Джун Хант |
Ключи |
|
|
|
|
|
Родители-одиночки I. Определения А. Родитель-одиночка Как мать, так и отец могут оказаться в положении
родителя-одиночки, если они вынуждены воспитывать своих детей и решать все семейные
вопросы без другого супруга. Б. Кого мы можем считать родителем-одиночкой • Одинокого человека, усыновившего или удочерившего чужого
ребёнка. • Родителя (мужчину или женщину), никогда не состоявшего в
браке, который воспитывает своего ребёнка. • Вдову или вдовца, воспитывающих детей. • Разведенного супруга, воспитывающего ребенка. • Родителя, оставшегося с ребенком после того, как его супруг
ушел в другую семью. • Родителя, который временно один воспитывает ребенка, так как
другой родитель находится: — на службе в армии — на лечении в
больнице — в рабочей
командировке — в заключении. II. Характерные черты Состояния, в которых могут находиться родители- одиночки в различные периоды жизни Замечание. Многие одинокие родители, испытав
разочарование в определен- ные периоды своей жизни, могут повторно возвращаться к уже
пережитым когда-то состояниям. Родители
–
одиночки А. Состояние беспомощности Речь идёт о человеке, испытавшем потрясение в жизни и отчаянно
нуждаю- щемся в другом человеке, который может дать ему чувство
стабильности. Утверждения, которыми руководствуется такой человек: • Я не могу справиться с этим в одиночку. • Я не могу принять на себя такую ответственность. • Я уже не буду больше счастлив. • Это безнадёжно. Характерные черты: • Крайности в чувствах: чрезмерная радость сменяется глубоким унынием. • Внезапные слёзы. • Глубокая депрессия. • Потеря смысла жизни и желание умереть. Естественное следствие: В такой ситуации ребёнок чувствует, что должен быть очень
ответственным человеком и стать для родителя «защитником». Но Писание говорит: «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь,
на- мерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и
надежду» (Иеремия 29:11). Б. Состояние, когда все свои надежды возлагаешь на другого человека Речь идет о человеке, который в ситуации частичного разрыва
отношений, продолжает «цепляться» за своего бывшего партнера, пытаясь
обрести само- го себя и обеспечить свою безопасность. Утверждения, которыми руководствуется такой человек: • Ты — основание моей безопасности. • В тебе источник моего счастья. • Ты просто необходим (необходима) мне и нашим детям. • Дети неизбежно погибнут без полноценной семьи. Характерные черты: • Манипулирование. • Жалость к себе. • Крайняя беззащитность. • Неправильное представление о своей личности (восприятие своей личности как целостностной только в единении с другим
человеком). Естественное следствие: В такой ситуации ребёнок чувствует, что он должен удержать
уходящего ро- дителя и стать «эмоциональной поддержкой» для него. Но Писание говорит: «Ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деяния 17:28). В. Состояние самодостаточности Речь идет о человеке, который представляет себя другим вполне
самодоста- точным человеком, и стремиться выглядеть всегда «успешным»
одиноким от- цом (матерью). Утверждения, которыми руководствуется такой человек: • Не существует ничего, с чем бы я не справился. • Я добьюсь успеха абсолютно во всём, что бы это ни было. • У меня с детьми всё просто великолепно. • Если нам придётся «туго», мы справимся с трудностями. Характерные черты: • Нежелание признавать свои раны и боль. • Мстительность. • Чувство горечи. • Страх перед неудачей и «провалом». Естественное следствие: В такой ситуации ребёнок не испытывает потребности в том, чтобы
доверять Богу и полагаться на Него, потому что его мать (отец) пребывают
в состоянии самоуверенности и самодостаточности. Но Писание говорит: «Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя,
как бы от себя, но способность наша от Бог» (2 Коринфянам 3:5). Г. Состояние полного упования на Бога В этом случае речь идет о человеке, который осознаёт, что
полноту и безопас- ность невозможно обрести в себе самом или в ком-либо другом, но
только в Бо- ге, — когда полагаешься на Господа и ищешь Его помощи и
поддержки во всех обстоятельствах жизни. Утверждения, которыми руководствуется такой человек: • Наше будущее в руках Бога. • Я буду всегда полагаться только на Бога, который может воспол- нить все наши нужды. • Я от всего сердца благодарен Христу за то, что Он постоянно
нахо- дится рядом со мной, и я могу иметь с Ним такое глубокое
общение. • Бог сказал, что во Христе мы имеем совершенство и полноту, и я не сомневаюсь в верности Его Слова. Характерные черты: • Чувство безопасности в Господе. • Уверенность. • Терпеливость. • Целостность личности. Естественное следствие: В такой ситуации ребёнок чувствует себя в безопасности, он
знает, что уверенность и сила его матери (отца) основывается на
обещани- ях, данных самим Богом. И Писание говорит: «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для
жиз- ни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и
благостию, которыми дарованы нам великие драгоценные обетования, дабы вы
че- рез них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью…» (2 Петра 1:3-4). III. Причины Очень часто человек, один воспитывающий ребенка, пребывает в
состоянии по- стоянного недовольства собой, детьми, окружающими, жизнью и всем
миром. А. Видимые причины, ведущие к недовольству и разочарованию • Негодование и обида по поводу случившегося • Сокращение доходов семьи • Потеря друзей и возможности продолжать активную жизнь в обществе • Потеря собственной индивидуальности • Отсутствие свободы действий из-за необходимости уделять больше времени воспитанию детей и домашнему хозяйству • Зависть по отношению к друзьям, у которых есть супруг
(супруга) • Усталость и изнеможение из-за перезагрузки и стремления успеть всё сделать Все вышеперечисленное — правда, и все эти причины — серьезны. Но
заметь- те, Бог не возлагает на вас непосильную задачу — успеть сделать
всё и за всех. Он не поручает вам быть для ребенка и отцом, и матерью. Это
просто невоз- можно. Вы ответственны перед Богом за то, чтобы быть хорошей
христианкой (христианином) и хорошей матерью (отцом) для ваших детей! А эта
задача вам по силам. Степень того, насколько вы верно и положительно
реагируете на не- обходимость одной (одному) воспитывать детей, определяет степень
того, на- сколько успешно вы справляетесь со своими обязанностями! «Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть
довольным тем, что у меня есть» (Филиппийцам 4:11). Б. Главная причина — Неверное убеждение: Как одинокая мать (отец), я не могу чувствовать себя в полной
безопасности, ес- ли не имею рядом помощника (супруга или супругу), который
постоянно оказы- вал бы мне необходимую физическую и духовную поддержку. — Верное убеждение: Несмотря на то, что я — одинокий родитель, как христианин
(христианка) я могу чувствовать полную безопасность, зная, что её источником
является сам Бог. Он — самый лучший и совершенный Помощник, способный
обеспечить нашу семью всем необходимым и быть верным Отцом моим детям. «Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю
те- бя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Исаия 41:10). IV. Пути к решению проблемы А. Ключевые стихи из Библии для запоминания: Для матери-одиночки: «Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и при- теснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник» (Псалом 9:35). Для отца-одиночки: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но ес- ли бы и она забыла, то Я не забуду тебя. Вот, Я начертал тебя на дланях Моих; стены твои всегда предо Мною» (Исаия 49:15-16). Б. Ключевой текст из Библии для чтения и повторения: (Псалом 144:8-9, 13-20) «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его» (Псалом 144:8-9). В. Что надо и чего не надо делать одиноким родителям Не надо: Замыкаться на отрицательных чувствах. Надо: Простить супруга (супругу), которого с
вами нет рядом. «…Снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы» (Колоссянам 3:13). Не надо: Стараться быть одновременно и отцом, и
матерью. Надо: Быть очень мудрым отцом или матерью,
исполняя предназначение, данное вам Богом. «Отец сирот и судья вдов Бог во святом Своем жилище» (Псалом 67:6). Не надо: Думать, что теперь ваши дети «обречены». Надо: Понимать, что Бог имеет свой особый
план для жизни ваших детей, и они обязательно смогут развить все свои способности, которые
Он вложил в них. Ваша задача — помочь им в этом. «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и на- дежду» (Иеремия 29:11). Не надо: Критиковать и судить отсутствующего
супруга (супругу). Надо: Вспоминать положительные стороны
отсутствующего мужа (жены) и, постараться дать вашим детям возможность иметь и развивать с ними взаимоотношения. «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих» (Псалом 140:3). Не надо: Жить на деньги, полученные взаймы. Надо: Очень тщательно планировать свой
семейный бюджет, привлекая к этому детей. «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него,
ког- да и состарится. Богатый господствует над бедным, и должник де- лается рабом заимодавца» (Притчи 22:6-7). Не надо: Брать на себя всё бремя финансовых
расходов. Надо: Полагаться на Бога, способного по
Своему богатству восполнить ва- ши финансовые нужды. «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли луч- ше их?» (Матфея 6:26) Не надо: Ограждать детей от работы в разумных
пределах. Надо: Приучать их выполнять домашнюю работу
по заранее составляемо- му ежедневному (еженедельному и ежемесячному) расписанию. «Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под да- нью» (Притчи 12:24). Не надо: Стараться возместить детям потерю отца
(матери), задаривая их по- дарками. Надо: Признать, что вы никогда не сможете
«купить» своим детям то, в чём они действительно нуждаются, — отца или мать. «Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокрови- ще, и при нем тревога. Лучше блюдо зелени, и при нем любовь,
неже- ли откормленный бык, и при нем ненависть» (Притчи 15:16-17). Не надо: Допускать неуважение со стороны детей. Надо: Осознать, что страх быть отвергнутой
(отвергнутым) приводит вас к неспособности воспитывать. «Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его» (Притчи 19:18). Не надо: Ожидать, что дети смогут восполнить все
ваши душевные потребно- сти. Надо: Иметь близких друзей, готовых оказать
вам эмоциональную и мо- ральную поддержку, показать детям пример дружелюбия. «Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат» (Притчи 18:25). Не надо: Смотреть на окружающий вас мир, в
надежде получить совет, одоб- рение или ответ на возникающие у вас вопросы. Надо: Искать Бога и Его руководства. Только
Он может направить вас и указать, когда и в чём вы поступаете неверно. «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня
на путь вечный» (Псалом 138:23-24). Не надо: Думать, что вы обязательно должны
вступить в новый брак, чтобы найти себе помощника в воспитании детей. Надо: Взирать на Бога, способного восполнить
все ваши нужды. «Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф — имя Его; и Искупитель твой — Святый Израилев: Богом всей земли назовет- ся Он» (Исаия 54:5). • Он всегда рядом с вами «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах» (Псалом 46:2). • Он всегда очень внимательно вас слушает. «Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище» (Псалом 61:9). • Он верен. Ему можно доверять. «…Ибо велика милость Его к нам, и истина (евр. — «верность») Господня [пребывает] вовек. Аллилуия» (Псалом 116:2). • Он долготерпелив. «Но Ты, Господи, Боже щедрый и благосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный (евр. — «верный»)» (Псалом 85:15). • Он мудр. «У Него премудрость и сила; Его совет и разум» (Иов 12:13). • Он всепрощающий и милосердный. Он снисходит к слабостям
человека. «…Ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его:
вече- ром водворяется плач, а на утро радость» (Псалом 29:6). • Его любовь к вам вечна. «…Ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлу- чить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Римлянам 8:39). • Он любит ваших детей совершенной любовью, которую не
можете явить им даже вы. «И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в
нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1 Иоанна 4:16,18). Вопрос: В чём больше всего нуждаются дети, если
их воспитывает мать-оди- ночка (отец-одиночка)? Ответ: Дети из неполных семей нуждаются в том,
