С.А.Коутс |
Комментарии к Книге Иисуса Навина |
|
|
|
|
|
ГЛАВЫ 16-19 Мне
кажется, что большинство людей имеют очень
смутное представление о
том, как можно насладиться
радостью от удела земли обетованной,
хотя все мы хотели бы прославить Бога и отблагодарить Его
за Его любовь и щедрость. Это и
делает Книгу Иисуса Навина столь интересной и
поучительной. Господь
дал нам слово
и честно исполнил
его, теперь нам
важно разобраться, как пользоваться плодами
этого обетования. Нам
надо научиться, как
вступить во владение наследием. Христианам досталось чудесное наследие.
То, что получили
в свое время
сыны Израилевы, . это лишь
тень того, что имеем мы. Павел пишет колоссянам, что Отец небесный
призвал нас к участию в наследии святых во свете. Многим
этого знания вполне достаточно. Мы знаем, что Господь благословил нас во Христе духовным
благословением в небесах,
но радуемся ли
мы этим знаниям? Как ни удивительно, но многие
святые Божии до сих пор не вступили во владение своим наследием, поэтому на сегодняшний
день самый актуальный вопрос: как это сделать? В
главах 13-17 рассказывается о том, как три колена Израилевы делили по
жребию земли на уделы.
В главе 13 говорится, что колена Рувимово
и Гадово, а
также половина колена Манасиина получили
свои уделы на
восточном берегу Иордана,
как обещал им
Моисей. В главах 15-17 сыны Иудины
и Иосифовы, то есть
колено Ефремово и другая половина колена Манасиина, тоже
получили в удел
положенную им территорию, что напоминает то,
как в начальных главах Деяний Господь
распределял апостолов по регионам.
В главах же 18 и 19 картина несколько
меняется. В главе 18
мы читаем, что
в Силоме устанавливается скиния собрания. Распределение оставшихся
земель между остальными семью племенами происходит там: Елеазар священник, Иисус, сын Навин, и
начальники поколений разделили коленам сынов Израилевых, по
жребию в Силоме. . . у входа скинии
собрания" (19, 51).
Теперь решение принимается не единолично
Моисеем или Иисусом; вводится новый элемент священничества, и все святые
приглашаются ко входу
скинии, чтобы присутствовать
при процедуре. Это очень важный момент, поскольку
после того, как времена апостолов прошли, нам остается полагаться только на суждения
священников. Эта часть книги Навина
актуальна не только для верующих тех дней, но и для нас с
вами сегодня; она учит нас, как правильно распорядиться доставшимся наследием. 45 Мы
уже говорили ранее,
что Иисус Навин
был ведом Духом
Христовым, подобно апостолам. А
сам он вел
народ к обещанному Богом наследию. Скиния
собрания, установленная на земле
обетованной, имеет прямое отношение к этому наследию, чего не было во время блужданий народа
по пустыне. В пустыне была скиния
свидетельства величия Божия, которая напоминала святым об их
положении в этом
мире, куда они,
все двенадцать колен, посланы свидетельствовать
о Боге. Теперь это относится ко всем
нам. Мы обитаем в этом мире не для того, чтобы только
растить детей и преуспевать в работе.
Мы здесь, чтобы напоминать людям о Боге и Его
могуществе. Скиния была установлена в
Силоме у всех на виду. Скиния . это место, где пребывает
Господь: "И устроят они мне святилище, и буду обитать посреди их" (Исх 25, 8). Если
мы собираемся устроить
обитель для Бога,
то все должно
быть сделано в соответствии с Его
запросами, . это очевидно. Скиния в
Силоме для сынов Израилевых была центром вселенной. Если Господь обитает
среди народа Своего,
мы должны относиться к этому с
благоговением. Когда мы входим в
церковь, мы снимаем шляпы, ибо
понимаем, что то есть дом Божий, и мы относимся к
нему с глубоким почтением. И это
правильно, хотя выражается в чисто
внешних проявлениях.
Конечно, это место, где
пребывает Бог, но Он не заключен в кирпичи и
перекладины. Он обитает в людях. В
нас с вами, объединенных Духом Святым, обитает Господь;
мы и есть Силом. Но
это место свято.
Мы не можем
нести туда ничего
порочного, нечистого. "Дому Твоему, Господи,
принадлежит святость на
долгие дни" (Пс 92, 5).
