Сергей Львович Худиев |
Что значит верить во Христа? |
|
|
|
|
|
Сайт
С.Л.Худиева – Вера –
это человеческий ответ Богу. В обыденном языке
мы можем использовать глагол “верить” в двух значениях – “верить каким-либо
известиям, каким-либо словам” или “верить кому-то, относиться с доверием к
определенному человеку”. Мы можем с доверием относиться к каким-то сведениям
“я считаю, что это правда”. Мы можем доверять близкому человеку – “я знаю,
что ты любишь меня, что не бросишь, что я могу на тебя полагаться”. В
христианской вере присутствуют оба этих значения – христиане верят посланию,
выраженному в Библии, и христиане верят Богу как личности. Чтобы поверить
какому-то посланию, мы должны его сначала получить, чтобы довериться личности – сначала ее встретить, и
христианская вера существует благодаря Откровению. Благодаря тому, что Бог
открылся людям. Евангелие говорит, что Бог открылся нам в Иисусе Христе. Иисус
Христос, конкретная историческая личность, человек, Который жил и
проповедовал в Палестине первого века, был распят на Кресте, умер и воскрес
из мертвых, в Библии назван Словом Божиим – потому, что Бог открылся людям,
открылся полным и исчерпывающим образом, в личности и деяниях Иисуса Христа. Первое, что
мы должны сказать о вере – вера это ответ человека на Откровение Бога в
Иисусе Христе; вера не может существовать без Божественного Откровения. Когда
Божие послание достигает до нас, у нас появляется возможность ответить на
него верой. Выбор, перед которым нас ставит Христос.
Свидетельство Иисуса Христа о Себе.
Приверженцы
нехристианских верований или неверующие люди могут выражать почтение к Иисусу
Христу и признавать Его нравственное величие; слабость такой позиции в том,
что Иисус явно не согласен считаться “одним из”, пусть и “одним из великих”;
Он явно не согласен на “просто уважение” – Он требует большего. Евангелия
говорят нам о человеке из плоти и крови, Который говорил о том, что Он и Отец
одно (Ин.10:30), что именно Он, Иисус будет судить все народы в последний
день (Мф.25:31), что наша вечная участь определяется тем, как мы отнесемся к
Нему, Иисусу Христу (Лк.12:8-9), что всякий, кто доверится и покорится Ему
обретет вечную жизнь, а тот, кто отвергнет Его - навеки погибнет (Мк.16:16, Ин. 8:24). Как писал английский
христианский писатель Клайв Льюис: А потом люди испытали
настоящее потрясение. Из среды евреев внезапно вышел человек, который говорил
так, как будто он сам и есть Бог. Он говорил, что может прощать грехи. Он
говорил, что был всегда. Он говорил, что придет судить мир, когда настанет
время. [...]В устах любого другого эти слова свидетельствовали бы лишь о глупости
и мании величия, которым нет равных во всей человеческой истории. Однако (и
это удивительно) даже Его врагам, когда они читают Евангелие, не кажется, что
Он глуп или горд; тем более - читателям, не настроенным предвзято. Христос
говорит, что Он "смирен и кроток"(2), и мы верим Ему, не замечая,
что смирение и кротость едва ли присущи человеку, говорящему то, что говорил
Он. Я сказал все это, чтобы предотвратить воистину глупое замечание:
"Готов признать, что Иисус - великий учитель нравственности, но никогда
не приму Его претензий на то, что Он Бог". Простой смертный, который
утверждал бы такое, - не великий учитель нравственности, а либо сумасшедший,
вроде тех, кто считает себя Hаполеоном, либо сам дьявол. Альтернативы быть не
может: либо это - Сын Божий, либо сумасшедший или кто-то еще похуже. И вы
должны сделать выбор: можете отвернуться от Hего как от ненормального и не
обращать на Hего внимания; можете убить Его как дьявола; иначе вам остается
пасть перед Hим и признать Его Господом и Богом. Только отрешитесь,
пожалуйста, от этой высокомерной бессмыслицы, будто Он - великий
учитель-гуманист. Он не дает нам возможности так думать. Вера - это
"да" по отношению к этому свидетельству Христа о Себе; мы принимаем
что Иисус - действительно Тот, за Кого Он Себя выдавал. Поверить – значит
“пасть перед Hим и признать Его Господом и Богом” А если то,
что Иисус говорит о Себе в Евангелии – правда, то это очень меняет
перспективу. Это означает, что Иисус – не некий персонаж очень старой книги,
а живой Господь, который сейчас ожидает ответа от меня лично, Тот, с кем я
могу установить личные отношения. Это означает, что Он умер на кресте не
просто “за человечество” вообще, но
также и за меня лично; лично мне предложен дар вечной жизни, обретенный Его
жертвой. Христос – центр нашей веры.
