|
Клайв Стейплз Льюис |
Письма Баламута |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПИСЬМО СЕМНАДЦАТОЕ
Мой дорогой Гнусик! Тот пренебрежительный тон, с которым ты говорил об обжорстве какспособе ловли душ, обнаруживает лишь твое невежество. Одно из величайшихдостижений последнего столетия -- то, что люди перестали об этом думать. Вовсей Европе ты вряд ли найдешь хоть одно место, где произносили бы проповедина эту тему, или человека, чья совесть бы этим мучилась. В значительнойстепени мы достигли этого, сосредоточив свои усилия на чревоугодииизлишества. Насколько мне известно из наших протоколов (а тебе, надеюсь, отЛизоблюда), мать твоего пациента -- прекрасный тому пример. Она удивилась бы(я рассчитываю, что однажды она и впрямь удивится), если бы узнала, что всяее жизнь порабощена этой разновидностью чувственности, а скрыто это от неепотому, что ест она мало. Но какое нам дело до количества, если можноиспользовать человеческий желудок и вкус для развития недовольства,нетерпимости, немилосердия и эгоизма! Эта дама в надежных руках. Для официантов и гостеприимных хозяев она --сущий ужас. Она всегда отказывается от того, что ей предлагают, и говорит слегким вздохом и полуулыбкой: "Ах что вы, мне ничего не надо, кроме чашечкичая, не крепкого, но и не слишком жидкого, и малюсенького хрустящегосухарика..." Ясна тебе суть? Ей хочется съесть меньше и стоит это дешевле,чем то, что ей предлагают, и потому она никогда не воспринимает какчревоугодие свою настойчивость, сколько бы хлопот ни доставила она другим.Балуя свой аппетит, она уверена, что упражняется в умеренности. Впереполненном ресторане она вскрикивает при виде блюда, которое ставит передней усталая официантка, и говорит: "Ах, зачем мне столько! Уберите это ипринесите примерно четверть..." Если бы ее спросили, она бы сказала, чтопоступает так из бережливости. А в действительности она это делает потому,что та особая утонченность, которой мы ее поработили, раздражается, если видит больше еды, чем ей в данныймомент хочется. Подлинное значение спокойной, скромной работы, которую годами проводилЛизоблюд, можно оценить по тому, в какой степени ее желудок сейчасгосподствует над всей ее жизнью. Пациентка в том состоянии, которое мыназовем "мне бы только хотелось". Ей бы только хотелось как следуетзаваренный чай, или как следует сваренное яйцо, или кусочек как следуетподжаренного хлеба. Но она никогда не находила ни прислугу, ни друзей,которые могли бы сделать эти простые блюда "как следует", ибо за ее "какследует" открывается ненасытное требование точных и почти неосуществимыхвкусовых удовольствий, которые, как ей кажется, она испытала в прошлом. Этопрошлое она описывает как времена, "когда еще можно было найти хорошуюприслугу", но мы-то знаем, что тогда ее вкусы просто было легчеудовлетворить и она предавалась иным усладам, ставившим ее в меньшуюзависимость от обеденного стола. Тем временем ежедневное разочарованиеприводит к ежедневному растущему раздражению, кухарки отказываются от места,дружеские чувства охладевают. Если Враг когда-нибудь и заронит в ней смутное подозрение, что онаслишком интересуется едой, Лизоблюд парирует это, внушая, что ейбезразлично, что она сама ест, но ей нужно, чтобы "мальчик могполакомиться". В действительности ее жадность была главной причиной егонеприязни к дому в течение многих лет. Однако наш подопечный -- сын своей матери. И ты, упорно работая надругих фронтах, не должен пренебрегать чревоугодием. Поскольку он мужчина,его вряд ли можно поймать на крючок "мне бы только хотелось". Мужчин лучшевсего искушать с помощью их тщеславия. Пусть считают себя большими знатокамиеды и гордятся тем, что им удалось найти единственный в городе ресторан, где жаркое умеют приготовить "какследует". То, что начинается с тщеславия, легко превратить в привычку. Нокак бы ты ни взялся за дело, самое главное -- привести его в такоесостояние, когда неудовлетворенная тяга, неважно -- к шампанскому или к чаю,к рыбному деликатесу или к сигарете,-- "выводит из себя". Тогда егомилосердие, справедливость и послушание будут всецело в твоей власти. Простое излишество в еде менее ценно, чем утонченность. Ее главнаяпольза в том, что это -- как бы артподготовка к атаке на воздержание. Здесь,как и во всех других случаях, нужно держать человека в состоянии ложнойдуховности. Никогда не позволяй ему вспоминать о медицинской сторонепитания. Пусть недоумевает, что же, гордость или недостаток веры, предалиего в твои руки, в то время, как простой обзор всего, что он ел или пил запоследние сутки, показал бы ему правду и дал возможность простымвоздержанием защититься от тебя. Если ему так уж необходимо думать омедицинской стороне дела, напитай его той великой ложью, в которую мызаставили уверовать англичан, а именно, что физические упражнения исменяющая их усталость особенно благоприятствуют добродетели воздержания.Как они могут верить в это при широко известной похотливости моряков исолдат, я ума не приложу! Чтобы распространить эту версию, мы использовалишкольных учителей, которые заинтересованы в том, чтобы оправдать игру, и онирекомендовали игры дл я воспитания целомудрия. Однако это слишком серьезный вопрос, чтобызаниматься им к концу письма. Твой любящий дядя Баламут.
