Джош Макдауэлл |
Не просто плотник |
|
|
|
|
|
КОМУ НУЖЕН МЁРТВЫЙ МЕССИЯ?
Немало людей погибло за правое дело. Вспомните
студента из Сан Диего, совершившего самосожжение в знак протеста против
вьетнамской войны. В шестидесятые годы многие буддисты совершали
самосожжение, чтобы привлечь внимание мировой общественности к Юго-Восточной
Азии. Для апостолов суть проблемы заключалась в том, что
их дело погибло на кресте. Они верили, что Иисус-Мессия. Они не верили, что
он может умереть. Они были убеждены, что он создаст царство Божие и будет
править народом Израиля. Чтобы понять отношение апостолов к Христу, понять
всю непостижимость для них креста с распятым Иисусом, нужно уяснить себе
представления о Мессии во времена Христа. Жизнь и учение Иисуса находилось в неразрешимом
противоречии со всеми еврейскими теориями мессианства. С детства евреям
внушали, что когда придёт Мессия, он будет царственным, победоносным
политическим вождём. Он освободит евреев из рабства и восстановит былую славу
Израиля. Страдающий Мессия "был совершенно чужд еврейским концепциям
мессианства." И. Ф. Скотт так описывает эпоху Христа: "... это был период небывалых волнений.
Религиозные руководители с трудом сдерживали пыл народа: все повсюду ждали
прихода обетованного Избавителя. Это ощущение ожидания, несомненно, было
подкреплено событиями недавней истории страны. Уже целое поколение евреев прожило под властью
римлян, которые всячески ущемляли их свободу; репрессии римлян возрождали и
укрепляли патриотические настроения. В этот критический период древняя мечта
о чудесном избавлении и о царе-Мессии, который его принесёт, приобретала
новый смысл, хотя по сути ничего нового в ней и не было. Брожениям умов,
описанным в евангелиях, предшествовал длительный период ожидания. Для большинства населения Мессия был тем же, чем
много лет назад он был для Исайи и его современников: Сыном Давида, который
принесёт победу и процветание еврейскому народу. В свете Евангелия становится
совершенно ясно, что представления о Мессии, распространённые в народе,
носили в первую очередь, национальный и политический характер." Еврейский учёный Джозеф Клауснер пишет: "Мессия всё больше и больше становился не
только выдающимся политическим руководителем, но и человеком исключительных
нравственных качеств". Джейкоб Гартенхус так описывает настроения,
разделявшиеся большинством евреев в эпоху Христа: "Евреи ждали Мессию, который избавит их от
римского гнёта... мессианские надежды, в первую очередь, строились на
национальном освобождении." "Еврейская энциклопедия" говорит, что
евреи "жаждали увидеть обетованного избавителя из дома Давида, который
освободил бы их от ярма ненавистных чужеземных узурпаторов, положил конец
нечестивому владычеству римлян и установил своё царство, мирное и
справедливое". В этот период евреи черпали надежду в идее обетованного
Мессии. Апостолы верили в Мессию точно так же, как и окружавшие их люди. Как
писал Миллер Бэрроуз, "Иисус был настолько не похож на то, каким евреи
рисовали себе сына Давидова, что даже его собственные ученики с огромным
трудом связывали идею Мессии с Иисусом". Мрачные слова Иисуса о грядущем распятии отнюдь не
вызвали энтузиазма у учеников (Лк. 9:22). Как отмечает А. Б. Брюс,
"казалось, что есть ещё надежда, что Он слишком мрачно смотрит на
сложившееся положение, что его опасения окажутся неосновательными... распятый
Христос - для апостолов это означало лишь позор, в этом было неразрешимое
противоречие, и большинство евреев так и осталось при этом убеждении даже
после вознесения Господа к славе небесной". Альфред Эдерсхейм, в прошлом - оксфордский
профессор, был прав, когда сказал, что "самое невероятное из всего, что
мы знаем о Христе, - это то время, в которое он пришёл к людям." (8) По Новому Завету можно проследить за отношением
апостолов ко Христу: они ждали Мессию-победителя. После того, как Иисус
сказал ученикам, что он должен идти в Иерусалим и там принять страдания,
Иаков и Иоанн попросили его пообещать, что в его царс-тве они смогут занять
места по правую и по левую сторону от него (Мк. 10:32-38). О каком Мессии они
думали в тот момент? О страдающем, распятом Мессии? Нет, о политическом
вожде. Иисус им ответил, что они не поняли его слов и не знают, о чём просят.
Когда Иисус предсказывал свои муки и распятие,
двенадцать апостолов не могли понять, что он имеет в виду (Лк. 18:31-34). Их
происхождение и воспитание заставляло их предполагать, что их ждёт
"хорошая жизнь". А потом была - Голгофа. Все надежды на то, что
Иисус станет их Мессией, были разбиты. Обескураженные апостолы разбрелись по
домам. Все эти годы были потрачены впустую! Д-р Джордж Лэдд, профессор Нового Завета
Теологической семинарии им. Фуллера, пишет: "Потому-то ученики и оставили его, когда его
арестовали. Они настолько верили в победоносного Мессию, который бы подчинил
себе всех врагов, что когда они увидели его, поверженного и истекающего
кровью под ударами плети, беспомощного пленника во власти Пилата, которого
ведут на казнь, прибивают гвоздями к кресту, где он умирает, как самый
обычный преступник, - все их мессианские надежды на Христа были разбиты в
прах. Из психологии мы знаем, что мы слышим только то, что ожидаем услышать.
Предсказания Иисуса про будущие муки и смерть не были услышаны. Несмотря на
его предупреждения, ученики оказались совершенно неподготовленными..." Однако несколько недель спустя, несмотря на все
свои прошлые сомнения, ученики вернулись в Иерусалим и стали прославлять
Иисуса как Спасителя и Бога, как еврейского Мессию. Единственное убедительное
объяснение, которое я могу найти, дано в Первом послании к Коринфянам 15:5 -
" что Он явился... потом - Двенадцати". Что, кроме этого, могло бы
вернуть силы впавшим в уныние ученикам, которые пошли проповедовать народу,
приняли муки и умерли за распятого Мессию? По-видимому, он действительно
"показал Себя живым по-страдании Своём со многими доказательствами,
сорок дней являясь им и говоря о Царствии Божием" (Дея. 1:3). Да, немало
людей умерло за правое дело, но правое дело апостолов погибло на кресте.
Только воскресение и последующая встреча с Христом убедила его
последователей, что он действительно был Мессия. И свидетельство тому - не
только их слова и жизни, но и их смерть. СЛЫХАЛИ, ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С САВЛОМ?
