Чарльз Г.Сперджен |
Малые проповеди |
|
|
|
|
|
226
"И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился
за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел
прежде". Иов
42,10 Господь использовал испытания Иова, чтобы освятить Своего раба. Нам не
подобает критиковать Иова, но я думаю, что в некоторой степени он был слишком
уверен в своей непогрешимости. Иов обладал очень многим, чем ему можно было гордиться; это признавал
и мир, и Иов был слишком хорошего мнения о себе. Так Бог использовал сатану в
качестве орудия, чтобы привести Иова в более смиренное и благодатное
состояние души. Тяжелые испытания сделали Иова способным пожать более высокую
награду. Бог так сильно любил Иова, что намеревался удвоить его состояние.
Ему предстояло стать не просто человеком в земле Уц, а человеком всего мира.
Не только горстка людей, живущих по соседству, должна знать о нем, но все
люди должны услышать о терпении Иова в час испытаний. Кто должен сделать это?
Кто изготовит тромбон славы, на котором прогремит имя Иова? Сатана идет в
кузницу и работает со всей силой над тем, чтобы прославить Иова! Глупый сатана!
Он создает пьедестал, на который Бог хочет поставить своего раба, чтобы
тысячи людей с изумлением смотрели на него. Если вы хотите разозлить сатану,
то напомните ему об истории Иова. Если вы хотите укрепить свое доверие, то
пусть Святой Дух обратит ваше внимание на терпение Иова. О, враг людей, как ты попался в свои собственные сети! Ты бросил
камень, и он упал на твою собственную голову. Ты копал для Иова яму - и сам
упал в нее. Братья, доверимся верою заботе и хранению Божьему, кровью Иисуса и
силой Духа Его мы одержим победу во всех делах. 227
"И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его". Бытие
8,21 Странная логика! В 6-ой главе Бог говорит, что люди злые, и поэтому Он
уничтожил их. В восьмой главе Он говорит, что человек зол от юности своей, и
поэтому Он не хочет его уничтожать. Это странное заключение поясняется в начале стиха небольшим
обстоятельством: "И обонял Господь приятное благоухание". Была
принесена жертва, в этом и заключается все различие. Если Бог смотрит на грех
без жертвы, то справедливость говорит: "Бей! Прокляни! Уничтожь!"
Но если есть жертва, то Бог смотрит с жалостью на грешника, и если даже справедливость
говорит: "Бей!" - то Он отвечает: "Нет, я ударил Своего Сына и
хочу пощадить грешника!" То, что мы испорчены, объясняет наши дурные поступки, но ни в коем
случае не оправдывает. Мы рождены грешниками, и Бог ищет путь помиловать нас.
На основании справедливости невозможно найти причины, по какой Бог мог бы
иметь с нами сострадание, но милость найдет путь. В какой-то мере все мы пали, когда пал наш праотец Адам. Из-за греха
Адама наше сердце злое с самой юности, и тут как бы вмешивается Божье сострадание.
Бог как бы говорит: "Эти мои создания пали в лице своего представителя;
поэтому я могу спасти их через одного представителя. Они погибли из-за одного
Адама, я спасу их через другого". - "Как в Адаме все умирают, так
во Христе все оживут". Блаженный путь погибели, благодаря которому стал возможен блаженный
путь спасения, - спасение через жертву, спасение через нового праотца завета,
отданного в жертву за нас, чтобы Бог мог обонять приятное благоухание и
освободить нас. . 228
"Сам Я пойду, и введу тебя в покой". Исход
33,14 Чего лучшего мог пожелать себе Моисей? Чего лучшего можем пожелать
себе мы? Мы так неразумны, что часто ищем человеческой силы, хотя мы сильны
только, если Господь на нашей стороне. Обратите внимание, что Моисей не был поставлен в известность о том,
что Бог пришлет к нему его тестя, чтобы тот сопровождал его; ему не сказали,
что Иисус Навин, его преемник, будет сопровождать его, ему также ничего не
сказали о семидесяти старейшинах, которые должны были разделить с ним бремя
ответственности. Моисей получил их помощь и их поддержку, но его настоящая
сила должна была заключаться в следующем: "Сам Я пойду с тобой". Он
должен был отправиться в очень важный путь, путь больших испытаний; но в этих
словах заключалась вся забота, в которой он нуждается, и Богу не нужно было
давать ему что-то еще. Но Господь добавил: "Я дам тебе покой". Для христианского служителя весьма важно иметь покой, так же как это
было важно и для Моисея. Тот, кто больше всех работает, больше всех и
нуждается в покое; если он работает умственно, то может успешно работать
только, если будет иметь покой. Бог говорит: "Я дам тебе покой".