чтобы: — Видеть, что вы эмоционально здоровы и уверены в будущем. «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его» (Псалом 145:5). — Иметь дом, в котором есть порядок, и ощущается стабильность, благодаря вашему мудрому управлению. «Мудростью устрояется дом и разумом утверждается, и с умень- ем внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрас- ным имуществом» (Притчи 24:3-4). — Иметь возможность свободно выражать свою любовь к обоим ро- дителям. «Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугод- ны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!» (Пса- лом 19:15) — Понимать: они не виноваты в том, что имеют только отца или мать, самостоятельно их воспитывающих. «Разум для имеющих его — источник жизни, а ученость глупых — глупость» (Притчи 16:22). — Получать утешение и когда в этом будет нужда, самим быть гото- выми и способными утешать других. «…Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во вся- кой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во вся- кой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!» (2 Коринфянам 1:3-4) — Научиться осознавать свои чувства и быть честным с самим
собой. «Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне муд- рость [Твою]» (Псалом 51:8). — Направлять свой взор к Небесному Отцу, чтобы обрести безопас- ность и чувство защищённости. «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими…» (1 Иоанна 3:1) — Передать Господу своё недовольство, своё желание изменить си- туацию, а также осознать, что в действительности «совершенной семьи» не существует. «Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть доволь- ным тем, что у меня есть» (Филиппийцам 4:11). Если постараться кратко выразить суть того, о чем было сказано
выше, то де- ти в неполных семьях больше всего нуждаются В БЕЗОПАСНОСТИ И
УВЕ- РЕННОСТИ. Д. Положительные моменты в воспитании детей одинокими родителями Одинокие родители могут иметь: БОЛЕЕ БЛИЗКИЕ отношения с Господом: Чем больше вы полагаетесь на то, что только Христос даст вам
силу и укрепит вас, тем больше углубляется ваше доверие к Нему и Его верности Своим обещаниям. БОЛЕЕ БЛИЗКИЕ отношения с детьми: Как одинокие родители вы имеете возможность проводить больше времени со своими детьми. Это помогает вам быть более чуткими к ним и их нуждам. БОЛЕЕ ТВЁРДОЕ чувство уверенности в своих силах и способностях: Необходимость восполнять потребности и нужды своих детей побуж- дает вас к самореализации и развивает уверенность в своей
способно- сти быть опорой семьи. БОЛЕЕ БЛАГОПРИЯТНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА для формирования харак- тера детей: Дети одиноких родителей обыкновенно гораздо быстрее приучаются к самостоятельности, они более ответственны и взрослеют раньше своих сверстников. БОЛЕЕ ГЛУБОКИЕ переживания и радость от воспитания детей: Одинокие родители вынуждены принимать на себя больше ответст- венности. Они должны постоянно развивать в себе все новые и
новые практические навыки и умения, полезные для более близкого и глу- бокого общения с детьми. БОЛЕЕ ГЛУБОКАЯ радость от жизни: Одинокие родители более склонны к тому, чтобы на первое место ставить Бога и постоянно благодарить Его за то, что они имеют и
по- лучают в жизни. «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры произво- дит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были со- вершенны во всей полноте, без всякого недо- статка» (Иакова 1:2-4). Дорогие друзья! Никогда не забывайте, что Бог–Отец имеет особое сердце, заботящееся о каждом одиноком отце и о каждой одинокой матери. Если Бог в Своей бесконечной мудрости решил возложить на вас
одного ответственность воспитывать ребёнка, высоко поднимите свою голову, — вы имеете великое призвание! Джун Хант «...ОНИ (ПОДРОСТКИ) теперь кажутся нам склонными к излишествам,
они имеют плохие манеры и не уважают авторитеты, они не почитают взрослых
и проводят всё своё время, собираясь вместе и болтая друг с другом. Они
всегда готовы про- тиворечить своим родителями, стремятся захватить всё внимание во
время бесе- ды, прожорливы и мучают своих учителей». Сократ (написано более
чем за 400 лет до Рождества Христова) I. Определения Каждый человек в своей жизни прошёл через переходный возраст —
критичес- кий этап в процессе взросления, иногда называемый «подростковым
периодом». Это так же естественно и закономерно, как и знакомый всем
родителям особый период в жизни двухлетнего ребёнка, когда малыш старается делать
всё сам и почти не поддаётся воспитанию. Несмотря на то, что подростковым
периодом считается промежуток жизни молодого человека с тринадцати до
девятнадцати лет — это очень приблизительные границы. Начало и завершение, а
также дли- тельность «переходного периода» зависят от традиций культуры, в
которой че- ловек живёт, от принятого в стране возраста совершеннолетия, от
физиологиче- ских особенностей организма молодого человека, а так же от того,
когда он ре- ально достигает своей зрелости. Переходный возраст — очень
«бурное» и полное неожиданностей время. Именно на этом этапе жизни происходят
эмоциональ- ные, социальные и физиологические изменения, которые шокируют и
приводят в отчаяние многих неподготовленных родителей. Подобные чувства
испытыва- ют даже те родители, которые неутомимо вразумляли своих детей,
стараясь при- менять для их воспитания богоугодные методы, основанные на любви,
поддерж- ке и ободрении. Постарайтесь понять суть происходящего с вашими
детьми. Ваш ребёнок может быть всего лишь орудием в руках Бога, который
хочет на- учить вас возлагать всё упование на Него, доверяя Ему самое
дорогое! «Господь — крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце мое, и
Он помог мне, и возрадовалось сердце мое; и я прославлю Его песнью
моею» (Псалом 27:7). А. Подростковый возраст Подростковый период — это всего лишь переход от детства к
взрослой жизни. Если ваш ребёнок переживает именно такое переходное время, вы
как мудрые родители, должны призвать его (и себя) отбросить всё детское и
незрелое в ва- ших отношениях. Но одновременно с этим не забывайте сеять в
сердцах ва- ших детей семена ответственности, самостоятельности и независимости. Подростковый
период «Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время
рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное» (Екклесиаст 3:1-2). • В толковом словаре русского языка говорится, что подросток —
это маль- чик или девочка переходного возраста. • В латинском языке для обозначения этого периода жизни человека
приме- няется слово «adolescere», что означает «расти, вырастать». • Переходный период от детства к достаточно взрослой и
самостоятельной жизни характеризуется эмоциональными, социальными и
физиологичес- кими изменениями. Эмоциональные изменения Подростки часто испытывают острое чувство незащищённости.
