С.А.Коутс |
Комментарии к Книге Иисуса Навина |
|
|
|
|
|
ГЛАВА 3 Теперь иудеи двинулись вслед
за Иисусом Навиным, дошли до Иордана и остановились там на три дня. Можно предположить, что за это время воины
настроились на бой, укрепили свой дух.
Бог не заставляет людей действовать спонтанно, . наоборот, Он дает
им возможность обдумать свои
действия. Это справедливо, особенно в
отношении духовного, где важна внутренняя
убежденность в правоте предстоящего шага.
Из первой главы мы знаем, что эти три дни
были посвящены заготовке пищи в дорогу: "И дал Иисус
повеление надзирателям народа
и сказал: .
. .заготовляйте себе
пищу для пути, потому что спустя три дня
вы пойдете за Иордан сей" (ст. 10-11).
Речь идет не только о еде, но и о
духовном хлебе, ибо
истощенные духом воины
далеко не продвинутся. Три дня они готовили свои сердца, и
то же должны сделать мы, чтобы понять смысл их похода. Вспомните, Христос говорил: "Разрушьте храм сей, и Я в три дня
воздвигну его" (Ин 2, 19), и еще: "Сын Человеческий будет
в сердце земли
три дня и
три ночи" (Мф 12, 40).
Савл увидел небесный свет, входящий
в его сердце,
и ему потребовалось три дня подготовки, прежде чем он
стал Павлом . в течение этого
времени он был слеп, ничего не ел и не пил, а лишь молился. Я не говорю, что он собирался
пересечь Иордан, но его духовный поступок был не менее важен: он собирался перейти из
царства плоти в царство Духа.
Глубокое погружение в себя, уединение и молитва помогли ему
полностью прочувствовать предстоящую перемену. Таким образом, "три дня" оказывается
особым периодом. Мне кажется, что
Господь часто возвращается к идее "трех дней". И то, что в самом начале Своего служения
(Ин 2) Он говорит об этом, доказывает, что уже тогда Он хорошо знал,
что Ему предстоит переход из смерти в жизнь через воскресение. По
истечении трех дней
иудеям предлагается обратить
взор на "ковчег завета Господа, Бога вашего" (ст. 3). К
тому времени они
уже готовы принять
Христа как Личность и следовать за
Ним. Духовный путь
зависит от того,
какое место в
сердце каждого занимает Христос (ковчег Господа),
ибо сказано: "Идите за Ним" (ст. 3). Мне
думается, первая глава
Евангелия от Иоанна
говорит о том
же. Господь Иисус предстает там
как Агнец Божий,
как Берущий на
Себя грех мира, .
таким образом, первоначально решается
вопрос жертвенный, а потом уже
личностный. Когда на другой день Христос опять
шел навстречу Иоанну
с учениками, Иоанн сказал: «Вот Агнец
Божий». И, «Услышав от
Него сии слова,
оба ученика пошли
за Иисусом». Мне
кажется, Дух Божий говорит нам,
что Сын Божий
двигался от жертвенного, имеющего отношение ко
греху, к духовному и
вечному, и этот
переход символизируется в
пересечении реки Иордан.
Он 10 переходит с одного берега
на другой. Жертвенный берег остается
позади, и ученики, услышав слова Иоанна, следуют за
ковчегом. Не
стоит упускать из
виду, что народ
Израиля имел ковчег
завета, который вел
их по пустыне в течение
тридцати восьми лет. Бог желает,
чтобы Христос сделался для нас таким же бесценным ковчегом. Этот замысел возник
с первыми лучами
света, которым воссияло Евангелие в
душах наших. Мы
думаем о спасении,
прощении и благодати, а Господь Бог думает о том, как
обратить нашу любовь на Несущего нам эти спасение, прощение и благодать. Христос есть ковчег
завета; в Нем . всё, что нам необходимо знать для того, чтобы научиться любить и ценить Его и
ловить каждое его движение, каждый шаг.
Далее,
в Послании к Евреям Христос предстает перед
нами во всем
величии, чтобы мы могли в своей любви и
привязанности прийти туда, где пребывает Он, прийти с земли на небо. Можно бесконечно долго
слушать прекрасные проповеди, но так и не сдвинуться с места. Нам часто напоминают о беседе Иисуса
с учениками в
Евангелии от Луки
(ст24). Учитель, не узнанный ими, произнес потрясающие слова. Все Писание
открылось перед ними, но они не сделали и шага. Лишь
когда Он Сам явился им, они. наконец, отправились в путь. Он повел их по дороге,
ведущей к богоявлению в воскресении. Он
довел их до
места, где им оставалось сделать один шаг, и глаза
их открылись бы, и они познали бы Его.
Многим из нас не хватает этого последнего
прикосновения, чтобы увидеть ковчег.
Без Христа нам не понять, что такое Иордан. Нам
надо больше размышлять над Евангелиями, и
их чтение принесет
нам больше пользы, если мы будем
делать это там, где только и можно размышлять над словом Божьим, . в Святом-святых. Если мы хотим
читать Евангелия духовными
глазами, то по
замыслу Господню делать это мы
должны именно там, так как Евангелие для нас есть ковчег завета. Разные определения ковчега, которые мы
находим в главах перекликаются с Евангелиями. Например, 3,11 это
"ковчег завета Господа
всей земли", что,
без сомнения, соответствует Евангелию от
Матфея, где говорится
о многих народах, и во Христе
каждый народ обладает определенными правами.