Покой, данный нам Богом, мы можем принять, не раздумывая. Думаю, что многие служители Иисуса были бы намного лучшими работниками,
если бы они имели больше покоя. Наш Спаситель спал во время бури на
Галилейском море, хотя Он, конечно, знал, что надвигается буря. Но Он
чувствовал себя в любящих и заботливых руках Отца таким спокойным и
счастливым, что лег на корме судна и заснул. Если вы чувствуете себя слабыми и беспокойными и не знаете, что делать
и за что взяться, тогда придите пред лицо Господа и вы найдете покой. 229
"Воспряни, воспряни, Девора, воспряни,
воспряни! воспой песнь!" Книга
Судей 5,12 Печаль обессилит тебя, сомнения разрушат твои силы. "Радость пред
Господом - подкрепление для нас". Твое возрастание в радости Господа -
это возрастание в милости Я знаю, некоторые христиане боятся быть слишком
радостными, но в моей Библии написано: "Сыны Сиона да радуются о Царе
своем". Если бы ропот и жалобы были святой обязанностью, то некоторые
христиане были бы безгрешными. Если бы Бог велел нам печалиться и скорбеть,
то эти христиане, наверняка, спаслись бы одними своими делами, потому что они
всегда скорбят. Однако вместо этого Слово Божие увещевает нас:
"Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь!" Тебе нечему
радоваться? Разве Бог не сотворил великое над тобой? Разве Он не извлек тебя
из "страшного рва, из тинистого болота"? Ты искуплен кровью Христа
и не находишь слов благодарности? Бог возлюбил тебя прежде создания мира, а
ты не поешь Ему восхваления? Ты - Его дитя, сонаследник Иисуса Христа, но в
твоих устах нет песни благодарности? Бог сопровождает тебя уже тридцать,
сорок, пятьдесят лет в пустыне, а ты все равно не видишь подтверждения Его
милости, за что ты мог бы благодарить Его? Ободрись, подумай о своем счастье,
а не о скорбях, забудь на время свои боли, вспомни, как часто ты получал
помощь в нужде! Изгони сомнения и страх и начни с помощью Святого Духа,
Утешителя, снова благодарить твоего Господа и петь Ему песни хвалы. Прославляй Бога в минуты сомнений, когда искушения обуревают тебя,
когда бедность осаждает и болезнь изнуряет тебя. Ничего не стоит петь Богу
песни, будучи богатым. Легко целовать руки Бога, когда Он дает, но
прославлять Его, когда Он берет, - это поистине прославление. . 230
"Воспряни, воспряни, Девора, воспряни,
воспряни! воспой песнь!" Книга
Судей 5,12 Что нам нужно разбудить, если мы хотим восхвалять Бога? Мой ответ: в
первую очередь, - все силы тела. Твоя плоть вялая: мы наработались на мирских
делах, и наше тело ослабло. Но если Божья радость охватывает нас, то мы
получаем и притоки новой жизни: тяжелые веки становятся легкими, сонный глаз
снова сияет, новые мысли заполняют усталую голову. Конечно же, мы должны
разбудить и все силы нашего духа. Проснись, моя память, и напомни мне текст
песни. Расскажи, что сделал для меня Бог в прошедшие дни! Окинь взором мою
молодость и доказательства милости Божией, полученные мной уже с ранних лет. Пой
о долготерпении, шедшем за мной на моих ложных путях и пощадившем меня
несмотря на мое сопротивление. Проснись, рассудок, отбивай такт под музыку.
Подсчитай, если сможешь, каждую пылинку милости Божией. Рассчитай, если
сможешь, неисследимое богатство, данное тебе вместе с тем невыразимым даром
Иисуса Христа, твоего Господа. Проснись, моя любовь, ты должна подать
основной тон, быть запевалой. Проснись и спой песню моему Господу! Проснись,
моя надежда, подай руку сестре твоей любви и пой о благословениях, ожидающих
меня впереди. Пой о часе моей смерти, когда Он будет со мной у моего ложа. И
ты, моя вера, проснись! Пой об истинных и нерушимых обетованиях. Прославляй
славу вечного завета. И ты, мое терпение, пой кроткую и радостно преданную
песнь! Пой сегодня о том, как Бог помог тебе выдержать в самый тяжелый, самый
горький час боли. Пой о том, как Он пронес тебя через утомляющий путь и
привел к злачным пажитям и к водам тихим. Да, все побуждения милости во мне,
хвалите. Того, Кто дал их мне! Дети милости, восхваляйте своего Отца и
возвысьте имя сохраняющего вас. Все мое существо, прославляй и превозноси имя
Господа! 231
"Все, что может рука твоя делать, по силам делай". Екклесиаст
9,10 О служитель Господень, работай для Него, где только есть возможность! Первое
попавшееся, что ты можешь сделать, возможно, не является ничем великим, но
для начала и оно хорошо. Работай с усердием и от всего сердца и верь, что для
твоих насущных потребностей твой Господь держит наготове актуальную помощь.
Отдайся всецело задачам, возложенным на тебя Господом, и Господь, и Его дети
увидят, что ты делаешь. Если ты заслуживаешь более высокого места, то Хозяин
дома вскоре велит дать тебе место выше. Христос сегодня, как и раньше,
нуждается в людях, служащих Ему всем сердцем, всей душой и всеми силами, и
такие люди не будут долго стоять без дела. Верующему не нужно долго ждать,
пока его коснется зов Божий. Однако часто звучит зов, и никто не слышит его.
Служи сначала простым солдатом в армии Господа; ты должен начать служить с
низов, и тогда милость всевышнего Царя повысит тебя в награду за выполненную
тобой службу, за перенесенные трудности. Кто хочет подняться вверх, тот
должен сначала спуститься вниз. Кто идет вниз по пути самоотречения, тот уже
достиг вершины чести. Тот, кто считает себя наименьшим, уже стал самым
великим. Скромное служение, любезное снисхождение, нежное участие, полная
самоотверженность, глубокое смирение - это вещи, которые делают нас
пригодными для более высокой должности и в которых мы все должны упражняться:
без них почетное положение принесло бы нам опасную честь. Некоторые люди тратят большую часть своей жизни на то, чтобы найти
подходящую сферу деятельности, а остаток жизни проводят, в основном, в
поисках более широкой сферы деятельности. Им нужно двенадцать часов, чтобы
посмотреть, в какой части виноградника они могли бы лучше всего работать.
