К.С.Льюис |
Возрождение или упадок? |
|
|
|
|
|
(Статья
опубликована: «Punch», 1958, 9 июля.) Неужели вы не видите, — сказал наш ректор, — что на Западе
очень сильно растет интерес к религии? На это нелегко ответить. «Очень
сильно» — пустые слова без статистики, а у меня нет cтатистических данных.
Кроме того, мне кажется, ректор неправильно ставит вопрос. Когда почти все
верили, «интереса к религии» быть не могло. Те, кто верит в богов,
поклоняются им, и только сторонний свидетель называет это религией. Менады
стремились к Дионису, а не к Религии. Mutatis mutandis1
это относится и к христианам. С той минуты, как вы предались Богу, ваш
интерес к религии кончился. Вам уже не до него. На наши лекции и дискуссии
ходит очень много народу, но это не доказывает, что стало много верующих.
Каждое истинное обращение уменьшит нашу аудиторию. К вышеупомянутому интересу относятся теперь с уважением, и
я не вижу, почему бы ему не расти. Вполне естественно для человека пребывать
в неуверенности. Однако только глупому не видно, что это еще и легче всего.
Истинное христианство и последовательный атеизм предъявляют к нам требования.
Когда же мы берем утешения веры без ее тягот и свободу неверия без его
философского и эмоционального воздержания — это, может быть, и честно, но уж
никак не трудно. — Неужели вы не заметили, — говорил ректор, — что
христианство почитают в самых элитарных кругах? Интеллигенция идет к вере.
Такие люди, как Маритэн,2 как… Но я
не обрадовался. Конечно, верующий интеллектуал типичен для нашего времени.
Однако было бы намного утешительней, если бы именно сейчас интеллектуалы
(кроме ученых) не потеряли наконец всякой связи с остальным человечеством.
Лучших поэтов и критиков читают, без особого восторга, лучшие критики и
поэты, и никто другой их не замечает. Вполне интеллигентные люди, которых
становится все больше, просто не знают, чем заняты высоколобые, а те в свою
очередь знать не хотят о них. Поэтому обращения интеллектуалов мало на кого
влияют. Более того, бытует подозрение, что это — очередная снобистская мода, новый
способ шокировать мещан, вроде сюрреализма. Конечно, подозрение такое
жестоко, но и высоколобые наговорили о ближних немало жестокого. — А там, — продолжал ректор, — где еще не воцарилась вера,
люди снова обратились к нашему духовному наследству. Западные, я бы даже
сказал — христианские, ценности… Мы вздрогнули. Я же при этом вспомнил войну, ангар из
рифленого железа, несколько коленопреклоненных летчиков и молодого капеллана,
провозглашающего: «Научи нас, Господи, любить все то, что Ты защищаешь!» Он
был совершенно искренен, и я верю, что «все то» включало в себя не только
«западные ценности». Но у него выходило, что Бог — не вершина, не цель, а
некое существо, у которого, на наше счастье, высокие идеалы. За это мы Его и
ценим. Он, конечно, ведет нас — но к чему-то, к какой-то другой цели, вне Его
Самого. Насколько больше веры в словах Августина: «Ты создал нас для Себя, и
неспокойно сердце наше, пока не упокоится в Тебе!».3
Даже у менад веры больше. — А то, чем пытались заменить религию, вконец
дискредитировано, — сообщил ректор. — Наука теперь — скорее пугало, чем идол.
Утопия, небо на земле… Как раз вчера мне рассказывали, что на какие-то слова о
смерти одна молодая девушка ответила: «Ну, к тому времени, когда я состарюсь,
ученые что-нибудь придумают!» Вспомнил я и о том, как часто мои
неуниверситетские слушатели убеждены, что все плохое в человеке рано или
поздно (скорее, рано) исправит «образование». Потом я припомнил, как кто-то
написал мне, что меня надо высечь за веру в непорочное зачатие. Когда меня
познакомили с известным писателем, он отвел взор, что-то пробормотал и
поскорее скрылся. Какой-то американец спрашивал меня, не летающая ли тарелка
колесница Илии. Я встречал теософов, английских иудаистов, пантеистов,
буддистов. Почему такие, как наш ректор, говорят о религии? Не лучше ли
говорить о религиях? Мир кишит ими. Слава Богу, есть среди них и христианство.
Я получаю письма от святых, не подозревающих о своей святости, и преклоняюсь
всякий раз перед их верой, радостью, смирением и даже юмором среди
невыносимых страданий. Пишут мне и недавно обратившиеся, прося простить их за
то, что много лет назад они, по их мнению, обидели меня в каком-то ученом
споре. Все это видел я сам, и все это — «Запад». Ректор этого не
видел. Он черпает сведения из книг, а там почти не пишут о тех проявлениях
святости, богохульства и безумия, среди которых мы живем. Более того, он не
знает, что у большинства людей просто нет в голове измерения, которое для
него само собой разумеется. Поясню это двумя примерами. В какой-то статье я
упомянул о естественном праве, и старый полковник (по всем признакам — anima
сandida4 написал мне и спросил, нет
ли об этом праве «хорошей брошюрки». Другой пример. Как-то во время войны мы
дежурили втроем на крыше — рабочий, ветеран первой мировой и я. Мы с бывшим
военным рассуждали о причинах войн и пришли к выводу, что эта — не последняя.
«Как же так! — всполошился рабочий, помолчал немного и спросил: — А зачем мы
тогда живем?» Впервые в жизни перед ним встал философский вопрос. То, о чем
мы размышляли всегда, только сейчас стало для него проблемой. В нем открылось
новое измерение. Существует ли однородный «Запад»? Не думаю. Религии,
словно комары, жужжат вокруг нас. Одна из них — серьезное поклонение полу,
которое не надо путать с бездумным поветрием фривольности. Какие-то зачатки
религий возникают в научной фантастике. Как всегда, есть и христиане. Разница
только в том, что теперь христианином не надо притворяться. К этому, в
сущности, и сводится так называемый упадок веры. А в остальном — так ли уж
отличается наше время от других времен и наш Запад — от других частей света? 1) Изменив то, что следует изменить 2) Жаr Маритен (1882–1972) — католический богослов,
томист. Уделял большое внимание вопросам этики. 3) Блаженный Августин (354–436) в католической
традиции (святой Августин) — христианский мыслитель. Слова: «Ты создал нас
для Себя…» — из его «Исповеди*. 4) Чистая душа (лат.)
|