|
Клайв Стейплз Льюис |
Просто христианство |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* Книга II. ВО ЧТО ВЕРЯТ ХРИСТИАНЕ *
ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ ПОНЯТИЯ О БОГЕ
Меня попросили рассказать вам, во что верят христиане. Я начну срассказа о том, во что им не нужно верить. Если вы христианин, вы не обязаныверить, что все остальные религии неверны от начала до конца. Если выатеист, вам приходится верить, что в основе всех религий мира кроется однагигантская ошибка. Если вы христианин, вы свободны думать, что все религии,в том числе самые странные, содержат хотя бы крупинку истины. Когда я былатеистом, я пытался убедить себя, что человечество в большинстве своемвсегда заблуждалось в вопросе, который имеет для него наиважнейшее значение;став христианином, я обрел способность взглянуть на вещи с более либеральнойточки зрения. Но безусловно, быть христианином -- значит не сомневаться, чтовсюду, где христианство расходится во взглядах с другими религиями,христианство право, а другие религии ошибаются. Как в арифметике: возможенлишь один правильный ответ на задачу, все остальные -- неверны; по некоторыеиз неверных ответов ближе к верному, чем другие. Человечество делится на две основные группы: на большинство, котороеверит в какого-то Бога или богов, и на меньшинство, которое не верит в Богавообще. Христианство, естественно, относится к большинству -- оно в одномлагере с древними римлянами, современными дикарями, стоиками, платониками,индусами, магометанами и т. п., против современного западноевропейскогоматериализма. Но существует разделение между людьми, верующими в Бога. К нему яперехожу теперь. Сводится оно к тому, в каких богов люди верят. И здесь --два очень разных подхода. Одни полагают, что Бог стоит над добром и злом.Мы, люди, называем одну вещь хорошей, а другую -- плохой. Но, по мнениюнекоторых, понятие "хорошего и плохого" существует только с нашей,человеческой, точки зрения. Такие люди говорят: по мере того, как вывозрастаете в мудрости, у вас все меньше и меньше желания называть что-топлохим или хорошим; вы видите, что все имеет хорошие и плохие стороны, иничего тут нельзя изменить. В результате эти люди полагают, что задолго дотого, как вы подойдете к божественной точке зрения, всякое различие междупонятиями добра и зла исчезнет без следа. Мы называем рак злом, говорят они,потому что он убивает человека; но с таким же успехом можно назвать зломуспешное вмешательство хирурга, потому что он убивает рак. Все зависит отточки зрения. Другая, противоположная, точка зрения состоит в том, что Бог,совершенно определенно,-- добрый и праведный, что Ему небезразлично, какуюсторону принять, что Он любит любовь и ненавидит ненависть и хочет, чтобы мывели себя так, а не иначе. Первое из этих двух представлений -- Богпребывает за пределами добра и зла -- называется пантеизмом. Эту идеюразделял великий прусский философ Гегель; ее разделяют, насколько я понимаю,индусы. Противоположный взгляд на Бога присущ евреям, магометанам,христианам. За этим различием в представлениях о Боге между пантеизмом ихристианством следует обычно другое. Пантеисты, как правило, верят, что Бог,так сказать, одушевляет Вселенную, как вы одушевляете свое тело; чтоВселенная и есть почти то же самое, что Бог, и поэтому, если бы она несуществовала, Он бы тоже не существовал, и все, что находится воВселенной,-- часть Бога. Христианство придерживается совершенно другой идеи.Христиане считают, что Бог задумал и создал Вселенную, как человек создаеткартину или мелодию. Картина -- не то же самое, что художник, и художник неумрет, если его картины уничтожить. Вы можете сказать: "Он вложил частьсамого себя в эту картину", но, говоря так, вы лишь подразумеваете, что всякрасота и смысл этого произведения зародились у него в голове. Егомастерство, отразившееся в картине, не принадлежит ей в той же степени, вкакой оно присуще его голове и рукам. Я надеюсь, вы теперь видите, как одно различие между пантеизмом ихристианством неизбежно влечет за собой другое. Если вы не принимаетевсерьез различия между добром и злом, то очень легко придете к выводу, чтовсе во Вселенной -- часть Бога. Если же вы считаете, что некоторые дела ивещи действительно плохи, между тем как Бог плохим быть не может, подобнаяточка зрения неприемлема для вас. В таком случае вы должны верить, что Бог имир -- не одно и то же. Некоторые вещи, наблюдаемые нами в мире,противоречат Его воле. По поводу рака или трущоб пантеист может сказать:"Если бы вы могли видеть с Божественной точки зрения, вы бы поняли, что иэто -- Бог". Христианин ответит: "Что за мерзкая чушь!". Ведь христианство-- религия воинствующая. Христианство считает, что Бог сотворил мир --пространство и время, жар и холод, все цвета и все вкусовые ощущения, всехживотных и все растения -- и все это Бог придумал, как писатель придумываетсюжет. Но христианство, кроме того, считает: очень многое из того, что Богсотворил, свернуло с пути, Богом предназначенного, и Бог настаивает, инастаивает очень решительно, чтобы именно мы вернули заблудшее на правильныйпуть. Конечно, это влечет за собой очень серьезный вопрос. Если мирдействительно сотворен добрым, справедливым Богом, почему он свернул нанеправильный путь? Много лет я просто отказывался слушать, что отвечалихристиане, потому что рассуждал так: "Что бы вы ни говорили, к каким быаргументам ни прибегали, не проще и не легче ли просто признать, что мир несоздан разумной силой? А может, все ваши аргументы -- просто сложная попыткауйти от очевидного?" И тут я столкнулся с другой трудностью. Мой аргумент против существования Бога сводился к тому, что Вселеннаямне казалась слишком жестокой и несправедливой. Однако как пришла мне вголову сама идея справедливости и несправедливости? Человек не станетназывать линию кривой, если не имеет представления о прямой линии. С чемсравнивал я Вселенную, когда называл ее несправедливой? Если все на свете,от "А" до "Я", плохо и бессмысленно, то почему я сам, частица этого "всего",с такой страстью возмущаюсь? Человек чувствует себя мокрым, когда падает вводу, потому что человек не водяное животное: рыба не чувствует себя мокрой.Я, конечно, мог бы отказаться от объективной значимости моего чувствасправедливости, сказав себе, что это -- лишь мое чувство. Но если бы ясделал так, рухнул бы и мой аргумент против Бога, потому что аргумент этотзиждется на том, что мир на самом деле несправедлив, а не с моей точкизрения. Таким образом, сама попытка доказать, что Бога нет -- иными словами,что вся объективная реальность лишена смысла,-- вынуждала меня допустить,что, по крайней мере, какая-то часть объективной реальности, моя идеясправедливости, смысл имеет. Следовательно, атеизм оборачивается крайнепримитивной идеей. Ведь если бы Вселенная не имела смысла, мы бы никогда несмогли обнаружить, что она не имеет смысла; точно так, как если бы воВселенной не было света и, следовательно, не было бы существ с глазами, мыбы никогда не обнаружили, что нас окружает тьма.