Далее в 4, 15-16 написано: "И сказал Господь
Иисусу, говоря: Прикажи священникам,
несущим ковчег откровения, выйти из Иордана". Это перекликается с Евангелием от
Марка, где мы читаем
откровение Божие, данное через
посланного Им Сына Божия. В 3, 3 читаем: "Когда увидите ковчег
завета Господа, Бога вашего".
Это, по-моему, соответствует Евангелию
от Луки, в
котором рассказывается о
великой благодати Божьей, познаваемой нами через
завет с Богом; в этом Евангелии благодать Господня предстает перед человеком во всей своей
полноте. "Когда весь народ перешел Иордан, тогда перешел и ковчег завета Господня". (
или в некоторых
списках просто "ковчег Господень")
Это определение ковчега перекликается
с Евангелием от Иоанна. Вполне логично, что в различных
определениях, данных ковчегу, отразились разные его свойства. Во всех четырех Евангелиях нашли отражение
все его аспекты, все то, что уготовано Богом для человека во
Христе. И, как я уже говорил, лучшее
место, где можно поразмышлять над этим,
есть Святое-святых, место,
где можно созерцать
ковчег завета. У
нас с вами
есть некоторое преимущество
перед израильтянами. Все эти разные
названия не в силах полностью передать весь замысел
Божий: сынам Израилевым не позволено было входить в Святое-святых, в то
время как в
наши дни любому
блуждающему по пустыне
может представиться возможность вступить туда
в любой момент. А что там надо
делать? Созерцать ковчег. Это единственный предмет,
открывающийся взору в Святом-святых, . ковчег да крышка на нем. 11 Внутри ковчега заключены
завет и откровение (идеальный
набор), . так благодать Божия во Христе Иисусе, согласно
божественному замыслу, может излиться на человека. Человеку
многое обещано, и
Господь исполняет все,
как обещано. Когда
Христос говорит: "Прощаются тебе грехи", то
почему Он говорит
это? Он мог
бы прослыть богохульником, если бы не
обетование Божье. Господь обещал это
во Христе Иисусе. Таким образом, с
каждым благословением человек
получает не только
прощение, но и
силу, удовлетворение,
божественное спокойствие, то есть все необходимое, чтобы отправиться в
рай. Поскольку Христос есть
ковчег завета, Он является гарантом данных Богом обетований, а все остальное просто
прилагается и научает человека любить Бога.
Вы входите в Святое-святых, созерцаете ковчег и
начинаете любить Бога, а полюбив Его, вы готовы последовать за Ним куда угодно. Если Он переходит через Иордан, вы
тоже. Никому не дано пересечь эту
реку, пока его душа и чувства не будут
неотрывно связаны с ковчегом завета.
Никакая иная сила не способна переправить нас на другой
берег. Первое, что мы получаем от заключения
завета с Богом, как сказано в Послании к Евреям (ст. 10), это
право войти в
Святое-святых.
"Вложу законы Мои
в сердца их
и в мыслях их напишу их, и грехов их и
беззаконий их не воспомяну более. . .
Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище
посредством Крови Иисуса Христа. . .".
Первый положительный момент, связанный с Новым
Заветом, состоит в том, что мы входим во святилище, . именно благодаря Христу мы имеем такое
дерзновение. Здесь ничего не
говорится о выходе оттуда, ибо задача Святого Духа ввести нас в
Святое-святых. Это место открывается
каждому лично, но если все мы, побывав
там, могли бы
собраться вместе и
обсудить увиденное, какая
чудесная встреча могла бы получиться! Не
хотелось бы, чтобы
обсуждаемые здесь понятия
остались пустым звуком:
всякий может сам
удостовериться в их
истинности и реальности. На протяжении стольких
лет Бог общался с огромным
количеством народа, и все это время Он старался вложить в людские души хоть малую толику
понимания бесценности Христа как ковчега завета Господа всей земли. Он неустанно показывал
нам, что все
права принадлежат Христу,
царственные права на
любую собственность. Мы
потихоньку учились тому,
что божественное право
заключено в Нем,
и скоро это мирское царство
станет Его. Мы осознали, что Христос
есть ковчег откровения: все, что Бог
желал явить миру,
Он явил во
Христе, Который и
есть божественное откровение. Благодать Божия
во всей своей
полноте проявилась в
Иисусе, . об этом
мы читаем в Евангелии от
Луки. Мы можем
всю жизнь размышлять над
этим и так
и не постигнуть все величие славы
Господней. Затем Иоанн
говорит о ковчеге
Господнем: это Сам
Бог в Сыне Своем возлюбленном открывает Себя миру.
