Чарльз Г.Сперджен

Малые проповеди 

 

 

 

                                                                                                                                                                      

871

"Одна женщина, возвысивши голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие. А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его"

Евангелие Луки 11,27- 28

Некоторые трогательно представляют себе, что мать Господа нашего находилась в исключительно привилегированном положении, потому что, как они полагают, она имела такой близкий доступ к самому сердцу Его, о каком нам не приходится и мечтать. Это предположение может показаться правдоподобным, но не намного. Мы не знаем, что Мария знала больше других; то, что она знала, она сохраняла в сердце своем; но ничто из прочитанного нами у евангелистов не обрисовывает ее как верующую, наставленную более глубоко, чем любой из учеников Христовых. Все, что знала она, может быть открыто и нам. Вас это удивляет? Но вот текст, подтверждающий правоту моих слов: "Тайна Господня - боящимся Его, и завет Свой Он открывает им". Вспомните слова Учителя: "И Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его, но Я называю вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего". Так благословенно открывает нам сердце Свое Божественный Открыватель тайн, что не утаивает от нас ничего, что служит нам во благо. Его собственное заверение: "А если бы не так, Я сказал бы вам". Разве сегодня не являет Он Себя нам, а не миру? Да, это именно так; а потому не будем неразумно кричать: "Блаженно чрево, носившее Тебя", но будем с разумением благословлять Бога за то, что услышав Слово и исполнив его, мы прежде всего имеем такое же истинное общение со Спасителем, какое имела Дева, и, во-вторых, такое же истинное знание тайн сердца Его, какое, как полагают, получила она. Блаженна душа, которой дана такая привилегия!

 

872

"Взойди на высокую гору"

Книга пророка Исаии 40,9

Наше познание Христа чем-то напоминает восхождение на одну из наших Уэлльских гор. Когда вы стоите у подножия, вы видите очень мало: сама гора кажется вам наполовину меньше, чем она есть в действительности. Замкнутые в небольшой долине, вы вряд ли увидите что-нибудь кроме журчащих ручьев, сбегающих вниз и соединяющихся в один поток у подножия горы. Но взойдите на первый же выступ, и долина под вашими ногами раздастся в ширину и в длину. Поднимитесь еще выше, и вы уже видите местность, простирающуюся на 4-5 миль вокруг, и вас охватывает восторг от убегающего вдаль простора. Продолжайте подъем, и все шире становится панорама; пока, наконец, оказавшись на вершине, вы не посмотрите на восток, запад, север и юг и не увидите лежащую как на ладони почти всю Англию. Вон лес отдаленного графства, до него, наверное, сотни две миль, вон море, а там блестит река и дымятся трубы промышленного города или виднеются мачты кораблей в оживленном порту. Все это наполняет вас радостью и восторгом, и вы говорите: "Я и представить не мог, что с этой высоты можно столько увидеть". В христианской жизни все происходит таким же образом. Когда мы впервые принимаем верой Христа, мы видим лишь малую часть Его. Чем выше мы поднимаемся, тем больше Его красот открываются нам. Но кто хоть когда-нибудь достигал вершины? Кто постиг всю высоту и глубину превосходящей разумение любви Христовой? Павел на склоне лет, седовласым узником римской темницы, мог с большей, чем мы, силой сказать: "Я знаю, в Кого уверовал", ибо каждое событие в его жизни было как подъем на холм, каждое испытание - как восхождение на новую высоту, а смерть казалась достижением вершины горы, с которой он мог увидеть всю верность и любовь Того, Кому отдал свою душу. Взойди же, дорогой друг, на высокую гору.

.

873

"И ты стал подобен нам!"

Книга пророка Исаии 14,10

Какова будет участь вероотступника, когда обнаженная душа его предстанет пред Богом? Как выдержит он этот голос: "Иди от Меня, проклятый; ты отверг Меня, и Я отвергаю тебя; ты блудодействовал и отошел от Меня: так же и Я навеки изгнал тебя с глаз Моих, и нет тебе милости". Какой стыд падет на несчастного в этот последний великий день, когда перед собравшимися народами с неверного будет сорвана маска? Смотрите, как богохульники и грешники, никогда не знавшие религии, приподнимаются на своих огненных ложах, чтобы указать на него пальцем: "Вон он, - говорит один, - будет ли он проповедовать евангелие в аду?" "Вон он, - говорит другой, - он укорял меня за сквернословие, а сам был лицемером!" "Ага! - говорит третий, - вон идет методист, распевавший псалмы, проводивший все свое время в собрании; человек, который хвалился своей уверенностью в собственном спасении, и вот он здесь!" Никогда не проявят сатанинские мучители большего рвения, чем в тот день, когда бесы потащат душу лицемера на погибель. Буньян описывает это с сильным, но ужасающим пафосом поэта, когда рассказывает об окольном пути в ад. Девятью веревками связали несчастного семеро бесов и потащили его с дороги, ведущей на небо, по которой он с такой самоуверенностью шел, и затем затолкали его в ад через черный ход. Помните об этом окольном пути в ад, исповедники! "Испытывайте самих себя, в вере ли вы". Внимательно наблюдайте за своим состоянием; проверяйте, во Христе ли вы. Самое легкое на свете - это объявить снисходительный приговор, когда на скамье подсудимых вы сами; но - о, будьте же здесь справедливы и верны! Будьте справедливы ко всем, но суровы к себе. Помните: если вы строите не на камне, то, когда обрушится дом, велико будет падение его. Дай вам Бог искренности, постоянства и твердости; и пусть никогда, даже в самый злосчастный день, вы не будете уведены в сторону.