ВТОРЖЕНИЕ
Итак, атеизм слишком примитивен. Но я укажу вам на другую примитивнуюидею. Я называю ее "христианством, разведенным в водичке". Согласно этойидее, на небе живет хороший, добрый Бог и все идет как надо. Всем трудным ипугающим доктринам о грехе и аде, о дьяволе и искуплении просто не придаетсязначения. Искать простую религию -- бессмысленно. В конце концов, реальных вещей,которые были бы просты, нет. Иногда они выглядят простыми -- например, стол,за которым я сижу; но спросите ученого, из чего этот стол сделан, -- обовсех этих атомах, о световых волнах, которые отражаются от них и ударяют вмой глаз, воздействуя на мой оптический нерв, и как это воздействует на моймозг. Тогда вы увидите, что процесс, который мы описываем в двух словах --"видеть стол", представляет из себя сплетение таинственных и сложныхявлений, сложных настолько, что вы едва ли когда-нибудь сможете проникнуть вних до конца. Когда ребенок произносит молитву, это выглядит очень просто.Если вас это вполне удовлетворяет и вы готовы поставить на этом точку, --прекрасно. Однако, если вы не можете на этом остановиться -- асовременный мир обычно ни на чем или перед чем не останавливается так легко,-- если вы желаете продолжить и спрашиваете, что же происходит на самомделе, приготовьтесь к трудностям. Если мы ищем чего-то большего, чемпредельно простое, глупо жаловаться, что "большее" -- не просто. Очень часто, однако, в такие глупые рассуждения пускаются совсемнеглупые люди из желания, сознательно или бессознательно, подорватьхристианство. Обычно они берут одну из версий христианства, рассчитанную нашестилетнего ребенка, н нападают на нее. Когда же вы стараетесь разъяснитьим христианскую доктрину в том ее виде, в каком исповедуют ее образованныевзрослые люди, они начинают жаловаться, что от вас голова идет кругом, чтовсе это слишком сложно и, если бы Бог действительно существовал, Он сделалбы религию "простой", потому что простота так прекрасна. С такими людьми следует быть настороже, они каждую минуту меняют тему илишь отнимают у вас время. Обратите внимание на идею, что "Бог сделал бырелигию простой", как будто религия -- это что-то такое, что Бог изобрел, ане Его откровение нам о совершенно неизменных фактах и о Его собственнойприроде. Объективная реальность отличается не только сложностью; она, по моимнаблюдениям, нередко выглядит странно. Она какая-то нескладная, неясная,словом -- не такая, как нам хотелось бы. Например, когда вы постигли идею,что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца, у вас, естественно,возникает предположение, что все планеты созданы по тому же принципу: наравном расстоянии друг от друга, к примеру, или на расстоянии, равномерноувеличивающемся: или что все они одинакового размера, либо увеличиваются илиуменьшаются по мере удаления от Солнца. В действительности же вы не находитени ритма, ни смысла (понятного вам) ни в размерах планет, ни в расстоянияхмежду ними; у некоторых из них -- по одному спутнику, у одной -- четыре, удругой -- два, у некоторых -- ни одного, а одна из планет окружена кольцом. Итак, объективная реальность таит в себе загадки, разгадать которые мыне в силах. Вот одна из причин, почему я пришел к христианству. Это религия,которую вы не могли бы придумать. Если бы христианство предлагало вам такоеобъяснение Вселенной, какого мы всегда ожидали, я бы посчитал, что мы самиизобрели его. Но, право же, непохожа эта религия на чье-то изобретение.Христианству свойствен тот странный изгиб, который характерен для реальных,объективно существующих вещей. Так что отрешимся от детской философии, отэтого пристрастия к слишком простым ответам. Проблема, с которой мы имеемдело, непроста, и ждать простого ответа не приходится. В чем же состоит эта проблема? Очевидно, в том, что во Вселенной многоявно плохого и бессмысленного, но при этом в ней имеются существа, мы сами,которые знают об этом. Известны лишь две точки зрения на совокупность этихфактов. Одна из них -- христианская ~ говорит, что это хороший мир,сбившийся на неверный путь, однако сохраняющий в памяти тот путь, каким ондолжен был идти. Вторая точка зрения - так называемый дуализм --предполагает, что за всем происходящим в мире стоят две равноценные инезависимые силы -- добро и зло, и наша Вселенная -- поле битвы, на которомони ведут нескончаемую войну. Я лично считаю, что, после христианства,дуализм -- наиболее человечная и разумная гипотеза. По в ней есть однослабое место. Эти две силы, или два духа, или два бога -- добрый и злой -- абсолютнонезависимы. Оба они существуют в вечности. Ни один из них не создавалдругого, ни один не имеет преимущественного права называться Богом. Каждыйиз них, очевидно, считает себя хорошим, а другого плохим. Один любитненависть и жестокость, другой -- любовь и милосердие, и каждый держитсясвоей точки зрения. Что же имеем в виду мы, когда называем одного из нихсилою добра, а другого силою зла? Мы либо говорим этим, что почему-топредпочитаем одну из этих сил другой -- как можем, например, предпочитатьпиво сидру, либо подразумеваем, что, независимо от того, что эти силы думаюто себе или что мы, люди, думаем о них, одна из них действительно неверна инесомненно ошибается, принимая себя за добро. Если мы имеем в виду, чтопервая сила нам просто больше по вкусу, то мы вообще должны отказаться отразговора о добре и зле. Ибо "добро" означает нечто такое, чему мы должныотдавать предпочтение, независимо от того, что нравится нам. Если бы "добро"было добром только потому, что нам вздумалось принять его сторону, оно незаслужило бы своего названия. Так что мы должны признать, что одна из этихдвух сил -- объективное "зло", а другая -- объективное "добро". Однако в тот самый момент, когда вы признаете это, вы добавляете к двумсилам, действующим во