Тит Ливий |
История Рима от основания города |
|
|
|
|
|
Тит Ливий. История Рима от основания
города. Книга V. Примечания. ПРИМЕЧАНИЯ 1. Видимо, Ливий включил в список военных
трибунов 403 г. до н.э. также имена двоих цензоров: Марка Фурия Камилла и
Марка Постумия Альбина (ср.: Валерий Максим, II, 9, 1, а также: Плутарх.
Камилл, 2). Ниже мы сталкиваемся и с продолжением, и с молчаливым
исправлением этой ошибки (ср.: 10, 1 и 14, 5, где оба раза говорится о
вторичном избрании Камилла в военные трибуны - соответственно для 401 и
для 398 гг. до н.э.). Видимо, речь должна была бы идти о первом и втором
избрании. (Путаница может объясняться использованием разных источников
или просто ошибкой, допущенной в первой главе.) 2. Рассказывая о событиях 438 г. до н. э,
(IV.17.1), Ливий упоминает царствовавшего тогда в Вейях Ларса Толумния.
Никаких указаний на то, что на протяжении 35 лет (т.е. к 403 г. до н.э.) там
происходили какие-нибудь изменения государственного устройства, в
тексте Ливия нет. 3. Эти игры происходили при святилище Волтумны,
религиозном и политическом центре двенадцатиградья (см.: примеч. 66 к
кн. IV). Жрец для руководства играми избирался из 12 старейшин союзных
государств. 4. Настоящей причиной конфронтации Вей с
остальными этрусскими государствами, видимо, было расхождение
политических интересов. Вейи были расположены очень близко к Риму и вели с ним
постоянные войны. Остальные этрусские города были достаточно удалены от
Рима и заинтересованы в сохранении мирных отношений и в торговле с
ним (в первую очередь, хлебом). 5. Строительство "зимних квартир"
(hibernacula) было новшеством, связанным с десятилетней осадой Вей - первой столь
затяжной войной, предпринятой Римом. Это были деревянные и каменные
строения (нечто вроде казарм), предназначенные для длительного проживания
(ср.: XXIII, 46, 9; XXXVII, 79, 2); в палатках же, как правило, войска
размещались во время летних кампаний. 6. Представление о военных кампаниях как о
сезонных (и ежегодных) имело глубокие корни в римском сознании. Оно было
закреплено в соответствующих календарных праздниках. Ритуальная подготовка
к предстоящему военному сезону начиналась в первый день марта (месяц
Марса), когда "оружие и щиты приходят в движение" - жрецы-салии в
военной пляске проходили через город, ударяя мечами о щиты (см.: примеч. 73-74 к
кн. I). На 9-23 марта приходилось еще несколько церемоний подобного
рода. Завершался военный сезон осенью (19 октября) "очищением
оружия", которое затем припрятывалось до следующего года. Потребность
воина-земледельца в какое-то время года "возвращаться, чтобы повидать родной дом
и свое хозяйство" тоже представлялась естественной римскому
общественному мнению. Ср. предание о римском полководце Гае Атилии Регуле, который
(во время I Пунической войны!) мотивировал просьбу об отставке смертью
раба, управлявшего его хозяйством, что грозило оставить без
пропитания жену и детей Регула (см.: Валерий Максим, IV, 4, 6). 7. Слово "проконсульский",
очевидно, относится тут не к позднейшим проконсулам, а к военным трибунам с
консульской властью, которые ведь тоже выбирались "вместо консулов" (pro
consulibus - см.: IV, 7, 1; 41, 10). 8. В 416 г. до н. э. (см.: IV, 48, 6). 9. Ср., например: Платон. Законы, 777. 10. Имеется в виду Троянская война. 11. См.: примеч. 45 к кн. I. 12. Об охоте как одном из средств тренировки
тела и духа, воспитания физической и моральной выносливости см.,
например: Ксенофонт. Киропедия, I, 2, 10; Цицерон. О природе богов, II, 161;
Гораций. Послания, II, 18, 49. 13. См.: II, 32, 2; 33, 3. 14. Избиение палками до смерти - один из
видов казни за преступления против воинской дисциплины (обычно к этой казни
присуждали за воровство в лагере, лжесвидетельство, побег и серьезные нарушения
караульной службы). См.: Полибий. VI, 37, I сл. 15. Ср.: IV, 32, 2. 16. Всадники, входившие в 18 центурий,
получали от государства коня и средства на его содержание, служба же
всадников "с собственным конем" была проявлением их гражданского энтузиазма в
моменты критического положения дел на войне. 17. Плата всадникам была втрое выше, чем
пехотинцам (ср.: V, 12, 12 и примеч. 26). 18. Капенцы - жители Капен, этрусского
города, имевшего тесные культурные и экономические связи с соседними Фалериями
(см.: примеч. 53 к кн. IV) и с Вейями. Падение Вей ослабляло и их позиции. 19. См.: IV, 17, 11. 20. Т.е. 1 октября. 21. В действительности, видимо, в первый раз
(см. выше, примеч. 1). 22. Видимо, не тождествен упомянутому выше
(V, 1, 2). 23. Имеется в виду закон 448 г. до н.э.
