Александр Кац |
Евреи. Христианство. Россия |
|
|
|
|
|
3.4. Еврейская диаспора
Христианская проповедь распространялась первоначально лишь
в одном направлении - по пути миграции евреев.
Еврейская диаспора охватывала многие провинции Римской Империи - Сирию,
Малую Азию, Кипр, часть горо- дов Греции, Македонии, Италии, Египта. Эти
провинции омывались Средизем- ным морем, очищенным со времен Цезаря от
пиратов, что способствовало торговым контактам. В столицах и крупных
городах римских провинций - Ан- тиохии, Эфесе, Афинах, Александрии, Риме
существовали в то время центры иудаизма. В этих центрах сконцентрировалась
первоначально вся творческая работа христианских проповедников. В
наше время известно, как существуют национальные общины, например, греков и армян в России, русских во Франции и
Америке, украинцев в Кана- де. Их связывают общий язык, вера,
воспоминания о Родине, общие пробле- мы. Впрочем, первое, что утрачивают
национальные меньшинства в диаспоре - это язык. Обычно третье поколение
иммигрантов забывает родной язык и говорит на языке коренного народа. Так было и
с евреями диаспоры, гово- рящими на греческом или латинском. Но
еврейские общины уже в те времена отличались компактностью, необычайной
спаянностью и внутренней изолиро- ванностью от окружающего мира. Они жили по
предписаниям Торы внутри чу- жих городов под управлением своих синагог,
издающих декреты и выполняю- щих функции городских властей. Еврейские гетто
Александрии, Антиохии, Рима были созданы самими евреями с целью
удобства организации уклада жизни в соответствии с требованиями религии.
Религиозные вопросы здесь преобладали над политическими и
составляли, по-существу, смысл
жизни. Благочестивые
евреи таких общин
были полны добродушия, веселья и чувствовали себя вполне счастливыми, несмотря
на жестокость и презрение окружающего мира. В
Александрии и Салониках влияние еврейских общин было значительно и в некоторых случаях определяло внутренний распорядок городской жизни, например, соблюдение субботы, постов и других
обрядов иудейства. Много- численная еврейская община Рима представляла
силу, сопротивление которой Цицерон называл актом мужества. При дворе
римских императоров обретались многие члены дома Иродов, выполняющие
иудейские обряды с царской
пыш- ностью. Отношение римских цезарей к иудеям
колебалось в различные перио- ды от преследований до покровительства.
Александрийский еврей Александр Тиберий был прокуратором Иудеи, а затем
наместником Египта. Римские
власти предпочитали не вмешиваться в самоуправление иудейских общин, довольствуясь сбором налогов и предоставляя им даже некоторые льготы. Так, например, статуи римских цезарей
не украшали иудейские хра- мы. Иудеи имели право чеканить монету без
изображения римских императо- ров и были освобождены от службы в римских
легионах.
Завоевательные походы римлян привели к покорению огромных территорий. Рим триумфально демонстрировал побежденных,
награждал легионеров рабами, переселял целые народы, что привело к
известной этнической мешанине
в пределах империи, и особенно в Италии.
Поэтому существование иудейских общин, как и других национальных групп среди
коренных наций, проходило в целом спокойно, за исключением отдельных
специально провоцируемых вспы- шек насилия. Крупных богатств в те времена
евреям тогда не принадлежало, поэтому зависть их не преследовала. Они
перебирались из города в город нищенствующими группами наподобие цыганских
таборов, и образ еврея, ни- щего еще во чреве матери, являлся литературным
персонажем той эпохи. Тем
не менее отношение к иудеям диаспоры со стороны местных народов характеризовалось антипатией, переходящей во
враждебность. Причиной тому был непонятный замкнутый образ жизни, резко
выраженная неуживчивость и высокомерие, отвращение к почитаемым всеми
богам, запрет на определенные виды пищи, мелочное соблюдение ритуалов и т.
д. Особым предметом насме- шек было обрезание, завещанное через Моисея
Богом, как отличительный знак избранничества еврея. В иудейских общинах
видели тайные общества, враждебные остальным этническим группам. По
ходу истории эти
свойства евреев сохранятся, а враждебность к ним
окружения усилится в силу рели- гиозных и экономических факторов. Выдающиеся
римские философы и писате- ли: Тацит, Светоний, Цицерон, Ювенал,
Квинтиллиан - никогда не скрывали своей ненависти и презрения к иудеям. В то
же время на фоне общего упадка нравов и верований, расцвета кор- рупции, дикого разврата и преступности
иудейские общины выделялись свет- лыми пятнами. В них царили добрые нравы,
серьезность, простые обычаи. Их религиозный закон был законом социальным,
направленным вглубь человека и семьи, что создавало устойчивость жизни. Их
единобожие внушало тем, кто хотел в этом разобраться, сознание истины и
чего-то высшего. Все это су- щественно усилилось с развитием христианства
внутри иудейских общин
и параллельно с ними. Для многих в те времена
христианство было неотличимо от иудаизма. Бедность здесь без зависти
взирала на богатство, во внут- реннем устройстве жизни просвечивался дух
семейственности и патриар- хального добродушия. Все это резко
контрастировало с окружающей действи- тельностью городов, являющихся средоточием
грязи и отвратительных поро- ков.
Особенно привликательным иудаизм был в глазах женщин. Монотеизм
иу- дейского толка становился господствующим в
Сирии. Например, в
Дамаске большинство женщин исповедовало иудейскую
веру, хотя еврейское население города было сравнительно невелико. Приняла иудаизм
царская семья, правя- щая в Адиабене на Тигре и Мезене. Большое
число обращенных появляется в Аравии и Эфиопии. Иудаизм подпитывался
язычниками при условии соблюдения ими ритуалов и уважения Торы. "Один устав
пусть будет у вас и для при- шельца, и для туземца" (Чис. 9: 14).
Еврейская религия в первой половине I века н. э. достигла максимальных успехов.
