В.П.Вихлянцев |
Библейский словарь |
|
|
|
|
|
Табаф`а (Суд 7.23)—город недалеко от Авелмехолы
(см.).
Табба`оф (кольца, перстни) (Езд 7.43; Неем
7.46)—аналог. Аккув,в.
Табе`ел (Бог милостив) (Езд 4.7)—аналог. Бишлам.
Таве`ил (Бог милостив) (Ис 7.6)—отец (предок)
человека, которого хотели поставить царем в Иудее.
Тав`ера (горение) (Чис 11.3; Вт 9.22)—см.
Киброт-Гаттаава.
Тавиф`а (серна) (Деян 9.36,40)—ученица, то есть
христианка, из Иоппии, которую Господь воскресил через ап. Петра (в Деян 9.39
названа Серна).
Тавкег`аф (ожидание, надежда) (2Пар
34.22)—отец (предок) Шаллума, отца пророчицы Олданы (в 4Ц 22.14 назван Тиква).
Таврим`он (3Ц 15.18)—отец
(предок) Венадада.
т`аинство (термин из обихода
православной церкви, здесь не подходящий) (1Тим 3.9)—тайна, глубина, чистота
(но не обряд или священнодействие).
т`айна—значение этого слова Господь может
открыть при чтении, например, следующих мест Священного Писания:
Быт 3.22; Вт 29.29;
3Ц 8.12;
Пс 24.14; 96.2; Пр
12.23; 25.2;
Ис 4.5; 6.9-10; 45.15;
Дан 12.4,9-10; Мих 7.5;
Мф 13.11,44; Мк 4.34;
Рим 14.24; 1Кор 2.7;
4.1; 14.2; 2Кор 4.18; 12.4; Еф 1.8-9; 3.3-5,8-9; 5.32; 6.19; Кол 1.26-27; 2.2;
2Фес 2.7; 1Тим 3.16;
От 2.7; 10.4,7;
17.5,7.
тайник`и `юга (Иов 9.9)—южные
созвездия.
тайнов`едец (Дан 1.20; 2.2,10,27;
4.4; 5.11)—см. волхвы.
тал`ант—денежная единица и мера веса в
древности, равная 3000 сиклей (36 кг) (Исх 38.25-26) (ср. 4Ц 5.23). В некоторых
местах, очевидно, употребляется фигурально (2Ц 12.30; От 16.21). Это слово
только благодаря притче Спасителя (Мф 25.14-30) приобрело современное значение—дар,
способности. Раньше оно этого значения не имело. (См. вес, деньги)
талиф`а-к`уми (Мк 5.41)—повеление
встать, сказанное по-арамейски (в оригинале: талифа-кум).
Талм`он (1Пар 9.17; Езд 2.42; Неем 7.45; 11.19;
12.25)—левит, глава одного из поколений привратников, вернувшихся из плена с
Зоровавелем, и несших службу у северных ворот храма (в Езд 10.24 назван Телем).
Там`ара (пальма) (Иез 47.19; 48.28)—место
(город) в южной части Палестины (положение не известно).
Танхум`еф (утешение) (4Ц
25.23)—отец (предок) Сераии (в Иер 40.8 назван Фанасмеф).
Таппу`ах (яблоко)—а) (Нав 12.17)—один из царских
городов Ханаанской земли, возможно, упомянутый ниже в пункте «в», но может
быть, во всех трех местах имеется в виду один и тот же город;
б) (Нав 15.34)—аналог.
Адифаим;
в) (Нав 16.8;
17.8)—земля и город на границе уделов Манассиина и Ефремова в районе потока
Кане (в Нав 17.7 назван Ен-Таппуах); (См. пункт «а» выше)
г) (1Пар 2.43)—аналог.
Корей,г.
Тар`ах (блуждание) (Чис 33.27,28)—аналог. Алуш.
Тарпел`еи (Езд 4.9)—см. Апарсы.
Тарс (Деян 9.11,30; 11.25; 21.39; 22.3)—город
в северо-восточной части Средиземноморского побережья, столица древней
провинции Киликия. Тарс был расположен на реке Кидн (современная Тарсус) и
славился своей ученостью и торговлей. Из этого города был родом ап. Павел и
сюда он вернулся на некоторое время после обращения. Теперь от Тарса остались
незначительные развалины.
Тарт`ак (4Ц 17.31)—идол Аввийцев (больше ничего
о нем не известно).
Тарт`ан (4Ц 18.17; Ис 20.1)—высшее должностное
лицо в ассирийском государстве, заменявшее царя в военном походе (это слово не
является именем собственным). (См. имя, Рабсак, Рабсарис)
тать (Зах 5.4; 2Пет 3.10; 1Фес 5.2,4; От 3.3;
16.15)—вор, похититель, разбойник.
Таф`афь (3Ц 4.11)—одна из дочерей Соломона.
Т`афна (Иер 2.16)—см. Тафнис.
Т`афнис (Иер 43.7-9; 44.1; 46.14; Иез
30.18)—древний египетский город в восточной части дельты Нила (ныне местечко
Дефенне) (в Иер 2.16 назван Тафна).
Тах`ав (смирение, покорность) (1Пар
6.24)—аналог. Азария,з (в ст. 37 назван Тахаф).
Тах`ан (Чис 26.35)—один из сыновей Ефрема, сына
Иосифа, глава поколения (в 1Пар 7.20-21 не упомянут; Фахаф?).
Тах`аф (смирение, покорность)—а) (Чис
33.26,27)—аналог. Алуш;
б) (1Пар 6.37)—см.
Тахав.
Тах`аш (Быт 22.24)—аналог. Гахам.
Тахпен`еса (3Ц 11.19-20)—жена
фараона, царствовавшего в Египте во времена Соломона.
Тахт`им-Ходж`и (2Ц 24.6)—неизвестная
местность в северо-восточной части владений Давида (на восток от Иордана).
тварь (неожиданное и малопонятное теперь
слово) (Мк 16.15; Рим 8.19-22,39; 2Кор 5.17; Гал 6.15; Кол 1.15,23; Евр 4.13;
От 8.9)—(все) творение (см).
твердь (Быт 2.6-8,14,15,17,20; Пс 18.2; 150.1;
Дан 12.3)—видимое небо, небесный свод с видимыми на нем небесными телами и
всеми небесными явлениями.
твор`ение—процесс создания и
всякого изменения, которые Господь совершает постоянно (Ин 5.17; От 4.11), а
также сам результат этого процесса. Бог создал все видимое в мире из ничего
(Евр 11.3), сотворил человека из земного праха и дал ему жизнь. Верующих во
Христа, рожденных от Духа Святого, Священное Писание называет «новым творением»
(2Кор 5.17; Гал 6.15; Еф 2.10). Люди во все века, вглядываясь в бесконечное
многообразие природы, верили, что ничто не происходит без воли и участия Божия.
Суммируя такие размышления ученых, немецкий математик и философ 17 в. Лейбниц
пришел к заключению, что никакое движение вообще невозможно само по себе, без
постоянного творческого акта Бога, то есть, что Бог все творит вновь в каждое
следующее мгновение.
Т`ебеф (Есф 2.16)—десятый месяц священного
еврейского календаря (четвертый—гражданского). Соответствует примерно январю.
(См. месяцы)
Тев`алия (1Пар 26.11)—аналог. Захария,и.
Тев`ах (Быт 22.24)—аналог. Гахам.
Тев`ец (Суд 9.50; 2Ц 11.21)—укрепленный город в
уделе Ефремовом. Полагают, на его месте теперь находится селение Тубас на
северо-восток от Наблуса (Сихема).
Тел-Ав`ив (груда колосьев) (Иез
3.15)—некое место в Вавилонии, где жили переселенные евреи. (См. Ховар)
Тела`им (ягнята) (1Ц 15.4)—город в Иудее, где
Саул собрал свои войска перед войной с амаликитянами (положение не известно).
Т`елем—а) (Нав 15.24)—аналог. Адада;
б) (Езд 10.24)—см.
Талмон.
тел`ец—молодой бык. Самая лакомая животная пища
(Быт 18.7; Лк 15.23) и одно из наиболее часто приносимых в жертву животных.
Самые строгие союзы заключались с рассечением тельца (Иер 34.18). Золотые
тельцы, сделанные Аароном (Исх 32.4) и Иеровоамом (3Ц 12.28), были копиями,
по-видимому, египетских священных быков Аписа (в Мемфисе) или Мневиса (в
Илиополе). (См. жертвоприношение)
тел`ица—молодая (до отела) корова, обычно 2-3
лет. Употреблялась для особых жертв (Быт 15.9; Чис 19.2; Вт 21.3; 1Ц 16.2).