 

874

"Только не уходите далеко"

Исход 8,28

Эти хитрые слова произносят уста коварного фараона. Если у бедных порабощенных израильтян появится нужда выйти из Египта, то им ставится условие, чтобы они не уходили далеко; не так далеко, чтобы могли они ускользнуть из его свирепых рук и от надзора его соглядатаев. Точно так же не любит мир бескомпромиссность нонконформизма или же инакомыслие сектанта; миру хотелось бы, чтобы мы были посговорчивее и не держались за свои принципы так крепко. Смерть для мира и погребение со Христом - это то, над чем смеются плотские умы, и поэтому установление, возвещающее об этом, почти повсеместно пренебрегается и даже осуждается. Мирская мудрость рекомендует путь компромисса и говорит об "умеренности". Согласно этому плотскому принципу чистота признается весьма желательной, но нас предостерегают от излишней щепетильности; истины, безусловно, следует придерживаться, но не нужно слишком резко осуждать ложь. "Да, - говорит мир, - одухотворяйте себя всеми способами, но не отказывайтесь от небольшой веселой компании, заглядывайте на балы, а на Рождество посещайте театр. Зачем отвергать то, что так популярно и чем занимаются все?" Многие верующие внимают этому хитрому совету к своей вечной погибели. Если мы хотим всецело следовать за Христом, мы должны прямиком идти в пустыню отделенности, оставив за собой Египет плотского мира. Мы должны оставить его принципы, его развлечения и также его религию и уйти далеко в то место, куда призывает Своих освященных Господь. Когда город в огне, дом наш не может быть слишком далек от пламени. Когда повсюду чума, человек не может быть слишком далек от ее очагов. Чем дальше от змеи, тем лучше, и чем дальше от согласия с миром, тем лучше. Пусть же для всех истинно верующих звучит трубный глас: "Выйдите из среды их и отделитесь".

875

"Взирая на Иисуса"

Послание Евреям 12,2

Обычное действие Духа Святого - обращать взор наш от нас самих к Иисусу; но действие сатаны - совершенно противоположно, ибо он постоянно пытается заставить нас смотреть вместо Иисуса на самих себя. Он нашептывает: "Твои грехи слишком велики, чтобы их можно было простить; у тебя нет веры; ты недостаточно раскаиваешься; ты никогда не сможешь претерпеть до конца; в тебе нет радости детей Божиих; ты так слабо держишься за Иисуса". Все это мысли о нас самих, и мы никогда не обретем покой или уверенность, если будем смотреть в себя. Но Дух Святой полностью отвращает наш взор от нашего "я". Он говорит нам, что мы - ничто, но что Христос - "все во всем". Запомни поэтому: не то, что ты держишься за Христа спасает тебя, а Христос; не твоя радость во Христе спасает тебя, а Христос; и даже не твоя вера во Христа, хотя она и является инструментом, а кровь и заслуги Христа; поэтому взирай не столько на свою руку, которой ты хватаешься за Христа, сколько на Христа; взирай не на свою надежду, а на Иисуса, источника этой надежды; взирай не на свою веру, но на Иисуса, Автора и Совершителя твоей веры. Мы никогда не обретем счастья, если будем смотреть на свои молитвы, свои дела или свои чувства; покой душе дает не то, каковы мы, а каков Иисус. Если мы хотим сразу же победить сатану и обрести мир с Богом, мы должны совершить это "взиранием на Иисуса". Просто не спускай с Него глаз своих; пусть смерть Его, страдания Его, заслуги Его, слава Его, заступничество Его будут живыми в душе твоей; когда просыпаешься утром, взирай на Него; когда ночью ложишься спать, взирай на Него. О! Пусть надежды или страхи твои не встают между тобой и Иисусом; следуй неотступно за Ним, и Он никогда не подведет тебя.

"Один в моей надежде гвоздь:
то кровь Его и праведность.
Не смею верить никому,
Иисусу только моему".

 

876

"И уснувших в Иисусе Бог приведет с Ним" [Синодальный перевод - "И умерших в Иисусе Бог приведет с Ним"]

Первое послание Фессалоникийцам 4,14

Не следует думать, что душа спит, ничего не чувствуя. "Ныне же будешь со Мною в раю", - шепчет Иисус каждому умирающему святому. Они "спят в Иисусе", но души их находятся пред престолом Божиим, день и ночь восхваляя Его в Его храме, воспевая славословия Тому, Кто омыл их от грехов Кровью Своей. Тело спит в своей одинокой земляной постели под пологом травы. Но что это за сон? Смысл сна - это "покой", и это та мысль, которую хотел бы поведать нам Дух Божий. Сон превращает каждую ночь в "субботу" дня. Сон плотно закрывает двери души и просит всех вторгающихся подождать немного, чтобы внутренняя жизнь могла войти в свой летний сад покоя. Верующий, изнуренный трудом, спокойно спит как утомленное дитя, когда оно почивает на груди матери. О! счастливы те, кто умирают в Господе; они отдыхают от трудов своих, и за ними следуют их дела. Их мирный отдых никогда не будет нарушен, пока Бог не разбудит их, чтобы воздать им их совершенную награду. Оберегаемые ангелами-хранителями, покрытые вечными тайнами, продолжают они спать, наследники славы, пока полнота времени не принесет полноту искупления. O! Какое пробуждение будет у них! Усталыми и изнуренными были уложены они в место своего вечного покоя, но не такими они воскреснут. Они уходили к своему покою с изборожденным морщинами лбом и изможденным телом, но восстанут в красоте и славе. Усохшее семя, утратившее форму и вид, восстает из праха прекрасным цветком. Зима могилы уступает место весне искупления и лету славы. Блаженна смерть, потому что божественной силой снимает она с нас эту рабочую одежду, чтобы облечь в брачное одеяние нетленности. Блаженны "уснувшие в Иисусе".