В свете всего
сказанного становится понятно,
что обрести наследие
можно только божественным образом. Каждому уготован свой
удел. Мы можем принять
его с помощью Духа Божия, не
взирая ни на
какие внешние препятствия. Решения принимаются по жребию, а жребий
находится в ведении Бога. Для того
чтобы насладиться полученным уделом, мы должны
во всем положиться на Бога. Каждое
колено получило свое в
соответствии с тем, как было решено в скинии. Но, придя на место, в землю обетованную, мы можем во
всей полноте ощутить радость приобретения.
Читая эти главы, вы не могли не обратить
внимание на тот факт, что при описании уделов непременно упоминаются не только земли
и города, но
и прилегающие к
ним села. Это перекликается с
Новым Заветом в
том смысле, что
Господь призывает нас
наслаждаться милостями Божиими сначала
во дворах и семьях, а потом уже в общинах и городах. Если не осознавать этого, то и
радоваться полученному в полной мере невозможно. Все начинается с малого. Дом,
семья . основа всего.
Если люди не
в состоянии радоваться в кругу семьи, значит, основание
всей конструкции ненадежно. На семье и
доме держится община, .
так говорит Господь.
Поэтому не случайно
в многочисленных апостольских посланиях церквам столько внимания
уделяется отношениям между
мужем и женой,
родителями и детьми, господами и
рабами. В тех
христианских домах, где
не наблюдается любви
и согласия, невозможна радость
обладания наследием. Существуют дома, в которых
соблюдаются интересы Господни
и где без
труда можно вводить Божьи принципы
общежития. Я испытал необычайное
наслаждение, посетив недавно одну семью,
в которой все . и родители, и дети, даже самые
маленькие, . могли свободно обсуждать свое духовное
состояние. Напоказ такое устроить
невозможно; просто для них это основа бытия.
Две-три таких семьи
могли бы составить
прочный костяк любой общины! В 46 Европе распространение христианства тоже началось
с отдельных семей.
Порядок в доме Божием зависит
от порядка в нашем собственном доме. "Ибо, кто
не умеет управлять собственным домом, тот
будет ли пещись о Церкви Божией?" (1 Тим 3, 5). Города, упоминаемые в перечне, как мне
думается, соответствуют поместным
церквам в Новом Завете.
Неслучайно Господь собрал
Своих святых в
городах: это было
сделано для того, чтобы
люди могли все
вместе радоваться полученному наследию.
Подумайте, ваши отношения с
окружающими позволяют ли
радоваться и вам,
и им? Не ощущая рядом
плеча наших братьев,
невозможно испытать эту
радость во всей
полноте. Благодаря самоотверженным стараниям
Павла и других
апостолов по всей
Иудее и даже
в языческих краях народилось
множество христианских церквей. Мы
читаем, что все общины пребывали в покое, а
Павел поддерживал и
ободрял их, и
то были сообщества святых. Таков Божий порядок, ничего своего мы
изобрести не можем. Иногда люди
думают, что они создали новый порядок по
собственному разумению; если
это и так,
то очень скоро
он все равно
придет в упадок. Надо четко понимать, что именно Богу мы
обязаны самим появлением наших общин.
Например, если один из жителей города
получает просветление Божие о том, каково его наследие и как им
распорядиться, первое, что он сделает, . пойдет искать другого верующего с подобным же
озарением. Думаю, ему не придется
долго искать. И как только их будет
двое, Это будет
уже не единичный
случай, а принцип.
Господь сказал: "Двое из вас". Вот
оно, необходимое минимальное число. Двое святых
уже могут идти
рука об руку
и вместе наслаждаться наследием
Божьим. Многие склонны недооценивать
тот факт, что все верующие принадлежат той
или иной общине.
Однако мы читаем,
что поместные церкви,
то есть "города", объединяются в группы, которые,
в свою очередь,
составляют колено и
далее . целый народ. А христиане из Македонии послали помощь
христианам в Галатии, узами любви Божьей соединились два
колена, два народа. Люди сами делают себя несчастными,
отказываясь от предлагаемого наследия и избирая свои пути. Наш выбор
всегда будет ошибочен. Мы должны полагаться на жребий, который укажет нам
верное направление. Другое
дело, если нас
подвигает Сам Господь.
Бог удалил Прискиллу и Акилу из Рима
в Коринф. Он позволил, чтобы вышло
императорское повеление, предписывающее всем
иудеям покинуть Италию. Господь
знал, что делал: Он
просто хотел, чтобы эти
два человека поселились в Коринфе и
основали церковь. Если мы
подумываем о переезде, мы должны спросить
себя, а поспособствует ли он развитию
местной общины. И вообще, эта
ли мысль занимает
нас, когда мы
строим наши планы?
