С.А.Коутс |
Комментарии к Книге Иисуса Навина |
|
|
|
|
|
ГЛАВА
22 11.0pt;mso-bidi-font-size:12.0pt;font-family:Arial'> В
этой главе мы
узнаём, что среди
колен Израилевых нашлись
такие, которые готовы были довольствоваться меньшим, нежели тем,
что по милости
Своей даровал им
Бог. Они были людьми
богобоязненными, получили благословение и от Моисея, и от Иисуса Навина, . в них
не должно было
быть никакого греха.
Они ни в
чем не были
ущемлены Господом и получили положенные
наделы однако не оценили всех этих
благ. Отсюда возникает вопрос: а мы с вами понимаем, чем
владеем, чтО из любви к нам дал нам Господь?
Вступили ли мы во владение наследием так,
как повелел нам Бог? Богу можно послужить и доставить Ему
приятное, только следуя Его замыслам.
Иногда мы готовы вступить за
наше наследие в бой, но при этом совсем не стремимся жить там. Так произошло с
этими двумя с
половиной коленами: они
честно сразились за
отведенные им земли, но
жить в них
не захотели. Иногда мы готовы вести самые
ожесточенные споры на какие-нибудь религиозные темы, например о
наследии святых, но
вопрос состоит в
том, желаем ли мы поселиться в
этом уделе. Очень многие люди любят
спорить о вещах, которых сами не испытали. Так и эти колена сынов Израилевых: они
вступили в бой, но, когда враг был повержен, не пожелали
остаться на отвоеванной территории и возвратились назад, на восток от Иордана. Оставшиеся девять с половиной колен даже
не сомневались, что они на верной
земле, в верной общине. Вот их слова: "Так говорит все
общество Господне" и далее:
"Земля владения Господня". Они проявили
настоящую братскую любовь,
сказав отступникам: "Если же земля вашего владения кажется вам нечистою, то перейдите в землю владения
Господня". Но дело состояло в
том, что их
братья уже твердо
решили перейти на
восток от Иордана,
и Господь позволил им это. Он многое позволяет Своему народу. Он как бы говорит людям: Раз вы не желаете жить в Моей
земле, раз вы думаете только о себе и своем скоте, пожалуйста, как вам будет угодно.
Бог никогда никого ни к чему не принуждает: хотите довольствоваться
малым . ваше дело. Однако,
судя по всему, эти отделившиеся колена чувствовали себя не очень
комфортно. Они подсознательно понимали, что земля
им достается отличная
от той, что
заселили их братья. Им требовалось нечто, что помогло бы им
сохранить связь с другими племенами.
Они попытались соорудить
это нечто своими
человеческими силами и
потерпели крах. Они покинули землю
Ханаанскиую, покинули Силом, где располагалась скиния собрания. Они не перестали от
этого быть сынами
Божьими, не утеряли
благословения Божия, но
они отошли слишком далеко
от того, что
представляло для них
высшую ценность. Это,
на мой взгляд, соотносится с тем, о чем
писал Павел Тимофею: "Ты знаешь, что все Асийские оставили меня" (2 Тим 1, 15). Оставшиеся же колена повели себя
по-доброму, сказав, что если братьям удел их кажется нечистым, они могут
вернуться назад. "Только не
восставайте против Господа и нас, устраивая собственный жертвенник
для всесожжений. Зачем это ненужное
соперничество? Это противно Господу, а значит,
неизбежна война, ибо потерпеть такое наше сообщество не может". В этом 55 проявился истинный дух
любви Божией в братьях: мы должны быть готовы принять обратно в свое лоно любого. Несмотря
на то, что
намерения у отделившихся двух с половиной
колен были самые благие, они
все равно основывались на более низких
стандартах, чем те,
которые предлагал Господь для сынов
Своих. Люди соорудили для себя большой по виду жертвенник. Они не могли отделаться от ощущения, что
нарушают связь с
оставшимися племенами, и
потому решили прибегнуть к какой-нибудь уловке,
чтобы заглушить это
ощущение. То, что
среди христиан нет единства, . факт общеизвестный,
поэтому-то мы и создаем различные движения, объединения и альянсы,
весьма внушительные на вид, но все это лишь уловки. Они говорили чистую правду: "Мы сделали сие, чтобы в последующее
время не сказали ваши сыны нашим сынам: что вам
до Господа, Бога
Израилева! Господь поставил
пределом между вами
и нами Иордан". Если мы живем
не на том
берегу, нам требуется
большой жертвенник, чтобы
напоминать о том,
что мы тоже
имеем отношение к
сынам Божиим, для которых предназначено
наследие Его. Если мы живем не на том
берегу, мы отказываемся от самого ценного, что
дает нам Бог: от земли, которая, как он сказал, есть
"краса земель". Его глаза устремлены на нее, и
сердце Его . с
нею. Речь идет
именно о западном
береге, о восточном никаких
упоминаний нет. Любим ли мы с
вами Господа так, что готовы с
радостью принять то,
что Он с
радостью готов даровать?
Что дает нам
любовь Божия? Если
мы, наконец, осознаем это, то
уже никогда не согласимся ни на что иное.
Наверное,
те верующие, которые
отошли от Павла,
тем не менее
регулярно посещали собрание, принимали
причастие и вообще соблюдали все
заповеди и законы. В обращении к Ефесской церкви, которое
мы читаем в Откровении Иоанна Богослова (гл. 2), говорится, чего они этим
достигли. Они весьма
ревностно относились к имени Божьему и Божьему учению, они не терпели никакого
зла, но Господь сказал: «Ты оставил первую любовь твою, ты ниспал; так теперь
покайся и твори
прежние дела». Они
следовали уставам Божьим,
но изменили первой любви.
