Джун Хант |
Ключи |
|
|
|
|
|
Комплекс
жертвы
Б. Значение слова «жертва» в Библии Древнееврейское слово, выражающее понятие жертвы в Ветхом Завете
— «ха- лал», оно означает «раненый или пронзенный». «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши;
наказа- ние мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Исаия
53:5). В Библии есть примеры того, как человек становится жертвой: История Фамари 2 Царств 13 глава Фамарь, дочь царя Давида, стала жертвой чудовищного насилия со
стороны своего брата. Бедная Фамарь — невинная жертва эгоистичного,
необузданно- го желания Амнона. И, что ещё ужаснее, Амнон, который надругался
над ней, после этого прогнал её от себя. Она жертва еще и потому,
что Давид, её отец, ничего не сделал для защиты дочери. Грех Давида — похоть,
прелюбо- деяние, а затем и убийство, вернулся к нему и поразил его через
греховные действия собственного сына. Бог дал каждому человеку свободную волю, чтобы человек мог
отличать хорошее от плохого и выбирать хорошее. Часто Бог допускает
страдание и пе- чаль в нашей жизни, чтобы не только мы сами, но и многие другие
люди во- круг нас могли отвернуться от греха и повернуться к Нему. Среди
всех бурь и штормов жизни, как скала, возвышается Божье твердое обетование
для тех, кто стал жертвой людей или обстоятельства: Его благодать, любовь
и доброта, будут через эти страдания направлять нас к духовному росту. «Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо
сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хва- литься своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Коринфянам 12:9). В. Ментальность жертвы МЕНТАЛЬНОСТЬ ЖЕРТВЫ — это образ мыслей
или установки сознания, с кото- рыми живет человек, ставший жертвой. Даже по прошествии времени
он про- должает жить, основываясь на тех своих представлениях и ощущениях,
ко- торые когда-то испытал . Он чувствует себя бессильным, хотя
ситуация изме- нилась, и никто не нападает на него. Люди с ментальностью жертвы склонны считать других людей более
силь- ными и могущественными, а себя — слабыми и беспомощными. Дети, ставшие жертвами неправильного поведения окружающих,
действи- тельно не имеют сил остановить издевательства, но, став
взрослыми, они всё ещё остаются жертвами своей детской ментальности. Они ошибочно
думают, что ни- чего не изменилось, и продолжают пребывать в состоянии
беспомощности. Вопрос: Что может помочь человеку преодолеть
ментальность жертвы? Ответ: Прежде всего надо изменить образ
мыслей. Хотя было время, когда вы были бессильны сделать что-то, это время прошло. Сейчас вы
вы- росли и стали взрослым человеком, вы больше не беспомощны. «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по —
младенче- ски мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оста- вил младенческое» (1 Коринфянам 13:11). Г. Нарушенные границы жертвы Если однажды человек стал жертвой физического или эмоционального
изде- вательства и насилия, он продолжает испытывать трудности с
установлением и поддержанием личных границ. Взрослые люди, которые выстраивают свои отношения с другими,
исходя из ментальности жертвы, испытывают большие трудности с тем,
чтобы быть честными, открытыми, уверенными и отстаивать свои права в той
мере, в ка- кой это уместно. ТЕСТ для определения НАРУШЕННЫХ ГРАНИЦ Трудно ли вам принимать
решения и затем придерживаться их, если вы встре- чаете сопротивление? Чувствуете ли вы, что
вам необходимо узнать мнение других людей, прежде чем вы сможете принять
решение? Испытываете ли вы
колебания, нерешительность, когда вас просят высказать своё мнение? Боитесь ли вы выражать
свои истинные чувства? Доверяете ли вы своим
собственным убеждениям? Избегаете ли вы
определенных людей из-за страха испытать смущение, не- ловкость, дискомфорт? Трудно ли вам смотреть
человеку в глаза? Трудно ли вам обратиться
к людям за помощью? Делаете ли вы
одолжение, оказываете ли услуги другим людям, даже когда точно знаете, что вы
не должны этого делать? Избегаете ли вы
просить людей вернуть вам различные предметы, книги, ко- торые они брали у вас? Трудно ли вам принимать
искренние комплименты? Нуждаетесь ли вы в
постоянном ободрении и одобрении со стороны других людей? Делаете ли вы больше,
чем должны в соответствии со своими обязанностями, работая над каким-либо
проектом? Трудно ли вам указать человеку
на ситуации, в которых проявляется нечест- ность или
несправедливость? Говорите ли вы «да»,
когда вы точно знаете, что должны сказать «нет»? Если вы ответили «да» на 4 и более вопросов — ваши границы нару- шены и вам надо задуматься об этом. Вопрос: Как я могу перестать угождать людям?
Что я должен изменить в себе? Ответ: Перестаньте искать одобрения у людей,
начните жить для Бога и ищите лишь Его одобрения. «У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угож- дать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Галатам 1:10). II. Признаки ментальности жертвы В основе раненых эмоций жертвы лежит чувство бессилия,
беспомощности, неспособности сделать правильный выбор, принять верное решение,
подняв- шись над обстоятельствами и взаимоотношениями. Продолжая жить с
иска- женным представлением о собственной ценности, неисцеленные
жертвы на- силия и издевательства вырабатывают нездоровый стиль поведения.
Такие люди часто испытывают скрытый страх, что их будут контролировать,
сле- дить за каждым их шагом, каждой высказанной мыслью, каждым
словом… Поэтому они стараются сами контролировать всё и вся, это даёт им
ощущение защищенности, безопасности. Эти и другие неразрешенные
эмоциональные трудности могут привести даже к физическим проблемам. «Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо
кос- ти мои потрясены» (Псалом 6:3). А. Психологические «ловушки» Низкая самооценка — человек: • мирится с издевательствами, унижением, насилием • принимает вину на себя • принимает осуждение Страх — человек боится: • быть оставленным • привязаться к кому-либо, полюбить • людей, наделенных властью Крайности, которые проявляются в разных сферах жизни, в том числе: • в стремлении контролировать всё и вся • в излишней серьезности • в слишком сильном увлечении работой Зависимость • от еды • от спиртных напитков • от людей Принуждение — человек подвергается принуждению со сто- роны других людей или сам оказывает давление на окружаю- щих, что проявляется в: • перфекционизме • безответственности «Взывают [праведные], и Господь слышит, и от всех скорбей их
избав- ляет их» (Псалом 33:18). Б. Физическое состояние Сексуальные проблемы: • фригидность/импотенция • неразборчивость в сексуальных отношениях Нарушения сна: • ночные кошмары • бессонница Нарушения в процессе питания: • анорексия — отсутствие аппетита • булимия — патологическое повышенное влечение к пище Вопрос: Можно ли исцелить человека, который
подвергался преследованиям? Ответ: Да, сила Божия может это сделать. «Исцели меня, Господи, и исцелен буду; спаси меня, и спасен
буду; ибо Ты хвала моя» (Иеремия 17:14). В. Плач жертвы «Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время
скорби? По гордости своей нечестивый преследует бедного: да уловятся они
ухищ- рениями, которые сами вымышляют. Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя. В надмении своем
нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет
Бога!» Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на
всех врагов своих он смотрит с пренебрежением; говорит в сердце
своем: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла»; уста его полны
про- клятия, коварства и лжи; под языком его мучение и пагуба; сидит
в засаде за двором, в потаенных местах убивает невинного; глаза
его подсматривают за бедным; подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного;
хватает бедного, увлекая в сети свои; сгибается, прилегает, — и бедные
пада- ют в сильные когти его; говоря в сердце своем: Восстань,
Господи, Бо- же , вознеси руку Твою, не забудь угнетенных [Твоих до конца].
Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своем: «Ты не взы- щешь»? Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предает себя бедный; сироте Ты
помощник. Сокруши мышцу нечестивому и злому, так чтобы искать и не найти его нечестия. Господь — царь на веки, навсегда; исчезнут
язычники с земли Его. Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое, чтобы дать суд сироте и угнетенному, да не
уст- рашает более человек на земле» (Псалом 9:22-39). «Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое» (Псалом 9:38). III. Причины, ведущие к ментальности жертвы Чувствительные дети, которые буквально сокрушены нанесенной им
травмой, делают неправильные выводы о себе и об окружающем их мире.
Ложные пред- ставления побуждают таких детей усваивать манеру поведения,
скрывающую их сильную боль. Сами не осознавая того, жертвы часто позволяют
своим иска- женным реакциям стать стеной между ними и Богом. Эта стена
делает невоз- можными близкие отношения с Богом. Любящий Господь использует
наши не- удачи и проблемные взаимоотношения в зрелом возрасте, чтобы
выявить не- разрешенные эмоциональные проблемы нашего детства. Он хочет
разрушить эти старые стены, чтобы …отпустить пленных на свободу! «Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было, — и Бог
воззо- вет прошедшее» (Екклесиаст 3:15). ПЛЕННИКИ ПРОШЛОГО «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не
возблагода- рили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось
несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели» (Римлянам 1:21). А. Духовные «стены» Неправильные Примеры реакции: «детского» мышления: • Обвинение Бога — «Это Бог виноват». — «Бог несправедлив». ИСТИНА — Второзаконие 32:4 • Гнев на Бога — «Как мог Бог
допустить такое в моей жизни?» — «Бог не заботится обо мне». ИСТИНА — Псалом 144:17 • Недоверие Богу — «Я не могу
положиться на Бога». — «Я не верю в Бога». ИСТИНА — Притчи 3:5 • Страх перед Богом — «Я боюсь Бога». — «Я хочу спрятаться от Бога». ИСТИНА — Псалом 26:1 • Сомнения в Божьей любви — «Бог не любит меня, это
точно». — «Я не заслуживаю Божьей любви». ИСТИНА — Иеремия 31:3 Б. Эмоциональные «стены» Привычные Примеры эмоции «детского» мышления • Горечь — «Я бы хотела жить в другой семье, не
в этой». — «Я бы хотел быть кем-либо другим». ИСТИНА — Евреям 12:15 I I . П Р И З Н А К И М Е Н Т А Л Ь Н О С Т И Ж Е Р Т В Ы • Чувство ложной вины — «Это я виноват». — «Я не должна никому говорить, или я попаду в беду». ИСТИНА — Псалом 50:8 • Стыд, позор — «Что-то не так со
мной». — «Я — плохой человек». ИСТИНА — Псалом 138:14 • Непрощение — «Я никогда не
прощу их». — «Я хочу, чтобы они умерли». ИСТИНА — Марк 11:25 • Страх — «Что будет со мной, если кто-нибудь
узнает об этом?» — «Если я расскажу об этом, что-нибудь случиться со мной». ИСТИНА — Псалом 33:5 • Безнадежность — «Ничего хорошего
не будет». — «Жизнь никогда не станет лучше». ИСТИНА — Псалом 26:13 • Эгоцентричность — «Я никогда не
веселился и не наслаждался жизнью, как другие». — «Я не могу думать ни о чем, кроме своего несчастья». ИСТИНА — Иеремия 29:11 По мере взросления многие жертвы избавляются от детских взглядов
на жизнь, от своего прежнего образа мыслей. Они стараются не
вспоминать о сво- ём прошлом и осуществиться как личности через вступление в брак,
воспита- ние детей, карьеру, финансовый успех, самосовершенствование,
саморазви- тие и самораскрытие, и даже служение Богу. К сожалению, часто их
дейст- вия, поведение несут на себе отпечаток их раненой личности,
воздвигают за- щитне стены, которые невозможно пробить. Защитные стены помогают
спря- таться от любой эмоциональной боли или обиды. Хотя люди,
обладающие ментальностью жертвы, жаждут зрелой любви …путешествие назад, в
оне- мевшие сердца, слишком пугает их. Они не готовы проявлять
открытость, не- обходимую для созидания подлинной близости в отношениях. И при
этом они сами чаще всего не понимают, что проблема — в них самих, в их ментальнос- ти жертвы. «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто
узна- ет его?» (Иеремия 17:9). В. Главная причина Жертвы остаются пленниками своей ментальности из-за системы
убеждений, которая заставляет их чувствовать себя беспомощными, бессильными
изме- нить что-либо. Эта система упорно сопротивляется, не давая им
принять на се- бя ответственность за своё исцеление и личностный рост. Неверное убеждение: В моём прошлом столько боли, у меня нет сил забыть о ней. Я не
могу изме- нить себя и знаю, что не выдерживаю сравнения с другими людьми.
Я боюсь, что они увидят это и поймут, что я — неудачник. Этот страх
буквально убива- ет меня. Верное убеждение: Я — дитя Божье и Христос живет во мне. Он дает мне свою силу,
чтобы я мог изменяться. Я не боюсь неудач, я принимаю на себя обязанность
преодолеть влияние своего прошлого и ответственность за своё исцеление.
Господь верен Своим обещаниям и Он исцелит меня! «...От Божественной силы Его даровано нам все потребное для
жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и
благостию» (2 Петра 1:3). «Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие» (1 Фессалоникий- цам 5:24). IV. Пути к решению проблемы А. Ключевой стих из Библии для запоминания «Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и при- теснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник» (Псалом 9:35). Б. Ключевой текст из Библии для чтения и повторения Псалом 90 «Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих» (Псалом 90:11). ПСАЛОМ 90 Находить покой и отдых в
присутствии Всемогущего Бога - - - - - - - - - - - - - - - - стих 1 Верить в защиту любящего Бога - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - стих 2 Помнить о верности Бога- - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - стихи 3-7 Видеть возмездие нечестивым,
приходящее от Бога - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - стих 8 Жить в безопасности под покровом Бога- -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - стихи 9-10 Идти по жизни с Ангелами-хранителями, посланными Богом - - - - - - - - - - стихи 11-13 Полагаться на помощь и защиту любящего
Бога - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - стих 14 Призывать на помощь Господа, и Он
избавит…- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - стихи 15-16 В. Поиск и разрушение ваших личных «навыков выживания» У каждого из нас есть несколько уловок и хитростей, которые мы
используем, когда необходимо избежать неловкой ситуации, нежеланных
обязанностей или ответственности. Однако человек, обладающий менталитетом жертвы,
превос- ходит всех нас в деле самосохранения и самозащиты. Эти навыки
были развиты им еще в начале жизни, путем проб и ошибок или в результате
чистого творче- ства. Он хорошо усвоил их как способы реагирования, необходимые
для его вы- живания. Существуя на уровне подсознания, эти модели поведения
часто под- рывают взаимоотношения между людьми и препятствуют процессу
исцеления. «Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне
мудрость [Твою]» (Псалом 50:8). ЗАВИСИМЫЙ — передает личную ответственность за многие стороны своей жизни другим людям и использует свою беспомощность, чтобы получить их поддержку. Эта маскировка, используемая для защиты, несет весть: «Я нуждаюсь в вас», а в зрелом
возрас- те превращается в мощное средство контроля над другими людьми. УГОДЛИВЫЙ — его девиз «Мир любой ценой».
Постоянно уступая и согла- шаясь с желаниями других людей, такой человек платит очень вы- сокую цену за их одобрение и принятие. Став
взрослым, Угодли- вый обнаруживает, что потерял свою
индивидуальность. НАВЯЗЧИВЫЙ — компенсирует свою низкую самооценку
тем, что становит- ся ответственным за других и исправляет, укрепляет их.