ПИСЬМО ВОСЕМНАДЦАТОЕ
Мой дорогой Гнусик! Даже при Гаде ты должен был изучать основы техники сексуальныхискушений, и, поскольку для нас, духов, это жуткая скучища (хотя исовершенно обязательная), я пропускаю их здесь. Что же касается болееглубоких проблем, связанных с полом, я думаю, есть многое, чему и ты мог быпоучиться. По воле Врага люди стоят перед дилеммой: либо полное воздержание,либо единобрачие без послаблений. Но уже со времен первой великой победынашего отца мы сделали воздержание исключительно трудным для них.Единобрачие же за последние века мы старались увести от пути к спасению.Делали мы это с помощью поэтов и писателей, уверяя людей, что то особое иобычно кратковременное переживание, которое они называют "влюбленностью",--единственно достойное основание брака, что брак может и должен сделать этопереживание постоянным и, наконец, что брак, не оправдывающий такихожиданий, теряет свой смысл. Эта идея пародирует идею Врага. Вся философияада зиждется па аксиоме: или одно, или другое. Мое принадлежит мне, твое --тебе. То, что од ин приобрел, другой потерял. Даже материальный объект исключает всеостальные возможные объекты из пространства, им занимаемого. Если онувеличится в размере, он отодвинет другие предметы в стороны или поглотитих. Всякая самость действует точно так же. Животные поглощают, поедая. У нассильный поглощает волю и свободу слабого. "Существовать" - значит"соревноваться". Враг непрестанно пытается обойти эту очевидную истину. Философия Егозиждется на противоречиях. Мир должен быть многообразен и в то же время един. Достояние одного должно бытьдостоянием другого. Вот эту чепуху Он и зовет любовью. Можно обнаружить этово всем, что Он творит, и даже во всем, в чем Он проявляется (илиутверждает, что проявляется). Так, Ему мало быть простой арифметическойединицей. Он. видите ли, одновременно Троичен и Един. Говорит Он так длятого, чтобы вся эта чушь о любви могла найти основание в Его собственнойприроде. А с другой стороны, Он вводит такое бессовестное изобретение, какорганизм, в котором все части отвращены от своего естественного назначения-- соревноваться -- и приведены к согласию. Истинная причина того, что Он использовал половое различие как способразмножения, совершенно ясна. Смотри, какую пользу Он из этого извлек.Половое различие, с нашей точки зрения, могло бы стать вполне невинным. Онобыло бы просто разновидностью мучений слабого за счет сильного, что ипроисходит с пауками, у которых в завершение брачной близости невестасъедает жениха. Но у людей по милости Врага половое влечение соединено свзаимной привязанностью. Кроме того, Он установил зависимость детей отродителей и побудил родителей заботиться о детях, создав, таким образом,семью, которая напоминает организм, только похуже, ибо здесь члены ещенезависимей, а связанность их более сознательна и ответственна. В концеконцов, это -- еще одно изобретение, вовлекающее людей в любовь. А теперь самое смешное. Враг назвал супругов "единой плотью". Он несказал "счастливая супружеская пара" или "пара, женившаяся по любви". Ты же можешь сделать так, чтобы люди этого и непоняли. Кроме того, пусть они забудут, что все тот же Павел применял это и кнеженатым парам. По его словам, совокупление как таковое делает людей"единой плотью". Надо, чтобы люди считали восторгами "влюбленности" то, чтона самом деле -- просто половое влечение. Воистину, когда бы мужчине нислучалось соединиться с женщиной, хочет он того или нет, между нимиустанавливается некое запредельное отношение, которое вовеки будет им в мукуили в радость. Исходя из того, что это отношение предназначено к созданиюпривязанности и семьи (а если в него полностью погружаются, так оно ибывает), людям можно внушить ложную веру, что