Мой приятель Джек, как и я, очень часто выступает
в университетах. И вот однажды его ждал сюрприз. Студенты решили устроить ему
публичный диспут с участием "университетского атеиста". Его "противник" был профессор философии,
очень красноречивый и очень враждебно настроенный по отношению к
христианству. Джек говорил первым. Он подробно рассказал о
свидетельствах в пользу воскресения Иисуса, об обращении апостола Павла, и
под конец поделился своим свидетельством: как Христос изменил его жизнь,
когда он учился в университете. Но вот он кончил, и на кафедру вышел этот самый
профессор. Он очень нервничал. Ни свидетельств в пользу воскресения, ни того,
что Джек рассказал о своей собственной жизни,— он опровергнуть не мог. И
тогда он ухватился за историю неожиданного обращения апостола Павла в
христианство. Он много говорил о том, как "люди порой настолько
увлекаются предметом, с которым борются, что под конец становятся его
сторонниками". Тут мой приятель улыбнулся: — В таком случае вам нужно быть очень осторожным,
а то ведь так и вы станете христианином!.. Молодой еврей из г. Тарса по имени Савл был
заклятым врагом христиан. История его превращения в апостола Павла—это одно
из наиболее впечатляющих свидетельств в пользу христианства. Савл был религиозным деятелем, фанатичным
приверженцем иудаизма. Жизнь в Тарсе дала ему возможность ознакомиться с
самыми последними достижениями человеческого знания: это был университетский
город, знаменитый своими философами-стоиками и культурой. Греческий географ
Страбон высоко ценил этот город за интерес к просвещению и философии. Павел, как и его отец, был римским гражданином—это
была редкая привилегия. По-видимому, он был хорошо знаком с эллини-стической
культурой и мыслью. Он прекрасно владел греческим и демонстрировал умение
пользоваться диалектикой. Он цитировал малоизвестных поэтов и философов: Деяния 17:28— "Ибо Им мы живём и движемся и
существуем (Эпименид), как и некоторые из ваших поэтов сказали:" ведь мы
Его и род" (Арат, Клеанф)"; 1-е Коринфянам 15:23— " Не заблуждайтесь:
дурное общество развращает добрые нравы. (Менандр)"; Титу 1:12— " Сказал же некто из них, их
собственный пророк:" Критяне всегда лжецы, злые звери, обжоры ленивые
(Эпименид)". Павел получил еврейское образование, в традициях
строгой доктрины фарисеев. Ему было около четырнадцати лет, когда его послали
учиться к Гамалиилу, считавшемуся крупнейшим раввином того времени (он
приходился внуком Гиллелю). Павел сам говорил, что он не только фарисей, но и
сын фарисея (Деян. 23:6) Он имел право хвастаться своим прошлым:" И
преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моём, будучи
чрезмер-но ревнителем отеческих моих преданий" (Гал. 1:14). Чтобы понять обращение Павла, нужно понять причину
его антихристианской позиции. Причина эта заключалась в его предан ности
иудейскому закону. Именно эта преданность лежала в основе его непримиримого
отрицания Христа и ранней церкви. По словам Жака Дюпона, "в христианстве Павла
оскорбляло не утверждение мессианского предназначения Иисуса, а... то, что
Иисусу предписывалась роль Спасителя—это сводило на нет роль закона для
спасения... Павел был столь враждебно настроен по отношению к христианской
вере прежде всего из-за своего убеждения, что путь к спасению— в
законе". Энциклопедия "Британника" говорит,что
новая иудейская секта, называющая себя христианской, больно задела самую суть
иудейского воспитания и раввинского образования Павла. Его заветной целью
стало уничтожение этой секты (Гал. 1:13). Он начал действовать, с тем, чтобы
истребить их всех (Деян. 26:9-11). Он буквально "опустошал церковь"
(Деян. 8:3). Он отправился в Дамаск с бумагами, которые давали ему полномочия
схватить там последователей Иисуса и привести их, чтобы предать суду. Но по дороге с ним что-то случилось... " А Савл, всё ещё дыша угрозой и убийством на
учеников Господних, явился к первосвященнику и испросил у него письма в
Дамаск к синагогам, чтобы кого найдёт стоящих на этом Пути, и мужчин и женщин,
привести в узах в Иерусалим. И было в дороге: приближался он к Дамаску, и
внезапно осиял его свет с неба. И, упав на землю, он услышал голос, говорящий
ему: — Савл, Савл, что ты Меня гонишь? И он сказал: — Кто Ты, Господи? А Он: — Я Иисус, Которого ты гонишь. Но встань и войди в
город, и будет тебе сказано, что надлежит тебе сделать. Люди же, сопутствующие ему, стояли в оцепенении,
слыша голос, и никого не видя. Савл же встал с земли и с открытыми глазами
ничего не видел. И ведя его за руку, ввели в Дамаск. И три дня он ничего не
видел, и не ел, и не пил. Был некий ученик в Дамаске, по имени Анания. И
сказал ему в видении Господь: —Анания! Он же сказал: —Вот я, Господи! И Господь к нему: — Встань и пойди на улицу, которая называется
"Прямая", и в доме Иуды спроси тарсянина по имени Савл. Ибо вот он
молится, и увидел в видении, что муж по имени Анания вошёл и возложил на него
руки, чтобы он прозрел". (Деян. 9:1-12). Из дальнейшего становится понятно, почему
христиане боялись Павла. " Анания ответил: — Я слышал от многих об этом человеке, сколько зла
он сделал святым Твоим в Иерусалиме. И здесь он имеет власть от
первосвященников заключить в узы всех призывающих имя Твоё. Но Господь сказал ему: — Иди, потому что он у Меня сосуд избранный, чтобы
пронести имя Моё и пред язычниками, и пред царями, и пред сынами Израилевыми.
Ибо Я покажу ему всё, что он должен претерпеть за имя Моё. И пошёл Анания, и вошёл в тот дом, и, возложив на
него руки, сказал: —Савл, брат, Господь послал меня, Иисус, явившийся
тебе на пути, которым ты шёл, чтобы ты прозрел и исполнился Духа Святого. И тотчас как бы чешуя отпала от его глаз, и он
прозрел, и встал, и был крещён. И приняв пищу, укрепился." (Деян.
9:13-19). Павел писал:" Разве Иисуса, Господа нашего, я
не увидел?"(1 Кор. 9:1). Он приравнивал явление Христа ему—к явлению
Христа апостолам сразу после воскресения:" а после всех явился и
мне..." (1 Кор. 15:8). Ибо Павел не просто увидел Иисуса, но это видение
перевернуло всю его жизнь. Он проповедовал Евангелие не по собственному
выбору, а по необходимости:" Ибо если я благовествую, то в этом нет для
меня похвалы; это для меня необходимость..." (1 Кор. 9:16). Причём заметьте: встреча с Иисусом и последующее
обращение Павла произошли совершенно неожиданно для него:"... внезапно
воссиял с неба сильный свет вокруг меня". (Деян. 22:6). Павел не имел ни
малейшего представления, чей это божественный голос зовёт его с небес. И
когда голос сказал, что это—Иисус из Назарета, он затрепетал, поражённый этой
вестью. Пусть даже мы и не знаем всех
подробностей—хронологических и психологических—происшествия, случившегося с
Павлом на пути в Дамаск, но мы твёрдо знаем, что происшествие это радикальным
образом изменило всю его жизнь. Прежде всего, коренным образом изменился характер
Павла. Энциклопедия " Британника" описывает его до обращения как
нетерпимого, ожесточённого, непримиримого религиозного фанатика, гордеца с
дурным характером. После обращения он становится терпимым, добрым,
готовым на жертвы, бескорыстным. Кеннет Скотт Латуретт говорит:" Глубокое,
перевернувшее все прежние представления религиозное переживание придало новый
смысл жизни Павла, оно превратило малопримечательного челове-ка с почти
невротическим темпераментом— во влиятельнейшего проповедника". Во-вторых, изменился характер отношений Савла с
последователями Иисуса. Он провёл несколько дней с учениками в Дамаске (Деян.
9:19). И мы знаем, что когда Павел пришёл к ученикам, они протянули ему руку
дружбы. В-третьих, изменились взгляды Павла. Не теряя
любви к своему иудейскому наследию, он из ожесточённого противника
превратился в решительного проповедника христианской веры. " И тотчас в
синагогах начал проповедовать Иисуса, что Он есть Сын Божий" (Деян.
9:20). Изменились интеллектуальные убеждения Павла. Его
собственный опыт вынудил его признать, что Иисус был Мессия, несмотря на
вопиющее противоречие с мессианскими идеями фари-сеев. Его новое
представление о Христе означало полный переворот в его мировоззрении. Жак Дюпон отмечает, что после того, как Павел
"со всей страстью отрицал, что распятый человек может быть Мессией, он
поверил, что Иисус действительно был Мессией, и вследствие этой новой веры
радикально изменились все его мессианские идеи". Теперь он смог понять, что смерть Христа на
кресте, которая казалась ему раньше Господним проклятием и достойным жалости
концом человеческой жизни, в действительности была актом, в котором Бог через
Христа примирился с миром. Павел, наконец, понял, что через распятие Христос
сделался "за нас проклятием" (Гал. 3:13) и "грехом вместо
нас" (2 Кор. 5:21). Смерть Христа была не поражением, а великой
победой, ибо она была преодолена воскресением. Крест переставал быть
"камнем преткновения", становясь самою сутью Божественного
мессианского искупления. Миссионерские проповеди Павла можно свести к
следующим его словам:" объясняя и доказывая, что Христу надле-жало
пострадать и воскреснуть из мёртвых, и что это—Христос, тот Иисус, Которого я
возвещаю вам" (Деян. 17:3). В-четвёртых, изменился смысл его деятельности. Из
человека, полного ненависти к неевреям, он превратился в миссионера,
обращавшегося именно к ним. Из фанатика иудейской веры он пре-вратился в
евангелиста. Еврей и фарисей, Савл свысока смотрел на неевреев, видя в них
низшую, по сравнению с избранным народом, расу. Случай в Дамаске превратил
его в убеждённого апостола, посвятившего жизнь тому, чтобы помочь неевреям. В
Христе, явившемся ему, Павел увидел Спасителя всех народов. Из правоверного фарисея, чья задача состояла в
сохранении строгого иудаизма, он стал пропогандистом новой радикальной секты,
называвшейся христианами, той самой, против которой он раньше так ожесточённо
боролся. Он настолько сильно переменился, что "
изумлялись все слышавшие, и говорили: — Не тот ли это, кто истребил в Иерусалиме
призывающих Имя это, и сюда не для того ли пришёл, чтобы отвести их в узах к
первосвященникам?" (Деян. 9:21). Историк Филип Шафф утверждает, что "обращение
Павла—это поворотный пункт не только в его частной жизни, оно знаменует
со-бой важную эпоху в истории всей апостольской церкви и, соответственно, в
истории человечества. Это событие своими последствиями может быть сравнимо
лишь с чудом в день Пятидесятницы. Оно обеспечило всемирную победу
христианства". Как-то в Хьюстонском университете, обедая, я сидел
рядом с каким-то студентом. Мы заговорили о христианстве, и он заявил, что не
существует никаких исторических подтверждений христианства и самого Христа.
