Джун Хант

Ключи

 

 

 

                                                                                                                                                                      

 Родители-одиночки

I. Определения

А. Родитель-одиночка

Как мать, так и отец могут оказаться в положении родителя-одиночки, если

они вынуждены воспитывать своих детей и решать все семейные вопросы без

другого супруга.

Б. Кого мы можем считать родителем-одиночкой

• Одинокого человека, усыновившего или удочерившего чужого ребёнка.

• Родителя (мужчину или женщину), никогда не состоявшего в браке, который

воспитывает своего ребёнка.

• Вдову или вдовца, воспитывающих детей.

• Разведенного супруга, воспитывающего ребенка.

• Родителя, оставшегося с ребенком после того, как его супруг ушел в другую

семью.

• Родителя, который временно один воспитывает ребенка, так как другой

родитель находится:

— на службе в армии

— на лечении в больнице

— в рабочей командировке

— в заключении.

 

II. Характерные черты

Состояния, в которых могут находиться родители-

одиночки в различные периоды жизни

Замечание. Многие одинокие родители, испытав разочарование в определен-

ные периоды своей жизни, могут повторно возвращаться к уже пережитым

когда-то состояниям.

 

Родители –

одиночки

А. Состояние беспомощности

Речь идёт о человеке, испытавшем потрясение в жизни и отчаянно нуждаю-

щемся в другом человеке, который может дать ему чувство стабильности.

Утверждения, которыми руководствуется такой человек:

• Я не могу справиться с этим в одиночку.

• Я не могу принять на себя такую ответственность.

• Я уже не буду больше счастлив.

• Это безнадёжно.

Характерные черты:

• Крайности в чувствах: чрезмерная радость сменяется глубоким

унынием.

• Внезапные слёзы.

• Глубокая депрессия.

• Потеря смысла жизни и желание умереть.

Естественное следствие:

В такой ситуации ребёнок чувствует, что должен быть очень ответственным

человеком и стать для родителя «защитником».

Но Писание говорит:

«Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, на-

мерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду»

(Иеремия 29:11).

Б. Состояние, когда все свои надежды

возлагаешь на другого человека

Речь идет о человеке, который в ситуации частичного разрыва отношений,

продолжает «цепляться» за своего бывшего партнера, пытаясь обрести само-

го себя и обеспечить свою безопасность.

Утверждения, которыми руководствуется такой человек:

• Ты — основание моей безопасности.

• В тебе источник моего счастья.

• Ты просто необходим (необходима) мне и нашим детям.

• Дети неизбежно погибнут без полноценной семьи.

Характерные черты:

• Манипулирование.

• Жалость к себе.

• Крайняя беззащитность.

• Неправильное представление о своей личности (восприятие своей

личности как целостностной только в единении с другим человеком).

Естественное следствие:

В такой ситуации ребёнок чувствует, что он должен удержать уходящего ро-

дителя и стать «эмоциональной поддержкой» для него.

Но Писание говорит:

«Ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деяния 17:28).

В. Состояние самодостаточности

Речь идет о человеке, который представляет себя другим вполне самодоста-

точным человеком, и стремиться выглядеть всегда «успешным» одиноким от-

цом (матерью).

Утверждения, которыми руководствуется такой человек:

• Не существует ничего, с чем бы я не справился.

• Я добьюсь успеха абсолютно во всём, что бы это ни было.

• У меня с детьми всё просто великолепно.

• Если нам придётся «туго», мы справимся с трудностями.

Характерные черты:

• Нежелание признавать свои раны и боль.

• Мстительность.

• Чувство горечи.

• Страх перед неудачей и «провалом».

Естественное следствие:

В такой ситуации ребёнок не испытывает потребности в том, чтобы доверять

Богу и полагаться на Него, потому что его мать (отец) пребывают в состоянии

самоуверенности и самодостаточности.

Но Писание говорит:

«Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как

бы от себя, но способность наша от Бог» (2 Коринфянам 3:5).

Г. Состояние полного упования на Бога

В этом случае речь идет о человеке, который осознаёт, что полноту и безопас-

ность невозможно обрести в себе самом или в ком-либо другом, но только в Бо-

ге, — когда полагаешься на Господа и ищешь Его помощи и поддержки во

всех обстоятельствах жизни.

Утверждения, которыми руководствуется такой человек:

• Наше будущее в руках Бога.

• Я буду всегда полагаться только на Бога, который может воспол-

нить все наши нужды.

• Я от всего сердца благодарен Христу за то, что Он постоянно нахо-

дится рядом со мной, и я могу иметь с Ним такое глубокое общение.

• Бог сказал, что во Христе мы имеем совершенство и полноту, и я

не сомневаюсь в верности Его Слова.

Характерные черты:

• Чувство безопасности в Господе.

• Уверенность.

• Терпеливость.

• Целостность личности.

Естественное следствие:

В такой ситуации ребёнок чувствует себя в безопасности, он знает,

что уверенность и сила его матери (отца) основывается на обещани-

ях, данных самим Богом.

И Писание говорит:

«Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жиз-

ни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию,

которыми дарованы нам великие драгоценные обетования, дабы вы че-

рез них соделались причастниками Божеского естества, удалившись

от господствующего в мире растления похотью…» (2 Петра 1:3-4).

 

III. Причины

Очень часто человек, один воспитывающий ребенка, пребывает в состоянии по-

стоянного недовольства собой, детьми, окружающими, жизнью и всем миром.

А. Видимые причины, ведущие к недовольству

и разочарованию

• Негодование и обида по поводу случившегося

• Сокращение доходов семьи

• Потеря друзей и возможности продолжать активную жизнь

в обществе

• Потеря собственной индивидуальности

• Отсутствие свободы действий из-за необходимости уделять больше

времени воспитанию детей и домашнему хозяйству

• Зависть по отношению к друзьям, у которых есть супруг (супруга)

• Усталость и изнеможение из-за перезагрузки и стремления успеть

всё сделать

Все вышеперечисленное — правда, и все эти причины — серьезны. Но заметь-

те, Бог не возлагает на вас непосильную задачу — успеть сделать всё и за всех.