Если бы такие люди вместо долгих раздумий сразу взялись за работу, то это
принесло бы больше результатов. 232
"Благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей"1-е
послание к Тимофею 4,8 Своего рода жеманство побуждает некоторых христиан рассматривать веру
как нечто, не относящееся к области повседневной жизни. Они по-своему верят в
Бога, насколько это касается духовных вещей и их будущей жизни; и полностью
забывают, что истинное благочестие является обетованием как этой жизни, так и
будущей. Просить о мелких будничных вещах кажется им чуть ли не осквернением. Возможно, они будут испуганы, если я осмелюсь выразить мнение, что это
должно бы побудить их поставить под вопрос истинность их веры. Если вера не
может дать им помощи в маленьких нуждах жизни, то как же она укрепит их в
больших мучениях смерти? Если от нее нет пользы в отношении пищи и одежды, то
какая же от нее польза бессмертной душе? В жизнеописании Авраама мы видим, что эта вера была связана со всеми
событиями в его земном странствовании. Она была связана со всеми его
путешествиями из одной страны в другую, разлучением с племянником, борьбой
против вражеских нападений, и, в особенности, с рождением давно предвещенного
ему сына. Никакая часть жизни патриарха не находилась вне области веры в
Бога. Бросается в глаза, что в их жизни не было никакого разделения между
земным и духовным. Они путешествовали, как пилигримы, боролись, как воины, ели
и пили, как святые, жили, как священники, говорили, как пророки. Их жизнь
была их вера, а вера - жизнью. Они полагались на Бога не только в особенно
важных делах, а во всем; и поэтому даже их слуга, посланный с поручением,
молился: "Господи, Боже господина моего Авраама, помоги мне сегодня
выполнить мое поручение". Это была настоящая вера, и нам следует
подражать им и не допускать, чтобы суть обетования и жизнь веры испарились в
мечтательном воображении. 233
"Моего собственного виноградника я не стерегла". Песнь
Песней 1,5 Недавно я прочитал статью о человеке, в обязанности которого входило
проводить туристов по величественным горным проходам Швейцарии и обращать их
внимание на красоту озер, рек и ледников. Выполняя свою работу, этот человек был вынужден постоянно повторять
свои описания, причем сам он при этом ничего особенного не ощущал. Возможно,
искренняя любовь к красоте побудила его выбрать профессию проводника. Но
показывая из года в год сотням туристов одни и те же прелести и восхваляя
одни и те же прекрасные места, он со временем стал просто роботом. Его
когда-то восторженные описания превратились в монотонную болтовню. Каждый работник Господа должен применить эту историю к себе, потому
что и ему грозит опасность самодовольства. Давая советы другим, ты считаешь
себя мудрым; предостерегая других, ты чувствуешь себя в безопасности. Ты
начал дело с усердием, с восторгом и энтузиазмом - как ты продолжишь его?
Грозит опасность превратиться в робота, использовать в разговоре с другими
святые слова, не имея в собственной душе соответствующих чувств. Дорогие друзья, остерегайтесь читать Библию за других. Принимайте
тексты из Библии как вашу собственную пищу, не довольствуйтесь тем, чтобы
составить о них проповедь. Питайтесь Словом Божиим, иначе вы не сможете остерегать
свой собственный виноградник. Стоя на коленях в молитве, не забывайте
молиться о других; однако молитесь и о ваших личных делах, для вашего
собственного утешения и возрастания в благодати. Не проповедуйте о силе крови
Иисуса, если в вас самих маловато силы этой спасительной крови. Не говорите о
воде, не омывшись сами. Не указывайте на небо, если вы сами отвернулись от
него и находитесь на пути в ад. Следите за собой, чтобы, проповедуя другим,
вы не стали сами предосудительными. . 234
"Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем". Евангелие
от Матфея 11,29 Смирение - одно из основных условий благословенной деятельности.
Многие исчезли из списка пригодных служителей Иисуса, потому что возгордились
и таким образом попали в сети сатаны. У меня часто возникает такое чувство, что с некоторыми видными
христианами, которых я мог бы назвать по имени, была совершена большая
ошибка. Как только они обратились, их полностью вырвали из привычного
окружения и выставили на общественное поприще, как популярных проповедников.
Очень жаль, что из них сделали маленьких царей и этим проложили путь их
падению, так как они не смогли перенести этой внезапной перемены. Было бы
лучше, если бы первые десять-двадцать лет их все поносили и
"щипали". Это, наверняка, избавило бы их от многих будущих скорбей. В мои юные годы я всегда был благодарен за грубое обращение со мной со
стороны самых разных людей. Стоило мне сделать хоть что-то хорошее, как они,
подобно собачьей своре, устремлялись за мной. У меня не было времени сесть и
похвалиться тем, что я сделал, так как они постоянно орали и неистовствовали
против меня. Если бы меня вознесли и поставили на то место, где я нахожусь
сейчас, то я, наверно, с такой же быстротой упал бы вниз. Если ты когда-либо почувствуешь искушение сказать: "Я построил
себе колоссальный Вавилон", - вспомни Навуходоносора. Он был отлучен от
людей и ел траву, как вол; его тело орошалось росою небесною, пока ногти его
не выросли, как у птицы. Бог имеет много средств, чтобы покорить великих Навуходоносоров, и Он
очень легко сумеет смирить тебя, если ты вознесешься в своем высокомерии. Бог
может благословить и использовать человека только, если тот поистине смирен. 235
"Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем". Евангелие
от Матфея 11,29 Быть смиренным не означает иметь о себе невысокое мнение. Если человек
невысокого мнения о себе, то вполне возможно, что его оценка верна. Я был
знаком со многими людьми, мнение которых о себе, если судить по тому, что они
говорили, было весьма невысоким. Они считали свои силы настолько малыми, что
даже никогда не пытались делать добро. Они говорили, что у них нет
уверенности в себе. Мне знакомы люди, которые были настолько смиренными, что
всегда выбирали себе легкое место. Они были слишком смиренны, чтобы делать
что-то, что могло бы навлечь на них порицания. Они называли это смирением, но
я думал, что "грешная любовь к удобству и лени" более подходящее
название для этого. Истинное смирение учит нас правильно думать о себе, а
именно: правду. В вопросе приобретения душ смирение помогает нам понять, что мы -
ничто, и что, если Бог даст нам успех в нашей работе, то вся честь
принадлежит Ему. Честь спасения душ принадлежит Ему одному. Зачем нам пытаться
похитить у Него эту честь? Ты знаешь, как много людей уже пыталось совершить
эту кражу. После моей проповеди в городе Н. в конце богослужения ко мне
подошли около пятнадцати человек и поблагодарили меня за проповедь.
