Дейвид Льюис |
После эпохи атеизма |
|
|
|
|
|
ЧУДЕСА Раньше
Надежда Саватеева носила очки с толстыми линзами, но после помазания миром
она различает самолет высоко в небе. Ее муж Петр служил вместе со священником
Борисом Развеевым в церкви Рождества Богородицы в Уфе. В этой церкви
происходило много других чудесных исцелений, связанных с мироточением
некоторых ее икон1. Все
эти необычные события начали происходить летом 1992 года. Молодой человек по
имени Лев молился перед иконой Девы с Младенцем. Внезапно он услышал голос
Богоматери, исходящий от иконы: «Продолжай молиться. Милость моя будет с
тобой. Церковь будет построена быстрее, чем ты думаешь». После этого местная
православная община с удивлением обнаружила, что получает намного больше
денег и материалов, чем это необходимо для реконструкции церкви, которая при
коммунистах была отдана под кинотеатр. В
начале августа 1992 года из рук Христа, изображенного на иконе, начало
сочиться миро. Вскоре после этого стали мироточить еще четыре иконы. Миро
капало из глаз, рук и даже из изображенного на иконе Евангелия. Явление
продолжалось три месяца, и за это время были наполнены четыре чаши. Миро
стекало вниз по иконе, скапливалось внизу на раме, а затем его собирали в
сосуды. Настоятель
церкви о. Борис Развеев заметил, что миро имеет необычайный аромат, который
невозможно сравнить ни с одним известным запахом. Когда он открыл бутылку с
миром, я тоже не сумел определить его аромат. По словам о. Бориса, этот
аромат наполнял весь храм, но за время службы к нему примешивалось слишком
много других запахов. Когда
во время богослужений совершалось миропомазание, происходило множество
чудесных исцелений. Например, у одного мужчины на затылке была огромная
опухоль, подлежащая хирургическому удалению. Его помазали миром и прочли над
ним молитву Иисусову. Опухоль совершенно исчезла, и операция не
потребовалась. Сорокалетняя
женщина, больная гемофилией, страдала постоянными носовыми кровотечениями,
теряя большое количество крови. Кровотечения полностью прекратились после
миропомазания. У
одержимого, помазанного миром, немедленно распухло горло, а голова начала
крутиться из стороны в сторону. Затем вращение прекратилось, опухоль спала, и
мужчина стал здоров. У
Александра, друга о. Бориса, поднялась очень высокая температура. Помазавшись
миром, он вернулся домой и лег спать. Утром он был абсолютно здоров2.
Однажды
о. Борис совершал помазание и вдруг понял, что оставшегося в чаше мира не
хватит на всех собравшихся (около тысячи человек). Тем не менее он продолжил
совершение обряда, но каждый раз, заглядывая в чашу, видел там прежнее
количество мира. Он верит, что миро умножилось таким же образом, как мука и
масло у бедной вдовы, которой помог пророк Илия3. Через
три месяца мироточение прекратилось. Приезжие из других городов просили дать
им немного чудодейственного мира, чтобы пользоваться им в своих церквах.
Некоторые даже брали масло из лампад, горевших перед мироточащими иконами, и
чудеса продолжались. Отец Борис утверждает, что, когда он налил немного мира
в воду, она превратилась в миро. В
результате подобных событий, происходящих при множестве свидетелей,
численность прихода заметно увеличивается. Когда иконы начинают плакать, в
церковь приходит множество неверующего люда. Отец Борис отмечал еще один
интересный эффект — снижение уровня преступности. Ранее, когда церковь
служила кинотеатром, в окрестном парке собирались пьяницы и хулиганы. Этот
район города пользовался очень дурной славой, но в 1992 году уровень
преступности снизился ровно в десять раз. По мнению о. Бориса, это результат
воздействия сил духовного порядка на паству, которое происходит как на
видимом уровне, так и на невидимом. Действительно ли происходят чудеса? В
такие события трудно поверить, причем не только тем, кто воспитывался в
атеистическом окружении, но и жителям других стран.И не только люди
образованные, рациональные, с научным мировоззрением смотрят на это с
сомнением — несмотря на обилие окружающих их суеверий. Протестантизм тоже
относится к этому скептически, воспринимая истечение из икон мира так же, как
и средневековые чудеса, совершавшиеся останками святых. Это не католическое
или протестантское чудо, но для Православной церкви оно, несомненно, знак
Божьей милости. Известны
факты мироточения, происходившие по всей России в разное время, в том числе в
трех церквах в Удмуртии в 1995 году4. Однако утверждают, что в
некоторых случаях чудеса были фальшивыми, в иконах были просверлены маленькие
дырочки, через которые сочилось масло. Для того чтобы определить
фальсификацию, необходима судебная экспертиза, но этому препятствует клир,
который уже превратил эти иконы в объекты особого поклонения. С
точки зрения веры, любое событие может считаться чудесным, если не
рассматривать его просто как совпадение. Сообщения о чудесах (получение
помощи в минуту острой нужды, избежание неминуемой опасности) часто зависят
от согласованности событий, а не от их внутренней природы. Например, Сергей,
христианин из Саранска (Мордовия), верит, что возможность купить квартиру
явилась ему чудесным образом. Все началось с того, что фабрика, где раньше
работала его мать, предложила кредит в шесть миллионов рублей, в то время как
квартира стоила двенадцать миллионов. Человек, стоящий в очереди перед
матерью, отказался получать деньги, и вся сумма досталась матери Сергея.
Никто не верил, что пенсионерка сможет найти еще шесть миллионов. В пятницу
утром, за день до окончания срока выплаты денег за квартиру, у них не было
еще ни копейки. Но уже вечером того же дня друзья Сергея предложили ему пять
миллионов. На следующее утро Сергей отправился в одну из крупных фирм просить
ссуду на оставшуюся сумму и очень удивился, застав бухгалтера на работе в
субботний день. Оставалось получить разрешение руководителя фирмы, который по
субботам нечасто появлялся в офисе. Сергей вышел на улицу и встретил
знакомого по христианской общине, который и оказался тем самым руководителем.
За полчаса до окончания срока Сергею удалось собрать всю сумму. Чувашская
женщина, проживающая в Казани, христианка, очень нуждалась в деньгах, как
вдруг «совершенно случайно» заглянула в свой почтовый ящик, висящий на первом
этаже ее дома, и нашла там письмо с деньгами. Она редко получает письма и
ящик проверяет нечасто, поэтому можно ли считать это простым совпадением?
Подобные рассказы можно часто слышать в самых разных местах, но всем им
присуща известная доля субъективности, поэтому часто такие случаи
воспринимаются как совпадение. На
первый взгляд, нужно просто задокументировать чудеса, подобные тому, которое
произошло с Надеждой Саватеевой, потому что такое замечательное
восстановление зрения может быть легко проверено докторами. На самом деле
любые попытки получить медицинское подтверждение оказываются чрезвычайно
сложными, в чем я удостоверился на конференции, посвященной исцелениям,
которая проходила в Великобритании в 1986 году5. Среди ее
участников были распространены анкеты с вопросами, и 1890 заполненных анкет я
получил обратно. Я хотел проследить дальнейшую судьбу исцеленных и начал с
попыток получить согласие «пациентов» на медицинское освидетельствование. Но
после этого в заключениях докторов начали появляться разногласия. Очень часто
результаты грешили неопределенностью в силу слишком больших расхождений в
объяснениях причины исцелений. Даже
если врач настаивал на своем диагнозе, скептики всегда могли бы уличить его в
ошибке на том основании, что исцеление само по себе означает ошибочность
поставленного диагноза! В некоторых случаях скептики могут заявить, что
исцеление явилось результатом лечения, параллельно с которым совершались
религиозные обряды, причем неизвестно, что из них оказало большее воздействие
на болезнь. Сложнее всего с психосоматическими заболеваниями и с эффектом
плацебо, так как пациент, которому его болезнь кажется вполне реальной,
исцеляется за счет изменения своего психологического состояния. Антропологи,
изучающие медицинские системы, отличные от западной, часто свидетельствуют об
истинных исцелениях, происшедших в результате применения местной традиционной
терапии. Однако даже для самых необъяснимых случаев всегда находится
приемлемое обоснование с точки зрения традиционной западной медицины. А если
допустить еще и применение внушения, измененных состояний сознания (например,
гипноза) и телепатии, то количество всевозможных объяснений становится
бесконечным. Именно таким образом пытались обосновать излечение молодого
человека из Магаданской области, который за два дня до собственной свадьбы
упал с большой высоты и получил серьезные повреждения внутренних органов.
Когда традиционная медицина не смогла ему помочь, то в качестве последнего
средства парня отвезли к чукотскому шаману. Раздев беднягу, шаман натер все
его тело жиром, по запаху напоминавшим ворвань. Затем он подозвал собаку,
«убил ее и выпотрошил внутренние органы. Собачьи почки, селезенку и легкие он
разложил на теле парня над соответствующими органами. После этого молодой
человек был завернут в медвежью шкуру». Повторив всю процедуру четыре раза,
шаман влил в рот больному отвар из грибов, после чего выпил сам. Через
некоторое время молодой человек полностью выздоровел6. В
традиционных шаманских ритуалах часто используются «измененные состояния
сознания» (по-моему, здесь требуется более подходящий термин). Вероятно,
некоторые методы лечения включают внушение, наркотики (в терапевтической
дозе) и другие внешние воздействия. «Измененные состояния сознания» и такие
формы поведения, как вой по-собачьи или вспышки агрессии, коренное население
Сибири считает душевной болезнью либо наваждением7. Тем
не менее существуют совершенно необъяснимые случаи исцелений, которым с
медицинской точки зрения невозможно дать обычное обоснование. Сюда относится
и чудесное излечение Надежды Саватеевой. Большое количество фактов исцелений
по молитвенной просьбе собрал Рекс Гарднер, консультант клиники «Сандерленд»,
который считает слово «чудесный» наиболее подходящим определением для
множества необъяснимых исцелений, происходивших после молитвы Господу8.