Телмел`ах (соляной холм) (Езд
2.59; Неем 7.61)—место в Вавилонии, из которого возвратились пленные, которые
позже, однако, не смогли показать, что они от Израиля.
телохран`ителей вор`ота (4Ц
11.6,19)—неизвестные ворота в стенах древнего Иерусалима (возможно, во
внутренних стенах или стенах храма). (См. ворота)
Тел-Харш`и (Езд 2.5)—аналог.
Телмелах (в Неем 7.61 записано Телхарши).
Темн`ичные вор`ота (Неем 12.39)—одни из
ворот в восточной части внешней стены древнего Иерусалима. (См. ворота)
тен`ета (Иов 18.8; Ис 51.20; Иез 12.13; Рим
11.9)—паутина, сетка, тонкие нити. Во всех местах обозначает сети.
тераф`им (Суд 17.5; 18.14,17,20; 4Ц 23.24; Иез
21.21; Ос 3.4; Зах 10.2)—идол, имевший человеческую фигуру (1Ц 19.13,16) и
почитавшийся домашним богом (Быт 31.19-35).
терев`инф (Ис 6.13; Ос
4.13)—высокое и ветвистое дерево с вечнозелеными листьями, растущими пучками.
Может достигать возраста в тысячу лет. В некоторых местах переведено как «дуб»
(Быт 35.4; 2Ц 18.10; Ис 1.29-30). (См. дубрава)
терн—в еврейском тексте употребляется
несколько слов для обозначения колючих сорных растений и кустарников и поэтому
теперь их невозможно с точностью определить. Такие растения растут в Палестине
везде и появляются особенно в большом количестве в засушливое время. Из них
из-за их жесткости делали непроходимые изгороди (Пр 15.19; Ос 2.6; Мих 7.4) и
жестокие орудия наказания (Суд 8.7,16). Терн, терние и волчцы являются в Библии
символом испытаний, страданий, скудости, суеты (Быт 3.18; Пр 24.31; Ис 7.23-25;
Иер 12.13; Ос 10.8; Мф 13.22). Божий огонь для Моисея возгорелся из тернового
куста (Исх 3.2; Деян 7.30) и из терновника же люди сделали венец для Иисуса (Мф
27.29; Мк 15.17; Ин 19.2). (См. волчцы, купина)
т`ерние (терн`овник, терн`овый куст)—то
же, что терн (см.).
Т`ертий (Рим 16.11)—сотрудник ап. Павла в
Коринфе, записавший (или переписавший) его Послание к Римлянам.
Терт`улл (Деян 24.1-2)—нанятый иудейскими
старейшинами ритор (см.).
тесл`о (Исх 20.25; 3Ц 6.7)—инструмент в виде
зубила, топора или кирки.
тесть (Исх 18.1,2,5-8,12,14,15,17,24,27; Суд
1.16; 19.4,7,9; Ин 18.13)—отец жены.
т`етка (Исх 6.20; Лев 18.14; 20.20)—сестра отца
или матери, а также жена дяди (брата отца).
Тех`инна (милость) (1Пар 4.20)—один из сыновей
(потомков) Ештона из колена Иудина, основатель или начальник города Нааса.
теч`ение (2Тим 4.7)—в других переводах: курс,
поприще (ср. Деян 20.24).
т`еща (Вт 27.23; Мф 8.14; Мк 1.30; Лк
4.38)—мать жены.
Тивери`ада (Ин 6.1,23)—город на
западном берегу Геннисаретского озера, резиденция царя Ирода Антипы (см.
Ирод,в), который основал (или обновил) его около 16 г. по РХ и назвал в честь
императора Тиберия. Город большей своей частью располагался на месте древнего
кладбища и поэтому считался долгое время евреями нечистым, но после разрушения
Иерусалима в 70 г. он быстро заселился ими и даже стал одним из центров
еврейской учености. Здесь был переписан Талмуд. Теперь это город Табарие.
Тивери`адское м`оре (Ин 21.1)—см.
Галилейское море.
Тив`ерий (Лк 3.1)—Тиберий Клавдий Нерон, римский
император, сменивший на троне Августа. При воцарении он был 55 лет и царствовал
23 года—с 14 г. до 37 г. по РХ. В пятнадцатом году его правления—то есть в
29 г. (или в 27 г., если учитывать два года его совместного правления
с Августом) Иисус Христос выступил на открытое служение.
Тивх`афа (1Пар 18.8)—см. Беф.
Тигр (Дан 10.4)—река, берущая начало в горах
Армении и протекающая в той же огромной долине, что и Евфрат. Ограничивала с
северо-востока Месопотамию. (См. рай, Хиддекель)
Т`иква (4Ц 22.14)—см. Тавгекаф.
Тим`он (Деян 6.5)—аналог. Никанор.
Тимоф`ей (Деян 16.1; 17.14,15; 18.5; 19.22; 20.4;
Рим 16.21; 1Кор 4.17; 16.10; 2Кор 1.1,19; Флп 1.1; 2.19; Кол 1.1; 1Фес 1.1;
3.2,6; 2Фес 1.1; 1Тим 1.2,18; 2Тим 1.2; Флм 1.1; Евр 13.23)—молодой сотрудник и
верный помощник ап. Павла, сын грека и еврейки Евники, которая вместе с бабкой
наставила его с юности в вере. Житель Листры, он наверное был свидетелем как
проповеди ап. Павла в этом городе, так и дальнейших бурных событий (Деян
14.6-7,19-20; 2Тим 3.10-11). При втором посещении Листры ап. Павел, видя его
верность, взял его с собой, после чего Тимофей уже не покидал его. Не очень
крепкого здоровья (1Тим 5.23), но очень крепкий духом, самоотверженный и
скромный, он до конца был с ап. Павлом, разделив с ним заключение и в Кесарии,
и в Риме, куда он пришел из Ефеса по просьбе ап. Павла (2Тим 4.9), пренебрегши
смертельной опасностью, грозившей каждому христианину, появлявшемуся в Риме,
особенно в этот последний год правления Нерона. В 1Фес 2.7 назван Апостолом
(ср. 1Фес 1.1).
Тимоф`ею, 1 и 2 Посл`ания ап. П`авла—22я
и 23я книги Нового Завета (см. Библия), письма ап. Павла его ближайшему
сотруднику и духовному сыну. Написаны они были, по всей вероятности, первое—из
Македонии (после освобождения ап. Павла из первого заключения, то есть в
67 г.) и второе—из Рима (во время второго, последнего заключения, то есть
в 68 г.). Тимофей в это время находился в Ефесе. Оба Послания, как и
Послание к Титу называются пастырскими, потому что в них главным образом
говорится о служении и ответственности христианского пастыря и наставника
верующих.
тимп`ан (Быт 31.27; Исх 15.20; Суд 11.34; 1Ц
10.5; 18.6; 2Ц 6.5; Иов 21.12; Пс 67.26; 80.3; 149.3; 150.4; Ис 5.12; 24.8;
30.32; Иер 31.4)—древний ударный музыкальный инструмент, напоминающий бубен с
колокольчиками (тамбурин). (См. музыка)
тиншем`ет (значение слова не
известно) (Лев 11.30)—неопределенное животное (в других переводах ящерица,
крот).
Типс`ах (переход)—а) (3Ц 4.24)—древний город
Тапсакус на западном берегу Евфрата, у которого была удобная переправа через
реку;
б) (4Ц
15.16)—неизвестный город или место, жестоко пораженное Менаимом.
Тир (скала)—древний (Ис 23.7) и наиболее
известный финикийский город на берегу Средиземного моря южнее Сидона. В Нав
19.29 он упоминается как пограничный город удела Асирова, но израильтяне им так
и не овладели.
Богатство, величие и
гордость Тира были неописуемы (Иез 27—28). Достаточно вспомнить, что финикияне
в пору расцвета своего царства торговали почти со всем известным тогда миром;
они изобрели алфавит, стекло, были искусными строителями (см. Финикия). Тир был
также хорошо укрепленной крепостью, так как располагался в основном на острове
в полукилометре от берега. Он выдержал многие осады, в том числе пятилетнюю
Салманассара в 8 в. до РХ и тринадцатилетнюю Навуходоносора в 6 в. до РХ. Но в
332 г. до РХ Александр Великий захватил его после недолгой осады буквально
снеся всю материковую часть города и сделав из нее плотину к острову, которая
сохранилась до сих пор. Город на острове был сожжен и разрушен, жители
уничтожены или проданы в рабство. Город никогда не восстановил своего прежнего
величия. Напротив, он постепенно пришел в полный упадок. Так исполнилось
пророчество о нем, высказанное еще в 6 в. до РХ (Иез 26.12,14). Господь во
время Своего земного служения ходил в Тир (в окрестные с ним земли) и к Нему
многие приходили из тех мест. (См. пророчество, народы древней Палестины,
Сидон)
Тир`анн (Деян 19.9)—житель Ефеса и, возможно,
какой-то учитель, содержавший училище. Он дал приют ап. Павлу и позволил ему
проповедовать в своем училище ежедневно в течение почти двух лет (ст. 10).
