Чарльз Г.Сперджен |
Малые проповеди |
|
|
|
|
|
821
"Может ли человек сделать себе богов, которые, впрочем,
не боги?" Книга
пророка Иеремии 16,20 Одним из великих неотступных грехов древнего Израиля было
идолопоклонство, и духовный Израиль болен склонностью к такому же
безрассудству. Не светит больше звезда Ремфана, и женщины больше не плачут по
Таммузу, но Маммона все еще подсовывает своего золотого тельца, и гробницы
гордыни не оставлены. "Я" во многих формах старается подчинить
своей власти избранных, и плоть воздвигает свои жертвенники везде, где только
может найти для них место. Любимые дети часто являются причиной многих грехов
для верующих; Господь оскорблен, когда видит, как безумно мы любим их сверх
всякой меры; они окажутся для нас большим проклятием, как Авессалом для
Давида, или же будут отняты у нас, оставив дома наши опустевшими. Если христиане
хотят вырастить терновник для собственных бессонных подушек, то пусть до
безумия любят своих дорогих и близких. Верно сказано, что "они не боги", ибо объекты нашей
безрассудной любви представляют собой весьма сомнительные благословения;
утешение, которое они нам сейчас дают - опасно; а помощь, которую они могут
оказать в час скорби, воистину мала. Почему же мы так очарованы суетностью?
Мы жалеем несчастных язычников, которые поклоняются каменному идолу, и все же
поклоняемся золотому. В чем же превосходство бога из плоти перед богом из
дерева? Основная причина, грех, безрассудство - одни и те же в том и другом
случае, только в нашем - преступление более тяжкое, потому что в нас больше
света и мы грешим перед лицом Господа. Язычник поклоняется ложному божеству,
но истинного Бога он никогда не знал; мы же совершаем двойное зло, так как
оставляем Бога живого и обращаемся к идолам. Да очистит Господь всех нас от
этого тяжкого беззакония! "Всех
идолов с престолов их 822
"И буду их Богом, и они будут Моим народом" Второе
послание Коринфянам 6,16 Как приятен титул: "Мой народ"! Как ободряюще откровение:
"буду их Богом"! Какой огромный смысл заключен в этих двух словах:
"Мой народ"! В них - указание на особое отношение. Весь мир
принадлежит Богу; небеса, даже небо небес - Господне, и Он царствует среди
сынов человеческих; но о тех, кого Он избрал, кого Он искупил для Себя, Он
говорит так, как не говорит ни о ком другом: "Мой народ". В словах
этих заключена идея собственности. В особом смысле "удел Господа - Его
народ, Иаков - наследственный удел Его". Все народы на земле - Его, весь
мир в Его власти; однако Его народ, Его избранные являются в более особенном
смысле Его владением, ибо Он сделал для них больше, чем для других; Он
искупил их Своею кровью, Он приблизил их к Себе; Он отдал им Свое великое
сердце, Он возлюбил их вечной любовью, любовью, которую не могут потушить
большие воды, и которую потоку времени никогда не удастся уменьшить. Дорогие друзья,
можете ли вы верой увидеть себя в числе Его избранных? Можете ли поднять
глаза к небу и сказать: "Господь мой и Бог мой. Мой - благодаря этому
дорогому родству, которое дает мне право называть Тебя Отцом; мой - благодаря
тому святому общению, в котором я радостно пребываю с Тобой, когда угодно
Тебе явить Себя мне, а не миру"? Можешь ли ты читать богодухновенную
Книгу и находить в Ней установления, касающиеся твоего спасения? Можешь ли ты
прочитать свой титул, начертанный драгоценной Кровью? Можешь ли смиренной
верой схватиться за одежды Иисуса и сказать: "Мой Христос"? Если
можешь, значит, Бог говорит о тебе и о подобных тебе: "Мой народ",
ибо если Бог - это твой Бог, и Христос - твой Христос, то Господь имеет к
тебе особое исключительное благоволение, ты - объект Его избрания,
облагодатствованный в Его Возлюбленном Сыне. . 823
"Мы пребываем в Нем" Первое
послание Иоанна 4,13 Нам нужен дом для вашей души? Вы спрашиваете: "Сколько он
стоит?" Цена его меньше, чем готова заплатить горделивая человеческая
природа: не нужно ни серебра, ни платы. Но вы, наверное, все - таки хотели бы
внести достойную сумму? Вам хотелось бы что - то сделать, чтобы обрести
Христа? Тогда этот дом не для вас, ибо он "без платы". Вы возьмете
дом Господа моего в аренду на всю вечность, не внося за него никакой платы,
никакой, кроме основной платы любви к Нему и служения Ему навеки? Вы возьмете
Христа и "пребудете в Нем"? Взгляните, в этом доме есть все, что
вам нужно, он заполнен богатствами, которых вам не истратить за всю вашу жизнь.
Здесь вы можете иметь сокровенное общение со Христом и наслаждаться Его
любовью; здесь столы обильно уставлены яствами, чтобы вы могли насыщаться ими
во веки веков; в доме этом, когда вы устанете, вы можете найти покой с
Иисусом; и из этого дома вы можете смотреть и видеть само небо. Берете ли вы
этот дом? Если вы бездомны, вы скажете: "Мне хотелось бы взять, но можно
ли?" Да, вот ключ, и ключ этот - "приди к Иисусу". "Но, -
говорите вы, - я слишком убого одет для такого дома". Не беспокойтесь, в
нем есть одежда. Если вы чувствуете себя виновным и осужденным, приходите; и
хотя дом слишком хорош для вас, Христос быстро сделает вас достаточно хорошим
для этого дома. Он умоет и очистит вас, и вы сможете воспеть: "Мы
пребываем в Нем". Верующий, трижды блажен ты, имея такое место
жительства! Ты удостоен великой чести, ибо у тебя "твердое
прибежище", в котором ты всегда в безопасности. И, "пребывая в
Нем", ты имеешь не только совершенный и надежный дом, но и дом вечный.