Помним ли мы
о полагающемся нам
наследии?
Самовольничать в таких
вопросах не стоит;
поскольку в Писании постоянно
говорится о том,
что Господь поставил
того или иного
человека в определенном месте
с определенной целью.
Левитам была отведена
особая роль; им
не давалась свобода
выбора, что делать
и какие обряды
совершать в скинии
завета Господня. Каждый совершал
предписанную ему лично работу, во всем подчиняясь Аарону или Елеазару. "Все в
руках Божиих". Можем
ли мы утверждать, что именно по
воле Божьей мы
сейчас находимся там, где
находимся? У
нас не должно возникнуть никаких
трудностей, если Господь
задумал переселить нас куда бы
то ни было.
Проблемы появляются тогда,
когда мы повинуемся лишь
собственным желаниям. Если
мы поселяемся где-то
по воле Божьей,
мы чувствуем связь
с местными братьями, а
значит, можем радоваться обретенному
наследию. Если же
мы переехали по 47 собственной воле,
насладиться своим уделом
нам не будет
дано. Так что
вам больше по сердцу? Вся
наша система ценностей, опираясь на которую
мы принимаем решения, подвергается
проверке. Наша семья, наша
церковь, связь ее
с другими общинами, . все это должно основываться на
знании о том, что Господь Бог обитает среди народа Своего; это Он свел нас
всех вместе, чтобы
мы могли разделить
друг с другом
радость от обладания долгожданным
наследием. В конце главы 2 Послания к Ефесянам мы читаем о крепком единении святых;
далее в главе 3 апостол
Павел рассуждает о
том, как это
прекрасно . пребывать всем
вместе в Духе Господнем, а
в главе 4 мы
видим людей, исполненных смиренномудрия,
кротости, долготерпения и
любви. Потом мы узнаём, что
"каждому из нас дана благодать по мере дара Христова". Как
это прекрасно! Далее в этой же
главе говорится, что
церковь получает приращение "при
действии в свою
меру каждого члена". Наследие Божие столь
велико, что никто не
остается без удела,
в котором он
должен трудиться и
обладанием коего . наслаждаться. Как
я понимаю, мы должны
принять ту благодать, которая полагается нам,
и действовать соответственное ей, чтобы совместно
совершать божественное служение
и радоваться своим
уделам. К
сожалению, сейчас мы
переживаем последствия некоторых
перегибов, явившихся следствием Реформации. В те времена
церковь настолько погрязла
в идолопоклонстве и коррупции, что многие
набожные верующие, не желавшие иметь с ней дело, впали в крайний индивидуализм. Они слишком большое ударение стали делать
на личном и личных радостях, так что
идея единства всех
святых выпала у
них из поля
зрения, и они
пошли по пути формирования независимых церквей. Но Господь
желает, чтобы все
верующие были одним целым, поэтому
мы должны вернуться
назад, в свет
божественной истины единства
в Духе Христовом, и тогда мы
сможем в полной мере насладиться наследием.
Если нас не переполняет великая радость, значит
что-то стоит у нас на пути. Мы должны осознать, насколько велик и
могуществен Бог. Мы появляемся на
свет там и тогда, где и
когда это решает
Господь. Если мы идем по
жизни в страхе Господнем, то Он
приведет нас в ту общину,
где мы сможем насладиться наследием в кругу близких вам по духу людей. Иисус Навин делил земли по жребию: каждому
колену . свой удел. В этом состоял замысел Божий, и мы
должны это четко понимать. Не стоит
пытаться подогнать Божью волю под собственные желания. В Послании к Римлянам нет учения
о церкви, но в
конце его мы находим рассуждения, которые напрямую перекликаются с Посланием к
Коринфянам, где говорится о
положении церкви во
время странствования по
пустыне, и с
Посланием к Ефесянам, где
мы читаем о
положении церкви после
перехода через Иордан.
Когда мы заканчиваем чтение
Послания к Римлянам, создается впечатление недосказанности, как будто позади состава свисает
свободный конец, чтобы прикрепить к нему еще один вагон. Так вот,
Послание к Ефесянам и
есть этот следующий вагон. В конце его
дается подтверждение мыслей, высказанных в письме
римлянам: личная радость верующего будет не в радость вне пределов общины Христовой. Другая
деталь, бросающаяся в
глаза, когда мы
читаем о распределении земель, это нечеткость границ.
