Джун Хант |
Ключи |
|
|
|
|
|
ГОВОРИТЕ ИСТИНУ С ЛЮБОВЬЮ one;text-autospace:none'>«…Но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос» (Ефесянам 4:15). Представленные ниже примеры показывают, как родители могут
устанав- ливать границы и говорить о своих требованиях, действуя с
любовью, что помогает подростку развивать самоконтроль и чувство личной
ответствен- ности. Вместо того, чтобы чрезмерно оберегать, защищать или
выручать подростков из возникшей вследствие их поведения ситуации,
следует про- тивопоставить безответственным действиям подростка свою твёрдую
волю. Границы и правила, с чётко установленными последствиями за их
наруше- ние, необходимо устно проговорить, не допуская возможности
извинений или просьб о прощении. • Мать говорит своему
любящему спорить ребёнку: «Я хочу обсудить твоё требование, но если ты будешь продолжать надоедать мне и спорить со мной, я просто уйду, оставив тебя
одно- го. Мы не сможем обсуждать этот вопрос с тобой до тех пор, пока
ты не будешь говорить разумно и уважительно». «От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры» (2 Тимофею 2:23). • Отец обращается к
своему расточительному сыну: «Я бы очень хотел, чтобы ты научился понимать цену деньгам. С этого момента я больше не буду давать их тебе просто так. Я
считаю, что тебе уже пора самому находить способы зарабатывать средства для покупки тех многих вещей, которые ты хочешь приобрести. Это поможет тебе быть ответственным за свои расходы». «Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хо- чет трудиться, тот и не ешь» (2 Фессалоникийцам 3:10). • Мать говорит своей
дочери, которая постоянно опаздывает: «Нам обязательно надо быть вовремя на празднике, и я также знаю, что ты хочешь туда попасть. Если ты будешь готова к приезду
маши- ны в шесть часов вечера, нам не придётся ехать в гости без
тебя». «Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен» (Притчи 16:20). • Отец обращается к
своему разгневанному сыну: «Я знаю, что ты рассержен, и поверь, я уважаю чувства, которые
ты испытываешь, но если ты собираешься кричать и вздумаешь ругать- ся со мной, я предпочту удалиться. Конечно, ты полон гнева и хо- чешь его излить — это твой выбор и твоё право. А мой выбор и моё право — решать, что я готов терпеть, а что — нет, какое
поведение я могу позволить в моём присутствии, а какое — нет. Я надеюсь, что скоро мы всё же сможем поговорить спокойно». «Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его» (Притчи 29:11). • Отец говорит своему
чем-то недовольному, агрессивно настроен- ному ребёнку: «Я всегда готов поговорить с тобой о том, что тебя беспокоит. Но
я не думаю, что лучшее решение — пытаться заставить тебя поделиться со мной своими тревогами. Если ты когда-то и захочешь поговорить со мной об этом, ясно одно — это должен быть твой выбор. Так
что, когда ты будешь готов рассказать мне о том, что с тобой
происходит, я надеюсь — ты подойдёшь ко мне сам». «Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает об- личения» (Притчи 13:1). • Отец говорит своему
сыну, чего-то настойчиво требующему: «Я забочусь о тебе, о твоих потребностях, желаниях, но мне нужно некоторое время, чтобы подумать о том, чего ты просишь. Мы мо- жем поговорить об этом завтра». «Видал ли ты человека опрометчивого в словах своих? на глупого больше надежды, нежели на него» (Притчи 29:20). • Мать говорит своей
дочери, потерявшей её доверие: «Я знаю, ты хочешь, чтобы я опять стала доверять тебе машину. Я тоже хочу верить тебе. И я не сомневаюсь, что мы можем решить этот вопрос. Но потребуется время. Я хочу как минимум в течение одного месяца понаблюдать за тобой, чтобы узнать, можно ли тебе доверять, насколько твои слова совпадают с твоими делами. Только так я могу убедиться, что ты действительно хочешь вернуть моё
до- верие и будешь обращаться с машиной правильно». «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и
во многом» (Луки 16:10). Д. Благодарность со стороны подростков Не ожидайте «букета благодарностей» от своего подрастающего
ребёнка за ва- шу жертвенность, терпение и беспокойство, проявляемые по
отношению к не- му. Цветы благодарности редки, как правило они не появятся, пока
подрос- ток не окажется вдали от дома и не встретится лицом к лицу с
трудностями жизни в этом безжалостном мире. Иногда осознание всего, что было
сделано родителями, приходит довольно поздно — когда у взрослого сына
или дочери уже появляются свои дети. Тогда ваши дети могут прозреть и
выразить вам своё искреннее чувство глубокой благодарности за всё, что вы
сделали для них в жизни. «Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его» (Екклесиаст 11:1). Дорогие родители,
живите такой жизнью, чтобы в один прекрасный день вы смогли
услышать из уст своих детей следующие слова: Спасибо вам за то, что воспитали
меня христианином. Спасибо вам за то, что давали
мне честные ответы на трудные вопросы. Спасибо вам за то, что вы всегда
уважительно относились к моему стремлению быть независимым и давали мне свободу. Спасибо вам за то, что вы
позволяли мне совершать ошибки и терпеть поражение. Спасибо вам за то, что вы не
напоминали мне о моих ошибках. Спасибо вам за то, что вы
прощали мои обидные и грубые слова и замечания. I V . Ш А Г И К Р Е Ш Е Н И Ю — 327— Спасибо вам за то, что вы были