Вселенной, третью -- какой-то закон, или стандарт, илиправило добра, с которым одна из них согласуется, а другая -- нет. Нопоскольку обе силы судятся им, то этот стандарт, или Существо, установившееего, оказывается вне наших двух сил и гораздо выше их обеих. Вот этот-тозакон, или Существо, и будет истинным, настоящим Богом. Фактически, называясилы, о которых идет речь, добром и злом, мы имеем в виду, что одна из них вправильных отношениях с истинным, высшим Божеством, а другая противится Ему. К этому же можно прийти и другим путем. Если дуализм верен, сила злалюбит зло как таковое. Но мы не знаем никого, кто любил бы зло просто за то,что оно зло. На практике мы ближе всего подходим к силе зла в чистом виде,когда сталкиваемся с жестокостью. Люди проявляют жестокость по двумпричинам: либо оттого, что они садисты, то есть в силу своей извращенностиполучают чувственное удовольствие от жестокости, либо потому, что ценойпроявленной жестокости они надеются получить желаемое -- деньги, власть,безопасность. Но деньги, удовольствия, власть, безопасность -- сами по себевещи хорошие. Зло начинается тогда, когда люди стараются приобрести их,прибегая к неправильным методам, к нечестному пути, либо -- в чрезмерномколичестве. Люди, поступающие так, крайне испорчены. Но не об этом речь. Я хочусказать, что зло, если вы пристальнее всмотритесь в него, почти всегдаокажется дурным путем к добрым целям. Вы можете быть хорошим ради самогодобра; но не можете быть злым ради самого зла. Вы способны совершить хорошийпоступок и тогда, когда не испытываете прилива доброты, когда этот поступокне доставляет вам удовольствия, просто по той причине, что делать добро --правильно. Но никто еще не совершал жестокого поступка только потому, чтожестокость -- это что-то неправильное. Люди бывают жестоки лишь тогда, когдаэто приносит им удовольствие или пользу. Иными словами, зло не можетпреуспевать от того, что оно зло, тогда как добро может преуспевать лишь всилу того, что оно добро. Добро, так сказать, вещь в себе, оно существуетсамо по себе, тогда как зло представляет из себя испорченное добро. Преждечем стать плохим, надо быть хорошим. Мы называем садизм половым извращением; но прежде чем стать сексуальноизвращенным, вы должны получить представление о нормальном половом влечении;распознать извращение вы можете потому, что в состоянии объяснить его,исходя из нормы; а вот объяснить нормальное, исходя из извращенного, вы неможете. Из этого следует, что представление о силе зла, которая равна силедобра и любит зло в такой же степени, в какой сила добра любит добро,-- неболее как мираж. Чтобы силе зла стать скверной, ей необходимо сначалапожелать хорошего, а затем устремиться к нему неверными путями; ей надоощутить побуждения, добрые в своей основе, чтобы иметь возможность извратитьих. Но и стремление к добру, и добрые импульсы, которые она могла быизвратить, сила зла получит лишь от силы добра. А если так, то сила зла неможет быть ни от чего не зависимой. Она -- часть мира, в котором царит силадобра, и сотворена либо этой силой, либо какой-то другой, стоящей над нимиобеими. Попытаемся несколько упростить это рассуждение. Чтобы совратиться, силазла должна была существовать и обладать разумом и волей. Но существование,разум и воля сами по себе -- добро. Таким образом, сила зла должна былаполучить все это от силы добра; даже для того, чтобы стать плохой, силе злапришлось бы позаимствовать или украсть все необходимое у своего оппонента.Становится ли вам яснее, почему христианство всегда говорило, что дьявол --это падший ангел? Это не просто сказка для детей. Это глубокая истина,свидетельствующая о том, что зло -- паразит, а не что-то изначальное исамостоятельное. Силы для своего существования зло черпает из добра. Все,что толкает плохого человека на активное зло, само по себе -- не зло, адобро: решимость, ум, красота и, собственно, существование. Вот почемудуализм, если подойти к нему со строгой меркой, не срабатывает. Но я готов признать, что истинное христианство (в отличие отхристианства, разбавленного водичкой) гораздо ближе к дуализму, чем думают.Когда я впервые всерьез прочитал Новый завет, меня особенно поразила однавещь -- а именно то, что там так много говорится о силе тьмы во Вселенной, омогучем злом духе, который стоит за смертью, болезнью и грехом. Однако помнению христианства (в отличие от дуализма) эта сила тьмы создана Богом ивначале была доброй, лишь потом стала она на неверный путь. Христианство согласно с дуализмом, что Вселенная в состоянии войны. Нооно не считает, что это -- война между зависимыми силами. Христианствоутверждает, что это гражданская война, мятеж, и мы с вами живем в той частиВселенной, которая оккупирована мятежниками. Оккупированная территория -- вот что такое этот мир. А христианство --рассказ о том, как на эту территорию сошел праведный царь, сошел, можносказать, инкогнито, и призвал нас к саботажу. Когда вы идете в церковь, вына самом деле принимаете секретные сообщения по радиопередатчику от своихдрузей. Вот почему враг так настойчиво старается помешать посещению церкви.Он играет на нашем самомнении, лени, интеллектуальном снобизме. Кто-нибудь,возможно, спросит меня: "Не хотите ли вы в наше просвещенное время вновьпредставить нам старого приятеля, дьявола, с рогами, копытами и всемпрочим?" Я не знаю, при чем тут просвещенное время, и меня не особенноинтересует такая деталь, как рога и копыта. Но в остальном я ответил бы:"Да, именно это я собираюсь сделать". Я не утверждаю, что мне что-либоизвестно о его внешности. Если кто-то действительно желает узнать егополучше, такому человеку я скажу: "Не беспокойтесь. Если вы в самом делехотите познакомиться с ним поближе, то непременно познакомитесь. Понравитсяли вам это -- другой вопрос".