Многие из этих фактов со всего света, имеющих медицинское подтверждение,
приведены в его статье для «Британского медицинского журнала», а также в его
книге, посвященной исцелениям9. Возможно,
его список можно было бы пополнить и другими случаями, если бы существовала
полная уверенность, что при исцелении не оказали своего воздействия
психосоматические факторы. На меня произвел большое впечатление один случай,
который я лично исследовал. У семимесячного младенца совершенно исчезла
раковая опухоль на руке. Принимая во внимание его возраст, невозможно
объяснить этот факт самовнушением. Врач, наблюдавший ребенка, показал мне
свои отчеты по состоянию больного: 11 сентября 1987 года опухоль имела размеры
2,7 см в длину и 16,1 см в окружности. А уже 5 октября она «клинически не
выявлялась», то есть исчезла. Но не сама по себе, а после того, как одна
женщина-христианка провела целый день в молитве за ребенка10. Лечащий
врач не сумел дать медицинского объяснения исчезновению опухоли, назвав этот
случай «спонтанной ремиссией». Этот универсальный термин врачи употребляют,
когда заболевание исчезает без видимых, с медицинской точки зрения, причин.
По моей просьбе Дейвид Уилсон, декан медицинского факультета повышения
квалификации университета города Лидс, исследовал всю доступную литературу по
этому заболеванию (детская фибросаркома) и не обнаружил ни одного упоминания
спонтанной ремиссии этой формы рака. Судя по документам, выживали только те
дети, кому вырезали опухоль или ампутировали конечность, а после этого иногда
еще проводили курс химиотерапии или радиоактивного облучения11. Другие исцеления в России Благодаря
моим предыдущим исследованиям чудесных исцелений, а также принимая во
внимание приводимые выше факты, я, вероятно, больше других антропологов
склонен доверять известным мне случаям. Безусловно, большую роль играет моя
вера, которая, как сказано в самом начале этой книги, стала большим
преимуществом при проведении исследований на эту тему. Сам факт написания
этой книги говорит об открытости людей по отношению ко мне, которая
проявилась в том, что они доверили мне эпизоды своей жизни, связанные с
исцелениями. Иногда
это приводило к тому, что меня начинали воспринимать как эксперта и
приглашали тоже помолиться за больного. Такое «исследование через участие»
дано было испытать далеко не всем антропологам! Скоро я обнаружил, что люди
предпочитают учиться делать это самостоятельно, а не ждать прихода заезжего
иностранца. Зачастую
улучшения здоровья были либо очень малы, либо незаметны, но иногда я сам
удивлялся результатам. Один случай запомнился мне надолго. Восьмилетний
мальчик по имени Леонид не мог сам сделать нескольких шагов, так сильно
искривлена была его правая нога. Его бабушка просила меня молиться за
мальчика, но я не стал делать это в одиночестве, а пригласил ее и еще одну
женщину присоединиться ко мне в молитве. Стоял сентябрь 1995 года. В январе
следующего года я вновь приехал в Казань, и бабушка мальчика пригласила меня
съездить вместе с ней к Леониду в санаторий. По приезде она сказала, что
доктора удивлены улучшением состояния мальчика, которое наступило после нашей
совместной молитвы. Когда Леонид услышал о моем приезде, он примчался из
другой комнаты и бросился ко мне в объятия. Однако
полного исцеления не произошло, оставались еще некоторые остаточные явления.
В октябре 1996 года бабушка Леонида показала мне рентгеновские снимки ноги
мальчика, сделанные в разные годы. На более ранних снимках было заметно, что
правая нога значительно короче левой, но позднее, после молитвы, правая нога
выросла, и обе ноги сравнялись по длине12. Почти два года я был
уверен, что стал свидетелем настоящего, пусть неполного (ведь Леонид получал
и медицинское лечение), но все-таки чудесного исцеления. Однако в июле 1998
года я услышал от других людей, что Леониду необходима операция, так как одна
нога выросла длиннее другой. Было ли хотя бы временное, но исцеление
(поскольку нога выросла до нормального размера и на какое-то время прекратила
свой рост) или мы неправильно истолковали медицинские факты? Подобными
вопросами окружены многие факты «чудесных» излечений. Еще
один вопрос, которым задаются многие верующие: почему Бог исцеляет только некоторых,
но не всех? Ответ есть в Новом Завете, где сказано, что Иисус выбрал только
одного человека, оставив остальных в стороне. Позже Он объясняет, что «не
может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего» (Ин. 5:1–14, 19).
Сегодня в России некоторые христиане пытаются понять, «что творит Он», и
молиться за исцеление от болезней. Пример этому я встретил на Чукотке, где
приехавшие с Украины пятидесятники пригласили меня посетить вместе с ними
пациентов местной больницы. Там меня представили мужчине — чукче по имени
Толя, который, по его словам, был парализован и не мог даже вставать, пока за
него не помолился один из христиан. Толя ощутил в себе силу Господа, и
паралич исчез. Но у него не прошла пневмония, поэтому он продолжал лечиться в
больнице. Я
не отвергаю случаев чудесных исцелений, хотя и знаю, как трудно порой бывает
получить медицинское подтверждение этих фактов. Иногда встречаются явные
преувеличения, поэтому я склонен доверять людям знакомым, которых я близко
знаю и уважаю. Среди них — Юлия Борисенкова, которая вместе с мужем Сергеем
основала церковь «Краеугольный камень» в Казани. Она рассказывает: «22
февраля 1994 года мы собрались на нашу первую службу, специально посвященную
молитве за исцеление. Вторая, вечерняя, служба должна была состояться в 20
часов. Затем нам стало известно, что в период между 4 и 8 часами вечера, то
есть между службами, арендуемый нами зал был отдан приезжему экстрасенсу.
Некоторые из членов нашей церкви решили присутствовать на представлении и
сесть на задних рядах, чтобы спокойно молиться. Как
только экстрасенс стал демонстрировать свои способности, мы начали молиться.
Мы почувствовали, что Господь велит нам не останавливаться и продолжать. С
этого момента сила экстрасенса пошла на убыль. Например, когда он сказал
одной загипнотизированной женщине, что она не сможет встать, она немедленно
вскочила на ноги. То же самое произошло с мужчиной, которому было сказано,
что он не в состоянии расцепить руки. Он сделал это без особых затруднений.
Экстрасенс был явно озадачен и начал оправдывать свои промахи, ссылаясь на
усталость. По его словам, такие трюки обычно легко получаются, но он не может
понять, что случилось в этот раз. После
его выступления один из членов нашей церкви вышел перед собравшимися и
объявил о начале службы, посвященной исцелениям. Многие из тех, кто приходил
на сеанс экстрасенса, решили остаться на службу. В тот вечер произошло
несколько исцелений. Одна женщина, которая раньше не могла ходить, вдруг
встала на ноги и даже пошла танцевать. У другой была опухоль матки, которая
рассосалась после нашей молитвы. У некоторых нормализовалось повышенное
кровяное давление, например у одного мужчины с 220 оно опустилось до 120»13.
Мне
проще верить свидетельствам знакомых мне людей, которые не склонны к преувеличениям.
В тех случаях, когда я не знаком с рассказчиком лично, я не могу быть
полностью уверен в его беспристрастности. Тем не менее иногда независимый
свидетель может подтвердить уже известный факт. Я искал таких свидетелей,
желая проследить дальнейшую судьбу исцеленных, о которых сообщал миссионер
Дейвид Хатауэй. Интересно, что исцеления продолжались и после его отъезда.
Например, Аида Лукина из города Нерюнгри рассказывала о своей подруге по
имени Люда, исцелившейся от «женских проблем». Спустя десять дней Аида вновь
повстречала Люду, которая подтвердила, что исцеление продолжается. В Нерюнгри
происходили и другие случаи исцеления, например, глухая девочка обрела слух,
а парализованная женщина начала ходить. Получить медицинское подтверждение
этих случаев крайне затруднительно, но и сбрасывать со счетов эти
свидетельства тоже невозможно, настолько неожиданны они были для исцелившихся
больных. Важно
также то, каким способом эти свидетельства используются западными
миссионерами в проповедях, поскольку их отчеты всегда выдержаны в очень
драматическом стиле, с акцентом на «счастливые истории». По таким отчетам
создается впечатление, что практически каждый больной исцелился. И напротив,
в них никогда не упоминается ни о тех, кто не получил исцеления и ушел неудовлетворенным,
ни о рецидивах исчезнувших болезней. Хорошо, если бы так оно и было. Однако
в действительности исцеляются далеко не все. Например, Павел Бак, пастор
пятидесятнической церкви в Екатеринбурге, рассказывает: «Во время военной
службы я получил серьезную травму, которая вызвала паралич обеих ног. Но по
моим молитвам Господь исцелил меня, и я снова стал ходить. Однажды я молился
за другого человека, тоже парализованного, и Господь исцелил и его тоже. В
другой раз Господь даровал возможность видеть человеку с очень плохим
зрением, который после моих молитв отказался от очков. Но я не могу понять,
почему же Бог дает исцеление не всем, а только некоторым?»14. Чудеса
исключительны уже по самой своей природе, но даже когда они случаются, не
каждому дано поверить в них. Офицер КГБ, вызвавший на допрос Татьяну
Осинцеву, заявил, что уверует, если только своими глазами увидит чудо. Прямо
в этот момент за окном из ясного, чистого неба пошел снег! Тем не менее
верующим он не стал. Но
самые яркие чудеса — это те, которые надолго остаются в народной памяти. Они
могут принимать самые разнообразные формы, к примеру, материальная помощь в
затруднениях или спасение в опасной ситуации, но в любом случае, когда
случаются неожиданные обстоятельства, многое зависит от личного отношения.