моими родителями, а не приятелями. Спасибо вам за то, что вы всегда
так доброжелательно и вежливо относились к моим друзьям. Спасибо вам за то, что старались
давать мне больше безусловной родительской любви, чем денег. Спасибо вам за то, что научили
меня уважать авторитет других лю- дей; ценить искренность, непорочность и единство духа, души и тела; быть великодушным и свободным от предрассудков и преду- беждений. Спасибо вам за то, что вы
выступали против моих неправильных и неприятных поступков, никогда не соглашаясь с ними. Спасибо вам за то, что научили
меня говорить «нет» тогда, когда было проще и легче ответить «да». Спасибо вам за то, что вы всегда
оставались такими благочестивыми родителями. За это я вас по-настоящему уважаю. МЫ МОЖЕМ годами носить в себе обиду, не умея, или не имея сил
простить обидчика. Кто больше страдает при этом: тот человек, который
обидел нас, или мы сами? Что если он уже давно осознал свою вину и раскаялся в
содеянном, а мы никак не можем забыть это и простить? Иисус Христос учит нас
молиться так: «От- че наш… прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам
нашим…» (Матфея 6:9-12). Вот что писали об этом Отцы Ранней Церкви: «Не питай
вражды ни к како- му человеку, иначе молитва твоя будет неприятна Богу» (Григорий
Богослов); «Не будь злопамятен, если не хочешь обидеть себя самого», «Не прощая
другому, ты не столько его огорчаешь, сколько себя обижаешь» (Иоанн
Златоуст). Научиться прощать даже самые сильные обиды поможет вам этот раздел
«Ключей» I. Определения Когда мы читаем Библию, очень важно правильно понимать то, что в
ней на- писано. Для этого необходимо знать точное значение слов:
древнееврейских (если мы читаем книги Ветхого Завета) и древнегреческих (если мы
читаем Новый Завет). В данном случае нас интересуют значения древнегреческих слов, связанных с понятием «прощение». А. Значение слова «простить» Греческое слово «aфиэми», часто переводимое на русский язык
глаголом «прощать», означает — высылать, отсылать, посылать. • Наказание за содеянное в прошлом «выслано», «убрано», «снято»
с обид- чика, нарушителя, преступника; к нему была проявлена милость. • Человеку даровано освобождение от уплаты за свой долг. Б. Что такое прощение? Прощение — это волевое действие, направленное на то, чтобы: • ИЗВИНИТЬ обидчика, освободить его от наказания за правонарушение (дей- ствие, причинившее вред, направленное против потерпевшей
стороны). • ДАРОВАТЬ освобождение от уплаты долга, возмещения убытков. • СДЕЛАТЬ ВЫБОР в пользу освобождения себя от горьких уз непрощения: — ярости, бешенства, неистовства; — обиды; — желания отплатить, нанести ответный удар; — отвержения, непринятия обидчика; — мести. Прощение
«Снисходя друг ко другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет
жа- лобу: как Христос простил вас, так и вы» (Колоссянам 3:13) (Прочитайте также стихи 8-12) II. Общие признаки непрощения НЕПРОЩАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК: У НЕГО: Одинок - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - трудности с общением Склонен к легализму- - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - критический дух Раздражителен - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - гнев в душе Кипит от негодования, ярости - - - - - - - - - вид самоправедного человека Защищает себя - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - нет близких отношений с другими людьми Полон страха - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - боязнь пойти на риск Безрадостен - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - негативное отношение к жизни Духовно сух - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - «заблокирована» молитвенная жизнь Часто непрощение бывает замаскированным, человек использует
пассивный способ наказания другого, чтобы не оказаться открытым для
ответных дейст- вий с его стороны, для его мести и издевательств. Когда такое происходит,
мы сталкиваемся с: • Упрямством • Нежеланием простить • Сознательным промедлением и проволочками • Преднамеренной неэффективностью • Преднамеренной забывчивостью Неправильное
убеждение: Вполне естественно — обижаться на причиненную боль и
несправедливость, которые подрывают мое чувство значимости и безопасности. Мои
обидчики должны заплатить за свои действия, направленные против меня. III. Главная причина непрощения Правильное убеждение: Так как Бог полностью простил меня, я могу прощать других,
полагаясь на то, что Христос живет во мне. Бог говорит в Своем Слове, что я
должна позво- лить Ему действовать через меня. (На основе Послания к Ефесянам
— (4:32) Причина непрощения — гордость, которая приводит человека
к тому, что он ставит себя в положение судьи, более строгого, чем Бог. Господь
говорит: «Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого, и
грехов твоих не помяну» (Исаия. 43:25). Правильное понимание своего положения во Христе приводит
человека к смирению, его сердце обретает способность прощать других. Такое
отношение к ближним основано на том, что каждый из нас сам нуждается в
Божьем про- щении. Господь говорит в Нагорной проповеди: «Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и
вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Матфея 6:14- 15). А. Ключевой стих Библии для запоминания «Снисходя друг ко другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы». (Колоссянам. 3:13) Б. Ключевой текст из Библии для чтения и