Тирг`ак (4Ц 19.9; Ис 37.9)—царь ефиопский,
современник Езекии (по историческим памятникам—царь египетский Тиргака, третий
в 25ой династии, правивший с 691 г. до 663 г. до РХ).
Тир`ейцы (1Пар 2.55)—см. Соферийцы.
Тирш`афа (правитель) (Езд 2.63; Неем 7.65,70;
8.9; 10.1)—персидский титул областеначальника или сатрапа. Этот титул был дан
Неемии. (См. сатрап)
Тит (2Кор 2.13; 7.6,13,14; 8.6,16,23; 12.18;
Гал 2.1,3; 2Тим 4.10; Тит 1.4)—грек по национальности, обращенный через
проповедь ап. Павла и ставший его сотрудником. Много потрудился в коринфской
общине верующих и на Крите.
Т`иту, Посл`ание ап. П`авла—24я
книга Нового Завета (см. Библия), письмо ап. Павла одному из его верных и
умелых помощников. Это Послание, как и Послания к Тимофею (см.), называется
пастырским, поскольку содержит множество ценнейших указаний об устройстве и
жизни церквей. Написано было оно, по-видимому, одновременно с 1 Посланием к
Тимофею, то есть около 67 г.
Т`ихик (Деян 20.4; Еф 6.21; Кол 4.7; 2Тим 4.12;
Тит 3.12)—христианин из Малой Азии, сопровождавший ап. Павла в его третьем
миссионерском путешествии и сделавшийся впоследствии его сотрудником.
тмин (Ис 28.25,27; Мф 23.23)—травянистое
растение из семейства зонтичных, семена которого употребляются как
ароматическая приправа.
То`ах (1Пар 6.34)—см. Нахаф,б.
Тов (добрый) (Суд 11.3,5)—см. Истов.
Тов-Ад`ония (благ Иегова—мой
Господь) (2Пар 17.8)—аналог. Адония,б.
Т`овия (Иегова благ)—а) (2Пар 17.8)—аналог.
Адония,б;
б) (Езд 2.60; Неем
7.62)—аналог. Делаия,г;
в) (Неем 2.10,19;
4.3,7; 6.1,12,14,19; 13.4,7,8)—аммонитянин, сильно противившийся восстановлению
храма, но позже сделавшийся родственником первосвященника;
г) (Зах
6.10,14)—аналог. Иедай.
то и то пусть сд`елает Бог...—распространенная
в древности форма заклинания (клятвы) (см. например, 1Ц 3.17; 2Ц 3.9,35), в
которой высшим судьей призывался Бог (ср. 1Ц 14.24).
т`онким г`олосом (1Пар 15.20)—см.
Аламоф.
топ`аз (Исх 28.17; 39.10; Иов 28.19; Иез 28.13;
Дан 10.6; От 21.20)—драгоценный камень с ярким блеском, прозрачный, белый или
светло-желтого (светло-зеленого) цвета.
торг`ующие (Мф 25.27)—см.
меновщик.
Тоф`ел (известь) (Вт 1.1)—возможно, нынешнее
местечко Тафиле юго-восточнее Мертвого моря. (См. Асироф)
Тоф`ет (4Ц 23.10; Ис 30.33; Иер 7.31,32;
19.6,11-14)—см. Енномовых сыновей долина.
Т`оху (1Ц 1.1)—см. Нахаф,б.
точ`ило (от источать, точить—течь)—резервуар,
высекавшийся обычно в скале, в котором топтанием ногами из винограда выжимался
сок. Такие «прессы» для получения вина строились по всей Палестине и остатки их
еще встречаются доныне. Точило состояло обычно из двух емкостей
(корыт)—верхнего, размером 1,5-2,5м в поперечнике, глубиной 30-40см, и нижнего,
в которое собирался сок, размером около 1м в поперечнике и такой же глубины.
Соединялись они отверстием или узким каналом.
трад`иция—см. предание.
тр`апеза—общий стол (общая еда). Но в некоторых
местах это слово означает только стол (жертвенник), на котором приносились
жертвы (Иез 41.22; 44.16; Мал 1.7,12), или место общения (1Кор 10.21).
Трахон`итская `область (каменистая
страна) (Лк 3.1)—область на юг от Дамаска, изобиловавшая пещерами и
разбойниками, отданная Филиппу с условием, что он усмирит грабежи и разбой.
тр`етий вход (Иер 38.14)—одни из
ворот (или один из входов) на территорию первого храма. Положение не известно.
тр`етья `Эгла (`Егла) (третий или
трехлетний теленок) (Ис 15.5; Иер 48.34)—город или местность в земле моавитской
(положение не известно и в оригинале не ясно значение всего выражения).
три (тр`етий)—количество сынов Ноя
(Быт 6.10),
возраст жертв (Быт
15.9),
число месяцев
укрывания младенца Моисея (Исх 2.2; Деян 7.20; Евр 11.23),
количество дней пути
(Исх 3.18),
род, до которого
Господь наказывает (Исх 20.5; Чис 14.18; Вт 5.9),
число необходимых
вещей для женщины (Исх 21.10-11),
число главных
праздников в году (Исх 23.14,17; 34.23; Вт 16.16; 3Ц 9.25; 2Пар 8.13),
число ветвей светильника
с одной стороны (Исх 25.32),
число тысяч павших
(Исх 32.28),
число завес (Исх
40.3,5,8),
число лет собирания
урожая (Лев 19.23),
число благословений
(Чис 6.24-26),
число побоев, после
которого ослица заговорила (Чис 22.28),
число благословений
Валаама (Чис 24.10),
число городов убежищ
по каждую сторону Иордана (Вт 4.41; 19.2-3),
год отделения десятин
левиту (Вт 14.28),
максимальное число
свидетелей (Вт 17.6),
поколение идумеянина и
египтянина, которое может войти в общество Господне (Вт 23.8),
число тысяч народа
(Нав 7.4; Суд 15.11; 16.27; 1Ц 13.1; 24.3; 26.2),
число обращений
Господа к отроку Самуилу, которые он не понял (1Ц 3.8),
число людей, козлят и
хлебов (1Ц 10.3),
число сыновей Иессея,
ушедших на войну (1Ц 17.13),
число поклонов (1Ц
20.41),
число тысяч овец (1Ц
25.2),
число погибших сыновей
Саула (1Ц 31.6),
число сыновей
Авессалома (2Ц 14.27),
число лет голода (2Ц
21.2),
число самых
приближенных воинов Давида (см.) (2Ц 23.8,13),
число наказаний (2Ц
24.12-13),
время жизни Семея в
Иерусалиме (3Ц 2.39),
число частей храма:
притвор, Святое и Святое-святых (3Ц 6.2-3,16-17),
число рядов (3Ц 6.36;
7.3,4; Езд 6.4),
число волов на каждой
стороне (3Ц 7.25),
время плавания (3Ц
10.22),
число распростертий
(3Ц 17.21),
число повторений (3Ц
18.34),
число пятидесятков (4Ц
1.13),
число царей (4Ц 3.10),
число ударов (4Ц
13.18),
время осады (4Ц 17.5;
18.10),
время кратких
царствований (4Ц 23.31; 24.1,8),
числа дочерей (1Пар
25.5; Иов 1.2),
число отрядов (Иов
1.17),
число друзей Иова (Иов
2.11),
место Израиля (Ис
19.24),
число лет
пророчествования (Ис 20.3),
время воспитания (Дан
1.5),
количество молитв (Дан
6.10,13; 10.2,3),
время пребывания Ионы
в ките (Ион 2.1),
число искушений (тела,
ума, духа) (Мф 4.1-10; 1Ин 2.16; ср. Быт 3.6),
время пребывания Господа
«в сердце земли» (Мф 12.40),
количество мер муки
(Мф 13.33),
время пребывания
народа с Иисусом (Мф 15.32),
день воскресения (Мф
16.21; 20.19; Мк 8.31; 9.31; 10.34; Лк 9.22; 18.33; 24.7,46; 1Кор 15.4),
число ближайших
учеников Христа (Мф 17.1; 26.37),
число кущ (Мф 17.4),
число отречений Петра
(Мф 26.34,75),
число молитв (Мф
26.44),
время созидания храма
(Мф 26.61; 27.40; Мк 14.58; 15.29; Ин 2.19),
час распятия Христа
(Мк 15.25),
продолжительность тьмы
на земле (Мк 15.33),
время поисков Иисуса-отрока
(Лк 2.46),
число бесплодных лет
(Лк 13.7),
число дней делания дел
Христа (Лк 13.32-33),
число посланных слуг
(Лк 20.12),
«путь и истина и
жизнь» (Ин 14.6)
число повторений (Ин
21.17),
число тысяч
присоединившихся (Деян 2.41),
время слепоты Савла
(Деян 9.9),
число посланных (Деян
10.7,19),
количество повторений
видения (Деян 10.16),
время проповеди (Деян
19.8),
время (Деян 20.3,31;
28.7),
этаж, с которого упал
Евтих (Деян 20.9),
небо восхищения ап.