"Тебя с твоей прекрасной проповедью следовало бы повесить, ведь ты
действительно заслуживаешь осуждения, принимая в свой адрес честь,
принадлежащую исключительно Богу". Напомню тебе историю об одном молодом принце. Этот принц вошел в
комнату, где лежал его умирающий отец. Думая, что отец спит, он решил
примерить царскую корону. Царь, наблюдавший за ним, сказал: "Подожди
немного, сын, подожди, пока я умру". Мы поступим правильно, если не
будем трогать корону и дадим ее носить тому, кому она принадлежит по праву. . 236
"По нем Елеазар... из трех храбрых, бывших с Давидом, когда они порицанием вызывали Филистимлян, собравшихся на войну. Израильтяне вышли против них" 2-я
книга Царств 23,9-10 Филистимляне собрались на войну, а Израильтяне вышли против них. Но по
какой-то причине в день битвы они бежали, хотя были вооружены. Этот Елеазар
исправил ошибку своих соотечественников, встав и поразив Филистимлян. Он был
человеком, который знал самого себя и своего Бога и не стремился исчезнуть в
большой толпе или убежать, если убежала толпа. Он думал за себя самого и
действовал за себя самого; он не принимал поступки других за мерку для своего
служения, а наоборот, когда Израиль бежал, он встал и поразил Филистимлян.
Личная ответственность перед Богом - это учение, о котором должны услышать
все. Каждый, независимо от того, сколько ему было доверено талантов - один
или десять - каждый будет привлечен в великий день суда к ответу за то, за
что он несет ответственность, а не за то, за что отвечают другие. Елеазар,
сын Додо, чувствовал, что должен поступить, как мужчина, и поэтому смело
поднял меч против необрезанных. Мы не видим, чтобы он тратил время на то,
чтобы ругать других за их бегство или призывать их к возвращению; нет, он сам
встал лицом к врагу и начал со всех сил рубить вокруг себя. Его пример был достаточным
порицанием и действеннее, чем тысячи увещеваний. Предположим, ты считаешь, что Церковь Божья находится в очень
печальном состоянии. Ты сожалеешь, что многие богатые люди не посвящают свое
имущество Господу. Не удивляюсь, что у тебя такое чувство; но ведь было бы
вполне естественно, если бы ты сам полностью отдал Господу свое имущество.
Очень легко находить ошибки в работе других, но намного полезнее улучшить
свою собственную работу. Есть ли во всем мире хоть один глупец, не умеющий
критиковать? Поэтому, мой брат, если ты мудр, то не ворчи на своих собратьев,
а встань и порази Филистимлян. . 237
"И он стал и поражал Филистимлян до того, что рука его утомилась и прилипла к мечу" 2-я
книга Царств 23,10 Этот храбрец был тоже всего-навсего человеком, хотя он и встал, и
поразил Филистимлян. Поэтому он сражался, пока его рука не устала. Он дошел
до предела сил и был вынужден прекратить борьбу. Это может послужить
утешением для тех благородных мужей, которые несколько обессилели на служении
Божьем. Возможно, они ругают самих себя, но для этого действительно нет
никакого основания. Ведь о них можно сказать, как об Елеазаре, что они устали
не от борьбы, а в борьбе. Если вы замечаете эту разницу в себе, тогда все
хорошо. Нам хотелось бы уметь служить Господу день и ночь, но плоть слаба, и
у нас больше нет сил. В этом нет ничего необычного, и это не является грехом. Может быть, Елеазар устал из-за несметного количества врагов. Он
поразил своим мечом десятки солдат, но на него все снова и снова нападали. Казалось
бы, повторяется тот день, когда Самсон поразил Филистимлян. Может быть, ты
был орудием, приведшим некоторых людей ко Христу. Но ужасающее количество
необращенных ввергает твою душу в отчаяние, и ты чувствуешь себя усталым.
Может быть, Елеазар устал еще и потому, что ему никто не помогал Слово
ободрения товарища оказывает большую поддержку, дает тебе чувство, что ты не
один. Но Елеазар, оглянувшись вокруг, увидел только спины убегающих трусов и
был вынужден один косить Филистимлян. Кто удивится, что он под конец устал?
Но как хорошо, что он устал только тогда, когда уже можно было, то есть,
Господь не позволил усталости одолеть его, пока не были побить! Филистимляне
Елеазар обессилел только тогда, когда дело дошло до распределения добычи.
Если мы падаем в бессилии в тот момент, когда раздаются похвалы, то нам не
нужно беспокоиться. Всегда найдутся люди, никогда ничего не делающие, но
всегда готовые пожать лавры за все, что было сделано другими. 238
"И он стал и поражал Филистимлян до того, что рука его утомилась и прилипла к мечу" 2-я
книга Царств 23,10 Помнится, я как-то читал историю об одном моряке, который отчаянно
боролся, чтобы отразить атаку вражеского судна. Когда битва закончилась, он
больше не мог раскрыть ладонь, чтобы выпустить саблю. Он держал ее с такой
силой, что было невозможно отделить руку от сабли. Пришлось сделать ему
хирургическую операцию. Так было и с Елеазаром. Прилипание его руки к мечу
свидетельствует об энергии, с какой он держался за оружие. Сначала он взялся
за него так, как следует, чтобы можно было крепко держать его. Хотелось бы,
чтобы некоторые наши новообращенные брались за Евангелие более серьезно.