По специальности он был историк, и я увидел среди его книг учебник по истории
Рима. Он признал, что там есть глава про апостола Павла и христианство. Он
прочёл её и удивился, что эта глава начинается с рассказа о жизни Савла из
Тарса, а кончается описанием жизни апостола Павла. В предпоследнем абзаце
было сказано, что, мол, неясно, что произошло в промежутке. Тогда я открыл
книгу Деяний и объяснил ему, что Христос, после своего воскресения, явился
Пав-лу. Студент этот согласился, что это наиболее логичное объяснение
обращения Павла в христианство. И потом, уже позже, он сам уверовал во Христа
как в своего Спасителя. Элиас Эндрюс говорит следующее:" В этой
коренной трансформа-ции "фарисея из фарисеев" многие нашли наиболее
убедительное доказательство истины и силы религии, в которую он был обращён,
равно как и ценности и роли личности Христа". Арчибальд Мак-Брайд, профессор университета в
Абердине, писал о Павле:" Рядом с его свершениями... бледнеют победы
Александра Македонского и Наполеона". Клемент говорит:" Павел семь раз томился в
цепях, проповедовал Евангелие на Востоке и на Западе, дошёл до океанского
побережья на Западе и погиб смертью мученика от рук властителей". Павел не уставал повторять, что живой, воскресший
Иисус преобразил его жизнь. Он был настолько убеждён, что Христос воскрес из
мёртвых, что сам тоже умер мученической смертью за свою веру. Два профессора из Оксфорда: Гилберт Уэст и лорд
Литтлтон, поставили себе цель: разрушить основы христианской веры. Уэст хотел
доказать ложность идеи воскресения, а Литтлтон намеревал-ся показать, что
Савл из Тарса не был обращён в христианство. Они оба пришли к прямо противоположным выводам и
стали убеждёнными последователями Иисуса. Лорд Литтлтон пишет: " Одно только обращение и апостольское
служение Павла для внимательного исследователя является достаточным
доказательством того, что христианство было Божественным Откровением". В заключение он пишет, что если двадцать пять лет
страданий Павла и его служения Христу имели место в действительности, то его
обращение в христианство, несомненно, также имело место, ибо всё, им
сделанное, началось с этой неожиданной перемены. А если он действительно
обратился в христианство, то значит, что Иисус Христос восстал из мёртвых:
ведь что бы ни говорил и ни делал Павел, он всегда связывал это с тем
моментом, когда он увидел воскресшего Христа. ХРИСТОС ВОСКРЕС! ВОИСТИНУ
ВОСКРЕС!
Однажды в Уругвае один студент задал мне вопрос: — Профессор Мак-Дауэлл, почему вы не можете
отказаться от христианства? Я ему тогда ответил: — По одной простой причине. Я не могу найти
никакого другого объяснения одному событию в истории человечества:
воскресению Иисуса Христа. Я провёл 700 с лишним часов за изучением этого
вопроса, самым тщательным образом исследовал его истоки, и пришёл к такому
выводу: воскресение Иисуса Христа—это либо один из самых злос-тных, жестоких
и коварных подлогов, когда-либо навязанных человечеству, — либо самый важный
факт всей его истории. Спор о воскресении переносит вопрос "Имеет ли
христианство реальную основу?" из области умозрительной в область
истории. Есть ли у христианства исторически приемлемый
фундамент? Достаточно ли у нас доказательств для обоснованной веры в
воскресение? Вот несколько фактов, существенных для этого вопроса: Иисус из Назарета, еврейский пророк, утверждавший,
что он—Христос, предсказанный в пророчествах Ветхого Завета, был арестован,
судим как политический преступник и распят. Через три дня после его смерти и похорон несколько
женщин, придя к гробнице, обнаружили, что тело исчезло. Ученики Иисуса
утверждали, что Бог воскресил его из мёртвых, и что, прежде чем вознестись на
небо, он неоднократно им являлся. Возникшее на этом основании, христианство
распространилось по всей Римской империи, и в течение многих веков оказывало
влияние на ход истории. Итак, вопрос: произошло ли воскресение Иисуса на
самом деле? ПОХОРОНЫ ИИСУСА
По еврейскому погребальному обряду, тело Иисуса
было завёрну-то в полотняную материю. На тело и на полотно было наложено
около 50 кг ароматических веществ в виде клейкой смеси (Ин. 19:39-40). После того, как тело было положено в каменную
гробницу (Мф. 27:60), вход в неё был закрыт огромным камнем (весом около двух
тонн), который двигали с помошью системы рычагов (Мк. 16:4). Известные своей дисциплиной римские солдаты были
поставлены охранять вход. Страх перед суровым наказанием " порождал
безуп-речное исполнение воинского долга, особенно в ночных сменах." Охрана запечатала вход в гробницу Римской печатью,
символом мощи и власти Рима. Любой, кто попытался бы отодвинуть камень,
неизбежно повредил бы печать и навлёк бы на себя гнев закона. И всё-таки склеп оказался пустым! ПУСТАЯ ГРОБНИЦА
Ученики Иисуса говорили, что он воскрес из
мёртвых. Они утверждали, что он являлся им в течение сорока дней, сопровождая
свои появления "многими доказательствами" (другой
перевод—"многими верными доказательствами", Деян. 1:3). Апостол Павел говорил, что однажды Иисус явился
толпе, в которой было более 500 его последователей. В то время большинс-тво
из них было ещё живо и могло слова Павла подтвердить (1 Кор. 15:3-8). А. М. Рамси пишет: " Я верю в Воскресение, в частности, ещё и
потому, что без него невозможно объяснить целый ряд фактов". Пустая
гробница—"это слишком скандальный факт, чтобы его можно было
отрицать". Пауль Альтхаус отмечает, что "никто бы не
поверил—ни на день, ни на час—рассказам о воскресении, если бы отсутствие
тела в гробнице не было установлено как факт, известный всем". Вот вывод, к которому пришёл Пол Л. Майер: " Если мы тщательно и беспристрастно взвесим
все имеющиеся свидетельства, то по всем правилам исторических исследований мы
можем прийти к убедительному заключению: склеп, куда положили Иисуса, в то
утро действительно оказался пустым. До сих пор не найдено даже намёка на
свидетельство—ни в литератур-ных источниках, ни в эпиграфике, ни в
археологии—которое бы опровергало это заключение". Так как же объяснить эту пустую гробницу? Может
быть, была какая-нибудь естественная причина? На основании неопровержимых исторических
доказательств хрис-тиане считают, что сверхъестественная сила, исходящая от
Бога, воскресила Иисуса телесно, во времени и в пространстве. Конечно,
кому-то в это трудно поверить. Но не верить в это—означает стол-кнуться с
проблемами, разрешимыми ещё труднее. Большое значение имеет состояние склепа после
воскресения. Римская печать была сломана—это означало (для того, кто её сло-мал)
немедленную казнь через распятие вниз головой. Огромный камень был не просто
сдвинут, но и вообще отодвинут от массивной гробницы, как будто его подняли и
отнесли на довольно значительное расстояние. Охрана сбежала. В работе историка Джастина перечислены
восемнадцать проступков, за которые солдат охраны ждала смертная казнь.
Сре-ди них предусмотрен случай, если часовой засыпает на посту или самовольно
оставляет его. К склепу пришли женщины и обнаружили, что он пуст.
Их охватила паника, они вернулись обратно и позвали мужчин. Пётр и Иоанн
побежали к гробнице. Иоанн прибежал первый, но не решил-ся войти. Он заглянул
внутрь, увидел там саван, частично сохранивший форму тела, но пустой. Тело
покинуло его, чтобы начать новую жизнь. Скажем прямо: такое зрелище кого
угодно сделает верующим, хоть ненадолго. Все теории, объясняющие воскресение естественными
причинами, очень неубедительны; в общем-то они лишь укрепляют веру в
вос-кресение. НЕ ТА ГРОБНИЦА?
Теория, которую проповедует Кирсопп Лейк,
предполагает, что женщины, которые сообщили, что тело исчезло, просто
ошиблись гробницей. В таком случае ученики, побежавшие вслед за ними, должны
были тоже прибежать к другому склепу. Но мы можем быть уверены, что еврейские власти, по
требованию которых у гробницы была выставлена стража (именно для того, чтобы
предотвратить похищение тела!), уж точно не ошиблись в адресе. Так же как и
сама стража, которая была там. Если, действительно, ученики просто попали не в ту
гробницу, еврейские власти немедленно извлекли бы тело из настоящего
захоронения—и со всеми слухами о воскресении было бы поконче-но навсегда. Другой вариант рационального объяснения
утверждает, что явление Христа после воскресения—это просто видения, т. е.
галлюцинации. Однако эта гипотеза находится в противоречии с психологическими
законами, управляющими зрительными галлюцинациями; она никак не вяжется ни с
исторической ситуацией, ни с душевным состоянием апостолов. И потом, где же тогда было настоящее тело, и
почему его никто не увидел? ТЕОРИЯ ОБМОРОКА
Эта теория широко распространялась Вентурини
несколько столетий тому назад, и до сих пор о ней довольно часто вспоминают.
Её сторонники говорят, что Иисус на самом деле не умер: он просто потерял
сознание от истощения и потери крови. Все думали, что он умер, но потом он
пришёл в себя, а ученики решили, что он воскрес из мёртвых. Скептик Дэвид Фридрих Штраус сам не верит в
воскресение. Но о "гипотезе обморока" он высказался так: " Не может быть, чтобы человек, в полумёртвом
состоянии похищенный из гробницы, который от слабости не держался на ногах,
которому нужны были медицинская помощь, перевязки, лечение и который был во
власти физических страданий, вдруг произвёл бы такое впечатление на своих
учеников: впечатление че-ловека, победившего смерть, Повелителя Жизни,— а
ведь именно это впечатление стало основой всех их будущих проповедей. Такое
оживание могло только ослабить впечатление, которое он произво-дил на них в
жизни и в смерти. В лучшем случае, оно могло привнести некую элегическую
нотку, но никоим образом не могло бы превратить их горе в энтузиазм, равно
как и возвысить их уважение к нему до религиозного поклонения". ТЕЛО ПОХИТИЛИ?
