Сергей Худиев |
Об уверенности в спасении |
|
|
|
|
|
ИСКУПЛЕНИЕ ВО ХРИСТЕ ИИСУСЕ Ап. Павел выражает суть христианской веры одной фразой: А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына
Божьего, воз- любившего меня и предавшего Себя за меня (Гал.
2:20). Христианская вера есть вера в Воплощение и Искупление,
кото- рое Бог совершил из любви к каждому конкретному грешнику.
В каж- дом православном храме находится большое изображение
распятия; распятый Спаситель изображен на каждом нательном крестике;
глав- ным символом христианства является крест, главным событием
— смерть и воскресение Иисуса Христа. Сам Господь говорит,
что цель Его прихода — пострадать и умереть: Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы
Ему служи- ли, но чтобы послужить и отдать душу Свою для
искупления многих (Мк. 10:45). Средоточие нашей веры и надежды именно здесь: Я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме
Иисуса Христа, и притом распятого (1 Кор. 2:2). То, что мы думаем о спасении, определяется тем, что мы
думаем о кресте. Все священнописатели в один голос утверждают:
Христос умер за наши грехи. Более того, для Апостола Павла само по
себе Евангелие есть возвещение о том, что Христос умер за наши
грехи и воскрес из мертвых: Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я
благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,
которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я
благове- ствовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я
первона- чально преподал вам, что и сам принял, то есть, что
Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен
был, и что воскрес в третий день, по Писанию (1 Кор. 15:1-4). См. также Мк. 10:45; Ис. 53; Рим. 4:25; 2 Кор. 5:21 и т.п. Мы можем говорить о том, что Он умер, чтобы обновить
челове- ческую природу, чтобы показать пример абсолютного
послушания или проложить нам путь к воскресению, — но самое главное,
это именно то, что Он умер за наши грехи. Отрицать
заместительный ха- рактер его смерти — значит отрицать «Евангелие, которым и
спасаем- ся». Как свидетельствует пророк, Христос за преступления народа Моего претерпел казнь. (Ис.
53:8) В Своем деянии искупления Бог отождествил Своего Единород- ного Сына с нашим грехом, проклятием и погибелью
настолько, что наш грех, проклятие и погибель полностью исчерпаны Его
крестной смертью; Бог отождествил грешников с праведностью,
благословени- ем и вечной жизнью Иисуса Христа так, что все эти блага
полностью принадлежат нам: Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за
грех, что- бы мы в Нем сделались праведными пред Богом (2 Кор.
5:21). Эта праведность, благословение и жизнь принадлежит нам во Христе и только во Христе. Она не наша собственная, а Его: Посему, как преступлением одного (Адама) всем
человекам осу- ждение, так правдою одного (Христа)
всем человекам оправда- ние к жизни (Рим 5:18). И найтись в Нем не со своею праведностью, которая
от закона, но с тою, которая чрез веру во Христа, с
праведностью от Бога по вере (Флп. 3:9). В самих себе, по нашим собственным качествам мы весьма
дале- ки от совершенства и потому призваны к нему стремиться
(Флп. 3:14). Но во Христе, в глазах Бога, мы совершенны и полностью
приняты — совершенны настолько, насколько совершенно Его
искупительное служение: Ибо Он одним приношением навсегда сделал
совершенными ос- вящаемых (Евр. 10:14). Что же, возразит читатель, Бог принимает нас как
совершенных, хотя на деле мы не таковы? Неужели Бог обманывает Сам
Себя? Ни- как! Бог видит каждый наш грех — те грехи, которые мы
осознаем, и те, которые мы осознавать не хотим, и всю глубокую, темную
пороч- ность наших сердец, — но Он видит все это пригвожденным на
крест в теле Иисуса Христа (Рим. 8:3). Он видит бесконечно
драгоценную праведность Своего Возлюбленного и Единородного Сына — и
он ви- дит ее принадлежащей нам, как Его братьям (Евр. 2:11),
членам Его мистического тела (Еф. 5:30 и т.д.), соединенным с Ним во
святом крещении (Рим. 6:5). Это ни в коем случае не является
некой юриди- ческой фикцией. Ибо кто дерзнет отрицать, что Христос на
самом де- ле, самым действительным и реальным образом умер за наши
грехи? Кто станет называть Его смерть «фиктивной»? Точно так же
не может быть фиктивной та праведность, которую Бог вменяет
верующим в Иисуса. Ибо если мы соединены с Ним так, что Он
действительно не- сет наши грехи, значит мы соединены с Ним так, что мы
действитель- но несем Его праведность. Св. Иоанн Златоуст, толкуя Рим.
