Чарльз Г.Сперджен

Малые проповеди 

 

 

 

                                                                                                                                                                      

  946

"И, не имея возможности приблиз многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопавши ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный"

Евангелие Марка 2,4

Вера полна изобретательности. Дом был полон, толпа заграждала дверь, но вера нашла способ пробраться к Господу и положить перед Ним расслабленного. Если мы не можем привести грешников к Иисусу обычными методами, мы должны использовать необычные. Согласно Лк.5:19, похоже, что для этого пришлось разобрать кровлю, а это было сопряжено с пылью и определенной опасностью для находящихся внизу; но там, где дело не терпит отлагательств, мы не должны бояться пойти на некоторый риск и потрясти некоторые устои. Иисус был там, чтобы исцелять, и поэтому - будь что будет! - вера отважилась на все, только бы несчастный парализованный получил прощение грехов. О, если бы у нас было больше дерзновенной веры! Взыщем же таковую, дорогой читатель, в это утро для нас самих и для наших соработников и постараемся совершить сегодня какое-нибудь доблестное дело ради любви к душам и для славы Господней.

Мир постоянно что-то изобретает; гений служит всем прихотям человеческого желания; разве не может также и вера изобретать и с помощью каких-нибудь новых средств добираться до отверженных, которые лежат, погибая, вокруг нас? Именно присутствие Иисуса вселило победоносную смелость в тех четверых, несших расслабленного, но разве Господа нет среди нас сейчас? Видели ли мы сегодня лицо Его? Почувствовали Его целительную силу в душах наших? Если да, то давайте же, пробираясь через все преграды, трудиться, чтобы через дверь, через окно или через крышу приводить несчастные души к Иисусу. Все средства хороши и уместны, когда вера и любовь по - настоящему заняты привлечением душ. Если жажда хлеба в состоянии проломить каменные стены, то жажда душ не должна быть сдерживаема в своих усилиях. О Господи, дай нам смекалки, чтобы изыскивать способы, как добираться до Твоих несчастных грешнобольных, и смелости, чтобы использовать эти способы при любых обстоятельствах.

.

947

"От меня будут тебе плоды"

Книга пророка Осии 14,9

Нам будут плоды от нашего Бога благодаря нашему с Ним единству. Плод, висящий на ветви, напрямую связан с корнем. Нарушьте эту связь - и ветвь погибнет; на ней не появится плода. Мы приносим плоды благодаря нашему единству со Христом. Каждая гроздь винограда имеет свое начало в корне, она прошла через стебель, протекла по питающим сосудам и наружно оформилась в плод, но первоначально она была в стебле; так же и всякое доброе дело сначала находится в Христе, а потом уже проявляется в нас. О христианин, цени этот драгоценный союз со Христом, ибо это - источник всей плодотворности, на которую ты можешь надеяться. Если бы ты не был соединен с Иисусом Христом, ты был бы воистину бесплодной ветвью.

Плоды наши исходят от Бога благодаря духовному воздействию. Когда капли росы опускаются с небес, когда вниз с высоты смотрит туча, готовая излить свое текучее сокровище, когда яркое солнце наливает соком ягоды в гроздях, всякое небесное благо может прошептать дереву: "От меня будут тебе плоды". Плод многим обязан корню - это существенно для плодотворности, - но он очень многим обязан также и внешним воздействиям. Как многим мы обязаны действию благодати Божией, которой Он непрестанно благодатствует нас, даруя животворение, наставление, утешение, силу и все, в чем мы нуждаемся! Этому мы обязаны всей нашей полезностью или достоинством.

Плод наш исходит от Бога благодаря мудрому взращиванию. Остро отточенный нож садовника улучшает плодотворность дерева, прореживая гроздья и вырезая лишние побеги. Это, христианин, то же, что и очищение, которое Господь производит с тобой. "Отец Мой - Виноградарь; всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода". Так как Бог - это Автор наших духовных благодатей, воздадим же Ему всю славу за наше спасение.

.

948

"Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь"

Книга пророка Иеремии 33,3

Существуют разные варианты перевода этого стиха. Один из них: "Я покажу тебе великое и могущественное". Другой: "...великое и сокровенное". Итак, в христианском опыте есть сокровенное и особенное: не все высоты духовной жизни имеют одинаковую степень доступности. Есть общие для всех состояния и чувства раскаяния, веры, радости и надежды, которые испытывает каждый член семьи; но существует высшая сфера восхищения, общения и осознанного единения со Христом, которая доступна далеко не всем верующим. Мы не удостоены высокой чести Иоанна возлежать на груди Иисуса, или Павла - быть восхищенным до третьего неба. В практическом постижении божественных истин есть высоты, которых никогда не видел орлиный глаз проницательности и философской мысли: только Бог может вознести нас туда; но колесница, в которой Он нас поднимает, и огненные кони, которые ее несут, суть превозмогающие молитвы. Такая молитва способна победить Бога милосердия. "А возмужав, боролся с Богом. Он боролся с Ангелом - превозмог, плакал и умолял Его; в Вефиле Он нашел нас и там говорил с нами". Превозмогающая молитва доставляет христианина на гору Кармил и дает ему возможность покрыть небеса облаками благословений, а землю - потоками милости. Превозмогающая молитва возносит христианина на гору Фасга и показывает уготованное ему наследие; она поднимает нас на Фавор и преображает нас, пока, уподобленные Господу нашему, как Он есть, мы не становимся такими же и в мире сем. Если вы хотите достичь чего-то более высокого, чем заурядный земной опыт, взирайте на Скалу, для вас недосягаемую, и смотрите оком веры через окно горячей и ревностной молитвы. Когда вы откроете это окно с вашей стороны, оно не захлопнется с обратной.