Мы видим, какой
огромный участок достался
Иуде, по сравнению
с Симеоном. Это, должно быть,
было большим испытанием для сынов Симеоновых, испытание их любви к своим
братьям. Такие проверки на прочность
угодны Богу, и Он постоянно ставит 48 Свой народ в подобные
обстоятельства, чтобы люди могли проявить любовь и милость друг к другу. Если
мы не в
ладах со своими
ближними, то вряд
ли справимся с
вещами высокодуховными. Таким
образом, нечеткость границ
наследия дает нам
возможность укрепляться в любви, "со всяким
смиренномудрием и кротостью и
долготерпением, снисходя друг к другу с любовью,
стараясь сохранять единство духа в союзе мира" (Еф 4, 2-3).
ГЛАВА 20 В Священном Писании Господь не только раскрывает людям Свои мысли, что было бы вполне естественно, но и делает
предсказания о событиях
в высшей степени
невероятных. Разве не невероятен тот
факт, что сыны Израилевы убили собственного Мессию? А то, что это было сделано
неумышленно, делает убийство еще более печальным. И хотя Петр
сказал сначала: "Пригвоздив руками
беззаконных, убили", потом
он добавил: "Сделали это по неведению" (Деян 2,
23; 3, 17). Но как ужасно, что Богу
приходиться мириться с тем, что Его народ мог
совершить подобное деяние, .
пусть даже по
неведению. Сам Господь
Иисус говорил: "Не
знают, что делают". Ужасно, что Ему
пришлось произнести эти
слова, но так сбылось самое невероятное
предречение Божье. Так или
иначе, этот случай имеет значение не
только для израильтян, но
и для нас с вами. Мы должны понимать,
что вступление во владение наследием и наслаждение
им в кругу единомышленников не пройдет гладко. Мы должны быть готовы к несовершенству
мира, но невзирая на обстоятельства поступать как угодно Богу. Человек,
убивший своего ближнего
даже без умысла,
лишался права обитать
в своем уделе, а мстящий за кровь
мог преследовать его, чтобы свершить суд.
Иными словами, убийца уже не
мог радоваться наследию
Божию. А мы
с вами? Не
утратили ли мы
способность радоваться наследию, ведь
за свою жизнь мы совершили множество проступков, хотя многие . и без умысла. Если мы хотим вернуть себе радость бытия,
мы должны пойти по, казалось бы, невероятному пути, раз
обычный путь для нас уже закрыт. Этот
невероятный путь есть города убежища. Когда сыны Израилевы распяли своего
Мессию, они лишились права на наследие и Божье благословение. Апостол Петр во второй и третьей главах
Деяний очень подробно объясняет им это, и
Павел, обращаясь к
иудеям в Антиохии,
говорит то же
самое. И Петр,
и Павел открывают этим
людям ворота в
город убежища. Это
показывает, как милостив
Господь, готовый простить
людям самое ужасное
преступление, если оно
совершено по неведению. Мессия, принесший к
народу любовь и благодать, был
поруган и распят, но верный
завету Бог не отвращает народ
сей от обетованного наследия. Петр
делает ударение на дары Духа, а Павел говорит о том, что
люди слишком самонадеянны, если рассчитывают на жизнь вечную. Благодать Духа и вечная жизнь будут доступны им
лишь в стенах города убежища, куда они должны прийти как
беженцы, лишившиеся крова. Распятие Иисуса Христа . грех на совести
иудеев, но грехи христианина тоже имеют к этому отношение. Когда мы грешим, мы отвергаем от себя Духа
Святого, а это и есть распятие Мессии. Вся жизнь народа Божия строилась на вере в Мессию; умертвив Его,
они лишились всего. У христиан же упование . Дух Святой;
отвергая Дух Святой, мы отвергаем благодать. В этом
заключается суть прегрешений христианина.
Святой Дух оказывается отвергнут и 49 поруган, . пусть по
неведению, но последствия этого весьма ощутимы. Однако Господь добр, ибо принимает
во внимание неумышленность наших поступков! Он
видит, что народ
Его согрешил, что Духом
Святым пренебрегли и наследие отныне недоступно, но Он понимает, что эти люди
не знают, что
делают, а потому
Он открывает им
ворота в города
убежища. Мы должны смириться
с тем, что
радость обладания уделом
возможна теперь лишь
в строгих рамках: в пределах
городских стен. В
Числах (ст.35, 26-28) сказано:
"Если же убийца
выйдет за предел
города убежища, в который он убежал, и
найдет его мститель за кровь вне пределов города убежища его, и убьет убийцу сего мститель за
кровь: то не будет на нем вины кровопролития. Ибо тот должен был жить в
городе убежища своего
до смерти великого
священника".