5:16-19, говорит: Мы были освобождены от наказания, совлеклись всякого зла,
бы- ли возрождены свыше, воскресли после погребения ветхого
че- ловека, были искуплены, освящены, приведены в усыновление, оправданы, сделались братьями Единородного, стали Его
сона- следниками, и сотелесными с ним, вошли в состав Его плоти
и соединились с Ним так, как тело с главою. Все это Павел и
назвал избытком благодати, показывая, что мы получили не только
вра- чевство, соответствующее нашей язве, но и здоровье,
красоту, честь, славу и такие достоинства, которые гораздо выше
нашей природы. Каждый из этих даров мог бы сам по себе истребить смерть. А когда все они стекаются вместе, не остается ни
следа ее, ни тени. Это подобно тому, как если бы кто за десять
оволов вверг какого-нибудь должника в темницу, и не только его
самого, но, по вине его, и жену его и детей и слуг, а другой,
пришедши, не только внес бы те десять оволов, но и еще подарил
десять ты- сяч талантов золота, привел узника в царский дворец,
посадил на месте самой высокой власти и сделал бы его участником
самой высокой чести и других отличий — тогда давший в заем не
мог бы и вспомнить о десяти оволах. Так же случилось и с нами. Христос заплатил гораздо больше того, сколько мы были
долж- ны, и настолько больше, насколько море беспредельно в
сравне- нии с малой каплею. Итак, не сомневайся, человек, видя
такое богатство благ, не спрашивай, как потушена искра смерти и
гре- ха, когда на нее излито целое море благодатных даров
(Беседы на послание к Римлянам, стр. 596). Насколько я понимаю Писание, блага искупления принадлежат нам в силу того, что мы принадлежим Ему, а не в силу
каких-то наших собственных достоинств. Мы «оправданы Кровию Его» (Рим.
5:9), а не чем-либо своим. Ибо Христос сделался «жертвою за
грех» (2 Кор. 5:21) и «клятвою» (проклятием) (Гал. 3:13)
за нас, не имея ни- какого Своего греха, так же и «мы в Нем сделались
праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21), не имея
каких-либо своих собственных доброде- телей. Более того, искупление во Христе Иисусе означает,
что в нас, самих по себе, нет решительно никаких достоинств, с
которыми мы могли бы связывать нашу надежду. Рассмотрим это подробнее.
Апо- столы описывают искупление как Личное. Христос искупил лично каждого
конкретного грешника: Павла (Гал. 2:20, 1 Тим. 1:15), немощного брата (1 Кор.
8:11), членов конкретных христианских общин (Еф. 1:7; Гал. 3:13). Он по
имени знает каждую из овец, за которых полагает Свою жизнь (Ин.
10:3). В Писании говорится об искупительном служении Христа как о
на- правленном на конкретных людей, с конкретными именами и
ли- цами, живущих в конкретных городах. Нравственные
обязательства христианина неразрывно связаны с тем, что Христос умер за
него лично. Как-то я рассказывал об этом одной женщине, и она сказала
то, что я навсегда запомню: «Да, но ведь если я поверю, что
Христос умер за меня лично, то я больше никогда в жизни не смогу
солгать». Неверующие считают, что осознание человеком того, что все
его гре- хи уже искуплены на Голгофе, побудит его небоязненно
грешить; ве- рующих, напротив, это сознание побуждает с великим тщанием избегать греха. Заместительное. В смерти Христа
совершился Божий суд над нашим грехом: ...Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной
в жертву за грех, и осудил грех во плоти (Рим. 8:3). На Него было возложено наше проклятие: Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за
нас клят- вою, — ибо написано: «проклят всяк, висящий на
древе» (Гал. 3:13). На Него были возложены наши грехи: Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за
беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы
исцели- лись. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый
на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас
(Ис. 53:5-6). См. также 1 Петр. 2:24; 1 Ин. 2:2; 3:5; 4:19; Рим. 4:25;
Гал. 1:4; Евр. 2:17, и. т.д. Исчерпывающее. Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда
воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены
в под- ножие ног Его. Ибо Он одним приношением навсегда
сделал со- вершенными освящаемых. О сем свидетельствует вам и
Дух Святый Ибо сказано: «вот завет, который завещаю им
после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в
сердца их, и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не
вспомяну бо- лее». А где прощение грехов, там не нужно
приношение за них (Евр. 10:12-18). Любые попытки человека загладить свои грехи и приобрести
бла- говоление Божие своими личными деяниями, излишни. Что из этого следует? Ряд очень важных выводов. Если я
(вслед за ап. Павлом) верю, что Христос умер за меня лично, я
вынужден при- знать, что я сам по себе, со всеми моими благочестивыми
подвигами, не стяжал ничего, кроме осуждения, отвержения и проклятия
— всего того, что Господь понес за меня на кресте. Иисус понес на
Себе то, что заслужил я, — как же я могу после этого говорить, что
