Леонид Лутковский 

Комментарии. Евангелие 

 

 

 

                                                                                                                                                                      

 

 

Перевод с древнегреческого священника Православной Церкви о. Леонида Лутковского

                                                                Евангелие Матфея

ПРЕДИСЛОВИЕ

Из "многих повествований о событиях" (Лк. 1.1) жизни Иисуса Христа в новозаветный канон вошли только четыре. Первым из них традиционно считается Евангелие, написанное Матфеем, одним из двенадцати апостолов. Однако анализ текста Евангелий оставляет вопрос об авторстве открытым (в древнейших списках заглавия отсутствуют). Так, из 661 стиха Ев. Марка Матфей дублирует 606, используя 51% слов, употребленных Марком; за ним он следует и в хронологической последовательности событий. Очевидцу же евангельских событий вряд ли нужно было бы при изложении их пользоваться другим источником. Косвенно это подтверждается свидетельством церковного историка Евсевия, который, говоря об авторе Евангелия, приводит слова епископа Папия (II): "Матфей собрал (συνετάζατο) изречения Иисуса на еврейском языке" (Церк. ист. 3.39.16), из чего опять-таки следует, что очевидцу вовсе не было необходимости собирать записи изречений (логий) Иисуса.

Из всех четырех произведений Евангелие Матфея самое "учительное". Иисус здесь - прежде всего учитель (раввин), проповедник, возвещающий о пришествии Царства Небесного; только у Матфея Иисус в прощальной беседе с учениками посылает их "учить все народы".

Данное Евангелие, несомненно, написано иудеем и для иудеев. Автора отличает хорошее знание топографии Палестины, иудейских обычаев, ревностное отношение к закону Моисея; неоднократными ссылками на ветхозаветные пророчества именно иудейских читателей пытается он убедить, что Иисус и есть предвозвещенный Спаситель - Мессия. (Характерно, что Матфей, равно как и другие евангелисты, цитирует Ветхий Завет в его греческой версии, т.н. Септуагинте, что, по всей видимости, указывает на то, что Евангелия были написаны в диаспоре.)

Текст дается в разбивке на стихи; цитаты из Ветхого Завета выделены более жирным шрифтом, отсылки на Ветхий Завет даны в конце стиха. Заключенные в круглые скобки слова отсутствуют в первоисточнике и введены переводчиком для более ясного понимания текста.

Глава 1

1 Родословие1 Иисуса Христа, Сына Давида, Сына Авраама.
   
1) "Родословие" - досл.: "книга происхождения", по-русски можно было бы перевести как "история рода", "родословная", то есть речь идет о своего рода генеалогической таблице, которая велась в каждой иудейской семье. Отсюда осознание себя не просто "потомками", но в какой-то мере действительно "сыновьями" я "дочерьми" основателя рода - Авраама (см. Лк. 13.16; ср.: "отец наш - Авраам" - Ин. 8.39; ср.: Мф. 3.9). Матфей, указывая на происхождение Иисуса от Авраама, прежде всего отмечает, что Он - "сын Давида", то есть Тот, о Котором пророчествовал Исайя (9.6 - 7; 55.3), Иеремия (23.5), Иезекииль (34.23; 37.25) и другие пророки.

2 У Авраама родился Исаак; у Исаака родился Иаков; у Иакова родился Иуда и братья его;

3 у Иуды от Фамари родились Фарес и Зара; у Фареса родился Есром; у Есрома родился Арам;

4 у Арама родился Аминадав; у Аминадава родился Наассон; у Наассона родился Салмон;

5 у Салмона от Рахави родился Воез; у Воеза от Руфи родился Иовид; у Иовида родился Иессей;

6 у Иессея родился царь Давид.

У Давида царя от вдовы Урии2 родился Соломон;
   
2) "от вдовы Урии" - досл.: "от той, которая была за Урией". При досл. прочтении можно понять, что Соломон родился у Вирсавии еще тогда, когда она была замужем "за Урией". Но Урия к тому времени был уже убит (см. 2Цар. 12.17; 27).

7 у Соломона родился Ровоам; у Ровоама родился Авия; у Авии родился Асаф;

8 у Асафа родился Иосафат; у Иосафата родился Иорам; у Иорама родился Озия;

9 у Озии родился Иоафам; у Иоафама родился Ахаз; у Ахаза родился Езекия;

10 у Езекии родился Манассия; у Манассии родился Амос; у Амоса родился Иосия;

11 у Иосии перед пленением Вавилонским3 родились Иехония и братья его.
   
3) пленение Вавилонское" - имеется в виду осада и взятие Иерусалима царем Вавилонским Навуходоносором в 597 г. до н.э., то есть в восьмом году царствования Иехония (см. 4Цар. 24.8 - 17).

12 После пленения Вавилонского у Иехонии родился Салафиил; у Салафиила родился Зоровавель;

13 у Зоровавеля родился Авиуд; у Авиуда родился Елиаким; у Елиакима родился Азор;

14 у Азора родился Садок; у Садока родился Ахим; у Ахима родился Елиуд;

15 у Елиуда родился Елеазар; у Елеазара родился Матфан; у Матфана родился Иаков;

16 у Иакова родился Иосиф, муж Марии, от которой родился Иисус, почитаемый как Христос4.
   
4) досл.: "называемый Христом". Греческое слово "Христос" является переводом арамейского "Машиах", "Мессия" и означает "помазанник" - в данном случае "Избавитель", "Спаситель", ожидаемый иудейским народом.

17 Итак, всех поколений от Авраама до Давида - четырнадцать поколений; и от Давида до пленения Вавилонского - четырнадцать поколений; и от пленения Вавилонского до Христа - четырнадцать поколений.

18 Рождению же Иисуса Христа предшествовало следующее: оказалось, что мать Его, Мария, обрученная с Иосифом, зачала во чреве от Духа Святого прежде, чем поженились они.

19 Иосиф же, жених ее, будучи честным человеком и не желая опозорить ее, решил тайно расторгнуть помолвку с нею5.
   
5) . "расторгнуть помолвку с нею" - досл.: "восхотел тайно отпустить ее"; "отпустить" - здесь юридический термин, который можно было бы перевести "развестись", "расторгнуть брак" и т.п. Период от обручения до замужества длился обычно около года, и жених мог по каким-либо причинам расторгнуть помолвку с невестой, дав ей, как и в случае с законной женой, разводное письмо (см. Втор. 24.1; ср. Мф. 19.7).

20 Но когда он задумал это, ему во сне явился ангел Господень и сказал: Иосиф из рода Давида, не смущайся брать Марию в жены себе, потому что Тот, Кого зачала она, - от Духа Святого;

21 она родит тебе Сына, и ты назовешь Его именем Иисус6, ибо Он избавит народ Свой от грехов его.
   
6) . Иисус - в пер. с арам.: Господь Спаситель.

22 А свершилось все это во исполнение прореченного Господом чрез пророка Исайю:

23 вот, дева зачнет во чреве и родит Сына, и назовут Его именем Еммануил, что значит: с нами Бог. (Ис. 7.14; 8.8)

24 Проснувшись, Иосиф поступил так, как повелел ему ангел Господень, и взял Марию в жены себе,

25 и не обладал ею, доколе не родила она Сына своего Первенца, Которого он назвал именем Иисус.

Глава 2

1Родился же Иисус в Вифлееме Иудейском во время правления царя Ирода. И вот в Иерусалим из восточных стран прибыли волхвы7
   
7) "волхвы" - досл.: "маги"; так назывались в то время гадающие по движениям звезд астрологи, или звездочеты (ср. Дан. 1.20; 4.4). Исходя из Мф. 2.16., можно сделать вывод, что волхвы прибыли в Иерусалим по крайней мере через полтора года после появления звезды. Ирод Великий умер в 4 г. до н.э., следовательно, Иисус родился не ранее 6 - 5 гг. до н.э.

2 и стали спрашивать: где здесь родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли воздать поклонение Ему. (Пс. 71.11)

3 Узнав об этом, царь Ирод встревожился, и весь Иерусалим вместе с ним.

4 Собрав всех первосвященников и учителей народа, он спрашивал у них: где должен родиться Христос?

5 И те отвечали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано у пророка:

6 и ты, Вифлеем, не меньший среди городов Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который спасет народ Мой - Израиль. (Мих. 5.2; 2Цар.5.2)

7 Тогда Ирод, тайно пригласив волхвов, выведал у них точное время появления звезды

8 и, направив их в Вифлеем, сказал: пойдите и все разузнайте о Младенце, а если найдете Его, известите меня, чтобы и я мог придти и воздать поклонение Ему.

9 И они, выслушав царя, пошли. Звезда же, которую они видели на востоке, вела их до тех, пока, придя, не остановилась над домом, где пребывал Младенец.