Когда мир этот растает как сон, дом наш будет жить и стоять нерушимее
мрамора, тверже гранита, самосущий как Бог, ибо он и есть Сам Бог - и
"мы пребываем в Нем". . 824
"И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил
их всех" Евангелие
Матфея 12,15 Какое множество отвратительных болезней предстало должно быть пред
глазами Иисуса! И все же мы не видим, чтобы Он испытывал отвращение,
наоборот, Он терпеливо врачевал каждого страждущего. Какое невероятное
разнообразие недугов скопилось должно быть у Его ног! Какие тошнотворные язвы
и гноящиеся болячки! И все же Он был готов к любому проявлению чудовищного
зла, и был его победителем, какую бы форму оно ни принимало. Пусть стрела
прилетала откуда бы то ни было, Он угашал ее неистовую силу. Жар лихорадки
или озноб водянки, апатия паралича или буйство сумасшествия, нечистота
проказы или тьма слепоты - все они познали власть слова Его и удалялись прочь
по повелению Его. Во всяком месте торжествовал Он над злом, принимая похвалу
от освобожденных пленников. Он приходил, Он видел, Он побеждал везде. Так же
и в это утро. Каким бы ни был недуг мой, возлюбленный Врач исцелит меня; и
каким бы ни было состояние тех, кого я сейчас помяну в молитве, я могу
надеяться на Иисуса, что Он излечит их от грехов их. Дитя мое, друг мой,
любимый мой, - я могу быть спокойным за каждого, за всех, когда помню
целительную силу Господа моего; и в отношении себя самого, каким бы суровым
ни было мое борение с грехами и немощами, я все же могу сохранять бодрость
духа. Врачевавший на этой земле больных все еще дарит Свою благодать и творит
чудеса среди сынов человеческих: тотчас же пойду к Нему с полной
уверенностью. Да восхвалю я Его в это утро, вспоминая, как Он творил духовные
врачевания, принесшие Ему наибольшую славу: Он брал наши немощи на Себя.
"Ранами Его мы исцелились". Церковь земная наполнена душами,
исцеленными нашим возлюбленным Врачевателем; и жители самих небес признают,
что "Он исцелил их всех". Иди же, душа моя, возвещай всем
достоинство благодати Его, и пусть это будет "во славу Господа, в
знамение вечное, несокрушимое". 825
"Исцеленный же не знал, кто Он" Евангелие
Иоанна 5,13 Годы бегут незаметно для тех, кто здоров и счастлив; но тридцать
восемь лет недуга должно быть растянулись в весьма утомительный срок для
несчастного расслабленного. Поэтому, когда Иисус словом исцелил его,
лежавшего у купальни Вифезда, он радостно ощутил в себе перемену. Так же и
грешник, который недели и месяцы был парализован отчаянием и, обессиленный,
вздыхал о спасении, с большой ясностью осознает происходящую в нем перемену,
когда Иисус произносит слово власти и дарует ему радость и мир по вере его.
Зло, удаленное от нас, слишком велико, чтобы мы могли не заметить его
удаления; дарованная нам жизнь слишком замечательна, чтобы можно было
получить ее и оставить без использования; и перемена, произведенная в нас,
слишком чудесна, чтобы ее можно было не ощутить. И все же несчастный не знал
Излечившего его; он не знал о святости Его личности, о служении, которое Он
совершал, и о миссии, которая привела Его к людям. Большое неведение об
Иисусе может оставаться в сердцах, которые все же чувствуют силу крови Его.
Мы не должны поспешно осуждать людей за отсутствие знания; но там, где мы
можем увидеть веру, спасающую душу, там мы должны верить в дарованное
спасение. Дух Святой делает людей кающимися задолго до того, как Он делает их
святыми; и кто верует в то, что он знает, тот скоро яснее узнает то, во что
верует. Неведение, однако, есть зло, ибо тот несчастный подвергался нападкам
со стороны фарисеев и был совершенно беспомощен перед ними. Хорошо, когда мы
в состоянии дать ответ ниспровергателям, но это невозможно сделать, если мы
не знаем Господа Иисуса ясно и с разумением. Исцеление того человека от
неведения, однако, скоро последовало за исцелением его от немощи, ибо Господь
встретил его в храме; и после этого благодатного знакомства мы видим его
свидетельствующим о том, что "исцеливший его есть Иисус". Господи,
если Ты спас меня, яви мне Себя, чтобы мог я возвещать о Тебе сынам
человеческим. . 826
"Благословивший нас всяким духовным
благословением" Послание
Ефесянам 1,3 Всю благость прошлого, настоящего и будущего дарует Христос Своему
народу. В таинственных глубинах прошлого Господь Иисус был первым избранным
Отца Своего и в Свое избрание Он принял и нас, ибо мы избраны в Нем прежде
создания мира. Ему, Единородному и Возлюбленному Сыну Отца Своего, от
вечности принадлежали привилегии сыновства, и Он, по богатству благодати
Своей, через усыновление и рождение свыше возвысил также и нас до сыновства,
так что нам Он "дал власть быть чадами Божиими". Вечный завет,
основанный на поручительстве и скрепленный клятвой - это наш завет, для
нашего твердого утешения и безопасности. В непреходящих установлениях
предопределяющей мудрости и всемогущего промысла взгляд Господа Иисуса был
постоянно устремлен на нас, и мы можем пребывать в уверенности, что во всей
книге судеб нет ни строчки, направленной против интересов Его искупленных.
Великое обручение Князя Славы - наше, ибо именно с нами Он помолвлен, о чем
скоро объявит Всей вселенной святое бракосочетание. Чудесное воплощение Бога
небес со всей сопутствующей ему изумительной терпимостью и уничижением -
наше. Кровавый пот, бич, крест - наши на веки. Все благословенные
последствия, проистекающие от совершенного послушания, исполненного
искупления, воскресения, вознесения или ходатайства - наши, как Его
собственный дар. На Своем наперснике Он носит теперь наши имена; и в Своих
властных ходатайствах у престола Он вспоминает нас и защищает нас перед
Судией. Свою власть над Началами и Силами и Свое абсолютное величие на
небесах Он обращает на благо тех, кто верует в Него. Его высокое положение
служит нам точно так же, как служило нам Его состояние уничижения. Тот, Кто в
бездне страданий и смерти отдал Себя за нас, не отнимает дара и теперь, когда
восседает на престоле на высочайшей высоте небес. . 827
"Но Христос воскрес из мертвых, первенец из
умерших" Первое
послание Коринфянам 15,20 Основой всего христианского вероучения является тот факт, что
"Христос воскрес из мертвых"; ибо, "если Христос не воскрес,
то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша: вы еще во грехах ваших".
