апостолов, — диаконы (ср. с Тим.
3:8-13), — церковь, собрание
верующих. Вы обязаны понимать,
почему церковь должна быть хорошо организована,
действовать чётко и эффективно: для того, чтобы вы могли
посвятить себя молитвенному слу- жению и служению Слова.
Прежде всего вы призваны для того, чтобы: — молитвами очистить
себя, свой народ и всемирную Церковь; — непрестанно преподавать
людям Слово Божие, утешая, ободряя, призывая,
созидая и приводя их к спасению. Ваша церковь должна быть
хорошо организована, что даст возможность вашему
служению не остаться без успе- ха и плода. 13. Ваш долг — созидать
церковь прежде всего в домах, как учил Христос. «И послал их
проповедывать Царствие Божие и исце- лять больных... И в какой
дом войдете, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь в
путь» (Лук. 9:2, 4). «Будьте страннолюбивы
друг ко другу без ропота» (1 Петр. 4:9). Мысль. Вы, как служитель,
обязаны созидать церковь пре- жде всего в домах
верующих. Церковь не может и не долж- на быть сосредоточена в
том, что мы называем церковны- ми сооружениями. Почему?
Ответ можно разделить на шесть частей. Во-первых, метод,
избранный Христом для обращения к миру, — это метод
домашней проповеди. Прочитайте Лук. 9:2-4. Ученик должен был
тщательно искать семью, или дом, которая бы
восприняла его. Центром своего служе- ния он должен был сделать
дом. Этому методу присущи несколько особенностей. а) На особом месте, в
центре служения — семья. б) Подчёркивается
прочность, надёжность и ус- тойчивость. На земле нет
ничего более надёжного и устойчивого, чем семья.
Имея центром служе- ния дом, Царство Божие
надёжно и прочно. в) Проповедь и служение
сосредоточены в сообщест- ве, там, где люди
проводят свою жизнь. Вследст- вие этого присутствие
Христа в жизни людей ста- новится более очевидным. г) Семья — это центр, из
которого весть расходится во всех направлениях,
распространяясь от семьи к семье. Во-вторых, ранняя Церковь
сосредоточивалась в домах верующих. Фактически в
течение двухсот лет после Христа церковных зданий не
существовало. Обратите внимание на не- которые случаи упоминания
в Писании домашних церквей. «И всякий день в храме и
по домам не переставали учить и благовествовать
об Иисусе Христе» (Деян. 5:42). «Как я не пропустил
ничего полезного, о чем вам не проповедывал бы и чему
не учил бы вас всенародно и по домам» (Деян.
20:20). «Приветствуйте...
домашнюю их церковь. Привет- ствуйте возлюбленного
моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа»
(Рим. 16:3-5). «Приветствуют вас церкви
Асийские; приветству- ют вас усердно в Господе
Акила и Прискилла с домаш- нею их церковью» (1 Кор.
16:19). «Приветствуйте братьев в
Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его»
(Кол. 4:15). «И Апфии, (сестре)
возлюбленной, и Архиппу, сподвижнику нашему, и
домашней твоей церкви» (Филим. 2; ср. Деян.
12:12; 16:40). В-третьих, члены ранней
Церкви должны были госте- приимно открывать двери
своих домов друг другу, в про- тивном случае
существование церкви было бы сопряжено с дополнительными
трудностями. Причины этого таковы: — верующие, вынужденные,
вследствие гонений, бе- жать в другие города, не
имели крова над головой (ср. Деян. 8:1-4); — странствующие
миссионеры и евангелисты, зачас- тую бедные люди,
нуждались в приюте. Гостини- цы были рассадниками
грязи и распутства, поэто- му кров и стол служители
находили в домах ве- рующих; — гостиницы были
неподходящим местом, чтобы там останавливались
христиане, которые отправились в путь для совершения служения. Гостеприимство было
абсолютно необходимо для ран- ней Церкви, таким оно
остаётся и в наши дни. Почему? Ра- ди любви, заботы,
служения и общения. Если верующие не общаются в домах друг
друга, то практически невозможно поддерживать в церкви
атмосферу любви и заботы, её энер- гичное служение.
Фактически, Христос учил нас сделать наши дома средоточием
христианской любви, дружбы и об- щения. Многие не знают об
этом обстоятельстве, а некото- рые им пренебрегают (см.
«Библию проповедника», прим. — Лук. 9:4; 10:5-6). Помните: мы должны быть
гостеприимными без ропо- та, то есть без
недовольства и жалоб (1 Петр. 4:9). Мы обя- заны сердечно и с
готовностью открывать двери своих до- мов, с радостью ожидая
великие дела Божии. Что будет, если в любом
сообществе вы начнёте возво- дить дом Христа, дом,
который станет средоточием люб- ви, дружбы, поклонения и
общения? Мы просим Бога о том, чтобы Он прикоснулся к
сердцам многих служителей и чле- нов церкви, и они
восприняли этот метод, Основоположни- ком которого был Сам
Христос (см. «Библию проповедни- ка», план и прим. — Лук.