Многие молодые люди не изучают Писание. Они выискивают там и сям определенные
стихи, подобно тому, как голуби подбирают клювом горох, и не видят
взаимосвязи вероучений между собой. Но тот поистине муж Божий, способный
бороться для Бога, кто берет меч истины, как человек, знающий, что он
получил. Кто ухватывается за Слово Божие с пониманием и со всей силой, тот,
наверняка, будет крепко держать его. Елеазар, хорошо взявшись за меч, крепко держал его. Что бы с ним ни
происходило во время битвы, он не выпускал из рук оружия. Если бы он хоть раз
открыл свою ладонь, то она не закоченела бы. О, молодой человек, я надеюсь, что ты охватишь старое Евангелие,
будешь всегда крепко держать его и никогда не дашь ослабнуть своей руке. А
потом, что будет с тобой потом? Потом ты просто не сможешь дать ослабнуть
своей руке. Мне часто доставляло радость наблюдать, с каким упорством и
настойчивостью работают серьезные служители, которые всем сердцем любят свое
дело для Господа Иисуса и не могут оставить его. Эвэнс привык путешествовать
на своем старом пони из одного города в другой и проповедовать Евангелие.
Будучи близок к смерти, он все еще думал, что находится в своей старой
повозке, и его последним словом было: "Поезжай!" Видите, как рука
прилипла к мечу! 239
"Народ последовал за ним для того только, чтоб обирать убитых". 2-книга
Царств 23,10 Вам грустно оттого, что многие христиане походят скорее на неверующих,
чем на верующих? Вас огорчает, что в день битвы они все убегают? Будьте
спокойны! Их можно вернуть, и ваше личное мужество в Божьем деле может
послужить орудием для их возвращения. Если Господь сделает вас сильными, то
слабые, видя вашу смелость, наберутся мужества. Они, возможно, не способны
смотреть в лицо живому Филистимлянину, но умеют обирать мертвых. Они вернутся
через некоторое время, когда настанет время распределять добычу. В принципе
немаловажно - ободрять павший духом народ Божий. Елеазар обрадовался, снова
увидев своих соратников на поле битвы. Думаю, что он не ругал их, может, лишь
сказал: "А, вы вернулись? Поделите между собой добычу! Я в принципе мог
бы все взять себе, но я не хочу. Вы можете все взять". Есть примеры
тому, как человек, живущий с Господом и говорящий именем Божьим, может
вернуть на истинный путь целое общество. Если ты молишь Бога о верности, а
милость Его живет в тебе, то будь тверд в день битвы, и ты укрепишь другие
колеблющиеся души. Молодой человек, ты поступаешь на большое предприятие. Это очень
опасно для тебя, но если Господь поддержит тебя, то ты сможешь преобразовать
всю фирму в церковь. Осмелься быть Елеазаром, выйти вперед и одному поразить
Филистимлян: ты скоро увидишь, что там есть и такие, которые до сих пор
скрывали свои взгляды. Но увидев, как ты выходишь вперед, они тоже открыто
встанут на сторону Господа. Вокруг много трусов. Постарайся пристыдить их.
Многие нерешительны. Покажи им мужественного человека - он станет
знаменосцем, и они соберутся вокруг него. . 240
"Да будет тебе полная награда от Господа, Бога Израилева, к Которому ты пришла, чтоб успокоиться под Его крылами!" Руфь
2,12 Какую награду получают те, кто имеет убежище под крыльями Господа?
Отвечу: мы получим полную награду в тот день, когда оставим это тело из плоти
и крови, то есть почим во Христе, чтобы наш дух был вовеки с Господом. Уже в
этом состоянии мы будем наслаждаться совершенным блаженством, но еще более
полная награда ожидает нас, когда Господь придет и преобразит наше тело.
Тогда мы будем подобны Господу Иисусу. Это невыразимое блаженство и есть
полная награда для тех, кто искал убежища под крыльями Господа. Но есть и
награда для настоящего времени, и ее подразумевает Вооз. Как много ни
пришлось бы перенести верующему скорбей и печали на этой земле, он все же
получит свою награду в этом мире. Благочестие - это не только обетование
будущей жизни, но и настоящей. Кто ищет прежде Царства Божия и правды Его,
тому приложатся и все остальное. Каким образом Господь наградит меня за
доверие? Во-первых, Он даст глубокий мир моей совести. Может ли быть более
лучшая награда? Если кто-то может сказать: я согрешил, но мне прощены все мои
прегрешения, - разве такое прощение не является невообразимым даром? Мои
грехи были возложены на Иисуса, Он унес их, так что они уничтожены вовеки, и
я полностью оправдан. Какое прекрасное заверение! Сердце, очищенное силой
крови Иисуса Христа, наполняется глубоким покоем. Внутренний голос возвещает
ему мир Божий, а Дух Святой запечатывает этот душевный мир своим
свидетельством. Руфь все оставила, придя к Богу Израилеву, но в
действительности она все приобрела. Она последовала за Ноеминью, не имея
никакой перспективы, но, поступив верно перед Богом, она получила
благословение, делающее человека богатым. . 241
"Врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: "мир! мир!", а мира нет". Иеремия
6,14 Есть такие люди, о которых нельзя сказать, что они особенно
легкомысленны или неверующи, однако они твердо решили ни о чем не заботиться.
Их лозунг: "Станем есть и пить, ибо завтра умрем!" Разрешите
сегодня нарисовать вам портрет такого человека. В соседнем доме живет
крестьянин. Темная ночь. В дом собираются забраться воры. Они не пощадят ни
его жизни, ни его имущества. Во дворе привязана на цепи собака, она лает и
лает. "Сегодня мне не дают спокойно спать, - говорит крестьянин, - моя
собака так расшумелась". Крестьянин вылезает из кровати, берет
заряженное ружье, открывает окно, прицеливается и застреливает собаку.