ОШЕЛОМЛЯЮЩАЯ АЛЬТЕРНАТИВА
Христиане, таким образом, верят, что сила зла стала князем этого мира.И тут, конечно, возникают проблемы. Происходит ли все это в соответствии сволей Бога? Если да, то Он -- довольно странный Бог, скажете вы; если же зловоцарилось в мире вопреки Его воле, то как же что-либо может происходитьвопреки воле Того, Кто обладает абсолютной властью? Однако каждый человек, который был когда-либо наделен властью, знает,как некоторые вещи могут, с одной стороны, соответствовать вашей воле, а сдругой - быть ей вопреки. Мать, например, может с полным основанием сказатьсвоим детям: "Я не собираюсь каждый вечер приводить в порядок вашу комнату.Вы должны учиться держать ее в порядке сами". Однажды вечером она заходит вдетскую и видит, что плюшевый мишка, чернильница и учебник по французскойграмматике свалены вместе. Это противоречит ее воле. Она предпочла бы, чтобыее дети были аккуратными. Но, с другой стороны, в этом и была ее воля --привить детям самостоятельность, однако это влечет за собой свободу выборадля них. Такие же ситуации возникают при любой системе правления, на службе,в школе. Вы объявляете какую-то обязанность добровольной, и сразу половиналюдей эту обязанность не выполняет. Это не согласуется с вашей волей, однакостало возможным именно по вашей воле. Возможно, то же происходит и во Вселенной. Некоторые создания Свои Богнаделил свободной волей. Это значит, что они могут выбирать верный илиневерный путь. Некоторым людям кажется, что можно придумать такое существо,которое было бы свободным, но лишенным возможности поступать неправильно. Ятакое существо представить себе не могу. Если кто-то свободен делать добро,он свободен делать зло. Именно свободная воля сделала возможным зло. Почемуже тогда Бог дал созданиям Своим свободу воли? Потому что без свободнойволи, хотя она и обусловливает появление зла, невозможны истинная любовь,доброта, радость и все то, что представляет ценность в мире. Мир автоматов-роботов -- существ, действующих, как машины, едва листоил бы того, чтобы его создавать. Счастье, которое Бог приготовил дляСвоих высших созданий, -- это счастье свободно соединяться с Ним и друг сдругом в порыве любви и восхищения, в сравнении с которыми самая возвышеннаялюбовь между мужчиной и женщиной -- как разбавленное молоко. Но для этогосоздания должны быть свободными. Бог, конечно, знал, что произойдет, если они воспользуются своейсвободой неверно. Но очевидно, Он считал, что задуманное Им стоит риска.Возможно, мы не склонны согласиться с Ним. Но с Богом не соглашаться трудно.Он источник, из которого вы черпаете всю силу ваших аргументов. Вы не можетебыть правы, а Он -- неправ, точно так же как поток не может подняться вышеуровня своего источника. Оспаривая правильность Его решений, вы выступаетепротив той силы, которая наделяет вас самой способностью спорить. Другимисловами, вы рубите ветку, на которой сидите. Если Бог считает, что состояниевойны во Вселенной не слишком высокая плата за свободу воли, и именнопоэтому сотворил мир, в котором Божьи создания могут сознательно выбиратьмежду добром и злом, а не игрушечный мир марионеток, которых Он водил бы,дергая за ниточки, -- значит, мы должны согласиться, что свободная волястоит этого. Только в мире, основанном на свободном выборе между добром излом, может происходить что-то значительное. Когда мы понимаем, что такое свобода воли, глупым представляетсявопрос, который мне как-то задали: "Почему Бог создал человека из такогогнилого материала, что он сразу же пришел в негодность?" Чем лучше материал,из которого творение создано, чем оно умнее, сильнее и свободнее -- темлучше оно будет, если направится по правильному пути, и тем хуже станет,избрав неправильный путь. Корова не может быть очень хорошей или оченьплохой; собака может быть и лучше и хуже; в большей степени может быть лучшеили хуже ребенок; еще в большей степени, чем ребенок, может быть лучше илихуже обыкновенный взрослый человек, и еще в большей -- человек гениальный;сверхчеловеческий же дух может быть либо наихудшим, либо наилучшим из всегосущего. Как это произошло, что свободная воля направилась по неверному пути?Нет сомнения, что ответить на такой вопрос сколько-нибудь определенно людине могут. Можно, однако, предположить разумную (и общепринятую) догадку,которая основывается на нашем личном опыте. В тот момент, когда в вас проявляется ваше "я", возникает возможность,что вы пожелаете поставить это "я" на первое место, пожелаете стать центром,то есть фактически стать Богом. В этом и состоял грех сатаны, и этим грехомон заразил человеческий род. Некоторые люди считают, что падение человекакак-то связано с проблемой секса. Но это ошибочное мнение. (Повествование,содержащееся в книге Бытия, скорее наводит на мысль о том, что разложениекак-то коснулось нашей сексуальной природы после падения и было результатом,а не причиной этого падения.) Сатана вложил в головы наших далеких предковидею, что они могут стать "как боги",-- могут устроить все по-своему, какесли бы они сотворили себя сами; что человек может быть сам себе хозяин иизобрести для себя какое-то счастье, от Бога независимое. Из этой-тобезнадежной попытки произошло почти все то, что определило человеческуюисторию, -- деньги, нищета, тщеславие, войны, проституция, классы, империи,рабство, долгую и ужасную историю человека, пытающегося найти секретсчастья, минуя Бога. Поиски эти безнадежны, и вот почему. Бог создал нас, изобрел нас, какчеловек изобретает машину. Топливо для автомобиля -- бензин, и при тойконструкции, какую он имеет, автомобиль не станет работать на другомтопливе. Человечество же Бог сконструировал так, чтобы энергию, необходимуюдля нормальной жизнедеятельности, он, человек, черпал от Самого Бога. Бог --горючее, на которое рассчитан наш дух, пища, которая ему необходима.Альтернативы не существует. Вот почему не имеет смысла просить Бога, чтобыон сделал нас счастливыми по нашему вкусу, не обременяя никакой религией.