Эрнест Ренан

Жизнь Иисуса 

 

 

 

                                                                                                                                                                      

     500 Матфея, XXVII, 56; Марка. XV, 40; Иоанна. XIX, 25.
 
     501 Деяния, I, 14; Ср. Луки, I, 28; П,  35, где  внушается уже истинное
уважение к Марии.
 
     502 Иоанна, XIX, 25 и след.
 
     503 Юлий Африкан, у Евсевия, Hist. eccl., I, 7.
 
     504 Марка, Ш, 17; IX, 37  и след.; X, 35 и след.; Луки, IX, 49 и след.;
54  и след.  Такой  характеристике Иоанна  соответствует и  Апокалипсис. Ср.
особенно главы II и III,  в  которьк ненависть  бьет через  край.  Ср. черту
фанатизма, о которой сообщает Ириней, Adv. haer.. Ill, III, 4.
 
     505 Иоанна,  XIII, 23;  XVIII, 15 и след.; XIX, 26 - 27; XX, 2, 4; XXI,
7, 20 и след.
 
     506 Матфея, XVII, 1;  XXVI, 37; Марка, V, 37;  IX, 1; XIII, 3; XIV, 33;
Луки IX, 28. Предположение, будто Иисус сообщил этим трем ученикам некоторое
тайное учение,  было распространено  с самых древних времен. Странно,  что в
Евангелии,  приписываемом Иоанну,  ни разу  не  упоминается об  Иакове,  его
брате.
 
     507 Матфея, IV, 18 - 22; Луки, V, 10; Иоанна, XXI, 2 и след.
 
     508 Матфея, XIV, 28; XVI, 22; Марка, VIII, 32 и след.
 
     509 Он  жил,  по-видимому, до 100 г. по Р. X.  См. четвертое Евангелие,
XXI, 15 - 23, и древние источники, собранные Евсевием, Hist. eccl., Ill, 20,
23.
 
     510 См. прим. 1.
 
     511 Апокалипсис написан, по-видимому, им.
 
     512 Матфея, XVIII, 4;  XX, 25  - 26;  XXIII,  8-12;  Марка,  IX, 34; X,
42-46.
 
     513 Луки, V, 3.
 
     514 Матфея, XVII, 23.
 
     515 Матфея, XVI, 16 - 17.
 
     516 Иоанна, VI, 68 - 70
 
     517 Матфея, X, 2;  Луки, XXII, 32; Иоанна, XXI, 15 и след.;  Деяния, I,
II, V r. др.; посл. к Гал., I, 18; II, 7-8.
 
     518 Матфея, XVI, 18; Иоанна, I, 42.
 
     519 Матфея,  XVI,  19.  Правда, та же  власть  была дана всем апостолам
(Матфея, XVIII, 18).
 
     520 Матфея, XVIII, 1 и след.; Марка, IX, 33; Луки, IX, 46; XXII, 30.
 
     521 Матфея, XX, 20 и след.; Марка, X, 35 и след.
 
     522 Марка, X, 41.
 
     523 Иоанна, XVIII, 15 и след.; XIX, 26 - 27; XX, 2 и след.; XXI, 7, 21.
Ср. I,  35 и след., ще ученик, не названный по имени, вероятно, не кто иной,
как Иоанн.
 
     524 Матфея, IX, 9; X, 3; Марка, II, 14;  III, 18; Луки, V, 27;  VI, 15;
Деяния, I,  13;  Евангелие евионшпов,  у  Епифана,  Adv.  haer., XXX,  13. В
первоначальном  тексте  значится:  "Левий,  сын  Алфея".  Последний редактор
первого  Евангелия  заменил это  имя  Матфеем  на основании более  или менее
достоверного  предания,  по  которому  этот  апостол  принадлежал  к той  же
профессии (Матфея, X, 3). Надо припомнить, что единственная часть в нынешнем
Евангелии от Матфея,  которая может принадлежать этому апостол, это поучения
Иисуса. См. Папий, у Евсевия, Hisl. eccl., Ill, 39.
 