угодил (или надеюсь угодить в будущем) Богу своими добродетелями,
если я вижу Господа умершим на кресте смертью проклятого? Это,
может быть, тяжелый, но неизбежный вывод — в смерти Христа уже
произ- несен Божий приговор над моей жизнью и моими деяниями, и
этот приговор — обвинительный. Бог, совершенно очевидно, не
принял мою жизнь и мои деяния как жертву, благоугодную Ему, —
иначе жертва Христа была бы не нужна. Крест подчеркивает то, что
мы ви- дели раньше, когда исследовали свидетельство Писания о
человече- ской греховности: все совратились с пути, до одного негодны; нет
делающего доб- ро, нет ни одного (Рим. 3:12). Христос пришел не для того, чтобы дополнить и поддержать
на- ши собственные претензии на праведность, но для того,
чтобы от- вергнуть их. Именно поэтому апостольское возвещение о заместительном Искуплении способно вызывать такое резкое
непри- ятие – оно полностью сокрушает все наши притязания на
самопра- ведность. Когда слово Божие возвещает «Христос умер
смертью проклятого и за твои грехи» оно говорит «поистине, ты не
заслужил ничего, кроме проклятия и смерти». Для грешника, который
пытается прикрыться лохмотьями своих добродетелей, благочестивых
дел и личных подвигов, это тяжкий удар – он узнает, что его
лохмотья нику- да не годятся. То, с чем он связывал свою надежду,
оказалось тщет- ным. Но, в то же время, это великое утешение и
освобождение – ты не будешь осужден, потому, что за тебя умер Невиновный. Тебе
не нужно переживать о том, достаточно ли хорошо выглядят твои
лохмотья, по- тому, что тебе дается одеяние праведности Христовой.
Смерть и Вос- кресение Христово отпускает измученного грешника на
свободу – нет больше необходимости лгать и оправдываться, не нужно
надрываться, пытаясь пробиться к Богу своей личной безупречностью, не
нужно пребывать в страхе и сомнениях, все больше убеждаясь, что
это не- возможно – можно просто сдаться и успокоится в
искупительном дея- нии Христа. Ап. Павел ставит жесткий выбор: или мы
принимаем через веру праведность Христову, или пытаемся поставить
собствен- ную праведность. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь
поставить собственную праведность, они не покорились
праведности Бо- жией. Потому что конец закона — Христос, к
праведности вся- кого верующего (Рим. 10:3-4). Сам Апостол объявляет свои прежние (весьма значительные)
ре- лигиозные достижения и заслуги, «тщетою» и «сором»: Но что для меня было преимуществом, то ради Христа
я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства
познания Христа Иисуса, Господа моего. Для него я от всего
отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа (Флп.
3:7-9). Искупительное служение нашего Господа содержит в себе все
не- обходимое и достаточное для нашего спасения. И когда наступило время ужина, послал раба своего
сказать зва- ным: «идите, ибо уже все готово» (Лк. 14:17). Искупление во Христе и искупление собственными усилиями не дополняют, а взаимно отрицают друг друга: Не отвергаю благодати Божией; а если законом
оправдание, то Христос напрасно умер (Гал. 2:21). (Мы подробно рассмотрим, что Павел имел в виду под «законом», когда будем говорить об оправдании верой.) Любое учение о спасении, которое в какой-либо мере
приписыва- ет спасение человека его личным достижениям, неизбежно
приводит (хотим мы этого или нет) к отрицанию искупления,
совершенного Христом. Если человек сам себя спасает личным подвигом, то
Голго- фа превращается в некий чисто демонстративный акт, цель
которо- го — «убедить человека совершать свое спасение». Читателю, возможно, доводилось сталкиваться с несколько
иным представлением: Христос искупил человеческую природу, а
каждый отдельный грешник еще должен усвоить плоды искупления
своим личным подвигом. При этом утверждение, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне
Его (1 Ин. 5:11), понимается в том смысле, что Бог даровал нам не саму
жизнь, а только возможность приобщиться вечной жизни во Христе,
каковую возможность мы сами должны осуществить личными усилиями. Я вынужден признать, что при сопоставлении с Апостольскими
свиде- тельствами об искуплении это представление вызывает
серьезные трудности. 1) «Человеческая природа» реально существует только в лице конкретных людей. Утверждать, что Христос искупил
«человеческую природу», не искупив никого конкретно, — значит
утверждать, что Христос не искупил ровным счетом ничего. 2) В контекст Апостольских свидетельств об искуплении
очень трудно поместить такое понятие, как «человеческая природа
вообще». Можем ли мы сказать, что, Он изъязвлен был за грехи человеческой
природы и мучим за без- закония человеческой природы; наказание
мира нашего было на Нем; ранами Его человеческая природа исцелилась;
человеческая природа блуждала, как овцы, совратились каждый на свою
дорогу, и Господь возложил на Него грехи человеческой
природы (Ис. 53:5-6) или в Котором человеческая природа имеет
искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его (Еф.