Павел пишет, что
все Асийские оставили
его, но Иоанн
проливает дополнительный свет
на это событие.
Он показывает нам,
что все в
этой церкви на
первый взгляд было нормально: это были верующие люди,
благословенные Богом, но они пали ниже той высокой
планки, что установил
для них Бог.
То же произошло
и с отмежевавшимися коленами
Израилевыми. Они избрали себе уделы к
востоку от Иордана, и Господь пошел им навстречу, что, впрочем,
не сделало эти земли благоприятными для обитания. Жертвенник, даже весьма внушительный с
виду, является жалкой заменой скинии Божьей.
Скиния была символом
единства, ибо радость обладания
наследием должна разделяться всем народом. Если кто-нибудь отделяется от общины,
значит, ему не было хорошо с братьями
и, значит, он надеется, что
где-то ему будет лучше. Алтарь,
который они соорудили, должен был свидетельствовать, по
их словам, что
Господь есть Бог,
но на деле
он лишь служил
им напоминанием, что
они обитают не
там, где находится
скиния Господня. Они
не думали возводить альтернативное место поклонения и
сумели доказать это
своим братьям, очистив себя от подозрения в
отступничестве и восстании против Господа.
Единство возможно лишь там, где пребывает
Бог. Об этом прекрасно сказано в
Послании Ефесянам (гл.2), где мы
читаем о новом человеке, о
едином Теле Христовом и об общении с Отцом посредством Святого Духа. Это духовная реальность,
возможная только к западу от Иордана: единство всех святых в Духе и в
присутствии Божьем. Люди
не просто следуют
каким-то уставам, они
этим живут. 56 Внешняя благообразность . ничто,
если нет единства
внутри. Верные принципы
подобны стенам дома: стены
защищают дом от дождя и ветра, но не они приносят в дом радость и мир. Это уже зависит от
обитателей жилища, от их отношений
друг с другом. Если нет духовного единения и душевного
покоя, соблюдение внешних приличий их не заменит. Стены нужны для того, чтобы сохранять то,
что внутри. Но что сохранять, если
внутри . пустота? Никогда нам не испытать
настоящего единения, если
в основе его
не будет лежать
радость от наследия Божия. Мы должны показать своим братьям, что с
ними мы проводим лучшие минуты жизни и всегда хотим быть с ними
вместе. Разве любящий Бога не захочет
пребывать в месте, где все святые связаны прочными
узами любви в Духе Господнем? Мы
видим, что данная
проблема воспринималась народом
Израилевым как дело, касающееся всего
общества. Они не
могли терпеть существование еще одного жертвенника,
еще одного
места поклонения. С
отошедшими от Господа
и восставшими против
Него необходимо было
разобраться. И они провозгласили:
"Так говорит все общество Господне" и "Прогневается
Господь на все общество Израилево".
Они приводят в пример человека, который один согрешил против
Господа, но поражен был весь народ.
Они пеклись о том, как посмотрит на это преступление
Бог. Однако они выслушали объяснения
братьев своих, и далее сказано: "Сыны Израилевы
одобрили это, и
благословили сыны Израилевы
Бога, и отложили
идти против них войною"
(22, 33). Финеес знал, как обращаться с копьем, ибо
священники были лучшие копьеметатели,
так что народ
не ошибся, поставив
его во главу
делегации. Затем они
избрали в делегаты начальников общества и
голов всех тысяч Израилевых. Все эти люди готовы были сразиться с Рувимом и Гадом, но не
потому, что они ненавидели братьев своих, а потому что любили Бога и беспокоились о
том, что положено
Ему. Они готовы
были пойти на
любые жертвы ради Господа. Финеес показал, на что был способен: когда
враг пришел подкупить народ Израилев, он сделал
верные выводы, . он
"возревновал по Мне" . и Господь заключил
с ним завет священства вечного. Те два с половиной колена Израилева не
имели скинии Господней. Тогда
присутствовал ли с ними Бог? Один человек, талантливый проповедник,
покинувший свою церковь, в которой прослужил много
лет, сказал мне
как-то: "С тех
пор я обошел
много церквей, я
многое испробовал и пришел к
выводу: ничто не сравнится с моей прежней общиной". Так оно и есть. Существует лишь одно
место поклонения . это Силом. Отделившиеся колена не хотели
терять связь с
остальным народом. Зачастую
наше внутреннее чутье
оказывается верным, в то время как наши действия . ошибочны. Так было и с этими
людьми: интуиция их
не обманывала, они
чувствовали, что отдаляются от братьев своих, а
потому попробовали решить
проблему человеческими способами, и опростоволосились. Так
или иначе, но
они первыми вступили
на путь идолопоклонства . и отступничества. Мы можем себе представить, куда это их в
конце концов завело. ГЛАВА 23 Эта
глава практически полностью
совпадает с прощальным словом Павла к
ефесским старейшинам в Деяниях
святых Апостолов (гл. 20). Павел .