10 Увидев, что звезда (остановилась), они громко возликовали и в великой радости

11 вошли в дом, где увидели Младенца вместе с матерью Его; пав ниц, они воздали поклонение Ему и, раскрыв ларцы свои, преподнесли Ему дары: золото, ладан и смирну8. (Пс.71.9 - 11; Ис.60.6)
   
8) "преподнесли Ему дары: золото, ладан и смирну" - дары, преподнесенные Иисусу Христу, имели символическое значение: золото как Царю Царей, ладан как благоухающую жертву Богу, смирну (благовонную мазь, предохраняющую тело от тления) как обреченному на казнь Богочеловеку, "смертию смерть поправшему".

12 Затем, получив во сне повеление не возвращаться к Ироду, они другим путем отправились в страны свои.

13 После того как они ушли, Иосифу во сне явился ангел Господень и сказал: проснись, возьми с собою Младенца вместе с матерью Его и незамедлительно отправляйся в Египет; там ты оставайся до тех пор, пока я не извещу тебя, потому что Ирод хочет найти Младенца и погубить Его.

14 Проснувшись, Иосиф взял с собою Младенца вместе с матерью Его и той же ночью отправился в Египет9,
   
9) "отправился в Египет" - Египет был ближайшей к царству Ирода страной, не подвластной ему.

15 где пребывал до самой кончины Ирода, во исполнение прореченного Господом чрез пророка: из Египта призвал Я Сына Моего. (Ос.11.1)

16 Между тем Ирод, увидев, что волхвы пренебрегли им, пришел в ярость и, в соответствии со временем, которое он выведал у волхвов, повелел истребить в Вифлееме и во всех окрестностях его всех младенцев, не достигших двухлетнего возраста.

17 В этом исполнилось прореченное Господом чрез пророка Иеремию:

18 вопль в Раме слышен и громкое рыдание; Рахиль оплакивает детей своих и не может утешиться, потому что они мертвы10. (Иер.31.15)
   
10) "вопль в Раме слышен и громкое рыдание; Рахиль оплакивает детей своих и не может утешиться, потому что они мертвы" - Рахиль - жена Иакова, библейского патриарха, мать Иосифа и Вениамина, праматерь двух колен израильских. В пророчестве Иеремии (Иер. 31.15) Рахиль предстает матерью еврейского народа, скорбящей о будущих страданиях и смерти своих сынов. Погребена в Раме. Рама - город недалеко от Иерусалима. После взятия Иерусалима и разрушения Храма в 588 - 587 гг. до н.э. был местом сбора уводимых в Вавилон пленников. Евангелист Матфей видит в избиении младенцев царем Иродом исполнение пророчества Иеремии.

19 После кончины Ирода Иосифу в Египте вновь во сне явился ангел Господень и сказал:

20 проснись, возьми с собою Младенца вместе с матерью Его и отправляйся в страну Израильскую, ибо умерли покушавшиеся на жизнь Младенца.

21 Проснувшись, Иосиф взял с собою Младенца вместе с матерью Его и возвратился в страну Израильскую.

22 Узнав же, что в Иудее царствует Архелай11 после отца своего Ирода, он побоялся туда идти, но, получив во сне откровение, отправился в пределы Галилеи
   
11) "царствует Архелай" - после смерти Ирода I произошел раздел Палестины между его сыновьями. Галилея и Заиорданье были отданы Ироду Антипе, земля к северу от них - Ироду Филиппу, а Иудея с Самарией - Архелаю, который должен был со временем унаследовать и титул царя. В 6 г. н.э. император Август сместил его, передав власть над Иудеей римскому прокуратору.

23 и, придя, поселился в городе Назарете, во исполнение сказанного пророками, что Он Назореем наречется12. (Суд.13.5)
   
12) Пример так называемой "народной этимологии", когда понятие "назорей" считается производным от названия города Назарет (об обете назорейства см., напр., Числ. 6.2 - 21).
Назореем наречется" - в Ветхом Завете назореями именуются люди, с детства посвященные Богу и принявшие обет назорейства. Назореи во время обета не стригли волос, не пили напитков, подвергшихся брожению, не прикасались к трупам. Назореем был Иоанн Креститель.

Глава 3

1 И вот настало время, когда из пустыни Иудейской13 пришел Иоанн Креститель,
   
13) "из пустыни Иудейской" - пустыня Иудейская расположена к северо-западу от Мертвого моря недалеко от Кумрана.

2 призывая к покаянию и возвещая приближение Царства Небесного.

3 Это о нем сказал пророк Исайя: глас вопиющего в пустыне: готовьтесь к встрече Господа, прямые проложите дороги для Него. (Ис.40.3) 4 Этот Иоанн носил одежду из верблюжьей шерсти, подпоясанную кожаным ремнем, а пищей ему служили саранча и дикий мед.

5 И приходили к нему люди и из Иерусалима, и со всей Иудеи, и со всех окрестностей вдоль Иордана,

6 и принимали крещение от него на реке Иордан, исповедуя ему грехи свои.

7 Увидев, что к нему для крещения пришли многие фарисеи и саддукеи14, он так обратился к ним: о змеиное отродье, кто сказал вам, что вы сможете избежать будущего гнева?
   
14) фарисеи - в пер. с арам.: "отделившиеся"; представители "книжников" - законоучителей иудейского народа (книжников иногда называли "законники" - см., напр., Мф. 22.35), в середине II в. до н.э. отделившиеся от книжников в отдельную группу. "Древние предания" фарисеев, так называемая "Мишна", то есть свод буквалистских толкований Писания, в V - VI вв. н.э. составили Талмуд.
саддукеи - от арам. "седек" (позднее трансформировалось в "цаддиким") - праведность; представители касты высшего духовенства.

8 Сотворите же достойный плод покаяния!

9 И не думайте оправдываться тем, что отец у вас - Авраам; уверяю вас: Бог может даже из этих камней воссоздать потомство Аврааму.

10 Уже и топор у корней деревьев лежит, и всякое дерево, не приносящее хороших плодов, будет срублено и брошено в огонь.

11 Я крещу водою ради вашего покаяния, но после меня придет Тот, Кто настолько превосходит меня, что я недостоин прикоснуться к сандалиям Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.

12 Уже и лопата в руках у Него; он расчистит гумно Свое и соберет зерно в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.

13 В те дни к Иоанну на Иордан пришел Иисус из Галилеи, чтобы принять крещение от него.

14 Но Иоанн отказывал Ему в этом, говоря: Тебе ли приходить ко мне? Это я должен принять крещение от Тебя.

15 Иисус же сказал ему в ответ: сейчас ты допусти (Меня), потому что именно так надлежит нам исполнить высшую правду15. Тогда Иоанн допустил Его креститься.
   
15) "высшую правду" - досл.: "всякую (всю) правду".

16 Едва Иисус вышел из воды, как над Ним разверзлись небеса, и увидел Он летящую голубку, в образе которой Дух Божий сошел на Него.

17 И раздался голос с небес: это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение16. (Пс.2.7; Быт.22.2; Ис.42.1)
   
16) возможен перевод: "через Которого (проявляется) Моя благая воля".

Глава 4

1 После этого Иисус был послан Духом в пустыню испытать искушения от диавола.

2 И постился Он сорок дней и сорок ночей, а когда, наконец, почувствовал сильный голод,

3 подошел к Нему искуситель и говорит: если Ты - Сын Божий, повели этим камням стать хлебами.

4 Он же сказал в ответ: написано: не только хлеб дает жизнь человеку, но всякое слово, исходящее из уст Божьих. (Втор.8.3)

5 Тогда диавол перенес Его в святой город17 и, поставив Его на крыше храма,
   
17) святой город - Иерусалим.

6 говорит Ему: если Ты - Сын Божий, бросься вниз; ведь написано же: Он поручит Тебя ангелам Своим, и они на руках понесут Тебя, чтобы Ты не споткнулся о камень ногою Своею. (Пс.90.11 - 12)

7 Иисус же сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога своего. (Втор.6.16)

8 И вновь диавол перенес Его на вершину высокой горы и, показав Ему все царства мира и великолепие их,

9 сказал Ему: все это я дам Тебе, если Ты, пав ниц, воздашь поклонение мне.

10 И говорит ему Иисус: отойди от Меня, сатана, ибо написано: поклоняйся Господу Богу своему и почитай Его одного. (Втор.5.9; 6.13)

11 И тогда сатана оставил Его, после чего к Нему приступили ангелы и служили Ему.

