К.С.Льюис |
Беда с этим N ! |
|
|
|
|
|
Статья опубликована: «Bristol Diocesan Gazett».
1948, август. Мне
кажется, я могу с уверенностью принять, что семеро из десяти моих читателей
вконец извелись из-за какого-нибудь человека. Тот, у кого вы служите, или
тот, кто служит у вас; тот, у кого вы живете, или тот, кто у вас живет; ваша
свекровь или теща, ваш сын, ваша жена или кто-нибудь еще портит вам жизнь.
Надеюсь, вы не слишком часто жалуетесь, но иногда все же бывает. Друг или
просто знакомый спросит, что с вами, и вас поневоле прорвет. Обычно собеседник
скажет вам на это: «Что же вы молчите? Почему вы прямо все не выложите жене
(мужу, отцу, дочери, сыну, начальнику, квартирной хозяйке)? Не звери же они!
Объясните все как есть — разумно, спокойно, без нервов». А вы, что бы вы
вслух ни ответили, думаете в тоске: «Ох, знал бы он этого N!» Вы-то знаете
его (ее). Вы-то знаете, что безнадежно взывать к его (ее) разуму. Может быть,
вы пытались поговорить, и у вас опустились руки; может быть, не пытались,
понимая заранее, что из этого выйдет. Вы знаете, что N устроит скандал, или
недоуменно на вас уставится, или пообещает исправиться, а через сутки станет
таким, как был. Наверное, третий вариант — хуже всего. В общем, вы знаете что
с N не сладишь. Вы помните, как ваши попытки разбивались о его несокрушимую
лень, или необязательность, или тупость, или ревность, или властность, или
обидчивость. Когда-то вы думали, что если жизнь станет по-лучше, N
переменится. Но эти иллюзии — в прошлом. Война кончилась, жалованье повысили,
болезнь вылечили, а N не меняется. Даже если вы получите миллион муж не
перестанет грубить вам, жена не перестанет ворчать, сын — пить, а теща или
свекровь от вас не уедет. Понять это — уже немало. Полезно знать: 1) что
истинное счастье зависит не от внешних обстоятельств, а, среди прочего, от
свойств ваших ближних и 2) что вы этих свойств изменить не можете. Тут-то мы
и подходим к самой сути. Поняв это, вы поймете впервые в одном определенном
смысле, каково приходится Богу. Ведь это случилось и с Ним. Он дал нам
прекрасный, поистине райский мир; дал нам разум и совесть, чтобы мы знали,
как в этом мире жить; сделал так, что необходимое для жизни (еда, питье,
отдых, сон, работа) может беспредельно радовать нас. А мы все портим. Каждый
из Его даров становится для нас лишним поводом к злобе, зависти, излишеству,
корысти и глупости. Вы
возразите мне, что Богу легче, так как Он может изменить людей, а мы не
можем. Но разница меньше, чем вы думаете. Господь наш поставил Себе правилом
не менять человека насильно. Он может его изменить, и изменит, но только
тогда, когда человек Ему поддастся. В этом смысле Он ограничил Свою власть.
Порой мы этому удивляемся и даже об этом жалеем. Но Богу виднее. Он предпочел
мир свободных существ, со всеми его опасностями, миру праведных роботов. И
чем ярче мы себе представим этот, второй мир, тем лучше мы поймем Божью
мудрость. Я сказал, что вы увидите, каково приходится Богу в одном смысле.
Так оно и есть. Божий взгляд на дело отличается от вашего. Во-первых, глядя
на некий дом, завод или контору, Он видит на одного человека больше, чем вы.
И следующий, очень большой шаг по пути мудрости — узнать, что и с вами
нелегко. У вас тоже есть роковое свойство, о которое разбиваются надежды и
попытки ваших ближних. Вы не отмахнетесь фразой: «Ну, конечно, и у меня есть
свои недостатки». Надо понять, что у вас есть свойство, вызывающее у других
именно отчаяние, о котором мы говорили. Почти наверняка вы о нем и не
подозреваете, как не подозревает ничего тот несчастный герой рекламы, у
которого пахнет изо рта. А почему же, спросите вы, вам об этом не скажут?
Поверьте, вам говорили, и не раз, но вы «не могли
вместить». Быть может, злоба, ворчанье или странности, на которые вы
жалуетесь, — это просто попытка открыть вам глаза. Но даже если вы знаете
порок, вы знаете его мало. Вы скажете: «Да, я вчера погорячился», — а другим
ясно, что вы вообще злой. Вы скажете: «Что-то я перепил», — а другим ясно,
что вы вообще пьяница. Словом, Божий взгляд отличается от нашего тем, что Он
видит всех, а мы — всех минус один. Есть и
второе отличие. Бог любит всех, несмотря на их дурные свойства. Он терпит их,
не терпя их греха. Вы скажете: «Ему что, Он с ними вместе не живет!» Нет,
живет. Он — с ними в гораздо более глубоком смысле, чем мы, и всегда, без
минуты отдыха. Всякий низкий помысел в их (т. е. — в нашей) душе, всякий миг
зависти, злобы, гордыни, жадности, спеси наносит удар Его долготерпеливой
любви и причиняет Ему боль, которая сильнее нашей. Чем
больше мы уподобимся Богу в этих двух отношениях, тем лучше для нас. Мы
должны любить N и видеть себя, как видим его. Говорят, что вредно думать о
своих недостатках. Оно бы и верно, если бы, не думая о них, мы не начинали
немедленно думать о чужих. Как на беду, мы наслаждаемся такими мыслями, а что
может быть вреднее? Трудно
думать или не думать по заказу, но я бы посоветовал вообще забыть о чужих
недостатках, кроме тех случаев, когда речь идет о наших учениках или детях.
Как только такая мысль придет, гоните ее и думайте взамен о себе. Ведь именно
тут, с Божьей помощью, вы можете что-то сделать. Из всех нелегких людей у вас
дома или на службе вы можете всерьез исправить только одного. С этого и
начните. К чему откладывать? Рано или поздно все равно придется, и чем
позднее это будет, тем труднее. Выбора
нет. Мы знаем, что Сам Господь не может дать радости бедному N, пока N
завистлив, злобен и сосредоточен на себе. И в вас, несомненно, что-то не
позволяет Богу избавить вас от ваших постоянных мучений. Пока это не уйдет,
вы не узнаете рая, как не узнает благоухания человек с насморком. Дело не в
том, что Бог «отправит» вас в ад. В каждом из нас растет и крепнет
какое-нибудь свойство, которое само станет адом, если его не вырвать. Дело
плохо. Предадимся же Богу — сегодня, сейчас.
|