В.П.Вихлянцев |
Библейский словарь |
|
|
|
|
|
К
Ка`аф (Быт 46.11; Исх 6.16,18; Чис
3.17,19,27,29,30; 4.2,4,18,34; 10.21; 26.57,58; Нав 21.4,5; 1Пар
6.1,2,22,54,61; 15.5; 23.12; 2Пар 29.12; 34.12)—второй сын Левия, дед Аарона и
Моисея, глава сынов Каафовых—поколения левитов, служителей скинии и храма.
каб (пустой сосуд) (4Ц 6.25)—мера объема
жидких и сыпучих тел, равная примерно 1,3л. (См. меры)
Кав`ул (бесполезный)—а) (Нав 19.27)—аналог.
Аламелех;
б) (3Ц 9.13)—область в
северной Галилее.
Кавце`ил (Бог собирает) (Нав 15.21; 2Ц 23.20;
1Пар 11.22)—см. Иекавцеил.
К`адес (святое место) (Быт 14.7; 20.1; Чис
13.27; 20.1,16; 33.36,37; Вт 1.46; 32.51; Пс 28.8)—источник и местность
(пустыня Син) в северо-восточной части Синайского полуострова, в восточной
части пустыни Фаран (или Сур), где евреи имели, как полагают, основную стоянку
в течение почти 38 лет после перехода от Синая и до окончательного входа в
обетованную землю. Отсюда Моисей отправлял разведчиков осмотреть Ханаан и
отсюда, по-видимому, он несколько раз выходил со скинией и частью народа. Это
место является местом смерти Мариамь, местом ропота народа и прегрешения Моисея
и Аарона (в Иез 47.19; 48.28 названо Кадис, в Быт 14.7—Мишпат, а также во
многих местах—Кадес-Варни, см.). (См. Асироф, пустыня)
К`адес-В`арни (святое место Варни)
(Чис 32.8; 34.4; Вт 1.2,19; 2.14; 9.23; Нав 10.41; 14.6,7; 15.3)—см. Кадес.
кад`ило (Иез 8.11)—небольшая емкость, сосуд для
сожигания фимиама пред Господом (в Иер 52.19—фимиамник). При этом она держится
в руках. В Евр 9.4 кадильницей, как полагают, назван жертвенник для курений
(см.), но, поскольку он постоянно находится перед завесой, то есть вне
Святого-святых (Исх 30.6; 3Ц 6.22), здесь, видимо, имеется в виду однажды в год
в день очищения вносимая кадильница.
кад`ильница—то же, что кадило.
К`адис (Иез 47.19; 48.28)—см. Кадес.
Кадми`ил (Бог древний) (Езд 2.40; 3.9; Неем 7.43;
9.4,5; 10.9; 12.8,24)—левит, предок Иисуса (см. Иисус,з) и один из глав
поколений левитов, вернувшихся из плена с Зоровавелем, приложивших печать под
договором на верность Богу, участвовавших в молитве во время покаяния народа и
пояснявших закон во время чтения его Ездрою (не сам, конечно, но представители
его рода).
кажд`ение—сожигание курений
(см.).
к`азни—великие испытания и наказания, которые
Господь обрушил на Египет за упорство фараона, не желавшего отпустить
израильский народ. Употребляется это слово также и в отношении других народов
(Иез 14.21; Иуд 7; От 18.8).
Каи`афа (подавление, подавленность) (Мф 26.3,57;
Лк 3.2; Ин 11.49; 18.13,14,24,28; Деян 4.6)—первосвященник в год страданий и
смерти Христа. Не сознавая, он высказал о Нем великое пророчество (Ин
11.49-50).
К`аин (приобретенный)—а) (Быт
4.1-3,5-6,8-9,13,15-17,24,25; 1Ин 3.12; Иуд 11; Евр 11.4)—первый сын Адама и
Евы, первый человек, рожденный от человека (по образу Адама, Быт 5.3), ставший
первым убийцей своего брата;
б) (Чис 24.22)—имя или
земля Кенеев (см.);
в) (Нав 15.57)—город в
уделе Иудином в районе Хеврона.
Каин`ан—а) (Быт 5.9,10,13,14; 1Пар 1.2; Лк
3.37)—аналог. Авиуд,г (сын Еноса);
б) (Лк 3.36)—аналог.
Авиуд,г (сын Арфаксада) (в Быт 10.24; 11.12; 1Пар 1.18 не упомянут).
Ка`ир (Ам 9.7)—см. Кир,а.
К`алах (Быт 10.11,12)—один из городов,
построенных Нимродом в Ассирии (в районе Ниневии).
Калл`ай (быстрый) (Неем 12.20)—аналог. Адна,в.
К`алне (Ам 6.2)—город в (северной) Месопотамии,
один из городов Нимрода (в Быт 10.10; Ис 10.9 назван Халне, а в Иез
27.23—Хане).
камелоп`ард (Вт 14.5)—горная
овца, подобные которой в настоящее время обитают в горах Германии и Греции.
к`амень—в древности очень широко использовался
как строительный материал не только для башен, домов и дворцов, но даже и
оград. Камни употреблялись как памятники и свидетели некоторых событий (Быт
28.18; Нав 4.6; 24.26-27; 1Ц 7.12; 14.33), для устройства жертвенников (Исх
20.25) и как место убиения (Суд 9.5). Ими побивали осужденных на смерть и ими
забрасывали убитого преступника (Нав 7.25). Из камней делали ножи (Исх 4.25) и
сосуды для воды (Ин 2.6), их употребляли как гири и как снаряды для метания (1Ц
17.40). Камнями закрывали отверстия колодцев и гробов. Краеугольные камни,
скрепляющие две стены, специально вырезывались из скалы (Иер 51.26). Господь
назван краеугольным камнем (Еф 2.20), а верующих Священное Писание называет
живыми камнями духовного дома Божиего.
к`амень б`елый (От 2.17)—как
полагают, это выражение происходит от греческого обычая выдавать победителям
Олимпийских игр белые камни с соответствующими надписями, или из судебной
практики древних, по которой для оправдания подсудимого в урну опускался белый
камень (для осуждения—черный).
к`амень преткнов`ения (Ис 8.14; 1Пет 2.7; Рим
9.32,33)—камень, о который случайно спотыкается невнимательный человек. Это
образное выражение указывает на Господа.
к`амни драгоц`енные—см. драгоценные
камни.
Кам`он (Суд 10.5)—место в Галааде (точное
положение не известно).
К`ана—а) (Нав 19.28)—город удела Асирова в
районе Тира;
б) (Ин 2.1; 4.46;
21.2)—село в Галилее, как полагают, севернее Назарета. Здесь Господь совершил
Свое первое чудо и затем еще одно—на расстоянии.
Канан`ит (ревнитель) (Мф 10.4; Мк 3.18)—прозвище
Симона (см. Симон,б), одного из двенадцати Апостолов Христовых. (См. Апостол,
Зилот)
Канд`акия (Деян 8.27)—царица
Ефиопии, или, как полагают, титул царицы Ефиопии того времени, как фараон—для
Египта.
К`ане (тростник) (Нав 16.8; 17.9)—пограничный
поток между уделами Ефремовым и Манассииным, впадающий в Средиземное море.
канон`ические кн`иги Библии—это 39 книг
Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета (какие мы имеем в современной
канонической Библии), признанные полностью богодухновенными книгами Священного
Писания. Наряду с ними существуют многие другие, так называемые апокрифические
книги (книги Еноха, Товита, Иудифи, Варуха, Маккавейские, евангелие Варнавы,
послания Иеремии, Климента и т.п.), которые не вошли в каноническую Библию (см.).
Каперна`ум (село Наума или
утешения) (Мф 4.13; 8.5; 11.23; 17.24; Мк 1.21; Лк 4.23; 7.1; 10.15; Ин 2.12;
4.46; 6.17,24,59)—город в Галилее, который был расположен на северо-западном
берегу Геннисаретского озера. Этот город, по-видимому, имел важное значение—он
был таможенным центром и в нем взимались пошлины за ввозимые товары. Здесь
Иисус призвал одного из сборщиков этих пошлин—Матфея (Мф 9.9). Здесь жил и
представитель царя Ирода Антипы, сына которого Господь исцелил (Ин 4.46), и
здесь же была построена для иудеев синагога на деньги благодетельного римского
сотника (Лк 7.2-5). В этом городе, оставив Назарет, поселился и жил Спаситель
(Мф 4.13; 9.1; Мк 2.1; Ин 6.24), поучая народ и совершая многие чудеса. Здесь
Он призвал Петра, Андрея и братьев Зеведеевых, исцелил тещу Петра, сухорукого и
расслабленного, изгнал духа нечистого, ходил по воде и запретил буре, заплатил
налог на храм (Мф 17.24), и сколько же еще добрых дел Он сделал здесь и сказал
святых слов! Но Капернаум остался глух и не внял Его словам и делам. Скоро
сбылось пророчество Сына Божия—город, по-видимому, погиб при землетрясении в
400 г. и теперь даже его место с трудом определяется под бурьяном и
грудами мусора (вся местность теперь называется Тель-Гум).
