Сергей Худиев |
Об уверенности в спасении |
|
|
|
|
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Что
означает уверенность в спасении для повседневной жизни и повседневного
служения христианина? Что меняется, когда он пере- ходит от
неопределенности к уверенности в том, что его личное спа- сение
уже предрешено искупительной жертвой Христа (1 Фес. 5:9)? Бесконечно
много. Во-первых, это свобода: та свобода, которую обе- щает
Христос. Свобода, которую человек обретает в доверительных и близких
отношениях с небесным Отцом; свобода делать то, что дос- тойно и
праведно в очах Бога, не под страхом кары, но ради Него Са- мого;
свобода от страха быть отверженным; свобода от всех и всяческих
видов порабощенности, свобода, которую верующий обре- тает в
добровольном послушании Отцу. Свобода от тщетных и мучи- тельных
попыток заработать вечную жизнь жестоким самоистязанием;
свобода от нелепых языческих суеверий; свобода от мелочных
фарисейских предписаний. Многие
христиане, как я знаю, считают, что цель жизни христиа- нина —
это личное спасение. Они теряются, когда узнают, что Хри- стос нас
уже спас (Тит. 3:5). Спас от всего, и особенно от греховной сосредоточенности
на себе и своем спасении, от тонкой формы ду- ховного
эгоизма, когда человек так озабочен своим спасением, что ближние
начинают уже казаться досадной помехой его духовным под- вигам.
Ибо для падшего человека естественно полагать цель в самом себе, а
людей и Бога рассматривать как средства своего спасения. Ин- тересы
человека, не уверенного в своем спасении, сосредоточены на самом
себе: реальная перспектива моего вечного проклятия, если вос- принимать
ее всерьез, — это слишком серьезная проблема, чтобы об- ращать
внимание на кого-то еще. Мне доводилось беседовать с людьми,
которые считали даже благовествование чем-то душевред- ным: «Ты
сначала сам спасись, а потом уже заботься о спасении дру- гих». Я
должен служить Богу, чтобы мне было хорошо, и не гневить Его,
чтобы мне не было плохо. Иногда люди, даже верующие, спра- шивают:
зачем тогда вообще угождать Богу, если ты уже спасен? И кто станет
соблюдать заповеди, стремиться к добрым делам, избегать греха,
если будет уверен, что «не погибнет вовек»? Такие слова не- удивительно
слышать от неверующих, которые не знают Господа и не любят
Его; но странно, когда этот вопрос задают верующие. Пусть на него
ответит Он сам: Если
любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14:15). Как
говорит об этом св. Иоанн Златоуст: Оскорбить
же Бога — тяжелее, чем быть наказанным. А мы на- ходимся
в столь жалком расположении духа, что если бы не было страха
геенны, то, может быть, и не пожелали сделать что-нибудь доброе.
Потому мы и достойны геенны, если не за что-либо иное, то
именно за то, что страшимся геенны больше, чем Христа. Не таков
был блаженный Павел, но совершенно противоположного настроения.
Но так как мы — иные в сравнении с ним, потому и осуждаемся
в геенну. Если бы мы любили Христа, как и должно любить,
то знали бы, что оскорбить любимого тяжелее геенны. Но мы не
любим, потому и не понимаем громадности этого нака- зания
(Беседы на послание к Римлянам, стр. 535). Христианин
служит Богу не по страху геенны, но из глубокой благодарности,
почтения и преданности; не ради каких-то своих инте- ресов,
но потому, что Бог поистине достоин служения, потому, что смысл и
предназначение человека — прославлять Бога и радоваться Ему.
Именно в этом человек и находит ту вечную радость, для которой создан.
Именно так служат Богу святые и ангелы на небесах: достоин
Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты со- творил
все, и все по Твоей воле существует и сотворено (Откр.
4:11). И поют
новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее
печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из
всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас ца- рями и
священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле. И
я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и
животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи ты- сяч,
которые говорили громким голосом: достоин Агнец заклан- ный
принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и
славу и благословение. И всякое создание, находящееся на небе и
на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я,
говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и
слава и держава во веки веков. И четыре животных го- ворили:
аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему
во веки веков (Откр. 5:9-14). Итак,
Богу надлежит служить не из страха наказания, но потому, что Он
достоин этого. Когда человек знает, что он спасен, он свобо- ден,
чтобы служить Богу и ближнему ради Бога, а не ради самого се- бя.
Почему Господь Иисус повиновался Отцу? Из страха перед нака- занием?
Наихудшее из наказаний Он добровольно принял на себя, чтобы
имя Отца было прославлено в спасении грешников. Почему Апостол
Павел терпел лишения, скорби и истязания? Боялся в ад по- пасть?
Нет. Он думал о другом: чтобы возвеличился Христос в теле его,
жизнью ли то или смертью (Флп. 1:20), о том, чтобы другие были спасены
(1 Кор. 10:33; 2 Тим. 2:10), о том, чтобы совершить свое по- прище и
свое служение — проповедовать Евангелие благодати Божи- ей
(Деян. 20:24). Верующий
приведен в очень близкие, доверительные, семейные отношения
с Богом (Рим. 8:16; 1 Ин. 3:1), и та сыновняя любовь, кото- рую Бог
порождает в его сердце, естественно проявляется в благого- вейном
послушании: Ибо это
есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и
заповеди Его нетяжки (1 Ин. 5:3). Здесь
мне хочется сделать лирическое отступление и привести цитату
не из Библии и не из свв. Отцов, а из детской книжки: Навстречу
нам кто-то бежал вдоль берега. То был сам король. Стоило
мне взглянуть на него, как я понял, что это мой отец — ко- роль. Я
в этом ничуть не сомневался. Отец широко раскинул руки, и я
кинулся в его объятия…(Астрид Линдгрен. Мио, мой Мио). Король,
конечно, сказочный, а вот Бог и Отец Господа нашего Иисуса
Христа — настоящий. Он обнимает нас, как родных (Лк.