Навяз- чивые рассматриваются как любящие, приносящие себя в жертву, духовные люди. На самом деле, это всего лишь прикрытие, позво- ляющее им избежать серьезной работы над собой, разобраться со своими собственными нуждами. ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ — показывает высокую
компетентность и кажется че- ловеком, способным ориентироваться во всем. Недостижимой це- лью Исполнительного является совершенное исполнение
каждо- го действия. Хотя, делая столь многое столь успешно, человек по- лучает большое удовлетворение, он внутренне парализован стра- хом, что обнаружится его недостаточность, неспособность сделать что-либо. КОНТРОЛИРУЮЩИЙ — чувствует себя в
безопасности, только контролируя всё и вся. Взрослый человек с таким типом личности идет по жиз- ни, думая, что он всегда прав и, как правило, выглядит хорошим человеком. Страх уязвимости, незащищенности, открытости — вот что заставляет эту раненую «овцу» действовать подобно льву. МУЧЕНИК — великий и постоянный страдалец. Любой
человек, подверг- нувшийся издевательствам и насилию, заслуживает сострадания окружающих. Мученик, используя это, развивает навыки,
позволя- ющие ему контролировать других. Он может делать это, напоми- ная о своём тяжелом детстве и тем самым вызывая жалость и
со- страдание окружающих. А с другой стороны он стремится вы- звать восхищение своей жертвенной жизнью в настоящий мо- мент, направленной на благо и пользу других. «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем
с се- бя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем
проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евреям 12:1-2). Г. Освобождение от цепей Исцеление — это процесс, который требует времени. И в этом
процессе бывают пе- риоды регрессии. Могут быть такие моменты, когда кажется, что
нет никакого движения вперед. Первый шаг — ваше желание исцелиться и принятие
решения исцелиться с помощью Божьей. Когда вы возложите всю свою надежду
на Него, терпеливо ожидайте, и Господь с любовью покажет вам путь. «…Да не постыдятся и все надеющиеся на Тебя: да постыдятся
безза- коннующие втуне. Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня сте- зям Твоим» (Псалом 24:3-4). Осознайте свою
НЕСВОБОДУ • Чувствуете ли вы, что вашу проблему невозможно решить, и из
ва- шей ситуации нет никакого выхода? • Чувствуете ли вы своё бессилие, неспособность изменить
что-либо в ваших отношениях с окружающими? • Доверяете ли вы другим людям? Или вам не хватает доверия? Вопрос: Возможно ли это, — обнаружить, что
держит меня в плену? Ответ: Да! С Богом все возможно. «А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Матфея 19:26). Вопрос: К кому я могу обратиться за помощью?
Кому я могу довериться? Ответ: Бог знает, как обратить вам на пользу
ваше смятение. И Он достоин вашего доверия. «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои» (Притчи 3:5-6). Посмотрите в глаза своему
ПРОШЛОМУ • Воспоминание — первый шаг на пути исцеления. • Пройдите все три стадии воспоминания: — Факты издевательства или насилия — без подробностей. — Особенности насилия (издевательства) — специфические
детали. — Чувства, испытываемые при этом — ваш эмоциональный
отклик. • Чтобы пробудить нашу память, Бог часто использует: — Воспоминания (взгляд в прошлое) — Средства массовой информации — Сны и ночные кошмары — Прикосновения — Рождение ребенка — Эмоциональный разрыв, разрыв отношений — Смерть значимого человека — Свидетельства других Вопрос: Как я могу исцелиться? Ответ: Вы должны верить в обетования Слова
Божия. «…Послал слово Свое и исцелил их, и избавил их от могил их»
(Пса- лом 106:20). Вопрос: Что делать, если мне трудно вспоминать? Ответ: Псалмопевец утверждает: «Вот, Ты
возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость [Твою]» (Псалом 50:8). Просите Бо- га показать вам, что держит вас в плену. Посмотрите на свои
МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ «Что я делаю для того, чтобы восполнить мои внутренние нужды?» • Иду ли я на компромисс, жертвуя своими ценностями, чтобы почувствовать себя любимым? • Я — перфекционист, трудоголик, исполнительный …потому что хочу чувствовать свою значимость, важность? • Я «прилипаю» к людям, становлюсь зависимым от них … чтобы чувствовать свою безопасность? Вопрос: Как я могу перестать играть роль
жертвы? Ответ: Прежде всего, вы должны согласиться с
Богом, что вы можете стать свободным. «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Коринфя- нам 3:17). Раскройте свой ЛИЧНЫЙ
СЕКРЕТ • Говоря о прошлом, вы освобождаетесь от него. Вопрос: Зачем рассказывать об этом кому-то? Это
слишком ужасно. Ответ: Сила секрета, тайны держит вас в тисках
прошлого. Эти цепи долж- ны быть разорваны. «…Пусть взвесят меня на весах правды, и Бог узнает мою непороч- ность» (Иова 31:6). Посмотрите в глаза
БОЛИ • Боль подтверждает, что вы подверглись насилию, издевательству. • Боль выраженная, высказанная словами — это высвобожденная боль. Вопрос: Как я могу вынести это? Это так больно. Ответ: Господь поможет вам, Он понесёт ваше
бремя. «Благословен Господь всякий день. Бог возлагает на нас бремя, но Он же и спасает нас» (Псалом 67:20). Вопрос: Как я могу уйти от этой боли? Ответ: Через обновление своего разума. «…И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Римлянам 12:2). Посмотрите в глаза
ВИНОВНИКУ ваших страданий — если это бе- зопасно для вас • Возьмите с собой кого-нибудь, кому вы доверяете. • Определите для себя и назовите цели конфронтации. • Поделитесь с кем-нибудь тем, что вы планируете сказать
виновни- ку ваших страданий, прежде чем идти к нему. • Будьте готовы к тому, что он откажется от встречи с вами. Вопрос: Разве конфронтация допустима для
христианина? Ответ: Да, конфронтация — это библейский
принцип. «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего» (Матфея 18:15). Вопрос: Когда я должна встретиться лицом к лицу
с этим человеком? Ответ: Когда это будет безопасно для вас,
когда вы будете достаточно силь- ны для этого и сможете провести встречу уверенно. Посмотрите в глаза
ПРОЩЕНИЮ • Простите себя. • Простите обидчика. • Бог учит нас, что мы не должны мстить за себя, если надо — Он сам накажет обидчика, ведь Господь знает истинное состояние сердца человека, знает — упорствует ли он в своём грехе или уже давно раскаялся в содеянном. Вопрос: Должен ли я простить, если обида была
столь ужасна? Ответ: Бог говорит вам, что вы должны прощать.
Вам надо простить не оби- ду, а обидчика. «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согреше- ния их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мат- фея 6:14-15). Вопрос: Означает ли прощение, что я должна
продолжать оставаться жерт- вой? Ответ: Нет. Наоборот, простив, вы перестаете
быть жертвой. Вы «отпускае- те» своё прошлое, которое держит вас в плену, и получаете
освобож- дение. «… А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Матфея 6:15). Поймите, всё
происходит потому, что Бог ПОЗВОЛИЛ этому слу- читься с вами • Различайте свободную волю человека и волю Божью. • Осознайте: допустить проявление греха — не означает быть при- чиной этого греха или согласиться с греховными действиями. • Помните, Бог будет судить всякий грех. Вопрос: Где был Бог, когда это случилось со
мной? Ответ: Ничто не застает Бога врасплох. Ничто
не является для Него сюр- призом. «На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых» (Прит- чи 15:3). Вопрос: Почему Бог не наказывает обидчика? Ответ: Он накажет его, но в своё время и так,
как Он сочтет нужным. «Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его» (Псалом 36:10). «…Ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепля- ет Господь» (Псалом 36:17). Вопрос: Как любящий Бог мог допустить такое? Ответ: Точно так же как Он допустил страдания
Своего Сына, Иисуса Хри- ста. Все страдания, которые допускает наш Небесный Отец, имеют цель и смысл. «Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит
скорби, страдая несправедливо» (1 Петра 2:19). «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Петра 2:21). «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Петра 2:23). Бог может разбить вашу «цепь контроля». Позвольте Его исцеляющей силе вырвать кол, который крепко держит вас привязанными к прошлому! ЗАДУМЫВАЛИСЬ ли вы когда-нибудь о том, как вас воспринимают
другие? Что вы чувствовали при этом? Не боялись ли вы, что они думают о вас
не очень хоро- шо? Некоторые люди, глядя на себя в зеркало, видят какого-то
«гадкого утёнка». Помните маленького и несчастного утёнка из старой, доброй сказки
Ганса Хрис- тиана Андерсена? Он чувствовал себя уродливым, ничтожным и
недостойным внимания других обитателей птичьего двора. Маленький утёнок был
согласен с тем, что они отвергли его. Он думал, что его не за что любить,
ведь он такой не- красивый и неуклюжий. Печально видеть, как многие приятные и привлекательные люди
отвергают се- бя, думая, что они не имеют никакой ценности. В этом виновато их
неправильное восприятие самих себя. Гадкий утёнок просто не мог распознать
внутри себя пре- красную природу лебедя, до тех пор, пока она не проявилась в его
внешнем об- лике. Так и люди, оценивая себя, смотрят только на свои внешние
черты и осо- бенности. Они не замечают самого главного – своей внутренней
красоты и цен- ности, данной им Богом. «Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо че- ловек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1 Царств 16:7). I. Определения Представьте на мгновение, что вы имеете подержанный автомобиль.
Как вы ду- маете, можно ли определить сколько он стоит? Вероятнее всего, если
вы знаете марку автомобиля, год выпуска и количество пройденных
километров, – то на основе этих данных вы сможете ответить на вопрос о его цене. А каким образом вы можете определить свою собственную ценность?
Не пы- таетесь ли вы оценивать себя, глядя на успех и личные достижения
других лю- дей? Или вы чувствуете себя более значимым, слыша комплименты со
стороны людей, тех, кто играет важную роль в вашей жизни? Если да, то
ваша само- оценка может быть ошибочной, и вы — в опасном положении.
Обратитесь к Библии как к «справочнику», в котором вы сможете найти все
ответы и осо- знать свою ценность, заложенную в вас Богом! «Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено» (Евреям 2:7-8). А. Самооценка Правильная самооценка — это уверенность в том, что ваша жизнь
ценна и значима. «Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из
них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак
не бой- тесь: вы дороже многих малых птиц» (Луки 12:6-7). • Ценность (греческое слово — «АКСИОС») — Греческое слово «аксиос» буквально переводится как «вес и
цена». В биб- лейские времена золото и другие драгоценные металлы взвешивали
на спе- циальных весах. Таким образом, стоимость металла определялась
взвеши- ванием. — Русское слово «ценность» означает оценку, значение, значимость,
достоин- ство человека (его личности) или предмета (вещи). Вопрос: Как я могу определить свою ценность и
значимость? Ответ: Ценность любого предмета определяется
самой высокой ценой, кото- рую за него готовы заплатить. Если вы когда-нибудь посещали аукци- он, то могли видеть, что аукционер продаёт каждую вещь только
тому покупателю, который предлагает за неё самую высокую цену. Чело- век, добровольно уплативший такую большую сумму денег, становит- ся хозяином вещи и одновременно тем, кто установил её стоимость. Иисус Христос заплатил за вас максимально возможную, великую це- ну – Он добровольно умер за вас на кресте, искупив тем самым
вашу ви- ну за грех. Вот как сильно Он вас возлюбил. «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Римлянам 5:8). Ваша истинная ценность не основывается на чём-то, что вы можете
сделать сами (в прошлом, настоящем или будущем). Не сомневайтесь,
Христос уже определил вашу ценность, когда умер за вас. Б. Самоуважение (древнееврейское слово — «НАБАТ») — Древнееврейское слово «набат» означает «смотреть с
благорасположением, уважением, с чувством удовлетворения». — В русском языке это слово имеет значение – «иметь высокое
мнение о себе». Вопрос: Допустимо ли иметь уважение к самому
себе? Насколько это уместно? Ответ: Люди с низким самоуважением
недооценивают себя и свою значи- мость, данную им Богом. Другие, с чрезмерным чувством уваже- ния к самим себе, становятся высокомерными и гордыми. Богу угодно, чтобы мы правильно относились к себе – имели здоровое самоуважение, а это подразумевает: — СМИРЕНИЕ, основанное на признании своей греховности… «Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь.
А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим». (Исаия 66:2) — УВЕРЕННОСТЬ в значимости того, что Христос совершил ради нашего спасения в прошлом, и того, что Он будет со- вершать в нас… «Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрос- ти, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас» (2
Ко- ринфянам 1:12). В. Комплекс неполноценности • Неполноценный • Имеющий низкое качество, намного ниже
чем у других, не очень хороший. • Комплекс • Подавляющее мышление, ассоциирующееся с
прошлым эмоци- ональным опытом, которое влияет на поведение личности в
настоящем. • Комплекс неполноценности • Ощущения человека,
считающего себя не- полноценным в сравнении с окружающими людьми. Остро проявляется
в чрезвычайно заниженной самооценке, что выражается: — в страхе, нерешительном поведении, робости или — в слишком агрессивном поведении. БИБЛЕЙСКИЙ ПРИМЕР: (2 Царств, 9 глава) Мемфивосфею, сыну Ионафана, исполнилось всего пять лет, когда он
упал и стал хромым на обе ноги. Беда настигла его снова, спустя годы
после гибели его отца — Ионафана и деда — Саула на поле боя. Он оказался в нищете
и забве- нии из-за своей хромоты. Царём Израиля стал Давид. Когда-то
давно Давид и Ионафан заключили между собой завет (1 Царств 20:14). Ища
возможности оказать милость семье Ионафана, Давид спрашивает у слуги: «Нет
ли ещё ко- го-либо из дома Саулова?» Сива, раб, сообщает царю, что сын
Ионафана Мем- фивосфей, хромой на обе ноги, живёт в Лодеваре (еврейское слово
«ло- дебар» означает «ничто»). Давид узнаёт, что Мемфивосфей ничего не
имеет. Будучи всеми покинут, забыт, живя в нужде, он считает себя «ничем» —
неполноцен- ным и ненужным человеком. Тогда царь Давид решает забрать
Мемфивосфея из Лодевара и при встрече с ним говорит ему следующее: «Не
бойся; я окажу тебе милость ради отца твоего Ионафана; и возвращу тебе все поля
Саула, отца твоего, и ты всегда будешь есть хлеб за моим столом» (2 Царств
9:7). Несмотря на то, что этот хромой юноша чувствовал себя никому ненужным и
просто «ни- чем», милосердие и сострадательность царя простирались и на
него, и «Мем- фивосфей ел за столом Давида, как один из сыновей царя» (2
Царств 9:11). Если вы жестоко страдаете, чувствуя себя неполноценным, «ничем», знайте, — к вам простирает Своё милосердие и сострадательность
Царь ца- рей! Сам Господь называет вас Своими детьми. Г. Нужно ли любить самого себя? Наверное, у каждого человека есть своя точка зрения на этот
счет. Некоторые считают, что любить себя необходимо; другие – что это проявление
эгоизма; тре- тьи — что любить себя нужно, но в меру. А есть люди, уверенные в
том, что че- ловек должен любить весь окружающий мир, других людей, животных
и птиц, мир растений, но они никогда не задумывались – а себя, часть
этого мира, он дол- жен любить? Ниже представлены три наиболее распространенные
точки зрения. Сторонники каждой из них находят в Библии подтверждение
собственным взглядам. Так как же разобраться — какая точка зрения правильна? ТРИ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ: 1. Я не должен любить себя. Любить себя, любить свою жизнь – плохо и греховно. Я должен
ненавидеть себя. Библейское подтверждение: «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире
сем сохранит ее в жизнь вечную» (Иоанна 12:25). «...Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и
мате- ри, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни
своей, тот не может быть Моим учеником» (Луки 14:26). 2. Я должен любить себя. Бог говорит через Своё Слово, чтобы я любил себя. Библейское подтверждение: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего; но люби
ближнего твоего, как самого себя. Я — Господь» (Левит 19:18) . Этот текст повторяется в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки, в
Посла- ниях к Римлянам и Галатам, в Послании Иакова. 3. Не знаю, должен ли я любить себя, но знаю, что я должен любить других. Указания по поводу любви к себе в Писании очень расплывчаты и не
до конца понятны. Однако Библия явно говорит, что я должен иметь
жертвенную лю- бовь по отношению к ближним. Библейское подтверждение: «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Иоанна 3:16). Вопрос: Как можно согласиться с первым из трёх
приведённых мнений? Неужели Библия действительно учит нас ненавидеть себя и дру- гих (Луки 14:26)? Ответ: Чтобы правильно истолковать библейский
текст, важно следовать главному принципу толкования: «Контекст отрывка — превыше всего». Поэтому давайте обратимся к исследованию понятий «нена- висть», «ненавидеть» в контексте Слова Божьего. Ветхий Завет: • В книге Левит (19:17) говорится: «Не враждуй1 на брата твоего в сердце своём…» • Из десяти заповедей, данных Богом, пятая говорит о следующем:
«Почитай отца твоего и мать твою…» (Исход 20:12). Сказано — почитай, а не
проявляй вражду и НЕНАВИСТь! Новый Завет: • Иисус Христос в Нагорной проповеди произнёс следующие слова:
«Вы слыша- ли, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего».