к`аперс (Ек 12.5)—ароматический и возбуждающий
плод кустарника, распространенного на востоке. Применяется как приправа. В
русском переводе Библии это слово употреблено фигурально, в оригинале сказано
прямо: «и желание исчезнет».
к`апище (1Ц 31.9; 3Ц 11.7; 12.31; 13.32; 14.23;
4Ц 17.29,32; 23.19; Иер 43.12; Ос 8.14; Иол 3.5; 1Кор 8.10)—место поклонения
идолу (идольский храм) или комплекс сооружений для тех же целей на высотах
(см.).
Каппад`окия (Деян 2.9; 1Пет
1.1)—одна из крупных областей Малой Азии (на востоке нынешней территории
Турции). Была населена народами сирийского происхождения, известными своей
тупостью и развращенностью; славилась лошадьми и ослами.
карб`ункул (Исх 28.18; 39.11;
Иез 27.16; 28.13)—ярко-красный, горящий на солнце, как уголь, драгоценный
камень, высоко ценившийся в древности (может быть, нынешний рубин или гранат).
(См. драгоценные камни)
Кар`ей (лысый) (4Ц 25.23; Иер 40.8;
41.11,14,16; 42.1,8; 43.2,4,5)—отец (предок) Иоанана (Иоханана) и Ионафана,
иудейских военачальников при Годолии.
Кариафа`им (Иер 48.1,23)—см.
Кириафаим,а.
Карк`ас (Есф 1.10)—аналог. Авагфа.
Карк`ая (ущелье) (Нав 15.3)—город или местность
на юге удела Иудина.
Карк`ор (основание) (Суд 8.10)—город или
местность за Иорданом.
Карм`ил (сад)—а) (Нав 15.55; 1Ц 15.12;
25.2,5,7,40; 2Пар 26.10)—город в гористой части Иудеи на юго-восток от Хеврона
(в настоящее время развалины под названием Курмул);
б) (Иер 48.33)—место в
земле моавитской (восточнее Мертвого моря);
в) (Нав 12.22; 19.26;
3Ц 18.19,20,42; 4Ц 2.25; 4.25; Песн 7.6; Ис 33.9; 35.2; Иер 4.26; 46.18; 50.19;
Ам 1.2; 9.3; Мих 7.14)—одна из прекраснейших, покрытых вечнозеленой
растительностью, гор Палестины (точнее, цепь гор), расположенная на границе
уделов Асирова и Манассиина, далеко выступающая в Средиземное море. Гора Илии и
Елисея (в 4Ц 19.23; Ис 37.24 переведено словом «сад»).
Карп (запястье) (2Тим 4.13))—житель Троады
(более о нем ничего не известно).
К`арфа (город) (Нав 21.34)—левитский город в
уделе Завулоновом (полагают, он же назван Каттаф в Нав 19.15 и Китрон—в Суд
1.30) (не совпадает с 1Пар 6.77).
Карф`ан (Нав 21.32)—левитский город в уделе
Неффалимовом (в 1Пар 6.76 назван Кириафаим).
Кархам`ис (Иер 46.2)—см.
Кархемис.
Кархем`ис (2Пар 35.20; Ис
10.9)—город в верхнем течении Евфрата, при котором Навуходоносор одержал
решающую победу над фараоном Нехао. Этот город был одно время столицей некогда
могущественного племени Хеттеев (в Иер 46.2 назван Кархамис).
Карш`ена (Есф 1.14)—аналог. Адмафа.
Кас`ифья (Езд 8.17)—неизвестная область
Вавилонии, где жил Иддо.
к`асия (Исх 30.24; Пс 44.9)—ароматная кора дерева,
близкого коричному, распространенного в Индии и Аравии (в Иез 27.19 названа
кассия). Входит в состав мира. (См. ароматы)
Каслух`им (Быт 10.14; 1Пар
1.12)—один из сыновей Мицраима и родоначальник филистимских племен. (См.
Филистимляне)
К`ассия (Иов 42.14)—вторая дочь Иова, дарованная
ему после его тяжких страданий.
к`ассия (Иез 27.19)—см. касия.
Катт`аф (Нав 19.15)—см. Карфа.
К`афтор (Вт 2.23; Иер 47.4; Ам 9.7)—остров или
прибрежная земля, из которой пришли Кафторимы. Полагают, что это остров Крит, с
которого потомков Кафторима вытеснили греки (ср. Филистимляне).
Кафтор`им (Быт 10.14; Вт 2.23;
1Пар 1.12)—один из сыновей Мицраима, сына Хама, родоначальник племен,
родственных египтянам. (См. Филистимляне)
Кварт (четвертый) (Рим 16.23)—брат в Коринфе,
от имени которого ап. Павел передает привет Римской церкви.
квасн`ое (Исх 12.15,19,20; 13.3,7; 23.18; 34.25;
Лев 2.11; 6.17; 7.13; Вт 16.3,4; Ам 4.5)—хлеб, испеченный с закваской, кислый
(Лев 23.17), не пресный. Символизирует все то, что отравлено пороком, нечистое.
(См. закваска)
Квир`иний (Лк 2.2)—римский
правитель Сирии во время переписи.
Кегел`афа (собрание) (Чис
33.22,23)—аналог. Алуш.
Кед`ар (Быт 25.13; 1Пар 1.29)—аналог. Адбеел.
(См. Кидар)
Кедем`оф (древний) (Вт 2.26; Нав 13.18; 21.37;
1Пар 6.79)—левитский город в уделе Рувимовом на восток от Мертвого моря в
пустыне того же названия. (См. пустыня)
К`едес (святилище)—а) (Нав 12.22; 19.37; 20.7;
21.32; Суд 4.6,9-11; 4Ц 15.29; 1Пар 6.76)—левитский город в уделе Неффалимовом
в районе озера Мером, один из трех городов убежища на запад от Иордана;
б) (Нав 15.23)—аналог.
Адада;
в) (2Пар
6.72)—левитский город удела Иссахарова (в Нав 19.20; 21.28 назван Кишион).
К`едма (на восток) (Быт 25.15; 1Пар
1.31)—аналог. Адбеел (он же, по-видимому, в 1Пар 5.19 назван Надав).
Кедмон`еи (восточные люди) (Быт
15.19)—одно из племен древней Палестины (в других местах среди ее народов не
упоминаются). (См. народы древней Палестины)
Кед`орлаом`ер (Быт
14.1,4,5,9,17)—царь Еламский, союзник Амрафела (см.).
кедр ливанский—прекраснейшее и
величественнейшее дерево из породы хвойных, произраставшее всегда только на
Ливанских горах. Высота этого дерева достигает иногда 30м, ветви, растущие
почти горизонтально, дают великолепную тень. Древесина кедра имеет
замечательное свойство—ее не точат черви и она довольно прочна, поэтому кедр в
древности использовался для постройки и отделки дворцов. Дворец Давида так и
назывался—кедровый дом (2Ц 7.2). Благоухающая древесина кедра (Песн 4.11)
использовалась в обряде очищения (Лев 14.4). Постоянная вырубка кедров как в
древности, так и в новейшие времена привела к тому, что теперь их на Ливане
осталось около 600 стволов (Ис 10.19) и эта роща в районе Бейрута охраняется
как заповедная.
Кедр`он (2Ц 15.23; 3Ц 2.37; 15.13; 4Ц 23.6,12;
2Пар 29.16; 30.14; Иер 31.40; Ин 18.1)—поток, протекающий вдоль восточной стены
Иерусалима и отделяющий его от Елеонской горы. Впадает в Мертвое море. Летом
пересыхает. Кедронская долина (4Ц 23.4; 2Пар 15.16), называемая также царскою
или Шаве (Быт 14.17; 2Ц 18.18) и Иосафата (Иол 3.2,12) или суда (Иол 3.14) была
местом идолопоклонства. (См. долины, Тофет)
Кедум`им (Суд 5.21)—в оригинале стоит: «древний
поток». (См. Киссон)
Ке`ила (Нав 15.44; 1Пар 4.19)—аналог. Адифаим.