Слава Иерусалимского Храма как одного из святилищ мира рапространяется
далеко за пределы Иудеи. В
таких исторических условиях происходило распространение христи- анства первоначально внутри иудейских общин
диаспоры среди эллинизиро- ванного еврейства. 3.5. Великие миссионеры
После гонений 37-го года Благая Весть разносится по селениям Самарии и Иудеи, а затем Финикии, Кипра и Антиохии. Выброшенное из Иерусалима молодое эллинистическое руководство
христианской общины в лице Варнавы и Филиппа с жаром приступает к служению Иисусу,
"никому не проповедуя сло- ва, кроме иудеев". "И великое
число, уверовав, обратилось к Господу" (Деян. 11: 19, 21).
Начавшийся духовный процесс неизбежно должен был вырваться из
узких рамок еврейской диаспоры в безбрежный
языческий мир. Десятки еврейских общин оказались теми трамплинами,
оттолкнувшись от которых новая религия никогда уже не вернется в старое русло. От
каждой иудейской общины потя- нулись ручейки христианства, слившиеся вскоре
в единый поток христианс- кого сознания. В идеологическом плане поток
ограничивался двумя ортодок- сиями: иудейской и языческой. Апостола Павла
будут гнать как лидеры си- нагог, так и мудрецы афинских храмов. Но, пока
фарисей Савл не превра- тился в Апостола Павла, обращение язычников в
христианство было штучными актами.
Первый прецедент такого рода - крещение диаконом Филиппом безымянного "евнуха царицы эфиопской и хранителя
сокровищ", знакомого с иудейством прозелита. Случившееся произошло без
свидетелей в пути из Иерусалима в Газу и не имело впоследствии никакого
резонанса.
Второе такое же событие - это обращение в христианство римского цен- туриона Корнилия и домочадцев его, которых
окрестил Апостол Петр, при- бывший с миссией вместе с братьями во Христе
в город Иоппию. Крещение благочестивых, но необрезанных язычников могло
бы не состояться, если бы не видения, трижды явившиеся Петру, и внушения
Святого Духа. После этого Петр сказал язычникам: "...вы знаете,
что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог
открыл, чтоб я не почитал ни одного человека скверным или нечистым".
"И верующие из обрезанных, при- шедшие с Петром, изумились, что дар Святого
Духа излился и на
язычни- ков..." (Деян. 10: 28, 45).
Петру, вернувшемуся в Иерусалим, пришлось давать серьезные объяснения евреям-христианам, упрекавшим его,
"говоря: ты ходил к людям
необрезан- ным и ел с ними" (Деян. 11: 3). Это
было неслыханным нарушением назо- рейских традиций, граничащим со святотатством,
и только ссылка на Свято- го Духа, сошедшего на язычников, примирила
спорщиков. "Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно и
язычникам дал Бог покая- ние в жизнь" (Деян. 11: 18). Впоследствии
Петр воздерживался от личного участия в обращении в христианство необрезанных язычников. Внутренний мир и благолепие в общине продолжалось шесть
или семь лет до появления на авансцене христианства Апостола Павла.
Апостол Павел (Савл) родился в 12-м году н. э. в киликийском городе Тарсе в семье, считавшейся принадлежащей к
колену Вениаминову (Рим. 11: 1). Его отец - благочестивый фарисей - имел
римское гражданство и обучал сына ткачеству, а позже богословию в
иерусалимской школе Гамалиила Стар- ца (Деян. 22: 3). Однако юноша Савл оказался
плохим учеником Гамалиила, проповедующего терпимость и умеренность, так
как вскоре возглавил прес- ледование христиан-эллинистов в Иерусалиме.
Это было в период царствова- ния сумасшедшего Калигулы, когда
деморализованная римская
администрация уступала свои функции местным правителям и
фанатикам. Для
продолжения преследований Савл
отправляется в Дамаск
с вери- тельной грамотой первосвященника Феофила, сына
Анны. По дороге он, ос- лепленный, падает на землю и слышит слова:
"Савл! Савл! Что ты
гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же
сказал: Я Иисус, которого ты гонишь; встань и иди в город, и сказано
будет тебе, что тебе надобно будет делать" (Деян. 9: 4 - 6). Это
был горький час фарисея Савла. Обладая пылкой душой, он вдруг пе- реполнен сомнениями. Савл неожиданно чувствует
обаяние тех кротких муче- ников, которых он безвинных отправлял на
смерть. Ужас за содеянное и му- ки совести терзают его. И Савл перерождается.
Он становится самым рев- ностным, самым энергичным и бесстрашным
Апостолом христианства. Фанатизм Савла, видимо присущий этому горячему,
экзальтированному человеку, меня- ет знак. С этого момента христианство получает
своего первого рыцаря и организатора. Огромную созидательную
деятельность этой могучей
натуры трудно переоценить.