"Так, - бурчит он, - теперь все в порядке". Он снова ложится и
спокойно лежит. "Теперь я наконец смогу уснуть, - думает он, - собака
убита". Ах, если бы он послушался предостережения верного животного!
Скоро он ощутит жестокий нож и пожалеет о своей гибельной глупости. Так поступаете и вы, когда ваша верная совесть прилагает все усилия,
чтобы спасти вас, - вы убиваете своего единственного друга, в то время как
сатана и грех вскарабкиваются на кровать вашей лени, чтобы навеки убить вашу
душу. Что бы мы подумали о моряке, если бы он убил всех буревестников, думая,
что теперь больше не будет никаких бурь? Разве вы не сказали бы: "Какой
безумец!" Эти птицы посланы милосердным провидением, чтобы предупредить
его о шторме. Почему он убивает их? Надо же бояться не их, а шторма и
бушующего моря. Таким образом, не совесть виновата в мятеже в твоем сердце, а
твой грех. Твоя совесть, верно выполняющая свой долг, лишь говорит тебе, что
у тебя не все в порядке. О, проснитесь же, спящие, и прислушайтесь к голосу
своей совести! . 242
"Врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: "мир! мир!", а мира нет". Иеремия
6,14 Проповедники, убаюкивающие душу ложным миром, взваливают на себя
огромную вину. Не могу себе представить человека, более виновного в пролитии
крови, чем того, кто, льстя людям, подводит добычу к адскому льву. Врач,
постоянно вливающий яд в больного раком, далеко не такой жестокий изверг, как
мнимый служитель Христа, говорящий своей церкви слова утешения, когда нужно
было бы сказать: "Горе беспечным на Сионе!" Штурман, который делает
вид, что направляет судно в определенный порт, а на самом деле сверлит дыры в
дне, чтобы судно утонуло, - предатель не более, чем человек, который берется
за руль церкви под предлогом привести ее ко Христу, а на самом деле разрушает
ее, опошляя истину и усыпляя людей приятными, лестными словами. Мы можем
простить скорее убийце, который под видом дружелюбия подаст нам руку и ударит
ножом в сердце, чем человеку, который приходит к нам с вкрадчивыми, льстивыми
словами и выдает себя за посланника Божьего, а на самом деле сеет в наших
сердцах мятеж против Бога и убаюкивает нас, если мы живем, сопротивляясь
величию Божьему. Мотив таких ложных пророков был подлым. Они проповедовали мягко,
потому что народу это нравилось, потому что этим они добивались хорошей
репутации и получали зерно для своей мельницы. Такие предатели креста
Христова губят не только себя, но и увлекают за собой других на пути в ад. 243
"Врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: "мир! мир!", а мира нет". Иеремия
6,14 Сегодня мы рассмотрим человека, который имеет "мир", потому
что проводит свою жизнь в постоянном круговороте страстей и фривольностей.
Едва покинув одно место развлечений, ты уже спешишь к другому. Ты знаешь, что
ты никогда не бываешь счастлив, если не находишься в веселом обществе, где фривольное
развлечение заглушает голос твоей совести. Подобно Саулу, забытому Богом
царю, у тебя беспокойный дух и поэтому ты требуешь музыки не только для того,
чтобы усмирить бурю, бушующую в твоей душе, но и чтобы на некоторое время
успокоить совесть. Однако в то время, когда звуки прекрасных произведений
музыки возносят тебя ввысь, я прошу тебя не забыть, что твои грехи сведут
тебя в преисподнюю. Если музыка не удовлетворяет тебя, то ты требуешь столько
алкоголя, пока душа твоя не оцепенеет и не станет бесчувственной, как камень.
Потом ты удивляешься, что имеешь мир. Почему ты удивляешься? Каждый человек
имеет мир, если его сердце окаменело! Какую грозу он способен почувствовать?
Какие бури могут сдвинуть основание гранитной скалы? Ты истерзал свою совесть
и удивляешься, что она ничего не чувствует. Если музыка и алкоголь не помогли
тебе, то ты идешь на танцы, и дочь Иродиады понравится Ироду, даже если ему
придется поплатиться за это головой Иоанна Крестителя. Какую цену платишь ты
за свои развлечения? Вечные муки за один час веселья! Отлучение от Бога за
несколько дней греха! Прошу тебя, будь умным и остановись! Не танцуй
постоянно вокруг этой пропасти, открой глаза и задумайся. Желаю тебе, чтобы
Дух Божий остановил тебя в твоем легкомыслии и не дал тебе покоя, пока ты не
вкусишь истинной непреходящей радости, которую только Бог может дать тебе. 244
"Врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: "мир! мир!", а мира нет". Иеремия
6,14 Остается только одна категория людей, которая превосходит всех предыдущих
по крайнему безразличию ко всему, что могло бы взволновать их. Это люди, от
которых Бог справедливо отказался. Они попрали ногами Его долготерпение. Бог
уже раньше сказал: "Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым
человеками". В качестве справедливого наказания за их нежелание
покаяться Бог оставил их один на один с их упрямством Воспитанные набожной
матерью, они уже чуть ли не в колыбели слышали драгоценное Евангелие. Имея
перед собой пример богобоязненного отца, они все же повернулись ко греху и
свели поседевшую с горя верную мать в могилу. На похоронах матери молодой
человек пришел в себя и спросил: "Это я убил ее? Это я привел ее
сюда?" Он пошел домой, продержался трезвым один день; но был искушен
одним из своих товарищей и стал еще хуже, чем когда-либо. Пришло новое
предостережение. Он заболел тяжелой болезнью, но выздоровел; он снова ожил и
стал вести еще более порочную жизнь, чем раньше. Однажды вечером, когда он
вновь отправился в логово порока, что-то задержало его; его совесть,
казалось, говорила ему: "Вспомни, чему учила тебя мать". Он
остановился, прикусил губы, задумался на какой-то момент, взвешивая шансы.