12 И вот, услышав, что Иоанн заключен в темницу, Он удалился в Галилею

13 и, покинув Назарет, отправился в пределы земель Завулона и Неффалима, и поселился в Капернауме, что у озера,

14 во исполнение сказанного пророком Исайей:

15 земля Завулона и земля Неффалима, что у озера, близ пути за Иордан, Галилея языческая,

16 народ, живущий во тьме, увидел свет великий; живущим в стране, покрытой сенью смерти, свет воссиял. (Ис.9.1 - 2)

17 С того времени Иисус начал проповедовать, и так говорил Он: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

18 Однажды, проходя по берегу озера Галилейского, увидел Он двух братьев, Симона, названного Петром, и Андрея, которые ловили рыбу, закидывая в озеро невод,

19 и говорит им: следуйте за Мною, Я научу вас ловить (души) человеческие.

20 И они, бросив сети свои, сразу же последовали за Ним.

21 Неподалеку оттуда увидел Он других двух братьев, Иакова и Иоанна, сыновей Заведея, которые вместе с отцом своим Заведеем чинили в лодке сети свои, и призвал их.

22 И они, оставив лодку и отца своего, сразу же последовали за Ним.

23 И прошел Иисус по всей Галилее, проповедуя в синагогах и возвещая благую весть о Царстве18 (Божьем), исцеляя людей от всяких болезней и недугов.
   
18) "возвещая благую весть о Царстве" - досл.: "возвещая Евангелие Царства".

24 И разнеслась молва о Нем повсюду, даже до Сирии, и стали приводить к Нему всех страдающих от различных болезней, измученных недугами и припадками19, бесноватых и параличных, и Он исцелял их.
   
19) "измученных... припадками" - досл.: "лунатиков", "бесноватые" - досл.: "одержимые демонами"; "демон" (в нашем переводе согласно традиции "бес"), или же "дух нечистый", "дух зла", "лукавый", "искуситель" - представитель царства зла, тьмы или смерти, во главе которого стоит "владыка мира сего" - Сатана, он же Диавол, он же Веельзевул или Велиар. Согласно новозаветным представлениям, бесы - это "падшие с небес" (Лк. 10.18) "ангелы, не сохранившие своего достоинства" (Иуд. 6). Царство Сатаны (Мф. 12.26) имеет свою иерархию, являющуюся зеркальным отражением божественной, "небесной иерархии" (ср. Еф. 6.12; Кол. 2.15). Главная цель миссии Христа - избавить людей от "власти тьмы" (Лк. 22.53), "лишить силы владыку царства смерти - диавола" (Евр. 2.14) и возвести их в Царство Божье (Кол. 1.13). Окончательная победа сил добра над царством зла свершится "в конце века (зона) сего", когда Сатана вместе со своими ангелами будет ввержен в вечный огонь (Мф. 25.41). Согласно традиции, в Новом Завете имена сатаны, диавола, веельзевула и велиара не пишутся с прописной буквы.

25 И следовало за Ним множество людей из Галилеи, из Десятиградия20, из Иерусалима и из-за Иордана.
   
20) Десятиградие - федерация десяти свободных эллинистических городов, расположенных (за исключением Скифополя) к востоку от Иордана.

Глава 5

1 Увидев большую толпу народа, Иисус поднялся на гору. И когда Он сел, к Нему подошли ученики Его,

2 а Он отверз уста Свои и стал учить их:

3 Блаженны21 нищие духом, ибо им принадлежит Царство Небесное.
   
21) блаженны - точнее было бы перевести "счастливы"; в данном случае переводчик следовал многовековой традиции, согласно которой заповеди Нагорной проповеди называются "заповедями блаженств".

4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся. (Ис.61.3)

5 Блаженны кроткие, ибо они унаследуют землю. (Пс.36.11)

6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

7 Блаженны милосердные, ибо они помилованы будут. (Притч.14.21)

8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят22. (Пс.23.4)
   
22) В Ветхом Завете неоднократно утверждается, что праведники были удостоены видения Бога (см., напр., Быт. 32.30; ЗЦар. 22.19; Ис. 6.5), но, по всей видимости, в Новом Завете имеется в виду все же внутреннее видение (отсюда "узрят").

9 Блаженны миротворцы, ибо они названы будут сыновьями Божьими.

10 Блаженны преследуемые за правду, ибо им принадлежит Царство Небесное.

11 Блаженны будете и вы, когда вас, оклеветанных из-за имени Моего, станут всячески злословить, бесчестить и преследовать.

12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так ведь преследовали и пророков, бывших прежде вас.

13 Вы - соль земли. Если соль станет безвкусной, что ею можно будет солить? Она уже ни на что не годна, кроме как на то, чтобы выбросить ее вон, под ноги людям.

14 Вы - свет мира. Не может утаиться город, стоящий на вершине горы.

15 Ведь когда зажигают свечу, ее ставят не под кувшин, а на подсвечник, и она светит всем, кто в доме.

16 Пусть же свет ваш светит людям, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

17 Не подумайте, что Я пришел упразднить закон или писания пророков: не упразднить Я пришел, но восполнить23.
   
23) "восполнить" - от древнегреч. (πληρόω(: "наполнять", "восполнять", "завершать" (ср.: "а Я говорю..."); об исполнении закона говорится в ст. 19.

18 Так что уверяю вас: доколе не изменятся небо и земля, доколе не сбудется все, ни одна буква или знак24 не изменятся в законе и в писаниях пророков.
   
24) досл.: "ни одна йота, или одна черта". Под "йотой" обычно подразумевается маленькая буква еврейского алфавита "йод" (по форме похожая на апостроф), однако характерно, что евангелист, передавая слова Христа, называет букву греческого алфавита "йота".

19 Поэтому если кто, уча других людей исполнять эти заповеди, сам нарушит хотя бы одну, самую меньшую из них, тот самым меньшим наречется в Царстве Небесном; а кто, уча других, и сам исполнит, - тот великим наречется в Царстве Небесном.

20 Вам же говорю: если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы вовсе не войдете в Царство Небесное.

21 Вы знаете, что нашим предкам было сказано: не убивай; если же кто убьет (человека), тот должен быть судим. (Исх.20.13; Втор.5.7)

22 А Я говорю вам, что должен быть судим любой, кто гневается на ближнего своего; если же кто скажет ближнему своему: ты болтун, тот должен быть судим синедрионом25, а кто скажет: ты глупец, тот должен быть ввергнут в геенну26 огненную.
   
25) "синедрион" - верховный суд в древнем Израиле.
   
26) геенна - от арам. "гехенна", обозначение долины Еннома, находящейся к востоку от Иерусалима. В новозаветные времена - свалка нечистот, где постоянно горел огонь (отсюда "геенна огненная"). Синоним ада.

23 Поэтому если ты, принеся дар свой к жертвеннику, вспомнишь там, что ближний твой имеет против тебя что-нибудь,

24 оставь дар свой пред жертвенником и пойди прежде помирись с ближним своим, а после возвратись и принеси (Богу) дар свой.

25 Спеши примириться с врагом своим, пока ты с ним еще на пути в суд, чтобы он не предал тебя судье, судья - служителю, а тот не вверг тебя в темницу.

26 Уверяю тебя: не выйдешь оттуда, пока не отдашь последнего кодранта.

27 Вы знаете, что нашим предкам было сказано: не прелюбодействуй. (Исх.20.14; Втор.5.18)

28 А Я говорю вам, что любой, кто глядит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с нею в сердце своем.

29 Так что если правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и отбрось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, нежели все тело твое было ввергнуто в геенну.

30 И если правая рука твоя соблазняет тебя, отруби ее и отбрось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, нежели все тело твое было ввергнуто в геенну.

31 Сказано было также: если кто разведется с женой своей, пусть даст ей разводное письмо. (Втор.24.1)

32 А Я говорю вам, что любой, кто разводится с женой своей, кроме как по причине блуда, тот подвергает ее соблазну прелюбодеяния; и если кто женится на разведенной, тот тоже прелюбодействует.

33 Вы знаете также, что нашим предкам было сказано: не отказывайся от обета, но исполняй пред Господом обеты свои. (Числ.30.3; Втор.23.21)

34 А Я говорю вам: не клянитесь вовсе: ни небом, потому что оно - престол Божий,

35 ни землею, потому что она - подножие ног Его, ни Иерусалимом, потому что он - город великого Царя;

36 не клянись и головой своей, потому что ни одного волоса не можешь сделать белым или черным,

37 но да будет слово ваше: да - да; нет - нет; а что сверх того, - то от лукавого.

38 Вы знаете, что было сказано: око за око и зуб за зуб. (Исх.21.24) 39 А Я говорю вам: не сопротивляйся злому человеку, но если кто-нибудь ударит тебя по правой щеке, подставь ему и левую.

40 Желающему судиться с тобой и отобрать хитон твой, - отдай и другую одежду,

41 а если кто-нибудь станет просить тебя пройти с ним одну милю, - пройди две.

42 Просящему у тебя - дай, и желающему взять у тебя взаймы - не отказывай.