это наш с вами Иисус Навин; он был преданным слугой Божьим,
ведущим народ в Духе Господнем принять Его наследие. Пока 57 он был жив, все было в
порядке среди братьев. В Павле и в
других апостолах не было порока. Они, конечно, совершали
ошибки, но порока в них не было. Они
держались имени Господня, соблюдали единство
свидетельства и вели народ к земле обетованной. Настало
время, когда Иисус Навин
состарился. Пришла пора
ему покинуть этот мир
и передать дела
народу. Теперь предстояло действовать не духовной
силе Иисуса, а непосредственно самим
людям. Так же
и Павел созвал
пресвитеров церкви и
подвел итог своей деятельности в
Ефесе. Он говорил о характере своего
служения, о себе как служителе, а потом сообщил им о своем
отъезде. Пришло ему время покинуть их
общину, оставив все дела на их попечение. Так ответственность перешла из рук
апостолов в руки святых. Вопрос
о смене власти
в общине возник
очень рано в
истории церкви. Этот
процесс потихоньку начался
еще при жизни
апостолов. Так было
угодно Богу, чтобы
святые сами управляли своими
общинами. Вопрос теперь в том,
оправдали ли они Его доверие.
Сохранили ли свои уделы? Павел рассматривает свое служение со всех
сторон и в разных плоскостях, но под конец он говорит
о главном: "Я
не упускал возвещать
вам всю волю
Божию". Павлу, как
сосуду праведности и
непорочности, дано было возвещать волю Божию Его народу, в том числе и по поводу наследия. Павлу была оказана
невероятная честь послужить
проводником того, что Господь в
любви Своей задумал
для народа. Все,
о чем он
писал в своих
посланиях колоссянам, ефесянам,
все, связанное с
воскресением Христа, с
вознесением на небеса
и нашим водворением там с Господом
Иисусом, .это и есть
наше наследие от
Бога. Что касается Израиля,
эти земли были
предназначены им во
владение Богом, и
Иисус Навин обращает внимание народа на то,
что все, что обещал им Бог, сбылось, ничто не осталось не исполнившимся. Это соответствует Посланию к Ефесянам, где
сказано, что все исполнилось по слову Божьему. Но, прочтя это послание, мы должны
прочитать и прощальную речь Павла в Деяниях, где он еще раз
говорит о благодати и милости Божьей на ефесянах, но предупреждает и об опасностях, с
которыми им предстоит столкнуться
"по отшествии моем".
Это серьезное предостережение. Итак, в данной главе Иисус Навин
напоминает народу обо всем том, что совершил для них Господь. Если
любой из сынов
Израилевых может прогнать
тысячу врагов, то
это только благодаря Господу. Если перед ними пали все племена,
населявшие эту землю, то это только благодаря Господу. Все, что совершилось,. дело рук Господа,
свидетельство божественного вмешательства. Все
духовные события происходят лишь благодаря Богу.
И если Иисусу настало время
уйти, если дни
Павла уже сочтены,
то Господь пребывает
вовек. Прощаясь, Павел говорит: "Ныне
предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие
со всеми освященными" (20,32). Мы
не должны забывать о том,
что Господь всегда
верен Своим обетованиям, и тем
не менее существует вероятность все потерять. Если я не
вижу, что слово Божие исполнилось, значит, я не укрепился в
благодати; если я не чувствую скорого ухода наставника, я не приму на себя никакой
ответственности. Мы должны
понимать, что существует некое соответствие между личностью
служителя и тем
служением, которое он
совершает. Павел говорит: "Помятуйте о трудах
моих, о моем самоотверженном служении, которое совершал я со слезами пред вами". Зачем об этом
помнить? Да затем,
что перед нами
человек, исполненный тем духом, с
которым мы должны
подступать к наследию
Божию, если желаем
удержать его. 58 Удивительно, как
Господь сохранил этого
человека чистым и достойным
наследия до самого конца его жизни. Павел
говорит: "Предаю вас Богу". Для нас это должно послужить большой поддержкой, ибо все
праведное в Павле было от Бога, и мы с вами принадлежим Тому же Богу, а значит, способны на то
же, что Павел. Павлу настало время
покинуть нас, но Бог нас никогда не покинет. Все остается во власти Бога живого, а
потому опасаться нам следует лишь одного: "Чтобы не
было в ком
из вас сердца
лукавого и неверного, дабы вам не
отступить от Бога живаго" (Евр 3,
12). Слово благодати Божией есть свидетельство
того, каков Господь в Своей благодати; это истина откровения. Когда Господь говорит, Он не просто
раздает указания, Он желает дать нам понять, как велика
милость Его. Разве не в этом суть завета? Завет для нас заключен в той чаше, которую нам
надлежит испить. Вот слово Господне:
"Сия чаша есть новый завет в Моей Крови". А завет этот о том, что благословенный Бог
из любви Своей к нам пришел к нам через смерть Сына
Своего возлюбленного, чтобы
благословить и омыть
сердца наши от
всякой скверны. Как
часто мы недооцениваем важность
заключенного с нами
завета на любви. Не припомню, чтобы
где-нибудь в Новом
Завете содержалось требование любить Бога, но
там описываются десятки
людей, кто искренне
и глубоко любил
Господа, более того,
одна из основных черт всякого
святого . любовь к Богу. Далее
мы читаем о
двух противоборствующих источниках влияния, которому подвергались сыны
Израилевы. С одной стороны, это была
связь между Богом и Его народом, основанная на
любви и доверии,
с другой .
влияние местных жителей окрестных
земель, хананеев. В
стихе 7 Иисус увещевает: "Не
сообщайтесь с сими
народами, которые остались между вами". А в стихе 12 предостерегает от того, чтобы
сближаться с ними и вступать с ними в родство.