Не права Христа,
не откровение, не
благодать Божия во
Христе, . Сам Бог
дает нам познать
Себя в Своем
Сыне. И, будучи
ковчегом, Христос движется вперед,
через Иордан, и мы следуем за Ним, ибо это есть единственный путь. Мы
не отягощены уже
неприглядной историей нашей
прежней жизни, грузом
грехов. Жертвенная смерть Иисуса
Христа освободила нас от этого. Бог прославляется
нашими делами и нашим естеством. Но это
еще не все. Мы вступаем в совершенно
новый для нас статус, ранее не доступный
человеку, даже безгрешному, появившийся только после
того, как Христос воскрес из мертвых. Для этого Он и умер. Если бы Христос не пошел на смерть, никто
из рода человеческого не
смог бы достичь
этих новых, удивительных высот, чтобы жить
в любви 12 Божьей. Именно
этот аспект смерти
Христовой символизирует переход
Иордана. Истинный смысл этого перехода
можно понять, только прочитав Евангелия.
Примечательно также и то, что ковчег вошел в Иордан, во время сбора
урожая. Таким образом, истинная
сила смерти не
могла быть постигнута, пока не настало
время Господу взрастить плоды
размышлений о Его
любви к людям.
Господь обещал не
оставить наши раздумья о замыслах
Божьих бесплодными, но ясным это становится только через смерть. Сила смерти не была до конца
известна до тех пор, пока не умер Сын Божий.
В дни жатвы Иордан всегда выходит
из берегов. Какое
неизведанное ранее чувство
испытали ученики во
время Пятидесятницы, когда они
познали во Христе силу смерти! Что бы
мы подумали о Человеке, которому достаточно
сказать слово, и люди воскресают из мертвых?
А что бы мы подумали, если бы, три с половиной
года прошагав с таким Человеком рука об руку, вдруг увидели, как Он Сам шагнул
в пасть смерти?
Ничто ни на
небе, ни на
земле не смогло
бы дать нам
острее почувствовать силу
смерти! Мы обычно боимся смерти: мы ее
боимся. Почему? Причина проста: каждый понимает, пусть не
всегда осознанно, что
смерть есть конец
нашего волеизъявления. Со
смертью мы теряем свою волю, и
потому боимся смерти. Когда же мы
пересекаем Иордан, нас посещает другая мысль,
а именно: вот
земля, которую можно
познать верою, в
которой существует только воля Божья, земля,
исполненная плодами Божьей любви и уготованная любящим Богом для тех, кто любит
Его. Какая прекрасная пища для
размышлений! Но путь в ту землю лежит
через смерть. Таким образом, в свете смерти Христовой
смерть как таковая есть уже не просто
орудие уничтожения человеческой воли, но
врата в блаженство, в царство Божьей
воли для человека. Туда ведет нас ковчег Господень. Как явственно, должно быть, ощущали люди
силу и мощь
ковчега! Он был
с ними, пока
они странствовали по
пустыне, и со
временем люди научились ценить этот дар
Божий, но потом они столкнулись с силой смерти. Справится ли с ней ковчег?
Им предстояло узнать,
что в тот
самый миг, как
ноги священников коснулись воды, смерть утратила
свою власть. Если взглянуть на карту,
станет ясно, что воды иорданские встали горой
за двадцать миль
от места переправы, и народ прошел
посуху. Мы должны понимать, Кто
стоял за всем
этим: мы не
сможем размышлять над
силой смерти, если
не осознаем величие
Христа. Мне
всегда было странно,
что, задавая свои многочисленные вопросы Христу, пока Он был здесь, на земле,
ученики ни разу не спросили Его о силе смерти. Это лишь показывает, что человек не осознает,
какова на самом деле эта сила. Можете
не сомневаться: если бы ученики до конца
понимали значение смерти,
они обязательно задали
бы этот вопрос,
а так в
их представлении Богу
надлежало вступить в Свои права, взойти на престол и править на Сионе во славе. Титул
у Иисуса был
вполне подходящим, сил
было предостаточно, и
к тому же
он пришел от Бога, чтобы
исполнить возложенную на Него миссию.
А как же Иордан? О нем они и не вспоминали. Естественно, мысль о собственной смерти
нечасто посещает наше сознание. Я считаю,
что мы не
понимаем всю серьезность смерти. Наша любовь
к Господу только усилилась бы, если бы мы
больше размышляли над мощью той силы,
что выплеснула Иордан из берегов.
Если бы мы так поступали, мы приходили бы к
причастию в благоговении и со смиренным духом, и на
наших утренних собраниях царила бы иная, более духовная атмосфера. Но, увы, мы не понимаем,
с какой силой пришлось столкнуться Христу, и потому наши чувства к Нему зачастую слабы и
несерьезны. 13 Священники первыми должны были входить в
святилище и последними выходить оттуда.
Они привнесли в мир
понятие святости, которая отражает в себе наши мысли о Боге, . статус Первосвященника, в
котором Христос шагнул в смерть. Они
были живым пророчеством того, как явится
миру эта грань
славы Христовой. Дух
Божий указывает на ковчег как на
сердце скинии, ее важнейшую
часть, и вместе с тем отделяет его от людей полосой в две тысячи локтей шириной. Ковчег
есть воплощение Христа.
То, что Спаситель
был освящен, подобно священнику, и
физически отдален от
народа, не делает
Его недоступным взору.
Напротив, большое видится на
расстоянии. Разглядев же подробности
предстоящего пути издали, можно смело отправляться в дорогу . через Иордан.
В Первом Послании Иоанна, и в Посланиях Павла к Колоссянам и Евреям
говорится о двух тысячах локтей между человеком и ковчегом. Христос-Вседержитель
открывается во всем Своем несравненном величии, и становится ясно: Он один способен
встретить Смерть лицом к лицу и одолеть ее.
