С.А.Коутс |
Комментарии к Книге Иисуса Навина |
|
|
|
|
|
Данный труд составлен на
основе курса лекций
по книгам Иисуса
Навина, Судей Израилевых
и Руфи, прочитанного С. А. Коутсом в английском городе Тайнмаунте в 1928.1929
годах. Имевшиеся записи были тщательно отобраны и
переработаны. КОММЕНТАРИЙ
К КНИГЕ ИИСУСА НАВИНА
ГЛАВА 1 Книга
Иисуса Навина, в
отличие от Второзакония, начинается вовсе не
с описания богатой и
благословенной земли Ханаанской. Нет в первых
ее главах и
радостных песен богоизбранного народа о
полученном наследии. Эта книга по сути своей военная. Первая ее половина рассказывает о
битвах, которые вел Господь, об иудеях там говорится как о воинстве Господнем; вторая
же половина повествует о завоевании и
разделении земель коленами Израилевыми по завершении войны. Тема актуальна и поныне, ибо вступление в наследство всегда сопряжено
с конфликтами и
ссорами: все, чем
мы владеем, завоевано
нами на поле брани. Иисус
Навин . преемник Моисея,
его служитель. Примечательно, что Евангелие от Луки открывается
подобными же строками . ученики Христовы там названы "свидетелями и служителями
Слова". Это означало,
что они могли действовать подобно Иисусу Навину, ибо последний воплощал в себе
великую духовную реальность, о которой следует помнить, вступая на землю
обетованную. Скорее всего, он
представляет Дух Христов, пребывающий на вождях народа Божия. Впервые мы встречаемся с Иисусом
Навиным в семнадцатой главе книги
Исхода, когда речь заходит
о нападении Амалика
и сражении с
ним. Иисус одерживает победу над амаликитянами, чей
предводитель олицетворяет дьявола,
орудующего через плоть
и кровь, чтобы противостоять Духу. Дух же
только что был
дан народу через
воду, высеченную из скалы. Мы видим, как зло восстает против Духа, но
Иисус побеждает Амалика при содействии духовных сил.
Первым уроком военного
искусства для Иисуса
Навина стало преодоление враждебности мира
по отношению к
присутствию и проявлению Духа в народе
Божием. В тридцать третьей главе
Исхода мы читаем, что этот молодой человек ни на минуту не отлучался от скинии собрания. Шатер сей был установлен вне стана и
выглядел весьма непритязательно. Это была
еще не та
великая скиния, что
поражала своим роскошным
убранством и замысловатой конструкцией, но Господь пребывал
в скромном шатре
кочевников в той
же мере, что и в прекрасном
городском храме. Иисус находился под
сводами этого божественного сооружения, найдя
в присутствии Божием
свой дом. На
нем мы видим
печать Духа, отмечающую святых,
вкусивших общения с Господом. 2 Мне
думается, Бог может
коснуться наших сердец,
напомнив нам о
том, что у
нас есть Иисус, сын
Навин, у нас
есть духовный водитель,
опирающийся на Дух
Христов. Господь желает пробудить
в людях этот
Дух Христов и
говорит: "Будьте тверды
и мужественны", а потому люди говорят
Иисусу: "Будь тверд и мужествен".
Эта духовная связь с Навиным очень сильна у
Павла и Тимофея;
это чувствуется в
обоих посланиях апостола
своему ученику. "Укрепляйся в
благодати Христом Иисусом", . пишет он.
Как и во времена Навина, народу Божию требуется духовное
наставление, поддержка свыше. Дух
Христов всеми силами
стремится привести народ
Божий к обладанию
богатством любви Божией. Желание следовать по этому пути непрерывно
растет, ибо Господь вдохновляет и укрепляет Свой
народ. И лично мне становится спокойно
при мысли, что в каждое мгновение на этой
земле был, есть
и будет Некто,
Кому Бог может
полностью доверять, . это
Дух Христов почиющий
на святых Его.
Как хорошо, что
существует духовная сила,
которая помогает нам унаследовать
все то, что завещал Господь Бог людям в Своей любви. Помня об этом, мы должны быть
тверды и мужественны. В стихе 5
сказано: "Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и
как Я был с Моисеем, так буду и с тобою; не отступлю от тебя и не оставлю тебя.