Злые силы, орудующие
в поднебесье, направляют свои удары против
отдельных людей, поэтому так важно
знать, с кем мы общаемся. Зло . это не абстракция, витающая в воздухе; оно
распространяет свое влияние через реальных людей, зачастую очень приятных в общении. Раз
Иисус так настойчиво предостерегает
народ Божий от
контактов с местными племенами, должно быть,
это были милые люди, с которыми было легко находить общий язык. Именно таких людей нам и
следует опасаться, ибо они . идолопоклонники. Они могут быть весьма приятны, но жизнь
их строится на естественных законах, а не на законах Божьих. Если мы будем постоянно
общаться с ними, то их взгляды и принципы будут подспудно оказывать влияние и на нас с
вами. Речь не идет об их богах,
которым мы не станем поклоняться. Но
как часто в нашей
христианской жизни нам приходится противостоять влиянию не пьяниц, воров и убийц, от
которых мы сторонимся, но именно простых
и милых людей,
которые живут, повинуясь своим
природным порывам, а
не заповедям Божьим.
Их мысли, чувства, пристрастия не касаются
духовного, однако как легко мы порой попадаем под их обаяние. С таким окружением очень
трудно сохранить в сердце любовь к Господу.
Само слово "оставшиеся"
подразумевает, что земля не была полностью очищена. Ханаан оставался источником
отрицательного влияния до времен самого Соломона. Во дни Соломона никаких столкновений с неверными не
случалось, но во
дни Иисуса картина
была не столь благостной, как, впрочем,
и в наши дни: нам постоянно приходится отбиваться от враждебных сил. Нам
никогда не испытать
истинную радость от
наследия, пока нам
приходится противостоять злым силам,
действующим на нас через милых людей, к которым нас тянет и с которыми мы вступаем в
родство. Если не осудить их сразу,
опасности подвергнется духовное 59 благополучие святых.
Среди тех, кто
называет себя христианами, есть немало таких,
кто на самом деле
живет, не сообразуясь с Духом Святым,
хотя находится на
той же земле
и пользуется теми же
благами от Бога.
Павел предупреждает: "Из
вас самих восстанут люди". Подумать только! Человек, поставленный Духом Святым
надзирать над паствой, может стать источником ереси и по вести за собой учеников. Такие люди всегда действуют
подспудно. Поэтому мы
должны как можно
более укрепиться в
Духе, смотреть на
вещи с точки
зрения того, угодно
ли это Богу,
и тщательно отбирать
тех, с кем
проводим время, ибо жизненные принципы наших
приятелей могут кардинально расходиться с нашими
собственными. Нам может нравиться
общаться с ними,
но это общение
не приблизит нас
к Господу. Они лишь станут для нас
"петлею и сетью, бичем для ребер ваших и терном для глаз". Мы должны сторониться и их книг. Когда мы читаем книгу, мы попадаем под
влияние ее автора. Что
у него на
уме? Что им движет?
Если это человек
духовный, значит, он любит Бога, значит
он ведом Духом
Святым, иего произведение послужит мне на пользу.
Если же автор . человек
мирской, если он
является источником мыслей,
противных Богу, то
как бы интересна ни была эта
книга, она обратится «петлей и сетью» для меня. И чем занимательней книга, тем опаснее
ловушка. Для
меня лично нет
ничего более воодушевляющего, чем библейский призыв
любить Господа Бога
моего всем разумением и всем сердцем
моим. Один великий
святой сказал однажды, что
он любит Господа всем
сердцем, но не может утверждать, что любит Его всем разумением своим. Мне, конечно, далеко до этого святого, но
меня необычайно вдохновляет призыв любить
Бога всем сердцем,
всею душою, всем
разумением и всеми
силами нашими. Этот призыв
исходит от Бога,
а Бог никогда
не ставит перед
нами неразрешимых задач.
Я думаю, что
если мы научимся
так любить нашего
Бога, то мы
достигнем высшего счастья, сравнимого с тем, что мы испытаем
на небесах. Способны ли мы на такие чувства?
Конечно, если позволим Духу
Святому войти в наши сердца и совершить там работу, угодную Господу. Две последние главы Книги Иисуса Навина
можно считать своеобразной проверкой для нас. Приятно
читать о поверженых врагах и завоеванных землях, но в
конце триумфа нас ожидает испытание. Готовы ли мы
к нему? Действительно ли мы живем
в своем уделе, наслаждаясь наследием
Божиим, любя Бога
и принимая со
смирением все, что
дает нам Его любовь, или мы все еще
одной рукой держимся за этот мир, общаясь с местными племенами и испытывая на себе их
подспудное разлагающее влияние? Иисус
Навин символизирует собой
даже, не Самого
Христа, а Его
главенство, Его духовное водительство.
Подобное мы видим и в Павле, который
решительно идет к своей цели, несмотря на побои, узы и
темницы. Дорога его была нелегка, но
он прошел ее до конца. Шесть лет спустя
он напишет Тимофею:
"Течение [свое я]
совершил". Он достиг
конечной цели, прошел свой
путь, никуда не
свернув и не
потеряв наследие. Он
вел нас к
нашему уделу лучшей из
дорог, но теперь
он покинул нас,
и возникает вопрос:
Что делать дальше?
У нас перед глазами и он сам, и
его служение, и его учение; теперь выбор за нами: последовать за ним и обрести наследие или
завязать отношения с местными народами, Чреватые духовной гибелью для нас. Третьего не дано. Когда Павел, обращаясь к пресвитерам
ефесским, заводит речь о "Церкви Господа и Бога, которую Он
приобрел Себе Кровию
Своею", это нельзя
читать без волнения. Подумайте, какую цену пришлось
заплатить Богу, чтобы приобрести вас или меня. И Он пошел на это, Он 60 заплатил за нас собственной
кровью, чтобы теперь радоваться за народ Свой. Он ждет от нас ответного чувства, когда
мы приступаем к Вечере Господней. Мы
говорим: преломляем хлеб сей, ибо
того пожелал Господь,
Бог наш. Но
разве это все?
