|
К.С.Льюис |
Боль |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 Грехопадение человека
Повиноваться - вот истинное назначение разумной души. М.Монтень, II, ATl. Христианский ответ на вопрос, заданный в предыдущей главе, содержится вучении о грехопадении. Согласно этому учению, человек в своем нынешнем видеужасен в глазах Бога и своих собственных, существо, плохо приспособленное кжизни во вселенной - не потому, что Бог его таким сотворил, но потому, чтоон сам сделал себя таким, путем злоупотребления свободной волей. На мойвзгляд, это единственная функция всего учения. Она существует, чтобы уберечьнас от двух неприемлемых для христианства теорий происхождения зла: монизма,согласно которому Сам Бог, будучи "выше добра и зла", нелицеприятнопроизводит действия, которым мы даем эти два наименования, и дуализма,согласно которому Бог производит благо, в то время как некая равная инезависимая сила производит зло. В противоположность обеим этим теориямхристианство утверждает, что Бог благ; что Он сотворил все вещи благими иради их блага; что одна из благих вещей, сотворенных Им, а именно, свободнаяволя разумных существ, по самой своей природе предполагает возможность зла;и что эти существа, испробовав такую возможность, стали злыми. Причем этуфункцию - единственную, которую я приписываю учению о грехопадении - следуетотличать от двух других функций, которые ей иной раз приписывают, но которыея отвергаю. Во-первых, я не думаю, что в этом учении содержится ответ навопрос: "Что было лучше для Бога - сотворить или не сотворить?" Этот вопрося уже отверг. Поскольку я верю, что Бог благ, я убежден, что если этотвопрос имеет какой-либо смысл, то ответ на него должен быть положительным.Но я сомневаюсь, чтобы этот вопрос имел какой-либо смысл - а если даже иимеет, то я уверен, что на него нельзя дать ответ в тех ценностныхкатегориях, которые для человека составляют смысл. Во-вторых, я не думаю,что из учения о грехопадении следует "справедливость" воздаяния конкретныминдивидам за грехи их далеких предков. Похоже, что некоторые формы этогоучения развили в себе такой элемент, но я не особенно верю, чтобы они, в томвиде, в каком они излагались их сторонниками, всерьез имели это в виду. Отцыцеркви порой говорили, что мы несем наказание за грех Адама, но они кудачаще говорили, что мы согрешили "в Адаме". Не исключено, что мы не всостоянии понять, что они имели в виду, или же мы можем решить, чтоподразумеваемое ими было ошибкой. Но по-моему, мы не можем отмести ихвысказывания как простую "идиому". Мудро ли, глупо ли, но они верили, что мыреальным образом, а не посредством юридической фикции, замешаны в поступкеАдама. Попытка сформулировать это предположение, сказав, что мы были "в"Адаме в физическом смысле - что Адам был первым носителем "бессмертнойзародышевой плазмы" - наверное, неприемлема, но возникает, разумеется, новыйвопрос: представляет ли сама вера простое заблуждение или же действительноепрозрение в область духовной реальности за пределами нашего обычноговосприятия. Однако, в данном случае этот вопрос не при чем, ибо, как я ужесказал, у меня нет намерения доказывать, что передача современному человекунедостатков, развившихся в его отдаленных предках, представляет собой примерсправедливого воздаяния. Для меня это скорее пример факторов, необходимосвязанных с сотворением стабильного мира, что было нами рассмотрено в главе2. Бог, без сомнения, мог бы чудесным образом устранить результаты первогогреха, совершенного человеком, но это бы не особенно помогло, не будь Онготов устранять результаты второго греха, а затем третьего - и так далее, добесконечности. Если эти чудеса прекратятся, тогда, раньше или позже, мывернемся в наше нынешнее жалкое состояние. Если же они не прекратятся, тогдамир, постоянно поддерживаемый и исправляемый Божественным вмешательством,будет миром, в котором ничто важное никогда не будет зависеть отчеловеческого выбора, и в котором сам этот выбор в скором времени перестанетсуществовать в силу уверенности, что ни одна из видимых альтернатив,открывающихся перед вами, не приведет ни к каким результатам, а потому неявляется реальной альтернативой. Как мы видели, свобода шахматного игрокаиграть в шахматы основана на постоянстве квадратов и ходов. Выделив таким образом то, что я считаю главной сутью учения огрехопадении