|
Клайв Стейплз Льюис |
Письма Баламута |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПИСЬМО ОДИННАДЦАТОЕ
Мой дорогой Гнусик! Видимо, все идет очень хорошо. Особенно рад узнать, что новые друзьятвоего пациента познакомили его со всем своим кругом. Я успел проверить всписках, что это вполне надежные люди, прочные хулители Врага и рабыземного, которые, не совершая особых преступлений, спокойно и уверенно идутпрямо в дом отца нашего. Ты говоришь о том, что они любят посмеяться.Надеюсь, ты не хочешь этим сказать, что смех как таковой полезен для нас всегда. Этот пункт следует разобрать особо. Я разделяю причины человеческого смеха на следующие: радость, веселье,анекдоты и развязность. Радость проявляется, когда друзья или влюбленныеснова встретятся после краткой разлуки. Взрослые люди обычно придумываюткакой-нибудь предлог для смеха в виде шутки. Но та легкость, с которой дажесамые пустяковые остроты вызывают в такой момент улыбку, показывает, что нев шутках дело. В чем тут причина, мы до сих пор не знаем. Что-то подобноеэтой радости выражается в гнусном искусстве, называемом музыкой, и ещечто-то похожее, говорят, бывает в раю, на небесах -- какое-то бессмысленноеи ненужное учащение ритма блаженных эмоций, совершенно непонятное для нас.Такой смех не в пашу пользу, и ему всегда следует противодействовать. Онпросто противен и оскорбителен для того реализма, достоинства и строгости,которые все время царят в аду. Веселость близка к радости. Это легкая пена, и рождает ее инстинктигры. Она тоже приносит нам мало пользы. При ее помощи, конечно, иногдаможно оторвать людей от чувств и от действий, угодных Врагу. Однако сама посебе она не содержит ничего хорошего, а плохое -- несет: содействуетмужеству, милосердию, нетребовательности и многим другим порокам. Анекдот, помогающий внезапно увидеть смешное и нелепое, все же обещаетбольше. Я отнюдь не имею в виду неприличные или грубые анекдоты: они чащевсего не приводят к ожидаемым результатам, хотя посредственные искусителивозлагают на них большие надежды. Следует знать, что люди в этом отношении четко делятся на два типа: для одних "нет страсти сильнее зова плоти",но неприличный анекдот не разжигает их, потому что он смешной. У другихлюдей такой анекдот рождает смех и похоть одновременно, от одной и той жепричины. Люди первого типа шутят на сексуальные темы, потому что они часто ивпрямь смешны, люди второго типа просто используют повод поговорить осексуальном. Если твой пациент принадлежит к первому типу, неприличныеанекдоты тебе не помогут. Никогда не забуду те часы, которые я потерял содним из моих первых пациентов, шатаясь в страшной скуке по барам и салонам,прежде чем усвоил себе это правило. Узнай, к какому типу принадлежит твойпациент, и следи за тем, чтобы он об этом не проведал. Истинная польза от шуток и юмора совершенно в другом. Эта пользаособенно много обещает при обработке англичан, которые смотрят на свое"чувство юмора" столь серьезно, что недостаток его -- почти единственныйпорок, которого они действительно стыдятся. Юмор для них сглаживает и,заметь, извиняет все. Вот такой юмор совершенно неоценим как средство противстыда. Если человек просто заставляет других за себя платить -- он пошляк.Если же он шутливо хвастает при этом и дразнит своих друзей тем, что онидают себя раскрутить,-- он уже не пошляк, а весельчак. Просто трусостьпозорна, но если ее замаскировать шутливым хвастовством, юмористическимипреувеличениями и комическими ужимками, она может показаться забавной.Жестокость позорна, если жестокий человек не назовет ее шуткой. Тысячинепристойных и даже кощунственных анекдотов не продвинут так человека всторону погибели, как открытие: он может сделать почти все, что угодно, идрузья не осудят его, а восхвалят, если только он выдаст это за шутку. Крометого, такой соблазн можно почти полностью скрыть от твоего подопечного за счетвышеупомянутого "серьезного отношения к юмору". Всякую мысль о том, что и вшутках можно зайти слишком далеко, представь ему как "пуританство" или"тупость". Однако развязный смех лучше всего. Во-первых, он не стоит особыхусилий. Только умный человек способен умело пошутить о добродетели. Нолюбого развязного пошляка можно научить добродетель высмеивать. Средиразвязных людей всегда предполагается, что кто-то из них сказал что-тоостроумное и смешное, хотя никто ничего такого и не говорил: каждыйсерьезный предмет они обсуждают так, как будто в нем уже нашли смешную инелепую сторону. Устойчивая привычка к развязному смеху прекрасно защищаетот Врага. Кроме того, она свободна от тех опасностей, которые содержатся впрочих видах смеха. Между развязным смехом и радостью -- огромноерасстояние. Развязность притупляет, а не проясняет разум и отнюдь несближает предающихся ей. Твой любящий дядя Баламут.
