Джун Хант |
Ключи |
|
|
|
|
|
КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ «КЛЮЧАМИ» o:p> ВЫ ДЕРЖИТЕ В РУКАХ
удивительную книгу. Она называется «Ключи», двадцать
ключей — целая связка, и каждый из них откроет вам дверь в то, чего
вы еще не знаете. Прочитав эту книгу, вы будете лучше понимать себя и
других людей: ваших близких и родных, ва- ших детей и родителей,
друзей и коллег по работе… Вы поймёте истин- ные причины проблем, с
которыми сталкиваетесь в жизни, и более то- го, вы сможете
справиться с этими проблемами, если захотите этого. Вы сможете помочь в этом и другим людям. Вот почему это удивитель-ная книга. Множество людей
скажут: «Зачем нам какие-то книги, у нас есть Библия. Верующему
человеку вполне достаточно этого». Действитель- но, у нас есть Библия,
у нас есть Господь, который говорит с нами че- рез неё. Но вот вопрос
— насколько мы с вами умеем пользоваться Биб- лией, чтобы разрешать
наши жизненные трудности? Когда вы сталкиваетесь
с трудностями или проблемами в вашей жизни, когда к вам
обращаются за советом и помощью — вы знаете как найти нужное место
Писания? Вы знаете, как найте именно тот стих, который Бог
предназначил для того, чтобы привести страдаю- щую душу к глубокому
пониманию себя и истинной причины своих страданий? Тот стих,
который изменит ситуацию и превратит жерт- ву — в победителя? Именно
поэтому нам так нужна эта книга. «Клю- чи» предназначены для
того, чтобы быть руководством, помогающим вам применять Писание
к проблемам сегодняшнего дня. Они предназ- начены помочь вам
увидеть — что Бог сегодня может совершить в ва- шей жизни и в жизни
других людей. Что такое — «Ключи»? «Ключи» — это
информация, основанная на основополагающих прин- ципах Библии, которая
совершенно необходима вам, чтобы действен- но помогать людям.
Никто из нас не имеет силы и власти для этого, но Слово Божье — это та
сила, которая может всё. Истина может чудес- ным образом привести
страдающее сердце к Богу. Каждый из ключей дает
определение сути проблемы, содержит библейские слова и
выражения, относящиеся к ней, даёт объяснение этих слов и краткие
примеры, помогающие лучше понять их смысл. Важно, чтобы читая
Библию, вы могли видеть — где она говорит об этой проблеме
сегодняшнего дня, и что она говорит о ней. Ключи по- могают человеку
увидеть и понять, как на его проблему смотрит Бог, какие пути её решения
Он предлагает. В конце каждого ключа вы найдете очень
практичные рекомендации, основанные на Библии. Как устроены «Ключи»? «Все Писание
богодухновенно и полезно для научения, для обли- чения, для
исправления, для наставления в праведности, да бу- дет совершен Божий человек,
ко всякому доброму делу приготов- лен» (2 Тимофея
3:16-17). Апостол Павел
сосредотачивает наше внимание на четырех аспектах: научении, обличении,
исправлении и наставлении в праведности. На этих же четырех аспектах
сосредотачивают наше внимание и «Ключи»: 1. Первый раздел каждого ключа — «ОПРЕДЕЛЕНИЯ». Этот раздел содер- жит информацию, напрямую связанную с тем, что апостол Павел
назы- вает «научением» — в Новом Завете это греческое слово «дидаскалия», которое означает «инструкция, объяснение». Читая этот
раздел вы имее- те возможность увидеть проблему с точки зрения Бога. Вы поймете
зна- чение слова, обозначающего интересующую вас проблему; проясните
для себя многие термины и понятия; познакомитесь с библейскими
примера- ми и ситуациями из реальной жизни; вам будут продемонстрированы
не- правильные представления по данному вопросу (которые только
вводят людей в заблуждение и мешают им найти верное решение), — и
правиль- ные представления (чтобы вы могли пересмотреть свое отношение к
про- блеме и свое восприятие происходящего). И конечно же в этом
разделе вы найдете множество стихов из Писания. «…Человеку разумному
свойственна мудрость». (Притчи 10:23) 2. Второй раздел каждого ключа — «СИМПТОМЫ» (иногда «ХАРАКТЕРИС- ТИКИ»). Информация
этого раздела связана с тем, что апостол Павел на- зывает «обличением» — это греческое слово «элегхос»,
которое означает «убеждение», «доказательство». Читая этот
раздел, вы знакомитесь с истинами, убеждающими вас в необходимости изменений. Здесь
описы- ваются как физические, так и эмоциональные симптомы проявления
ин- тересующей вас проблемы; перечисляются её характерные черты;
выяв- ляются модели приемлемого и неприемлемого поведения; иногда
приво- дятся тесты или вопросы для самопроверки. Информация,
заключенная в этом разделе, служит инструментом, призванным помочь вам
точнее определить проблему, осознать, в какой мере она присктствует в
вашей жизни. «Мудрость разумного —
знание пути своего, глупость же безрассуд- ных — заблуждение»
(Притчи 14:8). 3. Третий раздел каждого ключа — «Причины». Информация этого разде- ла связана с тем, что апостол Павел называет — «исправлением»
— это греческое слово «эпанортосис», которое означает «выпрямить,
опять сделать прямым, восстановить». Читая
третий раздел, вы осознаете свои внутренние потребности и нужды, которые естественны и
вполне законны, но которые мы порой пытаемся удовлетворить незаконными путями. Вы сможете выявить причины, которые скрываются за теми или иными сиптомами и поведением людей; понять различие между
по- верхностными и глубинными причинами поступков. Вы узнаете — ка- кие из данных нам Богом потребностей мы пытаемся восполнить
недо- пустимыми способами; познакомитесь с ложными взглядами относи- тельно наших проблем и путей их решения; найдете библейские
прин- ципы, лежащие в основе правильного понимания и правильного отно- шения к различным ситуациям. «Есть пути, которые
кажутся человеку прямыми; но конец их — путь к смерти» (Притчи
14:12). 4. Четвертый, последний раздел каждого ключа — «Пути к решению». Ин- формация этого раздела связана с тем, что Павел называет «наставлени- ем в праведности» — это греческое
слово «пайдейя», которое означает «воспитание, образование, тренировка». Здесь вы найдете очень дейст- венные рекомендации, которые помогут вам вырваться из плена
привыч- ной модели поведения, порождающей ваши трудности. Они направят
вас на путь созидания характера, подобного характеру Иисуса Христа.
Этот последний раздел начинается с ключевого стиха из Библии. Выучив
этот стих, поняв его и приняв в своё сердце, вы обретёте действенную
помощь Господа. Затем вы прочитаете библейский отрывок, который
напрямую касается вашей проблемы. Вы познакомитесь с библейскими
принципа- ми, которые направят вас в сторону необходимых изменений;
найдете план практических шагов, ведущих к победе и полному исцелению. «И не сообразуйтесь с
веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего …»
(Римлянам 12:2). Как пользоваться «Ключами»? Как христиане мы
призваны быть «посланниками примирения», не- сти «служение
примирения», отражая характер Христа и Его любовь; проявляя её к тем, кто
находится рядом с нами. Все мы знаем об этом, но лишь немногим это
удаётся на деле. «Ключи» дают нам реальную возможность быть
«служителями примирения». Для этого, прежде всего, мы должны быть
внимательны к людям, и очень внимательны к водительству Бога.
