Тит Ливий

История Рима от основания города

 

 

 

                                                                                                                                                                      

      Тит Ливий. История Рима от основания города. Примечания к книге III.

 

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1. Антий (см. примеч. 77 к кн. II) находился приблизительно в 45 км к югу

от Рима.

 

2. Выведение римских поселений - колоний (см. примеч. 82 к кн. II) было

частью как внешней, так и внутренней политики Рима. Таким способом город

предоставлял бедным гражданам возможность устроиться на новом месте и

избавлялся от недовольных. Разделом земель ведала коллегия "трех"

(triumviri agris dandis или coloniae deducendae), которые (по крайней мере

- в более позднее время) избирались в народном собрании под

председательством консула.

 

3. Более правдоподобно сообщение Дионисия Галикарнасского о том, что в

число поселенцев были включены латины и герники (ср. примеч 76 и 89 к кн.

II).

 

4. "Вне порядка" (extra ordine), т.е. по определению сената, тогда как

обычно консулы сами распределяли между собой сферы деятельности (по жребию

или по соглашению).

 

5. Альгид - горная цепь в Лации к юго-востоку от Рима - граница эквов,

которые отсюда могли угрожать римлянам.

 

6. Приостановка судопроизводства (и иных общественных дел) объявлялась

высшими должностными лицами с одобрения сената в случае критического

положения государства (внезапной угрозы войны, серьезных беспорядков,

тяжелых бедствий).

 

7. Перепись (ценз - см.: I, 42, 4; 44, 2) проводилась консулом, так как

должности цензоров еще не существовало. Была учреждена в 443 г. до н.э.

(см.: IV, 8, 2).

 

8. Эта формулировка из senatusconsultum ultimum, т.е. сенатского

постановления о крайних мерах (ср.: Цицерон. Первая речь против Катилины,

4; За Милона, 70; За Рабирия, 20), принадлежит более позднему времени.

Первое такое постановление было принято в 121 г. до н.э. и предоставило

консулу Опимию свободу действий против Гая Гракха. Все известные нам

подобные постановления (121, 100, 77, 63 и 49 гг. до н.э.) касались только

внутриполитической борьбы в Риме.

 

9. Видимо, это - Публий Фурий Медуллин Фус, консул 472 г. до н.э., триумвир

для раздачи наделов в колонии Антии в 467 г. до н.э. (см.: III, 1, 6).

 

10. Валерий Антиат - историк-анналист I в. до н.э. Уже в древности

достоверность приводимых им сведений, и особенно цифр, вызывала сомнения,

что заметно и в отношении к ним Ливия (который, впрочем, нередко

пользовался его сочинением).

 

11. Необычные и непонятные природные явления рассматривались как зловещие

знамения, требующие искупительного обряда для умилостивления богов и

предотвращения бедствия.

 

12. Т.е. 1 августа. Официальный год, отсчитывавшийся от вступления консулов

(или замещающих их магистратов) в должность, в разные эпохи начинался в

разное время, пока в 153 г. до н.э. его началом не было установлено 1

января.

 

13. У Ливия неоднократно встречаются упоминания об эпидемиях в Риме (см.

например: II, 34, 5; III, 32, 2; IV, 20, 9; IV, 21, 2; IV; 21, 6; IV, 25,

4; IV, 30, 8; IV, 52, 2; V, 13, 4; V, 31, 5; V, 48, 2). Симптомы болезней,

правда, не названы ни разу.

 

14. Первоначально плебейские эдилы были помощниками народных трибунов.

Эдильская должность была учреждена вместе с трибунской, но в II, 33, 2 не

упомянута. В обязанности эдилов (вероятно, от aedes - "храм") входило

поддержание культа Цереры и надзор за ее храмом (см. ниже, примеч. 95).

Впоследствии функции плебейских эдилов расширялись, и уже ко второй

половине V в. до н.э. (т.е. после децемвирата) они получили статус

самостоятельного магистрата.

 

15. В каждой из 30 курий (см.: I, 13, 6 и примеч. 56 к кн. I) был

жрец-курион, ведавший ее культами. На эту должность избирался пожизненно

человек не моложе 50 лет. Во главе коллегии курионов стоял верховный

курион. До 210 г. до н.э. верховным курионом мог быть только патриций.

