Алистер МакГрат |
Введение в христианское богословие |
|
|
|
|
|
ГЛАВА 3. ПЕРИОД РЕФОРМАЦИИ И ПОСТРЕФОРМАЦИИ ОКОЛО 1500-1700 ГГ.
Термин "Реформация" используется историками и
богословами по отношению к западноевропейскому движению, в центре которого
стояли такие фигуры, как Мартин Лютер, Ульрих Цвингли и Жан Кальвин, озабоченные
нравственным, богословским и организационным реформированием христианской
Церкви. На первом этапе, до 1525 г. можно считать, что Реформация
сосредотачивалась вокруг Мартина Лютера и Виттенбергского университета,
расположенного на территории современной северо-восточной Германии. Однако, в
1520-х гг. движение стало набирать силу, вначале независимо от каких-либо
особых центров, а затем в швейцарском городе Цюрихе. Вследствие определенного
ряда событий, цюрихская Реформация постепенно подверглась политическим и
богословским изменениям и впоследствии стала ассоциироваться в первую очередь
с городом Женевой (ныне частью современной Швейцарии, а в то время
независимым городом-государством) и личностью Жана Кальвина. Реформационное движение отличалось сложностью и неоднородностью,
а его цели далеко выходили за рамки реформирования доктрины Церкви. Оно
обращалось к основополагающим социальным, политическим и экономическим
вопросам, которые слишком сложны для подробного рассмотрения на страницах
настоящей книги. Направления Реформации в различных странах отличалась друг
от друга: в одних основное внимание уделялось богословским вопросам (например
в Германии), в то время как в других они привлекли к себе незначительный
интерес (например в Англии). Откликаясь на события Реформации, католическая церковь стала
наводить порядок в собственном доме. Папе Павлу III, которому долгое время
мешала собрать собор политическая нестабильность в Европе, возникшая из-за
напряженности между Францией и Германией, наконец удалось созвать Тридентский
Собор (1545 г.). Собор поставил перед собой задачу прояснения католической
богословской мысли и обрядов, и их защиты от евангелических оппонентов. Сама Реформация представляла собой западноевропейское явление,
которое сосредоточилось главным образом в центральной и северной частях этого
региона, хотя кальвинизм проник на востоке до самой Венгрии. Однако,
эмиграция большого количества людей в Северную Америку, которая, начиная с
1600 г., стала приобретать все больший масштаб, привела к переносу в этот
регион постреформационного протестантского и католического богословия.
Гарвардский колледж представляет пример раннего центра богословского
образования в Новой Англии. Общество Иисуса также начало активную
миссионерскую деятельность на Дальнем Востоке, включая Индию, Китай и Японию.
Христианское богословие стало постепенно выходить за рамки Западной Европы и
превращаться в глобальное явление - тенденция, которая окончательно
утвердилась в современный период, к которому мы вскоре обратимся. Сейчас же
мы хотели бы обратить внимание на рассмотрение терминов, связанных с
периодами Реформации и Постреформации. ПОЯСНЕНИЕ ТЕРМИНОВ
Термин "Реформация" имеет несколько значений, и, поэтому,
полезно провести разграничение между ними. В этом определении могут
присутствовать четыре элемента, каждый из которых будет кратко рассмотрен
ниже: лютеранство; реформатская церковь, часто называемая
"кальвинизмом"; "радикальная Реформация", до сих пор
часто называемая "анабаптизмом"; и "Контрреформация" или
"католическая Реформация". В самом широком смысле, термин
"Реформация" используется по отношению ко всем четырем движениям.
Этот термин также часто используется в более ограниченном смысле, обозначая
"протестантскую Реформацию", исключая Реформацию католическую. В
этом смысле он обозначает три вышеуказанные протестантские движения. Во
многих научных работах, однако, термин "Реформация" используется в
отношении так называемой "магистерской Реформации" или
"Реформации основного течения" - то есть связанной с лютеранской и
реформатской церквами, включая англиканство и исключая анабаптистов. Необычная фраза "магистерская Реформация" требует
некоторых пояснений. Фраза привлекает внимание к отношениям, которые
сложились у реформаторов основного течения со светскими властями, например
князьями, магистратами или городскими советами. В то время как радикальные
реформаторы считали, что эта власть не должна иметь авторитета в Церкви,
реформаторы основного течения утверждали, что Церковь, по крайней мере в
некоторой степени, подвластна светским органам власти. Магистрат имел право
авторитета в Церкви, точно так же как Церковь могла полагаться на авторитет
магистрата в поддержании дисциплины, подавлении ереси и сохранении порядка.
Фраза "магистерская Реформация" призвана привлечь внимание к
близкой связи между светской властью и Церковью, которая находилась в центре
реформационной деятельности таких авторов, как Мартин Лютер и Мартин Букер. В
ходе чтения книг по христианскому богословию можно столкнуться со всеми тремя
значениями термина "Реформация". Термин "магистерская
Реформация" в настоящее время все больше используется по отношению к
первым двум аспектам (то есть "лютеранство" и "реформатская
церковь"), а термин "радикальная Реформация" - по отношению к
третьему аспекту ("анабаптизм"). Термин "протестант" требует некоторых комментариев. Он
возник после рейхстага в Шпейере (февраль 1529 г.), который проголосовал за
прекращение терпимости к лютеранству в Германии. В апреле того же года шесть
немецких князей и четырнадцать городов протестовали против этого шага,
отстаивая свободу совести и права религиозных меньшинств. Термин
"протестант" происходит от этого протеста. Поэтому, не совсем
правильно употреблять этот термин по отношению к конкретным людям до апреля
1529 г., или говорить о событиях, произошедших до этого времени как о
"протестантской Реформации". Термин "евангелический"
часто употребляется применительно к реформацион-ным кругам Виттенберга и
других мест (например Франции или Швейцарии) до этой даты. Хотя термин
"протестантский" часто используется цо отношению к этому раннему
периоду, такое употребление можно назвать в строгом смысле этого слова,
анахронизмом. Лютеранская Реформация Лютеранская Реформация связана, в первую очередь, с немецкими
Территориями и убедительным личным влиянием одной харизматической личности -
Мартина Лютера. Лютера особенно волновала доктрина оправдания, которая
составляла центр его богословской мысли. Лютеранская Реформация была
первоначально академическим движением, заинтересованным, в первую очередь, в
реформировании преподавания богословия в Виттенбергском университете. В
Виттенберге находился Малозначительный университет, и реформы, проведенные
Лютером и его коллегами на богословском факультете, привлекли мало внимания.