ПИСЬМО ДВЕНАДЦАТОЕ
Мой дорогой Гнусик! Отрадно видеть явный прогресс. Я только опасаюсь, как бы ты, стремясьпобыстрее добиться нужных результатов, не пробудил бы подопечного и он неосознал бы своего истинного положения. Хотя мы с тобой видим это положение вверном свете, мы никогда не должны забывать, насколько иным оно кажется ему. Мы знаем, что нам удалось направить его в другую сторону, увести отВрага. Но пусть он думает, что причины такого изменения вполне обыденны илегко и просто устранимы. Он ни в коем случае не должен заподозрить, чтосейчас он медленно удаляется от солнца в холод и мрак совершенно безбрежнойпустоты. Именно поэтому я почти обрадовался, услыхав, что он все еще молится,ходит в церковь и приступает к таинству. Я знаю, это опасно для нас, но былобы еще хуже, если бы он понял, как далек от высокого накала первой поры.Пока он внешне сохраняет привычки христианина, можно поддерживать его вуверенности, что у него просто появилось несколько новых друзей и новыхудовольствий, но его духовное состояние в основном такое же, как и шестьнедель назад. Пока он так думает, нам даже не надо бороться с осознаннымраскаянием во вполне определенном грехе. Будем только ослаблять смутное итревожное чувство, что он не совсем правильно вел себя в последнее время. С этой смутной тревогой обращайся очень осторожно. Если онаусиливается, она может пробудить человека и испортить всю нашу работу. Сдругой стороны, если ты заглушишь эту тревогу полностью, чего, вероятнеевсего, Враг тебе сделать не позволит, мы упустим возможность обернуть еесебе па пользу. Если же позволить ей развиваться, но не до таких пределов,когда она становится неотступной, переходя в подлинное покаяние, онаприобретет одно неоценимое достоинство. Пациенту будет все труднее думать оВраге. Все люди во все времена в какой-то степени испытывали эту неохоту. Ноесли мысль о Нем поднимает в человеке целый ряд полуосознанных грехов, эта неохота усиливается.Тогда он возненавидит всякую свою мысль, напоминающую о Враге, как близкомук банкротству человеку ненавистен один вид банковской книжки. В этомсостоянии твой пациент проникнется неприязнью к своим религиознымобязанностям. Прежде чем приступить к ним, он будет думать о них настолькомало, насколько это еще допускает чувство приличия, и по их окончании онбудет забывать о них как можно быстрее. Несколько недель назад тебеприходилось искушать его фантазиями и невнимательностью во время молитвы.Теперь он примет тебя с распростертыми объятиями и почти начнет упрашивать,чтобы ты отвлек его и опустошил его сердце. Он сам захочет, чтобы егомолитвы не были сердечными, ибо ничто не испугает его больше, чемнепосредственное присутствие Врага. Он станет стремиться к тому, чтобыспящая совесть лгала. Когда это состояние в нем укрепится, ты мало-помалу освободишься отутомительной обязанности использовать удовольствия в качестве искушений.Когда тревога и нежелание разобраться в сути этой тревоги уведут его отподлинной радости; когда привычка лишит приятности суетливые удовольствия, а возбужденность чувств накрепко привяжет к ним (к счастью, именно такпривычка действует на удовольствие), ты увидишь, что его блуждающее вниманиеможно привлечь чем угодно. Тебе даже не нужно будет использовать хорошуюкнигу, которую он действительно любит, чтобы удержать его от молитв, работыи сна; вполне достаточно колонки объявлений из вечерней газеты. Ты заставишьего терять время не только в интересных для него разговорах с приятными емулюдьми, но и в разговорах с теми, кто ему безразличен, на совершенно скучныетемы. Он у тебя временами вообще ничего не будет делать. Ты его продержишьдо поздней ночи не в шумной компании, а в холодной комнате, у потухшегокамина. Всю его здоровую внешнюю активность можно подавить, а взамен датьничто, чтобы под конец он мог сказать, как сказал один мой пациент, прибывсюда: "Теперь я вижу, что большую часть своей жизни я не делал ни того, чтоя должен был делать, ни того, что мне хотелось". А христиане говорят, что Враг-- это Тот, без Кого ничто не обладает силой. Нет, НИЧТО очень сильно,достаточно сильно, чтобы украсть лучшие годы человека, отдать их неуслаждающим грехам, а унылому заблуждению бессодержательной мысли. Ничтоотдает эти годы на утоление любопытства, столь слабого, что человек сам егоедва осознает. Ничто отдает их постукиванию пальцами, притоптываниюкаблуками, насвистыванию опротивевших мелодий. Ничто отдает их длинным,туманным лабиринтам мечтаний, лишенных даже страсти или гордости, которыемогли бы украсить их, причем, окунувшись однажды в эти мечтания, слабый человек уже не можетстряхнуть их с себя. Ты скажешь, что все это мелкие грешки. Тебе, конечно, как и любомумолодому искусителю, больше всего хотелось бы, чтобы ты мог доложить окакой-нибудь картинной подлости. Но помни, самое важное -- в какой степениты удалил подшефного от Врага. Неважно, сколь малы грехи, если ихсовокупность оттесняет человека от Света и погружает в ничто. Убийство ничуть не хуже карт,если карты дают нужный эффект. Поистине, самая верная дорога в ад -- та, покоторой спускаются постепенно, дорога пологая, мягкая, без внезапныхповоротов, без указательных столбов. Твой любящий дядя Баламут.
ПИСЬМО ТРИНАДЦАТОЕ
Дорогой Гнусик! Мне кажется, в последний раз ты извел слишком много бумаги на изложениесовершенно простой истории. Все дело в том, что ты дал своему подопечномувыскользнуть из рук. Положение довольно серьезное, и я отнюдь не намерензащищать тебя от последствий твоей небрежности. Раскаяние и новый притоктого, что противник называет "благодатью", да еще такой мощный, как тыописываешь,-- крупный провал. Это равносильно вторичному обращению,возможно, на более высоком уровне, чем первое. Тебе следовало бы знать, что удушливое облако, мешавшее твоим атакам напациента, когда он шел со старой мельницы, давно известно. Это самоеварварское оружие Врага, оно обычно появляется, когда Он непосредственнорядом с пациентом при особых обстоятельствах, классификация которых у насеще полностью не разработана. Некоторые люди всегда окружены таким облаком ипотому недосягаемы для нас. А теперь о твоих ошибках. Судя по твоему описанию, ты, вопервых,позволил пациенту прочесть книгу лишь потому, что она действительно емунравится, а не для того, чтобы ронять умные реплики у новых друзей.Во-вторых, ты позволил ему прогуляться на старую мельницу, выпить там чаю,пройтись по деревне, которая ему тоже нравится и побыть при этом одному.Другими словами, ты позволил ему получить два истинных удовольствия. Неужелиты настолько невежествен, что не увидел опасности? Основная особенностьстрадания и наслаждения в том, что они совершенно реальны и, пока длятся,дают человеку критерий реальности. Если бы ты попытался погубить своегоподопечного методом романтизма, стараясь сделать из него Чайльд Гарольда илиВертера, погруженного в жалость к самому себе из-за выдуманных бед, тебенужно было бы предохранять его от всякого подлинного страдания. Пять минутреальной зубной боли разоблачат все романтические печали, покажут, какая этовсе ерунда, и сорвут маску со всей твоей стратегии. Ты пробовал погубить своего пациента земными соблазнами, подсовывая ему тщеславие, суету,иронию, дорогие и скучные удовольствия. Как же ты не разобрался в том, чтоподлинного удовольствия ни в коем случае нельзя допустить? Разве ты не могпредвидеть, что такое удовольствие по контрасту просто убьет всю ту мишуру,к которой ты его с таким тщанием приучал? Что то удовольствие, которое далиему прогулка и книга, особенно опасно для нас? Что оно сорвет с его душикору, которой она твоими стараниями начала обрастать? Да ведь оно дало емупочувствовать, что он возвращается домой, вновь находит себя! Отдаляяподопечного от Врага, ты хотел отдалить его от себя самого и в какой-тостепени преуспел. А теперь все насмарку. Конечно, я знаю, и Враг не хочет, чтобы люди были привязаны к самимсебе. Но это совершенно другое дело. Помни, что Он действительно любит этихмаленьких насекомых и до смешного ценит неповторимость каждого из них. КогдаОн говорит, что они должны отрешиться от себя, Он имеет в виду отказ отпритязаний их своеволия. Когда они следуют этому наказу, Он возвращает имличность во всей полноте и даже хвалится (боюсь, вполне искренне), что онитем больше обретают себя, чем больше принадлежат Ему. Радуясь тому, что онижертвуют даже самыми невинными проявлениями воли. Он ужасается, когда они покакой то причине изменяют самим себе. А мы всегда должны побуждать их кэтому. Самые глубокие импульсы и склонности человека -- то сырье, тастроительная площадка, которыми Враг снабдил его. Заставив его отойти отних, мы выигрываем очко. Даже в несущественных вопросах желательно подменитьего собственные взгляды земными стандартами, условностями или модой. Сам явсегда искореняю из своего пациента всякую личную склонность, н апример интерес к состязаниям по крикету, коллекционирование марок илилюбовь к какао. Такие склонности не несут в себе, разумеется, никакойдобродетели. Но в них есть какая-то невинность, какая-то смиренность,самозабвение, которые мне противны. Человек, искренне и бескорыстнонаслаждающийся чем-нибудь, не обращая ни малейшего внимания на то, чтоскажут другие, уже самим этим защищен от некоторых наших утонченных методов.Всегда старайся, чтобы пациент отказался от людей, книг, блюд, которые ондействительно любит, в пользу "значительных" людей, "самых известных" книг и"самых лучших" блюд. Я знал одного человека, который защищался от сильногоискушения гордыни еще более сильным пристрастием к селедке с луком. А теперь придется подумать, как исправить положение с твоим подшефным.Самое важное - много ли он думает о покаянии и не претворяет ли он его вдействие? Пусть эта свинка поваляется в своем раскаянии. Если у него есть ктому склонность, пусть напишет о нем книгу. Это прекрасный способобезвредить то, что Враг посеял в сердце человека. Пусть он займется чем угодно, кромеактивного действия. Ни воображаемая набожность, ни душевный подъем неповредят нам, если мы помешаем им укрепиться в человеческой воле. Как сказалодин из людей, активные привычки повторение укрепляет, а пассивныеослабляет. Чем чаще он погружен в чувства, не связанные с действием, темменьше он способен к действию и в конечном итоге тем меньше он способен кчувству. Твой любящий дядя Баламут.
ПИСЬМО ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ
Мой дорогой Гнусик! Особенно тревожит меня в твоем докладе то, что подопечный больше непринимает тех самонадеянных решений, которые сопровождали его первоначальноеобращение. Он не обещает неуклонной добродетели, он даже не ожидаетблагодати на всю жизнь -- он только надеется всякий день и час получатьподдержку своим скромным силам, чтобы их хватило на борьбу с искушениями. Аэто очень плохо! Сейчас я вижу только одно направление действий. Твой подопечныйприобрел смирение - заметил ли ты это? Все добродетели для нас менеестрашны, чем добродетель смирения, особенно когда человек не осознает ее всебе. Поймай его в тот момент, когда он забыл о духовной бдительности,подсунь ему приятную мысль: "А ведь я становлюсь смиренным". Если оночнется, увидит опасность и постарается заглушить новый вид гордыни, заставьего возгордиться этим старанием, и так далее. Но не занимайся этим слишкомдолго, ибо есть опасность, что ты пробудишь чувство юмора и здравомыслие.Тогда он просто высмеет тебя и пойдет спать. Но есть и другие эффективные возможности сосредоточить его внимание наэтой гнусной добродетели. Смирением, как и любыми другими добродетелями, нашВраг хочет отвлечь внимание человека от самого себя и направить на Него и наближних. Всякий отказ от самого себя и самоуничижение существуют, в концеконцов, именно для этого: пока они не служат этой цели, от них мало вреда.Они даже могут быть нам полезны, если из-за них человек интересуетсяпреимущественно собой. Кроме того, самоуничижение можно использовать какисходную точку для презрения к другим, для угрюмости, цинизма и жестокости.Поэтому ты должен скрыть от пациента истинную цель смирения. Пусть он подсмирением подразумевает особое (а именно плохое) мнение о своих способностяхи своем характере. Не сомневаюсь, что определенные способности у негодействительно есть. Укрепи его в мысли, что смирение состоит в том, чтобыставить эти способности как можно ниже. Конечно, они и в самом деле менееценны, чем он думает. Но не в этом дело. Самое главное -- чтобы он ценил свое мнение больше, чем истинность, и вносил тем самым хотькрупицу нечестности и надуманной веры в самый центр того, что в ином случаеугрожает стать добродетелью. При помощи этого метода мы заставили тысячилюдей думать, что для красивой женщины смиренно считать себя уродом, для умного мужчины -- считать себя дураком. А поскольку то, вочто они старались верить,-- явная ерунда, им эта вера не дается, и мы можемдо бесконечности вращать их мысли вокруг них самих, ибо они стараютсядостичь невозможного. Чтобы предупредить выпады Врага, мы должны знать Его цели. Враг хочетпривести человека в такое состояние, когда он мог бы спроектировать лучший вмире собор, знать, что этот собор хорош, и радоваться тому, но не больше ине меньше, чем если бы его спроектировал кто-нибудь другой. В сущности, Врагхочет, чтобы человек был совершенно свободен от предубеждений в свою пользуи мог радоваться своим способностям так же искренне и благодарно, как испособностям ближнего, восходу солнца, слону или водопаду. Он хочет, чтобыкаждый человек в мире увидел, что все существа (в том числе и он сам)великолепны и прекрасны. Он хочет по возможности скорее разрушить в человекеживотное самообожание, но, боюсь, конечная Его цель -- в том, чтобывосстановить в нем благожелательность и милосердие ко всякому творению,включая себя самого. Когда он действительно научится любить ближнего, каксамого себя, ему будет дано любить себя, как ближнего. Мы никогда не должнызабывать самую отталкивающую и необъяснимую черту нашего Врага: О н действительно любит этих безволосых двуногих, которых Он создал, иправая рука Его всегда возвращает им то, что отнимает левая. Поэтому Он будет всячески стараться, чтобы твой подопечный вообщеперестал думать о том, какая ему цена. Он не рад, если люди считают себяскверными. В ответ на твои старания подсунуть ему тщеславие или ложнуюскромность Он напомнит, что от человека вообще не требуется никакого мненияо своем таланте, так как он прекрасно может им пользоваться, не решая точно,какая же из ниш в храме славы предназначена для него. Ты во что бы то нистало должен исключить эту Вражью мысль из сознания пациента. Кроме того.Враг будет убеждать еще в одной истине, которую они все признают, но которуюим трудно почувствовать: что они не создали самих себя, что все ихспособности дарованы Им и гордиться талантами так же глупо, как гордиться цветом волос. Враг всегда старается отвлечь человека от такойгордости, а ты должен фиксировать на ней его внимание. Враг даже не хочет,чтобы они сверх меры копались в своих грехах -- чем скорее человек послепокаяния займется делом, тем Врагу лучше. Твой любящий дядя Баламут.
ПИСЬМО ПЯТНАДЦАТОЕ
Мой дорогой Гнусик! Конечно, я обратил внимание на то, что у людей сейчас временное затишьев их европейской войне, которую они по-детски наивно именуют Великой. Я неудивлен и соответствующим затишьем у твоего пациента. Что нам полезней:поддержать в нем это или держать его в беспокойстве? И мучительный страх, иглупая самонадеянность для нас хороши. Необходимость же выбора между нимиподнимает важные вопросы. Люди живут во времени, но наш Враг предназначил их для вечности.Поэтому Он, как мне думается, хочет, чтобы они сосредоточили свое духовноевнимание и на вечности, и на той точке времени, которую они называютнастоящим. Ведь настоящее -- это та точка, в которой время касаетсявечности. В данном мгновении и только в нем людям открывается столько же,сколько Врагу нашему открыто во всей реальности. Только в данном мгновениилюдям предложена свобода. Поэтому Враг хочет, чтобы они были постояннососредоточены либо на вечности (то есть на Нем), либо на настоящем(размышляли бы о вечном союзе с Ним или о том, что Он их покинул, следовалибы голосу совести, несли нынешний крест, принимали нынешнюю благодать,благодарили за нынешние радости). Наше дело -- отвратить их от вечности и от настоящего. Имея это в виду,мы иногда искушаем человека (скажем, вдову или жену ученого) жизнью впрошлом. Но этот метод имеет ограниченную ценность, ибо люди все-такикое-что о прошлом знают: в этом отношении прошлое походит на вечность.Гораздо лучше, чтобы они жили в будущем. Биологические инстинкты направляютвсе их страсти именно в эту сторону, так что мысли о будущем распаляют инадежду и страх. Кроме того, будущее им неизвестно, и, побуждая думать онем, мы возбуждаем их тягу к нереальному. Словом, меньше всего напоминаетвечность именно будущее. Это самая эфемерная часть времени, ибо прошлоезастыло и не течет потоком, а настоящее всецело освещено лучами вечности. Вот почему мы всегда поддерживаем все эти схемымышления, вроде Творческой Эволюции или Научного Гуманизма, фиксирующиевнимание на будущем, то есть на том, что по сути своей временно. Вот почемупочти все пороки укоренены в будущем, а благодарность обращена к прошлому, вто время как любовь -- к настоящему. Страх, жадность, похоть, честолюбиеобращены вперед. Не думай, что, как только в похоти наступает удовольствие,грех (единственное, что нас интересует) уже позади. Удовольствие как раз тачасть процесса, которая нас раздражает, мы охотно свели бы ее на нет, еслибы не лишились при этом и греха. Удовольствие испытывают с Вражьей помощью ипотому переживают в настоящем. Грех, возникающий с нашей помощью, устремлен в будущее. Конечно, и для Врага важно, чтобы человек думал о будущем. Думал ровностолько, сколько необходимо, чтобы сегодня готовиться к тем делам правды имилосердия, которые станут насущными завтра. Работу завтрашнего дня надопланировать сегодня, и, хотя содержание ее взято из будущего, этаобязанность, как и все обязанности, принадлежит настоящему. Враг не хочет,чтобы люди отдавали будущему сердца, устремляли к нему все свои помыслы. Мыже хотим. Вражий идеал -- человек, который, отработав день на благо будущихпоколений (если в этом его призвание), вечером откладывает всяческоепопечение, целиком вверяясь небу, и остается лишь при терпении и благодарности, которыетребуются от него здесь и сейчас. Нам же нужен человек, терзаемый кошмарамибудущего, гонимый идеями близящегося рая или ада на земле, готовыйпреступить заповеди Врага сейчас, если мы внушим ему, что этим он приблизитили отвратит то, чего ему даже не доведется увидеть при жизни. Нам хотелось бы, чтобырод людской непрестанно и в страшных муках пытался ухватить руками разум,чтобы род этот никогда не был честен, добр и счастлив и все, даруемое ему внастоящем, нес на алтарь будущих времен. Отсюда следует, что твоему подопечному полезней тревоги или надежды(что именно -- неважно) по отношению к нынешней войне, чем жизнь внастоящем. Однако выражение это двусмысленно. Жизнью в настоящем можноназвать и шутку, столь же привязанную к будущему, как и сама тревога. Твойподопечный может не беспокоиться о будущем не потому, что занят настоящим, апотому, что он внушил себе розовые надежды. Пока это порождает егоспокойствие, это нам благоприятствует, ибо, когда ложные надежды рухнут, тембольше будет разочарования и злобы. С другой стороны, если он поймет, что иему, возможно, уготованы тяжкие испытания, и будет молиться, чтобы емуниспослали сил свыше, а сам целиком останется в настоящем, потому что там итолько там его долг, милосердие, знание, да и радость, -- состояние егокрайне нежелательно и нужна немедленная атака. Попробуй припугнуть егословом "благодушие", здесь наш филологический отдел хорошо потрудился. Ноконечно, вероятнее всего, что он "живет в настоящем" по той простой причине,что у него хорошее здоровье и он любит свою работу. В таком случае это простоестественное состояние. Однако, будь я на твоем месте, я бы такого непотерпел. Ничто естественное не идет нам на пользу. Да и с какой стати этимсозданиям быть счастливыми! Твой любящий дядя Баламут.
ПИСЬМО ШЕСТНАДЦАТОЕ
Мой дорогой Гнусик! В прошлом письме ты мельком упомянул, что твой подшефный все ходит водну и ту же церковь и что он не совсем ею доволен. О чем, спрашивается, тыдумаешь? Почему до сих пор нет донесений о причинах его постоянства? Если онтак упорен не от безразличия, дела наши плохи, понимаешь ты это или нет? Конечно, тебе известно, если человека нельзя вылечить от посещенияцеркви, самое лучшее -- отправить его на долгие поиски церкви, для него"подходящей". Пусть побродит до тех пор, пока не станет ценителем и знатокомцерквей. Причины такой нашей деятельности очевидны. Во-первых, на объединениеприхожан следует нападать, так как объединяются они по месту жительства, ане по сходству, а это приводит людей разных классов и психологий к томуединению, которого хочет Враг. Конгрегационный же принцип может каждуюцерковь запросто превратить в некий клуб, а если все сложится удачно, -- вкружок или фракцию. Во-вторых, поиски подходящей церкви склоняют человека ккритике там, где Враг хочет видеть его Своим учеником. Врагу желательно,чтобы мирянин в церкви был действительно критичен, то есть не принималложного и бесполезного, и при этом совершенно некритичен -- не судил и нерядил, а доверялся немудрствующему, смиренному приятию того животворящегоначала, которое несет ему церковь. (Ты видишь, как Он унизительно бездуховен и безнадежно вульгарен?) Приводит это к тому,что простейшие слова очень многое могут сказать человеку и его душе (чтопрямо противоречит нашей политике). Любая проповедь или книга,воспринимаемые человеком с таких позиций, для нас очень опасны. Так чтовозьмись за дело поэнергичнее и как можно скорее пошли этого дурака по ближайшим церквам. Твоепоследнее донесение никак нельзя признать удовлетворительным. Воспользовавшись нашей служебной картотекой, я присмотрел для него двесоседние церкви. У каждой свои особенности. В одной из них священник такдолго и старательно разбавлял веру водой, чтобы сделать ее более доступнойдля скептического и трезвомыслящего прихода, что теперь он шокирует прихожанневерием, а не они его. Во многих душах он успел подорвать веру.Восхитителен и его метод служения. Чтобы избавить мирян от "трудностей", онмногое вычеркнул и теперь, сам того не замечая, все крутится и крутится помалому кругу своих любимых пятнадцати песнопений и двадцати чтений, а мыможем не бояться, что какая-нибудь истина, доселе незаметная ему и егоприходу, дойдет до них через Писание. Но, возможно, твой пациентнедостаточно глуп для этой церкви или пока еще недостаточно глуп. Во второй церкви служит отец Игл. Людям трудно понять широту еговзглядов: в один день он почти коммунист, в другой -- недалек от какого-тотеократического фашизма: в один день он тяготеет к схоластике, но в другойвообще готов отрицать человеческий разум; в один день занят политикой, вдругой -- заявляет, что все государства мира сего "уже осуждены". Мы,конечно, видим нить, связующую все это воедино: ненависть. Этот человекможет проповедовать лишь то, что шокирует, огорчит, озадачит или унизит егородных и друзей. Проповедь, приемлемая для них, была бы для него такой жепресной, как поэма, которую можно читать вслух. Кроме того, у него естьмногообещающая черта - нечестность. Мы побуждаем его говорить: "Церковьучит, что...", когда в действительности он подразумевает: "Я почти уверен,что недавно прочел это у Маритена " или еще у кого-то". Но долженпредупредить тебя об одном его совершенно фатальном дефекте: он верит. А этоможет все испортить. Однако у обеих этих церквей есть одна общая хорошаячерта -- он и тяготеют к группировкам. Я, кажется, уже предупреждал тебя, что, еслитвоего подопечного не удается удержать вне церкви, его надо активно привлечьк какой-нибудь группировке вокруг нее. Я не имею сейчас в виду различий ввероучении -- в этом плане чем он теплохладиее, тем лучше. Творя зло, мывовсе не намерены опираться на их догматы. Самая же потеха возникает, когдаудается возбудить ненависть между теми, кто говорит "месса", и теми, ктоговорит "служба", в то самое время как ни одна сторона, ни другая, вероятно,не способна установить разницу между учениями Хукера и Фомы Аквината так,чтобы объяснения вытерпели хотя бы пятиминутную критику. Все несущественныедетали -- свечи, облачение клира и прочее -- прекрасная почва для такойдеятельности. Мы уже порядком выветрили из сознания то, чему учил этотневыносимый Павел, толкуя о пище и других пустяках, а именно: человекнещепетильный должен уступать человеку щепетильному. Ты думаешь, людипонимают, как применять это в жизни? Казалось бы, один преклонит колени и перекрестится, дабы не смутить своего брата, а другой воздержится отэтих знаков благочестия, дабы не склонить брата к идолопоклонству. Так оно ибыло бы, если бы не наша неустанная работа. Без нее разница в обычаяханглийских церквей стала бы, чего доброго, причиной и рассадником милосердия и смирения. Твой любящий дядя Баламут. |