повто- рения Бытие 50:15-21 В. Знайте, что прощение — это процесс Прощение того, кто причинил вам боль, нанес обиду не обяза- тельно происходит сразу, в один момент. Порой прошлые обиды вновь всплывают в памяти. В таком случае вы опять должны сде- лать выбор в пользу прощения. IV. Пути к решению проблемы Когда сердцу нанесена рана, причинена боль; когда доверие попра- но, — необходима помощь Бога, Его исцеляющая рука. Г. Знайте, что в процессе прощения есть
четыре стадии 1 . ПРИЗНАЙТЕ СВОЮ БОЛЬ… Прочувствуйте обиду (1 Петра 4:12) Не закрывайте для себя возможность исцеления своей боли, раны от
причи- ненного вам вреда; не пытайтесь избавиться от боли: Приуменьшая свою боль Неправильное
убеждение: Мой муж не наносит мне эти удары слишком часто. Правильное убеждение: Это никогда не может служить извинением совершенного против вас
насилия. Избиение жены — преступление против закона, как человеческого,
так и Божь- его. И это причиняет боль. (Римлянам. 13:1-2; 1 Петра 2:13) «Понимая» поведение
обидчика Неправильное
убеждение: Я не буду расстраиваться из-за поведения моего брата. Это было
лишь прояв- лением сексуального любопытства с его стороны. Правильное убеждение: Мы должны назвать грех — «ГРЕХОМ». Неважно, сколько лет было вам
и ва- шему обидчику, когда это произошло. Это причинило вам боль,
нанесло вред вашей личности! Это — грех перед Богом! «Потому что все согрешили и лишены славы Божьей» (Римлянам 3:23). Отрицая боль Неправильное
убеждение: Я не могу винить своего отца. Он просто старался показать мне,
как сильно любит меня, и зашел слишком далеко. Кроме того, если мама узнает об
этом, — это убьет ее. Правильное убеждение: Боль — естественная часть жизни и всех живущих в падшем
греховном мире и с падшими, греховными людьми. Конечно, она приносит страдания. «Возлюбленные! Огненного искушения, для испытания вам посылаемо- го, не чуждайтесь, как приключения для вас странного» (в
английском переводе — «не удивляйтесь болезненным испытаниям, от которых вы страдаете…») (1 Петра 4:12) (Прочитайте также: Псалмы 42:11; 43:1-3) Прощая слишком быстро Неправильное
убеждение: Когда это случилось со мной, меня изнасиловали, я знала, что
должна про- стить; в конце концов, я — христианка. Правильное убеждение: Прежде чем полное прощение становится возможным, должно прийти
полное признание зла и несправедливости того, что сделал против вас
обидчик. Необ- ходимо осознание, что это причиняет боль, от которой вы сильно
страдаете. Многие христиане испытывают чувство вины, если они не в
состоянии сразу простить обидчика. Они торопятся простить, закрывая глаза на
серьезность случившегося. Такое прощение не бывает глубоким и полным. (Екклесиаста 3:4) 2 . ПРИЗНАЙТЕ СВОЮ НЕНАВИСТЬ… Посмотрите обиде в глаза (Екклесиаст 3:1,8) Неправильное
убеждение: Как христианка, я чувствую себя виноватой, когда испытываю
ненависть. Правильное убеждение: Бог ненавидит грех. Вы также имеете право ненавидеть грех. Но!
Вы должны ненавидеть грех, а не грешника. (Екклесиаста 3:1,8; Притчи 8:13) 3. ВЫБЕРИТЕ ИСЦЕЛЕНИЕ… Простите обидчика (Филиппийцам 4:13) Неправильное
убеждение: Как быть, если я не чувствую ничего похожего на прощение? Правильное убеждение: Прощение — это не чувство. Это волевое действие, это выбор,
который вам надлежит сделать. «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете
осуждены; прощайте, и прощены будете» (Луки. 6:37). Неправильное
убеждение: Я могу простить кого угодно, но видит Бог, — я не могу простить
этого чело- века. Правильное убеждение: Вопрос не в том, насколько сильно обидели вас, насколько велика
ваша оби- да, но в том, насколько велика сила Божья, которая в вас.
Достаточна ли она для того, чтобы вы могли простить любой грех, совершенный против
вас? (Филиппийцам 4:13; Римлянам 8:37) Неправильное
убеждение: Прощение не кажется мне справедливым. Этот человек должен
заплатить за то, что сделал. Правильное убеждение: Бог знает как справедливо поступить с каждым человеком, — и Он,
раньше или позже, сделает это (Римлянам 12:17-19; Второзаконие
32:4). Неправильное
убеждение: Я простила, но это не привело ни к чему хорошему. Он продолжает
делать то же самое, снова и снова поступая таким же образом. Правильное убеждение: Вы ответственны перед Богом за свои поступки, за то, чтобы
поступать так, как велит Господь, как бы при этом ни поступали другие люди.
(Матфея 18:21-22) Неправильное
убеждение: Я не могу простить и забыть. Я все время думаю о том, какую боль
мне причи- нили. Правильное убеждение: Вы не можете войти в состояние «полной амнезии». Но, в любом
случае, вы можете «выключить» свою голову и не вспоминать, не
«прокручивать» в ней вновь и вновь прошлые обиды. (Исайя 43:18-19; Притчи 17:9; 1
Коринфянам 13:5) 4. ПРИДИТЕ К СОСТОЯНИЮ ГАРМОНИИ… Освободите и обидчика, и себя (Колоссянам 3:13) Придите к состоянию
гармонии с Богом Неправильное
убеждение: Я не могу, не способна простить Бога за то, что Он позволил
этому случиться. Правильное убеждение: Бог наделил все человеческие существа свободной волей. Он не
сотворил нас куклами. Мы выбираем — что делать, как реагировать, куда идти.
Помните, мы все в руках Божьих, где нет места для напрасных трагедий.