Вера – это
личные отношения; хотя в христианстве, несомненно, есть набор доктрин,
которые нам следует принять, христианство начинается с личного отношения ко
Христу, и все в нем стоит на этом личном отношении. Мы разделяем определенные доктрины, ведем себя определенным
образом, ходим в Церковь и т.д. – и делаем все это только и исключительно
ради Иисуса Христа. Все наши
решения по отношению к Церкви, к вероучению, к обрядам следуют из нашего
решения по отношению к Иисусу Христу.
Мы принимаем
вероучение, Церковь, и ее обряды не ради них самих, но ради Иисуса Христа.
Церковь, обрядность и все остальное имеет смысл только в рамках наших
отношений со Христом; без этих отношений все это бессмысленно и не нужно. Как-то я
читал статью одного бывшего священника, отошедшего от христианской веры. Он
писал, что “разочаровался в христианских догматах”. По-видимому, это человек
просто не был христианином – он не говорит, что “разочаровался в Иисусе
Христе”. Если в центре веры и церковной жизни для человека не стоит Иисус
Христос, то для такого человека и догматы, и Литургия, и церковная жизнь
вообще будут чем-то тягостным и бессмысленным; через какое-то время такой
человек уйдет, заявив, что он “разочаровался в христианской вере”. Поэтому
поверить – значит определиться по отношению к Иисусу Христу. Как прекрасно
сказано в одном западном Катехизисе, Мое единственное упование
в том, что плотью и духом, в жизни и смерти я, раб Божий, не принадлежу
самому себе, но Спасителю нашему, Иисусу Христу. Ибо Он драгоценной Кровью
Своею сполна заплатил за все грехи мои и освободил меня от власти дьявола. Он
хранит меня так, что ни волос с головы моей не упадет без воли Отца
Небесного, и даже так, что все [происходящее со мною] должно служить моему
спасению. Духом Своим Святым Он свидетельствует мне о жизни вечной, и готовит
меня всем сердцем жить для Него. Поверить во
Христа – значит довериться Ему, как Спасителю, и покориться Ему, как Господу. Человечекий отзыв: довериться и покориться.
Доверие и
покорность, о которых говорит Писание, относятся не просто к набору
утверждений, но к Личности – это доверие и покорность Иисусу Христу. Описывая
эти отношения, Библия использует такие образы как брак, усыновление,
подданство или военная служба. Доверие
Что нам
делать, если мы принимаем то, что Иисус говорит о Себе? Прежде всего,
Евангелие предлагает нам довериться Иисусу. Он не только воскрес и жив
сейчас, но Он может и хочет
позаботиться о временной и вечной судьбе каждого и каждой из нас. Вопрос,
который у нас часто возникает, когда нам предлагают довериться кому-то –
“действительно ли нам желают добра”? “Искренне ли в нас заинтересованы?
Действительно ли нас любят?” Христос
говорит о Себе Я есмь
пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не
пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и
бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.(Иоан.10:11,12) То, что
Иисус – действительно добрый Пастырь, проявляется в том, что Он “душу свою полагает за овец”. Я могу доверять Иисусу, потому что Он за
меня умер; я могу доверять Богу, потому, что Он отдал Своего Единородного
Сына. Мы, каждый из нас лично, настолько дороги Богу, что Он спасает нас
ценой Голгофы. Любовь
Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего,
чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога,
но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи
наши.(1Иоан.4:9,10) Насколько я
могу доверять человеку, насколько реальна его любовь ко мне, я могу оценить
потому, чем он готов ради меня пожертвовать. Бог принес величайшую из
возможных жертв. Я могу Ему доверять. Одно из
важнейших препятствий к доверию – нечистая совесть. Когда на меня давят мои –
осознанные или полуосознанные грехи, мне хочется держаться от Бога подальше.
Как сказал К.Льюис, грешнику мысль о Боге может быть ненавистна, как близкому
к банротству человеку ненавистен вид банковской книжки. Евангелие устраняет
это препятствие, потому, что Евангелие – это благая весть о прощении грехов.
Господь говорит ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих
изливаемая во оставление грехов. (Матф.26:28) Что бы мы ни
совершили, мы в принципе не могли бы совершить ничего такого, что не искупил
бы Христос. Мы можем быть уверены, что если мы придем к Нему с покаянием и
верой, он не осудит и не отвергнет нас приходящего ко Мне не изгоню вон(Иоан.6:37) Молитва
Как и многие
слова христианского происхождения, слово “молитва” в наше время часто
используется в ложном значении. Мне доводилось читать рекламу книги, где речь
шла о “сильных” молитвах, которые содержат “ключевые слова”, “молитвах”,
которые должны принести исцеление, удачу в делах и иные блага. Как-то я
беседовал с одной женщиной, и показал ей молитвослов, в котором
церковнославянские слова были переведены на русский. “Но ведь тогда заговор не
подействует!” – испугалась она. Поэтому, чтобы сказать, чем является моливта,
мы должны сказать, чем она не является. Молитва –
это не заклинание. Заклинание – это попытка манипулировать
сверъествественным, так сказать, нащупать нужную кнопку (“ключевые слова” и
т.п.) в духовном мире, чтобы получить желаемый результат. Для заклинания
очень важно придерживаться строго определенной формы – иначе “не сработает”.