Он не поручает вам быть для ребенка и отцом, и матерью. Это просто невоз-

можно. Вы ответственны перед Богом за то, чтобы быть хорошей христианкой

(христианином) и хорошей матерью (отцом) для ваших детей! А эта задача вам

по силам. Степень того, насколько вы верно и положительно реагируете на не-

обходимость одной (одному) воспитывать детей, определяет степень того, на-

сколько успешно вы справляетесь со своими обязанностями!

«Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным

тем, что у меня есть» (Филиппийцам 4:11).

Б. Главная причина

— Неверное убеждение:

Как одинокая мать (отец), я не могу чувствовать себя в полной безопасности, ес-

ли не имею рядом помощника (супруга или супругу), который постоянно оказы-

вал бы мне необходимую физическую и духовную поддержку.

— Верное убеждение:

Несмотря на то, что я — одинокий родитель, как христианин (христианка) я

могу чувствовать полную безопасность, зная, что её источником является сам

Бог. Он — самый лучший и совершенный Помощник, способный обеспечить

нашу семью всем необходимым и быть верным Отцом моим детям.

«Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю те-

бя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Исаия

41:10).

 

IV. Пути к решению проблемы

А. Ключевые стихи из Библии для запоминания:

Для матери-одиночки:

«Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и при-

теснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе

предает себя бедный; сироте Ты помощник»

(Псалом 9:35).

Для отца-одиночки:

«Забудет ли женщина грудное дитя свое,

чтобы не пожалеть сына чрева своего? но ес-

ли бы и она забыла, то Я не забуду тебя.

Вот, Я начертал тебя на дланях Моих; стены

твои всегда предо Мною» (Исаия 49:15-16).

Б. Ключевой текст из Библии для чтения

и повторения:

(Псалом 144:8-9, 13-20) «Щедр и милостив

Господь, долготерпелив и многомилостив.

Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех

делах Его» (Псалом 144:8-9).

В. Что надо и чего не надо делать одиноким

родителям

Не надо: Замыкаться на отрицательных чувствах.

Надо: Простить супруга (супругу), которого с вами нет рядом.

«…Снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет

жалобу: как Христос простил вас, так и вы» (Колоссянам 3:13).

Не надо: Стараться быть одновременно и отцом, и матерью.

Надо: Быть очень мудрым отцом или матерью, исполняя предназначение,

данное вам Богом.

«Отец сирот и судья вдов Бог во святом Своем жилище» (Псалом

67:6).

Не надо: Думать, что теперь ваши дети «обречены».

Надо: Понимать, что Бог имеет свой особый план для жизни ваших детей,

и они обязательно смогут развить все свои способности, которые Он

вложил в них. Ваша задача — помочь им в этом.

«Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь,

намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и на-

дежду» (Иеремия 29:11).

Не надо: Критиковать и судить отсутствующего супруга (супругу).

Надо: Вспоминать положительные стороны отсутствующего мужа (жены)

и, постараться дать вашим детям возможность иметь и развивать с

ними взаимоотношения.

«Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих»

(Псалом 140:3).

Не надо: Жить на деньги, полученные взаймы.

Надо: Очень тщательно планировать свой семейный бюджет, привлекая к

этому детей.

«Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, ког-

да и состарится. Богатый господствует над бедным, и должник де-

лается рабом заимодавца» (Притчи 22:6-7).

Не надо: Брать на себя всё бремя финансовых расходов.

Надо: Полагаться на Бога, способного по Своему богатству восполнить ва-

ши финансовые нужды.

«Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают

в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли луч-

ше их?» (Матфея 6:26)

Не надо: Ограждать детей от работы в разумных пределах.

Надо: Приучать их выполнять домашнюю работу по заранее составляемо-

му ежедневному (еженедельному и ежемесячному) расписанию.

«Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под да-

нью» (Притчи 12:24).

Не надо: Стараться возместить детям потерю отца (матери), задаривая их по-

дарками.

Надо: Признать, что вы никогда не сможете «купить» своим детям то, в

чём они действительно нуждаются, — отца или мать.

«Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокрови-

ще, и при нем тревога. Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, неже-

ли откормленный бык, и при нем ненависть» (Притчи 15:16-17).

Не надо: Допускать неуважение со стороны детей.

Надо: Осознать, что страх быть отвергнутой (отвергнутым) приводит вас к

неспособности воспитывать.

«Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся

криком его» (Притчи 19:18).

Не надо: Ожидать, что дети смогут восполнить все ваши душевные потребно-

сти.

Надо: Иметь близких друзей, готовых оказать вам эмоциональную и мо-

ральную поддержку, показать детям пример дружелюбия.

«Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным;

и бывает друг, более привязанный, нежели брат» (Притчи 18:25).

Не надо: Смотреть на окружающий вас мир, в надежде получить совет, одоб-

рение или ответ на возникающие у вас вопросы.

Надо: Искать Бога и Его руководства. Только Он может направить вас и

указать, когда и в чём вы поступаете неверно.

«Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай

помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на

путь вечный» (Псалом 138:23-24).

Не надо: Думать, что вы обязательно должны вступить в новый брак, чтобы

найти себе помощника в воспитании детей.

Надо: Взирать на Бога, способного восполнить все ваши нужды.

«Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф — имя Его; и

Искупитель твой — Святый Израилев: Богом всей земли назовет-

ся Он» (Исаия 54:5).

• Он всегда рядом с вами

«Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах» (Псалом

46:2).

• Он всегда очень внимательно вас слушает.

«Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним

сердце ваше: Бог нам прибежище» (Псалом 61:9).

• Он верен. Ему можно доверять.

«…Ибо велика милость Его к нам, и истина (евр. — «верность»)

Господня [пребывает] вовек. Аллилуия» (Псалом 116:2).

• Он долготерпелив.

«Но Ты, Господи, Боже щедрый и благосердый, долготерпеливый и

многомилостивый и истинный (евр. — «верный»)» (Псалом 85:15).

• Он мудр.