Будь тверд и
мужествен; ибо ты
народу сему передашь
во владение землю, которую Я клялся отцам их
дать им". Господь никогда не
покинет тех, кто обрел Дух Христов. Святые рассматриваются здесь как причастники Духа Христова, и
поэтому данные строки цитируются в
Послании к Евреям,
глава 13: "Не
оставлю тебя и
не покину тебя". (Нужно прочитать все
послание, чтобы понять,
кто здесь имеется
в виду: это
люди, соратники Христовы. Если мы будем ходить по плоти, то
недопустимо будет даже помыслить о том, что мы пребываем
при этом в
присутствии Божием.) Эти
слова трижды встречаются в Ветхом Завете. Бог
произнес их, обращаясь
к Иакову в
Бытии 28, затем повторил Иисусу Навину и позже . Соломону. Павел же переносит
их на все
святое братство, причастников Духа Христова, которых призвал
Господь: Бог никогда не оставит их и не покинет их. Дух Христов дает человеку силы и
мужество вынести страдания, не противясь злу, и этот же Дух способен разрушить всякую
преграду на пути
человека ко вступлению в наследство. Апостол
Павел говорит: "Все могу в
укрепляющем меня Иисусе Христе" (Фил 4, 13). Какой
восторг вызывают стихи
Писания, где святые
отождествляются с Духом Христовым, а Дух Христов . со святыми! Господь Бог всемерно укрепляет и
поддерживает всякого, кто
входит под сень
Духа Христова. Утешение
наше в том,
что мы неразрывно связаны с Духом,
а Дух . с Богом, и,
как сказано в
первой главе Книги Иисуса Навина: "С тобою Господь,
Бог твой, везде,
куда ни пойдешь". Куда бы ни
вел нас Дух
Христов, Бог направляется туда
же. Ничто не сравнится с ощущением
близости к Богу, Который укрепляет нас и придает
нам мужество. Если мы идем по
жизни, не отступая от намеченного Христом пути, то
на каждом шагу
чувствуем поддержку живого
Бога и любого
врага одолеваем с легкостью. Ничто не помешает нам вступить в
наследство. Иисуса
Навина призывают быть
твердым и мужественным дважды. "Будь
тверд и мужествен; ибо ты народу
сему передашь во владение землю, которую я клялся отцам их дать им" (ст. 6) И "Только будь тверд и очень
мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал
тебе Моисей, раб
Мой; не уклоняйся
от него ни
направо, ни налево,
дабы поступать благоразумно во всех предприятиях
твоих. Да не отходит сия книга закона
от уст твоих; но поучайся в ней
день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда 3 ты будешь
успешен в путях
твоих и будешь
поступать благоразумно"
(ст. 7-8). Это соответствует двум
деяниям Святого Духа
в жизни верующего
человека. Во-первых, Дух Христов всегда ведет
туда, куда зовет нас любовь Божия; во-вторых, Закон Божий сохраняется в своем
первозданном виде так,
что ни одна
буква из написанного в священных книгах
не пропадет и
не исказится. Закон
важен как орудие
божественного надзора, и
Дух Христов постоянно будет
возбуждать в сердцах наших желание самоконтроля. Наши действия должны соответствовать
Божьим заповедям. Эти заповеди четки и ультимативны, они
предназначены для того, чтобы
направлять наши действия в нужное русло, а иначе и земля обетованная будет нам не в радость. Это своеобразная проверка нашей
духовности: принимаем ли мы написанное в Писании как заповеди
Господни (1 Кор 14). Духовный
человек всегда
придерживается закона, ибо Дух
Христов во святых не может входить в
противоречие с Божьими
заповедями. Иисус Навин
никогда не противоречил Моисею, ему и
в голову не могло прийти
ничего подобного. Закон есть
часть того, что Бог пожелал сделать
явным, все Писание богодухновенно. Дух Христов всегда
следует тому, что написано. Если
наш брат во
Христе заявляет, что
ему открылась воля
Божия, мы должны проверить, соответствует
ли она Писанию. В
стихе 2 мы читаем:
"Встань, перейди через
Иордан сей, ты и весь народ сей". Народ отождествляется здесь
с Иисусом Навиным,
а он отождествляется со всем
народом. Это связано с духовным
наставничеством, которое всякий верующий должен признавать и уважать. Каждый из нас обладает дарами Духа, а потому
способен заметить их в братьях и сестрах по вере. Должно быть, в нас есть нечто такое, что входит в гармонию со
светом, исходящим от Бога. Когда Господь посылает людям Свой свет, на