(Требониев закон), запрещавший кооптацию патрициев в народные (плебейские)
трибуны (см.: III, 65, 4). Впрочем, историю, рассказанную здесь Ливием,
можно рассматривать и как дублетную по отношению к III, 64-65 (если это
так, то трудно определить достоверную дату Требониева закона). 24. См.: примеч. 92 к кн. IV. 25. Таким образом, первый плебей среди
военных трибунов с консульской властью был братом патриция - такого же
трибуна истекшего года. Они носили разные имена, т.е. принадлежали к разным
родам. Возможно, они были сводными братьями или один из них был усыновлен в
патрицианский род. Римское общество понемногу уже вступает на путь,
приведший в конце концов к образованию "нобилитета" - знати,
включившей в себя и патрицианскую, и плебейскую верхушку. 26. См. выше: 7, 5 и примеч. 17. Следует,
впрочем, отметить, что Гней Корнелий был военным трибуном 401 г. до н.э.,
а не в 403, когда, судя по изложению Ливия, были установлены размеры
жалованья, выплачиваемого всадникам. 27. Это были первые публичные лектистернии
(от лат. lectus - "ложе" и sternere - "стлать"): в храмах
выставлялись изображения богов на ложах, а перед ними столы с угощениями. Обращает на
себя внимание, что все "угощаемые" боги были греческие или
отождествленные с греческими. Все население Рима восемь дней праздновало,
участвуя в культе этих богов. Обычай умилостивлять богов такими
"пирами" при всенародных бедствиях прижился в Риме (ср.: VII, 2, 2 - 364 г. до
н.э.; VII, 27, 1 - 399 г.; VIII, 25, 1 - 326 г. и т.д.). 28. Латона почиталась как мать Аполлона и Дианы
(Артемиды). 29. Нептун (италийское водное божество,
отождествленное с греческим Посейдоном) и Меркурий упомянуты вместе,
видимо, как покровители морской торговли; Геркулес тоже считался покровителем
торговли и к тому же был связан с сельскохозяйственными культами, так
что эти боги могли умилостивляться как "кормильцы".