15:20) и вводит в Свой дом (Ин. 15:2-3). Можно ли не повино- ваться такому
Богу? Я
сошлюсь на собственный опыт. Конечно, он ни для кого не мо- жет быть
авторитетным, но я приведу его, в частности, для того, что- бы
объяснить, что побудило меня написать эту книгу. Когда я только обратился,
то предполагал достигнуть вечной жизни своими личными нравственными
усилиями. Я с раздражением отвергал, как протес- тантскую
ересь, учение о том, что спасение дается только милостью, и поэтому
человек может быть в нем уверен. Я считал необходимым для спасения,
чтобы я сам, со своей стороны, принес Богу мои благочес- тивые
подвиги и добрые дела. Не только подвиг Христа, но и мои подвиги
должны были получить высокую оценку. Христос сделал Свою
часть работы, а я должен сделать свою. Постепенно, по мере то- го как я
пытался сделать эту свою часть, мой первоначальный энтузи- азм
сменялся все более глубоким унынием. Все мои аскетические потуги,
бдения и посты приводили только к тому, что я становился раздражительным
и тяготил домашних. Люди прямо говорили мне, что в
результате моего обращения и благочестивых трудов я стал гор- дым,
нетерпимым и невыносимо высокомерным по отношению к ок- ружающим.
Что я был гораздо лучше, когда был неверующим. На основании
вычитанного в каких-то аскетических книжках я уже готов был
решить, что это диавол пытается совратить меня с пути спасения, действуя
через моих друзей и домашних. Я не знаю, что дальше было бы с
моей семьей, с моим рассудком и с моим вечным спасением, если бы
Господь, в удивительной Своей любви и заботе, не дал мне уразу- меть,
что все мои благочестивые подвиги были еще худшим против- лением
Ему, чем откровенная безнравственность. Гордыня — худший вид
греха, а религиозная гордыня — худший вид гордыни. По мило- сти
Божией, я стал понимать, почему в Евангелиях Господь так мило- стив по
отношению к явным грешникам и так суров по отношению к фарисеям. В
результате нескольких глубоко мучительных для моего само- мнения
провалов я оказался перед достаточно четким выбором. Я мог принять
спасение так, как его предлагает Господь: даром, не от дел, чтобы
никто не хвалился (Еф. 2:8-9), — или мог умереть во грехах своих со
всеми своими личными подвигами (Гал. 3:10). Мне стало со- вершенно
ясно, что либо я буду спасен только милостью, без каких- либо
условий с моей стороны, либо не буду спасен вообще. Спасение по
благодати — это не способ уклониться от «трудов и подвигов». Это единственный
способ уклониться от проклятия и погибели. Дело не в том, что
это «легкое спасение». Дело в том, что никакого другого спа- сения не
существует. Обратившись к Писанию, я убедился, что Гос- подь
предлагает спасение именно тем, кто отрекается от всякой надежды
на себя и просто сдается на милость Божию — как это под- робно
изложено в этой книге. Читая обетования, которые Бог дает всякому,
кто ищет прибежища во Христе, я не мог отрицать их истин- ности,
но какое-то время не мог поверить, что они относятся также и ко мне лично.
Наконец, я просто попросил Бога, чтобы Он Сам раз- решил
мои сомнения. Постепенно я, по благодати Божией, укрепился в
доверии к Его слову, и теперь могу с дерзновением исповедовать: Христос
меня не бросит. Вместе со всеми, кто положился на Него, Он возьмет
и меня к Себе, чтобы и я был, где Он (Ин. 14:2). Возможно, кто-то
обвинит меня в самоуверенности. Я такого обвинения не при- му.
Когда моя жена говорит: «Я уверена, что я замужем, и я уверена, что муж
меня не бросит», — она вовсе не похваляется какими-то своими
достоинствами. Она выражает свое уважение и доверие ко мне. Я
думаю, будет правильно проявлять по отношению ко Христу хотя бы
такое же доверие и уважение, которое в нормальных семьях жена
проявляет к мужу, а ребенок проявляет к отцу. Великую обиду
делает Богу тот, кто на Его милосердие не надеется, как-то:
он не признает в Боге любви, истины и силы, в которых все упование
мое состоит, то есть в любви усыновления, в истине обе- щания и
силе искупления. Пусть говорит, сколько хочет, помысел мой: кто
ты такой? И какая та слава? И по каким заслугам ее полу- чить
надеешься? Я с дерзновением отвечать буду: знаю, Кому по- верил, с
какой любовью Он принял меня в сына; ибо Он праведен в обещании,
силен в исполнении. Может Он сделать все, что хочет (Бл. Августин.
Цветы благодатной жизни, стр.170). Обратиться
— это не значит приняться совершать подвиги. Это значит
сдаться, капитулировать. Признать свою полную несостоя- тельность
и беспомощность, свое полное нравственное банкротство, свою
неспособность ни загладить прошлые грехи, ни удержаться от будущих,
ни веровать, ни жить благочестиво. Смириться и принять ничем не
заслуженную и ничем не обусловленную милость Божию. Признать,
что только Бог, Который мне, вообще говоря, ни при каких обстоятельствах
ничего не должен, может и желает как даровать мне полное
прощение, так и исцелить мое лукавое и крайне испорченное сердце.
