Чарльз Г.Сперджен |
Малые проповеди |
|
|
|
|
|
126
"Однажды под вечер, Давид, встав с постели, прогуливле царского дома, и увидел с кровли купающуюся женщину... И послал Давид разведать, кто эта женщина?" 2-ая
книга Царств 11,2-3 Давид был спасенным, и я обращаюсь к спасенным. Прошу вас, пусть
падение Давида и его лень, бывшая причиной падения, послужат вам
предостережением. Отдельные искушения настигают и прилежных людей, но все
искушения падают на ленивых. Вспомните изобретение, которое крестьяне
используют, чтобы поймать ос. Они наливают немного сладкой жидкости в длинную
бутылку с узким горлышком. Ничего не делающая оса проходит мимо, чувствует
запах жидкости, бросается на нее и тонет. А пчела, пролетая мимо, даже если
остановится на секунду, чтобы понюхать, не заходит в бутылку, потому что ей
самой нужно делать мед. Она слишком занята работой, чтобы позволить себе это
соблазнительное лакомство. Праздные христиане подбивают дьявола соблазнить их. Лень приоткрывает
дверь сердца и приглашает дьявола войти; но если мы заняты с утра до вечера,
а сатана захочет войти, то ему придется взломать дверь. Дорогие друзья, позвольте напомнить тем из вас, кто мало трудится для
Христа, что вы не всегда были так холодны, как сейчас. Было время, когда один
вид Израиля, выстроенного в боевом порядке, делал Давида смелым, как лев. О,
это ужасно, видеть льва таким изменившимся! Божий герой остается дома с
женщинами! Было время, когда ты был готов пойти через рвы и заборы, чтобы
услышать Слово Божие; а теперь проповеди скучны тебе, хотя ты сидишь на
мягкой подушке. Раньше ты приходил на собрание в хижину и на проповедь на
улице. Ты говоришь: "Ах, это был горячий огонь" Благодатный горячий
огонь! Да вернет тебе Господь этот горячий огонь; если это действительно был
горячий огонь, то лучше горячий огонь, чем вообще никакого. Пусть лучше тебя
называют фанатиком, чем заслужить название трутня в улье Христа. . 127
"Через год, в то время, когда выходят цари в походы, Давид послал Иоава и слуг своих с ним и всех Израильтян... Давид же оставался в Иерусалиме" 2-я
книга Царств 11,1 Хочу обратить особое внимание на то время, когда Давидом овладел
соблазн лени. Давид никогда не отказывался от борьбы, пока был преследуем
своим противником Саулом. Все время, пока он был гоним, как куропатка в
горах, его характер был почти безупречным и его рвение неукротимым. Его
духовная жизнь была полна силы, пока он переносил большие страдания. А теперь
наступил час испытаний: Саул умер, и последний из его потомков живет смиренно
нахлебником у Давида. Сын Иессея больше не должен был ходить по тропам диких
коз и прятаться в пещерах Эн-Гадди. Его великий противник уже давно умер от
стрел филистимлян на горах Гелвуе. Но тайный враг подстерегает его в засаде -
горе тебе, Давид, если он победит тебя! О брат, опасное время настало для тебя, если искушение перестало
мучить тебя, если сатана оставил тебя в покое и если вместо ужасного урагана
наступила мертвая тишина. Следи за тем, чтобы твоя душа не потеряла своей
прежней силы и бдительности и ты не впал в лаодикийское безразличие и
равнодушие. Пока дьявол нападает на тебя слева и справа, ты вряд ли сможешь
отдыхать на ложе плотской безопасности. Цербер не даст тебе заснуть, лая тебе
в уши. Но если он перестанет выть, то веки твои станут тяжелыми, если только
милость Божия не предотвратит это. Если злые нападки ада больше не будут
заставлять тебя преклонять колени, тогда тебе, может быть, предстоит
выдержать намного более тяжелые испытания, и у тебя будет достаточно причин
воскликнуть: "Господи, не дай мне заснуть, как прочие, помоги мне
бодрствовать и трезвиться". . 128
"Не смотрите на меня, что я смугла". Песнь
Песней 1,5 Христианин, становясь более зрелым, начинает стыдиться своих грехов,
потому что грех кажется ему достойным ненависти. Видя себя в свете Божием, он
чувствует к себе большее отвращение, чем другие. Но христианин стремится к святости
и ненавидит грех. Он не может терпеть в себе и малейшего пятна греха. Он
знает, что такое грех. Человек, не знающий и не боящийся Бога, нарушает все
Его заповеди, не мучаясь угрызениями совести. Но любимец неба, имеющий право
сидеть за царским столом, познавший на себе вечную любовь Бога, не сможет
идти каким-нибудь "путем невзгод", который оскорбил бы Духа Святого
и не сделал бы чести имени Христа. "Маленький" грех, как это
называет мир, является для истинного христианина большим грехом. Поэтому я
спрашиваю вас, знаете ли вы, что означает быть опечаленным вследствие своих
необдуманных слов? Били ли вы уже себя в грудь оттого, что были в гневе?
Может быть, вас раздражали, но все равно, вы были возбуждены и говорили
необдуманно. Приходилось ли тебе провести бессонную ночь, потому что на
работе ты что-то сказал или сделал, чего ты позднее, хорошо обдумав, не мог
оправдать? Плакал ли ты уже потому, что оказался непохожим на своего Господа
и сделал ошибки там, где полагал, что поступаешь правильно? Не велика твоя
набожность, если ты еще никогда не пережил такого. Покаяние, как и вера -
признак христианина. Не думай, что наше покаяние закончилось в тот момент,
когда мы пришли ко Христу и получили прощение наших грехов через кровь,
пролитую для нашего искупления. Нет, мы будем приносить покаяние, пока мы
грешим и пока нуждаемся в очищении. Пока существует грех или пока нас
подстерегает склонность к любому греху, милость Божия будет побуждать нас
ненавидеть грех и из-за него смиряться перед Всевышним. . 129
"Не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня". Песнь
Песней 1,5 Обращаюсь к тем, кто работает в винограднике Господа. Дорогие братья,
с трудом, которому посвящена наша жизнь, связано определенное зло,
происходящее от солнца, сияющего нам, зло, в котором мы должны признаться
перед нашим Небесным Отцом. Я был знаком со многими, кого солнце жгло в этом
отношении; их усердие охладело из-за отсутствия успеха. Сначала ты взялся за
работу, полный огня и жизни, намеревался двигать перед собой общину и тянуть
за собой мир. Может быть, ты хотел подобно Лютеру провести реформацию.