Именно личная деятельность Лютера - например, вывешивание его знаменитых
"95 тезисов" (31 октября 1517 г.) - привлекла значительный интерес
широкой общественности к виттенбергским идеям. "95 тезисов"
представляли собой протест против практики продажи индульгенций с целью сбора
средств на строительство базилики Св. Петра в Риме. Теория, лежащая в основе
продажи индульгенций, выглядела явно запутанной, однако, представляется, что
она базировалась на идее о благодарности грешника за прощение грехов. После
получения грешниками уверения в прощении грехов церковью, действующей от
имени Христа, они вполне естественно захотят каким-нибудь положительным
образом выразить свою благодарность. Постепенно, жертвование денег на
благотворительность, в том числе и непосредственно церкви, стало считаться
нормальным способом выражения благодарности за прощение. Следует осознать,
что это не понималось как покупка прощения грешником. Жертвование денег
представлялось результатом, а не условием прощения. Однако, ко времени Лютера
эта практика получила неправильное истолкование. Люди, казалось, поверили,
что индульгенция - быстрый и удобный способ приобретения прощения грехов.
Лютер протестовал. Прощение представляло собой изменение отношений между
грешником и Богом, а не финансовую спекуляцию. Идея о прощении грехов по
благодати превратилась в идею о покупке божественного благоволения. В строгом смысле слова, лютеранская Реформация началась лишь в
1522 г., когда Лютер возвратился в Виттенберг после вынужденной изоляции в
Вартбурге. На заседании рейхстага в Вормсе в 1521 г. Лютер подвергся
осуждению за "лжеучение". Опасаясь за его жизнь, определенные
высокопоставленные сторонники тайно перевезли его в замок, известный как Вартбург,
где он оставался до тех пор, пока угроза его жизни не миновала. В его
отсутствие Андреас Боденштейн фон Карлштадт, один из академических коллег
Лютера по Виттенбергскому университету начал проводить в Виттенберге реформы,
которые, казалось, перерождалась в хаос. Убежденный в том, что его
присутствие необходимо для спасения дела Реформации от неумелых действий
Карлштадта, Лютер покинул свое убежище и возвратился в Виттенберг. На этой стадии, намерения Лютера по академической реформе
превратились в намерения реформировать Церковь и общество. Областью
деятельности Лютера уже не был университетский мир идей; он оказался в
положении лидера религиозного, социального и политического реформационного
движения, которое казалось некоторым современникам путем к новому социальному
и религиозному порядку в Европе. Фактически, программа реформ Лютера была
гораздо более консервативна, чем программы его реформатских коллег, таких как
Ульрих Цвингли. Кроме того, ей сопутствовал значительно меньший успех чем
ожидалось. Движение осталось привязанным к немецким территориям и, не считая
Скандинавии, так и не добилось признания в зарубежных землях, которые
казались уже созревшими яблоками, готовыми упасть к его ногам. Лютеровское
понимание роли "благочестивого князя" (что обеспечивало власть
монарха над Церковью), похоже, не получило ожидаемого признания, особенно в
свете республиканских настроений таких реформатских мыслителей как Кальвин.
Англия оказывается в этом отношении особенно показательной: здесь, как и в
Нидерландах, протестантское богословие явилось продолжателем реформатских, а
не лютеранских идей. Кальвинистская Реформация Истоки кальвинистской Реформации, которая породила реформатские
церкви (например пресвитериан) лежат в Швейцарской федерации. В то время как
лютеранская Реформация возникла в академической обстановке, реформатская
церковь обязана своим происхождением ряду попыток реформировать нравственный
облик и богослужение церкви (но не обязательно ее учение) в соответствии с
библейской моделью. Следует подчеркнуть, что, хотя именно Кальвин придал
этому типу Реформации его характерный стиль, его истоки следует искать у
более ранних реформаторов, таких как Ульрих Цвингли и Генрих Буллингер из
города Цюриха. Хотя большинство ранних реформатских богословов, таких как
Цвингли, происходило из академической среды, их реформационная деятельность
не была академической по своей природе. Она была обращена к церкви в том
виде, в каком она существовала в таких швейцарских городах как Цюрих, Берн и
Базель. В то время как Лютер был убежден, что доктрина оправдания имела
центральное значение для его программы социальных и религиозных реформ,
ранние реформатские мыслители проявляли относительно мало интереса к
доктринам вообще, не говоря уже о какой-либо одной доктрине. Их
реформационная деятельность носила организационный, социальный и этический
характер, во многом сходной с требованиями реформ, которые доносились из
гуманистических кругов. Обычно считается, что консолидация реформатской церкви началась
со стабилизацией цюрихской Реформации после смерти Цвингли в битве (1531 г.)
при его преемнике Генрихе Буллингере, и закончилась в период деятельности
Жана Кальвина в Женеве в 1550-е годы. Постепеннее смещение центра
реформатской церкви (первоначально из Цюриха в Берн, а затем из Берна в Женеву)
произошло в течение 1520-х - 1560-х гг., и в конце концов утвердило
преобладание в реформатской церкви города Женевы, его политической системы
(республика) и религиозных мыслителей (первоначально Жана Кальвина, а после
его смерти Теодора Безы). Данная тенденция закрепилась благодаря учреждению
Женевской академии (основана в 1559 г.), которая начала подготовку
реформатских пасторов и служителей. Термин "кальвинизм" часто употребляется по отношению к
религиозным идеям реформатской церкви. Хотя такая практика все еще достаточно
распространена в литературе о Реформации, становится все более очевидным, что
реформатское богословие конца XVI в. основывается на источниках, отличающихся
от идей самого Кальвина. Обозначение реформатской мысли конца XVI и XVII вв.