 

877

"И славу, которую Ты дал мне, Я дал им"

Евангелие Иоанна 17,22

Смотрите: в этом наивысочайшая щедрость Господа Иисуса, ибо все Свое Он дал нам. Хотя десятая часть владений Его сделала бы целую вселенную ангелов немыслимо богатой, все же Он не успокоился, пока не отдал нам все, что имел. Если бы Он позволил нам собирать крохи щедрот Своих под столом Его милосердия, это было бы поразительной благодатью; но Он ничего не делит наполовину, Он усаживает нас рядом с Ним и делает полноправными участниками пиршества. Если бы Он выделил нам небольшое пособие из Его царской казны, у нас была бы причина любить Его вечно; но нет, Он хочет, чтобы невеста Его была так же богата, как Он, и Он не хочет славы или благодати, которую не разделит и она. Он не удовольствовался ничем меньшим, кроме как сделав нас Своими сонаследниками, так чтобы мы имели равные владения. Все Свое состояние Он переложил в казну Церкви и владеет всем совместно со Своими искупленными. Нет ни одной комнаты в Его доме, ключ от которой сокрыл бы Он от людей Своих. Он предоставляет им полную свободу присваивать себе все, что у Него есть. Ему нравится, когда они даром пользуются Его сокровищами и берут себе столько, сколько могут унести. Безграничная полнота Его вседостаточности так же бесплатна для верующего, как воздух, которым он дышит. Христос поднес к губам верующего сосуд, наполненный Его любовью и благодатью, и предложил ему пить из него вечно; и если бы верующий мог осушить его до дна, это охотно приветствовалось бы, но так как он не в силах опорожнить его, то его приглашают пить обильными глотками, ибо все это - его собственное. Какое более верное доказательство общности могут еще предоставить нам небо или земля?

"Когда, в правду облечен,
встану я пред Ним, спасен;
когда лик увижу белый,
возлюбя Его без меры,
вот тогда только пойму,
сколько должен я Ему"

 

878

"Летом и зимой так будет"

Книга пророка Захарии 14,8

Потоки живой воды, текущие из Иерусалима, не высыхают от жгучего зноя палящего лета, так же как не замерзают и от холодных ветров свирепой зимы. Радуйся же, о душа моя, что ты сохранена, чтобы свидетельствовать о верности Господа. Меняются времена года, и меняешься ты, но Господь твой пребывает неизменным во веки, и потоки любви Его так же глубоки, так же широки и так же полны, как всегда. Жар трудовых забот и обжигающие испытания порождают нужду в охлаждающем действии реки Его благодати; я могу тотчас отправиться туда и пить вволю из неиссякаемого источника, ибо и летом и зимой из него струится вода. Никогда не оскудеют верхние источники, и - да будет благословенно Имя Господне - нижние также не иссякнут. Илия обнаружил, что поток Хораф пересох, но Иегова оставался тем же Богом провидения. Иов говорил, что братья его подобны обманчивым ручьям, но в Боге своем он нашел переполненную реку утешения. Нил - великое упование Египта, но его воды непостоянны; наш же Господь всегда тот же. Изменив течение реки Евфрат, Кир овладел городом Вавилон, но никакая сила, ни человеческая, ни дьявольская, не может отклонить течение божественной благодати. Русла древних рек теперь сухи и пусты, но потоки, берущие свое начало в горах божественного всевластия и безграничной любви, всегда будут полны до краев. Поколения исчезают, но бег благодати не изменяется. Река Божия с еще большим правом может петь песнь, которую поет в стихе ручей:

"Приходят люди и уходят,
а я все продолжаю течь".

Как счастлива ты, душа моя, что приведена к этим тихим водам! Никогда не ходи к другим потокам, чтобы не услышать упрек Господа: "Для чего тебе путь в Египет, чтобы пить воду из грязной реки?"

.

879

"О Нем веселится сердце наше"

Псалтирь 32,21

Благословенно то, что христиане способны веселиться даже в глубочайшей скорби; хотя бедствия могут окружить их, они все равно поют; и, как многие птицы, они поют свои лучшие песни, находясь в клетках. Волны могут сомкнуться над ними, но души их скоро поднимаются на поверхность и видят свет лица Божиего; в них есть жизнерадостность, которая всегда поддерживает их головы над водой и которая помогает им петь среди бури: "Бог по-прежнему со мной!" Кому же воздать славу? О! Иисусу - ведь все во власти Иисуса. Несчастье не обязательно несет с собой утешение верующему, но присутствие рядом с ним в огненной печи Сына Божия наполняет его сердце радостью. Он болен и страдает, но Христос навещает его и готовит ему постель. Он умирает, и холодные воды Иордана уже подступают к его шее, но Иисус обнимает его и восклицает: "Не бойся, возлюбленный; умереть - значит стать блаженным; воды смерти берут свое начало на небесах; они не горьки, а сладки, как нектар, ибо текут от престола Божиего". Когда покидающий этот мир святой переходит через этот поток, и волны бушуют вокруг него, и содрогаются от страха его душа и плоть, тот же голос раздается в ушах его: "Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я - Бог твой". Когда он приближается к границам неизвестной бесконечности и почти страшится войти в царство теней, Иисус говорит: "Не бойся, ибо Отец твой благоволил дать тебе царство". Получив такое укрепление и утешение, верующий не боится умирать; более того, он даже готов разрешиться, ибо, увидев Иисуса как утреннюю звезду, он страстно желает смотреть на Него как на солнце во всей его силе. Воистину, присутствие Иисуса - это и есть тот рай, которого мы жаждем. Он -

"Слава наших лучших дней
и наш покой в ночи".

.

880

"И съели коровы худые видом и тощие плотью семь коров хороших видом и тучных"

Бытие 41,4

То, что фараон видел во сне, часто происходит в моей повседневной жизни. Дни моей лености полностью разрушили все, чего я достиг за время усердного труда; периоды моей холодности заморозили весь жаркий пыл сезонов усердия и энтузиазма; а моменты суетности отбросили меня назад от рубежей, завоеванных мною в духовной жизни. Мне следовало бы остерегаться "тощих" молитв, "тощих" восхвалений, "тощих" дел и "тощих" чувств, ибо они съедят весь тук моего утешения и покоя. Если я хоть на короткое время пренебрегу молитвой, я утрачу всю духовность, до которой успел подняться; если я не почерпну новых запасов с небес, то старое зерно в моей житнице скоро будет проглочено голодом, который свирепствует в моей душе. Когда гусеницы равнодушия, черви, суетности и личинки самодовольства совершенно опустошат мое сердце и заставят томиться душу, моя прежняя плодотворность и возрастание в благодати ничем мне не помогут. Как же я должен быть озабочен, чтобы не иметь "тощих плотью" дней и "худых видом" часов! Если бы я каждый день шел к моей желанной цели, я бы скоро достиг ее, но отступничество делает награду моего высокого призвания все еще далекой от меня и отнимает у меня успехи, достигнутые большим трудом. Единственный способ, которым все дни мои можно сделать похожими на "тучных коров" - это пасти их на богатой пажити, проводить их с Господом, в служении Его, в обществе Его, в страхе Его и на путях Его. Почему каждый год не должен быть богаче предыдущего в любви, пользе и радости? - Я стал ближе к небесным горам, я лучше познал моего Господа, и я должен быть более похожим на Него. О Господи, отведи от меня проклятие скудости души, не дай мне вскричать: "беда мне, беда мне! увы мне!", но пусть я буду вскормлен и напитан в доме Твоем, дабы славить мне имя Твое.

