Ричард Пратт

Он дал нам прообразы

 

 

 

                                                                                                                                                                      

 Часть III

 

 

 

Применение

ветхозаветных историй

  219

Краткий обзор

 

В  первой  части  книги  мы  рассмотрели  подготовку,  необходимую  для  толкования

ветхозаветных историй. Во второй части мы кратко рассмотрели ряд методов исследования

первоначального  значения  этих  текстов. Правильные  подготовка и  подход  к исследованию

играют существенную роль в понимании историй Ветхого Завета.

В третьей части мы обратимся к последней из главных тем этой книги . применению

изученного  материала  к  современной  жизни.  Мы  выйдем  за  рамки  исследования  и

посмотрим  на  работу  Духа  в  первоначальной  обстановке  ветхозаветных  историй,  чтобы

сосредоточиться на значении, которое они имеют для нас сегодня.

Применение историй к современности сопряжено со многими вопросами. Мы начнем с

обсуждения основных целей и методов применения (глава 13), где мы ознакомимся с рядом

важных определений и установим параметры работы с последующими главами.

Третья часть ознакомит нас с тремя факторами, которые необходимо всегда учитывать

при  сопоставлении  ветхозаветных  историй  и  современного  мира.  Глава 14  рассмотрит

применение  ветхозаветных  историй  к  современности . влияние  исторических  перемен  на

методы  применения.  В  главе 15  мы  изучим  приспособление  к  культуре .  определение

различий в нашей и ветхозаветной культурах. И, наконец, в 16-ой главе мы сосредоточимся

на  приспособлении  изученного  материала  к  личности  и  рассмотрим  способы  применения

ветхозаветных историй к потребностям групп и отдельных христиан сегодня (см. рис. 54).

 

  220

 

 

  221

13

 

Ориентация на применение

 

Мы  с женой жили  во многих  местах. Каждый  раз,  когда мы  готовимся к очередному

переезду, мы проверяем все шкафы и кладовки в доме, чтобы избавиться от всего, чем мы не

пользуемся. Я, наверное, в таких случаях похож на Плюшкина, потому что всегда протестую,

когда вижу свои изношенные туфли или поломанные инструменты в мусорных кульках. Но

жена обычно настаивает: «Зачем нам все это, если мы им не пользуемся?»

Такой же вопрос нам нужно задавать и ветхозаветным историям. Зачем они нам, если

мы не пользуемся ими? Бог дал нам истории Ветхого Завета не для того, чтобы мы прятали

их  в  кладовках  своей  жизни.  Он  вдохновил  эти  рассказы,  чтобы  они  указывали  нам  путь

жизни. «Все  Писание  богодухновенно.»  (2Тим.3:16а)  Но  для  чего?  Для  того  чтобы  был

«.совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим.3:16б.17). Если

мы не применяем ветхозаветных историй к современной жизни, нам незачем читать их.

В  одной  из  предыдущих  глав  мы  уже  сказали,  что  без  правильного  применения

ветхозаветных историй нельзя увидеть их полную ценность. Первоначальное значение текста

устанавливает  параметры  для  толкования.  Библейские  уточнения  делают  наше  понимание

более ясным. А посредством применения первоначальное значение и библейские уточнения

влияют на современную жизнь.

Применение  ветхозаветных  историй  сопряжено  со  многими  сложными  вопросами.  В

этой  главе  мы  поговорим  о  двух  из  них,  которые  являются  первостепенными:  цель

применения и основной процесс применения. В чем заключается наша цель? Какой процесс

поможет нам достичь этой цели? Ответы на эти вопросы укажут нам основное направление,

в котором мы сможем вести всю работу, связанную с толкованием.

 

Цель применения

 

Однажды  мне  рассказали  историю  об  одной  молодой  паре,  которая  собиралась

провести  выходные  на  природе.  Они  сложили  вещи  в  машину  и  не  успели  отъехать,  как

начался спор. Когда муж повернул на север, жена сказала:  «По-моему, ты не туда едешь!»

