Чарльз Г.Сперджен |
Малые проповеди |
|
|
|
|
|
846
"Ты возненавидел беззаконие" Псалтирь
44,7 "Гневаясь, не согрешайте". Вряд ли в человеке может быть
что-то доброе, если он не гневается на грех; кто любит истину, тот должен
ненавидеть всякий ложный путь. Как негодовал наш Господь Иисус, когда к Нему
подступало искушение! Трижды оно атаковало Его, принимая разные обличья, но
всегда Он встречал его словами: "Отойди от Меня, сатана". Он
ненавидел грех и в других, и ненависть эта не становилась меньше от того, что
Он чаще выражал ее в слезах жалости, нежели в словах осуждения; хотя какие
слова могли бы быть более суровы и более напоминать Илию, чем эти: "Горе
вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете дома вдов и лицемерно долго
молитесь". Он ненавидел беззаконие - и так сильно, что истек кровью,
чтобы ранить его в самое сердце; Он умер, чтобы и оно умерло; Он был
погребен, чтобы и оно было погребено в Его могиле; и Он восстал, чтобы
навсегда растоптать его Своими ногами. Христос - это Евангелие, а Евангелие -
против беззакония в любой его форме. Беззаконие рядится в белоснежные одежды
и подражает языку святости; но заповеди Иисусовы, подобно Его знаменитому
бичу из веревок, изгоняют беззаконие из храма и не потерпят его в Церкви. Так
же и в сердце, где правит Иисус - какая непримиримая война идет между Христом
и Велиаром! И когда Искупитель наш придет, чтобы судить нас, те грозные слова
"идите от Меня, проклятые", которые по сути являются лишь
продолжением Его учения о грехе, продемонстрируют Его отвращение к
беззаконию. Насколько тепла Его любовь к грешникам, настолько горяча Его
ненависть ко греху; насколько совершенна Его праведность, настолько полным
будет уничтожение всякой формы беззакония. О славный Поборник правды и
Ниспровергатель зла, для этого помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости
более соучастников Твоих. . 847
"Ловите нам лисиц, лисенят, которые портят
виноградники" Песни
Песней 2,15 Малая заноза может причинить большое страдание. Небольшое облако может
закрыть солнце. Лисенята портят виноградники; малые грехи разъедают нежное
сердце. Эти малые грехи зарываются в душу и настолько наполняют ее тем, что
ненавистно Христу, что Он не желает поддерживать утешительное общение и
единение с нами. Большой грех не в состоянии погубить христианина, но
маленький грех может сделать его несчастным. Христос не будет ходить со
Своими людьми, если они не изгонят из себя всякий известный им грех. Он
говорит: "Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я
соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви". Некоторые христиане
очень редко наслаждаются присутствием Своего Спасителя. Почему так? Ведь
несомненно, что быть отлученным от отца - большое несчастье для нежного
ребенка. Ты - чадо Божие, и все же удовлетворен тем, что живешь, не видя лица
Отца Своего? Как?! Ты - невеста Христова, и тебе все равно, рядом Твой жених
или нет? Несомненно, ты впал в печальное состояние, ибо целомудренная невеста
Христова плачет, как голубица, оказавшись без Возлюбленного, когда Он оставит
ее. Задай же себе вопрос: что увело от тебя Христа? Он скрывает лицо Свое за
стеной грехов твоих. Эту стену можно легко возвести как из маленьких
камешков, так и из больших валунов. Море состоит из капель; скалы - из
песчинок; и море, отделяющее тебя от Христа, может быть наполнено каплями
твоих малых грехов; и скала, о которую едва не разбилась твоя ладья,
возможно, образовалась в результате ежедневных действий кораллов твоих малых
грехов. Если ты хочешь жить со Христом, и ходить со Христом, и видеть Христа,
и иметь общение со Христом, опасайся "лисенят, которые портят
виноградники, а виноградники наши в цвете". Иисус приглашает тебя пойти
с Ним и изловить их. Подобно Самсону, Он, несомненно, изловит лис быстро и
легко. Отправляйся же с Ним на охоту. . 848
"И царь перешел поток Кедрон" Вторая
Книга Царств 15,23 Давид перешел этот мутный поток, когда со своей сокрушенной свитой
спасался бегством от своего сына - предателя. Этот избранник Самого Бога не
был избавлен от скорбей, наоборот, жизнь его была наполнена ими. Он был и
Помазанником Божиим и Божиим Страдальцем. Почему же тогда мы надеемся
избежать их? Благороднейшим из рода нашего доводилось стоять с пеплом на
голове у врат печали, почему же мы должны жаловаться, будто с нами произошло
что-то невероятное? Сам ЦАРЬ царей не был удостоен более радостного или более царственного
пути. Он перешел грязную канаву Кедрона, в которую стекали нечистоты
Иерусалима. У Бога был один Сын без греха, но не было ни одного чада, не
заслуживающего розги. Великая радость верить, что Иисус был искушаем во всем,
как и мы. Что есть сегодня наш Кедрон? Неверный друг, тяжкая утрата,
оскорбительная клевета, мрачные предчувствия? Царь прошел через все это.
