|
Клайв Стейплз Льюис |
Письма Баламута |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПИСЬМО ШЕСТОЕ
Мой дорогой Гнусик! Приятно узнать, что возраст и профессия твоего подшефного не мешаютпризвать его на военную службу. Желательно, чтобы он находился в полнейшейнеуверенности и воображение его кишело противоречивыми картинами будущего,рождающими то страх, то надежду. Ничто нс защищает человеческую душу отВрага лучше, чем тревога и неизвестность. Враг хочет, чтобы людисосредоточились на своем деле; наша задача -- поддерживать их мысли о том,что может с ними случиться. Твой подопечный, конечно, знает, что он должен послушно следоватьВражьей воле. Конечно, Враг имеет в виду, что человек должен терпеливопринимать те горести, которые выпадают ему сейчас, тревогу и неизвестностьнастоящего. Как раз в ответ на эти горести он должен сказать: "Да будет воляТвоя", и за то, что он ежедневно несет именно этот крест, и получит он хлебнасущный. Твоя задача в том, чтобы подопечный никогда не думал о своемтеперешнем страхе как о возложенном на него кресте, а думал о предметахсвоего страха. Заставь его воспринимать их как кресты. Заставь его забыть онесовместимости пугающих его опасностей, о том, что все разом они не могутна него свалиться. Заставь его настроиться на то, что в будущем он вынесетих стойко и терпеливо. На самом деле почти невозможно проявить истинноесмирение перед лицом судьбы, у которой дюжина гипотетических обличий. Тому,кто пытается это сделать, Враг не оказывает значительной помощи. Смирение жеперед теперешним, подлинным страданием, даже если страдание толь ко в страхе, не остается обычно без помощи свыше. Здесь действует важный духовный закон. Я уже объяснял тебе, что тыможешь ослабить молитвы подопечного, переключив его внимание с Врага насобственные представления о Нем. И страхом легче управлять, если мысличеловека переключены с предмета страха на сам страх (причем страх этотвоспринимается как нынешнее и нежелательное состояние). Если же он сочтетстрах возложенным на него крестом, он неизбежно сочтет его и душеполезным.Таким образом, можно сформулировать общее правило: если разум подопечногоработает на нас -- отвлеки его от самосознания; если же разум работает наВрага, сосредоточь его на себе. Пусть обида или женское тело так увлекутего, что ему и в голову не придет подумать: "Я разозлился" или "Я поддаюсьпохоти". И напротив, пусть мысль: "Я становлюсь набожней" или "...всехмилосердней" так поглотит его, что он не оторвет свой взгляд от себя, необратит его к Врагу и ближним. Что касается его общего отношения к войне, ты не должен слишкомполагаться на ту ненависть, которую люди так любят обсуждать в христианскойи антихристианской печати. Когда подопечному очень плохо, конечно, стоитразогревать его злобные чувства к немецким лидерам: это хорошо. Но обычноэто всего лишь мелодраматическая или мифическая ненависть, направленная противкаких-то воображаемых козлов отпущения. Он никогда в жизни не встречал этихлюдей -- это все образы, скроенные из газетных сведений. Результаты такойвыдуманной ненависти часто для нас огорчительны, а из всех людей англичане вэтом отношении самые прискорбные тряпки. Они как раз из тех ничтожеств,которые вопят, что всех пыток мира мало для их врагов, а потом отдают чай исигареты первому же раненому немецкому пилоту, оказавшемуся у их кухоннойдвери. Как бы ты ни действовал, в душе твоего пациента всегда есть и доброе, излое. Главное направлять его злобу на непосредственных ближних, которых онвидит ежедневно, а доброту переместить на периферию так, чтобы он думал, чтоиспытывает ее к тем, кого вообще не знает. Тогда злоба станет вполнереальной, а доброта мнимой. Нет смысла разжигать в нем ненависть к немцам,если в то же время в нем растет пагубная доброта к матери, к начальнику наработе и к соседям по трамваю. Представь себе пациента в видеконцентрических кругов, из которых центральный -- его воля, следующий --разум, а затем -- фантазия. Вряд ли можно из всех кругов выхолостить все, несущее печать Врага, но тыдолжен подталкивать все добродетели от центра к краю, пока они не обоснуютсяв круге фантазии, а все желательные нам качества -- в круге воли. Толькодойдя до воли и став привычками, добродетели действительно опасны для нас.Я, разумеется, имею в виду не то, что подопечный считает своей волей, когдаон рвет, мечет и обретает решимость, стиснув зубы, а подлинный центр его--то, что Враг называет сердцем. Никакие добродетели, окрашенные фантазией,одобренные разумом, даже пылко любимые, не уберегут человека от отца нашего:он только окажется еще смешнее, когда попадет к нему. Твой любящий дядя Баламут.