Аполлон был богом-целителем (в 431 г. до н.э. был освящен храм, поставленный ему по
обету во время чумы). Латона и Диана почитались вместе с Аполлоном. 30. Описание празднества, сопровождавшего
лектистернии, заимствовано Ливием у Пизона (фрагм. 25 Р.). В нем сочетаются
черты греческие и римские, как впрочем и в самом обряде. Насколько
достоверны детали этого описания и случайны ли упоминания о последующих
лектистерниях (см.: примеч. 27) не сопровождаются подобными описаниями, сказать
трудно. Но о тяготении римлян к новым для них (хотя и не лишенным
традиционных элементов) культам и обрядам Ливий не раз сообщает и в дальнейшем. 31. О гаруспиках см.: примеч. 102 к кн. I. 32. Ср.: Цицерон. О провидении, I, 100; II,
69; Плутарх. Камилл, 4. 33. О спуске вод из Альбанского озера см.:
примеч. 40. 34. Тарквинии - один из древнейших городов
Этрурии. Окончательно потерял независимость в III в. до н.э. 35. Ср.: III, 10, 1. 36. Должностные лица, при избрании которых
были допущены какие-либо погрешности в обрядах или не были приняты во
внимание дурные знамения, считались "избранными огрешно". Все
совершенные ими священнодействия считались не имеющими силы. Латинские
торжества (feriae Latinae) проводились на Альбанской горе и были связаны
с культом Юпитера Латиариса, покровителя Латинского союза. В них
участвовали все города, входившие в союз. День Латинских торжеств объявлялся
римскими консулами сразу же по вступлении в консульство. Они же руководили
всей церемонией (эта роль была унаследована Римом от Альбы). Здесь
собирались магистраты латинских городов, приносились жертвы (главная - белый
бык), все участники вкушали жертвенное мясо и молились за римский народ
(игры были добавлены к ритуалу в позднейшие времена). 37. См.: примеч. 66 к кн. IV. 38. Т.е. в Северной Этрурии. 39. Прерогативные центурии - здесь, вероятно,
шесть древнейших всаднических центурий (состоявших исключительно из
патрициев), первыми приступавших к голосованию. В III в. до н.э., в связи с
преобразованием комиции, т.е. слиянием центуриатных и трибутных комиции
(между 241 и 218 г. до н.э.), подобная практика была изменена: из всех
центурий первого класса избиралась одна - centuria praerogativa, - которая и
получила право первого голоса. Для общих результатов голосования мнение
голосующих первыми часто оказывалось решающим. Ср.: I, 43, 11. 40. О спуске воды во время Вейской войны
рассказывают многие авторы. Цицерон даже замечает (О провидении, II, 69),
что это было сделано не для спасения Рима, а для использования воды на
пригородных полях. Некоторые исследователи считают, что спуск воды имел
целью осушение заболоченных верхних полей. Сток (очень древний) для
отвода воды из Альбанского озера - более 1200 м в длину и 2-3 м в высоту -
сохранился. 41. В рассказах римских авторов о Марке Фурии
Камилле историческая реальность, смешанная с позднейшими
вымыслами, послужила материалом для создания полулегендарного образа
героя-полководца, спасителя и благодетеля Рима. 42. О Великих играх см.: примеч. 119 к кн. I.
Мать Матута (одного корня с maturus - "зрелый",
"своевременный") - италийское божество, покровительница женщин и деторождения. В ее культе принимали
участие свободные женщины, рабыни к нему не допускались. Культ Матери
Матуты был очень архаичным и сопровождался не всегда понятными обрядами.
Ее храм находился на Бычьем рынке близ храма Фортуны (оба они были
освящены Сервием Туллием в один день). Раскопки храма подтвердили его
традиционную датировку. 43. Непет - этрусский город. Во время
описываемой кампании держал сторону Вей, после их падения заключил с Римом союз
(Диодор Сицилийский, XIV, 98), но впоследствии снова отпал от него. В 383
или 373 г. до н.э. см.: (Ливий, VI, 21, 4; Веллей Патеркул, I, 14) он был
вновь захвачен Марком Фурием Камиллом и туда было выведено поселение. 44. В окрестностях Вей археологами было
обнаружено несколько подземных ходов, которые, возможно, использовались как
дренажные стоки. Рассказ о взятии Вей (как и Фиден - ср.: IV, 22, 4) с
помощью подкопа, таким образом, имеет под собой какие-то реальные основания,
но все же должен быть отнесен к легендарным. 45. "Старик Публий Лициний" - это
бывший военный трибун с консульской властью 399 г. до н.э., первый плебей на этой
должности (см.: 12, 9), а его сын - такой же трибун 396 г. до н.э.,
избранный на эту должность по просьбе отца и вместо него (см.: 18, 1-6). Теперь он,
со своей стороны, приглашает отца первым высказать свое мнение в сенате,
минуя всех сенаторов-патрициев (вряд ли такое нарушение порядка было
возможно). Противником старшего Лициния в сенате оказывается Аппий Клавдий
(20, 5), представитель рода, всегда враждебного плебсу; Лициний возражает
ему (20, 7) и одерживает верх в сенате. В результате плебс оказывается
благодарным (за доставшуюся ему долю добычи) исключительно семье Лициниев,
отцу и сыну (22, 2). Таким образом, на протяжении нескольких глав
история двух Лициниев складывается в целую новеллу, видимо, заимствованную Ливием
у Лициния Макра (см.: примеч. 23 к кн. IV). 46. Как это было принято. 47. Ср.: Плутарх. Камилл, 5, 6. 48. Ср.: Ливиево "Предисловие" ко
всему труду (¦ 6). 49. Описание процедуры "эвокации"
("вызывания") разделено Ливием на отдельные эпизоды, включаемые в общий
контекст рассказа о взятии Вей (V, 21, 3; V, 22, 4-6). Тот же рассказ мы находим
у Валерия Максима (I, 8, 3) и Плутарха (Камилл, 6). Эти авторы с большим
почтением относятся к рассказу о чуде, а по Плутарху, лучшим доказательством
его истинности служит сама судьба Рима. Храм по обету был выстроен на
Авентине в 392 г. (см.: V, 31, 3). Подробней об эвокации см.: Макробий.