Всё, что Бог допускает в нашей жизни, полезно для нас, если мы делаем
правильные выво- ды из происходящего. (Матфея 5:45-47) Неправильное
убеждение: Я чувствую, что Бог далеко от меня. К чему мне все эти
разговоры, зачем мне заставлять себя прощать человека, причинившего мне зло? Правильное убеждение: Непрощение, или недостаточное прощение может мешать вашему
общению с Богом, поэтому вы и чувствуете, что Он далеко от вас. Но, если
вы — истинное дитя Небесного Отца, вы не можете лишиться спасения, потерять
Отца. Он всегда с вами и даёт вам силы для того, чтобы преодолеть любые
трудности и простить даже самое страшное зло. Неправильное
убеждение: Бог никогда не сможет простить меня за все, что я сделала. Правильное убеждение: Господь не только прощает, но и забывает. (Исаия 43:25) Придите к состоянию
гармонии с другими людьми Для этого вы должны: — иметь сердце, жаждущее примирения; — молиться за своих врагов. Неправильное
убеждение: Мы никогда не сможем примириться. Правильное убеждение: Так как Бог простил меня, я также должна прощать других, всем
сердцем стремиться к примирению. (Колоссянам 3:13; Матфея 19:26) Неправильное
убеждение: Я не чувствую в себе сил молиться за своего обидчика. Правильное убеждение: Молитва — не дело нашего выбора; это требование Бога. (Матфея
5:44) — Молитва смещает фокус вашего внимания с недостатков и вины человека на то, в чем нуждается он, и в чем нуждаетесь вы. (1 Царств 12:19-24) — В большей степени концентрируйте свое внимание на том, что вы можете дать, чем на том, что вы можете получить. (Деяния 20:35) «Тот, кто не умеет прощать других, сжигает мосты, по которым ходит сам, так как нет человека, который не нуждался бы в прощении». Джордж Герберт Восстановление разорванных отношений ВСЕ НАРОДЫ мира радуются окончанию войны и день заключения мира
становит- ся всеобщим праздником. Интересен обычай североамериканских
индейцев. Ког- да военные действия между целыми племенами прекращаются, и
неприятели при- миряются, они садятся в круг, чтобы выкурить «трубку мира». У
этой трубки — очень длинный мундштук c особыми украшениями, имеющими
символическое значение. Ритуал курения «трубки мира» — неотъемлемая часть
церемонии уста- новления мира и дружбы между бывшими врагами. Помните, человек был сотворён для общения с Богом и другими
людьми. Вы всегда будете сталкиваться с разочарованиями, несогласием,
спорами и ссора- ми, но вместо того, чтобы начинать «войну» с целью отомстить,
развивайте в сердце стремление к поиску путей примирения. Истинное
примирение делает вас способными жить в мире … даже с вашими врагами. «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Римлянам 12:18). I. Определения На земле первый разрыв взаимоотношений произошел в Едемском
саду, ког- да Адам и Ева, согрешив, разрушили близкое общение с Богом. С
тех пор и до- ныне существует нужда в примирении между Богом и каждым из нас!
Когда- то все мы были врагами Богу, исполняли желания плоти и шли своим
путём, всё дальше и дальше удаляясь от Господа. И только Иисус Христос
сделал воз- можным примирение человека с Богом. «Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына
Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его» (Римлянам
5:10). Для того, чтобы вы могли глубже понять всё, что говорит Библия о
процессе примирения, ниже будет рассмотрено значение древнееврейских и
древнегре- ческих слов, связанных с этим понятием, и то, как они переведены
в русской Синодальной Библии. А. Примирение В Ветхом Завете можно встретить древнееврейское слово «кафар»,
оно озна- чает «покрывать, прикрывать». На русский язык это слово часто
переводится глаголом «очищать». Символом очищения было жертвоприношение.
Кровь животного и сжигаемая жертва были предназначены для того, чтобы
покрыть грех, очиститься от него и примирить человека с Богом. Примирение
«Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла» (Притчи 16:6). В Новом Завете древнегреческое слово «каталассо» переводится на
русский язык глаголом «примирять». Буквальное значение этого слова —
«изменить, уладить взаимоотношения с кем-то», а переносное — «разрешить
свой долг или спор мирно, по-дружески». Иисус Христос стал жертвой за все
наши гре- хи. Он оплатил наш долг, примирил нас с Богом и дал нам служение
прими- рения, чтобы мы, как Его посланники, помогли людям примириться с
Богом и друг с другом. «Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и
давше- го нам служение примирения» (2 Коринфянам 5:18). • Типы примирения: В рамках служения примирения может возникать необходимость
оказывать людям содействие и помощь в: Разрешении финансовых
вопросов — привести людей к обоюдному согласию в финансовых спорах. Налаживании
межличностных взаимоотношений — восстановить разрушенные взаимоотношения между людьми, сде- лать их гармоничными, тёплыми. Решении
внутриличностных проблем — помочь человеку обрести мир в душе, несмотря на неприятные об- стоятельства жизни. Решении духовных
вопросов — оказать человеку помощь в восстановлении гармоничных и близ- ких отношений с Богом. ИОСИФ — библейский персонаж, чья история служит примером примирения (Бытие 37:2-45:15) История об Иосифе — это история о конфликте между братьями,
полная горе- чи и предательства. Иосиф был предан своими старшими братьями и
продан в рабство. Там, далеко от дома, в чужой, языческой стране, молодой
юноша ис- пытал многочисленные страдания и боль. Наверное лишь немногим из
нас удалось избежать боли отвержения со стороны очень близких и
родных лю- дей. В такие минуты мы склонны нападать на обидчика, нанося
ответные ра- ны. Поступая таким образом, мы забываем, что подобным поведением
мы ра- ним сердце Бога. Даже столкнувшись с несправедливым, страшным обвинением и будучи заключен в темницу, Иосиф не потерял своей веры в Бога. Спустя
некоторое время он был освобождён из тюрьмы и занял самое высокое
положение в чу- жой стране — стал вторым, после фараона, человеком в Египте. Казалось бы — все страдания позади, но Бог допускает в его жизни
новое испытание — встречу Иосифа с братьями. Теперь всё наоборот:
Иосиф — гос- подин, имеющий право карать и наказывать, а братья —просители,
достой- ные его гнева (учитывая содеянное ими в прошлом). И вот Иосиф
стоит перед выбором. Что ему делать — простить своих братьев или покарать их