Именно Господь направит вас к нужному ключу, к нужному разделу внутри
ключа, и даст вам нужные слова. Вы можете использовать каждый из
четырех основных разделов «Ключей» от- дельно, в соответствии
с состоянием человека, обратившегося к вам за помощью. Каждый из
этих разделов по-своему направляет вас к сути описываемой проблемы,
к «сердцу» рассматриваемого вопроса. Посте- пенно, по мере того,
как будет расти ваш опыт служения людям, вы на- учитесь различать,
какой из этих разделов будет наиболее полезным в каждом конкретном
случае. Будьте гибкими. Позвольте Богу направ- лять вас при выборе
нужного ключа, который сможет открыть страда- ющему человеку дверь
надежды. Есть несколько общих рекомендаций, которые помогут вам более эффективно помогать людям: Молитесь. Молитесь, чтобы Бог
благословил вас и дал вам возмож- ность побеседовать с человеком, нуждающимся в помощи. Молитесь, чтобы Бог защитил вас от нападок сатаны. (Помните, на нашей
стороне истина, а сатана — отец лжи.) Молитесь, чтобы человек,
нуждающий- ся в помощи, открыл своё сердце и смог воспринять Божью истину. Мо- литесь, чтобы Сам Господь направлял вас в то время,
как вы будете стараться определить особые проблемы и нужды данного человека. «Всякою молитвою и
прошением молитесь во всякое время ду- хом…» (Ефесянам 6:18). Слушайте. Внимательно слушайте, что
говорит человек. Старайтесь понять, какое главное чувство превалирует в человеке, стоит за
его словами. Гнев? Страх? Скорбь? Или что-то другое?.. Слушайте,
— ка- кая именно проблема заботит его больше всего? Слушайте,
не спеши- те говорить сами, не спешите давать ему советы, информацию,
кото- рая поможет ему…. Слушайте его слова, старайтесь понять
уровень его духовной зрелости. Особенно будьте внимательны к вопросу
лич- ного спасения: этот человек уже принял Христа, как своего
Спасите- ля, или нет? Если из его слов это не ясно, спросите его об этом
и вни- мательно слушайте его ответ. Если он не спасен, его главная
нужда — получить спасение! «Послушает мудрый, и
умножит познания, и разумный найдет му- дрые советы». (Притчи
1:5) Делитесь. В подходящий момент измените ход
беседы, например вы можете сказать: «Не хотели бы вы узнать, что Бог говорит об этом?», или «У меня есть кое-какой
материал, который может быть полезным для вас»… Просите Бога
направить вас к конкретным ключам и к конкретному разделу в них, который Он хочет использо- вать, чтобы открыть человеку глаза на его проблему, убедить или
обо- дрить вашего друга. «Мудрый сердцем
прозовется благоразумным, и сладкая речь при- бавит к учению»
(Притчи 16:21). Поддерживайте, увещевайте и ободряйте. Проявите внимание и заботу о человеке, но при этом поддерживайте дух оптимизма и надежды на
из- менение. Постарайтесь, чтобы эта встреча не была последней,
договори- тесь о следующей встрече. Побуждайте вашего друга выбрать один
из стихов Писания, предлагаемых в данном «Ключе», и выучить его
наи- зусть. Научите его как легче выучить библейский стих — напишите стих на карточке и предложите другу носить его с собой и
периодически читать, размышлять над ним и повторять его громко вслух
несколько раз в день (или мысленно — в транспорте, на работе).
Поблагодарите Бо- га за истину Его Слова, преображающую нашу жизнь. Подумайте о
том, чтобы молиться вместе перед началом беседы. Помните: очень
важно, чтобы молитва была искренней и шла из сердца. «Проповедуй слово,
настой во время и не во время, обличай, за- прещай, увещавай со
всяким долготерпением и назиданием» (2 Тимофея 4:2). Для кого предназначены «Ключи»? Кто может ими пользоваться? «Ключи» — это
результат восьми лет исследований и шестнадцати лет практического
служения. Они предназначены для помощи каждому человеку, который
сталкивается с трудностями и страданиями в своей жизни. Они также будут
хорошим источником информации и руководством для
профессиональных консультантов, душепопечите- лей, пасторов,
профессоров и преподавателей христианских учебных заведений и всех, кто
стремится помочь людям. Ключи могут быть ис- пользованы для помощи
людям разных национальностей, в разных странах, по всему лицу
земли! Они помогут: Пасторам — служить людям, понимая их нужды и
проблемы; а также при подготовке проповеди. Служителям церкви — помогать членам
церкви советом на основе Библии. Миссионерам — приводить людей к Богу и готовить
новых лидеров церквей. Учителям Воскресных школ — лучше служить своим
ученикам. Душепопечителям — как конкретное и достаточно
сжатое руководство. Преподавателям семинарий, — в деле
подготовки будущих служителей. Родителям — в воспитании своих детей и понимания
проблем, с кото- рыми они сталкиваются. Мужьям и женам — правильно понимать
друг друга и быть опорой и под- держкой для супруга в трудные минуты. Друзьям — дать мудрый совет другу, который
испытывает трудности. Коллегам по работе — лучше понимать людей, с
которыми работают. Каждому человеку — расти духовно и
побеждать все трудности, пре- одолевать все испытания в Господе. «Всякий благоразумный
действует с знанием…» (Притчи 13:16) ЧТО ВЫ ОТВЕТИТЕ, если Бог попросит вас стать Его орудием, чтобы
поддержи- вать людей, помогать им в трудные периоды жизни? Готовы ли вы
утешать стра- дающих людей Его утешением и направлять их Его советом? «Масть и курение радуют сердце; так сладок всякому друг сердечным советом своим» (Притчи 27:9). I. Определения А. Что означает слово «консультация»? Часто человека, оказывающего помощь советом, называют
консультантом или душепопечителем, а сам процесс — консультацией или
консультированием. • Толковый словарь дает следующее определение: консультация — это «совет, даваемый специалистом, в отношении определенного вопроса». • Древнееврейское слово «ясэд», встречающееся в Ветхом Завете,
на русский язык можно перевести фразой «дружески, доверительно разговаривать». Именно так Библия описывает процесс оказания помощи другому человеку или его консультирование. • Человека, помогающего страждущим, дающего им поддержку в трудных ситуациях жизни, Новый Завет называет «парактлетос». Это слово означает — «утешитель; советник; заступник, защит- ник; тот, кто идет рядом». «Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножает- ся Христом и утешение наше» (2 Коринфянам 1:5). Б. Критерии и полномочия для Библейского консультирования 1. Кто может быть душепопечителем? Любой христианин, который имеет личные отношения с Богом
