Чарльз Г.Сперджен |
12 проповедей о крестных возгласах Христа |
|
|
|
|
|
'mso-bidi-font-weight:normal'>Новый взгляд на разбойника на кресте "Другой же
напротив унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на
то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли;
а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда
приидешь в Царствие Твое!" (Евангелие от Луки 23:40-42) Многие люди, услышав об обращении
разбойника на кресте, сразу же вспоминают о том, что он был спасен прямо у ворот
ада, и заостряют свое внимание на этой мысли. Его справедливо приводят в
пример, когда речь заходит о спасении в "одиннадцатом часу". Этот
случай обращения доказывает, что пока человек способен покаяться, он может
получить прощение. Крест Христа имеет силу даже для человека на эшафоте,
которому осталось жить несколько минут. Иисус был силен спасать при жизни, и
Он также мог спасать, вырывать души из рук погибели, находясь при смерти. Но этим не исчерпывается смысл истории.
И очень жаль, что кто-то видит только одну идею о спасении в последнее
мгновение и не замечает, возможно, самого главного. Однажды я прочитал в
какой-то книге, что эту историю нельзя использовать для призыва к покаянию на
смертном одре. Братья, если бы автор имел в виду, - а я сомневаюсь, что он
имел это в виду, - что эта история не должна поощрять людей откладывать
покаяние на предсмертный час, то он был бы прав. Никто из нас не должен
подходить к этой истории с такой стороны, только самые пропащие люди могут
видеть в Божьем долготерпении основание для продолжения греховной жизни. Эта
история может оправдать отсрочку покаяния точно так же, как она может
оправдать воровство. Я мог бы с одинаковым успехом сказать: "Я могу быть
вором, потому что этот вор был спасен" - и: "Я могу отложить
покаяние на потом, потому что этот разбойник был спасен в последний
момент". Истина в том, что люди с испорченным сердцем могут обратить
доброе в злое: справедливость Бога становится причиной для отчаяния, Его
милость - поводом для греха. Нечестивые люди могут утопить себя в реках
истины так же, как они могут утонуть в море заблуждения. Тот, кто хочет
умереть, может подавиться хлебом жизни или разбиться о Скалу спасения. Нет
такого учения о благодати Божьей, которое бы безбожные люди не обратили в повод
к распутству. С другой стороны, если бы я сегодня
оказался у постели умирающего человека, обеспокоенного судьбой своей души, но
боящегося, что Христос не спасет его, потому что он так долго не каялся в
грехах, я бы без колебаний и малейших угрызений совести рассказал ему о
разбойнике на кресте. Я бы сказал ему, что хотя он так же близок к смерти,
как тот разбойник, он все же может обрести вечную жизнь, если покается в
грехах и с верой обратится ко Христу. Я бы говорил с чистым сердцем, радуясь
тому, что могу рассказать такую замечательную историю человеку, который
находится на пороге вечности. Я не думаю, что Святой Дух укорил бы меня за
то, как я использую историю, записанную Им Самим, ибо Он и записал-то ее
именно для таких случаев. Я бы ощущал уверенность, что я хорошо усвоил урок
из этой истории и правильно излагаю его человеку, находящемуся на пороге
вечности и желающему обратиться к живому Богу. О да, несчастная душа, какого
бы возраста ты ни достигла, какую бы часть земного пути ты сейчас ни проходила,
ты можешь прямо сейчас обрести вечную жизнь по вере в Иисуса Христа! Некоторые люди думают, что Евангелие
надо защищать. Они глубоко ошибаются. Ему не нужны никакие наши прикрасы.
Когда мы защищаем его словами "возможно" и "в некоторых
случаях" и добавляем свои условия и требования, то Евангелие
уподобляется Давиду в боевом облачении Саула: оно отягощено и парализовано,
как бы говорит: "Не могу ходить в этом". Оставьте Евангелие таким,
каково оно есть, и оно будет спасать. Но попробуйте изменить его, и соль
потеряет свою силу. Вот что я хочу сказать вам. Я слышал утверждение, что
лишь немногие люди обращаются в пожилом возрасте, и считается, что эта мысль
должна подстегнуть молодых людей искать Бога. Да, действительно, на первый
взгляд, это очень хороший мотив для молодых, но, с другой стороны, эта мысль
заставляет опустить руки пожилых людей. Я против подобных высказываний,
потому что, как мне представляется, наш Господь и Его апостолы не учили
ничему подобному. Более того, наш Господь говорил о тех, кто был нанят на
работу в винограднике в одиннадцатом часу. И среди Его чудес есть не только
спасение умирающих, но и воскрешение уже умерших. Слова Господа Иисуса не
дают нам никаких оснований делать какие-то негативные выводы о спасении людей
в пожилом возрасте. Я должен сказать вам, что ваш возраст не имеет никакого
значения, когда речь заходит о принятии Богом через веру в Иисуса Христа.
Каждому из нас дано одно и то же обещание: "Ныне, когда услышите глас
Его, не ожесточите сердец ваших". Начинаете ли вы жить или вам осталось
несколько шагов до вечности, вы будете спасены, если сейчас найдете убежище в
той надежде, которую вам предлагает Евангелие. Благая весть, которую я
проповедую, не знает ни возрастных, ни каких-либо иных границ. Это сказано для
всех: "Веруй в Господа Иисуса Христа и спасешься ты". Именно эту
весть я должен передать вам. Мы можем обратиться к вам и так: "Кто будет
веровать и креститься, спасен будет", - и это тоже является истиной для
всех живущих людей, какого бы возраста они ни были. И я не боюсь того, что вы
превратно поймете историю о раскаявшемся на кресте разбойнике, который прямо
с креста отправился в вечную славу. Но если ваше сердце настолько испорчено,
что вы все-таки обратите эту историю во зло, я ничего не могу с этим
поделать. Произойдет то, о чем сказано в Писании: для кого-то Евангелие
является запахом смерти к смерти, а для кого-то - запахом жизни к жизни. Но я не думаю, дорогие друзья, что
единственная особенность спасения разбойника заключается в том, что оно
произошло в последний момент. Это не только не единственная, но даже не
главная мысль. Думаю, что для кого-то другие уроки окажутся более важными. Я
хочу коротко поговорить, во-первых, об особенности тех средств, которые были
использованы для спасения разбойника; во-вторых, об особенности его веры;
в-третьих, об особенностях результата его веры еще при жизни; в-четвертых, об
особенности обещания, которое он получил благодаря вере, об обещании, которое
исполнилось для него в раю. Итак, во-первых, мы должны обратить
внимание на исключительность и особенность тех средств, которые были
использованы для обращения разбойника. Как, по вашему мнению, он обратился?
Конечно, нам это точно неизвестно. По всей видимости, он был еще неверующим,
когда его распинали на кресте, потому что один из евангелистов говорит:
"Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его". Я знаю, что
Матфей мог иметь в виду разбойников в общем, и, можно допустить, следуя
методам современных критиков, что Христа поносил только один из них. Но я не
очень доверяю критикам, даже когда они пытаются быть дружелюбными. Я
настолько почитаю откровение, что никогда не позволяю себе думать, что в нем
могут быть противоречия или ошибки. И когда Матфей говорит
"разбойники", я верю, что он имеет в виду именно двух разбойников,
а не одного. Очевидно, что один из разбойников должен был так или иначе
обратиться именно на кресте. Конечно, никто не засвидетельствовал ему, никто
не произнес "евангелизационную" проповедь у подножия креста, и не
было собрано специальное молитвенное собрание, посвященное его спасению. Он
не слышал даже наставления, призыва, предложения обратиться ко Христу. И тем
не менее этот человек стал искренне верующим в Господа Иисуса Христа. Задумаемся над этим фактом и постараемся
понять, какое значение это имеет для окружающих нас людей. Среди моих
слушателей есть многие, которые, несмотря на то, что были наставлены в вере с
самого детства, что их с раннего возраста предупреждали, убеждали и призывали
прийти ко Христу, так к Нему и не обратились. А этот человек, не имевший ни
одного из названных мною благословений, уверовал в Господа Иисуса Христа и
обрел вечную жизнь. О вы, живущие под звук евангельского призыва с самого
детства, история с разбойником не может утешить вас, потому что она обличает
вас! Что вы такое особенное предпринимаете, что до сих пор живете в неверии?
Неужели вы никогда не поверите свидетельству о божественной любви? Что еще я
могу сказать вам? Что еще может сказать любой из нас? Как вы думаете, что же все-таки
послужило причиной к обращению этого несчастного разбойника? Я с удивлением
обнаруживаю, что к обращению его подтолкнул вид нашего великого Господа и
Спасителя. Во-первых, его не могло не поразить необычное поведение Господа на
пути к Голгофе. Разбойник видел много разных людей, но такого Человека ему
видеть не доводилось. Никогда крест не был взвален на столь чистого человека.