Возможно, многие намерения были плотскими, но в корне это все же было
серьезное рвение в служении Богу, наполнявшее тебя. Но в течение нескольких
лет ты был вынужден находиться среди очень холодных христиан. Не упала ли при
этом духовная температура твоей души? Может быть, было мало случаев обращения
людей к Богу. Ты чувствуешь, что становишься холодным? Может быть, со
временем ты стал придирчивым и критичным, так что там, где раньше ты получал
огромное духовное наслаждение, сегодня ты только осуждаешь проповедника.
Может быть, ты пострадал каким-либо образом. Поведение христианина должно
быть спокойным мирным, безмятежным. Мир, наполняющий нас, должен подобен
потоку воды. Но вы знаете, что если в деле Божьем много работы, то мы
подвергаемся сильному искушению делать то или иное дело с неподобающей
поспешностью. Все не так быстро получается, как вам хотелось бы, то во легко
поддаться искушению опечалиться и, подобно Марте, заботиться и суетиться.
Если вы впадете в такое состояние, то это причинит вред вам и вашему делу.
Лучше всего служит Христу тот, кто имеет общение с Ним; прерванное общение
означает прерванную силу. В этом часто заключается ваше горе; наши силы
истощаются больше от страха и забот, чем от работы. Как много упущений
происходит из-за неожиданных забот, не дающих нам покоя. . 130
"Это - утешение в бедствии моем, что слово Твое оживляет меня". Псалом
118,50 Находясь в беде, христиане имеют особое утешение. "Это, -говорит
Давид, - утешение в бедствии моем". Делай упор на "это" - в
отличие от утешений других людей. Пьяница опустошает свой стакан и говорит:
"Это утешение в бедствии моем". Скупой берет свой кошелек и звенит
деньгами - о, музыка этих золотых звуков! Он восклицает: "Это утешение в
бедствии моем!" Большинство людей имеют то или иное утешение. Некоторые
находят утешение в сочувствии людей, в выражениях любезности, в философских
размышлениях; но такие утешения обычно недостаточны, когда наступает серьезное
испытание. Если безбожные мирские люди говорят о том или ином: "Это -
мое утешение", - то христианин встает и говорит, держа перед собой Слово
Божие, полное обильных обетовании: "Это - утешение мое в бедствии
моем!" Он не стыдится этих утешений; очевидно, он предпочитает свое
утешение всем другим и с радостью восклицает: "Это - утешение мое".
Можешь ли ты сказать то же самое? "Это - это обещание Божие - утешение
мое!"? Некоторые христиане могут объяснить, что представляет собой это
утешение. Многие христиане однако получают утешение от Слова Божия и от веры
в Иисуса Христа, но едва ли могут сказать, в чем заключается это утешение.
Многие не могут объяснить утешение, но они наслаждаются им. Лучше пережить
утешение, чем лишь уметь его объяснить, но хорошо, если имеет место и то, и
другое, так что верующий может сказать своему другу: "Послушай меня, я
хочу сказать тебе вот что: это - утешение мое!" Дорогие друзья, ищите в скорбях утешение в Слове Божием. Изучайте
Слово Божие, чтобы вы могли ухватиться за драгоценные обетования, которые
смогут утешить вас в вашем положении. . 131
"Так и вы, когда исполните все поведенное
вам, говорите: "мы рабы ничего нестоющие, потому что сделали, что должны
были сделать". Евангелие
от Луки 17,10 Дорогие братья, мы должны помнить, что любой работой, которую мы
делаем для Господа, мы покрываем только часть вашего долга. Надеюсь, что мы
не так глубоко морально упали, чтобы считать уплату долгов своей огромной
заслугой. Я еще никогда не видел, чтобы деловые люди гордились тем, что
перевели кому-то тысячу марок. - Ты подарил их ему? - Нет, я был ему должен. Разве в этом есть что-то особое? Иисус Христос заплатил за нас. Мы не принадлежим самим себе. Что бы мы
ни делали, Он, как Создатель и Искупитель, всегда имеет право на сделанное
нами. Если мы сделали все, то мы сделали только то, что должны были сделать.
Все наши дела есть и будут очень несовершенны. При вспашке остались
неровности; уход за животными не такой, как надо бы; богато накрытый стол
недостоин Господа, которому мы служим. Может ли кто-нибудь из вас с
удовлетворением подытожить свое служение Господу? Я не могу, и у меня было
желание начать свою жизнь заново. И тут же я пожалел, что мое гордое сердце
позволило себе такое желание, так как, по всей вероятности, вторая жизнь
получилась бы еще хуже. То, что сделала для меня милость, я признаю с
глубокой благодарностью, а за то, что я сделал сам, прошу прощения. Прошу
Бога простить мне мои молитвы, потому что они ошибочны. Прошу Бога простить
мне даже это признание, потому что оно не такое смиренное как должно бы.
Прошу Его осудить мои слезы и очистить мои мысли, а также помочь мне
совершенно забыть самого себя. О Господь, Ты знаешь, как недостаточно наше
смирение пред Тобой! Прости нас! Мы - негодные рабы, и если бы Ты судил нас
по закону, то мы погибли бы. . 132
"Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха". Евангелие
от Иоанна 2,7 По обыкновению Христос, желая дать благословение, дает сначала приказание.