Подобное про- исходит когда они начинают задумываться о себе: • Кто я? • Каковы мои ценности и убеждения? • Какую степень свободы я должен иметь? • Кого я должен действительно уважать? • Что я могу делать хорошо? Социальные изменения Подростки часто испытывают чувство неполноценности. Для
самоутвержде- ния молодые люди склонны искать общения с равными себе. • Они переносят свою преданность родителям на сверстников. • Они стремятся к большей независимости. • У них возникает интерес к противоположному полу. • Они стараются найти новых друзей и войти в ту или иную моло- дёжную группу. • Их настроение, образ мыслей и манера поведения неустойчивы и легко изменяются. Б. Половая зрелость • В русском языке слово «зрелый» означает: «достигший полного
развития, вполне готовый для чего-либо, свойственного взрослому человеку». • В латинском языке для обозначения половой зрелости применяется
термин «pubescent», означающий — «быть покрытым красивыми, мягкими и
ко- роткими волосами». • Это период полового созревания, в результате которого организм
подростка становится готовым к продолжению рода, и который характеризуется
кар- динальными физиологическими изменениями в организме. • Прежде всего необходимо помнить, что половое созревание не
наступает у всех в одном и том же возрасте. У большинства девочек половое
созревание начинается с десяти (обычно в двенадцать — тринадцать лет) и
длится до семнадцати, а у мальчиков — начинается с двенадцати (чаще всего
в четыр- надцать лет) и длится до девятнадцати лет. Физиологические изменения Подростки могут испытывать замешательство и страх, когда
начинают заме- чать, что с их телом происходят какие-то изменения: Стремительный рост до 10-12 см в год. Рост Стремительный рост — около 8-10 см в год. Увеличение веса. Вес Увеличение веса. Вырастают волосы вокруг половых органов, в подмышечной области, на лице и на груди. Волосы Вырастают волосы в области половых органов, в подмышечной области. Интенсивнее растут волосы на голове. Голос ломается и становится ниже. Голос Голос становится
более высоким и мягким. Расширяется грудная клетка и плечи. Внешность Увеличиваются молочные железы, объём бёдер. Сила и мышцы за период между двенадцатью и шестнадцатью года- ми увеличиваются вдвое. Телосложение и сила Мышцы увеличиваются в основном до начала первого менструального цикла. Возникновение поллюции — способности половых органов производить сперму. Признаки сексуальной зрелости Менструальный цикл и созревание яйцеклетки, завершающееся овуляцией. МАЛЬЧИКИ Д ЕВОЧКИ В. Библейский пример В переходный период происходит эмоциональное, физиологическое и
духов- ное взросление подростка. Однако, многие из них, уже достигнув
физиологи- ческой зрелости, продолжают оставаться эмоционально и духовно
незрелы- ми. В характере таких людей сохраняются некоторые отрицательные
черты подросткового возраста, если только они не пережили в жизни
личную встре- чу с Богом, как Иосия. ИОСИЯ (2 Паралипоменон, 34 гл.) Всего восемь лет было Иосии, когда он стал шестнадцатым царём
Из- раиля, унаследовав трон своего отца. Однако в отличие от своего
отца и деда, которые грешили, поклоняясь идолам, он «делал угодное в
очах Господних». Будучи подростком, Иосия «начал прибегать к Богу» и
с ранних лет жизни стал искать Его. Подчинившись руководству Гос- пода, юный царь смог смело и твёрдо выступить против укоренившего- ся в его народе греха и принял твёрдое решение положить конец
идоло- поклонству и нечестию, передаваемому из поколения в поколение.