Разбойник недоумевал в догадках, кем мог быть этот кроткий и величественный
человек. Он слышал, как рыдали женщины, и думал, что о нем, пожалуй, никто
плакать не станет. Он не мог не заметить, что этот человек, которого окружили
плачущие люди, был необычной личностью. Когда он услышал, как таинственный
Страдалец торжественно произнес: "...дщери Иерусалимские! не плачьте обо
Мне, но плачьте о себе и о детях ваших...", - он должен был немало
изумиться. Когда злодей в предсмертных муках вспомнил о невероятном взгляде
Иисуса, полном сострадания к сопровождавшим Его женщинам, о
самоотверженности, прозвучавшей в Его словах, он почувствовал необъяснимую
боль в сердце: словно ангел предстал ему и открыл перед ним новый мир, новый
образ настоящего человека, который ему не приходилось видеть раньше. Все его
окружение состояло из грубых и жестоких людей, а Иисус был удивительно мягким
Существом, превосходившим и его и всех людей, которых он когда-либо знал. Кто
Он? Откуда? Разбойник видел, как этот Человек страдал, как падал под тяжестью
креста, но не услышал ни одного слова ропота и проклятия в сторону тех, кто
причинял Ему боль. Он с любовью смотрел на тех, в чьих глазах горела
ненависть к Нему. Несомненно, путь Via Dolorosa был первой частью проповеди
Бога, обращенной к падшему сердцу этого человека. Эта проповедь была сказана
и многим другим, которые не вняли ее словам. Но по особой Божьей благодати
она смягчила сердце разбойника, когда он стал размышлять над ней. Не было ли
это естественным средством в руках благодати для спасения разбойника? Когда разбойник увидел Иисуса,
окруженного римскими воинами, увидел палачей, несущих молотки и гвозди,
палачей, которые положили Его на спину и вбили гвозди в Его руки и ноги, этот
преступник был поражен молитвой, которую он услышал из уст Иисуса:
"Отче! прости им, ибо не знают, что делают". Вероятно, сам он
проклинал своих палачей, а тут слышит молитву, обращенную к Отцу. Будучи,
скорее всего, евреем, разбойник понял, что означала эта молитва. Был он
поражен и тем, как Иисус молился о своих убийцах. Такой молитвы он не то, что
никогда не слышал, он даже подумать не мог, что подобная молитва может быть
произнесена. С чьих уст она могла сорваться, как не с уст Бога? Молитва,
наполненная такой любовью, прощением и величием, говорила о том, что Иисус -
Мессия. Кто еще когда-нибудь так молился? Давид и израильские цари таких
прошений Богу не возносили, а наоборот, от всего сердца призывали гнев Божий
на головы своих врагов. Так не мог молиться Илия, скорее, он призвал бы огонь
с неба на сотника и его помощников. Молитва Христа была совершенно новой.
Вряд ли разбойник понял ее до конца, но я уверен, что она произвела на него
огромное впечатление, помогла понять, что в Человеке, который страдал рядом с
ним, таиться великий источник добра. И когда был поднят крест, разбойник,
посмотрев вокруг, мог увидеть надпись над головой Иисуса, сделанную на трех
языках: "Иисус Назорей, Царь Иудейский". Если он действительно
видел эту надпись, то она стала для него маленькой Библией, его Новым
Заветом, который он мог истолковать при помощи своих познаний Ветхого Завета.
Складывая все вместе - необычайную кротость, воплощенную любовь, терпение и
величие, странную молитву, а теперь еще и эту надпись, - разбойник, который,
конечно, кое-что знал из Ветхого Завета, не мог не задать себе вопрос:
"Неужели это Он? Неужели это истинный Царь Иудейский? Он совершал
чудеса, воскрешал мертвых и говорил, что Он - Сын Божий. Правда ли все это, и
действительно ли Он - Мессия?" Мог он вспомнить и слова пророка Исаии:
"Он был презрен и умален, муж скорбей, и изведавший болезни...Он взял на
Себя наши немощи и понес наши болезни". "Я никогда не понимал Исаию
раньше, но, похоже, речь идет о Нем, - возможно, говорил себе разбойник. -
Наказание мира нашего было на Нем". Неужели о Нем говорили псалмы:
"...пронзили руки мои и ноги мои"? Разбойник вновь и вновь смотрел
на Христа: "Неужели это Он? Может ли кто-нибудь другой так походить на
Мессию, описанного в Ветхом Завете?" Он чувствовал, как крепнет его
уверенность. Разбойник посмотрел на толпу внизу: люди отвергли Мессию с
презрением, смеялись и оскорбляли Его. Разбойник все лучше понимал, что значит:
"Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою:
он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден
Ему". Разбойник словно прочитал Евангелие на
устах врагов Христа. Они говорили: "Спасал других". "Если Он
спасал других, то почему бы Ему не спасти меня?" - думал разбойник.
Какая воистину Благая весть прозвучала для него: "Спасал других!"
На этом обломке надежды можно доплыть до небесного берега! "Спасал
других" - если Он спасал других, Он может спасти и меня. Получилось так, что насмешки врагов
Христа стали Евангельской вестью для несчастного умирающего разбойника.
Иногда мне приходится с тяжелым сердцем читать статьи в периодической печати,
в которых мы вместе с нашим Господом выставляемся на посмешище. Тогда я
говорю себе: "Ну что ж, может быть, кто-нибудь, читая это отвратительное
богохульство, узнает все-таки что-нибудь о Евангелии". Иногда в куче
мусора можно найти бриллиант, который не потерял своего блеска. Истинное
Евангелие можно услышать от человека, смеющегося над Христом, и Благая весть
о спасении всегда и везде останется Благой вестью. Разбойник услышал
Евангелие от тех, кто насмехался над умиравшим Господом, и, таким образом,
слуги дьявола, сами того не ведая, стали слугами Христа. Но последней каплей стал вид распятого
Христа. Ничто в физическом облике Иисуса не могло привлечь разбойника, ибо
Его лицо было обезображено более других лиц, и вид Его - более других сынов
человеческих. И все же на Его благословенном лице было неповторимое выражение.
Разве оно не было отражением внутреннего совершенства? Когда я размышляю о
лице Христа, я начинаю понимать, что ни один художник еще не смог даже
приблизительно отразить его на холсте. Его лицо - сама благость, и доброта, и
самоотверженность, и в то же время Его лицо обладало чертами царя. Его лицо -
отражение высшей справедливости и несравненной милости. Праведность и правота
поставили свою печать на Его челе, но на нем также были заметны следы
бесконечного сострадания к людям и благоволения к ним. Вы были бы изумлены
без меры, увидев это лицо, никогда бы его не забыли, никогда бы его до конца
не поняли. Скорбь и любовь, кротость и решительность, мудрость и простота
вместе на одном лице ангела и ребенка, лице человека. Величие, страдание и
тайна соединились в Его взгляде. Он был Агнцем Божьим и Сыном Человеческим. И
когда разбойник посмотрел на него, он уверовал. Разве не удивительно, что вид
Господа оказал на него такое воздействие? Страдающий, преданный на смерть и
позор Господь! Не слова и, конечно, не проповеди, не посещение богослужений
по субботам, не чтение религиозных книг, не уговоры матери, не наставления
учителя, не советы друга, а вид Иисуса зародил в нем веру. Я хочу
подчеркнуть, что это удивительный факт, факт, который мы с вами не вправе
забывать, мы должны размышлять над ним так же, как размышляем над поздним
обращением разбойника. О, если бы Бог по Своей милости мог
обратить каждого, кто сейчас находится в нашей церкви! О, если бы я мог
послужить в Его руках орудием, проповедуя Слово! Но я буду в равной степени
обрадован, если вы попадете на небеса другим путем, даже если Господь возьмет
вас туда без видимого служения, обратив вас к Иисусу каким-нибудь иным
способом, подобным тому, который Он использовал для обращения разбойника.
Если вы окажетесь на небесах, вся слава в любом случае будет принадлежать
Ему, а я, Его бедный раб, буду переполнен радостью! О, если бы вы сейчас
посмотрели на Христа и обрели жизнь! Он представлен вашему взору, Он словно
распят перед вашими глазами. Посмотрите на Него и получите спасение прямо
сейчас. А теперь я хотел бы, чтобы мы вместе
поразмышляли об особенности веры этого человека, ибо, на мой взгляд,
разбойник проявил особую веру по отношению к Господу Иисусу Христу. Я сомневаюсь, что мы сможем найти в
Писании или вне его веру, похожую на веру умиравшего разбойника. Заметьте, он
уверовал во Христа тогда, когда видел, как Тот умирает в позоре, как обычный
преступник. Вряд ли мы можем себе представить, что значит быть распятым,
потому что в Англии мы никогда не были свидетелями подобного зрелища. Среди
нас нет ни одного человека, который мог бы представить реальную картину
смерти Христа. Это вне нашего понимания. Но для человека, видевшего распятого
Христа своими глазами, назвать Его Господом означало величайшую победу веры.