Обычно слово приказания предшествует слову власти. Он собирается дать вино,
но не говорит: "Да будет вино!" - а дает совершенно четкое
приказание: "Наполните сосуды водой". Вот идет слепой. Господь собирается дать ему зрение. Он мажет его
глаза грязью и говорит: "Пойди на купальню Силоам и умойся". Вас удивляет этот принцип чудес Его божественной милости? Вот грешник, желающий спастись. Что говорит Христос этому человеку?
"Верь в Господа Иисуса, и будешь спасен". Может ли он верить своими
силами? Разве он не мертв в грехах? Братья, не задавайте таких вопросов, а предположите, что Господь Иисус
поручил своим ученикам проповедовать: "Покайтесь!" Тот же принцип действителен и для верующих. Желая благословить Своих
детей, Бог дает им указание. Мы молимся, чтобы весь мир покорился Ему, а что
Он говорит по этому поводу? "Мне дана всякая власть на небе и на земле.
Итак идите, научите все народы". Мы сами должны действовать. Если мы хотим, чтобы люди уверовали в Иисуса и чтобы создавалась
Церковь Христова, то это может сделать только сам Господь. Это исключительно
Его дар, так же как и превращение воды в вино в Кане тоже было исключительно
Его делом. Тем не менее Он сначала говорит нам: "Идите и проповедуйте
Мое спасение до края земли!" Тем самым мы наполняем сосуды водой Если мы
послушаемся Его приказания, тогда мы увидим, как Он действует, как Он силен и
как будут услышаны наши молитвы. . 133
"Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха". Евангелие
от Иоанна 2,7 Получив приказание от Христа, мы поступим мудро, если выполним его с
полным усердием Он сказал: "Наполните сосуды водой!" - и они
наполнили их "до верха". Как вы знаете, есть различные способы наполнения сосудов Будем же
исполнять веления Христа самым лучшим образом Наполним "сосуды"
"до верха". Если Его веление гласит: "Верь!" - то верьте
в Него всей силой. Если оно гласит: "Проповедуйте Евангелие!" - то
проповедуйте его в любое время. Не давайте народу половинчатое Евангелие.
Принося покаяние, молитесь об искреннем и глубоком покаянии - "до
верха". Если вы должны исследовать Писание, изучите его от начала до
конца. Приказания Христа следует всегда выполнять всей душой. Будем же
использовать все свои силы при выполнении Его приказаний, даже если мы еще не
понимаем, почему Он поставил перед нами именно эту задачу. Однако некоторые братья говорят: "Разве вы не видите, что Бог
совершает Свое дело? Своими стараниями вы только пытаетесь отнять у Бога
работу. Доверять Ему и ничего не делать - вот правильный путь" Сомневаюсь, что эти братья действительно доверяют Богу. Хочу
представить данный случай следующим образом. Ортодоксальный слуга, получив
приказ наполнить сосуды водой, отвечает: "Господь, я полностью уверен,
что Ты и без воды можешь сделать вино для этих людей. Я не хочу вмешиваться в
дело Божие. Я уверен, что Ты не нуждаешься в нашей помощи. Ты можешь без
нашего содействия наполнить сосуды вином, и мы не хотим отнимать у Тебя этой
чести. Как только вино будет готово, мы будем пить его и прославлять Твое
имя. А до тех пор мы просим Тебя извинить нас Сосуды очень тяжелые, и вообще
это очень много работы - наполнять эти сосуды". . 134
"Дерзай, чадо! пронзаются тебе грехи твои". Евангелие
от Матфея 9,2 Господь Иисус излечил сначала главное зло, поразившее этого человека.
Он не начал с того, что исцелил его от паралича. Эта болезнь была ужасной; но
грех намного страшнее, чем паралич какой-нибудь мышцы. Грех страшнее смерти.
Поэтому Господь Иисус говорит в начале совершения чуда: "Дерзай, чадо,
прощаются тебе грехи твои!" Это была охота на льва, величайшего из всех хищников, подстерегающего
в дебрях человеческого существа. Слова Христа выгнали нечистого зверя из
укрытия, и Христос разорвал его Своей всемогущей силой. Может быть, ты переживаешь сейчас много скорбей; может быть, ты стремишься
выложить перед Господом, что у тебя болен ребенок, твой любимый муж чахнет
дома, твою фирму, дела которой идут неважно и которую, наверно, придется
закрыть, твоя собственная болезнь так угнетает тебя, что ты почти не можешь
посещать богослужения? Забудь эти вещи; как бы тяжелы они ни были, все же по
сравнению с грехом они незначительны. Никакой яд не столь губителен, как яд
греха. Грех - это смертельный укус змеи, который отравляет всю нашу жизнь и
вызывает воспаление. Если удалить это зло, то будет удалено всякое зло.
Поэтому Господь начинает свое чудо со слов: "Прощаются тебе грехи
твои!" Обратите также внимание на то, что Иисус простил этому человеку все
грехи. Он не сказал: "Они будут прощены тебе!" - но:
"Прощаются тебе грехи твои! Я оправдываю тебя от всех грехов. Какие бы
это ни были грехи: грехи твоей юности, грехи твоей мужской натуры, твои грехи
до паралича, твои грехи ропота с тех пор, как ты лежишь в постели больным.
Сложи их, и хотя их так много, как звезд на небе и как песка на берегу моря -
твои грехи прощаются тебе". . 135
"Все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам". Евангелие
от Марка 11,24 Если мы хотим, чтобы наша молитва имела внутреннюю ценность, то она
должна быть направлена на определенный предмет, о котором мы хотим просить
Бога. Братья, как часто мы перескакиваем в наших молитвах с одного предмета
на другой и не получаем ничего, потому что в действительности не требуем
ничего определенного. Мы болтаем о различных вещах, но душа не сосредоточивает
все свои силы на одном определенном предмете. Не становитесь ли вы иногда на
колени, не подумав сначала о том, о чем вы, собственно, хотите молить Бога?