43 Вы знаете, что было сказано: люби ближнего своего и возненавидь врага своего. (Лев.19.18)

44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, творите добро ненавидящим вас, молитесь за злословящих и преследующих вас,

45 и тогда станете сыновьями Отца вашего Небесного, Который повелевает солнцу всходить над злыми и добрыми и ниспосылает дождь на праведных и неправедных.

46 Ведь если вы будете любить тех, кто вас любит, какая вам польза от этого? Не так ли поступают и мытари27?
   
27) "мытари" - сборщики налогов в пользу римской казны, одни из наиболее презираемых людей. Как написано в Талмуде, иудей, ставший мытарем, отлучался от израильского общества.

47 И если вы приветствуете только друзей своих, что такого особенного делаете? Не так ли поступают и язычники28?
   
28) язычники - "народы, которые не знают Бога" (1Фесс. 4.5), то есть все народы за пределами Израиля.

48 Так будьте же совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный.

Глава 6

1 Старайтесь, однако, не выставлять вашу праведность людям напоказ, иначе не получите награды от Отца вашего Небесного.

2 Поэтому когда ты подаешь милостыню, не труби на

весь мир об этом, как это делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы услышать славословия от людей. Уверяю вас: они уже получают награду свою.

3 У тебя же, когда ты подаешь милостыню, пусть левая рука не знает, что делает правая,

4 чтобы милостыня твоя совершалась тайно, и тогда Отец твой, Который видит тайное, воздаст тебе явно.

5 И когда молитесь, не подражайте лицемерам, которые предпочитают молиться на виду у людей: в синагогах, или останавливаясь на перекрестках дорог. Уверяю вас: они уже получают награду свою.

6 Ты же, когда захочешь помолиться, войди в комнату свою и, затворив за собой дверь, тайно помолись Отцу твоему, и тогда Отец твой, Который видит тайное, воздаст тебе явно.

7 Молясь же, не пустословьте подобно язычникам, которые полагают, будто благодаря многословию своему будут услышаны.

8 Не уподобляйтесь им, потому что Отец ваш знает, в чем вы нуждаетесь, прежде чем вы попросите у Него об этом.

9 Вы же молитесь вот как:

Отец наш Небесный!

Да прославится имя Твое!

10 Да наступит Царство Твое!

Да свершится воля Твоя

как на небе30, так и на земле!
   
30) "на небе" - несмотря на единственное число, речь идет о "небесах", то есть о горнем, ангельском мире.

11 Подай же нам ныне хлеб наш насущный31,
   
31) "хлеб" - в данном случае синоним пищи вообще (ср. Лк. 14.1; Притч. 30.8).
"насущный" - слово это воистину было "камнем преткновения" для экзегетов. В классической греческой литературе оно не встречается, и Ориген, напр., считал, что Матфей сам составил его из предлога "на" и существительного "сущность". Однако не столь давно был найден папирус (дохристианских времен), где встречается это спорное слово. Текст оказался списком "насущных", то есть "обычных", "повседневных" покупок на базаре.

12 и прости нам прегрешения32 наши,

как и мы прощаем33 тем, кто согрешил пред нами,
   
32) "прегрешения" - досл. множественное число от слова "вина" (ср. Лк. 13.4). У Луки - "грехи".

33 "прощаем" - в некоторых рукописях: "простили" (у Луки без разночтений - "прощаем").

13 и удержи нас от искушения,

и от лукавого нас защити34,

ибо Твое и Царство,

и сила, и слава вовеки. Аминь.29
   
34) досл.: "и не допусти нас до искушения, а также защити...". "Защити" более точно раскрывает смысл сказанного, поскольку "избавь", "освободи" предполагает, что ученики Иисуса находятся во власти диавола.
   
29) 6.9 - 13. Так как данная молитва является одной из главных молитв христианского вероисповедания, приводим ее в каноническом церковнославянском переводе:
"Отче наш, Иже еси на небесех! да святится имя Твое, да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого".

14 Ибо если вы простите людям прегрешения их, простит и вам Отец ваш Небесный;

15 если же не простите людям прегрешений их, то и Отец ваш не простит прегрешений ваших.

16 А когда поститесь, не будьте угрюмы, подобно лицемерам, которые, постясь, помрачают лица свои. Уверяю вас: они уже получают награду свою.

17 Ты же, постясь, умасти голову свою и лицо свое омой,

18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но тайно пред Отцом твоим, и тогда Отец твой, Который видит тайное, воздаст тебе явно.

19 Не накапливайте для себя сокровища35 на земле, где моль и тля поедают, где воры обкрадывают и похищают.
   
35) в подлиннике игра слов: "не сокрывайте сокровища".

20 но накапливайте для себя сокровища на небесах, где ни моль, ни тля не поедают, и где воры не обкрадывают и не похищают,

21 ибо где сокровище твое, там и сердце твое.

22 Для тела светильник - око. Поэтому если око твое будет чистым, то и все тело твое будет светлым;

23 если же око твое будет нечистым, то и все тело твое будет темным. Итак, если свет, который в тебе, - это тьма, то какова же в тебе сама тьма!

24 Никто не может служить двум господам, потому что либо одного возненавидит, а другого полюбит, либо одному станет служить усердно, а другому - нерадиво. Не можете служить Богу и мамоне36.
   
36) мамона - в пер. с арам. "богатство".

25 Вот почему Я и говорю вам: не заботьтесь ни о том, что есть или пить вам для поддержания жизни вашей, ни о том, что надеть вам, чтобы прикрыть тело ваше37. Разве душа не более важна, чем пища, а тело - чем одежда?
   
37) досл.: "ни о душе вашей, что едите и пьете, ни о теле вашем, что надеваете".

26 Взгляните на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в житницы, а Отец ваш Небесный кормит их. А вы намного ли отличаетесь от них?

27 Кто из вас, заботясь, сможет увеличить свой рост хотя бы на один локоть?

28 А зачем вы заботитесь об одежде? Посмотрите, как растут полевые лилии: они не трудятся, не прядут,

29 но говорю вам, что и Соломон38 в величии своей славы не одевался так, как любая из них.
   
38) Соломон - царь Израиля (970 - 931 гг. до н.э.).

30 Если же Бог наряжает так полевые цветы, которые сегодня есть, а завтра будут брошены в печь, не гораздо лучше ли (оденет Он) вас, маловеры?

31 Итак, не заботьтесь и не спрашивайте: что мы будем есть, пить или что станем надевать?

32 Всего этого ищут язычники, тогда как Отец ваш Небесный знает, что вы нуждаетесь во всем этом.

33 Вы же ищите прежде правды Божьей и Царства Его39, а все это будет дано вам.
   
39) досл.: "Царства Божьего и правды Его".

34 Так что не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам позаботится о себе; достаточно для сего дня и своих хлопот.

Глава 7

1 Не обвиняйте, чтобы не быть обвиненными,

2 ибо в какой вине обвиняете, в такой и вас обвинят, и какою мерою мерите, такою и вам отмерят.

3 Что ж ты смотришь на сучок в глазу ближнего твоего, а в своем глазу бревна не замечаешь?

4 Как же ты скажешь ближнему твоему: давай, я выну сучок из глаза твоего, если у тебя бревно в глазу?

5 Лицемер! Вынь прежде бревно из глаза своего, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза ближнего твоего.

6 Не давайте священножертвенного псам, чтобы они, обратясь, не растерзали вас, и не рассыпайте жемчужин перед свиньями, чтобы они не растоптали их ногами своими.

7 Просите, и будет дано вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, (Иер.29.13)

8 ибо каждый просящий - получает, ищущий - находит, а стучащему - отворяют.

9 Есть ли среди вас такой человек, который подаст сыну своему камень, если тот попросит у него хлеба?

10 Или, если тот попросит у него рыбы, подаст змею?

11 Поэтому, если вы, будучи грешны, способны творить благодеяния детям вашим, то тем более Отец ваш Небесный ниспошлет блага тем, кто просит у Него об этом.

12 Итак, чтобы люди делали вам все то, что вы хотите, то же самое делайте и вы им. В этом суть закона и писаний пророков.

13 Входите узкими вратами, ибо широки врата и удобен путь, ведущий к погибели,

14 но узки врата и труден путь, ведущий к Жизни, и не многие выбирают его.

15 Остерегайтесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей шкуре, а внутри - хищные волки;

16 их вы узнаете по плодам дел их. Разве собирают с терновника виноград или с репейника смоквы?

17 Так же и любое хорошее дерево приносит хорошие плоды, а прогнившее дерево приносит плоды гнилые.

18 Не может ни хорошее дерево приносить гнилые плоды, ни прогнившее дерево приносить хорошие плоды.

19 Всякое дерево, не приносящее хороших плодов, будет срублено и брошено в огонь.

20 Так что их вы узнаете по плодам дел их.

