Джун Хант

Ключи

 

 

 

                                                                                                                                                                      

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ «КЛЮЧАМИ»

o:p>

ВЫ ДЕРЖИТЕ В РУКАХ удивительную книгу. Она называется

«Ключи», двадцать ключей — целая связка, и каждый из них откроет

вам дверь в то, чего вы еще не знаете. Прочитав эту книгу, вы будете

лучше понимать себя и других людей: ваших близких и родных, ва-

ших детей и родителей, друзей и коллег по работе… Вы поймёте истин-

ные причины проблем, с которыми сталкиваетесь в жизни, и более то-

го, вы сможете справиться с этими проблемами, если захотите этого.

Вы сможете помочь в этом и другим людям. Вот почему это удивитель-

ная книга.

Множество людей скажут: «Зачем нам какие-то книги, у нас есть

Библия. Верующему человеку вполне достаточно этого». Действитель-

но, у нас есть Библия, у нас есть Господь, который говорит с нами че-

рез неё. Но вот вопрос — насколько мы с вами умеем пользоваться Биб-

лией, чтобы разрешать наши жизненные трудности?

Когда вы сталкиваетесь с трудностями или проблемами в вашей

жизни, когда к вам обращаются за советом и помощью — вы знаете

как найти нужное место Писания? Вы знаете, как найте именно тот

стих, который Бог предназначил для того, чтобы привести страдаю-

щую душу к глубокому пониманию себя и истинной причины своих

страданий? Тот стих, который изменит ситуацию и превратит жерт-

ву — в победителя? Именно поэтому нам так нужна эта книга. «Клю-

чи» предназначены для того, чтобы быть руководством, помогающим

вам применять Писание к проблемам сегодняшнего дня. Они предназ-

начены помочь вам увидеть — что Бог сегодня может совершить в ва-

шей жизни и в жизни других людей.

Что такое — «Ключи»?

«Ключи» — это информация, основанная на основополагающих прин-

ципах Библии, которая совершенно необходима вам, чтобы действен-

но помогать людям. Никто из нас не имеет силы и власти для этого, но

Слово Божье — это та сила, которая может всё. Истина может чудес-

ным образом привести страдающее сердце к Богу.

 

Каждый из ключей дает определение сути проблемы, содержит

библейские слова и выражения, относящиеся к ней, даёт объяснение

этих слов и краткие примеры, помогающие лучше понять их смысл.

Важно, чтобы читая Библию, вы могли видеть — где она говорит об

этой проблеме сегодняшнего дня, и что она говорит о ней. Ключи по-

могают человеку увидеть и понять, как на его проблему смотрит Бог,

какие пути её решения Он предлагает. В конце каждого ключа вы

найдете очень практичные рекомендации, основанные на Библии.

Как устроены «Ключи»?

«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обли-

чения, для исправления, для наставления в праведности, да бу-

дет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготов-

лен» (2 Тимофея 3:16-17).

Апостол Павел сосредотачивает наше внимание на четырех аспектах:

научении, обличении, исправлении и наставлении в праведности. На

этих же четырех аспектах сосредотачивают наше внимание и «Ключи»:

1. Первый раздел каждого ключа — «ОПРЕДЕЛЕНИЯ». Этот раздел содер-

жит информацию, напрямую связанную с тем, что апостол Павел назы-

вает «научением» — в Новом Завете это греческое слово «дидаскалия»,

которое означает «инструкция, объяснение». Читая этот раздел вы имее-

те возможность увидеть проблему с точки зрения Бога. Вы поймете зна-

чение слова, обозначающего интересующую вас проблему; проясните для

себя многие термины и понятия; познакомитесь с библейскими примера-

ми и ситуациями из реальной жизни; вам будут продемонстрированы не-

правильные представления по данному вопросу (которые только вводят

людей в заблуждение и мешают им найти верное решение), — и правиль-

ные представления (чтобы вы могли пересмотреть свое отношение к про-

блеме и свое восприятие происходящего). И конечно же в этом разделе вы

найдете множество стихов из Писания.

«…Человеку разумному свойственна мудрость». (Притчи 10:23)

2. Второй раздел каждого ключа — «СИМПТОМЫ» (иногда «ХАРАКТЕРИС-

ТИКИ»). Информация этого раздела связана с тем, что апостол Павел на-

зывает «обличением» — это греческое слово «элегхос», которое означает

«убеждение», «доказательство». Читая этот раздел, вы знакомитесь с

истинами, убеждающими вас в необходимости изменений. Здесь описы-

ваются как физические, так и эмоциональные симптомы проявления ин-

тересующей вас проблемы; перечисляются её характерные черты; выяв-

ляются модели приемлемого и неприемлемого поведения; иногда приво-

дятся тесты или вопросы для самопроверки. Информация, заключенная

в этом разделе, служит инструментом, призванным помочь вам точнее

определить проблему, осознать, в какой мере она присктствует в вашей

жизни.

«Мудрость разумного — знание пути своего, глупость же безрассуд-

ных — заблуждение» (Притчи 14:8).

3. Третий раздел каждого ключа — «Причины». Информация этого разде-

ла связана с тем, что апостол Павел называет — «исправлением» — это

греческое слово «эпанортосис», которое означает «выпрямить, опять

сделать прямым, восстановить». Читая третий раздел, вы осознаете

свои внутренние потребности и нужды, которые естественны и вполне

законны, но которые мы порой пытаемся удовлетворить незаконными

путями. Вы сможете выявить причины, которые скрываются за теми

или иными сиптомами и поведением людей; понять различие между по-

верхностными и глубинными причинами поступков. Вы узнаете — ка-

кие из данных нам Богом потребностей мы пытаемся восполнить недо-

пустимыми способами; познакомитесь с ложными взглядами относи-

тельно наших проблем и путей их решения; найдете библейские прин-

ципы, лежащие в основе правильного понимания и правильного отно-

шения к различным ситуациям.

«Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их —

путь к смерти» (Притчи 14:12).

4. Четвертый, последний раздел каждого ключа — «Пути к решению». Ин-

формация этого раздела связана с тем, что Павел называет «наставлени-

ем в праведности» — это греческое слово «пайдейя», которое означает

«воспитание, образование, тренировка». Здесь вы найдете очень дейст-

венные рекомендации, которые помогут вам вырваться из плена привыч-

ной модели поведения, порождающей ваши трудности. Они направят вас

на путь созидания характера, подобного характеру Иисуса Христа. Этот

последний раздел начинается с ключевого стиха из Библии. Выучив этот

стих, поняв его и приняв в своё сердце, вы обретёте действенную помощь

Господа. Затем вы прочитаете библейский отрывок, который напрямую

касается вашей проблемы. Вы познакомитесь с библейскими принципа-

ми, которые направят вас в сторону необходимых изменений; найдете

план практических шагов, ведущих к победе и полному исцелению.

«И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением

ума вашего …» (Римлянам 12:2).

Как пользоваться «Ключами»?