Поэтому в данной главе я остановился на чуде исцеления, поскольку оно
наиболее осязаемо, его можно изучать. Тем не менее большинство исцелений,
которым я был свидетелем, случались с незначительными (но все же реальными)
заболеваниями и, как правило, не подтверждались медицинскими документами.
Было ли скорое заживление глубокой раны на руке молодого башкира, за которого
я молился, результатом естественного излечения? Рану необходимо было зашить,
но он отказался идти к врачам, полагая, что они не смогут ему помочь. Однако
уже через несколько дней он написал мне, что его рана зажила гораздо быстрее,
чем он мог ожидать. Скептики
могут не принять во внимание этот случай, считая его заурядным излечением.
Намного сложнее оценить ситуацию, связанную с умственной неполноценностью.
Например, в январе 1996 года семья баптистов просила меня помолиться за их
сына, который в возрасте пяти лет мог произнести всего несколько слов. Спустя
три месяца мальчик начал строить целые фразы. Что это было: ответ на
молитвенную просьбу или просто совпадение? Безусловно,
время от времени происходят исцеления плотских болезней. На встречах,
подобных той, что проводил Дейвид Хатауэй, они необходимы как вещественное
доказательство реальности проповедуемого учения. Также важно, хоть и не столь
заметно, излечение подавленной психики, избавление от вспышек гнева,
самоуничижения и стыда, которые могут проявиться в физическом заболевании.
Тесную связь между душой (греч. psyche) и телом (греч. soma) определяет
термин «психосоматический», но зачастую вылечить душу бывает намного сложнее,
чем тело. Например,
в 1990 году одну жительницу Екатеринбурга мучили непрестанные ночные кошмары.
Они начались после телевизионной программы с участием экстрасенса и
оккультиста Кашпировского. Растворяясь в его взгляде и понимая, что он есть
воплощение зла, Надя была не в состоянии оторваться от экрана. Постепенно ее
голова начинала крутиться из стороны в сторону. С этих пор ей стали сниться
ужасные сны. Я молил Святого Духа прийти к ней и избавить ее от кошмаров.
Ничего не происходило, пока я именем и властью Иисуса Христа не приказал
злому духу покинуть ее. Позднее она говорила, что в этот момент как будто
что-то тяжелое свалилось с ее плеч и она вздохнула свободно. С того дня она
стала спать спокойно. Недавно
я побывал в Калмыкии. На собрании христианской общины одна из присутствующих
женщин попросила помолиться за исцеление ее «женских болезней» (яичников).
Руководитель собрания обратился к Господу с просьбой благословить ее. Мне
показалось, что молитвенное обращение должно быть более целенаправленным,
потому что причиной болезни женщины, вероятно, был аборт. Я не мог прямо
задать этот вопрос, поэтому спросил, была ли у нее когда-нибудь беременность.
После этого она призналась в совершенном аборте. Это привело к необходимости
молитвенного покаяния, после чего мы передали душу ребенка в руки Иисуса.
Затем именем и властью Иисуса Христа я приказал духам смерти покинуть эту
женщину. Она сразу ощутила движение внутри себя, как будто что-то поднялось
из матки и через грудь вышло прочь. Можно
привести множество других примеров, но я остановился так подробно именно на
этом, чтобы показать, как важно исцелить всего человека, а не только
физическое проявление его болезни. Это требует времени, и необходимо
прочувствовать обстоятельства жизни человека. Иногда у него могут возникать
глубокие и болезненные воспоминания, как это было в случае с одной женщиной
из Татарстана, еще в детстве пережившей грязные домогательства отца. В такой
ситуации желательно присутствие какой-либо женщины из местных, которая может
помочь советом. Часто
я замечал, что людям легче раскрыть душу мне, чем друзьям или коллегам и даже
своему пастору, потому что я не из их круга. В связи с этим мне кажется, что
есть нужда в опытных специалистах (православных, мусульманах, протестантах —
любых), глубоко чувствующих внутренние потребности людей. Зачастую все советы
служителей сводятся только к цитированию Евангелия и рекомендациям, как
поступать в тех или иных случаях, но нельзя сказать, что они прочувствовали
внутреннее состояние человека и действительно облегчили его душевные
страдания. В
какой-то мере эти советы могут быть полезны, но они больше для разума, а не
для души. У людей в России и Средней Азии накопился огромный багаж, состоящий
из обид, предательств, разводов, гнева, недоверия, который отрицательно
влияет на их жизнь. Люди хотят быть понятыми и любимыми, но настоящую любовь
и понимание можно обрести только в социально значимых отношениях. Во многих
случаях религиозные организации переняли характерный для коммунистической
системы способ обращаться к разуму, а не к сердцу. Поэтому неудивительно, что
те, кто не увидел в религии настоящей любви и понимания, начинают искать их в
социально значимых отношениях, но в других местах. Те
же, кто рассматривает религию только через призму формальных ритуалов и
соблюдения правил (например, постов), рискуют не увидеть за обрядами
истинного смысла. Ощущение душевной боли и вопросы смысла жизни гораздо
глубже любых внешних проявлений религиозности. Бывает, что никакие
нравственные ценности и стандарты не срабатывают в конкретных жизненных
ситуациях, когда человеку необходима помощь в том, чтобы применить их на
практике. Простым людям иногда кажется, что религиозные институты не в
состоянии оказать им помощь ни практически, ни советом в разрешении проблем,
с которыми человек сталкивается день за днем. Атмосфера настоящей заботы,
сострадания и любви, в которой человек чувствует себя принятым и оцененным по
достоинству, где он может быть абсолютно искренним в отношениях с другими
людьми, гораздо важнее мертвой религиозной традиции и совершения формальных
обрядов. Вдохнуть жизнь в старые, высохшие мощи — это ли не чудо?! Вероятно,
именно по этой причине многих привлекают небольшие, приватные виды служения
или религиозного обучения, наподобие описанных в седьмой главе православных
групп. Но в большинстве православных церквей, к сожалению, служба проходит
более формально и для случайно забредшего посетителя представляется
спектаклем. Поэтому очень редко члены одного прихода объединены настолько,
что могут доверять друг другу обсуждение своей личной жизни. Неудивительно,
что в протестантских церквах люди чувствуют себя принятыми в одну большую
семью. Среди православных священников существуют и такие, кто заботится о
своих прихожанах и принимает участие в их жизни не только в церкви, поэтому
такие пастыри любимы и уважаемы своей паствой. Следующим шагом может стать
обучение и подготовка светских людей, которые смогли бы разделить с пастором
его огромную ответственность, тем самым придавая его служению большую
эффективность. В
этой главе я остановился на рассказах о чудесах, связанных в основном с
исцелениями. Я уделил им такое подробное внимание, потому что они более
распространены и заметны, чем те, которые субъективно воспринимаются как
совпадения. Безусловно, такое объяснение можно применить и к чудесам
исцеления, но во всем, что связано с медициной, всегда существует
определенная статистическая вероятность ожидаемого результата. Вот почему
внезапное исцеление можно назвать чудесным, сославшись на Рекса Гарднера,
считающего это определение «наиболее подходящим»15. На
самом деле некоторые случаи можно охарактеризовать только как
сверхъестественные явления. Например, молящиеся за исцеление просят Бога ниспослать
им откровение или даровать им понимание сути проблемы. Людям необходимо
Божественное руководство в молитве за больного16. То, что принято
считать Божественным откровением, часто принимает форму сильной интуиции, как
это было в случае с калмыцкой женщиной с больными яичниками, которая утаила
совершенный ранее аборт. Но случается и наоборот, и тогда в откровениях (в
церковных кругах их считают чудесными) присутствует информация о грядущих
событиях. До некоторой степени это напоминает вещие сны, описанные во второй
главе, но более подробно остановиться на возможности получать знания о
будущем я хочу в последней главе этой книги. ВСТРЕЧА С БУДУЩИМ Предчувствия «Когда
в 1966 году в Улан-Баторе произошло страшное наводнение, я была еще ребенком.
Мой отец, две мои сестры и я были на празднике Надом [традиционные спортивные
состязания, включающие скачки и борьбу], а мама в то время выступала с
концертами в СССР. Мы сидели на стадионе и наблюдали за соревнованиями, как
вдруг я начала плакать и проситься домой. Отец очень хотел досмотреть скачки,
но я была настойчивей. В конце концов он сдался, и мы отправились домой.