21 В Царство Небесное войдет не тот, кто обращается ко Мне: Господи! Господи! - но тот, кто исполняет волю Отца Моего Небесного.

22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? Не Твоим ли именем изгоняли бесов? Не Твоим ли именем совершили множество чудес?

23 И тогда Я возвещу им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, творящие беззакония40!
   
40) "творящие беззакония" - речь идет о тех, кто нарушает заповеди закона Моисея.

24 Итак, каждый, кто слушает эти слова Мои и поступает согласно им, уподобится благоразумному человеку, который построил дом свой на скале.

25 И пошел дождь, и разлились реки, подули ветры и обрушились на этом дом, но он не разрушился, потому что был воздвигнут на скале.

26 А каждый, слушающий эти слова Мои и не поступающий согласно им, уподобится безрассудному человеку, который построил свой дом на песке.

27 И пошел дождь, и разлились реки, подули ветры и налетели на этот дом, и он разрушился, и шумным было падение его.

28 На этом Иисус закончил речь Свою; народ же поражался учению Его,

29 потому что в отличие от книжников и фарисеев, Он учил словно по вдохновению свыше41.
   
41) досл.: "учил как власть имеющий", то есть как наделенный свыше особым пророческим даром, а потому "имеющий власть" говорить от имени Бога. (О том, что народ принимал Иисуса за пророка, см., напр., Мф. 16.14; Мк. 6.15; Лк. 7.16; Ин. 7.40).

Глава 8

1 А когда Он спустился с горы, множество народа последовало за ним.

2 И вот, подбежал к Нему прокаженный и, пав ниц пред Ним, воскликнул: Господи42, если захочешь, то сможешь меня очистить.
   
42) "Господи" - слово (κύριος( означает и "Господь", и "господин".

3 Иисус же прикоснулся к нему рукой, сказав: хочу, очистись. И тот сразу же очистился от проказы,

4 после чего Иисус сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и, как заповедал Моисей, принеси жертву во свидетельство всем.

5 Когда же Иисус возвратился в Капернаум, к Нему подошел сотник43 и обратился к Нему с мольбою:
   
43) сотник - у Марка: центурион. Командир центурии, то есть отряда из 100 воинов.

6 Господи! Юный слуга44 мой лежит дома, разбитый параличом, и ужасно страдает.
   
44) Лука добавляет, что этот юный слуга "был дорог" сотнику.

7 Он же сказал ему: проводи Меня, и Я приду и исцелю его.

8 Но сотник сказал Ему в ответ: Господи, я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой. Скажи только слово, и будет здоров слуга мой.

9 Ведь и я человек, облеченный властью; имея в своем подчинении воинов, я говорю одному: пойди, - и тот идет; другому говорю: приди, - и тот приходит; и рабу своему говорю: сделай это, - и тот делает.

10 Услышав это, Иисус удивился и сказал сопровождавшим Его: уверяю вас: нигде в Израиле Я не встречал такой веры.

11 Говорю же вам, что многие придут с востока и с запада и воссядут рядом с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном,

12 а сыновья Царства45 будут изгнаны во тьму кромешную46; там будет плач и скрежет зубов.
   
45) сыновья Царства - иудеи, которые считали себя Божьими избранниками лишь в силу происхождения допущенными в Царство Божье.
   
46) "тьма кромешная" - досл.: "тьма внешняя"; слова эти можно понимать как изгнание в некое место "вне" Царства, "вне" света (ср. Ин. 8.12); возможно, однако, речь идет об одной из реалий Востока - глубокой, темной яме, в которой обычно содержали преступников (ср. 22.13; 25.30, где "тьма внешняя" переведена как "темная яма").

13 И говорит Иисус сотнику: иди, и как ты уверовал, так и будет тебе. И выздоровел слуга его в тот же миг, а сотник, тотчас возвратившись в дом свой, нашел слугу исцеленным.

14 Придя в дом Петра, Иисус увидел, что теща его лежит, горящая в лихорадке,

15 и коснулся руки ее, после чего недуг оставил ее, и она, поднявшись, стала прислуживать им.

16 А когда наступил вечер, к Нему привели множество бесноватых, и Он изгнал духов словом, и многих больных исцелил,

17 во исполнение сказанного пророком Исайей: Он взял наши немощи и понес наши болезни47.
   
47) слова не выделены по той причине, что являются не прямой цитатой, но лишь парафразом Ис. 53.4. Обычно считается, что здесь цитата приведена не из Септуагинты, а в свободном переводе с еврейского оригинала.

18 Увидев, что Его окружает множество народа, Он повелел (ученикам) отправляться на другой берег.

19 А один книжник, подойдя, говорит Ему: Учитель! Я последую за Тобой, куда бы Ты ни пошел.

20 И ответил ему Иисус: у лисиц есть норы, у птиц небесных - гнезда, а Сыну Человеческому48 негде голову преклонить.
   
48) Сын Человеческий - как в Ветхом Завете, так и в разговорной речи означает просто "человек"; но кроме этого обыденного понимания Христос вкладывал в смысл этого словосочетания пророчество Даниила о Мессии - Сыне Человеческом (см. Дан. 7.13), народ же каждый раз сам должен был решать, как понимать эти слова Христа о Самом Себе - то ли речь идет о человеке, то ли о Сыне Божьем (если бы Христос прямо назвал Себя Сыном Божьим, Он тут же был бы побит камнями как богохульник).

21 Затем один из учеников Его говорит Ему: Господи, позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.

22 Иисус же ответил ему: следуй за Мною, и предоставь мертвым хоронить своих мертвецов.

23 Когда Он сел в лодку, ученики Его отправились вместе с Ним.

24 Между тем на озере началась столь сильная буря, что волны захлестывали лодку; а Он спал.

25 Тогда, подойдя, ученики разбудили Его и вскричали: Господи! Спаси нас! Мы погибаем!

26 Он же сказал им: что вы так испугались, маловерные? И, встав, повелел утихнуть ветрам и волнам, после чего наступила глубокая тишина.

27 Люди49 же в изумлении спрашивали: кто же Он такой, что и ветры, и волны Ему повинуются?
   
49) Учеников Иисуса евангелисты никогда не называют "люди". Видимо, речь здесь идет о тех, кто плыл рядом в других лодках.

28 Когда же Он переправился на другой берег, в край Гергесинский, навстречу Ему с кладбища выбежали двое бесноватых, столь свирепых, что никто не решался проходить той дорогой.

29 И вскричали они: что Тебе надо от нас, Иисус, Сын Божий? Зачем Ты пришел раньше времени мучить нас?

30 А невдалеке от них паслось большое стадо свиней.

31 И бесы стали умолять Его: если изгонишь нас, пошли нас в стадо свиней.

32 Он же сказал им: идите. Выйдя (из бесноватых), они вошли в свиней, и все стадо тут же бросилось с обрыва в озеро и погибло в воде.

33 А пастухи побежали в город и возвестили обо всем, и о том, что стало с бесноватыми.

34 И тогда все жители города вышли навстречу Иисусу и, повстречав Его, стали умолять Его, чтобы Он ушел из пределов земли их.

Глава 9

1 Сев в лодку, Он переправился через озеро и прибыл в город, в котором жил50.
   
50) "прибыл в город, в котором жил" - то есть в Капернаум.

2 И вот приносят к Нему параличного, лежащего на постели. Увидев веру их, Иисус говорит параличному: дерзай, чадо Мое! Прощаются тебе грехи твои.

3 При этом некоторые из книжников подумали: Он кощунствует!

4 Иисус же, зная помышления их, говорит: почему вы так плохо думаете в сердцах ваших?

5 Что легче - сказать: прощаются тебе грехи твои; или сказать: встань и ходи?

6 Так знайте же: Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи; - и говорит параличному: встань, возьми постель свою и возвращайся в дом свой.

7 И тот встал и пошел домой.

8 А все, кто видел это, изумились и восславили Бога, Который дал людям такую власть.

9 Проходя однажды (по берегу), Иисус увидел человека по имени Матфей, сидящего у места сбора торговых пошлин, и сказал ему: следуй за Мною. И тот, поднявшись, последовал за Ним.

10 И когда Он обедал в доме его, мытари и грешники, во множестве пришедшие вместе с Ним, обедали вместе с Иисусом и учениками Его.

11 Увидев это, фарисеи спросили у Его учеников: почему Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?

12 Он же, услышав это, сказал: не здоровым нужен врач, а больным.

13 Пойдите, подумайте, что это значит: милости хочу, а не жертвы; ведь Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. (Ос.6.6)

14 Между тем приходят к Нему ученики Иоанна51 и спрашивают; почему это мы и фарисеи часто постимся, а Твои ученики - не постятся?
   
51) "ученики Иоанна" - община учеников Иоанна Крестителя существовала параллельно с общиной (Церковью) Христа в течение всего I века.