Как христиане мы призваны быть «посланниками примирения», не-

сти «служение примирения», отражая характер Христа и Его любовь;

проявляя её к тем, кто находится рядом с нами. Все мы знаем об этом,

но лишь немногим это удаётся на деле. «Ключи» дают нам реальную

возможность быть «служителями примирения». Для этого, прежде

всего, мы должны быть внимательны к людям, и очень внимательны к

водительству Бога. Именно Господь направит вас к нужному ключу, к

нужному разделу внутри ключа, и даст вам нужные слова. Вы можете

использовать каждый из четырех основных разделов «Ключей» от-

дельно, в соответствии с состоянием человека, обратившегося к вам за

помощью. Каждый из этих разделов по-своему направляет вас к сути

описываемой проблемы, к «сердцу» рассматриваемого вопроса. Посте-

пенно, по мере того, как будет расти ваш опыт служения людям, вы на-

учитесь различать, какой из этих разделов будет наиболее полезным в

каждом конкретном случае. Будьте гибкими. Позвольте Богу направ-

лять вас при выборе нужного ключа, который сможет открыть страда-

ющему человеку дверь надежды.

Есть несколько общих рекомендаций, которые

помогут вам более эффективно помогать людям:

Молитесь. Молитесь, чтобы Бог благословил вас и дал вам возмож-

ность побеседовать с человеком, нуждающимся в помощи. Молитесь,

чтобы Бог защитил вас от нападок сатаны. (Помните, на нашей стороне

истина, а сатана — отец лжи.) Молитесь, чтобы человек, нуждающий-

ся в помощи, открыл своё сердце и смог воспринять Божью истину. Мо-

литесь, чтобы Сам Господь направлял вас в то время, как вы будете

стараться определить особые проблемы и нужды данного человека.

«Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время ду-

хом…» (Ефесянам 6:18).

Слушайте. Внимательно слушайте, что говорит человек. Старайтесь

понять, какое главное чувство превалирует в человеке, стоит за его

словами. Гнев? Страх? Скорбь? Или что-то другое?.. Слушайте, — ка-

кая именно проблема заботит его больше всего? Слушайте, не спеши-

те говорить сами, не спешите давать ему советы, информацию, кото-

рая поможет ему…. Слушайте его слова, старайтесь понять уровень

его духовной зрелости. Особенно будьте внимательны к вопросу лич-

ного спасения: этот человек уже принял Христа, как своего Спасите-

ля, или нет? Если из его слов это не ясно, спросите его об этом и вни-

мательно слушайте его ответ. Если он не спасен, его главная нужда —

получить спасение!

«Послушает мудрый, и умножит познания, и разумный найдет му-

дрые советы». (Притчи 1:5)

Делитесь. В подходящий момент измените ход беседы, например вы

можете сказать: «Не хотели бы вы узнать, что Бог говорит об

этом?», или «У меня есть кое-какой материал, который может

быть полезным для вас»… Просите Бога направить вас к конкретным

ключам и к конкретному разделу в них, который Он хочет использо-

вать, чтобы открыть человеку глаза на его проблему, убедить или обо-

дрить вашего друга.

«Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь при-

бавит к учению» (Притчи 16:21).

Поддерживайте, увещевайте и ободряйте. Проявите внимание и заботу

о человеке, но при этом поддерживайте дух оптимизма и надежды на из-

менение. Постарайтесь, чтобы эта встреча не была последней, договори-

тесь о следующей встрече. Побуждайте вашего друга выбрать один из

стихов Писания, предлагаемых в данном «Ключе», и выучить его наи-

зусть. Научите его как легче выучить библейский стих — напишите

стих на карточке и предложите другу носить его с собой и периодически

читать, размышлять над ним и повторять его громко вслух несколько

раз в день (или мысленно — в транспорте, на работе). Поблагодарите Бо-

га за истину Его Слова, преображающую нашу жизнь. Подумайте о том,

чтобы молиться вместе перед началом беседы. Помните: очень важно,

чтобы молитва была искренней и шла из сердца.

«Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, за-

прещай, увещавай со всяким долготерпением и назиданием»

(2 Тимофея 4:2).

Для кого предназначены «Ключи»?

Кто может ими пользоваться?

«Ключи» — это результат восьми лет исследований и шестнадцати лет

практического служения. Они предназначены для помощи каждому

человеку, который сталкивается с трудностями и страданиями в своей

жизни. Они также будут хорошим источником информации и

руководством для профессиональных консультантов, душепопечите-

лей, пасторов, профессоров и преподавателей христианских учебных

заведений и всех, кто стремится помочь людям. Ключи могут быть ис-

пользованы для помощи людям разных национальностей, в разных

странах, по всему лицу земли! Они помогут:

Пасторам — служить людям, понимая их нужды и проблемы; а также

при подготовке проповеди.

Служителям церкви — помогать членам церкви советом на основе

Библии.

Миссионерам — приводить людей к Богу и готовить новых лидеров

церквей.

Учителям Воскресных школ — лучше служить своим ученикам.

Душепопечителям — как конкретное и достаточно сжатое руководство.

Преподавателям семинарий, — в деле подготовки будущих служителей.

Родителям — в воспитании своих детей и понимания проблем, с кото-

рыми они сталкиваются.

Мужьям и женам — правильно понимать друг друга и быть опорой и под-

держкой для супруга в трудные минуты.

Друзьям — дать мудрый совет другу, который испытывает трудности.

Коллегам по работе — лучше понимать людей, с которыми работают.

Каждому человеку — расти духовно и побеждать все трудности, пре-

одолевать все испытания в Господе.

«Всякий благоразумный действует с знанием…»

(Притчи 13:16)

ЧТО ВЫ ОТВЕТИТЕ, если Бог попросит вас стать Его орудием, чтобы поддержи-

вать людей, помогать им в трудные периоды жизни? Готовы ли вы утешать стра-

дающих людей Его утешением и направлять их Его советом?

«Масть и курение радуют сердце; так сладок

всякому друг сердечным советом своим»

(Притчи 27:9).

 

I. Определения

А. Что означает слово «консультация»?

Часто человека, оказывающего помощь советом, называют консультантом или

душепопечителем, а сам процесс — консультацией или консультированием.

• Толковый словарь дает следующее определение: консультация —

это «совет, даваемый специалистом, в отношении определенного

вопроса».

• Древнееврейское слово «ясэд», встречающееся в Ветхом Завете, на

русский язык можно перевести фразой «дружески, доверительно

разговаривать». Именно так Библия описывает процесс оказания

помощи другому человеку или его консультирование.

• Человека, помогающего страждущим, дающего им поддержку в

трудных ситуациях жизни, Новый Завет называет «парактлетос».

Это слово означает — «утешитель; советник; заступник, защит-

ник; тот, кто идет рядом».

«Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножает-

ся Христом и утешение наше» (2 Коринфянам 1:5).

Б. Критерии и полномочия для Библейского

консультирования

1. Кто может быть душепопечителем?

Любой христианин, который имеет личные отношения с Богом («ходящий

пред Богом»), посвятил себя Иисусу Христу и живёт под водительством Свя-

того Духа, — способен утешить и дать совет людям, нуждающимся в этом.

Итак, душепопечителем или консультантом может быть:

• Любой христианин, который сам искал и получил утешение от

Бога.

 

Библейское

консультирование

«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец мило-

сердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби на-

шей, чтоб и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем

утешением, которым Бог утешает нас самих» (2 Коринфянам 1:3-4).

• Любой христианин, который любит Христа и заботится о духовных

нуждах других людей.

«Носите бремена друг друга, и таким образом исполните завет Хрис-

тов» (Галатам 6:2) .