за причи- нённое ему зло? Что же выбирает он, высокопоставленный вельможа,
— оже- сточение, требующее возмездия, или милосердие, отражающее
милосердие Божьего сердца? Иосиф с необыкновенным состраданием прощает вину
своих братьев. Так Иосиф становится миротворцем, человеком, который на
деле не- сёт «служение примирения». «И целовал всех братьев своих и плакал, обнимая их. Потом
говорили с ним братья его» (Бытие 45:15). Б. Отчуждение / отдаление • В Ветхом Завете древнееврейское слово «рахак» означает «быть
далеко, уходить далеко, расширяться», а также «уходить или удаляться от
какого- либо места, отношений». В Синодальном тексте оно переводится
глаголом «удалять». Другое древнееврейское слово «зур» означает «быть
чужим, от- далённым, чуждым», «отвернуться». В Синодальном тексте
это слово мо- жет переводиться глаголом «чуждаться». «Братьев моих Он удалил от меня, и знающие меня чуждаются меня.» (Иова 19:13) • Древнегреческое слово «апаллотроо» в Новом Завете переводится
на рус- ский язык глаголом «отчуждать, отделять, исключать, не
участвовать, не иметь с кем-либо отношений». «И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою» (Колоссянам 1:21-22). • Типы отчуждённости/отдаления людей: Юридическое или
правовое отчуждение — Отдаление близких людей друг от друга; разрыв отношений (муж или жена уходит из семьи к другому человеку). При этом происхо- дит развод и раздел имущества. Отчуждённость во
взаимоотношениях — Недружественные или враждебные отношения (так называемое «охлаждение») между недавними друзьями, членами семьи или людьми с разными взглядами на ценности жизни. Замкнутость человека — Уход от реальности по причине отсутствия истинного понима- ния человеком самого себя, что приводит к неспособности разви- вать взаимоотношения с другими людьми. Духовное отчуждение — Состояние «отделённости» от общения с Богом по причине греха. ДАВИД — библейский персонаж, чья история служит примером отчуждения (2 Царств 13:1-18:33) Многим родителям знакомо чувство горечи, которое они испытывают,
потер- пев поражение в воспитании своих детей. Отношения между Давидом
и его сыном Авесcаломом — один из самых ярких примеров гнева, горечи и
непро- щения между близкими людьми. Амнон, один из сыновей Давида,
изнасило- вал сестру Авеcсалома Фамарь. Но так как Давид оставил подобное
зло без на- казания, родной брат Фамари Авеcсалом, решил отомстить Амнону и
убил его. Давид был далёк от своих детей, и эта отдалённость привела
к мучитель- ному отчуждению, потере взаимопонимания и гибели его сыновей. В
конце концов, Авеcсалом организовал бунт против своего отца, потому
что пожелал быть царём Израиля вместо него. Результатом восстания была
насильствен- ная смерть Авеcсалома от руки Иова — полководца Давида. «И смутился царь, и пошел в горницу над воротами, и плакал, и
когда шел, говорил так: сын мой Авессалом! сын мой, сын мой Авессалом!
о, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын
мой!» (2Цар.18:33) В. Посредничество • В Ветхом Завете древнееврейское слово «луц» буквально
переводится как «уста, рот». Но часто в тексте Синодального перевода Библии оно
употреб- ляется в значении «посредник, переводчик» или «заступник,
ходатай». В Синодальном переводе Библии это слово иногда ещё переводится
словосоче- танием «ангел-наставник», который также, по сути, является
посредником между Богом и человеком. «Если есть у него Ангел-наставник, один из тысячи, чтобы
показать человеку прямой путь его…» (Иов 33:23-24). • В Новом Завете древнегреческое слово «меситес» буквально
переводится словосочетанием «идущий между, посередине», а в Синодальной
Библии — словами «посредник» или «примиритель». «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками,
человек Христос Иисус» (1 Тимофея 2:5). • Посредничество — это вмешательство в конфликт между двумя
сторонами с целью их примирения. • Посредник — это человек «со стороны», который входит в
конфликт с це- лью изменить ситуацию и помочь противоборствующим сторонам найти
ком- промиссное решение. Свою задачу посредник выполняет при помощи
встреч и переговоров, цель которых — достижение взаимопонимания и мира. • Существуют разные виды посредничества: Профессиональное — Беспристрастный человек, имеющий специальную подготовку, вступает в переговоры между конфликтующими сторонами с це- лью привести их к взаимному соглашению и восстановлению меж- ду ними взаимоотношений (юрист, психолог-констультант, спе- циалист по разрешению конфликтов или по переговорам). Личное — Друг или член семьи, который добровольно и безвозмездно проявля- ет заботу о каждом участнике конфликта. Полагаясь на Божье водительство, он стремиться внести ясность в общение конфлик- тующих друг с другом, выявить истину. Духовное — Иисус Христос является Посредником между Богом и погрязшим во грехе человечеством. Цели посредничества — привести конфликтующие стороны к: — Безусловному принятию друг друга. — Обоюдному прощению. — Искреннему и честному общению. — Глубокому пониманию значения и ценности другой личности. АВИГЕЯ — библейский персонаж, чьи действия служат примером успешного посредничества (1 Царств 25:2-42) Авигея — жена Навала, которой пришлось взять на себя «служение
примире- ния», и она преуспела в этом. Это центральная тема в библейской
истории, повествующей о двух упрямцах, столкнувшихся между собою — царе Давиде и зажиточном землевладельце Навале, муже Авигеи. Навал грубо
отверг просьбу Давида о пище и ночлеге, тем самым сильно оскорбив и
Давида, и его измученную армию. Взяв на себя ответственность быть посредником
в воз- никшем конфликте, Авигея охладила пылающее гневом сердце Давида,
при- готовя и принеся ему необходимую пищу. Эта женщина смогла
побудить Да- вида отказаться от возмездия, призвав его к богоугодному
поведению. Она убедила царя отвратить своё сердце от насилия и мщения, напомнив
ему, что возмездие полностью во власти Бога. «И принял Давид из рук ее то, что она принесла ему, и сказал ей:
иди с миром в дом твой; вот, я послушался голоса твоего и почтил лице твое» (1 Царств 25:35). II. Симптомы Никто не в состоянии избежать боли, которую несут с собой
разорванные отно- шения и конфликты. Родные и близкие люди перестают
разговаривать, иногда даже разрывают взаимоотношения друг с другом по причине
какого-то несогла- сия, и подобное отчуждение может длиться годами. Суды