Оставить нелепые попытки произвести на Бога впечатление своим
благочестием, ибо вся
праведность наша — как запачканная одежда (Ис. 64:6), и
принять одеяние праведности Христовой, ту брачную одежду, в которой
только и возможно прийти на Его пир (Мф. 22:11-12): Радостью
буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге
моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня,
как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством
(Ис. 61:10). Когда-то
давно я смотрел фильм, где гангстерские главари соби- раются
на свою сходку, и один из них гордо заявляет: «Здесь собра- лись
люди, каждый из которых всем обязан только самому себе». Это подходящая
надпись для ворот ада. Там соберутся те, кто обязан этим только
самим себе. В раю соберутся те, кто всем обязан только Госпо- ду
нашему Иисусу Христу. Ему,
возлюбившему нас и омывшему
нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему
нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и
держава во веки веков, аминь. ПРИЛОЖЕНИЕ Аравсийский
(Оранжский) Собор II. Начат 3 Июля 529 г. (Перевод
с латинского Игоря Мансурова, цитаты из Библии по ла- тинскому
тексту) ...
Дошло до нас, что имеются некоторые, которые о благодати и о свободной
воле по простоте неосторожно и не по правилу кафоличе- ской
веры желают мыслить. Посему нам то показалось справедливым и
разумным, следуя наставлению и авторитету Апостольского Пре- стола,
что те немногие главы, всем обязательные для соблюдения, присланные
нам Апостольским Престолом, кои древними Отцами из свитков
Священного Писания по этому главным образом случаю были составлены,
для научения тех, которые иначе, чем следует, мыслят, должны
мы своими руками подписать... Кан. 1.
Если кто скажет, что вероломством Aдама не весь человек, то есть
телом и душою, «к худшему изменился», но при сохранении по- врежденной
свободы души верует, что только тело стало подвержено истлению,
тот, прельщенный заблуждением Пелагия, противится Писа- нию,
говорящему: «Душа согрешившая сама умрет» [Иез 18, 20]; и: «Не
ведаете ли, что кому выказываете себя рабами для послушания, являетесь
рабами того, которого слушаетесь?» [Рим 6, 16]; и: «Кто кем побежден,
тому и отдается в рабство» [ср. 2 Петр 2, 19]. Кан. 2.
Если кто утверждает, что одному только Адаму его веро- ломство,
а не всему его потомству повредило, или свидетельствует, что
определенно лишь смерть тела, являющаяся карой греха, а не сам грех,
являющийся смертью души, через одного человека перешел во весь
человеческий род, тот будет несправедлив к Богу, противореча Апостолу,
говорящему: «Через единого человека грех вошел в мир, и через
грех смерть, и так во всех человеков перешла смерть, в котором все согрешили»
[ср. Рим 5, 12]. Кан. 3.
Если кто скажет, что по призыванию со стороны человека может
быть дарована благодать Божия, а не сама благодать делает так, чтобы мы
ее призывали, тот противоречит Исайи пророку или Апо- столу,
то же самое говорящему: «Я был обретен не искавшими меня; открылся
не вопрошавшим обо мне» [Рим 10, 20; ср. Ис 65, 1]. Кан. 4.
Если кто утверждает, что наша воля ожидает Бога, чтобы нам
очиститься от греха, а не исповедует также, что, именно, по излия- нию в
нас и действию Святого Духа происходит наше желание очи- ститься,
тот противится самому Святому Духу, говорящему через Соломона:
«Приготовляется воля Господом» [Притч. 8, 35 согл. Септ.], и Апостолу,
спасительно проповедующему: «Бог есть тот, кто произво- дит в
нас и желание и исполнение по благой воле» [ср. Фил 2, 13]. Кан. 5.
Если кто скажет, что как приращение, так и начало веры, и само
движение души к вере, из-за которого веруем в Того, Кто оправды- вает
нечестивого, и к возрождению посредством святого крещения при- ходим,
не по дару благодати, то есть по вдохновению Святого Духа, направляющему
нашу волю от неверия к вере, от нечестия к благочес- тию, но
по природе в нас присутствует, тот изобличается противником Апостольских
догматов, ибо говорит блаженный Павел: «Уповаем, что начавший
в вас доброе дело, будет совершать его до самого дня Иисуса Христа»
[ср. Фил 1, 6]; и то место: «Вам дано ради Христа не только, чтобы вы
верили в Него, но также, чтобы и пострадали за Него» [ср. Фил 1,
29]; и: «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас: ибо есть
Божий дар» [Еф 2, 8]. Ибо те, кто говорят, что вера, коей веруем в Бога,
является природной, всех тех, которые чужды Церкви Христо- вой,
некоторым образом считают верными. Кан. 6.
Если кто скажет, что без благодати Божией нам верую- щим,
волящим, желающим, стремящимся, трудящимся, молящимся, бодрствующим,
усердствующим, просящим, ищущим, стучащим ми- лосердие
божественно даруется, а не исповедует, что то, что мы веру- ем,
волим, или все это, как нужно, можем делать, в нас происходит по излиянию
и вдохновению Святого Духа, и либо к смирению, либо к послушанию
человеческому присоединяет помощь благодати, а не со- глашается,
что является даром самой благодати то, что мы бываем по- слушными
и смиренными, тот противится Апостолу, говорящему: «Что
имеешь такого, чего бы не получил?» [1 Кор 4, 7]; и: «Благода- тью
Божьею есмь то, что есмь» [1 Кор 15, 10]. Кан. 7.
Если кто утверждает, что силою природы что-либо доброе, относящееся
к спасению жизни вечной, можно мыслить, как полезно, или
избирать, или приветствовать, то есть с евангельской проповедью соглашаться,
без озарения и вдохновения Святого Духа, который дает всем
приятность в том, чтобы соглашаться или верить истине, тот об- манывается
еретическим духом, не разумея гласа Божиего, в Еванге- лии
глаголющего: «Без меня ничего не можете творить» [Ин 15, 5]; и то слово
Апостола: «Не то, что мы способны мыслить что-либо от се- бя
словно сами по себе, но наша достаточность происходит от Бога» [2 Кор 3,
5]. Кан. 8.
