Тит Ливий

История Рима от основания города

 

 

 

                                                                                                                                                                      

       Тит Ливий. История Рима от основания города. Книга V. Примечания.

 

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1. Видимо, Ливий включил в список военных трибунов 403 г. до н.э. также

имена двоих цензоров: Марка Фурия Камилла и Марка Постумия Альбина (ср.:

Валерий Максим, II, 9, 1, а также: Плутарх. Камилл, 2). Ниже мы

сталкиваемся и с продолжением, и с молчаливым исправлением этой ошибки

(ср.: 10, 1 и 14, 5, где оба раза говорится о вторичном избрании Камилла в

военные трибуны - соответственно для 401 и для 398 гг. до н.э.). Видимо,

речь должна была бы идти о первом и втором избрании. (Путаница может

объясняться использованием разных источников или просто ошибкой, допущенной

в первой главе.)

 

2. Рассказывая о событиях 438 г. до н. э, (IV.17.1), Ливий упоминает

царствовавшего тогда в Вейях Ларса Толумния. Никаких указаний на то, что на

протяжении 35 лет (т.е. к 403 г. до н.э.) там происходили какие-нибудь

изменения государственного устройства, в тексте Ливия нет.

 

3. Эти игры происходили при святилище Волтумны, религиозном и политическом

центре двенадцатиградья (см.: примеч. 66 к кн. IV). Жрец для руководства

играми избирался из 12 старейшин союзных государств.

 

4. Настоящей причиной конфронтации Вей с остальными этрусскими

государствами, видимо, было расхождение политических интересов. Вейи были

расположены очень близко к Риму и вели с ним постоянные войны. Остальные

этрусские города были достаточно удалены от Рима и заинтересованы в

сохранении мирных отношений и в торговле с ним (в первую очередь, хлебом).

 

5. Строительство "зимних квартир" (hibernacula) было новшеством, связанным

с десятилетней осадой Вей - первой столь затяжной войной, предпринятой

Римом. Это были деревянные и каменные строения (нечто вроде казарм),

предназначенные для длительного проживания (ср.: XXIII, 46, 9; XXXVII, 79,

2); в палатках же, как правило, войска размещались во время летних кампаний.

 

6. Представление о военных кампаниях как о сезонных (и ежегодных) имело

глубокие корни в римском сознании. Оно было закреплено в соответствующих

календарных праздниках. Ритуальная подготовка к предстоящему военному

сезону начиналась в первый день марта (месяц Марса), когда "оружие и щиты

приходят в движение" - жрецы-салии в военной пляске проходили через город,

ударяя мечами о щиты (см.: примеч. 73-74 к кн. I). На 9-23 марта

приходилось еще несколько церемоний подобного рода. Завершался военный

сезон осенью (19 октября) "очищением оружия", которое затем припрятывалось

до следующего года. Потребность воина-земледельца в какое-то время года

"возвращаться, чтобы повидать родной дом и свое хозяйство" тоже

представлялась естественной римскому общественному мнению. Ср. предание о

римском полководце Гае Атилии Регуле, который (во время I Пунической

войны!) мотивировал просьбу об отставке смертью раба, управлявшего его

хозяйством, что грозило оставить без пропитания жену и детей Регула (см.:

Валерий Максим, IV, 4, 6).

 

7. Слово "проконсульский", очевидно, относится тут не к позднейшим

проконсулам, а к военным трибунам с консульской властью, которые ведь тоже

выбирались "вместо консулов" (pro consulibus - см.: IV, 7, 1; 41, 10).

 

8. В 416 г. до н. э. (см.: IV, 48, 6).

 

9. Ср., например: Платон. Законы, 777.

 

10. Имеется в виду Троянская война.

 

11. См.: примеч. 45 к кн. I.

 

12. Об охоте как одном из средств тренировки тела и духа, воспитания

физической и моральной выносливости см., например: Ксенофонт. Киропедия, I,

2, 10; Цицерон. О природе богов, II, 161; Гораций. Послания, II, 18, 49.

 

13. См.: II, 32, 2; 33, 3.

 

14. Избиение палками до смерти - один из видов казни за преступления против

воинской дисциплины (обычно к этой казни присуждали за воровство в лагере,

лжесвидетельство, побег и серьезные нарушения караульной службы). См.:

Полибий. VI, 37, I сл.