Разве нет в
хлебопреломлении более глубокого
смысла? Конечно, есть, и не
один. Например, почему Господь
пожелал это? В чем
была Его цель?
Он рассчитывал на
тот отклик, который
вызовет причастие в
нашей душе, на то, что каждую
неделю мы могли бы с большей остротой ощущать любовь Божью к нам, могли бы с новыми
силами ощущать любовь к Богу в собственной душе и с обновленной радостью наслаждаться
наследием своим. ГЛАВА 24 Господь
совершает потрясающую и
трогательную вещь: устами
Иисуса Навина, его последним обращением к
народу, призывом к верности и преданности в служении Господу Он напоминает сынам
Израилевым о том,
что Он сделал
для них за
все прошедшее время.
Осмелюсь заявить,
что это описание
в точности совпадает
с тем, как
подводил итог своему служению апостол
Павел. Господь начинает этот исторический обзор
с самых первых дней (Нав 24,2-3): "За рекою жили отцы ваши издревле,
Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам. Но Я взял отца вашего Авраама
из-за реки, и водил его по всей земле Ханаанской, и размножил семя его, и
дал ему Исаака". Бог напоминает людям,
что были времена
в их истории весьма бесславные. Евфрат
был границей их
земель, пересечь которую
они и не
помышляли. "За рекою жили отцы
ваши издревле. . . и
служили иным богам". Перейти
через реку . значит покаяться перед Богом, а
за покаянием приходит вера в Господа нашего Иисуса Христа. Итак, когда Бог перевел Авраама
на другой берег от иных богов, Он дал ему Исаака. Он дал Аврааму того, в
ком заключен был
завет между Богом
и народом и
через которого пришло благословение. То есть Господь даровал людям Иисуса
Христа. Как
прекрасно иметь величайшее из благословений, о
котором свидетельствует Павел: покаяние перед
Господом. Суть покаяния
в том, что
человек не просто
чувствует себя виноватым перед Богом за
совершенные прегрешения, он чувствует, что потерял связь с Богом. Трудно судить о глубине и
искренности покаяния, пока человек не испытает жажду познания живого Бога. Обращаясь к народу Листры, Павел говорил:
"Мы хотим, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу
живому". Обращаясь к фессалоникийцам, он нес им слово
свидетельства о Боге. Свидетельствами о том, Кто
есть Бог для
человека, полны Евангелия. Именно там первым шагом
ко спасению названо
покаяние. Таково условие
для того, чтобы
попасть на другой берег. Все остальные боги предаются суду, ибо,
если человек не знает истинного Бога, значит, он поклоняется
идолам. Поклонение иным богам не
было естественным состоянием людей, если вспомнить семейство Ноя.
А ведь все
мы ведем свое
происхождение от этого
человека. Иногда мы забываем о нем и обращаем
свой взгляд на Адама, но именно о Ное нам не следует забывать. Мы все принадлежим к его
роду и находились с ним в ковчеге, а там-то мы знали истинного Бога. Все
живущие на земле
люди являются потомками
этого праведника, что
делает их служение иным богам
особенно ужасным. Они
отвергли благословенного Бога,
чью милость 61 они испытали
в ковчеге и
из чьих рук
получили спасение. Мы
все стояли рядом
с Ноем у жертвенника всесожжения и
поклонялись истинному Богу. Поэтому
не стоит теперь ссылаться на Адамов
грех, ибо его
грех не обращал
нас в идолопоклонников: до
потопа не было иных богов. Когда
семейство Ноя покинуло ковчег,
люди вступили на землю, прекрасно сознавая, что это Господь даровал
им спасение. То было новое начало для
рода человеческого, начало нового мира. И вот в этот новый мир, которому Господь
явил Себя во всем величии и благости, вошло идолопоклонство. То был отказ
от Бога, Которого
они знали близко.
Отныне, если Господь пожелает
получить положенное Ему
по праву, Ему
нужно прежде низвергнуть всех других богов,
показать свое превосходство над ними, доказать
Свою любовь к собственному творению, чтобы
мы наконец покаялись
перед Ним и
осудили все иное.
Суть покаяния . обращение к Богу. После того как Бог явил Себя людям как их Спаситель, в противоборство
вступил дьявол. За достаточно короткое после потопа
время человечество позволило
сатане завладеть своим сердцем и заполнить
его иными богами. Тогда
Господь проявил необыкновенную милость и обратил взор Свой на
Авраама. Призвание Авраама имело
целью пробудить нас к покаянию, к которому призывает Господь, то есть
к осуждению всего
того, что занимает Божье место в наших душах. Мы приходим в тот же мир, куда Бог явился
как Спаситель и куда послал Иисуса Христа. Мы всегда можем
прийти обратно к Богу, Которого отринули.
Отринул Его не только Адам, мы
все отвернулись от Него, так что
первым и важнейшим
шагом назад к
истине является покаяние. Покаявшись, мы обретаем духовное зрение,
мы видим, что совершил для нас Господь.
Он переправил Авраама
на другой берег
реки, освободил его
от иных богов и даровал ему Исаака, так
что все народы могли получить в нем благословение от Бога, ибо Бог даровал нам Христа. Далее
мы читаем, что
народ Божий был
отправлен в Египет,
чтобы познать, как
благ Господь. В Египте они
познали Господа, но при этом, как сказано в книге пророка Иезекииля (гл. 20), они
оказались неиспавимы и
осквернили себя идолами
египетскими. Бог снова смилостивился над ними и
избавил их от руки фараона у Чермного моря.