Своей славой Христос обязан только Самому Себе, и
никто из верующих не может похвалиться вкладом в это могущество. Однако, хотя
это слава Христа
и только Христа,
святые становятся причастны
к ней, если перейдут Иордан. ГЛАВА 4 Смерть
Христова есть основание
для отделения от
мира, основание для
оправдания, чтобы, выйдя из Египта, мы смогли узнать, что
значит быть оправданными
и стоять рядом с Господом. Это возможно только благодаря смерти и
воскресению Христа. Иордан, согласно замыслу Божьему, выводит
нас к новому месту обитания. Ковчег появился только у Иордана, у Чермного моря его не
было. Сила смерти натолкнулась на
ковчег завета. Интересно
отметить, что ни в одном
из Евангелий в
конце не говорится
о том, что Бог воскресил Христа. Там не сказано: Он был воскрешен,
там сказано, что Он умер и воскрес.
Это означает только
одно, что сила
Воскресения была присуща
Ему изначально. Подобная
же мысль выражена в Послании к Евреям (ст.1): Он "воссел
одесную престола величия на высоте".
Ему внутренне
присуща такая сила.
Он Сам смог
очистить человечество от
греха, а потом "воссесть одесную
престола величия на высоте". Это не Бог посадил Его рядом с Собой (хотя позже в этой же главе мы читаем,
что Господь сказал Иисусу: "Сиди одесную Меня"). Поэтому и Евангелия
заканчиваются словами "Он воскрес".
Вспомните, как в
Евангелии от Иоанна Иисус сказал:
"Разрушьте храм сей,
и Я в три дня
воздвигну
его"(ст.2), или: "Имею власть отдать ее [жизнь] и власть имею опять принять
ее"(ст10). В этом проявляется
Его торжество над смертью: мы видим
смерть во всей ее мощи, выходящей из берегов, но у Него хватает сил остановить эти
бурные воды. Когда
Бог возвеличивает Христа
в наших сердцах,
в нас зарождается стремление
следовать за Ним, ибо Иисус проложил для нас путь духовности. Он не просто принял на Себя
все наши заботы, Он принес нам любовь Божию и пошел на смерть ради того, чтобы все, на
кого изливается эта любовь, могли иметь ее плоды. В
главе 4 Книге Иисуса
Навина говорится о том, что
из середины Иордана было взято двенадцать камней.
Эти камни символизировали весь Израиль: двенадцать камней, взятые двенадцатью людьми, по
человеку от каждого колена. И сказано
в стихе 8: "И сделали сыны Израилевы так,
как приказал Иисус:
взяли двенадцать камней...
и перенесли их
с собою на 14 ночлег и
положили их там
(ст8). Первое же
упоминание об этих
камнях имеет прямое отношение ко Христу. "Когда спросят вас в последующее
время сыны ваши и скажут: "к чему у вас эти камни?", вы
скажете им: "в память того, что вода Иордана разделилась пред ковчегом завета Господа;
когда Он переходил
чрез Иордан, тогда
вода Иордана разделилась". Таким образом камни сии будут
для сынов Израилевых памятником навек" (ст. 6-7). Здесь говорится о том, какое воздействие
произвел на окружающий мир ковчег завета.
«И
другие двенадцать камней
поставил Иисус среди Иордана
на месте, где
стояли ноги священников, несших
ковчег завета. Они там
и до сего дня» (ст9). Это
чрезвычайно важный момент. Богу было угодно, чтобы в том
самом месте был возведен памятник во знамение в смерти и воскресения Христовых. И это
свидетельство двенадцати о смерти и воскресении Того, Кого они так близко
знали, должно было пребывать вовек.
Они следовали за ковчегом повсюду и смогли уже по
достоинству оценить его непреходящую ценность. Они видели, как Он действует в ответ на
человеческую слабость или нужду.
Они пребывали с Ним не только тогда, когда Он
находился с ними
во плоти, но
и во времена Его воскресения и вознесения. Они трапезничали с Ним после
Его воскресения и могли свидетельствовать о том, что видели. Ему удалось победить
смерть. Он встретился с ней лицом к лицу и не дал
ей действовать, как Господь Бог сумел остановить воды Иордана, . в этом
суть христианства. В главе
4 основная мысль заключается в том, что Господь дал Свои указания Израилю в вечной, непреходящей
форме . в камнях. Теперь мы . чада
Божии и должны задавать свои вопросы и
постигать уроки, таящиеся
в этих камнях.
Только первое поколение
израильтян знало, что
означают сии камни,
знали это и
апостолы, . они подобны
отцам; мы же,
как прилежные дети,
должны у них
учиться. Камни были установлены
апостолами на века
в память об Иисусе
Христе. Этот факт призван полностью поменять
наше мировосприятие. Я чувствую, как мало мы
понимаем, насколько удивительна перемена, произведенная смертью и воскресением
Христовым! Как переменились философия
и взгляды учеников! Они следовали за Ним во дни, когда Он
находился в мире во плоти, они слышали Его слова и видели Его дела, и у них появилось некое
представление о божественной благодати.