 

949

"Потом взошел на гору и позвал к себе, кого Сам хотел, и пришли к Нему"

Евангелие от Марка 3,13

В этом проявилось Его всевластие, Его суверенность. Нетерпеливые духи могут рвать и метать из-за того, что их не призвали занять самые высокие места в служении, но ты, читатель, радуйся, что Иисус призывает того, кого Сам хочет. Если Он разрешит мне быть привратником в Его доме, я радостно благословлю Его за эту милость, позволяющую мне хоть как-то послужить Ему. Призыв стать служителем Христовым исходит свыше. Иисус стоит на горе, вечно возвышаясь над миром Своей святостью, ревностностью, любовью и силой. Те, кого Он призывает, должны взойти к Нему на гору, должны стремиться подняться до Его уровня, живя в постоянном общении с Ним. Возможно, они не в состоянии возвыситься до классического уровня славы или достичь богословских высот, но они должны, как Моисей, взойти на гору Божию и иметь тесные отношения с невидимым Богом, иначе они никогда не будут пригодны для провозглашения Евангелия мира. Иисус удалялся, чтобы вступать в глубокое общение с Отцом, и мы должны вступать в такое же божественное единение, если хотим благословлять наших ближних. Не удивительно, что апостолы были облечены силой, когда только что спустились с горы, где был Иисус. В это утро мы должны попытаться взойти на гору общения, чтобы быть там поставленными на дело нашей жизни, для которого мы отделены. Да не увидим мы сегодня лица человеческого, пока не увидим Иисуса. Время, проведенное с Ним, окупится с лихвой. Мы так же сможем изгонять бесов и совершать чудеса, если спустимся в мир сей, препоясанные божественной силой, которую может дать только Христос. Бесполезно отправляться на битву Господню, не вооружившись небесным оружием. Мы должны увидеть Иисуса, это - главное. Мы будем стоять у очистилища до тех пор, пока Он не явит Себя нам, а не миру, и пока мы не сможем истинно сказать: "Мы были с Ним на святой горе".

 

950

"Отделитесь"

Второе послание Коринфянам 6,17

Живя в мире, христианин не должен быть от мира. Он должен отличаться от него великой целью своей жизни. Для него "жизнь" должна быть "Христом". Все, что он делает, ест ли, пьет ли, он должен делать во славу Божию. Вы можете собирать сокровища; но собирайте их на небе, где моль и ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут. Вы можете стремиться быть богатым; но да будет это стремление быть "богатым верою" и добрыми делами. У вас могут быть удовольствия; но когда вы веселы, пойте псалмы и воспевайте в сердцах ваших Господу. Так же и духом, вашим, как и целью вашей, вы должны отличаться от мира. Смиренно ходя перед Богом, всегда осознавая присутствие Его, радуясь общению с Ним и стремясь познать волю Его, вы докажете, что принадлежите к роду небесному. Вас должны отделять от мира и дела ваши. Если дело правое, вы должны совершить его, хотя бы вы и потеряли при этом; если оно бесчестно, то, хотя бы вы и выиграли при этом, вы должны с презрением отвергнуть грех ради Господа вашего. Вы не должны участвовать в бесплодных делах тьмы, но должны обличать их. Поступайте достойно вашего высокого звания и чести. Помни, о христианин, что ты - сын Царя царей. Поэтому храни себя неоскверненным от мира. Не пачкай пальцев, которые скоро будут перебирать небесные струны; не позволяй глазам, которые скоро увидят Царя в Его красоте, становиться окнами похоти; пусть не загрязнятся в тинистой топи эти ноги, которые скоро будут ходить по золотым улицам; пусть не наполняются гордыней и злобой сердца, которые скоро наполнятся небесами, переливаясь через край безудержной радостью.

"Восстань, душа, и воспари
над глупою толпой,
над плотской похотью в крови,
над гордостью земной;
туда, где ангелы живут, благоухает цвет
где все хвалу небес поют
и вечен славы свет"

 

951

"Господь есть Бог ревнитель"

Книга пророка Наума 1,2

Господь очень ревнив к твоей любви, о верующий. Не Он ли избрал тебя? Именно поэтому Он не может допустить, чтобы ты предпочел другого. Не Он ли искупил тебя собственной Кровью? - Он не потерпит, чтобы ты считал себя своим или принадлежал миру сему. Он возлюбил тебя такой любовью, что не хочет оставаться на небесах без тебя; Он скорее умрет, чем даст тебе погибнуть; и для Него невыносимо, чтобы между Ним и любовью твоего сердца стояла какая-нибудь преграда. Он очень ревнив к твоей вере. Он не позволит, чтобы чья-то рука из плоти была твоей опорой. Он не может допустить, чтобы ты высекал себе водоемы разбитые, когда обильный источник всегда открыт для тебя. Когда мы опираемся на Него, Он рад, но когда мы переносим наше доверие на кого-то другого, когда мы полагаемся на нашу собственную мудрость или на мудрость друга, или - что хуже всего - когда уповаем на какие бы то ни было наши собственные дела, Он становится недовольным и накажет нас, чтобы вернуть нас к Себе. Он также очень ревнив к нашему обществу. Мы ни с кем не должны общаться более чем с Иисусом. Пребывать только в Нем - вот истинная любовь; но сообщаться с миром, находить достаточно утешения в наших преходящих плотских благах, предпочитать сокровенной беседе с Ним общество пусть даже наших братьев - христиан - все это печалит нашего Господа - ревнителя. Он хотел бы, чтобы мы пребывали в Нем и наслаждались непрестанным общением с Ним; и многие из испытаний, которые Он посылает нам, предназначены для того, чтобы оторвать сердца наши от твари и теснее привязать их к Нему. Пусть же эта ревность, которая удерживает нас возле Христа, будет также утешением для нас, ибо, если Он любит нас так сильно, что неравнодушен таким образом к нашей любви, то мы можем быть уверены, что Он оградит нас от всякого вреда и защитит от всех врагов наших. О, да снизойдет на нас в этот день благодать, дабы сохранили мы сердца наши в святом целомудрии для нашего единственного Возлюбленного, со святою ревностью закрывая глаза на все обольщения мира сего!