человека, обратимся теперь к этому учению в целом. История,изложенная в Книге Бытия, - это история (полная глубочайшего содержания) оволшебном яблоке познания, но в разработанном учении присущее этому яблокуволшебство совершенно исчезает из виду, и история повествует только онеповиновении. Я испытываю глубочайшее уважение даже к языческим мифам, аеще более глубокое - к историям Священного Писания. Поэтому я не сомневаюсь,что версия, в которой уделяется особое внимание волшебному яблоку и сводятсявоедино древо жизни и древо познания, содержит более глубокую и тонкуюистину, чем версия, в которой яблоко становится попросту, и исключительно,залогом повиновения. Но я полагаю, что Святой Дух не позволил бы этойпоследней версии произрасти в церкви и завоевать расположение ее великихдокторов, не будь она истинной и полезной в отведенных ей пределах. Именноэту версию я и собираюсь обсуждать, потому что, хотя я и подозреваю кудабольшую глубину в первой версии, я знаю, что мне, по крайней мере, не подсилу проникнуть в эти глубины. Я должен давать моим читателям не самоелучшее в абсолютном смысле, а лучшее из того, что у меня есть. Итак, в разработанном учении утверждается, что человек, в том виде, вкаком его сотворил Бог, был совершенно хорош и совершенно счастлив, но чтоон ослушался Бога и стал тем, что мы сейчас видим. Многие считают, чтосовременная наука доказала ложность такого предположения. "Сейчас мы знаем",- говорят они, - "что человек не только не пал по сравнению с первобытнымсостоянием добродетельности и счастья, но напротив, совершил восхождение изсостояния зверства и дикости". Похоже, что здесь царит полная путаница.Слова "зверство" и "дикость" принадлежат к печальному разряду тех слов,которые порой употребляются риторически, для выражения укоризны, а поройнаучно, как описательные термины, и псевдонаучный аргумент противгрехопадения основан на смешении этих словоупотреблений. Если говоря, чточеловек поднялся над звериным уровнем, вы просто имеете в виду, что онфизически произошел от животных, то у меня нет возражений. Но отсюда совсемне следует, что чем дальше мы углубляемся в прошлое, тем более зверским - тоесть, злобным или гнусным - становится поведение человека. Никакое животноене имеет нравственной добродетели, но неверно полагать, что все поведениеживотных таково, что, будь оно поведением людей, его следовало бы именовать."дурным". Напротив, не все животные так плохо относятся к существам своеговида, как люди относятся к людям. Не все так же прожорливы и похотливы, какмы, и ни одно животное не обладает амбицией. Подобным же образом, если выговорите, что первые люди были "дикарями", имея в виду, что их изделия былинемногочисленны и неуклюжи, как и у современных "дикарей", вы, возможно,правы, но если вы имеете в виду, что они "дикари" в том смысле, что они былипохотливы, свирепы, жестоки и склонны к измене, вы выходите за пределыимеющихся у вас данных, и это происходит по двум причинам. Во-первых, современные антропологи и миссионеры куда менее своихпредшественников склонны присоединяться к вашему неблагоприятному мнениюдаже о современном дикаре. Во-вторых, нельзя по изделиям первобытных людейзаключать, что они были во всех отношениях подобны современным людям,изготовляющим такие же изделия. Мы должны здесь остерегаться иллюзии,которую, по-видимому, естественно порождает изучение доисторическогочеловека. Доисторический человек, именно в силу своей доисторичности,известен нам лишь по материальным предметам, которые он изготовил - или,скорее, по случайному набору наиболее долговечных из числа изготовленных импредметов. Археологи не виноваты, что у них нет лучших данных, но такаяскудость создает постоянное искушение сделать выводы, заходящие дальше, чеммы имеем на то право, предположить, что община, изготовлявшая лучшиеизделия, была во всех отношениях лучше. Для каждого очевидно, что такоепредположение ложно - оно привело бы к заключению, что подобные слоиобщества нашего времени во всех отношениях выше аналогичных круговвикторианской эпохи. Вполне возможно, что доисторические люди, изготовлявшиесамую плохую керамику, сочиняли самую лучшую поэзию, и нам никогда этого неузнать. И это предположение становится еще более нелепым, если сравнитьдоисторического человека с современными дикарями. Одинаковая примитивностьизделий ничего в данном