Павла (2Кор 12.2),
число молитв (2Кор
12.8),
количество частей (От
16.19).
Хотя число «три»
иногда в Священном Писании употребляется иносказательно (например, Пр
30.15,18,21,29; Ам 1.3,6,9,11,13; 2.1,4,6; 4.4,7; Зах 11.8; Мф 13.33; Лк 11.5,
а также, очевидно, и во многих из вышеприведенных мест), количество «три» имеет
такое глубокое и таинственное значение, что перед ним человеческое разумение
совершенно становится в тупик. Как многое человек может воспринимать только в
тройственном исчислении, и самое главное—конечно, Бога! Хотя Бог един, не
троичен, о чем в Священном Писании говорится многократно (Мк 12.29.32; Ин 17.3;
Иак 2.19; Иуд 25; Рим 14.26; 1Тим 1.17; 2.5; Евр 2.11), тем не менее мы, люди,
не способны Его так воспринимать, и поэтому Он нам является как Отец, Сын
(Слово) и Дух Святой (1Ин 5.7, ср. Ис 48.16; Мф 3.16-17; 28.19; Ин 14.16; Деян
1.7-8; 1Пет 1.2; 1Кор 6.11; 12.4-6; Гал 4.6; Еф 1.17; 2.18; От 1.4-5). Это
можно попытаться пояснить на следующем примере (конечно, очень слабом и
приблизительном, как всякое подобие). Люди в своем воображении и расчетах
вычленили как «солнце» тот относительно плотный огненный шар, который человек
может видеть в видимом свете (через очень плотный фильтр), центр которого по
расчетам находится на расстоянии 150 млн км от земли. Но ведь солнцем является
и этот видимый простым глазом кипящий огнем шар, и все его гигантские
протуберанцы, и мощные излучения тепла, света и радиоволн во всем их объеме и
на любом расстоянии, где бы они не проявлялись. Но мы не способны так абсолютно
воспринимать солнце и оно для нас на земле—лишь тепло и свет, которые мы
ощущаем, и которые передаются нам соответствующими «полями» от этого диска на
небе. Так и Бог (Отец), для нас непостижимый, является нам в Сыне (см.) Божием
Иисусе Христе (Ин 1.18), нашем Спасителе и Господе, Который пришел на землю,
пострадал за нас, искупил нас и теперь постоянно руководит нами через Духа
Своего Святого. Слава Ему! Но в итоге все придет к Единому (1Кор 15.28). Кроме
того, Бог не только един, но Он вечен, то есть неизменен (Евр 13,8) и поэтому
только для человека есть прошлое, настоящее и будущее (снова три).
Един в конечном счете
и сам человек (1Фес 5.23), но как трудно это утверждать для человеческого
разума, привыкшего с испокон века членить себя самого на дух, душу и тело
(опять три)!
Также и все внутри и
вокруг человека. Привыкший для практических целей все измерять в длину, ширину
и высоту, человек уже не может воспринимать и само пространство совершенным
образом, а называет его трехмерным.
Вычленяя себя и
отделяясь от Бога, человеческий ум вводит понятие «мир», через который познает
свое взаимоотношение с Богом (будучи неспособным воспринять все совокупно), и
таким образом снова получается тройственная модель: Бог—человек—мир (среда).
Вот еще пример
троичности единого: истинное Писание (или Слово, или мысль Божия, которая
открывалась пророкам)—наша Библия (данный перевод на конкретный язык)—наконец,
то понимание, которое дает нам Господь при чтении Библии. И если нами руководит
Дух Божий, тогда это понимание совпадает с первым—истинным значением и мы воспринимаем
первоначальное Слово Божие целостно, истинно—как откровение, а не как цитату и
штамп.
Вся человеческая
история распадается на три этапа: сила—закон—благодать. Осознать действие этих
этапов совокупно человеческий разум отказывается. Но то же можно полностью
приложить и к жизни отдельного человека (накапливание—осознание—отдача). И
вновь—все эти этапы фактически совпадают, ибо жизнь едина.
История Церкви состоит
из рождения, страданий на земле и соединения со Христом. Это соответствует и
истории народа Божия: исход из Египта—пустыня—вход в обетованную землю. Эти же
этапы можно различить и в жизни верующего человека:
обращение—страдание—соединение со Христом. Хотя человек после обращения еще
долго живет, страдая, на земле, верою он уже взят на небо (Еф 2.6) и, таким
образом, все эти этапы соединены.
Наш Господь однажды
пришел на землю для нашего искупления—Он постоянно приходит за нас пред лицо
Отца Своего, ходатайствуя за нас—Он придет в конце веков за нами (Евр
9.26,24,28). Бог в Мф 22.32 назван Богом трех патриархов: Авраама, Исаака и
Иакова.
Эти примеры можно было
бы продолжить.
В Писании кроме того
имеется много тройственных повторений в различных повествованиях (см. например,
Чис 6.24-26; 3Ц 19.17; Пс 113.17-19; 117.2-4; Пр 21.21; Ис 6.3; 33.22; Иер 7.4;
22.29; Иез 21.27; Мф 23.23; Мк 9.43-48; Лк 17.26-30; Ин 14.6; Рим 11.36. 1Кор
12.4-6; 13.1-3; Флп 2.10; От 3.5,8,12,18; 4.5,8; 5.3), которые говорят не об
особой поэтической форме повествования, как думают некоторые толкователи, а об
особой человеческой способности воспринимать некоторые важные положения.
три гост`иницы (Деян 28.15)—место на
Аппиевой дороге (см.) примерно в 53 км от Рима.
тр`идцать—возраст Иосифа, когда
он начал службу у фараона (Быт 41.46),
цена раба (Исх 21.32),
оценка женщины (Лев
27.4),
возраст левитов,
вступающих в службу (Чис 4.3,23,30,35,43,47; 1Пар 23.3; в Чис 8.24—от 25 лет, а
в 1Пар 23.24,27—от 20),
число сыновей Иаира
(Суд 10.4),
число сыновей и
дочерей Есевона (Суд 12.9),
число внуков Авдона
(Суд 12.14),
число брачных друзей
Самсона (Суд 14.11-13,19),
число главных воинов
Давида (см.),
высота храма и дворца
Соломона (3Ц 6.2; 7.2),
плата (Зах 11.12,13;
Мф 26.15; 27.3,9),
возраст Иисуса в
начале Его земного служения (Лк 3.23).
тр`идцать т`ысяч—счет войска, павшего
в бою, и рабочих (Нав 8.3; 1Ц 4.10; 11.8; 13.5; 2Ц 6.1; 3Ц 5.13).
По-видимому, число 30
в некоторых местах не имеет буквального значения (ср. Суд 20.31; 1Ц 9.22). (См.
воины Давида)
тр`иста—возраст Еноха (Быт 5.22),
длина ковчега (Быт
6.15),
дар Иосифа Вениамину
(Быт 45.22),
войско Гедеона (Суд
7.6; 8.4),
срок жизни израильтян
в Есевоне (Суд 11.26),
число лисиц, пойманных
Самсоном (Суд 15.4),
число тысяч войска (1Ц
11.8; 2Пар 14.8; 17.14; 25.5),
вес копья (2Ц 21.16),
число пораженных (2Ц
23.18; Есф 9.15),
число щитов (3Ц 10.17;
2Пар 9.16),
число наложниц
Соломона (3Ц 11.3),
число колесниц (2Пар
14.9),
количество жертв (2Пар
35.8),
цена миро (Ин 12.5).
Триф`ена (Рим 16.12)—христианка в Риме, труженица
о Господе, которую приветствует ап. Павел.
Триф`оса (Рим 16.12)—аналог. Трифена.
Тро`ада (Деян 16.8,11; 20.5,6; 2Кор 2.12; 2Тим
4.13)—город в северо-западном углу Малоазиатского полуострова, основанный
Антиохом, одним из военачальников Александра Великого, неподалеку от места
древней Трои. Троаду ап. Павел проходил дважды и отсюда он отправился впервые в
Европу. На месте развалин города теперь находится селение Эски-Стамбул.
