Джон Пайпер |
Величие Бога в проповеди |
|
|
|
|
|
Посвящается прихожанам
Вифлиемской Баптисткой Церкви, котожье величие и живет, чтобы насладиться им, прославляя Бога,
укрепиться им, возрастая в праведности, и несет его всем народам во имя
Иисуса Христа, Господа нашего. Предисловие
Человек жаждет познать величие Бога. Но большинство людей
отрицают, что в корне их проблем лежит именно незнание Его величия и славы.
Это знание можно сравнить с действенным, но не пользющимся спросом
лекарством, так как рынок завален разрекламированными дешевыми препаратами.
Но эффект от них только временный. Также и проповедь, лишенная аромата
величия и славы Бога - только развлечение, радующее сегодня и забывающееся
завтра, развлечение, не способное достичь глубин сердца, кричащего: ”Где Твоя слава?! Яви ее!” Несколько лет тому
назад (как раз во время проведения январской недели молитвы) я решил
прочитать проповедь на тему “Святость Бога”. За основу я взял шестую главу
книги пророка Исайи. Моей целью было нарисовать перед прихожанами нашей
церкви картину Божьей святости. Об этом и повествуют нам первые четыре стиха
этой главы: В год смерти царя Озии видел я Господа,
сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь
храм. Вокруг Его стояли серафимы; у
каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя
закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг к другу, и говорили:
свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его! И поколебались
верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. Итак, проповедь была о
святости Бога. Моим глубочайшим желанием было показать все величие и славу
Великого и Святого. Однако я сознательно решил воздержаться от такой
немаловажной и обязательной части проповеди, как применение, где раскрывается
вопрос об использовании истины в жизни. В тот день я решил испытать, сможет
ли нарисованная яркими красками картина величия Бога сама по себе
удовлетворить духовную жажду людей. Ответ пришел
достаточно неожиданно. Незадолго до этой воскресной службы одна молодая пара
обнаружила факт совершения одним из родственников полового насилия над их
ребенком. Невыносимая боль для семьи! В воскресенье, когда я читал эту
проповедь, они пришли в церковь. Меня иногда просто удивляют те
многочисленные советчики, которые говорят: ”Пастор Пайпер, разве вы не
видите, сколько боли в жизни ваших прихожан? Спуститесь, наконец, с небес на
землю и оглянитесь! Неужто не видно, кто перед вами
сидит каждое воскресенье?” Но спустя несколько недель я выучил еще один урок. Глава той семьи после
службы отвел меня в сторону и сказал: “Джон... Мы переживаем тяжелейшие месяцы
нашей жизни... Знаете, что нам помогло? Величие святости Бога, о которой вы
проповедывали”. В нашей церкви мы
проводили анкетирование, где среди прочих вопросов задавали и такой: “Какие, по вашему мнению,
темы должны быть освещены в будущих проповедях?” В предложенном нам
списке не было темы святости Бога и величия Его благодати. И,
тем не менее, мы все равно должны читать проповеди такого рода, потому что
люди нуждаются в этом. Они жаждут этого. Я хотел бы привести
другой пример проявления подобной нужды. Посмотрите, сколько раз за всю
историю церкви зарождалось подвижничество. Как мы можем побудить прихожан
нашей церкви к действию? Сегодня молодых людей практически невозможно зажечь
идеей приверженности учению какой-либо ветви христианства. Мысль о величии
Вездесущего и целях Всесильного - вот что действительно зажигает их сердца.
Самый первый миссионер, Ап. Павел, писал: “Мы получили благодать и
апостольство, чтобы во имя Его
покорять вере все народы” (Рим 1:5)*. Следовательно, любое
благовествование и служение Господу - суть ради имени Его. Само наше желание возгревается стремлением
увидеть Его славу, стремлением воздать Ему должное, ибо это и есть ответ на
нашу молитву: “Да прославится имя Твое”. Я глубоко убежден, что
видеть Его величие означает иметь прочное основание для всего, что мы делаем
в Церкви: в повседневной заботе пастора о нуждах прихожан или же в
благовествовании. Божий народ должен ощущать Бога в наших проповедях. Ему
нужен, хоть раз в неделю, пастор, способный своим словом превознести Бога,
нарисовать величественную картину Его красот. Роберт Муррэй писал: “Бог
благославляет не столько талантливых, сколько
праведных. Праведный служитель - это оружие в руках Бога, внушающее
благоговение”.1 Другими словами, в чем более всего нуждаются
прихожане наших церквей? В святости. В ней нуждается каждый христианин,
взятый в отдельности. И святость человека есть ни что иное, как его жизнь,
погруженная в Бога, когда все - и взгляды, и принципы - обновлены в Нем. Сам
Бог, Его величие, истинность, святость, праведность, мудрость, суверенность
воли, благодать - все это должно стать обязательной частью любой проповеди. Я, конечно, не
утверждаю, что не надо говорить о реалиях нашей жизни, о наших повседневных
прблемах, о родителях и детях, о семьях и разводах, о СПИДе,
чревоугодничестве, телевидении и сексе. Напротив, я хочу сказать, что все
вышеперечисленные проблемы должны быть брошены к трону Святого Бога. Пусть
Его праведность осветит их, выявит их истинную природу. Призвание
христианского проповедника не заключается в проведении еженедельных
взбадривающих духовных бесед о том, как выжить в современном мире. Пусть этим
занимается кто-нибудь другой. Большинство верующих не имеет возможности
каждую неделю слышать проповеди о величественной красоте Господа. Трагично,
что многие из сегодняшних христиан просто не могут утолить свою жажду по Нему
так, как они смогли бы это сделать, слушая великого проповедника Джонатана
Эдвардса.* Марк Нолл, специалист
по истории церкви, назвал ситуацию, сложившуюся за период в 250 лет, которые
прошли после жизни Эдвардса, трагической. Он, в частности, пишет: “В силу
изменившейся системы ценностей в Америке христиане просто не думают
по-христиански. Благочестие
Эдвардса принимается теологами, продолжающими традиции Возрождения, но его богословие - теми, кто придерживается
традиций кальвинизма. Сегодня практически нет преемников его мировоззрения,
насквозь проникнутого Божьим присутствием, и его философии, до основания
пропитанной богословием. Исчезновение из американских церквей традиций
проповедывания, заложенных Эдвардсом - настоящая трагедия”.2 Чарльз Колсон, как бы
вторя этой мысли, пишет: “Церкви запада, дрейфующие во льдах своей вековой
культуры, скорее можно назвать американскими, чем христианскими. Они поражены
дешевым учением о благодати - нам нужно вернуться к традициям, заложенным
Эдвардсом. Я верю, что молитвы и дела тех, кто любит Христа и послушен Ему,
смогут победить, если в церквях будет звучать проповедь, начатая Эдвардсом”.3 Возрождение в умах
служителей и посланников Господа “мировозрения Эдвардса, насквозь
проникнутого Божьим присутствием” принесет великую радость, пробудит
искреннее желание возблагодарить Бога, творящего все новое. Материал, приведенный
в первой части этой книги,
первоначально лег в основу лекций, прочитанных в Гордон-Конвельской семинарии
в феврале 1988 года. Вторая часть книги составлена из материалов лекций,
прочитанных в октябре 1984 года в Уитонском колледже. На мой взгляд, я
получил от этих семинаров больше, чем кто-либо из
слушающих. Я благодарен администрации этих двух школ за оказанное мне
доверие, а также за то, что мое призвание проповедника смогло получить новую
форму служения. Я не перестаю
благодарить Господа за то, что на воскресных богослужениях Он никогда не
оставлял меня без слова проповеди, без рвения возвещать Его славу - а ведь
чего только не случалось за это время! Через сколько боли и
слез прошла моя семья - четверо сыновей и верная жена. Сколько критики и
разочарований, способных заставить замолчать проповедника. О, этот бесценный
дар всесильной благодати! Каждую неделю, оставив позади пустыни и степи этой
жизни, Бог вновь открывал передо мной Свое Слово и
давал сердце, чувствующее Его Слово. Я никогда не терял любви к
проповедыванию. По милосердию Божьему у моей любви
проповедывать всегда существовала своя основа. Чарльз Сперджен знал о ней,
знали о ней и другие безмерно счастливые проповедники. Однажды у Сперджена
спросили: “В чем секрет вашего служения?” Немного подумав, он ответил:
“Прихожане моей церкви молятся за меня”.4 Это и есть причина, объясняющая, почему каждое
воскресенье я могу продолжать свое служение. Именно поэтому вы держите в
руках эту книгу: “Величие Бога в проповеди”. Прихожане моей церкви молятся за
меня. Им я и посвящаю эту книгу, им - моя любовь и признательность. Я же молюсь, чтобы
слова этой книги исполнили сердца Божьих глашатаев желанием следовать
увещеваниям Ап. Петра (1 Пет 4:11): Говорит ли кто, говори как слова Божии;
служит ли кто- служи по силе, какую дает Бог, дабы
во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во
веки веков. Аминь. Джон Пайпер |