1:7)? «Человеческая природа» не может грешить и нуждаться в
искуп- лении грехов, не может куда-либо совращаться — для этого
нужно быть личностью, а не природой. 3) Такое представление подрывает основу личной благодарности
и личной преданности христианина
Спасителю. Если Христос умер не за конкретных людей, а за «природу», то связанные с этим
нравствен- ные обязательства также ложатся на «человеческую природу»,
а не на конкретных людей. 4) Такая точка зрения похищает славу нашего искупления у
Хри- ста, делая подвижника своим собственным искупителем. В
самом де- ле, благодаря чьим деяниям конкретный человек
обретает плоды искупления? Благодаря своим собственным. Христос лишь
обеспечи- вает ему возможность это сделать. Приведу пример. Представьте себе, что я по причине моей
ве- ликой щедрости, зная Ваше бедственное материальное
положение, предлагаю Вам даром пять тысяч рублей. Вы уже протягиваете
руку, и тут я объясняю Вам, что для того чтобы усвоить этот дар,
Вы должны месяц отработать, а я, по моей великой щедрости и
неза- служенному к Вам расположению, обеспечу Вас рабочим
местом, инструментами и всем необходимым для работы. Более того, я
заяв- лю, что оставляю за собой право ни дать Вам ни копейки,
если объем и качество Вашей работы меня не устроят. Вы, вероятно,
поймете, что никакой я не благодетель, а просто работодатель, да и
работодатель какой-то странный — зачем же называть зарплату даром? У меня всегда вызывали недоверие уличные торговцы, которые сначала предлагали что-то «в подарок», а потом говорили,
что нужно (всего-то только) оплатить доставку. Если мне просто хотят
продать какую-то вещь, то зачем называть это «подарком от фирмы»? Если конкретный человек обретает спасение «личным
подвигом», то зачем же говорить о «даре» спасения? Это было бы просто
недоб- росовестной рекламой. А я не нахожу возможным подозревать
Бога в недобросовестной рекламе. Если слово Божие утверждает, что
спасе- ние — это дар, значит так оно и есть: Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых
нет се- ребра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте
без серебра и без платы вино и молоко (Ис. 55:1). Получая оправдание даром, по благодати Его,
искуплением во Христе Иисусе (Рим 3:24), Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас,
Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился (Еф. 2:8-9). Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь
вечная во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6:23). Означает ли это, что личными нравственными усилиями можно просто пренебречь? Разумеется, нет. Но, как мы сейчас
рассмотрим, благочестивая жизнь и усердие к добрым делам — это
необходимое проявление спасения, а не его предварительное условие. 5) Рассмотрим Ин. 15:4-5: Пребудьте во Мне, и Я в
вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы,
если не буде- те во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает
во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не
можете де- лать ничего. Господь говорит здесь, что мы можем принести угодные Богу плоды, только пребывая в Нем. Итак, если я не во Христе,
то пользы от всех моих духовных усилий не больше, чем от хатха-йоги.
Если я пребываю во Христе, то я уже обладаю теми благами,
которые Он обещает своим овцам: И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и
никто не по- хитит их из руки Моей (Ин. 10:28). В других местах Писание также говорит о том, что мы можем творить угодные Богу дела, только будучи уже спасены и
приняты Им: Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас,
Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его
творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые
Бог предна- значил нам исполнять (Еф. 2:8-10). В самом деле, какие добрые плоды человек может принести
Богу, если он еще остается «сыном противления», «чадом гнева» и
«гнев Божий пребывает на нем»? То же говорится и в послании к Римлянам: Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. Но
вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий
живет в вас. Ес- ли же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его
(Рим. 8:8-9). Мы можем жить по духу, только если Дух Божий уже живет
в нас, в противном случае мы «Богу угодить не можем». О Духе же
сказано, что Он является несомненным Свидетелем нашей принадлежности Христу. В Нем (во Христе) и вы,
услышав слово истины, благовествова- ние вашего спасения, и уверовавши в Него,
запечатлены обето- ванным Святым Духом, Который есть залог наследия
нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его (Еф.