9:4; 10:5-6). — Епископ, или служитель,
должен быть странно- любив. «Но епископ должен быть
непорочен, одной же- ны муж, трезв,
целомудрен, благочинен, (честен), страннолюбив, учителен»
(1 Тим. 3:2). «Но страннолюбив, любящий
добро, целомуд- рен, справедлив,
благочестив, воздержен» (Тит. 1:8). — Все верующие должны
быть гостеприимными, да- же по отношению к
незнакомцам. «Страннолюбия не
забывайте; ибо чрез него не- которые, не зная, оказали
гостеприимство Анге- лам» (Евр. 13:2). — Все верующие должны
видеть в гостеприимстве орудие служения и
проявлять это качество без ро- пота. «Ревнуйте о
странноприимстве» (Рим. 12:13). «Будьте страннолюбивы
друг ко другу без ро- пота» (1 Петр. 4:9). — Вдовы, усердные в
служении, должны отличаться особым гостеприимством. «Известная по добрым
делам, если она воспи- тала детей, принимала
странников, умывала ноги святым, помогала
бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу» (1
Тим. 5:13). В-четвёртых, домашняя
церковь — это единственный способ непрестанно
возвещать миру о Христе. Политичес- кие перемены и изменения
законодательства нередко приво- дят к гонениям на церковь
и конфискации церковного иму- щества. Эти перемены и
гонения, которые наносят ущерб цер- ковному имуществу, будут
продолжаться столько, сколько будет стоять мир, — даже
в условиях демократии. Смысл заключается в
следующем: домашняя церковь меньше подвержена
негативному влиянию перемен в стра- не или правительстве,
нежели церковь, сосредоточенная во- круг специального здания. В-пятых, для
строительства и содержания храма, при- обретения церковного
имущества всегда требуются огром- ные средства. Почему?
Потому что церковь должна пола- гаться на свои силы и не
зависеть от государства и прави- тельства. Церковь не
должна быть вовлечена в правитель- ственные и светские
институты, поскольку последние мо- гут потребовать
ограничения проповеди Евангелия. В-шестых, деньги, которые
в неоправданно больших ко- личествах идут на
строительство и содержание храмов, при- обретение церковного
имущества, следует употребить на то, чтобы Благая весть
звучала во всём мире. Многие верую- щие, особенно в
высокоразвитых странах, могут не согла- ситься с этим
утверждением. Однако в Судный день, когда вы и я, призванные
возвестить всему миру о Христе, пред- станем пред Богом, Он
напомнит нам о том, что церковь возводила роскошные
здания, в то время как великое мно- жество людей испытывало
нужду и так никогда и не услы- шало чётко изложенного
Евангелия. Многих из нас, слу- жителей и руководителей,
ждёт ужасный Божий приговор. Мы уподобимся молодому
богачу, если не сумеем полно- стью посвятить себя и
отдать без остатка всё, чем владеем, бедным и нуждающимся. Да
поможет нам Бог во имя Хри- ста и Его дела находить и
спасать погибшее, служить всем тем, кто терпит нужду. 14. Ваш долг — созидать
церковь, подобно мудрому строителю. «Я, по данной мне от Бога
благодати, как мудрый строи- тель, положил основание,
а другой строит на нем; но каж- дый смотри, как строит.
Ибо никто не может положить дру- гого основания, кроме
положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор.
3:10-11). Мысль. Слово «строитель»
(гр. — архтектон) означает «ру- ководитель, или
архитектор строительства». Павел гово- рит, что планировал Коринфскую
церковь. От был тем, кто положил основание, начал
создание церкви и руководил им. Обратите внимание на пять
особенностей приведённого фрагмента. а) Вы, служитель,
являетесь строителем по данной вам от Бога благодати, а
не благодаря вашим спо- собностям и заслугам.
Слово «благодать» означает нечто большее, нежели
призыв ко служению. Оно означает способности,
силу и готовность к труду. Силу Божию, дары Божии,
способности Божии — вот что получил Павел для
того, чтобы выполнить работу, на которую призвал
его Бог. Павел был только инструментом,
посредством которого Бог строил Церковь. То же
происходит и с вами. Теперь обратите внимание
на чрезвычайно важ- ное обстоятельство: Павел
не говорил о здании, он говорил о людях. Церковь
— это не здание, а груп- па людей, объединённых
истинной верой в Иисуса Христа. Бог даёт Своим
служителям благодать — силу, власть, способность
— возвещать людям об Иисусе Христе и собирать
их в единое Тело для по- клонения Богу и
прославления Его Сына, Иисуса Христа. Не имеет значения,
где собирается церковь. Верующие могут собираться
в доме, хижине, пе- щере, поле, во дворе, в
общественном или церков- ном здании. Главное то,
что они едины в... — уповании на Господа, — вере и поклонении Богу, — предназначении и
миссии: возвестить ближним и всему миру послание
великой любви Бога. б) Как служитель, вы
являетесь «мудрым строите- лем». Слово «мудрый»
означает «искусный». Вы не должны приступать к
выполнению задачи и соз- данию церкви, не обдумав
предварительно всё до мелочей. Вы должны
сосредоточить на этом деле все свои помыслы. Вы не
должны позволить мир- ским наслаждениям отвлечь
вас. Вы не должны допустить, чтобы
устремления плоти, подчас утомлённой тяжким трудом,
препятствовали ва- шей работе. Павел знал,
для чего Бог призвал его: для того, чтобы
планировать и создавать церкви по всему миру. Порученное
дело он выполнял, как «мудрый» архитектор и
руководитель-строитель. Вам, как служителю
Христа, надлежит быть «муд- рым строителем». в) Работа Павла в Коринфе
позволила другим про- должить созидательный
труд. Когда Павел оста- вил Коринф, Бог призвал
других, чтобы продол- жилось созидание церкви.