случае не говорит об умственном развитии идобродетели изготовителей. То, что постигается методом проб и ошибок,непременно вначале будет грубовато, каков бы ни был характер начинающегомастера. Тот же самый горшок, который был бы свидетельством гения егосоздателя, если бы это был первый горшок, изготовленный во всем мире, черезтысячи лет гончарного дела покажет, что его создатель - растяпа. Всясовременная оценка первобытного человека основана на низкопоклонстве перед"рукоделием", представляющем собой великий всеобщий грех нашей собственнойцивилизации. Мы забываем, что наши доисторические предки сделали все самыеполезные открытия, которые когда-либо были сделаны, за исключениемхлороформа. Им мы обязаны языком, семьей, одеждой, использованием огня,приручением животных, колесом, кораблем, поэзией и сельским хозяйством. Таким образом, науке нечего сказать как в пользу, так и против учения огрехопадении. На более философскую трудность указал Н.П.Уильяме, современныйбогослов, перед которым в большом долгу все, кто изучает этот предмет. Онотмечает, что идея греха предполагает закон, преступаемый грехом, апоскольку на то, чтобы "стадный инстинкт" выкристаллизовался в обычай, аобычай в закон, должны уйти столетия, первый человек, если было существо,которое можно охарактеризовать подобным образом, не мог совершить первогогреха. В этом рассуждении предполагается, что добродетель и стадный инстинктобычно совпадают, и что первый грех был в основном общественным грехом. Нотрадиционное учение указывает на грех против Бога, акт неповиновения, а нена грех против ближнего. И конечно же, если мы хотим в сколь-нибудь реальномсмысле придерживаться учения о грехопадении,.мы должны искать великий грехна более глубоком и вневременном уровне, нежели уровень общественной морали. Этот грех был охарактеризован Блаженным Августином как результатгордыни, посредством которой тварь (то есть, существо в основном зависящее,принцип существования которого заложен не в нем, а в ком-то другом) пытаетсяобосноваться самостоятельно, существовать для себя. Подобный грех не требуетдля себя ни сложных общественных условий, ни обширного опыта, ни особогоумственного развития. С того момента, как тварь осознает Бога как Бога исамое себя как себя, перед ней открывается жуткая альтернатива: избратьцентром Бога или же себя. Этот грех ежедневно совершается маленькими детьмии невежественными крестьянами, равно как и людьми изощренными, одиночками нев меньшей степени, чем членами сообществ - это грехопадение в каждойиндивидуальной жизни и в каждом дне каждой индивидуальной жизни, основнойгрех, стоящий за каждым конкретным грехом. В этот самый момент вы и я либосовершаем его, либо находимся накануне его совершения, либо раскаиваемся внем. Мы пытаемся, по пробуждении, положить новый день к ногам Бога. Нопрежде, чем мы кончим бриться, день становится нашим, и доля Бога в немощущается как дань, которую мы должны платить из "своего собственного"кармана, вычет из времени, которое, как мы чувствуем, должно быть "нашимсобственным". Человек приступает к новой работе с чувством призвания и,вероятно, первую неделю еще ставит себе целью реализацию призвания, принимаяи удовольствия, и огорчения по мере того, как они исходят от Бога, как"случайности". Но в ходе второй недели он уже начинает узнавать, что к чему,а к третьей он уже выделил из всего объема работы свой собственный план длясебя внутри этой работы, и когда он имеет возможность ему следовать, онсчитает, что получает не более положенного ему по праву, а когда не имееттакой возможности, то пеняет, что ему мешают. Любящий, повинуясь вполнебесхитростному побуждению, которое может быть полно доброй воли, равно как ижелания, и не обязательно упускает из виду Бога, обнимает свою возлюбленную,а затем, совершенно невинно, испытывает прилив сексуальных удовольствий. Новторое объятие может как раз преследовать достижение этого удовольствия,может быть средством к достижению цели, может быть первым шагом вниз к томусостоянию, в котором человек считает ближнего за вещь, за машину, которуюможно употреблять для собственного удовольствия. Таким образом, каждый роддеятельности лишается цвета невинности, элемента покорности и готовностипринимать предлагаемое. Мысли, сосредоточенные на Боге - вроде той, чтозанимает нас в это мгновение - продолжаются так, словно