Все то время, пока они блуждали по пустыне,
они узнавали все больше и больше о благости Божьей. Каждое утро они собирали
манну . свидетельство благоволения к ним Господа.
Все это послужило
им прекрасным уроком,
так что они распевали: "Господь крепость
моя и слава моя, Он был мне спасением". В
своей торжественной песни
(см. Исход гл. 15)
они провозглашали себя
Его народом, "который Ты
избавил". Мы должны познавать
природу Божью и Его милость к нам на собственном опыте; мы
все должны пройти через свой Египет и свою пустыню. Познание
Бога происходит постепенно. Сначала мы должны
покаяться перед Ним
и уверовать в
Господа Иисуса Христа, .
это отделит нас
от безбожного мира,
перенесет на другой берег реки и
отвратит от иных богов. Затем мы
должны испытать нечто подобное плену египетскому, чтобы
осознать, как благ
Господь. Я лично
не сразу ощутил на
себе благодать Божию, но
когда это пришло,
это было незабываемое ощущение, за что
я бесконечно благодарен Богу. Однако есть еще более важный момент: то,
что Господь пребывает рядом с нами в
Иисусе Христе. Ослепительное сияние благости Божьей,
отражающееся в лице прославленного Человека,
пронизывает все наши мысли, все наши чувства. Бог заклал Агнца непорочного, чтобы кровью
Его покрыть народ Свой и взять Себе в удел.
Господь накрывает, как птица птенцов своих,
народ Божий, чтобы защитить от неминуемой гибели, когда пройдет 62 по домам
ангел, несущий смерть.
Единственное место в
Писании, которое ссылается
на события той пасхальной
ночи, это Исаия 31, 5. Господь проходит мимо чад Своих, покрывает
их, избавляя от смерти смертью Христа, и говорит, что в них Его
благоволение. А далее Он ведет их
через Чермное море, полагает тьму между ними и их
преследователями и благополучно доставляет их на другой берег с песней на устах. Затем начинается их странствие по пустыне,
и Господь дает им ночью столп огненный, а днем . столп
облачный. Каждый израильтянин в любой момент
мог увидеть столп
сей и убедиться, что любовь
Божия оберегает их в пути. Это был
бедный, несчастный, грешный люд, но все
это время Бог
доказывал им Свою
любовь, давая им
воду из скалы, манну с небес; и одежда их не ветшала, и
ноги не пухли сорок долгих лет. Как
прекрасно осознавать любовь и благоволение Божие к
нам! Невзирая на то, что мы собой
представляем, Господь милостив к нам во Христе
Иисусе. И в этом . благая весть. Как возрадоваться в Господе, не познав
Его? Многие радуются
прощению грехов, принятию
их в семью Божью. Они
оправданы, и это великое благословение.
Нает его Господь, Который благоволит нам.
Далее
в стихе 8 речь
заходит о походе
в землю аморреев,
и Бог напоминает сынам Израилевым, как Он предал
врагов в руки их и истребил их в землях к востоку от Иордана; и как пришел
Валаам, чтобы проклясть
их, но благословил их, ибо так
повелел Господь. Так проповедано было
Царствие Божие. Валаам
сказал: "Господь, Бог
его, с ним,
и трубный царский звук у
него". Павел же проповедовал
Царствие Божие не только с благодатью, но и с силою: "Царство Божие не в
слове, но в
силе" (1 Кор 4, 20). И
Господь напоминает народу Своему о том,
что Он пребывал с ними в
силе: "И перед
вами никто не
устоял до сего дня". Итак, познали ли мы
Царство Божие? Осознали ли, что нет
такого желания плоти, которое бы мы не превозмогли
божественной силою? Каждый христианин
обретает силу следовать путям Господа и поступать
угодно воле Его, в этом . Царство Божие.
Далее Господь упоминает семь народов, с которыми
встретились израильтяне, перейдя Иордан.
"Но Я предал их в руки ваши, . говорит Господь.
. Я послал перед вами шершней,
которые прогнали их от вас, двух царей Аморрейских; не
мечом твоим и не луком твоим сделано это.
И дал Я вам землю, над которою ты не трудился, и
города, которых вы не строили, и вы живете в них; из виноградных и масличных садов,
которых вы не насаждали, вы едите плоды" (ст. 12-13). Это подобно тому, как Павел
(Еф 2) провозгласил для
верующих волю Божию.
Все, о чем
говорил Господь, сбылось; в
этом . наследие небесное. Бог перечисляет все,
что Он совершил среди
народа Своего и ему во
благо. Ни слова не сказано о том, как
при этом вели себя люди, только о том, какой плод в их душе
взрастили сила и благодать Божии.
Здесь говорится о том, как Господь послужил Своему
народу. Павел
же говорит о
своем служении Господу,
в котором он
не терпел неудач.
Когда Господь благословляет нас
на служение, все проходит гладко.
Господь дал нам свидетельство покаяния, свидетельство
веры в Господа Иисуса Христа, Он говорил о Своем благоволении к нам, проповедовал о
Царствии Божием, о божественной силе на нас и, наконец, о Своей воле и Своих замыслах. Он поделился с нами всем, что было у Него
на сердце, и что же? Он как бы говорит нам:
Я открыл Себя
вам, теперь решайте,
будете ли служить
Мне? Это весьма трогательный призыв.