Трог`иллия (Деян 20.15)—город и
мыс южнее Ефеса напротив острова Самос. Упоминание об этом месте в ранних
манускриптах отсутствует.
трон—см. престол.
тростн`ик благов`онный (трость благов`онная) (Исх 30.23; Ис
43.24; Иер 6.20; Иез 27.19)—см. аир.
трость—тростник, травянистое растение с
трубчатой оболочкой и мясистой сердцевиной (Ис 42.3; Мф 11.7; 12.20), обильно
растущее в низких местах у воды. Слово «трость» в Библии также употребляется
для обозначения: посоха (4Ц 18.21; Ис 36.6), палки (Мих 5.1; Мф 27.30,48),
палочки писца (Суд 5.14; Пс 44.2; Иер 8.8; 3Ин 13), жезла (Быт 38.18,25; Мф
27.29), символа могущества и силы вообще (Пр 22.8; Ис 3.1; 9.4,14; 10.24;
19.15), а также меры длины, равной примерно 3м (Иез 40.3,5-8; 42.16-20;
45.1-3,5; От 11.1; 21.15,16). (См. меры, папировые суда)
Троф`им (Деян 20.4; 21.29; 2Тим 4.20)—христианин
из Ефеса, сопровождавший ап. Павла в его миссионерских путешествиях.
тр`убного зв`ука день (Чис 29.1)—см.
праздник труб.
труб пр`аздник (Лев 23.24)—см.
праздник труб.
тр`упов и п`епла дол`ина (Иер
31.40)—см. Енномовых сыновей долина.
Туб`ала (Ис 66.19)—см. Фувал.
Тувалк`аин (кузнец, делатель копий)
(Быт 4.22)—один из сыновей Ламеха, родоначальник кузнецов.
тез`емец—коренной представитель израильского
народа (Лев 19.34).
тук—жир животных (Лев 3.4,17), масло маслины
(Суд 9.9), а также в общем—тучность, плодородие, изобилие (Быт 27.28; Пс 35.9;
Пр 21.17). Во 2Ц 1.22 это слово означает «тело» (пораженное).
тумм`им (свет или отрицание) (Исх 28.30; Лев
8.8; Вт 33.8; Езд 2.63; Неем 7.65)—см. урим.
т`утовое д`ерево (2Ц 5.23-24; 1Пар
14.14-15)—шелковица, дерево с плотной, круглой кроной, листья которого
употребляются для откармливания шелковичного червя. Может быть также это
бальзамовое дерево, которое встречается в большинстве переводов. В еврейском
тексте слово «бака», означающее «плачущий», соединенное с названием этого
дерева, встречается также в Пс 83.7.
тушк`анчик (Лев 11.5; Вт
14.7)—мелкое млекопитающее из отряда грызунов, имеющее более длинные задние
лапы, на которых в основном и передвигается. Обитает на открытых пространствах.
Но в оригинале значение слова не ясно. В других переводах—барсук, горная мышь,
кролик. То же слово в Пс 103.18 переведено «заяц», а в Пр 30.26—«горная мышь».
ты говор`ишь (ты сказ`ал) (Мф 26.64;
27.11; Мк 15.2; Лк 22.70; 23.3; Ин 18.27)—ответ, подтверждающий предположение,
высказанное в вопросе. Эта форма ответа использовалась только Иисусом и только
во время суда над Ним.
т`ысяча—обширность Божией милости (Исх 20.6;
34.7; Вт 5.10; 7.9; 1Пар 16.15; Пс 104.8),
число погибших в башне
(Суд 9.49),
число убитых Самсоном
(Суд 15.15,16),
число жертв (3Ц 3.4;
1Пар 29.21; 2Пар 30.24),
число пленных (4Ц
24.16),
число вождей (1Пар
12.34),
число трофеев (1Пар
18.4),
плата (1Пар 19.6),
число блюд, сосудов
(Езд 1.9-10),
достаток Иова (Иов
42.12),
число гор (Пс 49.10),
соотношение времени
(Пс 89.5; 2Пет 3.8),
соотношения для мужчин
(Ек 7.28),
число наставников
(1Кор 4.15),
время заключения
диавола (От 20.2,3,7),
время царствования со
Христом (От 20.4,6).
Как в вышеприведенных
местах, так и во всех, по-видимому, остальных местах Священного Писания слово «тысяча»
обозначает не конкретную величину, а просто огромное количество.
т`ысяча дв`ести шестьдес`ят дней
(От 11.3; 12.6)—равные в точности 42 месяцам (От 11.2; 13.5) или трем с
половиной годам (Дан 9.27), символизируют, по-видимому, ограниченность во времени
продолжения беззаконий. Некоторые толкователи склонны видеть здесь связь с
периодом осквернения храма при Антиохе Епифане, длившимся также ровно 3,5 года
(168-165 гг. до РХ). (См. время)
тысяченач`альник—самый старший
начальник в народе израильском, глава племени, рода (ср. например, Чис 1.16 и
10.4). (См. суд)
т`ысячи Изр`аилевы (Чис 1.16; 10.36; Вт
33.17; 1Ц 23.23; Мих 5.2)—колена или отдельные племена еврейского народа. Это
же слово в 1Ц 10.19 переведено словом «племена». Позже города и местности, где
жили отдельные племена (роды) и их начальники, стали также называться
«тысячами» (ср. Мих 5.2 и Мф 2.6).
тьма (Лев 26.8; Чис 10.36; Вт 32.30; 33.2,17;
Суд 20.10; Пс 3.7; 67.18; 143.13; Дан 7.10; Иуд 14; 1Кор 14.19; Евр 12.22; От
5.11; 9.16)—очень большое количество, или число, равное 10000 (см. Суд 20.10).
У
уб`ежища город`а—города, в которых мог
укрыться невольный убийца (Исх 21.13). Моисею Бог повелел выделить шесть
городов убежища (Чис 35.6,13-15) и ими стали: Бецер, Рамоф, Голан—на восток от
Иордана (Вт 4.41-43; Нав 20.8) и Кедес, Сихем, Хеврон—на запад от Иордана (Вт
19.2-3; Нав 20.7). В 1Пар 6.57,67 перевод неточный—см. Библия.
уби`ение (уб`ийство, умерщвл`ение, умир`ание)—отнятие,
лишение каким-либо образом (а в случае обычной смерти—прекращение
«естественным» путем) жизни человека—внешней жизни внешнего, видимого тела
человека (ср. Мф 10.28). Первым умершим человеком на земле был Адам (Быт 2.17—и
пусть здесь не смущает то, что произошло это через 930 лет!), первым убитым—его
сын Авель (Быт 4.8). Затем Господь из-за крайнего развращения людей (Быт 6.5,7)
уничтожил потопом все живое на земле, кроме находившихся в ковчеге с Ноем (Быт
7.22-23). После этого Господь поклялся больше не уничтожать всего живущего на
земле (Быт 8.21-22), но люди, в силу вошедшего в них греха (Рим 5.12),
продолжали и продолжают до сих пор во все увеличивающихся масштабах убивать
друг друга, погибать при несчастных случаях и просто умирать.