• Любой христианин, который, в результате ежедневного изучения

Слова Божьего, познаёт истину сам и может направлять к ней других

людей.

«Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукориз-

ненным, верно преподающим слово истины» ( 2 Тимофею 2:15).

• Любой христианин, который призван Богом для этого служения.

«Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие» (1Фессалоникий-

цам 5:24).

2. Кого вы можете консультировать?

Вы можете стать советником для ваших друзей:

• Вам не нужно устанавливать отношения с вашими близкими друзь-

ями, они уже сложились самым естественным образом.

• Вы в курсе их проблем, знаете «поле их битвы».

• Профессиональному консультанту могут потребоваться долгие ме-

сяцы, чтобы установить такие отношения.

3. Кто нуждается в консультировании?

Статистика показывает, что более двух третей всех людей, которые обращают-

ся за помощью к врачам, делают это из-за симптомов, корни которых уходят в

их психологические или духовные проблемы. Этим людям нужно консульти-

рование и помощь советом на основе Библии. Кроме того, такая помощь нуж-

на тем, кто:

• Хочет быть мудрым

«Путь глупого прямой в его глазах, но кто слушает совета, тот мудр»

(Притчи 12:15).

• Хочет преуспеть

«Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников

они состоятся» (Притчи 15:22).

4. Каково основное требование к консультанту?

Для того, чтобы консультирование было действительно эффективным, кон-

сультант (душепопечитель) должен сам иметь близкие отношения со Христом,

жить в общении с Ним и искать Божью волю и руководства Духа Святого.

«Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот прино-

сит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоанна 15:5).

5. Что такое христоцентричное консультирование?

В христоцентричном консультировании все: и ободрение, и надежда, и совет,

который мы даем другому человеку, — основывается на истинах Библии и до-

верии Духу Христа, который пребывает в каждом верующем и дает силу, не-

обходимую для изменений.

«Итак, кто во Христе; древнее прошло, теперь все новое» (2 Коринфя-

нам 5:17).

6. Кто, в конечном итоге, дает единственно верный

и неоспоримый совет?

Конечно, очень мудро искать совета у духовно зрелых христиан, водимых Ду-

хом, но ничто не может заменить нужду каждого человека в непосредствен-

ном Божественном совете, совете Самого Духа Святого лично человеку.

«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и

даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины,

которого мир не может принять, потому что не видит Его и не зна-

ет Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ио-

анна 14:15-17).

7. Какие цели должен ставить перед собой консультант

(душепопечитель)?

Консультант, который искренен в своем служении Христу, будет стремиться:

• Привести неверующего человека к спасительному знанию о Христе.

«Братия! Если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его,

пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спа-

сет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иакова 5:19-20).

• Вдохновлять других на достижение целостности и духовной зре-

лости.

«Но истинною любовью все возращали в Того, который есть глава Хри-

стос» (Ефесянам 4:15).

• Побуждать других искать совета в Библии и стремиться к води-

тельству Святого Духа.

«Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во Имя Мое, на-

учит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоанна

14:26).

 

II. Качества консультанта

«Сердце мудрого делает язык его мудрым

и умножает знание в устах его» (Притчи

16:23).

А. Духовная сила

«Человеку разумному свойственна мудрость»

(Притчи 10:23).

• Решения проблем — не ваши решения, эти решения предлагает

Дух Святой.

«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, на-

учит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоанн 14:26).

• Самодостаточность, упование на свои силы, свойственные нам, вы-

тесняются упованием на Христа и осознанием полноты Его люб-

ви к нам.

«Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот прино-

сит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоанна 15:5).

Дух Святой — ваш Советник, который помогает вам пребывать в

истине и даёт способность консультировать других людей.

«Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую исти-

ну; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и

будущее возвестит вам» (Иоанн 16: 13).

Писание — ваше самое сильное оружие, которым вы можете побу-

дить другого человека обратить свой разум и сердце к Богу.

«Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоост-

рого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и су-

дит помышления и намерения сердечные» (Евреям 4:12).

Успех консультирования не основывается на вашем знании всех

ответов.

«Надейся на ГОСПОДА всем сердцем твоим, и не полагайся на разум

твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои»

(Притчи 3:5-6).

• Наше отношение к другому человеку, к его греху, не должно быть

осуждающим. Наша задача — не осудить человека, но помочь ему.

«Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в

милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение»

(Колоссянам 3:12).

Секрет победы над грехом — это вера в силу обитающего в нас

Духа Христова и доверие к Нему.

«…Благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для языч-

ников, которая есть Христос в вас, упование славы» (Колоссянам 1:27).

«Благословлю Господа, вразумившего меня;

даже и ночью учит меня внутренность моя»

(Псалом 15:7).

Б. Отношение к человеку, ищущему

помощи

Искренняя любовь и заботливое отношение к человеку, которого вы консуль-

тируете на основе Библии, — вот средство, более могущественное, чем знание

ответов или умение давать советы. Дайте возможность Христу проявить Его

милующую и исцеляющую любовь к страдающему человеку через вас, через

ваше искреннее, доброе и внимательное отношение к нему. Научитесь такому

отношению к людям, оно поможет вам «вычерпывать» боль, сокрытую в глу-

бине их сердец.

«Помыслы в сердце человека — глубокие воды, но человек разумный вы-

черпывает их» (Притчи 20:5).

ВНИМАНИЕ: вы закрываете дверь для собственных мыслей, чтобы они не меша-

ли вам сосредоточиться на слушании и наблюдении.

ЭМПАТИЯ: вы входите в мир другого человека, начинаете понимать его мысли

и чувства.

УВАЖЕНИЕ: в основе вашего отношения к людям лежит вера в то, что каждый чело-

век сотворен по образу Божию.

ОБОДРЕНИЕ: вы поддерживаете человека, помогаете ему сохранять дух на-

дежды и оптимизма.

ИСКРЕННОСТЬ: вы должны оставаться самим собой, быть честным и откры-

тым, даже если это делает вас уязвимым для другого человека.

ДОСТУПНОСТЬ: вы должны быть готовы к тому, чтобы быть рядом с другим че-

ловеком, если ему это нужно, и уделить ему достаточно времени и внимания.

«Будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и

добрым учением, которому ты последовал» (1 Тимофею 4:6).

В. Внимание, выражаемое без слов

«Светлый взгляд радует сердце…» (Притчи 15:30).

Улыбайтесь, приветствуя человека. (Дружелюбное выражение ли-

ца может снять напряженность.)

Рукопожатие — пожмите руку вашему собеседнику при встрече

или, если это уместно, дружески обнимите его. (Прикосновение вы-

ражает тепло и заботу.)

Садитесь во время разговора лицом к лицу. (Если вы сидите под

углом 90 градусов, повернитесь к собеседнику лицом.)

Слушая, слегка наклонитесь вперед, к собеседнику. (Это означает:

«Мне интересно то, что вы говорите»).

Поддерживайте хороший контакт глазами. (Не отвлекайтесь. Если

необходимо, перейдите в другое помещение.)

Будьте открыты и доступны. Выражайте это даже своей позой. (Не

сидите со скрещенными руками или сцепленными пальцами. Скрещен-

ные руки означают: «Я не уверен, что вы хотите, чтобы я вам помог».)