Он поставил цель — восстановить Израиль, обратить его к богоугодной
и непорочной жизни. II. Характеристики А. Признаки переходного периода Почти каждый человек испытал в своей жизни трудности и тревоги
переход- ного возраста. Многие из них представляют собой естественный и
вполне нор- мальный процесс формирования зрелой личности. Однако если вы
замечаете у вашего ребёнка какие-то радикальные неестественные изменения в
поведе- нии, вполне возможно, что он находится под влиянием плохих
друзей, или ве- дёт беспорядочную сексуальную жизнь; возможно, неправильно или
плохо питается, употребляет алкоголь или наркотики. «За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя
страха Господня, не приняли совета моего, презрели все обличения мои;
за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их» (Притчи 1:29-31). Определить, что происходит с вашим ребенком, насколько это
опасно, какие действия требуются от вас, его родителей, вам помогут
нижеприведённые признаки, характерные для большинства детей в переходном
возрасте. Эмоциональное уединение Подросток: • Избегает участия в семейных мероприятиях. • Скрытен и необщителен. • Предпочитает уединяться в своей комнате (например, сразу же
по- сле прихода домой). • Спорит и может выражаться оскорбительно, резко, грубо. • Недоволен тем, чем обеспечивают его родители (одеждой; аудио-, видео-, автотехникой; выделяемыми ему денежными средствами). Трудности, возникающие в школе Подросток: • Получает явно низкие для своего уровня оценки. • Пропускает уроки. • Нарушает дисциплину на уроке, бросая вызов авторитету учителя. • Не выполняет домашние задания, выдумывая разные оправдания и причины его невыполнения. • Старается избежать участия во встречах родителей и учителей, будь то дома или на каких-либо школьных собраниях, или во время других мероприятий. Плохое влияние друзей Вы вдруг замечаете, что: • Любые разговоры по телефону происходят уединённо, за закрытыми дверями комнаты подростка. • Подросток выбирает друзей, которые старше него. • Не любит говорить о друзьях, всегда защищает их перед
родителями. • Прекращает приглашать друзей к себе домой. • Критикует и не любит ответственных и прилежных подростков. Протест против проверок и контроля Ваш ребенок: • Недоволен и возмущается всем, что ограничивает его свободу. • Не говорит о своих занятиях и увлечениях. • Часто нарушает установленное для него время возвращения домой, особенно вечером (при этом, всегда находит извинение своему опозданию). • Тайно уходит гулять по ночам. • Отказывается посещать церковь. Физиологические признаки Обратите внимание: • Чрезмерный сон и еда — это возможный признак депрессии. • Большая потеря веса — это возможный признак анорексии (отсут- ствия аппетита). • Если подросток съедает слишком большое количество пищи, но при этом не прибавляет в весе — это возможный признак булимии (патологическое, повышенное влечение к пище). • Бледная кожа и часто повторяющиеся дрожь, рвота, головокруже- ние могут быть признаком употребления наркотических средств. • Синяки и порезы на коже могут быть признаком, свидетельствую- щим об увлечении какой-либо культовой религией или об участии в обрядах сатанистов. Внешние изменения Обычно очень заметны, так как: • Подросток не следует правилам личной гигиены. • Постоянно одевается в одну и ту же одежду. • Становится слишком небрежным к своему внешнему виду и даже неопрятным. • Одевается вызывающе, делает необычную причёску. • В стиле одежды подросток пытается подражать какой-либо группе людей (часто отрицательно воспринимаемой обществом). «Глупый сын — досада отцу своему и огорчение для матери своей» (Притчи 17:25). Б. Картина пассивного воспитания Многие родители не обращают внимания на подозрительное поведение
ребён- ка, надеясь, что всё пройдёт само собой. Другие, не желая
возникновения кон- фликтов, эмоционально отдаляются от подростка, оставляя его без
своей люб- ви, ободрения, поддержки и верного наставления. С молитвой
рассмотрите свои ответы на вопросы, предлагаемые ниже. Эти вопросы подскажут
вам важные области отношений с ребенком. Позвольте Духу Святому
исследовать ваше сердце, чтобы выявить допущенные вами грехи по отношению к
ребен- ку. Это поможет вам честно оценить, — как вы выполняете
родительские обя- занности, возложенные на вас Господом. «Скажешь ли: «вот, мы не знали этого»? А Испытующий сердца разве
не знает? Наблюдающий над душею твоею знает это, и воздаст человеку по делам его» (Притчи 24:11-12). Стараетесь ли вы избегать откровенных разговоров об
отрицательных и неправильных поступках вашего подростка? Хватает ли у вас решимости обсуждать с ним неприятные ситуации и
вопросы, кото- рые могут вызывать смущение? Не слишком ли легко вы готовы принимать извинения и оправдания
вашего ребёнка? Покрываете и извиняете ли вы плохое поведение подростка? Даёте ли вы подростку испытать на себе прямые последствия его
поведения (или ста- раетесь всячески ограждать вашего ребёнка от этого)? Насколько вы последовательны, требуя от вашего ребёнка
возвращения домой в уста- новленное время? Как вы относитесь к такому важному методу воспитания как
наказание, не пренебре- гаете ли им, опасаясь, что ваш ребёнок перестанет вас любить? Лишаете ли вы подростка своей любви, надеясь, что это заставит
его измениться? Сравниваете ли вы своего ребёнка с другими подростками,
обращаясь к нему с сар- казмом, в надежде тем самым побудить его измениться? «…А обличающие будут любимы, и на них придет благословение» (Притчи 24:25). III. Причины А. Причины беспокойного подросткового возраста В этот сложный период своей жизни подростки стараются вырваться
из «ко- кона» заботы и попечения, которым родители окружали их с самого
рожде- ния. Этот процесс становления личности можно сравнить с
появлением на свет прекрасного творения — бабочки. Вчерашние мальчики и
девочки, осво- бодившись из «кокона» родительской опеки, начинают пробовать
свои собст- венные силы. Они больше не ищут помощи родителей, но пытаются
сами вос- полнять свои естественные нужды в любви, значимости и
безопасности. Одна- ко, в отличие от бабочки, они всё ещё не могут «летать» — быть
самостоятель- ными и независимыми. По этой причине переходный период полон
риска и опасностей, так как подростки часто склонны искать ответ на свои
нужды и потребности в кругу сверстников, используя неправильные методы и
спосо- бы. Родители должны понимать, в чём нуждаются их дети, и чего