Вероятно, смерть великого священника говорит нам о
том, что положение Иисуса Христа как Первосвященника невечно. Сейчас Он
восседает одесную Отца,
но грядут перемены. Скоро все изменится, и, когда Христос будет Священником на
Своем престоле, как предрекал
пророк Захария в
главе 6, то сняты будут
с сынов Израилевых всякие
ограничения, и они
спокойно смогут наслаждаться наследием Божьим. Так и мы, когда будем вознесены на небо,
сможем наслаждаться небесным наследием без
всяких ограничений. Города
же убежища призваны
донести до нас определенную мысль и
поставить нас, хоть и ненадолго, в жесткие рамки. Мне
думается, во Втором
послании к Тимофею
Павел вырисовывает образ
города убежища. Дело
в том, что
многие христиане к
тому времени переродились и опустились, сделались более
самолюбивы и сластолюбивы, нежели боголюбивы; они
совершили много такого, что
идет вразрез с
правом на наследие. А
потому апостол говорит:
"В последние дни наступят времена
тяжкие". Как же
людям насладиться своими
уделами? Прежде всего
нам нужно спросить
себя, а хотим
ли мы этого, и
если да, то мы
должны быть готовы
бежать в город убежища. Когда все указывает на то, что церковь в
упадке, как это было в Ефесе, раздается призыв к покаянию. Прихожане могли впасть в это состояние
неумышленно, но оставаться в неведении после того, как Господь
обратил их внимание на положение вещей, они уже не могут. Если мы продолжаем упорствовать в
своем, пусть неумышленном, грехе после того, как Господь указал нам на него, этот
грех становится умышленным. Когда Бог проливает свет на
состояние дел, люди, слышавшие
Его слово, разделяются на две категории: тех, кто, услышав,
покаялся и направился в город
убежища, и тех, кто пропустил все мимо ушей и не тронулся с места. Но упорствовать им в их грехе предстоит недолго: пока не
настигнет их мститель за кровь. Это касается и
христиан, которых ожидает
скорый и строгий
суд. Сколько требуется
дерзости, чтобы, услышав
слова обличения из
уст Божьих, не
отворотиться от греха!
Так поступили иудеи: воспользовавшись спасительным
кровом в городах
убежища, они вернулись
назад, чтобы совершить, и вновь по неведению, еще более ужасное злодеяние . распять Сына
Божия. Города
убежища все находились в уделе левитов,
что говорит само
за себя: они
были отмечены печатью служения
слову Божьему, что имеет прямую связь с учением апостолов. В последние дни
Господь обратил к
народу слово Свое,
и города убежища
стояли островками духовности в
окружающем их море
греха и ереси.
Из них исходил
свет истины. Так
же и Павел излагал
свою доктрину Тимофею,
чтобы тот донес
ее до всех
верных. Павел высоко поднял авторитет Священного Писания и уделил большое внимание наставлению в слове.
В этом . задача городов
убежища. Христиане же из Асии, по
словам апостола, покинули этот 50 спасительный кров,
отвергли учение и
повернули назад. И
во Втором послании к
Тимофею Павел говорит о том, что
все, отринувшие Бога и отклонившиеся от пути Его, подлежат суду и исправлению в жестко
установленных рамках. И
эти рамки стоит
рассматривать не как лишения и
несвободу, но как высшую честь. Разве не чудесно вдруг
оказаться в месте, где вы полностью защищены от всякого зла? Нам, христианам, приходится туго в этом
мире под бременем
теснящего нас зла.
Мы стонем и ропщем, ибо нет таких
дверей и засовов, которые могли бы оградить нас от враждебных сил. Мы в
весьма затруднительном положении. Каждый раз, подводя
итог уходящему году,
мы обнаруживаем в своих
поступках все новые и новые ошибки.