.

 881

"Освяти их истиною Твоею"

Евангелие Иоанна 17,17

Освящение начинается с возрождения. Дух Божий вселяет в человека новый закон жизни, благодаря которому он становится "новой тварью" во Христе Иисусе. Эта работа, которая начинается с рождения свыше, продолжается затем двумя способами: умерщвлением, которым смиряются и порабощаются плотские похоти, и оживотворением, которым жизнь, вложенная в нас Богом, превращается в источник воды, текущей в жизнь вечную. Это ежедневно продолжается в том, что называют "неотступностью (святых)", которой христианин сохраняется и поддерживается в благодатном состоянии и соделывается способным преуспевать в добрых делах к похвале и славе Божией; и это достигает своей кульминации, или приходит к совершенству, "во славе", когда душа, будучи полностью очищенной, восхищается, чтобы пребывать вместе со святыми одесную величия на высоте. Но хотя Дух Божий является таким образом автором освящения, все же есть здесь один видимый элемент, о котором нельзя забывать. "Освяти их, - говорит Иисус, - истиною Твоею: Слово Твое есть истина". Писание содержит великое множество мест, доказывающих, что средство нашего освящения - это Слово Божие. Дух Божий доводит заповеди и учения истины до нашего сознания и облекает их силой. Они воспринимаются слухом и, будучи приняты сердцем, производят в нас хотение и действие по благоволению Божиему. Истина - наш освятитель, и если мы не будем слушать и читать слово истины, то не будем возрастать в освящении. Мы совершенствуемся в здравой жизни только тогда, когда совершенствуемся в здравом разумении. "Слово Твое - светильник ноге моей". Ни об одной ошибке не говорите: "Это - спорный вопрос". Потворствующий ошибкам в суждении рано или поздно смирится с ошибками в жизни. Крепко держитесь истины, ибо держась за нее так, вы будете освящаемы Духом Божиим.

.

882

"Призванным святым"

Послание Римлянам 1,7

Мы склонны воспринимать апостольских святых так, как будто они были "святыми" в каком-то особом смысле, нежели другие дети Божий. Святы все, кого Бог призвал Своей благодатью и освятил Своим Духом; но мы склонны смотреть на апостолов как на необычайных существ, едва ли подверженных слабостям и искушениям, которым подвержены мы. Хотя полагая так, мы забываем о той истине, что чем ближе человек к Богу, тем сокрушеннее вынужден он скорбеть по поводу своей собственной порочности; и чем больше воздает ему Господь в служении Своем, тем также сильнее изо дня в день терзает и раздражает его греховность плоти. Дело в том, что если бы мы встретились с апостолом Павлом, мы увидели бы в нем замечательное сходство с остальной семьей избранных, а если бы поговорили с ним, то сказали бы: "Оказывается, его опыт и наш - одинаковы. Он более верен, более свят и более глубоко наставлен в истине, чем мы, но ему приходится переносить те же испытания, что и нам. Более того, в некотором отношении он более жестоко искушаем, чем мы". Поэтому не смотрите на древних святых, как на существ, избавленных и от немощей и от грехов; и не относитесь к ним с тем мистическим почтением, которое почти в состоянии превратить нас в идолопоклонников. Мы - "святые, призванные" тем же голосом, который и их понудил к их высокому званию. Долг христианина - идти путем, ведущим к вершинам святости, и если эти святые превосходили нас в своих достижениях, что несомненно имело место, то последуем же за ними; будем подражать их рвению и святости. В нас тот же свет, что и в них, нам доступна та же благодать, почему же тогда мы должны спокойно сидеть, пока не сравняемся с ними по святости характера? Они жили с Иисусом, они жили ради Иисуса и потому возрастали подобно Иисусу. Будем же жить тем же Духом, что и они, "взирая на Иисуса", и наша святость скоро станет очевидной.

.

883

"А слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла"

Притчи 1,33

Божественная любовь становится заметной, когда она светит посреди осуждения. Прекрасна та одинокая звезда, которая улыбается среди грозовых туч; светел оазис, что цветет в песчаной пустыне; и так же прекрасна и светла любовь посреди гнева. Когда израильтяне разгневали Всевышнего своим непрекращающимся идолопоклонством, Он наказал их тем, что лишил росы и дождя, так что на землю их пришел страшный голод; но делая так, Он заботился, чтобы избранные Его были в безопасности. Если высохнут все ручьи, один все же сохранится для Илии; а когда и тот станет безводным, Бог все равно уготовит ему место для выживания; и более того, не только ему - у Господа не один "Илия", Он сохранял остаток по избранию благодати, которых по пятьдесят человек скрывал в пещере, и хотя во всей стране свирепствовал голод, все же эти пятьдесят в пещере были накормлены, и накормлены также и со стола Ахава Его верным и богобоязненным слугой Авдием. Сделаем же из этого вывод: что бы ни случилось, народ Божий - в безопасности. Пусть судороги сотрясают земную твердь, пусть сами небеса раскалываются надвое, все же и при крушении миров верующий будет так же неуязвим, как и в самый тихий час покоя. Если Бог не может спасти народ Свой под Небесами, Он спасет его на небесах. Если мир станет для людей Его слишком опасным, тогда небо будет местом их пристанища и их безопасности. Храните же спокойствие, когда услышите о войнах или о военных слухах. Пусть не изводит вас тревога, и не страшитесь зла. Что бы ни нашло на землю, под широкими крыльями Иеговы вы будете в безопасности. Положитесь же на обетование Его; упокойтесь в верности Его и смело смотрите в самое мрачное будущее, ибо для вас в нем нет ничего ужасающего. Вашей единственной заботой должна стать демонстрация миру того, как блаженно слушать голос мудрости.