термином "кальвинизм" предполагает, что она отождествляется с
мыслями Кальвина, однако в настоящее время общепризнанно, что идеи Кальвина
незаметно изменены его преемниками. Сейчас ученые предпочитают использовать
термин "реформатский", как по отношению к церквам (в основном в
Швейцарии, Нидерландах и Германии), так и к религиозным мыслителям (таким как
Теодор Беза, Вильям Перкинс и Джон Оуэн), которые основывались на знаменитом
учебнике Кальвина "Наставление в христианской вере" или на
церковных документах (например знаменитом Гейдельбергском катехизисе), также
связанных с ним. Из трех составных частей протестантской Реформации -
лютеранства, реформатства, или кальвинизма, и анабаптизма - именно
реформатское крыло имеет особое значение для англоязычного мира. Пуританство,
которое столь явственно фигурировало в английской истории XVII в. и имело
такое основополагающее значение для религиозных и политических взглядов Новой
Англии в семнадцатом веке и далее, представляет собой особую форму
реформатского христианства. Для того, чтобы понять религиозную и политическую
историю Новой Англии и мысли таких авторов, как Джонатан Эдварде, необходимо
освоить хотя бы некоторые богословские взгляды и часть религиозного
мировоззрения пуританства, лежащие в основе их социальных и политических
настроений. Радикальная Реформация (анабаптизм) Термин "анабаптист" дословно означает
"перекрещенец" и обозначает, вероятно, самый характерный аспект
анабаптистской практики: утверждение о том, что основанием для получения
крещения должно быть лишь личное, публичное исповедание веры. Представляется,
что анабаптизм впервые возник в окрестностях Цюриха после проведения реформ
Цвингли в этом городе в начале 1520-х годов. В центре движения стояла группа
людей (среди них наиболее значительным был Конрад Гребель), которые
утверждали, что Цвингли изменил своим же ре-формационным принципам. Он
проповедовал одно, а на практике делал другое. Хотя Цвингли утверждал свою
верность принципу sola scriptura, Гребель считал, что он сохранил ряд черт, -
включая крещение младенцев, тесную связь между магистратом и церковью и
участие христиан в войне, - которые не освящены Писанием. В руках таких
мыслителей, как Гребель, принцип sola scriptura приобрел радикальные черты;
реформатские христиане должны были верить и делать лишь то, что явно
говорится в Писании. Цвингли был серьезно встревожен подобными устремлениями,
видя в них дестабилизирующий фактор, угрожающий отрезать реформатскую церковь
Цюриха от ее исторических корней и преемственности с христианской традицией
прошлого. Среди различных течений анабаптистского движения можно выделить
ряд общих элементов: общее недоверие к внешнему авторитету; отрицание
крещения младенцев в пользу крещения верующих; общее владение собственностью;
акцент на пацифизме и непротивлении. Возьмем, например, третью черту: в 1527
г. правительства Цюриха, Берна и Сен-Галлена обвинили анабаптистов в вере в
то, что "истинные христиане не могут давать или брать капитал в рост,
что все мирские блага являются общими и бесплатными, и все могут иметь на них
право собственности". По этой причине анабаптизм часто называется
"левым крылом Реформации" (Роланд X. Бейнтон) или "радикальной
Реформацией" (Джордж Ханстон Вильяме). С точки зрения Вильямса,
"радикальную Реформацию" следовало бы отличать от
"магистерской Реформации", под которой он понимал лютеранское и
реформатское движения. В настоящее время эти термины получают все большее
признание в исследованиях, посвященных Реформации, и вы столкнетесь с ними
при чтении современных исследований этого движения. Католическая Реформация Этот термин часто используется для обозначения возрождения в
римском католицизме в период, последовавший за открытием Тридентского собора
(1545 г.). В устаревших научных работах это движение часто называется
"Контрреформацией". Как видно из самого термина, представлялось,
что католическая церковь искала средства борьбы с протестантской Реформацией,
чтобы ограничить ее влияние. В настоящее время, однако, становится все более
очевидным, что римско-католическая церковь частично противопоставила
Реформации реформы в себе самой, чтобы лишить протестантскую критику
основания. В этом смысле, движение представляло собой Реформацию
римско-католической церкви в такой же степени, в какой оно было реакцией на
протестантскую Реформацию. Те же проблемы, которые лежали в основе протестантской
Реформации в Северной Европе, привели к обновлению католической церкви, в
особенности в Испании и Италии. Тридентский собор, явившийся важнейшей
составной частью католической Реформации, прояснил католическое учение по
многим запутанным вопросам, провел остро необходимые реформы в области
поведения духовенства, церковной дисциплины, религиозного образования и
миссионерской деятельности. Движение за реформы в церкви было в значительной
степени вызвано преобразованием многих старых религиозных орденов и
основанием новых (среди - них орден иезуитов). Богословские аспекты
католической Реформации будут рассмотрены более детально в связи с ее учением
о Писании и предании, оправдании верой и таинствах. В результате католической
Реформации, многие злоупотребления, лежащие в основе требований реформ - со
стороны как гуманистов, так и протестантов -были искоренены. ВЕДУЩИЕ БОГОСЛОВЫ
Период Реформации считается одним из наиболее плодотворных в
истории христианского богословия. Обычно выделяются три богослова как имеющие
особое значение: Мартин Лютер, Жан Кальвин и Ульрих Цвингли. Первые два
представляются особенно значительными. Хотя Цвингли и можно назвать крупной
фигурой в своем роде, творческий талант и богословское воздействие Мартина
Лютера и Жана Кальвина оставляют его в тени. Мартин Лютер (1483-1546 гг.) Мартин Лютер получил образование в Эрфуртском университете, на
факультете гуманитарных наук, а затем стал изучать богословие в местном
августинском монастыре. В 1512 г. он был назначен профессором библейских
исследований в Виттенбергском университете, где он читал лекции по Псалмам
(1513-1515 гг.), Посланию к Римлянам (15151516 гг.), Посланию к Галатам
(1516-1517 гг.) и Посланию к Евреям (1517-1518 гг.). В этот период в
богословии Лютера можно проследить ряд изменений, особенно в связи с
доктриной оправдания. Близкое знакомство с библейскими текстами вызывало все
большую неудовлетворенность взглядами via moderna на этот вопрос . Лютер впервые привлек к себе общественное внимание в 1517 г., в
результате опубликования его "95 тезисов" об индульгенциях. Затем
последовал Лейпцигский диспут (июнь-июль 1519 г.), в ходе которого Лютер
заслужил репутацию радикального критика схоластики. В 1520 г. он опубликовал
три трактата, которые еще больше укрепили его репутацию богословского
реформатора. В "Обращении к христианскому дворянству немецкой
нации" Лютер страстно призывал к реформе Церкви. Как в доктрине, так и
на практике Церковь шестнадцатого века отошла от Нового Завета. Благодаря
энергичной и остроумной немецкой речи Лютера серьезные богословские вопросы
становились более привлекательными для множества простых людей.