 

952

"Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением"

Псалтирь 83,6

Этот стих учит нас тому, что утешение, полученное одним верующим, часто может оказаться полезным для другого; подобно колодцу, который служит всем, кто идет вслед за открывшим его. Иногда мы читаем какую-нибудь книгу, полную утешения, подобную палке Ионафана, капающей медом. "Несомненно, - думаем мы при этом, - здесь уже был до нас брат наш и вырыл этот колодец не только для себя, но и для нас". Многие книги, такие как "Ночь плача", "Полночная гармония", "Вечный день", "Удар судьбы", "Утешение скорбящим" были колодцами, вырытыми странниками для себя, но оказались столь же полезными и для других. Особенно мы замечаем это в псалмах, подобных тому, который начинается словами: "Что унываешь ты, душа моя?" Путешественникам отрадно видеть человеческий след на пустынном берегу, и нам приятно, проходя долиной плача, смотреть на указующие знаки, оставленные другими странниками.

Странники выкапывают колодец, но, как ни странно, он наполняется сверху, а не снизу. Мы используем естественные средства, но благословения проистекают не от средств. Мы роем колодец, но его наполняет дождем небо. "Коня приготовляют на день битвы, но победа - от Господа". Средства связаны с целью, но не они производят ее. Посмотрите: здесь дождь наполняет водоемы, так что колодцы становятся полезными, превращаясь во вместилища для воды; труд не пропал даром, но все же он не заменяет собой божественную помощь.

Благодать вполне можно сравнить с дождем по чистоте, по освежающему и оживляющему воздействию, по тому, что она исходит только свыше, и по абсолютной суверенности, которая дарует или удерживает ее. Пусть же и на читателей наших изольются дожди благословений, и пусть колодцы, вырытые ими, наполнятся водой! О, что есть средства и обряды без улыбки небес? Они - как облака без дождя и водоемы без воды. О Бог любви, открой окна небесные и излей на нас благословение!

 

953

"С Ним были и другие лодки"

Евангелие Марка 4,36

В ту ночь Иисус был Божественным Адмиралом моря, и Его присутствие сохранило всю флотилию. Хорошо плыть с Иисусом, даже если мы в небольшой лодке. Но следует знать, что плавание в обществе Христа совсем не гарантирует прекрасную погоду, ибо сильный шторм может швырять и подбрасывать судно, на котором плывет Сам Господь, и мы не вправе ожидать, что вокруг нашей лодки море будет менее бурным. Если мы идем с Иисусом, то должны быть довольны тем, что переносим все, что переносит и Он; и если вокруг Него бушуют волны, они должны бушевать и вокруг нас. Именно благодаря буре и качке причалим мы к берегу, как это сделал и Он до нас.

Когда шторм пронесся над темной поверхностью Галилейского моря, лица всех помрачнели и от ужаса кораблекрушения устрашились все сердца. Когда всякая человеческая помощь была бесполезна, уснувший Спаситель пробудился и одним Своим словом обратил неистовство бури в глубокую безмятежность штиля; так что покой обрели все лодки вместе с той, где был Господь. Иисус - звезда моря; и хотя на море бывают печали, все же когда на нем Иисус, там есть и радость. Пусть сердца наши соделают Иисуса своим якорем, своим штурвалом, своим маяком, спасательной шлюпкой и гаванью. Церковь Его - это флагманское судно Адмирала, будем же следовать его курсу и ободрять его служителей нашим присутствием. Он Сам - великая притягательная сила; будем же всегда идти за Ним в фарватере, следить за Его сигналами, вести судно по Его карте и ничего не бояться, пока Он на расстоянии оклика от нас. Ни одно судно каравана не потерпит крушения; великий Командор благополучно приведет каждый корабль к желаемой пристани. Верой мы поднимем наш якорь еще на один день плавания и выйдем с Иисусом в море скорби. Ветры и волны не будут щадить нас, но все они повинуются Ему; и поэтому какие бы шквалы ни обрушивались на нас извне, вера всегда будет чувствовать блаженный покой внутри. Он всегда среди тех, кто бедствует от штормовой погоды: возрадуемся же в Нем. Его судно достигло пристани, достигнут и наши.

.

954

"Не убоится худой молвы"

Псалтирь 111,7

Христианин, ты не должен страшиться пришествия худой молвы; если ты страдаешь от нее, то чем. ты отличаешься от других людей'? У них нет твоего Бога, чтобы укрыться в Нем; они никогда не убеждались в верности Его, как убеждался ты, и не удивительно, что их угнетает тревога и сгибает страх; ты был рожден свыше к упованию живому, и сердце твое живет небесным, а не земным; и если ты пребываешь в замешательстве, как другие, чего же стоит та благодать, которую, по твоему утверждению, ты получил? Где же достоинство той новой природы, которой ты, по твоим словам, обладаешь?

И еще: если тебя, как других, охватит смятение, ты несомненно будешь совлечен грехами, которые так присущи людям, находящимся в тяжелом положении. Нечестивые, будучи настигнуты худой молвой, восстают против Бога; они ропщут, считая, что Бог жестоко обходится с ними. Впадешь ли и ты в этот грех? Станешь ли гневить Бога, как они?

Более того, необращенные часто прибегают к неправедным средствам, чтобы избавится от трудностей, и ты, без сомнения, сделаешь то же самое, если разум твой поддастся натиску этого соблазна. Доверься Господу и терпеливо положись на Него. Самое мудрое для тебя - это сделать то, что сделал Моисей у Чермного моря: "Стойте - и увидите спасение Господне". Ибо если ты предаешься страху, услышав худую молву, ты не сможешь встретить скорбь с тем спокойствием самообладания, которое помогает делать то, что необходимо, и поддерживает в беде. Как смелеешь ты прославить Бога, если будешь вести себя как трус? Святые часто воспевали славословия Господу, взойдя на костер, но разве твои сомнения и уныния - как если бы у тебя не было никого, кто мог бы помочь тебе - возвеличат Всевышнего? Собери все свое мужество, и, в совершенном уповании положась на верность Бога завета твоего, "да не смущается сердце твое и да не устрашается".

.