Такое заклинание – не просто не молитва, но и действие, несовместимое с
христианским взглядом на Бога и духовный мир вообще. Молитва –
это не медитация. Медитация – духовно-психологическая практика, цель которой
– прийти в определенное состояние. Особенность медитации в том, что она
обращена на себя. Человек глубоко сосредотачивается, чтобы изменить, или
ощутить, или познать что-то в себе. Что же
отличает именно молитву? Молитва – и это принципиально важно – это личное
обращение. Личная благодарность или личная просьба. Это обращение к Богу как
к личности, как Отцу, что-то похожее на доверительное общение с близким
человеком. Когда мы
просим прощения за наши грехи, мы ищем примирения с Тем, кого лично обидели
своими грехами; когда просим о чем-то –
мы просим у Того, кто лично помнит и заботится о нас; когда мы
благодарим Бога – мы выражаем нашу веру в то, что Он лично для нас что-то
сделал. В отличие от
заклинаний, когда люди считают, что могут манипулировать сверъествественным –
“на коленях приползет к Вам любимый! 500% гарантии!” – молитва признает
свободу Бога. Бог выслушивает все наши просьбы – и отвечает на многие из них.
Но Он поступает так, как Сам считает наилучшитм для нашего блага. Так же, как
благоразумный отец удоволетворяет не все просьбы детей, Бог Сам решает, когда
и как Он ответит на молитву. Послушание
Доверие,
если оно есть, проявляется в послушании – бессмысленно говорить, что мы
доверяем кому-то, еси мы отказываемся его слушаться. Если мы доверяем
проводнику, мы идем за ним, если мы доверяем врачу, мы следуем его указаниям,
если мы верим Господу, мы следуем Его заповедям. В послушании
верующего Богу можно выделить две взаимосвязанные стороны, которые я бы
обозначил как послушание разума и
послушание воли. Послушание разума
Послушание разума
означает, что мы приводим наши представления о Боге, о мире и о самих себе в
соответствие со словом Божиим. Мы принимаем то, что открывает Бог, как
истину; мы отказываемся от представлений, противных слову Божию, как от
ошибочных. Если мы не были с детства воспитаны в христианской среде – а
большинство из нас не было – мы приходим к Богу с уже сложимися
представлениями о мире, с представлениями, которые мы где-то услышали или
вычитали, с взглядами на мир, которые мы восприняли потому, что они, как говорится
“носятся в воздухе”. Нередко путь
человека ко Христу проходит через увлечение нехристианской духовностью – и он
успевает воспринять какие-то нехристианские учения. Пример,
возможно, для многих актуальный – это популярная в нецерковной среде вера в
карму и в реинкарнацию. Для человека, который раньше придерживался таких
представлений, послушание разума будет означать примерно следущее –
“Поскольку я поверил во Христа, который прощает грехи, я отказываюсь от веры
в карму; поскольку я поверил во Христа, который обещает воскресение и вечную
жизнь, я отказываюсь от веры в переслению душ”. Этот
пересмотр также затрагивает и наши представления о правильном или
неправильном поведении; например, в нашем обществе, которое во многом
утратило представление о святости супружества, блуд и измены считаются чем-то
нормальным и приемлемым. Когда мы покоряемся слову Божию, мы отвергаем это
представление как глубоко ошибочное и порочное. Все мы выросли в обществе,
где глубокое пренебрежение к ценности человеческой жизни приводило и
продолжает приводить к огромному количеству абортов, которые тоже считаются
чем-то нормальным. Обращение ко Христу требует от нас признать, что и в этом
случае Бог прав, а окружающее нас общество – нет. Чем больше
мы осознаем, что нам заповедует Бог, тем яснее мы видим, что все мы
согрешили; это может причинять боль, но необходимо помнить, что Бог, ради
крестной Жертвы Христа прощает нас сразу, как только мы Его об этом попросим.
Послушание воли.