Почему? Да потому что город, в
котором мы живем, не
имеет укреплений; он совершенно беззащитен перед внешней угрозой. В
городе же убежища
человек получает то,
чего ему так
не хватало. Левиты
и священники, служившие
всему народу Израилеву, построили эти пристанища, доступные всякому беженцу. Живущие
в городах убежища
не знали горя: они питались от плодов земли, сами
ее не возделывая, ибо в эти
города приносилась десятая
часть всего окрестного урожая. В Книге пророка Малахии мы читаем, что
открыты были отверстия небесные, и они открыты по сей день. Через них Господь посылает нам Свои благословения, причем они
столь велики, что нам просто некуда их принимать. Люди постоянно просят себе больше и больше
благодати, но мне
кажется, мы, скорее, должны просить о
месте, куда ее складывать! Об
обширности и богатстве
наследия слуги Божии
проповедовали много и
в больших подробностях, так
как же после
этого можно ощущать
себя взаперти? Да,
внешне наша свобода ограничена, но
внутренне перед нами открывается мир без границ. Мы можем слушать проповеданное слово,
участвовать в священных
обрядах и чувствовать себя частью единого вселенского братства. Полная свобода в
духовном плане и
некоторые ограничения в
плане житейском . таковы
принципы обитания в городах убежища.
Старейшины города . люди, несущие
ответственность за все, в нем происходящее.
Они принимают всякого,
ищущего у них спасения, и решают, предоставлять ли ему убежище. Они рассматривают его дело,
тщательно изучают детали,
проверяют, действительно ли в поступке человека не
было злого умысла.
Те, кто просит
у них защиты, .
люди, осознавшие, что сотворили нечто
противное Господу. За
последние сто с
лишним лет множество
христиан пришли к такому же заключению, благодаря милости Божией и наставлениям в слове. Они совершили непотребное, но
по неведению, и теперь желают исправиться и искупить вину. Человек, по пятам которого гонится
мститель за кровь, не станет задерживаться на своем пути ко
спасению и прибавит
шагу. И христианам следует более остро
ощущать за спиной приближение
опасности. Чаще всего мы не осознаем,
что отринули от себя Духа Святого, что ослушались указаний
Божьих, что многие наши поступки все больше и больше удаляют нас от Господа, не
позволяя ощущать радость
от обладания наследием. Столь легкомысленным отношением к столь
серьезным вещам мы подвергаем опасности и себя самих, и окружающих нас братьев.
Осознав все это,
мы непременно поспешим
укрыться в спасительном городе убежища. Нам нередко встречаются верующие, которые
совершают свои ошибки из-за того, что им не достает света истины,
. но именно столько света дал им Господь.
Мы относимся к таким людям с
сочувствием и пониманием, благодаря Бога и
за тот неяркий
свет, что стал
им доступен. Но если мы приносим им более мощный
светильник: рассказываем о самых главных 51 истинах . величии
Христа, сошествии Духа,
значении церкви, . и
они не принимают
его, намеренно отворачиваясь от протянутой руки
помощи, то их
положение резко изменяется. Поэтому так важно нести
людям свет. Современных христиан
можно упрекнуть в том, что они намеренно отвергли тот
свет, что предлагал им Господь Бог.
Они предпочли дорогу во мраке, прямиком ведущую на суд
Божий всех отступников. Их положение
чрезвычайно серьезно. ГЛАВА 21 В
этой главе . кульминация всей книги. Левитам здесь
выделено особое место среди сынов Израилевых, что весьма примечательно. Елеазар упоминается
раньше Иисуса Навина, что позволяет
сделать вывод, что
статус священника играет
весомую роль в
распределении наследия и является
гарантией всего, к чему благоволит Господь.
Если в каком-либо событии участвует священник, это означает, что
данное событие угодно
Богу: "Будет он
священником Мне". То, что положено Богу, неизмеримо больше,
чем все наследие обетованное. После
того, как все земли были
поделены и города убежища благодатью Божией определены, мы подходим к главному:
священники отводят причитающееся Господу.
Священники и левиты олицетворяют собой
Богово. Земли не
являются для нас
самоцелью, они только
средство достижения высшего
идеала. Все милости
и богатства, дарованные человеку Богом, не являются конечной целью,
они лишь способствуют ее достижению.
А цель
заключается в том, чтобы Бог пребывал среди людей. Эти сорок восемь городов для жительства левитам, о которых
идет речь в
главе 21, были распределены между всеми коленами
Израилевыми. Левиты представляли
собой Богово, а потому не участвовали в общем делении земель.