Если кто заявит, что иные по милосердию, иные же по свободной
воле, которая, очевидно, является испорченной во всех, рождающихся
от вероломства первого человека, могут прийти к бла- годати
крещения, тот изобличается чуждым правой веры. Ибо он ут- верждает,
что не во всех людях свободная воля грехом первого человека
ослаблена, или определенно так считает ее поврежденной, что,
однако, некоторые могут без откровения Божиего обрести таин- ство
вечного спасения сами по себе. Что сколь является противным истине,
сам Господь доказывает, Который свидетельствует, что не только
некоторые, а никто совсем не может к Нему прийти, если «не тот,
которого привлечет Отец» [ср. Ин 6, 44], как и Петру говорит: «Блажен
еси, Симон бар-Иона, ибо не плоть и кровь открыли тебе, но Отец
мой, сущий на небесах» [Мф 16, 17]; и Апостол говорит: «Никто не может
сказать, что Иисус Господь, как только в Духе Святом» [ср. 1 Кор
12, 3]. Кан. 9.
О божественной помощи. Является Божиим даром, когда и право мыслим,
и стопы наши от лжи и неправды удерживаем; ибо сколько
раз мы делаем добро, столько раз Бог в нас и с нами творит, чтобы мы
творили. Кан. 10.
О божественной помощи. О божественной помощи даже для
возрожденных следует всегда просить, чтобы к доброму концу прийти,
или в добром деле смогли устоять. Кан. 11.
«Об обязательствах обетов. Никто не может в чем-либо Богу
принести обета, если не получит от Него то, в чем приносит обет»,
как мы читаем: «И что от руки Твоея мы приняли, то приносим Тебе» [1
Пар 29, 14]. Кан. 12.
«Каких нас любит Бог. Таких нас любит Бог, какими бу- дем
вследствие Его дара, а не какими являемся по нашей заслуге». Кан. 13.
О восстановлении свободной воли. Свобода воли, в пер- вом
человеке ослабленная, не может восстановиться, кроме как через благодать;
«ибо упущенное не может быть возвращено, кроме как Тем, Кто
мог его дать раньше. Посему Истина сама глаголет: "Если вас Сын
освободит, тогда истинно будете свободны"» [Ин 8, 36]. Кан. 14.
«Никакой несчастный не освобождается от какой-либо беды,
если не предваряет его милосердие Божие», как говорит Псал- мопевец:
«Скоро заступит нас милосердие Твое, Господи» [Пс 78, 8]; и то
место: «Бог мой, милосердие Его предварит меня» [Пс 58, 11]. Кан. 15.
«От того, что сотворил Бог, Адам изменился, но к худше- му через
свою неправедность. От того, что соделала неправедность, изменяется
верный, но к лучшему через благодать Божию. Итак, та была
перемена от первого вероломства, эта, согласно Псалмопевцу, "перемена
от десницы Вышнего" [ср. Пс 76, 11]». Кан. 16.
Никто да не хвалится тем, что, кажется, он имеет, словно не
получил того, или потому считает себя получившим, что слово из- вне или
явилось для прочтения, или прозвучало для слышания. Ибо как Апостол
говорит: «Если через закон праведность, значит Христос напрасно
умер» [Гал 2, 21]; «восшед на высоту пленил плен, дал дары человекам»
[ср. Еф 4, 8; ср. Пс 67, 19]. И от Него имеет всякий, кто имеет;
кто же отрицает, что от Него имеет, либо воистину не имеет, либо то,
«что имеет, отнимется у него» [Мф 25, 29]. Кан. 17.
«О христианской храбрости. Храбрость Язычников проис- ходит от
вожделения, храбрость же Христиан — от Божьей благодати, которая
"разлита в сердцах наших", не через свободу воли, происхо- дящую от
нас, но "через Святой Дух, данный нам" [Рим 5, 5]». Кан. 18.
«Благодать не предваряется никакими заслугами. Поло- жена
награда добрым делам, если они происходят; но благодать, кото- рая не
положена, предшествует, чтобы они произошли». Кан. 19.
«Никто не спасается, кроме как по милости Божьей. Че- ловеческая
природа, даже если бы в той целостности, в коей была создана,
пребыла, никоим образом не сохранила бы себя без помощи своего
Создателя; посему, поскольку без благодати Божьей не может сохранить
спасение, которое получила, каким образом без Божьей благодати
сможет восстановить то, что потеряла?» Кан. 20.
«Ничего благого не совершает человек без Бога. Много благого
творит в человеке Бог такого, чего человек не творит; никако- го,
однако, не творит человек блага, которого Бог не дает человеку творить». Кан. 21.
«О природе и благодати. Как тем, которые, желая в зако- не
оправдаться, отпали от благодати, истинно говорит Апостол: "Если от
закона праведность, значит Христос напрасно умер" [Гал 2, 21], так и тем,
которые благодать, каковую передает и принимает вера Христо- ва,
считают природной, истинно говорится: Если по природе правед- ность
"значит Христос напрасно умер". Ибо уже был закон, и не оправдал:
уже и природа была, и не оправдала. Поэтому Христос не напрасно
умер, чтобы и закон через Него исполнился, ибо сказал: "Не пришел Я
разрушить закон, но исполнить" [Мф 5, 17], и чтобы приро- да,
Адамом погубленная, через Него же восстановилась, ибо сказал, что
пришел Он "взыскать и спасти погибшее" [Лк 19, 10]». Кан. 22.
«О том, что является собственным для человека. Никто не имеет
чего-либо своего кроме обмана и греха. Если что, однако, имеет
человек истинного и праведного, это происходит от того источ- ника,
которого должны мы жаждать в сей пустыни, чтобы от него словно
некими каплями орошаемые не ослабли в пути». Кан. 23.
«О воле Божьей и человеческой. Люди творят свою волю, когда
делают то, что не угодно Богу; когда же то творят, что хотят, да- бы
служить воле Божьей, хотя, делая, делают то, что делают, сие, од- нако,
принадлежит воле Того, от Которого и приготовляется и повелевается
то, что они хотят». Кан. 24.