Затем они видели, как Он вошел в смерть и как
воскрес, явившись им в новом, преображенном виде и в совершенно ином месте. Вот это свидетельство! Люди стали свидетелями ковчега Господн в
его сокрушительной победе над смертью на
берегу Иордана. Слова этого
свидетельства обращены ко всему народу Израилеву, ко
всему народу Божию
и должны оказать
на них неизгладимое впечатление. Он произнес их и для нас,
чтобы мы могли изучить и понять их. В
Галгале был поставлен
стан. Если вы
собираетесь провести какую-либо военную кампанию, первое, что
следует сделать, это разбить лагерь, где можно отдохнуть, откуда можно выступить в поход и куда
можно вернуться по окончании операции.
Книга Иисуса Навина . книга военная,
речь в ней
идет о военных
действиях, и Галгал
есть отправная точка
этих действий. Главная особенность Галгала . в тех
двенадцати камнях, что были установлены там как символ победы Христа
над властью смерти. Это
место было дано
Господом апостолам во
свидетельство, ибо Бог
сказал, что Утешитель послужит
свидетелем. Но не только Он один,
ибо сказано: "А также и вы будете свидетельствовать, потому
что вы сначала со Мною" (Ин 15, 27).
Господь поставил этих людей во свидетели
наравне с Духом
Святым. Таков плод
призыва Божьего. Так,
Петр говорит в 15 Деяниях (ст.10):
"Бог. . . дал Ему являться. . . свидетелям, предызбранным от
Бога, которые с Ним ели и пили, по
воскресении Его из мертвых".
Какое замечательное место было уготовано апостолам во
свидетельство; они могли сказать:
"Угодно Святому Духу и нам" (Деян 15, 28). То были люди, которые
могли поставить себя на одну доску с Духом Божиим. Таким образом, свидетельства сие
состоит из двух
частей: свидетельства Святого
Духа и свидетельство человека. Если
нас тронут слова
апостолов, наша любовь
обратится на Иисуса;
тогда мы будем готовы следовать
за Ним через смерть
к воскресению. Если мы
пройдем этот путь
вместе с двенадцатью, мы будем
готовы воспринять наставления апостола Павла. Между наставлениями двенадцати и
словами Павла нет
противоречия, Павел лишь
дополняет все сказанное
ранее. Когда Иисус
Навин устанавливает памятные
камни, он ничего
не говорит о
ковчеге завета: "Израиль перешел
Иордан сей по суше" (ст. 22). И
все потому, что "Господь, Бог ваш, иссушил воды Иордана для
вас, доколе вы не перешли его" (ст. 23). Это не
тот момент, когда ковчег побеждает смерть,
ибо эта метафора относится ко Христу лично, . здесь
акцент ставится на тот факт,
что всем людям
удалось одолеть переправу. Мне кажется, это,
скорее, говорит о присутствии Духа Святого
в Павле. Павел
очень много трудился.
В Послании Колоссянам он
воздвигал камни галгалские. Это свидетельство того, что народ
Божий совершил переправу. Павел говорит об интенсивности своих
трудов: "Тружусь и
подвизаюсь силою Его,
действующею во мне могущественно" (Кол
1, 29). В Павле действовала сила
Господня. "Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг
имею я ради
вас", . делился апостол
своими переживаниями и
опасениями. Далее он пишет о том, что
они были погребены со Христом в крещении, а потом совоскресли с Ним из мертвых "верою в силу Бога, Который воскресил
Его из мертвых" (Кол 2, 12).
Павел пытался показать, что всем
людям предстоит перейти свой Иордан, подобно Христу. Если мы принимаем свидетельство апостолов о воскресении Христовом, это должно
помочь нам в понимании того,
что всем нам предстоит проделать такой путь. Весь народ Израиля
должен пройти его, никто не
должен оставаться позади. Интересно,
что подумали те два с половиной колена Израилева, которые
шли отдельно, когда увидели все двенадцать камней в Галгале, . не девять
с половиной, а
двенадцать. По замыслу
Божию каждый человек
из народа Его должен воскреснуть со
Христом, и от веры ничего другого не ожидается. Поступок
сих двенадцати призван
послужить свидетельством смерти
и воскресения Христовых. Поступок
Иисуса Навина в
установке двенадцати камней
перекликается со служением Павла,
который наставлял святых
в том, что им
надлежит быть погребенными со Христом и в Нем
воскреснуть. Но момент, когда Иисус
Навин устанавливает другие двенадцать камней среди Иордана (на
что ему не было указаний), символизирует событие, которое должно произойти в
душах народа Божия,
ведомого Духом Христовым, чтобы быть погребенными с Ним. Нигде в Библии не сказано, что мы должны
быть мертвыми во Христе. Мы читаем:
"Если вы умерли со
Христом", и за этим должны последовать определенные вещи, но в Библии
нигде не сказано, что мы должна
быть мертвыми во Христе, хотя мы и должны быть духовно готовы к этому. А готовы ли мы последовать за Духом Божиим
и положить камни на дно Иордана? Те камни должны
быть там по
сей день. Это
знак духовной привязанности: ведомые Духом Божиим верующие должны
быть готовы умереть со Христом. Нас
никто не заставляет идти на этот шаг, но мы сами
поступаем так чисто интуитивно. Если
бы все святые вели себя так, как 16 подобает воскресшим со
Христом, то весь мир был бы совсем иным.