Полчаса спустя сильное наводнение обрушило мост через реку, унося с собой
многочисленные жертвы. Отец сказал, что я спасла нашу семью». По
словам этой монгольской женщины, ее родители не верили в Бога до 55 лет. Она
не сказала, почему они уверовали, но мне кажется, в этом сыграл определенную
роль тот факт, что ее отец сам обладал даром предчувствия, о чем
свидетельствует следующий пример: «В 1967 или 1968 году (точно не помню) в
Улан-Баторе произошло сильное землетрясение. Отец не мог заснуть всю ночь и в
пять часов утра сел на кухне с газетой и трубкой. Затем он зашел в мою
комнату и вынес меня, спящую, на мороз, после чего вернулся в дом за сестрами
и матерью. Через несколько минут началось землетрясение. К счастью, наш дом
не пострадал». Подобное
поведение человека, обладающего даром предчувствия, подразумевает у него
наличие веры. Предчувствие приводит к совершению действия, хотя на первый взгляд
никаких оснований для этого не имеется. Можно сказать, что такое поведение
требует от атеиста большей веры, чем от человека религиозного, так как
верующий может хотя бы расценивать свои действия как реакцию на призыв Бога. Интересно,
что многие, называющие себя атеистами или маловерами, тем не менее всерьез
относятся к предчувствиям и вещим снам как к предупреждениям о грядущих
событиях. Я процитировал рассказы этой монгольской женщины в таких
подробностях, потому что они изобилуют деталями, в то время как свидетельства
других людей зачастую неконкретны и расплывчаты. Предчувствия и вещие сны
предупреждают о будущих событиях, но в отличие от вещих снов, в которых
рисуется визуальная картина грядущего, предчувствия случаются наяву и
воспринимаются интуитивно. По
словам 20-летней монгольской женщины, ее жизнь полна предчувствий. «В прошлые
выходные в Лондон из Ирландии должен был приехать приятель моего брата. Мы
отправились встречать его, но по дороге я вдруг почувствовала, что он не
приедет. Так и произошло (у него возникли проблемы с визой)». «Вчера наш
преподаватель по экономике не пришел на занятия, а перед этим, когда я
вечером ложилась в постель, я вдруг поняла, что завтра его не будет. Поэтому
я позволила себе проспать, а придя на лекцию, услышала о его болезни». Иногда
предчувствия выражаются в виде сильного ощущения или даже внутреннего
принуждения, как в следующих примерах: «Когда я учился в Москве, однажды
зимой у меня возникло беспричинное чувство печали и тоски. Я подумал о своей
старой бабушке, которую очень любил, так как она воспитывала меня и братьев с
самого раннего детства. Я не мог переносить долгую разлуку с ней, потому что
она была мне очень близка, как мать. Через неделю беспокойства я все же решил
позвонить в Улан-Батор и узнал, что она серьезно больна. Через год от этой
болезни она умерла. Для меня это было страшным ударом, я впервые потерял
близкого человека. Не знаю, почему до звонка домой я чувствовал себя
подавленно, но я помню свою уверенность в том, что кто-то из моих родных
находится в тяжелом состоянии». (Мужчина, 30 лет.) «Десять
лет назад, когда я училась в России, однажды мне вдруг показалось, что
умирает мой дед. Я очень любила его и сразу позвонила домой. Мне сказали, что
с ним все в порядке, но когда я приехала на каникулы, то узнала, что он
действительно умирал в тот самый момент». (37-летняя женщина.) Похожее
чувство беспокойства иногда может возникать даже по отношению к машине. «В
прошлом году мы должны были отправиться на церемонию открытия монастыря Амарбаясгалан.
Вместе с нами поехал журналист из британского журнала «New Scientist».
Неожиданно у меня возникли сомнения по поводу нашей машины, но водитель
заявил, что с ней все в порядке, что внедорожник «Пежо» из гаража
Министерства иностранных дел — надежная машина. Тем не менее через 20
километров на посту водитель остановился и с озабоченностью потрогал
нагревшуюся ступицу. В результате поездку пришлось продолжить только после
балансировки колес». Пытаясь
дать объяснение происшедшему, этот 42-летний мужчина говорит: «Я не знаю,
откуда появилось это чувство. Возможно, это просто недоверие к машине, ведь я
никогда раньше на таких не ездил. Я предпочитаю российские джипы, они очень
хорошо подходят для наших степных дорог». Иногда
предчувствия уподобляются вещим снам или видениям. Многие жители Ленинакана и
Спитака, разрушенных землетрясением в 1988 году, полагают, что получили
предупреждение о катастрофе в своих вещих снах, а некоторые даже видели
ангелов1. Я не опрашивал лично всех, но один из моих собеседников,
34-летний калмык, поделился со мной своим случаем предвидения, связанным с
вещим сном: «Три года назад я лежал с туберкулезом в больнице. Меня готовили
к операции по удалению части легкого. Я лежал на операционном столе, мне дали
наркоз, и я погрузился в сон. Совершенно неожиданно перед моими глазами
возник образ сына. Волна страха захлестнула меня, и я закричал: „Стойте!“
Операцию прекратили, и меня привели в сознание. Через пару дней мне все-таки
вырезали часть легкого, но после этого врач сказал, что мне очень повезло,
когда остановили первую операцию, поскольку тот хирург не имел достаточной
квалификации». На
мой вопрос, почему он увидел именно сына, он ответил: «У меня возникло
чувство, что мой сын может остаться один, без отца. До этого я сильно пил, но
после операции понял, как сильно он нуждается во мне, и вот уже три года я не
употребляю алкоголь». На мой вопрос об оценке случившегося он ответил: «Не
знаю. Было ли это откровение от Бога или откуда-нибудь еще, не имеет никакого
значения, так как я неверующий». Предвидения
довольно распространены среди людей, но большинство из них в разговоре не
может вспомнить подробности. Возникает вопрос: возможно ли, что
восприимчивость к предвидению притупляется у людей, воспитанных в обществе,
которое не уделяет должного внимания внутренней стороне жизни человека?
Действительно ли дети обладают большей чувствительностью к таким проявлениям?
Так считает татарская мусульманка по имени Зилла, которая поведала мне
следующее: «В 1993 г., когда Тимуру было три года, он вдруг стал часто
говорить о том, что скоро мы переедем на новую квартиру возле кафе-мороженого
под названием „Чулпан“. В то время мы жили совершенно в другом районе города.
Тем не менее в конце 1993 года мы действительно получили квартиру в том доме.
В
следующем году мы возвращались из Казахстана и по дороге решили заехать к
друзьям в город Бугуруслан. Тимуру было четыре года. Внезапно он сказал:
„Когда мы приедем, нас накормят пельменями“. Действительно, хозяйка дома
предложила нам с дороги отведать пельменей». Второй
случай менее удивителен, поскольку пельмени просты в приготовлении и их
всегда можно предложить нежданным гостям, но дать понятное толкование первому
событию не очень-то просто. Мать Тимура рассказала мне обе истории в 1997
году, в ее памяти остались только эти два случая, остальных она не вспомнила.
По ее мнению, «у детей есть связь с космосом». Затем она добавила: «И с
Богом. Они еще не очень грешны и поэтому могут слышать Его голос и отвечать
Ему». На
мой вопрос о том, почему взрослые утратили эту способность, она ответила:
«Если бы взрослые избавились от своих грехов, они бы тоже обрели возможность
слышать голос Бога»2. Сестра Зиллы Лиля согласилась с тем, что
дети менее грешны, чем взрослые, а значит, им легче получать информацию из
того, что они назвали «космос», а потом добавили (возможно, специально для
меня) «или Бог». Говорит
42-летний монгол, который развелся с женой через два года брака: «Моя дочь
однажды меня удивила. Я сильно напился, хотя такое со мной случается редко, и
меня забрали на ночь в вытрезвитель. Через пять дней я получил письмо от
дочери, живущей в Гоби. В письме были слова: „Папа, не пей!“ Письма из Гоби
обычно идут пять дней, то есть она написала его как раз в тот день, когда я
ночевал в вытрезвителе»3. Знание будущего Познаваемо
ли будущее? Математики предлагают интересное решение этого извечного вопроса.
Согласно уравнениям Максвелла, движение энергии может происходить не только
из прошлого в настоящее, а затем в будущее (совпадая с течением времени), но
и наоборот, из будущего — в прошлое4. Если
так оно и есть, то не находится ли эта энергия за пределами нашего
восприятия, подобно инфракрасному излучению или ультразвуку, который слышен
летучим мышам, но недоступен человеческому уху? Возможно ли, что способность
человека воспринимать такую информацию проявляется в виде предчувствий и
вещих снов? Если это не так, то можно ли простым совпадением объяснить те
случаи в жизни многих людей, когда ощущения или сны предупреждали их о
грядущем событии? С
философской точки зрения, существует два основных подхода к определению
источника информации о будущем. Ранее для его обозначения употреблялись
термины «энергия» или «сила» с приставкой «пси». В советское время эти
термины были единственно возможными, так как понятие «откровение», исходящее
от высших сил, находилось под запретом властей. В
использовании традиционной лексики перед человеком тоже стоял выбор,
поскольку в большинстве религий высшие силы подразделяются на добрые и злые.
Иными словами, откуда исходило откровение — от Бога или от демонических сил?