Есть ещё одна теория: что ученики похитили тело,
пока стража спала (Мф. 28:1-15). Уныние и трусость учеников— мощные аргументы
против этой теории: как бы это вдруг они стали такими храбрыми и
решительными, чтобы похитить тело из гробницы из-под носа у взвода солдат? Не
в том они были настроении, чтобы предпринима-ть что-либо подобное. Дж. Н. Андерсон— в прошлом декан юридического
факультета Лондонского университета, руководитель отдела восточных зако-нов
Института Востока и Африки, директор Института права при Лондонском
университете. Вот что он говорит о гипотезе, будто ученики похитили тело
Христа: " Это противоречило бы всему, что мы о них
знаем; их этическим принципам, всему строю их жизни. Кроме того, эта гипотеза
не даёт даже намёка на объяснение их поразительного превращения из
подавленных отчаявшихся беглецов—в свидетелей, мужество которых не могли
сломить никакие муки". Ещё одна теория: еврейские или римские власти сами
убрали тело из гробницы. Однако она ничуть не более убедительна, чем
похище-ние тела учениками. Если бы власти сами убрали тело, или хотя бы
знали, где оно находится, почему же, когда ученики начали проповедовать
воскресение Иисуса, они не выступили с объяснением? Почему они не сказали,
где именно оно находится? Почему не вытащили труп, не положили его на повозку
и не провезли по Иерусалиму? Такая мера сразу бы положила конец христианству.
Д-р Джон Уорвик Монтгомери говорит по этому поводу
следующее: " И уж совершенно невозможно поверить, чтобы
первые христиа-не могли сфабриковать такую фальшивку и проповедовать её
сре-ди людей, которые могли её опровергнуть, просто выставив тело
Иисуса". СВИДЕТЕЛЬСТВА В ПОЛЬЗУ
ВОСКРЕСЕНИЯ
Профессор Томас Арнольд, автор знаменитой
трёхтомной исто-рии Рима, сотрудник кафедры новой истории в Оксфорде,
прекрас-но понимал важность свидетельств для установления исторических
фактов. Он писал: " Многие годы я изучал историю других эпох,
исследовал и взвешивал свидетельства авторов, писавших об этих эпохах. Я не
знаю ни одного другого факта в истории человечества, который бы в глазах
непредубеждённого исследователя подтверждался бы более убедительными или
исчерпывающими свидетельствами, чем тот великий знак, который дал нам Бог,
чтобы показать, что Хрис-тос умер и воскрес из мёртвых". Английский учёный Брук Фосс Уэсткотт писал: " На основании всей совокупности
свидетельств, не будет преувеличением сказать, что ни одно событие в истории
не документировано так полно и многообразно, как воскресение Хрис-та. И лишь
предвзятая априорная убеждённость в его ложности мо-жет заставить
исследователя считать имеющиеся доказательства неполноценными". Д-р Саймон Гринлиф был одним из крупнейших
американских юристов. Он был знаменитым Королевским профессором юстиции в
Гарвардском университете; он сменил судью Джозефа Стори на посту профессора
скандинавского права в том же университете. Это о нём Г. Ноттс в знаменитом
"Словаре американских биографии" пишет следующее: " Своим возвышением до того выдающегося
положения среди по-добных учебных заведений Соединённых Штатов, которое он
ныне занимает, Гарвардский юридический институт обязан усилиям Стори и
Гринлифа". Будучи профессором права в Гарварде, Гринлиф
написал книгу, посвящённую юридической ценности показаний апостолов о
воскре-сении Христа. Он исключает как невозможное—предположение, что апостолы
" могли бы так упорствовать в отстаивании истин, ко-торые они
проповедовали, если бы Иисус в действительности не воскрес из мёртвых, и если
бы этот факт не был им известен так же хорошо, как любой другой факт". Гринлиф пришёл к заключению, что воскресение
Христа—одно из самых несомненных событий в истории, если исходить из правил
оценки юридических свидетельств, действующих в обычных судах. Другой юрист, Франк Морисон, решил опровергнуть
свидетельст-ва о воскресении. Он не отрицал, что Иисус прожил, может быть,
самую прекрасную жизнь, когда-либо данную человеку. Однако когда речь
заходила о воскресении, он полагал, что это—миф, ко-торым кто-то впоследствии
"украсил" подлинную историю Иисуса. Он захотел написать историю последних нескольких
дней жизни Иисуса. Разумеется, о воскресении он вообще не собирался там
упоминать. Он был уверен, что рациональный и разумный подход к биографии
Иисуса попросту снимет вопрос о воскресении с повестки дня. Однако посля того, как он, с точки срения
профессионального юриста, ознакомился со всеми фактами, он переменил своё
мнение. Кончилось тем, что он написал нашумевшую книгу под названием "Кто же сдвинул камень?" Первая глава
называлась "Книга, кото-рая не захотела быть написанной", а в
остальных главах он решите-льно отстаивал свидетельства в пользу воскресения
Христа. А вот заключение, к которому пришёл Джордж Элдон
Лэдд: " Единственное рациональное объяснение всем
этим историческим фактам заключается в том, что Бог воскресил Иисуса во
плоти". В наши дни верующий в Иисуса Христа может быть на
100 процен-тов уверен— как были уверены первые христиане— что его вера
основана не на мифах и легендах, но на твёрдо установленном исто-рическом
факте: Христос воскрес из мёртвых, и гробница была пуста. И, что самое главное, любой уверовавший может в
наши дни ощутить силу воскресшего Христа на своём личном опыте. Прежде всего,
он знает, что ему прощены его грехи (1 Кор. 15:3). Во-вторых, ему обеспечены
вечная жизнь и воскресение (1 Кор. 15:19-26). В-третьих, он вырвется из
тисков бессмысленной и пустой жиз-ни и сможет стать новым человеком в Иисусе
Христе (Ин. 10:10; 2 Кор. 5:17). Что об этом думаете вы? Какое вы примете решение? Что вы думаете о пустой гробнице? Бывший верховный судья Англии лорд Дарлинг, изучив
все имею-щиеся данные с точки зрения юриста, сделал следующее заключение: " У нас есть столько неоспоримых
свидетельств, позитивных и негативных, прямых и косвенных, что решение любого
здравомыс-лящего суда может быть только одно: рассказ о
воскресении-исти-на". Христос воскрес. Воистину воскрес! КТО ТУТ НАСТОЯЩИЙ МЕССИЯ?
ПОДНИМИТЕ РУКУ!
Иисус располагал немалым числом различных
доказательств, подтверждающих, что он—Мессия, Божий Сын. В этой главе мы
займёмся только одним из них, а именно—осуществлением в его жизни пророчеств.
Чтобы показать собеседникам, что он—Мессия, сам
Иисус постоянно напоминал о пророчествах Ветхого Завета. Вот Послание к Галатам (4:4): "Но когда
пришла полнота времени, послал Бог Сына Своего, родившегося от женщины,
родившегося под Законом". Это—указание на то, что в Иисусе Христе
осуществились пророчества. "И начав от Моисея и от всех пророков,
истолковал им во всех Писаниях то, что относится к Нему" (Лк. 24:27). "И сказал им: вот слова Мои, которые Я
говорил вам, когда ещё был с вами, что надлежит исполниться всему,
написанному в Законе Моисеевом и в Пророках и Псалмах о Мне" (там же,
стих 44). Он говорил:" Если бы вы верили Моисею, то
верили бы и Мне, ибо о Мне он написал". (Ин. 5:46). И ещё: "
Авраам, отец ваш, возликовал, оттого что ему предстояло видеть день Мой: и
увидел и возрадовался". (Ин. 8:56). Апостолы (в том числе те, кто писал Новый Завет)
постоянно указывали на свершившиеся пророчества, когда им нужно было
доказать, что Иисус действительно Сын Божий, Мессия, Спаситель. "Бог же,
как предвозвестил устами всех пророков пострадать Христу Его, так и
исполнил." (Деян. 3:18). "Павел, по своему обыкновению, вошёл к ним и
три субботы поучал их от Писаний (т. е. из книг Ветхого Завета), объясняя и
доказывая, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мёртвых, и что
это—Христос, тот Иисус, Которого я возвещаю вам." (Деян. 17:2-3). "Ибо я передал вам во-первых то, что и
принял: что Христос умер за грехи ваши по Писаниям (иными словами, смерть
Христа была предсказана в Ветхом Завете, написанном задолго до его появления
на земле), и что Он был погребён, и что Он воздвигнут был в третий день по
Писаниям." (1 Кор. 15:3-4). В Ветхом Завете есть около шестидесяти основных
пророчеств и примерно 270 уточнений, которые сбылись в одном человеке: Иисусе
Христе. Полезно бывает рассматривать все эти предсказания,
сбывшиеся во Христе, как его "паспорт". Вероятно, вы никогда в
полной мере не отдавали себе отчёта, какое значение имеют точные данные
вашего паспорта—а ведь именно эти мелочи и выделяют вас из четырёх миллиардов
современников, живущих на нашей планете. ИСТОРИЧЕСКИЙ "ПАСПОРТ"
Бог с ещё большей тщательностью вписал в историю
приметы, выделяющие его Сына, Мессию, Спасителя человечества, из всех людей,
когда-либо живших на земле—в прошлом, настоящем и будущем. Подробности этих
примет записаны в Ветхом Завете. Этот документ создавался на протяжении 1000
лет, и он содержит более 300 указаний на его пришествие. По теории
вероятности, есть всего лишь один шанс из 10157, что даже сорок восемь таких
пророчеств могут сбыться в одном человеке. Задача определения человека по указаниям, данным
Богом, усложняется ещё и тем фактом, что все пророчества относительно Мессии
были произнесены по крайней мере за 400 лет до того, как ему суждено было
явиться к людям. Тут, конечно, некоторые могут возразить, что, мол,
эти пророчества были написаны уже после Христа и просто подогнаны так, чтобы
совпадать с его жизнью. Возражение это может на пер-вый взгляд показаться
обоснованным, но только если не знать, что уже где-то в 150-200 годах до н.
э. древнееврейский текст Ветхого Завета был переведён на греческий. Этот
греческий перевод доказывает, что момент записи этих пророчеств отделён от их
осу-ществления во Христе по меньшей мере двумя столетиями. Разумеется, лишь настоящий Мессия мог совпасть с
приметами, данными Богом. Известно примерно сорок случаев, когда люди
утверждали, что они еврейские Мессии. Но лишь один из них—Иисус
Христос—опирался при этом на свершившиеся пророчества, и лишь в его случае
доказательства были убедительными. Итак, что же это за подробности? Какие события
должны были предшествовать или совпадать с пришествием Сына Божьего? Для начала нам придётся вернуться к книге Бытия
(3:15). Это—первое мессианское пророчество. Во всем Писании лишь один человек
рождается от "семени жены"— все остальные рождаются от семени мужа.
Здесь говорится о человеке, который придёт в мир и разрушит творения Сатаны
("будет поражать тебя в голову"). В Бытии (гл. 9 и 10) Бог далее уточняет приметы. У
Ноя было три сына: Сим, Иафет и Хам. Любой из ныне существующих народов
происходит от одного из трёх братьев. Но этим своим высказыванием Бог по
существу отнимает возможность рождения Мессии у двух третей народов. Мессия
придёт только в потомках Сима. Затем, приближаясь к 2000 г. до н. э., мы видим,
что Бог призвал человека по имени Авраам из Ура Халдейского. В разговоре с
Авраамом Бог выражается ещё более конкретно, уточняя, что Мессия будет одним
из его потомков (Быт. 12, 17, 22). Все семьи на земле будут благословлены
через Авраама. Когда у Авраама роди-лись два сына, Исаак и Измаил, Бог избрал
второго сына, Исаака, и тем ещё более сузил круг (Быт. 17, 21). У Исаака было два сына: Иаков и Исав. И Бог избрал
потомство Иакова (Быт. 28, 35:10-12; Числ. 24:17). У Иакова было двенадцать сыновей, от которых и
произошли две-надцать колен Израилевых. Бог отверг одиннадцать из двенадцати
колен израилевых и выделил колено Иуды. Из всех потомков Иуды выбор Бога пал
только на ветвь, идущую от Иессея (Ис. 11:1-5). Круг всё сужается... У Иессея было восемь детей. Но во Второй книге
Царств (7:12-16) и у пророка Иеремии (23:5) Бог отвергает семь восьмых
потомства Иессея: мы узнаём, что Божий Посланец будет не только от семени
женщины, не только потомком Сима, не только из евреев, не только потомком
Исаака, Иакова, Иуды, но также—что он будет из дома Давида. Пророчество, датированное 1012 г. до н. э. (Пс.
21:7-19; Зах. 12:10; сравни Гал. 3:13), предрекает, что руки и ноги этого
Посланца будут пронзены (то есть так, как это бывает при распятии). Описание
это сделано за 800 лет до того, как подобного рода казнь была (римлянами)
введена. Исайя (7:14) добавляет, что родится он от
девственницы: естественные роды при неестественном зачатии—это уже элемент,
выходящий за рамки человеческих возможностей и контроля. Несколько пророчеств у Исайи (8:14; 28:16; 49:6;
50:6; 52:53; 60:3;) и в Псалтыри (21:8, 9; 117:22;) описывают общественную
атмосферу и реакцию, которая будет ждать Посланца Божьего: его собственный
народ, евреи, отвергнут его, а неевреи поверят в него. До него придёт его провозвестник (Ис. 40:3; Мал.
3:1), — "глас вопиющего в пустыне", готовящий путь Господу,— Иоанн
Креститель. ТРИДЦАТЬ СРЕБРЕНИКОВ
Необходимо отметить также и семь уточнений в
пророчествах, ко-торые всё более конкретизируют грядущую драму (Зах.
11:11-13; Пс. 40; ср. Иер. 32:6-15 и Мф. 27:3-10). Бог указывает, что Мессия 1) будет предан, В Мих. 5:2 из всех городов на земле Бог выбрал
Вифлеем, с населением менее 1000 человек, как место рождения Мессии. Затем, в целом ряде пророчеств он указал даже и
период времени, когда придёт его Посланец. Например, в Малахии 3:1 и в
четырёх других местах Ветхого Завета сказано, что Мессия должен прийти, пока
ещё стоит Иерусалимский храм. Это пророчество имеет огромное значение, ибо
храм этот был разрушен в 70 г. н. э. и не восстановлен до сих пор. Точная генеалогия, место, время и способ рождения,
реакция людей, предательство, вид казни... Всё это—лишь незначительная часть
тех сотен подробностей, из которых составляется "паспорт", по
которому можно узнать Сына Божьего, Мессию, Спасителя че-ловечества. А МОЖЕТ, ЭТО БЫЛО ПРОСТО
СОВПАДЕНИЕ?
" Подумаешь, частично эти пророчества сбылись
в Дж. Кеннеди, М. Л. Кинге, Г. А. Насере, и т. п. ",— отвечает критик. Да, может быть, можно найти двух или трёх людей, в
жизни кото-рых сбылось несколько пророчеств,— но далеко не все шестьдесят
главных пророчеств и 270 уточнений. Ксати, если вы сумеете найти кого-нибудь,
кроме Иисуса, живущего ныне или умершего, в жизни которого сбылась только
половина пророчеств о Мессии, перечисленных в книге "Мессия в обоих
Заветах" Фреда Джона Мелдау, то американское издательство "Крисчиан
Виктори Пабли-шинг Компани" ( г. Денвер, штат Колорадо) готово выплатить
вам приз в 1000 долларов. В предисловии к книге Питера Стонера "Наука
говорит" секретарь Американского Научного общества Х. Харольд Харцлер
пишет: " Рукопись книги "Наука говорит"
была тщательно изучена комитетом, состоявшим из членов Американского Научного
общества, а также Исполнительным комитетом этого общества. Члены обоих
комитетов пришли к заключению, что в целом книга эта достоверна и точна в
том, что касается научного материала, в ней содержащегося. Имеющийся в ней
математический анализ основан на принципах теории вероятностей, не вызывающих
никаких возражений; профессор Стонер использовал эти принципы надлежащим и
убедительным образом". Помещённые ниже примеры вероятностей взяты нами из
этой кни-ги, чтобы продемонстрировать, что теория вероятностей исключает
возможность совпадения в данном случае. Стонер говорит, что, применив современные методы
теории вероятностей к восьми пророчествам, "мы получаем в результате
следующее: вероятность того, что какой-либо человек мог бы до-жить до
сегодняшнего дня и осуществить все эти восемь пророчеств, равна 1/1017".