«У Него премудрость и сила; Его совет и разум» (Иов 12:13).

• Он всепрощающий и милосердный. Он снисходит к слабостям человека.

«…Ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его: вече-

ром водворяется плач, а на утро радость» (Псалом 29:6).

• Его любовь к вам вечна.

«…Ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлу-

чить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем»

(Римлянам 8:39).

• Он любит ваших детей совершенной любовью, которую не можете явить

им даже вы.

«И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее.

Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в

нем. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх,

потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви»

(1 Иоанна 4:16,18).

Вопрос: В чём больше всего нуждаются дети, если их воспитывает мать-оди-

ночка (отец-одиночка)?

Ответ: Дети из неполных семей нуждаются в том, чтобы:

— Видеть, что вы эмоционально здоровы и уверены в будущем.

«Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа

Бога его» (Псалом 145:5).

— Иметь дом, в котором есть порядок, и ощущается стабильность,

благодаря вашему мудрому управлению.

«Мудростью устрояется дом и разумом утверждается, и с умень-

ем внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрас-

ным имуществом» (Притчи 24:3-4).

— Иметь возможность свободно выражать свою любовь к обоим ро-

дителям.

«Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугод-

ны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!» (Пса-

лом 19:15)

— Понимать: они не виноваты в том, что имеют только отца или

мать, самостоятельно их воспитывающих.

«Разум для имеющих его — источник жизни, а ученость глупых —

глупость» (Притчи 16:22).

— Получать утешение и когда в этом будет нужда, самим быть гото-

выми и способными утешать других.

«…Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса

Христа. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа,

Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во вся-

кой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во вся-

кой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!»

(2 Коринфянам 1:3-4)

— Научиться осознавать свои чувства и быть честным с самим собой.

«Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне муд-

рость [Твою]» (Псалом 51:8).

— Направлять свой взор к Небесному Отцу, чтобы обрести безопас-

ность и чувство защищённости.

«Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и

быть детьми Божиими…» (1 Иоанна 3:1)

— Передать Господу своё недовольство, своё желание изменить си-

туацию, а также осознать, что в действительности «совершенной

семьи» не существует.

«Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть доволь-

ным тем, что у меня есть» (Филиппийцам 4:11).

Если постараться кратко выразить суть того, о чем было сказано выше, то де-

ти в неполных семьях больше всего нуждаются В БЕЗОПАСНОСТИ И УВЕ-

РЕННОСТИ.

Д. Положительные моменты в воспитании детей

одинокими родителями

Одинокие родители могут иметь:

БОЛЕЕ БЛИЗКИЕ отношения с Господом:

Чем больше вы полагаетесь на то, что только Христос даст вам силу

и укрепит вас, тем больше углубляется ваше доверие к Нему и Его

верности Своим обещаниям.

БОЛЕЕ БЛИЗКИЕ отношения с детьми:

Как одинокие родители вы имеете возможность проводить больше

времени со своими детьми. Это помогает вам быть более чуткими к

ним и их нуждам.

БОЛЕЕ ТВЁРДОЕ чувство уверенности в своих силах и способностях:

Необходимость восполнять потребности и нужды своих детей побуж-

дает вас к самореализации и развивает уверенность в своей способно-

сти быть опорой семьи.

БОЛЕЕ БЛАГОПРИЯТНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА для формирования харак-

тера детей:

Дети одиноких родителей обыкновенно гораздо быстрее приучаются

к самостоятельности, они более ответственны и взрослеют раньше

своих сверстников.

БОЛЕЕ ГЛУБОКИЕ переживания и радость от воспитания детей:

Одинокие родители вынуждены принимать на себя больше ответст-

венности. Они должны постоянно развивать в себе все новые и новые

практические навыки и умения, полезные для более близкого и глу-

бокого общения с детьми.

БОЛЕЕ ГЛУБОКАЯ радость от жизни:

Одинокие родители более склонны к тому, чтобы на первое место

ставить Бога и постоянно благодарить Его за то, что они имеют и по-

лучают в жизни.

«С великою радостью принимайте, братия

мои, когда впадаете в различные искушения,

зная, что испытание вашей веры произво-

дит терпение; терпение же должно иметь

совершенное действие, чтобы вы были со-

вершенны во всей полноте, без всякого недо-

статка» (Иакова 1:2-4).

Дорогие друзья!

Никогда не забывайте, что Бог–Отец имеет особое сердце,

заботящееся о каждом одиноком отце и о каждой одинокой матери.

Если Бог в Своей бесконечной мудрости решил возложить на вас одного

ответственность воспитывать ребёнка,

высоко поднимите свою голову, —

вы имеете великое призвание!

Джун Хант

«...ОНИ (ПОДРОСТКИ) теперь кажутся нам склонными к излишествам, они имеют

плохие манеры и не уважают авторитеты, они не почитают взрослых и проводят

всё своё время, собираясь вместе и болтая друг с другом. Они всегда готовы про-

тиворечить своим родителями, стремятся захватить всё внимание во время бесе-

ды, прожорливы и мучают своих учителей». Сократ (написано более чем за 400

лет до Рождества Христова)

 

I. Определения

Каждый человек в своей жизни прошёл через переходный возраст — критичес-

кий этап в процессе взросления, иногда называемый «подростковым периодом».

Это так же естественно и закономерно, как и знакомый всем родителям особый

период в жизни двухлетнего ребёнка, когда малыш старается делать всё сам и

почти не поддаётся воспитанию. Несмотря на то, что подростковым периодом

считается промежуток жизни молодого человека с тринадцати до девятнадцати

лет — это очень приблизительные границы. Начало и завершение, а также дли-

тельность «переходного периода» зависят от традиций культуры, в которой че-

ловек живёт, от принятого в стране возраста совершеннолетия, от физиологиче-

ских особенностей организма молодого человека, а так же от того, когда он ре-

ально достигает своей зрелости. Переходный возраст — очень «бурное» и полное

неожиданностей время. Именно на этом этапе жизни происходят эмоциональ-

ные, социальные и физиологические изменения, которые шокируют и приводят

в отчаяние многих неподготовленных родителей. Подобные чувства испытыва-

ют даже те родители, которые неутомимо вразумляли своих детей, стараясь при-

менять для их воспитания богоугодные методы, основанные на любви, поддерж-

ке и ободрении. Постарайтесь понять суть происходящего с вашими детьми.