они самоцельны, азатем так, словно целью является наше удовольствие от мыслительногопроцесса, и в конечном счете так, словно целью является наша гордость илислава. Таким образом, весь день напролет, и все дни нашей жизни, мы катимся,скользим, падаем, как будто Бог, для нынешнего нашего сознания, - этогладкая наклонность плоскость, на которой не за что зацепиться. Идействительно, наша нынешняя природа такова, что мы неизбежно должныпоскользнуться, и грех, поскольку он неизбежен, может быть простителен. НоБог не мог создать нас такими. Это удаление от Бога, "обратный путь кпривычному себе", должно быть, как мы полагаем, результатом грехопадения.Что, собственно, произошло в момент грехопадения, мы не знаем, но еслипозволено строить догадки, я могу предложить следующую картину - "миф" всократическом смысле слова (т.е., рассказ о том, что могло бы бытьисторическим фактом. Не путать с "мифом" в смысле, придаваемом этому словуНибуром, т.е. символическое представление внеисторической истины), вполневероятную историю. На протяжении многих столетий Бог совершенствовал животную форму,которой предстояло стать носителем человеческих качеств и Его образа. Он далэтому существу руки, большой палец которых мог касаться любого из остальныхпальцев, челюсти, зубы и гортань, способные к артикуляции, а также мозг,достаточно сложный для того, чтобы выполнять все материальные операции, вкоторых воплощается разумная мысль. Возможно, что это созданиепросуществовало целые эпохи в таком состоянии, прежде чем стало человеком.Оно даже могло быть достаточно разумным, чтобы изготовлять вещи, которыеархеологи принимают за доказательство его человеческой природы. Но это быловсего лишь животное, потому что все его физические и психологическиепроцессы лишь преследовали чисто материальные и природные цели. Затем, когдапришло время. Бог ниспослал на этот организм, как в его психологии, так и вего физиологии, новый тип сознания, которое могло сказать "я" и "меня",которое могло взглянуть на себя, как на объект, которое знало Бога, котороемогло судить об истине, красоте и благе, и которое настолько возвышалось надвременем, что могло наблюдать его течение. Это новое сознание управляло всеморганизмом и освещало его, заливая все его части светом - оно не было,подобно нашему, ограничено одной частью организма, а именно - мозгом. В тупору весь человек целиком воплощал в себе сознание. Современный йогутверждает, лживо или правдиво, что он осуществляет контроль над темифункциями, которые для нас являются чуть ли не частью внешнего мира, в томчисле пищеварением и кровообращением. Этой власти у первого человека было вдостатке. Его органические процессы повиновались закону его собственнойволи, а не закону природы. Его органы возбуждали всевозможные аппетиты врассудке не потому, что в этом была необходимость, а потому, что он сампринимал такое решение. Сон для него был не ступором, в который мы впадаем,но подчиненным воле и сознательным отдыхом - он, бодрствуя, ощущалудовольствие и долг сна. Поскольку процессы распада и восстановления в еготканях были столь же сознательными и послушными его воле, не будетчрезмерным предположить, что продолжительность его жизни в значительнойстепени была в его собственном распоряжении. Имея полную власть над собой,он осуществлял власть и над любой низшей жизнью, с которой он соприкасался.Даже сейчас мы сталкиваемся с редким типом людей, имеющих загадочную властьукрощать животных. Этой властью райский человек располагал в избытке. Вполневозможно, что традиционное представление о зверях, красующихся перед Адамоми ластящихся к нему, не является исключительно символическим. Даже сейчасбольшее число животных, чем вы можете себе вообразить, готово поклонятьсячеловеку, если у них будет на то подходящая возможность, ибо человексотворен быть священником и даже, в каком-то смысле, Христом для животных -посредником, через которого они воспринимают такую долю Божественноговеликолепия, какую им позволяет их неразумная природа. И для такого человекаБог не был скользкой наклонной плоскостью. Новое сознание было создано сточкой опоры в Боге, где оно ее и обрело. Как бы ни был богат опыт человекав общении с его ближними - в милосердии, дружбе, половой любви, - сживотными, с окружающим миром, впервые явившимся в присущих ему красоте иужасе. Бог занимал первое место