 

16. О междуцарствии (interregnum) см.: I, 17, 5-10. Этот институт (под тем

же названием, как подчеркивает Ливий) существовал в Риме и после

упразднения царской власти, находя себе применение в случае одновременной

гибели или отстранения от должности обоих консулов.

 

17. Т.е. 11 августа.

 

18. Преувеличенные цифры, возможно, свидетельствуют о том, что и здесь

Ливий использовал в качестве источника труд Валерия Антиата (см. выше,

примеч. 10). "Летописи" (анналы), о которых здесь идет речь, - это не

свидетельства современников событий, а сочинения предшественников Ливия,

историков-"анналистов", излагавших события по годам (как это делает и сам

Ливий).

 

19. Борьба за кодификацию и обнародование законов, деятельность созданной

для этого Комиссии десяти (децемвиров), сосредоточившей на время всю власть

в своих руках, и, наконец, издание так называемых Законов XII таблиц

составили основное содержание политической жизни Рима на протяжении

последующих десяти с лишним лет. Поэтому можно предположить, что и

Терентилий Гарса в действительности предлагал создать комиссию из пяти

членов с консульской властью для записи законов (полномочия и прерогативы

консулов под сомнение никогда не ставились).

 

20. Если не было соблюдено какое-нибудь из условий, необходимых для

получения триумфа (см. выше, примеч. 17 к кн. II), сенат мог присудить

полководцу "овацию", которая была, в сущности, менее торжественной формой

триумфа. Полководец вступал в город пешком или верхом на коне, одетый в

окаймленную пурпуром тогу, с миртовым венком на голове; сопровождавшая его

процессия была гораздо менее пышной, чем триумфальная. У Ливия встречаются

упоминания об овациях для 421 (IV, 43, 2), 410 (IV, 53,11) и 390 (V, 31, 4)

гг. до н.э.

 

21. О знамениях см. выше примеч. 11. 70-60-е годы V в. до н.э. были

отмечены повышением сейсмической активности в Греции и Риме. Ср.: Диодор

Сицилийский. 11, 63, 1-2; Фукидид. I, 128, 1, II, 27, 2.

 

22. Книги пророчеств (Sibyllini libri - Сивиллины книги), по преданию,

приобретенные Тарквинием Гордым, представляли собой собрание стихотворных

оракулов и хранились в храме Юпитера на Капитолии. К этим книгам обращались

по решению сената, чтобы определить, что следует предпринять для

умилостивления богов при неблагоприятных знамениях или вообще в тяжелых для

государства обстоятельствах. Сивиллины книги находились в ведении жреческой

коллегии хранителей и истолкователей - сначала двоих (дуумвиры по священным

делам), с 367 г. до н.э. десятерых (децемвиры - см.: VI, 37, 12; 42, 2), а

в 82-81 гг. до н.э. число их достигло 15 (квиндецемвиры).

 

23. Т.е. в преступлении, которое влечет за собой смертную казнь или потерю

прав (свободы либо гражданства), иными словами, касается того, что римляне

называли "caput" - букв. "голова" (отсюда и русское "уголовное"). Римский

гражданин мог предупредить приговор добровольным изгнанием.

 

24. Людная и шумная улица Рима, проходившая на северо-восток от Форума,

между холмами Виминалом и Эсквилином. Один из торговых и ремесленных

центров города.

 

25. Детали рассказа о суде над Цезоном Квинкцием вызывали по тем или иным

причинам сомнение в его достоверности.

 

26. Желая осудить Цезона в его отсутствие.

 

27. См. примеч. 41 к кн. II.

 

28. Следующее далее повествование о заговоре Гердония отмечено влиянием

описаний заговора Катилины (63 г. до н.э.) у Цицерона и Саллюстия,

некоторые детали и мотивы характерны для более поздних времен. Само

событие, видимо, не вымышлено. Высказывалось предположение, что рассказ о

нем может восходить к семейным преданиям рода Мамилиев (см.: III, 18, 2;

29, 6; ср. также: I, 49, 9), игравшего заметную роль в политической жизни

Рима в III в. до н.э.

 

29. Цифра эта вряд ли заслуживает доверия.