Сатурналии, III, 9, 6-4. 50. Культ Солнца Индигета (Родоначальника) в
Риме и Италии был древним. Его святилище было в Лавинии (Плиний.
Естественная история, 56). Культ этот, возможно, был связан с культом Юпитера.
Колесо и колесница - традиционные атрибуты Солнца. 51. Ливий приписывает высокомерию Камилла
непопулярность его триумфа. Но облачение и колесница, уподобляющие
триумфатора Юпитеру, были традиционпы. Недовольны были тем, как Камилл распорядился
военной добычей (ср., например: V, 25, 11). 52. Колония была выведена в 393 г. (см.:
Диодор Сицилийский, XIV, 102, 4) в Цирцеи (см.: примеч. 158 к кн. I). Названное
Ливием число переселенцев характерно для колоний латинского права. 53. См. ниже: V, 49, 8 и др. 54. Собств. "оптиматы"; см. об
этом: примеч. 73 к кн. III. 55. Ср. дублетный вариант: V, 50, 7. 56. Речь идет о проекте закона о переселении
части римского народа в Вейи (см. выше: V, 24, 7). 57. В третий раз (см. выше, примеч. 1). 58. Это мог быть Корнелий Сципион или
Корнелий Косс (ср.: V, 24, 1); или Корнелий Малугинский (ср.: V, 14, 1). 59. В Риме первая общественная школа была
открыта в III в. до н.э. Фалиски - народ этрусского происхождения - были ближе
знакомы с греческой культурой и могли достаточно рано перенять греческую
систему воспитания. Сама история о фалискском учителе явно литературного
происхождения, передается многими авторами. 60. Липары (Липарские острова) - семь
островов вулканического происхождения, в Тирренском море (к
северо-востоку от Сицилии). Главный из них - Липара. 61. О договоре гостеприимства см.: примеч. 57
к кн. II. Рассказ о римском посольстве в Дельфы, пиратах. Тимасифее и
договоре, с ним заключенном, см. также у Диодора Сицилийского (XIV, 93, 3-5),
который заканчивает его сообщением об освобождении от налогов,
дарованном потомкам Тимасифея, когда Липара была захвачена римлянами (252 г. до
н.э.). 62. Т.е. к четвертому часу после полуночи. 63. См.: примеч. 56. 64. Т.е. на выборах народных трибунов. 65. Высказывалось предположение о том, что
Вергиний и Помпоний были не народными трибунами, а военными трибунами с
консульской властью (в качестве косвенного аргумента указывалось на параллели
- IV, 40, 4 и V, 11, 4). Однако военные трибуны с такими именами
Ливием для соответствующих годов не упомянуты. 66. В триумфальных процессиях несли
изображения покоренных стран и городов. Впрочем, обычай этот, видимо, более поздний. 67. Ср.: Диодор Сицилийский, XIV, 102, 4. 68. Ливий отождествляет консула 392 г. до
н.э. со знаменитым Марком Манлием Капитолийским, чье прозвище - в соответствии
с традицией - объясняет спасением Капитолия (в 390 г. до н.э. - см.
ниже, гл. 47). Но еще в IV, 42, 2 был упомянут Луций Манлий Капитолийский -
один из военных трибунов с консульской властью 422 г. до н.э. (Может
быть, прозвище это первоначально значило просто Капитолиец, т.е. живущий на
Капитолии.) 69. Об овации см.: примеч. 20 к кн. III. |