В Священном Писании
отмечены следующие случаи смерти (гибели, убийства, поражения) отдельных людей,
групп людей, городов (после упомянутых выше):
Содом и Гоморра (Быт
19.25),
Сарра (Быт 23.2),
Авраам (Быт 25.8),
Измаил (Быт 25.17),
жители Сихема (Быт
34.25),
Девора (Быт 35.8),
Рахиль (Быт 35.19),
Исаак (Быт 35.29),
Ир (Быт 38.7),
Онан (Быт 38.10),
Иаков (Быт 49.33),
Иосиф (Быт 50.26),
все братья Иосифа (Исх
1.6),
египтянин (Исх 2.12),
царь египетский (Исх
2.23),
все, искавшие души
Моисея (Исх 4.19),
все первенцы в Египте
(Исх 12.29),
3000 (Исх 32.28),
Надав и Авиуд (Лев 10.2),
10 из разведчиков
земли (Чис 14.37),
14700 (Чис 16.49),
Корей, Дафан, Авирон и
250 (Чис 16.33,35),
Мариамь (Чис 20.1),
Аарон (Чис 20.28),
24000 (Чис 25.9),
Зимри и Хазва (Чис
25.24),
Салпаад (Чис 27.3),
мадианитяне, в том
числе пленные мальчики и замужние женщины (Чис 31.7-8,17),
Моисей (Вт 34.5),
все взрослые, вышедшие
из Египта (Нав 5.4),
36 израильтян (Нав
7.5),
Ахан с семьей (Нав
7.24-25),
жители Гая (Нав
8.22,25),
аморреи под Гаваоном
(Нав 10.10-11),
5 царей (Нав 10.26),
Макед (Нав 10.28),
Ливна (Нав 10.30),
Лахис (Нав 10.32),
Газер (Нав 10.33),
Еглон (Нав 10.35),
Хеврон (Нав 10.37),
Давир (Нав 10.39),
вся земля от
Кадес-Варни до Газы (Нав 10.40-41),
Хананеи (Нав 11.8),
Асор (Нав 11.10-11),
енакимы (Нав 11.21),
Сигон и Ог (Нав 12.6),
31 царь (Нав 12.9-24),
И.Навин (Нав 24.29),
10000 (Суд 1.4),
Адони-Везек (Суд 1.7),
Шешай, Ахиман, Фалмай
(Суд 1.10),
Цефаф (Суд 1.17),
Гофониил (Суд 3.11),
Еглон (Суд 3.21),
10000 (Суд 3.29),
600 (Суд 3.31),
Аод (Суд 4.1),
весь народ Сисары (Суд
4.13,16),
Сисара (Суд 4.21),
Иавин (Суд 4.24),
Орив и Зив (Суд 7.25),
120000 (Суд 8.10),
стан (Суд 8.11),
Сокхоф (Суд 8.16),
Пенуэл (Суд 8.17),
братья Гедеона (Суд
8.18-19),
Зевей и Салман (Суд
8.21),
Гедеон (Суд 8.33),
70 братьев (Суд 9.5),
Сихем (Суд 9.45),
около 1000 (Суд 9.49),
Фола (Суд 10.2),
Иаир (Суд 10;5),
дочь Иеффая (Суд
11.39),
42000 (Суд 12.6),
Иеффай (Суд 12.7),
Есевон (Суд 12.10),
Елон (Суд 12.12),
Авдон (Суд 12.15-16),
30 (Суд 14.19),
1000 (Суд 15.15),
филистимляне в доме
(Суд 16.26,30),
Самсон (Суд 16.30),
Лаис (Суд 18.27),
наложница (Суд 19.28),
22000 (Суд 20.21),
18000 (Суд 20.25),
до 30 человек (Суд
20.31),
25100 (Суд
20.35,44-46),
весь город (Суд
20.37,48),
Елимелех (Руф 1.3),
Махлон и Хилеон (Руф
1.5),
4000 (1Ц 4.2),
30000 (1Ц 4.10),
Офни и Финеес (1Ц 4.11),
Илий (1Ц 4.18),
жена Финееса (1Ц
4.20),
50070 (1Ц 6.19),
20 (1Ц 14.14),
Голиаф (1Ц 17.50),
85 священников в Номве
(1Ц 22.18),
Номва (1Ц 22.19),
Самуил (1Ц 25.1),
жители южных земель
(1Ц 27.9,11),
амаликитяне (1Ц
30.17),
сыновья Саула и оруженосец
(1Ц 31,5),
множество народа (2Ц
1.4),
убивший Саула (2Ц
1.15),
24 юноши (2Ц 2.14-16),
Асаил (2Ц 2.23),
19 (2Ц 2.30),
360 (2Ц 2.31),
Авенир (2Ц 3.27),
Иевосфей (2Ц 4.7),
Рихав и Баана (2Ц
4.12),
Оза (2Ц 6.7),
22000 (2Ц 8.5),
Урия (2Ц 11.17),
дитя Давида (2Ц
12.18),
Амнон (2Ц 13.28-29),
2000 (2Ц 18.7),
Авессалом (2Ц 18.15),
Иесвий (2Ц 21.17),
Сафут (2Ц 21.18),
Голиаф Гефянин (2Ц
21.19),
шестипалый рефаим (2Ц
21.21),
800 (2Ц 23.8),
филистимляне (2Ц
23.10),
300 (2Ц 23.18),
видный египтянин (2Ц 23.21),
70000 (2Ц 24.15),
Давид (3Ц 2.10),
Адония (3Ц 2.25),
Иоав (3Ц 2.34),
Семей (3Ц 2.46),
сын женщины (3Ц 3.19),
хананеи в Газере (3Ц
9.16),
все мужского пола в
Идумее (3Ц 11.15),
Авия (3Ц 14.1,17),
Иеровоам (3Ц 14.20),
Ровоам (3Ц 14.31),
Авия (3Ц 15.8),
Аса (3Ц 15.24),
Нават (3Ц 15.28),
весь дом Иеровоама (3Ц
15.29),
Вааса (3Ц 16.6),
Ила (3Ц 16.10),
весь дом Ваасы (3Ц
16.11),
Фамний (3Ц 16.22),
Амврий (3Ц 16.28),
Авирам и Сегуб (3Ц
16.34),
пророки Господни (3Ц
18.4,13),
450 и 400 (3Ц
18.9,40),
пророки (3Ц 19.14),
Навуфей (3Ц 21.13),
Ахав (3Ц 22.37),
Иосафат (3Ц 22.50),
два пятидесятка (4Ц
1.10,12),
Охозия (4Ц 1.17),
сын пророческий (4Ц
4.1),
сын Сонамитянки (4Ц
4.20),
сановник (4Ц 7.17),
Венадад (4Ц 8.15),
идумеи (4Ц 8.21),
Иорам (4Ц 8.24),
Иорам (4Ц 9.24),
Охозия (4Ц 9.27),
Иезавель (4Ц 9.33),
70 сыновей Ахава (4Ц
10.7),
оставшиеся из дома
Ахава (4Ц 10.11),
42 брата Охозии (4Ц
10.13-14),
оставшиеся у Ахава в
Самарии (4Ц 10.17),
все служители Ваала
(4Ц 10.21,25),
Ииуй (4Ц 10.35),
Гофолия (4Ц 11.16),
Матфан (4Ц 11.18),
Иоас (4Ц 12.20),
Иоахаз (4Ц 13.9),
Иоас (4Ц 13.13),
Елисей (4Ц 13.14),
убийцы Иоаса (4Ц
14.5),
10000 (4Ц 14.7),
Амасия (4Ц 14.19),
Иеровоам (4Ц 14.29),
Азария (4Ц 15.7),
Захария (4Ц 15.10),
Селлум (4Ц 15.14),
Типсах (4Ц 15.16),
Менаим (4Ц 15.22),
Факия (4Ц 15.25),
Факей (4Ц 15.30),
Иоафам (4Ц 15.38),
Рецин (4Ц 16.9),
Ахаз (4Ц 16.20),
Сеннахирим (4Ц 19.37),
Езекия (4Ц 20.21),
Манассия (4Ц 21.18),
Аммон (4Ц 21.23),
убийцы Аммона (4Ц
21.24),
Иосия (4Ц 23.29),
Иоахаз (4Ц 23.34),
Иоаким (4Ц 24.6),
сыновья Седекии (4Ц
25.7),
67 (4Ц 25.19-21),
много Агарян (1Пар
5.22),
девять сыновей Ефрема
(1Пар 7.20-21),
300 (1Пар 11.11),
40000 и Совак (1Пар
19.18),
500000 израильтян
(2Пар 13.7),
ефиопляне (2Пар
14.13),
аммонитяне, моавитяне
и жители горы Сеир (2Пар 20.22-24),
братья Иорама и князья
(2Пар 21.4),
князья и сыновья
братьев Охозии (2Пар 22.8),
все царское племя
(2Пар 22.10),
Захария (2Пар 24.21;
Мф 23.25),
пророки (Неем 9.26),
Аман (Есф 7.10),
неприятели иудеев (Есф
9.5),
500 (Есф 9.6),
10 сыновей Амана (Есф
9.10),
300 (Есф 9.15),
75000 (Есф 9.16),
слуги и дети Иова (Иов
1.15-19),
Иов (Иов 42.17),
народ (Ис 14.20),
Урия (Иер 26.23),
Анания (Иер 28.17),
Годолия, Иудеи и
Халдеи (Иер 41.2-3),
70 пришедших (Иер
41.7),
все иерусалимляне
(Плач 2.21-22),
все без знака (Иез
9.6),
много (Иез 11.6),
Фалтия (Иез 11.13),
те, которые бросали в
печь (Дан 3.22),
Валтасар (Дан 5.30),
на пути (Ос 6.9),
юноши (Ам 4.10),
младенцы Вифлеема (Мф
2.16),
искавшие души Младенца
(Мф 2.20),
Иоанн Креститель (Мф
14.10),
рабы (Мф 22.6),
пророки, мудрые и
книжники (Мф 23.34),
Галилеяне (Лк 13.1),
восемнадцать (Лк
13.4),
Анания (Деян 5.5),
Сапфира (Деян 5.10),
Февда (Деян 5.36),
Иуда Галилеянин (Деян
5.37),
предвозвестившие (Деян
7.52),
Стефан (Деян 7.60),
Иаков (Деян 12.2),
Ирод (Деян 12.23),
многие святые (Деян
26.10),
пророки (Рим 11.3),
Антипа (От 2.13),
два свидетеля (От
11.7).