(«ходящий пред Богом»), посвятил себя Иисусу Христу и живёт под
водительством Свя- того Духа, — способен утешить и дать совет людям, нуждающимся в
этом. Итак, душепопечителем или консультантом может быть: • Любой христианин, который сам искал и получил утешение от Бога. Библейское
консультирование «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец мило- сердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби
на- шей, чтоб и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих» (2 Коринфянам 1:3-4). • Любой христианин, который любит Христа и заботится о духовных нуждах других людей. «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните завет
Хрис- тов» (Галатам 6:2) . • Любой христианин, который, в результате ежедневного изучения Слова Божьего, познаёт истину сам и может направлять к ней
других людей. «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукориз- ненным, верно преподающим слово истины» ( 2 Тимофею 2:15). • Любой христианин, который призван Богом для этого служения. «Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие» (1Фессалоникий- цам 5:24). 2. Кого вы можете консультировать? Вы можете стать советником для ваших друзей: • Вам не нужно устанавливать отношения с вашими близкими друзь- ями, они уже сложились самым естественным образом. • Вы в курсе их проблем, знаете «поле их битвы». • Профессиональному консультанту могут потребоваться долгие ме- сяцы, чтобы установить такие отношения. 3. Кто нуждается в консультировании? Статистика показывает, что более двух третей всех людей, которые
обращают- ся за помощью к врачам, делают это из-за симптомов, корни
которых уходят в их психологические или духовные проблемы. Этим людям нужно
консульти- рование и помощь советом на основе Библии. Кроме того, такая
помощь нуж- на тем, кто: • Хочет быть мудрым «Путь глупого прямой в его глазах, но кто слушает совета, тот
мудр» (Притчи 12:15). • Хочет преуспеть «Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся» (Притчи 15:22). 4. Каково основное требование к консультанту? Для того, чтобы консультирование было действительно эффективным,
кон- сультант (душепопечитель) должен сам иметь близкие отношения со
Христом, жить в общении с Ним и искать Божью волю и руководства Духа
Святого. «Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот
прино- сит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоанна
15:5). 5. Что такое христоцентричное консультирование? В христоцентричном консультировании все: и ободрение, и надежда,
и совет, который мы даем другому человеку, — основывается на истинах
Библии и до- верии Духу Христа, который пребывает в каждом верующем и дает
силу, не- обходимую для изменений. «Итак, кто во Христе; древнее прошло, теперь все новое» (2
Коринфя- нам 5:17). 6. Кто, в конечном итоге, дает единственно верный и неоспоримый совет? Конечно, очень мудро искать совета у духовно зрелых христиан,
водимых Ду- хом, но ничто не может заменить нужду каждого человека в
непосредствен- ном Божественном совете, совете Самого Духа Святого лично
человеку. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа
истины, которого мир не может принять, потому что не видит Его и не зна- ет Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет»
(Ио- анна 14:15-17). 7. Какие цели должен ставить перед собой
консультант (душепопечитель)? Консультант, который искренен в своем служении Христу, будет
стремиться: • Привести неверующего человека к спасительному знанию о Христе. «Братия! Если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его
спа- сет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иакова 5:19-20). • Вдохновлять других на достижение целостности и духовной зре- лости. «Но истинною любовью все возращали в Того, который есть глава
Хри- стос» (Ефесянам 4:15). • Побуждать других искать совета в Библии и стремиться к води- тельству Святого Духа. «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во Имя Мое, на- учит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоанна 14:26). II. Качества консультанта «Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его» (Притчи 16:23). А. Духовная сила «Человеку разумному свойственна мудрость» (Притчи 10:23). • Решения проблем — не ваши решения, эти решения
предлагает Дух Святой. «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, на- учит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоанн
14:26). • Самодостаточность, упование на свои силы, свойственные нам,
вы- тесняются упованием на Христа и осознанием полноты Его
люб- ви к нам. «Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот
прино- сит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоанна
15:5). • Дух Святой — ваш Советник, который помогает вам
пребывать в истине и даёт способность консультировать других людей. «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую исти- ну; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что
услышит, и будущее возвестит вам» (Иоанн 16: 13). • Писание — ваше самое сильное оружие, которым вы можете
побу- дить другого человека обратить свой разум и сердце к Богу. «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча
обоюдоост- рого: оно проникает до разделения души и духа, составов и
мозгов, и су- дит помышления и намерения сердечные» (Евреям 4:12). • Успех консультирования не основывается на вашем знании
всех ответов. «Надейся на ГОСПОДА всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези
твои» (Притчи 3:5-6). • Наше отношение к другому человеку, к его греху, не
должно быть осуждающим. Наша задача — не осудить человека, но помочь ему. «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение» (Колоссянам 3:12). • Секрет победы над грехом — это вера в силу обитающего в
нас Духа Христова и доверие к Нему. «…Благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для
языч- ников, которая есть Христос в вас, упование славы» (Колоссянам 1:27). «Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя» (Псалом 15:7). Б. Отношение к человеку, ищущему помощи Искренняя любовь и заботливое отношение к человеку, которого вы
консуль- тируете на основе Библии, — вот средство, более могущественное,
чем знание ответов или умение давать советы. Дайте возможность Христу
проявить Его милующую и исцеляющую любовь к страдающему человеку через вас,
через ваше искреннее, доброе и внимательное отношение к нему.