Физическая боль, бедность, гонения или презрение? Через каждый из этих
Кедронов Царь проходил до нас. "Во всякой скорби их Он не оставлял
их". Мысль об исключительности наших страданий должна быть изгнана раз и
навсегда, ибо Он, Который есть Глава всех святых, на собственном опыте знает
скорбь, которая кажется нам нашей особой скорбью. Всем гражданам Сиона открыт
свободный вход в Почетное общество скорбящих, Главой и Начальником которого
является Князь Еммануил. Несмотря на унижение, Давид все-таки с триумфом вернулся в свой город,
и Господь Давида победоносно восстал из гроба; будем же сохранять твердость
духа, ибо мы также одержим победу. Мы еще с радостью будем черпать воду из
кладезей спасения, хотя сейчас вынуждены проходить возле ядовитых потоков
греха и страдания. Мужайтесь же, воины Креста. Сам Царь торжествовал победу,
перейдя Кедрон; будете торжествовать и вы. 849
"И был вечер, и было утро: день один" Бытие
1,5 Было ли так в самом начале? Разделяли ли свет и тьма царство времени в
первый день? Тогда невелико удивление, если и в моей жизни будут перемены от
солнечного света благоденствия к полночи несчастий. Не всегда будет сиять
яркий день даже в глубинах души моей, временами мне придется скорбеть по
минувшим радостям и искать своего Возлюбленного в ночи. И я не одинок в этом,
ибо всем возлюбленным Господа приходилось петь смешанную песнь осуждения и
милости, испытания и избавления, горя и восторга. Таково одно из установлений
промысла Божия, чтобы ни в духовном ни в физическом творении не прекращалась
смена дня и ночи, пока не достигнем мы земли, о которой написано: "И
ночи не будет там". Мудры и благи постановления Отца нашего Небесного. Что же тогда будет наилучшим для тебя, душа моя? Прежде всего, научись
довольствоваться этим божественным порядком и желать, подобно Иову, принять
зло из руки Господней так же, как и добро. Научись затем радоваться всему,
что несет утро и вечер. Славь Господа за солнце радости, когда оно восходит,
и за сумрак вечера, когда он наступает. Красота есть и в восходе и в закате
солнца, пой об этом и прославляй Господа. Подобно соловью, изливай песни свои
во всякий час. Верь, что ночь также полезна, как и день. Росы благодати
обильно выпадают в ночи страдания. Звезды обетования славно сияют во мраке
скорби. Пребывай в служении твоем во всех обстоятельствах. Если днем твой
девиз - труд, ночью измени его на стражу. У каждого часа - свое назначение,
пребывай же в своем звании раба Господня, пока Он не явится внезапно во славе
Своей. Душа моя, близится вечер старости твоей и смерти, не страшись его, ибо
он есть часть дня; и Господь сказал: "Покрою его на весь день". . 850
"Ибо плоть желает противного духу, а дух - противного
плоти" Послание
Галатам 5,17 В сердце каждого верующего идет постоянная борьба между старой
природой и новой. Старая природа весьма активна и не упускает ни одной
возможности задействовать против новорожденной благодати все виды оружия
своего смертоносного арсенала; в то же время новая природа со своей стороны
всегда начеку для противостояния и преодоления врага своего. Чтобы извергнуть
зло, действующая внутри нас благодать прибегает к молитве, вере, надежде и
любви; она облекается во "всеоружие Божие" и борется неукротимо. Две
эти противоборствующие природы никогда не перестанут сражаться между собой,
пока мы находимся в этом мире. Битва Христианина с Аполлионом длилась три
часа, но битва Христианина с самим собой продолжалась в течении всего его
пути, начиная от Тесных Врат и до реки Иордан. Враг так глубоко окопался в
нас, что его невозможно изгнать, пока мы находимся в этом теле; но хотя мы в
тесной осаде и часто в тяжелом положении, у нас есть Всесильный Помощник, Сам
Иисус, Вождь нашего спасения, Который всегда с нами и Который заверяет нас,
что в конце концов все мы преодолеем силою Его. Имея такую помощь,
новорожденная природа более чем непобедима для врагов ее. Ты сражаешься с
недругом сегодня? Сатана, мир, и плоть, и все вокруг - против тебя? Не падай
духом и не устрашайся. Сражайся! Ибо Сам Бог - с тобой; Иегова Нисси - твое
знамя, а Иегова Рофи - исцелитель ран твоих. Не бойся, ты победишь, ибо кто
может одолеть Всемогущего? Сражайся, "взирая на Иисуса"; и хотя
долог и суров бой, сладкой будет победа и славной - обещанная награда. "Молись
и бейся, будь смелей, . 851
"Они были горшечники и жили при садах и в огородах у
царя; для работ его жили они там" Вторая
Книга Паралипоменон 4,23 Горшечники были самым что ни на есть рабочим сословием, но
"царю" нужны были горшечники, и потому они находились на царской
службе, хотя материал, с которым они работали, был всего лишь глиной. Мы
также можем быть заняты самой черной работой в деле Господнем, но делать что-нибудь
для "царя" - великая честь; и поэтому мы будем оставаться в нашем
звании, надеясь, что "хоть мы среди горшков, мы будем, как крылья
голубицы, покрыты серебром, и как ее перья, чистым золотом". Сегодняшний
стих повествует нам о тех, кто жил при садах и в огородах и был вынужден
выполнять тяжелую сельскую работу, рыть канавы, строить ограждения. Возможно,
они хотели бы жить в городе, среди его оживленности, многолюдия и
изысканности, но они оставались на предназначенных им местах, ибо они также
выполняли царскую работу. Наше место жительства строго определено, и нам не
следует менять его по своей прихоти или из-за какого-то каприза, но мы должны
стремиться служить на этом месте Господу, будучи благословением для тех,
среди кого мы живем. Эти горшечники и огородники были рядом с царем, так как
жили "у царя", и хотя они жили при садах и в огородах, они жили там
у царя. Ни одно добропорядочное место или благодатное занятие, каким бы
низким или неблагородным оно не было, не может оградить нас от общения с нашим
божественным Господом. Посещая лачуги, переполненные ночлежки, работные дома
и тюрьмы, мы можем ходить с царем. Во всех делах веры мы можем рассчитывать
на общение с Иисусом. Именно тогда, когда мы заняты Его делом, можем мы
рассчитывать на Его улыбку. Вы, безвестные труженики, работающие для Господа
вашего среди грязи и порочности тех, кто наиболее презрен обществом,
ободритесь, ибо драгоценные камни находили и в навозных кучах, и глиняные
горшки наполнялись небесными сокровищами, и сорняки претворялись в изысканные
цветы. Живите у Царя для дела Его, и когда Он будет писать Свою летопись, в
нее будет вписано и ваше имя. . 852
"Благодать и человеколюбие Спасителя нашего,
Бога" Послание
Титу 3,4 Как приятно видеть Спасителя, когда Он общается со Своим возлюбленным
народом! Нет большей отрады, как быть введенным Божественным Духом в это
плодородное поле радости. Стоит на миг прикоснуться к истории любви
Искупителя, и взору сразу же предстанут тысячи ее пленительных дел, каждое из
которых рождено одним стремлением - привязать сердце ко Христу, а все мысли и
чувства возрожденной души переплести с разумом Иисуса. Когда мы размышляем
над этой изумительной любовью и видим, как всеславный Глава Церкви наделяет
ее Своим предвечным богатством, души наши воистину могут онеметь от восторга.