Среди них были... — служители, — руководители, — верующие,
осуществлявшие церковное служе- ние, на основе чего и
была создана церковь. Речь идёт обо всех членах
церкви, потому что они все без исключения своим
свидетельством и служением Господу
участвуют в строительст- ве церкви. Каждый член
церкви либо строит, либо разрушает
свидетельство и силу церкви. Подумайте: ведь у каждой церкви
есть мудрый строитель, человек,
который задумал и основал эту церковь! Кто-то посвятил
себя работе во имя Бо- жие, посвятил себя Богу,
чтобы стать строителем, архитектором,
первопроходцем, созидателем церк- вей Божиих. Возникает вопрос: «Где
сегодня люди, готовые посвятить свою жизнь
Богу? Где мудрые строите- ли? Кто пойдёт строить
церкви во имя Бога?» По- требность в этом огромна:
люди нуждаются в бла- говествовании и в том,
чтобы любовь и миссия Хри- ста объединила их. «Он говорит им: а вы за
кого почитаете Ме- ня? Симон же Петр отвечая
сказал: Ты — Хри- стос, Сын Бога Живого.
Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты Симон,
сын Ионин, потому что не плоть и кровь
открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах; И
Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я
создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее»
(Матф. 16:15-18). Второй важный вопрос
таков: «Многие ли слу- жители созидают —
по-настоящему созидают — церковь? Многие ли мудро,
в том числе вы и я, и умело строят на
основании, положенном другими? Многие ли служители мудро
и умело строят на ос- новании, которое есть
Иисус Христос?» г) Обратите внимание на
чёткое наставление: пусть каждый служитель смотрит,
как он строит на ос- новании. Основание
положено, и оно крепко. Оно непоколебимо. Оно готово
к тому, чтобы на нём возвести стены, но каждый
верующий — служи- тель и рядовой член
церкви — обязан смотреть, как строит. д) Вы, как служитель,
можете построить истинную церковь на единственном
основании, которое есть Сам Иисус Христос. Все
прочие основания суть зы- бучий
песок, который не выдержит натиска житей- ских бурь. Ни один
служитель, кем бы он ни был, не может положить иное
прочное основание. Все другие основания рухнут и
не будут восстановле- ны. Что означает фраза
«Христос — единственное основание»? — Это значит, что Сам
Христос, Его Личность яв- ляется единственным
основанием, на котором люди могут созидать свою
жизнь. «Иисус сказал ему: Я есмь
путь и истина и жизнь; никто не приходит
к Отцу, как только чрез Меня» (Иоан. 14:6). «Ибо нет другого имени
под небом, данно- го человекам, которым
надлежало бы нам спа- стись» (Деян. 4:12). — Это значит, что учение
Христа является един- ственным основанием, на
котором люди могут созидать свою жизнь. «Итак всякого, кто
слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю
мужу благоразум- ному, который построил
дом свой на камне» (Матф. 7:24). «Симон Петр отвечал Ему:
Господи! к ко- му нам идти? Ты имеешь
глаголы вечной жиз- ни» (Иоан. 6:68). «Истинно, истинно говорю
вам: кто соблю- дет слово Мое, тот не увидит
смерти вовек» (Иоан. 8:51). — Это означает, что Иисус
Христос — единствен- ное основание, на котором
люди могут постро- ить истинную церковь. «Он говорит им: а вы за
кого почитаете Ме- ня? Симон же Петр отвечая
сказал: Ты — Хри- стос, Сын Бога Живого.
Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты
Симон, сын Ионин, по- тому что не плоть и кровь
открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на
небесах; И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем
камне Я создам Цер- ковь Мою, и врата ада не
одолеют ее» (Матф. 16:15-18). «Он есть камень,
пренебреженный вами зи- ждущими, но сделавшийся
главою угла, и нет ни в ком ином спасения;
Ибо нет другого име- ни под небом, данного
человекам, которым надлежало бы нам
спастись» (Деян. 4:11-12). «Бывши утверждены на
основании Апосто- лов и пророков, имея
Самого Иисуса Христа краеугольным камнем,
На котором все здание, слагаясь стройно,
возрастает в святой храм в Господе» (Ефес. 2:20-21).
|