15 Иисус же ответил им: должны ли скорбеть гости на свадьбе, когда жених вместе с ними? Но придут дни, когда отымется от них жених, вот тогда они и будут поститься.

16 Никто ведь не пришивает к ветхой одежде заплату из прочного полотна, потому что пришитое оторвется от одежды, и дыра станет еще больше.

17 Не вливают также молодое вино в мехи ветхие, иначе мехи прорвутся, вино вытечет, и вино, и мехи пропадут, но вино молодое следует вливать в мехи новые, тогда сохранится и то и другое.

18 Он еще говорил, когда пришел один из старейшин и, пав ниц пред Ним, воскликнул: дочь моя только что умерла. Так приди же, возложи на нее руку Свою, и она оживет.

19 Поднявшись, Иисус и ученики Его последовали за ним.

20 И вот женщина, которая двенадцать лет страдала кровотечением, подошла и сзади прикоснулась к краям одежды52 Его,
   
52) "прикоснулась к краям одежды" - край одежды - бахрома или кисти из голубых нитей, которые носили благочестивые иудеи поверх одежды.

21 ибо она сказала сама себе: если только прикоснусь к одежде Его, буду исцелена.

22 Иисус же, обернувшись и увидев ее, сказал: дерзай, дочь Моя! Тебя исцелила вера твоя. И в тот же миг женщина исцелилась.

23 Придя в дом старейшины и увидев музыкантов53 и скорбящих людей, Иисус сказал:
   
53) "музыкантов" - досл.: "свирельщиков" или "флейтистов".

24 уходите! Девочка не умерла, но спит. Они же, зная, что она умерла, насмехались над Ним.

25 А когда людей выгнали, Он, подойдя, взял девочку за руку, и она поднялась.

26 И прошел слух об этом по всей земле той.

27 Когда Иисус уходил оттуда, за Ним последовали двое слепых, кричавших: помилуй нас, Сын Давида!

28 А когда Он подошел к дому, слепые подошли к Нему, и спросил их Иисус: верите ли вы, что Я могу это сделать? Они же ответили Ему: да, Господи.

29 Тогда Он коснулся глаз их, сказав: по вере вашей да будет вам.

30 И стали видеть глаза их. А Иисус строго сказал им: смотрите же, пусть никто не знает об этом.

31 Но они пошли и разгласили о Нем по всей земле той.

32 Едва они ушли, как привели к Нему человека, немого и бесноватого.

33 И когда бес был изгнан, немой заговорил. А люди, изумляясь, восклицали: никогда такого не бывало в Израиле!

34 Фарисеи же говорили: Он изгоняет бесов с помощью владыки бесов.

35 И прошел Иисус по всем городам и селениям, проповедуя в синагогах и возвещая благую весть о Царстве (Божьем), исцеляя людей от всяких болезней и недугов.

36 Увидев же, что люди беспомощны, и блуждают54, словно овцы, не имеющие пастыря, Иисус сжалился над ними,
   
54) досл.: "они были уставшими и мечущимися" (возможен перевод: "изнуренными и покинутыми").

37 и говорит ученикам Своим: жатвы много, а работников мало.

38 Молите же Владыку жатвы, чтобы Он послал работников на жатву Свою.

Глава 10

1 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы они могли изгонять их и исцелять людей от всяких болезней и недугов.

2 Вот имена этих двенадцати апостолов: первый Симон, называемый Петром, затем Андрей, брат его; братья Иаков и Иоанн, сыновья Заведея;

3 Филипп и Варфоломей; Фома и Матфей мытарь; Иаков, сын Алфея, и Леввей, прозываемый Фаддеем;

4 Симон Кананит и Иуда Искариот, предавший Его.

5 Этих двенадцать и послал Иисус, заповедав им: по дорогам язычников не ходите и в города самарян не заходите,

6 но отправляйтесь сразу к погибающим овцам рода Израильского.

7 Идите и проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное;

8 больных - исцеляйте; мертвых - воскрешайте; прокаженных - очищайте; бесов - изгоняйте; даром получили, даром и отдавайте.

9 Не берите с собою в дорогу ни золота, ни серебра, ни меди,

10 ни котомки, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, потому что работник сам добудет пропитание себе.

11 В какой бы город или селение ни пришли вы, разузнайте (прежде), кто в нем наиболее уважаем, и оставайтесь там до тех пор, пока не решите уйти.

12 А входя в дом, приветствуйте его: мир этому дому.

13 И если дом окажется достоин этого, то да снизойдет на него мир ваш; если же он не будет достоин, то мир ваш возвратится к вам.

14 Если же кто-то не примет вас или же не станет слушать слов ваших, то, уходя из дома или города того, отрясите пыль с ног ваших.

15 Уверяю вас: отраднее будет в день (последнего) суда жителям Содома и Гоморры55, нежели города того.
   
55) Содом и Гоморра - города, уничтоженные Богом в наказание за развращенный образ жизни их жителей (и, в частности, за нарушение законов гостеприимства - см. Быт. 19.1 - 29). В новозаветные времена Содом и Гоморра стали символами безнравственности и порока.

16 Вот, Я посылаю вас как овец в стаю волков; будьте же осторожны, как змеи, и непорочны, как голуби. (Иер.48.28)

17 Остерегайтесь людей, потому что предадут вас в судилища, будут бичевать вас в синагогах,

18 поведут вас из-за Меня к правителям и царям, чтобы они и язычники осудили вас.

19 Когда же отдадут вас под суд, не заботьтесь о том, как или что сказать, ибо в тот час откроется вам, что надо сказать,

20 и говорить будете не вы, но Дух Отца вашего будет говорить через вас.

21 Предаст же брат брата на смерть, а отец - сына, и восстанут дети против родителей и умертвят их.

22 И все будут ненавидеть вас из-за имени Моего; претерпевший же до конца - спасется.

23 Когда же станут преследовать вас в одном городе, бегите в другой, а если и в том станут преследовать вас, бегите в следующий. Уверяю вас: не успеете обойти городов Израиля, как придет Сын Человеческий.

24 Ученики не выше учителя, и раб не выше господина своего.

25 Достаточно, чтобы ученик стал подобен учителю его, а раб - господину его. И если хозяина дома прозвали веельзевулом56, то тем более это относится к домашним его.
   
56) "прозвали веелъзевулом" - см. комментарий к 4.24.

26 Поэтому не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и ничего тайного, что не стало бы известным.

27 Что говорю вам в темноте, возвещайте при свете, а что услышите наедине, проповедуйте во всеуслышание57.
   
57) досл.: "что на ухо услышите, проповедуйте на кровлях".

28 И не надо бояться тех, кто убивает тело, но душу убить не может; скорее надо бояться тех, кто может и душу и тело погубить в геенне.

29 Не за ассарий ли продают двух птенцов58? Но ни один из них не упадет на землю без воли Отца вашего.
   
58) "птенцов" - досл.: "воробьев".

30 А у вас даже все волосы на голове сочтены Им.

31 Поэтому не бойтесь: вы ведь лучше птенцов.

32 Итак, кто признает Меня пред людьми, того и Я признаю пред Отцом Моим Небесным,

33 а кто отречется от Меня пред людьми, от того и Я отрекусь пред Отцом Моим Небесным.

34 Не подумайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,

35 ибо Я пришел разлучить сына с отцом его, дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее,

36 так что станут врагами человеку родственники его. (Мих.7.6)

37 Кто любит отца или мать больше, чем Меня, тот Меня недостоин; и кто любит сына или дочь больше, чем Меня, тот Меня не достоин;

38 и кто не берет крест свой59 и не следует за Мною - тот Меня не достоин.
   
59) "крест свой" - символ страданий; приговоренные к распятию сами несли крест к месту казни.

39 Кто оберегает жизнь свою, тот потеряет ее; а кто потеряет жизнь свою ради Меня, - тот сбережет ее.

40 Кто вас принимает, тот Меня принимает, а кто Меня принимает, тот принимает Того, Кто послал Меня.

41 Кто принимает пророка как пророка, получит и награду пророка, а кто принимает праведника как праведника, получит и награду праведника,

42 и если кто напоит одного из тех немногих (кто верует в Меня) хотя бы чашей прохладной воды как ученика Моего, - уверяю вас: тот не лишится награды своей.

Глава 11

1 На этом Иисус завершил наставления двенадцати ученикам Своим, после чего Он некоторое время воздерживался учить и проповедовать в городах, (в которые пошли) они.

2 И вот Иоанн, который в темнице услышал об этом, послал ко Христу двух учеников своих

3 спросить у Него: Ты ли Тот, Кто должен был придти, или ожидать нам другого?