Как надо было доверять Ему, чтобы попросить, видя Его истекающим кровью и
неизбежно приближающимся к смерти, не забыть о нем в Своем Царстве! Это было
великое деяние веры - предать свою вечную судьбу в руки Того, Кто, казалось,
не мог сохранить Свою собственную жизнь. Я утверждаю, что разбойник на кресте
обладал величайшей верой, ибо обстоятельства, в которых находился Спаситель,
делали веру в Него почти невозможной. То, что разбойник увидел, скорее должно
было помешать, нежели помочь ему уверовать, ибо он увидел Господа во время
Его предсмертных мучений. И все же он уверовал в Него как в Царя, чье царство
скоро наступит. Вспомните также о том, что когда
разбойник уверовал, все ученики оставили Иисуса и убежали. Иоанн и святые
жены стояли поодаль, но никто не решался стать возле креста и до конца
поддерживать умиравшего Иисуса. Иуда продал Его, Петр от Него отрекся,
остальные просто оставили Его, но именно тогда разбойник на кресте сказал:
"...помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!" Я бы
назвал эту веру прекрасной. Многие из вас не веруют, хотя и окружены друзьями
Христа, хотя вам свидетельствуют люди, которых вы уважаете и любите. Но этот
человек, находясь в полном одиночестве, называет Иисуса Господом! Никто
другой не исповедовал в тот момент Иисуса Господом, не было рядом
восторженных последователей Христа, только разбойник признал Господа. После
того, как наш Господь был пригвожден ко кресту, именно разбойник первым
засвидетельствовал о Нем. Сотник произнес свое свидетельство позже, когда наш
Господь испустил дух. Никто, кроме разбойника, не называл Христа Господом,
никто не поддержал его исповедание возгласом "Аминь!" Даже его
товарищ по несчастью насмехался над распятым Спасителем, и раскаявшийся
разбойник сиял, как одинокая звезда на темном ночном небе. О друзья, готовы
ли вы быть Даниилами? Готовы ли вы стоять в одиночку? Готовы ли вы в среде
дикой толпы громко заявить: "Иисус - мой Царь. Я прошу Его о том, чтобы
Он вспомнил обо мне, когда придет в Свое царство!" Смогли бы вы явить
свою веру в то время, когда священники и книжники, правители и простые люди ѕ
все смеялись над Христом, оскорбляя Его? Братья, разбойник на кресте проявил
небывалую веру, и я прошу вас, чтобы вы помнили об этом, когда в следующий
раз будете говорить о нем. Одна деталь делает его веру еще более
прекрасной: он сам был в муках. Не забывайте, что он тоже был распят.
Распятый разбойник уверовал в распятого Христа. Забыть о настоящем и жить
будущим, когда все наши члены пронзает боль, когда рвутся самые
чувствительные нервы, когда тело подвешено над землей, чтобы умереть в
неизвестно сколько продлящихся муках, - воистину это великое деяние веры!
Только необычная вера может побудить умирающего человека положиться на такого
же умирающего. Блаженный разбойник, тебе отвели последнее место как
наименьшему из святых, но я бы предложил тебе занять одно из первых мест
среди тех, кто своей верой больше других прославил Христа Божьего! Его вера отличается также тем, что он
увидел многое, хотя его глаза были открыты не надолго. Он увидел будущее
мира. Он не верил в то, что человек после смерти исчезает или что человек не
бессмертен. Он ожидал перехода в иной мир, ожидал продолжения жизни после
того, как Господь придет в Свое царство. Его вера в этом отношении
превосходит веру многих современных людей. Он также верил в то, что Иисус
установит Свое царство даже после смерти, даже после Его распятия на кресте.
Он верил, что пронзенные руки и ноги способны управлять миром. Его вера была
разумной, не так ли? Он верил в то, что Иисус установит Свое царство, и
стремился стать гражданином этого царства. Он верно оценивал себя, поэтому не
сказал: "Господи, позволь мне сесть по правую руку от Тебя" - или:
"Позволь мне вкушать яства с Твоего стола". Он же сказал:
"Вспомни обо мне. Подумай обо мне. Брось взгляд в мою сторону. Вспомни о
Своем товарище, умиравшем по правую руку от Тебя. Господи, вспомни обо мне.
Вспомни обо мне". Я вижу глубокое смирение в его просьбе и уверенное
превознесение Христа, Который в тот момент был безмерно унижен. О, дорогие друзья, если вы обычно
думали только о том, что разбойник успел покаяться в последнюю минуту, я
хочу, чтобы отныне вы думали о нем, как о том, кто обладал сильной и величественной
верой во Христа. О, если бы вы сами так уверовали в Него! О, если бы вы во
всем положились на моего великого Господа! Никогда несчастный грешник не
может довериться Христу больше, чем Он того достоин. Не было ни одного
виновного человека, который бы поверил, что Христос простит его, а Он не смог
простить, который бы поверил, что Христос сразу же спасет его, а надежды не
оправдались. Нет, можно спокойно нырять в реку доверия Христу, ее воды
предназначены для того, чтобы плыть, а не тонуть. Еще ни одна душа,
прославлявшая Христа своей жизнью, своей любовью и верой, не погибла.
Обратитесь к Нему со всеми грехами, какими бы они ни были, обратитесь, как бы
ни был подавлен ваш дух, как бы совесть ни терзала вас. Возьмитесь за моего
Господа и Повелителя обеими руками веры, и Он будет принадлежать вам, а вы -
Ему. С Божьей помощью я хочу показать вам
еще одну особенность - особенность плодов его веры. Мне приходилось слышать, как люди
говорили: "Вот, видите, разбойник на кресте обратился, хотя он не принял
крещение. Он не участвовал в хлебопреломлении и не был членом церкви!"
Он не мог сделать ничего из перечисленного, и то, что Бог Сам делает для нас
невозможным, Он не требует от нас. Разбойник был пригвожден ко кресту. О
каком крещении может идти речь? И все же он сделал больше, чем кажется на
первый взгляд: он не мог видимыми символами засвидетельствовать о своей вере,
но заявил о ней не менее прекрасным способом. Во-первых, умиравший разбойник
исповедал Господа Иисуса Христа, а именно в этом заключается суть крещения.
Он исповедал Христа. Не засвидетельствовал ли он о Нем своему собрату по
преступлениям? Он сказал о Христе так ясно, насколько это было возможно в его
положении. Не исповедал ли он Христа перед всеми собравшимися у креста и
способными услышать его? Его исповедание было настолько публичным, насколько
это можно себе представить. Однако некоторые люди называют себя христианами,
хотя они не засвидетельствовали о Христе ни одному человеку и оправдывают
себя, ссылаясь на несчастного разбойника. Что, они прибиты ко кресту? Или,
может быть, они умирают в агонии? О нет! И тем не менее они ведут себя так,
словно обстоятельства жизни освобождают их от необходимости свидетельствовать
о Христе. Это нечестно! Господь требует открытого исповедания, а не только
тайную веру. И если вы не исповедуете Его открыто, то вы лишены обещания о
спасении, вам угрожает опасность в конце концов быть отвергнутыми. Апостол
Павел говорит так: "Ибо, если устами твоими будешь исповедывать Иисуса
Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то
спасешься". В другом месте читаем: "Кто будет веровать и
креститься, спасен будет". Крещение - это заповеданный Христом способ
исповедания Его перед людьми. Если есть вера, о ней должно быть заявлено.
Если вы - свеча и Бог зажег вас, тогда "да светит свет ваш пред людьми,
чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного".
Воины Христа, подобно солдатам Ее Величества, должны носить отличительные
знаки, и если они отказываются носить полковую форму, они будут изгнаны из
полка. Солдаты ведут себя нечестно, если отказываются маршировать в одном
строю со своими товарищами. Самое малое, чего может ожидать от нас Господь
Иисус Христос, - это наше посильное исповедание Его имени. Если бы вы были
пригвождены ко кресту, я бы не предлагал вам принять крещение. Если бы вы
были прибиты к дереву и умирали, я бы не стал просить вас стать за эту
кафедру и заявить о своей вере, потому что вы физически не смогли бы это
сделать. От вас требуется лишь то, на что вы способны: ясно и открыто
засвидетельствовать о вере в Иисуса Христа так, как вам позволяют
обстоятельства. Я уверен, что у христиан возникают
большие проблемы из-за того, что они не честны в отношении своих убеждений.
Например, если рабочий идет в цех или солдат - в казарму, и ни тот, ни другой
не поднимает сразу же флаг своей небесной страны, то сделать это позже будет
гораздо труднее. Но если человек смело дает знать, что он христианин и что он
не может участвовать во всех делах своих товарищей, даже если это кому-то не
понравится, тогда всем станет понятно его поведение, первоначальное
недоумение пройдет, и верующий будет оставлен в покое. Но если он трусоват и
надеется угождать миру и Христу одновременно, у него будут большие проблемы,
и он должен знать об этом. Он будет похож на жабу в проселочной колее, на
лису в собачьей конуре. К этому ведут попытки компромисса. Так дело не
пойдет. Не прячьтесь, поднимите свой флаг. Пусть все увидят ваше истинное
лицо. И хотя вам предстоит не легкий путь, он все же будет менее тернистым,
чем в том случае, когда вы попробуете играть в прятки. Это очень сложная
игра. Разбойник в том же месте и в тот же час
заявил о свей вере во Христа настолько открыто, насколько это было возможно. После этого он стал унимать своего
собрата по несчастью. Он пытался возражать в ответ на его оскорбительные
замечания в адрес нашего Господа. Я не знаю, что нераскаявшийся преступник
говорил об Иисусе, но его товарищ прямо высказал ему свои соображения:
"...или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены
справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого
не сделал". Сегодня, как никогда, христиане не могут позволить грехам
людей оставаться незамеченными, и тем не менее лишь немногие решаются делать
это. Разве вы не знаете, что человек, молчаливо наблюдающий за преступлением,
делается его соучастником? Если вы не порицаете грех - конечно, это надо
делать в нужный момент и в правильном духе - ваше молчание становится одобрением
греха, а вы сами становитесь пособником греха. Человек, ставший очевидцем
воровства и не закричавший: "Держи вора!", - скорее всего, заодно с
преступником. Так и человек, который слышит богохульство и никогда не
высказывает протеста, должен задуматься о своих отношениях с Богом.