 

30. Ср.: Саллюстий. Заговор Катилины, 35, 5.

 

31. Ср.: Саллюстий. Заговор Катилины, 26, 5.

 

32. Ср.: Саллюстий. Заговор Катилины, 36, 2 и 32, 1.

 

33. См.: примеч. 114 к кн. II.

 

34. Юпитер, Юнона Царица и Минерва составляли так называемую Капитолийскую

троицу, почитавшуюся в Капитолийском храме.

 

35. См.: I, 11, 6, 12, 10.

 

36. Публий Валерий, сын Волеза (I, 58, 6), впоследствии прозванный

Публиколой (II, 8, 1).

 

37. Пенаты частные - боги-хранители дома; общественные - боги-хранители

государства. Так же назывались изображения этих богов - главные святыни

дома и государства.

 

38. Тускул входил в Латинский союз и в 493 г. до н.э. подписал Кассиев

договор (см. примеч. 76 к кн. II).

 

39. Вероятно, Ливий имеет в виду, что рабы были распяты, а свободные

обезглавлены. Однако хотя провинившихся рабов в Риме действительно

распинали, первые случаи казни на кресте были засвидетельствованы во время

Пунических войн (возможно, в 217 г. до н.э.), т.е. были заимствованы у

карфагенян.

 

40. Ср.: II, 16, 7; 33, 11. Четверть асса (квадрант) - в более позднее

время мелкая монета.

 

41. Маны - боги загробного мира, связанные с душой умершего.

 

42. Народное собрание для принятия решений, имеющих силу закона, должно

было быть созвано на освященном авгурами месте (в городе оно было

постоянным, - здесь же все надо было сделать за один день).

 

43. Право обжалования действий должностных лиц за пределами города было

предоставлено римлянам только во II в. до н.э. по одному из Порциевых

законов. Римская миля - 1478,8 м.

 

44. Эти несчастья были истолкованы как помеха священнодействию.

 

45. Т.е. до обсуждения предлагаемого ими закона.

 

46. "Ярмо" сооружалось из двух воткнутых в землю копий, к верхним концам

которых привязывалось поперек третье. Проведение под ярмом было унижающей

процедурой.

 

47. Сомнения Ливия вряд ли основательны: сохранилась древняя надпись (Свод

латинских надписей, т. XV, • 44), где упомянуты триумфы Фабия (за победу

над эквами и вольсками) и Корнелия (за победу над антийцами).

 

48. Процедура, к которой Вольсцию советовали прибегнуть, предполагала

своего рода спор перед судьей под определенный залог. Участник спора должен

был поклясться в том, что он, скажем, не делал того-то. Если его удавалось

уличить, он терял залог и оставался запятнанным.

 

49. Так как проиграв свое частное дело, он уже не мог бы защищаться от

публичного обвинения в лжесвидетельстве.

 

50. Сравнив приведенную Ливием для 459 г. до н.э. цифру (117.319 человек) с

данными на 265 г. до н.э. (292.234 человек), а также учитывая размеры ager

Romanus того периода, можно отнестись к информации о результатах переписи

как к достоверной.

 

51. По-видимому, Цезон погиб (в мятеже Гердония?).

 

52. Почитание деревьев - характерная черта примитивных религий. В

представлениях италийпев и римлян (которые связывают с наследием

индоевропейской религии) Юпитер ассоциировался с дубом - его считали духом

этого дерева. Обращение посла к дубу можно сравнить с речью фециала (I, 32,

9).

 

53. Эрет - небольшое сабинское поселение на берегу Тибра на Соляной дороге

(около 25 км от Рима).

 

54. Луций Квинкций Цинциннат - лицо историческое, но многие детали рассказа

о нем легендарны - это один из вариантов идеального образа истинного

римлянина.

 

55. Возможно, это - позднейшее объяснение названия. Югер - 2519 кв. м.

 

56. Тога - гражданская (так сказать, официальная) одежда римлянина.

 

57. См.: примеч. 17 к кн. II.

 

58. Согласно традиции, это был первый случай персонального предоставления

римских гражданских прав за заслуги перед римским государством. В

позднейшей юридической практике приобрел значение прецедента.