.

884

"Братия! молитесь о нас"

Первое послание Фессалоникийцам 5,25

Мы приберегли это утро года для того, чтобы освежить в памяти читателя тему молитвы за служителей, и мы всей душой умоляем, чтобы на эту горячую просьбу стиха, высказанную апостолом, а теперь повторяемую нами, откликнулась каждая христианская семья. Братья, наш труд исключительно важен, заключая в себе счастье или горе для тысяч людей; мы имеем дело с душами, для Бога исполняя труд вечности, и наше слово это или запах живительный на жизнь, или запах смертоносный на смерть. На нас лежит большая ответственность, и для нас будет не малой милостью, если в последний день мы окажемся чистыми от крови всех человеков. Как офицеры армии Христовой, мы представляем собой особую мишень для враждебности людей и бесов; они ждут нашего привала и готовятся захватить нас врасплох. Наше святое призвание вводит нас в искушения, от которых вы избавлены, прежде всего оно слишком часто совлекает нас от нашего личного наслаждения истиной в область пастырской и священнической заботы о ней. Мы сталкиваемся с множеством трудных проблем, и разум наш бьется в безысходности; мы наблюдаем весьма печальные отступления от веры, и сердца наши изнывают от ран; мы видим миллионы гибнущих, и наш дух унывает. Мы хотим приносить вам пользу нашими проповедями; мы желаем быть благословением для детей ваших; мы стремимся быть полезными и для святых и для грешников; поэтому, дорогие братья, ходатайствуйте за нас перед Богом нашим. Несчастны мы, если лишимся помощи молитв ваших, но счастливы, если будем жить в молениях ваших. Не от нас, а от нашего Господа ждете вы духовных благословений, и все же сколько раз даровал Он эти благословения через служителей Его; просите же, снова и снова, чтобы были мы теми глиняными сосудами, в которые Господь вложит сокровище Евангелия. Мы все, миссионеры, пасторы, проповедники и ученики, умоляем вас во имя Иисуса:

"БРАТИЯ! МОЛИТЕСЬ О НАС."

.

885

"Скажи мне, в чем великая сила твоя?"

Книга Судей 16,6

В чем заключается таинственная сила веры? Она - в пище, которая питает ее; ибо вера исследует, что есть обетование: это - истечение божественной благодати, излияние великого сердца Божия; и вера говорит: "Бог мой мог дать такое обетование только из любви и благодати, поэтому без всякого сомнения Слово Его будет исполнено". Затем вера думает: "Кто дал это обетование?" Она размышляет не столько над величием обетования, сколько над тем, Кто его автор. Она вспоминает, что это Бог, Который не может лгать - Бог всемогущий, Бог неизменный; и поэтому она заключает, что обетование должно быть исполнено; и вперед она продвигается уже в этой твердой уверенности. Она вспоминает далее, зачем, было дано это обетование: именно для славы Божией; и тогда без тени какого бы то ни было сомнения она чувствует, что слава Божия непоколебима, что Он никогда не запятнает Свой герб и не угасит сияние Своего венца и поэтому обетование должно пребыть и пребудет неизменным. Затем вера размышляет также над изумительным делом Христа как ясным доказательством намерения Отца исполнить Слово Свое. "Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам всего?" Более того, вера оглядывается на прошлое, ибо ее сражения укрепили ее, а победы ее придали ей мужества. Она вспоминает, что Бог никогда не подводил ее; более того, Он ни разу не подвел ни одного из детей Своих. Она припоминает времена огромной опасности, когда приходило избавление; часы ужасной нужды, когда, как день, нисходила на нее к сила, и она восклицает: "Нет, ничто не заставит меня думать, что Он в состоянии измениться и оставить теперь раба Своего. До сих пор Господь помогал мне, и Он еще мне поможет". Таким образом, вера рассматривает каждое обетование в его связи с Тем, Кто дал его, и именно поэтому она может с уверенностью сказать: "Воистину, благость и милость будут следовать за мной во все дни моей жизни!"

 

886

"Не забывай всех благодеяний Его"

Псалтирь 102,2

Приятное и полезное занятие - замечать в житиях древних святых действие руки Божией и видеть, как благость Его проявлялась в их избавлении, милость Его - в их прощении, и верность Его - в сохранении Его завета с ними. Но разве не было бы еще более интересным и полезным для нас проследить за рукой Божией, действующей в наших собственных жизнях? Разве не следует нам взглянуть на свою собственную жизнь как по меньшей мере на столь же наполненную Богом, столь же наполненную Его благостью и Его истиной и являющуюся таким же великим доказательством Его верности и истинности, как жизнь любого из святых, живших до нас? Мы несправедливы к нашему Господу, когда считаем, что Он совершал все Свои великие дела и являл Свою силу только для тех, кто жил в давние времена, и что Он не творит чудес и не обнажает мышцу Свою для святых, живущих на земле сейчас. Давайте проанализируем наши жизни. Несомненно, мы найдем в них некоторые счастливые случаи, ободряющие нас и прославляющие нашего Бога. Разве не было у нас избавлений? Разве не проходили мы через реки, будучи поддерживаемы божественным присутствием? Разве не выходили из огня невредимыми? Разве Бог не являл Себя нам? Разве мы не получали особых милостей? Бог, даровавший Соломону то, что желало его сердце, разве никогда не слышал тебя и не исполнял твои просьбы? Этот Бог щедрых благодеяний, о Котором Давид пел: "Он насыщает благами желание твое", разве Он никогда не насыщал тебя туком? Разве ты никогда не лежал на зеленых пажитях? Разве Он никогда не водил тебя возле тихих вод? Несомненно, Бог проявляет к нам ту же благость, что проявлял к древним святым. Так давайте же соберем милости Его в одну песнь. Давайте возьмем чистое золото благодарности и драгоценные камни хвалы и сотворим из них еще один венец для головы Иисусовой. Пусть души наши производят такую же прекрасную и ликующую музыку, как та, что исходила от арфы Давида, пока мы славим Господа, Чья милость пребывает вовек.