Дело в том, что дьявол удалил те камни от нас
так, что сей монумент уже не оказывает на народ Божий сколько-нибудь ощутимое влияние.
Мы сами должны позаботиться о
том, чтобы он отделил нас от этого мира; ведь именно этого
мы так страстно желаем. ГЛАВА 5 Цари Аморрейские, без сомнения,
представляли собой те силы, о которых Павел говорит в шестой главе
послания к Ефесянам;
он описывает их
как лиц, занимающих высокий пост: "Наша брань
не против крови
и плоти, но
против начальств, против
властей, против мироправителей тьмы века
сего, против духов злобы поднебесных". Этот первый стих говорит нам, что
когда они "услышали, что Господь (Бог)
иссушил воды Иордана
пред сынами Израилевыми, доколе
переходили они: тогда
ослабело сердце их,
и не стало уже в
них духа против сынов
Израилевых". Слова Раав
о том, что
Он сотворил на
Чермном море . перекликаются с тем, что
Бог сделал для Своего народа через смерть и воскресение Христа. То, что она
говорила о Сигоне
и Оге, представляет победу над плотью,
обретенную в силе Духа святых. Сейчас же мы идем
дальше: мы видим силу, действующую, чтобы как бы символически поместить народ Божий по
другую сторону смерти. Уже
на берегу Чермного
моря сыны Израилевы
могли воспевать полное
освобождение. Когда они
говорили о жителях
Ханаана, они говорили
в прошедшем времени:
"Уныли все жители Ханаана,"
Исход 15,15. Язык веры
соответствует языку
Божиему; Бог называет вещи, которых нет,
как если бы
они были, и
вера поступает также.
Если Бог имеет
одесную Себя Сына Человеческого,
Которого Он укрепил для Себя, все это абсолютно точно с самого начала, и нам не нужно ждать,
чтобы это свершилось. Самая
большое могущество дьявола
состоит в его
власти над смертью;
и, если это могущество устранено, и
устранено таким образом, что народ Божий может перейти на другую сторону, и
в действительности жить,
как воскресшие со
Христом по ту
сторону смерти, это несомненное обещание
того, что всякая власть зла будет ниспровергнута. Силы зла также знают это; они
знают, что скоро
будут ниспровергнуты. Как
прекрасно всемогущество Божие
в воскрешении Христа
и в воскрешении со Христом
Своего народа! Это
великое проявление божественной силы.
"Сотворит Господь среди вас чудеса ". "Из сего узнаете, что
среди вас есть Бог живый". Это
величайшее проявление божественной силы. Если мы смотрим на Христа, то ничуть не
сомневаемся в том,
что смерть уничтожена. Вы можете сказать,
что Смерть не уничтожена, поскольку
люди умирают каждый день, но если мы смотрим на Христа, то видим, что смерть полностью
уничтожена. Она использовала все свои силы, она вышла из всех своих берегов, борясь со
Христом, и не осталось больше ни капли. Он воскрес и смерть уничтожена, она больше никогда не
прикоснется к Нему. Он - "разрушивший смерть и явивший
жизнь и нетление через благовествование," 2 Тим 1,10. Павел
говорит о Христе;
это . благая весть,
весть о Христе,
о Личности вошедшей
в смерть и уничтожившей всю
ее силу, так что и я могу участвовать в Его победе. И здесь мы уже видим не только Его
смерть за нас, то есть Чермное море. Но в Иордане Он вошел в смерть и уничтожил ее силу, итак,
мы можем быть с Ним, умереть с Ним и воскреснуть с Ним. 17 Видя
связь со Христом,
все силы зла
ничего не могут
сделать; они бессильны
против народа, воскресшего со Христом, и
они знают это.
Их единственная надежда
состоит в том, чтобы посеять какой-либо
элемент поражения среди народа Божия, чтобы лишить их силы, то есть именно
ради этого они
трудятся. Они не
могут прикоснуться к
нам, как воскресших со Христом; они
бессильны, поэтому они
стараются посеять какой-либо элемент поражения, чтобы отнять
нашу истинную силу и оставить нас незащищенными под их атаками. Если мы твердо стоим там, куда
поставил нас Бог, и куда наша вера поставила нас, то сил зла нет, они растаяли. Как прекрасно
иметь такую Личность, Которая всегда приносит победу. Он -
командующий армии Ягве;
Он приходит с
обнаженным мечом и
воинственным духом, чтобы стать во
главе армии Ягве. Но Он должен иметь хорошо подготовленных воинов, поэтому эта глава
посвящена их подготовке. И первое, что необходимо сделать, это обрезание. Это подготовка народа
Божия к пребыванию на святой земле. Эта глава напоминает описание подготовки к сражению.