его пути встают непонимание и неприятие: ведь верующих окружает
враждебный мир. Всякий раз, когда
дело касается духовной иерархии в общинах, проходит
испытание дух, живущий в
сердцах. Если при этом мы позволим
Духу Христову занять
подобающее Ему место
и управлять жизнью
общины, то наши
души откликнутся на
Его зов и
прислушаются к Его
советам. Там, где
есть хоть какое-нибудь разделение и
споры, обязательно можно
отыскать и элементы
влияния свыше. Оно осуществляется через
наших братьев и сестер, и нет большего счастья, чем ощущать движение десницы Божией в словах и
делах близких нам людей. В стихе 4 Книги Иисуса Навина читаем:
"От пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата, всю
землю Хеттеев; и
до великого моря
к западу солнца
будут пределы ваши". Воистину необъятны
просторы, даруемые Господом иудейскому народу . по обе стороны от реки Иордан
раскинулись будущие владения
избранников Божиих! Апостол
Павел говорит христианам, что и они
наследуют бесценные сокровища: "В Нем вы обогатились всем" (1 Кор 1,
5), хотя
ранее были людьми
бездуховными. У христианского наследия нет пределов,
и обладают этим неизмеримым
и безграничным богатством все, о ком
Дух свидетельствует, что они чада Божии. Мы наследники Бога и сонаследники Христа, а значит, все эти
бескрайние просторы принадлежат
нам. Два берега реки Иордан означают две стороны духовной жизни . права и обязанности,
которые мы получаем с благодатью Христовой. Выше в стихе 3 написано: "Всякое место, на
которое ступят стопы ног ваших, Я даю
вам". Речь здесь заходит о личной ответственности за вступление в наследство. Все . наше, но
обладать этим станет возможно лишь тогда,
когда мы шагнем
навстречу щедрому дарителю. Нельзя забывать об
этом! Спросите себя:
"Куда ступили стопы
мои?". Мало кто
возьмется оспаривать истину,
что 4 Христос принес людям
драгоценные духовные дары.
Большинство людей, прочтя слова Павла о том, что во Христе мы
обогатились всем, поверит апостолу и возблагодарит Бога за щедрость. Тем не
менее книга Иисуса Навина
учит нас, что
этого недостаточно: нужны,
чтобы каждый человек лично
принял полагающееся ему
наследие. Не только
военачальник, но и
все его войско ("ты и
весь народ сей" . ст. 2) должно ступить
на землю обетованную, и потому спросите себя: "А
далеко ли заступили мои стопы?".
С Иисусом Навиным и иудеями все понятно .
они пошли за своим полководцем, одолели всех врагов,
получили во владение
землю. Каждый новый
клочок заветных просторов переходил в их руки под
пение военных песен и под звон клинков.
Для того чтобы подчинить себе эту
огромную территорию, потребовалось время. А мы, далеко
ли продвинулись мы на пути к христианскому
наследию, куда влечет нас Святой Дух?
Какую часть духовных владений нам уже удалось
обрести? Для иудеев каждая пядь земли
обетованной означала новую битву и новую победу,
и что-то было
в них, что
помогало им вместе
с Иисусом Навиным
одолеть любого противника. Интерес представляет тот факт, что они так
и не овладели всей землей, и мы знаем, что Иисус Навин
не привел их в
«покой Божий» . об этом мы
читаем в Послании
к Евреям 4. Перед нами до сих пор
простираются необъятные просторы, которые нам предстоит завоевать. Нам предоставляется возможность
совершить свой поход
и поставить стопы
свои на обетованную землю. Иисус
прежде всего велит народу заготовлять себе
пищу: с пустым желудком далеко не продвинуться. Мы видим народ, способный сам заготовить
себе пищу. А вот некоторые из нас еще не достигли подобных
высот: нам все еще требуется, чтобы духовную пищу нам перетерли и положили
в рот. Коринфяне, например, тоже не
знали, как готовить
себе еду, но
после Второго послания апостола
Павла они научились это делать. Там,
где необходимо произвести движение, необходима энергия, а энергия
невозможна без питания.
Господь поставил Своих верных посланников
следить за тем, чтобы каждый получал свой кусок хлеба в должное время, и апостолы
с честью выполнили
возложенное на них
задание, снабдив нас
пищей на любой случай. Запас
пропитания, созданный Господом,
весьма приличный, он
состоит из плодов служения апостолов
и из духовных даров, которыми
наделяются христиане и
по сей день.