Первый пыл своей апостольской души Павел проявил в Дамаске и Аравии, где с 38-го по 41-й год н. э. проповедовал
среди христиан, которым
он внушал страх, т. к. они помнили его своим
гонителем, и иудеев, фанатизм которых он сам еще недавно направлял и
олицетворял. При этом Павел выс- тупает в синагогах один, без поддержки
какой-либо школы и мандата иеру- салимских Апостолов. Его отличают
сомоуверенность и пылкость. Он
"смело проповедовал во имя Господа Иисуса"
(Деян. 9: 28). Иудеи, видя в нем бо- гоотступника, вознамерились убить его. Павел
бежит из Дамаска и прибыва- ет в Иерусалим. Однако вхождение в круг учеников
Иисуса, естественно, затруднено, так как все смотрят на Павла со
страхом и подозрением. Реша- ющую роль здесь сыграло ручательство Варнавы,
и Павлу разрешают высту- пить перед Апостолами, а затем и перед
братией. Поступок
мудрого и благородного Варнавы заложил основы горячей дружбы и совместной миссионерской деятельности этих
двух великих христиан. В то же время отношения Павла и Апостолов были
весьма холодными, так как все помнили его прискорбное прошлое. Кроме того,
Павел не знал Иисуса,
не получал от него наставлений и то, что он таким
образом примкнул к хрис- тианской общине, все это ставило его в глазах
Апостолов на второе место. С
другой стороны, независимый характер Павла, склонность к лидерству, более глубокое в иудаистскском смысле
образование, необычайная энергия в делах и вера в свое призвание требовали для
новообращенного члена общины совсем иного амплуа. Различие воспитания,
характеров и взглядов рождало стену отчуждения между Павлом и
Апостолами. Его общение
в Иерусалиме происходило, в основном, лишь с Петром и
Иаковом, Братом Господним, и длилось всего пятнадцать дней (Гал. 1: 18,
19). Преследуемый теперь уже эллинистами Павел бежит из Иерусалима в
Кесарию, а затем в свой родной Тарс, где пребывает в мучительном бездействии
около двух лет. В
это время Апостолы поручают Варнаве идти в Антиохию. Варнава, "муж добрый и исполненный Духа Святого и
веры", плодотворно
благовествует в Антиохии и делает ее второй столицей
христианства. В 45-м г. н. э. Вар- нава приглашает в Антиохию Павла и вторично
вводит его в братство хрис- тиан. "Целый год собирались они в церкви
и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали
называться христианами" (Деян. 11: 26). Новая церковь получает здесь свое
имя, начинает существовать от- дельно от иудаизма и становится сама собой.
Антиохия - полумиллионный город, третий по численности после Рима
и Александрии, "столица Востока",
резиденция римского наместника Сирии, город с четырехвековой историей и
невообразимым смешением рас, народов, обычаев, культов, верований. Основные языки
Антиохии - греческий и си- рийский. Наиболее многочисленные группы
населения - греки, сирийцы и ев- реи. Античные авторы - Ювенал, Тацит, Малала,
Ливаний пытались дать по- нятие о степени растления жителей Антиохии,
называя их диким скопищем шутов, шарлатанов, мимов, чудотворцев,
колдунов, обманщиков и
жрецов, праздной и склонной к мятежам чернью, а саму
Антиохию - городом скачек, танцев, процессий, торжеств, вакханалий,
безумной роскоши, вредных суе- верий, фанатичных оргий и всех мыслимых и
немыслимых видов разврата.
Официальная религия - многобожие - становилась все более и более не- состоятельной, а бессодержательные языческие
обряды - все менее удовлет- воряющими души людей. На фоне этой веселой,
беспутной и распутной жизни иудейские общины с вкрапленными в них
христианами
представлялись для многих островками спокойствия и порядка.
Поток прозелитов нееврейского происхождения усиливался. Мешанина культов и
этносов, либерализм взгля- дов антиохийцев и общий греческий язык
способствовали религиозной пропа- ганде. Миссионеры Кипра и Киринеи, а затем
Варнава с Павлом просто вы- нуждены были в таких условиях проповедовать
слово Божие как евреям, так и грекам. Кастовый принцип, господствующий в
иерусалимской общине, здесь был нарушен с самого начала. Христианами
становятся как евреи,
так и язычники греки и сирийцы. Однако все
старейшины антиохийской церкви
- евреи. Это - Симеон, по прозвищу
"Нигер", Люций Киринеянин, Менахем. Но- вообращенные язычники еще не занимают
высокого положения, так
как не блистают риторикой и знаниями. Это низшие
классы общества, простой люд и рабы.
Далекий Иерусалим остался городом Божьих нищих. Вся касса иерусалимс- кой общины шла на пропитание бедных. Еврейский
коммунизм породил нищету, и антиохийская церковь, привлекшая богатых
прихожан, оказывает матери- альную поддержку христианам Иудеи. От
грекоговорящей антиохийской церкви отделяется секта христиан-си- рийцев, говорящих по-сирийски и называемых
ныне маронитами. Как это час- то бывает между родственными движениями,
отношения греческой и сирийской церквей рано приобрели соперничающий, а затем
враждебный характер. Варнава
и Павел своей благотворной деятельностью сумели создать в Ан- тиохии барьер против общей безнравственности.
Со временем Антиохия ста- нет родиной столпников и отшельников.
Итак, спустя 8 - 10 лет после гонений на эллинистов и бегства их
из Иерусалима иудейская община Антиохии
количественно и качественно изменя- ется. Собственно еврейская часть общины
распадается на ортодоксальную и христианскую. С внешней стороны к иудейской
общине примыкает многочис- ленный слой "богобоязненных" -
полуязычников-полуиудеев, верящих в
еди- ного Бога и Мессию, признающих моральный
кодекс иудеев, участвующих в молениях, но находящихся при этом вне синагог
за отказ выполнить ритуал обрезания, нарушение запретов на пищу и других
иудейских правил. Именно этих людей вовлекает в христианство проповедь
Варнавы. Павел и Варнава требуют от язычников лишь веры в Иисуса Христа
и освобождают их от непо- нятных иудейских правил. Это
был порыв революционного духа, свиде- тельствующий об уме и смелости Павла и Варнавы
- евреев, воспитанных в строгих фарисейских традициях.
Значение этого шага можно в полной мере оценить, если
помнить, как живой Иисус презрительно относился к
иноверцам: "Я послан только
к по- гибшим овцам дома Израилева" (Мф.