.

887

"Сограждане святым"

Послание Ефесянам 2,19

Что подразумевается под нашим небесным гражданством? Оно означает, что мы - подданные небесного правительства. Христос, Царь небесный, правит в сердцах наших; наша ежедневная молитва: "Да будет воля Твоя и на земле, как на небе". Декларации, исходящие от престола славы, охотно принимаются нами; указам Великого Царя мы радостно подчиняемся. Как граждане Нового Иерусалима, мы разделяем небесные почести. Слава, которая принадлежит блаженным святым, принадлежит и нам, ибо мы уже сыны Божий, уже принцы царских кровей, уже носим безупречную одежду праведности Христовой; уже имеем в ангелах слуг наших, в святых - соучастников наших, в Христе - Брата нашего, в Боге - Отца нашего, и в венце нетления - награду нашу. Мы разделяем почести гражданства, ибо мы приступили к собору и Церкви первенцев, чьи имена написаны на небесах. Как граждане, мы имеем общее право на владение всей собственностью небес. Нам принадлежат жемчужные врата и хризолитовые стены; наш - лазурный свет града, что не имеет нужды ни в свече, ни в солнце; наши - река воды жизни и все двенадцать видов плодов, что растут на деревьях, посаженных на ее берегах; нет на небесах ничего, что не принадлежало бы нам. "Настоящее и будущее" - все наше. Как граждане небес, мы также разделяем его радости. Святые на небе радуются ли кающимся грешникам, возвращающимся блудным сынам? Так же радуемся и мы. Воспевают ли они славу побеждающей благодати? Мы делаем то же самое. Они возлагают свои венцы к ногам Иисуса? Мы также возлагаем к Его ногам все наши заслуги. Святые на небе очарованы Его улыбкой? Она не менее сладка и для нас, живущих внизу. Они с нетерпением ждут Его второго пришествия? Мы также страстно желаем Его появления. Итак, если мы - граждане небес, то пусть наше хождение и наши дела согласуются с нашим высоким званием.

.

888

"По кратковременном страдании вашем да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми"

Первое послание Петра 5,10

Вы, конечно, видели радугу, соединяющую собой края неба: восхитительны ее цвета и неповторимы оттенки. Она прекрасна, но, увы, быстро тает, и вот - ее уже нет. Яркие цвета уступают место кудрявым облакам, и небеса больше не переливаются своими красками. Радуга неустойчива. Да и как она может быть устойчивой? Видение, образованное преходящими солнечными лучами и испаряющимися дождевыми каплями - как может оно оставаться неизменным? Достоинства христианского характера не должны напоминать радугу с ее преходящей красотой, но наоборот, они должны быть устойчивыми, непоколебимыми, неизменными. Старайся, о верующий, чтобы все доброе в тебе было постоянным. Пусть характер твой не будет писанием на песке, но - надписью, высеченной на камне! Пусть вера твоя будет не "безосновательным видением", но да будет она построена из материала, способного устоять в том страшном огне, который поглотит дерево, сено и солому лицемера. Да будешь ты укоренен и утвержден в любви. Да будут убеждения твои глубокими, любовь твоя - подлинной, желания твои - искренними. Да будет вся жизнь твоя так утверждена и укреплена, что все ветры ада и все бури земли никогда не смогут поколебать тебя. Но обрати внимание, чем достигается это благословение - быть "утвержденным в вере". Слова апостола указывают нам на страдание как на средство достижения этой цели: "По кратковременном страдании вашем". Бесполезно надеяться, что мы будем хорошо укоренены, если сильные ветры не пройдут над нами. Все старые наросты на корнях дуба и причудливые изгибы его ветвей рассказывают нам о многочисленных бурях, пронесшихся над ним, они также и показатели глубины, на которую пробились в землю его корни. Так и христианина делают сильным и крепко укорененным все испытания и жизненные бури. Поэтому не уклоняйся от буйных ветров испытания, но утешайся, веруя, что их грубым бичом Бог исполняет для тебя сегодняшнее благословение.

.

889

"Освящены Богом Отцом"

Послание Иуды 1

"Освященным во Христе Иисусе"

Первое послание Коринфянам 1,2

"При освящении от Духа"

Первое послание Петра 1,2

Обратите внимание на единство трех Божественных Личностей во всех Их благодатных делах. Как неразумны те верующие, которые отдают предпочтение какой-то Одной из Них, которые, например, считают Иисуса воплощением всего благостного и милосердного, в то время как Отца видят сурово справедливым, но лишенным доброты. Равным образом не правы те, кто возвеличивает замысел Отца и искупление Сына, таким образом как бы недооценивая работу Духа. В делах благодати ни одно Лицо Троицы не действует отдельно от остальных. Они так же едины в своих делах, как и в своей сущности. Они суть Одно в Своей любви к избранным; и в действиях, проистекающих из этого великого главного источника, Они так же неразделимы. Обратите особое внимание на то, как это проявляется в деле освящения. Хотя мы можем безошибочно говорить об освящении как о действии Духа, все же следует остерегаться мысли, будто Отец и Сын не принимают в этом никакого участия. Правильно будет говорить об освящении как о деле Отца, Сына и Духа. Еще Иегова сказал: "Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему", и таким образом мы - "Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять". Обратите внимание, какое значение придает Бог истинной святости, так как все три Лица Троицы совместно трудятся над тем, чтобы произвести Церковь, не имеющую "пятна, или порока, или чего-либо подобного". И ты, верующий, как последователь Христа, также должен придавать большое значение святости - чистоте жизни и благочестию слов. Дорожи Кровью Христа как основанием твоей надежды, но никогда не принижай действия Духа, который есть твой залог наследия святых во свете. Проживем же этот день так, чтобы проявилось в нас дело Триединого Бога.