ПИСЬМО СЕДЬМОЕ
Мой дорогой Гнусик! Меня удивляет твой вопрос. Ты интересуешься, важно ли, чтобы подопечныйзнал (или не знал) о твоем существовании. Что до настоящей фазы борьбы, наэтот счет была инструкция низшего командования. Наша политика и состоит втом, чтобы скрываться. Разумеется, так было далеко не всегда. Перед намимучительная дилемма. Когда люди не верят в нас, нам не получить тех отрадныхрезультатов, которые дает прямой террор, и к тому же мы лишены радостеймагии. С другой стороны, когда они в нас верят, мы не можем делать из нихматериалистов и скептиков. Во всяком случае, пока еще не можем. Надеюсь, всвое время мы научимся так разбавлять науку эмоциями и мифами, что вера внас (под измененным названием) проберется и обоснуется в них, тогда как душачеловека останется закрытой для веры во Врага. Вера в "жизненную силу",культ секса и психоанализ могут оказаться здесь весьма полезными. Если намкогда-либо удастся создать изделие высшего качества -- мага-материалиста, нетолько использующего, но и почитающего то, что он туманно и расплывчато именует "силами", отрицая при этом невидимый мир, мыбудем близки к победному концу. Не думаю, что тебе очень уж труднообманывать пациента. "Черти" - комические персонажи для современных людей, и это поможет тебе. Если какое-то смутноеподозрение забрезжит в голове подшефного, покажи ему изображение существа вкрасном трико, убеди его, что, поскольку в такое существо он верить неможет, он не может верить и в тебя. Это старый метод, он есть во всехучебниках. Я не забыл своего обещания и обдумал, сделать ли подшефного крайнимпатриотом или крайним пацифистом. Все крайности, кроме крайней преданностиВрагу, следует поощрять. Не всегда, разумеется, но в настоящее время --безусловно. Бывают времена прохладные и самодовольные, тогда мы помогаемлюдям еще крепче уснуть. В другие времена, готовые вспыхнуть раздорами, нашазадача-- подливать масла в огонь. Каждая маленькая группа людей, связаннаяобщим интересом, который другие отвергают или игнорируют, постепенновскармливает тепличное благодушие, конечно -- друг к другу. По отношению жеко всем прочим развивается гордость и даже ненависть, проявляемые безвсякого стыда, ибо они санкционированы "делом" и освобождают от личнойответственности. То же самое происходит и в маленьких группах, первоначальновозникающих во имя служения Врагу. Мы хотим, чтобы церковь была маленькойдля того, чтобы принадлежащие к ней приобрели замкнутость, скованнуюнапряженность, самодовольную непогрешимость, свойственные тайным обществам икл икам, а не только для того, чтобы меньше людей знало Врага. СамаЦерковь, конечно, надежно защищена, и нам еще никогда не удавалось придатьей характерные черты фракции. Но некоторые группировки, входящие в нее.часто радовали нас превосходными результатами, от партий Павла и Аполлоса вКоринфе до двух англиканских церквей в Англии. Если твоего подопечного удастся сделать совестливым пацифистом, онавтоматически окажется членом маленького, громогласного, сплоченного инепопулярного общества, что почти наверняка хорошо повлияет нановообращенного христианина. Но только "почти"! Сомневался ли он до войны втом, оправдано ли участие даже в справедливой войне? Достаточно ли он мужествен, чтобы неподдаться полубессознательному самообману, скрывающему истинные мотивысобственного пацифизма? Убежден ли он в минуты наибольшей честности (никтоиз людей никогда не бывал совершенно честен), что он хочет только следоватьволе Врага? Если он именно таков, его пацифизм, увы, сыграет на руку не нам,а Враг, вероятно, защитит его от обычных последствий принадлежности к секте.В таком случае посоветую тебе вызвать и нем внезапный и запутанныйэмоциональный кризис, из которого он мог бы выйти неуверенным и шаткимпатриотом. Но если я его верно себе представляю, лучше попробовать пацифизм. На что бы он ни решился, твоя задача неизменна. Пусть он сочтетпатриотизм или пацифизм частью своей религии, а под влиянием партийного духапусть отнесется к нему как к самой важной ее части. Потом спокойно ипостепенно подведи его к той стадии, когда религия просто станет частью"дела", а христианство он будет ценить главным образом за те блестящиедоводы, которые можно надергать из его словаря, чтобы оправдать английскиевоенные действия или же пацифизм. Не допускай одного, чтобы пациентрассматривал жизненные дела как материал для послушания Врагу. Если тысделал мир целью, а веру -- средством, человек уже почти в твоих руках и тут совершеннобезразлично, какую цель он преследует. Если только митинги, брошюры,политические кампании, движения и дела значат для него больше, чем молитва,таинство и милосердие,-- он наш. И чем больше он "религиозен" (в этомсмысле), тем крепче мы его держим. Я мог бы показать тебе целую клетку такиху нас, внизу. Потешный уголок! Твой любящий дядя Баламут.
ПИСЬМО ВОСЬМОЕ
Мой дорогой Гнусик! Итак, ты "полон надежд на то, что религиозная фаза твоего подопечногоблизится к концу"! Я всегда подозревал, что институт Искусителей сильноиспортился с тех пор, как его возглавил старик Гад. Теперь я окончательно вэтом убедился. Неужели тебе никто не говорил о законе волнообразногочередования? Как и земноводные, люди двойственны -- они полудухи, полуживотные.Решение Врага создать столь возмутительный гибрид было одной из причин,побудивших отца нашего отступиться от Него. Как духи, они принадлежатвечности; как животные, существуют во времени. Это означает, что дух ихможет быть устремлен к вечности, а тела, страсти и воображение постоянноизменяются, ибо существовать во времени и означает "изменяться". Кпостоянству они ближе всего при волнообразном чередовании, Это значит, чтоони возвращаются от спада к высшему уровню, которого они не сумеливыдержать, и снова идут к спаду; такая цепь подъемов и спусков. Если бы тытщательно наблюдал за своим подопечным, ты увидел бы эти чередования повсюдув его жизни. Его интерес к работе, привязанность к друзьям, даже аппетит тоактивизируются, то притупляются. Пока он живет на свете, периодыэмоциональной и физической интенсивности и живости сменяются периодамиусталости и апатии. Сухость и скука, переживаемые в настоящее время твоимпациентом, не являются, как ты полагаешь в своей наивной радости, делом твоих рук. Они --вполне естественны, и нам не будет никакого прока, если ты не сумеешь ихправильно использовать. Чтобы решить, как их лучше обработать в нашу пользу, надо спроситьсебя, какую цель здесь преследует Враг, и действовать прямо противоположно.Вероятно, ты с удивлением узнаешь, что Он больше полагается на периодыспада, нежели на периоды подъема. Некоторым из особенно Им чтимых пришлосьпройти через очень продолжительные периоды спада. Причина этого -- вследующем. Для нас человек преимущественно пища, наша цель -- поработить еговолю, нам надо увеличить площадь нашего эгоизма за его счет. Враг же требуетот него совершенно иного. Нужно твердо усвоить, что все разговоры о Еголюбви к людям и о том, что служение Ему -- подлинная свобода, не простопропаганда (как нам хотелось бы думать), а ужасающая правда. Ондействительно вздумал наполнить Вселенную множеством Своих отвратительныхмаленьких подобий. Ему нравится, чтобы она кишела существами, чья жизнь вминиатюре подобна Его собственной не потому, что Он подчинил их, а потому,что их воля свободно сопрягается с Его волей. Нам нужно стадо, котороестанет нам п ищей. Он хочет служителей, которые станут Ему сыновьями. Мы хотимпроглотить. Он-- отдавать. Мы пусты и хотим насытиться. Он -- полнота,неистощимый источник. Цель наша -- мир, состоящий из людей, захваченныхотцом преисподней: Враг жаждет, чтобы все люди соединились с Ним и при этомкаждый остался неповторимой частицей. А теперь -- о периодах спада. Ты, вероятно, часто удивлялся, почемуВраг не пользуется Своей властью и не дает ощутить Свое присутствие, когдаЕму угодно. И Всемогущество и Неоспоримость запрещены Ему самой сутью Егодеятельности. Просто поглотить волю человека (как поглощает ее ощущение Егоприсутствия) для Него бесполезно. Он не может захватывать. Он может толькопризывать. Его мерзкая идея в том и состоит, чтобы и капитал приобрести, иневинность соблюсти. Люди должны быть едины с Ним, не утратив своейличности. Ни пренебрежение людьми, ни порабощение их Его не устраивает. Онготов чуть-чуть подстегнуть новообращенных. Он иногда приободрит их, даваяощутить Свое присутствие, пусть слабо и тускло, но с них и того хватает. Оноживляет их благодатной радостью и легкой победой над искушением. Но никогдаОн не даст этому долго длиться. Рано или поздно Он отведет их от Своейподдержки и Своего наставничества, если и не в действительности, то в ихпредставлении. Он вынуждает Свои создания встать на собственные но ги и с помощью одной лишь воли исполнять обязанности, потерявшие всюсвою привлекательность. Именно в периоды спада, а не в периоды подъемачеловек ближе всего к тому, кем Враг назначил ему быть. Поэтому молитвы,обращенные к Нему в "духовную засуху", Он и ценит больше всего. Мы же должны тянуть к себе наших пациентов за веревку искушений -- онипредназначены нами только на заклание, и чем больше это одобрит их воля, темлучше. Он не может вовлекать в добродетель, как мы вовлекаем в грех. Он учитих ходить и должен убрать Свою руку. И если они действительно хотят ходить, Он радуется даже тогда, когда они споткнутся. Не обманывайся, Гнусик.Наше дело в особенно большой опасности, когда человек оказывается воВселенной, из которой, казалось бы, исчез всякий след Врага, и спрашивает,почему он покинут, и продолжает повиноваться Ему без особого желания, но ствердым намерением следовать воле Вражьей. Конечно, периоды спада и нам предоставляют некоторые возможности. Наследующей неделе я дам тебе несколько советов, как ими воспользоваться. Твой любящий дядя Баламут.
ПИСЬМО ДЕВЯТОЕ
Дорогой Гнусик! Надеюсь, мое последнее письмо убедило тебя в том, что период пустотыили "засухи", переживаемый сейчас твоим подопечным, не принесет тебе егодушу готовенькой, здесь надо тщательно поработать. Какие формы примет твояработа, я сейчас поясню. Прежде всего, периоды спада в цепи духовных чередований дают прекрасныевозможности для чувственных соблазнов, особенно искушений пола. Это тебяудивит, ибо физическая энергия и, следовательно, похоть интенсивнее впериоды духовного оживления. Но помни, что силы внутреннего сопротивлениятоже крепче именно в эти периоды. Здоровье и бодрое состояние, которые тыхочешь сделать побудителями похоти, увы, можно использовать для работы, игр,размышлений или невинного веселья. У нашей атаки много больше шансов науспех, если внутренний мир человека скучен, холоден и пуст. Замечу еще, чточувственность во время спада имеет тонкое качественное отличие отчувственности в период оживления. Гораздо менее вероятно, что она повлечетза собой то кисейное состояние, которое люди называют "влюбленностью".Чувственность во время спада можно легко направить в русло извращений, онаменее заражена порывами великодушия, фантазии и даже духовности, которыечасто приводят нас к разочарованию в человеческой, похоти. Так же обстоит д ело и с другими ощущениями человека. Весьма вероятно, что тебе удастсясделать из твоего подопечного крепкого пьяницу. При этом лучше ему выпитьрюмочку в минуту скуки и усталости, чтобы забыться и успокоиться, чем вкомпании с друзьями, ради общительности и веселья. Всегда помни, чтоудовольствие, испытываемое в здравой, нормальной и плодотворной форме, лежитв зоне действия Врага. Я знаю, что с помощью удовольствий мы завладелимногими душами. Тем не менее удовольствие -- Его изобретение, а не наше. Онсотворил все радости и развлечения, а наши научные поиски до сих пор не далирезультатов. Мы можем только побуждать людей к наслаждению тогда, когда этозапрещено Им. Поэтому мы всегда стараемся отвести человека от естественныхудовольствий к менее естественным, утратившим связь со своим Творцом иприносящим меньше радости. На этом пути формула человеческого падениятакова: все больше жажда, все меньше удовлетворение. Это надежный путь,вполне в духе современной нравственной моды. Завладеть душой человека и н е дать ему взамен ничего -- истинная радость для отца нашего. А периодыспада -- лучшее время для начала такого процесса. Но можно и еще лучше использовать эти периоды: воспользуйся мыслямипациента о своем спаде. Как всегда, основное здесь -- держать его волюподальше от разума. Не давай ему даже заподозрить о законе волнообразногочередования. Держи его в убеждении, что первый пыл не должен прекращаться,что его надо постоянно поддерживать, а нынешняя сухость -- состояниенеизменное. Как только ты укрепишь в нем эту ложную концепцию, ты сможешьдействовать разными способами. Все зависит от того, принадлежит ли твойпациент к типу людей, легко падающих духом, которых можно искушениямидовести до отчаяния, или к типу людей, охотно цепляющихся за фальшивыенадежды, которых можно уверить, что все хорошо. Первый тип теперьвстречается редко. Если окажется, что твой подопечный принадлежит к нему,все очень просто. Тебе только следует держать его подальше от христиан (чтонетрудно в наше время), указывать ему подходящие места в Писании, и пусть онтрудится над безнадежной задачей -- пытается воссоздать свои старые чувствасобственной в олей. Тогда победа за нами. Если же он из людей, довольствующихсянадеждами,-- заставим его смириться с низкой температурой собственного духаи постепенно удовольствоваться ею, уверив себя, что в конце концов она нетакая уж и низкая. Недели через две ему неплохо задуматься, не были ли егочувства в первые дни обращения несколько преувеличенными. Поговори с ним о том,что "во всем надо знать меру". Если тебе удастся, подведи его к мысли:"Верить хорошо, но зачем же крайности!" Религия "в меру" для нас так жехороша, как полное неверие, и куда смешнее. Другая возможность -- прямая атака на веру. Когда, твоими трудами, онпримет свой духовный спад за прочное состояние, не мог бы ты убедить его втом, что "религиозный период" близится к концу, как и все предыдущиепериоды? Разумеется, нет никакой логической связи между утверждением "ятеряю к этому интерес" и выводом "значит, это ложно". Но, как я уже говорилтебе, ты должен полагаться на самоуверенную тарабарщину, а не на разум. Отпростого слова "период", по всей вероятности, сработает весь трюк. Полагаю,что твой подопечный прошел несколько периодов (все через них проходили) ичувствует себя опытней и выше прежних не потому, что относится к нимкритически, а просто потому, что они уже позади. Надеюсь, ты хорошо егоподкармливаешь туманными идеями о Прогрессе, Развитии и Исторической ТочкеЗрения, даешь ему достаточно современных биографий? Люди в них всегдапроходят через разные периоды. Ясна тебе суть? Держи его разум подальше от простой разницы между"хорошо" и "плохо". Очень милы и туманные выражения: "Был у меня такойпериод...", "Я прошел через это..." И не забудь трезвого: "Я взрослыйчеловек". Твой любящий дядя Баламут.
ПИСЬМО ДЕСЯТОЕ
Мой дорогой Гнусик! Мне было приятно узнать от Пройдохи, что у твоего подопечного появилосьнесколько очень полезных для нас знакомых, а тебе удалось воспользоватьсяэтим многообещающим средством. Полагаю, что средних лет супруги, с которымион познакомился, именно такие люди, с которыми и следует знаться: богатые,элегантные, поверхностно интеллектуальные и блистательно-скептические ковсему на свете. По-видимому, они балуются расплывчатым пацифизмом не поморальным причинам, а потому, что привыкли относиться свысока ко всему, чтоволнует общую массу их соотечественников, и еще из-за легкого налета чистопозерской, литературной симпатии к коммунизму. Это все превосходно. Кажется,ты хорошо воспользовался его социальным, а также сексуальным иинтеллектуальным тщеславием. Расскажи мне об этом подробнее. Достаточно лион в это вжился? Судить надо, конечно, не по словам. Есть тонкая игравзглядов, интонаций, улыбок, с помощью которой человек может показатьсобеседнику. что они люди одного круга. Измену такого рода ты особенно долж ен поощрять, так как сам человек полностью не осознает ее, а к томувремени, когда он осознает, ему будет крайне трудно вернуться на старыепозиции. Без сомнения, он очень скоро поймет, что его собственная вера прямопротивоположна той самонадеянности, на которой основаны все разговоры егоновых друзей. Но не думаю, что это будет для него важно, если ты сможешь егоубедить, чтобы он отложил всякие открытые объяснения, а это легко сделать,играя на его застенчивости, гордости, сдержанности и тщеславии. Пока оноткладывает - он в ложном положении. Он будет молчать, когда ему следуетговорить, и смеяться, когда ему следует молчать. Он поддержит (сначаламолча, а затем и на словах) циничные и скептические мнения, которых он вдействительности не разделяет. Но если обращаться с ним умело, то они вконце концов могут стать и его собственными. Все смертные склонныстановиться теми, кого они из себя строят. Это элементарно. Серьезный жевопрос -- как подготовиться к контратаке Врага. Первое: оттягивай как можно дольше тот момент, когда он осознает, чтоего новое удовольствие -- искушение. Поскольку слуги Врага вот уже дветысячи лет проповедуют, что мирская суета -- одно из сильнейших и простейшихискушений, казалось бы, нам трудно на этом сыграть. Но, к счастью, онисовсем мало говорили об этом в последние десятилетия. В современнойхристианской литературе хоть и много можно найти о "маммоне" (и даже больше,чем мне хотелось бы), но очень мало предостережений о суете, выборе друзей иценности времени. Все это твой подшефный, вероятно, назвал бы"пуританством". (Позволю себе заметить, кстати, что та окраска, которую мыпридаем этому термину, принадлежит к числу наших самых весомых и ценныхпобед за последнее столетие. С ее помощью мы ежегодно спасаем тысячи людейот сдержанности, целомудрия и трезвенности.) Однако рано или поздно истинная сущность его новых друзей станет емуясна, и тогда твоя новая тактика должна исходить из того, насколько онразумен. Если он достаточно глуп, позволь ему осознавать истинный характерего друзей только в их отсутствие. Если это удастся, ты побудишь его жить(как, я знаю, живут многие люди) двумя параллельными жизнями. Он не толькобудет казаться, но действительно станет разным человеком в разных кругах. Если уж и это не удастся, есть еще более тонкий и интересный способ. Онможет, с твоей помощью, прямо-таки получать удовольствие, думая о том, что уего жизни -- две независимые стороны. Этого можно добиться, играя на еготщеславии. Он будет наслаждаться по воскресеньям, стоя на коленях славочником и не забывая, что лавочник вряд ли поймет тот изысканный и насмешливыймир, где ему так легко в субботние вечера. С другой стороны, он будетнаслаждаться непристойностями и богохульством за чашкой кофе у своихвосхитительных знакомых еще больше, так как знает о своем "глубоком" и"духовном" мире, которого им не понять. Ясна тебе суть? Мирские друзьязатрагивают одну сторону его жизни, лавочник -- другую, а он -- совершенный,гармоничный, сложный человек с более широким кругозором, чем все они. Так,изменяя, по крайней мере, двум группам людей, он ощутит вместо стыдаподсознательное самодовольство. Если же все твои усилия окажутся тщетными,сделай так, чтобы он шел против совести и продолжал приятельские отношения,полагая, что каким-то необъяснимым образом "исправляет" этих людей, когда онпросто пьет их коктейли и смеется их шуткам, а разрыв с его стороны означалбы "педантизм", "нетерпимость" и (разумеется!) "пуританство". Попутно тебе необходимо побеспокоиться о том, чтобы из-за новогоувлечения он тратил больше, чем может себе позволить, и меньше вниманияуделял работе и собственной матери. Мать станет ревновать и беспокоиться, он-- замыкаться и грубить, а этому цены нет для развития домашних отношений.Твой любящий дядя Баламут. |