Это значит—один шанс из 100 000 000 000 000 000. Чтобы помочь нам представить
себе эту сумму, Стонер даёт такой пример:" предположим, мы возьмём 1017
серебрянных долларов и разложим их по территории Техаса. Они покроют собой
весь штат слоем в 60 см. Теперь мы пометим один такой доллар, после чего как
следует перемешаем все монеты на всей территории. После этого мы завязываем
какому-нибудь человеку глаза и говорим ему, что он может двигаться в любом
направлении,но он должен найти этот серебрянный доллар и сказать, что это
именно он. Какова вероятность, что он найдёт помеченный доллар? Сколько у него
шансов на успех? Так вот, если авторы писали эти восемь пророчеств, исходя
лишь из своих частных соображений, у этих пророчеств было бы ровно столько же
шансов сбыться в одном и том же человеке, за всё время с мо-мента их
написания и до наших дней. Итак: либо пророчества эти были Божьим
откровением, либо про-роки записывали их, исходя из собственных представлений
о ходе истории. В этом случае вероятность, что они сбудуться, была 1 к 1017,
и однако же все они сбылись во Христе. Таким образом, простой факт, что все эти восемь
пророчеств сбы-лись, является доказательством, что записаны они были по
Божественному вдохновению с точностью, которой не хватает всего лишь 1/1017,
чтобы быть абсолютной". ЕЩЁ ОДНО ВОЗРАЖЕНИЕ
Возражение это заключается в том, что Иисус
сознательно пытался осуществить пророчества Ветхого Завета. Оно кажется
убедительным, но лишь на первый взгляд. Дело в том, что очень многие
подробности пришествия Мессии, как они были записаны в пророчествах,
абсолютно не поддаются человеческому контролю. Например, место рождения. Неужели можно
представить, что Иисус говорит в утробе Марии, сидящей верхом на осле:"
Мам, не успеем..."? Когда Ирод спросил у первосвященников и книжников:
"Где должно родиться Христу?"— они ответили ему: " В Вифлееме
Иудейском, ибо так написано через пророка" (Мф. 2:5). Время его прихода. Способ рождения. Предательство
Иуды и цена этого предательства. Вид казни. Реакция людей: издевательства,
плевки, изумление. То, как бросали кости за его одежды; то, что не разорвали
его одежды, и т. п. Половина пророчеств была такова, что он никак не
мог повлиять на их осуществление. Он не мог по своей воле родиться "от
семени жены", от потомков Сима и Авраама и пр. Поэтому не удивительно,
что Иисус и апостолы использовали сбывшиеся пророчества как доказательство
того, что он—Мессия. Зачем Богу понадобились такие сложности? Я думаю, он хотел, чтобы у Иисуса Христа были все
доказательства, когда он пришёл к людям. Но самое важное—что Иисус Христос пришёл, чтобы
изменить жизнь человеческую. Только в нём сбылись сотни пророчеств Вет-хого
Завета, в которых говорилось о его приходе. И лишь он может осуществить
величайшее пророчество, для тех, кто его примет,— обещание новой жизни: " И дам вам сердце новое и дух новый дам
вам... Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, вот наступило
новое." (Иез. 36:25-27; 2 Кор. 5:17). НЕУЖЕЛИ НЕТ ДРУГИХ ПУТЕЙ?
Недавно в Техасском университете один студент
задал мне вопрос: — А почему Иисус— единственный путь к Богу? Перед тем я рассказал, что Иисус утверждал, что
он—единственный путь к Богу, что свидетельства Писаний и апостолов
достоверны, и что у нас достаточно доказательств, чтобы обосновать веру в
Иисуса как в Спасителя и Бога. И после всего этого—вопрос:" Почему Иисус?
Неужели нет других путей к Богу? А как же Будда? Магомет? Неужели
недостаточно, чтобы человек просто вёл праведную жизнь? Если Бог так исполнен
любви, неужели он не захочет принять всех людей такими, как они есть?" Доводилось мне слышать и такое: — Ну ладно, вы доказали, что Иисус Христос—Сын
Божий. Но неужели к Богу нет других путей, кроме как через Иисуса? Обе эти реакции весьма характерны для наших
современников. Меня очень часто спрашивают, почему человек должен веровать в
Иисуса как в Христа и Господа, чтобы приблизиться к Богу и получить прощение
грехов. Я ответил этому студенту, что многие не понимают природы Бога. Обычно люди ставят вопрос так:" Как же может
любящий Бог допустить, чтобы человек попал в ад?". Я бы скорее
спросил:" Как может святой, справедливый Бог допустить до себя
грешника?" Неверное понимание природы и характера Бога много
раз лежало в основе бесконечных теологических и этических проблем. Многие
понимают, что Бог—любящий. Но на этом они и останавливаются. Дело же в том, что Бог—не только Бог любви. Он
ведь ещё и пра-ведный, справедливый и святой Бог. По сути дела, мы знаем Бога через его качества. Но
качество не есть часть Бога. Когда-то я думал, что если взять все свойства
Бо-га: святость, любовь, справедливость, праведность— и сложить их, то
полученная сумма и будет Бог. Это неверно. Свойство не есть часть Бога;
это—нечто, что Богу присуще. Например, когда мы говорим:" Бог есть
любовь", мы не имеем в виду, что любовь—это часть Бога. Мы подразумеваем,что
любовь—это свойство, присущее Богу. Когда Бог любит, то это просто
естественное его проявление. Существует проблема, возникшая в результате того,
что человечество вошло в грех. В вечности прошлого Бог решил создать мужчину
и женщину. Я нахожу в Библии указания на то, что Бог сотворил мужчину и
женщину, чтобы разделить с ними любовь и славу. Но когда Адам и Ева взбунтовались и пошли своим
собственным путём, человечество узнало грех. С этого момента люди стали
грешными, то есть оторванными от Бога. Бог оказался в весьма затруднительном
положении. Он сотворил мужчин и женщин, чтобы они делили с ним его славу, а
они ослушались его совета и приказа и выбрали путь греха. И он обратился к
ним с любовью, чтобы их спасти. Но поскольку он не только любящий, но и святой,
справедливый и праведный Бог, то сама его природа требует уничтожения любого
грешника. В Библии сказано:" Ибо плата за грех—смерть". Так что,
если можно так сказать, перед Богом встала проблема. И вот Святая Троица—Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой
Дух— при-нимает решение: Иисус, Бог Сын, воплотится в человека. Он станет
Богочеловеком. Это описано в Еванг. от Иоанна (1:14):" И Слово стало
плотью и обитало среди нас". А в Послании к Филиппийцам (2:7) говорится,
что Христос Иисус... "уничижил Себя,... быв в подобии человеческом и по
виду став как человек". Иисус был Богочеловек. Он был человеком, как если
бы никогда не был Богом, и в то же время Богом, как если бы никогда не был
человеком. По собственному выбору он жил безгрешной жизнью, полностью
подчиняясь Отцу. Библейское речение "плата за грех—смерть" было
неприменимо к нему. И поскольку он был не только смертным человеком, но и
бессмертным Богом, у него бы-ла беспредельная возможность взять на себя грехи
мира. Когда он взошёл на крест почти 2000 лет назад, то
святой, справедливый и праведный гнев Бога был излит на его же Сына. И когда
Иисус сказал:"Совершилось!"—справедливость и праведность Бога были
удовлетворены полностью. В известном смысле, смерть Иисуса вернула Богу
свободу относиться к челове-честву с любовью, не испытывая необходимости
уничтожить греш-ника, ибо через смерть Иисуса на кресте удовлетворена была
Божья праведность. Я часто задаю людям вопрос:" Ради кого умер
Иисус?" Обычно мне отвечают:"Ради меня", или "Ради
человечества". А я говорю:"Да, это всё верно, но ради кого
ещё?" В ответ следует:" Ну, не знаю". Тогда отвечаю я:"
Ради Бога Отца". Понимаете, Христос умер не только ради нас, но и
ради Отца. Об этом говорится в третьей главе Послания к Римлянам:
"жертва умилостивления", то есть удовлетворение требования. И когда
Иисус умер на кресте, он умер не только за нас; он умер, чтобы удовлетворить
святые и справедливые требования самой природы Бога. Несколько лет назад в Калифорнии произошёл случай,
который помогает понять, как смерть Иисуса разрешила проблему, стоявшую перед
Богом: как реагировать на греховность человечества? Полиция задержала молодую
женщину за превышение скорости за рулём. Против неё было возбуждено дело; на
суде судья спросил, признаёт ли она себя виновной. Она признала вину. Судья
опустил свой молоток и присудил её к штрафу в 100 долларов, или же к
10-дневному тюремному заключению. А потом произошло нечто вовсе неожиданное.
Судья встал из-за стола, снял мантию, обошёл вокруг барьера, где находилась
подсудимая, и сам заплатил штраф. Что же произошло? Просто судья был отцом этой женщины. Он любил свою
дочь, но он был справедливый судья. Его дочь нарушила закон, и он не мог
сказать ей: "Я тебя так люблю, что я тебя прощаю. Ты свободна."
Если бы он это сделал, то был бы плохим судьёй. Он бы попустительствовал
нарушению закона. Но он так её любил, что снял судейскую мантию, покинул своё
место, и уже как отец, заплатил за неё штраф. Этот случай в какой-то мере помогает понять, что
для нас сделал Бог через Иисуса Христа. Мы согрешили. В Библии сказано:
"плата за грех—смерть". И как бы Бог нас не любил, он должен был
опустить свой судейский молоток и сказать: "Смерть!" Ибо он
праведный и справедливый Бог. И однако, будучи Богом, он настолько нас любил,
что сошёл со своего трона в образе человека Христа Иисуса и заплатил за нас
смертью Иисуса на кресте. Тут многие спрашивают: "А почему Бог не мог
просто простить?" Один директор крупной корпорации сказал: — Мои подчинённые часто делают что-нибудь не так:
ломают что-нибудь, например,—и я всегда их прощаю. Так как же, по-вашему: я
могу, а Бог—не может? Люди не в состоянии понять, что любое прощение
сопряжено с платой. Например, моя дочка разбила дома лампу. Как любящий и
готовый простить отец, я беру её на колени, успокаиваю её и говорю: — Не плачь, доченька. Папа любит и прощает. В этом месте обычно собеседник вставляет: — Ну вот, и Бог должен бы поступить так же! Тогда я спрашиваю: — А кто платит за лампу?.. Ведь плачу-то я! Прощению всегда есть цена.