в его любви и мыслях, без какого бы то нибыло тяжкого усилия. Бытие, сила и радость в совершенном циклическомдвижении нисходили от Бога к человеку в форме дара и возвращались отчеловека к Богу в форме повинующейся любви и восторженного поклонения. И вэтом смысле - хотя и не во всем - человек был тогда поистине сыном Бога,прототипом Христа, безупречно воплощая в радости и легкости всехспособностей и чувств то сыновнее самоотрицание, которое наш Господьвоплотил в Своей крестной муке. Судя по его изделиям или, возможно, даже по его языку, этоблагословенное создание было, без всякого сомнения, дикарем. Все, чему могутнаучить опыт и практика, ему еще предстояло выучить, и если он обрабатывалкремень, он, несомненно, обрабатывал его довольно неуклюже. Не исключено,что он был совершенно неспособен выражать свой опыт райской жизни в формепонятий. Все это не имеет никакого значения. Из своего собственного детствамы помним, что еще до того, как взрослые подозревали в нас способностьчто-либо "понимать", мы уже имели духовные переживания, столь женезамутненные и полные значения, что и те, которые выпали на нашу долю с техпор, хотя, конечно, и не столь богатые фактическим содержанием. Самохристианство учит нас, что существует уровень - в конечном счетеединственный важный уровень, - на котором ученые и взрослые не имеют никакихпреимуществ над простодушными и детьми. Я не сомневаюсь, что если бы райскийчеловек мог появиться сейчас между нами, мы бы видели в нем совершенногодикаря, существо, которое следует эксплуатировать или, в лучшем случае,воспринимать снисходительно. Лишь один-два человека, самые святые среди нас,не сочтут за труд приглядеться к этому голому, бородатому, немногословномусуществу - и через несколько минут они падут перед ним ниц. Мы не знаем, сколько таких существ Бог сотворил и как долго они жили врайском состоянии. Но в конце концов они пали. Некто - или нечто - нашептал,что они могут стать как боги, что они могут прекратить посвящать жизньсвоему Творцу и относиться ко всем своим восторгам, как к постороннимизъявлениям милосердия, простым "случаям" (в логическом значении слова),возникающим в течении жизни, направленной не на эти восторги, а напоклонение Богу. Подобно тому, как молодой человек ожидает карманных денегот отца, на которые он может расчитывать, как на свои собственные, впределах которых он строит свои собственные планы (с полным основанием, ведьего отец - такое же сотворенное существо), так и они желали быть сами посебе, самим заботиться о своем будущем, строить планы для удовольствия исамообеспечения, иметь свое достояние, из которого они, несомненно, платилибы Богу известную дань времени, внимания и любви, но которое, тем не менее,было бы их, а не Его. Они, мы бы сказали, хотели "души свои заполучить себево власть". Но это значило жить ложью, ибо наши души на деле нам непринадлежат. Они хотели иметь уголок во вселенной, о котором они могли бысказать Богу: "Это наше дело, а не Твое". Но такого уголка нет. Они хотелибыть существительными. Мы не имеем представления, в каком конкретномпоступке или - последовательности поступков нашло себе выражение этопротиворечивое, невозможное желание. По мне, это вполне могло бытьбуквальное поедание плода, но это - вопрос совершенно несущественный. Этот акт своеволия со стороны твари, совершенно ложный по отношению кее истинному тварному положению, представляет собой единственный грех,который можно рассматривать как грехопадение. Ибо затруднение, связанное спервым грехом, заключается в том, что он должен быть поистине гнусным, иначеего последствия не были бы столь ужасными, и в то же время быть чем-то, чтобыло бы под силу совершить существу, свободному от искушений падшегочеловека. Уход от Бога к самому себе отвечает обоим условиям. Это грех,возможный даже для райского человека, потому что само существованиечеловеческой индивидуальности, сам факт, что мы можем назвать ее "я", ссамого начала предполагает опасность самовозвеличения. Поскольку я - это я,то для того, чтобы жить Богом, а не собой, "я" должно совершить актсамоотрицания, как бы мал и легок он ни был. В этом, если угодно, состоит"слабое место", заключенное в самой природе творения, риск, на которыйочевидно, по мнению Бога, стоило пойти. Но это был весьма гнусный грех,поскольку индивидуальность, которой обладал райский