Воскресение Христа - это вернейшее доказательство Его божественности,
поскольку Он "открылся Сыном Божиим в силе, по духу Святыни, через
воскресение из мертвых". Если бы Он не воскрес, сомнения в Его
Божественности были бы вполне оправданны. Кроме того, на воскресении Христа
зиждется Его всевластие, "ибо Христос для того и умер, и воскрес, и
ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми, и над живыми". Также и наше
оправдание, это лучшее благословение завета, связано с блистательной победой
Христа над смертью и адом; ибо Он был "предан за грехи наши и воскрес
для оправдания нашего" Более того, само наше возрождение связано с его
воскресением, ибо мы возрождены "воскресением Иисуса Христа из мертвых к
упованию живому". И конечно же, наше окончательное воскресение
основывается на этом, ибо, "если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых
Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых, оживит и ваши
смертные тела Духом Своим, живущим в вас" Если Христос не воскрес, то и
мы не воскреснем; но если Он воскрес, то и умершие во Христе не погибли, но
во плоти своей воистину узрят Бога своего. Таким образом, серебряная нить
воскресения проходит через все благословения верующего, от возрождения до его
вечной славы, связывая их между собой. Каким же важным будет в его глазах
этот славный факт и как возрадуется он тому, что вне всякого сомнения
"Христос воскрес из мертвых"! "Обет исполнен - все поют!
- 828
"Я с вами во все дни" Евангелие
Матфея 28,20 Хорошо, что есть Тот, Кто всегда Тот же, и Кто всегда с нами. Хорошо,
что есть одна нерушимая скала среди волн житейского моря. О душа моя, не привязывайся
ко ржавеющим, изъеденным молью и преходящим сокровищам, но прилепись своим
сердцем к Тому, Кто всегда остается верным тебе. Не строй себе дом на зыбучих
песках обманчивого мира, но возложи надежды свои на эту скалу, что будет
стоять незыблемо и несокрушимо под проливным дождем и среди бурных потоков.
Душа моя, я призываю тебя, спрячь свои сокровища в единственно надежный
ларец; храни свои драгоценности там, где никогда их не потеряешь. Положи все
свое во Христа; все чувства свои устреми на Его личность, все упование свое -
на Его заслугу; всю веру свою - на Его действенную кровь; всю радость свою -
на Его присутствие, и тогда ты сможешь смеяться над потерями и не бояться
погибели. Помни, что все цветы в саду мира сего увядают по очереди, и придет
день, когда ничего не останется кроме черной холодной земли. Черный
огнетушитель смерти скоро погасит и твою свечу О! Как сладко иметь солнечный
свет, когда потухла свеча! Мрачная река скоро ляжет между тобой и всем, что у
тебя есть; так соедини же сердце свое с Тем, Кто тебя никогда не оставит;
доверься Тому, Кто пойдет вместе с тобой через черный бурлящий поток реки
смерти, и Кто благополучно доставит тебя на небесный берег и навеки поселит
тебя с Собою в небесных обителях. Иди же, страждущий сын скорбей, расскажи
свои тайны Другу, более привязанному, нежели брат. Доверь все заботы свои
Тому, Кого никогда не отнять у тебя, Кто никогда не покинет тебя и Кто
никогда не позволит тебе покинуть Его, так как "Иисус Христос вчера и
сегодня и вовеки Тот же". "Не бойся, ибо Я с тобой" - этого
достаточно для души моей, кто бы другой ни покинул меня. . 829
"И явлюсь ему Сам" Евангелие
Иоанна 14,21 Господь Иисус особым образом открывает Себя Своему народу. Даже если
бы Писание не говорило этого, среди детей Божиих есть многие, кто мог бы
свидетельствовать об этой истине на основании своего собственного опыта. Они
переживали необыкновенные, недоступные простому чтению и слушанию, явления их
Господа и Спасителя Иисуса Христа. В житиях выдающихся святых вы найдете много
описанных ими примеров, когда Иисус особым образом благоволил говорить к их
душам и раскрывать чудеса Своей личности; их души повергались в такое
блаженство, что им казалось, они находятся на небесах, тогда как там они не
были, хотя и были совсем рядом, на пороге, ибо когда Иисус являет Себя Своему
народу - это небо на земле, это рай в зародыше, это начало блаженства. Особые
явления Христа оказывают освящающее воздействие на сердце верующего. Одним из
результатов этого является смирение. Если человек заявляет: "У меня был
такой-то опыт духовного общения, я - великий человек", значит он вообще
никогда не имел общения со Христом, ибо "Господь и смиренного видит, и
гордого узнает издалека". Ему не нужно близко подходить к гордому, чтобы
узнать его, Он никогда не одарит его визитом любви. Другой результат - это
блаженство, ибо в присутствии Бога заключена вечная радость. За этим
обязательно следует святость. Человеку, который не имеет святости, никогда не
являл Себя Христос. Некоторые могут делать громкие заявления, но мы не должны
верить никому, если не видим, что дела его соответствуют тому, что он
говорит. "Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает". Он не будет
одаривать Своими милостями нечестивых; ибо как не отвергнет Он мужа
совершенного, так не примет Он злодея. Итак, есть три показателя близости к
Иисусу: смирение, блаженство и святость. Пусть Бог дарует их тебе,
христианин. . 830
"Вечером водворяется плач, а на утро радость" Псалтирь
29,5 Христианин! Если тебя окружила ночь бедствий, думай об утре; ободри свое
сердце мыслью о пришествии Господа твоего. Будь терпелив, ибо "се,
грядет на облаках Он". Будь терпелив! Земледелец ждет, чтобы собрать Свою жатву. Будь
терпелив, ибо знаешь, Кто сказал: "Се, гряду скоро, и возмездие Мое со
Мною, чтобы воздать каждому по делам его". Если же ты никогда не был так
несчастен, как сегодня, помни: "Недолгим
будет солнца бег, Голова твоя, возможно, увенчана сейчас терновым венцом скорбей, но
скоро она будет носить звездный венец. Рука твоя, возможно, исполнена
заботами - скоро она будет перебирать струны небесной арфы. Одежды твои,
возможно, покрыты сейчас пылью - они вот-вот станут белыми. Подожди еще
немного. Ах, какими незначительными покажутся наши беды и испытания, когда мы
оглянемся на них! Сейчас, находясь у нас перед глазами, они выглядят
огромными; но когда мы окажемся на небе, мы "с
радостью большой расскажем Наши испытания покажутся тогда легкими и кратковременными страданиями.