Ваш ребёнок может быть всего лишь орудием в руках Бога, который хочет на-

учить вас возлагать всё упование на Него, доверяя Ему самое дорогое!

«Господь — крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце мое, и Он

помог мне, и возрадовалось сердце мое; и я прославлю Его песнью моею»

(Псалом 27:7).

А. Подростковый возраст

Подростковый период — это всего лишь переход от детства к взрослой жизни.

Если ваш ребёнок переживает именно такое переходное время, вы как мудрые

родители, должны призвать его (и себя) отбросить всё детское и незрелое в ва-

ших отношениях. Но одновременно с этим не забывайте сеять в сердцах ва-

ших детей семена ответственности, самостоятельности и независимости.

 

Подростковый

период

«Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и

время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное»

(Екклесиаст 3:1-2).

• В толковом словаре русского языка говорится, что подросток — это маль-

чик или девочка переходного возраста.

• В латинском языке для обозначения этого периода жизни человека приме-

няется слово «adolescere», что означает «расти, вырастать».

• Переходный период от детства к достаточно взрослой и самостоятельной

жизни характеризуется эмоциональными, социальными и физиологичес-

кими изменениями.

Эмоциональные изменения

Подростки часто испытывают острое чувство незащищённости. Подобное про-

исходит когда они начинают задумываться о себе:

• Кто я?

• Каковы мои ценности и убеждения?

• Какую степень свободы я должен иметь?

• Кого я должен действительно уважать?

• Что я могу делать хорошо?

Социальные изменения

Подростки часто испытывают чувство неполноценности. Для самоутвержде-

ния молодые люди склонны искать общения с равными себе.

• Они переносят свою преданность родителям на сверстников.

• Они стремятся к большей независимости.

• У них возникает интерес к противоположному полу.

• Они стараются найти новых друзей и войти в ту или иную моло-

дёжную группу.

• Их настроение, образ мыслей и манера поведения неустойчивы и

легко изменяются.

Б. Половая зрелость

• В русском языке слово «зрелый» означает: «достигший полного развития,

вполне готовый для чего-либо, свойственного взрослому человеку».

• В латинском языке для обозначения половой зрелости применяется термин

«pubescent», означающий — «быть покрытым красивыми, мягкими и ко-

роткими волосами».

• Это период полового созревания, в результате которого организм подростка

становится готовым к продолжению рода, и который характеризуется кар-

динальными физиологическими изменениями в организме.

• Прежде всего необходимо помнить, что половое созревание не наступает у

всех в одном и том же возрасте. У большинства девочек половое созревание

начинается с десяти (обычно в двенадцать — тринадцать лет) и длится до

семнадцати, а у мальчиков — начинается с двенадцати (чаще всего в четыр-

надцать лет) и длится до девятнадцати лет.

Физиологические изменения

Подростки могут испытывать замешательство и страх, когда начинают заме-

чать, что с их телом происходят какие-то изменения:

Стремительный рост

до 10-12 см в год.

Рост Стремительный рост —

около 8-10 см в год.

Увеличение веса. Вес Увеличение веса.

Вырастают волосы вокруг половых

органов, в подмышечной области,

на лице и на груди.

Волосы Вырастают волосы в области

половых органов, в подмышечной

области. Интенсивнее растут

волосы на голове.

Голос ломается и становится ниже. Голос Голос становится более высоким и

мягким.

Расширяется грудная клетка

и плечи.

Внешность Увеличиваются молочные железы,

объём бёдер.

Сила и мышцы за период между

двенадцатью и шестнадцатью года-

ми увеличиваются вдвое.

Телосложение

и сила

Мышцы увеличиваются

в основном до начала первого

менструального цикла.

Возникновение поллюции —

способности половых органов

производить сперму.

Признаки

сексуальной

зрелости

Менструальный цикл и созревание

яйцеклетки, завершающееся

овуляцией.

МАЛЬЧИКИ Д ЕВОЧКИ

В. Библейский пример

В переходный период происходит эмоциональное, физиологическое и духов-

ное взросление подростка. Однако, многие из них, уже достигнув физиологи-

ческой зрелости, продолжают оставаться эмоционально и духовно незрелы-

ми. В характере таких людей сохраняются некоторые отрицательные черты

подросткового возраста, если только они не пережили в жизни личную встре-

чу с Богом, как Иосия.

ИОСИЯ (2 Паралипоменон, 34 гл.)

Всего восемь лет было Иосии, когда он стал шестнадцатым царём Из-

раиля, унаследовав трон своего отца. Однако в отличие от своего отца

и деда, которые грешили, поклоняясь идолам, он «делал угодное в очах

Господних». Будучи подростком, Иосия «начал прибегать к Богу» и с

ранних лет жизни стал искать Его. Подчинившись руководству Гос-

пода, юный царь смог смело и твёрдо выступить против укоренившего-

ся в его народе греха и принял твёрдое решение положить конец идоло-

поклонству и нечестию, передаваемому из поколения в поколение. Он

поставил цель — восстановить Израиль, обратить его к богоугодной и

непорочной жизни.

 

II. Характеристики

А. Признаки переходного периода

Почти каждый человек испытал в своей жизни трудности и тревоги переход-

ного возраста. Многие из них представляют собой естественный и вполне нор-

мальный процесс формирования зрелой личности. Однако если вы замечаете

у вашего ребёнка какие-то радикальные неестественные изменения в поведе-

нии, вполне возможно, что он находится под влиянием плохих друзей, или ве-

дёт беспорядочную сексуальную жизнь; возможно, неправильно или плохо

питается, употребляет алкоголь или наркотики.

«За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха

Господня, не приняли совета моего, презрели все обличения мои; за то и

будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов

их» (Притчи 1:29-31).