Все верующие умирают
для греха, чтобы жить со Христом в Боге (Рим 6.2; 7.4; Кол 3.3).
В Писании упоминаются
следующие люди, которые покончили с собой:
Авимелех (Суд 9.54),
Самсон (Суд 16.30),
Саул и его оруженосец
(1Ц 31.4-5),
Ахитофел (2Ц 17.23),
Замврий (3Ц 16.18),
Иуда Искариот (Мф
27.5; Ин 17.21).
Есть такие, которые не
видели смерти и были взяты на небо:
Енох (Быт 5.24),
Илия (4Ц 2.11),
некоторые (Мф 16.28),
Мелхиседек (Евр 7.3),
младенец (От 12.5),
и есть трое, которые
живыми ушли в преисподнюю:
Корей, Дафан и Авирон
(Чис 16.27-33).
Два свидетеля Божиих, после
того, как они ожили, были взяты на небо (От 11.12).
Кровь всех убитых на
земле найдена в Вавилоне, но не земном, а духовном (От 18.24, ср. Мф 23.35). В
этом потоке смерти грешные люди убили и Самого Начальника жизни—Иисуса Христа
(Деян 2.23; 10.39), но смерть не могла удержать Его, Он воскрес силою Божиею
(Деян 3.15). И хотя были воскрешенные и до Него (см. воскресение), Он явился
первенцем среди истинно воскресших, ибо Своей смертью и воскресением Он
уничтожил саму смерть, дав жизнь (истинную и вечную!) всем верующим в Него
(1Кор 15.20-23). Слава Ему вовек! (См. также смерть)
уби`ения дол`ина (Иер 19.6)—то же, что
Енномовых сыновей долина. (См. долины)
уб`ийства дол`ина (Иер 7.32)—то же, что
предыдущая.
ублаж`ать (Иов 29.11; Пс 48.19;
71.17; Пр 31.28; Ек 4.2; Лк 1.48; Иак 5.11)—почитать, восхвалять, считать
блаженным.
увещ`а(в`а)ть—убеждать, учить,
наставлять (усовестивлять) (1Тим 1.5).
ув`ясло (Иов 29.14; Ис 3.19; Иез 44.18)—накидка,
покрывало на голову (в других местах—повязка, см.).
`угольница (Исх 27.3; 38.3; Чис
4.14)—богослужебный сосуд, употреблявшийся, по-видимому, для переноски огня с
жертвенника всесожжений на кадильный жертвенник. Возможно, она напоминала ложку
(как на египетских памятниках) или кадильницу (см.).
уг`ольные вор`ота (4Ц 14.13; 2Пар
25.23; 26.9; Иер 31.38; Зах 14.10)—одни из ворот в северной части городской
стены древнего Иерусалима. (См. ворота)
уд (Вт 25.11)—выступающий член тела вообще
(как в Мф 5.3, старослав.), в данном случае—половой член.
уд`а (Иов 40.20; Ис 19.8; Ам 4.2; Авв 1.15;
Мф 17.27)—удочка, приспособление для ловли рыбы, состоящее из удилища, лески и
крючка.
уд`авленина (Деян 15.20,29;
21.25)—мясо удавленного животного (в котором сохранилась кровь, запрещенная
законом к употреблению—Быт 9.4; Лев 3.17; 7.26; 17.10-14; 19.26; Вт 12.16,23;
15.23; 1Ц 14.33).
уд`ел—слово имеет следующие значения:
• наследие Божие (Исх
19.5; Вт 4.20; 9.26,29; 32.9; 1Пет 2.9, ср. Ис 19.25);
• цель жизни, участь,
вознаграждение (Чис 18.20-21; Нав 13.14,33; Иов 20.29; Пс 16.14; 118.57);
• наследственный надел
земли, который был дан каждому колену израильского народа (Чис 26.53-56; 1Пар
16.18; Пс 104.11).
уд`од (Лев 11.19; Вт 14.18)—нечистая по закону
птица с красивым оперением рыжего или сине-зеленого цвета с черными полосами,
длинным клювом и большим хохолком на голове. Водится на открытых пространствах,
питается насекомыми.
У`ел (воля Божия) (Езд 10.34)—аналог.
Адаия,е.
`Уза (крепость, сила) (1Пар 6.29)—аналог.
Ливни,б.
Уз`ай (Неем 3.25)—отец (предок) Фалала.
Уз`ал (блуждающий) (Быт 10.27; 1Пар 1.21; Иез
27.19)—аналог. Алмодад.
`Узза (крепость, сила)—а) (4Ц
21.18,26)—владелец или хранитель сада при царском доме;
б) (1Пар 8.7)—аналог.
Ахихуд;
в) (Езд 2.49; Неем
7.51)—аналог. Аккув,в.
`Уззен-Ше`ера (1Пар 7.24)—город в
уделе Ефремовом, построенный или основанный Шеерой.
Уззи`ел (сила Божия) (2Пар 29.14)—аналог.
Азария,р.
Уззи`ил (сила Божия)—а) (1Пар 7.7)—аналог.
Ецбон;
б) (1Пар 15.10)—см.
Озиил,а;
в) (Неем 3.8)—сын
(потомок) Харгани, чинивший стену Иерусалима.
`Уззий (моя сила)—а) (1Пар 6.51; Езд 7.4)—см.
Озия,б;
б) (1Пар
7.2,3)—аналог. Иахмай;
в) (1Пар 7.7)—аналог.
Ецбон;
г) (1Пар 9.8)—аналог.
Михрий;
д) (Неем
11.22)—аналог. Авда,б;
е) (Неем
12.19)—аналог. Адна,в;
ж) (Неем
12.42)—аналог. Езер,д.
`Уззия (сила Иеговы)—а) (1Пар
11.44)—Аштерофянин, один из главных воинов Давида (во 2Ц 23 не упомянут);
б) (1Пар 27.25)—отец
(предок) Ионафана;
в) (Езд 10.21)—аналог.
Гедалия,б;
г) (Неем 11.4)—аналог.
Амария,ж.
Узи`ил (сила Божия)—а) (Исх 6.18,22; Лев 10.4;
Чис 3.19,27,30; 1Пар 6.2,18)—см. Озиил,а;
б) (1Пар 4.42)—аналог.
Неария,б.
`Узия (сила Иеговы) (1Пар 6.24)—левит из рода
Ицгара. (См. Уриил,а)
Ук`ал (Пр 30.1)—см. Ифиил,б.
украш`ения—о них упоминается в
следующих местах:
Быт 24.22,47 (серьги,
запястья),
Быт 35.4 (серьги),
Быт 38.18 (печать,
перевязь),
Быт 41.42 (перстень,
золотая цепь),
Исх 3.22; 11.2
(нарядные вещи из серебра и золота),
Исх 32.2-3 (серьги),
Исх 33.4-6
(украшения),
Исх 35.22 (кольца,
серьги, перстни, привески),
Чис 31.50 (цепочки,
запястья, перстни, серьги, привески),
Суд 8.25-26 (серьги,
пряжки, пуговицы, одежды, цепочки),
1Ц 1.10 (венец,
запястье),
Песн 1.9-10 (подвески,
ожерелья),
Ис 3.18-22 (цепочки,
звездочки, серьги, ожерелья, опахала, увясла, запястья, пояса, сосуды с духами,
привески, перстни, кольца для носа, платки, кошельки, епанчи, повязки,
покрывала),
Ис 61.3 (украшение),
Иез 16.10-13
(узорчатое платье, сафьяновые сандалии, виссоновое опоясание, шелковое
покрывало, наряды, запястья, ожерелья, кольцо на нос, серьги, венец, золото и серебро),
Дан 5.16,29
(багряница, золотая цепь),
Лк 15.22 (перстень),
1Тим 2.9 (золото,
жемчуг, дорогая одежда).
`уксус—так названа некая разновидность вина
(Чис 6.3; Руф 2.14), кислого на вкус (Пр 10.26; 25.20). Это же вино, служившее,
по-видимому, прохладительным напитком у римских воинов (Ин 19.29), дали
страдающему Иисусу (Мф 27.48). Этот же «уксус», смешанный с желчью (со смирною)
(Мф 27.34; Мк 15.23), давали распятым для одурманивания и снижения
чувствительности к страданиям.