1:13-14). То есть только тот, кто уже принадлежит Богу через
Иисуса Хри- ста, имеет Святого Духа. Итак, чтобы принести Богу добрые плоды, нужно сначала быть соделанным добрым деревом (Мф. 7:17-18). Довольно странно
ду- мать, что репейник может личным подвигом произвести смоквы
и в награду за это соделаться смоковницей. 6) Такое представление о спасении предполагает, что
человек мо- жет находиться в процессе перехода от «неискупленного» к
«искуп- ленному» состоянию, пребывать во Христе лишь частично, по
мере «усвоения» человеком плодов искупления. Между тем Писание
про- водит очень резкую и четкую грань между пребыванием во
Христе — когда человеку уже принадлежат все настоящие и будущие
блага ис- купления, и пребыванием вне Христа, когда человек целиком
и полно- стью лишен этих благ, грань настолько резкую, что
невозможно говорить ни о каком промежуточном или переходном
состоянии. Этот вопрос настолько важен, что мы отведем для его
рассмотрения от- дельную главу. О НЕВОЗМОЖНОСТИ ПРОМЕЖУТОЧНОГО СОСТОЯНИЯ Итак, представление о постепенном «усвоении» человеком
спа- сения предполагает, что человек может находиться в
процессе перехо- да от “неискупленного” к “искупленному” состоянию,
пребывать во Христе лишь частично, по мере “усвоения” человеком плодов
искуп- ления. Между тем Писание не оставляет возможности для
такого промежуточного состояния. Или человек во Христе — и тогда
ему уже принадлежат все настоящие и будущие блага искупления,
или вне Христа, и тогда он целиком и полностью лишен этих благ: Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в
Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем (Ин.
3:36), Верующий в Него не судится, а неверующий уже
осужден, пото- му, что не уверовал во имя Единородного Сына Божия
(Ин. 3:18), Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и
верую- щий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную; и на суд
не прихо- дит, но перешел от смерти в жизнь (Ин. 5:24). Невозможно в какой-то степени “иметь жизнь вечную” и при
этом в какой-то степени пребывать под гневом Божиим, «на суд не
прихо- дить» и в то же время быть «уже осужденным». Рассмотрим
также Еф.2:1-10 И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в
которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле
князя, господствую- щего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах
противления, меж- ду которыми и мы все жили некогда по нашим плотским
похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по
природе чадами гне- ва, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей
великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по
преступлениям, оживотво- рил со Христом, - благодатью вы спасены, - и
воскресил с Ним, и по- садил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в
грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости
к нам во Хри- сте Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и
сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо
мы - Его тво- рение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела,
которые Бог пред- назначил нам исполнять. Невозможно быть немного “сыном противления” и “чадом
гнева” (Еф. 2:2-3) и при этом немного спасенным и посаженным на
небесах во Христе Иисусе (Еф. 2:5-6). Невозможно быть немного
проклятым (Вт.11:28, Гал.3:10) и немного благословенным (Гал.
3:13-14; Еф. 1:3). В данный момент можно находиться либо в том либо в другом
поло- жении, но никак не посередине. Не существует никакого
промежуточ- ного или переходного состояния между благословением и проклятием, оправданием и осуждением, царством тьмы и
Царством Возлюбленного Сына (Кол. 1:13). Либо вы сейчас
принадлежите к Его овцам (Ин. 10:27-28) и обладаете всеми, настоящими и
будущими, благами, которые Господь им обещает, либо вы не из овец
Его (Ин. 10:26) и полностью лишены этих благ. Переход от одного состояния к другому, таким образом,
никак не может быть протяженным во времени процессом с
непредсказуемым результатом. Это однократное событие с четко известными
последст- виями. Это событие в Писании ассоциируется с Крещением и
описы- вается как рождение свыше, возрождение, или рождение от
Бога (соотв. 1 Петр.1:23, Ин.1:12-13, Иак.1:18) оправдание
(Рим.5:1, 9), усыновление Богу (напр.Гал.3:26), причем везде речь идет
именно о событии, а не о процессе – христиане описываются как
возрожден- ные, а не как возрождаемые, как усыновленные, а не как
находящиеся в процессе усыновления. Священное Писание много говорит о процессе духовного