Обрезание имеет очень важное значение. Я думаю, что здесь обрезание представляется в
понимании Послания к Колосянам. Человек, которому предстоит встретиться с врагом, должен
освободиться не только от всего плохого в себе, но и хорошего, вернее того, что кажется хорошим. Павел говорит об этом Филиппийцам:
"Потому что обрезание - мы, служащие Богу духом, и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть
надеющиеся," Фил 3,3. Он продолжает,
делая следующее заявление: "Если кто другой
думает надеяться на плоть, то
более я, обрезанный в восьмой день, из рода
Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей" - это все
было необходимо для
того, чтобы считаться
уважаемым человеком. Но
Павел был истинно обрезанным
человеком. Поражают слова Ягве: "Обрежь сынов
Израилевых во второй раз." Он призывает обратить внимание на тот факт, что
обрезание не выполнено должным образом в первый раз. Обрезание должно быть
выполнено надлежащим образом
в начале христианской жизни, то есть
при нормальном течении
событий; но если
этого не случилось, то оно должно
быть выполнено вторично; ненормально, если не удалось
нормально. Мы часто
переделываем однажды уже сделанное. Павел
говорит Галатам: "Дети мои, для которых
я снова в
муках рождения." Это очень серьезно, когда
дела порученные Богом необходимо переделывать. Очень странно то, что они не
сделали сразу все
правильно, а Бог
почему-то не поднял вопрос об этом
в пустыне; видимо в пустыне это было
не так важно. Это показывает нам, как далеко мы можем уйти, как много доказательств иметь о Божией
освобождающей силе, Его
спасении, Его милосердной заботе о нас, о том, что
Он дает нам силу взять верх над нашими врагами. Мы можем получить очень много, и в тоже
время упустить жизненно необходимое. Иногда благость и благоволение Божие делают
Его народ беззаботным. Они пренебрегали обрезанием в течение всего пребывания в пустыне, а
оно было насущной необходимостью, поскольку было знаком завета. Они не могли
называть себя народом Божиим без обрезания. Но когда
встает вопрос о земле обетованной и
победе над враждебными силами, обрезание становится главной, первостепенной
необходимостью. Апостол
обращается к Колосянам: "Смотрите,
братия, чтобы кто
не увлек вас философиею и пустым
обольщением, но по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает
вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава
всякого начальства и
власти. В Нем вы и
обрезаны обрезанием нерукотворенным, 18 совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым," Кол
2,8-11. Обрезание здесь рассматривается с точки зрения
достижения совершенства и
полноты во Христе.
Если мы понимаем, что
исполнены полнотой во
Христе, мы не
должны стремиться быть
уважаемым человеком более нежели
неуважаемым. Мы не должны хотеть стать философом, или человеком высоких нравственных качеств или законопослушным человеком. Мы не
должны к этому стремиться, потому что
это не Христос, а мы исполнены полнотой во Христе. Будучи
исполнены полнотой во
Христе, мы не
должны стремиться к
тому, к чему стремится человек
плотский; это первый
урок на земле
обетованной. Плоть должна
быть обрезана как источник
подобных устремлений. Это не просто плохая плоть; каждый способен понять, как желанно избавиться от плохой плоти.
Каждый в этом мире положительно оценит искоренение пьянства,
исправление преступников, воспитание утонченного вкуса и стремления к изысканным удовольствиям.
Высокий стандарт нравственного поведения достигается воспитанием, и
нам необходимо сделать
обрезание, чтобы избавить нас
от этого воспитания. Острый нож
наилучшим образом отсекает
от нас плотского
человека. Не только
человека, который потворствует похотям плоти, беззаконника, человека
управляемого злом, отвратительными похотями
и ужасным характером, то есть человека
подобного римлянам - любой в
состоянии понять, что
такой человек ни
куда не годен.
Но что же
делать с этим абсолютно совершенным человеком, на которого
все смотрят снизу
вверх как на
образец высокого морального стандарта, который религиозен, послушно следует всем
Божьим заповедям . как же быть с ним? Крест разрешает эту проблему. Это удивительно, как
далеко вперед мы можем уйти
и тем не менее
сохранить в себе
плотскую систему ценностей. Этого человека следует
отсечь; иначе в
нас будет жить
часть этого мира,
а часть этого
мира - посрамление Египетское. Я
не считаю, что
посрамление Египетское
означает посрамление перед людьми, но оно означает посрамление
перед Богом. Посрамление Его народа перед Богом, если хотя бы какой- то элемент этого мира
остался в нем, "воспитание" или "ценности". Когда люди
говорят об этом мире, они
имеют в виду
театры, картинные галереи
и тому подобное,
но в Послании к Колосянам этот
мир . мир религии,
мир законов, которые
регулируют поведение людей
до мельчайших тонкостей -
что им делать, к чему притрагиваться, что брать в руки - вот что такое этот мир. Любой элемент
этого мира в нас - посрамление народа Божия; Бог хочет нас от этого избавить, и
Он делает это
в Галгале. Если
вы видите хорошо
воспитанного человека и
это единственное, что
вас в нем
может привлечь, то
очевидно следует сделать
вывод, что этот человек никуда не годен.