Основателем или начальником его был сын (потомок) Годии (см.). В некоторых
местах называется Кеиль.
Ке`иль (1Ц 23.1-8,10-13; Неем 3.17,18)—см.
Кеила.
Кел`аия (Езд 10.23)—аналог. Елиезер,и. (См.
Клита)
Кел`уги (Езд 10.35)—аналог. Адаия,е.
Кему`ил—а) (Быт 22.21)—аналог. Вуз;
б) (Чис 34.24)—сын (потомок)
Шифтана, представитель колена Ефремова среди участников раздела земли;
в) (1Пар 27.17)—отец
(предок) Хашавии.
Кен`аз—а) (Быт 36.11,15,42; 1Пар
1.36,53)—аналог. Амалик,а;
б) (Нав 15.17; Суд
1.13; 3.9,11; 1Пар 4.13)—отец (предок) Гофониила и Халева; (См. Гофониил)
в) (1Пар 4.15)—сын
Илы, сына Халева.
Кен`аф (владение) (Чис 32.42; 1Пар 2.23)—город
в Галааде на восток от Геннисаретского озера (ныне селение Канават).
Кенез`еи (Быт 15.19)—одно из племен древней
Палестины (в других местах среди ее народов не упоминается). (См. народы
древней Палестины)
Кенезе`янин (Чис 32.12; Нав
14.6,14)—Халев (см.), один из двух верных разведчиков земли, представитель
Кенезеев среди израильского народа (Нав 15.13).
Кен`еи (Быт 15.19; Чис 24.21; 1Ц 27.10; 30.29)—одно
из племен древней Палестины, обитавшее, по-видимому, в южной ее части и
дававшее пристанище Давиду во время его скитаний (в других местах среди народов
Палестины не упоминается; в Чис 24.22 названо Каин). (См. Кенеяне, народы
древней Палестины)
Кене`яне (Суд 1.16; 4.11,17; 5.24)—то же, что
Кенеи. Из сравнения Исх 3.1 с Суд 1.16 можно заключить, что это племя
родственно мадианитянам. Таким образом Кенеяне (и Иофор—Рагуил, и Хевер, и
Ховав) являлись потомками Авраама через Мадиана. Судя по Суд 1.16 это племя
вошло в состав еврейского народа (см. Кенезеянин) (в 1Ц 15.6; 1Пар 2.55 этот
народ назван Кинеяне).
Кенхр`ея (просо) (Деян 18.18; Рим 16.1)—город на
побережье Средиземного моря рядом с Коринфом.
К`еренгапп`ух (рог с мазями для
притирания) (Иов 42.14)—третья дочь Иова, дарованная ему после его тяжких
страданий.
Кер`ети (1Ц 30.14)—другое название земли
филистимлян (ср. Кафтор, Хелефеи).
К`ереш (1Пар 7.16)—один из сыновей (потомков)
Махира, сына Манассии, от Маахи.
Кери`оф (Иер 48.24; Ам 2.2)—один из моавитских
городов (положение не известно).
К`ерос (Езд 2.44)—аналог. Аккуб,в (в Неем 7.47
назван Кирос).
Кесал`он (доверие, надежда) (Нав 15.10)—см.
Иеарим.
Кес`ария (Деян 8.40; 9.30; 10.1,24; 11.11; 12.19;
18.22; 21.8,16; 23.23,33; 25.1,4,6,13)—город на берегу Средиземного моря,
построенный Иродом Великим и названный в честь кесаря Августа, резиденция
царей Иродов и римских правителей. Здесь был заключен в крепости ап. Павел
перед его отправкой в Рим. После разрушения Иерусалима Кесария была в продолжении
почти 400 лет столицей Палестины. В 4 в. здесь жил Евсевий. В 13 в. этот город
пришел в упадок и теперь на его месте остались лишь развалины.
Кес`ария Фил`иппова (Мф 16.13; Мк
8.27)—город на севере Палестины у горы Ермон в районе истока Иордана, построенный
на месте древнего поселения Ваал-Гад (или Ваал-Ермон) Иродом Филиппом (см.
Филипп,г). Теперь на его месте находится селение Баниас с остатками древних
стен. (См. Ваал-Гад)
к`есарь—общее имя всех римских императоров,
происшедшее от имени первого и наиболее славного из них—Цезаря, основателя
римской монархии. (См. власть)
Кес`ед (Быт 22.22)—аналог. Вуз.
Кес`ил (безрассудный, глупый) (Нав 15.30)—см.
Бефуил.
Кес`иль (Иов 9.9; 38.31)—еврейское название
созвездия Орион (в Ам 5.8 переведено словом «Орион»).
кес`ита (Иов 42.11)—денежная единица, род монеты
(плитка серебра с изображением овцы).
Кесулл`оф (Нав
19.18)—пограничный город уделов Иссахарова и Завулонова, расположенный у
подножия горы Фавор (в ст. 12 назван Кислоф-Фавор).
Кеф`ар-Аммон`ай (аммонитское селение)
(Нав 18.24)—аналог. Аввим.
Кеф`ира (селение) (Нав 9.17; 18.26; Езд 2.25;
Неем 7.29)—город удела Вениаминова на северо-запад от Иерусалима рядом с
Аиалоном.
Кибр`от-Гаттаав`а (гробы прихоти) (Чис
11.34,35; 33.16,17; Вт 9.22)—первый из станов израильтян в пустыне после Синая,
где народ начал роптать, требуя мяса, и где ему были даны перепела. Это же
место в Чис 11.3; Вт 9.22 названо Тавера, ибо в начале ропота был гнев Божий,
огнем истребивший край стана.
кив`от (церковнослав. киот, ящик) (1Ц 14.18)—ковчег
завета.
Кивца`им (две груды) (Нав 21.22)—см. Иокмеам.
кид`ар (Исх 28.4,37,39; 29.6; Лев 8.9; 16.4;
Зах 3.5)—головной убор первосвященника, отличающийся от простого
священнического только наличием диадимы.
Кид`ар (Пс 119.5; Песн 1.4; Ис 21.16,17; 42.11;
60.7; Иер 2.10; 49.28; Иез 27.21)—см. Кедар.
Кил`икия (Деян 6.9; 15.23,41; 21.39; 22.3; 23.34;
27.5; Гал 1.21)—область Малой Азии, расположенная на побережье Средиземного
моря напротив острова Кипр.
кимв`ал (1Ц 18.6; 2Ц 6.5; 1Пар 13.8; 15.16;
16.5; 25.1,6; 2Пар 5.12,13; 29.25; Езд 3.10; Неем 12.27; Пс 150.5; 1Кор
13.1)—ударный музыкальный инструмент наподобие современных тарелок (возможно,
меньших размеров). (См. систра)
Кимг`ам (тоска, томление) (2Ц 19.37,38,40)—сын
Верзеллия, Галаадитянина, который отправился вместо отца с Давидом в Иерусалим.
(См. Химам)
К`ина (Нав 15.22)—аналог. Адада.
Кине`яне (1Ц 15.6; 1Пар 2.55)—см. Кенеяне,
Рехавиты.
Киннер`еф (флейта) (Чис 34.11;
Вт 3.17)—см. Галилейское море.
Киннер`оф (арфа) (3Ц 15.20)—название
части удела Неффалимова, прилегавшей к городу Хиннереф (см.).
кипар`ис—красивое, высокое дерево хвойной породы,
слава Ливана (Ис 60.13), упоминаемое часто вместе с кедром. Оно употреблялось
для различных построек и украшений (Песн 1.16), ибо имеет прочную и устойчивую
к гниению древесину красивого красноватого цвета с приятным запахом.
к`ипер (Песн 1.13; 4.13)—высокий кустарник с
ароматным запахом, распространенный в Египте и восточных странах. Желто-красной
краской, добываемой из его листьев, женщины востока красили ногти.
Кипр (Деян 4.36; 11.19,20; 13.4; 15.39;
21.3,16; 27.4)—остров в восточной части Средиземного моря, заселенный в
древности финикийцами и славившийся многими богатствами (медью, получившей свое
название от этого острова, древесиной, вином, медом, фруктами). В 333 г. до РХ
остров был захвачен греками, а в 58 г. до РХ стал римской провинцией. (См.