«Туда,. ответил он,. я знаю, как лучше проехать». Все было тихо, пока они не доехали до

следующего поворота. «Ты едешь не в ту сторону!» . снова возмутилась жена. «Я знаю эту

дорогу» . уверенно успокоил ее муж. Так продолжалось час, и в конце жена не выдержала:

«По  этой  дороге  мы  никогда  не  доедем  до  пляжа!»  «До  пляжа?  .  воскликнул  муж,.  я

думал,  мы  едем  в  горы!»  Тогда  женщина  саркастично  пробурчала:  «Конечно,  как  можно

знать дорогу, если не знаешь, куда едешь!»

Применяя ветхозаветные истории к современной жизни, нам также нужно знать, куда

мы направляемся. Чего мы хотим достичь, применяя истории Ветхого Завета в современной

жизни?

К  цели  применения  можно  подойти  с  разных  сторон.  Один  из  важных  подходов

заключается  в  сравнении  наших  целей  в  современном  применении  с  первоначальными

целями ветхозаветных писателей. Как мы уже увидели в предыдущих главах, ветхозаветные

писатели сталкивались с ситуациями, похожими на наши. Они имели откровение о Божьих

делах  прошлого  и  применяли  это  откровение  к  читателям  их  дней. Таким же  образом, мы

имеем в Писании откровение о Боге и применяем его к нашему миру.

Эту  аналогию  можно  рассмотреть  подробнее.  При  составлении  своих  книг

ветхозаветные  авторы  преследовали  три  основные  цели.  Они  предоставляли  своим

читателям наблюдения, предвидения и применения. Эти категории помогают нам установить

цель  современного  применения.  Мы  проводим  наблюдения  для  наших  дней,  находим

  222

предвидения  для наших дней и  устанавливаем  значение ветхозаветных историй для наших

дней.

 

Наблюдения для наших дней

 

Для  применения  нам  необходимо  внимательно  изучать  первоначальное  значение

текста, отыскивая в нем все уместные для наших дней элементы. Такие наблюдения должны

основываться на том, что автор хотел донести своим читателям, иначе текст может означать

все,  что  нам  угодно.  Идеологический  взгляд  писателя  устанавливает  стандарт  для

современной  уместности  того  или  иного  варианта  толкования  истории.  Если  мы

противоречим  или  отклоняемся  от  этого  стандарта,  тогда  наши  попытки  найти  в  тексте

отражение современной жизни обречены на провал.

Тем не менее, мы всегда проводим отбор элементов первоначального значения, когда

применяем ветхозаветные истории. Наше применение, в лучшем случае, бывает частичным.

Чтобы понять процесс такого отбора, мы рассмотрим необходимость в отборе и руководство

к отбору.

 

Необходимость  в  отборе.  Каждый  раз,  когда  мы  применяем  какую-нибудь

ветхозаветную историю, мы сталкиваемся с необходимостью отбора. Ветхозаветные авторы

вкладывали  в  свои  истории  одно  связное  значение,  но  это  единственное  значение  всегда

состояло из бесчисленных взаимосвязанных тем, которые предоставляли первым читателям

четкую картину. Одни идеи были важнее других; писатели также сознавали одни намерения

больше, чем другие. Под руководством Духа, их тексты оставляли глубокий след в жизни их

читателей.

Несколько лет назад я спросил одного пастора о том, как он применял истории Ветхого

Завета  в  своих  проповедях. «Как вы  решаете,  что именно  нужно  опустить?» .  спросил  я.

Его ответ шокировал меня: «Я никогда не отбираю и не выбираю, что сказать. Я преподношу

собранию полное содержание того или иного отрывка Писания!»

Должен  сказать,  что  я  был  восхищен  такой  уверенностью  пастора,  который  старался

вынести  из  текста каждый применимый  элемент  значения. Слишком многие  из  нас  просто

касаются поверхности историй, чтобы найти там одну или две мысли для проповеди. Однако

и  за  отсутствием  признания  необходимости  в  выборочном  применении  скрываются

серьезные опасности.