"Итак бойтесь Господа,
и служите Ему
в чистоте и
искренности; отвергните богов,
которым служили отцы
ваши за рекою
и в Египте, а служите
Господу" (24,14). Это лестное предложение, Это . благая
миссия: иметь честь служить Богу. 63 Люди
так любят себя
жалеть, но жалобы
на судьбу не
прибавляют нам духовности. Только исходящее от Бога
поможет нам духовно вырасти.
Покаяние, например, вознесет нас до невиданных высот; оно
вознесет нас к Богу. Вера во Христа
Иисуса дарует нам необъятное . Христа Иисуса. А сколь обильна благодать Господня! . .
Царствие Божие даст нам силу Духа Святого и откроет замыслы
Божии. Все это вкупе укрепит нас в
Господе неимоверно. А для сатаны нет ничего более
радостного, чем подливать масло в огонь нашей неуверенности в себе, наших слабостей и
страхов, . что, конечно же, ни на шаг не продвигает нас по пути духовного роста. Этой мыслью . "Служите Господу"
. пропитана вся глава. Бог сошел к
нам по великой милости Своей,
чтобы сыны Его
послужили Отцу своему.
Это соотносится с
Евангелии от Иоанна (гл.4),
где Господь открывает
нам тайну служения:
если познаете благого
Бога, то возжаждете и будете
просить у Него воды живой. Если вы
познали Бога, то можете просить у Него всего, что
пожелаете. Это идолы только требуют
от нас жертв и подношений, ничего не давая взамен.
Ни боги, ни
кумиры никогда ничего
не дают своим
почитателям. На это способен только
Бог живой. Если
мы люди мудрые,
мы последуем за
Богом живым и
не свернем с
этой дороги. Господь
говорит: "Настанет время,
и настало уже,
когда истинные поклонники будут
поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет
Себе". Суть же
поклонения есть служение;
именно к этому
призывает Иисус Навин:
"Служите Господу". Служение
же Господу . это
не только благотворительность и
помощь людям. Проповедь слова Божия
.важная его часть, но не высшее
проявление. Высшее проявление
. это поклонение Богу. Иисус
Навин говорит людям:
"Сердце мое обращено
к Господу". Те
же слова в
речи Павла к пресвитерам
ефесским. Апостол напоминает им, что он пребывал среди них все эти годы, служил у них и
результат его стараний и вся жизнь его . у них перед глазами. Он как бы говорит им: "Вот
таков я; а каковы вы?".
Задумайтесь над этими словами.
Это к нам взывает наш Иисус
Навин, апостол Павел.
Он ввел нас
в наследие Божие,
одарил богатствами Господними, а теперь он
задает нам вопрос: "Так какие же вы?". Мы должны четко понимать, что все, кто
получил Святого Духа, познали Бога в милости Его. И Он обращается к
нам, опираясь на эти знания. Павел
вопрошает у коринфян: "Разве не знаете, что Дух Божий
живет в вас?"; у галатов: "Как вы получили Духа?". Они сбились с пути, запутались в делах
закона, поэтому он напоминает им о Духе.
Разве они не знали, что получили Духа от Бога? Он обращается и к ефесянам, которые по
великой милости и любви Господней познали, что есть
обновленный человек, что есть единое Тело Христово; узнали, как прийти к Отцу небесному единой общиной, в которой пребывает Дух
Божий. Павел говорит:
"Итак я, узник в
Господе, умоляю вас
поступать достойно звания,
в которое вы
призваны". Таким образом, Павел обращается
к нам на основании того, что мы знаем о Боге, и Бог обращается к нам на
основании того, что
мы о Нем знаем, ибо
если мы призваны,
значит нам известна благодать Божия. И мы не можем отмахнуться от этого
призыва, мы должны откликнуться на обращение Бога к нам,
если мы хоть немного любим Господа. Сихем .
это место, где
народ принял твердое
и бесповоротное решение
послужить Господу; он символизирует
дом Божий. Здесь мы читаем о том,
что, несмотря на все великие дела, которые совершил
для нас Господь, несмотря на всю Его любовь к нам, идолопоклонство 64 так и остается бичом
народа Божия, от которого необходимо отречься. Сихем . это то место, где Иаков закопал всех
идолов (см. Исх 35, 4). Иоанн в своем Первом послании дарит нам
наследие Божие, но, рассказав нам об истине и вечной жизни, он
предупреждает нас: "Храните себя от идолов!". В человеческом сердце
всегда таится нечто
такое, что мешает
ему в полной
мере наслаждаться общением
с Богом. Мы
не можем ни как следует
любить Бога, ни служить Ему. Какая
неблагодарность с нашей стороны . отвергнуть Того, Кто столько
сделал для нас,
Кто явил нам
Свою высшую любовь;
как ужасно променять
истинного Бога на
иного! Господь говорит
в Псалме 15:
"Пусть умножаются скорби у тех,
которые текут к богу чужому". Чужие
боги могут лишь умножить наши скорби,
поскольку они только
требуют, требуют, требуют.