 

59. Ланувий - древний латинский город, расположенный примерно в 70 км от

Рима, в Альбанских горах. Родина культа Юноны Спасительницы. Не утратил

своего значения и во времена Империи.

 

60. Т.е. так и не сумели провести Терентилиев закон.

 

61. Увеличение числа трибунов до десяти некоторые исследователи относят к

449 г. до н.э. (т.е. ко времени после децемвирата, когда трибуны стали

полноправными магистратами), а не к 457 г. до н.э., как у Ливия. См. также:

примеч. 75 к кн. II.

 

62. Закон, предоставивший плебеям и переселенцам право застройки и

возделывания земель на Авентине, был, вероятно, принят действительно в 456

г. до н.э. Введение этого закона (Lex Icilia) приписывалось традицией Луцию

Ицилию, полулегендарному герою римского плебса, будущему инициатору второй

сецессии плебеев (см.: III, 63, 8 сл.).

 

63. Солон - афинский политический деятель начала IV в. до н.э.,

законодатель и поэт. В греческой традиции - один из семи мудрецов. В 594 г.

до н.э. - посредник между знатью и восставшим простым народом. Освободил

заложенные земельные участки от бремени долгов, отменил долговую кабалу и

вернул на родину проданных в рабство (выкупив их на государственный счет),

демократизировал государственное устройство Афин, разделил афинских граждан

на имущественные разряды. Историчность римского посольства в Афины,

упоминаемого Ливием, оспаривалась.

 

64. И прежде всего сам закон об учреждении трибуната.

 

65. Ср.: Цицерон. О государстве, II, 61.

 

66. Так же оценивал Законы XII таблиц и Цицерон (Об ораторе, I, 193-195).

 

67. Утвердившееся в римской традиции противопоставление первого и второго

состава децемвиров, первых десяти и последних двух таблиц законов (ср.:

Цицерон. О государстве, II, 63) побудила некоторых исследователей

усомниться в историчности второго децемвирата.

 

68. Т.е. 15 мая.

 

69. О залоге или даже штрафе, обеспечивавших явку сенаторов в курию, см.:

Цицерон. Филиппики, I, 12; Авл Геллий, 14, 7, 10.

 

70. Любой сенатор имел право потребовать первоочередного рассмотрения

вопроса о положении дел в государстве, независимо от того, ради обсуждения

какого дела был созван Сенат.

 

71. Горации в рассказе Ливия об изгнании царей не упоминаются, но они

упомянуты у Дионисия Галикарнасского (IV, 85).

 

72. См.: II, 2, 1.

 

73. Наименования двух борющихся "станов" ("партий") - "сторонники народа"

("популяры") и "сторонники лучших" ("оптиматы") принадлежат политическому

словарю I в. до н.э. Вообще, описывая власть децемвиров как подобную

царской (III, 38, 1), Ливий, возможно, находился под влиянием красноречия

Цицерона, обличавшего - в речах 63 г. до н.э. о земельном законопроекте

своего современника Сервилия Рулла - характер власти совсем других (к тому

же так и не назначенных) децемвиров.

 

74. Луций Сикций Дентат - легендарный, прозванный "Римским Ахиллесом" герой

плебса, воплотивший в себе мужество и самоотверженность плебеев (ср.: Авл

Геллий, II,11,1).

 

75. Отмеченное самим Ливием сходство между историями Вергинии и Лукреции,

несомненно, литературного происхождения. Недаром Ливия здесь занимают

прежде всего сюжетные параллели, атмосфера напряженности, драматургическое

развитие действия, развертывание юридического спора по всем правилам

популярного риторического жанра контроверсии. Эта патетическая новелла,

однако, прочно вошла в историческую и даже историко-юридическую (см.

примеч. 81) традицию римлян. Некоторые ее варианты показательны: у Диодора

(XII,24,2) и в одном из трактатов Цицерона (О государстве, II,63; иначе: О

пределах добра и зла, II,66) вместо Аппия Клавдия фигурирует "один из

децемвиров"; Диодор называет Вергинию "девицей благородного происхождения".

 

76. "Взрослая девушка", обучавшаяся грамоте, не должна удивлять - брачным

возрастом для девушки в Риме считались 12 лет. Первая школа в Риме была

открыта лишь в III в. до н.э. (Карвилием, отпущенником Спурия Карвилия

Максима, консула 234 г.), а до того дети обучались дома.