Служение Христово
продолжает жить вот
уже две тысячи
лет, и люди
Божии никогда не страдали от духовного
голода. Даже в самые мрачные времена
возлюбленные Господом святые жили и умирали со словами истинной веры на устах, ибо в
них никогда не иссякал источник сил и энергии. Нет ничего важнее того, что этот бездонный
колодезь, наполненный до краев живительными дарами,
существует. Все серьезные трудности и
мелкие неприятности в церквах связаны с
тем, что по
какой-то причине возникает
нехватка духовной пищи,
и решить эти проблемы можно лишь подав
людям хлеб, сошедший с небес. У Иисуса Навина есть еще одна цель. Два с половиной колена Израилевых, оставшиеся
на противоположном берегу
Иордана, слышат от
него призыв воссоединиться с братьями. Мудрый полководец напоминает им о
необыкновенности войны, в
которую вступает народ иудейский . речь идет о
возвращении наследия, попавшего в чужие руки. И здесь есть чему поучиться нам,
христианам: даже если в своем
замкнутом мирке мы чувствуем себя в полной безопасности и
покое, боевые действия
идут непрерывно. Никто
в Израиле не
имеет права расслабиться и
перевести дух, поскольку
война за землю
обетованную еще не
кончилась. И 5 разве не
счастье осознавать свою
значимость в глазах
великого Бога: при
всем нашем несовершенстве и
духовной неразвитости Он
доверяет нам вести
бой за наследие. Думаю, именно это
имеет в виду
Павел в Первом
Послании Коринфянам 16,
13. Говоря: "Будьте мужественны, тверды", он призывает христиан
в войско Господне. А обращаясь к филиппийским верующим,
которые, между прочим, были значительно духовнее коринфян, он говорит об
этом прямо: "Вы
стоите в одном
духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую" (Фил
1, 27). Все обязаны
принять участие в
боевых действиях, и
никому из христиан не положен
"белый билет". ГЛАВА 2 Эта
глава чрезвычайно важна, ибо начинает собственно повествование.
Главная мысль, заложенная в ней, такова:
чтобы обладать землей обетованной и вкушать ее плоды, необходимо иметь глубину веры и
праведность дел Раав. Кроме того,
события данной главы доказывают, что владеть
землей обетованной может
и человек неиудейского происхождения.
Никто не должен проходить
мимо этого примечательного факта: ТАКАЯ глава
открывает ТАКУЮ книгу. Рассказ
о высоконравственном поступке
скромной Раав появляется прежде описания великих подвигов
Иисуса Навина и
победных боев воинства
Господня. Триумф благодати Божией в ее душе
затмевает триумф завоевателей, и благодаря ей все, у кого есть вера, вступают
во владение землей
обетованной. Перст Божий
беспрепятственно движется там,
где враг наиболее силен. Ведь
именно такого, якобы неодолимого противника символизирует Иерихон, а дом Раав был в самом
укрепленном месте . на крепостной стене.
Самая неприступная часть самого неприступного
города оказывается открытой дверью, и
отворяет ее женщина слабая и притом малоуважаемая . в
первом же стихе объявляется, что она была блудница. Воистину нет границ
благодати Божией, если
ничто не может
помешать Господу творить
дела Свои в крепости, подобной
Иерихону, через презренную женщину, подобную Раав,
причем так, что непоколебимые стены
рушатся, а Раав
становится праведной матерью
Израиля! Заметьте, соглядатаи, посланные
Иисусом Навиным, не
стали собирать сведения
о силе врага,
а лишь убедились в
непревзойденной силе Господа. По
крайней мере, в летописях нет ни слова о том, чтобы они
изучали численность войск
и военную мощь
противника, но очень
подробно рассказывается о
том, как Бог
помог им через
блудницу Раав и
показал, что победы
и поражения зависят только
от Него. В
Послании к Евреям
(ст.11) сказано, что
Раав приняла соглядатаев с миром. Те, наверное, немало
удивились тому, что
во враждебном Иерихоне
нашелся такой доброжелательный
человек. А причина была лишь в ее
вере: Господь стал ей Богом так же, как Он уже
был Богом иудеям.
Более того, она,
наверняка, превзошла многих
в Израиле, ибо Господь даровал
ей Свои глаза.
Раав поняла, что
происходит вокруг нее,
и ее взгляд на положение дел
был тот же, что
у Бога, а
потому соглядатаи могли
передать ее слова Иисусу Навину как
рассказ об истинной ситуации
в городе. Обратите внимание: вера Раав связана с тем, как она встретила
незнакомцев, а дела . с тем, как она проводила их. Мы должны усвоить эти два
урока, если хотим
справедливо с духовной
точки зрения оценивать
происходящее вокруг нас. 6 Дух
Божий явился к
нам с двойной
миссией. Он соглядатай, пришедший, чтобы обнаружить и обнажить во
всей неприглядности зло мира сего. "И Он пришед обличит мир о грехе и о правде и о
суде. О грехе, что не веруют в Меня;
о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите меня; о
суде же, что князь мира сего осужден" (Ин 16, 8-11). Но Он также и вестник: Он несет весть о
благословении, уготованном всем тем, кто имеет страх Божий. Таким образом, те двое были
соглядатаями с точки зрения иерихонцев, но вестниками с точки зрения Раав, . вестниками
Божьими о благодати и благости. Такова сущность Духа по отношению к боящимся Бога. "Два юноши пошли и пришли в дом
блудницы, имя которой Раав". Они
пришли к ней как вестники, а
как соглядатаев она
приняла их с
миром. Раав не
противилась тому приговору, который вынес Господь ее
соплеменникам, она находилась в гармонии с Богом и Его народом. Дух Раав находился в
согласии с соглядатаями. Как
прекрасно, что Господь может сотворить такое несмотря на
присутствие злых сатанинских сил в этом мире! Он способен привести душу в гармонию
с тем, что
творит Дух Божий
в этом мире.
Он поступает так
в величии Своего милосердия. Это имеет неоценимое значение.
Раав познала смерть и воскресение Христово, она говорила о том, что
сделал Бог у Чермного моря и
что сделал народ Божий с Сигоном и Огом. В
том, что произошло
у Чермного моря,
она увидела то,
что сотворил Господь
для народа Своего через
смерть и воскресение Христово. И в
покорении плоти силой Духа в народе Божьем она увидела суть
Бога. Она верно оценила все увиденное
и услышанное и сказала: "Сей народ станет
моим народом, я
стану частью его;
их Бог станет
моим Богом; я
более не буду ходить под
царем Иерихонским и
не буду частью
народа Иерихонского; я
принадлежу сему народу". Пример
Раав показывает, как
Господь по великой
милости Своей может
отделить душу человеческую от этого падшего
мира, который есть
царство зла. Иерихон
быль олицетворением этого
царства зла, средоточием ложных учений и дурных мыслей, исходящих от бесовских сил
духовного мира. Господь способен
действовать в подобных обстоятельствах, и Он отделил от них душу
Раав. Примечательно то,
что апостол Иаков упоминает
Авраама и Раав вместе,
и делает он
это намеренно. Перед
нами, можно сказать,
отец и мать.
Он упоминает их
вместе: Авраама, этого
величавого носителя обетования Божия, исполненного достоинства отца, и Раав,
блудницу. Их обоих призвал Господь и
через них обоих совершились великие деяния
Божии. Итак, Авраам
и блудница стоят
плечом к плечу,
два столь разных сосуда, но
с равноценным содержимым, с бесценным сокровищем внутри. Будь то
человек весьма уважаемый в
обществе, как Авраам, или кто-то падший на самое дно, подобно Раав, . это лишь сосуд. Важно то, что Господь положит в эти
сосуды, а Господь вкладывает веру. Он
вложил веру в Авраама и в
Раав. Именно вера отличает человека и
соединяет его с Богом. Рука Божия совершила такие перемены
в душе этой женщины, что отделила ее от мира задолго до прихода
вестников. Господь стал ее Богом, а
народ Божий . ее народом, так что когда пришли
соглядатаи, она приняла
их с миром. Она пребывала
в гармонии с
тем, что находилось за
стенами города, и
отвергала то, что
находилось внутри. Эта
позиция должна служить нам
примером. Все мы до
сих пор . обитатели
Иерихона, но душой
не приемлем того, что
там есть. Все
наши надежды и
чаяния находятся за
городскими стенами. Но действительно ли это
так? Данная глава . ключ к
пониманию всей Книги Иисуса Навина, и
если мы не имеем веры,
подобной той, что имела Раав, если за нами не числится дел, подобных тем, что совершила Раав,
то нам лучше отложить эту книгу в сторону.
Для нас в равной степени 7 важно быть оправданными
делами и верой, ибо и то и другое . библейские истины. Вера . ничто, если
она не несет
за собой перемену
мировоззрения. У дома
должна быть не
только дверь, требуется и окно. У Раав была дверь, ее вера, но было и окно . ее позиция, которой
определялись ее
поступки. Нам
всем необходима дверь,
ибо без веры
невозможно войти в
блаженство Божие. Вступая в дом Раав через дверь, мы
оказываемся на островке веры посреди враждебного нам океана безбожия
(Иерихона), а потому пути назад через эту дверь нет. Отныне наши взоры устремлены к окну, ибо
оно выходит на бескрайние просторы благодати (вне города). (Замечу, что у некоторых из нас
окно оказывается не с той стороны, и это воистину трагедия.) Особый интерес вызывает то, что
Раав действует от имени всей семьи, хотя главой семьи не является. У нее есть
отец и мать, братья и сестры, и для всех них она просит
благословения у Бога. Нет ничего прекраснее
веры, когда она объединяет весь дом,
всех родственников в
единое целое. Раав поступает праведно и
тем осуждает весь Иерихон, причем не только от своего имени, но и от имени всей своей
семьи. Раав чувствовала: "Грядет
спасение", и оно вошло в дверь, то есть через веру. "Верою Раав блудница, с
миром принявши соглядатаев, не погибла с
неверными" (Евр 11, 31).
Хорошо отделиться от развратного
Иерихона дверью-верой, но еще лучше, когда эта дверь открывается в одну сторону. Сказано, что Раав впустила к себе
родителей, братьев, сестер, всех родных, и они вошли,
и их сердца слились.
Спросите себя: "Можем ли и мы называться ее
близкими? Разделяем ли и мы эту
искреннюю, чистую веру, которая будет судить мир греха? Отвергаем ли и
мы падший Иерихон,
принимаем ли Бога,
народ Его и
все дела Его
во славу Сына?" Такова вера Раав, и
благодаря ей благословен весь дом ее! Лот же
не сумел спасти
свой дом. Сам он
избежал гибели, но "как бы из огня". Увы!
Немало таких и среди
христиан. Сами живут, с надеждой
устремляя взор к небесам, а дети их катятся к пропасти. Страшно подумать,
что есть верующие,
которым безразлична судьба
их сыновей и
дочерей. Их ничуть
не беспокоит, что
молодое поколение идет
совсем иными дорогами, теми,
что широки и
удобны, но ведут
прямо в ад.
Многие из последних
сил выбиваются, чтобы дети
были сыты, одеты и обуты, но даже не пытаются помочь им духовно развиваться. На чтение Библии, молитву или разговор о
Боге времени никогда не остается, и результат нетрудно предугадать. Не
такой была Раав. Она думала
не только о
себе, но и о своих близких,
стремясь их всех
привести к истине.
Как могут хранить
невозмутимость и спокойствие те, чьи
родные еще не познали радость веры и нового мировоззрения?! Разве не должны мы молиться денно
и нощно об их душах? Разве не должны
мы трудиться, не покладая рук, чтобы обратить их на
путь истинный и, наконец, ввести в дверь дома веры? Раав . прекрасный пример человека,
призванного Богом, ибо в душе такого человека Бог совершает великое
чудо. Она сказала о Господе:
"Господь есть Бог на небе вверху и на земле внизу". Она
порвала с иерихонскими идолами и возложила
упование свое на
Бога Израильского и
Его народ. Она
поняла, что Господь
добр и всемогущ,
а потому доверчиво просит о милости. Просто удивительно:
откуда у нее такое глубокое
знание истинного Бога, если вся
жизнь ее прошла
среди языческих идолов,
культ которых отмечен
невероятной жестокостью. Оказывается, она познала Бога, который
благ и чей народ праведен . в ее душе произошел настоящий
переворот. Из окна,
которое раньше выходило
на грязные улицы порочного города, она
вдруг увидела мир за крепостными стенами!