Истинный Бог ничего
не требует, но, напротив,
дает и приумножает. Конечно,
в христианском мире
все это не
столь явно: вокруг
не высятся истуканы
из камня и дерева. В Послании к Галатам Павел пишет об
идолопоклонниках, но он говорит, что теперь люди приспособились
к иным способам закабалять себя. Мы
должны тщательно следить,
чтобы в нашей
жизни не возникали
элементы, быть мешающие нам
наслаждаться общением с
Богом. В этом
суть идолопоклонничества, в существовании "иного", "чужого". Мне
нравится первый вопрос
катехизиса Шотландской национальной церкви
и ответ на него: "Каков смысл существования человека? . Прославлять
Бога и
наслаждаться общением с
Ним на веки
и веки". В
этом есть нечто
величественное: прославлять Бога и, как
следствие, наслаждаться Им вечно. Если я не славлю Бога, я не могу служить
Ему, и, если я не наслаждаюсь общением с Ним, я не могу славить
Его. Дьявол вносит в нашу жизнь
идолопоклонство самого различного толка,
например эволюцию вместо творения. Это иной бог, и что он принесет
человечеству? Ничего. Или многочисленные религиозные обряды и
пышные церемонии, не
дающие человеку ощущения единения с
Богом, вместо одного скромного приношения, стоящего их всех. Сатана делает все, чтобы
человеческих рук или человеческого отвлечь наши мысли от Бога, помешать общению с ним. По этому признаку можно проверять все:
приводит ли это нас ближе к Богу или нет? Нужна ли нам
помощь Божия в наших делах, или нам некогда об этом думать? Если не нужна . значит,
это идолопоклонство. Всякое
дело требует Его
благословения, тогда оно будет праведным. В стихе 14 содержится дивный призыв:
"Итак, бойтесь Господа, и служите Ему в чистоте и искренности". Когда
нас призывает Господь,
противостоять Ему невозможно. Иесли мы откликаемся, нам
следует забыть о тех формальностях, с
которым и наше сознание связывает служение Богу.
Служить Богу . не
значит совершать обряды.
Апостол Павел говорил: "Которому служу
духом моим в благовествовании Сына Его". Несомненно, Павел служил Богу активно и энергично, но
главное, он служил Ему в духе . именно такое служение угодно Богу. К человеку, который
служит в духе священства, благоволит Господь. Тысячи людей посвящают себя служению Богу,
считая, что Господь их призывает, но так и не могут испытать
чувства удовлетворенности. Они не
уверены, что выполняют свою миссию так, как того желает
Бог. Удовлетворенность не возникнет
ни у Бога, ни у вас, если в сердце вашего служения
кроется шип идолопоклонства. Подобную картину мы
видим в конце Евангелия от
Луки. Так было
начато служение апостолов: сначала мы видим
группу не 65 слишком разумных
людей, но в
конце перед нами .
сообщество прославляющих и благославляющих Бога
священников. Иисус Навин говорит: "Я и дом мой
будем служить Господу", и народ отвечал ему: "Мы Господу будем
служить". Люди перечисляют все
то, что совершил для них Господь, и говорят: "Он Бог
наш". И тогда Иисус
предупреждает их: "Помните только о Его владычестве над вами; Он покарает вас, если
оставите Его и будете служить чужим богам". Нам тоже не следует об этом забывать. Мы все под Богом ходим. Божья благодать не отменяет Его требовательности
и строгости. Если
мы прогневаем Бога,
мы понесем наказание. Слово
"страх" не часто используется в
наши дни, но
все же мы
должны иметь страх
Божий, который бы
управлял нашим сознанием, а любовь
Божия будет управлять нашими чувствами.
Интересно, что Господь напомнил сынам
Израилевым о том, Кто Он и что для них сделал, и это слышал камень. Иисус Навин, собрав все колена Израилевы в
Сихем, заключил с ними завет, подтверждающий их полное владение
наследием, в
этом . кульминация всего повествования. Завет отражает замысел Бога, и он
постоянно пополняется. Каждый раз,
когда о нем
заходит речь, мы
видим, как туда
вписываются новые страницы.
Камень же устанавливается во
свидетельство этого события.
Иисус сказал: "Камень сей будет им свидетелем, ибо он слышал
все слова Господа". То есть это
свидетель со стороны Бога. Богу нравится заключать
заветы. Многие представляют себе завет как
взятие на себя
неких обязательств, которые
нам не под
силу выполнить. Но
все зависит от
того, какие это обязательства. Если мы связываем свою судьбу с Богом, то
это свобода. Всего было заключено семь заветов, и
все они исходили от Господа.
Естественная связь между Богом и Его творением была
разрушена грехом, поэтому
взамен нее потребовалось установить нравственную связь.
Это напоминает нам
о том, что
Господь благословен и
полон любви. Заключение завета .
прекрасное событие; Господь как бы говорит нам: "Придите ко Мне! А сила и
добродетельность нашего союза
будет лежать в
вашем знании о
Моей великой и всепоглощающей любви к
вам". Что может быть
прекрасней? И основа всему . то, что
мы познали Бога; это
подтверждается заветом и укрепляется во Христе Иисусе. В Книге пророка Исаии Господь говорит,
что Его завет есть Христос. Книга
Иисуса Навина заканчивается описанием
трех погребений: Иосифа, Иисуса и Елеазара. Этим Господь напоминает народу, что
замыслы Его окончательно
сбудутся только после всеобщего
воскресения святых. Он показывает
нам, что Иисус Навин не привел народ к покою. Слово Божие исполнится только через жизнь
и нетление, и, видимо, Иосиф в это свято верил. Он
понимал, что Израиль
пока не более,
чем сухие кости,
которым еще предстоит познать воскресение и вознесение. То,
что кости Иосифа
народ пронес через
всю пустыню, есть свидетельство того, что Господь
пронесет через века
и исполнит Cвое
обетование. Он заключил с народом завет,
но исполнится это завет лишь в жизненной силе и нетлении Христа, и мы должны понимать это
духом своим и жить в ожидании обетованного.
|