15: 24). Этот сложный богословский вопрос Павел решил однозначно, и задолго
до написания Евангелий. Если проанализировать суть доктринальных споров
Павла с Апостолами, то можно сказать, что именно точка зрения Павла, смело
эллинизирующего христи- анство, послужила основой последних глав всех
Евангелий, где воскресший Иисус напутствует учеников нести свет Его
учения всем народам. Да и са- мих споров между Павлом и Варнавой, с одной
стороны, и Петром и Иаковом, с другой, не было бы, если бы в то время существовало прямое указание воскресшего Христа об отношении к
язычникам. Какими бы
прекрасными и святыми людьми ни были бы Апостолы, их
кастовое мировоззрение не позво- лило бы христианству стать мировой религией. Из
Антиохии Варнава и Павел планируют
и осуществляют миссионерские поездки по Малой Азии, Греции, Италии,
островам и побережью Средиземно- морья. Начинается эллинистический этап
развития христианства, вовлекаю- щий огромные разноплеменные массы людей низших
сословий и рабов Римской Империи. Всего Павлом совершено три
путешествия, которые длились около двадцати лет. Два из них закончились в
Иерусалиме. Павел и его спутники - Варнава, Иоанн Марк, Сила, Тимофей посещают
десятки городов и портов, подолгу живя в некоторых из них. Они
проповедуют в синагогах, на улицах, в частных домах, в языческих храмах. Приход
Павла в город обычно начи- нался с проповеди в синагоге, где по традиции
мог выступать любой прихо- жанин. Многие слушатели, уверовав, присоединялись к
Павлу. Иногда же проповеди принимали драматический оборот, и
Павлу приходилось спасаться от разъяренных иудеев.
"Деяния" содержат описание 5 - 6 таких случаев, когда
Павла побивают камнями, просто избивают, арестовывают, либо
он спасается бегством. Если проанализировать тексты "Деяний", то
можно понять, что конфликты начина- лись тогда, когда Павел затрагивал интересы
местных авторитетов - закон- ников, привыкших к послушной пастве. Пламенные
речи Павла подобно метео- ритам врывались в тихую, благостную атмосферу
синагог, эмоционально взрывая традиционный порядок служб. У
руководителей синагог всегда нахо- дились фанатичные сторонники, требовавшие, как
минимум, изгнания из хра- ма этого чужака-еретика.
Возможно, что причиной конфликтов была одержимость, присущая характе- ру Павла, то мощное эмоциональное поле,
которое он привносил с собой в доселе тихие еврейские собрания. При этом
взрывы ярости обрушивались по- чему-то только на его бедную голову, тогда как
Варнава, Сила, Тимофей, также участвовавшие в этих диспутах,
оставались неприкосновенными. По- нятно, что после общения с иудеями-ортодоксами
и пережитых, мягко гово- ря, неприятностей, Павлу особенно легко было
проповедовать язычникам - грекам. Незакомплексованные греки
оказались более благодарной и, что особенно важно, намного более многочисленной
аудиторией, чем иудеи. На основании "Деяний" трудно сказать,
какой процент иудеев пошел за Павлом. Возможно, что половина членов общин, возможно,
менее половины. Об этом в "Деяниях" говорится много раз, но
всегда расплывчато: "Многие Иудеи
и чтители Бога, обращенные из язычников,
последовали за Павлом и
Варна- вою..." (Деян. 13: 43);
"...уверовало великое множество Иудеев
и Элли- нов..." (Деян. 14: 1). Как бы то ни было,
но центры иудаизма становились в то время и центрами христианства. Сбывалось
пророчество Захарии - эл- линский мир хватался за одежды евреев и
просил: "...введите нас в Иеру- салим..." (Зах. 8: 23). Это была
непризнанная христианским миром истори- ческая заслуга еврейского народа. Самое
интересное, что евреи никогда не гордились тем, что они создали христианство.
Например, среди множества довольно регулярных публикаций в
еврейских издательствах о
знаменитых представителях этой нации можно встретить
философов, ученых, писателей, Нобелевских лауреатов, но никогда в них не
упоминаются имена Иисуса, Апостолов, Павла, Варнавы. А ведь именно
эти личности запустили
новые часы в истории человечества. Сам Павел на
суде синедриона с
гордостью подчеркивал свое иудейское происхождение. А
почему бы евреям не погор- диться своим великим соплеменником? Ведь
гордятся же они пророками Иса- йей и Иеремией! Разве у такой личности, как
Павел, калибр меньше?
Попытка Павла проповедовать слово Христа среди ученых греков в Арео- паге закончилась полной неудачей.
"Услышав о воскресении
мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом
послушаем тебя в другое время" (Деян. 17: 32). Философия стоиков была резко враждебной
христианству.
Иерусалимский собор, заслушавший в 51 г. н. э. отчет Павла и Варнавы об обращении язычников, устами Апостолов Петра
и Иакова, Брата Господня, одобрил деятельность этих великих миссионеров,
освободил язычников-про- зелитов от иудейского обряда обрезания, обязав
их лишь в самом необходи- мом: "Воздерживаться от идоложертвенного
и крови, и удавлены и блуда, и не делать другим того, чего себе не
хотите" (Деян. 15: 29). Таким
обра- зом, обрядовая формула приема в христианство
для греческого мира
была предельно упрощена. Иерусалимский собор как бы
официально признал Павла Апостолом и разделил сферы влияния Павла и
Петра: "Мне вверено благочес- тие для язычников, как Петру для
обрезанных" (Гал. 2: 7).
Отношение Павла к богатству и богатым людям было сугубо прагматичес- ким и отличным от известного изречения Иисуса:
"Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти
в Царство Божие" (Мф. 19: 24). От богатых людей Павел требует,
"чтобы они не высоко думали о
себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога
живаго... чтобы они бла- годетельствовали, богатели добрыми делами,
были щедры" (1 Тим. 6: 17). Идея обобществления имущества представляется
Павлу утопической помехой в развитии новой религии. Ее основатели не
считали социальные проблемы ак- туальными ввиду ожидаемого Царствия Небесного.
Стремясь легализовать христианство в
глазах римской администрации, Павел открыто поддерживает институт рабства:
"Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти, со страхом и трепетом, в простоте
сердца вашего, как Христу" (Еф. 6: 5). Здесь Павел забывает,
что человек сотворен по образу и подобию Божьему, и относится к рабству
спокойно, как человек
своего времени. Впоследствии Блаженный Августин и
Иоанн Златоуст откорректируют учение Павла и объяснят рабство людей
наказанием за их грехи. Как
у всех первопроходцев, путь Павла не был усыпан розами. В 58
г. н. э. после третьего миссионерского
путешествия он возвратился в Иеруса- лим. В указанное время Иудеей правил римский
прокуратор Феликс, синедри- он возглавлял первосвященник Анания,
христианскую общину - Иаков, Брат Господень. Тетрарх Ирод-Агриппа II властвовал
в Кесарии Филипповой. Иу- дейский пророк Агав предупредил Павла о
грозящей ему в Иерусалиме опас- ности, но Павел пренебрег этим. Тогда
обстановка в Иудее была чрезвычай- но напряженной из-за жестокого произвола и
вымогательств римской адми- нистрации, ответного терроризма еврейских
патриотов, то и дело возникаю- щих и подавляемых восстаний. Волна
национализма и религиозного фанатизма стремилась к своему апогею, так как на карту
было поставлено само
су- ществование еврейского народа. Малейшее отклонение от ортодоксального иудаизма считалось преступлением в глазах
патриотов-фанатиков.
Встречу Павла с Иаковом нельзя считать дружественной. Присутствовав- шие при встрече пресвитеры "сказали
ему: видишь, брат,
сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они - ревнители
Закона; а о тебе наслышались они, что ты всех Иудеев, живущих между
язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтоб они не обрезывали детей
своих и не поступали по обычаям" (Деян. 21: 20, 21). Иаков
потребовал от Павла семидневного по- каянного очищения в Храме. Для Павла,
призванного к служению самим Иису- сом, это было унижением, однако, он совершает
очищение, как бы этим са- мым сближаясь с еврейским народом и назореями. Несмотря на это,
иу- деи-фанатики обвиняют Павла в том, что он,
якобы, ввел в Храм язычника Трофима Ефесянина. В городе начинается смута.
В дело вмешивается римский тысяченачальник, и Павел оказывается
перед судом синедриона, где его предварительно по приказу Анании "бьют по
устам". Однако синедрион
не являлся монолитной организацией из-за
религиозного раскола на саддукеев и фарисеев. Этим воспользовался обвиняемый.
Павел "возгласил в синедрио- не: мужи братья! я фарисей, сын фарисея; за
чаяние воскресения мертвых меня судят" (Деян. 23: 6). "Сделался
большой крик", и книжники-фарисеи оправдали Павла.
Однако против Павла зреет новый заговор фанатиков, и, чтобы предотв- ратить убийство его, тысяченачальник
отправляет Павла под охраной из Ие- русалима в Кесарию к прокуратору Феликсу.
Взяточник и вымогатель Феликс в ожидании того, что Павел заплатит ему,
продержал римского гражданина Павла в тюрьме два года. В 60 г. н. э.
прокуратором Иудеи стал
Порций Фест, и суд возобновился. Процесс над Павлом
проходил публично по римс- ким законам. Обвинителем со стороны
первосвященника Анания выступил ри- тор Тертулл: "Нашедши сего человека язвою
общества, возбудителем мятежа между Иудеями, живущими во вселенной, и
представителем назорейской ере- си, который отважился даже осквернить
Храм..." (Деян. 24: 5, 6). Судья Фест и царственный эксперт по иудейской
теологии Ирод-Агриппа II
не пришли ни к какому решению. "И сказал
Агриппа Фесту: можно было бы осво- бодить этого человека, если бы он не
потребовал суда у кесаря. Посему и решился правитель послать его к кесарю"
(Деян. 26: 32). О
римском периоде жизни Апостола Павла известно прискорбно мало. Ему позволено было жить отдельно, но с воином,
стерегущим его. В Риме, как и везде, он проповедовал среди иудеев учение о
Царстве Божием, при
этом "одни убеждались словами его, а другие не
верили". Здесь, как и везде, после слов Павла: "Да будет вам известно,
что спасение послано язычни- кам: они и услышат" - возникал
религиозный раскол среди евреев,
которые уходили, "много споря между собою"
(Деян. 28: 29). В
Риме Павел оказался одиноким и брошенным всеми человеком. "При пер- вом моем ответе никого не было со мною, но все
меня оставили. Да не вме- нится им!" (2 Тим. 4: 16). Закованный в
кандалы, он некоторое время со- держался в тюрьме. "Ты знаешь,что все
Асийские оставили меня, в том чис- ле и Фигелл, и Ермоген. Да даст Господь
милость дому Онисифора за
то, что он многократно покоил меня и не стыдился
уз моих, но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел" (2
Тим. 1: 15, 16). Как
окончил свои дни этот великий христианин? История не дает ответа. По церковной версии, Павел погиб в правление
Нерона во время гонений на христиан. По другой версии он отправился с
проповедью в Испанию, будучи приговорен судом кесаря к изгнанию. О
намерении донести туда Слово Божие сам Павел дважды упоминает в послании к
римлянам (15: 24, 28).
После Христа Павел, несомненно, первая фигура в
христианстве. Если Христос - создатель учения, то Павел -
создатель церкви. Его успех исто- рия объясняет умом, смелостью и энергией.
Но есть еще
одно великое свойство, которое придавало его словам
неотразимость и убедительность. Это свойство - любовь к человеку. Именно ее
ставил Павел в
качестве главной задачи своей миссии, она была целью и
средством. Христиане ни- когда не должны забывать апостольский гимн
любви:
"Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви
не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если
имею дар пророчества,и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а
не имею любви, - то я нич- то. И
если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь
не превозносится, не гордится, не бесчинствует,
не ищет своего, не раздра- жается, не мыслит зла, не радуется неправде, а
сорадуется истине; Все
покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится" (1
Коринф. 13: 1 - 8).
Пройдет время, и церковь станет мощной организацией,
контролирующей государей и государства. Метод убеждения,
которым так искусно пользовал- ся основатель церкви, будет отвергнут как
неэффективный и медленный. Христианские государи с благословения римских
пап будут отправлять в за- морские и незаморские страны воинства для обращения
язычников в веру Христову. Любимым и единственным методом
этих воинов-миссионеров будет меч и огонь. Так действовали испанские
конкистадоры в Америке и немецкие крестоносцы в Польше и Литве. Зверства,
творимые участниками религиозных войн, останутся вечным позором христианства. 4.
ЕВРЕИ ПОСЛЕ РАЗРУШЕНИЯ ХРАМА
Иудейская война 66 - 73 гг. н. э. с ее сокрушительным для евреев ре- зультатом ввергла в длительный шок нацию,
устойчивость которой зиждилась на незыблемости договора с Богом. Если Господь
допустил разрушение Хра- ма, служившего центром еврейского мира, то
сможет ли в будущем пламенная вера Израиля совершать свой подвиг и надеяться
при абсолютном отсутствии всякой надежды? Иерусалим превратился в
груду камней, уцелевшие
иудеи разбрелись по выжженной стране в поисках крова
и пищи, общественное бо- гослужение прекратилось. Результатом войны
было поголовное истребление сикариев и зелотов, исчезновение
священнической
аристократии, жившей Храмом, истощение всех источников доходов и
ужасающая нищета. В
пламени войны уцелели лишь фарисеи
- умеренная и
добродетельная буржуазия, заблаговременно покинувшая горящий
Иерусалим. В пламени войны уцелели и евреи-христиане, или иудео-христиане
(назаряне, евиониты), бе- жавшие в 68 г. н. э. еще до разрушения Храма в
город Пеллу в Заиорданье. И иудейскому большинству, и христианскому меньшинству
предстояло многое осмыслить, нащупать ориентиры для дальнейшей
жизни.
Единственное, что осталось у еврейского народа после катастрофы, это Закон и небольшая группа ученых - толкователей
Торы, заменивших священ- ников, которые стали теперь уже ненужными.
Один из них - Иоханан бен Заккай, член бывшего синедриона и один из
вождей "партии мира" -
в ка- кой-то мере повторил судьбу Иосифа Флавия. В
последние дни осады Иеруса- лима он тайно покинул город, сдался римлянам,
предсказал Веспасиану им- ператорский титул и испросил разрешения
создать в городке Явнея
нечто вроде академии по изучению Торы, или
синедриона. Разрешение было получе- но.
Иоханан бен Заккай пользовался огромным авторитетом. Его любимым пра- вилом было устанавливать царство мира. Никто
не успевал поклониться ему первым, включая язычников на рынке. Во многих
отношениях его можно счи- тать последователем Иисуса, хотя он не был
христианином. Иоханан бен Заккай и его коллеги предложили создать для
спасения рассеянного народа некую невидимую духовную границу между евреями
диаспоры и окружающим языческим миром. Во все еврейские общины они
отправляют наставления по организации религиозной жизни, жизни в семье и
в быту, воспитанию детей и т. д. В Явнее, а также в городке Лидде
вычисляются и рассылаются в ди- аспору даты еврейских праздников, тексты
ежедневных трехкратных молитв, заменяющих храмовые жертвоприношения.
Преемник Иоханана бен Заккай равви Гамалиил-младший увеличил извест- ность Явнеи. Он установил порядок
проведения пасхальной трапезы
с ее символикой и другие нормы исполнения Торы в
новых условиях. Всем евреям было предписано обучать детей грамоте и Торе,
начиная с пяти лет. Новые условия жизни в диаспоре требовали
приспособления к ним самой Торы. Уче- ные Иудеи и Парфии (бывшей Вавилонии)
разработали свод комментариев к Торе, подробнейшее законодательство, впоследствии, через пять веков, превратившееся в грандиозный литературный
памятник - Талмуд.
Евреи диаспоры добровольно признали этих ученых своими духовными вож- дями и, находясь во враждебном окружении,
делали все, чтобы сохранить религию, язык, культуру, память о прошлом и
надежды на будущее. Это сох- ранение и выживание требовало поддержания состояния "народ в народе". Оглядываясь на уникальную историю евреев -
единственного народа, сохра- нившего в течение тысячелетий, несмотря на
гонения и погромы, свою рели- гию, язык и чистоту крови, приходится
признать, что дерзкий замысел Ио- ханана бен Заккай вполне удался, тогда как
народ-победитель, римляне, как и все другие народы, в потоке истории
забыли изначальные религии и языки.
Методом сохранения, согласно Талмуду, была строжайшая изоляция иудеев от всех народов. Множились отлучения. Прекратился приток прозелитов: "Новообращенные - это проказа
Израиля". Установленные еще до
разрушения Храма "восемнадцать мер" - перечень
запретов - сейчас строжайше соблюда- ются. Запрещается покупать что-либо у
язычников, запрещается говорить на их языке, принимать их свидетельства, их
приношения, запрещается прино- сить жертвы императору, принимать пищу
вместе с язычниками, требуется очищаться после контактов с ними и т. д.
Другими словами, это были тре- бования абсолютной стерильности евреев во всем
и, прежде всего, в духов- ной сфере.
Изучение Закона становилось освобождением от ненавистного мира: тот, кто подчиняет себя игу Закона, освобождается
от ига политики и мира; тот, кто нарушает Закон, достоин
проклятия. Детальнейшая регламентация жизни порождала мелочность и формализм.
Еврейский ум усыплял себя греза- ми и истощался в казуистике. Казуисты доводили
требования, предъявляемые правоверному иудею, до невыносимых уровней и
при этом получали возмож- ность проклинать тех, кто не дотягивал до
установленной ими произвольной планки. По их мнению, только так могло
проявиться правосудие Господне. Дух
мелочности порождал антипатию у истинно добродетельных людей, для которых формальная сторона всегда является
второстепенной. Именно в это время евреи-христиане в Пелле начинают
отрываться от Закона, тогда как иудеи неистово цепляются за него. До этого
времени слово "фарисей" пони- малось христианами в положительном смысле,
хотя Иисус полвека тому назад и делал фарисеев мишенью своих острых притч.
Вспомним, с какой гордостью заявлял Апостол Павел на суде синедриона:
"Я фарисей, сын фарисея"
(Де- ян. 23: 6). Брат Господень Иаков и члены семьи
Иисуса были верными фари- сеями. Новое настроение христиан, порожденное
требованиями послевоенного формализма, оказало влияние на смысл слова
"фарисей" при составлении Евангелий. Растущее непонимание между
евреями-христианами и правоверными иудеями, полемика и появившаяся в связи с этим
враждебность придали сло- вам "фарисей" и "иудей"
смысл врагов Иисуса.
Изучение Закона как основы основ жизни евреев порождало в
некоторых случаях самоуверенность и высокомерие,
присущие, впрочем, ученым и наше- го времени. В этом смысле характерна молитва
молодого иудея, заимство- ванная из Вавилонского Талмуда:
"Благодарю Тебя, Бессмертный,
мой Бог, за то, что по твоей милости я посещал школу
вместо того, чтобы, как дру- гие, таскаться по базарам. Я встаю в одно
время с ними, но для изучения Закона, а не для суетных дел. Я тружусь, как и
они, но имею в виду буду- щую жизнь, тогда как они достигнут лишь
могилы" (34).
Привитое многими поколениями уважение к учению проявилось в XX
веке внушительным успехом евреев в фундаментальных
науках. Советская власть, перекрывшая с начала 50-х годов доступ еврейской
молодежи в вузы по спе- циальностям - физика, химия и ряду других,
совсем не знала историю ев- рейского народа. Разумнее было бы
использовать эту особенность евреев для блага СССР. К
концу первого века в Иудее рождается книга Юдифь. Это агада
(поэ- ма), отражающая душу народа той эпохи,
составленная неизвестным пламен- ным патриотом. Книга содержит воспоминания о
прошлых поражениях и пред- чувствия будущих восстаний против ненавистных
римлян. По привязанности к Закону автор может считаться фарисеем. В то же
время уверенность в том, что Бог любит слабых и отчаявшихся, приближает
автора к христианам.
Иудаизм этой поры состоит из двух полюсов. Первый - это Закон, второй - это пророки, псалмы, поэтические книги, агады
- грезы и волнующие на- дежды. Ортодоксальные иудеи считали агадистов
и христиан, которых они, в сущности, не отличали от агадистов,
людьми несерьезными, легкомысленно относящимися к изучению Торы.
В процессе диспутов,
происходивших в страстной, накаленной атмосфере синагог,
у ортодоксальной части
иу- действа вырабатывается резкое неприятие
христианства, доходящее до риту- альных проклятий. Вводится обычай тройного
проклятия назарян - привер- женцев Иисуса в синагоге - утром, днем и вечером:
"Предателям нет спасе- ния! Злонамеренным гибель! Пусть сила гордости
будет ослаблена, уничто- жена, разбита, скоро, в наши дни! Слава, о
Бессмертный, тем, кто поража- ет твоих врагов и гордецов!" Слово
"предатели" следует
понимать в том смысле, что иудео-христиане не участвовали
вместе со всеми в войне про- тив римлян. Конечно, это не последний случай,
когда проклятия в храмах будут произноситься в адрес раскольников и
еретиков. Гнев правоверных - святое дело!
Рождается потребность в точном каноне священных книг. Признанной ос- новой считаются Тора, пророки и псалмы. Евреи
становятся народом Книги. Здесь они ищут средство застраховаться от
распыления и обезличения, и перед великой целью самосохранения должны были
смолкнуть все сомнения и споры относительно отдельных частей канона. В
правление императора Домициана в 81 - 96 гг. н. э. на римские общи- ны евреев и христиан обрушиваются жестокие
преследования, не затронув- шие, по-видимому, их восточных собратьев. В
116 - 117 гг. н. э. при Тра- яне евреи диаспоры поднимают ряд восстаний
против римских правителей в Киренаиках, Александрии и на о. Кипр. Эти
восстания сразу принимают кро- вавый межэтнический характер. Греческие и
христианские историки - Дион Кассий, Евсевий, Орозий, Аппиан рассказывают о
зверствах, на этот раз, евреев, убивших в Киренаиках 220000, а на
Кипре 240000 язычников. В Египте восстание иудеев приняло
характер настоящей войны,
грозившей распространением на Палестину, Сирию и
Месопотамию. Иудеи как бы пред- чувствовали из пророчеств конец ненавистного
языческого Рима.
Ученые Явнеи в это время стремились показать, что путь
к душевному равновесию лежит в точном соблюдении Закона, и
не побуждали никого к мя- тежу. Война с евреями продолжалась свыше года
и закончилась почти пого- ловным их истреблением в Месопотамии и Египте.
Могущественная еврейская община Александрии вместе с Великой синагогой,
считавшейся чудом света, перестали существовать.
Судьба, постигшая еврейский народ в его затяжном конфликте с
Римом, печальна и фатальна. Иудея, как римский
протекторат, могла бы существо- вать не хуже и не лучше других римских
провинций и сохранить себя до на- ших дней. И в других римских провинциях
вспыхивали и подавлялись мятежи, но все они сохранили территорию,
государственность и население. Ни у од- ного из подвластных Риму народов не было столь
мало шансов на успех за- воевать свободу военным путем, и нигде попытки
вырвать ее не были столь яростны и безоглядны. Историки второй
Иудейской войны 132 - 135 гг. н. э. объясняют ее развитие причинами, прежде
всего, религиозного свойства.
Во-первых, это религиозное притеснение восточных сект Империи на ос- новании принятых римских законов. Имевшие
место в прошлом гонения на иу- деев и христиан, которые в глазах римлян были
неотличимы друг от друга, происходили под влиянием каприза отдельных
императоров - Калигулы, Неро- на, Домициана. В правление Адриана некоторые
ритуалы иудейского вероис- поведания объявляются преступлениями.
Например, запрещается и преследу- ется столь важное в глазах евреев обрезание
младенцев.