Научитесь такому отношению к людям, оно поможет вам «вычерпывать» боль, сокрытую
в глу- бине их сердец. «Помыслы в сердце человека — глубокие воды, но человек разумный
вы- черпывает их» (Притчи 20:5). ВНИМАНИЕ: вы закрываете дверь для собственных
мыслей, чтобы они не меша- ли вам сосредоточиться на слушании и наблюдении. ЭМПАТИЯ: вы входите в мир другого человека,
начинаете понимать его мысли и чувства. УВАЖЕНИЕ: в основе вашего отношения к людям лежит
вера в то, что каждый чело- век сотворен по образу Божию. ОБОДРЕНИЕ: вы поддерживаете человека, помогаете
ему сохранять дух на- дежды и оптимизма. ИСКРЕННОСТЬ: вы должны оставаться
самим собой, быть честным и откры- тым, даже если это делает вас уязвимым для другого человека. ДОСТУПНОСТЬ: вы должны быть готовы
к тому, чтобы быть рядом с другим че- ловеком, если ему это нужно, и уделить ему достаточно времени и
внимания. «Будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал» (1 Тимофею 4:6). В. Внимание, выражаемое без слов «Светлый взгляд радует сердце…» (Притчи 15:30). • Улыбайтесь, приветствуя человека. (Дружелюбное
выражение ли- ца может снять напряженность.) • Рукопожатие — пожмите руку вашему собеседнику при
встрече или, если это уместно, дружески обнимите его. (Прикосновение вы- ражает тепло и заботу.) • Садитесь во время разговора лицом к лицу. (Если вы
сидите под углом 90 градусов, повернитесь к собеседнику лицом.) • Слушая, слегка наклонитесь вперед, к собеседнику. (Это
означает: «Мне интересно то, что вы говорите»). • Поддерживайте хороший контакт глазами. (Не
отвлекайтесь. Если необходимо, перейдите в другое помещение.) • Будьте открыты и доступны. Выражайте это даже своей
позой. (Не сидите со скрещенными руками или сцепленными пальцами. Скрещен- ные руки означают: «Я не уверен, что вы хотите, чтобы я вам
помог».) • Показывайте, что вы внимательно слушаете, периодически
кивая головой. (Этот простой жест означает принятие собеседника.) «Веселое сердце благотворно, как врачевство» (Притчи 17:22). III. Причины неправильного поведения и способы его исправления А. Причины неправильного поведения Обычно люди, усвоившие модели неправильного поведения, теряют
всякую на- дежду на возможность изменить себя. Они не знают, — что делать,
еще меньше они понимают, — почему они делают то, что делают. В основе
неправильного по- ведения лежит попытка удовлетворить законные потребности
незаконными спо- собами. «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу,
делаю» (Римлянам 7:19). Вопрос: Почему я делаю то, что не хочу? Ответ: Вы были созданы Богом с тремя
внутренними потребностями, и вы пытаетесь удовлетворить эти потребности с помощью других людей или обстоятельств. • Жертвенная любовь — вам нужно знать и чувствовать, что
кто-то посвятил себя вам, вашему наивысшему благу. «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил
вас» (Иоанн 15:12). • Значимость — вам нужно знать, что у вашей жизни есть
опреде- ленный смысл и цель. «Ибо только Я знаю намерения, которые имею для вас, говорит Гос- подь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность
и на- дежду» (Иеремия 29:11). • Безопасность — вам необходимо чувствовать себя принятым
и защищенным. «В страхе перед ГОСПОДОМ — надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище» (Притчи 14:26). «Ибо не отринет ГОСПОДЬ народа Своего и не оставит наследия Сво- его» (Псалом 92:14). Вопрос: Почему Бог неделил меня этими
внутренними потребностями, зная, что ни другие люди, ни обстоятельства, не смогут дать мне полное
и продолжительное их удовлетворение? Ответ: Ваши внутренние потребности были
задуманы Богом, чтобы привес- ти вас в состояние более глубокой зависимости от Него. Бог может действовать через людей, чтобы привнести любовь в вашу жизнь, но по-настоящему один лишь Он может полностью удовлетворить ваши желания и потребности. «Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего. Пре- дай Господу путь твой, и уповай на Него, и Он совершит… Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит, и спасает их»(Псалмы 36:4-5; 144:19). Б. Импульс для изменения Вопрос: Как я могу измениться? Чем мне может
помочь Библия? Ответ: Библия говорит, что вы преобразуетесь
обновлением вашего ума. Это означает, что вы познаете абсолютные истины, наполняете ими свой разум и стараетесь жить в соответствии с ними. Вам не надо подстраиваться под людей, угождать им. «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Римлянам 12:2). Если вы хотите, чтобы процесс преобразования проявлялся во всех
сферах ва- шей жизни: • Стремитесь жить по библейским заповедям. Желайте этого
всей душой. «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для
обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тимофею
3:16). • Определите неправильные модели вашего поведения. «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай
по- мышления мои, и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на
путь вечный» (Псалом 138:23-24). • Осознайте, какие именно внутренние нужды вы пытаетесь
удовле- творить. «Ты возлюбил истину в сердце, и внутрь меня явил мне мудрость» (Псалом 50:8). • Положитесь на Христа в удовлетворении ваших внутренних
по- требностей. «И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во
пло- ти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего
Се- бя за меня» (Галатам 2:20). «Я пришел для того, чтоб имели жизнь и имели с избытком» (Иоанна 10:10). Помните: Как христиане, так и неверующие люди испытывают искуше- ния. Всем детям Божьим обещана победа над грехом, но если
человек не зна- ет, как использовать дарованную Христом власть, то неизбежным
следствием этого будет грех. «Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха» (Римлянам 6:5-7). IV. Пути к решению проблемы А. Ключевой стих из Библии для заучивания «Спроси сегодня, что скажет Господь» (3 Царств 22:5). Б. Ключевой текст из Библии для чтения и повто- рения «Если ты примешь слова Мои и сохранишь при себе заповеди Мои, так, что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости, и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра и отыскивать его как сокрови- ще: то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. Ибо Господь дает мудрость; из уст Его — знание и разум; Он сохраняет для праведных спасение; Он — щит для ходящих непорочно; Он охраняет пути правды, и обере- гает стезю святых Своих» (Притчи 2:1-8). Этот отрывок помогает нам найти пути к мудрой жизни: • Запиши Слово Бога в своем сердце (Запоминай Писание) - - - - -
- - - - - - - - - - - Стих 1 • Возрастай в понимании путей Божьих (Прислушивайся к
благочестивым советам)- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Стих 2 • Ищи прозрения свыше (Молись о проницательности) - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - Стих 3 • Отыскивай сокровища истины (Исследуй Писание) - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - Стих 4 • Открой свое сердце для Бога (Стань честным и искренним) - - -
- - - - - - - - - - - - Стих 5 • Осознай, что именно Бог обеспечивает победу! (Сосредоточься на верности Бога) - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - Стих 6-8 В. Процесс консультирования Мудро используйте те возможности, которые Бог предоставляет вам.
Может быть, вы проведете много часов в беседах с другом, или, быть
может, зарони- те лишь несколько семян веры в душу одного из тех людей, с кем
пересеклись ваши жизненные пути… Никогда не стремитесь достичь слишком
многого за короткое время, постоянно молитесь, чтобы Бог направил ваши пути
и дал вам верные слова. «Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Слово
ва- ше да будет всегда с благодатью, приправлено солью, дабы вы
знали, как отвечать каждому» (Колоссянам 4:5-6). 1. Подготовка места для консультирования «Мудрость разумного — знание пути своего» (Притчи 14:8). • Подготовьте уединенное и спокойное место для разговора. • Устраните отвлекающие моменты (радио, телевизор, музыку,
других людей, посторон- ние шумы). • Предусмотрите возможные помехи (отключите телефон или включите
автоответчик). • Постарайтесь, чтобы между вами и вашим собеседником не было
предметов (так назы- ваемых «барьеров»): письменного стола, блокнота… • Осветительные приборы должны быть отрегулированы так, чтобы
свет не бил в глаза. • Позаботьтесь, чтобы бумага, карандаш и телефонная книга были
«под рукой». • У вас всегда должны быть наготове бумажные салфетки, носовые
платки. 2. Проблема с точки зрения человека, ищущего
помощи «Дабы… твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежа- щую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и
креп- кий…» (Евреям 6:18-19). • Обязательно обращайтесь к человеку, ищущему помощи, по
имени. Например: «Здравствуй, Николай! Заходи». «Добрый
день, Ольга, по- жалуйста, проходите, присаживайтесь». В течение разго- вора хотя бы несколько раз постарайтесь назвать вашего собеседника по имени. • Не вступайте в поверхностные беседы. Отступления от
темы только мешают серьезно- му разговору, момент подхода к проблеме откладывается. Это может
лишь усугубить тревогу и напряженность человека, ищущего помощи, снизить
готовность собеседника быть открытым. Такой пустой разговор может быть интерпретирован
человеком следу- ющим образом: «Тебе нет дела до меня, и тебя совершенно не
волнуют мои проблемы». • Задавайте прямые вопросы. Например: «О чем бы вы хотели со мной
поговорить?» «Могу ли я вам чем-нибудь помочь?» • Не спрашивайте: «Какая у вас проблема?» Такой
негативный подход подразумевает, что с человеком, ищущим помощи, не все в порядке. Вы сразу предполагаете,
что суще- ствует проблема, хотя бывают случаи, когда никакой проблемы нет,
а человек просто нуждается в общении, внимании, мудром совете. • Вы должны понимать, что проблема, представленная вам
вашим собеседником, чаще всего не является его действительной проблемой. «Представленная
проблема» — это то, что сам человек, ищущий помощи, считает и ощущает причиной
своих бед и затрудне- ний. По мере того, как консультант задает наводящие вопросы и с
их помощью извлека- ет на поверхность важные для понимания ситуации ответы, ищущий
помощи человек обычно обнаруживает, что «его проблема» на самом деле —
поверхностна и второсте- пенна. Он осознает, что это лишь симптом, проявление его
главной, истинной проблемы. • Не переставайте ободрять человека, вселять в него
надежду. Вновь и вновь повторяй- те ему, что Господь продолжает действовать, и помощь — придет!