Будем же смело идти вперед; если ночь темна как никогда, то наступит утро -
этого не могут сказать те, кто заперт во мраке ада. Знаете ли вы, что значит
жить будущим, жить ожиданием, предвосхищать небо? Блажен верующий, у которого
такая верная, такая утешительная надежда. Возможно, сейчас вокруг одна тьма,
но скоро появится свет; возможно, сейчас одни испытания, но скоро будет одно
блаженство. Какое значение имеет то, что "вечером водворяется
плач", если "на утро радость"? 831
"Сонаследники же Христу" Послание
Римлянам 8,17 По изначальному праву Христу принадлежат бескрайние пределы вселенной
Его Отца. Как "Наследник всего", Он - единственный собственник
обширного творения Божиего, и Он предоставил нам право считать все нашим на
основании акта о сонаследовании, который Господь заключил со Своим избранным
народом. Золотые улицы рая, жемчужные врата, река жизни, неземное блаженство
и несказанная слава переданы нам в вечное владение нашим благословенным
Господом. Все, что у Него есть, Он делит со Своим народом. Царский венец возложил
Он на голову Своей Церкви, назначив ей Царство и назвав сынов ее царственным
священством, родом священников и царей. Он развенчал Себя, чтобы мы могли
увенчаться славой. Он не воссядет на престол Свой до тех пор, пока не
обеспечит на нем место для всех, кто победил Его кровью. Увенчайте голову - и
все тело разделит славу. Вот она, награда каждого христианского победителя!
Престол Христа, венец, скипетр, дворец, сокровища, одеяния, наследство - все
ваше. Бесконечно возвышаясь над ревностью, эгоизмом и жадностью, которые
никому не позволяют участвовать в их благах, Христос считает Свое блаженство
совершенным тогда, когда его разделяет народ Его. "И славу, которую Ты
дал Мне, Я дал им". "Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас
пребудет и радость ваша будет совершенна". Улыбки Отца намного
сладостнее для Христа, потому что народ Его наслаждается ими. Почести царства
- более приятны, потому что народ Христов является с Ним во славе. Более
ценны для Него Его победы, так как они научили народ Его побеждать. Христос
радуется своему престолу, потому что на нем есть место и для Его народа. Ему
доставляют удовольствие Его царские одеяния, так как полы их простерты над
народом Его. Иисус еще больше торжествует в Своей радости, потому что зовет
народ Свой войти в нее. 832
"Оправдывается Им всякий верующий" Деяния
апостолов 13,39 Верующий во Христа получает оправдание в настоящем. Вера производит
этот плод не в скором будущем, но уже сейчас. Поскольку оправдание есть
результат веры, то оно дается душе в тот самый миг, когда она соединяется со
Христом и принимает Его как Все во всем. Оправданы ли сейчас те, кто
находятся перед престолом Божиим? - Так же и мы оправданы, и так же истинно и
несомненно, как те, которые ходят в белых одеждах и поют прекрасные
славословия под звуки небесных арф. Разбойник на кресте был оправдан в тот
миг, когда обратил око своей веры к Иисусу; и Павел на склоне лет, имея за
плечами годы служения, был не более оправдан, чем этот разбойник, не
служивший Богу вообще. Мы сегодня облагодатствованы в Возлюбленном, сегодня
избавлены от грехов, сегодня оправданы в суде Божием. О! Превозносящая душу
мысль! Есть некоторые гроздья винограда Есхола, которые мы не сможем сорвать,
пока не попадем в рай; но эта ветвь вьется по стене. Это не тот хлеб земли,
который мы не сможем есть, пока не перейдем через Иордан; но это - часть
манны в пустыне, порция нашего дневного пропитания, которой Бог снабжает нас
во время странствий наших. Сейчас, уже сейчас мы прощены; уже сейчас отпущены
грехи наши; уже сейчас стоим мы пред лицом Бога достойными, как если бы
никогда не были виновны. "Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые
во Христе Иисусе". Нет в книге Божией уже сейчас ни одного греха против
кого-либо из Его народа. Кто смеет обвинять их? В глазах Судии всей земли во
всем, что касается оправдания, нет ни на одном верующем ни пятна, ни порока,
ни морщины, ни чего-либо подобного. Так пусть же теперешняя
привилегированность побудит нас к теперешнему служению, и сейчас, пока жизнь
продолжается, посвятим себя нашему дорогому Господу Иисусу. . 833
"Дающего нам все обильно для наслаждения" Первое
послание Тимофею 6,17 Господь наш Иисус дает непрестанно и ни на мгновение не отнимает руку
Свою. Пока есть сосуд благодати, не наполненный до краев, елей не перестанет
течь. Иисус - вечносветящее солнце; Он - всегда нисходящая на стан манна; Он
- скала в пустыне, из рассеченного бока которой вечно истекают потоки живой
воды; непрерывным дождем льется Его благодать; вечно течет река Его щедрости,
а источник любви Его постоянно переполнен. Как никогда не может умереть Царь,
так никогда не может иссякнуть Его благодать. Каждый день мы срываем плоды
Его и каждый день ветви Его клонятся к нашим рукам с новым запасом милости. В
каждой Его неделе семь праздничных дней; и сколько дней в году Его, столько
же и пиров. Возвращался ли кто-нибудь от Его дверей, не получив
благословений? Вставал ли кто-нибудь из-за стола, не насытившись, или
отрывался от груди Его, не вкусив райского блаженства? Милости Его
обновляются и пополняются каждое утро и каждый вечер. Кто может узнать
количество благодеяний или пересчитать все щедрости Его? Каждая песчинка,
падающая из стеклянного сосуда времени, - это лишь жалкая попытка уследить за
мириадом милостей. Крылья часов наших покрыты серебром благости и чистым
золотом любви Его. Река времени несет с гор вечности золотые пески Его
благорасположения. Бесчисленные звезды - всего лишь знаменосцы более
неисчислимого сонма благословений. Кто исчислит песок благодеяний, которыми
Он одарил Иакова, или назовет число четвертой части Его милостей Израилю? Как
душе моей превознести Того, Кто каждый день нагружает нас благами и
увенчивает милосердием? О, если бы хвала моя была бы так же нескончаема, как
Его щедрость! О жалкий язык, как можешь ты оставаться безгласным? Проснись,
умоляю, чтобы не назвал я тебя своим позором, вместо того, чтобы назвать
своею славой. "Воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано". 834
"Поступать так, как Он поступал" Первое
послание Иоанна 2,6 Почему христиане должны уподобляться Христу? Им следует делать это
ради их собственного блага. Если они желают пребывать в душевном здоровье,
если хотят избежать болезни греха и наслаждаться силой возрастающей
благодати, пусть образцом для них будет Иисус. Ради их собственного счастья,
если они хотят пить самые чистые вина; если хотят наслаждаться святым и
блаженным общением с Иисусом; если хотят возвыситься над заботами века сего,
пусть они поступают так, как поступал Он. Ничто так не способствует вашему
быстрому продвижению к небу, как образ Иисуса, который вы носите в вашем
сердце и который управляет всеми вашими чувствами. Только когда силой Духа
Святого дано вам идти с Иисусом, ступая по Его следам, только тогда вы
наиболее счастливы и наиболее известны как дети Божий. Петр, находящийся в
отдалении, и ненадежен и растерян. Далее, старайтесь уподобляться Иисусу ради
религии. О бедная религия, тебя больно ранят стрелы жестоких врагов, но
вдвойне сильнее чем от них, ты пострадала от друзей. Кто нанес те раны, что
зияют на прекрасной руке Божества? Исповедник, ударивший кинжалом лицемерия.
Притворщик, входящий в загон, будучи волком в овечьей шкуре, вредит отаре
больше, чем лев, находящийся снаружи. Нет оружия, которое было бы и
наполовину так смертельно, как поцелуй Иуды. Непостоянные исповедники вредят
Евангелию больше, чем насмешливый критик или атеист. Но больше всего
подражайте примеру Христа ради Самого Христа. Христианин, ты любишь своего
Спасителя? Его Имя драгоценно для тебя? Его дело дорого для тебя? Ты хотел бы
увидеть, как царства земные станут Его Царством? Желаешь ли, чтобы Он был
прославлен? Жаждешь ли, чтобы души обретали Его? Если да, то уподобляйся
Иисусу; будь "письмом Христовым, узнаваемым и читаемым всеми
человеками". 835
"Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно. И вы
имеете полноту в Нем" Послание
Колоссянам 2,9-10 Все качества Христа, как Бога и как Человека, находятся в нашем
распоряжении. Вся полнота Божества - что бы ни включал в себя этот
изумительный термин - наша, для того, чтобы наполнять нас. Он не может
наделить нас качествами Бога, но Он сделал все, что возможно сделать, ибо
даже Свою Божественную силу и Божественное естество Он поставил на службу
нашему спасению. Его всемогущество, всеведение, вездесущность, неизменность и
непогрешимость объединены для нашей защиты. Поднимись, верующий, и посмотри,
как Господь Иисус впрягает все Свое Божественное естество в колесницу
спасения! Как обширна благодать Его, как тверда верность Его, как
непоколебима неизменность Его, как безгранична сила Его, как беспредельно
знание Его! Все они соделаны Господом Иисусом столпами храма спасения; и все,
без умаления их бесконечности, заповеданы нам как наше вечное наследство.
Неизмеримая любовь сердца Спасителя в каждой капле ее - наша; каждая мышца
могущественной руки, каждый бриллиант в величественном венце, необъятность
божественного знания и строгость божественной справедливости - все они наши,
и будут трудиться для нас. Весь Христос, в Его восхитительной природе Сына
Божиего, отдан нам Самим Собой в наше полное владение. Мудрость Его - это наше
предписание, знание Его - наше наставление, сила Его - наша защита,
справедливость Его - наша уверенность, любовь Его - наша поддержка, милость
Его - наше утешение, и неизменность Его - наша надежда. Он ничего не
утаивает, но открывает недра Горы Божией и приглашает нас искать в рудниках
ее скрытые сокровища. "Все, все, все - ваше, - говорит Он, - насыщайтесь
же милостью и наполняйтесь благостью Господа". О! Как сладостно поэтому
взирать на Иисуса и взывать к Нему в твердом уповании, что, домогаясь посредничества
любви Его или силы Его, мы лишь просим то, что Он уже нам верно обещал. . 836
"Видел я рабов на конях, а князей, ходящих, подобно
рабам, пешком" Книга
Екклесиаста 10,7 Выскочки часто захватывают самые видные места, в то время как истинно великие
люди томятся в безвестности. Это - загадка Провидения Божиего, разъяснение
которой в определенный день доставит радость сердцам праведников; но это
настолько обычный факт, что никому из нас не следует роптать, если он выпадет
на нашу долю. Когда Господь наш был на земле, Он, будучи Царем царей земных,
все же шел стезей трудов и служения как Раб рабов: что удивительного, если и
на Его последователей, которые суть князья по крови, так же смотрят сверху
вниз, как на низших и презренных личностей? Мир перевернут с ног на голову,
и, следовательно, первый - это последний, а последний - первый. Посмотрите,
как господствуют на земле подобострастные сыны сатаны! На каких породистых
лошадях они скачут! Как высоко поднимают они свой рог! Аман - во дворе, в то
время как Мардохей сидит у ворот; Давид скитается в горах, в то время как
Саул правит страной; Илия жалуется в пещере, в то время как Иезавель
бахвалится во дворце; и все же кто захотел бы оказаться на месте горделивых
бунтарей? и с другой стороны, кто смог бы не позавидовать презираемым святым?
Когда колесо вращается, те, кто ниже всех, поднимаются, а кто выше всех -
опускаются. Будь же терпелив, верующий, вечность исправит неправоту времени. Не будем же впадать в ошибку, допуская, чтобы наши страсти и плотские
вожделения с триумфом ехали верхом, в то время как наши более благородные
силы идут пешком в пыли. Благодать должна править как князь, превращая члены
тела в орудия праведности. Дух Святой любит упорядоченность и поэтому
выстраивает наши силы и способности должным образом по рангу и месту,
предоставляя самое высокое положение тем духовным способностям, которые
связывают нас с великим Царем; не будем же нарушать божественный порядок, но
испросим благодати, чтобы могли мы усмирять и порабощать тело наше. Не для
того мы были соделаны новой тварью, чтобы позволять страстям нашим
властвовать над нами, но для того, чтобы нам, как царям, править во Христе
Иисусе тройственным царством духа, души и тела во славу Бога Отца. . 837
"Дивную милость" Псалтирь16,7 Мы истинно благотворим тогда, когда вместе с милостыней протягиваем и
наши сердца, но мы должны сознаться, что часто оказываемся неспособны к
этому. Не так наш Учитель и Господь. Его милости всегда согреты любовью Его
сердца. Он не посылает нам холодную пищу и остатки блюд со стола Своего
изобилия, но обмакивает наш кусок в собственное блюдо и приправляет нашу пищу
специями Своей благоуханной любви. Когда Он кладет золотые знаки благодати
Своей в наши ладони, Он сопровождает этот дар таким теплым пожатием нашей
руки, что способ, которым Он одаряет, так же драгоценен, как и само
благодеяние. Он войдет в дома наши со Своей миссией доброты, но не будет
вести Себя так, как делают это некоторые черствые посетители в доме бедняка;
Он сядет рядом с нами, не гнушаясь нашей бедностью, не порицай нашей
слабости. Возлюбленный, какими улыбками сопровождаются слова Его! Какие
золотые фразы источают милосердные уста Его! Какими объятиями любви одаряет
Он нас! Если бы Он дал нам всего лишь несколько монеток, способ, которым Он
сделал бы это, превратил бы их в золотые; и, как обычно, по Его благородной
манере, дорогостоящие милостыни уложены в золотую корзину. Невозможно
сомневаться в искренности Его милосердия, ибо на всех Его благодеяниях
запечатлен знак кровоточащего сердца. Он дает всем просто и без упреков. Ни
одного намека, что мы Ему в тягость; ни одного холодного взгляда в сторону
Его бедных иждивенцев; но Он радуется в Своей милости и прижимает нас к груди
Своей, изливая для нас Свою жизнь. В Его нардовом мире аромат, который могло
источить только Его сердце; в Его сотах сладость, которая не могла бы там
быть, если бы само средоточие искренней любви Его не смешалось с ними. О!
Редкостное общение, которое порождает такая необычная сердечность! Да будем
мы всегда вкушать и познавать это блаженство! . 838
"Если только вы вкусили, что благ Господь"
[Синодальный перевод - "Ибо вы вкусили, что благ Господь"] Первое
послание Петра 2,3 Если - значит, это не есть нечто такое, что можно принимать как само
собой разумеющееся для каждого представителя рода человеческого.
"Если" - значит, есть возможность и вероятность того, что некоторые
могут не вкусить, что благ Господь. "Если" - значит, это не
всеобщий, но особый дар; и необходимо удостовериться, знаем ли мы благодать
Божию по нашему внутреннему опыту. Нет такого духовного дара, который нельзя
было бы сделать объектом для исследования его сердцем нашим. Но в то время как это должно стать предметом серьезного и молитвенного
исследования, никому не следует благодушествовать, пока есть нечто подобное
слову "если", относящееся к его вкушению, что благ Господь.
Ревнивое и святое недоверие к себе может породить этот вопрос даже в сердце
верующего, но продолжительность такого сомнения была бы воистину злом. Мы не
должны успокаиваться, не приложив отчаянных усилий для того, чтобы заключить
Спасителя в объятия веры и говорить: "Я знаю, в Кого уверовал, и уверен,
что Он силен сохранить залог мой на оный день". Не успокаивайся же,
верующий, пока не обретешь полную уверенность в своей приверженности Иисусу.
Пусть ничто не удовлетворяет тебя, пока безошибочным свидетельством Духа
Святого, несущего свидетельство твоему духу, ты не удостоверишься, что ты -
дитя Божие. О, не шути с этим; не давай своей душе удовлетвориться всякими
"возможно", "вероятно", "если" и "может
быть". Строй на вечных истинах и строй на них истинно. Обретай верные
милости Давидовы и обретай их верно. Пусть якорь твой будет в том месте, что
находится за завесой, и смотри, чтобы душа твоя была привязана к якорю
тросом, который не оборвется. Иди дальше этих мрачных "если", не
задерживайся в пустыне сомнений и страхов, пересекай Иордан недоверия и входи
в Ханаан мира, где еще задержался хананей, но где земля не перестает течь
молоком и медом. . 839
"И повел их прямым путем" Псалтирь
106,7 Превратности жизни часто заставляют страждущего верующего вопрошать:
"Почему со мной так происходит?" Я искал свет, но вот - наступила
тьма; искал покой, но имею скорбь. Я сказал в своем сердце: твердо стоит гора
моя, не поколеблюсь я. Господи, Ты скрываешь лицо Твое от меня, и я - в
смятении. Еще вчера ясно читал я свое имя в книге Твоей, но сегодня померкли
мои свидетельства и погасли мои надежды. Вчера я мог взобраться на вершину
Фасги, чтобы любоваться окрестностями и радоваться упованием на мое будущее
наследство; сегодня у моего духа нет надежды, но есть много страхов; нет
радости, но - много печали. Неужели таков божественный Замысел для моей
жизни? Возможно ли, чтобы таким путем Бог вел меня на небо? Да, все именно
так. Упадок вашей веры, помрачение разума, ослабление надежды - все это лишь
стороны Божиего метода уготовления вас к великому наследству, в которое вы
скоро вступите. Эти испытания предназначены для проверки и укрепления вашей
веры, это - волны, что все выше выносят вас на скалу; это - ветры, которые
все быстрее подгоняют ваш корабль к желаемой пристани. О вас можно сказать
словами Давида: "И Он приводит их к желаемой пристани". Честью и
бесчестием, злой молвой и доброй, богатством и бедностью, радостью и печалью,
гонением и покоем - всем этим поддерживается жизнь душ ваших, и каждое из
этих обстоятельств помогает вам на пути вашем. О, не думай, верующий, что
страдания твои не входят в замысел Божий; они - его неотъемлемая часть.
"Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие". Научитесь
же, поэтому, "с великой радостью принимать, когда впадаете в различные
искушения". "Душа, не стоит трепетать! Господь захочет - будем жить.
Премудрость нам не разгадать. Так будем просто ей служить!" 840
"Господь совершит за меня" Псалтирь
137,8 Совершенно очевидно, что уверенность, которую выражает здесь
псалмопевец, была Божественной уверенностью (т.е. имела божественную природу
- Прим. пер). Он не сказал: "У меня достаточно благодати, чтобы все
совершить самому; моя вера так устойчива, что не пошатнется; моя любовь так
горяча, что никогда не охладеет; моя решимость так крепка, что ее ничто не
поколеблет". Нет, он полагался только на Господа. Если мы предаемся
уверенности, которая не зиждется на Твердыне вечной, то наша уверенность
призрачнее сна, она рухнет и погребет нас под своими обломками, наполнив душу
горечью и смятением. Все, что прядет природа, распустит время - к вечному
смятению всех, кто одевался в одежду из этой пряжи. Псалмопевец был мудр, он
полагался исключительно на дело Господне. Именно Господь начал доброе дело в
нас; именно Он его продолжает; и если Он не закончит его, оно никогда не
будет завершено. Если бы в небесном одеянии нашей праведности был хотя бы
один стежок, который должны были сделать мы сами, тогда мы пропали; но вот
наша уверенность: Господь, который начал, совершит. Он все это совершил, Он
должен все это совершить, и Он все это совершит. Наша уверенность должна
основываться не на том, что мы сделали, не на том, что решили сделать, но
всецело на том, что сделает Господь. Неуверенность нашептывает: "Тебе
никогда не устоять. Посмотри, как порочно твое сердце, тебе никогда не
победить грех; вспомни греховные удовольствия и искушения мира сего, которые
осаждают тебя, ты, конечно, поддашься им и собьешься с пути". О да, мы
неминуемо погибнем, если будем полагаться на свои силы. Если бы нам
предстояло в одиночку вести наши хрупкие суда по такому бурному морю, мы,
вполне возможно, в отчаянии отказались бы от путешествия; но слава Богу - Он
совершит за нас и приведет нас к желаемой пристани. Уверенность не знает
предела, когда уверен единственно в Нем, и не может быть предела стремлению
обрести такую уверенность. . 841
"Благословен Бог, Который не отверг молитвы
моей" Псалтирь
65,20 Если мы оглянемся на наши прошлые молитвы, и сделаем это со всей
честностью, то будем крайне удивлены тем, что Бог вообще на них отвечал.
Возможно, есть такие, кто считает, подобно фарисеям, что молитвы их достойны
принятия; но истинный христианин, все ясно осмыслив, плачет над своими
молитвами, и если бы он мог вернуться в прошлое, он пожелал бы молиться более
ревностно. Вспомни, христианин, какими холодными были твои молитвы, когда в
комнате твоей тебе следовало бороться с Богом, подобно Иакову; но вместо
этого, мольбы твои были слабыми и немногочисленными, будучи далеки от той
смиренной, уповающей, неотступной веры, восклицающей: "Не отпущу Тебя,
пока не благословишь меня". И все же - это удивительно! - Бог услышал
эти твои холодные молитвы, и не только услышал, но и ответил на них. Поразмышляй
также над тем, как нерегулярны были твои молитвы, пока ты не оказывался в
беде - и только тогда ты часто приходил к очистилищу; но когда приходило
избавление, куда девались твои постоянные мольбы? И все же, несмотря на то,
что ты прекратил молиться, как уже делал это раньше, Бог не прекратил
благословлять. Когда ты пренебрег очистилищем, Бог не оставил его, но яркий
свет Шекинах всегда был виден между крыльями херувимов. О! Удивительно, что
Господь принимает во внимание эти хаотические приступы настойчивости, которые
появляются и исчезают вместе с нашими нуждами. Что же Он за Бог, если слышит
молитвы тех, кто приходят к Нему, имея неотложные нужды, но забывают о Нем,
получив милость; тех, кто приближаются к Нему, когда вынуждены это сделать,
но почти забывают обращать свой взор в Его сторону, когда милости обильны, а
печали скудны? Пусть же милосердная доброта Его, с которой Он слушает такие
молитвы, тронет сердца наши, так чтобы впредь мы молились "всякою
молитвою и прошением во всякое время духом". . 842
"Не оставь меня, Господи" Псалтирь
37,22 В час испытаний и искушений мы часто молимся, чтобы Бог не оставил
нас, но совершенно забываем, что нуждаемся в этой молитве во всякое время.
Нет ни мгновения в нашей жизни, какой бы святой она ни была, когда бы мы могли
обойтись без Его постоянной поддержки. Во свете или во тьме, в общении с Ним
или в искушении, мы одинаково нуждаемся в молитве: "Не оставь меня,
Господи!" "Поддержи меня, и спасусь!". Ребенок, который учится
ходить, нуждается в постоянной помощи няни. Корабль, оставленный рулевым,
сразу же сбивается с курса. Мы не можем обойтись без постоянной помощи свыше;
так пусть же вашей сегодняшней молитвой будет: "Не оставь меня. Отче, не
оставь дитя Твое, чтобы не пало оно от руки врага. Пастырь, не оставь агнца Твоего,
чтобы не удалился он от безопасной овчарни. Великий Земледелец, не оставь
растение Твое, чтобы оно не завяло и не погибло. "Не оставь меня,
Господи", сейчас; и не оставь меня ни в один миг всей моей жизни. Не
оставь меня в радостях моих, чтобы не поглотили они моего сердца. Не оставь
меня в печалях моих, чтобы не роптать мне на Тебя. Не оставь меня в день
покаяния моего, чтобы не потерял я надежду на прощение и не впал в отчаяние;
и не оставь меня в день наикрепчайшей веры моей, чтобы вера не превратилась в
самоуверенность. Не оставь меня, ибо я слаб без Тебя, но крепок с Тобою. Не
оставь меня, ибо путь мой опасен и полон напастей, и я не могу обойтись без
водительства Твоего. Курица не оставляет выводка своего; укрывай же меня
всегда под Твоим оперением и дай под крылом Твоим обрести убежище. "Не
удаляйся от меня, Господи, ибо скорбь близка, а помощника нет". "Не
отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!" "О,
пусть Предвечный Дух небес . 843
"Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит
тебя" Псалтирь
54,22 Забота - даже если она направлена на достойный объект - будучи
чрезмерной, несет в себе природу греха. Наш Спаситель снова и снова
настоятельно внушает нам избегать чрезмерной озабоченности; то же повторяют
апостолы; и наставлением этим невозможно пренебречь без того, чтобы не впасть
в прегрешение: ибо сама суть чрезмерной озабоченности заключается в
воображении, что мы мудрее Бога, и в стремлении взобраться на Его место,
чтобы сделать для Него то, что Он взялся сделать для нас. Мы пытаемся думать
о том, о чем, как полагаем мы, забудет Он; мы пытаемся взвалить на себя наше
утомительное бремя, как если бы Он не мог или не хотел понести его за нас.