.

890

"И сказал Бог Ионе: "неужели так сильно разгневался ты?" [Синодальный перевод - "И сказал. Бог Ионе: неужели так сильно огорчился ты..?"]

Книга пророка Ионы 4,9

Гнев не всегда и не обязательно греховен, но он настолько склонен выходить из-под нашего контроля, что когда бы он ни проявлялся, нам следует быстро исследовать его природу, задав себе вопрос: "Неужели так сильно разгневался ты?" Возможно, ответом будет: "ДА". Гнев очень часто головня в руках безумца, но иногда он - огонь, посланный Илии с небес. Мы поступаем правильно, когда гневаемся на грех за обиду, которую он наносит нашему благому и милостивому Богу; или на самих себя за то, что после стольких божественных наставлений мы по-прежнему так глупы; или на других, когда единственная причина нашего гнева - это зло, которое они творят. Тот, кто не гневается на преступление, становится соучастником в нем. Грех - это мерзость и скверна, и ни одно возрожденное сердце не может спокойно переносить его. Сам Бог каждый день гневается на нечестивцев, и в Слове Его написано: "Любящие Господа, ненавидьте зло".

Но намного чаще следует опасаться случаев, когда гнев наш неуместен и даже ничем не оправдан, и тогда мы обязаны ответить: "НЕТ". Почему мы должны раздражаться на детей, злиться на прислугу, гневаться на товарищей? Разве такой гнев оказывает честь нашему христианскому вероисповеданию или прославляет Бога? Не ветхое ли злое сердце наше стремится захватить власть, и не должны ли мы сопротивляться ему со всей силой нашей возрожденной природы? Многие исповедники склонны давать выход раздражению, как будто сопротивление ему было бы бесполезным; но пусть верующий помнит, что он должен быть победителем во всем, иначе не получит венец. Если мы не умеем смирять свой нрав, то каково же на нас действие благодати? Кто - то сказал мистеру Джею, что благодать часто прививается к диким яблоням. "Да, - ответил он, - но ее плоды никогда не будут дикими". Мы не должны превращать наши природные слабости в оправдание для греха, но мы должны лететь ко Кресту и молить Господа, чтобы Он распял на нем наши страсти и обновил нас мягкостью и кротостью по образу Своему.

.

891

"Ибо, как скоро наложишь на них тесло твое, то осквернишь их"

Исход 20,25

Жертвенник Богу должен был сооружаться из нетесаных камней, чтобы на нем не было никакого следа человеческого мастерства или работы. Человеческая же мудрость любит отделывать и выстраивать учения Креста в систему, более искусственную и более отвечающую извращенным вкусам падшей человеческой природы; однако вместо того, чтобы улучшить Евангелие, плотская мудрость оскверняет его, пока оно не становится другим евангелием и вообще перестает быть истиной Божией. Все изменения и поправки собственного Слова Божия есть Его осквернение и загрязнение. Тщеславному сердцу человека очень хочется приложить свою руку к оправданию души своей перед Богом; выдумываются всякого рода приготовления к принятию Христа, воздвигается упование на покаяние и смиренномудрие, расхваливаются добрые дела, усиленно превозносятся природные способности человека, и всеми средствами делается попытка наложить человеческие тесла на божественный жертвенник. Было бы хорошо, если бы грешники помнили, что, будучи далекой от совершенствования дела Спасителя, их плотская самоуверенность только оскверняет и бесчестит его. В деле искупления должен быть превознесен единственно Господь, и ни один след от человеческого резца или молота здесь нетерпим. Подлинное богохульство скрыто в попытке добавить что-то к тому, что Христос Иисус в Свой предсмертный миг объявил "совершившимся", или же улучшить то, в чем Господь Иегова находит Свое полное удовлетворение. Дрожащий грешник, убери прочь свои тесла и в смиренной мольбе пади на колени; прими Господа Иисуса как жертвенник искупления твоего и пребывай только в Нем.

Сегодняшний стих может послужить для многих предостережением относительно учений, в которые они верят. Слишком много среди Христиан тех, кто склонен обтесывать и приглаживать истины откровения. Это - форма непочтительности и неверия, будем же бороться с ней и принимать истину такой, какой мы ее воспринимаем, радуясь, что учения Слова суть нетесаные камни и оттого наиболее пригодны для сооружения жертвенника для Господа.

 

892

"Огонь непрестанно пусть горит на жертвеннике и не угасает"

Левит 6,13

Поддерживайте огонь на жертвеннике вашей уединенной молитвы. В этом сама суть всякого благочестия. Жертвенники в святилищах и домах заимствуют свой огонь отсюда, поэтому пусть ярко горит его пламя. Тайная молитва - это подлинная сущность, свидетельство и барометр живой и прочувствованной сердцем веры.

Сжигайте здесь тук ваших жертвоприношений. Пусть часы уединения вашего будут по возможности регулярными, частыми и ничем не потревоженными. Усиленная молитва может многое. Вам не о чем молиться? Так молитесь о церкви, о служении, о вашей собственной душе, о детях ваших, родственниках, ближних, о вашей стране, о деле Божием и истине Его во всем мире. Давайте проверим себя в этом важном вопросе. Пребываем ли мы лишь теплыми в нашей уединенной молитве? Горит ли огонь ее тускло в сердцах наших? С трудом ли вращаются колеса колесницы? Если да, то пусть встревожат нас эти знамения погибели. Пойдем же с плачем и испросим Духа благодати и моления. Выделим особое время для особой молитвы. Ибо если огонь этот будет придавлен пеплом мирского уподобления, он пригасит огонь на нашем домашнем жертвеннике и уменьшит нашу значимость и в церкви и в миру.