Бог не может дать нам счастье и мир без Него Самого, потому что без Негосчастья и мира просто нет. И в этом -- ключ к истории. Тратится гигантское количество энергии,возникают цивилизации, создаются отличные, благородные организации, новсякий раз что-то идет не так, как надо. По причине какого-то фатальногодефекта наверху всегда оказываются эгоистичные и жестокие люди, все сноварушится и скатывается вниз, к бедствиям и отчаянию. Машина глохнет. Оназаводится как будто бы легко, пробегает несколько метров и ломается. Людихотят, чтобы она работала на неподходящем горючем. Вот что сделал с нами,людьми, сатана. А что сделал Бог? Прежде всего, Он оставил нам совесть, и мы понимаем,что правильно, что неправильно. На протяжении всей истории были люди,которые старались (подчас очень упорно) слушаться голоса совести. Ни один изних в этом не преуспел полностью. Во-вторых, Он послал человеческому роду то, что я называю светлымимечтами. Я имею в виду те странные истории, встречающиеся почти во всехязыческих религиях, в которых рассказывается о каком-то боге, которыйумирает и снова воскресает, и своей смертью как-то дает людям новую жизнь. В-третьих, Он избрал один особый народ и на протяжении несколькихстолетий вколачивал в головы избранных Им людей, что Он единственный Бог идля Него очень важно, чтобы люди вели себя правильно. Этим особым народомбыли евреи, и Ветхий завет подробно все это описывает. А затем человечество испытало настоящий шок. Из среды этих еврееввнезапно возник человек, который говорит так, как будто он сам и есть Бог.Он говорит, что может прощать грехи. Он говорит, что существовал вечно. Онговорит, что придет судить мир в последние времена. Здесь требуется объяснение. Среди пантеистов, таких, как, например,индусы, каждый может сказать, что он -- часть Бога или един с Богом; в этомне будет ничего удивительного. Но Тот Человек исповедовал не пантеизм, аиудаизм и не мог иметь в виду такого бога. Бог в понимании евреев -- этоСущество, находящееся вне мира; Тот, Кто сотворил этот мир и бесконечноотличается от чего бы то ни было. Когда вы постигнете это в полной мере, выпочувствуете: то, что говорил Человек, поразительнее всего, когда-либослетавшего с человеческих уст. Часть этих слов проскальзывает мимо нашихушей: мы слышали их так часто, что перестали понимать, какой высоты звучанияони достигают. Я имею в виду слова о прощении грехов; любых грехов. Если этоне исходит от Бога, это нелепо и смешно. Мы можем понять, как человекпрощает оскорбления и обиды, причиненные ему самому. Вы наступили мне наногу, и я вам это прощаю; вы украли у меня деньги, и я вам это прощаю. Нокак быть с человеком, которого никто не тронул и не ограбил, а он объявляет,что прощает вас за то, что вы наступали на ноги другим и украли у нихденьги? Поведение такого человека показалось бы нам предельно глупым. Однакоименно так поступал Иисус. Он говорил людям, что их грехи прощены, и никогдане советовался с теми, кому эти грехи нанесли ущерб. Он без колебаний велСебя так, как если бы был Тем, Кому нанесены все обиды, против Когосовершены все беззакония. Такое поведение имело бы смысл только в томслучае, если Он в самом деле Бог, Чьи законы попраны, любовь -- оскорбленакаждым совершенным грехом. В устах любого другого эти словасвидетельствовали бы лишь о глупости и мании величия, которым нет равных вовсей человеческой истории. Однако (и это удивительно) даже у Его врагов, когда они читаютЕвангелие, не создается впечатления, что слова эти продиктованы глупостьюили манией величия. Тем более у читателей, не настроенных предвзято. Христосговорит, что Он "смирен и кроток" - и мы верим Ему, не замечая, что смирениеи кротость едва ли присущи человеку, делавшему такие заявления, какие делалОн. Я говорю все это, чтобы предотвратить воистину глупое замечание,которое нередко можно услышать: "Я готов признать, что Иисус -- великийучитель нравственности, но отвергаю Его претензии на то, что Он Бог".Говорить так не следует. Простой смертный, который утверждал бы то, чтоговорил Иисус, был бы не великим учителем нравственности, а либо сумасшедшимвроде тех, кто считает себя Наполеоном или чайником, либо самим дьяволом.Другой альтернативы быть не может: либо этот человек - Сын Божий, либосумасшедший или что-то еще похуже. И вы должны сделать выбор: можетеотвернуться от Него как от ненормального и не обращать на Него никакоговнимания; можете убить Его как дьявола; иначе вам остается пасть перед Ним ипризнать Его Господом и Богом. Только отрешитесь, пожалуйста, от этойпокровительственной бессмыслицы, будто Он был великим учителем-гуманистом.Он не оставил нам возможности думать так. СОВЕРШЕННЫЙ КАЮЩИЙСЯ Итак, мы сталкиваемся с пугающей альтернативой. Этот человек -- либоименно то, что Он о Себе говорит, либо -- сумасшедший, маньяк или кое-ктопохуже. Мне совершенно ясно, что ни сумасшедшим, ни бесом Он не был.Следовательно, сколь невероятным и наводящим ужас это ни казалось бы, явынужден признать, что Он был и есть Бог. Бог сошел на эту оккупированнуюврагом землю в образе человека. С какой же целью Он сделал это? Ради какого дела приходил? Ну конечно,ради того, чтобы учить. Однако когда вы откроете Новый завет или любуюхристианскую книгу, вы обнаружите, что в них постоянно говорится о чем-тодругом, а именно о Его смерти и Его воскресении. Совершенно очевидно, чтохристианам именно это представляется самым важным. Они считают, что главнаяцель Его прихода на землю -- пострадать и умереть. До того как я стал христианином, у меня было впечатление, что христианедолжны прежде всего верить в некую теорию о смысле Его смерти. Согласно ей,Бог хотел наказать людей за то, что они оставили Его и стали на сторонувеликого мятежника, но Христос добровольно вызвался понести наказание залюдей, чтобы Бог простил нас. Сейчас я должен признаться, что даже этатеория больше не кажется мне такой аморальной и глупой, как казалась прежде.Но не в этом дело. Позднее я увидел, что ни эта, ни иная подобная теория невыражают сути христианства. Центральная мысль христианской веры в том, что смерть Христа каким-тообразом оправдала нас в глазах Бога и дала нам возможность начать сначала.Как это было достигнуто -- вопрос другой. На этот счет немало соображений.Но с тем, что мысль эта верна, согласны все христиане. Я скажу вам, что ясам думаю. Все разумные люди знают, что, если вы устали и проголодались,хороший обед пойдет вам на пользу. Обед этот -- не то же самое, чтосовременная теория о питании, обо всех этих витаминах и протеинах. Люди елиобеды и чувствовали себя после них лучше задолго до появления теорий, и еслитеории когда-нибудь забудут, это не помешает людям по-прежнему обедать.