Да и кто может выдержать такой груз любви? Даже то частичное ощущение ее,
которое иногда благоволит дать Дух Святой, больше, чем может вынести душа;
каким лее потрясающим должно быть зрелище всей любви! Когда грядущий мир
сподобит душу способностью увидеть все дары Спасителя, даст мудрость, чтобы
их оценить, и время, чтобы над ними размышлять, мы будем общаться со Христом
теснее и ближе, чем теперь. Но кто может представить себе радость такого
общения? Должно быть, это одно из тех блаженств, что не приходят в сердце
человеку, но которые Бог приготовил любящим Его. О, распахнуть двери житниц
нашего Иосифа и увидеть изобилие, которое собрал Он для нас! Это переполнит
нас любовью. Верой мы видим - тускло, как сквозь стекло - отраженный образ
Его несметных сокровищ, но когда мы сами собственными глазами действительно
узрим небесное, каким глубоким будет поток общения, в который погрузится душа
наша! До того момента прибережем мы самые громкие песнопения для любящего нас
Благодетеля, Господа нашего Иисуса Христа, Чья любовь к нам удивительна и
превыше всякой любви человеческой. . 853
"И затворил Господь за ним" Бытие
7,16 Рукою божественной любви Ной был затворен от всего мира. Дверь избирательного
предопределения встает между нами и миром, лежащим во зле. Мы - не от мира
сего, как был не от мира сего наш Господь Иисус. В грех, утехи и занятия
толпы мы не можем входить; не можем играть с детьми тьмы на улицах Ярмарки
Суеты, ибо Отец наш Небесный затворил за нами. Ной был затворен вместе со
своим Богом. "Войди ты в ковчег" - таково было приглашение
Господне, которым Он ясно показал, что намерен пребывать в ковчеге со Своим
рабом и семьей его. Так пребывают в Боге все избранные, и Бог пребывает в
них. Блаженны люди, заключенные в пространстве, вмещающем Бога в Триединстве
Его Личностей: Отца, Сына и Духа. Не будем же глухи к этому милостивому зову:
"Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои,
укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев". Ной был так затворен, что
никакое зло не могло добраться до него. Лишь выше к небу поднимал его потоп,
и ветры подгоняли его в нужном направлении. Вокруг ковчега царила гибель, но
внутри был покой и мир. Без Христа мы гибнем, но во Христе Иисусе мы - в
совершенной безопасности. Ной был так затворен, что даже не мог помышлять о
том, чтобы выйти; и те, кто во Христе Иисусе, пребывают в Нем вечно. Они не
выйдут из Него вовеки, ибо вечная верность затворила их, и всему злу ада не
вытащить их оттуда. Князь дома Давидова затворяет - и никто не отворит; и
когда в один из последних дней Он поднимется как Хозяин дома и затворит
дверь, напрасно лжеисповедники будут стучать в нее и взывать: "Господи,
Господи, отвори нам", ибо та же дверь, что затворяется за разумными
девами, навсегда затворится перед неразумными. Господи, затвори меня
благодатью Своей. . 854
"Вот, я ничтожен" Книга
Иова 39,34 Вот ободряющее слово для тебя, несчастный заблудший грешник! Ты
думаешь, что не имеешь права придти к Богу, потому что ты ничтожен. Так вот,
нет на земле ни одного святого, который не чувствовал бы себя ничтожным. Если
и Иов, и Исайя, и Павел - все были вынуждены сказать о себе: "Я
ничтожен", то неужели тебе, несчастному грешнику, будет стыдно присоединиться
к этому же признанию? Если божественная благодать не искореняет из верующего
весь грех, то как же ты надеешься сделать это сам? И если Бог любит людей
Своих, когда они еще ничтожны, то неужели ты думаешь, что твоя ничтожность
помешает Ему любить тебя? Уверуй в Иисуса, о ты, отверженный мирским
обществом! Иисус зовет тебя, и зовет таким, какой ты есть. "Не
праведных, не праведных, но грешных Он зовет". Скажи прямо сейчас: "Ты умер за грешников. Я - грешник, Господи
Иисусе, окропи же меня кровью Твоей". Если ты исповедуешь грех свой, то
получишь прощение. Если ты сейчас от всего сердца скажешь: "Я ничтожен,
омой меня", ты будешь сейчас же омыт. Если Дух Святой сподобит тебя
вскричать из глубины твоего сердца: "Такой,
как есть, к Тебе приду! то ты
поднимешься после чтения сегодняшнего текста, не имея ни одного непрощенного
греха; и хотя ты проснулся сегодня утром, имея на голове своей все грехи,
которые когда-либо совершал человек, сегодня ночью ты ляжешь спать
облагодатствованным в Возлюбленном; хотя ты прозябал когда-то в лохмотьях
греха, ты будешь облачен в одеяние праведности и станешь белым, как ангелы.
Ибо "теперь", запомни это, "теперь время благоприятное".
Если ты уверуешь "в Того, Кто оправдывает нечестивого", то
спасешься. О! Пусть же Дух Святой дарует тебе спасительную веру в Того, Кто
принимает самого ничтожного. . 855
"Любящие Господа, ненавидьте зло!" Псалтирь
96,10 У тебя есть все основания "ненавидеть зло", ибо подумай
только, сколько вреда оно уже успело причинить тебе. О, какой мир раздора
вселил в твое сердце грех! Грех ослепил тебя, так что ты не смог увидеть
красоту Спасителя; он сделал тебя глухим, так что ты не смог услышать нежные
призывы Искупителя. Грех направил ноги твои на путь смерти и влил яд в самый
источник твоей жизни; он повредил твое сердце и сделал его "лукавым и
крайне испорченным". О, какой же тварью ты был, когда зло сделало с
тобой все, на что оно было способно, до того как вмешалась божественная
благодать! Ты был наследником гнева, так же как и другие; ноги твои
"бежали ко злу". Таковы были все мы, но Павел напоминает нам:
"Но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа, нашего Иисуса
Христа и Духом Бога нашего". У нас действительно есть все основания
ненавидеть зло, когда мы оглядываемся назад и видим его смертоносные деяния.