"Чужие грехи" усугубляют нашу вину, если мы не порицаем их. Господь
ожидает от нас, что мы будем делать это. Разбойник на кресте сделал это,
вкладывая всю душу, и в этом он превзошел многих из тех, кто стоит сейчас во
главе церкви. Умирающий разбойник признал свою вину.
Он сказал тому, кто был распят вместе с ним: "...или ты не боишься Бога,
когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное
по делам нашим приняли..." В нескольких словах он сказал о многом:
"...достойное по делам нашим приняли..." - "Мы с тобой умираем
за наши преступления, - сказал он. - Мы заслужили смерть". Когда человек
признает, что заслужил гнев Божий, что заслужил наказание за грех, это
является одним из признаков его искренности. Покаяние разбойника сверкало,
словно святая слеза на глазах у веры, украшенной жемчугом покаяния. Как я уже
говорил вам, я всегда сомневаюсь в вере, у которой нет сестры по имени
покаяние. Но это не тот случай. Я прошу Бога, чтобы то же самое произошло в
наших сердцах как результат нашей веры. Посмотрите, как мужественно разбойник
защищает своего Господа. Он говорит: "...мы осуждены справедливо, потому
что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал".
Какие прекрасные слова! Он не сказал: "Этот человек не заслужил
смерти", - а: "Он ничего худого не сделал". Он имел в виду,
что Иисус совершенно невиновен. Разбойник даже не сказал: "Он не
совершил никакого преступления", - а утверждает, что Он никогда не
поступал неразумно или необдуманно: "Он ничего худого не сделал".
Это великое свидетельство умирающего человека о Том, Кто был причислен к
злодеям и предан на смерть по ложным обвинениям Его врагов. Возлюбленные, мне
остается только молиться, чтобы мы с вами свидетельствовали о Христе так же
хорошо, как этот разбойник. Он превосходит любого из нас. Возможно, нам стоит
меньше думать о том, что этот человек обратился в последний момент перед
смертью, а больше о том, как прекрасно он проповедовал Христа именно тогда,
когда в этом была наибольшая необходимость. Когда другие голоса смолкли, в
наступившей тишине раздались слова раскаявшегося вора: "...Он ничего
худого не сделал". Обратите также внимание еще на один
признак веры этого человека: он молится, и его молитва обращена к Иисусу.
"...помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!" Истинная
вера всегда ведет к молитве. То, что он молится, - одно из самых серьезных
доказательств того, что человек рожден свыше. О друзья, давайте много
молиться, ибо так мы сможем доказать подлинность нашей веры в Иисуса Христа!
Разбойник не пожалел сил на молитву, он молился с уверенностью в близком
пришествии Царства Божьего и искал его прежде всего, отложив многое другое в
сторону. Он мог бы попросить о сохранении жизни или об облегчении боли, но он
предпочел Царство. Это одно из главных проявлений благодати, живущей в сердце
человека. Его молитва была также поклонением
Иисусу, ибо он сказал: "...помяни меня, Господи, когда приидешь в
Царствие Твое!" Он сказал то, что чувствовал: ему было достаточно того,
чтобы Христос просто вспомнил о нем, ибо Его силы хватит, чтобы одарить
человека всем, что необходимо в том мире. Этим он приравнял Христа к Богу.
Если кто-то может поставить всю свою жизнь в зависимость от памяти Другого,
значит, он по-особенному оценивает Его возможности. Разбойник воздает Иисусу
великую честь, если ему не надо ничего, кроме того, чтобы Он помянул его. Я
думаю, его поклонение сравнимо с поклонением херувимов и серафимов на
небесах. Едва ли ангелы превзошли разбойника в прославлении Бога своим пением
у Его престола. Вот вам и разбойник! О, если бы раскаявшиеся души, которые
находятся среди нас, могли так же уверовать, так же исповедать Христа, так же
защищать своего Господа, так же поклоняться Ему! И тогда возраст
новообращенного не будет иметь абсолютно никакого значения. И, наконец, последняя мысль: наш
Господь сказал умиравшему разбойнику особые слова о новом мире. Он сказал:
"...ныне же будешь со Мною в раю". Разбойник лишь попросил
вспомнить о нем, а получил удивительное обещание: "...ныне же будешь со
Мною в раю". В каком-то смысле я завидую разбойнику.
Когда Господь простил вас и меня, Он не позволил нам войти в тот же день в
рай. И до сих пор мы еще не вошли в обещанный покой. Мы все еще здесь, на земле.
Кто-то ждет уже очень долго. Многие из нас ждут уже тридцать лет. Со дня
прощения других верующих прошло сорок, пятьдесят лет. В нашей церкви есть
сестра, которая, по моим подсчетам, знает Господа уже семьдесят пять лет, и
она по-прежнему с нами, хотя ей за девяносто. Господь не впустил ее в рай в
день ее обращения. Никто из нас за один день не перешел из греховного
состояния в состояние прощенного грешника и сразу же в славу. Нам приходится
ждать какое-то время. Нам еще надо поработать в пустыне, поэтому нас держат
вне небесного сада. Мистер Бакстер как-то сказал, что он не спешит на небеса.
Его друг встретился в Джоном Оуэном, который как раз писал о славе Христа, и
спросил его, что он думает о небесах. Великий богослов ответил: "Я хочу
там оказаться". "Но я только что разговаривал с мистером Бакстером,
и он сказал, что предпочел бы остаться на земле, поскольку от этого будет
больше пользы". "О, - сказал доктор Оуэн, - мой дорогой брат
Бакстер всегда мыслит на уровне практического благочестия. И все же, несмотря
на это, у меня нет большого желания задерживаться здесь в смертном теле. Я бы
предпочел небеса". Мне кажется, что из этих двух людей как раз бы
получился один апостол Павел, потому что он и умереть хотел, но также желал и
остаться на земле, потому что это было нужно для людей. Нам бы не мешало
соединить в себе Бакстера и Оуэна, чтобы, подобно Павлу, сильно желать
разрешиться и быть со Христом и в то же время желать остаться на земле для
служения Господу и Его церкви. Однако я по-прежнему считаю, что лучше всего
обратиться и в тот же вечер оказаться на небесах. Разбойник завтракал с
дьяволом, а обедал с Христом на кресте и сел за ужин вместе с Ним в раю.
Быстрая, но благословенная работа Бога! Скольких неприятностей избежал
разбойник! Какой злой мир он покинул! Он только что родился, как ягненок,
оказавшись в голом поле, но его тут же подобрали руки заботливого пастуха. Я
не припоминаю ни одного случая, когда бы Господь дал такое обещание
кому-нибудь еще. Я думаю, что некоторые души обращались и тут же попадали на
небеса, но я не знаю ни одного человека, которому Христос дал бы такую
уверенность: "...истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в
раю". Умирающий разбойник, Бог был благосклонен к тебе, как ни к кому
другому! "Быть со Христом, ибо это несравненно лучше", и быть с Ним
так скоро! Почему же Господь не переселяет нас сразу же в рай? Потому, что
нам еще надо что-то сделать на земле. Братья мои, делаете ли вы то, что
должны сделать? Делаете ли вы свое дело? Некоторые люди все еще на земле. Для
чего? Почему? Какая от них польза? Ничего не приходит мне в голову. Если они
действительно принадлежат Господу, что они делают на этой земле? Они
просыпаются утром, съедают завтрак, в свое время съедают также и обед, а
потом приходит черед ужина, затем они ложатся спать. На следующее утро они
встают, и все повторяется снова. И это называется жизнью для Иисуса? Это
называется жизнью? Как бедна она! Неужели так человек живет для Бога? О,
христиане, оправдайте решение своего Господа, оставившего вас на земле,
выполняя предназначенное вам дело! Да поможет вам в этом Господь! Ведь вы
обязаны Ему ничуть не меньше, чем разбойник на кресте! Я знаю, что должен
гораздо больше, чем он. Как добр к вам Бог, если вы обратились в юном
возрасте, когда были мальчиком или девочкой! Насколько больше юные христиане
обязаны Господу! И если этот разбойник прожил несколько последних минут,
наполнив их свидетельством о Господе, не должны ли вы и я, которым сохранена
жизнь на годы после обращения, совершать доброе служение для нашего Господа?
Давайте проснемся, если мы спали, давайте начнем жить, если мы были
наполовину мертвы! Пусть Дух Божий сделает, чтобы мы, как деятельные слуги,
перешли от работы в винограднике в радость райской жизни! Нашему однажды
распятому Господу да будет слава во веки и веки! Аминь. Вечер, 23 августа 1885 г. Три часа тьмы "От шестого же
часа тьма была по всей земле до часа девятого." (Евангелие от Матфея
27:45) С утра и до полудня солнце светило, как
обычно. У врагов Господа было достаточно времени полюбоваться Его страданиями
и посмеяться над Ним. Он был пригвожден ко кресту, Он был распят при свете
дня. Мы абсолютно уверены, что Иисус из Назарета был распят на кресте, потому
что это видели и Его друзья, и Его враги: три долгих часа иудеи смотрели на
Него, висящего на кресте. Я благодарен Богу за эти три часа света, ибо без
них враги нашей веры могли бы поставить под сомнение бесспорный факт, что
благословенный Господь был в теле прибит ко древу. Где бы мы искали очевидцев
этого страшного зрелища, если бы солнце было скрыто с утра до вечера? Мы
видим, как мудро поступил Бог: солнце лишило людей света не раньше, чем они
смогли убедиться в том, что Иисус распят. Не забывайте, что чудо появления тьмы
среди дня было совершено нашим Господом, когда Он был очень слаб. Он
успокаивал море, воскрешал мертвых, исцелял больных, а теперь Сам был в
лихорадке и страдал от жажды. Он стоял у смертной черты, и все же у Него было
достаточно сил сделать так, чтобы померкло солнце. Он по-прежнему истинный
Бог от истинного Бога. Если Он был способен сделать это в
слабости, чего же Он не может совершить в силе? Обратите также внимание на
то, что Ему было непривычно совершать чудо такого рода. Обычно Он совершал
добрые дела, а значит, светлые дела. Когда же Он творит тьму и совершает суд,
Он берется, как говорится, за "чужое дело". Он не часто совершал
чудеса, приводившие людей в ужас. Лишь изредка повелевал солнцу зайти в
полдень и покрыть землю тьмою в ясный день (Ам. 8:9). Если Господь, умирая,
мог по своей воле сотворить тьму, какую же славу мы можем надеяться увидеть
теперь, когда Он живет, чтобы вечно быть светом в граде Божьем? Агнец есть
свет. Да еще какой свет! Если небеса запечатлели силу умирающего Господа и
погасли, то не будут ли новое небо и новое земля свидетельством о силе
воскресшего Господа? Тьма вокруг умирающего Христа - одеяние Всемогущего. Он
был мертв и ожил, и всю Свою силу направляет на благословение Своих
избранных. Каким знамением должна была стать
полуденная полночь для беспечных сынов человеческих! Они не знали, что среди
них есть Сын Божий, что Он совершает искупление людей. Величайший день в
истории человечества мог пройти незамеченным, но неожиданно пришла ночь и
завладела светом. Каждый спрашивал своего ближнего: "Что означает эта тьма?"
Работа замерла: плуг остановился посредине поля, зарывшись в борозду, топор
завис в воздухе, не ударив по дереву. В самый разгар рабочего дня люди должны
были прервать свои дела. Не только Голгофа, но все кругом, все долины и холмы
были покрыты мраком. Передвигаться можно было только на ощупь. Господин
приказал слугам зажечь в доме свет в полдень, и они в страхе выполнили
необычное поручение. Зажглись другие огни, Иерусалим стал ночным городом, вот
только люди не спали. Как они были удивлены! Вокруг великого смертного одра
образовалась почтительная тишина. Нет сомнений, что люди были охвачены
ужасом, некоторые увидели в совершившемся предвестие будущих катастроф.
Стоявшие у креста и посмевшие оскорблять Иисуса были буквально парализованы
страхом. Они прекратили свои насмешки и издевательства. Худшие из них
присмирели, хотя ничего и не поняли, лучшие же "возвращались, бия себя в
грудь". Многие попробовали спрятаться в потаенных комнатах, испугавшись
приближающегося суда. Неудивительно, что существует предание о странных
словах, которые были произнесены в это время. Отголоски прошлого могут
оказаться недостоверными, ученые спорят об этом, тратя время попусту. И все
же мы вполне можем себе представить, что кто-то действительно сказал:
"То ли Бог страдает, то ли мир гибнет". Я слышал также легенду о
египетском кормчем, который плыл вниз по реке вдоль тростниковых зарослей и в
шелесте тростника услышал шепот: "Великий Бог". Великий Бог природы
умирал, это не могло произойти незамеченным. Тьма покрыла всю землю, как мы узнаем из
Евангелия от Луки. Ту часть земного шара, которую естественным образом
покрыла ночь, это чудо не коснулось. Но для всех людей, которые бодрствовали
и занимались своим делом, тьма стала знамением великого и торжественного
события. Ничего подобного люди до этого не переживали, они были изумлены, ибо
когда солнце должно было светить ярче всего, его сияние померкло на долгих
три часа. Тьма должна нас научить многому, ибо
когда мы подходим вплотную ко кресту, который является центром истории,
каждое событие, сопровождавшее смерть Христа, приобретает огромное значение.
Из этой тьмы для нас должен засиять свет. Мне нравится ощущать
торжественность этих трех часов смертной тени и размышлять о них в
присутствии лишь одного святого Мученика, вокруг Которого и сгустилась эта
тьма. С помощью Святого Духа я собираюсь рассмотреть это событие с четырех
сторон. Во-первых, давайте преклонимся перед чудом, которое изумляет нас,
во-вторых, давайте посмотрим на эту тьму как на что-то, скрывающую завесу,
в-третьих, убедимся, что тьма является назидательным символом, в-четвертых,
мы увидим, что в этой тьме проявилось сочувствие к нам, ибо тьма по своему
пророческому характеру делает нам серьезное предупреждение. Итак, первое, давайте преклонимся перед чудом,
которое изумляет нас. Утверждение, что тьма не была
противоестественна, вызывает удивление. От начала мира не было такого, чтобы
среди белого дня земля покрывалась мраком. Это противоречит законам природы.
Некоторые люди отрицают чудеса, и если они вместе с чудесами отрицают Бога, я
не буду уделять им сейчас внимания. Но непонятно, каким образом люди,
утверждающие, что они верят в Бога, могут подвергать сомнению возможность
чудес. Если мы принимаем существование Бога, мы должны ожидать, что чудеса будут
время от времени напоминать нам о всемогуществе и независимости Бога. Он
может установить какие-то правила в отношении Своих действий и мудро
следовать им. Но, несомненно, он оставил за Собой право отступать от
собственных установлений, по которым живет природа, а иначе Он бы лишился
какой-то меры Своей божественности и обожествил бы законы природы, поставив
их выше Себя. Едва бы слава Божия выросла в наших глазах, если бы мы узнали,
что Он навечно подчинил Себя каким-то законам и всегда действует в соответствии
с ними. Поскольку независимость, самодостаточность и свобода Бога лежат в
основе нашего представления о Нем, мы даже можем ожидать, что Он будет
отступать от образа действий, который чаще всего реализуется в Его отношении
к творению. Это подводит нас к истине о том, что чудеса являются
доказательством божественности. Творение и провидение - самые лучшие, с моей
точки зрения, доказательства существования Бога, которые обычные люди, по тем
или иным причинам, скорее усматривают в чудесах. Мы должны ожидать чудес от
Бога. Хотя Бог установил закон смены дня и ночи, в этой ситуации не без
достаточных оснований Он поместил три часа ночи посреди дня. Давайте
задумаемся о причинах. Необычное событие в природе указывает на
то необычное, что происходило в жизни Господина природы. Чудо затмения хорошо
соответствовало более великому чуду, происходившему на кресте, где умирал
Христос. Разве Сам Господь не отступил от обычного хода жизни? Не совершал ли
Он в тот момент то, что никогда не происходило в прошлом и никогда не
повторится в будущем? Смерть человека так же обычна, как и неизбежна. Мы не
застываем в изумлении при звуке похоронного марша: мы привыкли к похоронам.
Мы не удивляемся, когда умирают люди нашего возраста, потому что смерть
окружает нас со всех сторон. Но смерть Сына Божьего - нежданная трагедия, она
не только поднимается над естественными законами, но и противоречит им.
Равный Богу унижается до того, что позволяет пригвоздить Себя ко кресту, и
умирает на нем. Я не знаю ничего, что могло бы еще больше противоречить
естественным законам и ожиданиям. Солнце померкло в полдень, чтобы
подчеркнуть необычность смерти Христа. Разве не так? Более того, это не
просто противоречит законам природы, но в принципе кажется невозможным.
Затмение солнца невозможно во время полной луны, потому что луна находится в
таком положении по отношению к земле и солнцу, что она не может стать между
ними. А пасха праздновалась именно в день полнолуния, поэтому в то время
солнечное затмение было просто невозможно. Это трехчасовое затмение не было
астрономическим затмением в обычном смысле слова, тьма была вызвана другими
причинами. Но для тех, кто оказался во тьме, все выглядело так, словно
наступило солнечное затмение - абсолютно невозможное событие. О братья! Когда
мы имеем дело с человеком и его грехопадением, грехом и Богом, Христом и
искуплением, мы соприкасаемся с невозможным. Мы оказываемся в стране чудес,
где необычное и невозможное являются нормами жизни. Самое возвышенное
становится самым привычным, когда мы оказываемся во владениях вечной любви.
Мы оставляем позади твердую землю вероятного и возможного и ступаем на зыбкую
поверхность моря, где наблюдаем за великими и чудными делами Господа в
пучине. Мы сторонимся невозможного в каких-то других сферах жизни, но крест
объят божественностью, и мы признаем, что "все возможно Богу".
Итак, мы видим в смерти Христа возможность невозможного. Посмотрите, как
может умереть Сын Божий. Мы иногда замираем, когда читаем в гимне о том, что
Бог может страдать и умереть. Нам кажется, что поэты слишком много себе
позволяют. И все же мы должны удержаться от чрезмерной критики, потому что
само Писание говорит об этом. В Деяниях 20:28 мы читаем невероятные слова о
том, что Бог приобрел Церковь "кровью Своею". Кровь Бога! О нет, я
не буду поправлять выражения Святого Духа, и поэтому я смело повторяю слова
гимна, который мы только что пропели: На долгий вечности миг Солнце скрыло свой лик, Бог умер за грех. Творец - не человек. Я не осмелюсь объяснять возможность смерти
воплощенного Бога. Мне достаточно верить в это. Как грех мог быть возложен на Святого?
Этого я тоже не знаю. Мудрый человек заявил, что вменить или не вменить грех
невозможно. Но, тем не менее, мы верим в это после знакомства с крестом. То,
что люди называют абсурдом, является для нас фундаментом веры. Учение о
кресте для погибающих есть безумие. Мы знаем, что наш Господь был безгрешен,
и все же Собой Он вознес наши грехи на древо. Мы не знаем, как Сыну Божьему
было позволено страдать за чужие грехи. Мы поражаемся тому, что
справедливость допустила, чтобы совершенный святой был оставлен Богом и был
вынужден взывать: "Элои! Элои! ламма савахфани?" Но так было.
Верховная справедливость определила этому быть. И мы радуемся этому. Как солнце
померкло, когда оно не должно было померкнуть, так и Иисус Христос
мучительной смертью совершил для нас то, что с точки зрения здравого смысла
кажется абсолютно невозможным. Но наша вера чувствует себя уютно там, где
пути Господа выглядят совершенней наших путей настолько, насколько небо
совершеннее земли. Если говорить о самом чуде, необходимо
отметить, что затмение солнца тогда превосходило естественное затмение. Оно
длилось дольше обычного затмения и началось не так, как всегда. По словам
Луки, земля сначала была покрыта тьмой, а затем померкло солнце: тьма
исходила не от солнца, а наоборот, поглотила его. Событие было уникальным и
сверхъестественным. Так вот, среди всех скорбей нет подобной той, которую
пережил Иисус, никакое горе не может сравниться с горем Господа, ставшего
заместительной жертвой. Чем сильнее свет, тем гуще создаваемая им тень, так и
несравненная любовь Христа стоила Ему смерти, которую не испытает ни один
человек. Другие люди умирают, но этот Человек "был послушен до
смерти". Кто-то пьет смертоносный напиток, но никто не выпивал всю
горечь до дна, а Он "вкусил смерть". "...Предал душу Свою на
смерть..." Все Его существо затмилось сверхъестественной смертной тенью.
Природная тьма, окружавшая Его словно саваном, окутала Его уникальную смерть.
И теперь, когда мы размышляем о тьме, то понимаем, что она появилась как раз
вовремя и была очень уместна. Если бы мы, описывая историю смерти Господа, не
упомянули о мраке, покрывшем землю, мы бы упустили очень важное событие. Тьма
была естествен ной обстановкой великого искупления. Перечитайте всю историю
от начала до конца, и вы убедитесь, что появление тьмы очень естественно. В
тот момент, когда вы понимаете, что на кресте - Сын Божий, вы перестаете
удивляться, что завеса в храме разодралась, у вас не вызывает недоумения
землетрясение или воскресение мертвых. Все это - естественные спутники
страданий Господа, как, впрочем, и тьма. Они заняли свое место в истории,
предназначенное именно для них. Задумайтесь вот еще о чем. Не кажется ли
вам, что смерть, облаченная во мрак, естественным образом была частью чего-то
целого? Мы уже пришли к мысли о том, что смерть Христа Божьего является
существенной частью человеческой истории. Она неотделима от летописи дней
людских. Начните с грехопадения, опишите потерянный рай, но ваша летопись
будет незавершенной без истории о более великом Человеке, Который искупил нас
и Своей смертью вернул нам рай. Отличительной чертой любого истинного чуда
является тот факт, что хотя оно не перестает вызывать удивление, однако не кажется
противоестественным: оно удивительно, но не уродливо. Чудеса Христа хорошо
вписываются в общую канву человеческой истории: мы ведь не можем себе
представить, чтобы Господь был на земле, а Лазарь не был воскрешен на радость
Марфе и Марии. Мы не можем допустить мысли, что Христос мог не прийти по воде
к ученикам, которые на середине озера боролись со штормом, чтобы помочь им.
Каждое чудо естественным образом возникает из создавшихся обстоятельств.
Поддельные чудеса Рима всегда уродливы и не сочетаются с тем, что их
окружает. Подумать только: голова святого Винифреда выплыла из колодца,
чтобы, сидя на колодезной стене, поговорить с крестьянином, который как раз
собирался зачерпнуть воды! И мне не важно, правда это или нет, потому что
история не меняется от этого ни на йоту и даже не станет интересней. Эта
приписка к летописи наших дней не имеет с ней ничего общего. Но чудеса
Иисуса, в том числе и окружившая Его тьма, важны для человечества. Вся
история человечества построена вокруг креста, который является не запоздалой
догадкой Бога или вынужденным подчинением обстоятельствам, а предопределенным
способом откровения любви Бога грешным людям. Из-за ограниченных возможностей речи, я
не могу сказать ничего больше, хотя хотел бы еще многое добавить. Остановитесь,
успокойтесь, позвольте густой тьме окутать вас, пока крест не пропадет из
вида, и вы будете знать только одно: недоступный человеческому взору Господь
совершил великое искупление для Своего народа. В тишине Он совершил чудо
терпения и любви, благодаря чему воссиял свет для сидящих во тьме и в долине
тени смертной. Второе, давайте посмотрим на тьму как
завесу, которая что-то скрывает. Христос пригвожден к кресту. Я вижу это
проклятое древо. Я вижу разбойников справа и слева от Него. Осматриваюсь
вокруг и со скорбью взираю на пеструю толпу жителей Иерусалима, священников,
книжников, путешественников из дальних стран, римских воинов. Все смотрят, и
большинство присутствующих устремляют на Него взгляд, исполненный жестокого
презрения. Страшное зрелище... Посмотрите на обычных псов и на знатных
тельцов васанских - все объединились в насмешках над Кротким и Смиренным. Я
должен признаться, что не могу читать историю о смерти Господа без внутренних
мук, зная, что такое распятие. Только бесы могли подсказать людям такой
ужасный способ казни. Я не буду мучить вас, описывая ее. Я знаю, что многие
не могут слышать об этом без слез и последующих бессонных ночей. Физические страдания на Голгофе были
отягчены позором. Насмешки, остроты, издевательства - человеческий язык
способен причинить немалую боль. Я понимаю французского короля, который
сказал: "Если бы я был там со своей стражей, я бы стер с лица земли этих
подлых людей". Зрелище было жутким: Мученик и так испытывал невыносимые
страдания, а дикая толпа хотела сделать Ему еще больней своими жестокими
криками. Да будет благословен Бог за то, что во время этого кошмара
опустилась тьма, которая остановила безумных людей. Иисус должен умереть, Его
боль нельзя облегчить и от смерти нельзя избавить, но и насмешники должны
умолкнуть. И лучшим средством оказалась тьма, опустившаяся на насмешников. Я вижу в этой тьме завесу, накрывшую
врагов Христа. Вы когда-нибудь задумывались об этом? Словно Сам Бог сказал:
"Я не могу вынести этого. Я не могу смотреть на эту людскую низость!
Опустись, завеса!" И тьма покрыла землю. Да будет благословен Бог за то, что
крест может укрыть нас. Он предоставляет грешным людям убежище от всевидящего
ока, поэтому справедливость не видит их, и ее карающий меч проходит мимо. Когда
Бог возносит Своего Сына на всеобщее обозрение, Он тем самым скрывает грехи
людей. Даже величайшие их грехи Он бросает за хребет, чтобы больше никогда не
увидеть их. Сердце вечного Бога не могло не опечалиться при виде жестокого
обращения с Тем, кто ходил по земле, творя добро и исцеляя болезни. Ужасно
было видеть, как учителя народа отвергли Его и смеялись над Ним, как дети
Авраама, для которых пришел Мессия, оттолкнули своего Избавителя как что-то
ненавистное им. И потому я благодарен Богу за то, что Он повелел тьме покрыть
землю и остановить страшный спектакль. Я хочу сказать всем, находящимся
здесь: благодарите Бога за то, что Христос спрятал ваши грехи надежнее, чем
тьма спрятала землю. Благодари те Бога за то, что Он смотрит на вас в Иисусе
Христе, и очи справедливого судьи, непременно наказывающего всякий грех, не
видят вас. Если бы не Христос, Кого вы и в смерти презирали, вы бы уже давно
пожали в собственной смерти плоды своих грехов. Но ради Христа вам позволено
жить так, словно Бог не видит, как вы живете. Божье долготерпение дано вам,
чтобы вы пришли к покаянию. Неужели вы не покаетесь? Эта тьма также была священной завесой,
которая скрывала личность нашего Господа. Ангелы, образно говоря, разбили
шатер из тяжелых туч, в котором их Господь мог укрыться в час скорби.
Смотреть на смерть Беспорочного нечестивым очам не дано. Ведь враги раздели
Его донага и делили Его одежды. Поэтому неудивительно, что Бог нашел другую
одежду для Его святого тела. Диким глазам не дано было смотреть на изуродованное
после мучительных пыток тело. Кто мог позволить им смотреть на Сына
Человеческого, сокрушенного железным жезлом Божьего гнева за наши грехи? Бог
укрыл Его, чтобы никто не видел, что с Ним происходило, когда на Него был
возложен грех. Я от всего сердца благословляю Бога за то, что Он скрыл Иисуса
от наших очей, которые не достойны смотреть на Солнце, тем более на Солнце
Праведности. Эта тьма - предупреждение нам, даже
самым благочестивым. Тьма говорит нам о том, что крестные страдания - великая
тайна, в которую мы не смеем проникать. Я всегда объяснял смерть Христа как
заместительную жертву, потому что если Писание четко говорит об этом, то и я
могу открыто проповедовать об этом. Но у меня складывается впечатление, что
идея заместительной жертвы не раскрывает всей сути креста, что человеческому
разуму недоступно окончательное постижение священной тайны. Искупление было
совершено во тьме, потому что весь смысл самого искупления и его плодов не
может открыться ограниченному разуму. Если вы скажете, что смерть Христа была
величайшим примером самопожертвования, я соглашусь с вами, но ведь это не
все. Если вы скажете, что это было замечательное подчинение воле Бога, я
соглашусь с вами, но ведь и это не все. Если вы скажете, что на кресте Он
понес то, что должны были понести миллиарды грешников в качестве наказания за
их грехи, я соглашусь с этим, ибо в этом заключается моя главная надежда. Но
только не надо говорить, что этим ограничивается значение креста. Как бы ни
были велики перечисленные истины, в смерти нашего Искупителя заключено
значительно больше. Только Бог знает любовь Бога, только Христос знает в
полной мере, что произошло на кресте, когда Он склонил Свою голову и испустил
дух. Есть тайны природы, в которые мы не смеем вникать, тем более мы должны снять
обувь перед тайной Бога, ибо земля, называемая Голгофой, свята. Бог укрыл
крест тьмой, во тьме сокрыта большая часть его значения, однако не потому,
что Бог не желает открыть тайну креста нам, а потому, что мы не способны ее
воспринять. Бог явился во плоти, и в этой плоти Он вознес наш грех на крест.
Это мы знаем, но это - "великая благочестия тайна". Тьма также говорит о том, что силы зла
всегда будут пытаться скрыть истину о кресте. Проповедуя крест, мы ведем
войну с темными силами. "Но теперь ваше время и власть тьмы", -
сказал Христос перед распятием, и я уверен, что в это время силы ада особенно
яростно набрасывались на дух нашего Господа. Мы также знаем, что если князь
тьмы где-то являет много силы, значит, в том месте превозносится крест Христа.
Затмить крест - вот цель врага наших душ. Замечали ли вы это? Люди,
ненавидящие Евангелие, сквозь пальцы смотрят на другие учения, но как только
проповедуются искупление и истины, следующие из него, они тут же поднимают
свой голос. Ничто так не раздражает сатану, как крест. Современное богословие
ставит своей целью исказить истину об искуплении. Они баламутят воду жизни.
Грех для них перестает быть чем-то страшным и ужасным, и соответственно
наказание за грех, с их точки зрения, может быть только временным. Они ни во
что ставят лекарство, приуменьшая опасность болезни. И, коль известны их
коварные умыслы, существует опасность того, что черные тучи заволокут крест
так, что грешники совсем потеряют его из виду. Но мы также должны помнить,
что на кресте тьма найдет свою смерть. Из тьмы воссияет свет, вечный свет
бессмертного Сына Божьего, который воскрес из мертвых и живет, чтобы рассеять
злую тьму. Теперь поговорим о тьме как о
назидательном символе. Тьма опустилась на землю и что-то
скрыла, и в то же время, она стала символом, который что-то открыл. Нам
словно сказано: "Не пытайтесь исследовать то, что она скрыла, пусть сама
тьма-завеса вас учит". Тьма учит нас тому, какие страдания перенес Иисус
- хотя мы их не видим, тьма подсказывает, какими они были. Тьма есть символ гнева Божьего, который
излился на тех, кто убивал Его единородного Сына. Бог был в ярости и поэтому
лишил людей солнечного света. И нет ничего удивительного в ярости Бога, ведь
грех убивал Его Сына. Виноградари сказали свое слово: "Это наследник;
пойдем, убьем его и завладеем наследством его". Гнев излился на все
человечество, потому что по сути все люди были виновны в смерти Иисуса. Гнев
поверг людей во мрак: они ослепли, пришли в смятение. Они более возлюбили
тьму, нежели свет, потому что дела их злы. Оказавшись во тьме, они не
раскаялись, а продолжали упорствовать в отвержении Сына Божьего. В этой тьме
Бог не может смотреть на них равнодушно, Он видит их как детей тьмы и
наследников гнева, для которых сбережен мрак вечной тьмы. Этот символ также говорит нам о
страданиях Иисуса Христа. Тьма вне Его была отражением тьмы, которая была
внутри Его. В Гефсимании дух Господа погрузился во тьму. Он Сам сказал, что
Его "душа скорбит смертельно". Его радостью было общение с Богом, и
этой радости Он лишился, Он оказался во тьме. Пока Он видел лицо Отца, в Его
жизни был день, но когда Отец отвернулся от Него, наступила ночь. Братья, я
согрешу против этой завесы, если скажу, что могу описать все муки, которые
испытывал Спаситель - о них я могу говорить только в той мере, в какой я стал
соучастником Его страданий. Приходилось ли вам ощущать ужас греха своего и
других людей? Видели ли вы грех в свете Божьей любви? Сгущалась ли подобная
тьма над вашей совестью? Наползало ли на вас подобно сумеркам ощущение гнева
Божьего? Окутывала ли вас тьма со всех сторон и изнутри? Приходилось ли
чувствовать, что вы пленник своей ничтожности и бессилия, что вы лишены
помощи и поддержки Бога? Бывало так, что вам не удавалось найти помощи и
утешения даже у Бога? Вы лишались когда-нибудь всякой надежды и мира? Во всех
этих ситуациях вам удалось сделать глоток из того моря, моря тьмы, в которое
был брошен наш Господь. Если, подобно Аврааму, вы испытали ужас великой тьмы,
покрывшей вас, тогда вы вкусили часть тех страданий, которые претерпел наш
Господь, когда Отцу было угодно заставить Его страдать. Эта тьма довела Его
до кровавого пота в Гефсиманском саду. Эта тьма заставила Его прокричать со
креста: "Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" Не терновый
венок, не бичевание, не крест заставили Его кричать, а тьма, страшная тьма
жизни без Бога, которая обволокла Его разум и довела до грани, за которой
начинается безумие. Он был лишен всего, что могло утешить Его, и был открыт
всему, что могло сделать Его страдания еще тяжелей. "Дух человека
переносит его немощи; а пораженный дух - кто может подкрепить его?" Дух
нашего Спасителя был поражен, поэтому Он произнес: "Сердце мое
сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей". Он был лишен
всех физических и духовных утешений, Его горе было безмерно. Тьма, покрывшая
Голгофу, не открыла звездное небо, как это происходит обычной ночью,
наоборот, она поглотила весь небесный свет. Его сильный вопль и слезы
говорили о бездонной скорби Его души. Он понес все, что мог понести Его
разум, неразрывно связанный с божественной природой. Он пережил ад, более
того, Он пережил десять тысяч адов для удовлетворения закона. Наш Господь
понес наказание больше, чем справедливость требовала для возмездия целому
миру, осужденному на гибель. Что я еще могу добавить после этих слов? Я могу
сказать лишь одно, что тьма оставленности Богом была таким горем для Христа,
что словами описать это невозможно. Тьма помогает нам понять, с чем сражался
Иисус, ибо мы не должны забывать, что крест был полем боя, с которого Он ушел
победителем. Он сражался с тьмой, с силами тьмы, чьим вождем был сатана, с
тьмой человеческого невежества, испорченности и лживости. Битва, достигшая
кульминации на Голгофе, не прекращалась до этого часа. Сражение достигло
апогея, ибо вожди двух армий вступили в единоборство. Нынешняя битва, в
которой мы с вами принимаем участие, - ничто по сравнению с тем, что
происходило на кресте, когда все силы тьмы сомкнутыми рядами шли против
всемогущего Сына Божьего. Он выдержал их натиск, отбил все их злобные атаки и
победил, пленив плен. Своей божественной силой Он вновь обратил ночь в день и
вернул миру свет. Да будет слава царству света и не будет ему конца!
Вступайте в бой, воины тьмы, если осмелитесь! Крест победил вас, и крест
будет побеждать вас. Аллилуйя! Крест - это знамя победы, его свет - это
смерть тьмы. Крест - это маяк для носимого стихией человечества, который
приведет его в тихую гавань; это светильник над порогом Отчего дома, который
укажет блудным сыновьям путь домой. И пусть вас не пугает тьма, окружающая
вас по дороге домой, потому что Иисус есть Свет, Который победил тьму. Тьма не отступила, пока наш Господь не
нарушил молчание. Тишина и мрак становились все более невыносимыми, но,
наконец, Он заговорил, и Его язык воспел псалом. Это был двадцать первый
псалом: "Боже мой! Боже мой! Для чего Ты оставил меня?" С каждым
"Элои" заря становилась все ярче. В тот момент, когда Он дошел до
слов: "...для чего Ты Меня оставил", люди опять смогли видеть, и
некоторые даже попробовали неправильно объяснить Его слова, от ужаса плохо
понимая то, что услышали. Они сказали: "...Илию зовет Он".
Возможно, это была еще одна насмешка, но мне так не кажется. В любом случае,
особой радости не прозвучало ни в вопросе, ни в ответе. Однако стало
достаточно светло, чтобы они могли смочить губку в уксусе и дать Иисусу пить.
Братья, свет не проникнет ни в одно человеческое сердце до тех пор, пока
Иисус не начнет говорить. И свет не станет ярче, пока не будут сказаны слова:
"...для чего Ты Меня оставил?" Его скорбный голос должен положить
конец нашим скорбям, Его крик из темноты должен развеять мрак нашей жизни,
после чего начнется новое утро для нашей души. Вы видите, как много
поучительного в этой истории. Я надеюсь, что Господь может благословить мои
слова и поможет вам понять, что эта тьма многому нас учит. Если Господь
благословит ваши размышления, то эта тьма станет для вас светом. Я перехожу к заключительной мысли о
сочувственном пророчестве. Вы видите сочувствие природы по отношению к ее
Господу? Сочувствие небесного солнца к Солнцу праведности? Невозможно, чтобы
Творец находился во тьме, а творение в это время наслаждалось светом. Первое проявление сочувствия я вижу в
том, что любой свет меркнет, когда не сияет Христос. Вокруг тьма, если Он не
сияет. Что есть церковь, если в ней нет Христа? Солнце не могло бы дать нам
света, если бы не было Христа. Семь золотых светильников немедленно гаснут,
если Он перестает ходить между ними и подливать в них священное масло.
Братья, вы быстро устаете, ваш дух унывает, руки опускаются, если с вами нет
Христа. Если мы не проповедуем Христа открыто, если Он не пребывает с нами
Своим Духом, то мы начинаем погружаться во тьму. Отодвиньте крест на задний
план, и все другие учения станут непонятными. Вы говорите: "Мы будем
ясно и просто объяснять все остальные учения, но скроем учение об искуплении,
потому что многие находят в нем недостатки". Нет, друзья, если эту свечу
вы поставите под сосуд, вы лишите света весь дом. Все богословие связано с
крестом, оттеняется и уточняется им. Ваше благочестивое служение, ваши книги,
ваши богослужения так или иначе связаны с крестом. Если крест окажется в
тени, то тень упадет на весь ваш труд. Какую бы теорию вы ни сотворили, в ней
не будет ни одной искры света, если в ней не будет креста. Тщетны ваши
домыслы, они не оправдают себя. Весь наш труд, все наши подвиги окажутся
суетой, пока труд и подвиг Христа не станут нашей главной и единственной
надеждой. Если в этом отношении вы находитесь во тьме, то другого источника
света нет, и вас окружает настоящий мрак! Посмотрите, как все творение зависит от
Христа. Об этом свидетельствует тьма, в которую погрузилась земля в Его
отсутствие. Не могло такого быть, чтобы умер Тот, Кто сотворил весь мир, а
Его смерть не отразилась на всем творении. Если Он переживает тьму, то весь
мир должен в нее погрузиться. Солнце Праведности истекает кровью, но за Ним
грядет небесное светило. Я верю, друзья мои, что связь между Христом и
природой намного более тесная, чем мы можем себе представить. Все творение
стенает и мучается доныне, поэтому Христос в лице Церкви продолжает мучиться.
Христос в Своем мистическом теле продолжает страдать, поэтому все творение
должно ждать откровения Сына Божьего. Мы ждем возвращения нашего Господа с
небес, и все холмы и долины, все горы и моря ожидают Его пришествия вместе с
Церковью. Не удивляйтесь, что в разных местах происходят землетрясения,
вулканы извергают раскаленную магму, моря бушуют и эпидемии охватывают целые
города. Не удивляйтесь, когда слышите об устрашающих знамениях, ибо все это
должно быть прежде, чем наступит конец. Пока Пастырь не превратит Свой посох
в скипетр, пока не воссядет на престоле вечного царства, наша бедная земля
будет кровоточить множеством ран. Пока не кончатся дни промедления, должно
быть место для тьмы. Те из вас, кто ожидает безмятежной и мирной жизни до
прихода Христа, надеются, сами не зная на что. Если вы думаете, что мудрая
политика установит мир и порядок, что распространение рыночной экономики
позволит народам спокойно вздохнуть, значит, вы ищете живого среди мертвых.
Пока не пришел Господь, звучат слова: "Низложу, низложу, низложу".
Все должно быть низложено, не только в других странах, но и в нашей тоже.
Все, что может быть потрясено, будет потрясено, и пребудут только Его
непоколебимые престол и истина. Сейчас время сражения Господа с силами тьмы,
и мы еще не можем надеяться жить при незамутненном свете. Дорогие друзья, грех, который окружил
тьмой Христа и привел Его к смерти во мраке, затмевает весь мир. Грех,
затмивший Христа и заставивший Его умереть на кресте во мраке, затмевает
всех, кто не верует во Христа. И вы будете жить во тьме и умрете во тьме,
пока не обратитесь к Тому, Кто является светом этого мира и Кто один может
дать вам свет. Для человека не существует иного света, кроме Христа. И пока
вы не уверуете в Него, густой мрак ослепляет вас, и однажды вы споткнетесь в
последний раз в жизни и погибнете навечно. Я бы хотел, чтобы всем это было
совершенно ясно. Другой практический урок заключается в
следующем: если сейчас мы находимся во тьме, если наш дух погрузился в
глубины уныния, то не отчаивайтесь, ибо сам Господь Иисус Христос побывал во
тьме. Если вы оказались в жалком положении из-за греха, не отчаивайтесь, не
переставай те надеяться, ибо возлюбленный Отцом пережил еще более ужасную
тьму. О, верующая душа, если ты во тьме, это значит, что ты близка к погребу,
где хранится изысканное вино. Ты оказалась в одном шатре с Господом и можешь
побеседовать с Ним. Христа вы не найдете в безвкусных беседках гордости или в
грязном логовище нечестия, вы не найдете Его там, где скрипка, танец и река
спиртного горячат людские страсти. Вы встретитесь с Мужем скорбей в Доме
печали. Он не там, где танцует Иродиада, не там, где в пышности появляется
Вереника, а там, где женщина с сокрушенным сердцем шепчет молитву. Христос
никогда не покидает темное место, в котором сидит раскаивающаяся грешница и
рыдает о своих грехах. Если на вас набежала туча, ищите рядом
своего Господа, и вы найдете Его. Остановитесь в своей черной тоске и
скажите: "О Боже мой, проповедник говорит, что Твой крест тоже стоял во
тьме, о Иисус, услышь меня!" Он откликнется, Господь прольет на вас
свет. "Я знаю скорби его", - говорит Бог. Он не сторонится тех, чье
сердце разбито. Ведь и Христос страдал за грех. Доверьтесь Ему, и Он даст вам
Свой свет. Доверьтесь Ему, и Он выведет вас из угрюмой пустыни в землю покоя.
Да поможет вам Бог! В прошлый понедельник я был безмерно обрадован, получив
письмо от брата, который обрел жизнь, свет и свободу благодаря утренней
воскресной проповеди. Для меня нет большей радости, чем быть полезным для
ваших душ. О, как бы я хотел услышать вести от новообращенных! Если бы
какая-нибудь душа заметила свет свечи в моем окне, выбралась из дремучего
леса и вернулась домой! Если вы нашли моего Господа, я призываю вас не
покидать Его, держаться за Него, пока не наступит рассвет и не отступят
ночные тени. Да поможет вам в этом Господь, во имя Христа! Аминь. Утро, 18 апреля 1886 г.
|