человек, не заключала всебе естественного сопротивления самоотрицанию. Его, так сказать, данность,представляла собой психофизический организм, целиком подчиненный воле, аволя была полностью предрасположена, хотя и не понуждаема, направиться кБогу. Самоотрицание, которое было присуще ему до грехопадения, непредполагало борьбы, а лишь радостное преодоление бесконечно малойсамонадеянности, причем само это преодоление заключало в себе свой восторг,бледную аналогию которому мы наблюдаем даже сейчас в восторженном взаимномсамоотрицании влюбленных. У него, таким образом, не было никакого искушения(в нашем смысле) избрать свое "я" - никаких страстей или склонностей, упрямотянущих его в эту сторону, - ничего, за вычетом простого факта, что "я" былон сам. До этого момента человеческий дух имел полную власть над человеческиморганизмом. Он, конечно же, полагал, что сохранит эту власть, даже переставповиноваться Богу. Но его власть над организмом была властью, довереннойему, и он потерял ее, перестав быть доверенным лицом Бога. Отрезав себя,насколько это было возможно, от источника своего существования, он отрезалсебя и от источника власти. Ибо когда мы говорим о твари, что А правит Б, мыимеем в виду, что Бог правит Б посредством А. Я сомневаюсь в том, что Богимел органическую возможность продолжать управлять организмом посредствомчеловеческого духа, находящегося в состоянии мятежа против Него. В любомслучае. Он этого не f. делал. Он стал управлять организмом более внешнимобразом, не через законы духа, а через законы природы. (Здесь я развиваюидею закона, принадлежащую Хукеру. Не подчиниться своему собственному закону(т.е. за кону, установленному Богом для подобных существ) - значитотказаться в повиновении одному из низших законов Бога. Так например, если,идя по скользкому тротуару, вы пренебрежете законом предусмотрительности, вывнезапно будете вынуждены повиноваться закону тяготения.) Таким образом,органы, не управляемые более волей человека, подпали под власть обычныхбиохимических законов и, в результате действия этих законов, подверглисьстраданиям в форме боли, старения и смерти. И в сознании человека сталивозникать желания не по выбору его разума, а по мере того, как онивызывались биохимическими факторами и окружающей средой. Да и само сознаниеподпало под власть психологических законов ассоциации и тому подобных,созданных Богом для управления психологией высших антропоидов. И воля,застигнутая приливной волной элементарной природы, не имела иного выхода какподавить, посредством основной силы, некоторые из новых мыслей и желаний, иэти неусмиренные силы бунта превратились в известное нам подсознание. Этотпроцесс, как я понимаю, не был сродни простому распаду личности,случающемуся сейчас в человеческом индивиде, - это была потеря статуса целымбиологическим видом. В результате грехопадения человек лишился своейпервоначальной видовой природы. "Прах еси, и во прах возвратишься". Всемуорганизму, вознесенному в духовную жизнь, было позволено пасть назад, вэлементарную естественную среду, из которой человек, в момент своегосотворения, был поднят - подобно тому, как на более ранних стадиях творенияБог поднял растительную жизнь до носителя животной, химический процесс доносителя растительной жизни и физический процесс до носителя химического.Таким образом, человеческий дух из повелителя человеческой природыпревратился в простого жильца в своем собственном доме, или даже в пленника.Разумное сознание_стало тем, чем оно является сейчас - судорожным пятномсвета, выхватывающим из тьмы небольшую область мозговой активности. Но этоограничение власти духа было меньшим злом, чем порча самого духа. Онотвернулся от Бога и стал своим собственным кумиром, так что, хотя он и могеще вернуться к Богу (к сведению богословов, я не пытаюсь здесь внестикакой-либо вклад в пелагианско-августинианский спор. Я лишь имею в виду, чтотакое возвращение к Богу не было, даже и в этот момент, невозможным. Гдележит инициатива в каждом случае такого возвращения - это вопрос, который яоставляю без ответа), это потребовало бы тяжкого усилия, и его центробежнойсилой влекло к себе. Таким образом, легче всего ему было впасть в такиечувства, как гордость и амбиция, желание красоваться в своих собственныхглазах и подавлять и унижать всех соперников, зависть, неустанные поиски всебольше и