они добива- ются в период переходного возраста. Поиск любви • Подросткам нужна настоящая и серьёзная дружба. • Подростки ищут внимания со стороны противоположного
пола. • Подростки хотят быть уверенными в том, что их любят,
они нуждаются в словах любви. • Подростки нуждаются в приемлемых формах близкого
общения. «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил
вас» (Иоанна 15:12). Поиск собственной значимости • Подросткам нужна независимость. • Подросткам нужна ответственность. • Подростки хотят быть успешными. • Подростки нуждаются в осознании того, насколько высоко
их ценит Господь. «Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне…» (Псалом 56:3) Поиск безопасности • Подростки нуждаются в личных ценностях. • Подростки нуждаются в дисциплине. • Подросткам нужны ясные и чёткие границы поведения. • Подростки нуждаются в духовном возрастании. «В страхе пред Господом — надежда твердая, и сынам Своим Он
прибе- жище» (Притчи 14:26). Б. Главная причина — внутренний конфликт Маленькие дети обычно подражают поведению и поступкам своих
родителей. Однако, когда они достигают подросткового возраста, их взгляд на
авторитет и власть родителей чаще всего меняется. В этот период своей
жизни они очень сильно зависят от поведения и мнения сверстников. Подростки
перестают ви- деть в своих родителях «непререкаемый авторитет» и источник
истины. Они ставят под сомнение способность родителей определять, что плохо,
а что хоро- шо. Они пытаются искать свою истину, то, что им самим кажется
правиль- ным. Быть принятыми, получить одобрение со стороны других
подростков — вот что для них важнее всего! Неправильное убеждение
подростков: Для меня очень важно быть принятым моими сверстниками, потому что тогда я почувствую себя увереннее, лучше. Я хочу жить по
своим собственным принципам, по своим собственным законам и по своей собственной правде. Правильное убеждение: Я бы очень хотел, чтобы другие подростки меня приняли, но я предпочитаю быть человеком с сильным характером, тем, кто мо- жет сказать «нет», отказавшись сделать зло. Моя жизнь наполнит- ся новым смыслом, если я буду ходить Божьими путями и посту- пать по Его правде. «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не прихо- дит к Отцу, как только через Меня» (Иоанн 14:6). МОЛИТВА ПОДРОСТКА Господи, научи меня видеть грех, каким видишь его Ты. Я хочу ненавидеть грех так же, как ненавидишь его Ты. Моя жизнь будет полной лишь тогда, когда я буду жить в согласии с Твоей истиной и ходить Твоими путями. П О Д Р О С Т К О В Ы Й П Е Р И О Д IV. Шаги к решению Иногда подростки ведут себя так, как будто семья для них ничего
не значит (или значит очень мало). В других случаях действия и поведение
подростка могут указывать на их потребность в семье как в единственном источнике
поддержки. Встречаясь с этими крайностями в поведении своего ребенка
(которое бывает очень вызывающим и непредсказуемым), постарайтесь найти
наилучший способ реакции на него. Даже временная и непродолжительная потеря
близких взаимо- отношений и взаимопонимания с ребёнком приносит много боли
родителям. Ва- ше сердце словно разрывается на части. Для того, чтобы
справиться с подобной утратой, вам потребуются не только все ваши силы и вся ваша
мудрость, но го- раздо больше — необыкновенная сила Бога, Его любовь и поддержка. «Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды» (Псалом 142:10). А. Ключевой стих Библии для заучивания Для подростка: «Юношеских похотей убегай, а держись прав- ды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца» (2 Тимофею 2:22). Для родителей: «Благо человеку, когда он несет иго в юности своей; сидит уединенно и молчит, ибо Он на- ложил его на него; полагает уста свои в прах, помышляя: «может быть, еще есть на- дежда» (Плач Иеремии 3:27-29). Б. Ключевой отрывок из Библии для чтения и повторения ДЛЯ ПОДРОСТКОВ: Большая часть Книги Притчей предназначена для молодых людей и в
первую очередь для того, «чтобы познать мудрость и наставление» (Притчи
1:2), а также, чтобы «дать… юноше — знание и рассудительность…» (Притчи 1:4).
Так как в Книге Притчей всего тридцать одна глава, можно без особенного
напряжения про- читывать по одной главе в день в течение каждого месяца. Многие
молодые люди продолжают перечитывать эту книгу, помогающую в формировании
характера, даже когда трудный подростковый период уже позади. Попробуйте,
читая главу за главой, составить список «Уроков для подростков». Записывайте в
нём своими словами прочитанные вами истины, которые имеют непреходящее
значение. «Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр» (Притчи 12:15). Вы можете составить список по каждой главе примерно по такому
образцу: УРОКИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ (Притчи, 1 глава) Каждый подросток должен знать, что: Урок № 1 Первый шаг в школе жизни — почитание Господа. - - - - -
- - - - - - - - - - - - Ст. 7 Урок № 2 Отвергать мудрость и наставление — значит быть
невежественным глупцом.- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - Ст. 7 Урок № 3 Прислушиваться к наставлению родителей — поступать
мудро. - - - - - - - Ст. 8-9 Урок № 4 Чтобы избежать беды, — надо быть достаточно сильным и иметь мужество, чтобы сказать «нет». - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - Ст. 10-19 Урок № 5 Насмехаясь над непорочным и простым человеком, я
показываю свою глупость.- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - Ст. 22 Урок № 6 Человек, который внимательно слушает Бога, учится на
своих собственных ошибках. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - Ст. 23 Урок № 7 Отвергать советы и не принимать обличения — значит
навлекать на себя скорбь и беду. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - Ст. 24-27 Урок № 8 Восставать против знания и против Бога — значит
разрушать самого себя. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - Ст. 29-31 Урок № 9 Быть самодовольным и беспечным — значит уподобляться
глупцу. - - - - - Ст. 32 Урок № 10 Чтобы жить безопасно и спокойно — надо быть послушным
Богу и следовать Его наставлениям. - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - Ст. 33 ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: В Послании к Ефесянам есть слова, которые легко можно сделать
молитвой за вашего ребёнка. Молитесь этими словами постоянно, заменяя в 16,
17 и 19 сти- хах личные местоимения «вам, ваши, вы» на имя вашего ребёнка.