Показывайте, что вы внимательно слушаете, периодически кивая

головой. (Этот простой жест означает принятие собеседника.)

«Веселое сердце благотворно, как врачевство» (Притчи 17:22).

 

III. Причины

неправильного поведения

и способы его исправления

А. Причины неправильного поведения

Обычно люди, усвоившие модели неправильного поведения, теряют всякую на-

дежду на возможность изменить себя. Они не знают, — что делать, еще меньше

они понимают, — почему они делают то, что делают. В основе неправильного по-

ведения лежит попытка удовлетворить законные потребности незаконными спо-

собами.

«Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю»

(Римлянам 7:19).

Вопрос: Почему я делаю то, что не хочу?

Ответ: Вы были созданы Богом с тремя внутренними потребностями, и вы

пытаетесь удовлетворить эти потребности с помощью других людей

или обстоятельств.

Жертвенная любовь — вам нужно знать и чувствовать, что кто-то

посвятил себя вам, вашему наивысшему благу.

«Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас»

(Иоанн 15:12).

Значимость — вам нужно знать, что у вашей жизни есть опреде-

ленный смысл и цель.

«Ибо только Я знаю намерения, которые имею для вас, говорит Гос-

подь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и на-

дежду» (Иеремия 29:11).

Безопасность — вам необходимо чувствовать себя принятым и

защищенным.

«В страхе перед ГОСПОДОМ — надежда твердая, и сынам Своим Он

прибежище» (Притчи 14:26).

«Ибо не отринет ГОСПОДЬ народа Своего и не оставит наследия Сво-

его» (Псалом 92:14).

Вопрос: Почему Бог неделил меня этими внутренними потребностями, зная,

что ни другие люди, ни обстоятельства, не смогут дать мне полное и

продолжительное их удовлетворение?

Ответ: Ваши внутренние потребности были задуманы Богом, чтобы привес-

ти вас в состояние более глубокой зависимости от Него. Бог может

действовать через людей, чтобы привнести любовь в вашу жизнь, но

по-настоящему один лишь Он может полностью удовлетворить ваши

желания и потребности.

«Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего. Пре-

дай Господу путь твой, и уповай на Него, и Он совершит…

Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит, и спасает

их»(Псалмы 36:4-5; 144:19).

Б. Импульс для изменения

Вопрос: Как я могу измениться? Чем мне может помочь Библия?

Ответ: Библия говорит, что вы преобразуетесь обновлением вашего ума.

Это означает, что вы познаете абсолютные истины, наполняете ими

свой разум и стараетесь жить в соответствии с ними. Вам не надо

подстраиваться под людей, угождать им.

«И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением

ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая,

угодная и совершенная» (Римлянам 12:2).

Если вы хотите, чтобы процесс преобразования проявлялся во всех сферах ва-

шей жизни:

Стремитесь жить по библейским заповедям. Желайте этого всей

душой.

«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения,

для исправления, для наставления в праведности» (2 Тимофею 3:16).

Определите неправильные модели вашего поведения.

«Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай по-

мышления мои, и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь

вечный» (Псалом 138:23-24).

Осознайте, какие именно внутренние нужды вы пытаетесь удовле-

творить.

«Ты возлюбил истину в сердце, и внутрь меня явил мне мудрость»

(Псалом 50:8).

Положитесь на Христа в удовлетворении ваших внутренних по-

требностей.

«И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во пло-

ти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Се-

бя за меня» (Галатам 2:20).

«Я пришел для того, чтоб имели жизнь и имели с избытком» (Иоанна

10:10).

Помните: Как христиане, так и неверующие люди испытывают искуше-

ния. Всем детям Божьим обещана победа над грехом, но если человек не зна-

ет, как использовать дарованную Христом власть, то неизбежным следствием

этого будет грех.

«Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны

быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш

человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы

нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха»

(Римлянам 6:5-7).

 

IV. Пути к решению проблемы

А. Ключевой стих из Библии для заучивания

«Спроси сегодня, что скажет Господь»

(3 Царств 22:5).

Б. Ключевой текст из Библии для чтения и повто-

рения

«Если ты примешь слова Мои и сохранишь при

себе заповеди Мои, так, что ухо твое сделаешь

внимательным к мудрости, и наклонишь сердце

твое к размышлению; если будешь призывать

знание и взывать к разуму; если будешь искать

его, как серебра и отыскивать его как сокрови-

ще: то уразумеешь страх Господень и найдешь

познание о Боге. Ибо Господь дает мудрость; из

уст Его — знание и разум; Он сохраняет для

праведных спасение; Он — щит для ходящих

непорочно; Он охраняет пути правды, и обере-

гает стезю святых Своих» (Притчи 2:1-8).

Этот отрывок помогает нам найти пути к мудрой жизни:

• Запиши Слово Бога в своем сердце (Запоминай Писание) - - - - - - - - - - - - - - - - Стих 1

• Возрастай в понимании путей Божьих (Прислушивайся к благочестивым

советам)- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Стих 2

• Ищи прозрения свыше (Молись о проницательности) - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Стих 3

• Отыскивай сокровища истины (Исследуй Писание) - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Стих 4

• Открой свое сердце для Бога (Стань честным и искренним) - - - - - - - - - - - - - - - Стих 5

• Осознай, что именно Бог обеспечивает победу! (Сосредоточься на

верности Бога) - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Стих 6-8

 

В. Процесс консультирования

Мудро используйте те возможности, которые Бог предоставляет вам. Может

быть, вы проведете много часов в беседах с другом, или, быть может, зарони-

те лишь несколько семян веры в душу одного из тех людей, с кем пересеклись

ваши жизненные пути… Никогда не стремитесь достичь слишком многого за

короткое время, постоянно молитесь, чтобы Бог направил ваши пути и дал

вам верные слова.

«Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Слово ва-

ше да будет всегда с благодатью, приправлено солью, дабы вы знали,

как отвечать каждому» (Колоссянам 4:5-6).

1. Подготовка места для консультирования

«Мудрость разумного — знание пути своего» (Притчи 14:8).

• Подготовьте уединенное и спокойное место для разговора.

• Устраните отвлекающие моменты (радио, телевизор, музыку, других людей, посторон-

ние шумы).

• Предусмотрите возможные помехи (отключите телефон или включите автоответчик).

• Постарайтесь, чтобы между вами и вашим собеседником не было предметов (так назы-

ваемых «барьеров»): письменного стола, блокнота…

• Осветительные приборы должны быть отрегулированы так, чтобы свет не бил в глаза.

• Позаботьтесь, чтобы бумага, карандаш и телефонная книга были «под рукой».

• У вас всегда должны быть наготове бумажные салфетки, носовые платки.

2. Проблема с точки зрения человека, ищущего помощи

«Дабы… твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежа-

щую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и креп-

кий…» (Евреям 6:18-19).

Обязательно обращайтесь к человеку, ищущему помощи, по имени.

Например: «Здравствуй, Николай! Заходи». «Добрый день, Ольга, по-

жалуйста, проходите, присаживайтесь». В течение разго-

вора хотя бы несколько раз постарайтесь назвать вашего

собеседника по имени.