Во-первых,  мы  упускаем  из  вида  глубокий  потенциал  этих  историй.  Толкователи,

которые считают, что могут преподать всю суть той или иной ветхозаветной истории всего в

нескольких  проповедях,  просто  не  знают,  как  много  тем  эти  истории  могут  предложить.

Первоначальное  значение  ветхозаветных  историй  переполнено  применимыми  элементами.

Никакая проповедь или серия проповедей не может преподать всего.

Во-вторых,  если  мы  думаем,  что  применили  всю  полноту  истории,  наш  анализ

первоначального значения может остаться незрелым. Если мы уверены, что применили все,

чему учит история, мы можем не увидеть других ее граней, которые даже могут быть более

подходящими для современных читателей.

Во  избежание  таких  опасностей,  нам  следует  признать,  что  все  наше  применение

является выборочным. Мы ограничили в нем время и суть. В историях всегда есть больше

применимых принципов, чем мы обнаружили.

 

Руководство  к  отбору.  Чем  же  нам  руководствоваться  в  таком  отборе?  Как  нам

решить, что следует выделить в применении? Если говорить кратко, мы должны отбирать те

аспекты ветхозаветных историй, которые наиболее близки нашим насущным потребностям.

Здесь  нужно  быть  осторожными.  Так  или  иначе,  в  ветхозаветных  историях  к  нам

применимо все, какими бы ни были наши обстоятельства. Но в то же время, одни аспекты

истории указывают яснее других на ситуации, с которыми мы сталкиваемся в данное время.

  223

Приступая к чтению той или иной истории Ветхого Завета, мы должны спросить себя, какой

ответ  нам  нужен  на  этом  жизненном  этапе.  С  какими  вопросами  мы  сталкиваемся  в  этой

истории?  Какие  задачи  она  ставит  перед  нами?  Для  эффективного  применения

ветхозаветных  историй  мы  должны  научиться  согласовывать  приоритеты  наших

сегодняшних потребностей с множеством тем, содержащихся в Писании.

Чтобы наше применение стало возможным, мы должны не только анализировать текст,

мы  должны  также  анализировать  состояние  нашего  мира.  К  сожалению,  именно  здесь  и

падают многие церковные лидеры. Пасторы и руководители церквей знают много о Писании,

но  очень  мало  о  современной  жизни.  Замкнувшись  в  своем  изучении,  они  живут  в

относительной  изоляции,  будучи  во  многом  незнакомы  с  жизнью  людей,  которым  они

служат.

Вследствие  этого,  пасторы  и  учителя  часто  сосредотачиваются  в  своем  применении

Писания  на  второстепенных  вопросах.  Поскольку  они  мало  знают  то,  с  чем  сталкиваются

современные  верующие,  они  преподают  Ветхий  Завет,  исходя  из  своих  личных

потребностей. Подростки слышат проповеди, которые, по  существу, направлены на нужды

их сорокалетнего пастора. Зрелые верующие слышат то, что важно для их молодого учителя.

Деловые люди учатся сложным теологическим доктринам, но ничего не слышат о том, как

жить для Христа в деловом мире. Ничто не может быть более болезненным для применения,

чем изоляция от мира тех, кому мы служим.

Студенты  часто  просят  меня  порекомендовать  практические  комментарии  к  Ветхому

Завету. Как ни странно это звучит, но наиболее практичным комментарием к ветхозаветным

историям  является  современная  жизнь.  Она  показывает  нам  слабости  и  нужды  людей,  их

убеждения и сомнения, их приоритеты и заботы. Эффективное применение требует нашего

знания людей. Журналы, книги, телевидение, популярная музыка, фильмы и тому подобное

. все это неизменные поводы для эффективного применения ветхозаветных историй. Если

мы  желаем  пользоваться  историями  Ветхого  Завета  в  современной  жизни,  мы  должны

внимательно присматриваться к миру, в котором живем.