Сегодняшний стих относится также и к жертвеннику сердца. Это воистину золотой жертвенник. Бог любит смотреть, как сердца людей Его пламенеют к Нему. Отдадим же Богу наши горящие любовью сердца и испросим Его благодати, чтобы огонь этот никогда не угас; ибо он не будет гореть, если Господь не станет его поддерживать. Многие враги попытаются погасить его; но если невидимая рука за стеной будет возливать на него священный елей, пламя его будет вздыматься выше и выше. Используем же стихи Писания как топливо для огня нашего сердца, они - это горящие угли; будем же слушать проповеди, но прежде всего многое время будем пребывать наедине с Иисусом.

.

893

"И собирали его рано поутру"

Исход 16,21

Старайся сохранять чувство своей полной зависимости от доброй воли и благорасположения Господа ради продолжительности твоих самых значительных успехов. Никогда не пытайся питаться старой манной и не стремись искать помощь в Египте. Все должно приходить от Иисуса, или же ты погибнешь навеки. Старого помазания не хватит, чтобы помазать дух твой; голова твоя должна знать новый елей, возлитый из золотого рога святилища, иначе она утратит славу свою. Возможно, сегодня ты на вершине горы Божией, но Тот, Кто вознес тебя на нее, должен удерживать тебя там, или же ты упадешь быстрее, чем думаешь. Гора твоя стоит, только когда Он держит ее на месте своем; если же Он сокроет лицо Свое, ты скоро окажешься в беде. Если Спаситель посчитает нужным, то не найдется такого окна, через которое видишь ты свет небес и которое Он не смог бы мгновенно закрыть. Иисус Навин приказывал солнцу остановиться, Иисус же Христос способен окутать его кромешной тьмой. Он может отнять у тебя радость сердца твоего, свет глаз твоих и силу жизни твоей; в руке Его довольства твои, и по воле Его они могут уйти от тебя. И эту ежечасную зависимость Господь наш намеренно заставляет нас чувствовать и признавать, ибо Он позволяет нам молиться лишь о "хлебе насущном" и обещает только, что "как дни наши будет умножаться богатство наше". Разве для нас не самое лучшее, чтобы все было именно так; чтобы мы могли часто обращаться к престолу Его и получать постоянное напоминание о любви Его? О! как богата благодать, питающая нас так непрестанно и не отвращающаяся от нас несмотря на нашу неблагодарность! Золотой дождь никогда не кончается, и облако благословений всегда над нашим жилищем. О Господи Иисусе, мы склоняемся у ног Твоих, сознавая нашу полную неспособность делать что-либо без Тебя, и в каждой милости, которой удостаиваемся, восхваляем мы Твое благословенное имя и благодарим Твою неисчерпаемую любовь.

.

894

"Зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия"

Первое послание Фессалоникийцам 1,4

Многие хотят узнать о своем избрании до того, как они обратятся ко Христу, но так об этом узнать невозможно, это открывается, только когда мы "взираем на Иисуса". Если ты желаешь удостовериться в своем собственном избрании, вот способ, который покажет тебе положение твоего сердца перед Богом. Чувствуешь ли ты себя заблудшим виновным грешником? Тогда тотчас иди ко Кресту Христову и расскажи об этом Иисусу, скажи Ему, что ты прочел в Библии: "И приходящего ко Мне не изгоню вон". Напомни Ему слова, которые Он сказал: "Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников". Обратись к Иисусу и уверуй в Него, и ты сразу докажешь свое избрание, ибо если ты веруешь, ты обязательно избран. Если ты полностью отдаешь себя Иисусу и уповаешь на Него, тогда ты - один из избранных Божиих; но если ты останавливаешься и говоришь: "Сначала я хочу узнать, избран ли я", то ты сам не знаешь, о чем спрашиваешь. Иди к Иисусу, даже если ты никогда не был таким грешным, как сейчас. Оставь всякое любопытствующее вопрошание об избрании. Иди прямо ко Христу и укройся в ранах Его, и ты узнаешь о своем избрании. Удостоверение Духа Святого будет дано тебе, так что ты сможешь сказать: "Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день". Христос был на предвечном совете, Он может сказать, избран ты или нет; но ты не сможешь выяснить это никаким другим способом. Иди и возложи свое упование на Него, и Он ответит тебе: "Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение". Когда ты изберешь Его, не будет никаких сомнений в том, что Он избрал тебя.

"Ты - сын Божий по избранью,
если веруешь в Христа".

.

895

"Они должны идти последними при знаменах своих"

Числа 2,31

Стан Дана замыкал колонну, когда воинства Израиля были на марше. Потомки Дана шли последними, но какое значение имело их место, если они были точно такой же частью войска, что и шедшие в самом авангарде колена; они следовали за тем же огненным столпом, они ели ту же манну, пили из той же духовной скалы и шли к тому же наследию. Поэтому ободрись, мое сердце, хотя ты - последнее и малейшее; это честь твоя - быть в воинстве и жить той жизнью, что и идущие в первых рядах. Кто-то же должен быть последним в шеренге почета и уважения, кто-то же должен выполнять низкую работу для Иисуса, так почему не я? В бедной деревне среди невежественных крестьян или на заднем дворе среди опустившихся грешников я буду трудиться и "идти последним при знаменах своих".

Стан Дана занимал очень нужное место. Необходимо было подбирать отставших и собирать утерянные вещи. Пылкие души могут рваться вперед по нехоженым тропам, чтобы познавать новые истины и привлекать больше душ к Иисусу; но некоторые более консервативного склада вполне могут заниматься тем, что будут напоминать Церкви о ее древней вере и поддерживать ее слабеющих сыновей. У каждого места свои обязанности, и дети Божий, идущие последними, окажутся в положении, в котором смогут быть исключительным благословением для всего воинства.

Арьергард - опасное место. Враги есть и позади нас, так же как и впереди, и нападения можно ждать отовсюду. Мы читаем, что Амалик напал на Израиля и убил некоторых из шедших последними. Опытный христианин найдет много работы своему оружию, помогая несчастным сомневающимся, унывающим и колеблющимся душам, которые в вере, знании и радости оказываются позади. Не должно быть ни одного, оставшегося без помощи, и поэтому пусть хорошо обученные святые несут свои знамена среди идущих последними. Душа моя, заботливо следи за тем, чтобы помочь сегодня тем, кто идут последними.

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz