Макарий Великий |
О молитве |
|
|
|
|
|
Слово 3. О молитве 1.
Главное во всяком добром речении и верх преспеяний есть прилежание к молитве,
которою приобретаем и все прочее, когда Призываемый нами простирает к нам
содействующую руку; потому что молитвою в удостоившихся совершается общение
таинственной действенности, посредством несказанной любви ко Господу
сочетание расположения к святости пред Богом и самого ума. Ибо сказано: дал
еси веселие в сердце моем (Пс. 4, 8). И сам Господь говорит: царствие
Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Словами же: внутрь вас царствие,
что иное означается, как не то, что небесное веселье Духа в душах достойных
выражается явственно? Ибо достойные души чрез действенное общение Духа здесь
еще приемлют залог и начатки того наслаждения, той радости, того духовного
веселья, которых Святые в царстве Христовом приобщаться будут в вечном свете.
Сказано: сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе (Пс. 83,
3). Слова: яко от тука и масти да исполнится душа моя (Пс. 62, 6), и
другие согласные с сим изречения ведут к той же мысли и дают разуметь
действенное веселье и утешение, подаваемые Духом. 2.
Как дело молитвы выше других; так и у прилежного к молитве велика должна быть
попечительность, чтобы, неприметным образом, не окрала его злоба. Ибо у кого
попечение о большом добре, того большему искушению подвергает лукавый;
почему, нужно будет много трезвенности, чтобы плоды любви, смиренномудрия,
простоты, благости и рассудительности ежедневно возрастали в том, кто
пребывает в молитве, и как в нем самом производили явственное преспеяние и
возрастание в Божественном, так и других призывали к равной ревности. 3.
Непрестанно молиться и постоянно пребывать в молитве научают нас, как
и сам божественный Апостол (1 Сол. 5, 17), так и сказанное Господом: кольми
паче Бог сотворит отмщение вопиющих к Нему день и нощь (Лк. 18, 7); и
еще: бдите и молитеся (Мф. 26, 41). Посему, подобает всегда
молитися и не стужати (Лк. 18, 1). Но как постоянно пребывающий в молитве
избрал для себя самое главное из всех дело; так надлежит ему пребывать в
великом подвиге и неослабном напряжении; потому что встретит много
препятствий, поставляемых злобою прилежанию к молитве: сон, уныние, тяжесть в
теле, преобладание помыслов, непостоянство ума, расслабление и прочие
начинания злобы, а потом скорби и восстания самих лукавых духов, упорно
воюющих с нами и противоборствующих нам и недопускающих приблизиться ко
Христу душу, которая поистине непрестанно взыскует Бога. 4.
Со всяким рачением, с трезвенностью, с терпением, с душевным борением и
телесным утруждением надлежит мужаться попечительному о молитве, чтобы не
ослабеть в духе, предавшись рассеянности помыслов, или многосонливости, или
унынию, расслаблению, смущению, и занявшись шумными и непристойными речами,
или обратив мысль на что-либо подобное, удовлетворяясь одним постоянным стоянием
и преклонением колен, а уму позволяя блуждать где-либо вдали от совершаемого
наружно. Ибо, если строгим трезвением не приуготовит кто себя, противясь
множеству излишних помыслов, подвергая каждый из них испытанию и разбору, и
всегда вожделея Господа; то ничто не воспрепятствует, чтобы или неприметно
различными способами уловляла его злоба, или сам он превознесся над теми,
которые не могут еще постоянно пребывать в молитве. А в следствие таковых
ухищрений злобы испортит он прекрасное делание, и предаст оное лукавому
демону, 5.
Если смиренномудрие и любовь, простота и благость не будут в нас тесно
соединены с молитвою; то самая молитва, лучше же сказать, эта личина молитвы,
весьма мало может принести нам пользы. И сие утверждаем не об одной молитве,
но и о всяком подвиге и труде, девстве, или посте, или бдении, или
псалмопении, или служении, или о каком бы то ни было делании, совершаемом
ради добродетели. Если не увидим в себе плодов любви, мира, радости,
кротости, присовокуплю еще, смиренномудрия, простоты, искренности, веры,
сколько должно великодушия, дружелюбия: то трудились мы без пользы; потому
что для того и предприемлем труды, чтобы воспользоваться плодами; а когда не
оказывается в нас плодов любви, тогда, без сомнения, делание напрасно.
Почему, таковые ничем не отличаются от пяти юродивых дев, которые за то, что
здесь еще не имели в сердцах духовного елея, то есть, духовной действенности
исчисленных выше добродетелей, наименованы юродивыми, и жалким образом оставлены
вне царского брачного чертога, ничем не воспользовавшись от подвига девства.
Как при возделывании виноградника все попечение и весь труд прилагаются в
надежде плодов; а если плода не бывает, напрасным оказывается делание: так,
если не увидим в себе, по действию Духа, плодов любви, мира, радости, всего
прочего, перечисленного Апостолом (Гал. 5, 22), и не возможем признать их в
себе со всею несомненностью и по духовному чувству, то излишним окажется
подвиг девства, молитвы, псалмопения, поста и бдения. Ибо труды сии и подвиги
душевные и телесные должны совершаться, как сказали мы, в надежде духовных
плодов; а плодоношение добродетелей есть духовное наслаждение нерастленным
удовольствием, неизреченно производимое Духом в сердцах верных и смиренных.
Почему, труды и подвиги должны быть почитаемы, каковы они и действительно,
трудами и подвигами, а плоды — плодами. Но если кто, по скудости ведения,
делание свое и подвиг почтет плодами Духа; то оказывается, что он явно
обольщается, сам себя обманывая, и таким своим мнением лишая себя великих
подлинно плодов Духа. 6.
Как всецело предавшийся греху с наслаждением и удовольствием, как нечто
согласное с природою, усвояет себе противуестественныя постыдные страсти то
есть, распутство, блуд, любостяжание, ненависть лесть и прочие порочные
начинания: так и тот, кто поистине и в совершенстве христианин, с великим
наслаждением и с духовным удовольствием без труда уже и легко, как нечто
естественное приобретает все добродетели, и все сверхъестественные духовные
плоды, то есть, любовь, мир терпение, веру, смирение и прочие, подлинно
золотые добродетели всякого рода, неборимый уже вредоносными страстями;
потому что совершенно избавлен от них Господом, и от благого Духа приял в
сердце полный мир Христов и радование. Он прилепился ко Господу, и пришел в
един Дух с Ним. 7.
Тем, которые, по духовному младенчеству, не могут вполне посвятить себя любви
духовной, надлежит принять на себя служение братьям с благоговением, с верою
и со страхом Божиим, и служить как Божией заповеди и как делу духовному, а не
ожидать себе от людей награды, или чести, или благодарности, вовсе не давать
места ропоту, или высокоумию, или нерадению и разленению, чтобы не
осквернилось и не повредилось доброе сие дело, но тем паче было благоугодно
Богу по нашему благоговению, страху и радости. 8.
С таким-то человеколюбием и благостью (подлинно велико Божественное
милосердие!) снисходит Господь к людям, промышляя о том, чтобы никого не
оставить без награды за доброе дело, но всякого от малых добродетелей возводить
к большим, и за чашу студеной воды не лишать воздаяния. Ибо сказал: иже
аще напоит чашею студены воды, токмо во имя ученика, аминь глаголю вам, не
погубит мзды своея (Мф. 10, 42); и еще: понеже сотвористе единому сих,
Мне сотвористе (Мф. 25, 40). Пусть токмо делаемое делается по Богу, а не
для славы; ибо присовокупил: токмо во имя ученика, то есть, со
страхом, из любви Христовой. А тех, которые делают добро напоказ, Господь
укоряет, и подтверждая слово решительным приговором, присовокупляет им: аминь
глаголю вам, восприемлют мзду свою (Мф. 6, 5). 9.
Прежде всего простота и искренность, и взаимная любовь, и радость, и смирение
всеми способами да будут полагаемы как бы некиим основанием в братстве, чтобы
не соделать нам подвига бесполезным, превозносясь друг пред другом и ропща
друг на друга. И кто непрестанно пребывает в молитвах, тот да не
превозносится над неспособным еще делать тоже. И кто посвятил себя на
служение, тот да не ропщет на пребывающего в молитве. Если с таковою
простотою и с таким расположением будут обходиться между собою братия; то
избытки пребывающих в молитве вознаградят недостатки служащих, и наоборот,
избытками служащих восполнятся недостатки пребывающих в молитве. И таким
образом, всего лучше соблюдено будет равенство, по сказанному: не
преизбыточествова, иже много, и иже мало, не мнее прият (Исх. 16, 18). 10.
Тогда бывает воля Божия, яко на небеси и на земли, когда, как сказано,
не превозносимся друг пред другом, когда не только без ревности, но и в
общении простоты, любви, мира и радости, соединены бываем между собою,
преспеяние ближнего почитая своим собственным, сколько должно, и лишение его
вменяя в утрату себе самим. Кто ленив в молитве и в служении братьям, и в
другом каком-либо деле, совершаемом ради Бога, ведет себя лениво и нерачительно,
того Апостол, прямо называя человеком праздным, оглашает недостойным и самого
хлеба; ибо сказал: праздный ниже да яст (2 Сол. 3, 10). И инде
сказано: праздных и Бог ненавидит; и: праздный не может быть даже верным. И
Премудрость изрекла: мнозей злобе научила праздность (Сирах. 33, 28).
Посему, надобно, чтобы каждый плодопринес какое бы то ни было дело,
совершаемое ради Бога, и хотя бы к чему-нибудь одному доброму расположен был
ревностно; а иначе, оказавшись совершенно бесплодным, будет вовсе непричастным
вечных благ. 11.
Утверждающим, что невозможно достигнуть совершенства и полного освобождения
от страстей, хотя бы и сподобился кто причастия и исполнения благим Духом,
необходимо представить свидетельство из Божественных Писаний и доказать, что
худо знают они дело и говорят ложно, а вместе и с опасностью для себя.
Господь говорит: будите убо и вы совершени, якоже Отец ваш небесный
совершен есть (Мф. 5, 48), означая сим совершенную чистоту. И: хощу,
да идеже есмь Аз, и тии будут со мною, да видят славу Мою (Ин. 7, 24).
Это слова Рекшего: небо и земля мимоидет, словеса же Моя не мимоидут (Мф.
24, 35). К той же мысли ведет и сказанное Апостолом: да представим всякаго
человека совершенна о Христе (Кол. 1, 28); и: дондеже достигнем вси в
соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста
исполнения Христова (Еф. 4, 13). А таким образом, имеющие в виду
совершенство достигают двух прекрасных приобретений: в усиленном и
непрерывном подвиге стремятся они к концу в надежде прийти в сию меру и даже
присовокуплю: в надежде восхождения; и не уловляются кичливостию, но скромно
о себе думают и признают себя малыми, как недостигшие еще совершенства. 12.
Утверждающие сказанное выше причиняют весьма великий вред душе тремя
способами: во-первых, оказываются неверующими Божественным Писаниям.
Во-вторых, не предположив себе высшей и совершенной цели Христианства, и не
усиливаясь достигнуть оной, не могут иметь труда и рачения, алкать и жаждать
правды; но, удовлетворяясь внешними образами и обычаями и малыми
какими-нибудь заслугами, лишены блаженного упования, и совершенства, и
всецелого очищения от всех страстей. В-третьих, думая о себе, что достигли
преспеянием в малых, как сказано, добродетелях самого верха и не стремясь к
совершенству, не только всего менее могут иметь смирение, нищету и сердечное
сокрушение, но оправдывая сами себя, как уже достигшие цели, неспособны к
ежедневному преспеянию и возрастанию. 13.
Почитающих невозможным сие преспеяние, совершаемое в людях Духом, и которое
есть новая тварь чистого сердца. Апостол явно уподобляет тем, которые за
неверие не сподобились войти в землю обетования, и ихже кости за сие падоша
в пустыни (Евр. 3, 17). Ибо что там, видимым образом, земля обетования,
то здесь, по таинственному знаменованию, избавление от страстей, которое, и
по указанию Апостола, есть конец всякой заповеди. И это есть истинная земля
обетования; ее то ради все оное предано в образах. Посему-то и богомудрый
Павел, заботясь о безопасности учеников, чтобы не был кто уловлен мудрованием
неверия, говорит: блюдите, братие мои, да не когда будет в некоем
от вас сердце лукаво неверия, во еже отступити от Бога жива (Евр. 3, 12).
Слово же отступити употребил он в означение не отречения, но неверия
Божиим обетованиям. И именно, иносказательно описывая, что было с Иудеями
прообразовательно, и применяя сие к самой истине, продолжает он: Нецыи бо
слышавше Его прогневаша, но не вси изшедшии из Египта с Моисеом. Коих же
негодова четыредесять лет? Не согрешивших ли? Ихже кости падоша в пустыни. Которым
же клялся не внити в покоище Его, яве, яко противльшимся? И видим, яко не
возмогоша внити за неверствие (Евр. 3, 16-19). И еще присовокупляет: Да
убоимся убо, да не когда оставлену обетованию внити в покой Его, явится кто
от вас лишився. Ибо нам благовествовано есть, якоже и онем: но не пользова
онех слово слуха, не растворенное верою слышавших. Входим бо в покой
веровавшии (Евр. 4, 1-3). И несколько ниже продолжает еще: потщимся
убо внити в оный покой, да не кто в туже притчу противления впадет (11).
Какое же иное упокоение христианам, кроме избавления от греховных страстей,
самого полного и действенного вселения благого Духа в чистом сердце? Посему,
возводя их опять к вере, говорит: да приступаем со истинным сердцем во
извещении веры, окроплени сердцы от совести лукавыя (Евр. 10, 22); и еще:
кольми паче кровь Иисусова очистит совесть вашу от мертвых дел, во
еже служити Богу живу и истинну (Евр. 9, 14). Посему, надлежит нам, как
признательным рабам, исповедывать обетованную в сих речениях безмерную
благость Божию к людям, и обетования сии признавать истинными и твердыми,
чтобы, если, по недеятельности и немощи произволения, несовершенно посвящали
мы себя Создавшему, и не стремились достигнуть высоких и совершенных степеней
добродетели; то, по крайней мере, могли получить хотя некоторую милость за
правый и непревратный образ мыслей и за здравую веру. 14. Дело молитвы и служения слову, совершаемое надлежащим образом, выше всякой добродетели и заповеди. И сему свидетель сам Господь. Ибо когда пришел в дом Марфы и Марии, и Марфа занята была служением, а Мария сидела у ног Его, и наслаждалась сладостию Божественных уст Его, сестра же порицала ее, что не помогает ей, и потому приступила с жалобою ко Христу: тогда, отдав преимущество главнейшему пред второстепенным, Господь сказал; Марфо, Марфо печешися и молвиши о мнозе: едино же есть на потребу, Мария же благую часть избра, яже не отымется от нея (Лк. 10, 41-42). Сие же Он сказал, как заметили уже мы, не дело служения осуждая, но отдавая, без сомнения, преимущество большему пред меньшим. Иначе, допустил ли бы Он сие служение? Почему и Сам оказывается исполнителем сего, умыв ноги ученикам? Но Господь столько далек от намерения воспрещать служение, что и ученикам повелевает таким же образом поступать друг с другом. А можешь также видеть, что и сами Апостолы, которые сначала совершали служение при трапезах, предпочли сему высшее дело, разумею молитву и служение слову. Ибо сказали: несправедливо нам, оставльшим слово Божие, служити трапезам. Но помолившись, мужи исполнены Духа Святаго поставим над службою сею: мы же в служении слова пребудем и в молитве (Деян. 6, 2-4). Видишь, как первое предпочли второму, хотя знали, что то и другое суть отрасли одного доброго корня. |