Определить, что происходит с вашим ребенком, насколько это опасно, какие

действия требуются от вас, его родителей, вам помогут нижеприведённые

признаки, характерные для большинства детей в переходном возрасте.

Эмоциональное уединение

Подросток:

• Избегает участия в семейных мероприятиях.

• Скрытен и необщителен.

• Предпочитает уединяться в своей комнате (например, сразу же по-

сле прихода домой).

• Спорит и может выражаться оскорбительно, резко, грубо.

• Недоволен тем, чем обеспечивают его родители (одеждой; аудио-,

видео-, автотехникой; выделяемыми ему денежными средствами).

Трудности, возникающие в школе

Подросток:

• Получает явно низкие для своего уровня оценки.

• Пропускает уроки.

• Нарушает дисциплину на уроке, бросая вызов авторитету учителя.

• Не выполняет домашние задания, выдумывая разные оправдания и

причины его невыполнения.

• Старается избежать участия во встречах родителей и учителей,

будь то дома или на каких-либо школьных собраниях, или во время

других мероприятий.

Плохое влияние друзей

Вы вдруг замечаете, что:

• Любые разговоры по телефону происходят уединённо, за закрытыми

дверями комнаты подростка.

• Подросток выбирает друзей, которые старше него.

• Не любит говорить о друзьях, всегда защищает их перед родителями.

• Прекращает приглашать друзей к себе домой.

• Критикует и не любит ответственных и прилежных подростков.

Протест против проверок и контроля

Ваш ребенок:

• Недоволен и возмущается всем, что ограничивает его свободу.

• Не говорит о своих занятиях и увлечениях.

• Часто нарушает установленное для него время возвращения домой,

особенно вечером (при этом, всегда находит извинение своему

опозданию).

• Тайно уходит гулять по ночам.

• Отказывается посещать церковь.

Физиологические признаки

Обратите внимание:

• Чрезмерный сон и еда — это возможный признак депрессии.

• Большая потеря веса — это возможный признак анорексии (отсут-

ствия аппетита).

• Если подросток съедает слишком большое количество пищи, но

при этом не прибавляет в весе — это возможный признак булимии

(патологическое, повышенное влечение к пище).

• Бледная кожа и часто повторяющиеся дрожь, рвота, головокруже-

ние могут быть признаком употребления наркотических средств.

• Синяки и порезы на коже могут быть признаком, свидетельствую-

щим об увлечении какой-либо культовой религией или об участии

в обрядах сатанистов.

Внешние изменения

Обычно очень заметны, так как:

• Подросток не следует правилам личной гигиены.

• Постоянно одевается в одну и ту же одежду.

• Становится слишком небрежным к своему внешнему виду и даже

неопрятным.

• Одевается вызывающе, делает необычную причёску.

• В стиле одежды подросток пытается подражать какой-либо группе

людей (часто отрицательно воспринимаемой обществом).

«Глупый сын — досада отцу своему и огорчение для матери своей»

(Притчи 17:25).

Б. Картина пассивного воспитания

Многие родители не обращают внимания на подозрительное поведение ребён-

ка, надеясь, что всё пройдёт само собой. Другие, не желая возникновения кон-

фликтов, эмоционально отдаляются от подростка, оставляя его без своей люб-

ви, ободрения, поддержки и верного наставления. С молитвой рассмотрите

свои ответы на вопросы, предлагаемые ниже. Эти вопросы подскажут вам

важные области отношений с ребенком. Позвольте Духу Святому исследовать

ваше сердце, чтобы выявить допущенные вами грехи по отношению к ребен-

ку. Это поможет вам честно оценить, — как вы выполняете родительские обя-

занности, возложенные на вас Господом.

«Скажешь ли: «вот, мы не знали этого»? А Испытующий сердца разве не

знает? Наблюдающий над душею твоею знает это, и воздаст человеку

по делам его» (Притчи 24:11-12).

Стараетесь ли вы избегать откровенных разговоров об отрицательных и неправильных

поступках вашего подростка?

Хватает ли у вас решимости обсуждать с ним неприятные ситуации и вопросы, кото-

рые могут вызывать смущение?

Не слишком ли легко вы готовы принимать извинения и оправдания вашего ребёнка?

Покрываете и извиняете ли вы плохое поведение подростка?

Даёте ли вы подростку испытать на себе прямые последствия его поведения (или ста-

раетесь всячески ограждать вашего ребёнка от этого)?

Насколько вы последовательны, требуя от вашего ребёнка возвращения домой в уста-

новленное время?

Как вы относитесь к такому важному методу воспитания как наказание, не пренебре-

гаете ли им, опасаясь, что ваш ребёнок перестанет вас любить?

Лишаете ли вы подростка своей любви, надеясь, что это заставит его измениться?

Сравниваете ли вы своего ребёнка с другими подростками, обращаясь к нему с сар-

казмом, в надежде тем самым побудить его измениться?

«…А обличающие будут любимы, и на них придет благословение»

(Притчи 24:25).

 

III. Причины

А. Причины беспокойного подросткового возраста

В этот сложный период своей жизни подростки стараются вырваться из «ко-

кона» заботы и попечения, которым родители окружали их с самого рожде-

ния. Этот процесс становления личности можно сравнить с появлением на

свет прекрасного творения — бабочки. Вчерашние мальчики и девочки, осво-

бодившись из «кокона» родительской опеки, начинают пробовать свои собст-

венные силы. Они больше не ищут помощи родителей, но пытаются сами вос-

полнять свои естественные нужды в любви, значимости и безопасности. Одна-

ко, в отличие от бабочки, они всё ещё не могут «летать» — быть самостоятель-

ными и независимыми. По этой причине переходный период полон риска и

опасностей, так как подростки часто склонны искать ответ на свои нужды и

потребности в кругу сверстников, используя неправильные методы и спосо-

бы. Родители должны понимать, в чём нуждаются их дети, и чего они добива-

ются в период переходного возраста.

Поиск любви

• Подросткам нужна настоящая и серьёзная дружба.

• Подростки ищут внимания со стороны противоположного пола.