Так пагубно сказалось на нас зло, что души наши были бы погублены, если бы
всемогущая любовь не вмешалась, чтобы искупить нас. Даже и теперь зло - наш
активный враг, постоянно стремящийся причинить нам боль и совлечь нас к
погибели. Поэтому "ненавидьте зло", о христиане, если не желаете
себе скорби. Если вы хотите усеять путь свой терном и вырастить крапиву на
подушке своего смертного одра, то можете пренебречь словами: "ненавидьте
зло". Но если желаете счастливой жизни и спокойной смерти, то ходите
только путями правды, ненавидя зло, до самого конца. Если вы подлинно любите
Спасителя вашего и хотели бы прославить Его, тогда "ненавидьте
зло". Нет для христианина иного лекарства от любви ко злу, кроме
непрестанного общения с Господом Иисусом. Пребывайте же всегда с Ним, и тогда
невозможным будет для вас всякий мир со грехом. "На
истину меня наставь, . 856
"Потому что много пало убитых, так как от Бога было
сражение" Первая
Книга Паралипоменон 5,22 Воин, сражающийся под знаменем Господа Иисуса, со святой радостью
взирай на стих этот, ибо как было в древности, так и сейчас: если сражение от
Бога, то победа обеспечена. Потомки Рувима и Гада и полуплемени Манассиина
едва смогли набрать сорок пять тысяч людей воинственных, и все же в сражении
с Агарянами они убили "сто тысяч душ людей", "потому что они
во время сражения воззвали к Богу, и Он услышал их за то, что они уповали на
Него". Господь спасает независимо от того, много нас или мало; наш долг
- выступать во имя Иеговы, даже если нас горстка, ибо Господь Сил - наш Вождь
и Он с нами. Они не пренебрегали щитом, мечом и луком, но они не возлагали
свою надежду на это оружие; мы должны использовать все возможные средства, но
надежда наша должна покоиться только в Господе, ибо Он - меч и щит Своего
народа. Великая причина их необычайного успеха заключалась в том, что
"сражение было от Бога". Возлюбленный, борясь со грехом, что внутри
и вне тебя, с заблуждениями в учении и на практике, с духовной испорченностью
в вышних или низких местах, с бесами и их приспешниками, ты ведешь войну
Иеговы, и пока Сам Он не может быть побежден, тебе не нужно бояться поражения.
Не робей перед превосходящим количеством, не отступай перед трудностями и
невозможностями, не содрогайся от ран или смерти, наноси удары обоюдоострым
мечом духовным, и убитые лягут грудами. Ибо это война Господа, и Он предаст
врагов Своих в наши руки. Вступай в борьбу с твердой ногой, крепкой рукой,
бесстрашным сердцем и пылким рвением, и силы зла разлетятся, как прах пред
лицем ветра. "Восстань
ради Иисуса! . 857
"Великое сотворил Господь над нами: мы
радовались" Псалтирь
125,3 К сожалению, некоторые христиане склонны взирать на мрачную сторону
всего происходящего и больше думать о том, через что они прошли, чем о том,
что совершил для них Бог. Спросите, как они воспринимают христианскую жизнь,
и они расскажут о своей постоянной борьбе, о своих глубоких страданиях,
горьких бедах и о порочности своих сердец, почти ни слова не упомянув о
милости и помощи, которыми удостоил их Бог. Но христианин, чья душа здорова,
с радостью поднимется и скажет: "Не о себе буду говорить, но буду
славить моего Бога. Он извлек меня из страшного рва, из тинистого болота,
поставил на камне ноги мои и утвердил стены мои, и вложил в уста мои новую
песнь - хвалу Богу нашему. Великие дела соделал для меня Господь, и радуюсь
я". Такое обобщение своего опыта - самое лучшее, которым может
располагать любое дитя Божие. Это правда, что мы подвергаемся испытаниям, но
правда также и то, что мы получаем избавление от них. Правда, что мы несем в
себе испорченность и с прискорбием осознаем это, но совершенная правда и то,
что у нас есть вседостаточный Спаситель, Который побеждает эту испорченность
и избавляет нас от ее власти. Оглядываясь назад, было бы неправильным
отрицать, что мы были в Трясине Отчаяния и брели Долиной Унижения, но столь
же нехорошо было бы забыть, что мы прошли через них благополучно и с пользой
для себя; мы не остались в них благодаря нашему Всемогущему Помощнику и
Вождю, Который вывел нас "на свободу". Чем глубже скорби наши, тем
громче наши благодарения Богу, Который провел нас через все и сохранил до
сего дня. Скорби наши не могут исказить песнь хвалы нашей, мы считаем их
басовой партией песнопения всей нашей жизни: "Великое сотворил Господь
над нами: мы радовались". . 858
"А живем ли - для Господа живем" Послание
Римлянам 14,8 Если бы Бог захотел, то каждый из нас мог бы попасть на небо в момент
своего обращения. Для нашей подготовки к жизни вечной совсем не обязательно,
чтобы мы задерживались здесь на земле. Человек может быть взят на небо и
признан достойным участия в наследии святых во свете, даже если он только что
уверовал в Иисуса. Это верно, что наше освящение - долгий и непрерывный
процесс, и нам не достичь совершенства, пока мы не оставим тела наши и не
войдем за завесу; но тем не менее, если бы Господь захотел, Он мог бы
изменить нас от несовершенства к совершенству и взять на небо немедленно.