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас,
благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих и гонящих вас» (Матфея
5:43-44). • В Первом Послании Иоанна (2:9) утверждается, что человек,
который «…го- ворит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот ещё во
тьме». 1 Древнееврейское словосочетание «ло-таасу»
означает «не испытывай ненависти, не будь ненавидя- щим». В русском синодальном переводе используется слово «не
враждуй» (примечание переводчика). Заключительный вывод в отношении первой точки зрения Когда Христос учит тому, что истинный христианин должен
возненавидеть своего отца, мать, сестрер, братьев и даже свою жизнь, Он не
провозглашает какой-то новый стиль жизни, наполненный ненавистью и злом. Такое
понима- ние смысла отрывка абсолютно противоречит центральному учению и
истин- ному содержанию книг Священного Писания. Оно несовместимо с
библейской вестью о Божьей любви. Христос, обращаясь к своим
последователям, учит их ненавидеть всё то, что может занять первое место в душе, заменив
собой глав- ное – взаимоотношения с Ним. Истинный ученик должен посвятить
всего себя без остатка Иисусу, видеть в Нем смысл жизни. «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Филип- пийцам 1:21). II. Симптомы низкой самооценки Знаете ли вы людей, которые чувствуют себя опустошёнными и
подавлен- ными, когда их самих или их действия подвергают критике? Когда
кто-то отрицательно отзывается о них, они, как правило, чувствуют себя
разбиты- ми и сильно расстраиваются. Другие испытывают чувство вины и
пытаются понять – в чём же они виновны? При этом они могут ругать и даже
прокли- нать себя за малейшую ошибку в действиях, или за какую-нибудь
другую незначительную мелочь. Большинство из нас в той или иной степени
страда- ет от чувства неполноценности. От этого порой страдают даже те
люди, кото- рые оказывают на нас влияние, от которых веет уверенностью и
превосход- ством. Очень часто они ведут себя так надменно и высокомерно
лишь с це- лью скрыть своё чувство вины и неуверенность в собственной
значимости. Чтобы вы смогли познать самого себя и научиться смотреть на себя
глазами Бога, вам следует сделать первый шаг – осознать, что, как и у
других людей, у вас есть некоторая неадекватность в восприятии самого себя.
Иногда это искаженное, ошибочное восприятие перерастает в комплекс
неполноценно- сти, который человек пытается преодолеть, скрыть или вообще не
признаёт его существования. «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда
же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как
я познан» (1 Коринфянам 13:12). ОТРАЖЕНИЕ В РАЗБИТОМ ЗЕРКАЛЕ Тест для выявления низкой самооценки. (Проверяя себя, вы можете делать потметки напротив каждого
пункта) Человек, который испытывает чувство неполноценности, обычно: не соглашается с
авторитетом выглядит несчастливым любит спорить не заботится о своём
внешнем виде критичен к другим не следит за своим
весом, слишком полный боится неудачи добивается
расположения влиятельных людей самокритичен не способен
устанавливать правильные границы общения слишком чувствителен к
мнению других не умеет прощать нуждается в постоянном
одобрении не готов доверять Богу ищет комплиментов не научился выражать
свои истинные эмоции не способен раздавать
и принимать комплименты перфекционист — хочет
всё делать в совершенстве и от других ожидает того же ценит видимые знаки:
символы власти, положение в обществе, звания и степени не способен к
ответственности за свои дела и поступки расточительно
расходует свои финансовые средства старается защищаться, если
ему делают замечание или критикуют живёт не по средствам не умеет устанавливать
близкие отношения с другим человеком любит заключать пари,
соревноваться с целью самоутвердиться всегда стремится к
признанию или успеху стыдится своего
происхождения, своих родных позволяет себе
беспорядочные сексуальные связи боится и избегает
одиночества Позвольте Богу открыть вам те ваши мысли, мотивы и действия,
которые ме- шают вам уподобляться Христу. Мы никогда не сможем узнать себя
полно- стью, до конца, но чем больше мы позволим Богу осветить наши
сердца светом Его истины, тем больше мы сможем увидеть в себе несовершенного.