Практически все упоминания левита в Священном Писании так
или иначе подчеркивают тот факт,
что ему не положено было собственного удела. Его
предназначение было неизмеримо более
высокое, и это становится ясно с самого начала. "Освяти Мне каждого первенца", . говорит Господь. Вот кто такие левиты: Бог взял колено Левиино вместо всех первородных, и
они были отделены
и освящены для
Господа. Левиты и
города их . это Богово, а остальная часть
наследия . наша. Левиты,
как представители всех
первенцев и сообщества первородных на небесах, подтверждают Божие
благоволение к священству. Между
статусом священника и положением сына есть много общего. В Послании к Ефесянам мы читаем о
"богатстве славного наследия Его для
святых" (Еф 1, 18). Богу
положен Свой удел,
Свое наследие, и,
наверное, Господу гораздо более радостно от
того, что Ему причитается, чем нам с вами от того, что причитается нам. Мы с благодарностью наслаждаемся милостями
Божьими, ибо для живого существа нет ничего более
прекрасного. Но на этом дело не
заканчивается. Когда
в Силоме установили скинию собрания, это
стало местом, где
собирались все колена и где проходило
разделение наследия. Города левитов
тоже можно рассматривать как места собрания. За последние сто
с лишним лет
Господь совершил нечто
подобное и в современной церкви,
превратив ее в скинию собрания, где прихожане могли получить как свою часть наследия,
так и понимание
того, что принадлежит, собственно, Богу и
как оно может послужить Ему. Левиты тоже были отделены от остального
народа Божия, чтобы служить Ему. Наш Силом . Иисус
Христос, ибо название этого города
переводится "Право
имеющий". 52 Поскольку Он и есть то
место, к которому все мы стремимся, то и удел, который мы получаем от Бога, возможен только
через Его посредничество. Когда мы до
конца понимаем, что такое Силом, тогда становится
ясна и роль левитов и городов убежища.
Города
для левитов располагались среди уделов других
колен Израилевых .
по нескольку в
каждом уделе, так
что были доступны
любому израильтянину из
любого уголка любого удела. Тем самым Господь хотел показать людям,
что существует нечто более важное и ценное, чем
наследие. Нам с
вами не стоит
об этом забывать.
Люди слишком эгоистичны, даже речь идет о божественной благодати. Когда я, будучи еще весьма молодым
верующим, делал свои
первые попытки обращаться к народу, я
заметил, что большинство людей с интересом слушали о том, что ожидает их в
Царствии Божьем, но нетерпеливо отмахивались всякий раз,
когда речь заходила
о причитающемся Богу. А
ведь левитам в Писании
уделено серьезное место,
ибо они отделены
были для Бога
(см. Нав Н 13,
33; 14, 3;
18, 7). Именно говоря о
левитах, Господь поясняет
нам, что есть
нечто лучшее, чем
обетованное наследие. Давший наследие превыше
Своего дара, и всесожжения . удел Его.
Священство есть удел Его; и все, что имеет Бог,
неизмеримо более ценно, чем то, что имеет человек. Сынам Аарона досталось тринадцать городов,
а прочим сынам Каафа . только десять.
У левитов было
две задачи, как
сказано во Второзаконии (ст.
33, 8-10): "Туммим Твой и
урим Твой на святом муже
Твоем, которого Ты искусил в Массе. . .
Учат законам Твоим Иакова и заповедям Твоим
Израиля, возлагают курение
пред лице Твое
и всесожжения на жертвенник Твой". Эти задачи . учить и возлагать
жертвы. Последние
три стиха данной
главы подводят своеобразный итог: все земли
были распределены, все враги
повержены, не осталось ни слова не исполнившимся. Главное теперь . дать Богу причитающееся
Ему по праву, и тогда ничто не останется незавершенным, и мы испытаем радость от исполнения наших духовных запросов. Левит всегда имел перед глазами образ Бога
и поступал, как
угодно Богу. Уча людей заповедям и законам Божиим,
совершая всесожжения, он
думал лишь о
том, чтобы доставить
удовольствие Господу, и
в этом суть
и смысл его
существования. Настоящее счастье
и переполняющую нас
радость мы можем испытать, только
если совершим деяние,
воистину угодное Богу.
В настоящее время существует четкая
тенденция к тому,
чтобы умалять роль
левитов в жизни
верующих. Но истина Божья
должна доноситься до
людей через наставления и поучения, а
для этого требуются услуги левитов,
ибо именно они "учат законам Твоим" и приносят жертвы, . и то, и другое в угоду Господу. Авраам
понимал, что существует нечто более важное,
чем земля обетованная, ибо он отделил десятину
Мелхиседеку (см. Евр 7).