 

15. Ср.: IV, 32, 2.

 

16. Всадники, входившие в 18 центурий, получали от государства коня и

средства на его содержание, служба же всадников "с собственным конем" была

проявлением их гражданского энтузиазма в моменты критического положения дел

на войне.

 

17. Плата всадникам была втрое выше, чем пехотинцам (ср.: V, 12, 12 и

примеч. 26).

 

18. Капенцы - жители Капен, этрусского города, имевшего тесные культурные и

экономические связи с соседними Фалериями (см.: примеч. 53 к кн. IV) и с

Вейями. Падение Вей ослабляло и их позиции.

 

19. См.: IV, 17, 11.

 

20. Т.е. 1 октября.

 

21. В действительности, видимо, в первый раз (см. выше, примеч. 1).

 

22. Видимо, не тождествен упомянутому выше (V, 1, 2).

 

23. Имеется в виду закон 448 г. до н.э. (Требониев закон), запрещавший

кооптацию патрициев в народные (плебейские) трибуны (см.: III, 65, 4).

Впрочем, историю, рассказанную здесь Ливием, можно рассматривать и как

дублетную по отношению к III, 64-65 (если это так, то трудно определить

достоверную дату Требониева закона).

 

24. См.: примеч. 92 к кн. IV.

 

25. Таким образом, первый плебей среди военных трибунов с консульской

властью был братом патриция - такого же трибуна истекшего года. Они носили

разные имена, т.е. принадлежали к разным родам. Возможно, они были сводными

братьями или один из них был усыновлен в патрицианский род. Римское

общество понемногу уже вступает на путь, приведший в конце концов к

образованию "нобилитета" - знати, включившей в себя и патрицианскую, и

плебейскую верхушку.

 

26. См. выше: 7, 5 и примеч. 17. Следует, впрочем, отметить, что Гней

Корнелий был военным трибуном 401 г. до н.э., а не в 403, когда, судя по

изложению Ливия, были установлены размеры жалованья, выплачиваемого

всадникам.

 

27. Это были первые публичные лектистернии (от лат. lectus - "ложе" и

sternere - "стлать"): в храмах выставлялись изображения богов на ложах, а

перед ними столы с угощениями. Обращает на себя внимание, что все

"угощаемые" боги были греческие или отождествленные с греческими. Все

население Рима восемь дней праздновало, участвуя в культе этих богов.

Обычай умилостивлять богов такими "пирами" при всенародных бедствиях

прижился в Риме (ср.: VII, 2, 2 - 364 г. до н.э.; VII, 27, 1 - 399 г.;

VIII, 25, 1 - 326 г. и т.д.).

 

28. Латона почиталась как мать Аполлона и Дианы (Артемиды).

 

29. Нептун (италийское водное божество, отождествленное с греческим

Посейдоном) и Меркурий упомянуты вместе, видимо, как покровители морской

торговли; Геркулес тоже считался покровителем торговли и к тому же был

связан с сельскохозяйственными культами, так что эти боги могли

умилостивляться как "кормильцы". Аполлон был богом-целителем (в 431 г. до

н.э. был освящен храм, поставленный ему по обету во время чумы). Латона и

Диана почитались вместе с Аполлоном.

 

30. Описание празднества, сопровождавшего лектистернии, заимствовано Ливием

у Пизона (фрагм. 25 Р.). В нем сочетаются черты греческие и римские, как

впрочем и в самом обряде. Насколько достоверны детали этого описания и

случайны ли упоминания о последующих лектистерниях (см.: примеч. 27) не

сопровождаются подобными описаниями, сказать трудно. Но о тяготении римлян

к новым для них (хотя и не лишенным традиционных элементов) культам и

обрядам Ливий не раз сообщает и в дальнейшем.

 

31. О гаруспиках см.: примеч. 102 к кн. I.

 

32. Ср.: Цицерон. О провидении, I, 100; II, 69; Плутарх. Камилл, 4.

 

33. О спуске вод из Альбанского озера см.: примеч. 40.

 

34. Тарквинии - один из древнейших городов Этрурии. Окончательно потерял

независимость в III в. до н.э.

 

35. Ср.: III, 10, 1.