В различных религиях существует множество способов определения источника
откровений, учитывая их содержание, контекст и подтверждение5. Очень часто человеку неизвестен
источник его видения или предчувствия. Даже неверующие говорят: «Похоже, что
кто-то следит за мной». То есть на эмоциональном уровне они признают, что
Нечто, пославшее им откровение, является личностью или наделено сознанием и,
более того, что оно принимает участие в жизни того человека, у которого было
предчувствие или вещий сон. Так думают даже те, кто начисто отрицает
существование Бога (если разговор идет не в контексте предвидений и вещих
снов). Говоря о своем опыте, они обозначают свои чувства как «кто-то
наблюдает», но в обсуждении абстрактных идей и верований предпочитают
оставаться на рациональном уровне. Те же, кто объясняет
предчувствия и вещие сны в нейтральных терминах «сила» или «энергия», также
склонны считать их лишенными свойств личности. Если это просто обезличенные
силы, то они действительно нечеловеческие, так как религиозное мировоззрение
традиционно рассматривает божественные силы не только как сверхъестественные,
но и как наделенные моральными качествами. Следовательно, взгляд на события
истории человечества с точки зрения их нравственных последствий можно считать
пророческим. Ветхозаветные пророки постоянно напоминают, что история обладает
значением и что данное Богом спасение (например, исход из Египта, пришествие
Мессии) и суд Божий (политические, экономические и природные катаклизмы,
преследование и изгнание) — все это последствия падения нравов и непокорности
Богу. С точки зрения пророков, будущее
обусловлено сегодняшними поступками. Нравственность обладает также
политическим и социальным измерением, поскольку суд часто бывал следствием
политического давления или продажности. Поэтому неудивительно, что
репрессивные политические режимы самим своим существованием вызывали к жизни
религиозные движения, которые предрекали угнетателям кары небесные. Подобные религиозные движения до
определенной степени порождаются третьим уровнем «осознания будущего»,
находящимся за пределами предчувствий отдельных людей и религиозного взгляда
на происходящие события. Действительно, отношение церкви к подобным вещам
иногда само зависит от этого третьего уровня, а именно от тех видений,
которые считаются особыми откровениями от Бога о будущем. На вещих снах или
видениях основываются предсказания будущего, но срок исполнения снов не
всегда известен, как, например, в том случае, о котором мне в Армении
рассказывал Рубен, уже упомянутый мною во второй главе: «Три дня назад мне
приснилось, что я нахожусь за городом, и все было очень плохо. Кто-то
показывал мне грядущее; оно было ужасным. Я просил Иисуса забрать меня из
этого места, но Он обнял меня, улыбнулся и сказал: „Не бойся“. Затем картинка
изменилась, я увидел море, дом, лес и дерево. Свежий воздух, прекрасная
природа. Вдруг я услышал слова, произнесенные по-английски: „Скоро в этом
мире будут править идолы„. Тогда я не знал значения слова „идол“, но позднее
посмотрел в словаре»6. Иногда люди рассказывают о своих
снах, несущих, по их мнению, предсказания будущего, но которые тем не менее
не сбываются. Однако ранее исполнявшиеся вещие сны дают им основание
полагать, что они не ошиблись, считая свои сны посланными от Бога. 45-летняя
москвичка, прихожанка пятидесятнической церкви, в 1998 году рассказывала:
«Несколько лет назад, еще до того, как я стала христианкой, мне приснился
сон, в котором я собирала цветы возле незнакомого здания. Когда через
несколько лет я устроилась на работу в институт, прямо передо мной находилось
здание, виденное мной во сне. В другой раз мне приснилось, как я спорю с
каким-то православным, который просит меня поговорить на иных языках. Я
отказалась, потому что знала, что он станет смеяться надо мной, а мне не
хотелось становиться объектом насмешек. Некоторое время спустя мне пришлось
принять участие в школьной дискуссии. Класс разделился между мною и одним из
учеников, глубоко верующим православным. Он попросил меня показать, как я
разговариваю на иных языках. В этот момент я вспомнила свой сон и поняла, что
он был предупреждением, поэтому я ответила так же, как и во сне. Иногда у меня бывают сны, в
которых, я верю, Иисус показывает мне ближайшее будущее. В одном из них я
увидела комендантский час в Москве, введенный перед выборами нового,
следующего после Ельцина, президента. Деревья стояли голые, но снега на
улицах не было, как бывает поздней осенью или ранней весной. Однажды мне
приснилось, что верующих очень жестоко преследуют, и нам остается только
просить у Бога защиты. Милиция разгоняла наше собрание и забирала столы. Мой
муж вмешался и сказал им, что они не имеют права брать чужое имущество. В
ответ на это один из офицеров повернулся и выстрелил ему в живот. А я
оказалась в тюрьме». Предсмертный опыт В некоторых случаях откровение
проявляется на физическом уровне, когда получивший его человек падает наземь
или находится в состоянии транса7. Иногда люди, пережившие
клиническую смерть, сообщают о видениях грядущих событий на нашей планете8.
Подобный опыт не так распространен, как предчувствия. Один знакомый татарин
по имени Гали рассказывал мне о своих предсмертных ощущениях, возникших у
него, когда после падения с большой высоты он находился в бессознательном
состоянии. Он увидел себя в заоблачном пространстве стоящим перед лицом того,
кто сидел на троне (Гали полагает, что это был трон Бога). Затем ему было
предложено выбрать себе жену из нескольких женщин, которых он не видел, но
слышал их голоса, зовущие его. Он сказал, что выбрал ту, которая кричала
громче всех! Туркменская женщина, врач,
сообщает: «Я дважды была при смерти. Первый раз в 25 лет во время операции.
Мне дали слишком слабую дозу наркоза, и у меня остановилось дыхание. Сперва я
хотела закричать, но ни один звук не вырвался из моей груди, и хирург не
услышал меня. Мне показалось, что я прохожу через тоннель. Я видела хирургов,
склонившихся надо мной, но не видела своего тела. Другой раз наступил, когда я
заболела и лечилась иглоукалыванием. Однажды я немного выпила, а затем, чтобы
снять боль, приняла лекарство. Через несколько минут я „отключилась“. Я
слышала голоса, но никого не видела. Боль исчезла, и я чувствовала себя очень
хорошо. Затем я вспомнила детей и подумала, что у них никого больше нет, и
после этого захотела вернуться». Жене Хачика Стамболтсяна Гаянэ
сейчас пятьдесят с небольшим, но она очень хорошо помнит свой предсмертный
опыт, который произошел в 27-летнем возрасте: «Я была очень серьезно больна и
лежала в больнице. Однажды мне приснился странный сон, о котором я даже
рассказала мужу. Я увидела себя на больничной койке, окруженной врачами. Один
делал укол, другой пытался заставить мое сердце биться. Я наблюдала за ними,
и то, что я видела, было очень странно, так как на кровати лежала другая
Гаянэ — я сама! Мне было очень жаль ее, она выглядела такой больной. Затем я выглянула из палаты в
коридор, где было очень темно, и тут же вернулась назад в палату. Я
почувствовала, что кто-то черный и страшный дожидается меня в коридоре; он
заговорил со мной, но не словами, а мысленно: „Быстрей, ты должна быть со
мной, быстрей!“ Но мне было так жаль ту, вторую Гаянэ, что я ответила: „Я не
хочу идти. Мне надо дождаться и посмотреть, что будет с ней“. После этого я
упала на колени и начала умолять: „Я не хочу идти, я не хочу, мне так жалко
ее!“ Все это время я видела комнату и все в ней происходящее как бы сразу со
всех направлений. Внезапно я поняла, что тот страшный ушел. Мне сразу стало
легче, и я проснулась, решив, что это был просто сон. Пятнадцать лет я не знала, что
это было. Мне никогда не говорили, что со мной случилось, пока я не встретила
женщину, которая присутствовала при этом. По ее словам, я была очень больна.
Я считаю, что это был предсмертный опыт». В то время Гаянэ не была
верующей. Тем не менее через несколько дней после того случая она
почувствовала необходимость примириться со всеми, кого обидела, пусть даже
очень незначительно, и привести в порядок свои отношения с людьми. Такое
поведение говорит о том, что ее жизнь приобрела новое, нравственное
измерение. И хотя она считала себя в то время атеисткой, с религиозной точки
зрения ее поведение очень напоминает глубокое покаяние. История с Гаянэ приводит нас к
выводу о том, что она встретилась не с обезличенной силой, а с разумным
существом. Если предчувствия и другие похожие переживания иногда
интерпретируются как природные явления, например экстрасенсорика или «пси»,
то для истолкования предсмертного опыта, с точки зрения людей, его
переживших, такого объяснения явно недостаточно. Во-первых, они оценивают
ситуацию из более выгодного положения, чем то, где находится их собственное
тело. Иногда они видят происходящее сверху, как бы из-под потолка, что
говорит о невозможности внушения со стороны другого человека. Во-вторых,
иногда они описывают встречи с нематериальными, но разумными существами.
Например, Гаянэ почувствовала связь с неким темным и страшным существом,
которое, с религиозной точки зрения, могло быть демоном. Более того, дальнейшее
поведение Гаянэ, напоминающее покаяние, показывает, что она очень глубоко
прочувствовала необходимость очиститься, то есть ее опыт повлек за собой
последствия нравственного характера. В то время Гаянэ не принадлежала
ни к одной из религиозных общин. Три года спустя она вдруг обнаружила, что
Хачик читает Библию. Когда он сказал ей: «Бог существует», в ее душе возникло
ощущение, что это правда. Вероятно, ее предсмертные переживания сыграли свою
роль в появлении этого чувства. Гохар, младшая сестра Гаянэ,
также испытала ощущение близкой смерти. Она говорит: «Это было в декабре 1982
года. Я хотела принять ванну, а в это время в газовой трубе произошла утечка
газа, и я отравилась. Когда мне стало плохо, я позвала мать и рухнула на пол.
Я видела саму себя лежащей на полу, отец и Гаянэ суетились надо мной, пытаясь
привести меня в чувство. Мать бегала по комнатам, не зная, что предпринять, и
пыталась вызвать врача. Я говорила Гаянэ: „Оставь меня, ничего не делай, мне
так хорошо, я хочу, чтобы меня не беспокоили“. Я даже дотронулась до нее, но
она не почувствовала и не услышала меня. Она проверяла мой пульс, и по ее
реакции я поняла, что умерла. Я находилась как бы сразу во всей квартире и
могла видеть и мать, и Гаянэ одновременно. Тем не менее мне все это
нравилось. Я не ощущала своего веса и могла свободно перемещаться повсюду.
Мне было очень легко, свободно, не существовало никаких проблем, ничто не
беспокоило меня. Я не хотела возвращаться обратно, но ко мне все же вернулось
сознание. Я помню, какое всеобщее возбуждение и радость начались в доме,
когда я пришла в себя». Некоторое время спустя Гаянэ и
Гохар вместе читали книгу о предсмертных ощущениях людей, и в это время им
довелось пережить еще один опыт, который можно считать, скорее, видением.
Гохар описывает этот случай такими словами: «Однажды летом 1983 года мы с
сестрой лежали на родительской кровати и читали книгу Раймонда Мооди.