Великий сосуд завета,
человек, которого Сам Господь пообещал
одарить великим наследием, осознавал эту простую
истину. Когда он повстречался со
священником Бога Всевышнего, он немедленно отделил ему десятую часть от всего, что имел. Служить Богу для Авраама было важнее, чем
обладать наследием. Это должно быть важнее
и для нас.
Зачем мы приходим на
молитвенные собрания? Получить немного утешения по окончании
испытаний? Мы его, конечно, получим,
но неужели это все? Надеюсь, что нет. Мы приходим сюда, чтобы послужить
Богу угодным Ему образом, чтобы
осуществить Его замысел и воздать
достойную Его хвалу. А затем, разделяя друг с другом Вечерю
Господню, давайте не будем забывать, что это . высшее проявление любви Божией к
нам. Сам Христос призывает нас
к этому, говоря: "Вот 53 Тело Мое, которое
за вас предается," . за нас!
"Сия чаша есть новый
завет в Моей Крови, которая за вас
проливается," . за нас! И если
мы всегда будем об этом помнить, мы тем самым будем совершать служение
Господу и сможем взойти к Иерусалиму.
Мы оставляем позади себя все земное,
преходящее и идем
послужить вечному всемогущему Богу. Посмотрите, как
в Послании к Ефесянам описывается то почетное
место, которое занимает
Господь. Нам всем стоит внимательней
его изучить, чтобы лучше разобраться
в этом вопросе. Все мысли и идеи, изложенные в послании,
призваны убедить нас в том, что нам следует воздать славу Господу в Церкви во
Христе Иисусе во
все роды от
века до века.
Богу надлежит дать
то, что Ему причитается, а для этого
нужны левиты, . вот в чем кульминация всей книги Иисуса Навина. Хорошо, если мы понимаем, о чем поем,
произнося слова гимна "Пред нами . вечность". Святые, собравшись вместе в церкви,
должны понимать, что
перед ними, действительно, открываются врата
вечности. Господь же
обязательно получит, что
Ему причитается, и порадуется радостью
неизреченной, которой нет конца. Нам
пора уже задуматься об отношениях, которые
сложились у нас
со Христом, но разобраться в
этом мы сможем
лишь тогда, когда
посмотрим на это
с точки зрения благоволения
Божьего. Когда мы преклоняем колени в
тиши и покое, мы чувствуем, как нас покидают наши заботы и горести, и тогда мы можем
говорить с Богом о той радости, что Он имеет во
Христе. Увы, так
бывает далеко не
всегда. Чаще всего
мы молимся о
наших собственных проблемах, о
духовных терзаниях, о душевных
тревогах, о своих желаниях;
все это трудно назвать
служением, угодным Богу. Если же вы
сумеете поговорить с Ним о Христе, Сыне Его Возлюбленном,
значит, есть в вас нечто от левита и вы отделили ему город из удела своего. Поскольку все мы люди невероятно занятые,
нас постоянно одолевает множество забот.
Даже когда
мы приходим помолиться, в нашем мозгу
возникают тысячи мыслей,
которые отвлекают нас от
Бога. Но для этого и существует
Священник: он помогает нам справляться со слабостями, Он может освободить нас от непомерного груза. Я испытал
это на собственном опыте: я
приходил к Господу
с миллионом проблем,
а через полтора
часа уходил от
Него, стыдясь, что я считал их
проблемами. Мы должны попытаться встать на позиции
левитов: они в первую очередь думают о том, что Богово,
и смотрят на
людей с точки
зрения благоволения Господня. Именно так проповедовал апостол Павел. Ему удавалось
"совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие
приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу" (Рим 15,
16). Павел жаждал отдать Богу
Богово. Павел был
настоящим левитом. Однажды молодой человек
рассказал мне, какое впечатление на него произвел некий уличный проповедник: "Мы
тоже часто проповедуем на площадях, но
делаем это с выгодой для человека, а этот
выступавший старался для Бога".
Его это потрясло до глубины души, и так он обрел свой город
левитов. Мысль
о покое возникает
в Книге Иисуса
Навина трижды и
все три раза
в разных контекстах. Первое
упоминание было сделано
в связи с
поражением врагов: отныне
земля успокоилась от
войны. Второй раз дал им Господь
покой по разделении земель, а третий раз . в конце
главы 21, когда и
левитам были выделены
их города. Таким
образом исполнилось обещанное Господом дому
Израилеву. Враги разбиты, земли
распределены, и, самое главное, сделано приятное
Богу. Священники и левиты становятся
отныне визитной карточкой Израиля. Свершилось задуманное
Господом. 54
|