«О ветвях лозы. Так существуют в лозе ветви, что ничего не
приносят лозе, но от нее получают то, чем живут: так и лоза суще- ствует в
ветвях, что дает им необходимое для жизни питание, но не получает
от них. И через сие иметь пребывающего в себе Христа, и пребывать
во Христе, и то и другое выгодно ученикам, а не Христу. Ибо,
когда отрезана ветвь, может от живого корня прорасти другая; тот же,
кто отрезан, без корня не может жить [ср. Ин 15, 5]». Кан. 25.
«О любви, которой любим Бога. Ясно, что Божиим даром является
любить Бога. Он Сам дал нам Себя возлюбить, Который лю- бит, не
будучи любимым. Мы были возлюблены Им, не будучи угод- ными
Ему, чтобы возникло в нас то, в чем бы мы Ему угодили. Ибо изливает
любовь в сердца наши Дух [Рим 5, 5] Отца и Сына, Которого любим мы
со Отцом и Сыном». Заключение,
составленное Цезарием еп. Арелатским. И так
согласно вышеизложенным речениям Священного Писания или
определениям древних Отцов по милости Божией должны мы проповедовать
и веровать в то, что через грех первого человека так поникла
и изнемогла свобода воли, что никто впоследствии или Бога любить, как
нужно, или в Бога верить, или творить добро ради Бога не может,
если его не предварит благодать божественного милосердия. Посему и
Авелю праведному, и Ною, и Аврааму, и Исааку, и Иакову, и всему
множеству древних Святых та преславная вера, которую во сла- ву их
проповедует Апостол Павел [Евр 11], не по благу природы, ко- торое
было дано прежде Адаму, но по благодати Божией, веруем, что была
ниспослана. Каковая благодать даже после пришествия Господа, знаем и
одновременно веруем, что не имеется в свободной воле, но по Христовым
щедротам даруется всем, желающим креститься, согласно тому,
что уже много раз было сказано выше и что проповедует Апо- стол
Павел: «Вам дано ради Христа не только чтобы верили в Него, но также
чтобы страдали за Него» [Фил 1, 29]; и то место: «Бог, начав- ший в
вас доброе дело, будет совершать его до самого дня Господа нашего»
[Фил 1, 6]; и то: «Благодатью спасены через веру, и сие не от вас: ибо
есть Божий дар» [Еф 2, 8]; и то, что о себе самом говорит Апостол:
«Получил я милость, чтобы быть мне верным» [1 Кор 7, 25; 1 Тим 1,
13]; не сказал: «потому что я был верным», но чтобы быть мне
верным. И то: «Что имеешь, чего бы не получил?» [1 Кор 4, 7]. И то:
«Всякое даяние благое, и всякий дар совершенный свыше есть, нисходящий
от Отца светов» [Иак 1, 17]. И то: «Никто не имеет чего- либо,
если не дано ему свыше» [Ин 3, 27]. Бесчисленны свидетельства Святого
Писания, которые можно привести для доказательства благо- дати, но
ради краткости они опущены, ибо, воистину, кому немногого не
достаточно, тому и многое не принесет пользы. В сие
также веруем согласно кафолической вере, что крещеные, после
того как через крещение получили благодать, с помощью и со- действием
Христа могут и должны исполнить то, что относится к спа- сению души,
ежели захотят с верностью трудиться. В то же, что некоторые
ко злу божественной властью предопределены, не только не
веруем, но даже если имеются такие, кто желают верить в таковое зло, со
всяким отвержением им анафему изрекаем. Также спасительно провозглашаем
и веруем в то, что во всяком деле благом не мы начи- наем, а
затем по Божьему милосердию нам оказывается помощь, но что Сам
Он без каких-либо предшествующих наших добрых заслуг и веру и
любовь к Себе прежде в нас вдыхает, чтобы и стремились вер- но к
таинству крещения, и после крещения с Его помощью то, что Ему
угодно, могли исполнить. Посему очевиднейшим образом следу- ет
верить в то, чтобы у того разбойника, которого Господь призвал в райское
отечество [Лк 23, 43], и у Корнилия центуриона, к которому был
послан ангел Господень [Деян 10, 3], и у Закхея, который удосто- ился
принять самого Господа [Лк 19, 6], та столь дивная вера не была природной,
но дарованной по щедротам божественной благодати. Посл. папы Бонифация
II «Per filium nostrum» к Цезарию
еп. Арелатскому, 25 янв. 531. Утверждение
Второго Оранжского Собора ...Мы не
замедлили дать кафолический ответ Твоему прошению, которое
Ты составил с похвальной заботой о вере. Ибо Ты извещаешь, что
некоторые епископы Галлии, уже постигшие, что остальные блага происходят
от божественной благодати, хотят только, чтобы вера, ко- торой мы
веруем во Христа, принадлежала природе, а не благодати; и, чего не
подобает говорить, чтобы она пребывала в свободной воле че- ловека,
а не ниспосылалась даже сейчас отдельным людям по щедро- там
божественного милосердия; прося, чтобы ради устранения сомнений
Ваше исповедание, которым Вы, наоборот, определяете, что правая
вера во Христа и начало всякой благой воли, согласно кафоли- ческой истине
вдыхается через предваряющую Божию благодать в души
отдельных людей, утвердили Мы властью Апостольского Пре- стола. И
потому, так как этот вопрос многие Отцы, и прежде всего бла- женной
памяти епископ Августин, а также бывшие до Нас предстоя- тели Апостольского
Престола, оказывается, так всесторонне разъяснили
с помощью разума, что ни у кого больше не должно быть сомнения,
что вера также к нам приходит по благодати, — на этот во- прос
посчитали Мы излишним пространно отвечать; в наибольшей степени
потому, что согласно тем речениям, которые Ты заимствовал у Апостола,
в которых он утверждает: «Милость получил я, чтобы быть мне
верным» [1 Кор 7, 25], и в другом месте: Вам дано ради Христа не только,
чтобы в Него верили, но также чтобы за Него страдали [Фил 1, 29],
очевидно явствует, что вера, которой веруем во Христа, как и все блага,
приходят к отдельным людям по дару вышней благодати, а не по силе
человеческой природы. И радуемся Мы, что то же самое Твое Братство,
поимев сношение с некоторыми Галльскими епископами, согласно
вере кафолической мыслит: и тому радуемся, что, как Ты из- вещаешь,
они в едином согласии определили, что вера, которой во Христа
веруем, ниспосылается по предварению божественной благо- дати;
прибавив также, что не существует такого блага по Богу, которое кто-либо
без Божьей благодати или хотеть, или начать, или творить, или
совершить мог, когда сам наш Спаситель говорит: «Без меня ни- чего не
можете творить» [Ин 15, 5]. Ибо является твердым и кафоли- ческим
то, что во всяком благе, коего главой является вера, нас, еще нехотящих,
предваряет божественное милосердие, чтобы мы хотели, присутствует
в нас, когда хотим, последует также, чтобы в вере устоя- ли, как
Давид пророк говорит: «Милость Моя с ним пребывает» [Пс 58,
11]; и в другом месте: «Милость Его следует за мной» [Пс 88, 25].