переполнены делами между соседями, родственниками, мужьями и жёнами, не способными
найти общий язык друг с другом. Даже церкви не в состоянии преодолеть
этот мощный и разрушающий поток разногласий и конфликтов. Проверьте своё
сердце. Чем оно наполнено — обидой и отчуждённостью по отношению к друзьям,
родным? Или оно наполнено миром, служа отражением Божьего сердца, — сердца,
несу- щего примирение, …сердца мира? «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Матфея 5:9). Спросите себя: ЕСТЬ ЛИ В МОЁМ СЕРДЦЕ
ОТЧУЖДЕНИЕ? «Ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды»
(Дея- ния Апостолов 8:23). Что приводит к отчуждению, разъединению? — Гордость,
негодование, эмо- циональная отстраненность, недоверчивость… — Гордость Не концентрирую ли я всё своё внимание только на том, как силь- но меня обидели? И не становлюсь ли я из-за этого несправедли- вым, предвзятым? — Поиск ошибок и промахов Не выискиваю ли я ошибки в действиях других, не замечая при этом свои собственные промахи и несовершенства? — Негодование Не коплю ли я гнев, из-за которого в моём сердце возникает
чувство горечи? — Стремление уклониться от встреч Не стараюсь ли я избегать встреч с человеком, с которым нахожусь в состоянии конфликта? — Молчаливость Не закрываю ли я «дверь» общению, скрывая свои чувства и не
прояв- ляя их правильным образом? — Эмоциональная отстранённость Бывает ли так, что я эмоционально отстраняюсь от человека? — Недоверие Не проявляю ли я недоверие по отношению к другим людям, пред- почитая говорить о чем угодно, но только не о себе? — Безнадежность Не проявляю ли я недостаток веры в то, что Бог может повлиять на любую жизненную ситуацию? «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы ка- кой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не
оск- вернились многие» (Евреям 12:15). ЖАЖДЕТ ЛИ МОЁ СЕРДЦЕ
ПРИМИРЕНИЯ? «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы
вы со- единены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Коринфянам 1:10). Что способствует примирению? — Смирение, прощение, открытость в
общении… — Смирение Концентрирую ли я своё внимание на том, как много мне простил (и продолжает прощать) Господь? — Взгляд, направленный на себя Ожидаю ли я изменений от других людей, или, глядя на себя, вижу, что сам должен меняться? — Прощение Каков мой выбор? Отказываюсь ли я от права на возмездие и позво- ляю ли я Господу исцелять моё наполненное обидой и жаждой мести сердце? Открываю ли я своё сердце навстречу прощению? — Здоровая конфронтация Могу ли я высказывать свои чувства, не пытаясь при этом обличать
и обвинять другого человека? — Открытость Стремлюсь ли я поделиться тем, что у меня на сердце и поддержать
лич- ные дружеские отношения? — Готовность пойти на риск Готов ли я пойти на риск быть отвергнутым, зная, что Божия
любовь будет мне поддержкой? — Посвящённость отношениям Готов ли я отбросить прочь мои личные обиды и мою боль ради
сохране- ния и укрепления отношений? — Уверенность Доверяю ли я Богу и Его обещанию дать мне силу прощать других и сохранить мир в моём сердце? III. Причины разногласий, приводящих к непримиримости Непримиримые разногласия — это относительно новый юридический
тер- мин, позволяющий развод и разрыв священных брачных уз вне
зависимости от вины или какой-либо здравой причины. Согласно этому термину и
следую- щему из него правилу, совершенно не обязательно, чтобы поводом и
причи- ной к разводу было какое-либо дурное, грубое поведение или
неверность одно- го из супругов. Это правило предоставляет семейной паре право,
отвергнув всякую личную ответственность, разорвать супружеские
взаимоотношения. Законы и правила такого рода способствуют моральному разложению
любой культуры и общества, потому что, хотим мы этого или нет, но мы
ответствен- ны за то, каким образом мы общаемся с другими людьми. Человек,
имеющий чёрствое, исполненное горечи и непримиримости сердце, отвергает
свою от- ветственность и создаёт в жизни одни лишь неприятности и
беспорядки. «Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении; а кто ожесточает сердце свое, тот попадет в беду» (Притчи 28:14). А. Что ведёт к очерствению сердца? Вот этапы этого пути, подобного нисходящей спирали. Человек
может: — Стремиться избегать компромисса. — Отрицать существование самого конфликта. — Воспринимать ситуацию как
несправедливую по отношению к нему. — Стремиться доминировать в процессе
обсуждения, не уступая при этом собеседнику. — Утверждать, что знает все факты. — Обманывать других в отношении
своих истинных чувств. — Обсуждая проблему, говорить с вызовом . — Не верить мотивам и побуждениям других. — Защищать свои личные ценности, признавать только
свою точку зрения. — «Затыкать» уши, не желая слушать
оправдания. — Отвергать любые предлагаемые решения вопроса. — Проявлять равнодушие и безразличие. — Отстраняться эмоционально. — Быть полным решимости не дать себя в
обиду. — Отказываться от посредника. — Считать, что другой человек никогда не
изменится. — Желать отмщения. — Наносить урон репутации другого
человека. — Не признавать свою личную
ответственность. — Не считать важными обязательства,
сделанные в прошлом. «Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою,
внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления» (Притчи 29:1). Б. Главная причина Основной причиной неразрешённого конфликта обычно является тот
факт, что один или оба участника конфликта не смогли простить обиду,
нанесённую им другой стороной. И хотя вы не несёте ответственность за
отрицательное отно- шение другого человека к вашим попыткам примириться, тем не
менее, как христианин, вы призваны к тому, чтобы любовь Иисуса Христа
отражалась в вас. Поэтому вы должны проявлять свою любовь, прощая другого,
как это де- лал Христос. Что это означает? Вы должны прощать, даже если
обидевший вас человек не хочет простить вас, или признать свои неправильные
действия. «Снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет
жало- бу: как Христос простил вас, так и вы» (Колоссянам 3:13). Неправильное убеждение: Меня так сильно
обидели, мне так больно, что нет никакого желания примириться с обидчиком. Прощение
невозможно, по- тому что этот человек никогда не изменится. «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений
ваших, воюющих в членах ваших?» (Иаков 4:1) Правильное убеждение: Бог пожелал
примириться со мной ещё до того, как я изменился и стал новым человеком. Я также могу стремиться к
восстанов- лению разрушенных взаимоотношений с людьми, прощая человека,
причи- нившего мне боль и обиду и позволяя Христу действовать через
меня. «Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и
про- стираясь вперед» (Филиппийцам 3:12-13). IV. Пути к решению проблемы У индейцев Северной Америки есть оружие, имеющее кровавую
историю: то- магавк, или «топор войны». В мирное время томагавк
применялся как орудие для охоты. Его изготавливали вручную: острый камень или кусок
отточенной бронзы крепко привязывали к деревянной ручке при помощи
сухожилий жи- вотных. Церемониальный томагавк обычно был разукрашен яркими
краска- ми или резными украшениями. В мирное время этот томагавк всегда
был спрятан, но его доставали, когда племя
вступало в войну. Отсюда пошло вы- ражение — «зарыть топор войны». Это выражение, также как и более
близкое нам — «Убрать меч в ножны», означает искренне желать мира и
стараться простить и забыть обиду или оскорбление. Подумайте — насколько
ваше про- щение искренне? Или вы, несмотря на показное примирение,
сохраняете в ду- ше обиду, желание разобраться и отомстить? Помните выражение
наших древних предков — «поднявший меч от меча и погибнет». Библия учит
нас: «Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство;
на- против, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы
насле- довать благословение» (1 Петра 3:9). А. Ключевой стих для запоминания «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вме- няя людям преступлений их, и дал нам слово примирения» (2 Коринфянам 5:19). Б. Ключевой текст из Библии для чтения и повторения В том случае, когда кто-то другой НЕ ПРАВ или поступил по отношению к вам ПЛОХО, а поэтому ВИНОВЕН перед вами: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Матфея 18:15-18). В том случае, когда вы сами НЕ ПРАВЫ, а поэтому ВИНОВНЫ перед дру- гим человеком: «Итак, если ты принесешь дар твой к жерт- веннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди преж- де примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Матфея 5:23-24). ПРИЗЫВ ХРИСТА К
ХРИСТИАНАМ: ПЕРВЫМИ ИЩИТЕ МИРА, БУДЬТЕ ИНИЦИАТОРАМИ ПРИМИРЕНИЯ В. Вопросы и ответы Вопрос: Что делать, если примирение невозможно
из-за упорства и непри- миримости противоположной стороны? Ответ: Вы не несёте ответственность за
поведение другого человека, но вы уполномочены Богом искать примирения и стремиться к нему. Каж- дый человек ответственен перед Богом за себя. «Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу» (Римлянам 14:12). Вопрос: Должен ли я искать пути к примирению,
если я всё ещё испытываю чувство гнева? Ответ: Примирение просто невозможно, если вы
всё ещё не разобрались со своим гневом. Позвольте прежде Духу Святому привести ваше серд- це к глубокому и истинному раскаянию, которое сможет смягчить обиду и огорчение, переполняющие душу. «Озлобившийся брат неприступнее крепкого города, и ссоры подоб- ны запорам замка» (Притчи 18:20). Вопрос: Как я могу быть уверенным в том, что
стремясь к примирению, я не пытаюсь осуществить нереальную мечту? Ответ: Никто не имеет совершенного и полного
знания будущего, но если вы, оказавшись в конфликтной ситуации, остаётесь послушным Бо- гу и стремитесь поступать так, как поступал Христос, нет
сомнения, что вы обретёте Его мир в будущем. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Иоанн 14:27). Вопрос: Что мне делать, если мои попытки
примириться с другим человеком безуспешны? Ответ: Другие люди будут внимательно наблюдать
за вашими действиями, поэтому старайтесь делать только то, что правильно. Будьте
ответст- венны за свои поступки. «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед
все- ми человеками» (Римлянам 12:17). Г. «Зарыть топор войны» Это выражение означает искреннее желание забыть и простить
обиду! «Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство;
на- против, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы
насле- довать благословение» (1 Петра 3:9). Что для этого надо сделать? — Вы должны: 1. Приготовить своё
сердце к поиску путей примирения. «И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны» (Колоссянам 3:15). • Расположите своё сердце к тому, чтобы воспринимать конфликт как возможность для духовного возрастания. • Стремитесь познать всё то, чему Господь желает вас научить. • Будьте готовы признать, что вы отчасти также виновны
в возник- шем конфликте. • С готовностью замечайте и признавайте свои слабости. • Будьте искренни и не пытайтесь скрывать свои чувства. • Будьте готовы пойти на риск, вступая во взаимоотношения,
кото- рые могут вас ранить. • Будьте готовы к негативной реакции со стороны другого. • Будьте готовы молиться о том, чтобы всегда исполнялась Божья
воля. 2. Осознать, что
нежелание искать примирения влияет на ваши лич- ные отношения с Богом. «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспом- нишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Матфея 5:23-24). • Господь, я не хочу быть гордым и упрямым человеком. • Господь, я хочу Твоего благословения, а не Твоей немилости. • Господь, я хочу, чтобы в моём поведении отражался твой
характер, и я был открыт к примирению. 3. Проверить — в чём
ваше поведение и отношение к другому чело- веку неправильно, и
быть готовым измениться. «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех»(Иако- ва 4:17). ТЕСТ ДЛЯ ЛИЧНОЙ
ПРОВЕРКИ: Как я отношусь к
своему противнику? Действительно ли мои
поступки подтверждают мою любовь? «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинаю- щих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матфея 5:44). Действительно ли я хорошо
говорю о нём? «Благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Луки 6:28). Совершаю ли я добрые
дела для него? «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед
все- ми человеками» (Римлянам 12:17). Наполнено ли моё
сердце духом прощения? «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согреше- ния их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мат- фея 6:14-15). Являю ли я своим
поведением кротость? «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Матфея 5:5). Проявляю ли я по