Вы делаете это по привычке, ваше сердце при этом остается холодным. Вы
подобны человеку, который идет в магазин, не зная, что он, вообще, хочет
купить. Возможно, придя в магазин, он заключит там хорошую сделку, но,
конечно же, это не особенно мудрое поведение и не заслуживает подражания. Так
и у христианина по его молитве может исполниться его действительное желание;
но было бы намного лучше, если бы он в серьезных размышлениях подготовил свое
сердце к молитве и пришел бы к Богу с ясной и однозначной просьбой. Идя на аудиенцию к царю, никто не станет, стоя уже перед ним,
раздумывать о том, с какой просьбой хотел к нему обратиться. Так же и с дитем
Божьим. Он тоже должен быть готов ответить на великий вопрос: "Что ты
хочешь?" Представь себе стрелка из лука, желающего выпустить стрелу и не
знающего цели! Есть ли у него шансы на успех? Ты никогда не начинаешь
работать, не зная, что тебе нужно сделать. Как же ты идешь к Богу, не
подумав, что ты хочешь от Него получить? Вы получите больше благословения в
молитве, если сосредоточитесь на определенных вещах и будете молиться об
определенных людях. Направь свои просьбы на определенную цель, и я уверен,
что усталость больше не будет одолевать тебя в твоих молитвах. . 136
"Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты
был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего". Евангелие
от Матфея 25,23 Вот идет Уайтфилд, человек, проповедовавший Евангелие иногда перед
20000 слушателей, свидетельствовавший истину Божию в Англии, Шотландии,
Ирландии, Америке, от проповедей которого тысячи людей обращались к Господу.
Вот он идет: человек, без колебаний перенесший преследования и насмешки;
человек, которого мир недостоин, человек, который жил для людей и в конце
умер ради них Господь берет его за руку и говорит: "Хорошо, добрый и
верный раб!" Посмотрите, как благодать Божия чтит человека, которого она
сделала способным действовать с такой силой! А кто это? Бедное, нежное существо, которое последние три года лежало
больным в постели. Это была бедная девушка, зарабатывавшая на хлеб шитьем;
непосильная работа свела ее в могилу. Она умерла в юные годы, но на небо она
пришла зрелым снопом, и Господь говорит ей: "Хорошо, добрая и верная
раба! в малом ты была верна, над многим тебя поставлю". Она занимает
место рядом с Уайтфилдом. Расспросив точнее, ты узнаешь, что она жила на
узкой улочке в Лондоне вместе с еще одной девушкой. Эта соседка была сначала
жизнерадостным, легкомысленным существом. Больная рассказывала ей об Иисусе
Христе, молилась с ней и читала ей Библию. После долгой борьбы девушка
уверовала в Иисуса, а самой больной пришлось лечь в больницу. Пока она еще
могла вставать, она раздавала в больнице христианские брошюры и беседовала с
больными. Позднее она попросила другую женщину почитать ей вслух Библию -
больше ради читающей, чем ради себя самой. Потом она умерла, и о ней можно
было сказать: "Она сделала, что могла". Если на небесах будут даваться награды, то они будут присуждаться не
соразмерно предоставленным талантам, а соразмерно верности, с которой
использовались эти таланты. . 137
"Я сказал Иисусу: помяни меня. Господи,
когда приидешь в Царствие Твое!" Евангелие
от Луки 23,42 Распятый разбойник был последним спутником нашего Господа на земле.
Какое жалкое общество выбрал себе наш Господь, пребывая в этом мире. Он не
объединился с религиозными фарисеями или философскими саддукеями, потому что
был известен как друг "мытарей и грешников". Как я рад этому! Я
думаю, что Он тогда не откажется и меня называть другом. Став моим другом,
Он, конечно же, не поднял этим Свой авторитет. Думаешь, что Ему делает честь
называть тебя Своим другом? Нет, если бы Господь Иисус не снизошел к нам, то
Он не пришел бы ко мне. И если бы Он не искал недостойных, то, наверняка, не
пришел бы и к тебе. Последний спутник нашего Господа был не просто грешником. Его называют
убийцей, он был арестован и осужден римским судом. В данном случае это было
справедливое осуждение, потому что осужденный сам признает это Злодей,
изобличенный в преступлении, был последним человеком, с которым наш Господь
Иисус имел общение на этой земле. Как низко Он склонился к самым презренным
из этого человечества! Если эти строки читает кто-нибудь, изобличенный законом в
преступлении, то я хочу призвать его искать прощение и изменение сердца через
нашего Господа Иисуса Христа. Ты можешь прийти к Нему, кто бы ты ни был.
Разбойник на кресте - это образец человека, который отяготил свою совесть
огромной виной, но не пытался извинить свой грех, а поверил в Господа Иисуса
и был в тот же миг спасен. Никто из вас не исключен из бесконечной милости
Христа. Какой великой ни была бы твоя вина, - если ты веришь в Христа, то Он спасет
тебя. . 138
"Я сказали друг другу: не так мы делаем. День сей день радостной вести"4-я
книга Царств 7,9 Мы хорошо понимаем, что четыре прокаженных человека, обнаружив, что
сирийские воины бросили свой стан, сначала утолили свой собственный голод и жажду.