• Подростки хотят быть уверенными в том, что их любят, они нуждаются

в словах любви.

• Подростки нуждаются в приемлемых формах близкого общения.

«Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас»

(Иоанна 15:12).

Поиск собственной значимости

• Подросткам нужна независимость.

• Подросткам нужна ответственность.

• Подростки хотят быть успешными.

• Подростки нуждаются в осознании того, насколько высоко их ценит

Господь.

«Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне…»

(Псалом 56:3)

Поиск безопасности

• Подростки нуждаются в личных ценностях.

• Подростки нуждаются в дисциплине.

• Подросткам нужны ясные и чёткие границы поведения.

• Подростки нуждаются в духовном возрастании.

«В страхе пред Господом — надежда твердая, и сынам Своим Он прибе-

жище» (Притчи 14:26).

Б. Главная причина — внутренний конфликт

Маленькие дети обычно подражают поведению и поступкам своих родителей.

Однако, когда они достигают подросткового возраста, их взгляд на авторитет

и власть родителей чаще всего меняется. В этот период своей жизни они очень

сильно зависят от поведения и мнения сверстников. Подростки перестают ви-

деть в своих родителях «непререкаемый авторитет» и источник истины. Они

ставят под сомнение способность родителей определять, что плохо, а что хоро-

шо. Они пытаются искать свою истину, то, что им самим кажется правиль-

ным. Быть принятыми, получить одобрение со стороны других подростков —

вот что для них важнее всего!

Неправильное убеждение подростков:

Для меня очень важно быть принятым моими сверстниками, потому

что тогда я почувствую себя увереннее, лучше. Я хочу жить по своим

собственным принципам, по своим собственным законам и по своей

собственной правде.

Правильное убеждение:

Я бы очень хотел, чтобы другие подростки меня приняли, но я

предпочитаю быть человеком с сильным характером, тем, кто мо-

жет сказать «нет», отказавшись сделать зло. Моя жизнь наполнит-

ся новым смыслом, если я буду ходить Божьими путями и посту-

пать по Его правде.

«Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не прихо-

дит к Отцу, как только через Меня» (Иоанн 14:6).

МОЛИТВА ПОДРОСТКА

Господи, научи меня видеть грех, каким видишь его Ты.

Я хочу ненавидеть грех так же, как ненавидишь его Ты.

Моя жизнь будет полной лишь тогда, когда я буду жить

в согласии с Твоей истиной и ходить Твоими путями.

П О Д Р О С Т К О В Ы Й П Е Р И О Д

 

IV. Шаги к решению

Иногда подростки ведут себя так, как будто семья для них ничего не значит (или

значит очень мало). В других случаях действия и поведение подростка могут

указывать на их потребность в семье как в единственном источнике поддержки.

Встречаясь с этими крайностями в поведении своего ребенка (которое бывает

очень вызывающим и непредсказуемым), постарайтесь найти наилучший способ

реакции на него. Даже временная и непродолжительная потеря близких взаимо-

отношений и взаимопонимания с ребёнком приносит много боли родителям. Ва-

ше сердце словно разрывается на части. Для того, чтобы справиться с подобной

утратой, вам потребуются не только все ваши силы и вся ваша мудрость, но го-

раздо больше — необыкновенная сила Бога, Его любовь и поддержка.

«Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой

благий да ведет меня в землю правды» (Псалом 142:10).

А. Ключевой стих Библии для заучивания

Для подростка:

«Юношеских похотей убегай, а держись прав-

ды, веры, любви, мира со всеми призывающими

Господа от чистого сердца» (2 Тимофею 2:22).

Для родителей:

«Благо человеку, когда он несет иго в юности

своей; сидит уединенно и молчит, ибо Он на-

ложил его на него; полагает уста свои в

прах, помышляя: «может быть, еще есть на-

дежда» (Плач Иеремии 3:27-29).

Б. Ключевой отрывок из Библии для чтения и

повторения

ДЛЯ ПОДРОСТКОВ:

Большая часть Книги Притчей предназначена для молодых людей и в первую

очередь для того, «чтобы познать мудрость и наставление» (Притчи 1:2), а также,

чтобы «дать… юноше — знание и рассудительность…» (Притчи 1:4). Так как в

Книге Притчей всего тридцать одна глава, можно без особенного напряжения про-

читывать по одной главе в день в течение каждого месяца. Многие молодые люди

продолжают перечитывать эту книгу, помогающую в формировании характера,

даже когда трудный подростковый период уже позади. Попробуйте, читая главу за

главой, составить список «Уроков для подростков». Записывайте в нём своими

словами прочитанные вами истины, которые имеют непреходящее значение.

«Путь глупого прямой в его глазах; но кто

слушает совета, тот мудр» (Притчи 12:15).

Вы можете составить список по каждой главе примерно по такому образцу:

УРОКИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ (Притчи, 1 глава)

Каждый подросток должен знать, что:

Урок № 1 Первый шаг в школе жизни — почитание Господа. - - - - - - - - - - - - - - - - - Ст. 7

Урок № 2 Отвергать мудрость и наставление — значит быть невежественным

глупцом.- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Ст. 7

Урок № 3 Прислушиваться к наставлению родителей — поступать мудро. - - - - - - - Ст. 8-9

Урок № 4 Чтобы избежать беды, — надо быть достаточно сильным

и иметь мужество, чтобы сказать «нет». - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Ст. 10-19

Урок № 5 Насмехаясь над непорочным и простым человеком, я показываю

свою глупость.- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Ст. 22

Урок № 6 Человек, который внимательно слушает Бога, учится на своих

собственных ошибках. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Ст. 23

Урок № 7 Отвергать советы и не принимать обличения — значит навлекать

на себя скорбь и беду. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Ст. 24-27

Урок № 8 Восставать против знания и против Бога — значит разрушать

самого себя. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Ст. 29-31

Урок № 9 Быть самодовольным и беспечным — значит уподобляться глупцу. - - - - - Ст. 32

Урок № 10 Чтобы жить безопасно и спокойно — надо быть послушным Богу

и следовать Его наставлениям. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Ст. 33