 

77. "Наложение руки" (прикосновение к плечу) - символический жест

предъявления прав на человека.

 

78. См.: примеч. 68 к кн. II.

 

79. Речь идет о принципе favor libertatis ("благоволение свободе"),

согласно которому в спорных случаях вопрос о статусе человека должен

решаться в пользу свободы (что должно было приниматься во внимание и при

предварительных решениях).

 

80. Подвластное состояние девушки не должно было иметь отношения к вопросу

об отсрочке.

 

81. Римские юристы позднейшего времени не сомневались в противоправности

действий Аппия Клавдия (см.: Дигесты, 1, 2, 2, 24).

 

82. По Дионисию Галикарнасскому (XI, 36), Аппий Клавдий выдвинул против

Вергиния обвинение в краже ребенка (ср.: III, 44, 9).

 

83. Венера - италийское божество. В Риме первоначально почиталась как

богиня садов и всяческого произрастания. Позднее она была отождествлена с

Афродитой, богиней красоты, любви и брака, матерью прародителя римлян Энея.

Установление древнего культа Венеры Очистительницы (Venus Cloacina - от

старолатинского cluere - "очищать", "чистить") приписывалось традицией Титу

Тацию (Плиний. Естественная история, 15, 119).

 

84. Лавки, находившиеся на северной стороне Форума, сгорели в 210 г. до

н.э. Они были отстроены заново около 192 г. до н.э. (Фест, 258 L.) и

получили название "Новые". Ко времени Ливия они были перенесены на другое

место, но память о них сохранилась в названии того района, где они

находились прежде ("У новых") (см.: Варрон. О латинском языке, VI, 59).

 

85. Это единственное упоминание о Вецилиевой горе. Вероятно - одна из

вершин Альгидского массива.

 

86. По римскому праву отец имел власть над жизнью и смертью своих детей

(см.: примеч. 90 к кн. I), но юридически допустимое их убийство могло

вызвать резкое осуждение. Так, при Августе некий римский всадник, засекший

до смерти своего сына, едва не стал жертвой самосуда толпы и был спасен

только императорским вмешательством (Сенека. О мягкосердечии, I, 15, 1).

Однако применительно к Вергинии речь идет не об отцовской каре, а об

убийстве вынужденном (по римским понятиям, для свободного человека позор

хуже смерти).

 

87. Военные трибуны - высшая в легионе (где их было шесть) командная

должность. Здесь, однако, речь идет не о регулярной должности, а о выборных

предводителях для войска, оставшегося (с крушением власти децемвиров) без

командующего.

 

88. Уже древние авторы, рассказывающие о втором - как и о первом (см.

примеч. 73 к кн. II) - "уходе" плебеев, расходятся в мнениях о том, куда

именно они удалились. По Диодору (XII, 24) и Саллюстию (Югуртинская война,

31, 17), плебеи оба раза уходили на Авентин; по Помпонию (Дигесты, 1, 2, 2,

20 и 21) и Фесту (422L.), в первый раз на Священную гору, во второй - на

Авентин. Ливий, повествуя о втором "уходе", заставляет плебеев перейти с

Авентина на Священную гору.

 

89. Избрание (или надзор за избранием) должностных лиц не входило в

компетенцию понтифика, поэтому Асконий (I в. н.э., комментатор Цицерона),

упоминая этот эпизод, пояснял, что дело происходило в отсутствие каких-либо

должностных лиц. Современных комментаторов смущает то обстоятельство, что в

рассказе Ливия этот эпизод относится к подготовительным этапам деятельности

Валерия и Горация, хотя лишь после принятия их законов трибунат стал

"частью конституционной системы". В любом случае, однако, речь идет о цепи

взаимосвязанных мероприятий, связанных с именами консулов-реформаторов.

 

90. Решения (так называемые "плебисциты" - plebiscita), принятые собранием

плебеев (concilium plebis, или comitia plebis tributa), - распространялись

первоначально лишь на самих плебеев и не имели законодательной силы. См.

также: примеч. 92.