Воодушевленный замечательным успехом этой работы, Лютер написал следующую - "Вавилонское
пленение христианской Церкви". В этом сильном произведении он
высказывает мысль, что Евангелие стало пленником официальной Церкви.
средневековая церковь, утверждал он, опутала Евангелие целой сетью
священнослужителей и таинств, она стала хозяйкой Евангелия, тогда как должна
была стать его служанкой. Данная мысль получила дальнейшую разработку в
трактате "Свобода христианина", в которой Лютер исследовал
значение доктрины оправдания верой для христианской жизни. Лютера можно с полным основанием назвать наиболее плодовитым автором
среди реформаторов. И все же, его значение не основывается на какой-либо
крупной богословской работе. Большинство произведений Лютер написал в ответ
на споры. Лишь два его катехизиса можно по-настоящему считать систематическим
изложением основополагающих идей христианской веры. Их преимущественно
пастырская роль, однако, мешает рассматривать их как серьезные научные
богословские работы. Тем не менее, многие аспекты богословия Лютера оказали
глубокое воздействие на западную христианскую мысль. Например, его
"богословие креста", кратко изложенное в документе от 1518 г.
("Гейдельбергский диспут"), оказали значительное влияние на
богословие XX в., на что указывают такие работы как "Распятый
Бог" Юргена Мольтмана. Жан Кальвин (1509-1564 гг.) Кальвин родился в 1509 г. в Нуайоне (фр. Noyon), городке,
расположенном к северо-востоку от Парижа. Проучившись некоторое время в
Парижском университете, находившемся в то время под властью схоластики, он
перешел в более гуманистический Орлеанский университет, где изучал
гражданское право. Хотя первоначально он склонялся к научной карьере, между
двадцатью и тридцатью годами он пережил обращение, которое привело к его все
более тесной связи с парижским реформационным движением и его последующему
изгнанию в Базель. Второе поколение реформаторов острее, чем первое, понимало
необходимость работ по систематическому богословию. Кальвин, главная фигура
второго периода Реформации, видел необходимость произведения, которое четко
излагало бы основные идеи евангелического богословия, обосновывая их
Священным Писанием и отстаивая их перед лицом католической критики. В 1536 г.
он опубликовал небольшую работу, озаглавленную "Наставления в
христианской вере" и состоящую всего лишь из шести глав. Кальвин работал
над ней в течение следующей четверти века, добавляя главы и меняя
расположение материала. Ко времени ее окончательного издания (1559 г.),
работа состояла уже из восьмидесяти глав, разделенных на четыре книги. В первой книге рассматривается Бог как Творец, и Его власть над
творением. Вторая книга касается потребности человека в искуплении и способа,
каким это искупление достигается Посредником Христом. Третья книга рассматривает то, как люди это искупление получают,
а последняя книга рассматривает Церковь и ее отношения с обществом. Хотя
часто высказывается предположение, что в центре системы Кальвина находится
доктрина о предопределении, в действительности это не так; единственным
принципом, которым руководствуется Кальвин в построении своей богословской
системы, является стремление быть верным Писанию, с одной стороны, и достичь
максимальной ясности изложения, с другой. Закончив в начале 1536 г. все свои дела в Нуайоне, Кальвин
решает обосноваться в большом городе Страсбурге и заняться личными научными
трудами. К сожалению, прямая дорога между Нуайоном и Страсбургом была
отрезана из-за войны между французским королем Франциском I и императором
Карлом V. Кальвину пришлось поехать в объезд через Женеву, которая недавно
завоевала независимость от соседней Савойи. Женева находилась в то время в
состоянии смуты, только что изгнав местного епископа и начав противоречивые
реформы под руководством французов Гийома Фареля и Пьера Вире. Услышав, что
Кальвин находится в городе, они потребовали, чтобы он остался и помог делу
Реформации. Они нуждались в хорошем учителе. Кальвин неохотно согласился. Его попытки дать Женевской церкви прочное доктринальное
основание и дисциплину встретили сильное сопротивление. После нескольких ссор
дело дошло до крайности в Пасхальный день 1538 г.: Кальвин был изгнан из
города и нашел убежище в Страсбурге. Прибыв в Страсбург на два года позднее
чем он рассчитывал, Кальвин начал наверстывать упущенное время. Одну за
другой он написал ряд крупных богословских работ. Самым важным делом было,
вероятно, исправление и дополнение его "Наставлений" (1539 г.) и
подготовка первого французского перевода этой работы (1541 г.) Будучи
пастором французской общины города, Кальвин приобрел опыт решения
практических проблем, стоящих перед реформатскими пасторами. Благодаря своей
дружбе со Страсбургским реформатором Мартином Букером, Кальвин смог развить
свои мысли о взаимоотношениях между городом и церковью. В отсутствие Кальвина религиозная и политическая ситуация в
Женеве ухудшилась. В сентябре 1541 г. представители города обратились к нему
с просьбой вернуться и восстановить порядок. Кальвин вернулся в Женеву уже
более мудрым и опытным молодым человеком, значительно лучше подготовленным к
решению стоящих перед ним задач, чем он был три года назад. Его страсбургский
опыт придал реализм его теоретическим мыслям о природе Церкви, что отразилось
в последующих его произведениях, посвященных этой теме. Ко времени своей
смерти в 1564 г., Кальвин превратил Женеву в центр международного движения,
которое стало носить его имя. Кальвинизм продолжает оставаться одним из
наиболее мощных и значительных интеллектуальных движений в истории. Ульрих Цвингли (1484-1531 гг.) Швейцарский реформатор Ульрих Цвингли получил образование в Вене
и Базеле, а затем получил приход в Восточной Швейцарии. Он проявлял большой
интерес к христианскому гуманизму, особенно к произведениям Эразма
Роттердамского, и пришел к убеждению в необходимости реформирования
современной ему Церкви. В 1519 г. он занял должность пастора в Цюрихе, где он
выступал с кафедры Великого Собора, крупнейшей церкви в городе, ратуя за свои
взгляды. Первоначально они касались, главным образом, нравственности Церкви.
Однако, вскоре они стали включать и критику существующего богословия,
особенно богословия таинств. Термин "цвинглианство" используется в
основном для обозначения убеждений Цвингли в том, что Христос не присутствует
в евхаристии, которая считается лишь воспоминанием о Его смерти. Цвингли сыграл особою роль в связи с ранним распространением
Реформации, особенно в Восточной Швейцарии. Однако, он никогда не оказывал
того воздействия, что Лютер или Кальвин, так как ему не доставало
литературной плодовитости первого и системного подхода последнего. Читатель
может столкнуться с широким разнообразием написания его имени на английском
языке - "Ulrich", "Huldreich" и "Huldrych". ОСНОВНЫЕ БОГОСЛОВСКИЕ СОБЫТИЯ
Реформация представляла собой сложное движение, которое
затронуло множество вопросов. Частично, дискуссия сосредотачивалась на
источниках христианского богословия; частично на доктринах, которые явились
результатом применения этих источников. Необходимо рассмотреть эти вопросы
отдельно. Источники богословия Реформация "основного течения" была нацелена не на
установление новой христианской традиции, а на обновление и исправление
существующего. Утверждая, что христианское богословие, в конечном итоге,
основано на Писании, такие реформаторы как Лютер и Кальвин высказывались за
необходимость возвращения к Писанию как первоисточнику. Лозунг "только
Писание" (Sola Scriptura) стал характерным для реформаторов,
выражая их основополагающую веру в то, что Писание является единственным
необходимым и достаточным источником для христианского богословия. Однако,
как мы увидим ниже, это не означало, что они отвергали важность предания. Этот новый акцент на Священном Писании приводил к некоторым
выводам, из которых особенно важными представляются следующие: 1. Верования, которые нельзя было доказать на основании Писания,
либо должны быть отвергнуты, либо объявлены необязательными. Например,
реформаторы уделяли мало внимания доктрине о непорочном зачатии Марии (то
есть вере в то, что дева Мария, будучи Матерью Иисуса, была зачата
незапятнанной грехом). Они считали, что это необосновано Писанием и поэтому
отбрасывали эту доктрину. 2. Новый акцент стал делаться на значении Священного Писания в
жизни Церкви. Для Реформации стали характерны изъяснительные проповеди,
библейские комментарии и работы, посвященные библейскому богословию (например
"Наставления" Кальвина). Доктрина благодати В первый период Реформации господствовали личные взгляды Мартина
Лютера. Убежденный в том, что Церковь неосознанно впала в пелагианство, Лютер
провозглашал доктрину оправдания верой перед всеми, кто его слушал. Вопрос
"Как я могу найти милостивого Бога?" и лозунг "только верой"
(sola fide) нашли отклик в большей части Западной Европы и привлекли к
Лютеру внимание значительной части католической церкви. Проблемы,
затрагиваемые в этой доктрине сложны и будут детально рассмотрены ниже, в
надлежащем для этого месте. Доктрина оправдания верой связана, в первую очередь, с
лютеровской Реформацией. Жан Кальвин, сохраняя уважительное отношение к этой
доктрине, положил начало тенденции, которая стала более важной в позднем
реформатском богословии: рассмотрение благодати в связи с доктриной предопределения,
а не оправдания. С точки зрения реформатских богословов, окончательное
утверждение "благодати Божией" следует видеть не в том, что Господь
оправдывает грешников, а в том, что Он избрал человечество, не принимая во
внимание предвиденные заслуги и достижения людей. Доктрина "безусловного
избрания" стала рассматриваться как краткое утверждение незаслуженной
природы .божественной благодати. Доктрина таинств К 1520-м годам в кругах реформаторов получил широкое
распространение взгляд, согласно которому таинства являются внешними знаками
невидимой благодати Божьей. Установление связи между таинствами и доктриной
оправдания (тенденция, связанная, в первую очередь, с Лютером и его коллегой
по Виттенбергскому университету, Фидиппом Меланхтоном) привело к возрождению
интереса к богословию таинств. Вскоре эта область богословия стала предметом
споров, в ходе которых реформаторы выражали свое несогласие с католиками по
поводу количества и природы таинств, а Мартин Лютер и Ульрих Цвингли яростно
спорили друг с другом относительно реальности присутствия Христа в
евхаристии. Доктрина Церкви Если главной заботой первого поколения реформаторов
представлялся вопрос о благодати Божьей, то второе поколение обратило свое
внимание на вопрос о Церкви. Порвав с господствующим мнением католической
церкви по поводу доктрины благодати, реформаторы столкнулись с необходимостью
выработать связную теорию Церкви, которая оправдала бы этот разрыв и
послужила основанием возникновения в западноевропейских городах новых
евангелических церквей. В то время как Лютер занимался, в первую очередь, с
доктриной благодати, Мартин Букер и Жан Кальвин внесли решающий вклад в