Самое главное для того, кто пришел к вам за советом — это осознать, что существует
решение его пробле- мы, выход из его «безвыходной» ситуации. Есть НАДЕЖДА! 3. Опыт прошлых лет «Что было, то и теперь есть, и, что будет, то уже было; и Бог
воззо- вет прошедшее» (Екклесиаста 3:15). • Задавайте общие вопросы, которые помогут вам лучше
узнать человека, понять его: о семье, доме, школе, работе, увлечениях. Например: «Позвольте мне задать вам несколько
общих вопросов, чтобы лучше познакомиться с вами. Так нам будет легче определить направление беседы, понять, где находятся истинные причины, повлекшие за собой такие события и переживания». В ходе беседы вы обнаружите прошлую боль, отвержение и кризисы,
а также усвоенные в прошлом неправильные модели поведения и их причины. • Побуждайте человека больше рассказывать о себе, о своей
ситуации. Например: «Не могли бы вы рассказать мне немного
больше о…?», «Продолжайте, пожалуйста…». • Задавайте вопросы, побуждающие к размышлению. Такие
вопросы чаще всего начина- ются с вопросительных слов «как» и «почему». Они заставляют
человека вспоминать ре- альные ситуации и рассказывать о них. Не используйте вопросы, на
которые можно отве- тить «да» или «нет». Например: «Вы рассердились?» — на этот вопрос
можно ответить «да/нет», он не дает вам дополнительной информации. А если вы спросите: «Как вы выражаете свой гнев?», — че- ловек сможет вспомнить и описать вам разные ситуации, вы узнаете о нем много нового. • Не задавайте вопросы, которые заранее предполагают
ответ. Например: «Вы продолжаете испытывать горечь, не
так ли?» • Прислушивайтесь к тому, какими чувствами с вами
делятся. Спрашивайте о них. Например: «В какие моменты вы чувствуете себя
одиноким?» «Как вы думаете, почему вы рассердились?» • Замечайте, о чем с вами НЕ говорят, чем НЕ делятся. Например: Отметьте для себя, если один из
родителей совсем не упоминался в разговоре. Спросите: «Какую роль в вашей жизни играл ваш отец?» 4. Шаги к решению проблемы «Христос в вас, упованье славы» (Колоссянам 1:27). Подойдя к заключительной стадии вашей беседы с человеком, ищущим
помо- щи, поделитесь с ним следующими истинами, основанными на Библии,
кото- рые действительны для всех, искренне верующих в Бога: • Каждый человек был сотворен с тремя внутренними потребностями,
данными ему Бо- гом. Это потребности в: Значимости (смысл и цель в жизни) Жертвенной любви (безусловное принятие) Безопасности (чувство принадлежности) • Никто из людей не предназначен для того, чтобы удовлетворить
все ваши нужды и по- требности. • Ваши потребности могут быть восполнены лишь в Боге и
предназначены для того, что- бы привести и приблизить вас к Нему. • Осознайте, что как истинный христианин вы УМЕРЛИ для моделей и способов поведения, которыми вы пользовались в прошлом с целью восполнить эти
потребности. Шаг 1: Выявите свою прошлую боль: Было ли это отвержение? Шаг 2: Определите свою потребность в настоящее время: Что это? Принятие? Безопасность? Шаг 3: Исследуйте те неприемлемые модели и способы поведе- ния, которые вы усвоили и использовали для того, что- бы восполнить эту потребность: Кто вы:
человек, стараю- щийся угодить другим, или вы неразборчивы в отношениях? А может быть, вы — перфекционист и стараетесь достичь со- вершенства во всем, что бы ни делали? Шаг 4: Доверьтесь Христу, живущему в вас, и положитесь на
Него в деле восполнения ваших насущных потребностей и нужд. • Осознайте, что теперь вы умерли для жизни, центром которой
было ваше «я». Отныне центром вашей жизни является Христос… потому что Христос живет в
вас! Он — ис- точник вашей жизни! Знание этой истины освободит вас от страха
быть отверженным. «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос.
А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня». (Галатам 2:19б-20). 5. Ошибки, которых следует избегать «Мудрый сердцем прозовется благоразумным» (Притчи 16:21). • Ложные заверения, гарантии. Часто, желая успокоить человека,
помочь ему, мы даем необоснованные, ложные, обещания. Например: «Все будет хорошо». «Скоро все встанет
на свои места». • Преуменьшение серьезности переживаний и проблем
человека, ищущего помощи. Например: «Это совсем не так плохо». «Скоро от
этого не останется и следа». • Попытки продолжать консультационные встречи, несмотря на их
явную неэффек- тивность, вместо того, чтобы направить
человека к специалисту соответствующего про- филя. Терапевты, профессиональные консультанты, службы помощи в
кризисных ситуа- циях — ваши важные союзники в исцелении страдающего человека. Например: В случае физического насилия и
издевательств над деть- ми, все факты подобного обращения должны быть доведе- ны до сведения соответствующих органов. Консультант не может разрешить такого рода проблемы самостоятельно. • Непринятие всерьез угрозы самоубийства. Часто люди,
собирающиеся совершить са- моубийство, заводят разговоры, которые полны сожалений о себе, о
своей несчастли- вой судьбе или направлены на самобичевание. Помните об этом, и
не ставьте себя в позицию судьи. Например: Существует неверное мнение, что
самоубийцы никогда не говорят о своём намерении покончить с жизнью. Правда же состоит в следующем: практически все само- убийцы предупреждали словесно о том, что собираются сделать. Они как бы заранее оповещали окружающих о своем решении. • Непрошенные советы. Например: Человек поделился с вами своими
проблемами, потому что ему просто надо было выговориться, а вы начинаете «решать» его проблемы, учить его — «Если вы хотите ре- шить свою проблему, вы должны…» • Желание брать на себя слишком много. Например: Не присваивайте себе роль «спасителя»,
чтобы питать таким образом свое собственное «эго». Вопрос: Мне говорят, что я помогаю людям
больше, чем нужно. Почему я де- лаю это? Ответ: Подумайте: • Возможно, в самой глубине своего сердца вы хотите, чтобы ищущий помощи человек нуждался в вас, так как благода- ря этому вы чувствуете свою значимость. • Может быть, вы стараетесь производить впечатление «отда- ющей личности», чтобы привлечь к себе больше внимания? Оказывать людям моральную и духовную поддержку — замечательно,
но когда это действительно нужно. Существует большая разница между
желани- ем помочь и стремлением контролировать человека. «Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает
серд- ца»(Притчи 21:2). Вопрос: Что подразумевается, когда говорят —
«слишком много помогать»? Ответ: Если вы, чтобы помочь человеку
измениться, затрачиваете значи- тельно больше усилий, чем он сам, то вы не помогаете этому
челове- ку! Ваша помощь, на самом деле, — лишь помеха, которая не дает человеку увидеть, что он нуждается в изменении. Выручать челове- ка, который продолжает вновь и вновь попадать в финансовые кри- зисы, или постоянно выпивает, или сознательно выбирает состояние зависимости от вас — не умно. Такая чрезмерная «помощь» не дает человеку на личном опыте испытать последствия своего неправиль- ного поведения. Вы не можете таким образом повлиять на него!
Есть библейское выражение: «Что посеет человек, то и пожнет». Очень часто лучший способ побудить человека к изменению самого себя — это дать ему «пожать» то, что он «посеял». «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Галатам 6:7-8). Вопрос: Как вы узнаете, когда надо прекратить
работу с людьми, образ жиз- ни которых деструктивен, ведет к саморазрушению их личности? Или вы продолжаете снова и снова помогать им? Ответ: Не надо делать за людей то, что они
должны делать сами, но вы мо- жете оказать им поддержку. Например, если человеку нужно укре- пить мускулы ног, вы же не будете делать физические упражнения вместо него! Он должен делать приседания сам, а вы можете быть
ря- дом и подстраховывать его, если он в этом нуждается (если он, к
при- меру, получил серьезную травму ног). Если же он отказывается де- лать эти упражнения, не тратьте напрасно своё время и силы.
Подо- ждите, пока человек не примет серьезное решение начать работать над собой. «Ибо каждый понесет свое бремя» (Галатам 6:5). Г. Ключевой момент в библейском консультиро- вании Отождествление со Христом «Я сораспялся Христу и уже не я живу, но жи- вет во мне Христос. А что ныне живу во пло- ти, то живу верою в Сына Божия, возлюбив- шего меня и предавшего Себя за меня» (Гала- там 2:20). Самым важным в христоцентричном консультировании является
понимание того факта, что всю силу для изменений человек должен черпать во
Христе, лишь в Нём есть всё необходимое для жизни каждого верующего. Ниже приведены основополагающие истины, касающиеся нашего
отожде- ствления со Христом: • БОГ ПРИСУТСТВУЕТ в вас… «Христос в вас, упование славы». (Колоссянам 1:27) • СИЛА БОГА действует в вас и через вас… «...От божественной силы даровано вам все потребное для жиз- ни и благочестия...» (2 Петра 1:3) • ЖИЗНЬ ХРИСТА открывается в вас… «Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтоб и жизнь Иисусова открылась в смертной нашей плоти». (2 Коринфянам 4:11) ВО ХРИСТЕ… Вы — новое творение: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Коринфянам 5:17). Вы обретаете новый
образ: «Кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего» (Римлянам 8:29). ГЕНЕРАЛ Паттон был одним из наиболее гениальных полководцев
Второй Мировой Войны. Он участвовал в военных действиях в составе союзных
войск. Выдающимся военным тактиком Германии в то время был Роммель. Некоторые
военные историки считают, что среди всех генералов фашистской Германии не было
более опасного, хи- трого и коварного, чем Роммель. Его успешные военные действия на
территории пу- стыни Северной Африки были широко известны, его даже называли
«Лис пустыни». Но генерал Паттон сумел завлечь немецкую армию в ловушку и
разгромил её. Возни- кает вопрос: как генерал Паттон смог одержать такую невероятную
победу? Очень просто. Джордж Паттон сам сказал об этом Роммелю: «Роммель, я
прочитал всю твою книгу!» Победа стала возможной, потому что Паттон изучил тактику
своего врага. Если христианин хочет победить своих незримых врагов — сатану и его
армию, ему тоже необходимо изучить их тактику. В книге книг, Библии, мы можем
найти всё необхо- димое для победы в духовной войнес силами зла. «…Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против влас- тей, против мироправителей тьмы века се- го, против духов злобы поднебесных» (Ефе- сянам 6:12). I. Определения Мировая история знает множество битв и сражений между воюющими
страна- ми: война между Францией и Англией, захват Германией Польши,
нападение Германии на Россию, атомный взрыв в Хиросиме… Этот невероятно
длинный список полон жестокости и насилия. В Библии мы также можем
увидеть, как «князь мира сего» — сатана ведёт неустанную войну против
«Царства Бога» (словосочетание «Царство Божие» встречается в Новом Завете 67
раз). Эти два термина: «мир сей» и «Царство Божие» — представляют на страницах
Библии две стороны, находящиеся в состоянии непрерывного конфликта.
Чтобы защи- тить самих себя вы должны быть внимательны и мудры, вы должны
знать наме- рения сатаны, изучить в деталях планы его битв. Кто-то возможно
скажет: «Как я могу знать намерения сатаны? Даже если он существует, разве он
станет от- крывать их мне?» Вы можете и должны знать намерения «князя мира
сего», это откроет вам Библия, повествующая о духовной войне. И если вы
будете внима- тельны, то поймёте, почему есть люди, которые не хотят слышать о
Боге, не идут к Нему, не верят в Иисуса Христа. Это происходит потому, что: «…бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет
благовест- вования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого» (2
Ко- ринфянам 4:4). Духовная война
А. Сражение В армии новобранцев учат военному искусству: как одевать
воинское снаряжение, как правильно пользоваться оружием и как стать
дисциплинированным бойцом. Без дисциплины армия невозможна. Одновременно с этим, новые
воины должны изучать тактику врага и опасности, с которыми они могут
встретиться на поле боя. Нет большого различия в том, какая это война, происходит она в
физическом ми- ре или духовном, важно одно — хорошо подготовиться к ней. Только
подготовлен- ный воин в состоянии успешно сражаться и одерживать победу.
Мудрые христиане должны знать, каким образом они могут вести духовную войну и
победить в ней. Вопрос: Что такое «духовная война»? Ответ: Духовная война — это непрекращающийся
конфликт, агрессия про- тив человечества со стороны его врагов — мира, греховной плоти и сатаны, цель которых: • Удержать неверующих от принятия Христа в своё сердце и общения с Ним. • Помешать христианам возрастать во Христе и приносить плод. Представить христиан бесплодными и неэффективными. Наша задача — с помощью Божьей противостоять злу и побеждать его и в себе, и в мире. «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте как чада света…» (Ефесянам 5:8). «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских…» (Ефесянам 6:11) Б. Три противника человека МИР • Греческое слово «космос» — мир имеет в Библии следующее
значение — «земля, земной шар и люди, живущие на земле». • У этого слова есть и еще одно значение — невидимый мир,
которым управ- ляет сатана. Единственная цель сатаны и его мира —
противодействовать Богу и установленным Им правилам. «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром
есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот стано- вится врагом Богу» (Иаков 4:4). ПЛОТЬ • Греческое слово «саркс» — плоть, в ряде текстов Священного
Писания слу- жит для обозначения физического тела человека. • Жить по плоти — означает жить, надеясь не на Христа, но на
свои собствен- ные силы и способности. • Плоть, побуждая человека к исканию своего, а не Божьего,
является источ- ником греха в каждом человеке, вне зависимости от того спасён он
или нет. • В Послании к Римлянам (7:18-25) греческое слово «саркс»
означает тело че- ловека, а не его греховную природу. «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти [саркс] моей,
доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное,
того не нахожу» (Римлянам 7:18). САТАНА • Еврейское слово «сатан» означает «противник или враг». • Сатана — главный противник Бога и духовный предводитель сил
зла. • Сатана — сотворённый Богом верховный ангел, Он восстал против
Бога, но был побеждён и низвергнут на землю. Его Библия называет «князем,
гос- подствующим в воздухе», потому что Бог дал ему некоторую власть
на опре- деленное время. В Евангелии от Матфея описывается, как сатана
искушал Иисуса Христа богатством, властью и славой. Господь отвечает
сатане: «…Отойди от Меня, сатана; ибо написано: Господу Богу твоему
покло- няйся и Ему одному служи». (Матфея 4:10) • Демоны — это духи зла, падшие ангелы, которые восстали против
Бога вме- сте с сатаной, своим предводителем, и продолжают выполнять все
его при- казы. В греческом языке слову «демон» соответствует слово
«диамонион», что означает «дух». «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня,
про- клятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его…»
(Мат- фея 25:41). — ИМЕНА САТАНЫ В БИБЛИИ — Клеветник «И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало
спасе- ние и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред
Богом нашим день и ночь» (Откровение 12:10). Люцифер — Ангел света (Люцифер означает «светоносец, сын зари, денница») «И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света…» (2 Коринфянам 11:14). Разрушитель (Аваддон и Аполлион означает «разрушитель») «Царем над собою она имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Авад- дон, а по-гречески Аполлион»
(Откровение 9:11). Дьявол (В греческом языке слово «диаболос» означает «клеветник,
клевещущий») «…А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и
серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков»
(От- кровение 20:10). Дракон или великий дракон «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дра- кона, и дракон и ангелы его воевали против
них, но не устояли, и не на- шлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю
все- ленную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним»
(Откро- вение 12:7-9). Враг «…Враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина
века, а жне- цы суть Ангелы» (Матфея 13:39). Лукавый «А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все
рас- каленные стрелы лукавого…» (Ефесянам 6:16). Отец лжи «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем
ис- тины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец
лжи» (Иоанна 8:44). Бог века сего «…Для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы,
чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть
образ Бога невидимого» (2 Коринфянам 4:4). Сын зари или Люцифер «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю,
попиравший на- роды» (Исаия 14:12). Убийца «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо
нет в нем ис- тины» (Иоанна 8:44). Князь мира сего «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет
вон» (Иоан- на 12:31). Князь, господствующий в воздухе «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы
не- когда жили, по обычаю мира сего, по воле князя,
господствующего в воздухе, духа, действующего
ныне в сынах противления, между кото- рыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и
про- чие…» (Ефесянам 2:1-3). Змей (Иногда встречается словосочетание «древний змей».) «Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и
сатана, и ско- вал его на тысячу лет…» (Откровение 20:2). Искуситель «И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын
Божий, ска- жи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Матфея 4:3). II. Основные направления действий сатаны и их характеристики Среди христиан хорошо известно такое понятие как духовная
твердыня. «Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем; оружия
воинствова- ния нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее
про- тив познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание
Хрис- ту…» (2 Коринфянам 10:3-4). Что же это такое — духовная твердыня? • Духовная твердыня: Это образ мыслей, глубоко укоренившийся в сознании человека,
который контролирует его поведение: – мирские помышления – плотские помышления – сатанинское влияние Подобно хорошо натренированным солдатам, нам нужно уметь
замечать и распознавать опасности, грозящие со стороны мира, нашей плоти и
дьявола. Необходимо знать их и заранее подготовиться к отражению атак сил
зла. «Благоразумный видит беду и укрывается; а неопытные идут вперед и наказываются» (Притчи 27:12). Мы должны быть готовы к борьбе с врагом по трём направлениям: А. Борьба с МИРОМ Под словом «мир» подразумевается мирской, плотской образ жизни,
которым управляет сатана. «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет
люб- ви Отчей» (1 Иоанна 2:15). Нужно научиться распознавать опасности, грозящие со стороны
мира. Мир искушает вас тем, что: • Побуждает вас искать одобрения и утешения у окружающих вас людей. • Требует от вас подчинения общепринятым мирским нормам пове- дения и стандартам этики окружающего общества. • Принуждает вас принять мирское мировоззрение. • Толкает вас к поиску богатства и благополучия. • Побуждает вас искать и добиваться власти. • Побуждает вас сомневаться в Слове Божием. • Приводит ваш разум в смущение: «Ибо слово о кресте для поги- бающих — юродство есть…» (1 Кор. 1:18). • Внушает вам, что доверие Богу равносильно безумию. «А мы про- поведуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов бе- зумие…» (1 Кор. 1:23). Б. Борьба с ПЛОТЬЮ Мы уже говорили, что: • Жить по плоти — означает жить, надеясь не на Христа, но на
свои собствен- ные силы и способности. • Плоть, побуждая человека к исканию своего, а не Божьего,
является источ- ником греха в каждом человеке, вне зависимости от того, спасён
он или нет. Мы должны уметь распознавать опасности, грозящие нам со стороны