возрас- тания, постепенного уподобления Христу (см.главу «Спасение
как процесс» этой книги), но сам этот процесс начинается
только после того, как переход из «чад гнева» в «дети Божии» уже
совершился. Для того, чтобы расти, надо сначала родиться. Для того, чтобы
возрастать в новой жизни, нужно сначала – и со всей определенностью –
быть живым, а не мертвым, уже «перейти от смерти в жизнь». В
следую- щей главе мы рассмотрим, как совершается этот переход. ВЕРА Поскольку все блага спасения мы обретаем через веру, нам
преж- де всего понадобится выяснить, как слово Божие определяет
веру. Апостол Павел дает это определение на примере Авраама: Не поколебался в обетовании Божием неверием, но
пребыл тверд в вере, воздав славу Богу, и будучи вполне уверен,
что Он силен и исполнить обещанное. Потому и вменилось ему в
праведность. А впрочем не в отношении к нему одному написано, что
вменилось ему, но и в отношении к нам; вменится и нам,
верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа
нашего, Ко- торый предан за грехи наши и воскрес для оправдания
нашего (Рим 4: 20-25). Итак, согласно Павлу, вера — это непреложная уверенность в том, что Бог исполнит Свои обетования, которые Он дает во
Христе, несмотря на все то, что кажется противоречащим этому. Вера
в Бо- га — это вера Его слову: бессмысленно заявлять, что я верю
в Бога, если я не верю тому, что Он говорит. Обетование — это не
что-то та- кое, что возможно осуществится, а возможно нет. Бог силен
испол- нить обещанное. Бог знает, что Он говорит; нелепо думать,
будто Его всеведение упустило что-то из виду или Его мудрость что-то
не учла. Бог не может ни обманывать, ни ошибаться. Отрицать
непреложность Его обетований — значит отрицать то, что Он является
Богом: Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын
человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет, и не сделает? будет
говорить, и не исполнит? (Числ. 23:19). Кому Бог дает Свои обетования? Всякому, кто уверует: И будет: всякий, кто призовет имя Господне,
спасется (Ио- ил. 2:32; Деян. 2:21; Рим. 10:13). Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем
даль- ним, кого ни призовет Господь Бог наш (Деян. 2:39). Ибо Писание говорит: «всякий, верующий в Него, не
постыдит- ся» (Рим. 10:11; Ис. 28:16). Итак, верить — значит полагаться на обетования Божии,
данные во Христе. Бессмысленно спрашивать, так ли сильна моя
вера, как ве- ра Авраама, чтобы я мог рассчитывать на исполнение
обетований. Ав- раам вообще не задается вопросом о силе своей веры. Он смотрит
не на себя, а на Бога. Если бы Авраам смотрел на себя, он
увидел бы только, что Тело его, почти столетнего, уже омертвело, и
утроба Сар- рина в омертвении (Рим. 4:19). Его поведение иногда выдает
страх и недостаточную уверенность в Божием покровительстве (Быт
12:11-12, 20:2). Он ясно видит, что не имеет в себе самом ничего,
заслуживаю- щего исполнения обетований как некой награды: Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить
Владыке, я, прах и пепел: (Быт. 18:27) но ему и в голову не приходит, что Бог может отказаться от
Сво- его слова. Верность Бога не зависит ни от чего. Потому, что праведный Авраам, приемля обетование из уст
Бо- жиих, не на плоть свою омертвелую смотрел и не на
мертвость Саррину смотрел, но на неложное слово Всемогущего Бога (св. Иоанн Златоуст). Златоуст при этом подчеркивает, что не праведные деяния
Авраа- ма, но именно вера оправдала его перед Богом: Ведь нимало не странно оправдаться верою тому, кто не
имеет дел; но украшенному заслугами сделаться праведным не
вследст- вие их, а по вере — это было особенно удивительно и
особенно обнаруживало силу веры (Беседы на послание к Римлянам, стр. 567). Итак, подчеркнем: вера смотрит не на себя, но на Бога. Это
важно уточнить, так как некоторые христиане весьма смущаются
вопросом – обладаю ли я подлинной верой? Могу ли я знать, что моя
вера – ис- тинная? Но что делает веру спасительной? Ее собственные качества,
сила убежденности, готовность пострадать за свои убеждения, ее
опреде- ляющее влияние на жизнь человека? Нет. Коммунисты и
нацисты не- редко проявляли поразительное мужество и жертвенность, приверженцы культов отдавали все свое имущество и
посвящали всю свою жизнь самотверженному служению, язычники предавались
су- ровому аскетизму – делает ли это их убеждения истинными и
спаси- тельными? Ни в малейшей мере. Что же делает веру истинной и спасительной? Предмет веры.