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

В Послании к Ефесянам есть слова, которые легко можно сделать молитвой за

вашего ребёнка. Молитесь этими словами постоянно, заменяя в 16, 17 и 19 сти-

хах личные местоимения «вам, ваши, вы» на имя вашего ребёнка. Например:

«Для сего я преклоняю колена мои перед Отцом Госпо-

да нашего Иисуса Христа, От Которого именуется вся-

кое отечество на небесах и на земле. Да даст Он моему

сыну (имя)______по богатству славы Своей, крепко

утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою

вселиться Христу в сердце моего сына (имя)

_______, чтобы мой сын (имя) _______, укоренён-

ный и утверждённый в любви, мог постигнуть со всеми

святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и

уразуметь превосходящую разумение любовь Христо-

ву, дабы мой сын (имя) ________ мог исполниться

всею полнотою Божиею»

(На основе Послания Ефесянам 3:14-19).

В. Цель, к которой должны стремиться родители

подростков

Даже если вы относите себя к тем родителям, которые стараются «ходить в

страхе перед Господом», это не даёт никакой гарантии того, что ваши дети

обязательно захотят последовать вашему примеру. Вы не можете насильно за-

ставить их жить согласно определённым правилам морали. Вы не можете по-

стоянно контролировать их поведение и поступки. Но вы можете поступить

иначе — сделайте своей главной задачей постепенное и последовательное раз-

витие у подростка верных взглядов, помогите ему выработать правильную си-

стему ценностей. Тогда его характер будет формироваться на прочной основе,

и это поможет вашему ребёнку принимать правильные решения в жизни.

«И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце тво-

ем [и в душе твоей]; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в

доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» (Второзаконие 6:6-7).

Побуждайте подростка развивать свою личность

Для этого:

• Вы сами должны быть человеком, утверждённым во Христе. А это значит,

что вы можете искренне сказать своему ребёнку:

— Свои нужды в любви, значимости и безопасности я восполняю во

Христе.

— Я полагаюсь только на Христа и на Его силу, отвергая упование

на свои собственные силы и способности.

— Я умер для себя, для жизни по своей воле, теперь моя жизнь —

Христос, живущий во мне и действующий через меня.

«Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Хрис-

ту, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во пло-

ти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Се-

бя за меня» (Галатам 2:19-20).

• Воспринимайте вашего ребёнка как очень ценное и уникальное творение Бо-

жие, которое Он доверил вам.

— Бог принял решение создать моего ребёнка.

— Бог определил особый план для его жизни.

«Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, на-

мерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду»

(Иеремия 29:11).

• Определите естественные склонности, интересы и способности подростка.

— Постарайтесь узнать, что ему нравится делать, что доставляет ему

радость.

— Поощряйте вашего ребёнка к тем видам деятельности и занятиям,

которые будут служить развитию его навыков и способностей.

«Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда

и состареет» (Притчи 22:6).

• Старайтесь больше хвалить и меньше критиковать подростка. Поощряйте

те решения и поступки, которые выявляют хорошие черты его характера.

«От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст сво-

их он насыщается» (Притчи 18:21).

• Объясняйте подростку, что Бог хочет, чтобы все Его дети становились похо-

жими на Христа, развивали в себе качества Его характера.

«Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу

Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями»

(Римлянам 8:29).

Развивайте у подростка чувство ответственности

Для этого:

• Вы сами должны быть целостным, непорочным и ответственным человеком.

«Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает

пути свои, тот будет наказан» (Притчи 10:9).

• Позволяйте вашему ребёнку участвовать в принятии решений, касающихся

определения допустимых границ поведения и последствий их нарушения.

(Если подросток нарушит установленные правила, не оправдывайте его.)

«Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость

душе твоей» (Притчи 29:17).

• Приучайте подростка быть верным данному слову, подчёркивайте важность

этого качества характера.

«И сказал Моисей начальникам колен сынов Израилевых, говоря: вот

что повелел Господь: если кто даст обет Господу, или поклянется клят-

вою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова свое-

го, но должен исполнить все, что вышло из уст его» (Числа 30:2-4).

• Развивайте у вашего ребёнка чувство ответственности в отношении личных

финансовых расходов. Вы можете в своей семье организовать «банк» и от-

крыть в нём «счёт» на имя подростка, выделяя регулярно какую-то опреде-

лённую сумму на его личные расходы. При этом важно воздерживаться от

«увеличения бюджета» — увеличения выделяемой ребенку суммы, если

его расходы постоянно превышают установленную вами сумму денег.

«Наследство, поспешно захваченное вначале, не благословится впос-

ледствии» (Притчи 20:21).

• Помогайте подростку делать правильный выбор в вопросах практического и

нравственного характера.

«Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся» (Прит-

чи 16:3).

Побуждайте подростка развивать здоровые отношения

с другими людьми

Здоровые отношения предполагают искренность, открытость, честность,

сердечность и чуткость. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок научился стро-

ить такие отношения с другими людьми, прежде всего начните с себя, пока-

жите ему пример.

• Открыто и честно выражайте все свои чувства: как положительные, так и

отрицательные.

«Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость

[Твою]» (Псалом 50:8).

• Старайтесь общаться с подростком на уровне чувств, обращаясь к его серд-

цу, вместо того, чтобы стремиться получить от него лишь информацию и

факты.

Не спрашивайте ребёнка: «Как сегодня дела в школе?» Лучше задавать во-

просы иначе, например: «Что ты думаешь о школе? Хорошо ли прошли заня-

тия? Что ты думаешь о себе? Чувствуешь ли ты себя на высоте или времена-

ми унываешь и подавлен?»

«Помыслы в сердце человека — глубокие воды, но человек разумный вы-

черпывает их» (Притчи 20:5).

• Поощряйте подростка к общению и близким взаимоотношениям с людьми,

которые могут быть для него примером для подражания, чей образ жизни

основывается на христианских ценностях (пастор, руководитель молодёжи

в церкви, вожатый в лагере для подростков).