4 В ответ Иисус сказал им: пойдите, возвестите Иоанну то, что слышите и видите:

5 слепые - прозревают, хромые - ходят, прокаженные - очищаются, глухие - слышат, мертвые - воскресают, нищим - благовествуют.

6 И блажен тот, кто не ошибется во Мне.

7 После того как они ушли, Иисус стал говорить с народом об Иоанне: на что посмотреть вы приходили в пустыню? На тростник ли, колеблемый ветром?

8 На кого же вы приходили поглядеть? Может быть, на человека, облаченного в пышные одежды? Так ведь пышно одетые живут в царских дворцах.

9 Зачем же вы приходили? Поглядеть на пророка? Так вот, говорю вам: даже больше, чем на пророка,

10 потому что это о нем написано: перед Тобою Я пошлю Своего вестника, который возвестит о пришествии Твоем. (Исх.23.20)

11 Уверяю вас: среди рожденных женщинами еще не появлялся человек более великий, чем Иоанн Креститель. Однако в Царстве Небесном даже самый последний превосходит его.

12 Со времен же Иоанна Крестителя и доныне Царства Небесного необходимо добиваться60, и лишь добивающиеся достигнут его,
   
60) "добиваться" - досл.: "брать приступом", "решительно прорываться".

13 потому что все пророки и закон прорекли до Иоанна.

14 А если хотите знать, то он - Илия, которому суждено было придти61.
   
61) "Илия, которому суждено было придти" - ветхозаветный праведник Илия был взят на небо (4Цар. 2.1 - 18) и должен вернуться на землю, согласно пророчеству Малахии (Мал. 3.24), перед приходом Мессии.

15 Кто имеет уши услышать, да услышит! (Иез.12.2) 16 Кому Я уподоблю этот народ? Он подобен детям, которые, сидя на улице, обращаются к друзьям своим:

17 мы играли вам на свирели, а вы не плясали; мы пели вам погребальные песни, а вы не плакали.

18 Ибо пришел Иоанн, который ни ест, ни пьет, а они говорят: в нем бес.

19 Пришел Сын Человеческий, который ест и пьет, а они говорят: вот Человек, который много ест и пьет много вина62, друг мытарей и грешников. Но дела обличают лукавство их63.
   
62) "много ест и пьет много вина" - досл.: "чревоугодник и пьяница".
   
63) "дела обличают лукавство их" - в греческом тексте слова, трудно поддающиеся истолкованию. Возможно, автор хотел сказать, что эти люди (фарисеи) своей напускной, внешней мудростью пытаются оправдать свои действия.

20 После этого Он стал упрекать города, в которых были совершены самые величайшие из чудес Его, за то, что жители их не покаялись:

21 горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида! Если бы чудеса, совершенные в вас, были совершены в Тире и Сидоне64, они бы давно уже в печали и скорби65 покаялись.
   
64) Тир и Сидон - в древности цветущие финикийские города, о разрушении которых пророчествовали Иезекииль и Иеремия.
   
65) печали и скорби" - досл.: "в рубище и в пепле" - атрибуты иудейского траура.

22 Но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам.

23 А ты, Капернаум, не до неба ли превознесся? Так до ада низвергнешься! Ведь если бы в Содоме были совершены чудеса, совершенные в тебе, то он стоял бы доныне.

24 Но говорю тебе, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.

25 В завершение Иисус обратился (к народу) и воскликнул: славлю Тебя, Отче, Владыка неба и земли, за то, что Ты сокрыл это от мудрых и разумных и открыл младенцам!

26 Воистину, Отче, таково было благоволение Твое!

27 Все Мне было передано Отцом Моим, а Сына никто не знает, кроме Отца, и Отца никто не знает, кроме Сына и тех, кому Сын пожелает открыть.

28 Придите ко Мне все, кто трудится и обременен заботами, и Я дарую вам покой.

29 Возложите иго Мое на себя и научитесь у Меня кротости и смирению сердца, и обретете покой для душ ваших; (Иер.6.16)

30 ведь иго Мое - благо, и бремя Мое - легко.

Глава 12

1 Однажды в субботу Иисус проходил мимо засеянных полей, а ученики Его, проголодавшись, стали срывать колосья66 и есть.
   
66) Срывание колосьев, разрешенное законом (Втор. 23.25), было приравнено фарисеями к жатве, которая запрещалась в субботу.

2 Фарисеи же, увидев это, говорят Ему: вот, ученики Твои делают то, что не позволено делать в субботу.

3 Он же отвечал им: разве не читали вы, что сделал Давид, когда проголодался со спутниками своими?

4 Как вошел он в дом Божий67 и ел священный хлеб68, который не позволено было есть ни ему, ни тем, кто был с ним, а только священникам?
   
67) "дом Божий" - главная часть Храма;

68 "священный хлеб" - пресный хлеб, положенный на жертвенник (традиционный перевод - "хлебы предложения" (см. Исх. 25.30).

5 И разве не читали вы в законе, что священники в храме могут нарушать заповедь о субботе, оставаясь невиновными?

6 Но говорю вам: здесь Тот, Кто превыше храма.

7 И если бы вы знали, что это значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, (Ос.6.6)

8 ибо Сын Человеческий господин субботы.

9 Уйдя оттуда, Он пришел в местную синагогу,

10 а там был человек с сухой рукой. И чтобы обвинить Его, они подошли к Нему с вопросом: можно ли исцелять в субботу?

11 Он же сказал им: есть ли среди вас такой человек, который в субботу не вытащит свою единственную овцу из ямы, если она упадет туда?

12 А ведь человека невозможно и сравнить с овцой! Так что можно в субботу творить добро;

13 после этого Он говорит тому человеку: подыми руку свою. Тот поднял, и она стала здоровой, как и другая.

14 И, выйдя, фарисеи приняли решение: погубить Его, однако Иисус, узнав об этом, удалился оттуда.

15 И последовало за Ним множество людей, и Он исцелил их, а всех исцеленных отослал,

16 запретив им разглашать о Нем,

17 во исполнение сказанного пророком Исайей:

18 вот Сын Мой, Которого Я избрал; Возлюбленный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Я ниспошлю на Него Дух Мой, и Он возвестит народам о правосудии.

19 Он не подымет ни спора, ни крика, и никто не услышит на улицах голоса Его;

20 Он тростинку надломленную не переломит и дымящийся светильник не погасит во имя окончательного торжества правосудия.

21 И на Него будут уповать народы. (Ис.42.1 - 4; 5.1)69
   
69) 12.18 - 21. Цитируя пророка Исайю, Матфей в основном использует текст Септуагинты, но некоторые слова он дает, видимо, в своем переводе с еврейского оригинала, поскольку они отличаются как от греческого, так и от еврейского текстов.

22 И вот, привели к Нему бесноватого, который был слеп и нем, и Он исцелил его, так что тот, будучи немым и слепым, стал говорить и видеть.

23 И все люди в изумлении спрашивали: может быть, Он и есть Сын Давида?

24 Услышав это, фарисеи стали говорить: Он бесов изгоняет не иначе как с помощью веельзевула, владыки бесов.

25 Он же, зная помышления их, сказал им: любое царство, в котором начнутся междоусобицы, опустеет, и любой город или дом, в котором начнутся междоусобицы, не устоит.

26 И если сатана изгоняет сатану, то, значит, он враждует против себя самого. Как же устоит царство его?

27 И если Я с помощью веельзевула изгоняю бесов, то кто же помогает изгонять их сыновьям вашим70? Пусть же они будут вам судьями.
   
70) сыновьям вашим - по всей видимости, речь идет об учениках фарисеев, которые изгоняли бесов с помощью заклинаний; но, возможно, подразумеваются апостолы, которые были "сыновьями" иудейского народа.

28 Если же Я Духом Божьим изгоняю бесов, то, стало быть, приблизилось к вам Царство Божье.

29 Разве кто-нибудь сможет зайти в дом сильного человека и, разграбив дом его, похитить вещи его, если прежде не свяжет сильного?

30 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

31 Поэтому говорю вам: любой грех и кощунство могут быть прощены людям, но кощунство на Дух (Святой) не простится им.

32 И тот, кто скажет слово даже против Сына Человеческого, будет прощен, но тот, кто скажет против Духа Святого, не будет прощен ни в нынешнем веке, ни в будущем.

33 Вы или признайте дерево хорошим и плоды его хорошими, или признайте дерево прогнившим и плоды его гнилыми, потому что дерево познается по его плодам.

34 О змеиное отродье, как вы можете говорить о добре, будучи злы? Ведь уста говорят о том, что переполняет сердце.

35 Добрый человек из тайников доброго (сердца) выносит добро, а злой человек из тайников злого (сердца) выносит зло.

36 Говорю же вам, что за всякое праздное слово, сказанное людьми, они дадут ответ в день суда,

37 ибо за слова свои ты будешь оправдан, и за слова же свои будешь осужден.