955

"Причастниками Божеского естества"

Второе послание Петра 1,4

Соделаться причастником Божеского естества, конечно же, не значит стать Богом. Такое - невозможно. Тварь не может быть единосущной Божеству. Между творением и Творцом всегда будет пропасть в отношении их сущностей; но как первый человек Адам был сотворен по образу Божиему, так же и мы, будучи возрожденными Духом Святым, в еще более божественном смысле сотворены по образу Всевышнего и являемся причастниками Божеского естества. Благодатью мы сотворены подобными Богу. "Бог есть любовь" - мы начинаем любить, "любящий рожден от Бога". Бог есть истина - мы становимся истинными и любим истинное. Бог благ - и Он Своей благодатью делает благими и нас, так что мы становимся людьми чистыми сердцем, которые узрят Бога. Более того, мы становимся причастниками Божественного естества даже в еще более Высоком смысле - воистину, в самом высоком смысле, какой только можно представить, за исключением признания нас абсолютно божественными. Разве мы не становимся членами тела божественной Личности Христа? Воистину, та же кровь, что течет в голове, течет и в руке; и та же жизнь, что воскрешает Христа, воскрешает и Его народ, "ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге". Но и это еще не все: мы состоим в браке со Христом. Он обручил нас Себе в праведности и верности, "а соединяющийся с Господом есть один дух с Господом". О! Удивительная тайна! Мы заглядываем в нее, но кто может уразуметь это? Едины с Иисусом! Настолько едины с Ним, как и ветвь едина с лозой - с Господом, Спасителем и Искупителем нашим! Радуясь этому, будем помнить, что те, кто соделаны причастниками Божеского естества, будут являть свое высокое и святое родство в общении с другими и своей повседневной жизнью и благочестием свидетельствовать, что они удалились от господствующего в мире растления похотью. О, да будет в жизни еще больше божественной святости!

.

956

"Приведите его ко Мне"

Евангелие от Марка 9,19

Ученики оказались бессильными. В отчаянии несчастный разочарованный отец обратился к их Учителю. Его сын пребывал в тяжелейшем состоянии, и ничто не могло помочь ему, но когда отец с верой повиновался слову Господа Иисуса: "Приведите его ко Мне", бедный ребенок скоро был избавлен от злого духа. Дети - драгоценный дар Божий, но с ними приходит и немалое беспокойство. Они могут быть и великой радостью и великим огорчением для родителей; они могут быть исполнены Духом Божиим, но также и одержимы духом злым. Во всех случаях Слово Божие дает нам один рецепт для лечения их от всех недугов: "Приведите его ко Мне". О, вознесем же за наших детей более ревностную молитву, пока они еще только младенцы! Грех - уже в них, пусть молитвы наши начнут бороться с ним. Наши вопли о потомстве должны предшествовать тем воплям, которые знаменуют фактический приход этого потомства в мир греха. Во дни юности детей наших мы заметим в них печальные признаки того немого и глухого духа, который не желает ни праведно молиться, ни слушать в душе голос Божий, но Иисус по-прежнему повелевает: "Приведите их ко Мне". Став взрослыми, они могут валяться в грехе и, как пеной, исходить враждой против Бога; тогда, когда сердца наши разрываются от боли, нам следует вспомнить слова великого Врачевателя: "Приведите их ко Мне". И мы не должны прекращать молиться за них, пока они не прекратят дышать. Безнадежно больных нет, пока жив Иисус.

Иногда Господь допускает, чтобы народ Его оказался загнанным в угол, чтобы он таким образом на собственном опыте узнал, как необходим ему Бог. Нечестивые дети, убеждая нас в нашем бессилии перед испорченностью их сердец, заставляют нас бежать за силой к Силе, и это - великое благословение для нас. Какая бы нужда ни тяготила нас в это утро, пусть она, подобно сильному течению, несет нас к океану божественной любви. Иисус сумеет быстро удалить нашу печаль, Он рад нас утешить. Поспешим же к Нему, зная, что Он ждет нас.

957

"Если мы живем духом, то по духу и поступать должны"

Послание Галатам 5,25

Два самых важных элемента в нашей святом вероисповедании - это жизнь верой и хождение верой. Тот, кто их правильно понимает, не далек от того, чтобы стать магистром практического богословия, ибо они являются насущными для христианина. Вам никогда не увидеть истинную веру без истинного благочестия; с другой стороны, вы никогда не найдете истинно святой жизни, которая бы не имела в качестве своего корня живую веру в праведность Христа. Горе тем, кто стремится к одному отдельно от другого! Есть такие, кто культивируют веру и забывают о святости; они могут очень высоко подняться в ортодоксальном учении, но они обязательно очень глубоко погрязнут в осуждении, ибо подавляют истину неправдою. И есть другие - те, которые гонясь за святостью жизни, отринули веру, подобно фарисеям древности, о которых Господь сказал, что они "окрашенные гробы". Мы должны иметь веру, ибо это - основание; мы должны иметь святость в жизни, ибо это - надстройка. Какую пользу принесет человеку во время бури одно основание? Сможет он укрыться в нем? Чтобы укрыться, ему нужен дом, так же как и основание для этого дома. Точно так же нам нужна надстройка духовной жизни, если мы хотим иметь утешение в трудный день сомнения. Но не ищите святой жизни без веры, ибо это означало бы возводить дом, который не даст надежной защиты, потому что не имеет основания на камне. Пусть вера и жизнь всегда пребывают вместе, и, как две опоры свода, они сделают наше благочестие устойчивым. Как свет и тепло, струящиеся от одного и того же солнца, они одинаково исполнены благословения. Как два столпа храма, они служат для славы и для красоты. Они - это две струи потока благодати; два светильника, зажженные святым огнем; две маслины, орошаемые небесной заботой. О Господи, даруй нам сегодня жизнь внутри нас, и она проявит себя снаружи к славе Твоей.

.