А деяния человека всегда 8 связаны с
тем, что он
видит в "окно" своего дома, вся
его духовная жизнь строится
на этом принципе. Раав не были интересны закоулки Иерихона,
ее окно теперь выходило туда, где ее ждал Господь и народ
Божий. Спросите себя, куда выходит
окно вашего дома. Из
окна своего дома
Раав смогла увидеть
грядущее, а потому
проводила гостей другим путем, спустив их по
веревке. Как это символично! Привязав веревку к окну, Раав связала себя
с двумя
посетителями нерушимыми узами
верной дружбы, а
спустив их вниз,
она распространила эти узы на
весь народ Божий. Но Раав не связала бы себя с народом Божиим, если бы Бог уже не
привязал ее к Себе узами любви.
Соглядатаи же не забыли ее доброты и попросили: "Привяжи
червленую веревку к окну, чрез которое ты нас спустила" (ст. 18). Червленый, то есть ярко-красный цвет,
символизирует права Господа
на Израиль. Привязывая к окну веревку
такого цвета, Раав открыто провозглашала, что царь Иерихона не имеет никаких прав на
землю, некогда захваченную им. Только
Господь волен распоряжаться Своими владениями. Поступок Раав отражает
ее мировоззрение, ее
позицию, и мы
должны поступить точно так
же. В настоящее время наша позиция
такова: скоро, очень скоро все силы этого мира преклонятся
пред истинным Богом и уступят место Царству Христа-Вседержителя. Таково исповедание наше, исповедание народа
Божьего. Что-то в
нашей позиции имеет отношение к
миру, а что-то .
к нам самим. Раав вывешивает знак
в окне не
для жителей Иерихона, а для народа
Божия. В Евангелии от Матфея сказано,
что Христа одели в багряницу (темно-красную одежду);
желая посмеяться над
Ним, мучители невольно
стали вестниками нравственной чистоты
и достоинства Сына
Божия. То же
делает и Раав,
и ее исповедание делает ее достойной
высокой роли в истории Израиля: она выходит замуж за Салмона, и у них рождается Вооз, будущий
супруг Руфи. Так Раав оказывается
вписана в родословную Царя как праматерь Помазанника
Божия. Червленая веревка на окне
иерихонской блудницы оказывается знаком прав Бога
Израилева на землю Палестины, в ответ на что Господь вверяет эту землю в руки язычников
и вписывает их
в царскую родословную. Не правда ли,
это удивительная история? Итак,
Раав проводила соглядатаев "другим
путем" (Евр 11, 31).
Совершая переход от двери к
окну, мы перестаем думать
только о собственном блаженстве. Даниил видел
в окне Иерусалим, и, хотя тот
лежал в руинах, для молодого пророка это был град великого Царя. Раав открыла свое окно так,
что увидела народ Божий, разум Божий, замысел Божий. А ведь тысячи верующих вполне
довольны, если обладают
"дверью", и даже
не задумываются об
окнах. Соглядатаи выслушали
слова Раав и
посчитали ненужным исследовать оборонительные сооружения или
пересчитывать воинов противника. Им
довольно было веры этой женщины, и они передали иудеям
сведения не о царе и его колесницах, а о том, что Раав увидела из своего окна. Их донесение полностью относилось к
области духовного, в отличие от десяти посланцев Моисея, со страхом
поведавших о высоких и крепких стенах.
Что с того, что стены крепости вознеслись до самых
небес, если и стены, и небеса принадлежат Господу? Бог стал господином иерихонских стен в то же
мгновение, когда стал господином Раав, ибо ее дом был на стене. И когда крепостные стены
пали, остался стоять лишь тот участок, где жила ее семья, и соглядатаи торжественно вывели Раав
и ее близких к благодарным победителям.
Раав
прятала иудеев, это
была ее тайна.
Пусть с точки
зрения соотечественников она оказывается
предательницей . невозможно принадлежать к народу Божию, не предав падший мир. Если я друг греху, то враг Господу, и
наоборот. Трудно представить Раав,
спускающую по 9 веревке иудейских соглядатаев и одновременно всячески поддерживающую связь
с жителями Иерихона. Она
оправдана по делам, ибо
разорвала клятву верности
языческому царю и дала обет верности Господу. У
нее появляется тайна от жителей Иерихона.
Так же и мы не должны выдавать своих тайн миру.
В нравственном смысле вторая глава
наиболее важна, особенно для нас, неиудеев, потому что здесь рассказывается,
как благодать Божия приходят в мир через язычницу. Раав . орудие в деснице Божией. |