Они правильно поступили. Кто поступил бы иначе? Хочу посоветовать каждой
душе, нашедшей Иисуса, в этом отношении взять пример с прокаженных. Если ты
нашел Спасителя, то наслаждайся Им, обогатись чрез Него, а потом иди и
возвещай радостную весть! Я ничего не скажу против, если вы пойдете как можно
раньше; но я предпочел бы, чтобы вы не шли к другим прежде, чем будете
совершенно уверены в своей правоте. Я хотел бы, чтобы вы пошли к людям с
личным свидетельством, так как в этом ваша наибольшая сила. Если вы пойдете
слишком рано, не вкусив сначала и не увидя, как благ Господь, то вы можете
сказать другим: "В стане большие запасы". Но они ответят вам:
"Почему вы сами там не наелись?" Таким образом ваше свидетельство
потеряет силу. Хорошо, если ваша вера охватит великие обетования, тогда вы
сможете пойти и благовествовать о том, что вы видели. Но я хотел бы указать на следующий момент: если бы прокаженные
остались на всю ночь в стане, если бы они почивали там и пели: "Здесь
хорошо, останемся здесь", если бы они вообще не вернулись к
соотечественникам, голодавшим в окруженном городе, то их поведение было бы
жестоким и бесчеловечным. Если вы охотно наслаждаетесь Словом Божиим, то я
ничего не имею против; но если все остается только при наслаждении, если вы
не идете дальше, то я должен спросить вас, для чего вы вообще были спасены.
Господь пришел спасти нас не для того, чтобы мы жили в свое удовольствие. . 139
День сей день радостной вести. Если мы замедлим и будем дожидаться утреннего света, то падет на нас вина". 4-я
книга Царств 7,9 Боюсь, что некоторые довольны тем, что могут сказать: "Мы не
пьем. Не ругаемся. Не играем. Не лжем". Кто говорит, что вы это делаете?
Было бы стыдно, если бы вы делали это. Но разве этого достаточно? Что вы
делаете в действительности? "Кто разумеет делать добро и не делает, тому
грех". Я слышал, что есть совершенные люди, но еще никогда ни одного не
видел. Если бы речь шла только о грешных поступках, то, возможно, я мог бы
сравнить себя с такими братьями, так как я стараюсь быть безупречным. Но если
подумать, что упущения - это настоящие грехи, тогда я должен проститься со
всеми идеями совершенства, потому что мои упущения и мое неуспевание во
многих делах одолевают меня. Дорогой друг, если ты знаешь Господа и еще никогда не исповедовал Его,
то ты поступил неверно. Если ты был в обществе и не говорил о Христе, то ты
не справился со своей задачей. Если у тебя была возможность рассказать детям
Евангелие, но ты не сделал этого, то ты не оправдал Божьих ожиданий. Если бы
эти четверо прокаженных скрывали свою тайну в течение 24 часов, то в
осажденной Самарии, может быть, умерли бы от голода сотни людей. Не стали ли
бы они виновными в их крови? Ты согласен с этим? Не может ли быть упущение
убийством, подобно удару кинжалом или выстрелу? Если на твоей улице погибнет
человек, потому что он не знает Спасителя, а ты не постарался принести ему
благую весть, как же ты можешь в день великого суда быть невинным? Не говори:
"Разве я сторож брату моему?" Если вы это сделаете, то мой ответ вам
будет ужасен. Я скажу вам: "Нет, Каин, ты не сторож своему брату, ты -
убийца своего брата". Это серьезные истины; да благословит их Господь! . 140
"Что вы дадите мне, и я вам предам Его?"Евангелие
от Матфея 26,15 Иуда не ждал, пока дьявол придет к нему, он сам шел вслед за дьяволом.
Он пошел к первосвященнику и спросил его: "Что вы дадите мне?" Один из старых богословов как-то сказал: "Обычно люди действуют
не так, обычно они сами назначают цену". Господа жизни и славы продают за цену, назначенную самим покупателем. Что они могли дать ему? В чем нуждался Иуда? Ему не нужна была ни
пища, ни еда; он жил не хуже своего Учителя и остальных учеников. У него было
все необходимое, и все же он спрашивает: "Что вы дадите мне?" Да, вера некоторых людей основана на одном этом вопросе. Они ходят в
церковь, если там раздают какие-нибудь милостыни. А если бы где-нибудь давали
больше, то они пошли бы туда. Некоторые из них даже не такие умные как Иуда. Я знаю мужчин, которые
продали бы Господа за пять марок. Есть даже такие исповедующие, которые
предали бы его за самую маленькую серебряную монету, какая только есть у нас
в обращении. Они испытывают искушение отречься от Господа, даже если прибыль
совсем минимальная. Этому искушению подвергается каждый из нас, не отрицайте этого! Все мы
любим что-нибудь выигрывать. Склонность к этому есть у каждого человека; но
если она является угрозой для верности нашему Учителю, то мы должны
преодолеть ее или же мы погибнем. В жизни всегда бывают случаи, когда
необходимо выбирать: Бог или прибыль, Христос или тридцать сребреников. Прошу вас, не оставляйте своего Учителя, даже если мир предлагает вам
все самое лучшее, одни только преимущества и в придачу славу, честь и
уважение. . 141
"Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему". Бытие,
28,13 Боязливые души не могут принимать обетования Божии так, будто они
предназначены им лично. Они боятся, что это дерзость - присваивать себе такие
драгоценные вещи. Мы можем принять за общее правило, что если мы верой примем
обетование, то это обетование наше. Бог, давший нам ключ, подходящий к замку
Его двери, хочет, чтобы мы открыли дверь и вошли. Смиренная вера в Бога ни в
коем случае не может быть дерзостью; но если ты осмеливаешься сомневаться в
Его Слове, то это, по меньшей мере, дерзость. Наша ошибка заключается в
недостатке веры, а не в ее избытке. Было бы трудно слишком много верить Богу;
к сожалению, широко распространена привычка слишком мало верить Ему.