Ул`ай (Дан 8.2,16)—как полагают, один из
каналов в Персии неподалеку от Суз, но возможно, река Карун, впадающая в
Персидский залив.
Ул`ам—а) (1Пар 7.16)—аналог. Рекем,г;
б) (1Пар
8.39-40)—аналог. Елифелет,г.
`Улла (ярмо, обуза) (1Пар 7.39)—глава
поколения в колене Асировом (возможно, то же, что Шуал, см.).
умил`ение (Зах 12.10; Деян
2.37)—возбуждение нежных чувств, милости, любви. Перевод в обоих случаях
является неудачным. В оригинале в первом случае это слово имеет смысл «мольба»,
а во втором—«резкая боль в сердце».
умилостивл`ение—склонение к милости,
смягчение, возбуждение жалости и прощения (2Ц 21.14; 1Ин 2.2). То же значение
имеет глагол «умилосердиться» (Вт 30.3; Мф 20.34).
`Умма (Нав 19.30)—аналог. Аламелех.
умыв`альник (умыв`альница)—сосуд
(емкость) для священного (ритуального) омовения (Исх 30.18; Ин 13.5). При мытье
воду брали из умывальницы и проливали на землю (Исх 40.30-31). У храма были
установлены десять умывальниц почти на 1000л каждая для омывания жертвенного
мяса (3Ц 7.37-39; 2Пар 4.6).
ум`ышленно (Иез 45.20)—одна из
вопиющих ошибок в русском переводе. Должно быть—неумышленно (ср. Лев 4.27; Чис
15.16,22,24,26-29,30; 35.15,22). (См. Библия, жертвоприношение)
`Унний (угнетенный)—а) (1Пар 15.18,20)—аналог.
Азазия,а;
б) (Неем 12.9)—левит,
глава рода привратников, вернувшихся из плена с Зоровавелем.
упов`ание—твердая надежда (Пс
64.6).
Ур (Быт 11.28,31; 15.7; Неем 9.7)—родина
Авраама, значительный в древности халдейский город на западном берегу Евфрата
недалеко от слияния его с Тигром. На его месте находятся ныне развалины Мугейр
(Смоляной), среди которых обнаружены остатки нескольких храмов, дворцов,
гробниц и множество глиняных табличек с письменами. Башня, похожая на
Вавилонскую, которую раскопали в этом городе, была посвящена богу луны Сину и
его супруге Нингал. Эта башня уже была при Аврааме и последнее упоминание о ней
относится к 6 в. до РХ. Одним из известнейших царей Ура был Хаммураби. (См.
Амрафел)
`Ура (1Пар 11.35)—см. Ахасбай.
`Урбан (Рим 16.9)—христианин в Риме, один из
сотрудников ап. Павла, которого он просит приветствовать.
Ури`ил (Бог свет)—а) (1Пар 6.24)—левит из рода
Ицгара, сын Тахава (возможно, он, Узия и Саул в 1Пар 6.36-37 пропущены между
Тахафом и Цефанией, ср. Асир,б);
б) (1Пар
15.5,11)—аналог. Аминадав,г;
в) (2Пар 13.2)—отец
(предок) Михаии. (См. Мааха,д)
`Урий (огненный)—а) (Исх 31.2; 1Пар 2.20; 2Пар
1.5)—отец (предок) Веселиила (в Исх 35.30; 38.22 назван Урия);
б) (3Ц 4.19)—отец
(предок) Гевера;
в) (Езд 10.24)—аналог.
Елиезер,и.
ур`им (совершенство или утверждение) (Исх
28.30; Лев 8.8; Чис 27.21; Вт 33.8; 1Ц 28.6; Езд 2.63; Неем 7.65)—у
толкователей нет определенного мнения о значении выражения «урим и туммим» (в
двух местах, видимо, только с целью сокращения, употреблено только одно слово
«урим» ). Ясно, урим и туммим не были какими-то отдельными предметами, ибо
нигде не сказано об их изготовлении, как сказано о всех других (Исх
28.2-29,31-43), но сказано только об их «возложении» (Исх 28.30). Можно
предположить, что урим и туммим означает некую возможность (способность)
вопрошать и разуметь волю Божию. Некоторые полагают, это выражение отражало
понятие «жребий», поскольку слова «урим» и «туммим» на еврейском языке
начинаются: первое—на первую букву алфавита (алеф), а второе—на последнюю
(тау). Связывалась такая возможность с наперсником, хотя воля Божия
испрашивалась также и через посредство ефода (1Ц 23.9-12; 30.7-8). После Давида
они более не упоминается.
`Урия (свет Иеговы)—а) (Исх 35.30; 38.22)—см.
Урий,а;
б) (2Ц
11.3,6-17,21,24,26; 12.9,10,15; 23.39; 3Ц 15.5; 1Пар 11.41; Мф 1.6)—Хеттеянин, муж
Вирсавии, ставшей женой Давида, и один из его главных воинов;
в) (4Ц 16.10,11,15,16;
Ис 8.2)—священник при Ахазе (по-видимому, первосвященник, см.);
г) (Езд 8.33)—отец
(предок) Меремофа, священника;
д) (Неем 3.4)—отец
(предок) Меремофа, чинившего стену Иерусалима (возможно, предыдущий);
е) (Неем 8.4)—аналог.
Захария,щ (возможно, предыдущий);
ж) (Иер
26.20,21,23)—сын (потомок) Шемаии, пророк.
ут`ок (Лев 13.48-49,51-53,56-59)—нить, которой
ткут ткань; поперечная к основе нить.
`утро (Быт 1.5,8,13,19,23,31)—см. вечер.
утр`оба—это слово имеет следующие значения:
матка женщины (чрево),
плодородие (Быт 25.23; 49.25),
желудок, обжорство
(Иов 20.23; Тит 1.12),
вообще внутренность
человека, весь человек со всеми своими свойствами, душа его (Иов 15.35; 32.19;
Пс 7.10; 43.26; Иер 4.19; 11.20).
Уф`аз (Иер 10.9; Дан 10.5)—неизвестное место
добычи золота.
Уф`ай (помощник)—а) (1Пар 9.4)—см. Афаия;
б) (Езд 8.14)—аналог.
Евед,б.
Уц (крепость, прочность)—а) (Быт 10.23;
1Пар 1.17; Иов 1.1; Иер 25.20; Плач 4.21)—один из сыновей Арама (Сима),
родоначальник одного из племен арамеев и название земли на восток от Иордана,
протянувшейся от Идумеи до Сирии. В этой земле жил Иов;
б) (Быт 22.21)—аналог.
Вуз;
в) (Быт 36.28; 1Пар
2.42)—аналог. Аран,б.
ученик`и—последователи Христа, в дальнейшем также
некоторые верующие в Него (Деян 9.25-26). В Ветхом Завете слово «ученик»
встречается только дважды (1Пар 25.8; Ис 8.16). В Мал 2.12 это слово переведено
как «отвечающий». В Деян 9.36 единственный раз упомянута ученица. Истинные
ученики—см. Ин 8.31-32.
уч`еность—грамотность, умение
писать, читать и связанные с этим умением знания. Определенная ученость и
грамотность упоминаются уже в самом начале истории еврейского народа (Вт 6.9;
27.2-3,8). Моисей был научен всей мудрости египетской (Деян 7.22, ср. Вт
31.9,19,22,24). Посланные И.Навиным описали землю (Нав 18.4,9), а простой юноша
из Сокхофа дал Гедеону список князей города (Суд 8.14). Письма писали Давид (2Ц
11.14), сирийский царь (4Ц 5.5-7), царь Тирский (2Пар 2.11), Илия (2Пар 21.12),
Езекия (2Пар 30.1), Сеннахирим (2Пар 32.17), Иеремия (Иер 29.1), Шемаия (Иер
29.24-25) и др. (см., например, Неем 6.17). Есфирь и Мардохей, очевидно,
свободно владели грамотой (Есф 4.8; 9.20,29). О чертежах упоминается в 4Ц 16.10
и 1Пар 28.11-12. Ученые были среди израильтян, возвратившихся из плена (Езд
8.16). Закон в некоторых местах предполагает умение писать и читать (Чис 5.23;
17.2,9; Вт 17.18). Евреи обучали детей грамоте дома и у специальных учителей
путем изучения и выучивания наизусть книг Моисеева Пятикнижия и Псалмов. Можно
с уверенностью предположить, что Иисус и Его ученики прошли в детстве такое же
обучение (ср. Лк 2.40,46-47; Деян 1.20; 2.16-21,25-28,34-35). (См. также
волхвы, Давир,а, книжник, писец, чернила)