958

"Свобода, которой Христос сделал нас свободными" [Синодальный перевод - "В свободе, которую даровал нам Христос"]

Послание Галатам 5,1

Эта "свобода" делает нас свободными для хартии небес - Библии. Вот прекрасный стих, верующий: "Будешь ли переходить через воды, Я с тобою". Ты свободен для него. А вот еще один: "Горы сдвинутся, и холмы поколеблются; а милость Моя не отступит от тебя". Ты свободен для него. Ты - желанный гость за столом обетовании. Писание - неиссякаемая сокровищница, наполненная безграничными запасами благодати. Это небесный банк; ты можешь брать из него столько, сколько хочешь, безо всяких препятствий и позволений. Приходи в вере, и к твоим услугам все благословения завета. В Слове нет ни одного обетования, которое бы осталось неисполненным. В глубинах скорбей пусть эта свобода утешит тебя; среди волн несчастий пусть она ободрит тебя; когда печали обступят тебя со всех сторон, пусть она будет твоей отрадой. Это знак любви Отца твоего; ты свободен для него на все времена. Ты также свободен для престола благодати. Это привилегия верующего: во всякое время иметь доступ к Отцу своему небесному. Каковы бы ни были наши желания, трудности, нужды, мы свободны открывать их перед Ним. Неважно, как много мы согрешили - мы можем просить и ожидать прощения. Не имеет значения, насколько мы бедны - мы можем воспользоваться Его обещанием, что Он обеспечит нас всем необходимым. Нам позволено приближаться к Его престолу в любое время - в самый темный час полночи или в самый жаркий зной полдня. Пользуйся же своим правом, о верующий, и живи по чести. Ты имеешь право на все, что сокрыто во Христе: мудрость, праведность, освящение и искупление. Неважно, какова твоя нужда, ибо во Христе обитает всякая полнота, и она в Нем для тебя. О, какая восхитительная у тебя "свобода"! Свобода от осуждения, свобода к обетованиям, свобода к престолу благодати и, наконец, свобода попасть на небеса!

.

959

"Меч Господа и Гедеона"

Книга Судей 7,20

Гедеон отдал своим людям два приказания: сокрыв в глиняных кувшинах светильники, он повелел им по условному сигналу разбить кувшины, чтобы проявился свет, и затем трубить в трубы, крича: "Меч Господа и Гедеона! Меч Господа и Гедеона!" Это именно то, что должны делать все христиане. Прежде всего, вы должны светить; разбейте кувшин, который укрывает ваш свет; отбросьте сосуд, который прячет вашу свечу, и светите. Пусть свет ваш сияет перед людьми; пусть дела ваши будут такими, что, посмотрев на вас, люди поймут, что вы были с Иисусом. Должен быть также и звук, трубный звук. Нужно прилагать активные усилия, чтобы возвещать собранию грешников Христа распятого. Протяните им Евангелие, донесите его до их двери, положите его на их пути, не позволяйте им избежать его, трубите им прямо в уши. Помните, что подлинный боевой клич Церкви - это лозунг Гедеона: "Меч Господа и Гедеона!" Бог должен совершить это; это - Его дело. Но мы не должны оставаться праздными; необходимо наше содействие - "Меч Господа и Гедеона!" Если мы будем только кричать: "Меч Господа!", мы будем виновны в праздном предположении, а если мы крикнем только: "Меч Гедеона!", мы проявим идолопоклонническое упование на плотскую мышцу. Мы должны совместить и то и другое в действенную гармонию: "Меч Господа и Гедеона". Мы ничего не можем сделать сами, но мы можем сделать все с помощью нашего Бога; поэтому выступим от Его имени и будем служить пылающим светильником нашего святого образца и трубными звуками нашего ревностного возвещения и свидетельства, и Бог будет с нами, и в смятении побегут мадианитяне, и Господь Саваоф будет царствовать во веки веков.

.

960

"И буду радоваться о них, благотворя им"

Книга пророка Иеремии 32,41

Как ободряет сердце каждого верующего радость, которую Бог имеет в святых Своих! Мы не в состоянии увидеть в самих себе ничего, что могло бы быть причиной Господнего благоволения к нам; мы не в состоянии доставить радость самим себе, ибо часто вынуждены стенать под бременем, сознавая собственную греховность и сокрушаясь над собственной неверностью; и мы боимся, что и Божии люди не получают от нас большой отрады, ибо видят в нас столько несовершенства и безрассудства, что им впору больше оплакивать наши немощи, чем восхищаться нашими благодатями. Но нам приятно размышлять об этой запредельной истине, об этой славной тайне: как жених радуется о невесте, так Господь радуется о нас. Нигде не сказано, что Бог благоволит к заоблачным горам или сверкающим звездам, но сказано, что Он радуется обитаемым частям земли, и что Его благоволение - в сынах человеческих. Каким изумительным языком выражает Он радость о народе Своем! Кто мог бы представить себе Предвечного, изливающего Себя в песне? А тем не менее написано: "Возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать с ликованием". Взглянув на сотворенный мир, Бог сказал: "Хорошо весьма", но когда Он воззрел на приобретенных Кровию Иисусовой, на избранных Своих, то казалось, что великое сердце Безграничного было не в состоянии сдержаться и излилось в божественных восклицаниях радости. И разве не надлежит нам с благодарностью откликнуться на такое удивительное признание Его любви и воспеть: "Я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего"?

.

961

"Да веселится Израиль о Создателе своем"

Псалтирь 149,2

Радуйся сердцем, о верующий, но смотри, чтобы радость твоя имела источник свой в Господе. У тебя есть много причин для радости в Боге твоем, ибо и ты можешь воспеть вместе с Давидом: "Бог радости и веселия моего". Радуйся, что Господь царствует, что Иегова - Царь! Радуйся, что Он восседает на престоле и правит всем! Каждое качество Божие должно стать новым лучом в солнечном свете радости нашей. То, что Он мудр, должно возрадовать нас, знающих о своей собственной глупости. То, что Он крепок, должно вселять радость в нас, дрожащих от собственной слабости. То, что Он вечен, всегда должно быть предметом восторга, когда мы осознаем, что сами увядаем как трава. То, что Он неизменен, непрестанно должно исторгать из нас песнь, так как мы изменяемся каждый час. То, что Он полон благодати, что Он переполнен ею и что благодать эту Он даровал нам в завете; что она - наша, чтобы очищать нас; наша, чтобы хранить нас; наша, чтобы освящать нас; наша, чтобы делать нас совершенными и приводить нас к славе, - все это должно заставлять нас радоваться в Нем. Эта радость в Боге подобна глубокой реке; пока что мы только коснулись ее берега и уже немного знаем о ее чистых, сладостных небесных струях, но впереди она глубже, и течение ее стремительнее в радости своей. Христианин чувствует, что он может находить радость не только в том, каков Бог есть, но также и во всем, что Бог совершил в прошлом. Из псалмов явствует, что в древние времена народ Божий имел обыкновение высоко оценивать дела Божий и превозносить каждое из них в песне. Так пусть же он и теперь воспевает дела Господни! Пусть рассказывает о великих деяниях Его и "поет Господу, ибо Он высоко превознесся". Пусть никогда не прекратит он петь, ибо как новые милости текут к нему изо дня в день, так и в непрестанном благодарении должна проявляться радость его о милосердных деяниях Господних в Провидении и благодати. Радуйтесь же, дети Сиона, и веселитесь о Господе Боге вашем!