Внезапно мы увидели свет возле двери. Он был очень ярким, желтым и теплым, но
в то же время странным, потому что ему неоткуда было взяться, у него не было
источника, это был свет из ниоткуда! Мы были в квартире одни, двери закрыты,
откуда он возник? Так как я моложе Гаянэ, она послала меня посмотреть на него
поближе. Помню, что я очень боялась, так как остальная комната была погружена
во тьму. Это был световой шар с резко очерченными краями, диаметром около 20
сантиметров. Он висел в воздухе и светился сам по себе, но не освещал ничего
вокруг, все остальное пространство было темно. Мне было страшно, но все-таки
я подошла и посмотрела. Вернувшись к Гаянэ, я сказала: „Там ничего нет“. Она
тоже была очень напугана и послала меня еще раз. Но вдруг у нас обеих страх
исчез, и мы продолжили чтение, а потом уснули». На вопрос о том, как они могут
это объяснить, они ответили: «В книге Мооди описывается несколько случаев,
когда люди видели световые шары, подобные нашему. Но в тот момент мы только
начали читать книгу, и нам об этом было еще неизвестно. Но когда мы позднее
прочли о таких случаях, мы сразу поверили в них. Это был знак, что такое
бывает». Подобные переживания заставляют
человека задуматься о том, что его поступки имеют последствия нравственного
характера и влияют на дальнейшую жизнь. Часто люди, пережившие предсмертный
опыт, сталкивались с возможностью выбора между тем, чтобы остаться в ином
мире либо вернуться назад, в свое тело. Иногда им приходилось оценивать
прошедшую жизнь и думать о том, какие истинные ценности они приобрели, что
было сделано во имя других людей или Бога, а не в угоду собственным желаниям
и прихотям9. Предсмертный опыт разных людей
очень сильно отличается по содержанию (одни видят рай, а другие — ад),
глубине и количеству подробностей. В ранних исследованиях Мооди различные
свидетельства были объединены с целью создать единый образ, но поскольку он не
присущ всем без исключения случаям, то его нельзя рассматривать в качестве
стандартного10. Мооди, в частности, не принимал во внимание те
случаи, в которых человек помимо своей воли оказывался в устрашающем
«инфернальном» окружении. Мооди начал исследования под влиянием свидетельства
профессора Джорджа Ритчи, которому он посвятил свою книгу. Рассказ Ритчи —
один из тех немногих, которые наиболее соответствуют разработанному Мооди
образцу, а именно: вначале человек покидает свое физическое тело, затем происходит
его встреча с так называемым светящимся существом, после этого перед его
взором проходит вся его жизнь, потом ему показывают иной мир и, наконец, он
возвращается в свое тело. В случае с профессором Ритчи светящееся существо
(которое он определяет как Иисуса Христа) оценило его земную жизнь, затем
показало ему картины преисподней, а после этого — прекрасный город из света.
К тому времени Ритчи еще не читал заключительные главы Библии, Книгу
Откровение, где небеса описываются примерно такими же словами11. Толкование истории Религиозная точка зрения на
политические события в России отражена не только в библейской Книге
Откровение, но и во многих других апокалиптических писаниях. Особенно при
советской власти нетрудно было представить, что библейский «Гог, князь Роша»
(то есть России), который со своими союзниками вторгся в Израиль с севера
(Иез. 38:2; Отк. 20:8), — это иносказательное описание военной мощи
современной России. Другие толкования Библии в свете
российской истории менее очевидны, но весьма любопытны. Так, в 1990 году,
когда у власти был Горбачев, один студент из Свердловска пытался меня
убедить, что Горбачев упоминается в Библии как тот, чья голова «как бы
смертельно была ранена», а затем исцелена. Он стал «восьмым царем» (то есть
лидером) Советского Союза, столица которого расположена на семи холмах (Отк.
13:3; 17:9–11). Немаловажную роль в появлении подобных идей сыграло и
признание Москвы «третьим Римом» (после Рима и Константинополя), что
произошло в XV веке после принятия Иваном III титула «царь», то есть
«цезарь». Попытки реформ и «открытия» СССР
предпринимались и до Горбачева12. Чернобыльская катастрофа стала
еще одним стимулом для этого, так как власти расписались в собственном
бессилии и были вынуждены позволить зарубежным специалистам провести
инспекцию. Многие наблюдатели связывали название станции «Чернобыль», что
означает «полынь», со словами из Книги Откровение: «…упала с неба большая
звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на
источники вод. Имя сей звезде „полынь“; и третья часть вод сделалась полынью,
и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки»13. В 1984 году множество христиан
по всему миру начали искренне молиться в течение последующих семи лет за
религиозную свободу в Советском Союзе и возможность приобретать Библии без
ограничений. Миссия «Открытые двери», которая предложила провести семилетнюю
молитву, сравнивала СССР с библейским городом Иерихоном, стены которого пали
после того, как иудеи семь дней ходили вокруг него. В то время было
невозможно даже представить, какие изменения произойдут в СССР в течение
последующих семи лет. Один христианин из Польши
рассказывал мне о своем видении во время его поездки в Москву в 1992 году
незадолго до попытки государственного переворота. Глядя на мавзолей Ленина на
Красной площади, он вдруг увидел огромную фигуру, стоящую прямо на крыше
мавзолея. Казалось, она вот-вот упадет, но в последний момент фигура
удержалась и выровнялась. Мой собеседник истолковал это видение как
укрепление духовности России, которая чуть было не погибла за время советской
власти, но сумела все же восстановить свои позиции. Коммунистическая идеология
обладала собственным взглядом на историю, претендующим на абсолютную истину.
Согласно ему, человеческое общество двигалось к социализму, развиваясь от так
называемого «примитивного коммунизма», постепенно проходя стадии
рабовладельчества, феодализма и капитализма. Существует множество различных
интерпретаций этой схемы, особенно по отношению к таким обществам, как Монголия,
которое, по мнению коммунистов, миновало капитализм и перепрыгнуло прямо в
социализм14. Подобная точка зрения на историю
человечества, которое ступенчато развивается в определенном направлении,
близка религиозному взгляду. Проще говоря, и в марксизме и в христианстве
принято считать, что история человечества начиналась с простых форм общества,
которое в силу человеческого эгоизма постепенно разлагалось, но двигалось тем
не менее к утопическому идеальному состоянию. И этому имеются практические
подтверждения, поскольку мы прямо сейчас можем облегчить этот процесс
движения к идеальному будущему. Предвидения будущего, как
правило, бывают либо условными, либо непреложными. Зачастую предсказанные
библейскими пророками беды носили условный характер. Их даже можно было
избежать, если раскаяться в грехах и изменить свою жизнь. С другой стороны,
существовали предсказания неизбежного будущего. Два из них были явлены царям
во сне: семь лет изобилия и семь лет голода приснились египетскому фараону,
также и Навуходоносору было показано во сне будущее. В обоих случаях сны были
истолкованы другим человеком, имеющим близкие отношения с Богом (Быт. 41;
Дан. 2). И в наши дни людям снятся вещие сны, но они не всегда могут понять
их значение (во второй главе этой книги представлен обширный материал на эту
тему). Известно об одном русском
православном монахе, которому в 1911 году было пророческое видение истории
всего ХХ века и далее. Похоже, что это пророчество было скорее непреложным,
чем условным, хотя предсказанное «спасение Британии женскими мольбами»
вызвало возникновение в Британии молитвенного движения среди женщин и тем
самым исполнилось. Мне представляется необходимым остановиться подробнее на
некоторых ключевых моментах пророчества этого монаха, поскольку они затрагивают
историю не только России. Он говорил: «На некоторое время Россию охватит зло,
и потекут реки крови. Это приписывается русской душе, но это не есть русская
душа. Это не идеология, не философия, это дух преисподней. В последние дни
Германия будет разделена на две части. Франция превратится в ничто. Италию
ждут природные катастрофы. Британия потеряет все свои колонии и будет лежать
в руинах, но спасется по молитвам женщин. Америка будет кормить весь мир,
пока не разрушится. Россия и Китай уничтожат друг друга. В конце концов
Россия освободится и с помощью своих верующих двинется дальше и многие нации
обратит к Богу»15. Землетрясение в Армении:
варианты толкования В пророчествах подобного рода
тревожит один аспект — утверждение, что происходящие события есть
вмешательство Бога в человеческую историю. За внешним проявлением событий
кроется вопрос: «Что делает Бог?». То, что ветхозаветные пророки расценивали,
как суд Божий, например изгнание в Вавилон, в ретроспективе становится
способом избавления древнего иудейского общества от идолопоклонничества. С
такой точки зрения семьдесят лет советской власти в бывшем СССР могут
восприниматься как разрушение искаженных форм религиозности и оказание помощи
людям в обретении истинных ценностей. Что касается страданий, то одних
они ожесточили, а других сделали более сострадательными к ближним, испытавшим
те же трудности. В этом смысле отношение к природным катаклизмам как к
Божественному суду представляет собой очень непростой вопрос, так как
невозможно оставаться безучастным к человеческим страданиям. Землетрясение
1988 года, разрушившее Спитак и большую часть Гюмри (который до этого
назывался Ленинаканом), оставило незаживающую рану в серд- цах жителей
Армении. Множество народу погибло, огромное количество людей пострадало, но
было и несколько чудесных спасений. «Меня как будто что-то или
кто-то опустил на землю», — говорит жительница одного из разрушенных домов. В
момент землетрясения она находилась на седьмом этаже, а когда ее дом рухнул,
она оказалась на земле без единой царапины. Живущий на девятом этаже пожилой
мужчина, ощутив толчки, начал молиться Богу; его дом устоял, единственный во
всем квартале. Множество людей, в том числе и
христиан, оказались в своих домах, как в ловушках. Но даже в такой ситуации
происходили события, которые сегодня можно считать Божественной помощью.