Например, кто-нибудь вас оскорбляет в присутствии других людей, а потом вы
благородно говорите: "Я вас прощаю". Кто платит за оскорбление? Вы. Именно так Бог и поступил. Он сказал: "Я
прощаю вас". Но он сам и заплатил за это прощение: распятием. ОН ИЗМЕНИЛ МОЮ ЖИЗНЬ
Иисус Христос жив. Уже тот факт, что я живу и
делаю то, что я делаю,—есть доказательство, что Иисус Христос воскрес из
мёртвых. Фома Аквинский писал: "В каждой душе живёт
тяготение к счастью и смыслу". Когда я был подростком, я хотел быть
счастливым. Я хотел быть в числе самых счастливых людей на свете. И ещё я
хотел, чтобы моя жизнь была осмысленна. Я искал ответы на вопросы:" Кто
я? Зачем я родился на свет? Куда ведёт меня жизненный путь?" Кроме этого, я хотел быть свободным. Я хотел быть
одним из самых свободных людей на свете. Для меня свобода не означает
возможности идти куда хочешь и делать что хочешь. Это каждый может (многие
так и делают). Свобода— это "способность делать то, что ты считаешь
своим долгом". Многие знают, что они должны делать, но у них нет силы
воли, чтобы это делать. Они живут в око-вах. Итак, я начал искать ответы на все эти вопросы.
Мне казалось тогда, что у всех или почти у всех есть какая-нибудь своя
религия. И я сделал самый простой шаг: пошёл в церковь. Но, наверное, мне
попалась не та церковь. Там я чувствовал себя ещё хуже, чем на улице. Вообще я человек очень практичный, и когда
что-нибудь у меня не выходит—я ставлю точку. Я поставил крест на религии. Тогда я подумал: а может быть, главное—это добиться
положения в обществе? Стать лидером, бороться за какое-нибудь дело, отдаться
этой борьбе, "стать знаменитым"—может, в этом смысл жизни? В первом университете, где я учился, руководители
студенческих организации распоряжались денежными фондами и играли очень
большую роль в университетской жизни. Я выставил свою кандидатуру на выборах
старосты первого курса, и меня избрали. Всёэто было очень приятно: все меня в
университете знали, все со мной здоровались, я принимал решения, распоряжался
университетскими деньгами, студенческими деньгами, я приглашал разных
лекторов по своему усмотрению,— в общем, всё это было здорово, но, как и
предыдущие занятия, всё стало мне постепенно надоедать. В понедельник утром я просыпался с головной болью,
потому что накануне поздно ложился, и думал:— ну вот, теперь снова ждать пять
дней. Я стискивал зубы и едва мог дождаться, когда же снова наступит пятница.
Всё моё счастье заключалось в трёх вечерах: пятница, суббота и воскресение. А
потом снова начинался порочный круг. Ну, конечно, я сумел втереть очки всем в
университете: они дума-ли, что я—счастливчик из счастливчиков. Во время
политических кампаний у нас даже был лозунг:" Счастье= Джош". На
студенческие деньги я устраивал бесконечные вечера, и они так и не поняли,
что моё так называемое "счастье" ничем не отличалось от
"счастья" любого другого. Оно целиком зависело от обстоятель-ств.
Если всё шло гладко, я был счастлив, а когда дела шли парши-во, у меня на
душе тоже было паршиво. Я был как лодка в океане, которую бросают из стороны
в сторону волны: обстоятельства. В Библии есть слово, очень подходящее для
описания такой жизни: ад. Но я не знал никого, кто мог бы нау-чить меня жить
по-другому и дать мне силы изменить жизнь. Всё вокруг только говорили мне,
что я должен делать, но никто не мог дать мне силы, чтобы это делать. Я начал
испытывать постоянную неудовлетворённость. Подозреваю, что немного найдётся людей в
американских университетах, которые были бы более искренни в попытках найти
значение, истину, смысл жизни, чем я. Я не находил этого смысла, но поначалу
просто не отдавал себе в этом отчёта. Как-то я заметил, что в университете есть
небольшая группа лю-дей, жизнь которых чем-то непохожа на нашу,—в этой группе
было восемь студентов и двое профессоров. Казалось, они знают, почему они
верят в то, во что верят. Мне захотелось поближе с ними познакомиться. Мне
было не важно, будут они соглашаться со мной или нет. У меня есть очень
близкие друзья, не разделяющие моих убеждений, но я всегда уважаю человека, у
которого есть убеждения. (Такие люди нечасто мне встречались, но всякий раз,
как такое бывало, я испытывал настоящее восхищение перед ними). Поэтому,
напрмер, иногда я гораздо лучше себя чувствую в общес-тве "левых"
активистов, чем среди своих собратьев христиан. Некоторые христиане—так себе,
ни рыба ни мясо. Я даже иногда подозреваю, что кое-кто из них попросту
притворяется. А вот в этой небольшой группе люди производили другое
впечатление: казалось, они знают, что делают. Это довольно-таки необычно для
студентов. Эти люди начали меня интересовать всерьёз: они не
просто говорили о любви. Они старались помочь. Казалось, они всегда могут
подняться над обстоятельствами университетской жизни. Было такое впечатление,
что все остальные просто погребены под этими самыми обстоятельствами. И ещё
одна очень важная вещь, бросив-шаяся мне в глаза: казалось, что они
счастливы, и их счастье как будто не зависело от внешних обстоятельств. Будто
у них был какой-то постоянный внутренний источник радости. Они были
счас-тливы до отвращения. У них явно было нечто,чего не было у меня. Как любой студент, я всегда хотел иметь то, что у
кого-то есть, а у меня—нет. (Не потому ли на университетских стоянках
велосипеды приходится запирать цепью? Ведь если бы образование действительно
разрешало бы все проблемы, то университеты были бы самыми нравственными из
человеческих сообществ. На деле это далеко не так). И вот я решил подружиться
с этими непонятными людьми. Недели через две после того, как я принял решение,
мы сидели за столом в клубной комнате—шесть студентов и два преподавателя.
Разговор вдруг зашёл о Боге. Когда вы не уверены в себе, а вокруг говорят о
Боге, вам часто хочется показать всем, какой вы умный, как вы всё это
превзошли. В любом университете есть эдакий оратор, который всегда говорит: — Подумаешь! Христианство—ха-ха-ха! Это для
слабаков, нам—интеллектуалам—это ни к чему! — (Как правило, чем громче он
вещает, тем более пусто у него в голове). Меня этот разговор чем-то задевал, и я посмотрел
на одну миловидную студентку, бывшую в их группе (прежде я считал, что все
верующие—непременно уроды), а потом, развалясь на стуле, чтобы они не
подумали, будто мне всё это так уж интересно, спросил: — Слушайте, что так повлияло на вашу жизнь? Почему
она у вас не такая, как у остальных студентов, и активистов и преподавателей? Должно быть, эта студентка действительно знала, во
что она верила. Она посмотрела мне прямо в глаза, без всякой улыбки, и
произнесла два слова, которые я уж никак не ожидал услышать в университете в
ответ на вопрос о смысле жизни. Она сказала: —Иисус Христос. Я ей ответил: —Ох, ради Бога, только не надо про всю эту чушь.
Мне осточерте-ла религия, мне осточертела церковь, мне осточертела Библия.
Так что про религию это всё—маразм. А она мне: — Слушайте, разве я сказала "религия"? Я
сказала:" Иисус Христос"! Она сказала нечто, чего я никогда прежде не
слыхал. Христианство—это не просто одна из религий. Религия—это когда люди
пытаются проложить себе путь к Богу добрыми делами. А христианство—это когда
Бог приходит к людям через Иисуса Христа и открывает им путь к себе. В университетах, вероятно, больше, чем где бы то
ни было, распространены неверные представления о христианстве. Недавно я
познакомился с преподавателем, который на семинаре сказал студентам: —Любой, кто входит в церковь, становится
христианином. Я возразил: — А вы что, когда входите в гараж, становитесь
автомобилем? Какая же тут взаимосвязь? Христианин—это человек, который верит
во Христа. Мои новые друзья предложили мне критически
проанализировать утверждения: что Иисус Христос-Сын Божий; что, воплотясь в
человека, он жил среди обычных людей и погиб на кресте за грехи человечества,
был похоронен и восстал из мёртвых три дня спустя, и что он может изменить
жизнь человека в двадцатом веке. Я думал, это всё—глупая шутка. Честно говоря,
тогда я думал, что большинство христиан—просто идиоты. Кое-кого из них я
встречал и раньше. На занятиях я всегда ждал, чтобы кто-нибудь из них встал и
начал говорить, чтобы разбить их в пух и прах и уло-жить на обе лопатки. Я
полагал, что если у христианина в голове есть хоть одна молекула серого
мозгового вещества, то ей грозит смерть от одиночества. А вышло, что я просто
ничего не понимал! Эти люди не оставляли меня в покое, и наконец, я
"принял вызов". Правда, сделал я это только из-за гордыни, чтобы
опровергнуть их. Ведь я не знал, что мне придётся иметь дело с фактами. Я не
знал, что мне придётся ознакомиться с доказательствами и оценить их
подлинность. И в конце концов, я пришёл к выводу, что Иисус
Христос, должно быть, действительно был тем, за кого себя выдавал. Не нужно забывать, что первые две книги я читал с
целью опровергнуть христианство! Когда это у меня не получилось, я, в конце
концов, сам пришёл к христианству. И вот уже свыше двадцати лет я занимаюсь
тем, что подтверждаю документальными свидетельствами своё убеждение: что вера
во Христа имеет обоснованный интеллектуальный фундамент. Однако в тот момент я был в полной растерянности.
Разум мой говорил, что возразить мне было нечего, но воля моя тянула меня
назад. Я обнаружил, что путь к христианству чреват
тяжёлыми испытаниями для личности новообращаемого. Иисус Христос бросал
прямой вызов моей сознательной воле, он призывал меня уверовать в него! Вызов этот свучал примерно так:" Вот, я стою
у двери и стучусь: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, Я войду к
нему" (Отк. 3:20). Мне было не важно, умел он или не умел ходить по
во-де и превращать воду в вино. Фокусники мне были не нужны. Но что-то не
давало мне покоя. В общем, разум говорил мне, что в христианстве—истина, но душа
моя была в смятении. Всякий раз, когда я встречал моих воодушевлённых
друзей-христиан, возникала конфликтная ситуация. Если вам когда-нибудь
случалось быть среди счастливых людей в момент, когда у вас на душе скверно,
то вы знаете, какое раздражение может вызвать вид чужого счастья в эти
минуты. Они были так явно счастливы, а я был настолько несчастен, что иногда
я просто вскакивал и выбегал из комнаты. Дошло до того, что я ложился спать в
десять вечера и не мог заснуть до четырёх утра. Было ясно, что мне нужно как
можно скорее на что-либо решиться, чтобы не свихнуться. Я всегда был
восприимчив к новым идеям, но лишиться из-за них рассудка я не хотел. Но именно потому, что я был открыт новым идеям, 19
декабря 1959 года в 8.30 вечера, на втором курсе университета я стал
христианином. Однажды меня спросили: — А почему вы в этом так уверены? —Потому что я при этом присутствовал,— ответил я.—
Вся моя жизнь изменилась с той минуты. В тот вечер я молился. Я произнёс слова молитвы,
чтобы найти путь к воскресшему, живому Христу, который с тех пор изменил мою
жизнь. Прежде всего я сказал: — Господь Иисус, спасибо тебе за то, что ты умер
на кресте ради меня. Потом я сказал: — Я сознаюсь тебе в вещах, которые тебе будут
неприятны, и прошу тебя простить и очистить мою душу.— (В Библии
сказано:" Если будут грехи ваши как багряное—как снег убелю".)
Потом я сказал: — В эту минуту я, как умею, открываю тебе моё
сердце и жизнь, и верую в тебя как в моего Господина и Спасителя. Я вручаю
тебе свою жизнь. Я хочу, чтобы ты изменил меня до основания. Сделай меня
таким, каким ты меня замыслил при сотворении. И последняя моя молитва была: — Спасибо, что ты вошёл в мою жизнь через веру! Потому что вера моя возникла не на основе
невежества, но на основании свидетельств, исторических фактов и Слова
Божьего. Возможно, вы слышали от религиозных людей о том,
что они пе-режили нечто вроде "удара молнии". Когда я кончил
молиться, ни-чего подобного со мной не произошло. Абсолютно ничего. Скажу
больше: после того, как я принял это решение, мне стало ещё тяжелее. Я
почувствовал себя физически плохо: меня даже затошнило. Мне было очень плохо.
Я думал:" Что ты наделал, куда тепе-рь тебя занесёт?" Было
ощущение, что я бросился в омут, очертя голову. (Не сомневаюсь, многие мои
приятели именно так и думали и о моём обращении). Могу вам сказать только одно: прошло полгода,
потом ещё год, и я увидел, что никакого омута нет. А жизнь моя действительно
переменилась. Как-то я спорил с заведующим кафедрой истории в
одном американском университете. Я сказал, что моя жизнь изменилась, а он
меня перебил: — Мак-Дауэлл, уж не пытаетесь ли вы нас убедить,
что Бог действительно изменил вашу жизнь в двадцатом веке? Интересно, каким
это образом? Прошло сорок пять минут, и он сказал: — Ну, хорошо, хорошо. Достаточно. В частности, я рассказал о своей неприкаянности.
Прежде я всегда должен был найти себе какое-нибудь занятие: то я бежал к
своей девушке, то я сидел с ребятами и трепался без конца, то слонялся по университетскому
двору, а в мыслях у меня был настоящий водоворот. Я был просто ходячий комок
противоречий. Я пытался заниматься, или просто подумать, и не мог
сосредоточиться. И вот, через несколько месяцев после того, как я принял
решение и стал христианином, я обрёл внутренний покой. Поймите меня
правильно: это не значит, что в моей жизни не осталось противоречивых
ситуации. В своей вере в Иисуса я обрёл не столько отсутствие противоречий,
сколько внутреннюю способность с ними справляться. Этого я бы не променял ни
за какие богатства в мире. Потом, у меня был очень тяжёлый характер. Одного
косого взгляда бывало достаточно, чтобы я взорвался. У меня на всю жизнь
остались шрамы от одной потасовки: я чуть не убил человека в драке. Я был
тогда на первом курсе. Причём плохой характер был настолько неотделим от моей
личности, что я даже и не пытался что-то изменить. И вот однажды я попал в
такую кризис-ную ситуацию и вдруг обнаружил, что вся моя вспыльчивость
куда-то улетучилась! За четырнадцать лет я всего только раз вышел из себя— и
было это уже шесть лет назад! Потом есть ещё одна вещь, которая не делает мне
чести. Говорю я о ней просто потому, что многие люди страдают тем же
недостатком. Я нашёл способ, как от него избавиться:— это вера в воскресшего,
живого Христа. Я говорю о ненависти. Я ненавидел в юности массу вещей.
Конечно, я старался не показывать этой нена-висти, но внутри я её всё время
ощущал. Я ненавидел людей, вещи, проблемы. Как многие, я был очень неуверен в
себе. В любом вст-речном, который чем-то от меня отличался, я видел угрозу
для себя. Но был человек, которого я ненавидел больше всех
на свете. Это был мой отец. Я ненавидел его смертельно. Он был для меня
просто городским алкоголиком. Если вы родились в маленьком городке и у вас в
семье есть алкоголик, вы знаете, что это такое. Про это знает весь город. В
школе друзья отпускали шуточки насчёт того, что мой отец где-нибудь уже
"гуляет". Они не понимали, что меня это задевает. Я смеялся вместе
с ними, но в душе—в душе я страдал неимоверно. Иногда я заходил в наш амбар и
видел, что там, на куче навоза, лежит мать, избитая и обессиленная. Если мы
ждали гостей, я вытаскивал отца из дому, связывал его—и бросал в амбаре. Его
машину я уводил и оставлял где-нибудь подальше. Мы говорили друзьям, что отец
уехал по делам. Мне кажется, никто на свете не может ненавидеть человека
сильнее, чем я ненавидел отца. После того, как я уверовал во Христа,— прошло,
наверное, месяцев пять—моя жизнь наполнилась любовью, дарованной от Бога
через Иисуса Христа. Любовь эта не оставила места для ненависти. Я вдуг смог
посмотреть отцу прямо в глаза и искренне сказать ему: — Папа, я тебя люблю! После всего, что я выделывал прежде, это его
потрясло... Когда я перевёлся в частный университет, я попал в
аварию. Весь перевязанный, я приехал домой. Никогда не забуду, как тогда ко
мне пришёл отец. Он спросил: — Сынок, неужели ты можешь любить такого отца? А я ответил: — Пап, полгода назад я тебя презирал... И я рассказал ему про то, как пришёл к Христу: — Я просто открыл свою жизнь Христу. Я ещё не могу
этого объяснить словами, но в результате я обрёл способность любить не только
тебя, но и вообще людей, такими, как они есть. Через сорок пять минут я пережил самое большое
потрясение в своей жизни. Ближайший родственник, знавший меня как свои пять
пальцев, сказал мне: — Сынок, если Бог может так же изменить мою жизнь,
как он у меня на глазах изменил твою, я хочу тоже попробовать... Отец помолился и доверился Христу... Обычно человек меняется в течение нескольких лет,
месяцев, иногда даже в течение года. Моя жизнь изменилась за полтора го-да.
Отец мой изменился сразу, у меня на глазах. Будто кто-то про-тянул руку и
щёлкнул выключателем. Никогда, ни до, ни после, не видел я такого резкого
превращения. После этого отец взял в руки бутылку с виски один-единственный
раз. Он поднёс её к губам и поставил обратно. Из этого я сделал единственно
возможный вывод. Вера в Иисуса Христа действительно в корне меняет челове-ка.
Можно смеяться над христианством, вышучивать и
высмеивать христиан. Но оно обладает силой. Христос меняет человеческую
жизнь. Однако христианство нельзя навязать человеку
силой. У вас своя жизнь, у меня своя. Я могу только поделиться с вами тем,
что я уз-нал сам. Дальше—решение за вами. Может быть, моя молитва поможет и вам? Вот она: "Господь Иисус! Я нуждаюсь в тебе, потому что
я грешник. Благо-дарю тебя за то, что ты умер на кресте ради меня. Пошли мне
спасительную веру. Прости меня и очисти мою душу. Я принимаю тебя как моего
Спасителя и Господа. Сделай меня таким, каким ты замыслил меня при
сотворении, великий Бог: Отец, Сын и Святой Дух. Аминь". |