Наконец он сказал: "Пойду туда, даже если буду проклят". Он пошел,
и с этого момента мысль о матери или о Библии никогда больше не тревожила
его. Его больше никогда не беспокоили, словно Бог сказал: "Пусть идет, я
больше не хочу предостерегать его, пусть ест плоды своего безумия; я больше
не хочу удерживать его". Дай Бог, чтобы никто из моих читателей не был
подобен этому человеку. 245
"Если я пойду ч долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною". Псалом
22,4 Этот несравненно ценный стих звучал уже не у одного смертного одра и
уже часто озарял светом темную долину смерти. Каждое слово таит в себе богатство глубокого значения. "Если я
пойду..." Кажется, что верующий в минуты смерти отнюдь не ускоряет свои
шаги в спешке и тревоге, нет, он совершенно спокойно продолжает свое
странствие под руководством Божиим. "Пойду" означает, что душа идет размеренным шагом, зная свой
путь и зная, куда он приведет. Умирающее дитя Божие не тревожится, не бежит,
исполнившись страха, но и не останавливается, не желая идти дальше. Оно не
чувствует себя ни ошеломленным, ни пристыженным и поэтому продолжает идти
привычным шагом. Ведь путь лишь проходит через темную долину, но мы не
останемся в ней. Мы пройдем через темный час смерти и внезапно вступим в
яркий свет бессмертия. Мы не умрем, а ляжем спать, чтобы проснуться в славе
Господней. Смерть - это не конечная цель, а лишь проход, ведущий к этой цели. Умирание называется здесь прохождением по долине. В горах разражается
гроза, а долина - это место тишины и покоя. Поэтому часто последние дни и
часы христианина - самые мирные в его жизни. Речь идет и не о "долине смерти", а о "долине смертной
тени". Это драгоценно для нас, потому что мы знаем, что смерть в
действительности побеждена, от нее осталась одна лишь тень. Кто-то сказал, что там, где есть тень, должен быть и свет. Так и
здесь. Никакой человек не боится тени, ведь тень ни на секунду не может преградить
человеку путь. Тень собаки не может укусить; тень меча не может убить; тень
смерти не может нас погубить. Поэтому не будем ее бояться! 246
"Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих". Евангелие
от Марка 10,13 Ученики нашего Господа были почтенными мужами, которые, несмотря на
свои недостатки, за годы, проведенные с нашим Господом Иисусом, должны были
бы стать кроткими и мягкими. Отсюда я делаю вывод, что если такие мужи
прикрикнули на матерей, принесших своих детей ко Христу, то этот грех,
наверное, нередко встречается в Церкви Иисуса. Боюсь, что леденящий мороз
этого ошибочного поведения ощущается почти везде. Не хочу выдвигать
недружелюбных утверждений, но я думаю, что если бы мы немного проверили себя,
то многие из нас почувствовали бы себя виноватыми в этом отношении и сказали
бы вместе с виночерпием фараона: "Грехи мои вспоминаю я ныне!" Искали ли мы обращения детей так же, как и обращения взрослых? Важно
ли нам их обращение? Ужасно, что дух Каина может проникнуть в сердце верующего, и он, в
конце концов, скажет: "Разве я сторож брату моему?" Ужасно, если мы
сами "едим тучное" и "пьем сладкое", и даем умереть
голодающим людям. Если вы заботитесь о спасении душ, то неужели будет ниже
вашего достоинства начать с мальчиков и девочек? К сожалению, многие так
считают. Я думаю, что апостолы поступали так из рвения, из желания послужить
Иисусу. Эти благочестивые мужи полагали, что дети помешают Спасителю в Его
служении. Они думали, что Господь занят важным трудом, заставляя фарисеев
молчать, уча массы людей, исцеляя больных. Разве сейчас время мучить его
детьми? Это было рвение для Бога, неразумное рвение. Мы ни в коем случае не хотим упрекать наших осторожных братьев! Но в
то же время нам хотелось бы, чтобы их осторожность проявлялась там, где она
нужнее. Дети не причинят нашему Господу никакого бесчестия. У нас намного
больше оснований бояться взрослых! 247
"Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие". Евангелие
от Марка 10,14 Некоторые препятствовали детям прийти к Иисусу, потому что не осознали
ценности ребенка. Однако ценность души не зависит от возраста. "Ах, ведь это всего лишь ребенок!" - "Дети
обременительны!" - "Дети всегда мешают!" Такие речи слышатся
часто. Да простит Бог тех, кто презирает детей. Вы очень разгневаетесь, если я скажу, что спасение мальчика ценнее,
чем спасение мужчины? Спасая семидесятилетних, Бог делает это по своей
бесконечной милости, ведь в конце своей жизни они могут сделать не так уж
много доброго. Если нам уже под пятьдесят или шестьдесят, то мы уже почти
"изношены"; и если мы до сих пор проводили свою жизнь с дьяволом,
то что еще остается для Бога? А из мальчиков и девочек еще что-нибудь получится.
