Сергей Львович Худиев |
О некоторых антихристианских аргументах |
|
|
|
|
|
Сайт С.Л.Худиева – Недавно я отлепил от стены вагона в метро маленькую
листовку следующего содержания: «В декабре четверо кавказцев
изнасиловали и убили русскую девушку. Сегодня они смотрят на твою дочь!» Я не знаю, имело ли место на самом деле помянутое
преступление; вполне возможно, что и имело – преступники есть среди
представителей любых национальностей. Однако цель этого послания была
достаточно очевидной – вызвать у читающего ненависть ко всем выходцам с
Кавказа, вызвав в его сознании ассоциацию “кавказцы – преступление”
(желательно сексуальное, поскольку оно вызывает более сильную эмоциональную
реакцию). Мне не хотели сообщить определенную информацию; у меня хотели
вызвать ненависть к определенной группе людей. Собственно, это простейший, и наиболее распостранненый,
способ вызвать ненависть к определенным людям – указать на то, что среди них
есть преступники; представить их преступления (реальные или вымышленные) так,
чтобы вызвать наиболее сильную эмоциональную реакцию. Гнев и ненависть
вызванные конкретным преступлением, автоматически переносятся на всю группу –
выходцев с Кавказа, евреев, капиталистов, мусульман – кого угодно; все, кто к
этой группе принадлежат, начинают восприниматься (скорее на уровне эмоций,
чем продуманных убеждений) как злобные, порочные, опасные и заслуживающие
ненависти. Этот же прием используется и антицерковной пропагандой.
Некоторое время назад я читал интервью Филиппа Пулмана, талантливого
английского писателя и воинствующего атеиста. Он говорил примерно следующее: Я не верю в Бога сожжения ведьм;
я не верю в Бога еврейских погромов, Бога священников-педофилов, Бога
монахинь, истязающих детей в монастырских приютах, Бога религизных войн и
пыток инквизиции. Не спорю с тем, что вещи, о которых он говорит, имели
место, а что-то может иметь место до сих пор – в семье не без урода. Я просто
собираюсь объяснить, почему подобная аргументация ни в малейшей степени не
подвигает меня покинуть Церковь. Вернемся к упомянутой выше националистичекой листовке. Я
не спорю с тем, что среди выходцев с Кавказа бывают преступники; правда
состоит в том, что преступники есть среди выходцев откуда угодно. Люди всех
национальностей совершают преступления; однако никто не вешает в московском
метро листовок с рассказом о преступлениях, совершенных коренными москвичами.
Картина, которую пытается создать листовка, ложна не потому, что она искажет
факты, а потому, что она определенным образом фильтрует их. Иногда в
антихристианской пропаганде присутствует и прямая ложь; но главным образом
она действует за счет определенного подбора подлинных фактов. Приведу пример. Представьте себе, что некая политическая
система истребляет миллионы людей из-за их расы, а другие миллионы – по той
же причине - подвергает жестоким притеснениям, заключает в концентрационные
лагеря своих граждан только за их национальность, наконец, в ходе войн
сжигает живьем население целых городов, сотни тысяч людей, взрослых и детей,
причем абсолютное большинство из них – гражданские лица. Между тем, множество
людей, вовсе не злодеев и не сумасшедших, людей вполне уважаемых, горячо
поддерживают эту систему и считают ее наилучшей. Возможно, я удивлю читателя,
но скажу. Я с ними согласен. Скажу что это за система. Это демократия. Такое,
несомненно демократическое, государство как США, осуществляло геноцид
индейцев, рабство, а потом сегрегацию чернокожих (причем в соответствии с
демократически принятыми законами), заключило, во время второй мировой войны,
своих граждан японского происхождения в концлагеря, сбросило атомные бомбы на
Хиросиму и Нагасаки, и сожгло – при помощи фосфорных бомб - еще сотни тысяч
гражданских лиц в немецких и японских городах. Все это – подлинные факты.
Могу ли я теперь воскликнуть “я не верю в демократию геноцида индейцев и
рабства негров, демократию концлагерей и атомных бомбардировок!” Могу,
конечно. Это будет высказывание, совершенно аналогичное высказыванию
Пуллмана. Оперирующее с подлинными фактами, но создающее, в целом, совершенно
ложную картину. Один мой собеседник в англоязычном форуме сказал на это:
“расистские законы не были порождением демократии как таковой. Просто люди,
которые уже были расистами, использовали демократию для проведения
расистской политики”. Он прав. Те ужасные вещи, которые я упомянул, произошли
в демократическом обществе. Но они не были порождены демократией как таковой;
они были порождены человеческой гордыней, алчностью, жестокостью и глупостью.
Демократы принимали расистские законы; демократически избранные лидеры
творили ужасающие несправедливости и жестокости; но не потому, что они были
демократами, но потому, что они были – употреблю этот термин – грешниками. Те ужасные вещи, о которых так любят говорить критики
Церкви, действительно имели место в христианских обществах (я сейчас не
обсуждаю достоверность конкретных случаев) . Неправда другое – предположение,
что они были порождены именно христианством. Христиане сожгли ведьм, а
демократы сожгли жителей Хиросимы. Если мы согласны в том, что Хиросиму
нельзя считать плодом демократии, нам следует согласиться и в том, что
сожжение ведьм нельзя считать плодом христианства. Люди склонны
демонстрировать гордыню, жестокость, жадность и безрассудство в любых
обществах и оправдывая свое поведение любыми идеалами. Скорее, нам стоит задуматься о том, почему люди себя так
ведут. На этот вопрос давались разные ответы. Одни были уверены в том, что
все дело в отсутствии просвещения, другие искали причину в несправедливом
общественном строе, третьи видели ее в какой-то нации или расе, четвертые – в
вере в Бога. Но есть один ответ, который был известен очень давно: Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено;
кто узнает его? (Иер.17:9) Люди творят зло и безумие не потому, что они христиане или
демократы, но потому, что их сердце глубоко поражено грехом. Рассказы об
ужасах человеческой истории не подрывают веру в Евангелие. Они показывают,
зачем оно нужно. Церковь – это больница посреди эпидемии, ковчег посреди
потопа. Человек не хочет войти в больницу, потому, что внутри – больные? Что
ж, значит ему придется болеть снаружи. |