Подобно и блаженный Павел говорит: «Или кто прежде дал Ему, и
воздастся тому? Ибо от Него, и через Него, и в Нем всяческая» [Рим 11,
35]. Посему
чрезвычайно удивляемся тем, кто мыслят противное, что они до того
еще тяготятся остатками старого заблуждения, что веру- ют, что
ко Христу приходят не по Божьему благодеянию, а по приро- де; и
само природное благо, которое грехом Адама познается испорченным,
считают властителем нашей веры более, нежели Хри- ста; и не
понимают, что противоречат Господнему слову, глаголюще- му:
«Никто не приходит ко мне, если не дано ему будет Отцом Моим» [Ин 6,
44]; а также блаженному Павлу противятся, вопиющему к Ев- реям:
«Да будем бежать к предлежащему нам сражению, взирая на властителя
и совершителя веры Иисуса Христа» [Евр 12, 1]. И по- скольку
это так, не можем найти, что они для веры во Христа без бла- годати
Божьей приписывают человеческой воле; ибо Христос есть властитель
и совершитель веры. Вследствие
чего... вышеизложенное исповедание Ваше, согласное кафолическим
Отцам, утверждаем. РАЗЪЯСНЕНИЕ
НЕДОУМЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ
С ПОНЯТИЕМ СВОБОДНОЙ ВОЛИ В ходе
дискуссий, которые последовали за первым изданием этой книги,
постоянно вставал вопрос о соотношении обетований Божиих и
свободной воли человека. Отчасти этот вопрос рассматривается в главах
«Возмездие за грех – смерть» и «О соблюдении ко спасению», но,
поскольку он постоянно вызывает путаницу и недоумения, я ду- маю,
будет полезным рассмотреть его в отдельной статье – отчасти, повторяющей,
а отчасти, дополняющей то, что было сказано в книге. Исследуя
Писание, мы обнаруживаем свидетельства, которые, на первый
взгляд, могут показаться противоречивыми. Господь и Апо- столы
говорят о падшем человеке как о рабе греха (напр.Ин.8:34, 2 Петр.2:19,
Рим.6:6 и след, Тит. 3:3), но в то же время подчеркивается ответственность
человека за его грех (напр. Мф.22:33, Рим.1:18, 2:5- 6).
Господь дает обетования соблюсти нас в Своей руке (напр.Ин.10:27-30,
Иуд.1:24), но в то же время Он указывает на нашу собственную
ответственность за то, чтобы пребывать в общении с Ним
(напр. Ин.15:7,10, 1 Ин.2:28). Сопоставление этих свидетельств Писания
может вызвать недоумение – как человек, утративший свобо- ду и
порабощенный грехом, может нести ответственность за свое по- ведение?
Как Бог обещает соблюсти нас в Своей руке, когда Он же указывает
на то, что мы сами, по нашему свободному выбору должны пребыть
во Христе? Для
того, чтобы разрешить эти недоумения, нам понадобится четко
определить, что, собственно, мы называем свободой. Слово «свобода»
в используется, по крайней мере, в трех разных значениях, и многие
споры и недоумения вызваны путаницей между различными пониманиями
этого термина. Поэтому нам необходимо разобраться, в каком
отношении человек свободен, а в каком – нет. Итак, рассмотрим различные
значения, в которых мы можем использовать слово «свобо- да»: 1.Свобода
как недетерминированность внешними причинами. Поведение
человека, хотя и находится под влиянием внешних причин, не
определяется этими причинами полностью. Для языческих миро- воззрений
было характерно представление о том, что поведение чело- века
полностью определяется какими-то внешними по отношению к нему
причинами. Человек рассматривался как марионетка в руках судьбы,
фатума, рока, расположения звезд и т.п. Бл.Августин цитирует слова
одного язычника, выражавшего такое мировоззрение – «небом суждено
нам неизбежно согрешить». Восставая против этого языче- ского
представления, Отцы указывали на свободу выбора человека – человек свободен
в том смысле, что его поведение, его нравственный выбор не
определяется внешними по отношению к нему причинами. Ни
«судьба», ни воспитание, ни окружающая среда не определяют, каким
будет выбор человека. Решение человека определяется не внешними
причинами, а внутренними – человек сам решает, как по- ступить,
исходя из стремлений своего сердца. 2.Другое
значение слова «свобода» — это возможность делать, что
хочешь, свобода как физическая возможность. Такую свободу человек
также не потерял — она ограничена нашей слабостью и смертностью,
но не утеряна. Это свобода от внешних ограничений, которые
препятстуют осуществлению моих желаний. Например, если у меня
здоровые ноги, я свободен ходить. На меня можно возлагать ответственность
за то, что я отказываюсь прийти, если ноги у меня есть.