выработку протестантского понимания Церкви. Это понимание впоследствии
приобрело огромное значение для мирового христианства и будет подробнее
рассмотрено ниже. ПОСТРЕФОРМАЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ: КОНФЕССИОНАЛИЗМ И СХОЛАСТИКА
По-видимому, к общим правилам истории можно отнести следующее:
за периодами творческого расцвета обычно следуют периоды застоя. Не
составляет исключения и Реформация. Возможно из-за желания сохранить
мировоззрение Реформации, постреформационный период стал свидетелем развития
схоластического подхода к богословию. Зародилось явление, называемое
"конфессионализмом", которое характеризовалось заботой о доктринальной
чистоте. Новый акцент стал делаться на "исповеданиях веры" - то
есть вероисповедальных заявлениях, таких как лютеранское "Аугсбургское
исповедание" 1530 года. Возникли новые трения внутри протестантизма,
особенно между последователями Лютера и Кальвина, поскольку каждая группа
стремилась оправдать свою конкретную позицию. Термин "вера" все
больше понимался как "набор верований", а не как "личное
упование на Бога". Над динамичной верой реформаторов нависла угроза
превращения в косную ортодоксальность. Благодаря систематическому изложению
христианского богословия, взгляды реформаторов были кодифицированы и
увековечены. В период после смерти Жана Кальвина сильно возрос интерес к
методу - то есть к системе организации и последовательности изложения идей.
Реформатские богословы оказались вынужденными отстаивать свои идеи как против
лютеранских, так и против римско-католических оппонентов. Аристотелианство, к
которому Кальвин относился с определенной степенью подозрения, стало
восприниматься как союзник. Становилось все более важным доказывать
внутреннюю связность и последовательность кальвинизма. В результате многие
кальвинистские авторы стали обращаться к Аристотелю в надежде найти в его
произведениях намеки на то, как поставить их богословие на более прочное
рациональное основание. Можно отметить четыре характеристики нового направления,
возникшего в результате этого нового подхода к богословию. 1. Человеческому разуму была отведена главная роль в
исследовании и защите положений христианского богословия. 2. Христианское богословие было представлено как логически
последовательная и рационально доказуемая система, выводимая из
силлогистических умозаключений, основанных на известных аксиомах. Иными
словами, богословие начиналось с основополагающих принципов, из которых выводились
его доктрины. 3. Считалось, что богословие основано на аристотелианской
философии, и в частности, на аристотелевских взглядах на природу метода;
позднереформатских авторов скорее можно назвать философскими, а не
библейскими богословами. 4. Богословие стало ориентироваться на метафизические и
умозрительные вопросы, в частности, связанные с природой Бога, волей Божьей
по отношению к человечеству и творению и, прежде всего, с доктриной
предопределения. Таким образом, исходной точкой богословия стали общие принципы,
а не конкретное историческое событие. Контраст с Кальвином совершенно
очевиден. С точки зрения Кальвина богословие основывалось и исходило из факта
жизни Иисуса Христа, засвидетельствованного Писанием. Однако, в позднем
кальвинизме общие принципы заняли место, прежде отводимое Христу. Чрезвычайно важной в этой связи представляется политическая
ситуация в Европе, и особенно в Германии, во второй половине шестнадцатого
века. В 1550-е годы лютеранство и католичество прочно закрепились в различных
областях Германии. Образовалась религиозная патовая ситуация, при которой
дальнейшая экспансия лютеранства в римско-католические регионы стала уже
невозможной. Поэтому, лютеранские авторы сосредоточились на защите
лютеранства на академическом уровне посредством доказательства его внутренней
последовательности и верности Священному Писанию. Им казалось, что показав
интеллектуальную респектабельность лютеранства, они сделают его более
привлекательным для католиков, не удовлетворенных своей собственной системой
верований. Однако, дело обернулось иначе. Римско-католические авторы
откликнулись все более сложными работами по систематическому богословию,
основанными на произведениях Фомы Аквинского. Общество Иисуса (основанное в
1534 г.) стремительно утверждалось как главная интеллектуальная сила
римско-католической церкви. Его ведущие авторы, такие как Роберто Беллармин и
Франциско де Суарес, внесли свой вклад в интеллектуальную защиту
католичества. В 1560-1570-е годы, когда кальвинизм стал вторгаться в прежде
лютеранские территории, ситуация в Германии еще более усложнилась. В одной и
той же местности утвердились три крупные христианские вероисповедания:
лютеранство, кальвинизм и католичество. Все три предпринимали решительные
шаги по самоопределению. Лютеране вынуждены были объяснять, в чем они
отличаются от кальвинистов с одной стороны, и от католиков - с другой.