только та смесь боязни ивлечения, которую они называют "влюбленностью", создает святость или счастьебрака. Эту ошибку совершить легко, ибо "влюбленность" в Западной Европепредшествует бракам, заключенным в послушание Вражьей воле, то есть тем, гдепредполагаются верность, снисходительность друг к другу и плодовитость. В от тебе аналогия: и религиозная эмоциональность порой сопутствуетобращению к вере. Пусть люди считают основой брака приукрашенный варианттого, что Враг обещает лишь как его результат. Отсюда вытекают сразу двенедурные возможности. Во-первых, людей, не обладающих даром воздержания,можно удерживать от брака, ибо они не "влюблены" -- благодаря нам мысль обраке "не по любви" покажется им низкой или циничной. Да, да, они так идумают. Они считают, что намерение вступить в брак для взаимной помощи,охраны целомудрия и продолжения рода ниже, чем случайная буря чувств. (Непренебрегай возможностью, заставь своего пациента считать чин венчания весьманесовершенным.) Во-вторых, всякое сексуальное влечение, стремящееся к браку,будет считаться "любовью", а любовь подобного рода извинит любой грех и,вполне возможно, спровоцирует женитьбу па женщине совершенно мирской, глупойили развратной. Но подробнее об этом в следующем письме. Твой любящий дядя Баламут.
ПИСЬМО ДЕВЯТНАДЦАТОЕ
Мой дорогой Гнусик! Я много думал над вопросом, который ты задал в последнем письме. Как яуже разъяснял, все индивидуумы по самой своей природе находятся в конкуренции друг с другом и, следовательно, Вражьяидея любви содержит противоречие: почему же я снова говорю о том, что Ондействительно любит этих двуногих насекомых и действительно желает имсвободы и вечной жизни? Я надеюсь, мой милый мальчик, что ты никому непоказывал моих писем. Конечно, для меня это не имеет никакого значения.Каждый понял бы, что те ереси, в которые я впал. совершенно случайны.Кстати, надеюсь, ты понял, что мои нелестные слова о Гаде -- просто шутка. Яего глубоко уважаю. И конечно, я в шутку сказал, что не собираюсь защищатьтебя перед властями. Ты можешь положиться на то, что я буду блюсти твоиинтересы. Однако все мои письма непременно держи под замком. Я по чистой небрежности сказал, что Враг любит людей. Разумеется, этоневозможно, ведь они совершенно отличны от Него. То, что хорошо для них, дляНего нехорошо. Все эти разговоры о любви, должно быть, прикрывают что-тоиное. Неспроста же Он создал их и столько с ними возится. Иногда, случайно,скажешь, что Он любит их этой невозможной любовью, потому что нам никак непонять, в чем здесь загадка. Что Он собирается делать с ними? Неразрешимаяпроблема! Думаю, я вправе сказать тебе, что именно по этой причине отец нашпоссорился с Врагом. Когда впервые поставили вопрос о сотворении человека иВраг открыл, что предвидит некое происшествие с Крестом, отец наш,естественно, стал добиваться разъяснений. Враг не дал ему никакого ответа,кроме этой невероятной истории, которую Он с тех пор и распространяет. Естественно, отец наш ей не поверил. Он умолял Врагавыложить карты на стол, просил его и молил, но Враг ответил: "От всегосердца Я желал бы, чтобы ты узнал". Мне кажется, именно тогда отец нашвозмутился незаслуженным недоверием, и это побудило его удалиться так далекои так внезапно, что возникла версия о его изгнании с Небес. С тех пор мыначали понимать, почему наш Враг развел такую таинственность. На нейзиждется Его власть. Его приверженцы часто сознавались в том, что, если бымы смогли понять Его любовь, война закончилась бы и мы бы вернулись наНебеса. Перед нами великая задача. Мы знаем, что Он не может действовать полюбви, никто этого не может, ибо это бессмысленно. Если бы мы толькообнаружили, чего Он хочет! Мы проверяли гипотезу за гипотезой и все ещеничего не