В  одной  из  предыдущих  глав  мы  увидели,  что  Святой  Дух  преподал  церкви  три

основных  урока  подхода  к  ветхозаветным  историям:  литературный,  буквальный  и

тематический. Эти виды  анализа раскрывают  перед нами различные  стратегии отбора. Как

нам решить, какой формой анализа воспользоваться? В каких случаях один способ анализа

подходит больше другого? Несмотря на то, что все три вида анализа во многом зависят друг

от друга, мы можем выделить литературный, исторический или тематический виды анализа,

согласно  конкретным  нуждам  нашей  современной  ситуации.  Иногда  центральная  мысль

истории  явно  обращена  к  нашим  обстоятельствам;  в  такие  моменты  наиболее  подходит

литературный  анализ.  Иногда  нашу  жизнь  затрагивают  исторические  наблюдения;

разобраться в этом нам поможет исторический анализ. Иногда мы также видим особенную

связь между какой-нибудь второстепенной темой рассказа и своими обстоятельствами; здесь

для нас важен тематический анализ.

Отбирая  грани  ветхозаветных  историй,  применимые  к  нашей  ситуации,  мы  должны

спрашивать  себя,  какой  вид  анализа  при  этом  требуется.  Соответствуют  ли  наши

потребности  литературному  анализу?  Может  к  нашим  обстоятельствам  больше  подходит

исторический анализ? Может нам следует прибегнуть к тематическому взгляду на проблемы,

с  которыми  мы  сталкиваемся?  Эти  вопросы  послужат  нам  руководством  в  выборочных

наблюдениях, уместных для применения в данной ситуации.

 

Предвидения для наших дней

 

Чтобы показать, как откровение прошлого влияет на наши дни, ветхозаветные писатели

также  указывали  на  то,  как  эти  события  предопределяли  обстоятельства  читателей.

Откровение  из  прошлого  устанавливало  историческое  происхождение  современного

состояния дел, предлагало модели, которых нужно было придерживаться или остерегаться, и

  224

предсказывало то, что будут переживать читатели. Точно так же и мы, будучи современными

толкователями  ветхозаветных  историй,  должны  уметь  определять,  какие  параметры

устанавливает для нашей жизни прочитанный текст, какие модели он предлагает нам и в чем

он предсказывает нашу жизнь в будущем.

 

Установление. Ветхозаветные истории связаны с современным миром, потому что они

устанавливают  основы  для  нашей  жизни.  Они  касаются  вопросов  и  событий,  которые

формируют исторический и идеологический фон современности. Благодаря каким событиям

наша жизнь сложилась именно так? Почему мы имеем определенные обязанности? Мы часто

находим ответы на эти вопросы, изучая ветхозаветные истории.

Нам  нетрудно  применять  ветхозаветные  истории,  которые  были  предназначены  для

установления  жизненных  принципов  первых  читателей.  Например,  одним  из  намерений

Моисея в Быт.1:1.2:3 было показать, что Бог установил субботу как часть сотворенного Им

порядка.  Сосредотачиваясь  на  субботе,  Моисей  установил  обязанности  для  его  читателей.

Субботний отдых должен был соблюдаться как неотъемлемая часть жизни. Как современные

читатели, мы видим, что такой порядок творения устанавливает соблюдение субботы также

и  для  нас.  Это  ветхозаветное  событие  обусловило  структуру  человеческой  жизни,  которая

действительна и сегодня.