большей самообеспеченности. Он стал не просто слабым царем своейсобственной природы, но также и плохим царем - он посылал вниз, впсихофизический организм, желания куда худшие, чем организм посылал емунаверх. Это состояние передавалось через наследственность всем последующимпоколениям, ибо оно было не просто тем, что биологи называют приобретеннойвариацией - это было возникновение нового типа человека, нового вида,никогда не созданного Богом, но собственным грехом обретшего себесуществование. Перемена, которой подвергся человек, не была даже аналогиейразвитию нового органа или повадки - это было радикальное изменение егоконституции, нарушение взаимоотношения его составных частей и внутреннееизвращение каждой из них. Бог мог бы остановить этот процесс посредством чуда, но это - если мыпозволим себе слегка "снизить тон - значило бы отринуть задачу, которую Онпоставил Себе, когда сотворил мир: задачу выражения Своей благости вовсеобщей драме мира, населенного свободными индивидами, несмотря на их мятежпротив него и через посредство этого мятежа. Символический образ драмы,симфонии или танца уместен здесь в качестве корректива к бессмыслице,возникающей, когда мы слишком много говорим о планировании и сотворенииБогом мира для торжества блага, и о препятствиях, чинимых этому благусвободной волей сотворенных существ. Это может послужить почвой длясмехотворной идеи в том, что грехопадение застигло Бога врасплох ирасстроило Его план, или же, - что еще смехотворней, - что Бог все этоспланировал для условий, которые, как Ему хорошо было известно, былисовершенно невыполнимы. На самом же деле Бог, конечно же, предвидел распятиев ходе создания самой первой звездной туманности. Мир - это танец, в которомблаго, нисходящее от Бога, нарушается злом, исходящим от твари, ивозникающий конфликт разрешается тем, что Сам Бог берет на Себя страданиепроизводимое злом. Учение о свободном грехопадении предполагает, что зло,которое таким образом поставляет горючее или сырье для второго и болеесложного рода блага - это вклад не Бога, а человека. Это не значит, что еслибы человек сохранил невинность, Бог не мог бы создать равно прекрасногосимфонического целого, коль скоро мы настаиваем на постановке такихвопросов. Но всегда следует помнить, что когда мы говорим о том, что моглобы произойти, о вариантах за пределами всего процесса, мы в действительностине знаем, о чем говорим. Нет такого времени и места за пределамисуществующей вселенной, в котором все это "могло бы произойти". На мойвзгляд, реальную свободу человека можно точнее всего выразить, сказав, чтоесли в каком-либо уголке действительной вселенной существует другой разумныйвид, помимо человека, то не обязательно предполагать, что он тоже совершилпервородный грех. Таким образом, наше нынешнее состояние объясняется тем фактом, что мыпринадлежим к пораженному порчей виду. Я не имею в виду, что наши страданияявляются наказанием за то, что мы сейчас являемся тем, чем не можем неявляться, и не хочу сказать, что мы ответственны за мятеж нашего далекогопредка. И если, тем не менее, я называю наше нынешнее состояние состояниемпервородного греха, а не просто первородного несчастья, то это потому, чтонаш реальный религиозный опыт не позволяет нам смотреть на это по-иному.Теоретически мы, конечно, могли бы сказать: "Да, мы ведем себя, как черви, -но лишь потому, что мы и есть черви. А уж это, по крайней мере, не нашавина". Но тот факт, что мы - черви, не только не служит нам извинением, нодоставляет нам неизмеримо больше стыда и горя, чем любой из конкретныхпоступков, которые он понуждает нас совершать. Это совсем не так труднопонять, как кое-кто утверждает. Такая ситуация возникает среди людей, когдав порядочную семью попадает плохо воспитанный мальчик. Как вполне резоннонапоминают друг другу члены семьи, "не его вина", что он задира, трус, ябедаи лжец. Но тем не менее, его характер, как бы он ни сформировался,отвратителен. Они не только ненавидят его характер, но и должны егоненавидеть. Они не могут любить его таким, каков он есть, - они могут лишьпытаться изменить его. И притом же, хотя мальчику сильно не повезло своспитанием, его характер нельзя вполне назвать "несчастным · случаем", какесли бы сам он был что-то одно, а его характер - другое. Это ведь сам он -задирается, доносит и любит это делать. И если он начнет