Во-вторых, разрушенный Иерусалим - это святое для иудеев
место - застраивается римлянами и переименовывается в
Элию Капитолину. Из свя- щенных камней Храма возводятся языческие
храмы Юпитера Капитолийского, Вакха, Сераписа, Астарты, Диоскуров. Близ
Голгофы красуются статуи Вене- ры и Юпитера. В глазах евреев это было
святотатством и вызовом. Они не хотели возвращаться в этот новый, оскверненный,
языческий город. И,
в-третьих, мессианские надежды, которые всегда двигали евреев
на борьбу с римлянами, на этот раз
персонифицировались в конкретную лич- ность, вошедшую в историю как Бар-Кохба (арам.
- сын звезды). Настоящее имя этого человека неизвестно, так как
умышленно скрывалось его сторон- никами ввиду его мессианской роли. В Талмуде
он назван Бен-Козиба, по имени отца, а может быть, местности. Бар-Кохба
объявил себя, возможно, в подражание Иисусу, мессией и увлек на борьбу значительную
часть населе- ния Иудеи. Как всегда, за безумство храбрых,
но ослепленных людей приш- лось расплачиваться всему народу. Просвещенная
часть иудеев и умеренные фарисеи в движении Бар-Кохбы не участвовали,
но и сдержать экстремистов не сумели. Один из высших еврейских
авторитетов того времени равви Аки- ба, которого сравнивали с Моисеем и Ездрой,
неожиданно признал мессиа- низм Бар-Кохбы, вручив ему жезл командующего и
поддержав стремя его ко- ня. Таким образом, Бар-Кохба стал
религиозным и военным
руководителем израильского народа.
Война была продолжительной и опустошительной. Она тянулась более двух лет. Два опытных римских легата Тиней Руф и
Публий Марцелл потерпели не- удачу в этой партизанской войне на
истребление. Лишь посланный императо- ром Адрианом лучший военачальник Рима Секст
Юлий Север сумел добиться победы над мятежной Иудеей. В войне погиб и
Бар-Кохба. В боях
полегло около 180000 евреев. Огромное количество людей
умерло от голода и болез- ней. Иудея превратилась в пустыню с бродящими
по ней гиенами. Уцелевших жителей продали на ярмарках. С равви Акиба
римляне содрали кожу раска- ленными крючьями. Он умер под пытками, крича:
"Иегова наш Бог!
Иегова Бог единственный!" Благоразумные
расплатились за безумцев. По всей Империи началось го- нение против иудаизма. Уцелевших иудеев и
евреев диаспоры обложили тяже- лыми податями и запретили обряды: обрезание,
соблюдение субботы и празд- ников. Запрещалось изучение Закона и его
преподавание. Посвящение в иу- даизм каралось смертью - казнили и раввина, и
прозелита. Особенно жесто- ко преследуются ученые, знатоки Закона. Быть
евреем в это время являлось преступлением на всей территории Сирии. Острый
период гонений продолжал- ся до смерти Адриана. Вера в дарованную
Богом землю обетованную явля- лась, как известно, одним из догматов Торы.
Чтобы подсечь корень иудейс- ких войн в будущем, был издан эдикт,
изгоняющий евреев из Иерусалима и его окрестностей под страхом смертной казни.
Отныне евреи лишались воз- можности даже глядеть на священные развалины.
Впоследствии им было раз- решено за плату один раз в год поплакать на
руинах Храма и помазать мас- лом камень, означающий то место, где, по
преданию, была Святая Святых. Уцелевшие
ученые, знатоки Торы решают теперь вопросы такого рода: ка- кие предписания Закона позволительно нарушить,
а ради каких претерпеть мученичество. Соглашаются с тем, что в период
гонений можно отказаться от всех нормативов Закона, кроме запрета идолопоклонства, прелюбодеяния и убийств. При необходимости выбора между
соблюдением Закона и сохране- нием своей жизни, человек должен выбрать
жизнь. В то же время соглаша- лись с тем, что должно идти на смерть скорее,
чем нарушить предписание Закона публично. Все шумные ритуалы и
богослужения отменяются - иудаизм, как и христианство, уходит в катакомбы.
Обязанность преподавания Закона признается первенствующей над всеми другими.
Многочисленные еврейские мученики были лишены того, что было основным у христиан - веры в будущую жизнь. Во всяком
случае, мученик-еврей был лишен ясности в этом важном вопросе. Идея о
бессмертии постепенно внед- рялась в религиозное сознание Израиля в
процессе гонений этого периода. А ведь эта идея ввиду массового мученичества
становилась своего рода не- обходимостью. Как можно было утверждать, что
многочисленные строгие ис- полнители Закона свою награду здесь на земле
уже получили? Или Бог несп- раведлив, или мученики - не святые, а преступники! Некоторые мученики соглашались скорее объявить себя грешниками,
чем усомниться в справедли- вости Бога. Но таких было не много, во всяком
случае, это не носило мас- сового характера. Идея
загробного воздаяния святым в этот период прошла несколько фаз. Сначала
предполагалось, что мученики
за веру получат
тысячелетнее царствие. Затем, что они вознаградятся
духовным вознесением на небо. Да- лее, вера в правосудие Божие принимала
формы, близкие к
христианскому раю. Однако это последнее нигде не возводилось
в догмат, так как в Торе отсутствуют даже намеки на него. Так
закончилась последняя попытка древних иудеев сохранить свою госу- дарственность. Отныне и вплоть до 1948 г.
евреи станут кочующей нацией, изгоняемой и преследуемой всеми, нацией
с историей беспросветно пе- чальной и разительно несхожей с историей
других народов. Имеется ли
в прошлом евреев некая роковая вина, породившая
чудовищную вереницу их му- чений? Спектр мнений здесь широк, хотя, надо
признать, что многие антич- ные, христианские и современные историки
выносят обвинительный вердикт евреям, считая их нетерпимыми,
фанатичными и тем
заслуживающими свою участь. Не будем столь категоричны. Едва ли
это так. Старая, мудрая Клио не отказывает в сочувствии побежденным, даже
если они жили и воевали иначе, чем представляется теоретикам в
уединенной тиши академических библиотек.
|