Иногда функция  истории,  заключающаяся  в  установлении  основ  современной  жизни,

может быть относительно незначительной. Например, Моисей написал историю о призвании

Аврама идти в обетованную землю (Быт.12:1.9), чтобы дать пример Израилю для похода и

овладения  Ханаанской  землей.  Но  этот  отрывок  также  утвердил  Аврама  как  патриарха

Израиля и надежду благословения для всех народов  (Быт.12:3). Этот аспект истории имеет

отношение  и  к  нашим  дням.  Почему  языческие  верующие  принимаются  сегодня  в  семью

Авраама? Почему мы должны следовать за Спасителем евреев? Этот отрывок дает понятный

ответ: Бог решил, что спасение всем народам должно прийти через семя Авраама.

Применяя ветхозаветные истории, мы можем спрашивать себя: «Есть ли в этой истории

какие-то исторические объяснения моей сегодняшней жизни?»

 

Модели.  Когда  мы  применяем  ветхозаветные  истории  к  современному  миру,  мы

должны  также  искать  в  них  модели  для  нашей  жизни.  Ветхозаветные  авторы  часто

составляли свои истории для того, чтобы показать какой-нибудь поступок и его последствия,

которые  помогали  бы  читателям  в  принятии  их  нравственных  личных  решений.  Функция

моделирования  была  основана  на  тесной  аналогии  между  обстоятельствами  персонажей  в

тексте и ситуацией первых читателей.

Современные  толкователи  находят важные  аналогии  в нашей жизни и  в  ситуациях,  к

которым  обращались  ветхозаветные  авторы.  Мы  должны  опасаться  необоснованных

моральных принципов, но если мы основываем современные модели на моделях Писания, то

такое применение будет иметь большую ценность.

Когда  предоставление  модели  является  основным  намерением  в  ветхозаветной

истории,  этот  отрывок  может  также  предложить  пример  для  современных  верующих.

Например, летописец написал о царствовании Езекии как о примере для его читателей. Он не

упомянул о гордости и поражениях царя (сравните 4Цар.20:1.21 и 2Пар.32:24.33), а выделил

только его религиозные реформы. В праздновании Пасхи Езекия успешно объединил остаток

Северного  Царства  с Южным  Царством,  благодаря  ходатайственной  молитве  (2Пар.30:17.

20). Благодаря этому событию, Иуда стал представителем всего народа во время переселения

и  восстановления,  но  молитва  Езекии  от  имени  ослабевшего  Северного  Царства  также

изобразила  его  в  качестве  модели  для  общества,  вернувшегося  из  вавилонского  плена.

Летописец предложил пример правильной позиции и поступков по отношению к Северному

Царству для читателей, которые попали в трудные жизненные условия после возвращения.

  225

Современные  верующие  должны  подражать  сегодня  реакции  Езекии  на  разделения,

происходящие  внутри  Божьего  народа.  Что  мы  можем  сделать,  чтобы  создать  единство  в

Царстве Христа?

Даже  когда  тот  или  иной  пример  не  является  основной  частью  первоначального

значения той или иной истории, мы все равно можем находить в нем связь со своей жизнью.

К  примеру,  повествование  об  обличении  Давида  Нафаном  (2Цар.12:1.14)  было,  прежде

всего, предназначено для того, чтобы объяснить, почему дом Давида пострадал от Божьего

суда,  но  не  утратил  права  на  правление  Израилем.  Нафан  сказал,  что  Бог  строго  накажет

Давида, но не отвергнет его совсем. Хотя именно эта тема была главной у автора, покаяние

Давида служит нам примером. Давид не противился обличению Нафана; он смирился перед

словами суда. Читатели книг Царств очень часто имели возможность слышать пророческие

слова  осуждения  и  следовать  примеру  Давида.  Этот  рассказ  достоин  того,  чтобы  ему

подражали и сегодня. Сокрушенный дух Давида и беспрекословное принятие Божьего суда

служат примером покаяния и для нашей жизни.

Применяя ветхозаветные истории к современному миру, мы должны не только искать в

них причины  современных  обстоятельств. Мы  также должны  спрашивать:  «Есть  ли  в  этой

истории пример, которого следует придерживаться или же избегать?»