Как правило, когда люди говорят, что отрицать свободу – значит отрицать
ответственность, они имеют в виду именно это. Если, на- пример,
я закован в кандалы и посажен в тюрьму, меня нельзя упре- кать в
том, что я не являюсь в назначенный час. Я и рад бы, но по независящим
от меня обстоятельствам не могу. В смысле физической возможности
человек может прийти к Богу. Никаких внешних пре- град к
этому нет. В этом смысле падший человек свободен. Когда Господь
говорит Придите
ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успо- кою вас
(Мф. 11:28) Он явно
исходит из того, что все могут прийти. Поведение чело- века не
детерминировано; нет никаких внешних преград, которые ме- шали бы
ему прийти. Он мог бы прийти, но он не хочет этого. Господь
обращает к неверующим справедливый упрек: Но вы не
хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь. (От
Иоанна 5:40) «Вы [сами]
не хотите» Подобный упрек Господь произносит в Лк.13:34: Иерусалим!
Иерусалим! избивающий пророков и камнями поби- вающий
посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих,
как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! И здесь
Господь говорит «вы [сами] не захотели». Причина неве- рия и
противления не в том, что неверующие по каким-то внешним причинам
не могут обратиться, но в том, что они не хотят этого сде- лать.
Как же нам понимать невозможность, о которой Господь гово- рит в
Ин.6:44? Никто не
может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший
Меня Те слова
Господа, которые мы расмотрели выше, не позволяют понять
это в смысле «никто не имеет возможности». Скорее «само- стоятельное
обращение грешника невозможно», никто не захочет об- ратиться
ко Христу, если Сам Отец не пробудит в человеке это желание.
Эта невозможность носит не внешний, а внутренний харак- тер –
падший человек мертв во грехе, в его сердце (когда он предос- тавлен
самому себе) нет желания быть с Богом. Здесь нам важно разграничить
два вида невозможности – физическую и нравственную невозможность. Как-то я
читал брошюрку «Свидетелей Иеговы», где приводился следующий
аргумент против Божества Христа – Христос подвергался искушениям,
следовательно (раз это были реальные искушения), Он мог
согрешить, Бог согрешить в принципе не может, следовательно, Христос
– не Бог. Этот аргумент основан, как раз, на смешении двух типов
невозможности – нравственной и физической. Физически Хри- стос мог
согрешить, Он мог испытывать (и испытывал) искушения. Но Он не
мог согрешить в силу нравственного совершенства Своей личности.
Грех для Него был возможен физически, но невозможен нравственно. Приведу
пример. Мы можем говорить «Этот человек не может украсть»
имея в виду две разные вещи. Если человек не может ук- расть
потому, что деньги, которые он хотел бы похитить, заперты в сейф и
тщательно охраняются, это физическая невозможность. Если человек
воздерживается от кражи (которую легко и безнаказанно мо- жет
совершить) потому, что он честен, и никогда так не поступит, это нравственная
невозможность. Для
падшего человека существует физическая возможность обра- титься к
Богу и жить угодной Ему жизнью, но (в противоположность Христу),
для него это нравственно невозможно – в силу нашей нрав- ственной
испорченности никто из нас никогда не захочет этого (Рим.3:11)
пока Бог не пробудит в нем это желание(Пс.26:8, Ин.6:44). Падший
человек делает то, что хочет, — но вот хочет он того, что неугодно
Богу и губительно для него самого. Приведу пример. Рече- вой
аппарат богохульника устроен точно так же, как речевой аппарат благоговейного
молитвенника. Нет никакой внешней преграды, кото- рая
помешала бы ему прекратить богохульствовать и начать молиться. Он
богохульствует потому, что сам этого хочет и сам свободно это из- бирает.
Когда падший человек грешит, он делает именно то, что сам хочет
делать. У него есть свобода выбора, — но он всегда выбирает неправильно.
Он мог бы избрать жизнь, если бы захотел, но без бла- годати
Божией он не способен захотеть этого. Порабощенность гре- хом —
это не внешняя скованность, а внутренняя испорченность, по которой
грешник сам «делает всякую нечистоту с ненасытимостью» (Еф.
4:19) и, более того, видит в каждом, кто пытается его в этом ог- раничить
— будь то Бог или ближний, — смертельного врага, поку- шающегося
на его свободу. Как-то мне попал в руки один бульварный журнал
со статьей, автор которой призывал прекратить уголовное преследование
педофилов. Он постоянно употреблял слово «свобода», и,
очевидно, видел себя не только свободным, но и борцом за свободу, свободу
в смысле свободы от тех внешних ограничений, которые за- кон и
общественное мнение налагают на его извращенную похоть. Он свободно
и охотно делает то, что делает. Он возмущен тем, что его пытаются
ограничить. Но я думаю, мы согласимся в том, что этот че- ловек
вовсе не свободен, но, напротив, находится в самом горестном рабстве,
рабстве, из которого только чудо благодати Божией может это освободить. Итак, с
одной стороны, человек является рабом греха – ибо слу- жит
греху и для него невозможно, без особой помощи Божией, оста- вить
его, как говорит Писание: Иисус
отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, де- лающий
грех, есть раб греха. (От Иоанна 8:34) См.также
2 Петр.2:19, Рим.6:17, Титу 3:3, С другой
стороны, он служит греху свободно и охотно, безо вся- кого
принуждения не хочет оставить его, и, таким образом, несет пол- ную
ответственность за свои действия, ответственность, которую налагает
на него закон Божий. 3.В
библейском понимании свобода — это свобода желать то, что угодно
Богу и соответствует подлинному благу и предназначению че- ловека,
свобода от греха, свобода для праведности (см., напр., Рим.
6:20-22). Это не свобода выбора, а свобода сделать правильный выбор.