Не вступайте в поверхностные беседы. Отступления от темы только мешают серьезно-

му разговору, момент подхода к проблеме откладывается. Это может лишь усугубить

тревогу и напряженность человека, ищущего помощи, снизить готовность собеседника

быть открытым. Такой пустой разговор может быть интерпретирован человеком следу-

ющим образом: «Тебе нет дела до меня, и тебя совершенно не волнуют мои проблемы».

Задавайте прямые вопросы.

Например: «О чем бы вы хотели со мной поговорить?»

«Могу ли я вам чем-нибудь помочь?»

Не спрашивайте: «Какая у вас проблема?» Такой негативный подход подразумевает,

что с человеком, ищущим помощи, не все в порядке. Вы сразу предполагаете, что суще-

ствует проблема, хотя бывают случаи, когда никакой проблемы нет, а человек просто

нуждается в общении, внимании, мудром совете.

Вы должны понимать, что проблема, представленная вам вашим собеседником, чаще

всего не является его действительной проблемой. «Представленная проблема» — это

то, что сам человек, ищущий помощи, считает и ощущает причиной своих бед и затрудне-

ний. По мере того, как консультант задает наводящие вопросы и с их помощью извлека-

ет на поверхность важные для понимания ситуации ответы, ищущий помощи человек

обычно обнаруживает, что «его проблема» на самом деле — поверхностна и второсте-

пенна. Он осознает, что это лишь симптом, проявление его главной, истинной проблемы.

Не переставайте ободрять человека, вселять в него надежду. Вновь и вновь повторяй-

те ему, что Господь продолжает действовать, и помощь — придет! Самое главное для

того, кто пришел к вам за советом — это осознать, что существует решение его пробле-

мы, выход из его «безвыходной» ситуации. Есть НАДЕЖДА!

3. Опыт прошлых лет

«Что было, то и теперь есть, и, что будет, то уже было; и Бог воззо-

вет прошедшее» (Екклесиаста 3:15).

Задавайте общие вопросы, которые помогут вам лучше узнать человека, понять его: о

семье, доме, школе, работе, увлечениях.

Например: «Позвольте мне задать вам несколько общих вопросов,

чтобы лучше познакомиться с вами. Так нам будет легче

определить направление беседы, понять, где находятся

истинные причины, повлекшие за собой такие события и

переживания».

В ходе беседы вы обнаружите прошлую боль, отвержение и кризисы, а также усвоенные

в прошлом неправильные модели поведения и их причины.

Побуждайте человека больше рассказывать о себе, о своей ситуации.

Например: «Не могли бы вы рассказать мне немного больше о…?»,

«Продолжайте, пожалуйста…».

Задавайте вопросы, побуждающие к размышлению. Такие вопросы чаще всего начина-

ются с вопросительных слов «как» и «почему». Они заставляют человека вспоминать ре-

альные ситуации и рассказывать о них. Не используйте вопросы, на которые можно отве-

тить «да» или «нет».

Например: «Вы рассердились?» — на этот вопрос можно ответить

«да/нет», он не дает вам дополнительной информации. А

если вы спросите: «Как вы выражаете свой гнев?», — че-

ловек сможет вспомнить и описать вам разные ситуации,

вы узнаете о нем много нового.

Не задавайте вопросы, которые заранее предполагают ответ.

Например: «Вы продолжаете испытывать горечь, не так ли?»

Прислушивайтесь к тому, какими чувствами с вами делятся. Спрашивайте о них.

Например: «В какие моменты вы чувствуете себя одиноким?» «Как

вы думаете, почему вы рассердились?»

Замечайте, о чем с вами НЕ говорят, чем НЕ делятся.

Например: Отметьте для себя, если один из родителей совсем не

упоминался в разговоре. Спросите: «Какую роль в вашей

жизни играл ваш отец?»

4. Шаги к решению проблемы

«Христос в вас, упованье славы» (Колоссянам 1:27).

Подойдя к заключительной стадии вашей беседы с человеком, ищущим помо-

щи, поделитесь с ним следующими истинами, основанными на Библии, кото-

рые действительны для всех, искренне верующих в Бога:

• Каждый человек был сотворен с тремя внутренними потребностями, данными ему Бо-

гом. Это потребности в:

Значимости (смысл и цель в жизни)

Жертвенной любви (безусловное принятие)

Безопасности (чувство принадлежности)

• Никто из людей не предназначен для того, чтобы удовлетворить все ваши нужды и по-

требности.

• Ваши потребности могут быть восполнены лишь в Боге и предназначены для того, что-

бы привести и приблизить вас к Нему.

• Осознайте, что как истинный христианин вы УМЕРЛИ для моделей и способов поведения,

которыми вы пользовались в прошлом с целью восполнить эти потребности.

Шаг 1: Выявите свою прошлую боль: Было ли это отвержение?

Шаг 2: Определите свою потребность в настоящее время: Что

это? Принятие? Безопасность?

Шаг 3: Исследуйте те неприемлемые модели и способы поведе-

ния, которые вы усвоили и использовали для того, что-

бы восполнить эту потребность: Кто вы: человек, стараю-

щийся угодить другим, или вы неразборчивы в отношениях?

А может быть, вы — перфекционист и стараетесь достичь со-

вершенства во всем, что бы ни делали?

Шаг 4: Доверьтесь Христу, живущему в вас, и положитесь на Него

в деле восполнения ваших насущных потребностей и нужд.

• Осознайте, что теперь вы умерли для жизни, центром которой было ваше «я». Отныне

центром вашей жизни является Христос… потому что Христос живет в вас! Он — ис-

точник вашей жизни! Знание этой истины освободит вас от страха быть отверженным.

«Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А

что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего

меня и предавшего Себя за меня». (Галатам 2:19б-20).

5. Ошибки, которых следует избегать

«Мудрый сердцем прозовется благоразумным» (Притчи 16:21).

Ложные заверения, гарантии. Часто, желая успокоить человека, помочь ему, мы даем

необоснованные, ложные, обещания.

Например: «Все будет хорошо». «Скоро все встанет на свои места».

Преуменьшение серьезности переживаний и проблем человека, ищущего помощи.

Например: «Это совсем не так плохо». «Скоро от этого не останется

и следа».

Попытки продолжать консультационные встречи, несмотря на их явную неэффек-

тивность, вместо того, чтобы направить человека к специалисту соответствующего про-

филя. Терапевты, профессиональные консультанты, службы помощи в кризисных ситуа-

циях — ваши важные союзники в исцелении страдающего человека.

Например: В случае физического насилия и издевательств над деть-

ми, все факты подобного обращения должны быть доведе-

ны до сведения соответствующих органов. Консультант не

может разрешить такого рода проблемы самостоятельно.

Непринятие всерьез угрозы самоубийства. Часто люди, собирающиеся совершить са-

моубийство, заводят разговоры, которые полны сожалений о себе, о своей несчастли-

вой судьбе или направлены на самобичевание. Помните об этом, и не ставьте себя в

позицию судьи.

Например: Существует неверное мнение, что самоубийцы никогда

не говорят о своём намерении покончить с жизнью.

Правда же состоит в следующем: практически все само-

убийцы предупреждали словесно о том, что собираются

сделать. Они как бы заранее оповещали окружающих о

своем решении.

Непрошенные советы.

Например: Человек поделился с вами своими проблемами, потому

что ему просто надо было выговориться, а вы начинаете

«решать» его проблемы, учить его — «Если вы хотите ре-

шить свою проблему, вы должны…»

Желание брать на себя слишком много.