     525 Цицерон, De provinc. consular., 5; Pro Plancio, 9; Тацит, Ann., IV,
6; Пли-ний, Hist. nat., XII, 32; Аппиан, Bell. civ., II, 13.
 
     526 Она  пользовалась  известностью  до  времен крестовых  походов  под
названием приморского пути (via Marts). См.  Исаия, IX, 1; Матфея, IV, 13  -
15; Товит, I, 1.  Я думаю, что дорога,  высеченная в скале близ Айн-ет-Тииа,
составляла часть ее и что  дорога эта шла к мету дочерей Иакова, так же, как
и в настоящее время.  Часть дороги от  Айн-ет-Тина к этому мосту носит следы
античной постройки.
 
     527 Матфея, IX, 9 и след.
 
     528  Матфея,  V,  46 - 47; IX, 10, 11;  XI,  19; XVIII, 17; XXI, 31-32;
Марка, II, 15 -  16; Луки, V, 30; VII, 34; XV, 1; XVIII. 11; XIX, 7; Луциан,
Necromant., 11;  Dio Chrysost., Oral. IV, p. 85; Oral.  XIV, р.  269.  (изд.
Эмпериуса); Мишна, Недарим, III, 4.
 
     529 Мишна, Баба калю, X, 1; Иерус. Талмуд, Денаи, II, 3; Вавил. Талмуд,
Синедрион, 25Ь.
 
     530 Луки, V, 29 и след.
 
     531 Иоанна, I, 48 и след.
 
     532 Иоанна, I, 42.
 
     533 Иоанна, IV, 17 и след. Ср. Марка., II, 8; III, 2-4; Иоанна, Л, 24 -
25.
 
     534 Матфея, XVII, 3; Марка IX, 3; Луки, IX, 30-31.
 
     535 Матфея, IV, 11; Марка, 1,13.
 
     536 Матфея, XIV, 26; Марка, VI, 49; Луки, XXIV. 39; Иоанна, VI, 19.
 
     537 Иоанна, I, 51.
 
     538 Матфея, XIII, 1 - 2; Марка, III, 9; IV, I; Луки, V, 3.
 
     539 Матфея, V, 3 - 10; Луки, VI, 20 - 25.
 
     540  Они  получили  название  "Logia kyriaka". Папий  у  Евсевия, Hist.
eccl.. Ill, 39.
 
     541 Аполог, который мы читаем в книге Судей, IX,  8  и след.,  2  книге
Самуила,  XII,  1  и  след.,  лишь по форме напоминает  евангельские притчи.
Глубокая   оригинальность   притч  заключается  в   чувстве,   которым   они
преисполнены. Притчи в Мидрашим тоже отличаются совсем другим духом.
 
     542 См. в особенности "Лотос доброй веры", гл. III и IV.
 
     543 Ср. Вавил. Талмуд, Баба батря, Па.
 
     544 Бог богатства  и подземных сокровищ,  вроде  Плутоса  финикийской и
сирийской мифологии.
 
     545 Матфея, VI, 19 - 21, 23 - 34; Луки, XII, 22 - 31, 33 - 34; XVI, 13.
Ср. поучения  Луки,  X, 7 - 8, проникнутые  такой же  наивностью,  и  Вавил.
Талмуд, Coma, 48Ь.
 
     546 Матфея, XII,  22; Марка, IV,  19; Луки, VIII, 14, 5 Матфея, VI, 11;
Луки, XI, 3; таков смысл слова epioysios.
 
     547 Луки, XII,  33 -  34.  Ср. совершенно такие же прекрасные  правила,
которые Талмуд приписывает Монобазу. Иерус. Талмуд, Пэах, 15Ь.
 
     548 Луки, XII, 20.
 
     549 Луки, XII, 16 и след.
 
     550 Иосиф, Ant., XVII, X, 4 и след.; Vita, 11 и пр.
 
 
 
     551 Филон, Quod  omnis  probus liber и  De vita  contemplatione; Иосиф,
Ant.,  XVIII, I,  5;  В. I.,  II, VIII,  2 - 13; Плиний, Hist. nat"  V,  17;
Епифан, Adv. haer., X, XIX, XXIX, 5.
 
     552 Деяния, IV, 32. 34 - 37; V, 1 и след.
 
     553 Матфея, XIII, 22; Луки, XII, 15 и след.
 
     554  Матфея, XIX,  21; Марка, X, 21 и след.; 29  - 30; Луки, XVIII, 22,
23, 28.
 
     555 Матфея, XIII, 44, 46.
 
     556 Иоанна, XII, 6.
 
     557 Луки, XVI, 1-14.
 
     558 См. греческий текст.
 
     559  1 Луки,  XVI, 19  -  25. Известно,  что  Лука  обнаруживает  явную
наклонность к коммунизму  (ср. VI, 20  - 21, 25  - 26), и я  полагаю, что он
преувеличил  этот  оттенок  в  поучениях  Иисуса.  Тем  не  менее,  во  всем
повествовании совершенно ясны следы "Logia" Матфея.
 
     560  Матфея,  XIX,  24; Марка, X,  25;  Луки,  XVIII, 25; Евангелие  от
евреев,  у Гилыенфельда,  Nov. Test. extra canonem receptum, facs.  IV, стр.
17.  Это  изречение  в виде пословицы находится и в Талмуде  (Вавил. Талмуд,
Беракот,  55Ь, Баба  метсия,  38Ь.)  и  в  Коране (изр. VII, 38).  Ориген  и
греческие  переводчики, не знавшие этой  семитической пословицы,  по  ошибке
предполагали, что здесь говорится о морском канате (kamilos).
 
     561 Матфея, XIII, 22.
 
     562 Псалтирь, CXXXIII, 3.
 
     563 Матфея,  XXII, 2 и  след.. Луки, XIV, 16 и след.; ср. Матфея, VIII,
11 12; XXI, 33 и след.
 
     564 Луки, VI, 25.
 
     565 Луки, XIV, 12 - 14.
 
     566 Это слово сохранилось в очень старинном и употребительном предании.
Псевдо-климентовы  поучения, II,  51; III, 50; XVIII,  20;  Климент  Алекс.,
Strom., I, 28.  Оно  встречается  также у Оригека, Св. Иеремии  и у большого
числа Отцов Церкви.
 
     567 Притчи, XIX. 17.
 
     568  Сн. Лмос, II. 6;  Исайя, LXIII, 9; Псалтирь, XXV, 9;  XXXVII,  11;
LXIX, 33.
 
     569 6 Главы LXII, LXiII, XCVII, С и CIV.
 
     570 Енох, гл. XLVI (быть может, христианского происхождения), 4 -- 8.
 
     571 Енох, XCIX, 13, 14.
 
     572 Посл. Иакова, II, 5 и след.
 
     573 Юлий  Африкан, у Евсевия, Hist.  eccl., I, 7; Евсевий,  De  situ et
nomin.  loc.  hebr., слово  Choba; Ориген,  Contra Celsuffl, II, 1;  V,  61;
Епифан, Adv. haer., XXIX, 7, 9; XXX, 2, 18.
 
     574 См. в особенности Ориген, Contra  Celsum, II, 1; De principiis, IV,
22, Ср.  Епифан, Adv. haer.,  XXX, 17. Ириней, Ориген, Евсевии, апостольские
учреждения не знали  о существовании  таких личностей. Автор Philosophumena,
по-видимому,  сомневается  на этот  счет (VII, 34 и  35; X, 22  и 23). Басня
относительно   Евиона  была  распространена  Тертуллианом  и  в  особенности
Епифаном.  Наконец, относительно этимологии  Ebion = ptochos все Отцы Церкви
были между собой согласны.
 
     575 Епифан, Adv. haer., XIX, XXIX и XXX, в особенности XXIX, 9.
 
     576 Матфея, X, 23; XI, 5; Луки, VI, 20 - 23.
 
     577 Матфея, IX, 36; Марка. VI, 34.
 
     578 Матфея, IX, 10 и след; Луки, XV вся.
 
     579 Матфея, IX, 11; Марка, II, 16; Луки, V, 30.
 
     580 Матфея, IX, 12.
 
     581 Луки, XV, 4 и след.
 
     582 Матфея, XVIII, 11; Луки, IX, 10.
 
     583 Матфея, IX, 13.
 
     584  Луки, VII,  36  и  след.  Лука, который любит выдвигать  все,  что
относится к прощению грешников (ср. X, 30 и след.; XV вся; XVII, 16 и след.;
XVIII, 10 и  след.; XIX, 2 и  след.; XXIII, 39 - 43), составил этот рассказ,
воспользовавшись  подробностями другого  эпизода,  именно,  эпизода умащения
ног, имевшего  место в'Вифании за несколько  дней  до смерти  Иисуса. Однако
прощение грешницы составляет, бесспорно, один из существеннейших  эпизодов в
жизни Иисуса. Ср. Иоанна,  VIII, 3 и  след.; Папий, у Евсевия, Hist.  eccl..
III, 39.
 
     585 Луки, XIX, 2 и след.
 
     586 Матфея, XXI, 31 - 32.
 
     587 Матфея, XXV, 1 и след.
 
     588 Марка, II, 18; Луки, V, 33.
 
     589 Матфея, IX, 14 и след.; Марка, II, 18 и след.; Луки, V, 33 и след.
 
     590 Намек на какую-нибудь детскую игру.
 
     591 Матфея,  XI, 16  и  след.;  Луки, VII, 34  и  след.  Пословица  эта
означает: "человеческая мысль слепа; мудрость дел Божиих  возвещается только
самими этими делами". Я читаю ergon, как значится в  рукописи "В" Ватикана и
в Codex sinaiticus, а не teknon. Текст  Матфея, XI, 19,  исправлен по тексту
Луки, VII, 35, который представлялся более понятным.
 
     592 Матфея, XXI, 7-8.
 
     593 Матфея, XIX, 13 и след.; Марка, IX, 36; X, 13 и след.; Луки, XVIII,
15 - 16.
 
     594 '''Марка, X, 13 и след.; Луки, XVIII, 15.
 
 
 
     595  Матфея,  XXVI, 7 и след.; Луки, VII, 37 и  след.; Марка, XIV,  3 и
след.
 
     596 Евангелие Марсиона,  прибавление к ст. 2 к гл.  XXIII Луки (Епифан,
Adv. haer., XLII, 11). Если сокращения Марсиона не  представляют критической
ценности,  то   нельзя  сказать  того  же  об  его  добавлениях,  когда  они
проистекают  не  из  предвзятого мнения,  а  из самого состояния  рукописей,
которыми он пользовался.
 
     597  Клич,  который  раздавался  во  время  процессии  при праздновании
Скино-пигии ("кучки"), при  чем  потрясали пальмовыми ветвями. Мишна, Сукка,
III, 9. Обычай этот существует до сих пор у евреев.
 
     598 Матфея, XXI, 15 - 16.
 
     599 Матфея, XVIII. 5, 10, 14; Луки XVII, 2.
 
     600 Матфея, XIX, 14; Марка, X, 14; Луки, XVIII, 16.
 
     601 Матфея, XVIII, 1 и след.; Марка, IX, 33 и след.; Луки, IX, 46.
 
     602 Марка, X, 15.
 
     603 Матфея, XI, 25; Луки, X, 21.
 
     604 Матфея, X,  42;  XVIII,  5, 14; Марка, IX,  36;  Луки,  XVII,  2. п
Матфея, XVIII, 4; Марка, IX, 33 - 36; Луки, IX, 46 - 48.
 
     605 Луки, xxii, 30.
 
     606 Марка, X. 37, 40-41.
 
     607 Луки, XXIiI. 43; 2 посл. к Коринф., XII, 4. Ср. Carmina  sibyllina,
36; Ва-вил. Талмуд, Хагига, 14Ь.
 
     608 Матфея, XI, 2 и след.; Луки VII, 18 и след.
 
     609 Матфея, XI, 14 и след.
 
     610 Матфея, XIV, 4 и след.; Марка, VI, 18 и след.; Луки, III, 10.
 
     611 Иосиф, в. I., vii, VI, 2.
 
     612 Блюдо, на котором на Востоке подают напитки и яства.
 
     613 Матфея, XIV, 3 и след.; Марка,  VI, 14 - 20; Иосиф, Ant., XVIII, V,
2.
 
     614 Иосиф, Ant., XVII, V, 1 и 2.
 
     615 Матфея, XIV, 12.
 
     616 Матфея, XIV, 13.
 
     617 Матфея, XIV, 15 и след.; Матфея,  VI, 35  и  след.; Луки, IX,  11 и
след.; Иоанна, VI, 2 и след.
 
     618 Матфея, XI, 7 и след.; Луки, VII, 24 и след.
 
     619 Матфея, XI, 12 - 13; Луки, XVI, 16.
 
     620 Малахия, III и IV; Екклезиаст, XLVIII, 10; см. выше, глава VI.
 
     621 Матфея, XI, 14;  XVII, 10; Марка, VI,  5; VIII, 28; IV, 10 и след.;
Луки, IX, 8, 19; Иоанна, I, 21; Св. Иустин, Dial. cum Tryph., 49.
 
     622 Екклезиаст, XLIV, 16; 4 книга Ездры, VI, 26; VII, 28; ср. XIV, 9  и
последние строки сирийского, эфиопского, арабского и  арамейского  переводов
(Фольк-мар, Esdra proph., стр. 212; Цериани, Moniim. sacra et profana, Т. 1,
вып.  II, стр. 124; Армянская Библия  Зораба,  Венеция, 1805,  прибавление к
стр. 25).
 
     623 Матфея, XVI, 14.
 
     624 2 книга Маккавейская, XV, 13 и след.
 
     625  Тексты, цитируемые Анкетиль-Дюперроном  из Зепд-Авесты,  I, 2  ч.,
стр.  46,  испр.  Шпигелем,  в  Zeitschrift  der  deutschen morgenlandischen
Gesellschaft,  I,  261  и  след.;  извлечение  из  Дхамасп-Намэ в  Авесте, у
Шпигеля, I, стр. 34. Ни один из парсийских  текстов, действительно внушающих
мысль о воскресших пророках в роли предтечей, нельзя считать древним; однако
идеи, заключающиеся в этих  текстах, представляются  гораздо более древними,
нежели эпоха редакции этих текстов.
 
     626 Апокалипсис, XI, 3 и след.
 
     627 Марка,IX, 10.
 
     628 Матфея, XI,  14: XVII, 10 -  13; Марка,  VI, 15; IX, 10 - 12; Луки,
IX, 8; Иоанна, I, 21-25.
 
     629 Луки,I,17.
 
     630 Матфея, XXI, 32; Луки, VII, 29 - 30.
 
     631 Деяния, XIX, 4.
 
     632 Луки,I.
 
     633 Деяния,  I,  22;  37  - 38.  Это станет совершенно  понятным,  если
допустить, как это делает четвертый  евангелист  (гл. I), что первых и самых
главных из своих учеников Иисус приобрел именно в школе Иоанна.
 
     634 Матфея, III, 14 и след.; Луки, III, 16; Иоанна, I, 15 и  след.;  V,
32 - 33.
 
     635 Матфея, XI, 2 и след.; Луки. VII, 18 и след.
 
     636 Деяния, XVIII, 25; XIX, 1 - 5. Ср. Епяфан, Adv. haer., XXX, 16.
 
     637 Vita, 2.
 
     638 Быть может, это не кто иной, как Бунаи,  которого Талмуд причисляет
к ученикам Иисуса? (Вавил. Талмуд, Синедрион, 43а).
 
     639 Гегезипп, у Евсевия, Husl. eccl., II, 23.
 
     640 Иоанна. I, 8, 26, 33; IV. 2; 1 посл.  Иоанна, V, 6.  Ср. Деяния, X.
47.
 
     641 Книга IV. См. в особенности ст. 157 и след.
 
     642 Напоминаю, что сабийцы тождественны с арамейским словом "баптисты".
Могтасила означает то же самое на арабском языке.
 
     643 Однако они смутно упоминают о них. Им так же хорошо известны, как и
четвертому Евангелию, отношения Иисуса к Иосифу  Аримафейскому. Сам Лука (X,
38 - 42) знал Вифанскую  семью. Лука  имел некоторое неясное представление о
системе путешествий Иисуса согласно  четвертому Евангелию. Действительно,  в
его  Евангелии  маршрут Иисуса, начиная с гл. ГХ, 51 и до  гл. XVIII, 31, до
такой степени странен, что  приходится предположить, что Лука  смешал в этих
главах  эпизоды  различных путешествий. Сценой  для эпизодов, рассказанных в
главах: X, 25 и след;  X, 38 и след.; XI, 29 и след.; XI, 37 и след.; XII, 1
и след.; XIII, 10 и след.; XIII, 31 и след.; XIV, 1 и след.; XV, 1 и след. -
является, по-видимому,  Иерусалим или  его  окрестности. Затруднение  в этой
части   повествования  проистекает,   по-видимому,   из   того,   что   Лука
насильственно укладывает свои материалы в рамку синоптиков, из которой он не
осмеливается  выступать. Большая  часть речей против  фарисеев  и саддукеев,
произнесенных по  синоптикам в  Галилее, имеют смысл только для  Иерусалима.
Наконец,  промежуток  времени, который  по синоптикам отделяет вход Иисуса в
Иерусалим  от Страстей, хотя  он мог достигать и нескольких  недель (Матфея,
XXVI, 55; Марка,  XIV, 49), все-таки недостаточен для объяснения всего,  что
должно было произойти между  прибытием Иисуса в  этот город и  его  смертью.
Слова Матфея, XXIII,  37,  и Луки,  XIII, 34, по-видимому,  подтверждают это
положение;  можно,  однако, сказать, что это  не более, как цитата,  подобно
тексту Матфея, XXIII,  34,  относящаяся вообще  к тем усилиям  спасти народ,
которые Бог совершал через " своих пророков.
 
     644 Точно отмечены два паломничества (Иоанна, II, 13 и V, 1), не считая
последнего путешествия (VII,  10),  из которого Иисус  уже  не возвращался в
Гали-лею.  Первое из  них имело  место еще в  то время, когда Иоанн совершал
свои крещения. Следовательно, оно приходилось на Пасху 29 г. по Р. X. Однако
обстоятельства,  описываемые  так,  как  бы  они произошли  во  время  этого
путешествия, относятся к более ранней эпохе  (ср. в  особенности Иоанна, II,
14 и след. и Матфея, XXI, 12 - 13; Марка, XI, 15 - 17 и Луки, XIX, 45 - 46).
Очевидно,  или  в первых главах четвертого  Евангелия  перепутаны  даты, или
автор   смешал   между   собой  обстоятельства,  относящиеся   к   различным
путешествиям.
 
     645  Об  этом  можно  судить  по  Талмуду,  этому  отголоску  еврейской
схоластики того времени.
 
     646 Иосиф, Ant., XX. XI, 2.
 
     647 Псалтирь, пс. 83, ст. 11.
 
     648 Матфея,  XXVI, 73; Марка, XIV, 70;  Деяния, П,  7;  Вавил.  Талмуд,
Ерубин, 53а и след.; Верещит равва, 26с.
 
     649 Место  трактата  Ерубин, цитир.  выше; Мишна, Недарим, П, 4; Иерус.
Талмуд, Шаббат, XVI, и до конца; Вавил. Талмуд, Баба батра, 25Ь.
 
     650 Ерубин, loc. cit., 53b.
 
     651 Иоанна, XII, 52. Современная экзегетика доказала,  что два  или три
пророка были родом из  Галилеи; но доводы, которыми  это  подтверждается, во
времена  Иисуса  были  неизвестны. Относительно,  например, Илии  см. Иосиф,
Ant., VIII, XIII, 2.
 
     652 Исайя, IX, 1 - 2; Матфея, IV, 13 и след.
 
     653 Иосиф, Aat., XV, VID - XI; В. I., V, V, 6; Марка, ХШ, 1 - 2.
 
     654 Так называемые могилы Судей,  Авессалома,  Захарии,  Иосафата,  Св.
Иакова. Ср. описание гробницы Маккавеев в Модине (1  книга Маккавейская, ХШ,
27 и след.).
 
     655 Матфея, ХХШ, 29; XXIV, 1 и след.; Марка, ХШ, 1 и след.;  Луки. XXI,
5 и след. Ср. Енох, ХСУП, 13-14; Вавил. Талмуд, Шаббат, ЗЗЬ.
 
     656 Иосиф, Ant., XV, XI, 5, 6.
 
     657 Иосиф, Ant., XX, IX, 7; Иоанна, П, 20.
 
     658 Матфея, XXIV, 2;  XXVI, 61; XXVII, 40; Марка, XIII, 2; XIV, 58; XV,
29; Луки, XXI, 6; Иоанна, П, 19, 20.
 
     659 Вогюэ, Le Temple de lerusalem (Paris, 1864). Нет сомнения, что храм
и  его  ограда  занимали место мечети Омара и харама,  или священного двора,
окружающего мечеть. Площадка харама в некоторых своих частях, именно  в  том
месте, куда евреи ходят плакать, составляет самый цоколь Иродова храма.
 
     660  Луки,  II, 46  и  след.; Мишна,  Синедрион, X,  2; Вавил.  Талмуд,
Синедрион 41а; Рош хашана, 31а.
 
     661Светоний, Aug., 93.
 
     662 Филон, Legatio ad Caiuni, 31; Иосиф, В.  I., V, V. 2;  VI, II, XXI,
28. 4; Деяния, XХI
 
     663 Следы этой башни и ныне видны в южной части харама.
 
     664 Мишна, Беракот, IX, 5; Вавил. Талмуд, Иебамот, 6Ь.; Марка, XI, 16
 
     665 Иосиф, В. I., II, XIV, 3; VI, IX, 3. Ср. Псалтирь, пс. 132.
 
     666 Вавил. Талмуд, Рош хашана, 31а; Синедрион, 41а; Шаббат, 15а.
 
     667 Марка, XI, 16.
 
     668  Матфея, XXI, 12 и след.; Марка, XI,  15  и  след.; Луки, XIX, 45 и
след.; Иоанна, II, 14 и след.
 
     669 Itin.  a Burdig.  Hierus., стр.  152  (изд.  Шотта); Св. Иеремия, у
Исайи, II, 8, и у Матфея, XXIV, 15.
 
     670 Аммиан Марцеллин, XXIII, 4.
 
     671 Евтихий, Ann., II, 286 и след. (Оксфорд, 1659).
 
     672 Иосиф, Ani" xv, ill, l, 3.
 
     673 Иосиф, Ant., XVIII. II.
 
     674  Деяния,  IV, 1 и след.; V, !7; XIX,  14; Иосиф,  Ant.,  XX, IX, 1;
Пиркэ Абот, 1, 10. Ср. Тосифта, Менахот, II.
 
     675  Иосиф. Ant., XV, IX, 3; XVIiI, VI, 4; XIII, 1; XVIII, I, 1; II. 1;
XIX, VI. 2; TOI, 1.
 