Такой
пересмотр наших воззрений неизбежно приводит к пересмотру нашего поведения. Мы отказываемся от вещей, которые неугодны Богу, и
стремимся делать то, что порадует Его. Исправление нашей жизни – долгий, и,
часто трудный процесс, и никто и нас не достигнет совершества в этой жизни;
но вера, когда она есть, всегда проявляется в искреннем стремлении к
послушанию Богу. Это
послушание имеет активную сторону – мы делаем то, что заповедует Бог, и
пассивную – мы принимаем то, что Он посылает. Я поясню,
что я имею в виду под словом “принимать то, что посылает Бог”. Как-то я
беседовал с одним молодым человеком, который крестился в Православной Церкви,
но ушел, потому, что не пережил того мистического опыта, на который
рассчитывал. Впоследсвии он попал в секту Сахаджа-Йогов, где мистического опыта
хоть отбавляй. Это пример, как раз, нежелания человека смириться с тем, что
именно Бог будет решать, когда и какой мистический опыт человек обретет.
Некоторые люди уходят из Церкви потому, что сталкиваются с чем-то, что их
ранит – с какими-то сложностями в отношениях с другими христианами, например.
Вера, напротив, принимает эти сложности как часть Божьего замысла и думает о
том, как проявить послушание Богу в этой ситуации. Соблюдение
заповедей
Если любите Меня, соблюдите
Мои заповеди.(Иоан.14:15) Мотив для
соблюдения заповедей, который нам предлагает сам Христос – это любовь к Нему.
В Библии любовь – это не просто сентиментальное чуство, это личное отношение,
которое проявляется в поведении. “Я знаю, что Христу это отвратительна
неверность и поэтому я не буду
изменять жене” или “Я знаю, что Христу угодна милость, и поэтому я помогу
моему соседу” Пребывание
в общении с Церковью
Принять
христианскую веру – значит разделить веру Церкви, веру других христиан. Как
говорит Апостол Иоанн о том,
что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а
наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. (1Иоан.1:3) Вера
осуществляется в общении с Церковью, в именно в этом – важный критерий ее
подлинности. Невозможно вступить в общение со Христом, не вступив в общение с
Его народом. Господь заповедует, чтобы мы приняли Крещение и участвовали в
Евхаристии – если мы принимаем Его всерьез, мы не можем пренебречь Его
словами. Господь Иисус говорит о церковных таиствах,
Крещении и Евхаристии: Кто будет
веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
(От Марка 16:16) И, взяв хлеб и
благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас
предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря:
сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается. (От
Луки 22:19,20) Иисус же сказал
им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого
и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий
Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть
Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и
пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. (От Иоанна 6:53-56) О
Церкви: Я создам
Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее.
(От Матфея 16:18) если же не
послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он
тебе, как язычник и мытарь. (От Матфея 18:17) Слово Божие говорит: Итак внимайте
себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти
Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. (Деяния 20:28)
Своей
Жертвой Господь приобрел Себе именно Церковь, а не отдельно стоящих гордых
одиночек. Прийти к Нему - значит прийти в Церковь. Так говорит Его слово. Как обрести веру.
Итак, вера –
это решение, которое мы принимаем и которого придерживаемся; это акт воли.
Уверовать – значит поступить определенным образом. Иногда люди говорят “я не
могу обрести веру” . Такие слова – результат ошибочного представления о вере, как об особом чустве или переживании,
чем-то среднем между влюбленностью и высокой температурой. Господь, напротив,
говорит о вере, как об акте нашей воли: “покайтесь и веруйте в
Евангелие”“веруйте в свет” “веруйте в Бога, и в Меня веруйте.” На нас самих
возлагается ответственность за то, чтобы уверовать; это действие, которое
должны совершить мы. Мы должны принять решение довериться и покориться
Богу – и это никто не сделает за нас. Мы должны пересмотреть наши взгляды и
наше поведение. Первый,
наболее простой шаг к этому – и наиболее очевидное проявление веры – это
молитва. Лучшее, что можно сделать для обретения веры – перейти от разговоров
о Боге к молитве к Богу. Для человека, только приступающего к молитве, может
быть будет трудно обратиться к Богу со своими словами – поэтому ему могут
быть особенно полезны молитвословы – книги, в которых собраны молитвы,
составленные святыми, молитвы, отражающие их духовный опыт. Самая первая
молитва, к которой можно обратиться к Господу Иисусу – молитва, которая
называется Иисусовой, она очень короткая и очень содержательная: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня
грешного (или грешную) В ней мы
исповедуем Иисуса Христа нашим Господом, выражаем веру в то, что Он –
подлинно Сын Божий в том смысле, в котором Он на это претендовал, просим о
его милости и признаем, что нуждаемся в этой милости, ибо мы – грешники. Человек может начать свою молитвенную
жизнь именно с этой молитвы – ее можно произносить где угодно, в любую
свободную минуту. Второе, что
необходимо сделать – присоединиться к Церкви. При многих храмах существуют
курсы катихизации – наставления в основах веры. Есть Да благословит Вас Господь. Сергей Худиев |