отношению к другим уважение и почтение? «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по
смиренно- мудрию почитайте один другого высшим себя» (Филиппийцам 2:3). Направлен ли мой
взгляд на вечные и непреходящие ценности? «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Хрис- тос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Колоссянам 3:1-3). Молюсь ли я о человеке, с
которым я нахожусь в состоянии конфликта? «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинаю- щих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матфея 5:44). СТРЕМЯСЬ ПРИМИРИТЬСЯ С
ДРУГИМ ЧЕЛОВЕКОМ — • Просите прощения и
извинитесь за слова, которые могли его оби- деть или ранить. «Ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих. Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего
твое- го» (Притчи 6:2-3). Вы можете обратиться к своему собеседнику со следующими словами: — Я попытался взглянуть на наши взаимоотношения с твоей точки зрения. — Я признаюсь, что был не прав в отношении к… — Не мог бы ты меня простить за..? • Следуйте
основополагающим правилам общения. «Со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снис- ходя друг ко другу любовью» (Ефесянам 4:2). • Старайтесь принять человека, не выдвигая ему никаких условий. • Боритесь с проблемой, а не с человеком. • Слушайте собеседника, не перебивая. • Выражайте свои чувства вслух, говорите о них. • Подчеркивайте, что вы цените собеседника. • Стремитесь достичь взаимопонимания. • Давайте больше, чем получаете сами. • Будьте добры и
мягки, молитесь, прося о том, чтобы Бог действовал в сердце другого
человека. «Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять про- тивников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины» (2 Тимофея 2:24-25). • Избегайте негодования и раздражения. • Не ищите извинения своим словам и поступкам. • Не злоупотребляйте аргументами и доказательствами. • Не переставайте молиться. • Не ожидайте немедленных перемен со стороны другого человека и принятия вашей точки зрения. • Стремитесь подражать
Иисусу Христу во всём, что бы вы ни делали. «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий жи- вет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Римлянам 8:9). • Господь, я умер для своих амбиций и претензий, помоги мне
никог- да не вспоминать о них. «И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предав- шего Себя за меня» (Галатам 2:20). • Господь, я умер для попыток защищать себя, помоги мне
держаться этого и в будущем. «Господь — крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце мое, и Он помог мне, и возрадовалось сердце мое; и я прославлю Его
песнью моею» (Псалом 27:7). • Господь, я не стану больше надеяться на себя и полагаться на
свои способности, помоги мне уповать только на Тебя. «Кто надеется на себя, тот глуп; а кто ходит в мудрости, тот бу- дет цел» (Притчи 28:26). • Заручитесь
поддержкой посредника, если вы считаете это необхо- димым. «Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово» (Матфея 18:16). • Молитесь и просите Бога расположить вашего противника для
пригла- шения посредника, способного разрешить конфликтную ситуацию. • Найдите человека, к которому ваш противник относится с уваже- нием и пригласите его на роль посредника. • Обратитесь к нему с такими словами: «Иногда человек со стороны
мо- жет лучше понять ситуацию и оценить происходящее объективно. Не могли бы вы быть посредником между нами, чтобы оказать помощь в решении нашей общей проблемы?» • Не берите на себя
ответственность за результаты предпринятой вами попытки к примирению. «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Римлянам 8:28). • Примирение не всегда происходит. • Возможно, Бог имеет другую цель в этой ситуации. Принимайте всё, что Он допускает. • Успокойтесь и не
переживайте, если вы уже сделали всё, что мог- ли, для примирения. «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Римлянам 12:18). • Продолжайте проявлять свою любовь и относитесь к вашему про- тивнику так, как будто он простил вас и вы примирились. • Благодарите Бога за то, что Он дал вам желание и стремление
быть в мире со всеми. • Прославляйте Господа за то, что Он даёт вам всё необходимое
для вашего духовного роста. Д. Примирение или тяжба? Простить или не простить? Вот в чём главный вопрос. Где вы
поступили не- правильно? А что сделали правильно? В Священном Писании
говорится, что все проблемы и недоразумения, возникающие между детьми Божиими
следу- ет разрешать вне государственных судов (1-е Коринфянам 6:1-8).
Споры меж- ду христианами должны разрешаться при помощи церковной
дисциплины (Матфея 18:15-17), судебные дела между неверующими не запрещены
Писа- нием. Но и в этих случаях чрезвычайно важно стремиться к тому,
чтобы в центре любой тяжбы было стремление к примирению — именно это
является отражением Божьего милосердия. Мы можем прочитать об этом
в Евангелии от Луки (12:5): «Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге
поста- райся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а
судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу». Если ваше сердце расположено к служению примирения, то
постарайтесь придерживаться следующих шести принципов. Поступая так,
вы будете про- славлять Бога, следуя в своей повседневной жизни Божьим
заповедям, отлич- ным от норм и правил окружающего мира и всей его судебной
системы: • Предупреждайте возникновение публичных споров, которые
бес- честят имя Бога. • Старайтесь придти к Библейскому решению проблемы,
потому что только такое решение приносит мир в сердце и во взаимоотношения. • Стремитесь подражать Христу, который стал нашим
примирите- лем с Богом. • Являйте жертвенную любовь. • Самым ярким нашим свидетельством может быть наше
повинове- ние Божиему Слову. • Совершенствуйте вашу способность помогать ссорящимся
людям достигать мира. «Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Исаия 55:9). Когда вы чувствуете себя оскорбленным и обиженным — прислушайтесь к своему сердцу. Что вы найдете в нём? — Жажду мщения, желание бороться до полной победы, или стремление к примирению? Именно состояние вашего сердца поможет вам определить ваше духовное состояние. Не ищите возможности отмщения, но соберите все свои силы, чтобы, пройдя через конфликт, возрасти духовно! Джун Хант
|