38 Тогда несколько книжников и фарисеев сказали, обращаясь к Нему: Учитель! Мы хотим, чтобы Ты дал нам увидеть знамение71.
   
71) знамение - книжники и фарисеи требуют от Иисуса совершения чуда, дабы тем самым Он подтвердил свои полномочия обличать их.

39 Он же сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный знамения требует, но никакого знамения не будет дано ему, кроме знамения пророка Ионы,

40 ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий пребудет в недрах земли три дня и три ночи. (Ион.2.1)

41 Жители Ниневии восстанут для суда с этим родом и осудят его, потому что они покаялись после проповеди Ионы, а ведь здесь Тот, Кто превосходит Иону.

42 Царица южная72 воскреснет для суда с этим родом и осудит его, потому что она из самых дальних земель пришла послушать поучения Соломона, а ведь здесь Тот, Кто превосходит Соломона.
   
72) "царица южная" - царица Савского (Сабейского) царства в Аравии, посещавшая царя Соломона в Иерусалиме (см. 3 Цар. 10.1 - 13).

43 Нечистый дух, после того как он вышел из человека, скитается по безводным краям, ища покоя, и не находит.

44 Тогда говорит он: возвращусь-ка я в дом свой, из которого вышел. И, придя, находит его свободным, убранным и украшенным.

45 Тогда он идет и берет с собой семь других духов, более злых, чем он сам, и, войдя в человека, они остаются жить в нем. И становится для того последнее хуже первого. Так будет и с этим родом лукавым.

46 Он еще говорил с народом, когда (пришли) мать и братья Его и встали во дворе, желая поговорить с Ним.

47 И кто-то сказал Ему: мать Твоя и братья Твои стоят во дворе, желая поговорить с Тобой.

48 Он же, обратясь к тому, кто сказал Ему это, спросил: а кто мать Моя или братья Мои?

49 И, указав рукой на учеников Своих, сказал: вот мать Моя и братья Мои,

50 ибо всякий, кто исполняет волю Отца Моего Небесного, тот и брат Мой, и сестра Моя, и мать.

Глава 13

1 В тот же день, выйдя из дома, Иисус сел у озера,

2 а около Него столпилось столь много людей, что Он вынужден был войти в лодку, тогда как все люди стояли на берегу, и, сидя в ней,

3 Он долго проповедовал им притчами, и так говорил Он: вот, вышел сеятель сеять.

4 При этом одни из семян упали близ дороги, и налетели птицы небесные и поклевали их;

5 другие упали на каменистую почву, где было мало земли, и сквозь тонкий слой земли сразу проросли,

6 но когда взошло солнце, они увяли и, не имея корней, зачахли;

7 а другие упали среди терний, и тернии, поднявшись, заглушили их; 8 другие же упали на хорошую землю и дали плод: которое - во сто крат, которое - в шестьдесят, а которое - в тридцать.

9 Кто имеет уши слышать, да услышит! (Иез.12.2)

10 И, подойдя к Нему, ученики спросили: почему Ты проповедуешь им притчами?

11 Он же сказал им в ответ: потому что вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано.

12 Ибо кто имеет, тому дано будет и преумножится, а кто не имеет, у того отымется и то, что он имеет.

13 Притчами же Я проповедую потому, что они глядят, и не видят, слушают, но не слышат и не разумеют.

14 В этом исполняется над ними пророчество Исайи, гласящее: будете слышать ушами, - и не уразумеете, будете глядеть глазами, - и не увидите.

15 Ибо сердце этих людей огрубело; они ушами едва слышат, они глаза свои сомкнули, чтобы и глазами не видеть, и ушами не слышать, и не разуметь сердцем; не желают они покаяться, чтобы Я помиловал их. (Ис.6.9 - 10)

16 Счастливы же глаза ваши, потому что видят, и уши ваши, потому что слышат.

17 Уверяю вас: многие пророки и праведники желали видеть то, что вы видите, - и не видели, слышать то, что вы слышите, - и не слышали.

18 Итак, выслушайте значение притчи о сеятеле.

19 Ко всякому, кто слушает слово о Царстве (Небесном), но не внимает ему, приходит лукавый и похищает слово, посеянное в сердце его; вот кого означает посеянное близ дороги;

20 посеянное же на каменистой почве означает того, кто едва услышит слово, тотчас с радостью воспринимает его,

21 но, будучи сам по себе безволен и непостоянен73, когда наступает гонение или преследование за слово, тотчас отрекается от него;
   
73) досл.: "но не имея корня в себе и будучи непостоянен".

22 а посеянное среди терний означает того, кто слушает слово, но в котором жизненные заботы или соблазны богатства подавляют слово, и оно остается бесплодным;

23 посеянное же на хорошей земле означает того, кто слушает слово, внимает ему, и оно приносит плод: у кого во сто крат, у кого - в шестьдесят, а у кого - в тридцать.

24 Тогда же Он поведал народу другую притчу: Царство Небесное подобно тому, как если бы человек посеял хорошие семена на поле своем.

25 А когда все люди спали, пришел враг его, посеял плевелы среди пшеницы и ушел.

26 Когда же поднялись колосья и дали плод, тогда появились и плевелы.

27 Рабы же хозяина, пришли и спросили у него: господин, ты ведь хорошие семена посеял на поле своем; откуда же взялись плевелы?

28 Он же ответил им: враг людей сделал это. А рабы сказали ему: так прикажи, мы пойдем и выберем их.

29 Но он ответил: нет, иначе, выбирая плевелы, вы повыдергиваете вместе с ними и пшеницу.

30 Оставьте расти то и другое до жатвы; а во время жатвы я скажу жнецам: выберите прежде плевелы и свяжите в снопы, чтобы сжечь их; пшеницу же соберите в житницу мою.

31 Другую притчу Он поведал им: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек посеял на поле своем;

32 будучи наименьшим из всех семян, оно, когда вырастает, становится выше всех злаков, словно дерево, так что прилетают птицы небесные и вьют гнезда в ветвях его.

33 И рассказал им другую притчу: Царство Небесное подобно закваске, которой женщина замесила три меры муки, доколе не заквасилось все.

34 Такими вот притчами Иисус проповедовал народу, и, кроме притч, ничего не говорил им,

35 во исполнение сказанного пророком: для притч отверзу уста мои, открою утаенное от создания мира. (Пс.77.2)74
   
74) вторая половина пророчества дана автором в свободном переводе (возможно, в таких случаях автор просто цитировал по памяти, не сверяясь с подлинником).

36 А когда, оставив народ, Иисус пришел домой, ученики Его подошли к Нему и сказали: разъясни нам значение притчи о плевелах на поле.

37 Он же сказал им в ответ: сеющий хорошие семена - это Сын Человеческий;

38 поле - это мир, хорошие семена - это сыновья Царства, а плевелы - сыновья лукавого;

39 враг, посеявший их, - это диавол, жатва - конец века сего, а жнецы - это ангелы.

40 Подобно тому, как плевелы выбирают и сжигают в огне, так будет и в конце века сего:

41 пошлет Сын Человеческий ангелов Своих, а те изымут из Царства Его все соблазны и всех творящих беззакония

42 и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов.

43 Тогда праведники воссияют словно солнце в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да услышит! (Иез.12.2)

44 Царство Небесное подобно сокровищам, спрятанным в поле, найдя которые, человек утаил это, и от радости пошел и продал все, что имел, и купил поле то.

45 Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему красивый жемчуг;

46 найдя одну драгоценную жемчужину, он отправился и продал все, что имел, и купил ее.

47 Еще подобно Царство Небесное неводу, которым, закинув его в озеро, захватили самых разных рыб,

48 и, когда он наполнился, вытащили его на берег и, сев, собрали хорошую рыбу в корзины, а плохую выбросили вон.

49 Так будет и в конце века сего: сойдут (с небес) ангелы и, отделив грешников от праведников,

50 ввергнут грешников в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов.

51 И спросил их: уразумели ли вы все это? Они ответили Ему: да, Господи. 52 Он же сказал им: если так, то всякий книжник, знающий о Царстве Небесном, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.

53 Этой притчей Иисус закончил речь Свою и удалился оттуда.

54 Придя в Свой родной город75, Он стал проповедовать в местной синагоге, а все спрашивали в изумлении: о какой это Своей мудрости и чудесах (говорит Он)?
   
75) родной город - Назарет.

55 Разве Он не сын плотника? Не Его ли мать зовут Марией, и не Его ли это братья Иаков, Иосиф, Симон и Иуда?

56 И разве все сестры Его не живут у нас? Откуда же у Него все это?

57 И негодовали на Него. Иисус же сказал им: нигде не презирают пророка, но только в отечестве его и в доме его.

58 И не совершил там никаких чудес из-за неверия их.

 

 

Hosted by uCoz