"Как ты веровал, да будет тебе" - это благословение, которое
Господь никогда не отменит. "Все возможно верующему!" В Библии
написано: "Они не могли войти за неверие". Но нигде не написано и
не сказано, чтобы кто-то, вошедший через веру, был осужден или изгнан из-за
своей наглости. Как часто я убеждался в правоте обетования, если принимал его за
истину и поступал соответственно! Я растянулся на нем, как на ложе, и отдал
себя в руки Господа; сладостный покой наполнил мою душу. Уверенность в Боге
осуществляет свои собственные желания. Обещание, которое наш Господь дает
тем, кто ищет в молитве дары, звучит так: "Верьте, что получите, - и
будет вам". Звучит странно, но это так; это соответствует логике веры.
Скажи с настоящей верой: "Это обетование относится ко мне", - и оно
сразу станет твоим. Обетования мы получаем верою, а не глазами или умом. . 142
"Они и в старости плодовиты, сочны и свежи". Псалом
91,15 Есть деревья, обещающие принести чрезвычайно большой урожай. Но так
как на них не завязались плоды, то они не оправдывают надежд. А те, которые
посадил Бог, которым он дает зеленеть и цвести, те приносят много плодов до
глубокой старости. Они остаются плодоносными не только в юные годы и в зрелом
возрасте, нет, они приносят плоды и в преклонном возрасте, когда их дни сочтены.
Когда на других деревьях только распускаются листья, их плоды уже спелые и
сочные. Когда другие вянут, они созревают. Они будут приносить плоды и в
старости, когда, обычно, уже не ожидают много плодов, - когда сдают
физические и духовные силы, когда не хватает силы для выполнения планов и
намерений. Обещание, что они будут приносить плоды в старости, - не только
радостное обещание, но и отрадный факт. Какие изысканные плоды приносят
некоторые старые люди! И вообще, разве самые лучшие плоды не у старых детей
Божьих? Молодой проповедник может с легкостью проповедовать истины Евангелия;
но если ты хочешь познать и вдохнуть благость, помазание, благоухание Слова
Божьего, тогда послушай проповедника, который говорит на основании большого,
глубокого опыта. Есть что-то неописуемо красивое в христианине, дожившем до
седых волос на служении своему Господу. Если ты хочешь лучше проникнуть в
действительную глубину, в истины, жизнь и силу христианства, тогда обращайся
не к молодым, неопытным свидетелям, а к таким, которые приносят плоды в
глубокой старости. Они могут лучше говорить на основании своего богатого
сердечного опыта. Они любят своего Господа и радуются Ему. Они преисполнены
любви, благости, кротости, преисполнены настоящей силы - не силы плоти, а
силы духа. Им доставляет радость учить молодых и ободрять их на пути
Господнем. О, какое удовольствие видеть старого человека таким цветущим! 143
"Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писал Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета". Евангелие
от Иоанна 1,45 Нафанаил любил истину и стремился найти Христа. Правда, он находился
во власти некоторых предубеждений. Когда Филипп рассказал ему, что он нашел
Иисуса из Назарета, сына Иосифова, Нафанаил спросил: "Из Назарета может
ли быть что доброе?" Филипп был новообращенным, ведь он всего лишь день
назад нашел Господа Иисуса. Но естественный инстинкт каждой истинно одаренной
души - сообщать другим весть о Христе. Поэтому Филипп разыскал своего друга
Нафанаила, чтобы сообщить ему эту добрую весть. Но сколько ошибок он сделал в
проповеди Евангелия! Благодарю Бога, что эта проповедь - сколько бы она ни
содержала ошибок - все же была достаточной, чтобы привести Нафанаила к
Господу. Дорогие души, если вы лишь немного знаете о Христе и делаете много
ошибок, рассказывая об этих вещах, то все равно не держите при себе эту
весть. Бог не обратит внимания на ошибки и благословит истину. Филипп сказал:
"Мы нашли Иисуса, сына Иосифова, из Назарета". Это было
распространенное в народе мнение, но ни в коем случае не правильное имя
Господа. Он не был Иисус из Назарета; наш Господь родился в Вифлееме Затем,
Филипп сказал: "сын Иосифов"; но Он был только по имени сын Иосифа,
но в действительности это был Сын Всевышнего. Филипп назвал нашего Господа обычными,
ошибочными именами, которыми пользовалась бездумная толпа. Он не сказал:
"Мы нашли Сына Божьего" или "Сына Давидова", а он
высказал все, что знал. И это все, чего ожидает Бог от вас или от меня. О,
какая милость, что несовершенства нашей проповеди не мешают Богу спасать
души! Филипп исправил свои ошибки, сказав: "Пойди и посмотри!"
Надеюсь, что ты честный и открытый человек и что ты придешь, чтобы самому
увидеть Господа Иисуса. . 144
"Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри". Евангелие
от Иоанна 1,46 Нафанаил пришел, чтобы увидеть Спасителя. Этим он показал, что
несмотря на предубежденность против этого Мессии, все-таки он достаточно искренен,
чтобы проверить его требования. Дорогой друг, если ты имеешь предубеждение
против Евангелия на основании твоего рождения или воспитания, или прежнего
исповедания другой веры, будь достаточно честным и выслушай беспристрастно
Благую Весть. Ты можешь прочитать ее на этих листках, не отклоняй их, прежде
чем основательно проверить. Подумай особенно о жизни Христа и о
благословениях, которые Он приносит верующим в Него. В эпоху Реформации Латимер читал проповедь против учения Евангелия
Среди его слушателей был святой человек, ставший позднее мучеником. Он,
слушая Латимера, почувствовал в его голосе что-то, что обнаруживало в нем
честного противника. Поэтому этот человек надеялся, что Латимер, если ему
разъяснить правду, будет готов принять ее. Он встретился с Латимером и смог
склонить его на сторону Реформации. Вы знаете, каким мужественным и
популярным проповедником Евангелия стал позднее этот искренний человек. Если
ты, мой честный друг, беспристрастно выслушаешь Евангелие о спасении верою в
кровь Иисуса, тогда нам не нужно будет бояться результата. Нафанаил очень
быстро пришел ко Христу. Всегда очень радостно видеть душу спешащей. Основная
масса нашего населения подавлена в отношении веры и не хочет подниматься.