Теории о смерти Христа -- не христианство. Они лишь пытаются объяснитьмеханизм его действия. О степени их важности не все христиане думаютодинаково. Моя англиканская церковь не настаивает ни на одной из них как наединственно правильной. Римская церковь идет немного дальше. Но, я думаю,все согласны с тем, что суть безгранично важнее, чем любое объяснение, и ниодно объяснение не может претендовать на исчерпывающую полноту. Но как ясказал в предисловии к этой книге, я всего лишь рядовой верующий, а вопросэтот заводит нас слишком глубоко. Я повторяю, что могу лишь изложить вамсвою личную точку зрения. Согласно ей, то, что вас просят принять,-- не теории. Многие из вас,без сомнения, читали работы Джинса или Эддингтона. Когда они хотят объяснитьатом или что-нибудь подобное, они просто дают вам описание, на основаниикоторого в вашей голове возник некий мысленный образ. Но затем онипредупреждают вас, что на самом деле этот образ не то, во что действительноверят ученые; а верят они в математическую формулу. Иллюстрации даются вамтолько для того, чтобы вы эту формулу поняли. Фактически они неверны в томсмысле, в каком верны формулы. Они не отражают реальности, а только даюткакое-то приближенное представление о ней. Их цель лишь в том, чтобы помочьвам, и, если они вам не помогают, вы можете отбросить их. Самую сущностьатома не передать в картинках, ее можно выразить только в математическихформулах. То же самое происходит и с христианством. Мы верим, что смерть Христова-- та точка в человеческой истории, когда нечто, принадлежащее иному миру ине поддающееся нашему воображению, проявило себя в нашем с вами мире. И еслимы не можем изобразить в картинках атомы, слагающие этот наш мир, то, ужконечно, не в состоянии нарисовать в своем воображении реальную картинутого, что действительно произошло во время смерти и воскресения Христа.Более того, если бы мы обнаружили, что полностью сумели все это понять, тосамый факт этот свидетельствовал бы, что данное событие - совсем не то, зачто оно себя выдает, недосягаемое, нерукотворное, лежащее над природой вещейи пронизывающее эту природу, подобно удару молнии. Вы можете сказать: "А какая нам польза, если мы не в состоянии все этопонять?" Вопрос, на который очень легко ответить. Человек может съедатьобед, не понимая, как организм усваивает питательные вещества. Человек можетпринять то, что сделал Христос, не понимая, что дело Христа работает в нем.И безусловно, он не сможет даже приблизительно понять этого, пока не приметЕго. Нам сказано, что Христос распят за нас, что Его смерть омыла наши грехии что, умерев, Он вырвал у смерти ее "жало". Это -- формула. Это --христианство. В это надо верить. Любые теории о том, как смерть Христасделала все это возможным, с моей точки зрения, вторичны: они лишь чертежи идиаграммы, от которых можно без ущерба отказаться, если они нам не помогают,и, даже если они помогают, их не следует путать с той сутью, которой онислужат. Тем не менее некоторые из этих теорий заслуживают того, чтобы мы ихрассмотрели. Одна из них, о которой мы слышим чаще всего,-- та, которую я упомянул:Бог помиловал нас, потому что Христос добровольно вызвался понести наказаниеза нас. На первый взгляд эта теория выглядит крайне глупой. Если Бог готовбыл помиловать нас, почему Он этого не сделал? И какой смысл в наказанииневинного за вину других? Я не вижу в этом никакого смысла, еслирассматривать дело с точки зрения нашей юридической системы. Но взглянем синой точки зрения, и мы увидим смысл: некто, имеющий средства, выплачиваетдолг за неплатежеспособного должника. Или другой пример: человек попадает в беду по своей вине и емуприходится расплачиваться, но не в узкофинансовом, а в более общем смыслеслова. Кто же извлечет его из пропасти, как не добрый друг? В какую же пропасть попал человек по своей вине? И почему он попал внее? Человек попытался устроить все по-своему, вести себя так, как если быникому, кроме самого себя, он не принадлежал: иными словами, падший человек-- это не просто несовершенное существо, нуждающееся в исправлении иулучшении: это мятежник, который должен сложить свое оружие. Сложить оружие,сдаться, попросить прощения, признать, что мы отклонились от правильногопути, начать заново -- вот единственный выход из нашей пропасти. Именно этопризнание, безоговорочную капитуляцию, полный ход назад называют христианепокаянием. Процесс этот далеко не из приятных. Это посложнее, чем простосмириться со своим положением. Покаяться -- значит отречься от самомнения исвоеволия, которые мы культивируем в себе на протяжении тысячелетий.Покаяться -- значит убить часть самого себя, пережить какое-то подобиесмерти. Надо быть действительно хорошим человеком, чтобы прийти к раскаянию.И здесь мы сталкиваемся с затруднением. Только плохой человек нуждается впокаянии; только хороший человек может покаяться по-настоящему. Чем вы хуже,тем более нуждаетесь в покаянии, но тем менее вы склонны к нему. Толькосовершенный человек может прийти к совершенному покаянию. Но такой человек впокаянии не нуждается. Запомните, что покаяние, это добровольное смирение и своего родасмерть, не то, чего Бог требует от вас прежде, чем примет вас обратно, и отчего Он может освободить вас, если захочет. Говоря о покаянии, я лишьописываю вам, что значит вернуться к Богу. Если вы просите Бога принять васобратно без всего этого покаяния, то вы просите Его позволить вам вернуться,не возвращаясь. Такого не бывает. Итак, мы должны пройти через покаяние. Но то зло в нас, которое делаетпокаяние необходимым, в то же самое время лишает нас способности к покаянию.Можем ли мы разрешить эту проблему, если Бог поможет нам? Да, но как мыпонимаем Божью помощь в этом деле? Очевидно, мы имеем в виду, что Бог, чтобыпомочь нам, вкладывает в нас, так сказать, частицу Самого Себя. Онодалживает нам немного Своей способности к рассудительности, и мы начинаемдумать; Он вкладывает в нас немного Своей любви, и мы уже в состоянии любитьдруг друга. Когда вы учите ребенка писать, вы держите его руку, выводя буквывместе с ним: его рука чертит буквы, потому что вы их чертите. Мы любим имыслим, потому что Бог любит и мыслит и держит в Своих руках нашу руку,направляя эти процессы. И если бы мы с вами не пали, это было бы спокойноеплавание. Но, к сожалению, сейчас мы нуждаемся, чтобы Бог нам помог в такомделе, которое Ему, Богу, в силу Его природы чуждо: сдаться, пострадать,подчиниться, умереть. В Божьей природе нет ничего, что соответствовало быэтой капитуляции. Следовательно, путь, на котором нам больше всегонеобходимо 'Божье руководство, -- такой, по которому Бог в силу Своейприроды никогда не ходил. Бог может поделиться только тем, что Он имеет вСвоей собственной природе. Но того, что требуется для нас, в Его природенет. Теперь предположим, что Бог стал человеком; предположим, нашачеловеческая природа, которая способна страдать и умирать, слилась с Божьейприродой в одной личности, -- такая личность сумела бы помочь нам.Богочеловек сумел бы подчинить Свою волю, сумел бы пострадать и умереть,потому что Он -- человек; весь этот процесс Он выполнил бы в совершенстве,потому что Он -- Бог. Мы с вами можем пройти через этот процесс только в томслучае, если Бог совершит его внутри нас; но совершить его Бог может, толькостав человеком- Наши попытки пройти через умирание будут иметь успех толькотогда, когда мы, люди, примем участие в умирании Бога, точно так же как нашемышление плодотворно только благодаря тому, что оно -- капля из океана Егоразума; но мы не можем принять участия в умирании Бога, если Он не умирает;а Он не может умереть, если не станет человеком. Вот в каком смысле Онплатит наши долги и страдает вместо нас за то, за что Ему совсем не нужнобыло страдать. Я слышал, как некоторые люди жаловались, что если Иисус был Богом втакой же степени, в какой был человеком, Его страдания и смерть теряютценность в их глазах, потому что, говорят они, "это, должно быть, для Неголегко и просто". Другие могут (и совершенно справедливо) осудить подобнуюнеблагодарность. Однако меня поражает непонимание, о котором этосвидетельствует. С одной стороны, люди, говорящие так, по-своему правы.Возможно, они даже недооценивают силу своего аргумента. Совершенноеподчинение, совершенное страдание, совершенная смерть не только были легчедля Иисуса, потому что Он Бог, они и возможны-то были только потому, что ОнБог. Тем не менее, не правда ли, странно не принимать поэтому Его смирения,страданий и смерти? Учитель способен написать буквы для ребенка, потому чтоучитель -- взрослый человек и умеет писать. Конечно, ему легко написать этибуквы. Только поэтому он и может помочь ребенку. Если ребенок отвергнет егопомощь на том основании, что "взрослым это легче", и будет ожидать, чтобыего научил писать другой ребенок, который сам не умеет писать (и, такимобразом, лишен "несправедливого" преимущества), обучение пойдет не очень-тобыстро. Если я тону в быстром потоке, человек, стоящий одной ногой наберегу, может протянуть мне руку, и это спасет мне жизнь. Стану ли явозмущаться и кричать, судорожно глотая воздух: "Нет, это несправедливо! Увас есть преимущество! Вы одной ногой стоите на земле!"? Это преимущество --называйте его "несправедливым", если хотите,-- единственное условие, прикотором он может оказать мне помощь. Если вам нужна помощь, не будете ли вывзывать о ней к тому, кто сильнее вас? В этом и состоит мой собственный взгляд на то, что христиане называютискуплением. Однако не забудьте, что это всего-навсего еще одна иллюстрация. Не путайте ее, пожалуйста, с самим искуплением. Если мой пример, мояиллюстрация не помогают вам, отбросьте их не колеблясь. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Христос прошел через совершенную капитуляцию и совершенное смирение;они были совершенными, потому что Он -- Бог; они были капитуляцией исмирением, потому что Он был Человеком. Христианская вера заявляет, что,если мы каким-то образом разделим смирение и страдания Христа, мы станемсоучастниками Его победы над смертью и обретем новую жизнь, после того какумрем. И в этой новой жизни мы будем совершенны и совершенно счастливымисозданиями. Все это, однако, предполагает нечто гораздо большее, чем нашипопытки следовать Его учению. Люди часто задают вопрос, когда же наступитследующий этап эволюции, на котором возникнет новое существо, стоящеегораздо выше человека. Но с христианской точки зрения этот этап уженаступил. Новый вид человека возник в Христе; и новая форма жизни, котораяначалась в нем, должна быть заложена в нас. Как же получить эту новую жизнь? Вспомните, прежде всего, как мы с вамиполучили нашу жизнь в ее обыкновенной форме. Мы унаследовали ее от других,от нашего отца и матери и всех наших предков, без нашего согласия ипосредством очень любопытного процесса, который включает в себяудовольствие, боль и опасность. Такой процесс вы никогда бы не сумеливыдумать сами. В детстве многие из нас долгие годы стараются разгадать его.Некоторые из детей, когда им впервые рассказывают об этом процессе, вначалеотказываются верить, и я не могу их осуждать, это действительно оченьстранный процесс. Тот самый Бог, Который его спланировал, спланировал ипроцесс распространения новой жизни -- жизни во Христе; и мы должны бытьготовы к тому, что это тоже странный процесс. Бог не советовался с нами,когда изобретал секс. Он не советовался с нами и тогда, когда изобретал путиспасения. Три вещи распространяют жизнь Христа в нас: крещение, вера и таинство,которое различные христиане называют по-разному - святое причастие, месса,преломление хлеба. По крайней мере, эти три вещи относятся к обычнымметодам. Я не говорю, что не может быть особых случаев, когда Христос и Егожизнь распространяются без одного (или больше) из этих актов. У менянедостаточно времени, чтобы углубиться в эти особые случаи, к тому же я незнаком с ними в достаточной степени. Когда вы стараетесь в несколько минутобъяснить человеку, как добраться до Эдинбурга, вы посоветуете ему сесть впоезд. Он может, правда, добраться туда пароходом или самолетом, но вы едвали станете упоминать об этом. И я ничего не говорю, какая из упомянутых трехвещей -- самая существенная. Мой друг методист захочет, чтобы я большесказал о вере и меньше -- о двух остальных. Но я не стану в это вдаваться.Любой человек, который научит вас христианской доктрине, скажет вам, чтобывы прибегли ко всем трем. И этого в данный момент для нас достаточно. Я сам лично не вижу, каким образом эти три вещи могут быть проводникаминовой жизни. Но и постигнуть некую связь между физическим удовольствием ипоявлением в мир нового человека тоже непросто. Нам остается приниматьдействительность такой, какая она есть. Нет смысла без конца рассуждать отом, какой она должна быть или чего мы могли бы от нее ожидать. И хотя я невижу, почему это должно быть так, я могу сказать вам, почему я верю, что этодействительно так. Я уже объяснил, почему мне приходится верить, что Иисусбыл (и есть) Бог. И это исторический факт -- Он учил Своих последователей,что новая жизнь передается именно этим путем. Иными словами, я верю в это,полагаясь на авторитет Христа. Не пугайтесь, пожалуйста, слова "авторитет".Верить, полагаясь на чей-то авторитет, означает лишь, что вы верите вкакую-то вещь, потому что вам сказал о ней тот, кого вы считаете абсолютнодостойным доверия. Девяносто девять процентов того, чему вы верите, основанона доверии авторитету. Я верю, что существует такое место, как Нью-Йорк. Я сам его никогда невидел. Я не могу доказать его существование с помощью абстрактныхаргументов. Я верю в это, потому что слышал о его существовании от людей,достойных доверия. Обыкновенный человек верит в солнечную систему, атомы,эволюцию и кровообращение, полагаясь на утверждения ученых, на их авторитет.Да и все решительно сведения наши из области истории -- откуда мы ихчерпаем, как не из утверждений историков, авторитету которых мы доверяем?Ведь никто из нас не был свидетелем норманнских завоеваний или пораженияНаполеона при Ватерлоо! Никто из нас не может доказать их чисто логически,как доказываются теоремы в математике. Мы верим в эти факты просто потому,что люди, бывшие свидетелями их, оставили нам свои записи; иными словами, мыверим в них, полагаясь на авторитет этих записей и их авторов. Человеку,который стал бы оспаривать авторитеты в других областях, как некоторыеоспаривают и отвергают авторитет в религии, пришлось бы до конца своих днейостаться невеждой. Не думайте, пожалуйста, что я ратую за крещение, веру и святоепричастие как за некие заменители ваших собственных стараний подражатьХристу. Вы получили вашу естественную жизнь от своих родителей. Это незначит, что она останется при вас, если вы не будете стараться удержать ее.Вы можете потерять ее из-за своей беспечности или лишиться ее, совершивсамоубийство. Вы должны питать вашу жизнь, бережно относиться к ней. Новсегда при этом помните, что вы не создаете, а только сохраняете ту жизнь,которую вы получили от кого-то другого. Точно так же христианин можетпотерять жизнь Христа, если не будет предпринимать определенных усилий,чтобы сохранить ее. Но и самый лучший христианин из когда-либо живших наземле лишь питает и защищает ту жизнь, которую он никогда не сумел быполучить ценою собственных усилий. Из этого вытекают практические выводы.Пока ваша естественная жизнь пребывает в вашем теле, она много способствуетподдержанию этого тела и восстановлению его нормальных функций. Порежьтесь-- и порезанное место заживет; если тело мертво, этого никогда не случится.Живое тело подвержено повреждениям, но до известной степени оно способносебя ремонтировать. Так и христианин вовсе не человек, который никогда непоступает неправильно; это человек, который способен раскаиваться,собираться с духом и после каждого преткновения начинать все заново, потомучто внутри него действует жизнь Христова: она-то и восстанавливает("ремонтирует") его постоянно, давая ему способность вновь и вновь (доизвестной степени, конечно) проходить через подобие добровольной смерти,через которую прошел и Сам Христос. Вот почему христиане отличаются от прочих людей, старающихся бытьхорошими. Эти люди своими стараниями надеются угодить Богу, если Онсуществует, а если, по их мнению, Его нет, они, по крайней мере, надеютсязаслужить одобрение других хороших людей. Христианин же считает, что всехорошее, что он делает, исходит от Христовой жизни, обитающей в нем. Он недумает, что Бог будет любить нас, потому что мы хорошие, но что Бог сделаетнас хорошими, потому что любит нас; точно так же крыша теплицы непритягивает солнца из-за того, что она блестит; напротив, она блеститоттого, что на нее падают солнечные лучи. И позвольте мне пояснить кое-что еще. Когда христиане говорят, что ониимеют в себе Христову жизнь, они не подразумевают чего-то умственного илиморального. Когда они говорят о пребывании "во Христе" или о пребыванииХриста "в них", это не значит, что они просто думают о Христе или стараютсяЕму подражать. Они имеют в виду, что Христос в самом деле действует черезних: что все христиане вместе представляют из себя единый организм, черезкоторый действует Христос, что мы Его пальцы, мускулы, клетки Его тела. Возможно, в этом -- объяснение одной или двух вещей. Почему новая жизньпередается не только посредством умственных, душевных актов, таких, каквера, но и посредством таких, в которые мы включены телесно, -- черезкрещение и святое причастие? Всеми этими актами предусмотрена не одна лишьпередача идеи; скорее это напоминает эволюцию -- некий биологический илисверхбиологический факт. Сделать человека существом чисто духовным Богникогда не намеревался. Вот почему Он использует такие материальные вещи,как хлеб и вино, чтобы вложить в нас новую жизнь. Нам может это показатьсячем-то примитивным и недуховным. Но Бог так не считает. Он изобрел еду. Онлюбит материю. Он изобрел ее. Для меня была загадкой еще одна вещь. Не правда ли, ужаснаянесправедливость, что этой новой жизнью наделяются только те, которые имеливозможность услышать о Христе и поверить в Него? Однако Бог не сказал нам,как Он собирается поступить с остальными людьми. Мы знаем, что ни одинчеловек не может спастись иначе как через Христа, но нам не сказано, чтотолько те, которые знают Его, могут спастись через Него. Так или иначе, есливас волнует судьба тех, которые остаются за бортом, самым неразумным было быоставаться там самому. Христиане -- это тело Христа, организм, через которыйОн действует. Всякое добавление к Его телу позволяет Ему делать больше. Есливы хотите помочь тем, кто за бортом, вы должны прибавить свою собственнуюмаленькую клетку к телу Христа, Который Один во всей Вселенной способенпомочь им. Стремясь увеличить производительность труда, довольно странноотрезать пальцы на руке. Другое возможное возражение в следующем. Почему Бог сходит наоккупированную врагом территорию инкогнито и основывает своего рода тайноеобщество, чтобы одолеть дьявола? Почему Он не сходит в силе, чтобы завоеватьтерриторию? Может быть, Он недостаточно силен? Что ж, христиане считают, чтоОн и сойдет в силе, только мы не знаем когда. Однако мы можем догадываться,почему Он медлит. Он хочет предоставить нам возможность стать на Его сторонудобровольно. Я не думаю, что мы с вами отнеслись бы с большим уважением ктому французу, который прождал бы, пока армии союзных держав оккупировалиГерманию, и только тогда заявил бы, что он на нашей стороне. Бог завоюет этот мир. Но мне интересно знать, понимают ли по-настоящемуте люди, которые просят у Бога открытого и прямого вмешательства в деланашего мира, что произойдет, когда это случится. Ведь это будет конец мира.Когда автор выходит на сцену, это значит, что спектакль окончен. Бог собирается завоевать этот мир; но какая для вас будет пользаговорить, что вы на Его стороне, тогда, когда на ваших глазах будетплавиться и исчезать вся материальная Вселенная? Что-то, о чем вы никогда незадумывались, войдет в наш мир, сокрушая все на своем пути; что-то стольпрекрасное для одних и такое ужасное для других, что ни у кого из нас уже неостанется никакого выбора. На этот раз Бог придет не инкогнито; это будетявление такой небывалой силы, что в каждом существе оно вызовет либонепреодолимую любовь, либо непреодолимый ужас. Но выбирать, на чьей выстороне, будет тогда слишком поздно. Бессмысленно говорить, что вы предпочлилечь, когда встать оказалось невозможно. Это не будет время выбора; этобудет время, когда нам станет ясно, чью сторону мы избрали, независимо оттого, сознавали мы это или нет. Сейчас, сегодня, в этот самый момент, у нас еще есть возможностьсделать правильный выбор. Бог медлит, чтобы предоставить нам ее. Но это небудет длиться вечно. Мы должны принять ее, либо отвергнуть.
|