Киттим)
Кир—а) (стена или укрепленный город) (4Ц
16.9; Ис 22.6; Ам 1.5)—город или область Ассирии, куда были выселены жители
Дамаска (положение не известно) (в Ам 9.7 назван Каир);
б) (2Пар 36.22,23; Езд
1.1,2,7,8; 3.7; 4.3,5; 5.13,14,17; 6.3,14; Ис 44.28; 45.1; Дан 1.21; 6.28;
10.1)—сын Камбиза, потомка древних персидских царей, победивший мидян, которые
владычествовали над многими землями, в том числе и над Персией (см.), и
сделавшийся могущественным царем. В короткое время он подчинил себе обширнейшие
земли—включая всю Малую Азию и Египет. Ксенофонт отзывался о нем, как об одном
из самых великих правителей, дипломатов и полководцев древности. Его величайшим
завоеванием было покорение Вавилона в 538 г. до РХ и величайшим
деянием—повеление иудеям вернуться в их родную землю, восстановить Иерусалим и
храм (в 536 г. до РХ), о чем предсказывал пророк Исаия почти за 200 лет до
этого, с указанием его имени (точнее, его царского титула—Кир, ибо его
настоящее имя было Аградар). Кир умер в 529 г. до РХ в возрасте около 60
лет, находясь на высоте могущества и славы. В Езд 5.18 он назван царем
Вавилонским. Его сменил на престоле его сын Камбиз, который приостановил работы
по восстановлению храма. (См. Персия)
Кири`аф (город)—а) (Нав 15.25)—аналог. Адада (из
этого города родом был Иуда Искариот); (См. Гацор,а)
б) (Нав 18.28)—см.
Кириафиарим.
Кириафа`им (двойной город)—а)
(Чис 32.37; Нав 13.19; Иез 25.9)—древний моавитский город на восток от
Мертвого моря, отданный колену Рувимову (в Быт 14.5 назван Шаве-Кириафаим, а в
Иер 48.1,23—Кариафаим);
б) (1Пар 6.76)—см.
Карфан.
Кири`аф-Арб`ы (город Арбы) (Быт
23.2; 35.27; Нав 14.15; 15.13,54; 20.7; 21.11; Суд 1.10; Неем 11.25)—древнее
название Хеврона (см.) по имени Арбы, одного из великанов (Нав 14.15) (в
оригинале: Кириаф-Арба).
Кири`аф-Ва`ал (город Ваала) (Нав
15.60; 18.14)—см. Кириафиарим.
Кири`афиар`им (город лесов) (Суд 18.12;
1Ц 6.21; 7.1,2; 1Пар 13.5,6; 2Пар 1.4; Иер 26.30)—город на границе уделов
Иудина и Вениаминова на запад от Иерусалима, принадлежавший гаваонитянам и
бывший, видимо, раньше центром поклонения Ваалу. В нем долгое время (более 40
лет) находился ковчег завета—от времени Илия, во все царствование Саула и до
Давида, который перенес его в Иерусалим (цифра 20 лет в 1Ц 7.2 говорит,
по-видимому, о какой-то части этого срока) (в Нав 15.9,10 назван Ваал, в Нав
15.60; 18.14—Кириаф-Ваал, во 2Ц 6.2—Ваал Иудин, в Пс 131.6—Иарим, в Нав
18.28—Кириаф и в некоторых других местах—Кириаф-Иарим, см.).
Кири`аф-Иар`им (Нав 9.17; 15.9,60;
18.14; 1Пар 2.50,52,53; Езд 2.25)—см. Кириафиарим.
Кири`аф-С`анна (город учености) (Нав
15.49)—см. Давир,а.
Кири`аф-Сеф`ер (город книг или письменности)
(Нав 15.15,16; Суд 1.11,12)—см. Давир,а.
Кири`аф-Хуц`ор (город улиц) (Чис
22.39)—моавитский город недалеко от Вамоф-Ваала (Вааловых высот).
Кирин`ея (Мф 27.32; Мк 15.21; Деян 2.10; 6.9;
11.20; 13.1)—город и область в северной Африке западнее Египта (нынешняя Барка
в Ливии). Некогда колония Греции, она была заселена позже иудеями, которые
имели свою синагогу в Иерусалиме.
Кир-Мо`ав (Ис 15.1)—укрепленный
в древности моавитский город на восток от южной части Мертвого моря, ныне
небольшой город Керак (в 4Ц 3.25; Ис 16.7,11 назван Кир-Харешет (Кирхарешет), а
в Иер 48.31,36—Кирхарес).
К`ирос (Неем 7.47)—см. Керос.
кирп`ич—в древности изготовлялся и применялся в
таких местностях, где не было природного камня (нижний Египет, то есть земля
Гесем; Вавилония). Для крепости (армирования) в кирпич добавляли солому (Исх
5.7). Кирпичи обычно высушивали на солнце, но в некоторых случаях обжигали и на
огне (Быт 11.3). Кирпичи делались больших размеров и довольно тонкие, поэтому
кирпичами же называли иногда и плитки из сырой глины или натертые воском,
предназначенные для рисования или письма (Иез 4.1). В древних развалинах
археологи находят массу кирпичей, черепков, плиток (см.), надписи и рисунки на
которых очень выразительно повествуют о делах и событиях тех дней.
Кирхар`ес (Иер 48.31,36)—см.
Кир-Моав.
Кир-Хареш`ет (4Ц 3.25)—см.
Кир-Моав.
К`ирхареш`ет (Ис 16.7,11)—см.
Кир-Моав.
Кис—а) (1Ц 9.1,3; 10.11,21; 14.51; 2Ц 21.14;
1Пар 8.33; 9.39; 26.28; Деян 13.21)—сын (потомок) Авиила, знатный человек из
колена Вениаминова, отец Саула;
б) (1Пар 8.30;
9.36)—аналог. Авдон,г;
в) (1Пар 23.21,22;
24.29)—аналог. Елеазар,г (он или его потомок в 1Пар 6.29 назван Ливни, см.
Ливни,б);
г) (2Пар
29.12)—аналог. Азария,р;
д) (Есф 2.5)—предок Мардохея,
возможно, упомянутый выше в пункте «а».
к`иса (Вт 25.13)—мешок, кошель.
К`ислев (Неем 1.1)—девятый месяц еврейского
священного календаря и третий—гражданского. Соответствует декабрю (в Зах 7.1
назван Хаслев). (См. месяцы, праздники)
Кисл`он (надежда, доверие) (Чис 34.21)—отец
(предок) Елидада.
Кисл`оф-Фав`ор (Нав 19.12)—см.
Кесуллоф.
Кисс`он (извилистый) (Суд 4.7,13; 5.21; 3Ц 18.40
Пс 82.10)—поток, протекающий по Изреельской долине и впадающий в Средиземное
море севернее Кармила. Летом в значительной степени пересыхает, но в период
дождей (зимой и весной) бывает полноводен (в Суд 5.21 назван Кедумим).
к`исти (к`источки) (Чис 15.38,39; Вт
22.12)—см. воскрилия.
кит (Ион 2.1,2,11; Мф 12.40)—в еврейском и
греческих текстах—«большая рыба». Она является символом смерти, объявшей
Христа, как и Иону, на три дня и три ночи.
Китр`он (Суд 1.30)—см. Карфа.
Китт`ийская земл`я (Ис 23.1)—то же, что
Киттимская (см. Киттим).
Китт`им (Быт 10.4; Чис 24.24; 1Пар 1.7; Ис
23.12; Иез 27.6; Дан 11.30)—один из сыновей Иавана, сына Иафета, родоначальник
племен, заселивших в древности побережье и острова восточной части Средиземного
моря, в частности, остров Кипр. Выражение «корабли киттимские» (Чис 24.24; Дан
11.30) некоторые понимают как обозначение сил государств запада. В Иер 2.10
назван Хиттим.
К`ифа (арам. скала или камень) (Ин 1.42; 1Кор
1.12; 3.22; 9.5; 15.5; Гал 2.9)—имя, данное Господом Симону, сыну (потомку)
Ионы, первому Апостолу Христову. Сам Апостол всегда называл себя греческим
именем Петр, имеющим то же значение.
К`иший (1Пар 6.44)—аналог. Авдий,б (в 1Пар
15.17 назван Кушаия).
Киши`он (твердость) (Нав 19.20; 21.28)—см.
Кедес,в.
Кл`авда (Деян 27.16)—небольшой остров южнее
Крита, называемый ныне Гоццо.