Нафанаил пришел и увидел Мессию, но он не ожидал увидеть в человеческом
образе черты, позволяющие ему составить какое-то мнение. Он ждал, пока Мессия
заговорит; и потом, увидев всеведение этой таинственной личности, способной
читать его мысли и видеть его тайные поступки, Нафанаил поверил. Молю Бога,
чтобы Он открыл глаза каждому честному, ищущему правды человеку, читающему
эти слова. . 145
"Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот, подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства". Евангелие
от Иоанна 1,47 Здесь говорится, что Нафанаил был Израильтянином, человеком, в котором
нет лукавства. Некоторые люди по своей природе подобны змеям - изогнутые,
скользкие, они не могут думать иначе, как кривыми путями. Они не могут
говорить о чем-то недвусмысленно, смотреть в лицо, когда говорят, потому что
они полны безмолвных предубеждений и мер предосторожности. Они следят за
своей речью, они не осмеливаются сообщать миру собственные мысли, не облекши
их сначала по горло в двусмысленность. Нафанаил был прямой
противоположностью. Он не был лицемером, хитрым обманщиком. Это был человек с
открытой душой. Если он говорил, то все знали, что он думает то, что говорит,
и говорит, что думает. Нафанаил обладал детской непосредственностью и простым
сердцем, прозрачным, как стекло, искренне готовый исследовать силу истины,
принять свидетельство и руководствоваться доказательствами. Он был
доверчивым, потому что сам был человеком, которому невозможно было не
доверять. Нафанаил был честным и прямым, простым в поступках и простым в
словах. Филипп, вероятно, знал это, и поэтому сразу пошел к нему как к
человеку, достойному быть привлеченным к хорошему делу. Нафанаил был не только честным, но и ищущим человеком. Филипп пошел к
нему, потому что чувствовал, что добрая весть заинтересует его. Весть
"мы нашли Мессию" не была бы доброй вестью для кого-то, кто не ждал
Мессию. И для тебя есть надежда, дорогой читатель, если ты честно хочешь
познать истину, чтобы спастись! Хорошо, если ты готов подвергнуться
воздействию лучей Божьего света; если ты жаждешь узнать, есть ли
действительно Спаситель, есть ли для тебя Евангелие и надежда. Хорошо, если
ты твердо решил подчиниться Его воле. 146
"От конца земли взываю к тебе в унынии сердца моего". Псалом
60,3 Молитва Давида мудрая и уместная. Он находится в очень тяжелом положении
и поэтому просит, чтобы Бог возвысил его над обстоятельствами. Мужи,
призванные Богом заботиться о Его пастве, чувствуют себя подавленными при
виде темных, угрожающих знамений времени. Моисей нес на своих плечах в
пустыне весь народ Израильский, и так каждый истинный служитель несет на себе
Церковь Божию и чувствует себя часто обремененным. Поэтому мне очень больно видеть, как Церковь все больше уподобляется
миру. Многие исповедующие христиане дают нам повод к серьезным опасениям. Мы
видим, как они позволяют себе и терпят такие вещи, каких никогда не позволили
бы себе их отцы. В наших общинах есть семьи, в которых никогда не проводятся
домашние молитвенные собрания, но где роскошная еда и питье являются обычным
делом. Подозреваю, что среди нас есть значительное количество людей, которые
посещают театры, играют в карты, читают сомнительные книги и при этом все
равно участвуют в трапезе Господней. Вокруг нас все больше растет злой сорняк современной теологии, который
представляет собой ничто иное, как неверие, и который слишком труслив, чтобы
называться своим собственным именем. Есть проповедники, отрицающие дословную
богодухновенность Библии и отвергающие авторитет Библии, но церковь терпит
их. Я вижу, как эта закваска неверия действует во все стороны, и многие
заразились ею в том или ином пункте. Она, словно рак, разъедает души наших
общин. Да освободит нас Бог от этого! В такие моменты нам хочется быть поднятым на высокую скалу, в
бесконечно высокое и прекрасное окружение Божие. Там мы успокаиваемся в доверии
к Богу и оставляем шторм далеко за собой. . 147
"Судия же мне Господь"1-ое
послание к Коринфянам 4,4 Молодой человек, делающий первые шаги в своей профессии, быстро
зазнается, если его немного похвалить. И есть достаточно много безрассудных
людей, засыпающих похвалой каждого начинающего человека, подающего надежды.
Дорогой друг, одобрение тех, кто хвалит тебя в лицо, не имеет большой цены.