Здание, в котором жила Рита, рухнуло в тот момент, когда она пыталась
выбраться из него. Женщина оказалась придавленной тяжелым лестничным
пролетом. Несколько дней она лежала, раскинув по сторонам руки, не в
состоянии пошевелиться. Неподалеку находился ее сосед, молодой человек, также
погребенный заживо, которому она советовала молиться Богу. Он пренебрег ее
советом и вскоре умер. Сама Рита молилась все время, пока была в сознании.
Одна ее рука была сильно повреждена. Однажды Рита заметила рядом какое-то
животное. Думая, что это кошка, она пыталась прогнать ее, но вскоре поняла,
что это была крыса, которая принюхивалась к ее раненой руке. Рита снова
потеряла сознание. Когда Риту спасли, выяснилось,
что крысы успели погрызть ее руку. Врачи настаивали на ампутации, так как
циркуляция крови была нарушена и за несколько дней кровь, скопившаяся в руке,
почернела, что могло привести к гангрене. Отчим Риты умолял врачей: «Не
режьте, ей лучше умереть, чем жить без руки». Доктора уступили и, как
оказалось, не зря, так как гангрена все-таки не развилась. При более
пристальном исследовании выяснилось, что крысы сожрали только свернувшуюся
кровь, но не перегрызли ни одной вены. Рита верит, что они были посланы Богом
спасти ее руку. Вначале рука плохо слушалась, но со временем обрела прежние
качества и полностью восстановила все свои функции. Тем, кто задается вопросом:
«Если Бог существует, то почему же Он допускает такие трагедии?»,
землетрясение стало напоминанием о событиях в городе Ани, бывшем столицей
древней Армении. Он был расположен в 30 километрах к юго-западу от Гюмри,
там, где сегодня проходит граница с Турцией. Этот город славился своим
богатством и на призыв католикоса к покаянию ответил отказом. Затем город был
поражен чумой, а после разрушен землетрясением. Подобно ему, Ленинакан
считался процветающим, но безбожным городом; его жители были очень горды и не
испытывали нужды в Боге. Даже движение «Братство» не сумело организовать там
свою общину. Тем не менее известно, что перед землетрясением было несколько
знамений, явленных людям во сне или наяву. Впоследствии многие обратились в
христианство, так как катастрофа разрушила не только их дома, но и всю
систему их ценностей и понимания смысла жизни. Один из высших иерархов
Армянской церкви (он пожелал остаться неизвестным) говорил мне, что за его
слова о землетрясении как о каре Господней его обвинили в отсутствии
патриотизма. Наверное, он испытал в полной мере, что означает выражение «нет
пророка в своем отечестве». Тем не менее его суждение было не единственным;
многие, как в самой Армении, так и в других странах, пришли к подобному
выводу. Слушая новости о землетрясении, я тоже вопрошал Бога, почему оно
случилось. Как бы в ответ на этот вопрос мне в голову немедленно пришла мысль
о библейском пророке Амосе, который пророчествовал за два года до
разрушительного землетрясения в Израиле. Амос говорил о зверствах соседей
Израиля — сегодня мы называем это геноцидом или резней. Амос упоминает о том,
что восточные соседи Израиля вспарывали животы беременным женщинам. Эти
зверства повторились в 1988 году во время резни армян в Сумгаите
(Азербайджан)16. Для этих народов тоже наступит суд Божий, говорит
Амос, но в целом его пророчества относятся к народу израильскому, который
будет судим Богом за продажность, несправедливость и эксплуатацию своих
соотечественников. Действительно, причиной такого
огромного количества погибших во время землетрясения в Армении была не
стихия, а коррупция. В Армении были разработаны все необходимые правила
безопасности, но они не соблюдались. Взяточничество и мздоимство привели к
тому, что дома стали для людей каменными ловушками — цемент для строительства
был разворован, и в результате количество песка в бетонном растворе было
чрезмерно велико. Этот регион известен своей высокой сейсмической
активностью, но, несмотря на это, в нарушение всех строительных норм там
возводились высотные здания. Землетрясения такой же силы в Токио и
Лос-Анджелесе принесли гораздо меньше жертв, да и в самой Армении менее всего
пострадали дома, построенные еще до Хрущева, в то время как современные
здания рассыпались, как карточные домики. Каждый мой приезд в Армению я не
просто привозил с собой гуманитарную помощь, но и находил возможность
обсуждать эти вопросы в церквах, с журналистами и на телевидении. Осознавая
глубину происшедшей трагедии, пытаясь помочь пострадавшим и лишенным крова, я
в то же время хотел показать людям, что землетрясение можно расценивать как
возможность начать все сначала, искоренив коррупцию, которая принесла им так
много вреда. Гораздо сложнее было убедить их прощать своих врагов, потому что
обида и гнев прочно укоренились в сердцах армянского народа. Когда я говорил
об этом с Касей Абгарян, пресс-секретарем президента Роберта Кочаряна, она
заявила, что не собирается отказываться от этого, потому что обидчивость —
одна из черт национального армянского характера. Нежелание терпеть коррупцию и
несправедливость привело 27 октября 1999 года к убийству премьер-министра и
других членов армянского правительства. Двумя месяцами раньше страшные
последствия коррупции проявились также в Турции, где тысячи людей погибли во
время землетрясения, где властями нарушались правила безопасности и в угоду
наживе были подвергнуты риску человеческие жизни. Заключительные комментарии Моя точка зрения на армянское
землетрясение многим может показаться спорной, поскольку сюда примешивается
политика. В этом отношении религия более «безопасна», поскольку выбор веры
зависит лично от каждого, но что касается политики, то здесь всегда
присутствуют противоречия. Любой политический акт — это отражение морали
власть имущих, которая, в свою очередь, может испытывать религиозное влияние.
Такие религиозные понятия, как истина, справедливость, милость и любовь,
могут изменить автократическую и деспотическую политику государства. Истории
известны попытки любым способом установить контроль над религией — либо
привлекая религиозных лидеров к управлению государством, либо с помощью
законов, а также манипуляциями и преследованиями. Проблема заключается в том, что
религиозность – понятие многогранное. Официальная религия — всего лишь одно
из ее проявлений, но, так как оно наиболее заметно, им легче управлять.
Обычно законодательство сфокусировано именно на этом, официальном, выражении
религиозности, в силу того что остальные проявляются не столь очевидно. Но
это не означает, что они обладают меньшей силой. В предыдущих главах этой книги я
останавливался на различных аспектах духовного опыта. Наверное, не все
наделяют свои вещие сны религиозным значением, но у многих, испытавших
духовные переживания, меняется взгляд на религию и появляется отклик на
религиозные стороны жизни. Несомненно, сны и видения играют важную роль в
религиозных традициях многих народов. Вещие сны, предчувствия и т. д.
появляются спонтанно и непредсказуемо. Их невозможно вместить в рамки закона.
Более того, переживания духовного характера испытывают не только те, кто
принадлежит к каким-либо религиозным организациям, но практически любые люди.
Атеисты, агностики, мусульмане, буддисты тоже имеют духовный опыт. Трудно
найти такого человека, которому он неведом. По данным исследований,
проводимых в США, Великобритании и других странах, от одной до двух третей
населения знакомы с духовным опытом. Только самые молодые люди могут отрицать
существование этого опыта в их жизни, но более зрелые признают его17.
Возможно, свою роль сыграло и
наследие атеистического прошлого. Известно, что люди предпочитали умалчивать
о своем опыте, чтобы не оказаться объектом насмешек или, того хуже, не
прослыть сумасшедшим. Но подавлять духовную сторону жизни человечества в
течение долгого времени не удавалось никому. История всех мировых культур
наполнена религиозными обрядами и верой, так что, на мой взгляд, для человека
более естественно верить, чем быть атеистом. Тем не менее духовный опыт — это
только начало. Затем человек начинает задавать вопросы о значении этого
опыта: «Существует ли Бог или иной высший разум, который общается со мной?
Какие из этого могут быть последствия? Хватит ли у меня мужества выполнить
то, о чем Он просит?» Попытка придать смысл личному
духовному опыту является одним из источников веры. Остальные проистекают из
откровений, данных другим людям (например, пророкам или основателям
религиозных течений), которые, в свою очередь, сами исходят из духовного
опыта, такого, как видения или вещие сны. Обычно эти откровения записывают и
включают в каноны писаний, которые в дальнейшем кладут в основание веры. Эти
книги могут также содержать описания деяний Бога или человека,
представляющего собой воплощение Божества, в контексте исторических событий. Следующая составная часть
религии — обычаи. Часто они представляют собой выражение веры, но в некоторых
случаях сама вера может служить обоснованием уже существующего обычая. По
всей вероятности, очень часто вера и обычаи прямо или косвенно проистекают из
личного опыта и включают в себя не только ритуалы, но и определенное
поведение, основанное на религиозных нравственных ценностях. Религиозные
обряды часто принимают формы общественной деятельности. Это вполне нормально,
так как человечество социально по своей сути. Человечество приспособилось
выживать в самых разнообразных условиях, включая раскаленные пустыни
Туркменистана, казахские степи и ледяные просторы Чукотки, и это говорит о
том, что многие черты нашего поведения заимствованы из окружающего нас мира,
а не унаследованы генетически. Это существенно расширяет наше культурное
разнообразие и напоминает нам о необходимости уважать любой народ, так как
нам есть чему поучиться у тех же чукчей или ханты, живущих в гармонии с
суровой северной природой. Их общие и индивидуальные религиозные воззрения
сформированы самим окружением (наиболее характерные для этого региона
опасности описаны в третьей главе), хотя есть и общие мотивации, присущие
многим культурам, такие, как страх, поминовение усопших и т. д. Необходимость
выживать в суровых условиях окружающей среды вызывает появление у этих
народов особенных религиозных мотиваций. Свое отношение к новым
религиозным движениям, повсеместно возникающим в последние годы, русские
выражают словами «растут как грибы». Действительно, как грибы бывают
ядовитыми и опасными, так и среди религиозных сект и культов встречаются
такие, по отношению к которым надо быть очень осторожными. Но будет
заблуждением полагать, что их ростом можно управлять, закрывая их при
необходимости. На самом деле, подобно грибам, они имеют сложную корневую
систему, а их споры могут распространяться повсюду. По большому счету, их
можно сравнить с духовными переживаниями, которые всегда возникают неожиданно
и быстро «разрастаются» в новых условиях. Россию трудно назвать
православной или даже христианской страной. В Москве насчитывается от 150 до
200 тысяч (два процента населения) православных, посещающих храмы по большим
религиозным праздникам, например в Пасху. Большинство из них на самом деле
далеки от православия; по данным исследований 1996 года, только 65% верующих
действительно верят в загробную жизнь и только 44% не подвергают сомнению
воскрешение мертвых (что провозглашено в Апостольском символе веры). В то же
время 29% из них всерьез принимают астрологию и 41% верит в реинкарнацию.