Если они сейчас отдадут свою жизнь Христу, то они еще долго смогут вести
счастливую и святую жизнь, служа Богу всем своим сердцем. Кто знает, сколько
славы они еще принесут Богу? Может быть, через них будут благословлены
языческие страны. Целые народы смогут получить через них свет Евангелия. Если один знаменитый учитель привык снимать шляпу перед своими
учениками, потому что не знал, не станет ли кто-нибудь из них позднее
премьер-министром, то и мы должны с благоговением смотреть на обращенных
детей: ведь мы не знаем, как скоро их свет засияет среди людей. О, братья и сестры, давайте оценивать детей по их достоинству! Тогда
мы не будем удерживать их, а наоборот, немедленно, с усердием приведем их к
Иисусу. Дай Бог, чтобы мы чувствовали себя у детей как дома, чтобы с
пониманием подходили к их первым опасениям и надеждам и принимали участие в
их развивающейся вере и растущей любви. 248
"Не бойся, Аврам; Я твой щит и твоя награда". Бытие
15,1 Как нежно Господь старается развеять страхи Своих детей! Он словно
говорит: "Ты совершенно один, но не бойся: Я с тобою. У тебя много
работы, но не бойся: Я помогу тебе. Не бойся, глядя на настоящее, и не бойся,
глядя на будущее". Господь знал, что Авраам после своей борьбы и победы может легко пасть
духом. Так бывает часто у храбрых мужей. Такие люди не знают страха в разгаре
сражения и способны справиться с опасностями и с врагами. Но когда все уже
позади, они падают духом и тогда нуждаются в этих ободряющих словах Господа:
"Не бойся!" Часто в бурю мы спокойны, а в тишине встревожены.
Иногда мы сами для себя - загадка, но слава Господу, что Он понимает нас и в
нужную минуту ободряет нас. Господь добавляет: "Я - твоя награда". Он не говорит:
"Я награжу тебя", но: "Я - твоя награда". Это
единственная награда, которой христианин может в совершенстве радоваться. Что
сказал отец в притче своему старшему сыну, когда тот ворчал по поводу приема
своего брата? "Сын мой! Ты всегда со мной, и все мое твое". Разве
это не вполне высокая награда? Для верующего достаточно богатства в том, что
он имеет Бога, достаточно чести, если он может угодить своему Богу, он
счастлив, что может радоваться в Боге. Может ли Бог дать больше, чем Самого
Себя? Господь - твой защитник и твоя награда. Этим двойным титулом Он
разгоняет все страхи и дает тебе двойную уверенность. Поэтому оставь все
заботы, будь спокоен в Господе и жди Его! 249
"И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его. И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами". Евангелие
от Матфея 8,23-24 История бури на Галилейском море представляет собой в духовном смысле
краткую историю Церкви, краткий очерк Церкви всех столетий. Поучение не
заканчивается рассмотрением данного случая в этом свете, оно содержит в себе
в общих чертах и историю каждого человека, совершающего морское путешествие с
Господом Иисусом Христом. Господь Иисус находится со своими учениками в лодке. Чем это
отличается от Церкви с Господом? Кто сомневается в том, что Церковь находится
на море, что она, находясь на земле, подвергается испытаниям, страданиям,
тяготам и опасностям? Я не представляю себе изображения Церкви более
наглядным, чем в виде лодки на коварном Галилейском море, в которой находится
Господь со своими учениками. Спустя некоторое время разражается буря. При попутном ветре лодка
совершала бы прекрасное путешествие, но лодке Церкви предстоит иное. Церковь
имеет спокойные периоды, но обычно они длятся недолго. Судно рано или поздно,
наверняка, подвергнется шторму. Судно, капитаном которого является Иисус,
предназначено для того, чтобы испытывать штормы. Каждый парус, каждая доска,
каждая деталь этого качественного судна, плавающего под флагом Адмирала
нашего флота, будут подвергаться ветру и волнам. Церковь Иисуса переживала много штормов, как она была близка ко
крушению из-за ложных учений гностицизма, папства и рационализма. Она
непрерывно подвергалась испытаниям. В Риме сидела блудница, преследовавшая
святых, опьяненная их кровью Слезы и кровь покрыли святых. Их плавание было
не увеселительным путешествием, а плаванием в спасательной лодке,
оборудованной для шторма. Истинное судно Господа было, есть и будет
подвержено штормам, пока не придет Господь. 250
"Я вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал". Евангелие
от Матфея 8,24 Христос находился в лодке Он лежал на корме, положив голову на
подушку, и спал Вы все знаете часть истории Церкви, изображенной здесь. Затем
наступила беда: люди в судне испугались и боялись погибнуть. Нужда заставляет молиться. Сильные молитвы часто имеют свои истоки в
тяжелых испытаниях. Тогда Учитель встал и проявил Свою силу и Божество. Вы знаете, как
Господь Иисус делал это в эпоху Реформации и время от времени во время
больших пробуждений Он упрекнул Своих дрожащих святых в неверии и затем
усмирил ветер и волны, после чего наступило время покоя и мира для бедной,
подверженной шторму Церкви. Однако я сказал, что шторм на море является и прекрасным образом
духовного путешествия каждого человека, плывущего с Господом в небесный порт.
Мы находимся с Христом, счастливы с Ним и совершаем приятное путешествие.
Будет ли так всегда? Вскоре может разбушеваться шторм. Судно качается, волны
покрывают его. Но Господь Иисус живет в наших сердцах, и в этом заключается наша
безопасность. Нас спасет не искусство моряка, а то, что Господь - наш
штурман, которому повинуются ветры и море, который еще никогда не потерял ни
одного корабля, имеющего в своем флаге крест! Иногда нам кажется, что Господь спит в нашем сердце. Мы не слышим Его голос, лишь видим Его, как в тумане. Тогда мы в большой тревоге начинаем молиться, что следовало бы нам сделать еще намного раньше. К сожалению, часто мы не молимся, пока нужда не заставит нас встать на колени. Но вы знаете, что произойдет после того, как мы услышим мягкий упрек Господа и смиримся перед Ним. Как глубок после этого мир! Тогда мы говорим: "Дал бы Бог, чтобы всегда было так!" Но пока мы живем на этой земле, всегда будут повторяться опасности на море.
|