Например: «Для сего я преклоняю колена мои перед Отцом Госпо- да нашего Иисуса Христа, От Которого именуется вся- кое отечество на небесах и на земле. Да даст Он моему сыну (имя)______по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердце моего сына (имя) _______, чтобы мой сын (имя) _______, укоренён- ный и утверждённый в любви, мог постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христо- ву, дабы мой сын (имя) ________ мог исполниться всею полнотою Божиею» (На основе Послания Ефесянам 3:14-19). В. Цель, к которой должны стремиться родители подростков Даже если вы относите себя к тем родителям, которые стараются
«ходить в страхе перед Господом», это не даёт никакой гарантии того, что
ваши дети обязательно захотят последовать вашему примеру. Вы не можете
насильно за- ставить их жить согласно определённым правилам морали. Вы не
можете по- стоянно контролировать их поведение и поступки. Но вы можете
поступить иначе — сделайте своей главной задачей постепенное и
последовательное раз- витие у подростка верных взглядов, помогите ему выработать
правильную си- стему ценностей. Тогда его характер будет формироваться на
прочной основе, и это поможет вашему ребёнку принимать правильные решения в
жизни. «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в
сердце тво- ем [и в душе твоей]; и внушай их детям твоим и говори о них,
сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» (Второзаконие
6:6-7). Побуждайте подростка развивать свою личность Для этого: • Вы сами должны быть человеком, утверждённым во Христе. А это
значит, что вы можете искренне сказать своему ребёнку: — Свои нужды в любви, значимости и безопасности я восполняю во Христе. — Я полагаюсь только на Христа и на Его силу, отвергая упование на свои собственные силы и способности. — Я умер для себя, для жизни по своей воле, теперь моя жизнь — Христос, живущий во мне и действующий через меня. «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся
Хрис- ту, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во
пло- ти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего
Се- бя за меня» (Галатам 2:19-20). • Воспринимайте вашего ребёнка как очень ценное и уникальное
творение Бо- жие, которое Он доверил вам. — Бог принял решение создать моего ребёнка. — Бог определил особый план для его жизни. «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь,
на- мерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и
надежду» (Иеремия 29:11). • Определите естественные склонности, интересы и способности
подростка. — Постарайтесь узнать, что ему нравится делать, что доставляет
ему радость. — Поощряйте вашего ребёнка к тем видам деятельности и занятиям, которые будут служить развитию его навыков и способностей. «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него,
когда и состареет» (Притчи 22:6). • Старайтесь больше хвалить и меньше критиковать подростка.
Поощряйте те решения и поступки, которые выявляют хорошие черты его
характера. «От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст
сво- их он насыщается» (Притчи 18:21). • Объясняйте подростку, что Бог хочет, чтобы все Его дети
становились похо- жими на Христа, развивали в себе качества Его характера. «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными
образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями» (Римлянам 8:29). Развивайте у подростка чувство ответственности Для этого: • Вы сами должны быть целостным, непорочным и ответственным
человеком. «Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан» (Притчи 10:9). • Позволяйте вашему ребёнку участвовать в принятии решений,
касающихся определения допустимых границ поведения и последствий их
нарушения. (Если подросток нарушит установленные правила, не оправдывайте
его.) «Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей» (Притчи 29:17). • Приучайте подростка быть верным данному слову, подчёркивайте
важность этого качества характера. «И сказал Моисей начальникам колен сынов Израилевых, говоря: вот что повелел Господь: если кто даст обет Господу, или поклянется
клят- вою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова
свое- го, но должен исполнить все, что вышло из уст его» (Числа
30:2-4). • Развивайте у вашего ребёнка чувство ответственности в
отношении личных финансовых расходов. Вы можете в своей семье организовать «банк»
и от- крыть в нём «счёт» на имя подростка, выделяя регулярно какую-то
опреде- лённую сумму на его личные расходы. При этом важно
воздерживаться от «увеличения бюджета» — увеличения выделяемой ребенку суммы, если его расходы постоянно превышают установленную вами сумму денег. «Наследство, поспешно захваченное вначале, не благословится
впос- ледствии» (Притчи 20:21). • Помогайте подростку делать правильный выбор в вопросах
практического и нравственного характера. «Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся» (Прит- чи 16:3). Побуждайте подростка развивать здоровые отношения с другими людьми Здоровые отношения предполагают искренность, открытость,
честность, сердечность и чуткость. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок
научился стро- ить такие отношения с другими людьми, прежде всего начните с
себя, пока- жите ему пример. • Открыто и честно выражайте все свои чувства: как
положительные, так и отрицательные. «Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне
мудрость [Твою]» (Псалом 50:8). • Старайтесь общаться с подростком на уровне чувств, обращаясь к
его серд- цу, вместо того, чтобы стремиться получить от него лишь
информацию и факты. Не спрашивайте ребёнка: «Как сегодня дела в школе?» Лучше
задавать во- просы иначе, например: «Что ты думаешь о школе? Хорошо ли прошли
заня- тия? Что ты думаешь о себе? Чувствуешь ли ты себя на высоте или
времена- ми унываешь и подавлен?» «Помыслы в сердце человека — глубокие воды, но человек разумный
вы- черпывает их» (Притчи 20:5). • Поощряйте подростка к общению и близким взаимоотношениям с
людьми, которые могут быть для него примером для подражания, чей образ
жизни основывается на христианских ценностях (пастор, руководитель
молодёжи в церкви, вожатый в лагере для подростков). «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово
Бо- жие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евреям
13:7). • Будьте готовы признавать свои ошибки и просить прощения у своего
ребёнка. «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто
созна- ется и оставляет их, тот будет помилован» (Притчи 28:13). • Делитесь своими мыслями и знаниями о том, как общаться и вести
себя с подростками противоположного пола. Беседуйте со своими детьми о