Доктрины оказались наиболее надежным способом определения и объяснения этих
различий: "Мы верим в это, а они верят в то". Период 1559-1662 гг.,
характеризуемый усилением акцента на доктринах, обычно называется
"периодом ортодоксальности". По мере того, как в протестантских и
римско-католических богословских кругах возникало стремление доказать
рациональность и утонченность своих систем, как в одних, так и в других
начала образовываться новая форма схоластики. Лютеранство и кальвинизм были во многом похожи. Оба течения
называли себя евангельскими и отвергали более или менее те же центральные
аспекты средневекового католичества. Однако, их необходимо было отличать друг
от друга. По большинству доктринальных вопросов между лютеранами и
кальвинистами существовало широкое согласие. Однако, существовал один вопрос,
по которому они радикально отличались: доктрина предопределения. Акцент,
который делался на доктрине предопределения кальвинистами в период 1559-1662
гг. частично отражает тот факт, что эта доктрина наиболее четко отличала их
от их лютеранских коллег. Важность этого вопроса можно понять, сравнив ситуацию в Германии
с ситуацией в Англии Английская Реформация XVI в. при Генрихе VIII (1509-1547
гг.) имела мало общего с ее немецким эквивалентом. В Германии велась долгая и
упорная борьба между лютеранством и католичеством за влияние в спорных
регионах. В Англии Генрих VIII просто провозгласил, что в его королевстве
будет всего одна официальная церковь. По королевскому указу, в Англии должна
была существовать лишь одна христианская церковь. Английской реформированной
церкви не нужно было определять свое отношение к другим христианским церквам
в одной и той же местности. Обстановка, в которой зарождалась английская
Реформация, не требовала какого-либо доктринального самовыражения, поскольку
Церковь в Англии в социальном отношении занимала такое же место после
Реформации, как и до нее, независимо от каких бы то ни было политических
изменений. Этим ни в коей мере не подразумевается, что в период Реформации в
Англии не проходили богословские споры; имеется в виду лишь то, что они не
имели решающего значения. Они не считались определяющими. Лютеранская церковь в Германии была вынуждена определять и
отстаивать свое существование и границы с помощью доктрин, поскольку она
оторвалась от средневековой католической церкви. Эта церковь продолжала
существовать вокруг лютеранских областей, вынуждая лютеранство отстаивать
свое существование. Церковь, основанная Генрихом VIII в Англии, однако,
считала себя правопреемницей средневекового католичества. Английская церковь
была достаточно хорошо определена как социальная единица, чтобы требовалось
дальнейшее ее определение на доктринальном уровне. При Елизавете I ситуация в Англии во многом оставалась такой же.
В "Уложении Елизаветы" (1559 г.) определялось, что в Англии должна
существовать лишь одна христианская церковь: англиканская, которая сохранила
монополию предреформационной церкви, заменив ее церковью, которая признавала
королевскую, а не папскую власть. Католичество, лютеранство и кальвинизм -
три христианские церкви, боровшиеся за господство на европейском континенте -
не должны были существовать в Англии вообще. Поэтому не существовало
какой-либо особой причины англиканской церкви волноваться из-за доктринальных
вопросов. Королева Елизавета обеспечила ей в Англии отсутствие соперниц.
Одним из предназначений доктрин служит разделение, между тем как в Англии не
существовало ничего, от чего англиканская церковь должна была бы отделяться.
Англия оказалась изолированной от тех факторов, которые делали доктрины столь
важной на европейском континенте в период Реформации и непосредственно после
него. Следующие две тенденции, скорее всего, имеют особое значение для
указанного периода. 1. Новый интерес к методу. Такие реформаторы, как Лютер и
Кальвин проявляли мало интереса к вопросам метода. Для них, христианское
богословие представлялось, в первую очередь, связанным с толкованием
Священного Писания. Действительно, "Наставления" Жана Кальвина
можно считать работой по "библейскому богословию", сводящей
основные идеи Писания в упорядоченное изложение. Однако, в произведениях
Теодора Безы, преемника Кальвина на посту директора Женевской академии (учебного заведения, готовящего реформатских
пасторов для всей Европы), проявляется новый интерес к вопросам метода.
Логичность расположения материала и обоснованность исходных принципов
приобретают первостепенное значение. Проявление этой тенденции представляется
наиболее очевидным в том, как Теодор Беза рассматривал доктрину
предопределения, о чем будет сказано ниже. 2. Развитие работ по систематическому богословию. Возрождение
в лютеранских, кальвинистских и римско-католических кругах привело к
появлению солидных работ по систематическому богословию, во многом сравнимых
с работой Фомы Аквинского "Summa Theologia". Целью этих работ было
утонченное и всеобъемлющее изложение христианского богословия, доказательство
силы своей позиции и слабости позиций оппонентов. Следует упомянуть следующих авторов, как имеющих особое значение
для данного периода. 1. Теодор Беза (1519-1605 гг.), видный кальвинистский
автор, с 1559 по 1599 гг. - профессор богословия Женевской академии. Его
трехтомный труд "Tractationes theologicae" ("Богословские
трактаты", 1570-1582 гг.) представляет собой последовательное описание
основных элементов реформатского богословия с использованием аристотелевской
логики. Результатом явилось тщательно аргументированное и рационально
обоснованное изложение кальвинистского богословия, в котором проясняются
некоторые его туманные вопросы (связанные главным образом с доктринами
предопределения и искупления). Некоторые авторы высказывают предположение,
что озабоченность Безы логической ясностью приводит его к неверному
толкованию учения Кальвина по целому ряду жизненно важных вопросов; другие
утверждают, что Беза лишь разгладил богословие Кальвина, отшлифовав некоторые
шероховатости его учения. 2. Иоганн Герхард (1582-1637 гг.), лютеранский автор, в
1616 г. был назначен профессором богословия в Йене, где и трудился до конца
своей преподавательской карьеры. Герхард признавал необходимость
систематического изложения лютеранского богословия перед лицом сильной
кальвинистской оппозиции. Основная форма лютеранских работ по
систематическому богословию была задана в 1521 г., когда Филипп Меланхтон