Например: Не присваивайте себе роль «спасителя», чтобы питать

таким образом свое собственное «эго».

Вопрос: Мне говорят, что я помогаю людям больше, чем нужно. Почему я де-

лаю это?

Ответ: Подумайте:

• Возможно, в самой глубине своего сердца вы хотите, чтобы

ищущий помощи человек нуждался в вас, так как благода-

ря этому вы чувствуете свою значимость.

• Может быть, вы стараетесь производить впечатление «отда-

ющей личности», чтобы привлечь к себе больше внимания?

Оказывать людям моральную и духовную поддержку — замечательно, но

когда это действительно нужно. Существует большая разница между желани-

ем помочь и стремлением контролировать человека.

«Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает серд-

ца»(Притчи 21:2).

Вопрос: Что подразумевается, когда говорят — «слишком много помогать»?

Ответ: Если вы, чтобы помочь человеку измениться, затрачиваете значи-

тельно больше усилий, чем он сам, то вы не помогаете этому челове-

ку! Ваша помощь, на самом деле, — лишь помеха, которая не дает

человеку увидеть, что он нуждается в изменении. Выручать челове-

ка, который продолжает вновь и вновь попадать в финансовые кри-

зисы, или постоянно выпивает, или сознательно выбирает состояние

зависимости от вас — не умно. Такая чрезмерная «помощь» не дает

человеку на личном опыте испытать последствия своего неправиль-

ного поведения. Вы не можете таким образом повлиять на него! Есть

библейское выражение: «Что посеет человек, то и пожнет». Очень

часто лучший способ побудить человека к изменению самого себя —

это дать ему «пожать» то, что он «посеял».

«Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек,

то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; а

сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Галатам 6:7-8).

Вопрос: Как вы узнаете, когда надо прекратить работу с людьми, образ жиз-

ни которых деструктивен, ведет к саморазрушению их личности?

Или вы продолжаете снова и снова помогать им?

Ответ: Не надо делать за людей то, что они должны делать сами, но вы мо-

жете оказать им поддержку. Например, если человеку нужно укре-

пить мускулы ног, вы же не будете делать физические упражнения

вместо него! Он должен делать приседания сам, а вы можете быть ря-

дом и подстраховывать его, если он в этом нуждается (если он, к при-

меру, получил серьезную травму ног). Если же он отказывается де-

лать эти упражнения, не тратьте напрасно своё время и силы. Подо-

ждите, пока человек не примет серьезное решение начать работать

над собой.

«Ибо каждый понесет свое бремя» (Галатам 6:5).

Г. Ключевой момент в библейском консультиро-

вании

Отождествление со Христом

«Я сораспялся Христу и уже не я живу, но жи-

вет во мне Христос. А что ныне живу во пло-

ти, то живу верою в Сына Божия, возлюбив-

шего меня и предавшего Себя за меня» (Гала-

там 2:20).

Самым важным в христоцентричном консультировании является понимание

того факта, что всю силу для изменений человек должен черпать во Христе,

лишь в Нём есть всё необходимое для жизни каждого верующего.

Ниже приведены основополагающие истины, касающиеся нашего отожде-

ствления со Христом:

• БОГ ПРИСУТСТВУЕТ в вас…

«Христос в вас, упование славы». (Колоссянам 1:27)

• СИЛА БОГА действует в вас и через вас…

«...От божественной силы даровано вам все потребное для жиз-

ни и благочестия...» (2 Петра 1:3)

• ЖИЗНЬ ХРИСТА открывается в вас…

«Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса,

чтоб и жизнь Иисусова открылась в смертной нашей плоти». (2

Коринфянам 4:11)

ВО ХРИСТЕ…

Вы — новое творение:

«Итак, кто во Христе, тот новая тварь;

древнее прошло, теперь все новое»

(2 Коринфянам 5:17).

Вы обретаете новый образ:

«Кого Он предузнал, тем и предопределил быть

подобными образу Сына Своего»

(Римлянам 8:29).

ГЕНЕРАЛ Паттон был одним из наиболее гениальных полководцев Второй Мировой

Войны. Он участвовал в военных действиях в составе союзных войск. Выдающимся

военным тактиком Германии в то время был Роммель. Некоторые военные историки

считают, что среди всех генералов фашистской Германии не было более опасного, хи-

трого и коварного, чем Роммель. Его успешные военные действия на территории пу-

стыни Северной Африки были широко известны, его даже называли «Лис пустыни».

Но генерал Паттон сумел завлечь немецкую армию в ловушку и разгромил её. Возни-

кает вопрос: как генерал Паттон смог одержать такую невероятную победу? Очень

просто. Джордж Паттон сам сказал об этом Роммелю: «Роммель, я прочитал всю твою

книгу!» Победа стала возможной, потому что Паттон изучил тактику своего врага. Если

христианин хочет победить своих незримых врагов — сатану и его армию, ему тоже

необходимо изучить их тактику. В книге книг, Библии, мы можем найти всё необхо-

димое для победы в духовной войнес силами зла.

«…Потому что наша брань не против крови

и плоти, но против начальств, против влас-

тей, против мироправителей тьмы века се-

го, против духов злобы поднебесных» (Ефе-

сянам 6:12).

 

I. Определения

Мировая история знает множество битв и сражений между воюющими страна-

ми: война между Францией и Англией, захват Германией Польши, нападение

Германии на Россию, атомный взрыв в Хиросиме… Этот невероятно длинный

список полон жестокости и насилия. В Библии мы также можем увидеть, как

«князь мира сего» — сатана ведёт неустанную войну против «Царства Бога»

(словосочетание «Царство Божие» встречается в Новом Завете 67 раз). Эти два

термина: «мир сей» и «Царство Божие» — представляют на страницах Библии

две стороны, находящиеся в состоянии непрерывного конфликта. Чтобы защи-

тить самих себя вы должны быть внимательны и мудры, вы должны знать наме-

рения сатаны, изучить в деталях планы его битв. Кто-то возможно скажет: «Как

я могу знать намерения сатаны? Даже если он существует, разве он станет от-

крывать их мне?» Вы можете и должны знать намерения «князя мира сего», это

откроет вам Библия, повествующая о духовной войне. И если вы будете внима-

тельны, то поймёте, почему есть люди, которые не хотят слышать о Боге, не идут

к Нему, не верят в Иисуса Христа. Это происходит потому, что:

«…бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовест-

вования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого» (2 Ко-

ринфянам 4:4).  

 

Духовная война

А. Сражение

В армии новобранцев учат военному искусству: как одевать воинское снаряжение,

как правильно пользоваться оружием и как стать дисциплинированным бойцом.

Без дисциплины армия невозможна. Одновременно с этим, новые воины должны

изучать тактику врага и опасности, с которыми они могут встретиться на поле боя.

Нет большого различия в том, какая это война, происходит она в физическом ми-

ре или духовном, важно одно — хорошо подготовиться к ней. Только подготовлен-

ный воин в состоянии успешно сражаться и одерживать победу. Мудрые христиане

должны знать, каким образом они могут вести духовную войну и победить в ней.

Вопрос: Что такое «духовная война»?