Тот, в Кого мы верим. Самая пламенная, искренняя и преданная
вера в то, что не может оправдать наших ожиданий, не может принести
нам ни- какой пользы; самая робкая и колеблющаяся надежда на Того,
кто действительно достоин доверия, не будет обманута. Приведу
пример. Допустим, государь провозглашает амнистию мятежникам –
всякий, кто сдастся на его милость, будет прощен. Если Вы
капитулировали, на чем будет основана Ваша уверенность в безопасности? На
том, что Ваша вера в милость государя отличается какой-то особой
непоколе- бимостью? Нет, просто на том, что у Вас есть государево
слово, и Вы знаете, что он его не нарушит. Когда Государь мироздания
во Христе провозглашает нам, мятежникам, амнистию, на чем может быть
осно- вана моя уверенность в том, что лично я амнистирован? На
качествах моей веры? Нет, но на слове Божием. Как говорит Апостол: По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо
я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить
залог мой на оный день. (2 Тим. 1:12) Апостол не говорит – «я знаю, насколько могучей,
непоколеби- мой, плодотворной верой я обладаю», но я знаю, в Кого
уверовал. Итак, истинная вера – это вера истинному Спасителю. Он
силен ис- полнить то, что Он обещал. Бог дал слово – немыслимо,
чтобы Он его нарушил. Истинная вера взирает на Христа и признает
непреложность Его обетований. Ночью я могу испытывать невротический страх, что солнце нико- гда не взойдет, и мир навсегда останется погруженным во
мрак; но при этом я понимаю, что восход солнца никак не зависит от
моих пе- реживаний — он определяется верностью Творца, Который
установил и поддерживает неизменные физические законы, по которым
Земля вращается вокруг своей оси. Как верующий, я могу
испытывать пе- риоды глубокого смятения и эмоционального упадка, но при
этом я понимаю, что верность Бога никак не зависит от моих
эмоций. Пре- бываю ли я в радостной уверенности или терзаюсь сомнениями
и страхами, — слово Божие остается неизменным. Обетование,
которое Он дал нам, есть жизнь вечная (1 Ин 2:25). Бог обещает
вечную жизнь всякому, верующему в Иисуса Христа (Ин. 3:16, 36, 5:24,
6:27 и т.д.). Если я верю в Иисуса Христа, то имею жизнь вечную и на суд
не при- хожу, но перешел от смерти в жизнь. Отрицать это — значит
в лицо называть Бога обманщиком (1 Ин. 5:10). Иисус говорит: Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет
жизнь вечную (Ин 6:47). Если Он говорит правду, то я, как и всякий, кто верует,
имею жизнь вечную. Вера — это не чувство и не переживание; она
совер- шенно не обязательно связана с каким-то ярким мистическим
опытом. Обращение — просто акт воли, которым человек, настигнутый
словом Божиим, говорит «да». Мои эмоции могут лгать; мой разум
может за- блуждаться; мой мистический опыт может оказаться полностью
лож- ным, но Божии обетования останутся истиной — причем
истиной по отношению ко мне — независимо ни от чего. Бог нерушимо и
непоко- лебимо верен. Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса
Господом и сердцем веровать, что Бог воскресил Его из
мертвых, то спа- сешься, потому что сердцем веруют к праведности, а
устами исповедуют ко спасению. Ибо Писание говорит:
«всякий, верую- щий в Него, не постыдится». Здесь нет различия
между Иудеем и Эллином, потому что один Господь у всех, богатый
для всех, призывающих Его. Ибо «всякий, кто призовет имя
Господне, спа- сется» (Рим. 10:9-13). Мы можем быть уверены в своем спасении потому, что Господь нам его обещал. А лгать Он не может. Возможно, читатель возразит: слово Божие постоянно (напр., Мф. 7:21, Иак. 2:26), указывает на то, что спасение
невозможно без благочестивой жизни, соблюдения заповедей и усердия к
добрым де- лам; а так как человек не может знать, достаточно ли он
благочестив, послушен и усерден, он не может быть уверен в своем
спасении. Пусть это недоумение разрешит блаженный Августин: Бог обещал это не по причине нашей воли, но по причине
Своего предопределения. Ибо обещал то, что Сам собирался сделать,
а не то, что собирались сделать люди. Потому что если люди и
де- лают добро, относящееся к почитанию Бога, Он Сам делает
так, чтобы они творили заповеданное, а не наоборот, они делают
так, чтобы Он исполнил то, что обещал. Иначе не в Божией власти,
а во власти людей будет исполнить обещанное Богом (О
предопре- делении святых, 19). В самом деле, если Бог не способен соделать верующих
послуш- ными Ему, и привести их к вечному спасению, то Он просто
обещает то, что не в Его власти. А обещать то, что не в товоей
власти – значит просто говорить неправду. Мы не можем помышлять такого о
Боге. Но не устраняет ли такое представление свободу и
ответствен- ность самих христиан? Если это Бог производит в нас и
через нас вся- кое доброе дело, то не превращаемся ли мы в каких-то
марионеток, лишенных собственной воли? Писание явно обращается к
христиа- нам, как к свободным людям, ответственным в своем выборе —
как совместить это с тем, что сам Бог производит в нас хотение
и дейст- вие по своему благоволению? Объяснить это можно. В любой
ситуа- ции человек сам делает свободный выбор и сам несет за него ответственность. Но каким будет этот выбор — определяется
тем, что он из себя представляет как личность (Мф. 12:35). Выбор
человека свободен, но он в значительной степени предопределен его
нравст- венными качествами. Если Вы доверяете, например, деньги
честному человеку, вы можете быть уверены, что он их не украдет.