Эти люди в большинстве своем глупы и к тому же лицемерны. Они ведут себя
подобно кошкам, которые впереди лижут, а сзади царапают. Если мне кто-нибудь
говорит в лицо хорошие слова, то я знаю, что мне нужно беречься его. Берегись
сетей льстецов и приманки угодников. Суждение людей изменчиво и в лучшем
случае состоит из добра и зла, так что ему действительно нельзя придавать
большого значения. Если одна половина людей нас хвалит, а другая - ругает, то
одно компенсирует другое. Известный проповедник, идя как-то по улице, услышал за спиной слова:
"Если на земле вообще есть хоть один хороший человек, то он как раз идет
перед нами". Это было очень лестно; но свернув на другую улицу, он
услышал от одного прохожего: "Если кто-либо заслуживает быть повешенным,
так это этот проповедник; он бесит всех своими проповедями". Если тебе льстят в одной комнате, то послушай, что о тебе говорят в
другой комнате: это умерит твою заносчивость. Хорошо, что чрезмерная похвала
с одной стороны часто уравновешивается чрезмерными порицаниями с другой
стороны, так как похвала делает нас изнеженными. Домогаться уважения людей - это самое надежное средство для того,
чтобы их потерять. Будем лучше думать о том, как бесконечно важно Божье
суждение о нас, и жить так, чтобы Он мог хвалить нас. Тогда мы не будем
раболепно добиваться расположения людей . 148
"Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по
которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою". Псалом
31,8 Господь произносит эти слова. И то, что Господь обещает Давиду в этих
словах, было как раз то, в чем Давид нуждался. Он, наш Спаситель, хочет быть
и нашим Учителем. Он опускается до того, чтобы самому учить своих детей
ходить путями праведности; Его Святое Слово и увещевания Его Духа руководят
верующими в их повседневной жизни. Божье воспитание - это благословение, обещанное нам на основании
нашего усыновления. Учение на опыте - самый лучший метод учения Счастливы те
люди, которые хотя никогда не сидели у ног Галилея, ничего не знают об
Аристотеле и совершенно не разбираются в схоластической морали, и все же
научились всюду следовать за Агнцем. Господь хочет Своим оком руководить нами. Подобно тому, как для слуги
достаточно взгляда или знака своего господина, так и мы должны слушаться
малейших намеков нашего Учителя и не ждать, пока удар грома растормошит нас в
нашей лени. Приветливый взгляд и тихий шепот нашего Господа - этого должно
быть достаточно, чтобы понять Его указания. К сожалению, мы часто похожи на животных, на которых нужно надевать
узду и поводья. Разве не печально, что нас приходится сначала сильно
наказывать, прежде чем мы становимся послушными? Мы должны подобно перышку на
ветру послушно двигаться от дуновения Святого Духа. Но поводья, с которыми
Богу часто приходится сковывать нашу силу и превращать нас в слабые,
бессильные создания, свидетельствуют о том, какая наша воля упрямая и
необузданная. С нами не обращались бы как с мулами, если бы в нас не было
столько ослиного! Если мы непременно хотим быть строптивыми, то мы должны
рассчитывать на то, что Бог не даст нам воли и натянет поводья сильнее, чем
нам хотелось бы. . 149
"Укрепите ослабевшие руки, и утвердите колена дрожащие". Исаия
35,3 Лень может парализовать человеку руки и ноги. Руки становятся тем
сильнее, чем больше ими пользуются. У кузнеца сильный кулак, потому что он всегда
работает с молотом. У альпинистов и у людей, проделывающих каждый день пешком
несколько миль, сильные ноги. А те, кто неподвижно сидит дома и мало ходит,
те устают уже от небольшой прогулки. Использование наших членов делает нас
сильными, а лень, напротив, - слабыми. Многие из вас были бы сильнее, если бы
они больше работали. Какое ленивое общество представляет собой христианская
община! При общем рассмотрении можно заметить, что в Церкви Иисуса Христа
больше ленивых субъектов, чем в любом другом человеческом обществе. Есть
несколько усердно служащих Богу; но как многие из вас довольны тем, что могут
сидеть на своих местах и слушать проповеди, ничего не делая для дела
Господнего. Многие из вас за всю свою жизнь не приобрели ни одной души для
Христа. Спасение бедных людей не волнует ваши сердца; вы никогда не
обращаетесь к Богу в серьезной молитве за ваших соседей, которые еще
находятся на пространном, широком пути. Время от времени, встретив пьяного,
вы говорите: "О, как ужасно!" Но на этом ваш интерес и кончается.
Что вы, собственно, делаете? Мы должны найти более горячие сердца и вести
более деятельную жизнь, иначе Церковь Христа умрет от лени. Если ваши колени
слабые, то служите ими Богу как можно лучше. Если ваши руки бессильно
повисли, то работайте этими руками и просите Бога укрепить их, пока они не
станут снова сильными. Посещай больных, помогай бедным, учи незнающих, утешай
удрученных; ты увидишь, что таким путем твои руки будут сильнее и твои колени
перестанут дрожать. . 150
"Укрепите ослабевшие руки, и утвердите колена дрожащие". Исаия
35,3 У меня такое впечатление, что христиане в наше время очень довольны
собой, хотя есть много причин думать противоположное. Читая биографии
христиан, находящихся уже в вечности, я удивляюсь самому себе и могу только
плакать при мысли, насколько я отстаю от таких мужей, а еще больше от моего
божественного Учителя. Если Мартин Лютер мог со святым бесстрашием смотреть
опасности в лицо, то почему мы не можем этого? Если Кальвин мог орлиным
глазом распознать учение Евангелия в тумане ошибок, то почему же мы не можем
этого? Если другие могли переносить ради Христа надругательства и
посрамления, то почему мы не можем? Нет никакой причины, почему самый
маленький из святых в семье Божией не мог бы превзойти самого большого. Я знаю, что верующие в наше время совершенно довольны тем, что они
спасены. Где то святое стремление, увлекающее души христиан к благородным
делам? Мы, словно сморщенные гномики, довольны низким ростом, до которого еще
сумели дорасти, и не спрашиваем о высотах, громоздящихся над нашими головами.
Усталые руки и дрожащие колени виноваты в этом. В первые века Евангелие
возвещалось в каждой стране. Не было такого места в известном тогда мире, где
ни проповедовалось бы Слово о кресте. Тогдашние последователи Иисуса были
мужи, не знающие страха. Для Господа они покинули свое отечество, дом и
семью, ходили везде и проповедовали Слово Божие. Мы же должны сначала
позаботиться о средствах к жизни, прежде чем идти проповедовать Евангелие. А
не получив вскоре аплодисментов, мы очень быстро бросаем работу. Если бы
среди сегодняшних христиан были молящиеся, подобно апостолам и мученикам, то
бастионы сатаны не устояли бы.
|