добились. Однако мы не должны терять надежды. Все сложнее теоремы,все полнее сведения, все выше награды исследователям и больше их успехи, всестрашнее наказания для тех, кто терпит неудачу. Если действовать так до ск ончания века, быстрее и быстрее, неудачи быть не может. Ты жалуешься, что из моего последнего письма неясно, считаю ли я"влюбленность" желательной? Ну, Гнусик, такого вопроса можно ожидать толькоот "них"! Оставь им обсуждать, добро или зло, любовь, патриотизм, целибат,церковные обряды, отказ от алкоголя, высшее образование. Неужели тебе неясно, что ответа нет? Ничто не имеет никакого значения, кроме состояниядуши: устремляется ли подопечный к Врагу или к нам. Однако было бы неплохо,если бы пациент стал гадать, добро или зло его "любовь". Если он надменныйчеловек, презирающий все телесное из чистоплюйства, ошибочнее принимаемогоза чистоту, или если ему приятно насмехаться над тем, что одобряетбольшинство его друзей, - непременно заставь его отрицать любовь! Укрепи внем высокомерный аскетизм, а потом, когда отделишь его собственную похоть отвсякой человечности, навяжи эту похоть снова, но уже в какой-нибудьжестокой, циничной форме. Если же он, напротив, человек эмоциональный илегкомысленный, питай его скверненькими поэтами и третьесортными романистами старой доброй школы, пока он не поверит, что "любовь" неотвратима икаким-то непостижимым образом благодетельна. Такая позиция, уверяю тебя, нетак уж сильно побуждает к случайным связям, но она незаменима дляпродолжительных связей, "благородных", романтических и трагичных,завершающихся, если все идет благополучно, убийством или самоубийством. Еслиэто не удастся, попробуй натолкнуть подопечного на полезный брак, ибо брак,Вражье изобретение, может принести пользу и нам. В окружении пациентанаверняка есть несколько женщин, которые чрезвычайно затруднили бы егохристианскую жизнь, если бы ты убедил его жениться на одной из них.Пожалуйста, доложи мне об этом в следующем письме. А пока помни, что даже"влюбленность" саму по себе нельзя считать полезной и благоприятной для насили для Вражеской стороны. Это просто состояние, которым дановоспользоваться и нам, и им. Как и многое другое, сильно волнующее людей, --здоровье и болезнь, молодость и старость, война и мир, -- влюбленность сдуховной точки зрения главным образом -- сырье. Твой любящий дядя Баламут.
ПИСЬМО ДВАДЦАТОЕ
Мой дорогой Гнусик! С большим неудовольствием отмечаю, что Враг решительно положил конецтвоим прямым атакам на целомудрие пациента. Тебе следовало бы это предвидеть и остановиться пораньше. В настоящийже момент пациент открыл опасную истину: он знает, что такие нападения недлятся вечно. Именно поэтому ты и не можешь вновь воспользоваться нашимсамым лучшим и испытанным оружием -- убеждением невежественных людей, что отнас не избавишься, пока нам не сдашься. Надеюсь, ты пытался убедить его, чтоцеломудрие вредно для здоровья? Я все еще не получил донесения о женщинах его круга. Хотел бы получитьего поскорее. Если мы не в силах использовать его половую энергию для воспитания развратности, хотя бы используем еедля подходящего брака. А пока я хотел бы дать тебе несколько советов о том,в каких именно женщин (я гонорю о физическом типе) ему следует влюбляться,если уж лучше "влюбленности" мы ничего не придумаем. В основных чертах этот вопрос, разумеется, разработан для нас болеенизкопоставленными сотрудниками преисподней, чем ты и я. Эти великие мастера неустанно извращают то, что можно назватьэротическим вкусом. Делают они это посредством узкого круга популярныхактеров, актрис, портных, рекламных агентов, определяющих, какой тип в моде.