Тогда почему же мы здесь? Разве угодно Богу, чтобы дети Его оставались за
вратами рая хотя бы на одно мгновение дольше, чем это необходимо? Почему
армия Бога живого все еще на поле сражения, когда всего лишь одна атака могла
бы принести ей победу? Почему дети Его все еще бродят по лабиринту здесь и
там, когда одно - единственное слово из уст Его привело бы их в самый центр
их упований на небесах? Ответ следующий: они здесь для того, чтобы "жить
для Господа" и приводить других к познанию любви Его. Мы остаемся на
земле сеятелями, чтобы разбрасывать доброе семя; пахарями, чтобы поднимать
целину; вестниками, провозглашающими спасение. Мы здесь - как "соль
земли", дабы быть благословением миру. Мы здесь для того, чтобы
прославлять своей повседневной жизнью Христа. Мы здесь - как делатели Его и
"соработники" с Ним. Давайте же стремиться к тому, чтобы жизнь наша
соответствовала ее цели. Давайте жить ревностной, полезной, праведной жизнью
"в похвалу славы благодати Его". Тем не менее, мы страстно желаем
быть с Ним и каждодневно поем: "Я
сердцем - с Ним, и все тесней . 859
"Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил
нас" Первое
Послание Иоанна 4,19 На нашей планете нет никакого другого света кроме того, что исходит от
солнца; и в сердцах наших нет подлинной любви к Иисусу кроме той, которая
приходит от Самого Господа Иисуса. Из этого бьющего через край источника
безграничной любви Божией должна вытекать вся наша любовь к Богу. Великая и
несомненная истина в том, что мы любим Его лишь потому, что Он прежде возлюбил
нас. Наша любовь к Нему - это прекрасный отпрыск Его любви к нам. Холодное
почитание может иметь каждый, кто постигает дела Божий, но тепло любви может
быть зажжено в сердце только Духом Божиим. Как велико чудо, что таким как мы
вообще дано любить Иисуса! Как удивительно, что несмотря на то, что мы
восстали против Него, Он, проявляя такую изумительную любовь, старается
вернуть нас назад. Нет! Никогда у нас не было бы и крупицы любви к Богу, если
бы она не была посажена в нас прекрасным семенем Его любви к нам. Любовь,
таким образом, имеет своей родительницей любовь Божию, обильно излитую в
сердце; но после того, как она так божественно рождена, она нуждается в
божественном, вскармливании. Любовь - экзотическое растение; оно не будет
естественно произрастать в человеческой почве, ему нужно орошение свыше.
Любовь ко Христу - цветок очень нежной природы, и если бы он питался только
тем, что можно извлечь из камня сердец наших, он бы скоро усох. Поскольку
любовь исходит с небес, то и питаться она должна хлебом небесным. Она не
может существовать в пустыне, если при этом не вскармливается манной
небесной. Любовь должна питаться любовью. Истинная душа и жизнь нашей любви к
Богу - это Его любовь к нам. "Люблю
Тебя, Господь, но не своей . 860
"Ты взвешен на весок и найден легким" Книга
пророка Даниила 5,27 Полезно часто взвешивать себя на весах Слова Божия. Вы найдете это благочестивым
упражнением - читать какой-нибудь из псалмов Давида и, размышляя над каждым
его стихом, вопрошать самого себя: "Могу ли я сказать то же самое?
Испытываю ли я те же чувства, что и Давид? Сокрушалось ли мое сердце из-за
греха так, как сокрушалось его, когда он писал свои покаянные псалмы? Была ли
душа моя так же исполнена подлинного упования в час испытаний, как была
исполнена его, когда он воспевал милости Божий в пещере Одоллам или в
безопасных местах Ен-Гадди? Принимаю ли я чашу спасения и призываю ли имя
Господне?" Затем обратитесь к жизни Христа и, читая, спросите себя,
насколько глубоко вы уподобились Ему. Постарайтесь узнать, есть ли у вас
кротость, смирение и дух любви, которые Он постоянно являл и утверждал. Затем
перейдите к посланиям и посмотрите, соответствует ли ваш опыт тому, что
говорил о себе апостол. Восклицали ли вы когда-нибудь так, как он:
"Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?" Изведали
ли вы такое же самоуничижение? Считали ли вы себя первым из грешников и наименьшим
из всех святых? Знакомо ли вам нечто подобное его преданности Богу? Могли бы
вы присоединиться к его словам: "для меня жизнь - Христос, и смерть -
приобретение"? Если именно так мы будем читать Слово Божие, проверяя им
наше духовное состояние, то много раз нам придется отрываться от чтения,
чтобы сказать: "Господи, я чувствую, что я еще никогда не испытывал
подобного. О, дай же мне изведать это! Дай мне подлинное покаяние, такое же,
о котором я здесь читаю. Дай мне настоящую веру, дай мне большее рвение,
воспламени меня более пылкой любовью, даруй мне благодать кротости, соделай
меня более подобным Христу. Пусть я никогда больше не буду "найден
легким" на весах святилища, чтобы не оказаться мне легким на весах суда
Божиего. "Судите самих себя, да не судимы будете". 861
"Жаждущий пусть берет воду жизни даром" Откровение
22,17 Иисус говорит: "Берите даром". Ему не нужна ни плата, ни
уготовление. Он не требует рекомендаций от наших добродетельных чувств. Если
у тебя нет благих устремлений, если ты всего лишь жаждешь, то призыв этот - к
тебе; поэтому приходи! У тебя нет веры и нет покаяния - приди к Нему, и Он
даст их тебе. Приди таким, какой ты есть, и бери "даром", без
серебра и без платы. Он отдает Себя нуждающимся. Питьевые колонки на углах
улиц - дорогостоящие сооружения; но едва ли можно представить себе глупца,
который стоя у одной из них, полезет за своим кошельком и воскликнет: "Я
не могу напиться, потому что у меня нет денег". Каким бы бедным человек
ни был, есть колонка, и он может пить из нее таким, какой он есть. Жаждущие,
проходящие мимо, одеты ли они в тонкое, сукно или во фланель, не нуждаются ни
в каком разрешении, чтобы пить из колонки; сам факт ее существования здесь и
есть их разрешение брать воду из нее даром. Великодушие добрых друзей
поместило сюда этот живительный кристалл, и мы пользуемся им, не задавая
никаких вопросов. Возможно, единственные люди, которые вынуждены оставаться
жаждущими, двигаясь по улице, где есть питьевая колонка - это нарядные леди и
джентльмены в экипажах. Они очень жаждут, но не могут и подумать о таком
плебействе, как выйти и напиться. Они считают для себя унизительным пить из
простой колонки и потому проезжают мимо с запекшимися губами. О, как много
тех, кто богат своими добрыми делами и потому не может придти ко Христу!