 

36. Должностные лица, при избрании которых были допущены какие-либо

погрешности в обрядах или не были приняты во внимание дурные знамения,

считались "избранными огрешно". Все совершенные ими священнодействия

считались не имеющими силы. Латинские торжества (feriae Latinae)

проводились на Альбанской горе и были связаны с культом Юпитера Латиариса,

покровителя Латинского союза. В них участвовали все города, входившие в

союз. День Латинских торжеств объявлялся римскими консулами сразу же по

вступлении в консульство. Они же руководили всей церемонией (эта роль была

унаследована Римом от Альбы). Здесь собирались магистраты латинских

городов, приносились жертвы (главная - белый бык), все участники вкушали

жертвенное мясо и молились за римский народ (игры были добавлены к ритуалу

в позднейшие времена).

 

37. См.: примеч. 66 к кн. IV.

 

38. Т.е. в Северной Этрурии.

 

39. Прерогативные центурии - здесь, вероятно, шесть древнейших всаднических

центурий (состоявших исключительно из патрициев), первыми приступавших к

голосованию. В III в. до н.э., в связи с преобразованием комиции, т.е.

слиянием центуриатных и трибутных комиции (между 241 и 218 г. до н.э.),

подобная практика была изменена: из всех центурий первого класса избиралась

одна - centuria praerogativa, - которая и получила право первого голоса.

Для общих результатов голосования мнение голосующих первыми часто

оказывалось решающим. Ср.: I, 43, 11.

 

40. О спуске воды во время Вейской войны рассказывают многие авторы.

Цицерон даже замечает (О провидении, II, 69), что это было сделано не для

спасения Рима, а для использования воды на пригородных полях. Некоторые

исследователи считают, что спуск воды имел целью осушение заболоченных

верхних полей. Сток (очень древний) для отвода воды из Альбанского озера -

более 1200 м в длину и 2-3 м в высоту - сохранился.

 

41. В рассказах римских авторов о Марке Фурии Камилле историческая

реальность, смешанная с позднейшими вымыслами, послужила материалом для

создания полулегендарного образа героя-полководца, спасителя и благодетеля

Рима.

 

42. О Великих играх см.: примеч. 119 к кн. I. Мать Матута (одного корня с

maturus - "зрелый", "своевременный") - италийское божество, покровительница

женщин и деторождения. В ее культе принимали участие свободные женщины,

рабыни к нему не допускались. Культ Матери Матуты был очень архаичным и

сопровождался не всегда понятными обрядами. Ее храм находился на Бычьем

рынке близ храма Фортуны (оба они были освящены Сервием Туллием в один

день). Раскопки храма подтвердили его традиционную датировку.

 

43. Непет - этрусский город. Во время описываемой кампании держал сторону

Вей, после их падения заключил с Римом союз (Диодор Сицилийский, XIV, 98),

но впоследствии снова отпал от него. В 383 или 373 г. до н.э. см.: (Ливий,

VI, 21, 4; Веллей Патеркул, I, 14) он был вновь захвачен Марком Фурием

Камиллом и туда было выведено поселение.

 

44. В окрестностях Вей археологами было обнаружено несколько подземных

ходов, которые, возможно, использовались как дренажные стоки. Рассказ о

взятии Вей (как и Фиден - ср.: IV, 22, 4) с помощью подкопа, таким образом,

имеет под собой какие-то реальные основания, но все же должен быть отнесен

к легендарным.

 

45. "Старик Публий Лициний" - это бывший военный трибун с консульской

властью 399 г. до н.э., первый плебей на этой должности (см.: 12, 9), а его

сын - такой же трибун 396 г. до н.э., избранный на эту должность по просьбе

отца и вместо него (см.: 18, 1-6). Теперь он, со своей стороны, приглашает

отца первым высказать свое мнение в сенате, минуя всех сенаторов-патрициев

(вряд ли такое нарушение порядка было возможно). Противником старшего

Лициния в сенате оказывается Аппий Клавдий (20, 5), представитель рода,

всегда враждебного плебсу; Лициний возражает ему (20, 7) и одерживает верх

в сенате. В результате плебс оказывается благодарным (за доставшуюся ему

долю добычи) исключительно семье Лициниев, отцу и сыну (22, 2). Таким

образом, на протяжении нескольких глав история двух Лициниев складывается в

целую новеллу, видимо, заимствованную Ливием у Лициния Макра (см.: примеч.

23 к кн. IV).

 

46. Как это было принято.