разли- чиях между мужчинами и женщинами. Каждый человек имет
потребность в любви, значимости и безопасности, потому что такими сотворил
всех лю- дей Бог. Как мужчины, так и женщины в равной степени нуждаются в
бе- зусловной любви. Если же говорить о других существенных
потребностях, то мужчинам в большей степени необходимо чувствовать себя
важными, значительными, а женщины стремятся к безопасности. «Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания» (Притчи 18:16). Способствуйте достижению подростком духовной зрелости • Стремитесь сами подражать Христу. Это будет оказывать самое
сильное влияние на подростка. «Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве
чистоту, степен- ность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное, чтобы
противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого» (Титу
2:7-8). • Учите подростка тому, что Слово Божие обладает непререкаемым
авторите- том, в Нём мы находим совершенный образец для поведения. «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для
обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тимофею
3:16). • Предложите вашему ребёнку прежде чем он хочет что-либо сделать
пораз- мышлять над следующими тремя вопросами: — Если я сделаю это, будет ли это выражением любви к Богу? — Если я сделаю это, будет ли это выражением любви к другим? — Если я сделаю это, будет ли это выражением любви к самому
себе? «Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает
серд- ца» (Притчи 21:2). • Объясните подростку важность отделенности от мира, отказа от
соглашения с ним. «И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и
не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы
бу- дете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Ко- ринфянам 6:17-18). • Если ваш ребёнок идёт по пути, ведущему к разрушению и гибели,
просите Бога как можно скорее показать ребёнку ошибочность принятого
решения, его плохие последствия. «Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве
чисто- ту, степенность, неповрежденность, слово здравое,
неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас
худо- го» (Титу 2:7-8). Г. Борьба за установление чётких границ Мудрые родители должны с самых ранних лет жизни своего ребёнка
уста- навливать для него чётко определяемые рамки и правила поведения
с соот- ветствующими дисциплинарными мерами в случае их нарушения
(ребёнок должен знать, какими могут быть возможные последствия его
неправиль- ных поступков). Меры дисциплинарного наказания в любом возрасте предназначены
только для того, чтобы у ребёнка развивались самодисциплина и
самоконтроль. Ко- нечная цель заключается в том, чтобы внутренней потребностью
вашего ребён- ка было делать только то, что правильно. Когда правила поведения
чётко изло- жены и границы допустимого точно определены, подростки,
переступая дозво- ленную черту, понимают, что не дурной характер родителей, а их
собственный неверный выбор привёл к неизбежным последствиям. Многие родители не осознают, насколько важно чётко установить
границы для ребёнка, пока не столкнутся «лицом к лицу» с бунтарским
духом подро- стка. И хотя никогда не поздно поменять методы воздействия,
вводя надлежа- щие правила и дисциплинарные меры наказания, — исправить
поведение подростка в переходном возрасте чрезвычайно трудно. Если вы
хотите добить- ся успеха, необходимо посвятить себя этой задаче и быть
последовательными, не допускать никакой мысли о снисхождении и смиренно положиться
на Бо- жью помощь. Молитесь, чтобы наступил тот день, когда ваш ребёнок
наконец осознает: через наказание любящие руки Бога изменяют его
характер, делают его подобным Христу. «Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись
обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к
тому, как отец к сыну своему» (Притчи 3:11-12). Вопросы, которые задают о границах поведения Вопрос: Правильно ли это — устанавливать
границы? Ответ: Да. Бог создал окружающий мир с
естественными ограничениями. Это законы, действующие в нашем мире. Самыми известными пра- вилами, ограничивающими поведение человека, можно назвать «Десять заповедей», которые записаны в Библии. «И изрек Бог [к Моисею] все слова сии, говоря: Я Господь, Бог
твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за
ви- ну отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдаю- щим заповеди Мои. Не произноси имени Господа, Бога твоего, на- прасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произно- сит имя Его напрасно. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота
Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой,
ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел
твой, ни всякий] скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в
них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день
субботний и освятил его. Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой,
да- ет тебе. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближ- него твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни
раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота
его,] ни- чего, что у ближнего твоего» (Исход 20:1-17). Вопрос: Разве подростки не достигли того
возраста, когда родители уже не должны их наказывать? Ответ: Нет, не достигли. Каждый человек должен
нести ответственность за свои поступки и действия. «Каждый из нас за себя даст отчет Богу» (Римлянам 14:12). Вопрос: Если мой ребёнок нарушает установленные
границы и правила, как я могу строго наказать его, избегая при этом грубости или
неверно- го поведения (гнева, раздражения, крика и др.)? Ответ: Часто мы ошибочно думаем, что строгость
невозможна без грубости и раздражения. Но это не так. Можно быть строгим без грубости.
Не забывайте, для чего Бог предназначил правильное дисциплинарное наказание. Границы и правила — это не просто какие-то придуман- ные ограничения, нарушение которых приводит к отрицательным последствиям. Цель справедливых правил и ограничений — на- учить подростка самоконтролю и помогать ему развивать характер, угодный Богу. «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а пе- чалью; но после наученным через него доставляет мирный плод пра- ведности» (Евреям 12:11). Вопрос: Бывают ли неправильно определённые
границы? Ответ: Да. Некоторые правила и требования
могут быть слишком строгими для определенного возраста и степени зрелости подростка. Только
в молитве родители могут и должны определять, какова воля Бога в каждой конкретной ситуации. «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Ефесянам 6:4).
|