"Я не хочу, - говорят они, - спасения рядом с блудницами и
сквернословами. Как! Идти на небеса одной дорогой с трубочистом? Неужели нет
другого пути к славе, кроме того, которым прошел туда разбойник? Я не хочу
такого спасения". Такие хвастливые гордецы останутся без живой воды, но
"ЖАЖДУЩИЙ ПУСТЬ БЕРЕТ ВОДУ ЖИЗНИ ДАРОМ". . 862
"Радуйся в Господе" [Синодальный перевод -
"Утешайся Господом"] Псалтирь
36,4 Призыв, заключенный в этих словах, должен показаться весьма
удивительным для тех, кто чужд глубокого благочестия, но для искренне
верующего это всего лишь утверждение признанной истины. Жизнь верующего
представлена здесь как радость в Боге, и мы, таким образом, удостоверяемся в
том, что истинная религия изобилует блаженством и радостью. Безбожники или
формальные верующие никогда не воспринимают религию как нечто радостное; для
них это - служба, долг или необходимость, но никогда - удовольствие и
восторг. Если они вообще относят себя к религии, то это или ради выгоды, или
же потому что не осмеливаются поступать иначе. Мысль о радости в религии
настолько чужда большинству людей, что в их языке нет двух более отстоящих
друг от друга слов, чем "святость" и "радость". Но
верующие, познавшие Христа, понимают, что радость и вера так блаженно едины,
что вратам ада не под силу разлучить их. Те, кто любит Бога всем сердцем,
убеждаются, что пути Его - пути приятные, и все стези Его - мирные. Такие
радости, такие обильные восторги, такое льющееся через край блаженство
находят праведники в своем Господе, что, будучи далеки от служения Ему по
обычаю, они последовали бы за Ним, даже если бы весь мир предал Его
проклятию. Мы боимся Бога не по принуждению; наша вера - не оковы, наше
исповедание - не узы; нас не тащат к святости и не гонят к долгу. Нет,
благочестие наше - это наше удовольствие, упование наше - наше блаженство,
долг наш - наша радость. Радость и истинная религия так же едины, как корень и цветок; так же
неразделимы, как правда и уверенность; это фактически два драгоценных камня,
сверкающих друг возле друга в золотой оправе. "Вкусив
Твоей любви, . 863
"И сказала Сара: смех сделал мне Бог; кто ни услышит
обо мне, рассмеется" Бытие
21,6 Сверхъестественным и даже противоречащим законам природы было то, что
престарелая Сара удостоилась чести родить сына; и точно также выходит за
рамки обычного то, что мне, несчастному, беспомощному, пропащему грешнику,
дарована благодать вынашивать в своей душе пребывающий там Дух Господа
Иисуса. Я, когда-то потерявший всякую надежду (и с полным на то основанием,
ибо природа моя была безводна, суха, бесплодна и проклята, как завывающая
пустыня), даже я был соделан способным произвести на свет плод святости. Да
исполнятся уста мои радостным смехом по причине необычайной, удивительной
благодати, которую получил я от Господа, ибо я обрел Иисуса, семя
обетованное, и Он - мой на веки. В день этот вознесу я псалмы восхваления
Господу, вспомнившему смирение мое, ибо "возрадовалось сердце мое в
Господе, вознесся рог мой в Боге моем, широко разверзлись уста мои на врагов
моих; ибо я радуюсь о спасении Твоем". Я хочу, чтобы все, кто слышит о моем великом избавлении от ада и о
моем благословеннейшем посещении свыше, смеялись вместе со мной от радости. Я
хочу изумлять семью свою изобильным миром моим; хочу восхищать друзей своих
всевозрастающим блаженством моим; хочу наставлять церковь благодарными
признаниями моими; и даже впечатлять мир веселостью моих повседневных
разговоров. Баньен рассказывает, что Милость смеялась во сне, и это не
удивительно, так как она видела во сне Иисуса; моя радость не уступит ее
радости, пока Возлюбленный мой будет предметом моих ежедневных размышлений.
Господь Иисус - это глубокое море радости: моя душа погрузится в него, будет
поглощена радостями общения с Ним. Сара смотрела на своего Исаака и смеялась
от избытка радости, и вместе с нею смеялись все ее друзья; и ты, душа моя,
смотри на своего Иисуса и приглашай небо и землю соединиться в твоей радости
неизреченной. . 864
"Помоги, Господи" [Синодальный перевод -
"Спаси, Господи"] Псалтирь
11,1 Сама эта молитва замечательна, ибо она кратка, но своевременна,
поучительна и глубока. Давид восскорбел, видя, как мало осталось верных Богу
людей, и потому вознес сердце свое в молении; когда творение пало, он побежал
к Творцу. Он явно чувствовал свою собственную слабость, иначе не взывал бы о
помощи; но в то же время он честно старался изо всех сил стоять за дело
истины, ибо слово "помоги" неприменимо там, где мы сами ничего не
предпринимаем. В этой просьбе из двух слов много искренности, чистоты
восприятия и ясности выражения; воистину, намного больше, чем в длинных и
бессвязных излияниях некоторых исповедников. Прямо к своему Богу бежит
псалмопевец с молитвой, в которой взвешено каждое слово; он знает, что он
ищет, и знает, где искать. Господи, научи нас молиться таким же
благословенным способом. Обстоятельства часто вынуждают нас обращаться к этой молитве. Как
подходяща она для верующих, подвергающихся испытаниям в несчастьях,
посылаемых Провидением, когда никто не в состоянии им помочь. Студенты,
испытывая затруднения в понимании учений, часто могут получать помощь,
вознося этот призыв "Помоги, Господи" к Духу Святому, великому
Учителю. Духовные воины, ведя внутренние сражения, могут обращаться к Престолу
за подкреплением, и эта молитва будет для них образцом изложения просьбы.
Труженики нивы Божией могут получать таким образом благодать во время нужды.
Грешники, ищущие Бога, пребывая в сомнениях и тревогах, могут возносить такую
же весомую молитву. Практически во всех этих случаях, во всякое время и во
всяком месте она окажется незаменимой для душ, испытывающих нужду.