Бог не дер- гает христиан за ниточки, заставляя творить угодное Ему, —
Он про- сто, Своей всемогущей благодатью, делает их такими людьми, которые охотно и свободно творят Его волю. Итак, мы становимся подлинно свободными, когда Бог создает
нас, т. е. образовывает и творит не так, чтобы мы были людьми,
это Он уже сделал, но чтобы были добрыми людьми, что делает Он
теперь Своей благодатью, чтобы мы были новой тварью во Христе
Иисусе (Гал. 5:16), сообразно чему сказано «сердце чистое сотвори
во мне, Боже» (Пс. 50:12) (бл. Августин. Энхиридион, гл. 31). Бог обещает не только простить грехи верующих, но и
вложить в их сердца искреннее стремление к праведности: «Вот завет, который завещаю им после тех дней,
говорит Гос- подь: вложу законы Мои в сердца их и в мыслях их
напишу их, и грехов их и беззаконий их не вспомяну более» (Евр. 10:16-17; Иер. 31:33). Те, кто действительно прощены и приняты Богом, будут
являть плоды этого в своей жизни, ибо та же благодать, которая
пробуждает в сердцах верных искреннее упование на Христа, «научает
нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти,
целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (Тит. 2: 12) (о чем
мы подроб- нее поговорим ниже). Если же наша добродетель является
предвари- тельным условием, при котором обетование обретает силу, то
любое обетование сразу же недействительно, ибо в силу нашей
падшей при- роды мы не можем выполнить никаких предварительных
условий. Напомню: никто не имеет ничего своего, кроме обмана и
греха (II Аравсийский собор, кан. 22). Мы должны быть ревностны к
добрым делам, но наша надежда может быть основана только на
обетованиях Божиих. Но может ли оказаться так, что человек, притязающий на то,
что он – верущий, на самом деле обманывается? Апостол пишет,
обраща- ясь к людям, которые явно считали себя верующими Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя
исследы- вайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус
Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть. (2 Кор.
13:5) Они, похоже, не сомневались в том, что они – верующие. В
этом сомневается Апостол. Как же нам «исследовать себя»? Чтобы
понять это, рассмотрим слова Апостола в контектсте: В третий уже раз иду к вам. При устах двух или трех
свидете- лей будет твердо всякое слово. Я предварял и
предваряю, как бы находясь у вас во второй раз, и теперь, отсутствуя,
пишу преж- де согрешившим и всем прочим, что, когда опять
приду, не по- щажу. Вы ищете доказательства на то, Христос ли
говорит во мне: Он не бессилен для вас, но силен в вас. Ибо,
хотя Он и рас- пят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя
не- мощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в
вас. Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя
исследывай- те. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос
в вас? Раз- ве только вы не то, чем должны быть. (2 Кор.
13:1-5) Апостол отвечает тем, кто сомневается в его власти учить
от име- ни Христа, и он указывает на то, что если коринфяне –
истинные ве- рующие, и то пребывающий в них Христос не может
противоречить Христу, пребывающему в Павле. Если же они ставят под
вопрос его Апостольский авторитет, то им следует задуматься – в вере
ли они? На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он
Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы
Христовы. (2 Кор. 10:7) Что же касается урока для всех нас, который содержится в
этом отрывке, то здесь Апостол указывает на критерий истинной
веры – ее согласие с благовестием, возвещенным Апостолами. Если я
Христов, то я не могу входить в противоречие с Христовыми
Апостолами. Ве- ра, претендующая на истинность, на особый мистический опыт
(как это было с коринфянами), на особую духовность, является
ложной, если она противоречит слову Божию, возвещенному
Апостолами. Итак, обетования Божии, Его слово является единственным
осно- ванием веры; оставляя слово Божие, мы оправляемся блуждать
в пус- тыне, где нет путей, и нам имеет смысл задуматься, а в
вере ли мы вообще. Теперь мы можем перейти к следующему вопросу: об
оправдании верой.
|