А цель их деятельности в том, чтобы отдалить представителей одного пола оттех представителей другого пола, брак с которыми, вероятно, был бы верным,счастливым и плодоносным. Так, мы уже много столетий торжествуем надприродой до такой степени, что некоторые второстепенные черты мужчин (кпримеру, бороды) неприятны почти для всех женщин, и это, в свою очередь,приносит больше пользы, чем тебе кажется. Что же касается мужского вкуса,его мы меняли много раз. Одно время мы его направляли на величавый иаристократический тип красоты, смешивая тщеславие мужчин с их похотью ипобуждая род человеческий размножаться главным образом через самыхвысокомерных и расточительных женщин. Потом мы культивировали чрезмерноженственный тип, слабый и чахлый, так что глупость, трусость и фальшь сдуховной скудос тью, сопутствующей им, стали чуть ли не положительными качествами.Сейчас у нас совсем иная задача. Время джаза сменило время вальса, и теперьмы учим мужчин любить женщин, которых с трудом отличишь от мальчишек.Поскольку этот тип красоты быстротечнее остальных, мы обострим хроническийужас женщин перед старостью, добьемся многих прекрасных результатов и снизимтягу и способность к деторождению. Это не все. Благодаря нам обществодопускает все большую вольность обнажения (но не подлинной обнаженности) вживописи, на сцене, на пляже. Все это, конечно, подделка: тела на нашихпрославленных картинах искажены, женщины в купальных костюмах сжаты изатянуты, чтобы казаться стройнее и тоньше, чем допускает природа женскойзрелости. Однако современный мир искренне убежден, что он все "откровенней",все "здоровей" и возвращается к природе. В результате мы все сильнее исильнее направляем похоть мужчин на мнимости, увеличивая роль глаза всексуальной области и делая мужские претензии все более мнимыми. Последствияты и сам можешь себе представить. Это -- общая стратегия. Действуя в ее рамках, ты всегда сможешьнаправлять желание твоего подопечного в одном из двух направлений. Если ты осторожно всмотришься в сердце любогомужчины, ты увидишь, что его притягивают по самой крайней мере две вымышленные женщины -- Венера земная и Венерабесовская -- и влечение его к ним качественно различно. К первому из типов он испытывает желание, естественно согласующееся сволей Врага. Оно сочетается с милосердием, готовностью к послушанию и вообщесияет тем светом уважения и естественности, который нам так противен. Ковторому он испытывает грубое влечение. Этот тин лучше всего использовать длятого, чтобы совсем отвлечь его от брака. Но даже в браке с такой женщиной онбудет обходиться как с рабыней, идолом или преступной соучастницей. Любовь кженщине первого типа иногда содержит то, что Враг называет злом, но толькослучайно. Например, мужчине не хочется, чтобы она была женой другого, и онглубоко сожалеет, если не может любить ее законно, но в отношении к женщиневторого типа зло в том, чего он хочет, в "особом аромате", за которым онгоняется. На самом же деле аромат ее лица - в явной чувственности, хмурости,хитрости или жестокости. А аромат ее тела в достаточной степени явно далекот того, что данный мужчина называет красотой. Скорее, по здравом размышлении,он описал бы его как уродство, но благодаря нашему искусству такой ароматлегко сыграет на нервах его чувственной одержимости. Подлинную пытку бесовская Венера приносит, конечно, как любовница. Ноесли пациент -- христианин, то, если как следует нашпиговать его всей этой чепухой про "неотвратимую и всепрощающую"любовь, его можно женить на ней. А это -- дело стоящее. Ты потерпел неудачупо части блуда и по части одинокого самоудовлетворения, но есть другие,косвенные методы, позволяющие использовать человеческую похоть на егопогибель. Между прочим, они не только эффективны, но и восхитительно милы,так как несчастье, вызванное ими, очень приятно и изысканно. Твой любящий дядя Баламут.
ПИСЬМО ДВАДЦАТЬ ПЕРВОЕ
Мой дорогой Гнусик! Да, период эротических искушений -- прекрасное время, чтобы напастьзаодно и на раздражительность подопечного. Можно даже направить главный ударименно туда, если пациент думает. что это -- всего лишь "заодно". Но в этовремя, как и во всякое иное, дорогу для нападения нужно готовить, затемняя при этомразум. Люди гневаются не от простой неудачи, а от неудачи, воспринятой какнесправедливость. Чувство же несправедливости основывается на представлении,что их законные требования не удовлетворены. Чем больше требований к жизнипредъявит подопечный (под твоим руководством), тем больше он будет ощущатьнесправедливость и тем чаще он будет в плохом настроении. Ты, может быть,обратил внимание на то. что он особенно сердится, когда время,предназначенное им для собственных потребностей, у него отнимают.Неожиданный посетитель, явившийся как раз тогда, когда он надеялся спокойнопровести вечер, или жена друга, болтающая, когда он собирался поговорить сее мужем, выведут его из равновесия. Пока что он не успел стать достаточнозлым или ленивым, чтобы ненавидеть эти маленькие требования гостеприимствасами по себе. Они раздражают его, потому что он считает время своейсобственностью, и ему кажется, что его обкрадывают. Ты должен ревностноохранять это странное предположение: "Мое время -- мое!" Пусть ему кажется, что он начинает каждый день как законный владелец двадцати четырехчасов. Пусть ему представляется тяжелым налогом та часть этой собственности, которую он оставляет на работе, и щедрымпожертвованием -- та, которую он отводит на религию. И никогда не позволяйему усомниться в том, что совокупность времени каким-то таинственным образомпринадлежит ему сызмальства. Здесь перед тобой щекотливая задача. Тебе надо, чтобы он держался идеи,столь нелепой, что даже мы не сумели ее оправдать. Твой подопечный не можетни создать, ни удержать ни мгновения времени, оно дается ему даром; с такимже успехом он вправе считать своими солнце и луну. Кроме того, теоретическион готов всецело служить Врагу, и, если бы Враг лично предстал перед ним ихотя бы на один день потребовал от него такого служения, он бы, разумеется,не отказался. Для него не было бы бременем, если бы главная тягота этого днясостояла в слушании разговоров какой-нибудь глупой женщины. И для негонеобременительно до разочарования, если бы Враг дал ему полчаса, сказав: "Асейчас иди и делай что хочешь". Задумайся он хоть на мгновение над своейсобственной идеей времени, даже он смог бы понять, что он каждый день именнов такой ситуации. Когда я советую тебе лелеять в нем эту идею, это никак незначит, что надо давать ему какой-нибудь убедительный аргумент. Такихаргументов нет. Твоя задача -- вроде цензуры. Не разр ешай его мыслям касаться этого вопроса. Окружи его мраком, и пустьсреди мрака покоится молчаливое, неисследованное и сильное чувство: "Моевремя -- мое!" Вообще, чувство собственности всегда следует поощрять. Люди вечнозаявляют о своем праве собственности, что звучит одинаково смешно как на небесах, так и в аду. Мы же должны их в этомподдержать. Основная причина современного вызова целомудрию в представлении людей, что они "собственники" своих тел,этих глубоких и опасных владений, где пульсирует энергия, создавшая миры,куда они помещены без их согласия, откуда их можно извлечь по Вражьей воле.Положение такое, словно отец, из родительской любви, назвал малолетнегопринца правителем какого-нибудь края, которым в действительности управляютмудрые советники, а тот вообразил, что ему на самом деле принадлежат города,леса, урожаи, как принадлежат ему кубики в детской. Чувство собственности мы порождаем не только при помощи гордыни, но ипри помощи сдвига понятий. Мы учим не замечать разного значения притяжательных местоимений -- той отчетливой градации,которую нетрудно увидеть, сопоставив выражения "мои сапоги", "моя собака", "моя горничная", "моя жена", "мойначальник" и "мой Бог". Мы учим сводить эти значения к тому, котороеприсутствует в выражении "мои сапоги". Даже ребенка можно приучить, чтобы онговорил "мой медвежонок" не в смысле "старый, любимый и живой, с которым уменя совершенно особые отношения" (ибо это именно то, чему учит их Враг,если мы не будем бдительны), а "тот, которого я могу разорвать в клочья,если захочу". Что же касается другого конца шкалы, мы приучаем людейговорить "мой Бог" в смысле, не совсем отличающемся от "мои сапоги", то естьимея в виду "Бога, к Которому я взываю на богослужениях" или "у Которого ятак хорошо устроился". А смешнее всего, что "мое" в полном смысле слова человек не можетсказать ни о чем! В конце концов отец наш или Враг скажут "мое" обо всем существующем, в особенности -- о каждом человеке.Не беспокойся, они еще узнают, кому принадлежит их время, их души и тела, --уж в любом случае не им. В настоящее время Враг с присущим Ему педантизмомговорит "Мое" на том основании, что Он все сотворил. Отец наш надеется тожев конце концов сказать "мое" обо всем, но по более реалистической причине --потому, что мы победим. Твой любящий дядя Баламут.
ПИСЬМО ДВАДЦАТЬ ВТОРОЕ
Мой дорогой Гнусик! Итак, твой подопечный влюбился, причем наихудшим для нас образом, и вдевушку, даже не упомянутую в списке, который ты прислал. Тебе, вероятно, интересно узнать, что маленькоенедоразумение между мной и тайной полицией, которое ты старался создать поповоду некоторых неосторожных выражений в одном из моих писем, теперьпозади. Если ты надеялся таким образом подсидеть меня, ты просчитался. Тыпоплатишься за это, как и за все остальные свои ошибки. А пока я прилагаюнебольшую брошюру, только что изданную и посвященную новому исправительномудому для нерадивых искусителей. Она богато иллюстрирована, и ты не найдешь вней ни одной скучной страницы. Я отыскал досье этой девушки и в ужасе от того, что обнаружил. Она непросто христианка -- она из самых гнусных! От- вратительная, подлая, глупо-улыбчивая, скромная, молчаливая, тихая какмышка, ничтожная как мокрая курица, девственная, истое дитя! Какая гадость!Меня просто тошнит. Ее досье читать просто противно. С ума сойти, до чегомир испортился. В прежние времена мы послали бы ее на арену, на растерзаниезверям. Такие, как она, только на это и годятся. Правда, от нее и там былобы мало пользы. Она -- двуличная обманщица (знаю я тихих): вид такой, будтоготова упасть в обморок при виде капли крови, а умрет, гадюка, с улыбкой нагубах. Да, законченная обманщица -- выглядит строгой, а сама полнаостроумия. Она из тех, которым даже я мог бы показаться смешным! Мерзкая,бесцветная, маленькая жеманница, а готова броситься в объятия этого болванапри первом же зове. Почему Враг не поразит ее хоть за это, если Он уж такпомешан на девственности, чем смотреть и улыбаться? В глубине души Он гедонист. Все эти посты и бдения, костры и кресты --лишь фасад. Пена на морском берегу. А на просторе Его морей -- радость иснова радость. И Он даже этого не скрывает. В Его деснице, видите ли, вечноеблаженство. Тьфу! Мне кажется, тут нет и намека на ту высокую и мрачнуюмистерию, до которой мы восходим в Мрачном Видении. Он вульгарен, Гнусик! УНего буржуазная душа. Он заполнил весь мир, весь Свой мир Своими жерадостями. Люди целый день занимаются тем, что отнюдь не вызывает у Неговозражений: купаются, спят, едят, любят друг друга, играют, молятся,работают. Все это надо исказить, чтобы оно пошло на пользу нам. Мы трудимсяв крайне невыгодных условиях. Ничто естественное само по себе не работает нанас. (Однако это не извиняет тебя. Я вскоре собираюсь за тебя взяться. Тывсегда ненавидел меня и дерзил когда только мог.) Потом твой подопечный, конечно, познакомится со всей семьей этой девицыи со всем ее кругом. Неужели ты не понимаешь, что даже в дом, где она живет, ему нельзя войти? Все это местопропитано жутким смрадом. Садовник и тот пропитался, хотя он там всего пятьлет. Гости, приехавшие с субботы на воскресенье, уносят с собой этот запах.Кошка и собака заражены им. Этот дом хранит непроницаемую тайну. Мы уверены(иначе и быть не может), что каждый член семьи каким-то образомэксплуатирует других, но мы никак не можем разузнать, в чем там дело. Онитак же ревностно, как и Сам Враг, оберегают тайну о том, что скрывается заобманом, называемым бескорыстной любовью. Весь этот дом и сад -- сплошноебесстыдство. Они до тошнотворности напоминают то описание Небес, котороепринадлежит перу одного из их поэтов; "Тот край, где жизнь царит и воздухдышит мелодией и тишиной". Мелодия и тишина... До чего я их ненавижу! Как благодарны мы должныбыть за то, что с тех пор, как отец наш вступил ад (а это было много раньше,чем оказалось бы по человеческим данным), ни одного мгновения адова временине было отдано этим отвратительным силам. Все заполнено шумом -- великим,действенным, громким выражением победы, жестокости и силы! Шум и только шумспособен защитить нас от глупого малодушия, безнадежных угрызений совести инеисполнимых желаний. Когда-нибудь мы превратим Вселенную в один сплошнойшум. На земле мы сделали большие успехи. Под конец мы заглушим все мелодии ивсю тишину небес. Я полагаю, что мы еще недостаточно громки. Но наукадвижется вперед. Ну а ты, отвратительный, ничтожный... (Здесь манускрипт прерывается, потом -- - другой почерк..) В пылу литературного рвения я обнаружил, что нечаянно позволил себепринять форму большой сороконожки. Поэтому я диктую продолжение своему секретарю. Теперь, когда превращениесовершилось, я узнаю его. Оно периодически повторяется. Слух о нем достиглюдей, и искаженная версия появилась у их поэта Мильтона с нелепымдобавлением, будто такие изменения облика "в наказание" наложены на насВрагом. Более современный писатель по имени Шоу понял, в чем здесь дело:превращение происходит изнутри и его должно считать блестящим проявлениемтой Жизненной Силы, которой поклонялся бы отец наш, если бы он могпоклоняться чему-либо, кроме самого себя. В своем нынешнем виде я еще большежажду увидеть тебя и обнять крепко, крепко, крепко. Подписано: Подхалим по поручению его Преисподнего Адородия Баламута.
ПИСЬМО ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЕ
Мой дорогой Гнусик! Через эту девушку и ее отвратительную семью твой подопечный каждый деньзнакомится со все новыми христианами, и при этом -- весьма умными. Теперь будет нелегко устранить духовные интересыиз его жизни. Ну ладно, постараемся их извратить. Без сомнения, ты частопревращался в ангела света на тренировках. Что ж, пришло время сделать это иперед лицом Врага. Мир и плоть обманули наши надежды. Остается третьявозможность. Если она приведет к хорошим результатам, победа будет -- высшийсорт. Низринутый святой, фарисей, инквизитор или колдун доставляют адубольше радости, чем такие заурядности, как тиран или развратник. Прощупав новых друзей твоего пациента, я считаю лучшим местом нападенияпограничную область между богословием и политикой. Многие из его новыхдрузей ответственно подходят к социальным следствиям религии. Само по себеэто плохо. Но и этим можно воспользоваться на благо. Ты обнаружишь, что многие социально-христианские писатели считают, чтоуже на ранней стадии развития христианство начало искажаться и отходить от доктрины Своего Спасителя. С помощьюэтой идеи мы снова и снова поощряем то представление об "историческомИисусе", к которому различные ученые приходят, устраняя "позднейшие вставкии искажения", и которым затем пользуются, противопоставляя его всякому изхристианских преданий. В прошлом поколении мы поддерживали концепцию"исторического Иисуса" на либеральных и гуманистических основах. Теперь мывыдвигаем нового "исторического Иисуса" по линии марксизма, мировойкатастрофы и революции. У этих концепций (а мы собираемся менять их примернокаждые тридцать лет) множество достоинств. Во-первых, все они направляютблагоговение человека на несуществующее, ибо каждый "исторический Иисус"неисторичен. Письменные источники говорят то, что в них сказано, и к этомуничего нельзя добавить. Поэтому после каждого "исторического Иисуса"приходится что-то вытягивать из них, преуменьшая одни стороны ипреувеличивая другие, а также строя гипотезы (мы научили людей называть их"блестящими"), з а которые никто не дал бы ни гроша, но которых достаточно для появленияцелой плеяды новых Наполеонов, Шекспиров и Свифтов в осенней рекламе любого издательства. Во-вторых,все эти концепции измеряют значение своего "исторического Иисуса"какой-нибудь специфической теорией, которую Он якобы провозгласил. Он долженбыть "великим человеком" в современном смысле этих слов, то есть человеком,утверждающим что-нибудь сумасбродное, чудаком, предлагающим людям панацею.Так мы отвлекаем людей от того, кто Он и что Он сделал. Снач
|