 

Предсказания.  Ветхозаветные  истории  также  предсказывают  нашу  жизнь.  Писатели

часто  проводили  параллели  между  событиями  своих  рассказов  и  жизнью  их  читателей.

Таким  же  образом  история  может  предвидеть  современную  сегодняшнюю  жизнь.  Во

избежание необоснованных аллегорий, мы должны основывать этот вид применения историй

на их первоначальном значении. Однако наряду с практикой самих ветхозаветных писателей,

мы часто можем находить в ветхозаветных историях предсказания для своей жизни.

Когда  ветхозаветные  писатели  предвидят  обстоятельства  своих современников,  точно

так  же  мы  можем  увидеть  такую  же  связь  с  сегодняшним  днем.  Например,  история  о

путешествии Аврама в Египет (Быт.12:10.20) отражала переход Израиля в Египет. Аналогия

исходов Аврама и Израиля очень близка. На этой основе мы можем также искать сходства с

нашей  собственной  жизнью.  Точно  так  же,  как  Бог  чудесным  образом  избавил  Аврама  от

египетского  рабства, Он  избавил  нас  от  рабства  греха  через  смерть  и  воскресение  Христа.

Исход Аврама изображает наш исход.

Даже  второстепенные  аспекты  историй  могут  отражать  кое-что  из  нашей  жизни. Мы

уже отметили ранее, что Моисей описал «дым как бы из печи и пламя огня» (Быт.15:17) в

качестве  прообраза  будущего  огненного  и  облачного  столпа  для  Израиля.  В  этом

богоявлении виден также и наш день. Христос прежде нас вступил в борьбу, указывая нам

путь к наследованию вечной жизни (Евр.5:7.10; 9:11.15).

Многие  ветхозаветные  истории  предсказывают  наш  день.  Сходства  видны  по  всей

Библии.  Адам . прообраз  Христа,  второго  Адама;  Моисей-законодатель  отражает  Христа

как  нашего  законодателя;  царь  Давид  служит  образом  нашего  Царя  Иисуса;  обетованная

земля  предсказывает  новое  небо  и  новую  землю.  Список  таких  параллелей  бесконечен.

Каждый  раз,  когда мы  сталкиваемся  с  подобными  темами, мы  видим  в  них  определенные

прообразы нашего сегодняшнего времени.

В  современном  применении  историй  мы  должны  подражать  ветхозаветным  авторам,

отыскивая  в  их  историях  предсказания  для  наших  дней.  Изучая  первоначальное  значение

ветхозаветных историй, мы видим, что они содержат примеры, утверждают и предсказывают

различные аспекты нашей современной жизни.

 

Значение для наших дней

 

Третьей целью современного применения является определение значения историй для

наших  дней.  Ветхозаветные  писатели  хотели,  чтобы  их  современники  понимали  жизнь  в

свете  историй  Ветхого  Завета.  Они  вкладывали  в  свои  тексты  различный  информативный,

  226

указательный и эмоциональный смысл. Таким же  образом, мы должны  рассматривать наш

мир  в  свете  ветхозаветных  историй,  отыскивая  в  них  современное  информативное,

указательное и эмоциональное значение.

 

Информативное.  Ветхозаветные  истории  содержат  много  информации  для  нас.  Они

предоставляют информацию об обстоятельствах, людях и Боге. Например, мы уже увидели,

что разрушение Богом Вавилонской башни (Быт.11:1.9) было уроком для читателей Моисея

об  отношении  к  врагам,  которых  они  боялись.  Как  Вавилон  не  смог  устоять  против

небесного  воинства,  так  и  города  Ханаана  не  могли  сдержать  нападений  Божьего  народа.

Обстоятельства читателей в дни Моисея не были настолько отчаянными, как они думали; их

враги . Хананеи . не были такими сильными, как они думали; их Бог не был бессильным,

как они опасались.