"Помоги, Господи" подойдет для нас и во время жизни и в час смерти,
в страдании и в труде, в радости и в печали. В Нем обретается помощь наша,
давайте же не лениться взывать к Нему. Молитва эта обязательно получит ответ, если будет вознесена в
искренности через Иисуса. Сущность Бога убеждает нас, что Он не оставит народ
Свой; Его положение Отца и Супруга гарантирует нам Его помощь; дар, принесенный
Им в Иисусе - залог всякого блага; и Его твердое обетование неизменно:
"Не бойся, Я ПОМОГАЮ ТЕБЕ". 865
"Искупитель твой" Книга
пророка Исаии 54,5 Иисус Искупитель - всецело и навеки наш. Все служения Христовы
совершаются ради нас. Он - Царь ради нас, Первосвященник ради нас и Пророк
ради нас. Давайте же всегда, когда мы встречаем новый титул Искупителя,
считать, что под этим именем, как и под любым другим, Он - наш. Посох
Пастыря, розга Отца, меч Вождя, митра Священника, скипетр Царя, мантия Пророка
- все наше. У Христа нет ни одного звания, которое бы Он не употребил для
нашего возвышения, и ни одной привилегии, которую бы Он не использовал для
нашей защиты. Полнота Божества Его - это наша неизменная, неиссякаемая
сокровищница. Его человеческая природа, которую Он принял ради нас, во всем
ее совершенстве - также наша. Нам передает наш милостивый Господь безупречное
достоинство Своего непорочного характера, нам сообщает достохвальную
действенность Его посвященной Богу жизни, нас одаривает наградой Своей,
добытой покорным смирением и непрестанным служением. Незапятнанное одеяние
жизни Своей делает Он красотой, покрывающей нас; сверкающие добродетели
характера Своего - нашими украшениями и бриллиантами; а сверхчеловеческую
кротость смерти Своей - нашей радостью и славой. Он завещает нам ясли Свои,
чтобы постичь нам, как Бог снизошел до человека; и Крест Свой, чтобы научить
нас, как человеку подняться к Богу. Ради нас были все мысли, чувства,
действия, проповеди, чудеса и ходатайства Его. Ради нас прошел Он путь
страданий и передал нам как небесное наследство совершенный итог всех трудов
жизни Своей. Сейчас Он - наш, также как прежде, и Он не стесняется признать
Себя "нашим Господом Иисусом Христом", хотя Он - благословенный и
единственный Властитель, Царь царей и Господь господствующих. Христос везде и
во всем - наш Христос, чтобы нам во веки вечные преизобильно наслаждаться Им.
О душа моя, силой Духа Святого назови Его в это утро "Искупителем
твоим". . 866
"И исполнились все Духа Святого" Деяния
апостолов 2,4 Богатыми были бы благословения сегодняшнего дня, если бы все мы
исполнились Духа Святого. Последствия такого священного наполнения души было
бы невозможно переоценить. Жизнь, утешение, свет, чистота, сила, мир, и
множество других драгоценных благословений неотделимы от благостного
присутствия Духа. Как священный елей, Он помазывает голову верующего,
отделяет его для священства праведников и дарует ему благодать достойно нести
служение. Как единственно подлинно очищающая вода, Он очищает нас от власти
греха и освящает нас к святости, производя в нас хотение и действие по
благоволению Господнему. Как свет, Он вначале показал нам наше падшее
состояние, а теперь открывает нам и в нас Господа Иисуса и водительствует
нами на пути правды. Просвещенные Его чистым небесным лучом, мы уже больше не
тьма, но свет в Господе. Как огонь, Он выжигает в нас всю изгарь и
воспламеняет в нас нашу освящаемую природу. Он - жертвенное пламя, благодаря
которому мы делаемся способными приносить наши души в живую жертву Богу. Как
небесная роса, Он удаляет наше бесплодие и оплодотворяет жизни наши. О, если
бы снизошел Он на нас в это раннее утро! Такая утренняя роса была бы
благодатным началом для всего дня. Как голубь, крыльями исполненной мира
любви Он осеняет Церковь Свою и души верующих, и как Утешитель, разгоняет
заботы и сомнения, нарушающие покой возлюбленных Его. Он нисходит на
избранных, как на Господа в Иордане, и свидетельствует о сыновстве их,
пробуждая в них сыновний дух, которым взывают они: "Авва, Отче".
Как ветер, Он приносит людям дыхание жизни; дыша там, где хочет, производит
Он оживотворяющее действие, которым духовное творение получает жизнь и
поддержку. Попросим же Бога, чтобы смогли мы почувствовать присутствие Его
сегодня и во всякий день. 867
"Ибо вот, Я повелю и рассыплю дом Израилев по всем
народам, как рассыпают зерна в решете, и ни одно не падает на землю" Книга
пророка Амоса 9,9 Каждый толчок решета совершается по Божественному повелению и
разрешению. Сатана должен просить позволения, прежде чем он сможет хоть
пальцем прикоснуться к Иову. Более того, в некотором смысле рассыпание наше
есть непосредственное дело небес, ибо в тексте сказано: "Я рассыплю дом
Израилев". Сатана, как нерадивый работник, может взяться за решето,
надеясь погубить зерно; но всемогущая рука Господня тем же действием, которое
враг вознамерился обратить на погибель, добивается чистоты зерна.
Драгоценное, но многократно рассыпаемое зерно житницы Господней да утешится
благословенным фактом, что и цеп и решето использует Господь к Своей
собственной славе и к нашему вечному приобретению. Господь Иисус обязательно воспользуется веялом, которое у Него в руке,
и отделит драгоценное от ничтожного. Не все те Израильтяне, которые от
Израиля; куча на полу житницы - еще не чистый продукт, и поэтому его
необходимо провеять. Только полновесное зерно имеет силу удержаться в решете.