 

47. Ср.: Плутарх. Камилл, 5, 6.

 

48. Ср.: Ливиево "Предисловие" ко всему труду (¦ 6).

 

49. Описание процедуры "эвокации" ("вызывания") разделено Ливием на

отдельные эпизоды, включаемые в общий контекст рассказа о взятии Вей (V,

21, 3; V, 22, 4-6). Тот же рассказ мы находим у Валерия Максима (I, 8, 3) и

Плутарха (Камилл, 6). Эти авторы с большим почтением относятся к рассказу о

чуде, а по Плутарху, лучшим доказательством его истинности служит сама

судьба Рима. Храм по обету был выстроен на Авентине в 392 г. (см.: V, 31,

3). Подробней об эвокации см.: Макробий. Сатурналии, III, 9, 6-4.

 

50. Культ Солнца Индигета (Родоначальника) в Риме и Италии был древним. Его

святилище было в Лавинии (Плиний. Естественная история, 56). Культ этот,

возможно, был связан с культом Юпитера. Колесо и колесница - традиционные

атрибуты Солнца.

 

51. Ливий приписывает высокомерию Камилла непопулярность его триумфа. Но

облачение и колесница, уподобляющие триумфатора Юпитеру, были традиционпы.

Недовольны были тем, как Камилл распорядился военной добычей (ср.,

например: V, 25, 11).

 

52. Колония была выведена в 393 г. (см.: Диодор Сицилийский, XIV, 102, 4) в

Цирцеи (см.: примеч. 158 к кн. I). Названное Ливием число переселенцев

характерно для колоний латинского права.

 

53. См. ниже: V, 49, 8 и др.

 

54. Собств. "оптиматы"; см. об этом: примеч. 73 к кн. III.

 

55. Ср. дублетный вариант: V, 50, 7.

 

56. Речь идет о проекте закона о переселении части римского народа в Вейи

(см. выше: V, 24, 7).

 

57. В третий раз (см. выше, примеч. 1).

 

58. Это мог быть Корнелий Сципион или Корнелий Косс (ср.: V, 24, 1); или

Корнелий Малугинский (ср.: V, 14, 1).

 

59. В Риме первая общественная школа была открыта в III в. до н.э. Фалиски

- народ этрусского происхождения - были ближе знакомы с греческой культурой

и могли достаточно рано перенять греческую систему воспитания. Сама история

о фалискском учителе явно литературного происхождения, передается многими

авторами.

 

60. Липары (Липарские острова) - семь островов вулканического

происхождения, в Тирренском море (к северо-востоку от Сицилии). Главный из

них - Липара.

 

61. О договоре гостеприимства см.: примеч. 57 к кн. II. Рассказ о римском

посольстве в Дельфы, пиратах. Тимасифее и договоре, с ним заключенном, см.

также у Диодора Сицилийского (XIV, 93, 3-5), который заканчивает его

сообщением об освобождении от налогов, дарованном потомкам Тимасифея, когда

Липара была захвачена римлянами (252 г. до н.э.).

 

62. Т.е. к четвертому часу после полуночи.

 

63. См.: примеч. 56.

 

64. Т.е. на выборах народных трибунов.

 

65. Высказывалось предположение о том, что Вергиний и Помпоний были не

народными трибунами, а военными трибунами с консульской властью (в качестве

косвенного аргумента указывалось на параллели - IV, 40, 4 и V, 11, 4).

Однако военные трибуны с такими именами Ливием для соответствующих годов не

упомянуты.

 

66. В триумфальных процессиях несли изображения покоренных стран и городов.

Впрочем, обычай этот, видимо, более поздний.

 

67. Ср.: Диодор Сицилийский, XIV, 102, 4.

 

68. Ливий отождествляет консула 392 г. до н.э. со знаменитым Марком Манлием

Капитолийским, чье прозвище - в соответствии с традицией - объясняет

спасением Капитолия (в 390 г. до н.э. - см. ниже, гл. 47). Но еще в IV, 42,

2 был упомянут Луций Манлий Капитолийский - один из военных трибунов с

консульской властью 422 г. до н.э. (Может быть, прозвище это первоначально

значило просто Капитолиец, т.е. живущий на Капитолии.)

 

69. Об овации см.: примеч. 20 к кн. III.

 

 

 

Hosted by uCoz