"Подлинно, совершенная суета всякий человек живущий," потому что он не Христос. Если
допустить в себя такого человека, то этот плотский человек будет занимать в нас
то место, которое
Богом предназначено для
Христа. Святые исполнены
полнотой во Христе - если и мы
исполнены, то нам не нужно ничего другого. Когда обрезание сделано, у нас возникает
способность воспринимать пасху с совершенно новым пониманием того, что она
собой представляет. Пасха была отправным моментом, показавшим, что
Бог с самого
начала готов заплатить
за Свой народ
цену равную смерти Христа. Чем
дальше вперед мы продвигаемся, тем больше она
раскрывается перед нами, мы осознаем более
глубокий и широкий
смысл значения смерти
Христа. Здесь нет
никаких подробностей этой пасхи,
говорится лишь то, что они совершают ее. Мы не оставляем пасху ни в Египте, ни в пустыне,
мы проносим ее с собой до земли обетованной. Когда мы продвигаемся 19 все дальше, мы обретаем
более полное понимание смерти Христа, Того, Кто был рядом с Богом от начала. Петр подробно
говорит о драгоценности крови; она цена искупления. "Зная, что не нетленным серебром или
золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною кровию
Христа, как непорочного и чистого агнца, предназначенного еще прежде создания мира," 1 Петр 1, 18-20.
Петр возвращается назад
к Божьему замыслу.
Когда Бог установил пасху в Исх 12,
Он сказал, что они должны соблюдать ее на земле, которую он даст им, показывая, что пасха символизирует эту землю. У Него
была земля, на
которой Он мог сохранить Свой народ от
суда, и Он проводит их через
пустыню и поселяет их в этой земле. Смерть Христа
в пасхальном понимании
дает Богу возможность привести Свой замысел
в исполнение. Пасха
наступает прежде, чем
они едят сушеные
зерна в земле
обетованной, и дает понимание цены,
которую Бог платит
за Свой народ.
Павел подчеркивает это:
"Церковь Господа и
Бога, которую Он
приобрел Себе Кровию
Своею," Деян 20, 28. Нам
следует размышлять о том, чем пасха была для Бога; она
была "Своя Кровь". Бог
пришел спасти для Себя Свой
народ; и это
была кровь из
Его ребра, даже
в Исх 12. Нравственная последовательность здесь
весьма поучительна: сначала обрезание, затем пасха, затем опресноки и сушеные
зерна земли обетованной. Опресноки связаны с
пасхой; они противопоставлены разложению и
пороку. Христос же
противостоит им в
совершенной степени. Сушеные
зерна земли обетованной
показывают Его роль в плане спасения. "Сушеное" - это значит прошедшее
все испытания. Это предполагает, что Христа,
в виду его роли в плане спасения
- плод замысла Божия, взращенный и сжатый в земле обетованной . не следует отделять в
нашем сердце от мысли о том, насколько полно Он был проверен всеми мыслимыми способами. В результате испытания
огнем опреснок сохранит
чистоту от всего того разложения, которое
присуще человеку. Участие в празднике опресноков согласно пятой главе Первого
Послания к Коринфянам - очень простое дело;
это то, к
чему святые должны быть подготовлены с самого начала.
Если у нас
есть нечто, являющееся пищей, и в
ней присутствуют составные
части, которые привносят
в нее разложение и порок и
дают место плотскому, то это
мерзость в глазах Бога. Прекращение манны показывает, что
ожидается совершенно новая
жизнь. Манна переправляется через
Иордан; они питались ею в то время, когда обрезывались, и в то время, когда праздновали пасху. Манна не
прекращалась в пустыне
перед Иорданом, она переправилась через
Иордан, что очень удивительно, и что показывает, что обрезание и пасха в земле обетованной происходили при действии
благодати, приходящей с
Небес. Манна сопровождает определенные
действия до определенного момента, и затем прекращается. Когда мы приходим
к цели, мы оказываемся вне сферы ее
действия. Мы видим цель
Бога, которая находится вне нужд
пустыни; здесь нет ни в чем недостатка. Все мысли Бога дали
урожай; и этот урожай сжат в
воскресшем и прославленном Человеке. Наша привилегия принимать его в пищу - сушеные
зерна - и постигать
цель Бога, которая
есть любовь, и
то, как Он
радуется Человеку в новом месте и
новых условиях. В борьбу за эту землю могут вступить только те, кто ел ее произведения - а в
тот год они ели произведения этой земли. Представление о борьбе связано с
человеком, появляющимся с обнаженным мечом. Иисус Навин - сам воин, поэтому
ему не приходит в голову никаких мыслей о нейтралитете: "Наш ли ты, или из неприятелей
наших?" Когда мы приближаемся к борьбе за землю обетованную, то 20 невозможно сохранять
нейтралитет. Нейтралитет
- низкая уловка; и Дух
Христа, движущий святыми, никогда не
допустит никакой мысли о нейтралитете - либо одно, либо другое. Когда встает вопрос
об удовлетворенности Бога
Своим народом, и
победе над всем противодействующим этому, мы
не можем думать
о позиции нейтралитета. В принципе, все либо благоприятствует
народу Божиему, либо препятствует ему. "Я
вождь воинства Господня,
теперь пришел сюда."
Этот народ рассматривается теперь как воинство Господне.
Нужно, чтобы он наполнился необходимым для борьбы духом. Иисусу Навину следует снять
обувь с ног своих. Место это свято, и в духовную борьбу может вступить только тот,
кто снял обувь
свою. Это урок,
который нам следует
принять в свое
сердце. Мы никогда не
наденем обуви так
как это здесь понимается, если сначала не поймем, что
значит снять ее
так, как сказано
в этой главе.
Это воздействие на
душу святости - великий
урок, который следует усвоить. |