Так же и мы сталкиваемся с преградами, мешающими нам полностью овладеть нашим

наследием  во  Христе.  Иногда  эти  барьеры  кажутся  непреодолимыми,  но  эта  история

напоминает  нам,  что  несмотря  ни  на  какие  трудности, мы  можем  быть  уверены  в  победе.

Глядя  на  свои  обстоятельства,  мы  не  отчаиваемся;  мы  можем  одолеть  наших  врагов;  Бог

имеет власть над Своими врагами сегодня так же, как и в дни Вавилона.

Когда  автор  первых  книг  Царств  пересматривал  достижения  Давида  в  конце  своей

книги  (2Цар.21:1.24:25), он сообщил читателям о многом,  с чем они  сталкивались  в  своей

жизни. Вмешательство Давида,  его военные достижения и убедительные  слова показывали

преимущества, которых читатели могли ожидать от рода Давида. Несмотря на беды в доме

Давида,  цари  из  его  рода  были  избраны  Богом.  Бог  благословлял  Свой  народ  через  род

Давида.

Это  увещание  для  первых  читателей  предоставляет  информацию  также  и  для  наших

времен. Сегодня мы видим вокруг себя слабое и разделенное Божье Царство. Нас одолевает

искушение  задуматься  о  провале  христианства. Но  эти  истории  учат  нас,  что,  несмотря  на

беды,  которые  охватывают  Царство  в  наши  дни,  Сын  Давида .  наш  Царь  Иисус .

царствует  по  Божьему  установлению.  Его  Царство  уже  достигло  многого  и  имеет  много

благословений на будущее. Сегодня, как и раньше, мы надеемся на Того, Который сидит на

престоле. Эти истории сообщают нам истинную природу жизни в Божьем Царстве.

Мы живем  в мире, наполненном ложной информацией,  которая должна  исправляться

при  помощи  ветхозаветных  историй.  Приступая  к  чтению  этих  историй,  мы  должны

спрашивать себя: «Какую информацию о нашей жизни предлагает этот рассказ?»

 

Указательное.  В  ветхозаветных  историях  мы  также  должны  отыскивать  для  себя

указательное  значение,  то  есть  поучение  на  данный  момент.  Ветхозаветные  писатели  не

просто  предоставляли  своим  читателям  информацию;  их  истории  сообщали  также  о

нравственных  обязательствах.  Какие  же  обязательства  необходимо  выполнять,  следуя

поучениям и урокам, которые мы извлекаем из Писания? Чему эти истории учат нас, как мы

должны реагировать на современную обстановку, на поступки окружающих нас людей, и на

Бога?

Мы  уже  сказали,  что  летописец  составил  повествование  о  царствовании  Асы

(2Пар.14:2.16:14), чтобы показать своим читателям правильную реакцию на любую военную

угрозу, которая могла возникнуть в период после возвращения из плена. Когда Аса уповал на

Бога,  он  поражал  своих  врагов.  Читатели  Паралипоменона,  сталкиваясь  с  военными

угрозами,  смотрели  на  пример  жизни  Асы,  чтобы  научиться  уповать  во  всем  на  Божью

защищающую силу.

Применяя  такое  указательное  значение  историй  к  своей  жизни,  мы  видим,  что

сталкиваемся  с  подобными  обязательствами.  Летописец  учит  нас,  что  в  угрожающих

обстоятельствах  мы  не  должны  обращаться  к  человеческой  власти  или  силе.  Упование  на

человеческую  изобретательность  и  силу  рано  или  поздно  приводит  к  поражению.  Будучи

людьми веры, в бедственные времена мы должны уповать на Бога.

  227

Повествование  об  изгнании  человечества  из  Едемского  сада  (Быт.3:1.24)  имело

большое  указательное  значение  для  читателей  Моисея.  Одна  из  его  основных  целей

заключалась в том, чтобы показать необходимость в повиновении Божьим заповедям. Когда

Адам и Ева ослушались, они были изгнаны из сада от дерева жизни. Указательное значение

этой истории было очевидным для древних читателей: они должны были соблюдать Божьи

повеления. Неповиновение привело бы их к пустоте и смерти.