     676 Это название встречается  лишь  в еврейских документах.  Я полагаю,
что  под  "иродианами" в  Евангелии именно  разумеются  Воетусимы.  Глава  у
Епифа-на (Adv. haer., XX) об иродианах имеет мало значения.
 
     677  Абот Натан. 5;  Соферим,  III, 5;  Мишна, Менахот,  X,  3;  Вавил.
Талмуд,  Шаббат,  118а.  Название  воетусчм  в  талмудических  книгах  часто
чередуется с саддукеями или с словом миним (еретики). Ср., Тосифта, Жома, I,
в Иерус.  Талмуде,  под тем же заглавием, I,  5, и  в Вавил. Талмуде,  то же
заглавие, 19Ь; Ср. также Марка, VIII, 15, с Матфея, XVII. 16.
 
     678 Марка,  XIV, 51  -  52,  где  neaniskos,  по-видимому, и есть Марк;
Деяние, XII, 12.
 
     679 По-видимому,  о нем упоминается в  Талмуде.  Вавил.  Талм., Таачит,
20а" Гиптин, 56а;  Кетубогл, б6Ь; Абот Натан, VII; Мидраш равва, Ека, 64а. В
Та-анит  он отождествляется с  Бунаи, который, по Синедриону (см. выше, стр.
159, примеч. 3), был учеником Иисуса. Если же, однако, Бунаи то же лицо. что
и Бану у Иосифа, ю это сопоставление не имеет никакого значения.
 
     680 Иоанна, III,  1 и  след.; VII,  50. Текст  этой беседы был вымышлен
автором  четвертого  Евангелия;  тем  не  менее,  едва  ли  можно  допустить
предположение, что тем же автором вымышлена и самая  личность  Никодима или,
по меньшей мере, роль, которую он играл в жизни Иисуса.
 
     681 Иоанна, VII, 50 и след.
 
     682 Иоанна, XIX, 39.
 
 
 
     683 Мишна, Баба метсия, V, 8; Вавил. Талмуд, Coma, 49b.
 
     684 Иерус. Талмуд, Беракот, IX, 2.
 
     685 Coma, loc. cit., и Баба кома, 83а.
 
     686 Деяния, V, 34 и след.
 
     687 Деяния, XXII, 3.
 
     688 Carmina sibyllina, 1, III, 573 и след.; 715 и след.; 756 - 758. Ср.
Таргум Ионафана, Исайя, XII, 3.
 
     689 Луки, XVI, 16. Слова Матфея, XI,  12 -  13  менее  ясны, но они  не
MOiyr иметь иного значения.
 
     690  Матфея, V,  17 - 18 (Ср.  Вавил. Талмуд, Шаббат, 116Ь).  Это место
нисколько не  противоречит другим  местам, в которых заключается уничтожение
Закона.  Оно означает только,  что все образы Ветхого Завета осуществились в
Иисусе. Ср. Луки, XVI, 17.
 
     691 Матфея, IX, 16 - 17; Луки, V, 36 и след.
 
     692 Луки, XIX, 9.
 
     693 Матфея, XXIV, 14; XXVIII, 19; Марка, XIII, 10; XVI, 15; Луки, XXIV,
47.
 
     694 Матфея, XV, 9.
 
     695 Матфея, IX, 14; XI, 19.
 
     696 Матфея, V, 23 и след.; IX, 13; XII, 7.
 
     697 Матфея, XXII, 37 и  след.; Марка,  XII,  29  и след.; Луки, X, 25 и
след.
 
     698 Матфея, XXVIII, 19 и Марка, XVI, 16  не передают нам подлинных слов
Иисуса. Ср. Деяния, X, 47; 1 посл. к Коринф., I, 17
 
     699 Матфея. VII, 21; Луки, VI, 46.
 

     700 Матфея, XV, 8; Марка, VII, 6. Ср. Исайя, XXIX, 13.