Иными словами, они исповедуют веру, несовместимую не только с православием,
но и с христианством вообще18. На основании этих данных, включая
также материал, приведенный в настоящей книге, можно сделать вывод о том, в
России не исповедуется ни православие или христианство, ни язычество, ни
шаманизм, ни какая-либо иная признанная идеология, как атеизм. Религия
большинства русских — сплав народных традиций и верований, несопоставимых
между собой и имеющих самое разнообразное происхождение. Среди них можно
перечислить боязнь порчи и проклятий, астрологию и другие формы ворожбы,
обряды, связанные с рождением детей и поминовением умерших предков, страх
перед призраками и консультации у экстрасенсов, предсказателей и целителей
кармы. В этой народной религии нашлось место для православных обрядов, что
позволяет людям причислять себя к православным, хотя их повседневная жизнь не
имеет с православием почти ничего общего. Мне кажется, им подойдет
определение «материалисты с множеством народных верований». То же самое можно сказать и по
отношению к номинальным мусульманам Средней Азии и Кавказа, за исключением
того, что их вера, в отличие от России, окрашена в исламские тона. С веками
она вбирала в себя различные элементы шаманизма, зороастризма, иудаизма,
христианства, ислама и множества культов и течений «Новой эры». Иногда случается, что в этой
общей религии мирно сосуществуют друг с другом абсолютно несовместимые
верования. Похожая ситуация сложилась у монголов с буддизмом. Поэтому будет
серьезной ошибкой называть Россию православной страной, Монголию —
буддистской, а любую из среднеазиатских стран — мусульманской. Любая попытка
внедрить такое название законодательным путем или принуждением будет
повторять ошибку, допущенную однажды коммунистами, которые пытались насаждать
атеизм силой. Внутреннее состояние души человека регулировать законом
невозможно. Многие в России, Средней Азии и
на Кавказе мечтают жить в обществе, основанном на истине и любви, в котором
будет честная торговля, справедливый суд, чистоплотность в политике и
верность в браке. Но на самом деле обстоятельства вынуждают их совершать
такие поступки, которым в идеальном обществе нет места. В некоторых случаях
они начинают выступать против коррупции и несправедливости, потому что сами
испытали притеснения и преследования со стороны властей, погрязших во взяточничестве
и лжи. Мздоимство, вымогательство, неправедливость и жестокость, ставшие
нормой в экономике и политике, подрывают устои общества. Не только простые
люди, но и организации и правительства пожнут, что посеяли. Огромные
разрушения, вызванные землетрясением в Армении, высветили коррумпированность
общества, и сейчас все больше людей начинают обращать более пристальное
внимание на трагические последствия преступности, наркомании, разрушения
системы здравоохранения и обнищания населения. Программа экономических и
социальных реформ неэффективна без духовного возрождения нации, потому что
создание общества на основе истины и реальной заботы обо всех его членах
требует возвращения к ценностям, которые изначально связывались с религией:
честность, социальная справедливость, сострадание и самопожертвование одних
во имя других. В преддверии XXI столетия
религия на Кавказе и в Средней Азии становится «горячей точкой» жизни.
Религиозные преследования в Туркменистане, Узбекистане и Чечне, притеснения в
Азербайджане и других регионах отражены в отчетах за 1999 год Службы новостей
Керстон (издаются Институтом Керстон в Оксфорде) и таких правозащитных
организаций, как «Международная амнистия» или «Наблюдение за правами
человека», а также в докладах департамента по защите прав человека
правительства США. Там отражены и аресты исламских фундаменталистов
(ваххабитов) в Узбекистане, и разрушение храма в туркменском селении Мари,
принадлежащего обществу Сознания Кришны, и конфискация религиозной
литературы, и сфабрикованные обвинения против христиан, и обезглавливание
баптистского пастора в Чечне — его голову выставили в Грозном на всеобщее
обозрение в назидание другим. В Узбекистане и Туркменистане, где запрещена
политическая оппозиция, существует опасность возвращения к репрессивной
политике, проводимой советской властью. Преследования почти всегда основаны
на страхе, ибо автократия боится религии, способной направить людей к
созданию нового общества на принципах справедливости и правды. Страх потери власти заставляет
некоторые правительства запрещать или подавлять политическую оппозицию, но
сам процесс подавления может привести к созданию таких ситуаций, которых
власти боятся больше всего. Захватив монополию на власть, однопартийные
государства вынуждены искать козла отпущения, на которого можно будет свалить
все свои грехи. Враг может быть реальный или вымышленный, внешний или
внутренний, либо то и другое вместе. Этими козлами отпущения иногда
становятся этнические или религиозные меньшинства, подвергаясь при этом
гонениям. В Узбекистане, например, репрессивное наследие советского режима
сегодня возрождается в виде чрезвычайно жестких правил регистрации
религиозных обществ. Это порождает широкие возможности для злоупотреблений,
особенно по отношению к тем, кто по своим религиозным убеждениям отказывается
давать взятки коррумпированным чиновникам. Подобно коммунистам, которые
считали иную экономическую систему (то есть капитализм) угрозой, и
современные взяточники в существовании иной системы ценностей видят для себя
большую опасность. Религиозные организации подвергаются жестоким гонениям за
обладание тем, что принадлежит Царству Божьему, например, в ноябре 1999 года
по указанию туркменского правительства была разрушена церковь адвентистов
седьмого дня. В других случаях изоляция может спровоцировать людей на
применение насилия, что произошло в 1999 году, когда мусульманские общины
переселялись из Узбекистана в Таджикистан и на юге Кыргызстана взяли
заложников, пытаясь оказать давление на правительство Узбекистана, где они
хотели основать исламское государство. Независимо от того, существовала ли
для узбекского правительства исламская угроза, сам процесс подавления привел
к появлению чувства разочарования, которое затем вылилось в насилие. Люди,
облеченные властью, тоже совершают насилие, но оно не столь очевидно, потому
что очень трудно доказать факты издевательств со стороны милиции или
подбрасывания наркотиков людям при обыске с целью их ареста. Похоже, что самые жестокие
преследования происходят во время проявления культа личности политического
деятеля. Существует ли разница между древними римлянами, которые подвергали
гонениям христиан, отказывавшихся поклоняться Цезарю, как Богу, и
современными политиками, преследующими тех, кто не проявляет верности по
отношению к государству, поскольку предан лишь Богу, Творцу всего сущего? В
обоих случаях, с религиозной точки зрения, человеческая политическая система
не обладает правами на то, на что она притязает, что равнозначно
идолопоклонству. Когда политический лидер возвышает себя и требует клятв
верности государству или, в первую очередь, самому себе, государство начинает
гонения на тех, кто выказывает свою преданность Богу. Так было в Советском
Союзе при Сталине, так происходит в настоящее время в Туркменистане и
Северной Корее. В результате преследований у
людей укрепляется желание перемен. И тогда либо они начинают революцию,
которая в данном случае подогревается исламскими фундаменталистами, либо
правительство само разряжает эту мину замедленного действия, проводя
внутренние реформы. Неизбежность изменений ставит перед правительством выбор:
преследовать краткосрочную личную выгоду (причем необязательно через
торговлю, так как в расход могут быть пущены жизни и души соотечественников)
или начать проведение долгосрочных реформ, добиваясь блага для своего народа.
Общественная, политическая и
экономическая обстановка в России в начале XXI столетия заставляет скорее
стремиться к независимости и самоопределению, чем к централизованным формам
управления. Неудивительно, что люди пытаются выражать свои религиозные
убеждения, которые дают им возможность более полно проявить свою
индивидуальность. Осмелюсь предположить, что Русская Православная церковь
более соответствовала ушедшему в прошлое общинному укладу жизни, когда высоко
ценилась совместная деятельность. В противоположность этому в современных
городах сильно ощущение «анонимности»; люди чувствуют себя изолированными и,
как следствие, одинокими, поэтому они начинают искать социальные эквиваленты
деревни. Чувство родства и единения иногда возникает в религиозных общинах,
но в последнее время люди предпочитают новые течения, а не традиционное
православие. Любая религия, если она хочет выжить в энергичном XXI веке, а не
превратиться в музейный экспонат, должна обладать способностью к изменениям в
соответствии с требованиями времени. Это не означает изменения догматики и
ценностей, но требует признать, что внешние проявления веры (форма
богослужения и т. д.) должны соответствовать духовным запросам поколения,
воспитанного в новой культуре, в постатеистическую эпоху. ПРИМЕЧАНИЯ Введение: Духовное сознание 1. Народы и культуры 2. Сны и видения 3. Страх 4. Смерть 5. Кто я? 6. В поисках корней 7. Православный калейдоскоп 8. Свободный рынок религий 9. Права человека 10. Сострадание 11. Чудеса 12. Встреча с будущим Bibliography
|