опубликовал первое издание своих "Loci communes" ("Общие
места"), в которых предметы были расположены скорее тематически, чем
систематически. Герхард продолжил эту традицию, однако, почувствовал себя
вправе в большей степени опереться на аристотелевские работы по логике. Его "Loci
communes theologicf ("Богословские общие места") в течение
долгих лет считались классикой лютеранского богословия. 3. Роберта Беллармин (1542-1621 гг.), римско-католический
автор, в 1560 г. вступил в Общество Иисуса, а впоследствии, в 1576 г. стал
профессором полемического богословия в Риме. Он занимал эту должность до 1599
г., когда был назначен кардиналом. Наиболее значительной его работой
считается "Disputationes de controversiis Christianae fidef ("Рассуждения
о спорах относительно христианской веры", 1586-1593 гг.), в которой он
настойчиво доказывал рациональность католического богословия перед лицом
протестантских (лютеранских и кальвинистских) критиков. Один влиятельный элемент реформатского крыла церкви требует
особого рассмотрения. Это движение, известное как пуританство, зародилось в
конце XVI и начале XV11 вв. в Англии и широко основывалось на богословском
наследии Кальвина и Безы, проявляя в то же время значительную степень
пасторской заботы и преданности. Термин "пуританский" вскоре стал
оскорбительным; современный популярный стереотип этого движения представляет
его блеклым и скучным морализмом. Однако, по мере того, как наука выявляет
религиозный динамизм и широкое влияние этого движения, особенно в Северной
Америке в XVII веке, этот стереотип постепенно отбрасывается. Среди ведущих
английских представителей этого движения следует назвать Ричарда Бакстера
(1615- 1691 гг.) и Джона Оуэна (1616-1683 гг.). В их произведениях виден
острый интерес к отношениям между верой и опытом, предвосхищая некоторые
позиции, позднее проявившееся в пиетизме, особенно, в пастырских аспектах
христианской жизни. Работа Бакстера "Реформатский пастор" (1656
г.) до сих пор остается классической в своем роде. ПИЕТИЗМ
По мере того, как ортодоксальность приобретала все большее
влияние в основном течении протестантизма, ее недостатки становились все
более очевидными. В своем лучшем виде ортодоксальность была направлена на
рациональное обоснование положений христианской веры и доктринальную
правильность. И все же, слишком часто это выливалось в академическую
озабоченность логическими тонкостями, а не связью богословия с вопросами
повседневной жизни. Термин "пиетизм" происходит от латинского слова
"pietas" (наиболее удачным переводом которого представляется
"благочестие" или "набожность") и первоначально служил
унизительным названием, употребляемым противниками движения для обозначения
его акцента на важности христианского учения в повседневной христианской
жизни. Обычно считается, что пиетистское движение началось после
опубликования работы Филиппа Якова Шпенера "Pia desideria" ("Благочестивые
желания", 1675 г.). В этом произведении Шпенер оплакивает состояние
немецкой лютеранской церкви после окончания Тридцатилетней войны (1616-1648
гг.) и выдвигает предложения по оживлению церкви. Главным из них выделялось
личное изучение Библии. Академические христианские богословы встретили эти
предложения с насмешками, однако, они приобрели большое влияние в немецких
церковных кругах, отражая растущее разочарование и неприятие бесплодия
ортодоксальности перед лицом ужасающих социальных условий, существовавших во
время Тридцатилетней войны. С точки зрения пиетизма, реформирование
вероучения должно всегда сопровождаться реформированием жизни. Пиетизм развивался по нескольким различным направлениям,
особенно в Англии и Германии. Среди представителей этого движения следует
особо отметить двух. 1. Николай Людвиг граф фон Цинцендорф (1700-1760 гг.)
основал пиетистскую общину, известную как "Геррнгутер", по названию
немецкой деревни Геррнгут. Отмеживавшись от того, что он считал сухим
рационализмом и бесплодной ортодоксальностью своего времени, он подчеркивал
важность "религии сердца", основанной на близкой и личной связи
между Христом и верующим. Он сместил акцент на роль "чувства" (в
противовес разуму или доктринальной ортодоксальности) в христианской жизни,
что возможно рассматривать как основание романтизма в поздненемецкой
религиозной мысли. Акцент Цинцендорфа на лично приобретаемой вере находит
выражение в лозунге "живая вера", которую он противопоставлял
мертвым вероисповедальным Заявлениям протестантской ортодоксии. Этим идеям
суждено было получить дальнейшее развитие в одном направлении, благодаря
трудам Ф. Д. Э. Шлейермахера, и в другом, благодаря Джону Уэсли, которого
можно считать родоначальником пиетизма в Англии. 2. Джон Уэсли (1703-1791 гг.) является основателем
методистского движения в англиканской церкви, которое впоследствии породило
методизм как самостоятельное вероисповедание. Убежденный в том, что него не
было "веры, которой лишь одной мы спасаемся", Уэсли в 1738 г.
посетил Геррнгут, и увиденное там произвело на него глубокое впечатление.
Пиетистский акцент на необходимости "живой веры" и роли опыта в
христианской жизни привел его к обращению во время собрания на
Алдерсгейт-Стрит в мае 1738 г. Он почувствовал в своем сердце "странное
тепло". Акцент Уэсли на эмпирической стороне христианской веры, который
резко отличался от монотонности современного ему английского деизма, привел к
крупному религиозному возрождению в Англии. Несмотря на их отличия, различным ветвям пиетизма удалось
привести христианскую веру в соответствие с эмпирическим миром простого
верующего. Это движение можно считать реакцией на однобокость акцента на
доктринерской ортодоксии, направленной к вере, которая затрагивает
глубочайшие аспекты человеческой природы. Ключевые имена, слова и фразы * анабаптизм деизм евангелический * кальвинистский католическая конфессионализм лютеранский методизм ортодоксальность протестантский реформатский Реформация Термины, отмеченные звездочкой, будут рассмотрены подробнее
далее в настоящей работе. Вопросы к третьей главе 1. Что означает термин "Реформация"? 2. Кто из реформаторов особенно связан с доктриной оправдания
одной верой? 3. Насколько важен был Гуманизм для возникновения и развития
Реформации? 4. Почему реформаторы сосредоточили внимание на пересмотре
существующих доктрин Церкви? 5. Какие факторы привели к возникновению (а) конфессионализма и
(б) пиетизма? |