Кл`авдий (Деян 11.28; 18.2; 28.17; Рим
16.3)—римский император (41-54 гг. по РХ), в царствование которого был сильный
голод во многих странах. На девятом году своего царствования издал указ об
изгнании иудеев из Рима, который, однако, вскоре был негласно отменен. Отравлен
своей четвертой женой Агриппиной.
Кл`авдий Л`исий (Деян 23.26;
24.7,22)—тысяченачальник (командир) римского отряда, расквартированного в
Иерусалиме на время праздника, который спас ап. Павла от суда толпы и направил
его под усиленной охраной в Кесарию к римскому наместнику с благоприятным
письмом.
Кл`авдия (2Тим 4.21)—по-видимому, христианка,
жившая в Риме, привет от которой ап. Павел передавал Тимофею, и о которой более
ничего в Писании не сказано. (См. Пуд)
Кле`опа—а) (Лк 24.18)—один из двух учеников
Христа, которые шли в Еммаус и которым в пути явился Господь;
б) (Ин 19.25)—муж
Марии, сестры Матери Господа, но, может быть, другой Марии, если в этом месте
говорится о четырех женщинах (см. Мария,в). Имя Клеопа, переданное в русской
Библии одинаково в двух местах, в греческом тексте читается—Клеопа в первом
случае и Клопай—во втором, что сходно с арамейским именем Алфай (Алфей, см. а).
Отсюда происходит предположение, что Апостол Иаков Алфеев (см. Иаков,г) есть
Иаков меньший, сын Марии и Клеопы (Клопая).
Клим`ент (снисходительный, милостивый) (Флп 4.3)—один
из сотрудников ап. Павла в Филиппах. Полагают, это тот Климент, который
впоследствии стал епископом в Риме и написал около 96 г. послание к
коринфянам, высоко ценившееся в то время.
Кл`ита (Езд 10.23; Неем 8.7; 10.10)—один из
левитов, по-видимому, глава рода, пояснявший закон народу во время чтения его
Ездрою. Как глава рода он приложил свою печать под договором на верность Богу
(назывался также Келаия).
кл`ятва—обещание или заверение, в свидетели
которых призывается Бог. Произносилась клятва в древности с поднятием руки (Быт
14.22). Имеет также смысл: отделение, предание Богу—как заклятие и проклятие
(Чис 5.21; Дан 9.11; Гал 3.13). (См. заклятие, проклятие)
кн`ига—собрание записей или даже отдельная
запись, которые делались на глиняных плитках, папирусе, тонкой коже (часто—в
виде свитка, см.). В некоторых местах имеет значение свода знаний, сведений
(см. ниже). Об отдельных книгах Библии см. под соответствующими названиями.
кн`ига бр`аней Госп`одних (Чис
21.14)—одна из древних книг, из которой, очевидно, был взят определенный
фактический материал для книг Ветхого Завета. (См. Библия)
кн`ига Госп`одня (Ис
34.16)—сокровенная книга, память Божия, а также память и совесть народа (ср. Ис
30.8).
кн`ига ж`изни (Пс 68.29; Флп 4.3;
От 20.12; 21.27)—символическое название книги Божией (памяти Его), в которой
записаны имена избранных Божиих. Возможно, название связано с книгами
(родословиями), в которых евреи в древности зачеркивали имена умерших, оставляя
имена живых (ср. Ис 4.3).
кн`ига зав`ета (Исх 24.7)—книга, в
которую Моисей записывал повеления Божии (см. ст. 4).
кн`ига зак`она (Вт 31.24-26; Нав
24.26; 4Ц 22.8; 2Пар 34.14; Неем 8.1)—в указанных, а также других подобных
местах, имеется в виду Моисеево Пятикнижие (см.) (или одна книга Второзаконие, как
думают некоторые). (См. Библия, закон)
кн`ига пр`аведного (Нав 10.13; 2Ц
1.18)—еще один из источников, по-видимому, сборник ранних поэтических
произведений, из которого черпались сведения о древних событиях.
кн`ига плач`евных п`есней (2Пар
35.25)—очевидно, род хроники, в которую записывались некрологи и воспоминания о
царях.
кн`ига цар`ей—летопись, в которой
записывались все деяния царей иудейских и израильских специально поставленными
на то писцами.
Книд (Деян 27.7)—город провинции Кария у
юго-западного побережья Малой Азии на одном из островов неподалеку от острова
Родос.
кн`ижник (букв.—пишущий, писец)—представитель,
по-видимому, наиболее образованной прослойки иудейского народа (в Новом Завете
упоминаются почти всегда вместе с фарисеями, см.). Первым и величайшим
книжником был Ездра (Езд 7.6,10; Неем 8.1), собравший и упорядочивший все книги
Ветхого Завета, но уже в его время были и другие книжники (Неем 13.13). После
вавилонского плена, когда древнееврейский язык стал забываться, а в обиход
вошел новый—арамейский, все священные книги нужно было переписывать, чтобы их
сохранить. Книжники становятся хранителями, толкователями и учителями закона.
Хотя к закону запрещалось что-либо добавлять (Вт 4.2), очень скоро появилось
множество новых правил, положений, установлений, которые в общем назывались
преданиями старцев (Мф 15.2). Эти предания позже были собраны в одну книгу под
названием Мишна (повторение) раввином Иудой Святым (200 г. по РХ). К ней
затем добавилась Гемара (завершение), первое издание которой появилось в
Тивериаде в 350 г. а второе в Суре (Вавилония) около 550 г. Эти книги
вместе взятые известны под названием Талмуд (учение), в котором содержится по
подсчетам раввинов 613 заповедей (248 повелений и 365 запрещений). Известными
книжниками времен Христа были Гиллель и Шамаи, которые возглавляли две
различные школы. Учеником (и внуком, как гласит предание) Гиллеля был Гамалиил,
наставник Савла (ап. Павла). Были среди книжников и стремившиеся последовать за
Христом (Мф 8.19), и беседовавшие с Ним (Мф 12.32), одному из которых Он
сказал, что тот близок к Царствию Божию (Мф 12.34). (См. законник, ученость)
князь—старший в своем роде, облеченный властью
(ср. Быт 23.6; 1Пар 12.27). Князьями в Писании называются также духовные
личности (силы), как на земле, так и на небе (ср. Дан 10.20-21; Ин 12.31). (См.
также сатана)
Князь м`ира (Ис 9.6)—Господь и
Спаситель наш, ибо Он есть Начальник примирения (мира) душ наших с Богом.
К`оа (Иез 23.23)—неизвестная область
халдейского царства.
ковч`ег (греч. ящик)—а) плавучее сооружение из
осмоленного дерева, построенное Ноем по повелению Божию, похожее скорее на дом
со сходящимися вверху стенами, чем на корабль. Ноев ковчег имел внушительные
размеры, в несколько раз превосходящие размеры Соломонова храма. Его длина была
150м, ширина 25м и высота 15м. Боковые стены сходились вверху до расстояния в
полметра, сбоку была одна дверь, а наверху—отверстие (Быт 6.14-16). Внутри
ковчега было три этажа (палубы). По этому образу в 1609 г. богатый
меннонит Петр Янсен из Голландии построил ковчег и оказалось, что туда можно
было поместить более 7000 пар животных с запасом пищи на год (вместимость его
оказалась равной вместимости железнодорожного состава длиной более 6 км);
б) (Быт 50.26)—гроб
или саркофаг, возможно, металлический или каменный, какие употреблялись для
захоронений фараонов;
в) ковчег
свидетельства (Исх 16.34), откровения или завета—ящик, сделанный Моисеем по
повелению Божию в Синайской пустыне из дерева ситтим и богато украшенный золотом,
для хранения откровения, данного Богом (Исх 25.10-22). Его размеры были: длина
1.25м, ширина и высота 0,75м и ставился он прямо на землю. Крышка его была из
чистого золота с изображениями двух херувимов. По Евр 9.4 в нем хранились кроме
скрижалей завета еще жезл Аарона и сосуд с манной, но по Исх 16.33; Чис 17.10
они были помещены перед ним (ср. 3Ц 8.9; 2Пар 5.10). Ковчег завета всегда шел
впереди израильтян, когда они шли по пустыне (Чис 10.35-36). После перехода
Иордана он был установлен в Силоме (Нав 18.1). Затем он оказался в Массифе (Суд
20.27), затем снова в Силоме (1Ц 3.3), где он пробыл в общей сложности около
350 лет. Оттуда израильтяне взяли ковчег на войну с филистимлянами (1Ц 4.4),
которые и захватили его (ст. 11). Он пробыл в плену семь месяцев (1Ц 6.1),
после чего был возвращен и простоял некоторое время на большом камне на поле
Иисуса из Вефсамиса (1Ц 6.18-20). После этого ковчег завета был перенесен в
Кириафиарим, где пробыл в доме Аминадава «лет двадцать» (1Ц 7.1-2), но
фактически много больше, ибо царствование Саула продолжалось 40 лет и о ковчеге
в это время не упоминается (1Пар 13.3). Давид по воцарении над всем Израилем
(то есть через некоторое время после семилетнего царствования в Хевроне)
перенес его сначала в дом Аведдара Гефянина (2Ц 6.10-11), а затем в Иерусалим
(ст. 17), в город Давидов, то есть на Сион (2Пар 5.2). Отсюда его, по-видимому,
брали на войну (2Ц 11.11), но после постройки храма, он был поставлен
окончательно на свое место—в давире под крылья херувимов (3Ц 8.6; 2Пар 5.7). Но
его вынесли и отсюда, очевидно, при Манассии (2Пар 33.7), после чего Иосия
снова вернул его в храм (2Пар 35.3). Дальнейшая судьба ковчега не известна,
возможно, он сгорел вместе с храмом (2Пар 36.19), ибо среди сосудов,
возвращенных Киром евреям, его не было. Но в будущем он и не нужен будет (Иер
3.14-16), он явится в храме Божием на небе (От 11.19). (См. скиния, херувим,
храм)
к`овы (1Ц 22.8,13; Иов 31.9; Пр 7.12; Ис 32.7;
Иер 9.8; Мих 7.2)—злые умыслы, попытки к уловлению.