плоти. (Галатам 5:19-21 и Марка 7:21-23) Сексуальная безнравственность Нечистота Непотребство Идолопоклонство Волшебство Разногласия Вражда Зависть Ссоры Пьянство Ревность Ненависть Гнев Воровство Амбиции Убийство Прелюбодеяние Бесчинство Жадность Клевета / сплетни Злоба / злые умыслы Гордость Обман / ложное свидетельство Глупость В. Борьба с САТАНОЙ Мы должны уметь распознавать опасности, грозящие со стороны
сатаны. 1. Нападки сатаны
могут быть направлены: • На душу человека: – Воздействие на эмоции, в результате чего человек может
запутать- ся в своих чувствах. – Воздействие на волю человека, с целью ослабить её. – Воздействие на разум человека, вследствие чего его рассудок
под- вергается опасности. • На тело человека: – Разнообразные болезни. «И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лю- тою от подошвы ноги его по самое темя его» (Иов 2:7). 2. «Твердыни» в
самом человеке, дающие сатане возможность действовать изнутри: • Периодическое вторжение в мысли человека и манипулирование
ими. • Различные страхи, фобии — излишний и часто преувеличенный
страх. • Принуждение человека к тем или иным действиям. • Пагубные пристрастия (алкоголизм, наркомания и др.) «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и
не давайте места диаволу» (Ефесянам 4:26-27). 3. Полный контроль сатаны
над человеком (человек становится его собственностью и
владением): • Умственное расстройство. • Внезапное изменение личности человека. • Необъяснимая привязанность человека к тому или иному виду
оккультизма. • Изменение голоса. • Кататонические состояния • Страшные видения / ночные кошмары. • Сверхъестественные способности (например, телепатия) • Постоянное чувство страха. • Необузданный, неудержимый гнев. • Сверхъестественная физическая сила. • Нечувствительность к боли. • Конвульсии и припадки. • Говорение на странном языке (которого не существует на земле). • Потеря способности управлять своим телом (судороги,
подёргивания или непроизвольное почёсывание по причине постоянного зуда). • Неистовая злоба и впадение в буйство при упоминании имени
Иисуса Христа и всего, что относится к Богу. «Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из
города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах» (Луки 8:27). Вопрос: Может ли христианин быть одержимым
бесами, подпасть под пол- ный контроль сатаны и сил зла? Ответ: В Библии мы не найдем такого случая,
чтобы истинный христианин был одержим бесами. Мы можем найти в ней свидетельства о том,
как в тех или иных случаях дети Божии могли попадать под влияние
сата- ны, но быть полностью одержимыми демонами — никогда. Христиане спасены Богом и избавлены от власти сатаны и тьмы, они стали
частью Божьего Царства света и любви. Дух Святой, постоянно живущий в сердцах верующих, — защита каждого истинного христианина от дья- вола и его слуг. Именно поэтому сатана не может полностью
завладеть сердцем и душой такого человека. «Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии
свя- тых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего…» (Колоссянам 1:13) Вопрос: Когда закончится духовная война? Ответ: Сегодня Царствие Божие уже присутствует
на земле, одновременно с сатанинским. Но придёт время, когда Бог искоренит всякое зло и
осу- дит сатану и его армию — духов зла, а затем Он ввергнет их в
озеро ог- ненное (Откровение 20:7 – 21:8). Тогда придёт конец всему тому,
что сегодня кажется нормальным и естественным, Бог сотворит новую землю и новое небо. «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откровение 21:4). III. Причины поражения в духовной войне Битва при Ватерлоо считается окончательным разгромом армии
Наполеона Бо- напарта — императора Франции. После дождя поле сражения
превратилось в вязкое труднопроходимое месиво. Из-за этого Наполеон оттягивал
вступление тяжёлой артиллерии в военные действия. Промедление привело к
поражению: пока император выжидал, его противники объединили свои силы. В
результа- те, численность их войск вдвое превзошла численность французской
армии. Между христианами и силами зла постоянно идёт духовная война.
Поле этой битвы — в нашем сознании. Если человек не борется с каждой
направленной против Бога мыслью, не пленяет её «в послушание Христу», — это
может приве- сти его к «поражению при Ватерлоо». «…Заклинаю вас Господом, чтобы вы более не поступали, как
поступа- ют прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в
разу- ме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и
ожесто- чения сердца их; они, дошедши до бесчувствия, предались
распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью. Но вы не так познали Христа. Потому что вы слышали о Нём и в Нём научились, — так как истина во Иисусе, — отложить прежний образ жизни ветхо- го человека, истлевающего в обольстительных похотях, а
обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по
Богу, в праведности и святости истины» (Ефесянам 4:17-24) . А. Возникновение в сердце человека «твердынь», которыми пользуется сатана. «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и
не да- вайте места диаволу» (Ефесянам 4:26-27). Битва всегда начинается в сознании • Мысли (ложные идеи) появляются в сознании человека под
влиянием окружа- ющего мира, плоти и сатаны. • Человек по своей воле делает выбор, принимая или
отвергая возникшие мысли. • Привычки — это действия, совершаемые человеком почти
автоматически. Привычки вырабатываются человеком, когда он постоянно делает
выбор в пользу тех или иных поступков в соответствии с теми или иными
мыслями, возникающими в его сознании. • «Твердыни», дающие сатане возможность активно
действовать в жизни че- ловека, возникают тогда, когда его глубоко укоренившиеся
привычки на- чинают контролировать его поступки. Библейский пример: Царь Саул (1 Царств, главы 9, 10, 18, 19, 28, 31) Саул, сын Кисов, был избранным Богом царём Израиля. В самом
начале свое- го царствования он был смиренным правителем, освободившим свой народ
от Аммонитян. Когда юноша Давид успешно выступил против войска
Филис- тимлян, Саул сам, лично, способствовал его продвижению, сделав
его одним из верховных военоначальников в армии Израиля. Но со временем
популяр- ность Давида возрастала, что возбудило зависть в сердце Саула.
Горькая за- висть привела Саула к постыдному поступку — покушению на жизнь
Давида (таким был выбор, сделанный Саулом). За первой попыткой
последовала чере- да действий, ставших для него привычными, которые были
направлены на то, чтобы уничтожить молодого юношу. Почему такое стало
возможно? Саул видел в нём своего врага. Бессмысленный, неоправданный страх и
недоверие полностью захватили разум израильского царя (возникли так
называемые «твердыни»), не давая покоя душе до конца его дней. Внезапный и
неудержи- мый гнев, страх, зависть, неспособность прощать, смятение в душе
и гордость открывают двери сердца каждого человека для сатаны и позволяют
демониче- ским силам овладеть его жизнью. И царь Израиля не был
исключением. Во- димый злым духом, он обратился за советом и помощью к
волшебнице, несмо- тря на то, что подобные действия были запрещены как
государственными за- конами Израиля, так и заповедями Божьими, данными в Священном
Писа- нии. Последствия этого были ужасны. «Так умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред
Господом, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице с
вопросом, а не взыскал Господа. За то Он и умертвил его, и передал царство
Дави- ду, сыну Иессееву» (1 Паралипоменон 10:13-14) . Вопрос: Я постоянно терплю поражение, когда
пытаюсь бороться с мысля- ми, возникающими в моём сознании. Как я могу одержать победу над ними? Ответ: Перечитывайте короткое Послание
апостола Павла к Филиппий- цам каждый день. Просите Бога, чтобы Он обращался через него к вашему сердцу. Библию можно сравнить с зеркалом, которое отра- жает истинную картину духовных ценностей. В Послании Иакова (1:23-24) мы читаем следующее: «Ибо, кто слушает слово и не ис- полняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и
тотчас забыл, каков он». Б. Основные причины поражений
|