Таким образом, это непослушание Его ясному наставлению, это неверие в Его
Слово, эта самонадеянность, вторгающаяся в Его сферу - полностью греховны.
Более того, чрезмерная озабоченность часто приводит к греховным поступкам.
Тот, кто не способен спокойно передать дела свои в руки Божий, но хочет сам
нести собственное бремя, весьма вероятно впадет в искушение воспользоваться
неправыми средствами, дабы помочь себе. Этот грех приводит к тому, что мы
оставляем Бога как нашего Советника и прибегаем вместо этого к человеческой
мудрости. Мы приходим к "разбитому водоему" вместо "источника
воды живой" - грех, в котором был повинен древний Израиль. Тревога
заставляет нас сомневаться в милости Божией, и поэтому наша любовь к Нему
охладевает; мы чувствуем недоверие и поэтому оскорбляем Дух Божий, так что
молитвы наши становятся затрудненными, хождение наше непоследовательным, а
жизнь наша своекорыстной. Так отсутствие доверия к Богу приводит к удалению
от Него; но если, искренне веруя в Его обетование, мы возлагаем всякое бремя,
как оно есть, на Него и "не заботимся ни о чем", потому что Он
берется заботиться о нас, то это удержит нас возле Него и укрепит нас от
многих искушений. "Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на
Тебя уповает он". . 844
"И жил Мемфивосфей в Иерусалиме, ибо он ел всегда за
царским столом. Он был хром на обе ноги" Вторая
Книга Царств 9,13 Мемфивосфей не был большим украшением царского стола, и все же у него было постоянное место у стола Давида, потому что царь мог видеть в его лице черты дорогого Ионафана. Подобно Мемфивосфей, мы можем вскричать Царю славы: "Что такое раб Твой, что Ты призрел на такого мертвого пса, как я?", но все же Господь балует нас самым близким общением с Собой, потому что лица наши напоминают Ему о Его возлюбленном Иисусе. Господни люди дороги ради Другого. Любовь, которую питает Отец к Своему Единородному Сыну, такова, что ради Него возводит Он Его смиренных братьев из бедности и изгнания к изысканному окружению, благородному званию и царскому столу. Их увечностъ не отнимет у них их привилегий. Хромота - не преграда для сыновства; калека - такой же наследник, как если бы он мог бегать подобно Асахелю. Право наше не хромает, хотя может хромать наша сила. Царский стол - благородное прикрытие для хромых ног, и на евангельском пиру мы учимся хвалиться немощами, потому что сила Христова покоится на нас. Однако серьезный недуг может повредить даже самым любимым святым. Вот он, обласканный Давидом, все же настолько хром на обе ноги, что не смог уйти с царем, когда тот убегал из города, и потому был оклеветан и ограблен слугой Сивой. Святые, чья вера слаба и чье знание убого, легко терпят поражение; они беззащитны перед многими врагами и не в состоянии следовать за Царем, куда бы Он ни шел. Эта болезнь часто проистекает от падений. Плохой присмотр во время духовного младенчества часто приводит к тому, что новообращенные впадают в уныние, от которого никогда не могут излечиться, а в иных случаях грех ломает им кости. Господи, сделай же так, чтобы хромой мог прыгать, как олень, и накорми досыта весь народ Твой хлебом со стола Твоего!. 845
"А кого оправдал, тех и прославил" Послание
Римлянам 8,30 В словах этих - драгоценная истина для тебя, верующий. Возможно, ты
беден, страдаешь или одинок, но чтобы ободриться, обрати взор свой к твоему
"призванию" и последствиям, из него вытекающим, а особенно к тому
благословенному итогу, о котором говорится в нашем стихе. Как несомненно то,
что сегодня ты - дитя Божие, так несомненно и то, что все испытания твои
скоро закончатся и ты будешь богат всеми радостями блаженства. Подожди
немного, и твоя усталая голова будет носить венец славы, а твоя натруженная
рука будет держать пальмовую ветвь победы. Не оплакивай свои скорби, но лучше
радуйся, что скоро будешь там, где "ни плача, ни вопля, ни болезни уже
не будет". Огненная колесница - у дверей твоих, и хватит мгновения,
чтобы доставить тебя к прославленным. Вечная песнь вот - вот сорвется с губ
твоих. Райские врата открыты для тебя. Не думай, что ты не сможешь войти в
покой. Если Он призвал тебя, ничто не отлучит тебя от любви Его. Беда не
сможет разорвать узы, огонь преследований не сможет сжечь связующее звено,
молот ада не сможет сбить цепь. Ты - в безопасности; этот голос, призвавший
тебя в первый раз, еще призовет тебя снова от земли на небо, из глубокого
мрака смерти к несказанным великолепиям бессмертия. Будь уверен, сердце Того,
Кто оправдал тебя, бьется нескончаемой любовью к тебе. Скоро ты будешь среди
прославленных, там, где удел твой; ты ждешь здесь лишь того, чтобы быть уготованным
к наследству, и когда это произойдет, крылья ангелов понесут тебя далеко, к
вершине мира и радости и блаженства, где, "от
скорби, греха удален; ты упокоишься на веки вечные.
|