кодр`ант (греч. кодрантес) (Мф 5.26)—мелкая
медная монета, равная 1/60 динария. (См. деньги)
к`ожаные кн`иги (2Тим 4.13)—книги
(свитки), написанные на пергаменте (см.).
кож`евник (Деян 9.43)—мастер по
выделке кож, труд которого у евреев, как и на всем древнем востоке, считался нечистым
и презренным. Кожевникам разрешалось жить только вне городов с подветренной
стороны (по причине отвратительного запаха, присущего кожевенному
производству).
коз`а (коз`ел)—ценные в древности
домашние животные, разведением которых занимались и евреи. Козья шерсть шла на
изготовление одежд, из нее же были сотканы покрывала скинии; козья кожа
употреблялась для изготовления покрывал, шатров, одежд (см.), емкостей для
жидкостей (мехов). Как жертвенное животное могли употребляться в качестве
жертвы за грех и мирной жертвы, ягнята—для жертвы всесожжения. Козел во 2Пар
11.15 упомянут как идол. (См. косматые)
коз`ел для отпущ`ения (Лев 16.7-10)—часть
жертвы за грех, приносимой по закону ежегодно в день очищения. Козел, выбранный
для этого по жребию из двух представленных, после возложения на него грехов
всего народа, изгонялся в пустыню. (См. отпущение)
Кол`аия (голос Иеговы) (Неем 11.7)—аналог.
Гассенуя.
кол`ена Изр`аилевы—потомки Иакова
(Израиля), происшедшие от каждого из его двенадцати сыновей, родоначальников
(глав) колен, родившихся от двух его жен и двух наложниц, их служанок.
Семья или род у евреев
всегда группировались вокруг отца («дом отца моего»), у которого могло быть и
несколько жен. С ним жили также дети от других женщин (Суд 11.2). Колена и семьи
всегда стремились жить и действовать вместе, во все времена у них были главы,
начальники или старейшины (Исх 12.21; Чис 1.4; 1Пар 27.16), которых можно
сравнить с шейхами у современных арабов.
Чис
1 Чис 26
Рувим 46500 43730
Симеон 59300 22200
Иуда 74600 76500
Дан 62700 64400
Неффалим 53400 45400
Гад 45650 40500
Асир 41500 53400
Иссахар 54400 64300
Завулон 57400 60500
Ефрем 40500 32500
Манассия 32200 52700
Вениамин 35400 45600
603550 601730
При разделе земли на
уделы потомкам Иосифа было дано два удела—для каждого из его сыновей,
образовавших самостоятельные колена, поскольку Израиль перед своей смертью
усыновил их и особенно благословил (Быт 48.8-20). Колену Левиину не был дан
земельный удел, ибо уделом левитов было служение в скинии Божией (Чис 18.23),
хотя они и получили 48 городов для жительства в уделах Израиля (Чис 35.1-8).
Симеону хотя и был назначен удел, он практически оказался растворенным в уделе
Иудином (Нав 19.1). Таким образом исполнилось пророчество Израиля об этих двух
коленах, произнесенное им при благословении своих сынов перед смертью (Быт
49.5-7).
После пленения
израильтян, все колена оказались рассеянными по разным землям. По окончании
вавилонского плена, в Иудею (см.) вернулся в основном Иуда, но другие колена
также были представлены (Езд 6.17; 8.35).
Исчисление израильтян
по коленам было совершено дважды—после выхода из Египта (Чис 1) и в конце
странствований по пустыне (Чис 26). В исчисление вошли только мужчины, годные
для войны, от 20 лет и выше. Левиты (см.) не вошли в исчисление. Полное
количество народа, надо полагать, было примерно в пять раз больше приведенных
цифр (то есть в общем около 3 млн в каждом случае).
Кроме этих двух
исчислений в Писании указываются количества воинов, пришедших к Давиду в
Хеврон, чтобы воцарить его—всего 324632 (1Пар 12), а также исчисленных по
приказу Давида в конце его правления: Израильтян—800 тыс. и Иудеев—500 тыс. (по
1Пар 21.5-6 соотв. 1,1 млн и 470 тыс.), но это исчисление не было полным (1Пар
27.23-24). Последнее исчисление упомянуто в От 7.5-8. (См. также Приложение 6)
кол`еса (Иез 1.16-21;
10.2,6,9,10,12,13,16-17,19; Дан 7.9)—символ вездесущности (разные направления)
и всеведения (глаза) Божия.
колесн`ица—двухколесная повозка,
в которую запрягались одна или две лошади или волы. Колесницы часто посвящались
(особенно у персов) солнцу и употреблялись в соответствующих ритуалах, которые,
как видно, были переняты и иудеями (4Ц 23.11). Боевые колесницы считались
страшным оружием. Обшитые медью или железом, запряженные лошадьми в панцирях,
они по бокам были снабжены острыми лезвиями, а спереди имели торчащие копья.
Такой снаряд, пущенный на пехоту, производил страшные опустошения. В колеснице,
как правило, стояло два воина—возница и воин с копьем или луком.
Четырехколесные
повозки были придуманы много позже. Для смягчения езды ременная подвеска кузова
была изобретена только в 15 в., а рессоры—в 17 в..
К`олия (Иер 29.21)—отец (предок) лжепророка
Ахава.
кол`ода—а) (Суд 16.13,14)—основа или главная
деталь древнего приспособления (станка) для тканья;
б) (Иов 13.27; 33.11;
Иер 20.2,3; 29.26; Деян 16.24)—две доски с вырезами, между которыми зажимались
ноги узника. После этого он оставлялся сидеть или лежать в этой изнуряющей
позе. На востоке существовали колоды для одновременного зажимания шеи и рук, но
о таких у евреев в Священном Писании не упоминается.
кол`одец—очень ценное сооружение для получения и
хранения воды в жаркой и сухой Палестине. В условиях ее гористого рельефа,
грунтовых вод, как мы их знаем в средней полосе Европы, там нет, и колодцы,
высекавшиеся, как правило, в скале или каменистом грунте, служили для собирания
воды какого-нибудь источника или дождевой. Колодец Иаковлев (Ин 4.6), который
существует и доныне в нескольких километрах к юго-востоку от Сихема (Наблуса),
имеет глубину около 22м, диаметр—более 2м, весь выложен камнем и имеет свод над
устьем, в котором оставлено небольшое отверстие. Кроме него в Писании упомянуты
следующие колодцы (источники): Беэр (Чис 21.16), Беэр-лахай-рои (Быт 16.14;
24.62; 25.11), Вирсавия (Быт 21.30-31), Есек (Быт 26.20), Реховоф (Быт 26.22),
Сира (2Ц 3.26), Ситна (Быт 26.21), Шива (Быт 26.33).