Ответ: Духовная война — это непрекращающийся конфликт, агрессия про-

тив человечества со стороны его врагов — мира, греховной плоти и

сатаны, цель которых:

• Удержать неверующих от принятия Христа в своё сердце и

общения с Ним.

• Помешать христианам возрастать во Христе и приносить плод.

Представить христиан бесплодными и неэффективными.

Наша задача — с помощью Божьей противостоять злу и побеждать

его и в себе, и в мире.

«Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте

как чада света…» (Ефесянам 5:8).

«Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать

против козней диавольских…» (Ефесянам 6:11)

Б. Три противника человека

МИР

• Греческое слово «космос» — мир имеет в Библии следующее значение —

«земля, земной шар и люди, живущие на земле».

• У этого слова есть и еще одно значение — невидимый мир, которым управ-

ляет сатана. Единственная цель сатаны и его мира — противодействовать

Богу и установленным Им правилам.

«Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть

вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот стано-

вится врагом Богу» (Иаков 4:4).

ПЛОТЬ

• Греческое слово «саркс» — плоть, в ряде текстов Священного Писания слу-

жит для обозначения физического тела человека.

• Жить по плоти — означает жить, надеясь не на Христа, но на свои собствен-

ные силы и способности.

• Плоть, побуждая человека к исканию своего, а не Божьего, является источ-

ником греха в каждом человеке, вне зависимости от того спасён он или нет.

• В Послании к Римлянам (7:18-25) греческое слово «саркс» означает тело че-

ловека, а не его греховную природу.

«Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти [саркс] моей, доброе;

потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не

нахожу» (Римлянам 7:18).

САТАНА

• Еврейское слово «сатан» означает «противник или враг».

• Сатана — главный противник Бога и духовный предводитель сил зла.

• Сатана — сотворённый Богом верховный ангел, Он восстал против Бога, но

был побеждён и низвергнут на землю. Его Библия называет «князем, гос-

подствующим в воздухе», потому что Бог дал ему некоторую власть на опре-

деленное время. В Евангелии от Матфея описывается, как сатана искушал

Иисуса Христа богатством, властью и славой. Господь отвечает сатане:

«…Отойди от Меня, сатана; ибо написано: Господу Богу твоему покло-

няйся и Ему одному служи». (Матфея 4:10)

• Демоны — это духи зла, падшие ангелы, которые восстали против Бога вме-

сте с сатаной, своим предводителем, и продолжают выполнять все его при-

казы. В греческом языке слову «демон» соответствует слово «диамонион»,

что означает «дух».

«Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, про-

клятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его…» (Мат-

фея 25:41).

ИМЕНА САТАНЫ В БИБЛИИ —

Клеветник

«И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасе-

ние и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что

низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом

нашим день и ночь» (Откровение 12:10).

Люцифер — Ангел света

(Люцифер означает «светоносец, сын зари, денница»)

«И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела

света…» (2 Коринфянам 11:14).

Разрушитель

(Аваддон и Аполлион означает «разрушитель»)

«Царем над собою она имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Авад-

дон, а по-гречески Аполлион» (Откровение 9:11).

Дьявол

(В греческом языке слово «диаболос» означает «клеветник, клевещущий»)

«…А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где

зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (От-

кровение 20:10).

Дракон или великий дракон

«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дра-

кона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не на-

шлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон,

древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю все-

ленную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откро-

вение 12:7-9).

Враг

«…Враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жне-

цы суть Ангелы» (Матфея 13:39).

Лукавый

«А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все рас-

каленные стрелы лукавого…» (Ефесянам 6:16).

Отец лжи

«Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он

был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем ис-

тины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи»

(Иоанна 8:44).

Бог века сего

«…Для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них

не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ

Бога невидимого» (2 Коринфянам 4:4).

Сын зари или Люцифер

«Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший на-

роды» (Исаия 14:12).

Убийца

«Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он

был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем ис-

тины» (Иоанна 8:44).

Князь мира сего

«Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Иоан-

на 12:31).

Князь, господствующий в воздухе

«И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы не-

когда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в

воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между кото-

рыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя

желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и про-

чие…» (Ефесянам 2:1-3).

Змей

(Иногда встречается словосочетание «древний змей».)

«Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и ско-

вал его на тысячу лет…» (Откровение 20:2).

Искуситель

«И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, ска-

жи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Матфея 4:3).

 

II. Основные направления

действий сатаны

и их характеристики

Среди христиан хорошо известно такое понятие как духовная твердыня.

«Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем; оружия воинствова-

ния нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь:

ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее про-

тив познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Хрис-

ту…» (2 Коринфянам 10:3-4).

Что же это такое — духовная твердыня?

• Духовная твердыня:

Это образ мыслей, глубоко укоренившийся в сознании человека, который

контролирует его поведение:

– мирские помышления

– плотские помышления

– сатанинское влияние

Подобно хорошо натренированным солдатам, нам нужно уметь замечать и

распознавать опасности, грозящие со стороны мира, нашей плоти и дьявола.

Необходимо знать их и заранее подготовиться к отражению атак сил зла.

«Благоразумный видит беду и укрывается; а неопытные идут вперед

и наказываются» (Притчи 27:12).

Мы должны быть готовы к борьбе с врагом по трём направлениям:

А. Борьба с МИРОМ

Под словом «мир» подразумевается мирской, плотской образ жизни, которым

управляет сатана.

«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет люб-

ви Отчей» (1 Иоанна 2:15).

Нужно научиться распознавать опасности, грозящие со стороны мира. Мир

искушает вас тем, что:

• Побуждает вас искать одобрения и утешения у окружающих вас

людей.

• Требует от вас подчинения общепринятым мирским нормам пове-

дения и стандартам этики окружающего общества.

• Принуждает вас принять мирское мировоззрение.

• Толкает вас к поиску богатства и благополучия.

• Побуждает вас искать и добиваться власти.

• Побуждает вас сомневаться в Слове Божием.

• Приводит ваш разум в смущение: «Ибо слово о кресте для поги-

бающих — юродство есть…» (1 Кор. 1:18).

• Внушает вам, что доверие Богу равносильно безумию. «А мы про-

поведуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов бе-

зумие…» (1 Кор. 1:23).

Б. Борьба с ПЛОТЬЮ

Мы уже говорили, что:

• Жить по плоти — означает жить, надеясь не на Христа, но на свои собствен-

ные силы и способности.

• Плоть, побуждая человека к исканию своего, а не Божьего, является источ-

ником греха в каждом человеке, вне зависимости от того, спасён он или нет.

Мы должны уметь распознавать опасности, грозящие нам со стороны плоти.

(Галатам 5:19-21 и Марка 7:21-23)

Сексуальная безнравственность Нечистота

Непотребство Идолопоклонство

Волшебство Разногласия

Вражда Зависть

Ссоры Пьянство

Ревность Ненависть

Гнев Воровство

Амбиции Убийство

Прелюбодеяние Бесчинство

Жадность Клевета / сплетни

Злоба / злые умыслы Гордость

Обман / ложное свидетельство Глупость

В. Борьба с САТАНОЙ

Мы должны уметь распознавать опасности, грозящие со стороны сатаны.

1. Нападки сатаны могут быть направлены:

• На душу человека:

– Воздействие на эмоции, в результате чего человек может запутать-

ся в своих чувствах.

– Воздействие на волю человека, с целью ослабить её.

– Воздействие на разум человека, вследствие чего его рассудок под-

вергается опасности.

• На тело человека:

– Разнообразные болезни.

«И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лю-

тою от подошвы ноги его по самое темя его» (Иов 2:7).

2. «Твердыни» в самом человеке, дающие сатане возможность

действовать изнутри:

• Периодическое вторжение в мысли человека и манипулирование ими.

• Различные страхи, фобии — излишний и часто преувеличенный страх.

• Принуждение человека к тем или иным действиям.

• Пагубные пристрастия (алкоголизм, наркомания и др.)

«Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не

давайте места диаволу» (Ефесянам 4:26-27).

3. Полный контроль сатаны над человеком (человек становится его

собственностью и владением):

• Умственное расстройство.

• Внезапное изменение личности человека.

• Необъяснимая привязанность человека к тому или иному виду оккультизма.

• Изменение голоса.

• Кататонические состояния

• Страшные видения / ночные кошмары.

• Сверхъестественные способности (например, телепатия)

• Постоянное чувство страха.

• Необузданный, неудержимый гнев.

• Сверхъестественная физическая сила.

• Нечувствительность к боли.

• Конвульсии и припадки.

• Говорение на странном языке (которого не существует на земле).

• Потеря способности управлять своим телом (судороги, подёргивания или

непроизвольное почёсывание по причине постоянного зуда).

• Неистовая злоба и впадение в буйство при упоминании имени Иисуса Христа и

всего, что относится к Богу.

«Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города,

одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и

живший не в доме, а в гробах» (Луки 8:27).

Вопрос: Может ли христианин быть одержимым бесами, подпасть под пол-

ный контроль сатаны и сил зла?

Ответ: В Библии мы не найдем такого случая, чтобы истинный христианин

был одержим бесами. Мы можем найти в ней свидетельства о том, как

в тех или иных случаях дети Божии могли попадать под влияние сата-

ны, но быть полностью одержимыми демонами — никогда. Христиане

спасены Богом и избавлены от власти сатаны и тьмы, они стали частью

Божьего Царства света и любви. Дух Святой, постоянно живущий в

сердцах верующих, — защита каждого истинного христианина от дья-

вола и его слуг. Именно поэтому сатана не может полностью завладеть

сердцем и душой такого человека.

«Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии свя-

тых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство

возлюбленного Сына Своего…» (Колоссянам 1:13)

Вопрос: Когда закончится духовная война?

Ответ: Сегодня Царствие Божие уже присутствует на земле, одновременно с

сатанинским. Но придёт время, когда Бог искоренит всякое зло и осу-

дит сатану и его армию — духов зла, а затем Он ввергнет их в озеро ог-

ненное (Откровение 20:7 – 21:8). Тогда придёт конец всему тому, что

сегодня кажется нормальным и естественным, Бог сотворит новую

землю и новое небо.

«И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни

плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло»

(Откровение 21:4).

 

 

III. Причины поражения

в духовной войне

Битва при Ватерлоо считается окончательным разгромом армии Наполеона Бо-

напарта — императора Франции. После дождя поле сражения превратилось в

вязкое труднопроходимое месиво. Из-за этого Наполеон оттягивал вступление

тяжёлой артиллерии в военные действия. Промедление привело к поражению:

пока император выжидал, его противники объединили свои силы. В результа-

те, численность их войск вдвое превзошла численность французской армии.

Между христианами и силами зла постоянно идёт духовная война. Поле этой

битвы — в нашем сознании. Если человек не борется с каждой направленной

против Бога мыслью, не пленяет её «в послушание Христу», — это может приве-

сти его к «поражению при Ватерлоо».

«…Заклинаю вас Господом, чтобы вы более не поступали, как поступа-

ют прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разу-

ме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесто-

чения сердца их; они, дошедши до бесчувствия, предались распутству

так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью. Но вы не так

познали Христа. Потому что вы слышали о Нём и в Нём научились, —

так как истина во Иисусе, — отложить прежний образ жизни ветхо-

го человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться

духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в

праведности и святости истины» (Ефесянам 4:17-24) .

А. Возникновение в сердце человека

«твердынь», которыми пользуется сатана.

«Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не да-

вайте места диаволу» (Ефесянам 4:26-27).

Битва всегда начинается в сознании

Мысли (ложные идеи) появляются в сознании человека под влиянием окружа-

ющего мира, плоти и сатаны.

• Человек по своей воле делает выбор, принимая или отвергая возникшие

мысли.

Привычки — это действия, совершаемые человеком почти автоматически.

Привычки вырабатываются человеком, когда он постоянно делает выбор в

пользу тех или иных поступков в соответствии с теми или иными мыслями,

возникающими в его сознании.

«Твердыни», дающие сатане возможность активно действовать в жизни че-

ловека, возникают тогда, когда его глубоко укоренившиеся привычки на-

чинают контролировать его поступки.

Библейский пример:

Царь Саул (1 Царств, главы 9, 10, 18, 19, 28, 31)

Саул, сын Кисов, был избранным Богом царём Израиля. В самом начале свое-

го царствования он был смиренным правителем, освободившим свой народ от

Аммонитян. Когда юноша Давид успешно выступил против войска Филис-

тимлян, Саул сам, лично, способствовал его продвижению, сделав его одним

из верховных военоначальников в армии Израиля. Но со временем популяр-

ность Давида возрастала, что возбудило зависть в сердце Саула. Горькая за-

висть привела Саула к постыдному поступку — покушению на жизнь Давида

(таким был выбор, сделанный Саулом). За первой попыткой последовала чере-

да действий, ставших для него привычными, которые были направлены на

то, чтобы уничтожить молодого юношу. Почему такое стало возможно? Саул

видел в нём своего врага. Бессмысленный, неоправданный страх и недоверие

полностью захватили разум израильского царя (возникли так называемые

«твердыни»), не давая покоя душе до конца его дней. Внезапный и неудержи-

мый гнев, страх, зависть, неспособность прощать, смятение в душе и гордость

открывают двери сердца каждого человека для сатаны и позволяют демониче-

ским силам овладеть его жизнью. И царь Израиля не был исключением. Во-

димый злым духом, он обратился за советом и помощью к волшебнице, несмо-

тря на то, что подобные действия были запрещены как государственными за-

конами Израиля, так и заповедями Божьими, данными в Священном Писа-

нии. Последствия этого были ужасны.

«Так умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господом, за

то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице с вопросом,

а не взыскал Господа. За то Он и умертвил его, и передал царство Дави-

ду, сыну Иессееву» (1 Паралипоменон 10:13-14) .

Вопрос: Я постоянно терплю поражение, когда пытаюсь бороться с мысля-

ми, возникающими в моём сознании. Как я могу одержать победу

над ними?

Ответ: Перечитывайте короткое Послание апостола Павла к Филиппий-

цам каждый день. Просите Бога, чтобы Он обращался через него к

вашему сердцу. Библию можно сравнить с зеркалом, которое отра-

жает истинную картину духовных ценностей. В Послании Иакова

(1:23-24) мы читаем следующее: «Ибо, кто слушает слово и не ис-

полняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные

черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас

забыл, каков он».

Б. Основные причины поражений

 

 

 

 

Hosted by uCozght -->