И тем больше мы будем желать стать послушными Господу. «Ниспровергаем …всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2
Корин- фянам 10:5). III. Причины низкой самооценки Гадкий утёнок в сказке Ганса Христиана Андерсена смотрел на себя
глазами обитателей птичьего двора. Критические реплики важной старой
утки, на- смешки и шутки любящих поспорить кур, пинки и удары
самодовольных ин- деек – всё это болезненно ранило одинокого утёнка. Все птицы так
или иначе старались дать ему понять, что они не принимают его в своё
сообщество и не нуждаются в нём. Но самым страшным ударом для бедного утёнка
было то, что его отвергли даже родные – даже его собственная мать, его
мама-утка по- просила утёнка покинуть родное гнездо! Многие зрелые люди и не подозревают о том, что несправедливое
отноше- ние к ребенку, несправедливые обвинения в его адрес, очень часто
приводят к серьёзным последствиям в его взрослой жизни. Подумайте, не
основывается ли ваше восприятие собственной ценности на каком-то
отрицательном опыте из далёкого детства. Или вы уже научились смотреть на себя
глазами Бога? «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил,
по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое» (1 Коринфянам 13:11). А. Отвержение со стороны других Со стороны родителей и
авторитетных людей (начальника, учителя) • Чрезмерно критичное отношение с завышенной требовательнос- тью. (Например — требование достигать во всём совершенства). • Чрезмерная опёка, стремление защитить. • Чрезмерная строгость. • Безразличное отношение; попустительство, граничащее со все- дозволенностью. • Постоянное сравнение человека (ребенка) с другими, при кото- ром подчеркиваются преимущества, сильные стороны и успехи других. Со стороны сверстников
и родных (брата, сестры) • Слишком критичное отношение. • Прохладное, безразличное отношение. • Давление и принуждение к чему-либо. • Соперничество. Со стороны окружающего
общества (коллег по работе, соседей, друзей) • Отношение как к сопернику, конкуренту. • Потребительское отношение (когда в человеке видят только ис- точник для восполнения своих житейских и материальных нужд, потребностей). • Ограничение отношений по причине различий в уровне
образования. • Ограничения в отношениях по причине физической неполноцен- ности (часто так относятся к калекам, хронически или наслед- ственно больным людям). • Расовые предрассудки, дискриминация. • Дискриминация по половому признаку. Заблуждение: Я никогда не смогу чувствовать себя
достаточно способным, пол- ноценным человеком, потому что ко мне никогда так не относились. Истина: Несмотря на то, что люди, как сказано в
Писании, «съедают и угры- зают» друг друга, Бог никогда не судит о вас и о ваших
способностях на основании человеческих умозаключений. По мере того, как вы будете отдавать свою жизнь Господу, Он сам будет делать вас
способ- ным, полноценным человеком. «…Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога» (2 Коринфянам 3:5). Б. Отвержение себя Человек начинает отвергать самого себя, когда критерием для его
самооценки становится: • Сравнение себя с другими и низкое мнение о: — cвоей внешности — cвоих способностях — cвоих достижения — cвоём материальном положении • Стремление жить по чужим, нереальным стандартам и завышенные
ожида- ния по отношению к себе. • Мнение о нём других людей. • Отрицательное мнение о себе (частные неудачи обобщаются и
выносится итоговый приговор: «Я просто неудачник — в этом причина моих бед».) • Чувство ложной вины. Отвержение человеком самого себя приводит к неправильным
отношениям с другими людьми. Он начинает стремиться угодить другим, ищет их
симпатии и одобрения, и таким образом попадает в чрезмерную зависимость
от них. Отвержение себя происходит и по причине неправильного понимания
хри- стианами смирения. Многие верующие убеждены, что считать себя
хуже дру- гих и ставить себя ниже других, — это признак истинного смирения
и духов- ности. Нам надо научиться не сравнивать себя с другими, а ходить
пред Бо- гом, и смотреть не на людей, а на Иисуса Христа. Заблуждение: Мне кажется, я не смогу перестать
сравнивать себя с другими. Истина: Бог говорит в Писании, что человек,
сравнивающий себя с другими, неразумен. «Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, кото- рые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно» (2 Коринфянам 10:12). В. Главная причина низкой самооценки Неправильное убеждение: Моя самооценка
основывается на критериях и стандартах, по которым живут и оценивают свой успех или неудачу люди во всём мире. Правильное убеждение: Моя самооценка
основывается на той ценности, ко- торой наделил меня Господь; на той цене, которую Христос уплатил за меня; на той цели, для достижения которой Он меня сотворил. Именно так смотрит на меня мой Небесный Отец. «Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые де- ла, которые Бог предназначил нам исполнять» (Ефесянам 2:10). IV. Пути к решению проблемы «Я чувствую себя таким ничтожным! Я мало что значу в этой жизни и совершенно не ощущаю своей ценности!» Скажите, разве вы
никогда не испытывали нечто подобное? Если ваша жизнь основана лишь на ваших чувствах, опасайтесь – ваши ощущения могут ввести вас в за- блуждение. Чувства изменчивы — они то взмывают вверх, то падают в бездну. Пусть ваша жизнь основывается на Божьих истинах, кото- рые неизменны и вечны. Если ваши мысли сольются с Божьими мысля- ми, изложенными в Библии, — вы сможете увидеть свою ценность
гла- зами Господа. «…Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением
ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая,
угодная и совершенная» (Римлянам 12:2). А. Ключевой стих из Библии для заучивания «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Матфея 6:26). Б. Ключевой текст из Библии для чтения и повторения Псалом 138 Основные требования, необходимые для того, чтобы узнать свою истинную ценность: • Осознайте, что Богу о вас всё известно- - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - ст. 1-6 • Помните и не забывайте, что Бог всегда рядом с вами- -
- - - - - - - - - - - - - - - - ст. 7-12 • Будьте благодарны Богу за то, что Он сотворил вас - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - ст. 13-14 • Признайте, что Бог сотворил вас уникальным и
неповторимым человеком - - - ст. 15-16 • Примите Божию любовь - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - ст. 17-18 • Откажитесь от общения с ненавидящими Бога - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - ст. 19-22 • Откликайтесь всем своим сердцем на те изменения,
которые Бог совершает в вас! - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - ст. 23-24 В. Семь шагов на пути принятия самого себя 1. Я принимаю истину о том, что я сотворён по образу
Божию. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию
сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие 1:27). 2. Я верю, что Иисус Христос любит меня таким, какой я
есть, и принимает меня в семью детей Божьих. «Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию» (Римлянам 15:7). 3. Я признаю, что не могу сам себя изменить. «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли
сделав- шему его: «зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник
над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного
упо- требления, а другой для низкого?» (Римлянам 9:20-21). 4. Я признаю, что могу совершать ошибки. «Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Бра- тия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и
про- стираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания
Божия во Христе Иисусе» (Филиппийцам 3:12-14). 5. Я принимаю критику меня окружающими и ответственность
за неудачи. «Он любит правду и суд; милости Господней полна земля» (Псалом
32:5). 6. Я принимаю тот факт, что не могу всем нравится быть
любимым всеми. «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас
возненавидел. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина
свое- го. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово
соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Иоанна 15:18,20). 7. Я со смирением принимаю все ситуации в моей жизни,
которые невозможно изменить. «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению,
все содействует ко благу» (Римлянам 8:28). Г. Путь к осознанию своей ценности, данной Богом «Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания,
в которое вы призваны…» (Ефесянам 4:1) Если вы хотите увидеть себя глазами Бога и осознать ту ценность
и значи- мость, которой Он вас наделил, вам необходимо: РАБОТАТЬ над устранением
негативного восприятия окружающего и неверных убеждений. • Я не буду скрывать свои чувства и отказываться признать их. • Я не буду впадать в состояние жалости к себе. • Я не буду приписывать свои чувства и переживания другим, не
бу- ду никого критиковать. «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что спра- ведливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только
доб- родетель и похвала, о том помышляйте» (Филиппийцам 4:8). НАУЧИТЬСЯ любить себя так, как
учит Священное Писание. • Я не должен быть себялюбивым. • Я буду стараться ценить то, что Бог любит меня и определил для меня особую цель. • Я буду стараться любить себя и других любовью «агапе»: — Любовь «агапе» означает искать высшего блага для ближнего. — Любовь «агапе» по отношению к себе — это стремление понять, каковы высшая цель Бога и Его предназначение для меня. «Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Галатам 5:14). ОТКАЗАТЬСЯ от попыток сравнивать
себя с другими. • Я не буду оценивать себя на основании того, что умеют и могут
де- лать другие. • Я буду прославлять Бога за то, что Он мне дал; за то, что Он
делает для меня и как Он меняет меня. «Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, кото- рые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно» (2 Коринфянам 10:12). БЛАГОДАРИТЬ Бога за Его
безусловную любовь к вам. • Я хочу благодарить Господа всегда, даже когда я не испытываю
чувства благодарности в душе. • Я буду благодарить Господа в молитве за неизменную и вечную любовь ко мне. «Как слышали мы, так и увидели во граде Господа сил, во граде
Бо- га нашего: Бог утвердит его на веки» (Псалом 47:9). ВЕРИТЬ И НАДЕЯТЬСЯ на обещание Бога
сделать вас подобным Христу. • Я знаю, что духовный рост – это процесс, требующий времени. • Я знаю, что Бог управляет моим духовным ростом. «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными об- разу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими брати- ями» (Римлянам 8:29). ИСПОЛЬЗОВАТЬ все свои умения и
способности для помощи другим людям. • Я буду усердно служить другим теми дарами, которые дал мне
Бог. • Я буду постепенно осознавать свою значимость и ценность через это служение другим людям. «И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, — в учении; увеща- тель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; началь- ник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием» (Римлянам 12:6-8). Д. Путь служения «Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать» (Деяния Апостолов 20:35). «Ко мне так плохо относятся!» «Меня просто игнорируют и
используют как вещь…» Подобные чувства знакомы каждому из нас! Наверное, никого
уже не удивляет плохое обращение людей друг с другом. Почему же в таком
случае, встречаясь «лицом к лицу» с подобным отношением, мы начинаем
чувство- вать себя жертвой — малоценными, ненужными, бесполезными, в то
время, как другие люди – победоносно продвигаются по жизни, осознавая
свою ис- тинную ценность и значение? Христианам следует извлекать ценные
уроки в любых бедах, трудностях, при плохом и даже грубом отношении к
ним со сто- роны других людей. Пусть любое отношение к вам, как
отрицательное, так и просто безразличное, служит к вашему созиданию, сделает вас
способным лю- бить других и служить им. Старайтесь, чтобы отрицательные эмоции
и пло- хое отношение окружающих не смогли поглотить вас, погрузив во
мглу горе- чи и страданий от сознания своей бесполезности и ненужности.
Пусть ваше сердце будет охвачено чувствами сострадания, любви и милосердия,
побужда- ющими вас к активным действиям. Бог незамедлительно благословит
вас, ес- ли вы будете фокусировать всё своё внимание не на том, что вы
получаете, а на том, что вы можете давать и даёте другим. Живя на земле,
Иисус страдал от невероятной несправедливости по отношению к себе, но при этом
Он не был обременён чувством низкой самооценки. Его служение, наполненное
духом сострадания, является ярким примером того, что воистину
«благословеннее давать, нежели принимать». Е. Целенаправленная молитва «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и на- дежду» (Иеремия 29:11). О, мой Бог, Спасибо Тебе за то, что ты создал меня такой особен- ной, предназначив для меня определённую цель в жиз- ни. Я признаю, что долгое время жила по своей воле, не интересуясь тем, что Ты предуготовил для меня… Я признаю, что согрешала перед Тобою. Прошу, прости меня. Я больше не хочу, чтобы мой грех препятствовал моему общению с Тобой. Иисус, благодарю тебя за то, что Ты своей смертью на кресте искупил меня. Прошу Тебя, войди в мою жизнь, будь моим Господом и Спасителем. Изменяй меня — моё сердце, характер, поведение — всю мою жизнь, чтобы я стала такой, какой Ты жела- ешь меня видеть. Во имя Твое я прошу. Аминь. Ваша ценность не основывается на чём-либо, что вы сделали в прошлом, или можете сделать в будущем. Но как же тогда вы можете определить её? Если вы когда-нибудь посещали аукцион, то могли видеть, что аукционер продаёт каждую вещь тому покупателю, который
предложит за неё самую высокую цену. Человек, добровольно уплативший
большую сумму денег, становится хозяином вещи. Именно он устанавливает
её истинную стоимость. Иисус Христос заплатил за вас максимально возможную, великую цену — добровольно умер на кресте, искупив тем самым ваши грехи. Смотрите, как сильно Он вас
возлюбил! Без сомнения, ваша истинная цена определена Иисусом. Ваша цена — Его жизнь, отданная за вас! Помните же, как вы дороги в глазах Спасителя. Джун Хант УЧИМСЯ ДЕЙСТВОВАТЬ, A НЕ РЕАГИРОВАТЬ ПОЖАР. ЧТО ДЕЛАТЬ? Бушует адский огонь! Когда же приедут
пожарные? Тлею- щие угли вдруг, моментально, превратились в пылающее пламя… Как это похоже на внезапный приступ ярости! Пусть никто не смог
заметить ис- кру, вспыхнувшую в ваших глазах, но жар гнева уже охватил вашу
душу. Что де- лать, когда вы охвачены гневом? А что делают люди в случае
пожара? Пытались ли вы когда-нибудь остановить бушующее пламя? Помните ли вы,
какие разру- шения оно производит за одно лишь мгновение? Пожарные, получив
вызов, в считанные минуты должны ответить на призыв о помощи. Они, как
никто другой, знают, что чем раньше взять ситуацию под контроль — тем больше
шансов спра- виться с пожаром, не дав ему уничтожить всё дотла. Так и в
случае приступа гне- ва, — без колебаний вступайте в схватку и берите свой гнев под
контроль! «Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его». (Притчи 29:11) I. Определения А. Что такое гнев? • Гнев — это сильное чувство недовольства, которое возникает,
когда потреб- ности или ожидания человека не были удовлетворены. «Человек
гневливый заводит ссору, и вспыльчивый много грешит». (Притчи 29:22) • В Библии гневливый человек обычно описывается как чрезмерно
раздражи- тельный или вспыльчивый. «Вспыльчивый человек возбуждает
раздор, а терпеливый утишает распрю» (Притчи 15:18). • Древнегреческое слово «орге» первоначально могло
обозначать любую «ес- тественную реакцию или желание», но в новозаветное время это слово ста- ло означать «гнев, как самую сильную из всех страстей».
Часто оно перево- дится как «ярость». «А тем, которые упорствуют и не
покоряются исти- не, но предаются неправде, — ярость и гнев...» (Римл. 2:8). Б. Сила гнева. Гнев имеет множество степеней — от лёгкого и контролируемого раздраже- ния до неподдающегося управлению взрыва. Следовательно, слово
«гнев» — это общий термин, который включает в себя: Гнев
• ВОЗМУЩЕНИЕ — закипающий гнев.
Это гнев, вызванный какой-то неспра- ведливостью или чем-то недостойным. Его часто считают справедливым.
В Евангелии от Луки (13:14), начальник синагоги негодовал на
Иисуса, исце- лившего больного человека в субботу. По мнению начальника,
Господь нару- шил закон Моисея. «При этом начальник синагоги, негодуя, что
Иисус ис- целил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые
должно де- лать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний» (Луки
13:14). • ЯРОСТЬ — пылающий гнев с желанием
отомстить, наказать. В послании к Римлянам (1:18-20) гнев Божий — это божественная кара в ответ на
созна- тельный, преднамеренный грех. «Ибо открывается гнев Божий с
неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину
неправдою» (Римлянам 1:18). • ЛЮТАЯ ЯРОСТЬ — неуправляемый гнев, который
становится чрезвычайно жестоким и разрушающим. Этот термин описывает такую степень
гнева, которая заставляет наносить ущерб или уничтожать. В Деяния
Апостолов (5:33) некоторые члены синедриона «разрывались от гнева», слыша
как Петр и другие апостолы проповедуют божественность Христа. Ярость
пере- полняла этих людей, они сгорали от желания уничтожить учеников
Хрис- та. «Слышав это, они разрывались от гнева и умышляли
умертвить их» (Деяния 5:33). • НЕИСТОВСТВО — пылающая, неукротимая, дикая, жестокая ярость, ко- торая опасна потерей контроля над собой и временной потерей
разума. Ветхо- заветный закон (Второзаконие 19:4-6) предоставлял защиту
невинным граж- данам от проявления подобного неистовства и слепой ярости
мстителя. «Жесток гнев, неукротима ярость...» (Притчи 27:4) В. Ошибочный взгляд на гнев. Неправильное понимание гнева приводит к тому, что человек
воспринимает его только с отрицательной стороны. Задайте себе вопрос: «Не
стараюсь ли я скрывать свои истинные чувства, свой гнев от других… и даже от
себя?» Если вы не видите истинное предназначение гнева, определённое Богом,
если вы боитесь раскрывать свои подлинные эмоции, — вы можете попасть в
рабскую зависимость от необъяснимого чувства вины. «Вот, Ты возлюбил истину в сердце, и внутрь меня явил мне мудрость». (Псалом 50:8) Вопрос: Является ли гнев грехом? Ответ: Нет. Гнев — это дарованное Богом
чувство. Однако способ, которым человек выражает свой гнев, может быть греховным. Только чело- век ответственен за свой выбор, и за то, станет ли его гнев
грехом! Слово Божие говорит: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдёт во гневе вашем...» (Ефесянам 4:26). Вопрос: Как я могу избежать чувства вины, когда
испытываю гнев? Ответ: Воспринимайте ваш гнев как сигнал о
том, что что-то не в поряд- ке... подобно тому, как красный свет на приборной панели вашего автомобиля предупреждает о неисправности. Назначение этого све- та — побуждать вас к действию. Иисус, посмотрев на фарисеев с гневом за их лицемерие и ожесточение сердца, исцелил в субботу человека, имевшего иссохшую руку. «И воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их,
гово- рит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала ру- ка его здорова, как другая» (Марк 3:5). Вопрос: Как Бог, который есть Любовь, может
одновременно быть гневаю- щимся Богом? Ответ: Это возможно, потому что Бог гневается
на нас, любя. Его гнев, на- правленный на кого-либо или на что-либо, имеет прямую связь с
Бо- жьей совершенной волей. Гнев Бога проистекает из Его любви и
воз- горается исключительно ради нашего блага. «Ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его...»
(Пса- лом 29:6). Вопрос: Как я должна правильно реагировать на
моё чувство гнева? Ответ: Бог хочет, чтобы вы нашли истинный
источник вашего гнева, а за- тем искренне разобрались, на какую вашу внутреннюю потреб- ность указывает гнев: потребность в любви, в ощущении собствен- ной значимости, в чувстве безопасности… Исследование своего сердца может привести вас к раскаянию и к более глубокому осо- знанию своей зависимости от Господа. Только Он может воспол- нить все ваши нужды. Испытывали ли вы чувство обиды, будучи
отвергнутым, или в результате чьих-то недобрых слов? Были ли вы жертвой несправедливости? Случалось ли что-нибудь, от чего у вас возникало чувство страха перед будущим? Испытываете ли вы разочарование, потому что ваши
ожи- дания не сбылись? «Гневаясь не согрешайте: размыслите в сердцах ваших, на ложах ваших, и утишитесь» (Псалом 4:5). Вопрос: Может ли человек испытывать настоящее
чувство гнева, но при этом внешне не выказывать его? Ответ: Да. Есть люди, которым трудно не
показывать своих чувств, не про- являть свои свои внутренние переживания. А другим людям, наобо- рот, трудно выражать их открыто. Им очень трудно не только
прояв- лять свой гнев открыто, но даже просто признать наличие гнева в
сво- ей душе. Вместо этого такие люди стараются научиться сдерживать, подавлять, игнорировать свой гнев. Они скрывают это чувство в
глу- бине своего сердца. «...Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1 Царств 16:7). Г. Неправильное использование гнева Время от времени каждый человек испытывает в сердце чувство
гнева. Это нормально. Но важно понимать, как верно управлять вашим гневом,
и что может произойти, если неправильно обращаться с этим чувством.
Неболь- шой огонь, который освещает поляну перед палаткой в лесу, может
мгно- венно превратиться в свирепый лесной пожар. Подобным образом и
неболь- шая искра гнева, которую можно использовать во благо, может
превратить- ся в пламя ещё до того, как её направят в нужном направлении.
Вспомните случаи, когда вы неправильно использовали свой гнев. Оцените
своё уме- ние справляться с ним. • Затянувшийся гнев («Кипящий бульон») Затянувшийся гнев – это гнев,
удерживаемый в душе в течение долгого вре- мени. Он обычно исходит из сердца человека, не простившего
старую обиду. Непрощение, в конечном счёте, приводит к чувству негодования и
сильной го- речи, что влияет на все области взаимоотношений с обидчиком. Пример: «Я никогда не прощу свою мать за то,
как она обращалась со мной в детстве». «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им
не осквернились многие…» (Евреям 12:15) • Подавленный гнев («Скороварка») Гнев, который подавляется – это скрытое
или отрицаемое перед самим собой и другими чувство. Обычно оно возникает в результате страха
перед отрица- тельными эмоциями другого человека. Этот вид гнева создаёт в
человеке лука- вое сердце (неискреннее общение с другими). Недостаток
искренности в кон- фликтных ситуациях вызывает у человека жалость к самому себе,
потерю са- моуважения, а в итоге — приводит к разрушению взаимоотношений с
людьми. Пример: «Я на самом деле никогда не испытываю
чувства гнева… ну, может быть только иногда немного раздражаюсь». «Устами своими притворяется враг, а всердце своем замышляет коварство» (Притчи 26:24). • Спровоцированный гнев («Короткое замыкание») Внезапный и сильный, такой гнев возникает как реакция
на что-либо. Если вы склонны к внезапному гневу, вы должны учиться успокаиваться в
Боге, позволяя Святому Духу сдерживать вашу раздражительную реакцию.
Чело- век со вспыльчивым темпераментом часто склонен к критицизму и
сарказму, которые порой скрываются под маской поддразнивания и
подшучивания. Пример: «Я не верю тому, что это сказали вы! Вы
уже переросли подобные ре- бяческие рассуждения!» «Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездит- ся в сердце глупых» (Екклесиаст 7:9). • Чрезмерный гнев Взрывной гнев – это мощное,
разрушительное и трудно контролируемое чувст- во. Подобный гнев часто сопровождается жестокостью и
оскорблением других. Пример: «Вы полный идиот, и если вы повторите
это ещё раз, то пожалеете, что родились на свет». «Человек гневливый заводит ссору, и вспыльчивый много грешит» (Притчи 29:22). II. Характеристики и симптомы А. Приемлемые и неприемлемые способы выражения гнева • ПРИЕМЛЕМОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ГНЕВА. — Вы открыто выражаете свои мысли и чувства, доверяя собеседнику, учитывая его чувства и заботясь о
его благо- получии. «Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный
хладнокровен» (Притчи 17:27). • НЕПРИЕМЛЕМОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ГНЕВА. — Вы выражаете свои мысли и чув- ства в оскорбительной манере, проявляя нечуткость по отношению к
собе- седнику или манипулируя им, что производит разногласия и распри. «Итак облекитесь, как избранные Божии, свя- тые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение...» (Колоссянам 3:12) «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со
всякою зло- бою да будут удалены от вас...» (Ефесянам 4:31). ЗАДАЙТЕ С Е Б Е Э Т И ВОПРОСЫ, чтобы о п р е д е л и т ь , к а к в ы выражаете с в о й г н е в
: ПРИЕМЛЕМОЕ ВЫРАЖЕНИЕ Вы выражаете свой гнев правильно, если можете ответить «да» на следующие вопросы: • Применяете ли вы тактичные формы общения, выражая слова- ми сострадание и сочувствие своему собеседнику? • Стараетесь ли вы понять точку зрения других? • Испытываете ли вы желание по- мочь человеку, который вызыва- ет у вас чувство гнева? • Фокусируете ли вы своё внима- ние прежде всего на собствен- ных ошибках? • Говорите ли вы о своих ожида- ниях? • Являетесь ли вы человеком гиб- ким и готовым к сотрудничеству? • Легко ли вы прощаете неспра- ведливость? НЕПРИЕМЛЕМОЕ ВЫРАЖЕНИЕ Вы выражаете свой гнев в неприемлемой форме,
если можете ответить «да» на следующие вопросы: • Применяете ли вы неуважитель- ные формы общения и обвини- тельные выражения? • Думаете ли вы только о своей точке зрения? • Испытываете ли вы желание нака- зать того, кто держит на вас зло? • Фокусируете ли вы всё своё вни- мание на ошибках других? • Имеете ли вы нереальные ожи- дания? • Являетесь ли вы деспотичным, жестким человеком? • Храните ли вы в своём сердце обиды на несправедливость? Б. Признаки непроработанного (неразрешённого) гнева Непроработанный (неразрешённый) гнев приводит к жестокой горечи,
продолжа- ющей жечь человека изнутри. Подобно неконтролируемому огню в
сухом лесу, он быстро распространяется, пересекая все границы: разрушает ваше
тело, наносит вред вашим эмоциям и уничтожает ваши взаимоотношения с другими
людьми. «Ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды...» (Деяния 8:23) Следствием гнева могут быть следующие симптомы:
|