«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Бо-

жие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евреям 13:7).

• Будьте готовы признавать свои ошибки и просить прощения у своего ребёнка.

«Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто созна-

ется и оставляет их, тот будет помилован» (Притчи 28:13).

• Делитесь своими мыслями и знаниями о том, как общаться и вести себя с

подростками противоположного пола. Беседуйте со своими детьми о разли-

чиях между мужчинами и женщинами. Каждый человек имет потребность

в любви, значимости и безопасности, потому что такими сотворил всех лю-

дей Бог. Как мужчины, так и женщины в равной степени нуждаются в бе-

зусловной любви. Если же говорить о других существенных потребностях,

то мужчинам в большей степени необходимо чувствовать себя важными,

значительными, а женщины стремятся к безопасности.

«Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания»

(Притчи 18:16).

Способствуйте достижению подростком духовной зрелости

• Стремитесь сами подражать Христу. Это будет оказывать самое сильное

влияние на подростка.

«Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степен-

ность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник

был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого» (Титу 2:7-8).

• Учите подростка тому, что Слово Божие обладает непререкаемым авторите-

том, в Нём мы находим совершенный образец для поведения.

«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения,

для исправления, для наставления в праведности» (2 Тимофею 3:16).

• Предложите вашему ребёнку прежде чем он хочет что-либо сделать пораз-

мышлять над следующими тремя вопросами:

— Если я сделаю это, будет ли это выражением любви к Богу?

— Если я сделаю это, будет ли это выражением любви к другим?

— Если я сделаю это, будет ли это выражением любви к самому себе?

«Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает серд-

ца» (Притчи 21:2).

• Объясните подростку важность отделенности от мира, отказа от соглашения

с ним.

«И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не

прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы бу-

дете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Ко-

ринфянам 6:17-18).

• Если ваш ребёнок идёт по пути, ведущему к разрушению и гибели, просите

Бога как можно скорее показать ребёнку ошибочность принятого решения,

его плохие последствия.

«Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чисто-

ту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное,

чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худо-

го» (Титу 2:7-8).

Г. Борьба за установление чётких границ

Мудрые родители должны с самых ранних лет жизни своего ребёнка уста-

навливать для него чётко определяемые рамки и правила поведения с соот-

ветствующими дисциплинарными мерами в случае их нарушения (ребёнок

должен знать, какими могут быть возможные последствия его неправиль-

ных поступков).

Меры дисциплинарного наказания в любом возрасте предназначены только

для того, чтобы у ребёнка развивались самодисциплина и самоконтроль. Ко-

нечная цель заключается в том, чтобы внутренней потребностью вашего ребён-

ка было делать только то, что правильно. Когда правила поведения чётко изло-

жены и границы допустимого точно определены, подростки, переступая дозво-

ленную черту, понимают, что не дурной характер родителей, а их собственный

неверный выбор привёл к неизбежным последствиям.

Многие родители не осознают, насколько важно чётко установить границы

для ребёнка, пока не столкнутся «лицом к лицу» с бунтарским духом подро-

стка. И хотя никогда не поздно поменять методы воздействия, вводя надлежа-

щие правила и дисциплинарные меры наказания, — исправить поведение

подростка в переходном возрасте чрезвычайно трудно. Если вы хотите добить-

ся успеха, необходимо посвятить себя этой задаче и быть последовательными,

не допускать никакой мысли о снисхождении и смиренно положиться на Бо-

жью помощь. Молитесь, чтобы наступил тот день, когда ваш ребёнок наконец

осознает: через наказание любящие руки Бога изменяют его характер, делают

его подобным Христу.

«Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением

Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому,

как отец к сыну своему» (Притчи 3:11-12).

Вопросы, которые задают о границах поведения

Вопрос: Правильно ли это — устанавливать границы?

Ответ: Да. Бог создал окружающий мир с естественными ограничениями.

Это законы, действующие в нашем мире. Самыми известными пра-

вилами, ограничивающими поведение человека, можно назвать

«Десять заповедей», которые записаны в Библии.

«И изрек Бог [к Моисею] все слова сии, говоря: Я Господь, Бог твой,

Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не

будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира

и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле

внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им,

ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за ви-

ну отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и

творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдаю-

щим заповеди Мои. Не произноси имени Господа, Бога твоего, на-

прасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произно-

сит имя Его напрасно.

Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и

делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу,

Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни

дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой,

ни всякий] скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих;

ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них,

а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и

освятил его.

Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и]

чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, да-

ет тебе. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси

ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближ-

него твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба

его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ни-

чего, что у ближнего твоего» (Исход 20:1-17).

Вопрос: Разве подростки не достигли того возраста, когда родители уже не

должны их наказывать?

Ответ: Нет, не достигли. Каждый человек должен нести ответственность за

свои поступки и действия.

«Каждый из нас за себя даст отчет Богу» (Римлянам 14:12).

Вопрос: Если мой ребёнок нарушает установленные границы и правила, как

я могу строго наказать его, избегая при этом грубости или неверно-

го поведения (гнева, раздражения, крика и др.)?

Ответ: Часто мы ошибочно думаем, что строгость невозможна без грубости

и раздражения. Но это не так. Можно быть строгим без грубости. Не

забывайте, для чего Бог предназначил правильное дисциплинарное

наказание. Границы и правила — это не просто какие-то придуман-

ные ограничения, нарушение которых приводит к отрицательным

последствиям. Цель справедливых правил и ограничений — на-

учить подростка самоконтролю и помогать ему развивать характер,

угодный Богу.

«Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а пе-

чалью; но после наученным через него доставляет мирный плод пра-

ведности» (Евреям 12:11).

Вопрос: Бывают ли неправильно определённые границы?

Ответ: Да. Некоторые правила и требования могут быть слишком строгими

для определенного возраста и степени зрелости подростка. Только в

молитве родители могут и должны определять, какова воля Бога в

каждой конкретной ситуации.

«И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в

учении и наставлении Господнем» (Ефесянам 6:4).

 

 

 

 

Hosted by uCoz