исправляться, он вконечном счете почувствует стыд и ощутит себя виновным в поступках того, кемон уже перестает быть. В результате я сказал все, что я мог сказать на том уровне, на которомя только и могу рассматривать идею первородного греха. Но я вновь хочупредупредить моих читателей, что это неглубокий уровень. Мы ничего несказали о деревьях жизни и познания, которые, несомненно, таят в себевеликую загадку, и мы ничего не сказали о словах Павла: "Как в Адаме всеумирают, та к во Христе все оживут" (1 Кор. 15:22). Именно это высказываниележит в основе учения отцов церкви о нашем физическом присутствии в Адаме иучения Ансельма о нашей сопричастности, посредством юридической фикции,страдающему Христу. Это теории, возможно, сослужили в свое время хорошуюслужбу, но мне они ничего не дают, а других я изобретать не собираюсь.Недавно мы узнали от ученых, что у нас нет права ожидать от реальнойвселенной изобразимости, и что если мы пытаемся в мысленных образахпроиллюстрировать квантовую физику, мы не приближаемся к реальности, а лишьудаляемся от нее. Очевидно, что мы еще менее вправе требовать изобразимости,или даже объяснимости в терминах нашей абстрактной мысли, от высочайшихдуховных реалий. Я отметил, что трудность выражения Павла сосредоточена вслове "в", и что это слово вновь и вновь употребляется в Новом Завете в несовсем понятных для нас значениях. Как мне кажется, тот факт, что мы можемумереть "в" Адаме и жить "во" Христе предполагает, что человек, каков онесть на самом деле, в значительной мере отличается от человека, каким онпредставлется в наших мысленных категориях и трехмерном воображении, чтовидящаяся нам отдельность индивидов, со скидкой лишь напричинно-следственные отношения, в абсолютной реальности уравновешена своегорода "межодушевленностью", о которой мы не имеем никакого понятия. Возможно,что страдания выдающихся архетипных индивидов, таких как Адам и Христос,являются также и нашими не посредством юридической фикции, метафоры,причинно-следственной связи, но каким-то более глубоким образом. Разумеется,не может быть и речи о каком бы то ни было растворении индивидов в некоемдуховном континууме, как верят приверженцы пантеистических систем - этоисключается всем характером нашей веры. Возможно, однако, существованиенекоторой взамозависи-мости между индивидуализацией и каким-то инымпринципом. Мы верим, что Святой Дух может реально присутствовать идействовать в человеческом духе, но мы не считаем поэтому, подобнопантеистам, что мы являемся "частицами" или "явлениями" Бога. В конечномсчете нам, может быть, придется предположить, что нечто в этом роде визвестной степени может быть истинным даже в отношении сотворенных духов -что каждый из них, будучи отдельным, вместе с тем реально присутствует вовсех, или в некоторых, других, точно так же, как мы можем оказатьсявынужденными допустить "действие на расстоянии" в нашу идею материи. Длявсех очевидно, что Ветхий Завет, судя по всему, игнорирует нашу идеюиндивида. Когда Бог обещает Иакову, что "Он пойдет с ним в Египет и выведетего обратно" (Быт. 46:4), это исполняется либо погребением тела Иакова вПалестине, либо исходом потомства Иакова из Египта. Вполне разумно связыватьэту идею с общественной структурой ранних общин, в которых индивид постоянноигнорируется в пользу племени или семьи, но мы должны выразить эту связьдвумя Одинаково важными предположениями: во-первых, что общественный опытдревних не позволял им видеть некоторые очевидные для нас истины, иво-вторых, что он позволял им видеть истины, которые для нас неочевидны.Юридическая фикция, усыновление, а также перенос и вменение заслуг и виныникогда не могли бы играть столь значительную роль в богословии, если бы онивсегда казались столь же искусственными, какими они кажутся нам. На мой взгляд, мы вправе позволить себе этот единственный взгляд на то,что мне представляется непроницаемым занавесом, но, как я уже говорил, вмоих нынешних рассуждениях он не занимает никакого места. Совершенноочевидно, что нет смысла пытаться решить проблему боли постановкой новойпроблемы. Тезис этой главы состоит приросту в том, что человек, как вид,подверг себя порче, и что поэтому для нас, в нашем нынешнем состоянии, благо- это в первую очередь благо целительное, исправляющее. Рассмотрим же, какую
роль в таком исцелении и исправлении играет боль.
|