кол`ония (Деян 16.12)—подвластная непосредственно
Риму область или город, которым даны равные с Римом привилегии. Жители колонии
получали римское гражданство, управлялись собственным сенатом и имели право
голоса наравне с римлянами.
Кол`оссы (Кол 1.2)—город в Малой Азии на реке
Ликус в провинции Фригия (неподалеку от Лаодикии), от которого теперь остались
лишь развалины близ поселка Хонас.
Колосс`янам, Посл`ание ап. П`авла—19я
книга Нового Завета (см. Библия), письмо к верующим в Колоссах, написанное ап.
Павлом из Рима около 62 г. в одно время с Посланиями к Ефесянам и Филиппийцам.
Написано оно было в связи с получением сообщения о не полном духовном
благополучии в этой общине и потому предупреждает об опасности всяких ложных
учений (Кол 2.8), которых появилось много в это время в среде христиан. (См.
ереси)
Колх`озей (всевидящий)—а) (Неем
3.15)—отец (предок) Шаллума;
б) (Неем 11.5)—аналог.
Адаия,ж.
колч`ан (Быт 27.3; Иов 39.23; Пс 126.5; Ис 22.6;
49.2; Иер 5.16; 51.11; Плач 3.13)—сумка для стрел.
кольм`и п`аче (Мф 6.30; Лк
12.28)—тем более.
к`ольца—как украшение в древности были широко
распространены (Исх 35.22) и носились женщинами на пальцах, запястьях, в ушах и
даже в носу (Ис 3.20). (См. украшение)
кон`ец г`ода (Исх 23.16;
34.22)—см. год, праздник кущей.
К`онские вор`ота (4Ц 11.16; 2Пар
23.15; Неем 3.28; Иер 31.40)—внутренние ворота древнего Иерусалима между
царским дворцом и храмом, через которые, по-видимому, идолопоклонники приводили
своих посвященных солнцу коней (ср. 4Ц 23.11). (См. ворота)
кор (3Ц 4.22; 5.11; 2Пар 2.10; Езд
7.22)—мера объема жидких и сыпучих тел, равная (как и хомер) примерно 240л.
(См. меры)
кор`аллы (Иов 28.18; Плач 4.7; Иез 27.16)—плотные
известковые отложения полипов—простейших морских существ. Кораллы разрастаются
под водой в виде причудливых кустов и бывают разных цветов.
корв`ан (Мк 7.11)—дар Богу; во всех других
местах Библии переведено как «приношение». В данном случае подчеркивается
лицемерие приносящих, уклоняющихся от помощи родителям.
Кор`е (куропатка) (1Пар 9.19; 2Пар
31.14)—левит, потомок Корея (см. Корей,в), привратник у восточных ворот храма,
смотритель над приношениями в храм при Езекии и предок Мешелемии.
Кор`ей—а) (Быт 36.5,14,18; 1Пар 1.35)—аналог.
Елифаз;
б) (Быт 36.16)—аналог.
Амалик,а;
в) (Исх 6.21,24; Чис
16.1,6,8,16,19,24,27,32,40; 26.9-11,58; 1Пар 6.22,37; 9.19; Иуд 11)—сын
(потомок) Ицгара (Аминадава) из рода Каафа, поднявший мятеж против Моисея и
Аарона вместе с другими 250 именитыми мужами, претендуя на высшую власть среди
израильтян. Господь поразил его вместе со всеми сообщниками, но сыновья Корея,
не принимавшие участия в мятеже, не погибли; (См. кореяне)
г) (1Пар 2.43)—один из
сыновей (потомков) Хеврона (см. Хеврон,б) из колена Иудина.
коре`яне (сын`ы Кор`еевы) (1Пар 9.19,31;
12.6; 26.1,19; 2Пар 20.19; Пс 41.1; 43.1; 44.1; 45.1; 46.1; 47.1; 48.1; 83.1;
84.1; 86.1; 87.1)—левиты, потомки Корея, происшедшие от его сыновей, оставшихся
в живых после бунта отца. Среди них были привратники и другие служители храма,
но особенно много певцов. Были и отличные воины (1Пар 12.6). (См. также сын)
кори`андровое с`емя (Исх 16.31; Чис
11.7)—шарообразные по виду и душистые семена травянистого растения из семейства
зонтичных, распространенного на востоке. Употреблялось как приправа.
Кор`инф (Деян 18.1,8; 19.1; 1Кор 1.2; 2Кор
1.1,23; 6.11; 2Тим 4.20)—знаменитый город древней Греции, главный город бывшей
провинции Ахаия. Был расположен на узком скалистом перешейке между Ионическим и
Эгейским морями и находился на пересечении многих торговых морских и сухопутных
путей, что делало город весьма богатым. В нем было множество храмов,
посвященных Нептуну, Апполону, Венере. Устраиваемые в нем Истмийские игры
(наподобие Олимпийских) и Коринфские зрелища привлекали толпы приезжих. Ремесла
и искусства были на очень высоком уровне. Здесь ап. Павел организовал около 52
г. церковь (общину верующих) и прожил более полутора лет. Ныне от города
остались лишь руины некогда величественных зданий и храмов.
Кор`инфянам, 1 и 2 Посл`ания ап. П`авла—14
и 15 книги Нового Завета (см. Библия), письма ап. Павла коринфским
верующим, написанные им около 57 г. вскоре после его ухода из Коринфа.
Первое он написал из Ефеса и в нем он укоряет коринфян за разделения, дает
многие наставления, говорит великие слова о любви и впервые (еще до написания
всех Евангелий) излагает проведение вечери Господней. Второе Послание ап. Павел
написал, по-видимому, уже из Македонии и в нем много говорит о себе, отвечая
клеветникам, о величии новозаветного служения и о взаимной помощи верующих.
Заканчивает он его самым всеобъемлющим приветствием. Было еще одно послание к
коринфянам (1Кор 5.9), но оно не сохранилось.
кор`ица (Исх 30.23; Пр 7.17; Песн 4.14; От
18.13)—тонкая, очень душистая кора веток коричного дерева из породы лавровых,
особенно распространенного на Цейлоне. В истолченном виде входит в состав мира.
(См. ароматы)
к`ормчий (Иез 27.8,28; Деян 27.11; Иак 3.4; От
18.17)—стоящий на корме у руля и направляющий путь корабля.
Корн`илий (Деян
10.1,3,7,21,22,24,25,30,31)—сотник (командир) римского отряда,
расквартированного в Кесарии, римлянин, язычник, но «благочестивый и боящийся
Бога со всем домом своим» (Деян 10.2). Первый язычник, обращенный через
Апостолов.
к`ороб (Мф 14.20; 16.9; Мк 6.43; 8.19; Лк 9.17;
Ин 6.13)—в других переводах—корзина, в каких носили продукты.
к`оршун (Лев 11.14; Вт 14.13; Иов 28.7; Ис
34.15)—нечистая по закону и неприятная на вид птица с отвратительным запахом,
но с очень острым зрением. Питается падалью.
Кос (Деян 21.1)—небольшой остров в Эгейском
море между островами Родос и Патмос у юго-западного побережья Малой Азии.
Кос`ам (Лк 3.28)—аналог. Авиуд,г.
косм`атые (Ис 13.21)—дикие
волосатые козлы, обитатели пустынных мест. В Ис 34.14 названы «лешии», а в
некоторых других переводах—«чудовища».
Коц (1Пар 4.8)—отец (предок) Анува, Цовева и
семейств Ахархела из колена Иудина.
кощ`ун(ник) (Пр 3.34; 9.7,8;
19.25,29; 21.11,24; 22.10; 24.9; Ис 28.22; Ос 7.5)—насмешник, ругатель,
осквернитель.
краеобр`езание (1Ц 18.25,27; 2Ц
3.14)—срезаемая при обряде обрезания часть кожи.
краеуг`ольный к`амень (Иов 38.6; Ис 28.16;
Зах 4.7; 10.4; 1Пет 2.6; Еф 2.20)—цельный камень, высекаемый из скалы и укладываемый
в угол для скрепления примыкающих стен (ср. Иер 51.26; Мф 21.42). (См. камень)
кр`айняя плоть (Быт 17.11,14,23-25;
Исх 4.25; Лев 12.3)—складка свободной кожи на конце мужского полового органа (в
переносном смысле это выражение употребляется также и по отношению к сердцу—Вт
10.16; Иер 4.4).
кр`асное д`ерево (3Ц 10.11,12; 2Цар
9.10,11)—очень ценное дерево с плотной красной древесиной, растущее в основном
в Индии. Хорошо полируется. Применяется для отделки и для изготовления
некоторых музыкальных инструментов. (См. черное дерево)
Кр`асные вор`ота (Деян 3.2,10)—одни из
ворот в наружной стене храма (см.), называемые в других переводах Прекрасные
(Красивые).
крест—позорнейшее и самое жестокое орудие
казни в древнем Риме (Римской империи). На востоке в древности осужденных часто
привязывали к столбу и так оставляли умирать. Римляне усовершенствовали это
орудие, приделав к нему перекладину. Крест был предназначен и Искупителю нашему
Иисусу Христу (Евр 12.2). Осужденные на казнь на кресте должны были нести свой
крест сами к месту казни и поэтому Господь образно назвал крестом тот удел,
который Его ученики должны сами взять на себя (Мф 10.38; 16.24). (См. распятие)
кр`ечет (Вт 14.13)—нечистая по закону хищная
птица крупных размеров с серым оперением из породы соколиных.
крещ`ение—очищение и
преображение, символическая смерть и воскресение, знак духовного возрождения
человека от воды и Духа (Ин 3.5). Погружение в воду при крещении есть первый,
внешний акт подтверждения человеком перед всем миром и небом его веры во Христа
и очищения от грехов, за которым впоследствии происходит таинственное
(сокровенное) погружение в Духа Святого, которое осуществляет Сам Господь (Мф
3.11; Деян 1.5; 8.14-17; 11.15-16). Крещение в воде, крещение покаяния, впервые
осуществленное Иоанном Крестителем, предтечею Христа, было, несомненно, взято
от ветхозаветных омовений, символизировавших частичное очищение (Исх 19.10; Лев
8.6; 17.16; Евр 9.10). Но полное погружение в воду при крещении демонстрирует
решительный и окончательный характер отрешения от старого и готовность человека
облечься во Христа (Гал 3.27). То и другое было предсказано еще в Ветхом Завете
(Ис 4.4). Обе эти фазы крещения могут совпадать (Деян 2.38), идти одна за
другой (Деян 19.2-6) или даже меняться местами (Деян 10.44-48), но в любом
случае, одно совершается людьми, а другое—Богом (Деян 13.52).
Следует заметить, что
крещение в воде—желательный, но по-видимому, не обязательный элемент
присоединения к числу спасаемых (истинных верующих). В Деян 2.41 под крещением,
очевидно, понимается само принятие Слова Божия, ибо крещение трех тысяч человек
в воде в один прием трудно даже представить (ср. также Деян 8.14-17). Сам
Господь никогда не крестил людей в воде, только его ученики (Ин 4.2) (известно,
что в Священном Писании вода часто символизирует Слово).
Русское слово
«крещение» этимологически не соответствует тому слову, которое употребляется в
оригинале (греческое «баптизо» означает «окунать», «погружать»), но имеет
обратную формацию от слова «крест», на котором был казнен Спаситель. (См.
проказа)
Криск`ент (растущий) (2Тим
4.10)—очевидно, один из христиан, посетивших ап. Павла в заключении, а затем
отпущенный (направленный) в Галатию.
Крисп (кудрявый) (Деян 18.8; 1Кор
1.14)—начальник одной из синагог (ср. ст. 17) в Коринфе, уверовавший во Христа
и крещенный ап. Павлом.
крист`алл (от евр. керах—лед)
(Иов 28.17; Иез 1.22; От 4.6; 21.11; 22.1)—прозрачный камень, подобие горного
хрусталя или кварца (ср. От 15.2; 21.18,21).
Крит (Иез 25.16; Соф 2.5; Деян 2.11;
27.7,12,13,21; Тит 1.5,12)—один из крупнейших островов Средиземного моря,
расположенный между Сицилией и Кипром и называемый также Кандия. В древности
был населен потомками Хама, отличными моряками и воинами, но стоящими всегда
очень невысоко в нравственном отношении. Их характеристика, приведенная ап.
Павлом в Тит 1.12, принадлежит Эпимениду из Кносса (ок. 600 г. до РХ). В
66 г. до РХ Крит стал римской провинцией. (См. Кафтор)
кровотеч`ение (Мф 9.20; Мк 5.25; Лк
8.43)—длительное, болезненного характера выделение крови у женщин (см. Лев
15.25-30).
кровь—всем хорошо известная, легко
проливаемая, самая драгоценная жидкость в организме животного и человека,
которая доставляет к каждой мельчайшей клетке тела необходимое питание и
удаляет все ненужное. В крови—душа живого тела, то есть его физическая жизнь
(Быт 9.4-5; Лев 17.11,14; Вт 12.23), поэтому кровь пить (есть) запрещалось,
даже тех животных, мясом которых человек по закону мог питаться (Лев 3.17;
7.26,27; 19.26; Вт 12.16; 15.23; Деян 15.20,29; 21.25). Кровь приносимых в жертву
животных должна была выливаться у жертвенника (Лев 4.7,18,25,30,34). Господь
Иисус Христос также пролил Свою Кровь к подножию Своего жертвенника—Креста,
искупив, оправдав и очистив ею всех Своих.
крокод`ил (Ис 51.9; Иез 29.3)—в
обоих случаях в оригинале стоит: «чудовище» (ср. Иез 32.2). (См. Левиафан)
кропл`ение—символ очищения (Ис
50.9). Кроплением крови очищался жертвенник (Лев 1.5; 3.13), скиния и ее
принадлежности (Лев 4.6,17; Чис 7.1), книга закона и народ (Лев 14.7; Евр
9.13,19). В этом смысле говорится и об очищении кроплением Кровию Христа (1Пет
1.2; Евр 10.22; 12.24). Кропление осуществлялось также очистительной водой (Чис
19.13,18,19; Иез 36.25) и елеем (Лев 14.16,27).
круг (Иов 22.14; Ек 1.6; Ис 40.22; Иак 3.6)—в
указанных местах означает полный охват, весь объем, целость.
круж`ало (Иер 18.3)—станок горшечника, состоящий
из нижнего диска, который он вращает ногами, и верхнего, соединенного с нижним,
на котором он формует вращающуюся глину, образуя из нее необходимое изделие.
крыл`о хр`ама (Дан 9.27; Мф 4.5; Лк
4.9)—в других переводах: высочайшая точка храма. Полагают, что это крыша
портика, который тянулся вдоль южной стены храма и находился на самом краю
глубокой долины. (См. храм)
К`ува (3Ц 10.28; 2Пар 1.16)—местность, как
полагают, по соседству с Египтом.
кузн`ечик (Ек 12.5)—имеется в
виду прежняя легкая походка.
к`уколь (Иов 31.40)—травянистое однолетнее
растение семейства гвоздичных с ядовитыми семенами, сорняк, растущий среди
злаков.
кум`ир—то же, что идол. Возможно, слово «кумир»
произошло от сирийского слово «кумра», обозначавшее жрецов их идолов. (См.
идол)
Кун (1Пар 18.8)—см. Берот.
купин`а (от купа—груда, группа) (Мк 12.26; Лк
20.37)—терновый куст, горящий и не сгоравший, в котором Господь явился Моисею
на горе Хорив. (См. терн)
курд`юк (Исх 29.22; Лев 3.9; 7.3; 8.25;
9.19)—жировой нарост в области хвоста у одной из пород овец (курдючных).
кур`ение—благовонная смесь (Исх 30.34),
предназначенная для сожигания пред Господом, а также сам процесс сожигания этой
смеси. Курение сожигалось на специальном кадильном жертвеннике, а также в
некоторых случаях в ручных кадильницах, являясь символом возносимых к Богу
молитв. Хотя указанный состав курения запрещалось делать для других целей,
многие имели собственные кадильницы (Чис 16.17-18). Курение использовалось
также и при идолопоклонстве (3Ц 12.33; 4Ц 17.11; 2Пар 28.3; Иер 19.13; Иез
8.11), и для почестей высоких людей в языческих странах (Дан 2.46).
куроп`атка (1Ц 26.20; Иер
17.11)—дикая птица из семейства куриных (родственна тетеревам).
К`ута (4Ц 17.24,30)—город на северо-восток от
Вавилона, нынешнее местечко Тель-Ибрагим.
Куш (Быт 2.13)—одна из земель рая (см.).
Куш`аия (1Пар 15.17)—см. Киший.
к`уща—легкая палатка из веток и листьев для
защиты от солнца (Ион 4.5).
к`ущей пр`аздник—см. праздник кущей.