Шелуха и мякина, лишенные внутреннего наполнения, разлетятся как прах перед
лицем ветра, и останутся только чистые ядра. Обратите внимание на совершенную безопасность пшеницы Господней, даже
малейшему зернышку обещана сохранность. Бог рассыпает Сам, и поэтому дело это
суровое и ужасное. Он рассыпает их везде, "по всем народам"; Он
рассыпает их самым действенным способом, "как рассыпают зерно в
решете"; и тем не менее, при всем этом ни одному самому маленькому,
самому легкому и самому покоробленному зернышку не дано упасть на землю. В
глазах Господа драгоценен каждый отдельный верующий; пастырь не хочет
потерять ни одной овцы, ювелир - ни одного бриллианта, мать - ни одного
своего ребенка, и человек - ни одного члена тела своего, так же и Господь не
потеряет ни одного из искупленных Его. Как бы малы мы ни были, если мы
Господни, то можем радоваться, что хранимы во Христе Иисусе. 868
"Ты прекраснее сынов человеческих" Псалтирь
44,3 Вся личность Иисуса - как один драгоценный камень, а вся жизнь Его -
как один оттиск печати. Он весь совершенен; не только в отдельных проявлениях
Своих, но - как одна благодатная всеславная целостность. Существо Его - не
беспорядочная смесь прекрасных красок и не груда небрежно сваленных друг на
друга драгоценных камней. Он - олицетворение красоты и наперсник славы. В Нем
"все достославные" качества занимают надлежащее им место и
подчеркивают красоту друг друга. Ни одна черта Его славной личности не
затмевает другие; но весь Он - совершенство и любезность. О Иисус! Сила Твоя, благодать Твоя, справедливость Твоя, милосердие
Твое, истина Твоя, величие Твое и неизменность Твоя создают такого человека,
вернее - такого Богочеловека, Какого ни небеса, ни земля никогда еще не
видели. Младенчество Твое, вечность Твоя, страдания Твои, победы Твои, смерть
Твоя и бессмертие Твое - все сплетены в один роскошный гобелен, без шва или
разрыва. Ты - музыка без фальши; Ты - множество, и все же не разделен; Ты -
все, и все же не различен. Как все цвета сливаются в одну сверкающую радугу,
так вся слава небес и земли сошлась в Тебе и соединилась так чудесно, что
нигде нет ничего подобного Тебе; более того, если бы все добродетели самых
достойных собрались воедино, они не смогли бы соперничать с Тобой, о Ты,
зеркало всякого совершенства. Ты помазан святым елеем из смирны и касии,
который Бог Твой приготовил для Тебя одного; а аромат Твой как святое
благоухание, которое никто больше не сможет сотворить, даже искусством
составляющего масти; каждый элемент - ароматен, и весь состав - божественен. О
райский аромат! О редкое блаженство 869
"Он создает храм Господень и примет славу" Книга
пророка Захарии 6,13 Христос Сам - строитель Своего духовного храма, и Он построил его на
горах Своей неизменной любви, Своей всемогущей благодати и Своей непогрешимой
правдивости. Но как было в храме Соломона, так и здесь: материал должен быть
подготовлен. Вот "кедры Ливанские", но они не приспособлены для
строительства: они не срублены, не распилены, не превращены в те кедровые
доски, чья благоуханная красота будет радовать дворы дома Господня в раю.
Грубые камни также еще в каменоломне, их нужно высечь оттуда и обтесать. Все
это - собственный труд Христов. Каждый отдельный верующий готовится,
шлифуется, подгоняется для своего места в храме, но этот подготовительный
труд совершает собственная рука Христова. Страдания бессильны освятить, если
Он не употребит их для этой цели. Наши молитвы и дела не могут уготовить нас
для неба, если не участвует в них рука Иисуса, Который исправляет сердца
наши. Как при строительстве храма Соломона "ни молота, ни тесла, ни
всякого другого железного орудия не было слышно", потому что все
доставлялось совершенно готовым для предназначенного ему места - так же и с
храмом, который строит Иисус: вся подготовка совершается на земле. Когда мы
попадем на небо, там не будет нашего освящения, не будет обтесывания нас
скорбями, обструтивания страданиями. Нет, мы должны стать готовыми здесь -
все это Христос сделает заранее; и когда Он сделает это, мы будем любящей
рукой переправлены через реку смерти и доставлены в небесный Иерусалим, чтобы
вечными столпами пребывать во храме Господа нашего. "Воздвигнутый
Его рукой, . 870
"Ефрем стал как неповороченный хлеб" Книга
пророка Осии 7,8 Неповороченный хлеб остается с одной стороны непропеченным; и так же
Ефрем во многих отношениях был не затронут божественной благодатью: хотя в
нем было частичное послушание, но оставалось очень много непокорности. Душа
моя, взгляни, умоляю тебя, не таково ли и твое состояние. Совершенна ли ты в
божественном? Прошла ли благодать сквозь самую сердцевину существа твоего,
так что ее божественное воздействие проявляется во всех твоих способностях,
действиях, словах и мыслях? Иметь освященными дух, душу и тело - это должно
быть твоей целью и молитвой; и хотя освящение не может достичь в тебе
абсолютной степени совершенства, все же оно должно быть универсальным в своих
действиях; проявление святости в одном не должно соседствовать с грехом,
царящим в чем-то другом, иначе ты также будешь неповороченным хлебом. Неповороченный хлеб быстро подгорает с той стороны, которая ближе к
огню, и хотя в человеке не бывает избыточной религии, находятся такие,
которые кажутся обгоревшими дочерна от своей фанатичной приверженности к той
части истины, которую они восприняли, или же они полностью обуглены от
тщеславной фарисейской демонстрации тех религиозных подвигов, которые
подходят их характеру. Самодовольный вид высокомерной святости часто
сопровождается полным отсутствием всякого подлинного благочестия. Святой на
людях - это дьявол наедине. Днем он в муке, ночью - в саже. Хлеб, подгоревший
с одной стороны - это непропеченное тесто с другой. Если шок же и со мной - о Господи, поверни меля! Обрати мою
неосвященную природу к огню любви Твоей, и пусть она почувствует священный
жар, а моя подгоревшая сторона пусть немного остынет, пока осознаю я свою
слабость и нехватку тепла, будучи удален от небесного пламени Твоего. Не дай
мне быть человеком с двоящимися мыслями, но тем, кто полностью находится под
могущественным влиянием господствующей благодати; ибо я хорошо знаю, что если
останусь как хлеб неповороченный и не стану с обеих сторон объектом благодати
Твоей, то мне предстоит быть истребленным навеки среди пламени вечного.
|