В  этом  повествовании  нетрудно  увидеть  указательное  значение  для  современной

жизни. Мы  также  обязаны  соблюдать  Божий  закон.  Он  щедро  благословил  нас  и  дал  нам

закон  жизни. И  если  мы  отвернемся, мы  можем  ожидать,  что  увидим  Его  наказывающую

руку.

Правильное применение ветхозаветных историй к современному миру включает в себя

поиск указаний и признание обязательств, которые эти тексты налагают на нас так же, как и

на  первых  читателей.  Применяя  истории  Ветхого  Завета,  мы  должны  спрашивать  себя:

«Какие уроки извлекаем мы из этого рассказа для нашей жизни?»

 

Эмоциональное.  Мы  также  должны  исследовать  эмоциональную  сторону  значения

ветхозаветных историй применительно к нашим дням. Писатели Ветхого Завета составляли

свои повествования так, чтобы затрагивать эмоции читателей. Их истории навевали грусть,

радость, они ободряли, разочаровывали и т.д.

История  о  завете  Бога  с  Аврамом  (Быт.15:1.21)  имела  огромное  эмоциональное

значение  для  читателей  времен  Моисея.  Читая  первые  разделы  этой  истории,  они

испытывали страх и беспокойство. Однако к концу истории они слышали Божьи обетования

и обретали радость и уверенность. Бог пообещал вывести потомков Аврама из рабства и дать

им  Ханаанскую  землю.  Моисей  желал,  чтобы  энтузиазм  и  уверенность  заменили  все

сомнения.

Когда мы читаем  эту историю, наши сердца также могут ощущать страх. Но к концу

рассказа мы по-новому смотрим на свои обстоятельства. Бог не оставил нас искать спасения

своими  усилиями;  Он  пообещал  нам  вечную  жизнь  в  новом  творении  так  же,  как  Он

пообещал  наследие  Ханаана  Израилю.  Эта  истина  должна  наполнять  наши  сердца

уверенностью и радостью, как это происходило с первыми читателями.

Первая  глава  книги  Ионы  изображает  пророка  в  неповиновении,  и  даже  языческие

моряки показывают себя более набожными (Иона 1:14, 16). По Божьему провидению Иона

брошен  в  море  за  свой  отказ  идти  в  Ниневию.  Благодаря  этой  истории  автор  обличает

неповиновение  и  лицемерие.  Когда мы  с  вами  применяем  эту  историю  к  своей  жизни, мы

видим, что похожи на Иону, готовы отвечать только на тот Божий призыв, который удобен

для нас, и не желаем нести Евангелие своим врагам. Таким образом, эта история приносит и

нашим сердцам волнение, обличение и страх.

Применение ветхозаветных историй состоит из наблюдения, предвидения и значения.

Мы  наблюдаем  за  теми  аспектами  текста,  которые  наиболее важны  для нашей  жизни. Мы

обнаруживаем  в  историях  истоки  сегодняшней  ситуации  в  мире,  примеры  и  предсказания

для  нашего  благочестивого  хождения  перед  Богом.  Эти  истории  также  имеют  для  нас

информативное, указательное и эмоциональное значение. Только объединив все это вместе,

мы сможем применять ветхозаветные истории к современному миру (см. рис. 55).

 

  228

 

 

Процесс применения

 

Применение  ветхозаветных  историй  является  величайшей  задачей  толкования. С ним

связано  больше  препятствий,  чем  с  любым  другим  герменевтическим  процессом.  Для

выполнения  этой  задачи  нам  необходимо  преодолеть  ряд  трудностей.  Сейчас  мы

сосредоточимся  на  двух  важнейших  аспектах  применения:  связи  между  прошлым  и

настоящим и приспособлением прошлого к настоящему. Как мы можем связать мир Ветхого

Завета с современным миром? Что необходимо сделать, чтобы обеспечить такую связь?

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz