Тит Ливий |
История Рима от основания города |
|
|
|
|
|
70. Это дошедшее до нас
упоминание о саппинатах. Возможно, имеются в виду жители небольшого этрусского
поселения, расположенного в 4 км к югу от Вольсиний (прекратило
существование как раз в 390-е годы), следы которого были обнаружены археологами. 71. Впоследствии в подобных случаях цензор,
оставшийся без коллеги, отказывался от власти и избирались два новых. 72. Т.е. 1 июля. 73. См. также ниже: V, 50, 5 и примеч. 130. 74. Другие версии истории об осуждении
Камилла находим у Плиния (Естественная история, 34, 13), где Камилл
обвиняется квестором в растрате или хищении государственных денег) и у
Диодора Сицилийского (XIV, 117, 6, где Камилл призван к суду за нечестивый,
"кощунственный" триумфальный въезд в Рим на белых лошадях - эта версия
перекликается с рассказом Ливия - см. выше, V, 23, 6). Ср. также: Дионисий
Галикарнасский, XIII, 5, 1. 75. "Земляки", - точнее,
"трибулы" (члены той же трибы). О клиентах см.: примеч. 41 к кн. II. 76. В разных источниках эта цифра колеблется
в пределах от 10 до 500 тыс. ассов. 77. Лукумон - собств. не имя, а этрусское
слово, обозначавшее правителя города (недаром ниже говорится о его
"большой власти"). 78. Этот рассказ (встречаемый еще у Катона -
фрагм. 36 Р., ср.: Юстин, 43, 3, 4), видимо, возник под влиянием
эллинистической литературы. Ее же канонам, уже утвердившимся и в римской
литературе, следует Ливий, предваряя рассказ о военных действиях
этно-географическими экскурсами (XXXIII, 7-1; XXXIV, 1-35, 3). 79. Таким образом, следуя хронологии Ливия,
первый переход галлов в Северную Италию нужно было бы отнести ко
времени около 600 г. до н.э. Археологически подтверждена только миграция
галлов (кельтов) в Италию после 400 г. до н.э., связанная с событиями, о
которых и идет речь в V книге. 80. Названия Тускского, или Тирренского,
("нижнего") моря происходят от италийского и греческого наименований
этрусков, Адриатического ("верхнего") - от названия Адрии (или Атрии), города,
основанного, вероятно, в VI в. до н.э. близ устья реки Пад (см.: примеч. 82).
Некоторые авторы (см.: Юстин, XX, 1, 9) называют Адрию греческой колонией;
по археологическим данным, она была смешанным греко-этрусским поселением. 81. См.прим.40 к кн. I. 82. Пад (греч. Эридан, ныне - По) - река,
пересекающая Северную Италию с запада на восток. 83. Версию Ливия о прибытии венетов в Италию
см.: I, 1, 2-3. Этноним венеты (энеты, венеды) известен в разных областях
Европы. От североиталийских венетов сохранилось небольшое количество
коротких надписей. Язык их италийский, но некоторые детали могут
указывать на какие-то связи с балтийскими языками (венедов Северной Европы
принято считать славянами). 84. Вопрос об этнической принадлежности ретов
не решен однозначно. Язык их, видимо, был прединдоевропейским. Он,
вероятно, подвергся некоторому влиянию этрусского (реты пользовались североэтрусским
письмом), что и дало античным авторам повод считать этот язык искаженным
этрусским. 85. Сообщение Ливия о миграции галльских
племен и о ее причинах основано на греческой литературной традиции (причем
достаточно поздней, II-I вв. до н.э.) этнографических описаний. 86. Ср.: Цезарь. Записки о Галльской войне,
I, 1, 1: "Галлия вся разделена на три части, из которых одну населяют белги,
другую аквитаны, третью те, что на своем языке называются кельтами, а на
нашем галлами". Эти последние занимали территорию между Сеной, Луарой и
Рейном. Из всех античных авторов лишь Цезарь и Ливий не отождествляют вполне
понятий "галлы" и "кельты", у других (ср. например: Павсаний. Описание
Эллады, I, 4, 1; Страбон. IV, 189) оба названия определяют одну и ту же
этническую общность. 87. Другие авторы (Плутарх. Камилл, 15;
Цезарь. Записки о Галльской войне, VI, 24, 1; Аппиан. Кельтские войны, 2, 2)
считают причиной переселения неплодородность галльских земель. 88. Герцинские горы (или Герцинский лес) -
горные цепи, расположенные на территории Южной Германии и Чехии. В античных
описаниях местоположения и протяженности этого массива есть некоторые
расхождения. 89. Ливий перечисляет здесь семь основных
галльских племен. 90. Трикастины - галльское племя, обитавшее
на территории современного Прованса (в низовьях Роны). 91. Здесь, вероятно, подразумевается переход
через Альпы, совершенный Геркулесом после того, как он угнал быков
Гериона (десятый подвиг). Ср. также позднее сказание о том, как
Геракл-Геркулес во время войны с Герионом стал отцом Галата, который и дал свое имя
галатам-галлам (см. Диодор Сицилийский, V, 24; ср.: Тацит. История, 42).
Такие сказания обязаны своим возникновением определенной тенденции в
греко-римской мифографии, а именно: по мере расширения территорий, по тем или
иным причинам представлявших интерес для греков или римлян, искусственно
обогащались и представления о греческих и римских богах, в сферу
"деятельности" которых включались новоосвоенные (или новообнаруженные)
территории. Как правило, это сопровождалось "контаминацией"
греко-римских богов с местными божествами. 92. Саллювии - кельтско-лигурийское племя,
населявшее территорию между рекой Родан (совр. Рона) и Морскими Альпами. 93. Фокея - греческий (ионийский) город в
Малой Азии. В 600 г. до н.э. фокейцы основали на лигурийском (см. примеч.
97) берегу колонию Массилию (совр. Марсель). Впоследствии Массилия
превратилась в цветущий город, один из главных центров распространения эллинизма
на Западе. 94. Это тот же путь, каким, согласно Ливию,
шел Ганнибал (ср.: XXI, 38-39). Дурия и Тицин - притоки Пада. 95. Таким образом, по хронологии Ливия
получается, что Медиолан был основан вскоре после 600 г. до н.э. В
действительности г. Медиолан (совр. Милан) был основан инсубрами (одно из
могущественнейших галльских племен; вопреки утверждению Ливия, инсубры не были родственны
эдуям и составляли самостоятельное племенное образование) около
396 г. до н.э. на месте разрушенного ими этрусского города (который,
в свою очередь, был построен этрусками не ранее 525 г. до н.э.). См.:
Плиний. Естественная история. III, 3, 125. 96. См.: Полибий, II, 17 и Катулл, 67, 34. На
территории, которая была захвачена галльским племенем ценоманов,
находились города Бриксия и Верона, Кремона и Мантуя (см.: Страбон, V, 213). 97. Существует версия, определяющая либуев
как коренное лигурийское население. Сами лигурийцы в классические
времена населяли территорию между Приморскими Альпами и Апеннинами, от Массилии
до Пизы. Язык этих древних племен, как считают сейчас, был
прединдоевропейским. 98. Ср.: V, 34, 5, где сеноны названы в числе
первых переселенцев. Противоречие объясняется, возможно, тем, что
в источниках Ливия речь шла о двух волнах переселения сенонов, но, может
быть, и просто неверным истолкованием текста греческого источника
(ср.: Полибий, II, 17, 7). Наиболее ранние авторы, сообщающие о захвате
Рима галлами: Феопомп (Плиний. Естественная история, III, 57); Гераклид
(Плутарх. Камилл, 22; ср.: Полибий, II, 22, 4), говорят о галлах вообще,
не уточняя названия племени. Более поздняя версия идентифицирует это племя
с сенонами (см.: Диодор Сицилийский, XIV, 113, 3 сл.; Страбон V, 212;
Аппиан. Кельтские войны, 11, 1). Утент (совр. Узо?) и Эзиз (совр. Эзина) -
речки в Северной Италии. 99. Цизальпинская Галлия - территория
Северной Италии между Апеннинами и Альпами, заселенная в V в. до н.э. кельтскими
племенами (см выше: V, 34-35). 100. Версия об обращении жителей Клузия к
Риму за помощью сомнительна. Ср. рассказ Диодора Сицилийского (XIV, 113, 3-7),
где этот мотив отсутствует (ср. также: Дионисий Галикарнасский, XIII,
11-12). 101. Характерный риторический прием - ср.:
Цицерон. Против Верреса, II, V, 6; 50; О консульских провинциях, 29; 31; 34. 102. По Дионисию Галикарнасскому (XIII, 12,
(19)), были укомплектованы четыре легиона, а со вспомогательными частями
римская армия (включая союзников) достигала 40 тыс. человек. Та же
цифра у Плутарха (Камилл, 18, 5), который считает набранное войско численно
достаточным, но необученным (большинство новобранцев впервые держало в
руках оружие). 103. Имеется в виду Соляная дорога. 104. Ср. ниже: V, 39, 5. Черта, типичная для
античных описаний галлов (и вообще варваров) - ср.: XXXVIII, 38, 17, 4;
Полибий, II, 29, 5-6; Цезарь. Записки о Галльской войне, V, 37, 3. 105. Собств. "царек" (regulus) -
так же он именуется и в V, 48, 8. 106. Битва при Аллии произошла 18 июля 390 г.
до н.э. См.: VI, 1, 11. По Плутарху (Камилл, 19, 1), битва при Аллии
произошла "после летнего солнцеворота, около полнолуния". 107. Аниен впадает в Тибр между Римом и
Фиденами. 108. Ср. ниже: V, 40, 7. Вероятно, и здесь
речь идет о фламине Квирина. 109. Ср. ниже: V, 45, 4; 54, 5, где для того
же года (390 г. до н.э.) даются другие даты: 400 и 365 гг. от
основания Города соответственно. Между тем, следуя хронологии самого Ливия (ср.,
например: IV, 7, 1), 390 г. до н.э. соответствует 364 г. от основания
Города. Причины расхождения можно видеть в том, что здесь (V, 40, 1) и в V, 45,
4 даются округленные даты, а в V, 54, 5, где назван 365 г., возможно,
отразились мистические представления о так называемом великом годе -
периоде, число лет в котором равно числу дней в году (см.: Цензорин. О дне
рождения, 19; ср. также: Августин. О граде Божием, XVIII, 54). 110. Собственно, речь идет о больших глиняных
сосудах, какие употреблялись для хранения вина, масла и сыпучих продуктов. 111. Т.е. на курульных креслах (см. примеч.
39 к кн. I). Такое кресло - знак достоинства царей, а при Республике -
должностных лиц, облеченных высшей властью. 112. На таких колесницах ("тенсах")
изображения богов перевозились во время игр из храмов в цирк. 113. Рассказ о гибели стариков-сенаторов,
возможно, восходящий к семейным преданиям рода Папириев, несмотря на
сознательную оговорку Ливия ("некоторые передают..."),
несомненно отражает определенный ритуал добровольного принесения себя в жертву (ср.:
VIII, 10, 11; XXVI, 10, 9; Цицерон. О природе богов, II, 10). 114. Собств. "в передней". Выше
(41, 2): "в своих домах" (буквально даже: "в середине дома"). 115. "Черепаха" - здесь боевое
построение, при котором воины держат щиты над головами, а стоящие в первом ряду - перед
собой. 116. Т.е. между 6 и 9 часами вечера. 117. Видимо, речь идет о соляных разработках
на правом берегу Тибра, близ Остии (см.: примеч. 111 к кн. I). 118. Т.е. облачившись в тогу таким образом,
что руки оставались свободными. Такой вид облачения, заимствованный у жителей
г. Габии (см.: примеч. 152 к кн. I), использовался при совершении
определенных религиозных обрядов (см.: например: Вергилий. Энеида, VII, 612). 119. Легенда о Фабии Дорсуоне отражает действительно
существовавшую ритуальную связь родов Фабиев с Квириналом. 120. Существует мнение о недостоверности
всего рассказа о возвращении Камилла в Рим в качестве диктатора и о его
роли в дальнейших событиях. Куриатский закон о власти - окончательное
социально-правовое утверждение полномочий должностного лица, облеченного
властью. Принималось куриатными комициями (о них см. примеч. 129 к кн. IX). 121. О ней см.: I, 7, 8. 122. См. выше: V, 31, 2 и примеч. 68.
Знаменитый рассказ о гусях, которые спасли Рим, возможно, позднейшего
происхождения. 123. Это место (busta Gallica) находилось у
подножия Капитолия (см.: XXII, 14, 11). Предложенное Ливием объяснение этого
названия было не единственным у античных авторов (ср., например: Варрон. О
латинском языке, V, 157). 124. По всей видимости, это этиологический
миф, связанный с культом Юпитера Хлебника (см.: Валерий Максим, VII, 4, 3;
Овидий. Фасты, VI, 350). 125. Диодор и Плутарх называют такую же
сумму; Дионисий Галикарнасский - вдвое большую (25 талантов, т.е. 2 тыс.
фунтов); Плиний (Естественная история, XXXIII, 14) сообщает, что 2 тыс.
фунтов золота были найдены во время предпринятых в 52 г. до н.э. Помпеем
раскопок под престолом в храме Юпитера Капитолийского. 126. Рассказ Ливия об изгнании галлов,
особенно взятый в сравнении с другими источниками (ср.: Полибий, II, 18, 3;
Диодор Сицилийский, XIV, 117, 7; Страбон, V, 220; Светоний. Тиберий, 3, 2),
явно направлен на то, чтобы в меру возможности смягчить или затушевать
понесенное римлянами унижение (выкуп) и подчеркнуть роль Камилла в спасении
Города. 127. Возможно, что эти титулы приписаны
Камиллу поздней обработкой предания (ср. примеч. 1 к кн. VI; уместно вспомнить
также, что Гай Юлий Цезарь Октавиан принял титул "Август" в 27
г. до н.э., лишь после длительных колебаний предпочтя его титулу
"Ромул") 128. См.: примеч. 22 к кн. III. 129. Капитолийские игры устраивались не
государством, а специальной коллегией "капитолийцев". Традиция
о раннем происхождении этих игр устойчива, но не едина: некоторые источники
(древние комментарии к Вергилию и др.) связывают их основание с Ромулом.
Согласно этой версии, игры старше Капитолийского храма и сначала назывались
Тарпейскими, а проводились при храме Юпитера Феретрия (см.: примеч. 47 к кн.
I). Другие (Плутарх. Камилл, 5: Фест, 430 L.), как и Ливий, считают
основателем игр Камилла, но связывают их с взятием Вей. Игры происходили
15 октября, включали в себя состязания в кулачном бою и в беге. 130. Ай Локутий ("Говорящий
Вещатель") - обожествленное олицетворение "голоса", прозвучавшего будто бы на
этом месте и предупреждавшего о галльском нашествии (см. выше: V, 32, 6). 131. Ср. выше: V, 25, 9, а также: Диодор
Сицилийский, XIV, 116, 8; Плутарх. Камилл, 8, 3-4. 132. Должностные лица и сенат давали "пир
Юпитеру" 13 сентября в день освящения Капитолийского храма (таким
образом, пир приходился на время Великих игр - см.: примеч. 119 к кн. I). В
жертву приносилась белая телка. Пир "возглавляли" трое богов:
Юпитер, чья статуя с накрашенным красной краской лицом располагалась на ложе
(подушке), Юнона и Минерва, чьи изображения помещались на креслах. Перед ними
ставились столы с едой и, видимо, звучала музыка. Впоследствии эту
церемонию стали повторять 13 ноября во время Плебейских игр (см.: XXV, 2,
10). 133. Имеется в виду Палладий (см.: примеч. 72
к кн. I). 134. См.: примеч. 74 к кн. I. 135. О священнодействиях на Альбанской горе
см. выше, примеч. 36. В Лавинии консулы, преторы и диктаторы по вступлении в
должность совершали жертвоприношения Пенатам и Весте. 136. О померии (священной городской черте)
см.: примеч. 138 к кн. I. Вне померия созывались центуриатные комиции. 137. Речь идет о "хижине Ромула" на
Капитолии (см.: Витрувий, II, 1, 5). Была и вторая - на Палатине. Обе они
поддерживались (даже если приходилось сгоревшую строить заново) в прежнем виде и во
времена Ливия. 138. Ювента в Риме была богиней не просто
юности, но "юношества" - младшего воинского возраста. Вступая в него (надевая
"мужскую тогу"), молодой римлянин делал взнос в кассу Ювенты. Из
текста Ливия следует, что и за святилищем Ювенты, как за святилищем Термина
(ср.: I, 55, 4), было оставлено их прежнее место на территории
будущего Капитолийского храма, так как птицы авгуров "не позволили" их
передвигать. Действительно, Ювенту чтили в этом храме, в приделе Минервы
(Дионисий Галикарнасский, III, 69, 5; Плиний. Естественная история, XXXV, 108).
|