 

91. Фламиниев луг был расположен в южной части Марсова поля. На этом месте

в 220 г. до н.э. цензором Гаем Фламинием был построен Фламиниев цирк, где с

216 г. до н.э. проводились Плебейские игры. Видимо, выбор римского

историка, помещающего собрание плебеев на Фламиниев луг, не случаен.

 

92. В сущности, "плебисциты", вероятно, прошли еще через несколько стадий,

прежде чем обрели окончательно статус закона. Закон Валерия и Горация 449

г. до н.э. предусматривал обязательность плебисцитов для всего народа, в

случае утверждения их сенатом. Публилиев и Гортензиев законы (339 и 287 гг.

до н.э.) изменили эту процедуру. Теперь сенат должен был ратифицировать

предложения, выносившиеся на обсуждение комиций; иными словами, сенатом

утверждался не закон, как ранее, а его проект.

 

93. Имеются в виду двое плебейских эдилов (первоначально - помощники

трибунов).

 

94. Судейская коллегия (decemviri stlitibus indicandis) рассматривала, в

частности, дела о свободе и о гражданстве.

 

95. Храм Цереры на Авентине, где она почиталась вместе с Либером и Либерой

(см.: примеч. 93 к кн. II), был освящен в 493 г. до н.э. Храм стал центром

плебейских интересов. Здесь обосновались плебейские эдилы. Здесь же

находились их архив и казна.

 

96. См.: примеч. 75 к кн. II.

 

97. Речь идет о птицегадании.

 

98. Это, конечно, попытка тенденциозного истолкования закона в интересах

патрициев.

 

99. Речь идет о предварительном третейском суде (см.: примеч. 48).

 

100. Собств.: viator ("хожалый"?) - прислужник при народном трибуне.

 

101. Вся эта речь, вложенная в уста Аппию, - типичное риторическое

упражнение по защите парадоксального тезиса.

 

102. См.: примеч. 68 к кн. II.

 

103. Ранее Ливий уже упоминал о предварительном обнародовании Законов (III,

34, 1-2 - первые десять таблиц и III, 37, 4 - еще две). Однако здесь он

следует традиции, которая приписывала окончательное принятие и

обнародование Законов XII таблиц консулам Валерию и Горацию (чьи имена

связывались с проведением демократических преобразований), а не

скомпрометировавшим себя децемвирам.

 

104. Изображения (в древнейшие времена - восковые маски) прославленных

предков хранились и почитались в знатных семьях.

 

105. Тибур, один из древнейших городов Лация, был расположен примерно в 27

км к северо-востоку от Рима, на обоих берегах реки Аниен. В течение долгого

времени Тибур принимал римских изгнанников. Был одним вз ведущих членов

Латинского союза. В IV в. до н.э. совместно с пренестинцами вел против Рима

многочисленные войны.

 

106. См.: III, 39, 3.

 

107. О Фламиниевом луге см.: примеч. 91. Почитание Аполлона пришло в Рим

очень рано (по-видимому и через этрусков, и непосредственно от греков).

Поскольку это был чужеземный культ, место для него было найдено вне померия

(см.: примеч. 138 к кн. I) за Карментальскими воротами на Марсовом поле:

здесь находилось древнейшее святилище. В храме, построенном тут позднее - в

431 г. до н.э. (или в расположенном неподалеку храме Беллоны - см. примеч.

71 к кн. X), впоследствии происходили те заседания сената, которые

приходилось проводить за пределами померия (обычно такие заседания были

нужны, чтобы принять решение о триумфе, так как полководец, притязавший на

триумф, не имел права до торжества входить в город). Заседание, о котором

рассказывает здесь Ливий, тоже происходило, как он считает, на традиционном

месте.

 

108. Они были консулами в 454 г. Обращает на себя внимание кооптация

патрициев в коллегию народных трибунов, куда они выбраны быть не могли.

 

109. Первое упоминание о квесторах как хранителях казначейства (эрария) при

храме Сатурна; там хранились и знамена (как священные предметы).

 

110. На Латинской дороге. О милевых камнях см.: примеч. 33 к кн. II.

 

111. Мятежи против римской власти.

 

112. Грозившего им, если бы знамена остались у врага.

 

 

 

Hosted by uCoz