Эта свобода и была утеряна в грехопадении, и именно ее и да- рует нам
Христос (Ин.8:38). Об этой свободе говорит Господь: Итак,
если Сын освободит вас, то истинно свободны будете. (От
Иоанна 8:36) Вышеупомянутый
«борец за свободу» будет, в этом смысле, сво- боден не
тогда, когда у него появится выбор (выбор у него уже есть), но
тогда, когда по благодати Божией, он с отвращением отвергнет прежние
мерзости и начнет новую жизнь в вере и послушании Богу. Свободно
служит тот, кто охотно исполняет волю своего госпо- дина. А
потому, кто — раб греха, тот и свободен для того, чтобы грешить.
Поэтому для делания правды он будет свободен только в том
случае, если, освободившись от греха, станет рабом прав- ды. Это
и есть — истинная свобода, так как правое дело соверша- ется с
радостью, это же, вместе с тем, благоговейное рабство, так как
сохраняется подчинение закону (бл. Августин. Энхиридион, гл. 30). Быть
свободным – значит любить Бога и повиноваться Ему, и возрастать
в свободе – значит возрастать в послушании. Господь наш Иисус
Христос является для нас примером совершенной свободы, проявленной
в совершенном послушании Отцу. Блаженный Августин говорит: Даже
гораздо свободнее будет та воля, которая совсем не будет в со- стоянии
служить греху. И не нужно порицать волю, не нужно говорить, что воли
нет, или что она — несвободна, коль скоро мы так желаем быть счастливыми,
что не хотим себе несчастья, и не можем хотеть (бл. Авгу- стин.
Энхиридион, гл. 105). Почему
упорствующий грешник, имея возможность обратиться к Богу,
избирает грех? Потому, что он любит грех и в нем находит ра- дость,
утешение или даже смысл жизни. Почему христианин, имея возможность
предаться греху, повинуется Богу? Потому, что он лю- бит Бога
и в нем находит радость, утешение и смысл жизни. Оба дей- ствуют
свободно и без всякого принуждения, оба действуют, исходя из
желаний своего сердца, но христианин – это человек, сердце кото- рого
обновлено и обновляется благодатью Божией. Таким
образом, совершенно неправомерно говорить о том, что Бог
«насильно» удерживает христиан от отпадения. Насильно – зна- чит
против воли и желания самого человека, в то время как христиане пребывают
с Богом по своей собственной воле и своему самому глу- бокому
желанию – желанию, которое пробуждает в них Бог. потому
что Бог производит в вас и хотение и действие по Сво- ему
благоволению. (Фил. 2:13) Теперь,
когда мы разобрались в том, в каком, собственно, смысле мы используем
слово «свобода», нам будет легче рассмотреть аргумент, выдвигаемый
от имени свободы против уверенности в спасении. Этот аргумент
можно сформулировать так: 1.
Человек является нравственно ответственным существом. 2.
Нравственная ответственность существует только там, где чело- век
обладает свободой выбора – он может избрать послушание, а может –
противление Богу. 3. Даже
уверовав и прийдя ко Христу, человек в любой момент может
отвернуться от Бога. 4.
Поскольку человек не может быть уверен в том, что не сделает этого,
он не может быть уверен в спасении. Этот
аргумент, как мы сейчас рассмотрим, как раз и основан на путанице
между различными смыслами слова «свобода». Аргумент встречался
мне в двух формах – сначала рассмотрим его более ради- кальную
форму, отрицающую, что человек может быть уверен в своих отношениях
с Богом в данный момент. Эта форма аргумента утвер- ждает
«если я могу отпасть, то откуда мне знать, что я еще не отвер- нулся от
Христа». В таком виде этот аргумент просто внутренне противоречив
– противоречив сам в себе, независимо от наших взгля- дов на
свободу и благодать. В самом
деле, само понятие нравственного выбора, выбора, за ко- торый человек
несет ответственность, предполагает его осознанность. Само
понятие выбора утрачивает всякий смысл, если мы можем вы- брать
что-то – и не отдавать себе в этом отчета. Как нам недавно на- помнили
в связи с паникой из-за ИНН, принятие или непринятие печати
антихриста, принятие или отвержение Христа – сознательный акт,
который никак не может произойти незаметно для нас самих. Иначе
получается какая-то очень странная свобода выбора, кото- рая не
дает мне сделать осознанный выбор и знать, что я его сделал. В более
сдержанной форме этот аргумент признает, что человек может
быть уверен в своих отношениях с Богом в данный момент, но не может
быть уверен, что не отвернется от Него в будущем. Может ли
верующий отвернуться от Бога и уйти от Него? Конеч- но может,
если захочет это сделать. Я, например, могу взять пилу и отпилить
себе руку, если захочу это сделать, и если в процессе пиле- ния мне
этого не расхочется. Захочет ли верующий сделать то, что ужасает
его больше всего на свете? Господь говорит: И
заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них,
чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы
они не отступали от Меня. (Иеремия 32:40) Итак Бог
соблюдает верующих в Своей руке не лишая их самой возможности
отпасть (как думают те, кто видит в соблюдении ко спа- сению
некое насилие), но действуя в их сердцах таким образом, что ничто не
внушает им такого ужаса и отвращения, как вероотступниче- ство.
Итак, верующие могут уйти от Бога, если захотят, но они нико- гда не
захотят сделать этого. Даже на уровне человеческих отношений,
любящие супруги, родители и дети могут разорвать от- ношения,
ничто не лишает их такой возможности, но они ни в коем случае
не сделают этого, именно потому что любят друг друга. Таким образом,
та богооткровенная истина, что Бог «может со- блюсти
вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в
радости, (Иуды 1:24)», никак не отрицает свободу выбора. Благо- дать
Божия научает нас любить истину, а не ложь, праведность, а не беззаконие,
так, что мы свободно отвергаем отступничество и свобод- но
избираем Христа.
|