.

962

"Облагодатствовал нас в Возлюбленном"

Послание Ефесянам 1,6

Какое привилегированное положение! Оно включает в себя оправдание нас перед Богом, но слово "облагодатствование" в греческом языке имеет более обширный смысл. Оно означает, что мы являемся объектом божественного благоволения, более того - даже божественной радости. Как удивительно, что мы, черви, смертные и грешники, стали объектом божественной любви! Но все это - только "в Возлюбленном". Некоторые христиане кажутся облагодатствованными в своем личном опыте; по крайней мере, таково их собственное представление. Когда их дух бодр и надежды радужны, они думают, что Бог благодатствует их, ибо так возвышенны их чувства, так оторваны от земли и устремлены к небу их мысли! Но когда души их повержены в прах, они уже становятся жертвами страха, что более не являются облагодатствованными. Если бы они могли видеть, что все их возвышенные радости не превозносят их, а все их духовные падения воистину не принижают их в глазах Отца, но что они остаются облагодатствованными в Том, Который не изменяется никогда, в Том, Который всегда возлюблен Богом, всегда совершенен, всегда без пятна, или порока, или чего-либо подобного, насколько счастливее они были бы и насколько больше восславили бы Спасителя! Веселись же, верующий, об этом: ты облагодатствован "в Возлюбленном". Ты заглядываешь внутрь себя и говоришь: "Ничто здесь не заслуживает облагодатствования!" Но взгляни на Христа: есть ли там хоть что-нибудь, что его не заслуживает? Тебя беспокоят твои грехи; но Бог бросил их Себе за хребет, и ты облагодатствован в Праведнике. Тебе приходится сражаться с пороком и бороться с искушением, но ты уже облагодатствован в Том, Кто победил силы зла. Дьявол искушает тебя; мужайся, он не в состоянии погубить тебя, ибо ты облагодатствован в Том, Кто сокрушил голову сатаны. Познай же совершенной уверенностью свое славное положение. Даже прославленные души не более облагодатствованы, чем ты. Они лишь облагодатствованы "в Возлюбленном" на небе, ты же точно так облагодатствован во Христе уже сейчас.

.

963

"Tax как мне стыдно было просить у царя войска и всадников для охранения нашего от врага на пути, ибо мы, говоря с царем, сказали: рука Бога нашего для всех прибегающих к Нему есть благодеющая, а на всех оставляющих Его - могущество Его и гнев Его"

Книга Ездры 8,22

Охранение во многих отношениях было бы желательным для этой группы странников, но святой стыд не позволил Ездре просить об этом. Он боялся, чтобы царь-язычник не посчитал его веру в Бога простым лицемерием, или не вообразил, что Бог Израилев не в состоянии уберечь тех, кто поклоняется Ему. Он не мог позволить себе опереться на плотскую мышцу в деле, которое так явно было Господним, и потому караван отправился без всякой видимой охраны, но хранимый Тем, Кто есть меч и щит народа Своего. К сожалению, не многие верующие исполнены этой святой ревности о Боге. Далее те, кто в известной степени ходят верой, иногда все же нарушают чистоту своей жизни тем, что просят помощи у человека. Величайшее благословение - не иметь ни опор, ни подпорок, но прямо стоять на твердыне вечной, будучи поддерживаемым единственно Господом. Разве стали бы верующие добиваться от государства пожертвований для церкви, если бы помнили, что, прося кесаря о помощи, они бесчестят Господа? Как будто Господь не способен обеспечить нужды Своего собственного дела! Разве бросались бы мы так поспешно за помощью к друзьям и родственникам, если бы помнили, что мы возвеличиваем Господа, когда безоговорочно полагаемся только на Его руку? Душа моя, уповай же только на Бога. "Но неужели, - спросит кто-то, - нельзя прибегать к естественным средствам?" Конечно же можно; но ошибка наша редко состоит в том, что мы пренебрегаем ими; намного чаще она проистекает из того, что мы безрассудно верим в них вместо того, чтобы верить в Бога. Немногие заходят достаточно далеко в своем пренебрежении мышцей твари; но очень многие сильно грешат тем, что придают ей слишком большое значение. Научись же, дорогой читатель, прославлять Господа, отказываясь прибегать к средствам тогда, когда их использование бесчестит имя Господне.

.

964

"Праведным и оправдывающим верующего в Иисуса"

Послание Римлянам 3,26

Оправдавшись верой, мы имеем мир с Богом. Совесть больше не обвиняет нас. Правосудие теперь защищает, а не осуждает грешника. Память оглядывается на прошлые грехи с глубокой печалью, но без страха перед грядущим наказанием; ибо Христос до последней йоты и черты уплатил долг народа Своего и получил божественную расписку; и пока Бог не окажется настолько несправедливым, чтобы потребовать двойную плату за один долг, ни одна душа, за которую принял заместительную смерть Иисус, никогда не может быть ввергнута в ад. Как явствует, одним из подлинных оснований нашей просвещенной природы является вера в то, что Бог справедлив; мы чувствуем, что так должно быть, и сначала это повергает нас в ужас; но разве не удивительно, что та же самая вера, что Бог справедлив, становится впоследствии столпом нашего упования и мира! Если Бог справедлив, то я, грешник, одинокий и не имеющий заместителя, должен понести наказание; но Иисус становится на мое место и подвергается наказанию за меня; и теперь, если Бог справедлив, то я, грешник, стоящий в Иисусе, никогда не подвергнусь наказанию. Бог должен изменить Свою природу, прежде чем хоть одна душа, для которой Иисус стал заместителем, когда-либо так или иначе пострадает от бича закона. Поэтому, так как Иисус занял место верующего и в полной мере удовлетворил божественный гнев, который, как возмездие за грехи, должен был обрушиться на народ Его, верующий может, торжествуя, воскликнуть: "Кто будет обвинять избранных Божиих?" Не Бог, ибо Он оправдал; не Христос, ибо Он умер, "но и воскрес". Надежда моя жива не потому, что я не грешник, но потому, что я грешник, за которого умер Христос; упование мое не в том, что я праведен, но в том, что, будучи неправедным, имею в Нем мою праведность. Вера моя основывается не на том, какой я есть или буду, или что чувствую, или знаю, но на том, какой есть Христос, на том, что Он совершил, и на том, что Он совершает для меня сейчас. Восседая на льве правосудия, прекрасная дева надежды шествует подобно царице.

 

965

"Миртами, которые в углублении"

Книга пророка Захарии 1,8

Видение, о котором рассказывает эта глава, описывает состояние Израиля во дни Захарии; но будучи истолковано применительно к нам, оно описывает Церковь Божию такой, какой мы находим ее в мире сейчас. Церковь сравнивается с миртовой рощей, пышно разросшейся в долине. Она сокрыта, незаметна, обособленна; не стяжает почестей и не притягивает внимания праздных наблюдателей. Как и Глава ее, Церковь имеет славу, но она укрыта от плотских глаз, ибо не пришло еще ее время выйти во всем своем великолепии. Образ спокойной безопасности также применим к нам; ибо миртовая роща тиха и спокойна в долине, в то время как буря проносится над вершинами гор. Ураганы обрушивают свою силу на кряжистые отроги Альп, но там, внизу, где струится поток, радующий Град Бога нашего, мирты пышно произрастают у тихих вод, незатронутые порывистым ветром. Как велико внутреннее спокойствие Церкви Божией! Даже подвергаясь нападкам и гонениям, она имеет покой, который не мир сей дает, и который он, следовательно, не может и отнять: мир Божий, который превыше всякого ума, блюдет сердца и помышления народа Божьего. Разве не рисует эта метафора впечатляющую картину спокойного, непрестанного возрастания святых? Мирт не сбрасывает свою листву, он - вечнозеленый; и Церковь в свое тяжелейшее время окружена блаженной листвой благодати; более того, иногда она давала больше всего зелени, когда зима была особенно сурова. Она процветала больше всего, когда страдания ее были наиболее жестокими. Следовательно, в стихе подразумевается победа. Мирт - это символ мира и многозначительный знак триумфа. Чело победителей увенчивали мирт и лавр; а разве Церковь не вечная победительница? Разве каждый христианин не превозмогает силою Возлюбившего его? И не в объятиях ли победы засыпают хранящие мир святые?

.

966

"Блажен ты, Израиль! кто подобен тебе, народ, хранимый Господом?"

Второзаконие 33,29

Кто утверждает, будто христианство делает людей жалкими, тот совершенно далек от него. Было бы воистину странным, если бы оно делало нас несчастными, ибо посмотрите, до какой высоты оно возносит нас! Оно делает нас сынами Божиими! Можете ли вы предположить, что Бог все счастье отдаст врагам Своим, а все скорби оставит для Своей собственной семьи? Врагам ли Его иметь радость и веселье, а Его родным чадам наследовать печаль и несчастье? Грешнику ли, не имеющему части во Христе, называть себя богатым счастьем, и нам ли ходить в скорби, как будто мы бедные нищие? Нет, мы будем всегда радоваться в Господе и прославляться в нашем наследии, ибо мы "не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче". Жезл наказания должен в известной степени касаться и нас, но он производит утешительные плоды праведности; и поэтому действием божественного Утешителя мы, "народ, хранимый Господом", будем радоваться в Боге спасения нашего. Мы обручены со Христом, и позволит ли наш великий Жених пребывать Своей невесте в постоянной скорби? Сердца наши привязаны к Нему: мы - члены Его, и хотя временами мы можем страдать, как когда-то страдала Глава наша, все же мы уже сейчас благословлены в Нем небесными благословениями. Мы имеем залог наследия нашего в утешениях Духа, которые ни малы, ни малочисленны. Наследники вечного блаженства, мы имеем предвкушение удела нашего. Лучи света радости предвещают нам вечный восход. Богатства наши - за морем; град наш, имеющий крепкое основание, раскинулся на противоположном берегу реки; отблески славы из мира духов ободряют сердца наши и увлекают нас вперед. Истинно сказано о нас: "Блажен ты, Израиль! кто подобен тебе, народ, хранимый Господом?"

.

967

"С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих"

Псалтирь 32,13

Наверное, никакие обороты речи не представляют Бога в более милосердном свете, чем когда о Нем говорится, что Он склоняется с престола Своего и нисходит с небес, чтобы призреть на нужды и увидеть страдания человеков. Мы любим Того, Кто не уничтожил полные беззакония Содом и Гоморру, пока Сам лично не посетил их. Мы не можем не изливать наше сердце в любви к Господу нашему, Который склоняет ухо Свое с высот славы и прикладывает его к губам умирающего грешника, чье слабеющее сердце жаждет примирения. Как можно не любить Его, когда мы знаем, что Он считает даже волосы на головах наших, размечает стезю нашу и определяет пути наши? Особенно же эта великая истина дорога нашему сердцу, когда мы вспоминаем, как внимателен Он не только к земным нуждам творений Его, но и к их духовным запросам. Хотя огромное расстояние пролегает между конечным творением и бесконечным Творцом, все же есть узы, связывающие воедино обоих. Когда ты проливаешь слезы, не думай, что Бог этого не видит; ибо "как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его". Твой вздох в состоянии тронуть сердце Иеговы; твой шепот может привлечь к тебе Его ухо; твоя молитва может остановить Его руку; твоя вера может привести в движение Его мышцу. Не думай, что Бог восседает на высоте, не обращая на тебя внимания. Помни, что как бы ты ни был беден и нищ, Господь все же думает о тебе. Ибо очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему.

"Вот истина, что манной на губах:
мой Бог призрел на бедного раба;
Тот, Кто царит над миром - Огнь в огне! -
Великий, знает, как сойти ко мне!"

.

968

"И увидит священник, что проказа покрыла все тело его, то он объявит больного чистым"

Левит 13:13

Довольно странным кажется это предписание, и все же в нем была мудрость, ибо внешнее проявление болезни доказывало, что организм был здоров изнутри. В это утро нам будет полезно узнать, чему же учит такое уникальное в своем роде правило. Мы также являемся прокаженными и можем считать, что закон о проказе применим и к нам. Когда человек видит себя полностью пропащим и погибшим, покрытым с ног до головы скверной греха, не оставившей на нем ни единого чистого места; когда он отказывается от всякой собственной праведности и признает себя виновным перед Господом, тогда он чист через кровь Иисуса и благодать Божию. Сокрытое, неосознанное, непризнанное беззаконие есть подлинная проказа, но когда грех замечен и осознан, он получает свой смертельный удар, и на душу, им пораженную, Господь смотрит глазами милосердия. Нет ничего более смертоносного, чем самоправедность, и более обнадеживающего, чем раскаяние. Мы должны признать, что мы "грех и ничто более", ибо ни одна исповедь, в которой нет этих слов, не будет до конца истинной, но если Дух Святой трудится в нас, убеждая нас в грехе, то не трудно будет сделать такое признание - оно мгновенно слетит с губ наших. Какое утешение приносит наш сегодняшний стих тем, кто глубоко переживает свой грех! Грех, оплаканный и исповеданный, каким бы черным и отвратительным он не был, никогда не отгородит человека от Господа Иисуса. Кто бы ни пришел к Нему, Он не изгонит его. Будь он бесчестен как вор, порочен как падшая женщина, свиреп как Савл Тарсянин, жесток как Манассия и непослушен как блудный сын, великое сердце любви воззрит на человека, думающего, что в нем нет ничего здорового, и объявит его чистым, когда он уверует в Иисуса распятого. Приди же к Нему, о несчастный обремененный грешник.

"Пусть грешен ты, гол, отвратителен весь -
приди к Нему тотчас, таким, как ты есть".

.

969

"Пойте славу имени Его, воздайте славу, хвалу Ему"

Псалтирь 65,2

У нас нет права выбора: хвалить нам Бога или нет. Хвала - это самое праведное воздаяние Богу, и каждый христианин, как принявший Его благодать, обязан хвалить Бога изо дня в день. Это правда, что у нас нет утвержденных правил для ежедневных славословий; у нас нет заповеди, предписывающей определенные часы для песнопений и благодарений: но закон, написанный в сердце, учит нас, что хвалить Бога - это правильно; а неписаный приказ приходит к нам с такой силой, будто он был начертан на каменных скрижалях или передан нам с вершины громыхающего Синая. Да, это долг христианина - хвалить Бога. Это не просто приятное занятие, это - безусловная обязанность его жизни. Пусть не думают те из вас, кто всегда в печали, что они в этом отношении безвинны, и не воображайте, что сможете исполнить свой долг перед Богом без хвалебных песен. Узами любви Его вы обязаны благословлять Его имя, пока живы, и славословия Ему непрестанно должны быть на устах ваших, ибо вы благословлены для того, чтобы благословлять Его; "этот народ я образовал для Себя, он будет возвещать славу Мою", и если ты не хвалишь Бога, то не приносишь плода, который Он, как Божественный Виноградарь, вправе ожидать от рук твоих. Не позволяй же арфе твоей висеть на иве, но сними ее и старайся благодарным сердцем извлечь из нее самую громкую музыку. Поднимись и воспой Ему славу. С каждым рассветом возноси свои ноты благодарения, и пусть за каждым закатом солнца следует твоя песнь. Опояши землю хвалами твоими; окружи ее атмосферой песнопений, и Сам Бог будет внимать с небес и благословлять твою музыку.

"Люблю и славлю! Если б мог,
то пел бы без конца,
о возлюбивший меня Бог
и спасший меня Царь!"

.

970

"Превосходные плоды, новые и старые: это сберегла я для тебя, мой возлюбленный"

Песня Песней 7,14

Супруга хочет отдать Иисусу все, что она выращивает. В нашем сердце есть "всякие превосходные плоды", и "старые" и "новые", и все они сберегаются для нашего Возлюбленного. В эту богатую плодами осень давайте осмотрим наши запасы. У нас есть новые плоды. Мы хотим ощущать новую жизнь, новую радость, новую благодарность; мы желаем принимать новые решения и исполнять их новыми силами; сердце наше расцветает новыми молитвами и душа наша дает обет новых начинаний. Но у нас есть и старые плоды. Вот - наша первая любовь: какой изысканный плод! И так нравится Иисусу. Наша первая вера: та простая вера, благодаря которой мы, не имевшие ничего, стали обладателями всего. Наша радость, когда мы впервые познали Господа: давайте оживим ее. У нас есть старые воспоминания об обетованиях. Как верен был Бог! Когда мы болели, как мягко Он стелил нам постель! Когда мы были в беде, как умиротворяюще Он нас поддерживал! Когда мы оказывались в пылающем горниле, как милосердно Он нас спасал. Воистину, это - старые плоды! И у нас много их, ибо милостей Его было больше, чем волос на нашей голове. О старых грехах мы должны сожалеть, но у нас были покаяния, которые Он нам даровал, которыми мы выплакали наш путь ко Кресту и познали достоинство Его крови. У нас есть в это утро и новые и старые плоды; но самое главное - все они сберегаются для Иисуса. Поистине, самое лучшее и самое угодное служение - это то, в котором Иисус является единственным устремлением души, а слава Его, без всяких примесей - целью всех трудов наших. Пусть же наши многочисленные плоды сберегаются только для нашего Возлюбленного; будем показывать их Ему, когда Он с нами, но не будем выставлять их перед глазами людей. Иисус, в калитке нашего сада мы повернем ключ, и никто не войдет, чтобы украсть у Тебя хотя бы один добрый плод, выращенный на почве, которую полил Ты Своим кровавым потом. Все наше будет Твоим и только Твоим, о Иисус, наш Возлюбленный!

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz